ФОРУМ "БЕЗОПАСНОСТЬ БУДУЩЕГО". Зур 200


Устройство учетно-распределительное ЗУР-200 УХ Л 4

Устройство учетно-распределительное ЗУР-200 УХЛ4 предназначено для приема, распределения и раздельного учета электрической энергии на первых нежилых этажах жилых зданий без конкретной технологии, в сетях напряжением 380/220В, с глухозаземленной нейтралью, трехфазного переменного тока частотой 50Гц, а также для защиты отходящих линий при перегрузках и коротких замыканиях. 

Основные технические характеристики и габаритные размеры вводно-распределительного устройства ЗУР-200 приведены в таблице и на рисунке

Степень защиты IP31 (по желанию заказчика IP54)

Климатическое исполнение - УХП4 по ГОСТ 15150.69 и ГОСТ 15543.1-89

СТРУКТУРА УСЛОВНОГО ОБОЗНАЧЕНИЯ

Пример обозначения:Учетно-распределительная панель 3УР-200-31 УХЛ4-ТВ - Учетно-распределительная панель по  электрической принципиальной схеме 00; габаритные размеры панели 2000х630х450;  степень защиты IP31.

КОНСТРУКЦИЯ

Устройство учетно-распределительное серии 3УР-200 комплектуются из отдельной панелей одностороннего обслуживания. Каждая панель представляет собой сварную металлоконструкцию из гнутых стальных профилей внутри которой размещена аппаратура главных и вспомогательных цепей.

Панели 3УР-200 имеют отделение учета, в котором устанавливаются  трехфазные счетчики, и отделение ввода, в котором устанавливаются рубильники (переключатели) или автоматические выключатели. Дверь верхнего отсека имеет окна для снятия показаний счетчиков.

Доступ в панель со стороны фасада через дверь. Ввод питающих кабелей осуществляется снизу, вывод проводов отходящих линий может осуществляться сверху и снизу.

Габаритные и установочные размеры.

Таблица 3.5.1.

Тип панелей ВРУ Порядковый номер разработки
3
Габаритные размеры, мм
H h2 h3 L L1 L2 L3 B B1 B2 B3 B4
Панель 3УР-200-31-УХЛ4-ТВ 2000 545 1290 630 426 102 321 450 366 42 270 116

Рис. 3.5.1.

Тип панели Принципиальная схема первичных соединений Элементы на схеме
Обозна-чение Наименование
Учетно-распределительная панель
3УР-200-31УХЛ4-ТВ PI1-PI6QF1-QF6QF7-QF12 Счетчики (3ф)Авт выключатель (3ф) до 100ААвт выключатель (3ф) до 100А

tes777.ru

ОАО "МЭЛ" - Москва. Устройство ЗУР-200

Контакты

Продажа высоковольтного оборудования: +7 (495) 730-18-26 Продажа низковольтного оборудования: +7 (495) 730-18-35 Продажа лифтов и лифтового оборудования: +7 (495) 462-43-66

Продукция → Низковольтное оборудование → Низкая сторона трансформаторной подстанции Общие сведения:Устройство предназначено для приема, распределения и раздельного учета электрической энергии на первых нежилых этажах жилых зданий в сетях напряжением 380/220 В с глухозаземленной нейтралью трехфазного переменного тока частотой 50 Гц, а также для защиты отходящих линий при перегрузках и коротких замыканиях в жилых и общественных зданиях. Технические характеристики:
  • Напряжение, В 380/220
  • Частота, Гц 50
  • Количество учетно-распределительных линий, шт, не более 6
  • Номинальный ток одной учетно-распределительной линии, А, не более 100
  • Габаритные размеры, мм 630х450х2000
  • Масса, кг, не более 150
  • Степень защиты по ГОСТ14254-80 IP31
  • Установленный срок службы — 25 лет, с возможной заменой комплектующих 
 Похожие товары:

Общие сведения: Распределительно-учетные устройства низкого напряжения РУНН–6 предназначены для распределения и учета энергии переменного трёхфазного тока частотой 50 Гц в системах с изолированной...

Общие сведения: Распределительно-учетные устройства низкого напряжения РУНН–6 предназначены для распределения и учета энергии переменного трёхфазного тока частотой 50 Гц в системах с изолированной...

Общие сведения: Шкафы КРУ-2008Н предназначены для работы в электрических установках трёхфазного переменного тока частотой 50(60) Гц номинальным напряжением 6(10) кВ в сетях с изолированной или...

Информацию разместил ОАО "МЭЛ" - Москва. В случае несоответствия информации или нарушения законодательства просьба сообщить об этом в администрацию proelectro.ru, [email protected], ICQ: 205256260.

moskva.proelectro.ru

От пушки до ракеты. С-200 – советская "длинная рука" против американского SR-71

Пуск ЗУР ЗРС С-200 / Фото: topwar.ru

Советская зенитная ракетная система С-200 изменила тактику действий авиации и заставила ее отказаться от больших высот полета. Она стала "длинной рукой" и "забором", которые прекратили свободные полеты стратегических самолетов-разведчиков SR-71 над территориями СССР и стран Варшавского Договора. 

Появление американского высотного самолета-разведчика Lockheed SR-71 ("Blackbird" - Черный дрозд, Черная птица) ознаменовало новый этап противоборства между средствами воздушного нападения (СВН) и противовоздушной обороны (ПВО). Высокие скорость (до 3,2 М) и высота (около 30 км) полета позволяли ему уклоняться от существовавших зенитных ракет и вести разведку над прикрываемыми ими территориями. В период 1964-1998 гг. SR-71 использовался для разведки территории Вьетнама и Северной Кореи, ближневосточного региона (Египет, Иордания, Сирия), СССР и Кубы.

Но с появлением советской зенитной ракетной системы (ЗРС) С-200 (SA-5, Gammon по классификации НАТО) дальнего (более 100 км) действия стало началом заката эры SR-71 по прямому предназначению. В период своей службы на Дальнем Востоке автор был свидетелем неоднократных (по 8-12 раз в сутки) нарушений этим самолетом воздушной границы СССР. Но как только С-200 приводилась в боевую готовность, SR-71 с максимальной скоростью и набором высоты немедленно выходил из зоны пуска ракет этой зенитной системы.  

Стратегический самолет-разведчик SR-71 / Фото: www.nasa.gov

ЗРС С-200 стала причиной появления новых форм и способов действий авиации стран НАТО, которая при решении боевых задач стала активно использоваться средние (1000-4000 м), малые (200-1000 м) и предельно малые (до 200 м) высоты полета. А это автоматически расширило возможности маловысотных средств ПВО по борьбе с воздушными целями. Последующие события с применением С-200 показали, что попытки обмануть Gammon (обман, окорок в переводе с английского) обречены на провал.

Еще одной причиной создания С-200 стало принятие на вооружение бортового авиационного оружия дальнего действия типа крылатых ракет "Блю Стил" и "Хаунд Дог". Это снизило эффективность существующей системы ПВО СССР, особенно на Северном и Дальневосточном стратегических воздушно-космических направлениях. 

 

Крылатая ракета типа "Хаунд Дог" / Фото: vremena.takie.org 

Создание ЗРС С-200

Указанные предпосылки стали основой для постановки задачи (Постановление №608-293 от 4.06.1958 г.) создать ЗРС дальнего действия С-200. По тактико-техническому заданию это должна быть многоканальная ЗРС, способная поражать цели типа Ил-28 и МиГ-19, действующие со скоростями до 1000 м/с в диапазоне высот 5-35 км, на дальности до 200 км с вероятностью 0,7-0,8. Головными разработчиками системы С-200 и зенитной управляемой ракеты (ЗУР) были определены КБ-1 ГКРЭ (НПО «Алмаз») и ОКБ-2 ГКАТ (МКБ «Факел»).

После глубокой проработки КБ-1 представило проект ЗРС в двух вариантах. Первый предполагал создание одноканальной С-200 с комбинированным наведением ракет и дальностью действия 150 км, а второй – пятиканальной ЗРС С-200А с радиолокатором непрерывного излучения, полуактивной системой наведения ЗУР и предстартовым захватом цели. Этот вариант, основанный на принципе «выстрелил - забыл» и был одобрен (Постановление №735-338 от 4.07.1959 г.).

ЗРС должна была обеспечивать поражение целей типа Ил-28 и МиГ-17 ракетой с самонаведением В-650 на дальности 90-100 км и 60-65 км соответственно.

Фронтовой бомбардировщик Ил-28 / Фото: s00.yaplakal.com

В 1960 г. была поставлена задача увеличить дальность поражения сверхзвуковых (дозвуковых) целей до 110-120 (160-180) км. В 1967 г. ЗРС С-200А «Ангара» с дальностью пуска 160 км по цели типа Ту-16 была принята на вооружение. В результате стали формироваться смешанные бригады в составе ЗРС С-200 и ЗРК С-125. По данным США, в 1970 г. количество пусковых установок ЗРС С-200 достигало 1100, в 1975 – 1600, в 1980 – 1900, а в середине 1980 – около 2030 единиц. Практически, все важнейшие объекты страны были прикрыты ЗРС С-200.

Состав и возможности

ЗРС С-200А ("Ангара") – всепогодное многоканальное перевозимое средство ПВО дальнего действия, которое обеспечивало поражение различные пилотируемые и беспилотные воздушные цели со скоростями до 1200 м/с на высотах 300-40000 м и дальностях до 300 км в условиях интенсивного радиоэлектронного противодействия. Она представляла собой совокупность общесистемных средств и группы зенитных дивизионов (стрельбовых каналов). В состав последнего входила радиотехническая (радиолокатор подсвета цели – антенный пост, аппаратная кабина и кабина преобразования электропитания) и стартовая (кабина управления стартом, 6 пусковых установок, 12 заряжающих машин и средства электропитания) батареи. 

 

ЗРС С-200 "Ангара" / Фото: www.armyrecognition.com

Основными элементами ЗРС С-200 были командный пункт (КП), радиолокатор подсвета цели (РПЦ), стартовая позиция (СП), и двухступенчатая зенитная ракета.

КП во взаимодействии с вышестоящим КП решал задачи приема и распределения целей между стрельбовыми каналами. Для расширения возможностей по обнаружению целей КП придавались обзорные РЛС типа П-14А «Оборона» или П-14Ф «Фургон». В сложных погодно-климатических условиях радиолокационные средства С-200 размещались под специальными укрытиями. РПЦ представлял собой станцию непрерывного излучения, которая обеспечивала облучение цели и наведения на нее ЗУР по отраженному сигналу, а также получение информации о цели и ракете в полете. Двух режимный РПЦ позволял захватить цель и перейти на ее автосопровождение головкой самонаведения (ГСН) ракеты на дальности до 410 км.  

РПЦ ЗРК С-200 / Фото: topwar.ru

СП (2-5 в дивизионе) служит для подготовки и пуска по цели ракет. В ее состав входят шесть пусковых установок (ПУ), 12 заряжающих машин, кабина управления стартом и система электропитания. Типовая СП представляет собой круговую систему площадок для шести ПУ с площадкой для кабины управления стартом в центре, средств электропитания и систему рельсовых дорог для заряжающих машин (по две на каждую ПУ). Кабина управления стартом обеспечивает автоматизированный контроль готовности и старта шести ракет за время не более 60 с. Перевозимая ПУ с постоянным углом старта предназначена для размещения ракеты, автоматического заряжания, предстартовой подготовки, наведения и пуска ракеты. Заряжающая машина обеспечивала автоматическое перезаряжание ПУ ракетой.   

Схема стартовой позиции ЗРС С-200 / Фото: topwar.ru

Двухступенчатая ЗУР (5В21, 5В28, 5В28М) выполнена по нормальной аэродинамической схеме с четырьмя треугольными крыльями большого удлинения и полуактивной ГСН. Первая ступень представляет собой 4 твердотопливных ускорителя, которые установлены между крыльями второй ступени. Вторая (маршевая) ступень ракеты выполнена в виде ряда аппаратных отсеков с жидкостным двухкомпонентным ракетным двигателем. В головном отсеке размещается полуактивная ГСН, которая начинает работать через 17 с после выдачи команды на подготовку ракеты к пуску. Для поражения цели ЗУР оснащена осколочно-фугасной боевой частью - 91 кг взрывчатого вещества, 37000 шарообразных поражающих элементов двух видов (массой 3,5 г и 2 г) и радиовзрыватель. При подрыве БЧ осколки разлетаются в секторе 120 град. со скоростью до 1700 м/с.   

ЗУР 5В21 на ПУ / Фото topwar.ru

ЗРС С-200В ("Вега") и С-200Д ("Дубна") – модернизированные варианты этой системы с увеличенными дальностью и высотой поражения целей, а также модифицированной ракетой 5В28М.

Основные характеристики ЗРС С-200

С-200А  С-200В C-200Д    
Год принятия на вооружение196719701985
Тип ЗУР 15В21 15В2815в28М
Дальность поражения целей, км17-160 17-24017-300
Высота поражения целей, км 0,3-40,80,3-40,80,3-40,8
Скорость поражаемых целей, м/с~ 1200    ~ 1200    ~ 1200
Вероятность поражения одной ЗУР0,4-0,980,6-0,980,7-0,99
Время готовности к стрельбе, с до 60до 60до 60
Масса ПУ без ЗУР, т до 16до 16до 16
Стартовая масса ЗУР, кг700071008000
Масса БЧ, кг  217217217
Время развертывания (свертывания), час242424

Боевое применение и поставки за рубеж

Боевое "крещение" ЗРС С-200ВЭ получила в Сирии (1982 г.), где на дальности 180 км сбила израильский самолет дальнего радиолокационного обнаружения E-2C "Хокай". После этого американский авианосный флот немедленно отошел от берегов Ливана. В марте 1986 г. дежурный дивизион С-200 в районе г. Сирт (Ливия) последовательными пусками трех ракет сбил три палубных штурмовика типа А-6 и А-7 американского авианосца "Саратога". В 1983 г. (1 сентября) ракетой С-200 был сбит нарушивший границу СССР южнокорейский "Боинг-747". В 2001 г. (4 октября) украинская ЗРС С-200 в ходе учений ошибочно сбила российский Ту-154, который летел по маршруту Тель-Авив – Новосибирск. 

Самолет Е-2С Хокай / Фото: www.navy.mil

С поступлением на вооружение ЗРС С-300П к началу 2000 гг. ЗРС "Ангара" и "Вега" были полностью сняты с вооружения. На базе зенитной ракеты 5В28 комплекса С-200В была создана гиперзвуковая летающая лаборатория "Холод" для отработки гиперзвуковых прямоточных воздушно-реактивных двигателей (ГПВРД). На полигоне в Казахстане 27 ноября 1991 г. впервые в мире был испытан в полете гиперзвуковой ПВРД, который превысил скорость звука в 6 раз на высоте 35 км.  

Летающая лаюоратория "Холод"  / Фото: topwar.ru

С начала 1980 гг. ЗРС С-200В под индексом С-200ВЭ «Вега-Э» поставлялась в ГДР, Польшу, Словакию, Болгарию, Венгрию, КНДР, Ливию, Сирию и Иран. Всего ЗРС С-200, кроме СССР, была поставлена на вооружение армий 11 зарубежных стран. 

 

МОСКВА, ОРУЖИЕ РОССИИ, Анатолий Соколов www.arms-expo.ru 12    

www.arms-expo.ru

От пушки до ракеты. С-200 – советская "длинная рука" против американского SR-71

Пуск ЗУР ЗРС С-200 / Фото: topwar.ru

Советская зенитная ракетная система С-200 изменила тактику действий авиации и заставила ее отказаться от больших высот полета. Она стала "длинной рукой" и "забором", которые прекратили свободные полеты стратегических самолетов-разведчиков SR-71 над территориями СССР и стран Варшавского Договора. 

Появление американского высотного самолета-разведчика Lockheed SR-71 ("Blackbird" - Черный дрозд, Черная птица) ознаменовало новый этап противоборства между средствами воздушного нападения (СВН) и противовоздушной обороны (ПВО). Высокие скорость (до 3,2 М) и высота (около 30 км) полета позволяли ему уклоняться от существовавших зенитных ракет и вести разведку над прикрываемыми ими территориями. В период 1964-1998 гг. SR-71 использовался для разведки территории Вьетнама и Северной Кореи, ближневосточного региона (Египет, Иордания, Сирия), СССР и Кубы.

Но с появлением советской зенитной ракетной системы (ЗРС) С-200 (SA-5, Gammon по классификации НАТО) дальнего (более 100 км) действия стало началом заката эры SR-71 по прямому предназначению. В период своей службы на Дальнем Востоке автор был свидетелем неоднократных (по 8-12 раз в сутки) нарушений этим самолетом воздушной границы СССР. Но как только С-200 приводилась в боевую готовность, SR-71 с максимальной скоростью и набором высоты немедленно выходил из зоны пуска ракет этой зенитной системы.  

Стратегический самолет-разведчик SR-71 / Фото: www.nasa.gov

ЗРС С-200 стала причиной появления новых форм и способов действий авиации стран НАТО, которая при решении боевых задач стала активно использоваться средние (1000-4000 м), малые (200-1000 м) и предельно малые (до 200 м) высоты полета. А это автоматически расширило возможности маловысотных средств ПВО по борьбе с воздушными целями. Последующие события с применением С-200 показали, что попытки обмануть Gammon (обман, окорок в переводе с английского) обречены на провал.

Еще одной причиной создания С-200 стало принятие на вооружение бортового авиационного оружия дальнего действия типа крылатых ракет "Блю Стил" и "Хаунд Дог". Это снизило эффективность существующей системы ПВО СССР, особенно на Северном и Дальневосточном стратегических воздушно-космических направлениях. 

 

Крылатая ракета типа "Хаунд Дог" / Фото: vremena.takie.org 

Создание ЗРС С-200

Указанные предпосылки стали основой для постановки задачи (Постановление №608-293 от 4.06.1958 г.) создать ЗРС дальнего действия С-200. По тактико-техническому заданию это должна быть многоканальная ЗРС, способная поражать цели типа Ил-28 и МиГ-19, действующие со скоростями до 1000 м/с в диапазоне высот 5-35 км, на дальности до 200 км с вероятностью 0,7-0,8. Головными разработчиками системы С-200 и зенитной управляемой ракеты (ЗУР) были определены КБ-1 ГКРЭ (НПО «Алмаз») и ОКБ-2 ГКАТ (МКБ «Факел»).

После глубокой проработки КБ-1 представило проект ЗРС в двух вариантах. Первый предполагал создание одноканальной С-200 с комбинированным наведением ракет и дальностью действия 150 км, а второй – пятиканальной ЗРС С-200А с радиолокатором непрерывного излучения, полуактивной системой наведения ЗУР и предстартовым захватом цели. Этот вариант, основанный на принципе «выстрелил - забыл» и был одобрен (Постановление №735-338 от 4.07.1959 г.).

ЗРС должна была обеспечивать поражение целей типа Ил-28 и МиГ-17 ракетой с самонаведением В-650 на дальности 90-100 км и 60-65 км соответственно.

Фронтовой бомбардировщик Ил-28 / Фото: s00.yaplakal.com

В 1960 г. была поставлена задача увеличить дальность поражения сверхзвуковых (дозвуковых) целей до 110-120 (160-180) км. В 1967 г. ЗРС С-200А «Ангара» с дальностью пуска 160 км по цели типа Ту-16 была принята на вооружение. В результате стали формироваться смешанные бригады в составе ЗРС С-200 и ЗРК С-125. По данным США, в 1970 г. количество пусковых установок ЗРС С-200 достигало 1100, в 1975 – 1600, в 1980 – 1900, а в середине 1980 – около 2030 единиц. Практически, все важнейшие объекты страны были прикрыты ЗРС С-200.

Состав и возможности

ЗРС С-200А ("Ангара") – всепогодное многоканальное перевозимое средство ПВО дальнего действия, которое обеспечивало поражение различные пилотируемые и беспилотные воздушные цели со скоростями до 1200 м/с на высотах 300-40000 м и дальностях до 300 км в условиях интенсивного радиоэлектронного противодействия. Она представляла собой совокупность общесистемных средств и группы зенитных дивизионов (стрельбовых каналов). В состав последнего входила радиотехническая (радиолокатор подсвета цели – антенный пост, аппаратная кабина и кабина преобразования электропитания) и стартовая (кабина управления стартом, 6 пусковых установок, 12 заряжающих машин и средства электропитания) батареи. 

 

ЗРС С-200 "Ангара" / Фото: www.armyrecognition.com

Основными элементами ЗРС С-200 были командный пункт (КП), радиолокатор подсвета цели (РПЦ), стартовая позиция (СП), и двухступенчатая зенитная ракета.

КП во взаимодействии с вышестоящим КП решал задачи приема и распределения целей между стрельбовыми каналами. Для расширения возможностей по обнаружению целей КП придавались обзорные РЛС типа П-14А «Оборона» или П-14Ф «Фургон». В сложных погодно-климатических условиях радиолокационные средства С-200 размещались под специальными укрытиями. РПЦ представлял собой станцию непрерывного излучения, которая обеспечивала облучение цели и наведения на нее ЗУР по отраженному сигналу, а также получение информации о цели и ракете в полете. Двух режимный РПЦ позволял захватить цель и перейти на ее автосопровождение головкой самонаведения (ГСН) ракеты на дальности до 410 км.  

РПЦ ЗРК С-200 / Фото: topwar.ru

СП (2-5 в дивизионе) служит для подготовки и пуска по цели ракет. В ее состав входят шесть пусковых установок (ПУ), 12 заряжающих машин, кабина управления стартом и система электропитания. Типовая СП представляет собой круговую систему площадок для шести ПУ с площадкой для кабины управления стартом в центре, средств электропитания и систему рельсовых дорог для заряжающих машин (по две на каждую ПУ). Кабина управления стартом обеспечивает автоматизированный контроль готовности и старта шести ракет за время не более 60 с. Перевозимая ПУ с постоянным углом старта предназначена для размещения ракеты, автоматического заряжания, предстартовой подготовки, наведения и пуска ракеты. Заряжающая машина обеспечивала автоматическое перезаряжание ПУ ракетой.   

Схема стартовой позиции ЗРС С-200 / Фото: topwar.ru

Двухступенчатая ЗУР (5В21, 5В28, 5В28М) выполнена по нормальной аэродинамической схеме с четырьмя треугольными крыльями большого удлинения и полуактивной ГСН. Первая ступень представляет собой 4 твердотопливных ускорителя, которые установлены между крыльями второй ступени. Вторая (маршевая) ступень ракеты выполнена в виде ряда аппаратных отсеков с жидкостным двухкомпонентным ракетным двигателем. В головном отсеке размещается полуактивная ГСН, которая начинает работать через 17 с после выдачи команды на подготовку ракеты к пуску. Для поражения цели ЗУР оснащена осколочно-фугасной боевой частью - 91 кг взрывчатого вещества, 37000 шарообразных поражающих элементов двух видов (массой 3,5 г и 2 г) и радиовзрыватель. При подрыве БЧ осколки разлетаются в секторе 120 град. со скоростью до 1700 м/с.   

ЗУР 5В21 на ПУ / Фото topwar.ru

ЗРС С-200В ("Вега") и С-200Д ("Дубна") – модернизированные варианты этой системы с увеличенными дальностью и высотой поражения целей, а также модифицированной ракетой 5В28М.

Основные характеристики ЗРС С-200

С-200А  С-200В C-200Д    
Год принятия на вооружение196719701985
Тип ЗУР 15В21 15В2815в28М
Дальность поражения целей, км17-160 17-24017-300
Высота поражения целей, км 0,3-40,80,3-40,80,3-40,8
Скорость поражаемых целей, м/с~ 1200    ~ 1200    ~ 1200
Вероятность поражения одной ЗУР0,4-0,980,6-0,980,7-0,99
Время готовности к стрельбе, с до 60до 60до 60
Масса ПУ без ЗУР, т до 16до 16до 16
Стартовая масса ЗУР, кг700071008000
Масса БЧ, кг  217217217
Время развертывания (свертывания), час242424

Боевое применение и поставки за рубеж

Боевое "крещение" ЗРС С-200ВЭ получила в Сирии (1982 г.), где на дальности 180 км сбила израильский самолет дальнего радиолокационного обнаружения E-2C "Хокай". После этого американский авианосный флот немедленно отошел от берегов Ливана. В марте 1986 г. дежурный дивизион С-200 в районе г. Сирт (Ливия) последовательными пусками трех ракет сбил три палубных штурмовика типа А-6 и А-7 американского авианосца "Саратога". В 1983 г. (1 сентября) ракетой С-200 был сбит нарушивший границу СССР южнокорейский "Боинг-747". В 2001 г. (4 октября) украинская ЗРС С-200 в ходе учений ошибочно сбила российский Ту-154, который летел по маршруту Тель-Авив – Новосибирск. 

Самолет Е-2С Хокай / Фото: www.navy.mil

С поступлением на вооружение ЗРС С-300П к началу 2000 гг. ЗРС "Ангара" и "Вега" были полностью сняты с вооружения. На базе зенитной ракеты 5В28 комплекса С-200В была создана гиперзвуковая летающая лаборатория "Холод" для отработки гиперзвуковых прямоточных воздушно-реактивных двигателей (ГПВРД). На полигоне в Казахстане 27 ноября 1991 г. впервые в мире был испытан в полете гиперзвуковой ПВРД, который превысил скорость звука в 6 раз на высоте 35 км.  

Летающая лаюоратория "Холод"  / Фото: topwar.ru

С начала 1980 гг. ЗРС С-200В под индексом С-200ВЭ «Вега-Э» поставлялась в ГДР, Польшу, Словакию, Болгарию, Венгрию, КНДР, Ливию, Сирию и Иран. Всего ЗРС С-200, кроме СССР, была поставлена на вооружение армий 11 зарубежных стран. 

 

МОСКВА, ОРУЖИЕ РОССИИ, Анатолий Соколов www.arms-expo.ru 12    

www.arms-expo.ru

» Развитие и роль ЗРК в системе ПВО. Часть 3-я

К середине 60-х в СССР была успешно решена проблема создания ЗРК средней и малой дальности, но с учётом огромной территории страны формирование рубежей обороны на вероятных путях пролета авиации вероятного противника к наиболее населенным и промышленно развитым районам СССР с использованием этих комплексов превращалось в чрезвычайно дорогостоящую затею. Особенно сложным было бы создание таких рубежей на наиболее опасном северном направлении, находившемся на кратчайшем пути подлета американских стратегических бомбардировщиков.

Северные районы, даже европейской части нашей страны, отличались редкой сетью дорог, малой плотностью населенных пунктов, разделенных обширными пространствами почти непроходимых лесов и болот. Требовалась новая передвижная зенитная ракетная система, с большей дальностью и высотой перехвата цели.

В 1967 году зенитно-ракетные войска ПВО страны получили «длинную руку» — ЗРК С-200А с дальностью стрельбы 180 км и досягаемостью по высоте 20 км. Впоследствии в более «продвинутых» модификациях этого комплекса, С-200В и С-200Д, дальность целей были доведена до 240 и 300 км, а досягаемость составила 35 и 40 км. Такие дальность и высота поражения внушают уважение и сегодня.

ЗУР комплекса С-200В на пусковой установке

Зенитная управляемая ракета системы С-200 двухступенчатая, выполнена по нормальной аэродинамической схеме, с четырьмя треугольными крыльями большого удлинения. Первая ступень состоит из четырех твердотопливных ускорителей, установленных на маршевой ступени между крыльями. Маршевая ступень оснащена жидкостным двухкомпонентным ракетным двигателем с насосной системой подачи компонентов топлива в двигатель. Конструктивно маршевая ступень состоит из ряда отсеков, в которых расположены полуактивная радиолокационная головка самонаведения, блоки бортовой аппаратуры, осколочно-фугасная боевая часть с предохранительно-исполнительным механизмом, баки с компонентами топлива, жидкостной ракетный двигатель, агрегаты управления рулями ракеты.

РПЦ ЗРК С-200

Радиолокатор подсвета цели (РПЦ) 4,5-см диапазона включал антенный пост и аппаратную кабину и мог работать в режиме когерентного непрерывного излучения, чем достигался узкий спектр зондирующего сигнала, обеспечивались высокая помехоустойчивость и наибольшая дальность обнаружения цели. При этом достигалась простота исполнения и надежность работы ГСН.

Для контроля за ракетой на всей траектории полета к цели применили линию связи «ракета — РПЦ» с бортовым передатчиком малой мощности на ракете и простейшим приемником с широкоугольной антенной на РПЦ. В ЗРК С-200 впервые появилась цифровая вычислительная машина ЦВМ, на которую возлагались задачи обмена командной и координатной информацией с различными КП и до решения задачи пусков.

Старт ракеты — наклонный, с постоянным углом возвышения, с пусковой установки, наводимой по азимуту. Боевая часть весом около 200 кг осколочно-фугасная с готовыми поражающими элементами — 37 тыс. штук весом 3-5 г. При подрыве боевой части угол разлета осколков составляет 120°, что в большинстве случаев приводит к гарантированному поражению воздушной цели.

Передвижной огневой комплекс системы С-200 состоял из командного пункта, стрельбовых каналов и системы электроснабжения. Стрельбовой канал включал радиолокатор подсвета цели и стартовую позицию с шестью пусковыми установками и 12 заряжающими машинами. Комплекс имел возможность без перезаряжания пусковых установок производить последовательный обстрел трех воздушных целей с обеспечением одновременного самонаведения на каждую цель двух ракет.

Схема размещения ЗРК С-200

Как правило, С-200 разворачивались на подготовленных позициях с капитальными бетонными сооружениями и земляным насыпным укрытием. Это позволяло защитить технику (кроме антенн) от осколков боеприпасов, бомб малого и среднего калибра, снарядов авиационных пушек при налете авиации противника непосредственно на боевую позицию.

Для повышения боевой устойчивости зенитных ракетных комплексов большой дальности С-200, было признано целесообразным объединять их под единым командованием с маловысотными комплексами системы С-125. Стали формироваться зенитные ракетные бригады смешанного состава, включавшие С-200 с шестью пусковыми установками и два-три зенитных ракетных дивизиона С-125.

Уже с начала развертывания С-200 сам факт ее существования стал веским аргументом, определившим переход авиации потенциального противника к действиям на малых высотах, где они подвергались воздействию огня более массовых зенитных ракетных и артиллерийских средств. ЗРК С-200 существенно обесценил дальние бомбардировщики-носители крылатых ракет. Кроме того, неоспоримым достоинством комплекса было применение самонаведения ракет. При этом, даже не реализуя свои возможности по дальности, С-200 дополняла комплексы С-75 и С-125 с радиокомандным наведением, существенно усложняя для противника задачи ведения, как радиоэлектронной борьбы, так и высотной разведки. Особенно явно преимущества С-200 над указанными системами могли проявиться при обстреле постановщиков активных помех, служивших почти идеальной целью для самонаводящихся ракет С-200. В результате долгие годы самолеты-разведчики США и стран НАТО были вынуждены совершать разведывательные полеты только вдоль границ СССР и стран Варшавского договора. Наличие в системе ПВО СССР зенитных ракетных комплексов большой дальности С-200 различных модификаций позволило надежно перекрыть воздушное пространство на ближних и дальних подступах к воздушной границе страны, в том числе и от знаменитых самолетов-разведчиков SR-71 «Black Bird». В настоящее время ЗРК С-200 всех модификаций, несмотря на имевшийся высокий модернизационный потенциал и непревзойдённую до появления ЗРС С-400 дальность стрельбы, с вооружения ПВО РФ сняты.

ЗРК С-200В в экспортном исполнении поставлялась в Болгарию, Венгрию, ГДР, Польшу и Чехословакию. Помимо стран Варшавского Договора, Сирии и Ливии, система С-200ВЭ была поставлена в Иран (в 1992 г.) и в Северную Корею.

Одним из первых покупателей С-200ВЭ стал лидер ливийской революции Муамар Каддафи. Получив столь «длинную руку» в 1984 году, он вскоре простер ее над заливом Сирт, объявив территориальными водами Ливии акваторию по площади чуть меньше Греции. Со свойственной вождям развивающихся стран мрачной поэтикой Каддафи объявил «линией смерти» ограничивавшую залив 32-ю параллель. В марте 1986 года в порядке осуществления заявленных прав ливийцы обстреляли ракетами комплекса С-200ВЭ три самолета с американского авианосца «Саратога», «вызывающе» патрулировавших традиционно международные воды.

Происшедшее в заливе Сирт послужило поводом для проведения операции «Каньон Эльдорадо», в ходе которой ночью 15 апреля 1986 года несколько десятков американских самолетов нанесли удар по Ливии, и в первую очередь по резиденциям лидера ливийской революции, а также по позициям ЗРК С-200ВЭ и С-75М. Следует отметить, что при организации поставок системы С-200ВЭ в Ливию Муамар Каддафи предлагал организовать обслуживание технических позиций силами советских военнослужащих. В ходе последних событий в Ливии все комплексы ЗРК С-200, имевшиеся в этой стране, были уничтожены.

В отличие от США, в европейских странах членах НАТО в 60-70-е годы уделялось большое внимание созданию мобильных ЗРК малой дальности, способных действовать в прифронтовой полосе и сопровождать войска на марше. В первую очередь это относится к Великобритании, Германии и Франции.

В начале 1960-х в Великобритании началась разработка возимого ЗРК малой дальности Rapier, который рассматривался как альтернатива американскому MIM-46 Mauler, заявленные характеристики которого вызывали большие сомнения у союзников США по НАТО.

Предполагалось создать сравнительно простой и недорогой комплекс с малым временем реакции, возможностью быстрого занятия боевой позиции, с компактным размещением оборудования, малыми массогабаритными характеристиками, высокой скоростью стрельбы и вероятностью поражения цели одной ракетой. Для наведения ракеты на цель было решено использовать хорошо отработанную радиокомандную систему, примененную ранее в морском комплексе «Сикэт» с дальностью стрельбы 5 км, и его не слишком удачной сухопутной версии «Тайгеркэт».

ПУ ЗРК «Тайгеркэт»

РЛС комплекса «Рапира» осуществляет просмотр участка пространства, где предполагается нахождение цели и захватывает ее на сопровождение. Радиолокационный способ сопровождения цели происходит автоматически и является основным, в случае помех или по другим причинам возможно ручное сопровождение оператором ЗРК с использованием оптической системы.

ЗРК «Рапира»

Оптическое устройство сопровождения и наведения ЗРК «Рапира» представляет собой отдельный агрегат, который монтируется на выносном треножнике, на удалении до 45м от ПУ. Сопровождение цели оптической системой не автоматизировано и осуществляется вручную оператором комплекса с помощью джойстика. Наведение ракеты полностью автоматизировано, инфракрасная система сопровождения захватывает ракету после старта в широком поле обзора в 11°, а затем автоматически переходит на поле обзора 0,55° при наведении ракеты на цель. Сопровождение цели оператором и трассера ЗУР инфракрасным пеленгатором позволяет счетно-решающему прибору вычислить команды наведения ракеты по методу «накрытия цели». Эти радиокоманды передаются станцией передачи команд на борт ЗУР. Дальность стрельбы ЗРК составляет 0,5-7 км. Высота поражения цели — 0,15-3 км.

Такая система наведения ракеты на цель серьёзно упрощала и удешевляла ЗУР и ЗРК в целом, но ограничивала возможности комплекса в условиях прямой видимости (туман, дымка) и ночью. Тем не менее, ЗРК «Рапира» пользовался популярностью, с 1971 по 1997 год произведено более 700 пусковых установок буксируемого и самоходного вариантов комплекса Rapier и 25000 ракет различных модификаций. Около 12 000 ракет было израсходовано за истекший период в ходе испытаний, учений и боевых действий.

Время реакции комплекса (время от момента обнаружения цели до пуска ракеты) составляет около 6 с, что было неоднократно подтверждено боевыми стрельбами. Заряжание четырех ракет тренированным боевым расчетом производится менее чем за 2,5 мин. В британской армии элементы комплекса Rapier обычно буксируются с помощью автомобиля повышенной проходимости Land Rover.

ЗРК «Рапира» неоднократно проходил модернизацию и поставлялся в Австралию, Оман, Катар, Бруней, Замбию, Швейцарию, Иран, Турцию. ВВС США закупили 32 комплекса для системы ПВО американских авиабаз на территории Великобритании. В составе 12-го полка ПВО Великобритании ЗРК участвовали в боевых действиях во время Фолклендского конфликта 1982 года. С первого дня высадки английского десанта на Фолклендские острова было развернуто 12 пусковых установок. Британцы утверждали, что комплексами Rapier было уничтожено 14 аргентинских самолетов. Однако по другой информации комплекс сбил только один самолет «Даггер» и участвовал в уничтожении самолета А-4С «Скайхок».

Практически одновременно с британским комплексом «Рапира» в СССР на вооружение был принят мобильный всепогодный ЗРК «Оса» . В отличие от британского изначально буксируемого комплекса, советский мобильный ЗРК согласно техзаданию проектировался на плавающем шасси и мог применяться в условиях плохой видимости и ночью. Этот самоходный ЗРК предназначался для противовоздушной обороны войск и их объектов в боевых порядках мотострелковой дивизии в различных формах боя, а также на марше.

В требованиях, предъявлявшихся к «Осе» военными, была полная автономность, которая обеспечивалась бы расположением основных средств ЗРК — станции обнаружения, пусковой установки с ракетами, средств связи, навигации, топопривязки, контроля и источников электропитания на одном самоходном колесном плавающем шасси. Возможность обнаружения в движении и поражения с коротких остановок внезапно появляющихся с любого направления низколетящих целей.

В первоначальном варианте на комплексе устанавливалось 4 открыто расположенных на ПУ ракеты. Работы по модернизации ЗРК начались практически сразу после принятия его на вооружение в 1971 году. Последующие модификации, «Оса-АК» и «Оса-АКМ», имеют 6 ракет в транспортно-пусковых контейнерах (ТПК).

«Оса-АКМ»

Основным достоинством ЗРК «Оса-АКМ», принятом на вооружение в 1980 году, стала возможность эффективного поражения зависших или летящих на сверхмалой высоте вертолётов, а также малоразмерных ДПЛА. В комплексе для наведения ЗУР на цель используется радиокомандная схема. Зона поражения по дальности — 1,5-10 км, по высоте — 0,025-5 км. Вероятность поражения цели одной ЗУР — 0,5-0,85.

ЗРК «Оса» разных модификаций состоит на вооружении более чем в 20 странах и принял участие во многих региональных конфликтах. Комплекс строился серийно до 1988 года, за это время было передано заказчикам более 1200 шт., в настоящее время в подразделениях ПВО сухопутных войск РФ и на хранении имеется более 300 ЗРК этого типа.

С ЗРК «Оса» во многом сходен французский мобильный Crotale в котором так же применён радиокомандный принцип наведения ЗУР на цель. Но в отличие от «Осы» на французском комплексе ЗУР и РЛС обнаружения размещены на разных боевых машинах, что конечно снижает гибкость применения и надёжность ЗРК.

История этого противовоздушного комплекса началась в 1964 году, когда ЮАР заключила контракт с французской компанией Thomson-CSF по созданию мобильного всепогодного комплекса противовоздушной обороны, предназначенного для уничтожения целей, летящих на малых и предельно малых высотах.

Начиная с 1971 года комплексы, получившие наименование Cactus, были в течение двух лет поставлены ЮАР. В основном, южноафриканцы использовали эти ЗРК для обороны авиабаз. Основная боевая единица — это батарея, состоящая из пункта боевого управления с РЛС обнаружения и двух боевых машин со станциями наведения (каждая несёт 4 ракеты массой более 80 кг каждая). Начиная с 1971 года, ЮАР закупила 8 РЛС и 16 носителей ЗУР.

После успешной реализации контракта с ЮАР французские военные также выразили желание принять на вооружение мобильный ЗРК. В 1972 году комплекс под названием Crotale был принят на вооружение французскими ВВС.

ЗРК Crotale

Боевые машины комплекса «Кроталь» монтируются на бронированном колесном шасси P4R (колесная формула 4х4), типовой взвод состоит из пункта боевого управления и 2-3 пусковых установок.

Пункт боевого управления осуществляет обзор воздушного пространства, обнаружение цели, опознавание ее государственной принадлежности и распознавание ее типа. Импульсно-доплеровская РЛС обнаружения Mirador-IV монтируется сверху корпуса шасси. Она способна обнаруживать низколетящие цели на дальности 18,5 км. Данные о цели с помощью аппаратуры связи передаются на одну из пусковых установок, где имеются боеготовые ракеты. На пусковой установке смонтированы моноимпульсная РЛС наведения ракет с дальней границей зоны обнаружения до 17 км и 4 контейнера для ракет. РЛС наведения может сопровождать одну цель и наводить на нее одновременно до двух ракет с дальностью пуска 10 км и досягаемостью по высоте 5 км.

На первых вариантах комплекса после совершения марша была необходима кабельная стыковка пункта боевого управления и пусковых установок. После принятия на вооружение комплекс неоднократно модернизировался. Начиная с 1983 года, производится вариант, на котором появилось оборудование радиосвязи, обеспечивающее обмен информацией между пунктами боевого управления на дальности до 10 км и до 3 км между пунктом боевого управления и пусковой установкой. Все шасси объединяются в радиосеть, возможна передача информации на пусковую установку не только с пункта боевого управления, но и с другой пусковой установки. Кроме значительного уменьшения времени приведения комплекса в боевую готовность и увеличения дистанции между пунктом боевого управления и пусковыми установками повысилась его помехозащищенность. Комплекс получил возможность ведения боевой работы без излучения РЛС — с помощью тепловизора, осуществляющего сопровождение цели и ракет как в дневных так и ночных условиях.

ЗРК Shanine

«Кроталь» поставлялся в Бахрейн, Египет, Ливию, ЮАР, Южную Корею, Пакистан и другие страны. В 1975 году Саудовская Аравия заказала модернизированный вариант комплекса на гусеничном шасси танка АМХ-30, получивший наименование Shanine.

ЗРК Crotale-NG

В настоящее время потенциальным покупателям комплекс Crotale-NG, имеющий лучшие тактико-технические характеристики и помехозащищенность.

В середине 60-х представители ФРГ и Франции заключили соглашение о совместной разработке самоходного ЗРК Roland. Он предназначался для ПВО подвижных частей во фронтовой полосе и для обороны важных стационарных объектов в тылу своих войск.

Согласования ТТХ и доводка комплекса затянулись, и первые боевые машины начали поступать в войска только в 1977 году. В бундесвере ЗРК Roland размещался на шасси боевой машины пехоты Marder, во Франции носителями комплекса были шасси среднего танка AMX-30 или на шасси грузовика 6×6 ACMAT. Дальность пуска составляла 6,2 км, высота поражения цели 3 км.

Основное оборудование комплекса скомпоновано на универсальной вращающейся башенной установке, в которой размещена антенна РЛС обнаружения воздушных целей, станция передачи радиокоманд на борт ЗУР, оптический прицел с теплопеленгатором и два ТПК с радиокомандными ЗУР. Общий боекомплект ЗРК на боевой машине может достигать 10 ракет, вес снаряжённого ТПК составляет 85 кг.

ЗРК Roland

РЛС обнаружения воздушных целей способна обнаруживать цели на дальности до 18 км. Наведение ракеты ЗРК Roland-1 осуществляется с помощью оптического прицела. Инфракрасный пеленгатор, вмонтированный в прицел служит для замера угловых рассогласований между летящей ЗУР и оптической осью прицела, направляемой оператором на цель. Для этого пеленгатор автоматически сопровождает трассер ракеты, передавая результаты в счетно-решающий прибор наведения. Счетно-решающий прибор вырабатывает команды для наведения ЗУР по методу «накрытия цели». Эти команды через антенну станции передачи радиокоманд передаются на борт ЗУР.

Первоначально вариант комплекса был полуавтоматическим и не всепогодным. За годы службы комплекс неоднократно модернизировался. В 1981 году на вооружение был принят всепогодный ЗРК Roland-2 и была выполнена программа модернизации части ранее произведенных комплексов.

С целью повышения возможностей войсковой ПВО в 1974 году в США был объявлен конкурс на замену ЗРК «Чапаррел». В результате конкурса, проведённого между британским ЗРК «Рапира», французским «Кроталь» и франко-германским «Роланд», победу одержал последний.

Предполагалось принять на вооружение и наладить лицензионное производство в США. В качестве базы рассматривались шасси самоходной гаубицы М109 и трёхосный армейский 5-тонный грузовик. Последний вариант позволял сделать ЗРК авиатранспортабельным на военно-транспортном С-130.

Адаптация ЗРК к американским стандартам включала разработку новой РЛС целеуказания с увеличенной дальностью и лучшей помехозащищенностью, и новой ракеты. При этом сохранялась унификация с ракетами европейских ЗРК: французские и немецкие «Роланды» могли стрелять американскими ракетами, и наоборот.

Всего планировали выпустить 180 ЗРК, однако из-за финансовых ограничений этим планам не суждено было сбыться. Причинами закрытия программы стали чрезмерно большие затраты (около 300 млн. долларов только на НИОКР). Всего успели выпустить 31 ЗРК (4 гусеничных и 27 колесных). В 1983 единственный дивизион «Роландов» (27 ЗРК и 595 ракет) был передан Национальной гвардии, в 5-й дивизион 200-го полка 111-й бригады ПВО, штат Нью-Мехико. Впрочем, там они тоже надолго не задержались. Уже в сентябре 88-го из-за высоких эксплуатационных расходов «Роланды» заменили на ЗРК «Чапаррел».

Впрочем, начиная с 1983 года, для прикрытия американских баз Европе использовались ЗРК «Роланд-2» . 27 ЗРК на автомобильном шасси с 1983 по 1989 год находились на балансе ВВС США, но обслуживались немецкими расчетами.

В 1988 году был испытан и запущен в производство усовершенствованный автоматический Roland-3. В ЗРК Roland-3 обеспечена возможность использования не только всех зенитных ракет семейства Roland, но и гиперзвуковой ракеты VT1 (входящей в состав ЗРК Crotale-NG), а также новых перспективных ракет Roland Mach 5 и HFK/KV.

Модернизированная ракета «Роланд-3» по сравнению с ракетой «Роланд-2» имеет увеличенную скорость полета (570 м/с по сравнению с 500 м/с) и дальность поражения (8 км вместо 6,2 км).

Комплекс монтируется на различных шасси. В ФРГ он устанавливается на шасси 10-тонного грузового автомобиля повышенной проходимости MAN (8×8). Авиатранспортабельный вариант, получивший обозначение Roland Carol принят на вооружение в 1995году.

ЗРК Roland Carol

Во французской армии ЗРК Roland Carol размещается на полуприцепе, буксируемом автомобилем повышенной проходимости ACMAT (6×6) , в ВС ФРГ — устанавливается на автомобильном шасси MAN (6×6). В настоящее время Roland Carol имеется на вооружении французской армии (20 ЗРК) и ВВС ФРГ (11 ЗРК).

В 1982 г оду Аргентина использовала для защиты Порт-Стенли от авиаударов морской авиации Великобритании стационарный вариант комплекса «Роланд». Было выпущено от 8 до 10 ракет, информация об эффективности применения комплекса в этом конфликте довольно противоречива. По данным французского происхождения, аргентинцы сбили 4 и повредили 1 Harrier. Однако по другой информации, в актив этого комплекса можно записать только один самолет. Ирак также использовал свои комплексы в войне против Ирана. В 2003 году иракской ракетой «Роланда» был сбит один американский F-15E.

В 1976 году в СССР для замены ЗРК полкового звена «Стрела-1» на вооружение принимается комплекс «Стрела-10» на базе МТ-ЛБ. Машина обладает низким удельным давлением на грунт, что позволяет ей двигаться по дорогам с низкой несущей способностью, по болотам, снежной целине, песчаной местности, кроме того машина может плавать. Помимо 4 ЗУР, размещённых на пусковой установке, боевая машина позволяет перевозить дополнительно 4 ракеты в корпусе.

«Стрела-10»

В отличие от ЗУР «Стрелы-1», головка самонаведения (ГСН) ЗУР «Стрела-10» работает в двухканальном режиме и обеспечивает наведение по методу пропорциональной навигации. Используется фотоконтрастный и канал инфракрасного наведения, которые обеспечивает обстрел целей в условиях помех, на встречных и догонных курсах. Это значительно повысило вероятность поражения воздушной цели.

С целью повышения боевых возможностей комплекса он неоднократно модернизировался. После доработки управляемой ракеты с новым двигателем, увеличенной БЧ и ГСН с тремя приемниками в разных спектральных диапазонах, ракетный комплекс в 1989 году был принят на вооружение СА под названием «Стрела-10М3». Зона поражения «Стрела-10М3» по дальности от 0,8 км до 5 км, по высоте от 0,025 км до 3,5 км/. Вероятность поражения истребителя при помощи одной управляемой ракеты — 0,3…0,6.

ЗРК семейства «Стрела-10» имеется в вооруженных силах более чем 20 стран. Он неоднократно демонстрировал свою достаточно высокую боевую эффективность на полигонах и в ходе локальных конфликтов. В настоящее время он продолжает оставаться на вооружении подразделений ПВО сухопутных войск и морской пехоты РФ в количестве не менее 300 единиц.

К началу 70-х путём проб и ошибок были созданы в «металле» основные классы ЗРК: стационарные или полустационарные комплексы большой дальности, возимые или самоходные средней дальности и маловысотные, а так же мобильные противовоздушные системы, действующие непосредственно в боевых порядках войск. Конструкторские наработки, опыт эксплуатации и боевого применения полученный военными в ходе региональных конфликтов определили пути дальнейшего совершенствования ЗРК. Основными направлениями развития стали: повышения боевой живучести за счёт мобильности и сокращения времени на приведение в боевое положение и свёртывание, улучшение помехозащищённости, автоматизация процессов управления ЗРК и наведения ЗУР. Прогресс в области полупроводниковых элементов позволил радикально уменьшить массу электронных блоков, а создание энергетически эффективных рецептур твёрдого топлива для ТТРД позволило отказаться от ЖРД с токсичным топливом и едким окислителем.

Продолжение следует…

По материалам:

https://topwar.ru/73638-razvitie-i-rol-zrk-v-sisteme-pvo-chast-3-ya.html

Статьи из этой серии:

Развитие и роль ЗРК в системе ПВО. Часть 1-я

Развитие и роль ЗРК в системе ПВО. Часть 2-я

Развитие и роль ЗРК в системе ПВО. Часть 4-я

Развитие и роль ЗРК в системе ПВО. Часть 5-я

Развитие и роль ЗРК в системе ПВО. Часть 6-я

Развитие и роль ЗРК в системе ПВО. Часть 7-я

Категории: Развитие и роль ЗРК в системе ПВО. Часть 3-я. Автор admin✏ Нет комментариев »

site3f.ru

Персональный сайт по истории пво

    Самая мощная ракета в истории нашего ПВО : ракета из состава ЗРС С-200 "Ангара"  - 5В21.

  • Ракета 5В21А.ТО книга 3.ГСН,общие сведения,СРП 5Э22.Альбом иллюстраций.(54)  http://yadi.sk/d/v9NF0CYKBG5pf
  • Основы построения и эксплуатации счетно-решающих приборов и контрольных радиоответчиков зенитных управляемых ракет дальнего действия.Учебник.(СРП и КРО ракеты 5В21)(58)  http://yadi.sk/d/QS4TRP4LBG5c3
  • Основы построения и эксплуатации головок самонаведения зенитных управляемых ракет дальнего действия.Учебник.(59)  http://yadi.sk/d/_Wo_ULlzBG4UA
  • Основы построения и эксплуатации автопилотов  зенитных управляемых  ракет дальнего действия.Учебник.  (60)  http://yadi.sk/d/WnBDnvDpBG4Qi
  • Основы построения и эксплуатации радиовзрывателей зенитных ракет дальнего действия.Учебник 1975 г (155) http://yadi.sk/d/9VfI46MSBG4pr
  • Ракета 5В28(5В21В).ТО книга 4.Головка самонаведения 5Г24(описание блоков).Гиростабилизатор.(62) http://yadi.sk/d/1pa3Eh8RBG45h
  • Ракета 5В28.ТО книга 6.Радиовзрыватель 5Е50 и Исполнительно-предохранительный механизм 5Б73А(63)  http://yadi.sk/d/0gYYI19gBG46k
  • Фото ракеты 5В28 на пусковой.(64) http://yadi.sk/d/0gYYI19gBG46k
  • ТТЗ на разработку ракеты В-880М.(65) http://yadi.sk/d/hv0ANCEuBG5zM
  • Отчёт по лётным и наземным испытаниям средств огневого комплекса системы "200" (этап сокращённых комплексных испытаний). Том 2. Стрельбовые испытания. Книга 1. Общие характеристики ракеты В-860П. 1963 г. https://yadi.sk/d/ZYD0xYrzTFivA
  •  Отчёт по результатам совместных испытаний системы 200.Зенитная управляемая ракета 5В21(В-860П).Книга 2.Лётно-тактические характеристики ракеты.https://yadi.sk/d/_IVVchm9cT7FG
  •  Отчёт по результатам совместных испытаний системы 200.Зенитная управляемая ракета 5В21(В-860П).Книга 3.Анализ стабилизации ракеты 5В21 https://yadi.sk/d/Z4Ekhbs1d2dRL.
  •  Отчёт по результатам совместных испытаний системы 200.Зенитная управляемая ракета 5В21(В-860П).Книга 4.Точность самонаведения и эффективность.https://yadi.sk/d/W5lmR5ykcT82S
  •  Отчёт по результатам совместных испытаний системы 200.Зенитная управляемая ракета 5В21(В-860П).Книга 5.Функционирование бортового оборудования и агрегатов ракеты.Часть 1 .Двигательные установки ракеты и условия работы бортового оборудования. https://yadi.sk/d/38hiCtxId2dF4
  •  Отчёт по результатам совместных испытаний системы 200.Зенитная управляемая ракета 5В21(В-860П).Книга 5.Функционирование бортового оборудования и агрегатов ракеты.Часть 2.Функционирование бортового оборудования.https://yadi.sk/d/_71zzwj2cT7xw
  •  Отчёт по результатам совместных испытаний системы 200.Зенитная управляемая ракета 5В21(В-860П).Книга 6.Средства измерения. https://yadi.sk/d/xaXpIsKrcjabM
  •  Ракета 5В28.Программа типовых испытаний ракет 5В28,5В28Н.https://yadi.sk/d/ZzKpiNyKc8DN7
  • Сводный отчёт по результатам лётных и наземных испытаний и эксплуатации в войсках изделий 5В28 и 5В28Н (1981-1985 гг.)(66)  http://yadi.sk/d/o2ZBKb9ZBG5JX
  •  Анализ работы антенны головки самонаведения системы 200.(блок КНА-11) https://yadi.sk/d/S-wYWoL4dnKYH
  •  Протокол экспериментальных исследований блока КНА-11Д и КНА-11 с поляризационной структурой (ПС) и отсеком №1.https://yadi.sk/d/cK1RQGNOdnKtM
  •  АКИПС 5К23 -автоматизированная контрольно-испытательная передвижная станция для проверки ракет. ТО том 7 книга 2.(67) http://yadi.sk/d/-B1hbqurBG4Fw
  • Аннотация:"Разработка и внедрение АКИПС 5К43 - базовой системы автоматического контроля зенитных управляемых ракет." http://yadi.sk/d/yo0JOMuhDuiyg

historykpvo-2.ucoz.ru

Зенитно ракетный комплекс ЗРК C200

* * ЗЕНИТНЫЕ РАКЕТНЫЕ ВОЙСКА, как мы знаем, сами не летают, и другим не дают. * * Ф А К Т ! * * Кто сомневается - читайте хронику * *

   226    

ЗЕНИТНАЯ РАКЕТНАЯ СИСТЕМА С-200 (SA-5 Gammon)

   Следует отметить, что ЗРК С-200 на протяжении полутора десятков лет был особо секретным и первой страной, в которую он начал поставляться, была Сирия. Такие факторы, как наличие термоядерного оружия и интенсивный прогресс сверхзвуковой авиации привели к тому, что весьма актуальной стала задача создания перевозимого ЗРК большой дальности, обладающего возможностью перехватывать высотные скоростные цели (середина 50-х годов). Весь спектр задач перехвата ракет, атакующих промышленно развитые районы, не получал эффективного решения с использованием ЗРК С-75. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 июня 1958 г. № 608-293 была задана разработка новой многоканальной зенитно-ракетной системы С-200.

   Ее средства должны были обеспечить перехват целей с эффективной поверхностью рассеяния (ЭПР), соответствующей фронтовому бомбардировщику Ил-28, летящих со скоростями до 3500 км/час на высотах от 5 до 35 км на удалении до 150 км. Аналогичные цели со скоростями до 2000 км/ч должны были поражаться на дальностях 180–200 км. Вероятность поражения целей должна была составлять 0,7–0,8 на всех рубежах. Генеральным конструктором системы в целом и радиотехнических средств стрельбового канала зенитно-ракетной системы «С-200» был определен А.А. Расплетин (КБ-1). Головным разработчиком зенитной управляемой ракеты было назначено руководимое П.Д. Грушиным ОКБ-2. Разработчиком головки самонаведения ракеты был определен ЦНИИ-108 (впоследствии ЦНИРТИ). ТТХ уточнялись Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР и решением Комиссии по военно-промышленным вопросам. ЗРК, который был принят для проектирования, включал: командный пункт (КП) группы дивизионов, осуществляющий целераспределение и управление боевыми действиями; пять одноканальных по цели стрельбовых каналов; радиолокационные разведывательные средства; технический дивизион. В 1958 году были заложены основы зенитной ракетной системы большой дальности, получившей название ЗРС С-200 "Ангара". Так как при наведении ракет на цели по данным наземных радиолокаторов точность наведения ракет падает пропорционально дальности до цели, то пришлось перейти к самонаведению ракет на цели. Мобильная зенитная ракетная система С-200 (шифр "Ангара") принята на вооружение противовоздушной обороны страны в 1967 г. В последующем были модернизации этой зенитной ракетной системы: 1970 г. - С-200В и 1975 г. - С-200Д (шифр "Вега"). В ходе модернизаций были значительно увеличены дальность стрельбы ( с 150 км до 300 км) и высота поражения (с 20 до 40 км).

   Сравнительные характеристики различных модификаций ЗРС С-200 приведены в таблице.

С-200 "Ангара" С-200В "Вега" С-200Д "Дубна"
Год принятия на вооружение. 1967 1970 1975
Тип ЗУР. 5В21В 5В28М В-880М
Число каналов по цели. 1 1 1
Число каналов по ракете. 2 2 2
Макс. скорость поражаемых целей (км/час): 1100 2300 2300
Число обстреливаемых целей: 6 6 6
Максимальная высота поражения целей (км): 20 35 40
Минимальная высота поражения целей (км): 0,5 0,3 0,3
Максимальная дальность поражения целей (км): 180 240 300
Минимальная дальность поражения целей (км): 17 17 17
Длина ракеты, мм. 10600 10800 10800
Стартовая масса ракеты, кг - 7100 8000
Масса БЧ, кг. 217 217 217
Калибр ракеты (маршевой ступени), мм 860 860 860
Число одновременно наводимых ракет (шт): 12 12 12
Вероятность поражения целей: 0,45-0,98 0,66-0,99 0,72-0,99

  Зенитная ракетная система большой дальности С-200 предназначена для борьбы с современными и перспективными самолетами, воздушными командными пунктами, постановщиками помех и другими пилотируемыми и беспилотными средствами воздушного нападения на высотах от 300 м до 40 км, летящих со скоростями до 4300 км/ч, на дальностях до 300 км в условиях интенсивного радиопротиводействия. Зенитная ракетная система С-200Д предназначена для борьбы с современными и перспективными самолетами, воздушными командными пунктами, постановщиками помех и другими пилотируемыми и беспилотными средствами воздушного нападения в условиях интенсивного радиопротиводействия. "Вега" всепогодная система и может эксплуатироваться в различных климатических условиях (так называемое всекиматическое исполнение для суши и моря, кроме антарктиды).Основными элементами зенитной ракетной системы "Вега" являются зенитные ракетные дивизионы и зенитные управляемые ракеты. Каждый дивизион включает радиолокатор подсветки цели и стартовую батарею. Радиолокатор подсветки цели представляет собой высокопотенциальную радиолокационную станцию непрерывного излучения. Она осуществляет сопровождение цели и вырабатывает информацию для пуска ракеты. Кроме этого, подсвечивает цели в процессе самонаведения ракеты. Стартовая батарея имеет шесть пусковых установок. На них осуществляется хранение, предстартовая подготовка и старт зенитных ракет.

   Зенитная управляемая ракета дальнего действия, разработанная МКБ "Факел", была двухступенчатой. Первая ступень - четыре боковых стартовых ускорителя, маршевый двигатель второй ступени - жидкостный. Оснащена осколочно-фугасной боевой частью и аппаратурой для полуактивного самонаведения.

   Состав ЗРК С-200В: ЗРК С-200В - одноканальная перевозимая система, размещаемая на прицепах и полуприцепах.

  • Общесистемные средства:
    • пункт управления и целеуказания К-9М
    • дизельная электростанция 5Е97
    • распределительная кабина К21М
    • контрольная вышка К7
  • Зенитный ракетный дивизион
    • антенный пост К-1В с радиолокатором подсвета цели 5Н62В
    • аппаратная кабина К-2В
    • кабина подготовки старта К-3В
    • распределительная кабина К21М
    • дизельная электростанция 5Е97
  • Cтартовая позиция 5Ж51В (5Ж51) составе:
    • шесть пусковых установок 5П72В с ракетами 5В28(5В21)
    • заряжающая машина 5Ю24
    • транспортно-заряжающая машина 5Т82 (5Т82М)на шасси КрАЗ-255 или КрАЗ-260
    • Автопоезд - 5Т23 (5Т23М),транспортно-перегрузочная машина 5Т83 (5Т83М), механизированные стеллажи 5Я83
    Пуск ракеты.

       В состав каждого ЗРК входили: радиолокатор подсвета и наведения (РПЦ) и стартовая позиция на шесть пусковых установок, каждая на одну ракету.

       Объединение нескольких одноцелевых ЗРК общим командным пунктом облегчило управление системой с вышестоящего КП, позволило организовать взаимодействие ЗРК для сосредоточения их огня на одной или распределения по разным целям.

       Построение РПЦ с использованием зондирования цели монохроматическим сигналом и, соответственно, доплеровская фильтрация эхо-сигналов обеспечили разрешение (селекцию) целей по скоростям, а введение фазо - кодовой манипуляции монохроматического сигнала - по дальности.

       По другому обрабатывался эхо-сигнал в приемном устройстве головки самонаведения (ГСН) ракеты. Для узкополосой фильтрации эхо-сигналов в приемном устройстве ГСН необходимо было иметь опорный сигнал - непрерывное монохроматическое колебание, что потребовало создания автономного ВЧ-гетеродина на борту ракеты.

       Все это потребовало особой процедуры предстартовой подготовки ракеты, которая включала:     - передачу данных с РПЦ на стартовую позицию;     - подстройку ГСН (ВЧ-гетеродина) под несущую частоту зондирующего сигнала РПЦ;     - установку антенн ГСН в направлении на цель, а их систем автоматического сопровождения цели по дальности и скорости - на дальность и скорость цели;     - перевод ГСН в режим автоматического сопровождения.

       После этого старт осуществлялся уже при автоматическом сопровождении цели ГСН.

       В ЗРС С-200 впервые появилась цифровая вычислительная машина - ЦВМ "Пламя", на которую возлагались задачи обмена командной и координатной информацией с различными КП и до решения задачи пусков.

       Первое боевое применение ЗРС С-200 произошло в 1982 году в Сирии, где на дистанции 190 км был сбит самолет ДРЛО Е-2С "Хокай", после чего американский авианосный флот отошел от берегов Ливана. ЗРС С-200, доставшиеся "Бундесверу" в 1989 году в наследство от ГДР, были поставлены на боевое дежурство. В мире нет ЗРС с такой дальностью действия. http://www.s-200.de/

       С начавшимся в восьмидесятые годы переходом Войск ПВО страны на новые комплексы С-300П, системы С-200 начали постепенно сниматься с вооружения. К середине девяностых годов комплексы С-200 («Ангара») и С-200 («Вега») были полностью сняты с вооружения Войск ПВО России. ЗРК С-200 поставлялись в Сирию, Ливию, Северную Корею, Болгарию, Венгрию, Индию, Иран, Польшу, Чехию, ГДР; после распада СССР комплексы С-200 остались на вооружении Азербайджана, Белоруссии, Грузии, Молдавии, Казахстана, Туркмении, Украины и Узбекистана.

    Источники информации:

    ЗРС С-200 (ОАО НПО "АЛМАЗ")Журнал "Военный Парад"legion.wplus.net"Зенитная ракетная система большой дальности С-200ВЭ". Рекламный проспект

    Вверх

mvizru84.my1.ru