Зенитная самоходная установка SMC Vulcan Wheeled Carrier (США). Зсу сша


M247 «Sergeant York». ЗСУ. (США)

M247 «Sergeant York». ЗСУ. (США)

M247 «Sergeant York» — американская зенитная самоходная установка.

В 1981 году в США были проведены сравнительные испытания новых ЗСУ с 35-мм и 40-мм автоматическими пушками. Министерство армии выбрало ЗСУ, созданную фирмой «Форд аэроспейс». Машина, получившая название «Sergeant York», разработана на базе танка М48А5, вооружена двумя 40-мм пушками L70 «Бофорс» и является всепогодной. Боепитание пушек осуществляется независимо друг от друга посредством системы беззвеньевой подачи боеприпасов, что обеспечивает возможность ведения огня при выходе из строя одной из пушек. При этом предусматривается сохранение очереди такой же длины, как и при стрельбе двух пушек, что достигается применением специальной автоматики. Обе системы подачи снабжены механизмом селекции боеприпасов, позволяющим вести стрельбу снарядами двух типов. Преимуществом беззвеньевой системы подачи боеприпасов является малое время перезаряжания боекомплекта, не превышающее 13 минут. Суммарная скорострельность ЗСУ составляет 600 выстрелов в минуту; в состав боекомплекта входят 580 снарядов.

M247 «Sergeant York». ЗСУ. (США)

Для стрельбы ЗСУ М247 «Sergeant York» используются выстрелы со снарядами двух типов: осколочным и бронебойно-осколочным. Поражающими элементами первого снаряда (с радиовзрывателем) наряду с осколками, образующимися при дроблении его корпуса, являются 640 вольфрамовых шариков, имеющих довольно высокую пробивную способность. Дальность действия радиовзрывателя регулируется. При стрельбе по воздушной цели его срабатывание происходит на расстоянии около 6 м от цели, а по малоразмерным объектам – на расстоянии 2 м.

Характеристики американского осколочного снаряда с радиовзрывателем существенно улучшены по сравнению с характеристиками аналогичного снаряда, разработанного шведской фирмой «Бофорс». За счет увеличения веса снаряда до 980 г (вес шведского образца – 880 г) повысились его баллистические качества. В результате применения пластикового обтекателя головной части аэродинамическое сопротивление снаряда в среднем снизилось на 6 %. Используемая метательная смесь имеет высокие энергетические характеристики. Все это позволило добиться увеличения скорости снаряда с 1025 до 1060 м/с и сократить его полетное время, которое для дальностей 1000, 2000 и 4000 м составляет соответственно 1,1; 2,5 и 5,96 с.

Бронебойно-осколочный снаряд, предназначенный для поражения вертолетов и легкобронированных наземных целей, способен пробивать броневой лист толщиной до 25 мм. Взрыватель ударного типа срабатывает с замедлением, обеспечивающим подрыв снаряда после его прохода через бронированную преграду. Время полета на дальностях 1000, 2000, 3000 и 4000 м составляет соответственно 1,1; 2,8; 4,4 и 6,6 с.

M247 «Sergeant York». ЗСУ. (США)

Система управления огнем ЗСУ М247 «Sergeant York» включает комбинированную РЛС обнаружения и сопровождения цели, оптический прицел с лазерным дальномером, оптический визир, цифровую вычислительную машину и систему стабилизации. Все оборудование установлено внутри вращающейся бронированной башни, где находятся рабочие места командира экипажа и наводчика.

Комбинированная РЛС (диапазон частот 10-20 ГГц) представляет собой модификацию бортовой станции AN/APG-66 американского истребителя F-16. Для обнаружения и сопровождения цели в ней используются две раздельные антенные подсистемы, работающие от общего передатчика (с воздушным охлаждением). Антенна для обнаружения воздушных целей вращается по азимуту и осуществляет обзор пространства двумя диаграммами направленности, повернутыми относительно друг друга на 180°. Благодаря цифровому методу обработки радиолокационных сигналов станция может распознавать тип целей (самолет, вертолет, ракета, наземная цель).

Защищенность от средств радиоэлектронной борьбы обеспечивается перестройкой частот РЛС и способностью регулирования излучаемой мощности для получения высокого уровня соотношения «сигнал/шум». При благоприятных метеорологических условиях стрельба может вестись с использованием оптических и оптико-электронных средств системы управления огнем. В этом случае командир экипажа ведет поиск посредством оптического прицела кругового вращения, имеющего поле зрения 20°. При захвате цели связанный с прицелом лазерный дальномер позволяет достаточно точно определять дальность до нее (ошибка измерения при дальности 8 км не превышает 5 м). Сопровождение цели по угловым координатам выполняется наводчиком с помощью оптического визира. Измеренные таким образом координаты поступают в цифровую вычислительную машину, где решается задача встречи снаряда с целью и определяются углы упреждения.

M247 «Sergeant York». ЗСУ. (США)

Благодаря наличию системы стабилизации ЗСУ «Sergeant York» была способна вести огонь в движении, чем отличалась от всех западных ЗСУ, разработанных в конце 70-х – начале 80-х годов. На полигонных испытаниях цели поражались даже при скорости хода установки свыше 40 км/ч.

Производство ЗСУ М247 «Sergeant York» началось в конце 1983 г. В 1984, 1985 и 1986 гг. было выпущено 50, 96 и 130 машин соответственно. Стоимость всей программы, вкпючая исследования, разработку и закупку 618 самоходок, составила приблизительно 9,5 млрд. долларов.

До 1989 года ЗСУ «Sergeant York» должны были заменить в войсках зенитные самоходные установки М163 «Вулкан». Однако работы над этой машиной прекратили в 1985 году. В качестве официальной причины называлась малая дальность стрельбы 40-мм пушки, что считалось недостаточным для борьбы с противотанковыми вертолетами, оснащенными ПТУР с дальностью стрельбы 6 км. Кроме того, слабым местом ЗСУ было шасси, созданное на базе устаревшего танка М48А5, скорость которого не превышала 48 км/ч, то есть была в 1,5 раза меньше скорости основного боевого танка М1 «Абрамс» и боевой машины пехоты М2 «Брэдли».

M247 «Sergeant York». ЗСУ. (США)

Характеристики:

  • Боевая масса, т: 54,4;
  • Компоновочная схема: классическая;
  • Экипаж, чел.: 3;
  • Количество выпущенных, шт.: 50;
  • Длина корпуса, мм: 6419;
  • Длина с пушкой вперед, мм: 7670;
  • Ширина корпуса, мм: 3621;
  • Высота, мм: 3420;
  • Тип брони: стальная противопульная;
  • Калибр и марка пушки: 2 х 40-мм Bofors L70;
  • Тип пушки: спаренная нарезная малокалиберная автоматическая пушка;
  • Длина ствола, калибров: 70;
  • Боекомплект пушки: 580;
  • Углы ВН, град.: −5..+85;
  • Углы ГН, град.: 360;
  • Дальность стрельбы, км: до 4;
  • Прицелы: оптический визир, РЛС AN/APG-68;
  • Мощность двигателя, л. с.: 750;
  • Скорость по шоссе, км/ч: 48;
  • Запас хода по шоссе, км: 500;
  • Преодолеваемый подъем, град.: 30°;
  • Преодолеваемая стенка, м: 0,9;
  • Преодолеваемый ров, м: 2,6;
  • Преодолеваемый брод, м: 1,2.

modernweapon.ru

Американская послевоенная зенитная артиллерия. Часть 2-я » Военное обозрение

Несмотря на то, что у американских военных упал интерес к зенитной артиллерии, разработка новых зенитных установок среднего и малого калибра в послевоенное время не прекратилась. В 1948 году в США была создана 75-мм автоматическая зенитная пушка М35 револьверного типа. Боезапас этого орудия при стрельбе автоматически пополнялся с помощью специального погрузчика. Благодаря этому практическая скорострельность составляла 45 выстр/мин, что было отличным показателем для буксируемого зенитного орудия такого калибра. Появление автоматического 75-мм зенитного орудия было связано с тем, что во время Второй мировой войны существовал «трудный» для зенитной артиллерии диапазон высот от 1500 до 3000 м. Здесь самолеты оказывались мало досягаемыми для легких зениток, а для пушек тяжелой противовоздушной артиллерии эта высота была слишком мала. В целях разрешения проблемы казалось естественным создать зенитки некоего промежуточного калибра.

В связи с тем, что реактивная боевая авиация в послевоенное время развивалась очень бурными темпами, армейское командование выдвинуло требование, что новая зенитная артустановка должна быть способна бороться с самолетами, летящими со скоростью 1600 км/ч на высоте до 6 км. Однако выдержать столь жесткие требования было нереально, и максимальная скорость эффективно обстреливаемой цели впоследствии ограничивалась величиной 1100 км/ч. Понятно, что ввод данных о параметрах цели вручную при скорости, близкой к звуковой, был бы абсолютно неэффективным, поэтому в новой зенитной установке применили комбинацию радиолокатора поиска и наведения с аналоговым вычислителем. Всё это достаточно громоздкое хозяйство объединили с артиллерийской частью. Радиолокатор Т-38 с параболической антенной монтировался в верхней левой части артустановки. Наведение осуществлялось электроприводами. Орудие имело автоматический установщик дистанционных взрывателей, что существенно повышало эффективность ведения огня. Испытания, проведённые в 1951-1952 годах, продемонстрировали работоспособность аппаратуры наведения и возможность обнаружения и сопровождения воздушных целей на дальности до 30 км. Максимальная дальность стрельбы достигала 13 км, а эффективная составляла 6 км.

M51 Skysweeper

В марте 1953 года 75-мм автоматическая зенитка с радиолокационным наведением, получившая наименование M51 Skysweeper, начала поступать в зенитные подразделения сухопутных войск. Эти артустановки размещались на стационарных позициях наряду с 90 и 120-мм зенитками. Перевод М51 в боевое положение был делом достаточно хлопотным. В походном положении зенитное орудие транспортировалось на четырёхколёсной повозке, по прибытию на огневую позицию оно опускалось на грунт и опиралось на четыре крестообразных опоры. Для достижения боеготовности требовалось подключить кабели питания и прогреть аппаратуру наведения.

На момент появления 75-мм артустановка М51 в своём калибре не имела себе равных по дальности, скорострельности и точности ведения огня. В то же время сложная и дорогостоящая аппаратная часть требовала квалифицированного обслуживания, была достаточно чувствительной к механическим воздействиям и метеорологическим факторам, а мобильность не удовлетворяла современным требованиям. Во второй половине 50-х острую конкуренцию зенитным орудиям стали составлять зенитные ракеты, а потому служба 75-мм зениток, сопряженных с РЛС наведения, в американских вооруженных силах оказалась не долгой. Уже в 1959 году все зенитные батальоны, вооруженные 75-мм орудиями, были дезактивированы, но история установок М51 на этом не закончилась. Как это водится, не нужное американской армии оружие было передано союзникам. В Японии и в ряде европейских стран 75-мм зенитки служили, по меньшей мере, до начала 70-х.

ЗСУ T249 Vigilante

В 1956 году начались испытания ЗСУ T249 Vigilante. Эта зенитная самоходка предназначалась для замены 40-мм буксируемых автоматов «Бофорс» и ЗСУ М42. Вооруженная 37-мм скорострельной шестиствольной пушкой (3000 выстр/мин) с вращающимся блоком стволов Т250 ЗСУ«Виджилент», в отличие от «Дакстера» с его спаркой 40-мм «Бофорсов» с кассетным заряжанием, имела радиолокатор обнаружения воздушных целей. Базой послужило удлинённое шасси бронетранспортёра М113.

Модернизированный вариант ЗСУ T249, созданный для участия в конкурсе DIVAD

Однако в конце 50-х американские военные, очарованные зенитными ракетами, не проявили особой заинтересованности в новой зенитной артиллерийской установке, посчитав, что системы ПВО на основе пушек устарели, и отменили дальнейшее финансирование T249 в пользу подвижного ЗРК малой дальности MIM-46 «Маулер», который, впрочем, по ряду причин так и не поступил на вооружение. Позже, в середине 70-х, фирма-разработчик «Сперри Рэнд» попыталась реанимировать этот проект, установив переделанный под 35-мм снаряд (NATO 35x228 мм) шестиствольный зенитный автомат в алюминиевой башне на шасси танка М48. Но и этот вариант успеха не имел, проиграв конкурс ЗСУ M247 «Сержант Йорк».

Опыт боевых действий, полученный в масштабных вооруженных конфликтах в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке, продемонстрировал, что малокалиберные скорострельные зенитные пушки рано сбрасывать со счетов, так как зенитно-ракетные комплексы не всегда способны прикрыть свои войска от ударной авиации, действующей на малых высотах. Кроме того, зенитные артиллерийские установки, имеющие значительный боезапас, намного дешевле ЗРК, они меньше подвержены воздействию организованных помех и в случае необходимости способны вести огонь по наземным целям.

В середине 1960-х компания «Дженерал Электрик» совместно с Рок-Айлендским арсеналом создала две модели зенитных систем, чтобы удовлетворить потребность армии США. В обеих использовалась одна и та же 20-мм шестиствольная пушка, являющаяся развитием серии авиационной М61.

Буксируемая установка, получившая обозначение М167, должна была заменить в войсках 12,7-мм ЗПУ М55. Эта зенитка предназначалась в первую очередь для аэромобильных и десантных подразделений. Так, в 82-й воздушно-десантной дивизии, расквартированной в Форт-Брэгг в 70-80-е годы, имелся зенитный дивизион, состоящий из штаба и четырех батарей. Каждая батарея, в свою очередь, состоит из штаба и трех огневых взводов с 4 установками M167 в каждом.

Буксируемая зенитная установка М167

Шестиствольная 20-мм пушка «Вулкан» с ленточной системой питания, турель с электрическим приводом и система управления огнём установлены на двухколесной буксируемой повозке. По своей концепции ЗУ М167 соответствует 12,7-мм буксируемой установке М55. Наведение зенитного автомата на цель и вращение блока стволов при стрельбе также осуществляется электроприводами, запитанными от аккумуляторов. Для зарядки аккумуляторных батарей служит бензоагрегат, размещённый в передней части повозки. Система управления огнем М167 состоит из радиодальномера, расположенного справа от пушки, и гироскопического прицела со счётно-решающим устройством. Возимый боекомплект — 500 снарядов. Для стрельбы используются выстрелы с осколочно-зажигательным и бронебойным трассирующим снарядами весом 0,2 кг и начальной скоростью 1250 м/с. Максимальная дальность стрельбы – 6 км, при стрельбе по воздушным целям, летящим со скоростью 300 м/с – 2 км. Полигонные стрельбы неоднократно демонстрировали, что наибольшая вероятность поражения цели достигается на дальности до 1500 м. M167 может буксироваться легким грузовиком М715 (4x4) или многоцелевым автомобилем повышенной проходимости M998, а также транспортироваться на внешней подвеске вертолетом. Масса в боевом положении составляет 1570 кг, расчёт – 4 человека.

Зенитная установка может вести огонь с темпом: 1000 и 3000 выстр./мин. Первый обычно применяется для стрельбы по наземным целям, второй — по воздушным. Имеется возможность выбора фиксированной длины очереди: 10, 30, 60 или 100 снарядов. В данный момент буксируемые установки М167 не используются американскими вооруженными силами, но всё ещё имеются в армиях других государств.

ЗСУ М163

Самоходный вариант установки получил обозначение М163, эта ЗСУ создана на базе гусеничного БТР М113А1. В связи с возросшей массой машины, на верхнем лобовом листе и бортах установлены дополнительные панели, увеличивающие плавучесть машины. Как и базовый бронетранспортер М113, ЗСУ М163 могла вплавь преодолевать водные преграды. Движение на воде осуществлялось посредством перематывания гусениц. На дорогах с твёрдым покрытиям ЗСУ, весящая 12,5 т, могла разгоняться до 67 км/ч. По своим огневым характеристикам самоходный вариант идентичен буксируемой установке, но благодаря значительным внутренним объёмам бронетранспортёра боекомплект увеличен в несколько раз и составляет 1180 выстрелов, непосредственно готовых для стрельбы, и еще 1100 в запасе. Алюминиевая броня корпуса толщиной 12-38 мм обеспечивает защиту от пуль и осколков, однако наводчик защищён только броневым «капюшоном» со стороны задней полусферы.

Вращение башни и наведение пушки в вертикальной плоскости в диапазоне углов от -5° до +80° осуществляется с помощью скоростных электроприводов. На случай выхода их из строя имеются ручные механизмы наведения. Справа на башне установлен радиолокационный дальномер AN/VPS-2 с дальностью действия до 5 км и точностью измерения ±10 м. При работе по данным целеуказания, принимаемым по радиоканалу, цель обнаруживается визуально и захватывается для сопровождения оптическим прицелом, который ориентирует на нее антенну радиодальномера. Целеуказание, как правило, осуществлялось от РЛС обнаружения низколетящих целей AN/MPQ-49, входившей в состав смешанных зенитных дивизионов «Чапарэл-Вулкан».

Однако в конце 70-х ЗСУ М163 уже не в полной мере соответствовала современным требованием. Зенитная установка подвергалась критике в связи с малой эффективной дальностью стрельбы и отсутствием на машине радиолокатора обнаружения воздушных целей. Во второй половине 80-х значительная часть установок «Вулкан» – как самоходные, так и буксируемые – подверглись модернизации по программе PIVADS. После модернизации системы управления огнем радиодальномер получил возможность не только определять дальность до цели, но и автоматически сопровождать ее по дальности и угловым координатам. Кроме того, наводчик получил нашлемное визирное устройство, с помощью которого антенна РЛС автоматически ориентировалась на наблюдаемую цель для последующего сопровождения. Благодаря введению в боекомплект новых бронебойных снарядов с отделяющимся поддоном дальность стрельбы по воздушным целям увеличилась до 2600 м.

В США ЗСУ М163 наряду с ЗРК MIM-72 «Чапаррел» состояли на вооружении зенитных дивизионов смешанного состава. В 70-е годы зрд «Чапарэл-Вулкан» являлись важным звеном в системе ПВО армейского корпуса и были основным средством борьбы с низколетящими целями. Серийное производство M163 осуществлялось фирмой General Electric с 1967 года, всего было выпущено 671 ЗСУ этого типа. Они состояли на вооружении американских армейских зенитных подразделений до конца 90-х годов. После чего система «Чапарэл-Вулкан» была заменена ЗРК M1097 «Эвэнжер», в которой используются ЗУР FIM-92 «Стингер».

Малая дальность эффективного огня 20-мм буксируемых и самоходных зенитных установок, невозможность всепогодного применения, отсутствие бронированной башни и радиолокатора обнаружения целей послужили причиной того, что в средине 70-х американская армия объявила конкурс по программе DIVAD (Division Air Defense) - зенитная установка дивизионного уровня. Появление этой программы связано с тем, что американские военные были всерьёз обеспокоены возросшими возможностями советских истребителей-бомбардировщиков и фронтовых бомбардировщиков, способных результативно действовать на малых высотах, где зенитные ракеты были малоэффективны. Кроме того, в СССР появились боевые вертолёты Ми-24, вооруженные противотанковыми ракетами с дальностью пуска, превышающей эффективную дальность стрельбы зенитных установок «Вулкан». После начала поставок в войска танков М1 «Абрамс» и БМП М2 «Брэдли» американские военные столкнулись с тем, что ЗСУ М163 и ЗРК MIM-72 «Чапаррел» просто не успевали за новыми машинами и не могли обеспечить зенитное прикрытие. Доказательством того, что современные ЗСУ могут быть серьёзной угрозой для боевой авиации, стал опыт боёв на Ближнем Востоке. Израильские пилоты, стараясь избежать поражения зенитными ракетами, перешли к маловысотным полётам, и при этом понесли ощутимые потери от ЗСУ-23-4 "Шилка".

В конкурсе DIVAD приняли участие пять ЗСУ, вооруженные зенитными автоматами калибра 30-40 мм. Все они имели РЛС обнаружения и сопровождения цели. В мае 1981 года победителем была объявлена установка компании «Форд Аэроспейз энд Комьюникейшенз Корпорэйшен». ЗСУ получила официальное наименование «Сержант Йорк» (в честь сержанта Элвина Йорка, героя первой мировой войны) и индекс M247. Контракт на сумму $ 5 млрд. предусматривал поставку 618 ЗСУ в течение 5 лет.

Новая зенитная самоходка получилась не лёгкой, её масса в боевом положении составляла 54,4 т. Базой для зенитной установки М247 стало шасси танка М48А5. В 80-х годах танки М48 уже считались устаревшими, но значительное количество танков M48A5 имелось на базах хранения. Использование шасси этих танков должно было снизить стоимость производства ЗСУ. Башня с двумя 40-мм зенитными автоматами устанавливалась по центру корпуса. На крыше башни находятся две антенны РЛС: слева антенна РЛС сопровождения округлой формы, сзади плоская антенна РЛС обнаружения цели. Радиолокатор обнаружения представлял собой модифицированную станцию типа AN/APG-66, использовавшуюся на истребителях F-16A/В. Обе антенны могли быть сложены, чтобы уменьшить высоту ЗСУ на марше. Экипаж машины – три человека. Наводчик располагается в левой части башни, а командир - справа, каждое место оснащено отдельным люком. В распоряжении наводчика прицел с лазерным дальномером, место командира оборудовано панорамным прибором наблюдения. Система наведения полностью автоматическая, без возможности механического управления. 40-мм спаренные пушки имеют электропривод вертикального наведения, башня вращается на 360°. Каждая пушка оснащена отдельным магазином, боекомплект составляет 502 снаряда.

ЗСУ М247

40-мм пушки, использованные в М247, имели серьёзные отличия от 40-мм зенитных автоматов семейства «Бофорс», ранее применяемых в вооруженных силах США. Вооружение ЗСУ состояло из двух автоматических пушек L70 шведской разработки, которые были специально доработаны для ЗСУ. В пушке L70 используются выстрелы повышенной мощности 40×364 мм R с начальной скоростью 0.96 кг снаряда - 1000–1025 м/с, живучесть ствола 4000 выстрелов. При создании L70 приоритет отдавался не скорострельности, а высокой кучности стрельбы короткими очередями. Техническая скорострельность одного орудия – 240 выстр/мин. Дальность поражения воздушных целей – 4000 м.

Несмотря на победу в конкурсе, принятие ЗСУ М247 на вооружение вызвало шквал критики. Указывалось, что машина нуждается в доводке, радиоэлектронный комплекс функционирует ненадежно, а боевая эффективность сомнительна. Косвенным признанием этого можно считать намерение фирмы-разработчика установить на башне в качестве дополнительного вооружения ЗУР FIM-92 «Стингер». К тому же устаревшее шасси М48А5 не могло угнаться за новыми танками и БМП. Всё это стало причиной свёртывания производства ЗСУ М247«Сержант Йорк» в августе 1985 года. До того момента американская промышленность успела построить 50 машин. В связи с многочисленными недостатками армия от них отказалась, и большая часть М247 была использована на авиационных полигонах в качестве мишеней. В настоящий момент в музеях сохранилось четыре экземпляра ЗСУ.

После эпопеи с программой DIVAD американская армия больше не предпринимала попыток принятия на вооружение зенитных артиллерийских установок. Более того, значительным сокращениям в 90-е годы подверглись зенитно-ракетные подразделения. Американские вооруженные силы отказались от ЗРК Hawk 21, в модернизацию которого были вложены немалые средства. Как уже говорилось, смешанные зенитные дивизионы «Чапаррэл-Вулкан» были заменены батареями ЗРК M1097 «Эвенджер» на шасси М988 «Хаммер», что, конечно, не может считаться полноценной заменой, так как по проходимости «Хаммеры» серьёзно уступают гусеничным машинам. Впрочем, в последнее время Армия США охладела к зенитным системам. ЗРК «Пэтриот» РАС-3 не несут боевого дежурства на территории США. В Германии в распоряжении американского контингента имеется всего четыре батареи «Пэтриот», которые тоже не имеют постоянной готовности. Зенитные комплексы разворачиваются только в потенциально ракетоопасных регионах для защиты американских баз от северокорейских, иранских и сирийских баллистических ракет. Обеспечение противовоздушной обороны от ударной авиации противника на ТВД возложено главным образом на истребители ВВС США.

По материалам:http://zonwar.ru/index.htmlhttp://russian-tanks.com

topwar.ru

M163. Зенитная самоходная установка. (США)

M163. Зенитная самоходная установка. (США)

20-мм зенитная самоходная установка M163 (20mm Self-Propelled Air Defence Gun M163), также известная как Система противовоздушной обороны «Вулкан» (Vulcan Air Defence System) — зенитная самоходная установка США периода 1960-х годов.

Была создана Рок-Айлендским арсеналом в 1964—1965 годах путем установки на шасси бронетранспортера M113 зенитного орудия, разработанного на базе авиационной 20-мм пушки.Серийное производство ЗСУ M163 «Вулкан" осуществлялось фирмой General Electric с 1967 года, всего была выпущена 671 ЗСУ этого типа.

ЗСУ M163 «Вулкан» начала поступать в войска США с 1969 года и совместно с ЗРК MIM-72 составила основу ПВО танковых дивизий.ЗСУ M163 «Вулкан" использовались войсками США во Вьетнамской войне, но в 1980-е годы была снята с вооружения США в связи с устарелостью.

ЗСУ M163 «Вулкан" активно поставлялась на экспорт и использовалась Израилем в Войне Судного дня и Ливанской войне, а Марокко — в Войне в Западной Сахаре. По состоянию на 2010 год, M163 все еще остается на вооружении в ряде стран.

M163. Зенитная самоходная установка. (США)

Характеристики:

  • Боевая масса, т: 12,5
  • Экипаж, чел.: 4
  • Годы производства: 1967—н/д
  • Годы эксплуатации: с 1969
  • Количество выпущенных, шт.: 671
  • Длина корпуса, мм: 4864
  • Ширина корпуса, мм: 2855
  • Высота, мм: 2921, общая
  • Клиренс, мм: 410
  • Тип брони: алюминиевая катаная. Лоб корпуса (верх), мм/град. 38 / 45°. Лоб корпуса (низ), мм/град. 38 / 30°. Борт корпуса (верх), мм/град. 44 / 0°. Борт корпуса (низ), мм/град. 32 / 0°. Корма корпуса, мм/град. 38 / 8—9°. Днище, мм 29. Крыша корпуса, мм 38. Лоб башни, мм/град. не бронирована. Борт башни, мм/град. не бронирована. Корма башни, мм/град. не бронирована. Крыша башни, мм не бронирована
  • Калибр и марка пушки: 20-мм M61
  • Тип пушки: нарезная автоматическая шестиствольная
  • Боекомплект пушки: 2100
  • Углы ВН, град.: −5...+80
  • Дальность стрельбы, км: 1,5
  • Прицелы: автоматический зенитный M61 с радарным наведением, ночной AN/TVS-2B, телескопический M134
  • Тип двигателя: V-образный 6-цилиндровый двухтактный дизельный жидкостного охлаждения
  • Мощность двигателя, л. с.: 212
  • Скорость по шоссе, км/ч: 64
  • Запас хода по шоссе, км: 6, на плаву
  • Запас хода по пересеченной местности, км: 480
  • Удельная мощность, л. с./т: 17,0
  • Тип подвески: индивидуальная торсионная, с гидравлическими амортизаторами
  • Преодолеваемый подъем, град.: 30
  • Преодолеваемая стенка, м: 0,61
  • Преодолеваемый ров, м: 1,68
  • Преодолеваемый брод, м: плавает

modernweapon.ru

Развитие ПВО US Army: ЗСУ времен Холодной Войны (часть 2).

Продолжаем тему американских ЗСУ времен Холодной войны.Прежде, чем перейти собственно к конкурсу DIVAD, хотелось бы упомянуть о некоторых предпосылках, которые привели к острой попаболи необходимости USArmy в новых ЗСУ.Вертолет против танка – опыты 1972-го года.

Во время боевых действий в ЮВА, кокретно в 1971-72-гг на территории Лаоса американские интервенты столкнулись с вьетконговскими танками. Поскольку использование штатного вооружения (НАР) не то чтобы было неэффективным (скорее не настолько эффективным, чтобы тормознуть проклятых «чарли»), то в порядке инициативы на местах некоторое количество многоцелевых вертолетов UH-1D и ударных AH-1G были перевооружены ПТУР «Тоу». Эффективность переоборудованных машин была весьма высока, а результаты применения – многообещающи. Правда из Лаоса все равно пришлось убраться.

Соответственно было решено опробировать новую тактику «геликоптер+ПТРК VS совьетишетанк» на европейском ТВД – исключительно в виде эксперимента.

Вот что пишут по этому поводу:"...В августе 1972 г. испытания решили продолжить на натуре. В Западной Германии состоялись беспрецендентные маневры по оценке действии вертолетов против танков. В них приняли участие американские вертолеты AH -1G и ОН-58 с одной стороны, и танки "Леопард" бундесвера, усиленные американскими ЗСУ "Вулкан" на гусеничном шасси с другой. Танки поддерживали истребители-бомбардировщики Люфтваффе F-104G. "Хью Кобры" были оснащены ПТУР "Toy".

…В ходе учений отрабатывалась тактика использования вертолетов против танков. Десять раз проигрывался вариант две "Кобры" против взвода танков с приданными ЗСУ и тридцать раз - смешанная команда из двух OH-58 и одной "Кобры" против тех же танкистов. Пуск ПТУР имитировался лучом лазера с выдержкой времени, соответствующего времени полета реальной ракеты. В случае удачи луч попадал на приемник излучения, установленный на танке, или ЗСУ, после чего поджигалась дымовая шашка, - результат был налицо. Аналогично стреляли и танки с зенитками, только дымил вертолет,

Результаты учений ошеломили даже самых горячих энтузиастов боевых вертолетов. Первоначально планировалось провести восемьдесят дуэлей "вертолеты - танки". Оказалось, достаточно шестидесяти. Зенитным огнем было "уничтожено" 10 вертолетов АН-1С, 4 вертолета ОН-58, "потери" танкистов были гораздо внушительнее - 167 танков и 29 ЗСУ» Соотношение потерь: на одну "сбитую" "Кобру" - 19,6 уничтоженных танков и ЗСУ. Самолетам вообще не удалось сбить ни один вертолет. Наилучшей была признана тактика атаки танков смешанным подразделением вертолетов в составе ударного АН-1G и разведывательного ОН-58."

Единственно (чисто в порядке брюжжания) – ЗСУ М-163 «Вулкан», как я уже писал – это далеко не «Шилка» (последняя и бьет малость подальше, и свой радар имеет – впрочем, вероятность обнаружения им воздушных целей  не превышает 20%, ну дык у М-163 и того нет), так что некоторая постановочность учений все-же имела место быть.

Тем не менее, эффективность боевых противотанковых геликоптеров была очевидна. И вот тут-то, видимо, до американских генералов дошла простая мысль – а у долбанных комми вертолеты тоже есть, однако…

До бундесов эта мысль тоже дошла, но у них было попроще – вовсю шли испытания ЗСУ «Гепард»,  что несколько снизило остроту проблемы (для бундесвера).

Кроме того, по результатам арабо-израильской войны 1973-го как раз «Шилка» продемонстрировала оченно хорошие показатели, действую в связке с ЗРК.

Надо было срочно чего-то делать – в результате состоялся конкурс DIVAD (Division Air Defense – (система) ПВО дивизионного уровня).

Но, прежде чем перейти собственно к корнкурсу DIVAD, необходимо упомянуть об эксперементальной ЗСУ, разрабатывавшейся по программе GLAADS:Опытный образец испытывался в середине 70-х (называют 1977 г.), 25-мм спарка на шасси БТР XM-701, СУО включала в себя оптико-электронную систему с тепловизором, лазерным дальномером, все это было завязано на баллистический вычислитель. Видимо, хотели переплюнуть "Шилку", но ниасилили. Полагаю, основная проблема была в том, что качественного скачка характеристик по сравнению с М-163 не получилось. Требовался новый комплекс.

Конкурс DIVAD (1977-1985 гг.).

По поводу данного конкурса неплохо высказался писатель Александр Афанасьев:"...Конкурс Divad - лишь один из многих конкурсов, который американская армия провалила. Тем не менее, он настолько показателен, что стоит рассказать о нем. В ходе него американцы могли реально получить зенитные установки, как минимум равные нашим Шилкам и Тунгускам - а в итоге не получили ничего.

Итак, в семидесятых годах американская армия объявляет конкурс DIVAD (Division Air Defense) - зенитная установка дивизионного уровня. Арабо израильская война 1973 года показала опасное превосходство СССР в некоторых областях. Так установки Шилка морем огня заставляли уходить на высоту израильские истребители-бомбардировщики и делали почти невозможным применение боевых вертолетов."

Т.е., реальные боевые действия показали значительно бОльшую эффективность советских ЗСУ, чем предполагали аналитики НАТО. Особенно эффективно их действие проявлялось в связке с армейскими ЗРК, а малое время реакции и высокая маневренность систем.

"...А вот во время войны в Европе, когда американским самолетам самим пришлось бы бороться за выживание в противостоянии с советскими ВВС - штурмовики Ми-24 получили бы свободу рук и в отсутствие надежной и мощной зенитной установки американским танковым частям были бы нанесены неприемлемые потери. Предполагалось закупить более 600 новых установок, прежде всего для Европы"

В итоге конкурс вылился в тот еще цирк с конями. Интересным моментом являлось то, что большинство представленных образцов были разработаны под снаряд 35 мм., как я подозреваю снаряд 35х228 мм., т.е. под аналог швейцарского «Эрликона»  - так что меня терзают смутные сомнения, что американские военные хотели получить аналог «Гепарда». Но, что характерно, именно данный калибр почему-то американских военных в итоге не устроил. Другим условием было использование в качестве шасси старых танков М-48, соответствующим образом доработанных. И должна была перспективная установка обеспечивать ведение прицельного огня на дистанцию до 4000 м. Поскольку автоматические орудия, принимавшие участие в конкурсе, изрядно отличались по конструкции, можно предположить, что техническая скорострельность не являлась главным критерием выполнения ТТЗ.

Но подробнее о представленных на конкурс образцах военно-научно-технического американского гения:

Фирма General Electric представила модернизированный М-163:

Установка получила возможность автосопровождения цели, благодаря снарядам с отделяемым поддоном несколько увеличилась дальность (об этом говорилось в предыдущей части поста). Конкурс данная  ЗСУ проиграла, но по иронии судьбы стала единственной из участниц произведенной массово. Точнее, насчет массового производства – не совсем верно, просто полученный задел был использован для модернизации имевшихся на вооружении самоходных «вулканов».

ЗСУ от фирмы General Dynamics :

Данная установка вышла таки в финал конкурса под обозначением ХМ246. Из характерных особенностей: спарка лицензионных 35-мм автоматов от фирмы «Эрликон», система наведения радиолокационная, РЛС поиска и наведения взята от флотской АУ «Фаланкс».

Другой финалист (и в итоге победитель конкурса) – ХМ247  от фирмы Ford Aerospace. В дальнейшем известный под ником «Сержант Йорк».Спаренная установка 40-мм автоматов «Бофорс L-70», поисковый радар, прицельный радар – доработанная РЛС от истребителя F-16 (РЛС Вестингауз AN/APG-65). Система питания беззвеньевая, с нерерывной подачей (хотя попадались утверждения, что питание кассетное с ручной перезарядкой - хотя на схеме ничего подобного не наблюдается).

Об тех участниках, кому не повезло:

Фирма Sperry Rand представила весьма занятный образец:

Ничего не напоминает? Почти тот-же ЗСУ «Виджилент», только на новом шасси.

Точнее не совсем он, просто в башне ЗСУ размещен тот-же шестиствольный «гатлинг» Т-250, только приведенный к калибру 35 мм. Помимо поискового и прицельного радаров имелся лазерный дальномер, БК в отличие от того-же «Виджилента» составлял ажно 1464 выстрела, система питания беззвеньевая, непрерывная.

Пожалуй самый занятный из представленных образцов – второй образец от фирмы General Electric:

Внимания заслуживает артсистема – это адаптированная под установку в башню пушка GAU-8 (аналогичной вооружен штурмовик А-10). Правда пишут, что темп стрельбы был понижен до 3000 выстрелов в минуту. Но все равно – весьма суровый агрегат. Помимо этого – поисково-прицельный радар собственной разработки.

А вот фирма Rauteon не заморачивалась, и представила на конкур бундесовскую ЗСУ "Гепард".

Правда, в случае успеха фирма обещала адаптировать немецкую башню к американскому шасси – но победу в конкурсе «кыся» не одержала. А жаль – с учетом того геморроя, который поимели с «Йорком» отработанная в производстве ЗСУ, с выявленными исправленными инженерными и эксплуатационными  проблемами могла-бы довольно быстро быть запущена в производство. Впрочем, вспоминая историю с адаптацией к американской армии весьма удачного германского-же (в основном) ЗРК «Роланд» - все могло сложиться довольно непросто…

Под занавес конкурса свой образец – ЗСУ «Eagle» предложила фирма «Ares»:

Башня с расположенными по бокам 35-мм автоматами Talon (возможно вариации на тему того-же лицензионного «эрликона»), суммарный темп стрельбы 1200 в/мин, наклонная дальность 4000 м. В качестве шасси использован транспортер М-548. Учитывая тот факт, што шасси несколько легче, чем танковое, использовались домкраты для вывешивания установки в боевом положении. СУО была исключительно оптико-электронная , с лазерным дальномером – это снижало дальность обнаружения целей (сравнительно с тем-же «Гепардом»), но зато снижало вероятность обнаружения противником самой ЗСУ по излучению радара.

В итоге конкурса в 1985-г победу одержала ЗСУ ХМ247  «Сержант Йорк», которая даже была произведена ажно в количестве 50 штук. Но в том-же 1985-м году производство прекратили, и официально оную ЗСУ на вооружение ставить не стали, поскольку выяснились следующие моменты:

  1. Прицельный радиолокационный комплекс показал крайне низкую эффективность.
  2. Устаревшее танковое шасси (М-48) не позволяло ЗСУ сопровождать новые ОБТ М-1 «Абрамс».
  3. При низких температурах установка эксплуатироваться не могла – из-за частых отказов.
  4. Самой важной причиной можно назвать тот факт, что на вооружение боевых советских вертолетов с конца 70-х стали поступать новые ПТРК «Штурм-В»оснащенные ПТУР 9М114 с дальностью пуска 5 км. и сверхзвуковой скоростью полета.

Итог – 1.8 млд. вечнозеленых долларов выброшено на ветер. Для сравнения: прорабатывая облик перспективного комплекса ПВО полкового звена в начале 70-х годов советские специалисты после недолгого обдумывания увеличения калибра АУ (ЕМНИП, изначально прорабатывался вариант «Шилки» с установкой шестиствольного «гатлинга»АО-18 от флотской АК-630 либо на 30-мм спарку автоматов 291П флотской же установки АК-230 ; но от данного решения быстро отказались) пришли к мнению, что в качестве перспективной системы требуется ракетно-артиллерийская установка, что и было воплощено в ЗРПК «Тунгуска», принятом на вооружении в 1982-м году. Даже самые перспективные участники конкурса DIVAD устарели еще в процессе проведения этого конкурса.

Американские военные задумались о ракетно-артиллерийских системах – но рассказ об этих проектах будет в заключительной части.

По материалам блогов http://werewolf0001.livejournal.com/ и http://strangernn.livejournal.com/

doktorkurgan.livejournal.com

M163 — зенитная самоходная установка США

M163 — зенитная самоходная установка США.

Зенитная самоходная установка M163 Vulcan (Vulcan Air Defence System) — это система противовоздушной обороны производства сша, газрабатывалась для обеспечения ПВО подразделений, располагающихся на переднем крае, и борьбы с низколетящими воздушными целями. M163 Vulcan совместно с ЗРК MIM-72 Chaparral образовали костяк ПВО танковых дивизий.

История

Установка создавалась Рок-Айлендским арсеналом с 1964 г. Vulcan представляет собой зенитное орудие, созданное на базе авиационной 20-мм пушки, установленное на шасси бронетранспортера M113. Серийным производством M163 Vulcan с 1967 г. занялась компания General Electric, произведя почти 700 единиц.

Начав поступать в войска Соединенных Штатов в 1969 г., Vulcan активно использовался американскими войсками во Вьетнамской и Ливанской войнах, сражениях в Западной Сахаре и дру|их вооруженных конфликтах.

На сегодня Vulcan по-прежнему остается на вооружении в ряде стран мира.

Особенности

Корпус Vulcan выполнен из сварных листов алюминиевой брони толщиной до 38 мм. Подобное бронирование способно обеспечить защиту экипажа машины от огня стрелкового оружия и осколков мин или артиллерийских снарядов. Отличие от корпуса стандартного бронетранспортера M113 состоит лишь в наличии дополнительных панелей, служащих для защиты, а также обеспечения плавучести установки и расположенных на верхнем лобовом листе и по бортам.

Силовая установка Vulcan — это двухтактный шестицилиндровый дизельный двигатель жидкостного охлаждения 6V53 компании Detroit Diesel, выдающий мощность 158 кВт при 2800 оборотах в минуту. Он обеспечивает возможность передвижения по дорогам с твердым покрытием со скоростью более 65 км/ч. В состав ходовой части входят обрезиненные опорные катки большого диаметра (по пять катков по каждому из бортов), ведущие колеса переднего расположения и направляющие колеса заднего расположения. Верхняя ветвь гусениц защищена стальными противокумулятивными экранами.

Передвижение вплавь осуществляется посредством перемалывания гусениц, позволяющего развить скорость до 6 км/ч. Перед форсированием водной преграды волноотражательный щиток устанавливается в рабочее положение, откидываясь вперед, при этом включаются водооткачивающие помпы.

Машина снабжена прибором ночного видения, размещенным на рабочем месте механика-водителя и позволяющим управлять движением в условиях ограниченной видимости.

Наибольшая эффективность при создании системы ПВО боевого района достигалась при комбинированном размещении подразделений M163 Vulcan и MIM-72 Chaparral на расстоянии 1000 м друг от друга. Подобный смешанный зенитный дивизион был в состоянии прикрывать части дивизии на суммарной площади до 100 км2.

Вооружение

M163 Vulcan вооружен 20-мм автоматической шестиствольной пушкой M61A1 Vulcan, размещенной в открытой сверху вращающейся башне с броневым щитом со стороны задней полусферы для защиты наводчика. С правой стороны на башне размещен РЛС-дальномер AN/VPS-2. Пушка наводится в вертикальной плоскости в диапазоне углов от -5° до +80° посредством скоростных электроприводов либо, в случае выхода автоматики из строя, ручных механизмов наведения. Блок стволов пушки управляется также электрическим приводом. Специальные механизмы регулируют скорострельность и длительность очереди — 10, 30, 60 или 100 выстрелов. Подача боеприпасов беззвеньевая. Для стрельбы используют боеприпасы с бронебойным трассирующим и осколочно-зажигательным снарядами M53, M54, M55A2, M56A3, M220 и M242 весом 0,2 кг и с начальной скоростью полета 1250 м/с. Скорострельность пушки может достигать 3000 выстрелов в минуту, а боекомплект составляет 2280 выстрелов: 1180 в полной боевой готовности и 1100 в резерве. Эффективный потолок ведения огня составляет 800-1500 м. Баллистическая дальность стрельбы — 7,5 км.

Система управления огнем M163 Vulcan состоит из гиростабилизированного прицела с вычислительным устройством Mk. 20 Mod 0 и РЛС-дальномера AN/VPS-2 с рабочей дальностью до 5 км и точностью замера ±10 м.

Если целеуказание осуществляется посредством радиосвязи, наведение на цель производится визуально, после чего она захватывается для дальнейшего сопровождения оптическим прицелом, который, в свою очередь, ориентирует на нее антенну РЛС. Используя данные РЛС системы FAAR, установка может вести огонь по целям, летящим на высоте до 1500 м со скоростью до 300 м/с. Стрельба на поражение производится как одиночными выстрелами, так и короткими или длинными очередями на дистанции до 2000 м. При стрельбе по воздушным целям устанавливается скорострельность 3000 выстрелов в минуту, по наземным целям — 1000 выстрелов в минуту.

Модернизации

Начиная с 1984 г. часть армейских установок M163 Vulcan подверглись модернизации в соответствии с программой PIVADS, предусматривающей усовершенствование системы ПВО. С целью улучшить систему управления огнем провели, в частности, модернизацию РЛС. Радиодальномер при этом получил возможность не только замерять дальность до цели, но и автоматически сопровождать цель как по дальности, так и по угловым координатам. Для наводчика в рамках программы модернизации разработали визирное нашлемное устройство, с помощью которого антенна РЛС стала ориентироваться на наблюдаемую цель для ее дальнейшего сопровождения, а использование новых бронебойных снарядов с отделяющимся поддоном позволило увеличить эффективную дальность стрельбы до 2600 м.

Недостаточная дальность стрельбы, отсутствие бронированной башни, невозможность всепогодного применения и некоторые другие недостатки послужили причиной того, что в сухопутных войсках США Vulcan стали заменять установками M247 Sergeant York.

Вам также могут быть интересны следующие оружейные статьи:

rus-guns.com

Американские ЗСУ времен Холодной войны: часть 2: alternathistory

Часть первая

Заранее приношу свои извинения - тема опять немного распухла, так что про американские проекты ракетно-артиллерийских систем ПВО будет рассказано отдельно.

Итак, продолжим разговор об американских ЗСУ времен Холодной войны. Прежде, чем перейти собственно к конкурсу DIVAD, хотелось бы упомянуть о некоторых предпосылках, которые привели к острой попаболи необходимости USArmy в новых ЗСУ.

Вертолет против танка – опыты 1972-го года.

Во время боевых действий в ЮВА, кокретно в 1971-72-гг на территории Лаоса американские интервенты столкнулись с вьетконговскими танками. Поскольку использование штатного вооружения (НАР) не то чтобы было неэффективным (скорее не настолько эффективным, чтобы тормознуть проклятых «чарли»), то в порядке инициативы на местах некоторое количество многоцелевых вертолетов UH-1D и ударных AH-1G были перевооружены ПТУР «Тоу». Эффективность переоборудованных машин была весьма высока, а результаты применения – многообещающи. Правда из Лаоса все равно пришлось убраться.

Соответственно было решено опробировать новую тактику «геликоптер+ПТРК VS совьетише танк» на европейском ТВД – исключительно в виде эксперимента.

Вот что пишут по этому поводу:

«…В августе 1972 г. испытания решили продолжить на натуре. В Западной Германии состоялись беспрецендентные маневры по оценке действии вертолетов против танков. В них приняли участие американские вертолеты AH -1G и ОН-58 с одной стороны, и танки "Леопард" бундесвера, усиленные американскими ЗСУ "Вулкан" на гусеничном шасси с другой. Танки поддерживали истребители-бомбардировщики Люфтваффе F-104G. "Хью Кобры" были оснащены ПТУР "Toy".

…В ходе учений отрабатывалась тактика использования вертолетов против танков. Десять раз проигрывался вариант две "Кобры" против взвода танков с приданными ЗСУ и тридцать раз - смешанная команда из двух OH-58 и одной "Кобры" против тех же танкистов. Пуск ПТУР имитировался лучом лазера с выдержкой времени, соответствующего времени полета реальной ракеты. В случае удачи луч попадал на приемник излучения, установленный на танке, или ЗСУ, после чего поджигалась дымовая шашка, - результат был налицо. Аналогично стреляли и танки с зенитками, только дымил вертолет,

Результаты учений ошеломили даже самых горячих энтузиастов боевых вертолетов. Первоначально планировалось провести восемьдесят дуэлей "вертолеты - танки". Оказалось, достаточно шестидесяти. Зенитным огнем было "уничтожено" 10 вертолетов АН-1С, 4 вертолета ОН-58, "потери" танкистов были гораздо внушительнее - 167 танков и 29 ЗСУ» Соотношение потерь: на одну "сбитую" "Кобру" - 19,6 уничтоженных танков и ЗСУ. Самолетам вообще не удалось сбить ни один вертолет. Наилучшей была признана тактика атаки танков смешанным подразделением вертолетов в составе ударного АН-1G и разведывательного ОН-58.»

Единственно (чисто в порядке брюжжания) – ЗСУ М-163 «Вулкан», как я уже писал – это далеко не «Шилка» (последняя и бьет малость подальше, и свой радар имеет – впрочем, вероятность обнаружения им воздушных целей  не превышает 20%, ну дык у М-163 ии того нет), так что некоторая постановочность учений все-же имела место быть.

Тем не менее, эффективность боевых противотанковых геликоптеров была очевидна. И вот тут-то, видимо, до американских генералов дошла простая мысль – а у долбанных комми вертолеты тоже есть, однако…

До бундесов эта мысль тоже дошла, но у них было попроще – вовсю шли испытания ЗСУ «Гепард»,  что несколько снизило остроту проблемы (для бундесвера).

Кроме того, по результатам арабо-израильской войны 1973-го как раз «Шилка» продемонстрировала оченно хорошие показатели, действую в связке с ЗРК.

Надо было срочно чего-то делать – в результате состоялся конкурс DIVAD (Division Air Defense – (система) ПВО дивизионного уровня).

Конкурс DIVAD (1977-1985 гг.).

Как справедливо сказал упоминавшийся на ресурсе писатель Александр Афанасьев

«…Конкурс Divad - лишь один из многих конкурсов, который американская армия провалила. Тем не менее, он настолько показателен, что стоит рассказать о нем. В ходе него американцы могли реально получить зенитные установки, как минимум равные нашим Шилкам и Тунгускам - а в итоге не получили ничего.

Итак, в семидесятых годах американская армия объявляет конкурс DIVAD (Division Air Defense) - зенитная установка дивизионного уровня. Арабо израильская война 1973 года показала опасное превосходство СССР в некоторых областях. Так установки Шилка морем огня заставляли уходить на высоту израильские истребители-бомбардировщики и делали почти невозможным применение боевых вертолетов.»

Т.е., реальные боевые действия показали значительно бОльшую эффективность советских ЗСУ, чем предполагали аналитики НАТО. Особенно эффективно их действие проявлялось в связке с армейскими ЗРК, а малое время реакции и высокая маневренность систем

«…А вот во время войны в Европе, когда американским самолетам самим пришлось бы бороться за выживание в противостоянии с советскими ВВС - штурмовики Ми-24 получили бы свободу рук и в отсутствие надежной и мощной зенитной установки американским танковым частям были бы нанесены неприемлемые потери. Предполагалось закупить более 600 новых установок, прежде всего для Европы.»

В итоге конкурс вылился в тот еще цирк с конями. Интересным моментом являлось то, что большинство представленных образцов были разработаны под снаряд 35 мм., как я подозреваю снаряд 35х228 мм., т.е. под аналог швейцарского «Эрликона»  - так что меня терзают смутные сомнения, что американские военные хотели получить аналог «Гепарда». Но, что характерно, именно данный калибр почему-то американских военных в итоге не устроил. Другим условием было использование в качестве шасси старых танков М-48, соответствующим образом доработанных. И должна была перспективная установка обеспечивать ведение прицельного огня на дистанцию до 4000 м. Поскольку автоматические орудия, принимавшие участие в конкурсе, изрядно отличались по конструкции, можно предположить, что техническая скорострельность не являлась главным критерием выполнения ТТЗ.

Но подробнее о представленных на конкурс образцах военно-научно-технического американского гения:

Фирма General Electric представила модернизированный М-163:

Установка получила возможность автосопровождения цели, благодаря снарядам с отделяемым поддоном несколько увеличилась дальность (об этом говорилось в предыдущей части поста). Конкурс данная  ЗСУ проиграла, но по иронии судьбы стала единственной из участниц произведенной массово. Точнее, насчет массового производства – не совсем верно, просто полученный задел был использован для модернизации имевшихся на вооружении самоходных «вулканов».

ЗСУ от фирмы General Dynamics :

Данная установка вышла таки в финал конкурса под обозначением ХМ246. Из характерных особенностей: спарка лицензионных 35-мм автоматов от фирмы «Эрликон», система наведения радиолокационная, РЛС поиска и наведения взята от флотской АУ «Фаланкс».

Другой финалист (и в итоге победитель конкурса) – ХМ247  от фирмы Ford Aerospace. В дальнейшем известный под ником «Сержант Йорк».

Спаренная установка 40-мм автоматов «Бофорс L-70», поисковый радар, прицельный радар – доработанная РЛС от истребителя F-16 (РЛС Вестингауз AN/APG-65). Почему-то два источника утверждают, что система питания кассетная с ручной перезарядкой (как на «Дастэре»), хотя на имеющейся схеме четко видно, что система питания беззвеньевая, с нерерывной подачей.

Об тех участниках, кому не повезло:

Фирма Sperry Rand представила весьма занятный образец:

Ничего не напоминает? Почти тот-же ЗСУ «Виджилент», только на новом шасси.

Точнее не совсем он, просто в башне ЗСУ размещен тот-же шестиствольный «гатлинг» Т-250, только приведенный к калибру 35 мм. Помимо поискового и прицельного радаров имелся лазерный дальномер, БК в отличие от того-же «Виджилента» составлял ажно 1464 выстрела, система питания беззвеньевая, непрерывная.

Пожалуй самый занятный из представленных образцов – второй образец от фирмы General Electric:

Внимания заслуживает артсистема – это адаптированная под установку в башню пушка GAU-8 (аналогичной вооружен штурмовик А-10). Правда пишут, что темп стрельбы был понижен до 3000 выстрелов в минуту. Но все равно – весьма суровый агрегат. Помимо этого – поисково-прицельный радар собственной разработки.

А вот фирма Rauteon не заморачивалась, и представила на конкур бундесовскую ЗСУ «Гепард».

Правда, в случае успеха фирма обещала адаптировать немецкую башню к американскому шасси – но победу в конкурсе «кыся» не одержала. А жаль – с учетом того геморроя, который поимели с «Йорком» отработанная в производстве ЗСУ, с выявленными исправленными инженерными и эксплуатационными  проблемами могла-бы довольно быстро быть запущена в производство. Впрочем, вспоминая историю с адаптацией к американской армии весьма удачного германского-же (в основном) ЗРК «Роланд» - все могло сложиться довольно непросто…

Под занавес конкурса свой образец – ЗСУ «Eagle» предложила фирма «Ares»:

Башня с расположенными по бокам 35-мм автоматами Talon (возможно вариации на тему того-же лицензионного «эрликона»), суммарный темп стрельбы 1200 в/мин, наклонная дальность 4000 м. В качестве шасси использован транспортер М-548. Учитывая тот факт, што шасси несколько легче, чем танковое, использовались домкраты для вывешивания установки в боевом положении. СУО была исключительно оптико-электронная , с лазерным дальномером – это снижало дальность обнаружения целей (сравнительно с тем-же «Гепардом»), но зато снижало вероятность обнаружения по излучению радара.

В итоге конкурса в 1985-г победу одержала ЗСУ ХМ247  «Сержант Йорк», которая даже была произведена ажно в количестве 50 штук. Но в том-же 1985-м году производство прекратили, и официально оную ЗСУ на вооружение ставить не стали, поскольку выяснились следующие моменты:

  1. Прицельный радиолокационный комплекс показал крайне низкую эффективность.
  2. Устаревшее танковое шасси не позволяло ЗСУ сопровождать новые ОБТ М-1 «Абрамс».
  3. При низких температурах установка эксплуатироваться не могла – из-за частых отказов.
  4. Самой важной причиной можно назвать тот факт, что на вооружение боевых советских вертолетов с конца 70-х стали поступать новые ПТРК «Штурм-В», оснащенные ПТУР 9М114 с дальностью пуска 5 км. и сверхзвуковой скоростью полета.

Итог – 1.8 млд. вечнозеленых долларов выброшено на ветер. Для сравнения: прорабатывая облик перспективного комплекса ПВО полкового звена в начале 70-х годов советские специалисты после недолгого обдумывания увеличения калибра АУ (ЕМНИП, изначально прорабатывался вариант «Шилки» с установкой шестиствольного «гатлинга»АО-18 от флотской АК-630; но от данного решения быстро отказались) пришли к мнению, что в качестве перспективной системы требуется ракетно-артиллерийская установка, что и было воплощено в ЗРПК «Тунгуска», принятом на вооружении в 1982-м году. Даже самые перспективные участники конкурса DIVAD устарели еще в процессе проведения этого конкурса.

Американские военные задумались о ракетно-артиллерийских системах – но рассказ об этих проектах будет в третьей части.

Источник - http://blogs.privet.ru/user/alternathistory/134151130

alternathistory.livejournal.com

Зенитная самоходная установка SMC Vulcan Wheeled Carrier (США) » Военное обозрение

Развитие тактической авиации и авиационного вооружения всегда предъявляло новые требования к войсковой противовоздушной обороне. Армиям требовались новые и новые зенитные самоходки, однако далеко не всегда перспективным образцам удавалось поступить на вооружение. Примером такой разработки, неплохо показавшей себя на испытаниях, но не попавшей в войска, может считаться американская самоходка с пушечным вооружением Vulcan Wheeled Carrier от фирмы Standard Manufacturing Company.

На рубеже семидесятых и восьмидесятых годов одним из главных элементов войсковой ПВО американской армии являлась зенитная самоходная установка M163, построенная на базе бронетранспортера M113 и вооруженная шестиствольной 20-мм пушкой M61 Vulcan. Такая боевая машина, созданная еще в середине шестидесятых годов, уже не в полной мере отвечала современным требованиям. В частности, военные желали получить ЗСУ с более высокой подвижностью и проходимостью на всех ландшафтах.

ЗСУ Vulcan Wheeled Carrier на испытаниях. Фото Ftr.wot-news.com

Новый вариант боевой машины для войсковой ПВО был предложен в начале восьмидесятых годов предприятием Standard Manufacturing Company (SMC) из г. Даллас, шт. Техас. Незадолго до этого конструкторы SMC сформировали облик перспективного многоцелевого шасси с повышенной проходимостью, которое можно было бы использовать при строительстве самой разной военной и гражданской техники. В кратчайшие сроки компания проработала несколько предварительных проектов. Потенциальному заказчику планировалось предложить собственно шасси, транспортные машины на его базе и несколько образцов с тем или иным вооружением.

В соответствии с принципиальным решением разработчиков, в первую очередь следовало реализовать проект зенитной самоходной установки на перспективном шасси. Такая машина, хорошо показав себя на полигоне, могла бы не только попасть в войска, но и проложить дорогу для прочих унифицированных образцов. Проектные работы по новой ЗСУ стартовали не позднее 1980-82 годов.

Специалисты SMC решили, что перспективная самоходка должна нести то же вооружение, что и существующие машины M163. Наличие орудия M61 Vulcan было отражено в обозначении проекта. ЗСУ назвали Vulcan Wheeled Carrier (VWC) – «Колесный носитель «Вулкана». Впоследствии единственному прототипу этой машины присвоили собственное имя Excalibur.

Вместе с существующим орудием в проекте планировалось использовать самые смелые и новые идеи, направленные на получение максимально возможных характеристик. Нельзя не отметить, что такой подход в итоге привел к весьма примечательным результатам. Готовая машина отличалась от другой техники не только особой конструкцией отдельных агрегатов, но и узнаваемым внешним видом. При всех своих специфических проблемах, самоходка SMC VWC имела футуристический экстерьер и походила на некий образец техники из фантастического произведения.

Самоходка движется по песчаной местности. Фото Ftr.wot-news.com

Конструкторы Standard Manufacturing Company, используя ряд оригинальных идей, создали четырехосную колесную боевую машину с характерной кабиной экипажа и крупной грузовой платформой, пригодной для монтажа специального оборудования. В проекте Vulcan Wheeled Carrier платформа предназначалась для установки полноповоротного боевого модуля с автоматической пушкой. С точки зрения общей архитектуры новый образец военной техники мало отличался от некоторых других разработок того времени.

Основным агрегатом перспективного шасси стал корпус достаточно простой конструкции. По имеющимся данным, опытный образец VWC не оснащался бронированием и был выполнен только из конструкционной стали и иных материалов. В передней части корпуса располагалась крупная кабина нестандартной конструкции, а за ней помещались моторный отсек и объемы для установки трансмиссии. За двигателем расположили небольшое боевое отделение, вмещавшее некоторые элементы башни и рабочего места наводчика.

Вероятно, в связи с экспериментальным характером проекта ЗСУ нового типа получила лишь частично закрытую кабину, размещенную в передней части корпуса. Объем для экипажа образовывался парой наклонных нижних листов, соединенных с невысокими бортами и горизонтальным днищем. Верхние лобовые детали отсутствовали; вместо них имелась пара стоек, к которой крепилась легкая решетчатая крыша. Остекление полностью отсутствовало, что, впрочем, упрощало посадку и высадку.

Основная часть корпуса имела прямоугольное поперечное сечение со скосами в районе днища. Непосредственно за кабиной поместили легкий кожух силовой установки с сетчатыми вставками, за которым находился цилиндрический агрегат с погоном башни. В корме располагался крупный прямоугольный корпус с откидной задней стенкой. Вдоль бортов устанавливались крупные полки, выполнявшие функции крыльев.

Перспективное шасси оснастили восьмицилиндровым V-образным дизельным двигателем марки Detroid Diesel, развивавшим мощность до 135 л.с. Для экономии объемов внутри корпуса использовалась гидромеханическая трансмиссия, распределявшая крутящий момент на все восемь ведущих колес. Именно подобная трансмиссия позволила конструкторам сократить высоту машины при получении всех желаемых возможностей. Иными словами, внутренние агрегаты шасси, связанные с ходовой частью, не мешали установленному боевому модулю.

Вид на правый борт и корму. Можно рассмотреть агрегаты башни. Фото Ftr.wot-news.com

В новом семействе шасси инженеры Standard Manufacturing Company использовали оригинальную архитектуру ходовой части, получившую рабочее название Trailing Arm Drive. На каждом борту корпуса Vulcan Wheeled Carrier предлагалось установить по четыре колеса на подвеске типа TAD. Главным элементом такой конструкции являлся повернутый назад балансир, напоминавший устройства торсионной подвески. Один конец балансира предлагалось подвижно крепить к корпусу, а на втором монтировалось колесо. Сверху, с некоторым наклоном вперед, устанавливалась пружина, соединенная с плечом балансира. При нагрузке она работала на растяжение.

Балансир системы TAD отличался от аналогичных устройств увеличенными размерами и фактически представлял собой полую балку. Внутри балансира, на его концах, располагались два зубчатых колеса, соединенных цепной передачей. Узел подвески балансира к корпусу включал вал от бортовой передачи трансмиссии, при помощи которого мощность поступала на одну шестерню, затем на цепь, вторую шестерню и с нее – на колесо. При всей своей сложности, такая конструкция ходовой части совмещала полный привод и высокую проходимость, обеспеченную большим ходом балансиров.

Ходовая часть получила средства управления работой подвески. В зависимости от особенностей местности, механик водитель мог изменить дорожный просвет. Качающиеся балансиры с пружинами меняли этот параметр в пределах от 10 до 22 дюймов (254-559 мм). Несмотря на изменение клиренса, подвеска во всех условиях «отрабатывала» любые неровности местности.

На стадии проектных работ стало ясно, что отдача орудия M61 не соответствует характеристикам нового шасси. В связи с этим пришлось отказаться от стрельбы на ходу и оснастить боевую машину домкратами. В передней части кабины и по бокам кормового листа корпуса расположили три гидравлических аутригера с круглыми опорами. При боевой работе опоры ложились на грунт и брали на себя вес машины. В убранном положении передняя круглая опора уходила в нишу нижнего лобового листа, а кормовые располагались под задним бампером.

Водитель и командир ЗСУ должны были находиться в двухместной передней кабине полуоткрытого типа. Их рабочие места не имели никакой защиты и не оснащались даже остеклением. От некоторых внешних воздействий их защищала только решетчатая крыша над головой. Левое рабочее место кабины предназначалось для водителя, правое – для командира. Попадать в кабину предлагалось через крупные проемы между крыльями передних колес и крышей. Между двумя рабочими местами находился гидроцилиндр переднего домкрата.

Схема ходовой части типа Trailing Arm Drive, соединенной с бортовой раздачей мощности. Чертеж из патента

На задней грузовой платформе машины при помощи специального кольца с погоном предлагалось устанавливать боевой модуль с зенитным вооружением. Проект SMC VWC предусматривал применение оригинальной поворотной башни, частично основанной на агрегатах существующей ЗСУ M163. Такая унификация в определенной мере упростила сборку опытного образца, а также должна была помочь в дальнейшей эксплуатации техники.

Непосредственно на погоне размещалась асимметричная горизонтальная платформа с креплениями для разных устройств. В передней части платформы, на продольной оси, поместили качающуюся установку с 20-мм шестиствольной пушкой M61. Сравнительно тяжелое оружие монтировалось на прочной раме с пружинными уравновешивающими устройствами. Использовались электрические приводы вертикальной наводки, дублированные ручными механизмами.

Левый борт платформы отдавался под монтаж крупного ящика для боекомплекта. В связи с высокой скорострельности пушки «Вулкан» боевая машина нуждалась в крупном боезапасе и ящике для него, отличающемся соответствующими размерами. Любопытно, что внешняя стенка большого короба являлась дополнительной защитой наводчика и полностью закрывала его от атак слева.

На правом борту разместили средства наведения. По опыту эксплуатации самоходок M163, новую VWC оснастили радиолокационной станцией наведения AN/VPS-2. Антенна этой станции помещалась на собственной стойке с приводами вертикального наведения. Перемещения антенны осуществлялись синхронно с вертикальной наводкой орудия. Различные элементы РЛС и других приборов размещались в ящиках в корме платформы. Данные от локатора передавались в вычислительное устройство, автоматически управлявшее прицелом наводчика.

В центре поворотной башни имелось рабочее место наводчика. Он мог свободно наблюдать за окружающей воздушной обстановкой «через борт», при необходимости наводить орудие и открывать огонь. В боевой работе ему помогали имеющиеся средства автоматизации и механизации.

ЗСУ на пересеченной местности. Фото Yuripasholok.livejournal.com

Несмотря на отсутствие брони и максимальное облегчение конструкции, перспективная зенитная самоходная установка SMC Vulcan Wheeled Carrier получалась не самой компактной и легкой. Общая длина машины достигала 5,5-6 м, ширина – порядка 2-2,5 м. За счет особой конструкции шасси удалось сократить размеры лобовой проекции. Общая высота машины с учетом зенитного вооружения (в походном положении) не превышала 2,2-2,5 м. Боевая масса достигла 16 тыс. фунтов (7,26 т).

В 1982-83 годах компания Standard Manufacturing построила первый и, как оказалось, единственный опытный образец ЗСУ нового типа. Более того, насколько известно, это была единственная реальная машина, построенная в рамках всего семейства проектов. Другие опытные образцы на унифицированном или схожем шасси не строились и не испытывались.

Опытная зенитная самоходка с собственным именем Excalibur вышла на полигон и в кратчайшие сроки показала все свои возможности. По понятным причинам, испытателей, в первую очередь, интересовали параметры и потенциал оригинального шасси. Машина комплектовалась достаточно старым орудием, и его параметры уже давно были установлены. Впрочем, в ходе одного из этапов испытаний следовало проверить взаимодействие достаточно мощной пушки с шасси необычной конструкции.

Во время ходовых испытаний было установлено, что ЗСУ в полной комплектации способна развивать на шоссе скорость до 45 миль в час (более 70 км/ч). Запас хода – до нескольких сотен километров. Также были определены параметры подвижности на разных ландшафтах. Подвеска с большим ходом балансиров и колеса низкого давления позволяли самоходке передвигаться по мягким грунтам и снегу, а также подниматься на склоны большой крутизны. По известным данным, с точки зрения подвижности шасси с агрегатами типа Trailing Arm Drive, как минимум, не уступало другим колесным машинам.

Перед стрельбой машину «Экскалибур» приходилось вывешивать на домкратах, что в некоторой мере снижало ее реальный боевой потенциал. В то же время, вне зависимости от углов наведения самоходка сохраняла приемлемое положение и вела себя достаточно стабильно. С точки зрения боевого применения ЗСУ SMC VWC мало отличалась от серийной M163.

Разные варианты техники на базе перспективного шасси. Чертежи из патента

В целом, две машины оказывались достойными соперниками друг для друга. По одним параметрам новая колесная самоходка опережала гусеничного предшественника, но по иным – отставала от него. Явными плюсами перспективного образца были улучшенные характеристики подвижности вне зависимости от местности. Также колесная ходовая часть была проще в эксплуатации и дешевле в производстве. Но при этом новая машина отличалась отсутствием какой-либо защиты и ограниченными боевыми возможностями.

В середине восьмидесятых годов опытный образец Vulcan Wheeled Carrier с собственным именем Excalibur показали представителям американского военного ведомства, и те определили будущее оригинального проекта. Новую зенитную самоходную установку посчитали непригодной для принятия на вооружение. Несколько положительных особенностей и преимуществ, обеспеченных нововведениями конструкции, не смогли перевесить целый набор недостатков.

Наиболее заметной проблемой проекта SMC VWC было отсутствие какой-либо защиты экипажа. Люди не имели защиты не только от пуль и осколков, но даже от ветра и дождя. Уже по этой причине машина не представляла особого интереса для войск. Новая конструкция ходовой части, при всех своих преимуществах, получалась весьма сложной в производстве и эксплуатации, и в этом отношении уступала другим колесным машинам. Размещение отдельной передачи внутри балансира затрудняло обслуживание, а открытая установка пружин приводила к некоторым рискам.

Еще одной серьезной проблемой стало использованное вооружение. Самоходка M163, оснащенная 20-мм автоматической пушкой с радиолокационными средствами наведения, к тому времени перестала устраивать военных. Новая машина с аналогичным оборудованием, не имеющая никаких преимуществ перед существующим образцом, не была нужна армии.

Другие версии боевых и специальных машин. Чертежи из патента

После такого решения военных работы по проекту Vulcan Wheeled Carrier остановились. Единственный построенный прототип отправился в отстойник. В дальнейшем с него сняли боевой модуль с вооружением и аппаратуру. Со временем оставшееся шасси было частично разукомплектовано. Хранение под открытым небом плохо сказывается на любой технике, и самоходка SMC VWC не стала исключением. Уникальная машина до сих пор ржавеет и ждет, когда ее отправят на реставрацию или в переплавку.

Следует напомнить, что зенитная самоходная установка создавалась инженерами Standard Manufacturing Company с целью продвижения новой конструкции шасси и целого семейства техники, построенного на ее основе. По мере выполнения работ по теме VWC конструкторы занимались развитием предложенного шасси и прорабатывали вопросы создания новых образцов разного назначения. Изучалась возможность использования шасси в разных ролях, а кроме того, предлагались доработки его конструкции.

Все основные наработки по теме перспективных шасси становились темами патентов. В общей сложности компания SMC получила дюжину таких документов, подтверждавших ее права на оригинальные идеи. В патентах приводились альтернативные варианты подвески TAD. В частности, рассматривалась возможность ее использования вместе с трансмиссией бортовой схемы с раздачей мощности через цепные передачи. Также прорабатывалась возможность установки пружины с разными углами и размещения внутри нее дополнительного амортизатора.

На основе шасси тех или иных версий можно было бы строить разнообразные транспортные машины для людей и груза, как бронированные, так и незащищенные. Шасси могло стать носителем зенитного вооружения в виде пушек или ракет, противотанковых управляемых комплексов и т.д. В целом, многоосные машины с полной массой до 8-10 т могли найти применение в самых разных областях и оказать заметное влияние на развитие парка техники армии США.

Забытый и заброшенный "Колесный носитель "Вулкана". Фото Yuripasholok.livejournal.com

Согласно планам начала восьмидесятых годов, продвигать новые разработки следовало при помощи зенитной самоходки необычного облика. Эта машина, справившись с основными испытаниями, не сумела получить положительные оценки потенциального заказчика. Как следствие, от нее отказались, а вскоре компании SMC пришлось свернуть работы по всей тематике новых шасси, поскольку они теперь не имели никаких перспектив.

Чтобы попасть в войска, новый образец военной техники должен не только показывать высокие характеристики, но и соответствовать ряду требований разного рода. Многообещающий проект Vulcan Wheeled Carrier от Standard Manufacturing Company не отвечал основным требованиям потенциального заказчика, что и привело к его закрытию. Любопытный проект зенитной самоходки специфического облика остался ярким, но бессмысленным эпизодом в истории американской военной техники.

По материалам:http://ftr.wot-news.com/https://secretprojects.co.uk/http://tank-net.com/https://strangernn.livejournal.com/http://shushpanzer-ru.livejournal.com/https://patents.google.com/patent/US4600069A/

topwar.ru