Зенитный ракетно-пушечный комплекс «Сосна» (Россия). Зрк кузнечик


Зенитный ракетно-пушечный комплекс «Сосна» (Россия)

История создания зенитного ракетно-пушечного комплекса (ЗРПК) «Сосна» весьма характерна для сегодняшнего дня когда конструкторские бюро разрабатывают готовые модули вооружения, которые могут устанавливаться на различных носителях, а также выполняться в стационарных вариантах. «Сосна» имеет высокую степень автоматизации и помехозащищенности, эффективное ракетное и скорострельное пушечное вооружение, сравнительно небольшие массогабаритные показатели. По желанию заказчика комплекс может изготавливаться как в комбинированном ракетно-пушечном варианте, так и в только пушечном или ракетном.

ЗРПК «Сосна» предназначен для поражения самолетов, вертолетов, беспилотников, ракет, легкобронированных боевых машин и живой силы противника в сложной метеорологической и радиоэлектронной обстановке. Если говорить точнее, «Сосна» обеспечивает уничтожение практически всех средств воздушного нападения, включая и средства ВТО типа крылатой ракеты «Томагавк» и управляемых авиационных ракет «Мейверик» и ХАРМ.

Разработало «Сосну» ФГУП «КБТочМаш им. А.Э. Нудельмана». Впервые комплекс был продемонстрирован на международных выставках «Айдекс-2003» и МАКС-2003.

ЗРПК «Сосна» включает систему управления, ракетно-артиллерийское вооружение, в которое входят гиперзвуковая зенитная управляемая ракета «Сосна-Р» и зенитный автомат 2А38М, аналогичный тем, которые устанавливаются на «Тунгусках» и «Панцирях», автономную систему электропитания, комплект запасных частей и принадлежностей.

Система управления обладает высокими точностными характеристиками по определению координат целей, помехозашишенностью и скрытностью действия и обеспечивает автоматизированную боевую работу зенитного ракетно-пушечного комплекса от момента обнаружения целей до их обстрела. В её состав входят оптико-электронный модуль, цифровая вычислительная система, приводы горизонтального и вертикального наведения вооружения, пульт оператора с органами управления и индикации, оптический коллиматорный прицел.

Оптико-электронный модуль (ОЭМ), размещен на гиростабилизированной платформе и служит для автономного или по данным внешнего целеуказания (РЛС, вышестоящий КП) обнаружения цели, автоматического или полуавтоматического сопровождения, высокоточного определения ее координат (углов визирования цели и дальности) и выдачи их в цифровую вычислительную систему для стрельбы. Цель обнаруживается либо автономно, либо данные на нее поступают от радиолокационной станции или вышестояшего командного пункта. В дальнейшем она сопровождается в автоматическом или полуавтоматическом режиме, в ходе которого определяются ее точные координаты. Полученные данные выдаются в цифровую вычислительную систему. Автономное обнаружение цели осушествляется телевизионным каналом с широким полем зрения, а определение дальности до нее - лазерным дальномером, работающим в автоматическом режиме.

Для комплекса была разработана уникальная твердотопливная двухступенчатая гиперзвуковая ракета «Сосна-Р». Она выполнена по аэродинамической схеме «утка». Благодаря новому двигателю ракета разгоняется до 1.200 м/с всего за одну секунду. Расстояние 8 километров она преодолевает за 11 секунд. Ракета «Сосна-Р» способна выдерживать перегрузки до 40 единиц. Для наведения на цель ракета оснащена современной комбинированной (радиокомандной на стартовом и самонаведение по лазерному лучу на маршевом участках полета) системой управления. В сочетании с миниатюрной бортовой цифровой вычислительной машиной она обеспечивает решение алгоритма наведения ракеты на цель, проблему помехозащищенности и высокую ее маневренность в полете.

На цель ракета наводится при помощи комбинированной системы управления. Первичное наведение на стартовом участке полета осушествляется радиокомандным способом, в дальнейшем же ракета сама идет на цель по лазерному лучу. «Сосна-Р» имеет отличные аэродинамические характеристики, высокую помехозащищенность, бортовая ЭВМ уверенно ведет ракету на цель на дальностях до 10 км. Весит ракета 28 килограммов, 5 из которых приходится на боевую часть. Воздушный противник уничтожается осколочно-стержневой БЧ, оснащенной контактным взрывателем и неконтактным датчиком цели.

«Сосна-Р» хранится в герметичном транспортно-пусковом контейнере, вес которого вместе с ракетой составляет 38 кг. Кстати, столь малый вес изделия позволил отказаться от «услуг» специальной транспортно-заряжающей машины. Установка ракет осушествляется силами боевого расчета.

Модернизированный 30-мм двуствольный зенитный автомат 2А38М предназначен для уничтожения низколетяших воздушных целей, действующих на высотах до 3000 м и дальностях до 4000 м. Его также можно применять и по наземным целям — легкобронированной технике и живой силе противника. Зенитный автомат имеет один стреляющий механизм ударного действия, который позволяет вести поочередную стрельбу двумя стволами. Техническая скорострельность - 4810 выстрелов в минуту. Начальная скорость осколочно-фугасно-зажигательных и осколочно-трассирующих снарядов — 960-980 м/с. Стволы принудительно охлаждаются водой или антифризом. Стрельба ведется при помощи электроспуска. Для устранения задержек при «осечках» имеется дистанционная система перезарядки с тремя пиропатронами.

Без замены стволы выдерживают 8.000 выстрелов при режиме стрельбы 100 выстрелов на автомат с последующим охлаждением стволов. Масса автомата - 223 кг. Боекомплект зенитного ракетно-пушечного комплекса составляет 8 ракет и 1.500 выстрелов. Питание автомата 2А38М осуществляется патронной лентой с унитарными патронами, оснащенными снарядами осколочно-фугасно-зажигательного и осколочно-трассирующего действия в соотношении 4:1.

Как уже отмечалось выше, по желанию заказчика комплекс «Сосна» может изготавливаться как в комбинированном — ракетно-пушечном - варианте, так и в только пушечном или ракетном. Российские военные одним из основных вариантов применения комплекса рассматривают его установку на шасси многоцелевого легкобронированного тягача МТЛБ и использование в качестве зенитного ракетного. Причин этого несколько. В том числе и та, что в армии уже имеется наличии значительное количество ракетно-пушечных систем - знаменитых «Тунгусок» или комплексов «Юг», вооруженных помимо пускового модуля ПЗРК типа «Игла» еще и скорострельной двуствольной пушкой ГШ-30К.

В результате самоходный зенитный ракетно-пушечный комплекс «Сосна» получил двенадцать ракет, усовершенствованную оригинальную многоканальную автоматическую высокоточную, практически всепогодную и всесуточную, единую оптико-электронную систему управления вооружением. Обеспечена высокая помехозащищенность за счет использования для обнаружения и слежения за целью, измерения дальности и наведения ракеты узконаправленных защищенных оптико-электронных каналов. Комплекс практически нечувствителен к радиолокационным и оптическим средствам подавления, применяемым противником.

В числе достоинств комплекса «Сосна» и то, что он способен вести стрельбу в движении.

Тактико-технические данные ЗРПК «Сосна»Ракетное вооружение Дальность стрельбы, км 1,3-8,0Максимальная скорость полета ракеты, м/с 1200Поперечные перегрузки, м/с2 520Система управления наведение в луче лазераТип боевой части осколочно-стержневойТип взрывателя: неконтактный лазерный 12-канальный контактный с заземлениемМасса, кг: ракеты в контейнере 36ракеты 24маршевой ступени 8боевой части 5Длина контейнера, мм 2200Калибр контейнера, мм 150Калибр ракеты, мм 71/130

Артиллерийское вооружение Темп стрельбы, выстр./мин. 2450Боекомплект, патронов 300-600Начальная скорость снаряда, м/с 970Дальность стрельбы, км 4Высота полета целей, км 0-3Скорость полета поражаемых целей, м/с до 300Вероятность поражения воздушных целей до 0,6

www.dogswar.ru

ЗРК «Куб» | Военное оружие и армии Мира

Создание войскового ЗРК 2К12 «Куб» велось по постановлению Совета Министров СССР от 18 августа 1958 г. Головным разработчиком комплекса определили ОКБ-15 ГШ (впоследствии — Научно-исследовательский институт приборостроения Минрадиопрома). Шасси ГМ-568 и ГМ-578 боевых машин комплекса проектировались в КБ Мытищинского машиностроительного завода с того же года. Но еще годом раньше началась разработка шасси ГМ-575 ЗСУ-23-4 «Шилка» комплекса 2А6. Поскольку боевые массы и назначение машин двух комплексов были достаточно близки, в конструкции их шасси (в целях унификации) на ранней стадии проектирования заложили общие компоновку и основные узлы и агрегаты моторных систем, трансмиссии, ходовой части и пр. (общность достигала 50%).

Комплекс 2К12 «Куб» являлся составной частью системы ПВО Сухопутных войск и предназначался для защиты от самолетов, вертолетов, крылатых ракет противника, летящих на средних и малых высотах. Обнаружение воздушных целей должно было осуществляться высоким темпом обзора по внезапно появляющимся низколетящим целям в условиях мешающих отражений от местных предметов и рельефа местности.

На начальной стадии проектирования к комплексу предъявлялись следующие ТТТ:

— высота зоны поражения — от 60-100 м до 10-12 км на дальности от 6 км до 20 км;— максимальная скорость поражаемых целей-600 м/с;— время развертывания — свертывания комплекса-5 мин.

Комплекс состоял из пяти боевых машин: одной 1С91 и четырех 2П25, а также двух транспортно-заряжающих машин.

Самоходная установка разведки и наведения (СУРН) 1С91 (шасси ГМ-568) служила для обнаружения и опознавания воздушного противника с выдачей целеуказания для захвата цели, сопровождения и определения ее текущих координат, передачи на самоходные пусковые установки команд управления, подсветки цели и ракеты непрерывным излучением. В состав СУРН входили две радиолокационные станции, механизмы подъема антенны РЛС, аппаратура навигации, топопривязки, ориентирования, радиотелекодовой связи с СПУ, телевизионно-оптический визир, автономная система электропитания с ГТД и др.

Для обеспечения высокой точности стрельбы в механизм подъема РЛС внедрили электро- механическую систему горизонтирования, позволявшую автоматически с высокой точностью выводить плоскость вращения РЛС в горизонтальное положение. Имелась система питания переменным током, состоявшая из ГТД мощностью 120 л.с. и генератора; второй генератор имел привод от основного дизеля. Также было зарезервировано электропитание от внешних источников. Постоянный ток вырабатывался с помощью кремниевых выпрямителей.

Боевая масса СУРН 1С91 составляла 21,3 т, Экипаж (боевой расчет) — 4 чел.

Второй машиной комплекса являлась самоходная пусковая установка (СПУ) 2П25 (шасси ГМ-578), предназначенная для транспортировки, автоматического контроля и пуска зенитных управляемых ракет. В ее состав входили: лафет с тремя направляющими для ЗУР, силовые электромашинные приводы наведения, счетно-решающий прибор, аппаратура управления, контроля и пуска. Приводы наведения и слежения (на постоянном токе) получали исходные данные от СУРН по радиотелекодовой линии. Система горизонтирования СПУ обеспечивала учет крена на стартовой позиции и ввод поправок в систему управления.

Система питания переменным током СПУ была выполнена с одним генератором с комбинированным приводом от ГТД и основного дизеля. Постоянный ток вырабатывался с помощью кремниевых выпрямителей. Вращающаяся пусковая установка размещалась на корпусе исходя из жесткого условия отсутствия прямого обдува отделения экипажа струей газов сходящей ракеты при различных углах наведения. Первостепенное внимание уделялось обеспечению условий обитаемости экипажа по уровню шума, всплеску давления, загазованности, тепло- и звукоизоляции, а также надежной работы двигателя и ГТД при сходе ракеты.

ЗУР ЗМ9 оснащалась двухступенчатой двигательной установкой, полуактивной головкой самонаведения, осколочно-фугасной боевой частью. Она обеспечивала поражение как неманеврирующих, так и маневрирующих целей. Длина ракеты — 5.8 м, диаметр — 330 мм, масса — 630 кг.

Оптимальную компоновку боевых машин удалось получить при переднем размещении отделения управления (экипажа), среднем — радиолокационных средств (СУРН), пусковых установок (СПУ) и кормовом — силового отделения. В последнем устанавливались 6-цилиндровый дизель В-6Р мощностью 280 л.с. с эжекционной системой охлаждения, шестеренчатая гитара, главный фрикцион, карданный вал, 5-ступенчатая коробка передач, двухступенчатые ПМП и бортовые редукторы. Ведущие колеса — двухрядные, опорные катки — однорядные. Гусеницы — с закрытым шарниром.

Для предотвращения колебаний корпуса (при сходе ракет и от других причин) было предусмотрено выключение упругих элементов подвески опорных катков посредством перекрытия каналов гидроамортизаторов, поскольку ЗРК вел стрельбу только с места.

Боевая масса СПУ 2П25 — 20,3 т, экипаж — 3 чел.

С января 1965 г. по июнь 1966 г. комплекс 2К12 «Куб» успешно прошел государственные (совместные) испытания и в 1967 г. был принят на вооружение войск ПВО СВ. В том же году Н.А. Астрову в числе других создателей комплекса присудили Государственную премию СССР.

Дальнейшее развитие

В процессе завершения работ по ЗРК «Куб» были выдвинуты предложения по его дальнейшему совершенствованию с существенным повышением характеристик. В 1967-1972 гг. провели первую модернизацию этого комплекса. В январе 1973 г. на вооружение поступил усовершенствованный ЗРК 2К12М1 «Куб-М1». В 1974 г. осуществили вторую модернизации ЗРК, результатом которой стал комплекс 2К12МЗ «Куб-МЗ». В конце 1976 г. его приняли на вооружение.

Создание ЗРК в системе вооружений ПВО СВ второго поколения проводилось в несколько этапов. Эта работа была задана постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 13 января 1972 г. и подразумевала проектирование комплекса, получившего наименование «Бук». Применение комплекса было расширено: борьба с маневрирующими воздушными целями, летящими на средних и малых высотах с дозвуковыми и сверхзвуковыми скоростями, в условиях радиопротиводействия и т.д.

На первом этапе в ходе разработки ЗРК «Бук-1»9К37-1 («Куб-М4») преследовалась цель повысить огневые возможности ЗРК «Куб-МЗ» за счет увеличения в 2 раза количества автономных целевых каналов. Зенитные батареи, имевшие одну СУРН и четыре СПУ, были дополнены новой самоходной (пусковой) огневой установкой СОУ 9А38 и приобрели, таким образом, способность вести борьбу одновременно с большим количеством целей как модернизированными ракетами ЗМ9МЗ, так и более эффективными 9М38. Пуск ЗУР мог осуществляться с коротких остановок. Вся аппаратура и устройства СОУ 9А38 размещались на новом мощном базовом гусеничном шасси ГМ-569. Количество направляющих лафета увеличили до четырех. В конструкции шасси и его компоновке были в значительной степени реализованы идеи Н.А. Астрова (гидромеханическая трансмиссия и др.). Существенной особенностью СОУ 9А38 в составе ЗРК («Куб-МЗ») стало значительное расширение боевых возможностей как при централизованном управлении и целеуказании от СУРН 1С91М1, так и при автономном применении.

Боевая масса СОУ 9А38 составляла 34 т. Экипаж (боевой расчет) — 4 чел.

Дальнейшая модернизация ЗРК «Бук» проводилась в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 ноября 1979 г. В январе 1982 г. комплекс поступил на совместные испытания. Зона поражения аэродинамических целей была значительно увеличена. В 1983 г. ЗРК «Бук-М1» приняли на вооружение Советской Армии. При последующей модернизации комплекса на ММЗ осуществили максимально возможную его унификацию по шасси с другими войсковыми ЗРК ПВО СВ. В августе 1985 г. Николай Александрович Астров в связи с резким ухудшением состояния здоровья покинул пост главного конструктора. Он скончался 4 апреля 1992 г.

    3967      

warfor.me

Тактический РК «Луна-М» с неуправляемой БР 9М21 » Военное обозрение

Основное предназначение ТРК «Луна-М» - уничтожение живой силы, техники, вооружения и укрепленных сооружений, находящихся в тактической зоне обороны противника.

В 61 году Советская армия принимает на вооружение РК «Луна». Состав нового ракетного комплекса:- СПУ 2П16; - ракета 3Р9 – 3Р10;- Кран К-51 для загрузки ракет;- Транспортировочная машина 2У663 с 2-мя ракетами.Основные характеристики:- ядерная БЧ 3Н14;- СПУ 2П16 гусеничного исполнения на базе танка ПТ-76Б;- дальность действия ракет 32-45 километров;- КВО 800-2000 метров;- вес СПУ 18 тонн;- вес ракеты 2150-2300 килограмм;- скорость хода до 40 км/ч.

В ходе испытаний и дальнейшего использования был выявлен ряд недостатков, комплекс постоянно дорабатывался. В 1961 году СМ СССР принял постановление о начале работ по модернизации комплекса, с устранением выявленных недостатков и повышенной дальностью действия ракетного комплекса.

Работы по модернизации привели конструкторов к созданию нового комплекса:- создана новая ракета 9М21;- создана новая ПУ на колесном шасси;- создана новая машина для транспортировки.Модернизированный комплекс получает имя «Луна-М».Первое испытание ракеты 9М21 модернизированного тактического комплекса «Луна» состоялось в конце 1961 года, а в массовое производство комплекс поступил в 64 году. Производство осуществлял завод «Баррикады».Тактический РК «Луна-М» в Советском союзе стал одним из самых массовых в своем сегменте. На 86 год, данных комплексов было выпущено около 750 единиц.Экспортный вариант данного комплекса 9К52ТС, без ракет с ядерной боевой частью, был разработан в 68 году. Основные зарубежные пользователи: Ирак, КНДР, Куба, Египет. Всего около 15 государств взяли на вооружение данный комплекс.Первое боевое крещение комплекса состоялось за рубежом, в арабо-израильском военном конфликте 73 года. Комплекс участвовал в боевых действиях в Афганистане, ирано-иракском конфликте в 80 годах, в боевых действиях в Заливе 91 года.Один из недостатков ТРК «Луна-М» - небольшая точность стрельбы, используя даже ядерный боеприпас не было гарантии в уничтожении бронированных и хорошо укрепленных КП противника.Это привело в 66 году к выходу постановления СМ СССР о начале работ по созданию ракеты с КВО не более 0.5 километра. Но первые же испытания «Луна-3» показали еще большее КВО.Работы признаются неудовлетворительными, и дальнейшая разработка прекращается.Еще одна модернизация «Луна-МВ», начатая по решению СМ СССР в 62 году, дошла до процесса создания прототипов. Однако трудности, испытанные при реализации проекта в 65 году приводят к прекращению работ над «Луна-МВ».ТРК «Луна-М» в зарубежных источниках носит название «FROG-7».

ТРК «Луна-М» состоит из:- баллистической ракеты 9М21;- пусковой установки 9П113, шасси ЗИЛ-135ЛМ;- машины для транспортировки ракет 9Т29, шасси ЗИЛ-135ЛТМ.Первое преимущество «Луна-М» пред «Луна» - кран для заряжания боезапаса ракет был выполнен на пусковой установке. Это дало возможность отказаться от отдельного крана.Грузоподъемность гидромеханического собственного крана – 3000 килограмм.Увеличилась скорость передвижения комплекса, она составила 60 км/ч, за счет колесного шасси и более устойчивого исполнения ПУ. Весь комплекс имеет очень высокую проходимость пересеченной местности. Пусковая ТРК «Луна-М» рассчитана на выполнение 200 пусков баллистических ракет. Фиксация ПУ для выполнения пуска ракет обеспечивается четырьмя опорами с домкратами винтового исполнения. Пусковая 9П113 снабжена гидроприводным устройством для управления направляющей ракеты и обеспечена аппаратурой предстартовой подготовки.

В состав оборудования ПУ входят:- оборудование связи;- оборудование для ориентирования и навигации;- оборудование для обеспечения жизнеобеспечения;- оборудования для подачи электроэнергии;Ракета для использования в комплексе создавалась в различных вариантах:- 9М12Б имеющая ядерную БЧ 9Н32;- 9М21Ф имеющая осколочно-фугасную БЧ 9Н18Ф;- 9М21Г имеющая химическую БЧ 9Н18Г;- 9М21Д имеющая агитационную БЧ 9Н18А.БЧ 9Н18Ф имела 200 килограмм ТГА-40/60 и обеспечивала при подрыве образование 15 тысяч осколков. В 69 году на вооружение комплекса поступает новая БЧ 9Н18К кассетного типа. Вес БЧ 420 килограмм, 42 поражающих элемента весом по 7.5 килограмм каждый. Поражающая эффективность живой силы противника обеспечивалась не нескольких гектарах.Ракеты с ядерной боеголовкой не имели оборудования для поддержания температурных параметров хранения, поэтому в комплексе имелись специальные термочехлы. Чехлы имели электрообогрев, с датчиком температуры, который включал или выключал электрообогрев при достижении определенных температур. Количество чехлов равнялось количеству ракет. Для прогрева ГЧ, в комплексе имелся бензоагрегат, который располагался с левой стороны ПУ между 3-м и 4-м мостом.9М21 имеет три твердотопливных двигателя: стартовый, маршевый и проворотный. Различная дальность полета достигается при помощи тормозных щитков и угла направляющей при пуске ракеты.Двигатель для производства старта ракеты расположен по диаметру сопла маршевого двигателя. Обеспечивает движение ракеты по направляющей пусковой установки. Начало работы стартового двигателя обеспечивается проникающими газами, от маршевого двигателя проходящими по спецотверстиям. Стартовый двигатель имеет заряд из пороховых шашек РСИ-60. Шашки располагаются по три в ряд, по окружности.Маршевый двигатель обеспечивает достижение заданной дальности полета. Работает на активной траектории полета, конечную траекторию полета ракета проходит по инерции.Маршевый двигатель имеет заряд из шашек с особым порохом НМФ-2. Торцы шашек имеют бронирование, что поддерживает во всем заряде процесс горения и дополнительно выполняют центровку ракеты.Заряд МД поделен на две части. Каждая из них удерживается в РДТТ собственными диафрагмами. Такое размещение заряда уменьшает почти вдвое нагрузку на крепления.На работу маршевого двигателя влияет начальные температурные характеристики заряда. Они также влияют на величину тяги маршевого двигателя. Один из способов устранения данных влияний – внесение соответствующих поправок в угол подъема направляющей ракеты.Кроме того, имеются втулки для разных температурных характеристик: с увеличенным сечением для больших температур и с уменьшенным - для низких.Проворотный двигатель обеспечивает компенсацию момента, который возникает при отклонении вектора тяги, расположен в точке равновесия ракеты. Также как и стартовый двигатель имеет пороховой заряд РСИ-60. Время работы проворотного двигателя 0.4 секунды. Начало работы – сход ракеты с направляющей.Хвостовая часть 9М21 оборудована стабилизаторами для обеспечения устойчивости полета.При проведении расчетов для запуска ракеты необходимо учитывать полевые метеоусловия: направление ветра и скорость ветра на высотах. Для получения этих данных производят вертикальный выстрел из баллистического оружия. По падению баллистических пуль определяют направление и скорость ветра.

Основные характеристики ТРК «Луна-М»:- дальность действия до 70 километров;- мертвая зона до 15 километров;- масса ПУ 16400 килограмм;- вес ракеты – 2500 килограмм;- скорость ракеты 1.2 км/с;- команда ПУ 5 человек;- команда транспортной машины 2 человека.- проходимость: подъем до 30 градусов, брод до 1.2 метра глубиной.

Дополнительная информацияИмелись средства для обеспечения безопасности применения ракет с ядерной боеголовкой. ТРК «Луна-М», способный к применению данных ракет, обеспечивался кодовыми блокирующими устройствами.

topwar.ru

9K52 Луна-М ракетный комплекс — Военный информатор

9K52 Луна-М ракетный комплекс

В 1961 году на вооружение Советской армии был принят комплекс «Луна», в состав которого входили гусеничная пусковая установка 2П16, созданная на базе плавающего танка ПТ-76, а также ракеты 3Р10 и 3Р9 с ядерной и осколочно-фугасной боевыми частями.

Еще до поступления на вооружение комплекса «Луна» по Постановлению Совета министров СССР от 17.02.1961 г. начинаются работы по разработке его модернизированного варианта с увеличенной дальностью стрельбы. Эти работы завершились созданием фактически нового тактического комплекса, получившего обозначение 9К52 «Луна-М».

Для этого комплекса была создана ракета 9М21, новая пусковая установка и транспортная машина на колесном шасси ЗИЛ-135ЛМ. Первый пуск ракеты 9М21 состоялся 27 декабря 1961 года, а в серийное производство и на вооружение комплекс 9K52 «Луна-М» поступил в 1964 году. Серийное производство велось на заводе «Баррикады».

Данный комплекс стал самым массовым в Советской армии, пик развертывания боевых машин комплекса пришелся на 1986г., когда их насчитывалось в войсках порядка 750 штук. Разработанный в 1968г. вариант комплекса 9К52ТС, предназначенный для стрельбы ракетами с фугасной боевой частью, широко поставлялся на экспорт. Его покупателями стали армии примерно 15 стран, включая вооруженные силы государств Варшавского договора, Кубы, Египета, Ирака, Кувейта, КНДР. Боевой дебют комплекса состоялся в ходе арабо-израильской войны 1973г. Комплекс «Луна-М» применялся в ряде региональных конфликтов, в том числе, в Афганистане, ирано-иракской войне 1980-88гг., войне в Заливе 1991г.

Существенным недостатком комплекса «Луна-М» являлась малая точность стрельбы, даже применение ядерной БЧ не обеспечивало гарантированное поражение точечных хорошо защищенных целей типа командный пункт и т.д. В связи с этим по Постановлению Совета министров от 20.07.1966 г. была начата разработка ракеты «Луна-3», оснащенной упрощенной системой управления. Предполагалось, что круговое вероятное отклонение (КВО) новой ракеты на дальности 70км не превысит 500м . Однако проведенные в 1968-1969 годах летные испытания, дали еще большее круговое вероятное отклонение по сравнению с прототипом. Корректор дальности работал неудовлетворительно и продолжение работ по этой ОКР было признано нецелесообразным.

Ракетами 9М21 предполагалось оснастить также комплекс 9К53 «Луна-МB». Разработка комплекса «Луна-МB» была начата по Постановлению Совета министров от 05.02.1962 г. В этом комплексе использовалась пусковая установка 9П114, созданная на базе колесного автомобиля, допускающая десантирование вертолетами Ми-6 или Ми-10. Работы по комплексу «Луна-МB» достигли стадии испытаний опытных образцов. Однако встретилось довольно много трудностей, главная из них заключалась в необходимости проведения предварительной топогеодезической привязки стартовой позиции, а также большая «парусность» вертолета Ми-10 c пусковой установкой 9П114 на внешней подвеске. В результате в 1965 году работы по этому комплексу были прекращены.

На западе комплекс получил обозначение FROG-7. Преимущество комплекса 9K52 «Луна-М» перед его предшественником состояло в том, что ПУ имела собственный гидромеханический кран грузоподъемностью 3 тонны. Это позволило отказаться от транспортной машины-полуприцепа, которая перевозила две запасные ракеты и самоходного крана для перегрузки ракет. Пусковая установка 9П113 обеспечивала скорость движения по шоссе до 60 км/час, за счет использования колесной базы толчки и перегрузки боевой части были существенно уменьшены ( для комплекса «Луна» максимальная скорость хода теоретически была до 40 км/час, но уже при скорости 16-18 км/час по грунтовым дорогам возникали перегрузки, недопустимые для ядерной боевой части). Как пусковая установка 9П113, так и транспортная машина 9Т29 обладают весьма высокой проходимостью на пересеченной местности. Они способны преодолевать подъемы крутизной до 30° и броды глубиной до 1,2 м.

Установка 9П113 способна выполнять не менее 200 пусков ракет 9М21. Для фиксации пусковой установки во время пуска ракеты используются четыре откидывающиеся опоры с винтовыми домкратами. ПУ 9П113 имеет снабженное гидроприводом устройство для установки направляющей в положение для пуска ракеты, а также необходимую аппаратуру для предстартовой подготовки и пуска. Имеются также средства связи, аппаратура навигации и ориентирования, системы электроснабжения и жизнеобеспечения.

Неуправляемая одноступенчатая твердотопливная ракета 9М21 предназначена для поражения живой силы, боевой техники, огневых средств и оборонительных сооружений, расположенных в тактической глубине обороны противника. Ракета проектировалась в нескольких вариантах, различающихся боевыми частями: 9М21Б с ядерной боевой частью 9Н32, 9М21Ф с осколочно-фугасной боевой частью 9Н18Ф, 9М21Г с химической боевой частью 9Н18Г и даже 9М21Д с агитационной боевой частью 9Н18А. Осколочно-фугасная боевая часть 9Н18Ф содержала 200 кг сильно действующего взрывчатого вещества ТГА-40/60 и давала не менее 15 000 осколков. В 1969 году была принята на вооружение 9Н18К осколочная головная часть кассетного типа весом 420 кг, содержавшая 42 боевых элемента массой по 7,5 кг и обеспечивавшая поражение живой силы на площади в несколько гектаров. Ракеты всех модификаций имеют наибольший диаметр корпуса 544мм, длина ракет модификаций 9М21Б, Ф, Е равна 8960 мм, ракет модификаций 9М21Б1 и Е1 — 9400 мм. Твердотопливный двигатель обеспечивает скорость полета ракеты около 1200 м/с.

При расчёте данных на пуск ракеты 9М21 учитываются метеоусловия, а именно направление и средняя скорость ветра на высоте. Для этого в составе стартовой батареи имеется метеоотделение, которое производит несколько выстрелов вертикально вверх из баллистического ружья. По направлению и расстоянию падения пуль (дневная с красной ленточкой, ночная — светящаяся) от точки выстрела, вычисляется направление и средняя скорость ветра. Для предотвращения несанкционированного применения ядерного оружия все пусковые установки, способные запускать ракеты в ядерном снаряжении, комплектуются кодо-блокировочными устройствами. В пусковых установках 9К52ТС, не предполагавшим использование головных частей в ядерном снаряжении, кодо-блокировочные устройства отсутствуют. ПУ 9К52ТС термочехлами не комплектовалась, так как отпадает необходимость подогрева головных частей.

Технические характеристики:

Ракета 9М21 Калибр,мм 540 Длина ракеты, мм 8960 — 9400 Масса снаряда, кг 2432-2486 Масса БЧ (ОФБЧ,ЯБЧ), кг 200-450 Масса БЧ ( ХБЧ), кг 36 Дальность стрельбы-максимальная, км 70 Точность(рассеивание),м 500-700 ПУ 2П113 База ЗИЛ-135ЛМ (8х8) Масса ПУ вместе с ракетой, 17,6 Максимальная скорость, км/ч 60 Запас хода, км 850 Количество направляющих, шт 1 Грузоподъемность крана, кг 3000 Время подготовки БМ к стрельбе, мин 15-30 Расчет, чел. 7

 

Источники:1. Ракетная техника : Военный информационный сайт2. Deagel.com : Guide to Military Equipment

 

Похожие новости:

military-informant.com

Комплекс РСС-40 Курьер, ракета 15Ж59 - SS-X-26

ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение)Комплекс 15П159 "Курьер", ракета 15Ж59 / РСС-40 "Курьер" - SS-X-26

Мобильная малогабаритная межконтинентальная ракета / подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК). Разработка комплекса и ракеты велась Московским Институтом Теплотехники под руководством А.Д.Надирадзе, с 1987 г. главный конструктор - Б.Н.Лагутин. Разработка комплекса начата по инициативе командующего РВСН В.Ф.Толубко в ответ на разработку в США МБР MGM-134 "Midgetman" по Постановлению Соамина СССР от 21 июля 1983 г. № 696-213. Эскизный проект МБР (название на ранней стадии проектирования - "Темп-СМ") завершен в 1984 г. Разработка эскизного проекта по теме "Темп-СМ" велась 11-м отделением МИТа, начальник - Н.В.Карягин. На стадии ОКР за комплекс отвечало отделение №6 МИТа (А.К.Виноградов, позже - Л.С.Соломонов), за ракету - отделение №1 МИТ (В.И.Гоголев, позже - Ю.В.Соломонов).

Производство ракет для испытаний велось на Воткинском машиностроительном заводе. Там же планировалось развернуть и серийное производство ракеты.

В период с марта 1989 г. по май 1990 г. на полигоне Плесецк в ходе отработки стартовой автоматики и самоходной ПУ выполнено 4 бросковых пуска макетов ракеты по упрощенной циклограмме с облегченным двигателем первой ступени. К 1991 г. разработан окончательный 5-осный вариант СПУ комплекса, начато изготовление опытных образцов СПУ на закоде "Баррикады" (г.Волгоград). К летным испытаниям ракеты планировалось приступить летом 1992 г., но в связи с прекращением в США разработки МБР "Миджитмен" 5 октября 1991 г. М.С.Горбачев заявил о прекращении разработки комплекса "Курьер".

 

Гипотетическое изображение МБР 15Ж59 / РСС-40 "Курьер" - SS-X-26 и вариантов СПУ комплекса 15П159 "Курьер" (с) http://militaryrussia.ru, оригиналы рисунков шасси взяты на http://ruzhany.narod.ru. Вариант 2.

Пусковое оборудование: Самоходная ПУ на колесном ходу, старт минометный с помощью ПАДа из ТПК. Разработчик СПУ - ЦКБ "Титан" завода "Баррикады" (г.Волгоград), главный конструктор - В.М.Соболев.

В состав подвижных средств комплекса первоначально входили самоходная ПУ, транспортно-перегрузочный агрегат и боевая машина сопровождения комплекса. Все машины на шасси МАЗ-7909. Новое 5-ти осное шасси МАЗ-7929 разработано в связи с ростом массы ракеты и оборудования комплекса. Шасси раработаны СКБ-1 Минского автозавода.

Гипотетическое изображение МБР 15Ж59 / РСС-40 "Курьер" - SS-X-26 и вариантов СПУ комплекса 15П159 "Курьер" (с) http://militaryrussia.ru, оригиналы рисунков шасси взяты на http://ruzhany.narod.ru. Шасси (варианты СПУ):
Тип шасси МАЗ / БАЗ МАЗ-7909 МАЗ-7929
Хронология первоначальный вариант декабрь 1987 г. - в экспериментальном цехе №2 МАЗ изготовлен первый опытный образец в 1989 г. выпущено 4 шасси этого типа, которые приняли участие в бросковых пусках макетов МБР
Колесная формула 6 х 6 (три оси) 8 х 8 (первые две оси поворотные) 10 х 8 (первые две оси поворотные)
Длина   12967 мм 15180 мм
Ширина   3200 мм 3400 мм
Высота   2930 мм 3462 мм
Снаряженная масса шасси   19500 кг 25000 кг
Грузоподъемность   27.5 т 35 т
Двигатель   470 л.с. дизель с газотурбинным наддувом  ЯМЗ-8424.10 470 л.с. дизель с газотурбинным наддувом  ЯМЗ-8424.10
Коробка передач   механическая 9-ступенчатая ЯМЗ-202 механическая 9-ступенчатая ЯМЗ-202
Шасси МАЗ-7909 на полигоне "Утёс"Минского автозавода, 1988 г. (http://www.offroadvehicle.ru).

Шасси МАЗ-7929 одного из вариантов СПУ комплекса МБР "Курьер" (http://img.encyc.yandex.net).

Усовершенствованное шасси МЗКТ-79292, Минск, 21 мая 2009 г. (фото из архива 10V, http://military.tomsk.ru/forum).

Есть информация о возможном использовании в качестве СПУ автомобильных фургонов маскированных под штатные автофургоны "Совтрансавто". Обкатка макета МБР в таком варианте базирования проводилась в 1983 г.Ракета 15Ж59 "Курьер"Конструкция - 3 ступени, приборный отсек боевая ступень, головной обтекатель. Корпуса двигателей маршевых ступеней выполнены из органопластика намоткой типа "кокон", в конструкции ракеты широко использованы новые типы высокопрочных и высокомодульных композиционных материалов. Головной обтекатель сбрасывается после окончания работы 2-й ступени ракеты.

Гипотетическое изображение МБР 15Ж59 / РСС-40 "Курьер" - SS-X-26 (с) http://militaryrussia.ru

Предположительное изображение МБР 15Ж59 / РСС-40 "Курьер" - SS-X-26 (DTIG, Langestutzte Ballistische Lenkwaffen aus der ehem. Sowjetunion. 2009 г.)

Гипотетическое изображение МБР 15Ж59 / РСС-40 "Курьер" - SS-X-26, ранний вариант (с) http://militaryrussia.ru

Система управления и наведение - инерциальная система управления, возможно с астрорадиокоррекцией. Разработана НПО автоматики и приборостроения (ныне - НПЦ АП им. академика Н.А.Пилюгина). Бортовая аппаратура выполнена на новой элементной базе, возможно, в составе БРЭО была БЦВМ. Масса БРЭО в несколько раз меньше массы аналогичной аппаратуры ранее разработанных систем - около 60 кг.

Управление по каналам тангажа и рыскания осуществлялось поворотными соплами маршевых двигателей. Управление по каналу крена осуществлялось на 1-й ступени аэродинамическими решетчатыми рулями, на верхних супенях - специальными газодинамическими двигателями. Так же аэродинамическими решетчатыми рулями обеспечивалось управления по всем каналам в промежуток между остановкой двигателей 1-й ступени и пуском двигателей 2-й ступени.

Система управления ракеты использована позже в качестве СУ ракетоносителя "Старт-1".

Двигатели - на всех маршевых ступенях РДТТ на высокоплотном смесевом топливе нового поколения (возможно, СТАРТ). Двигатели выполнены намоткой типа "кокон". Двигатели ракеты проходили огневые испытания в НИО-1 (Софринский артиллерийский полигон НИИ "Геодезия") (источник).

  1-я ступень 2-я ступень 3-я ступень
Тип двигателя РДТТ РДТТ РДТТ, расположенный внутри удлиненного колического соединительного отсека 2-й ступени
Тип сопла Поворотное частично утопленное в камеру сгорания Поворотное частично утопленное в камеру сгорания с тонкостенным сопловым насадком из углерод-углеродных материалов Поворотное частично утопленное в камеру сгорания с тонкостенным сопловым насадком из углерод-углеродных материалов
Органы управления Поворотное сопло и аэродинамические рули Поворотное сопло и газодинамические двигатели управления в канале крена Поворотное сопло и газодинамические двигатели управления в канале крена
Продолжительность работы 60-63 сек предположительно 60-63 сек предположительно 53 сек
Ступень разведения боевых блоков - двигательная установка с высоким уровнем массового совершенства. БЧ вероятно оснащена РДТТ закрутки.

ТТХ ракеты:Длина:- 11.2 м- 12.982 м (оценочные расчетные данные по ист. - Николаев)Диаметр корпуса:- 1.36 м- 1-й и 2-й ступеней - 1.363 м (оценочные расчетные данные по ист. - Николаев)- 3-й ступени - 1.16 м (оценочные расчетные данные по ист. - Николаев)

Масса стартовая:- около 15000 кг (начальная стадия проекта)- около 17000 кг (окончательный вариант проекта)- 16838 кг (оценочные расчетные данные по ист. - Николаев)Масса забрасываемая:- 500 кг- 530 кг (оценочные расчетные данные по ист. - Николаев)

Дальность действия:- 10000-11000 км (оценка)- 10000 км (оценочные расчетные данные по ист. - Николаев)КВО - не более 350 мВремя работы двигателей - 120 с (оценочные расчетные данные по ист. - Николаев)

Температура эксплуатации - от -40 до +50 град.ССкорость ветра при пуске - до 25 м/с

Типы БЧ: ядерная моноблочная мощностью 100-150 кт (вариант - 0.5 Мт - оценочные расчетные данные по ист. - Николаев), возможно, с комплексом средств преодоления (КСП) ПРО.

Модификации:15Ж59 / РСС-40 "Курьер" - базовый проект ракеты.

"Старт" / "Старт-1" - ракетоноситель в конструкции которого используются элементы ракеты "Курьер", в системе управления используются наработки по системе управления ракеты "Курьер.

Статус: СССР / Россия - бросковые испытания макетов, испытания не завершены, разработка прекращена.

- 2011 г. октябрь - 2012 г. декабрь - проведение работ «Ликвидация твердотопливных ракетных двигателей и зарядов МБР ракетных комплексов «Курьер», «Скорость», «Тополь-М» и БРПЛ «Барк». Подлежащие ликвидации двигатели и заряды находились на ФГУП «Федеральный центр двойных технологий «Союз» (г.Дзержинский Московской оболасти).

Источники:Википедия - свободная энциклопедия. Сайт http://ru.wikipedia.org, 2011 г.Качук Н., Чехута В. Супермашины, каких не знал мир. // http://ruzhany.narod.ru, 2011 г.На стратегическом направлении. М., "Интервестник", 2006 г.Николаев Ю.М., Панин С.Д. Основы проектирования твердотопливных управляемых баллистических ракет (часть 2). М., МГТУ, 1998 г. DTIG, Langestutzte Ballistische Lenkwaffen aus der ehem. Sowjetunion. 2009 г.Kotrba Stepan, Visinger Lukas, Ruske balisticke rakety. // ATM. № 12 / 2008 г. Чехия.Puskovie Uslugi. Сайт http://www.puskuslugi.ru, 2011 г.RusArmy.com. Форум сайта http://www.rusarmy.com, 2010 г., 2011 г.Space Launch System START-1. User's handbook. Volume 1. 2002 г.

militaryrussia.ru

Проект подвижного грунтового ракетного комплекса «Курьер» » Военное обозрение

Несколько десятилетий назад в Советском Союзе начались работы по тематике подвижных грунтовых ракетных комплексов (ПГРК), предназначенных для вооружения ракетных войск стратегического назначения. Считалось, что такие системы, выходя на маршруты патрулирования, могут остаться целыми и невредимыми после ракетно-ядерного удара вероятного противника за счет удаления от потенциально опасных районов. Работы по перспективному направлению дали ожидаемый результат. Вследствие этого на вооружении РВСН России до сих пор имеются ПГРК нескольких типов, а в будущем, вероятно, появятся новые подобные системы.

В начале восьмидесятых годов в Московском институте теплотехники (МИТ) стартовал один из новых проектов подвижного грунтового ракетного комплекса. По некоторым данным, изначально он именовался «Темп-СМ», однако в дальнейшем получил новое обозначение – 15П159 «Курьер». Именно под таким названием проект вошел в историю отечественной ракетной техники. Проект «Курьер» являлся ответом на американскую программу Midgetman. С 1983 года американские специалисты вели разработку мобильного ракетного комплекса, вооруженного межконтинентальной баллистической ракетой с дальностью полета не менее 10 тыс км. Важной особенностью проекта Midgetman являлись ограничения по габаритам и стартовому весу ракеты. Последняя в готовом к запуску стоянии должна была весить не более 15-17 т.

Это именно тот агрегат, который проходил испытания. Единственное, что подправлено в фотографии – убран его номер

21 июля 1983 года вышло постановление Совмина СССР, в соответствии с которым МИТ должен был разработать ракетный комплекс со схожими характеристиками. Ограничения по габаритам и стартовому весу ракеты, хотя и усложняли разработку, могли иметь ряд положительных последствий. Исследования показывали, что сравнительно небольшая ракета может использоваться не только с шахтными пусковыми установками или машинами на базе специальных шасси. Носителей изделия «Курьер» могли стать специальные автомобильные полуприцепы или контейнеры стандартных размеров и поезда. Кроме того, облегчалась транспортировка ракет военно-транспортными самолетами.

Инициатором и одним из главных сторонников нового проекта был главком РВСН В.Ф. Толубко. Руководителем работ по теме «Курьер» был назначен А.Д. Надирадзе. В 1987 году его место занял Б.Н. Лагутин. К проекту был привлечен Воткинский машиностроительный завод, который сначала должен был построить необходимое количество опытных ракет, а потом освоить серийное производство новых изделий. Испытания и старт серийного производства ракетных комплексов «Курьер» планировались на начало девяностых годов.

Основным элементом нового комплекса должна была стать межконтинентальная баллистическая ракета 15Ж59 «Курьер». Специфические требования к этому изделию заставили МИТ и смежные организации провести большое количество исследований и испытаний, освоить новые материалы и технологии. Так, известно, что в конструкции корпуса ракеты широко использовались новейшие композиционные материалы, а приборное оборудование должно было строиться на основе самой современной элементной базы. Таким образом, ракетный комплекс «Курьер» можно было считать представителем нового поколения систем своего класса.

Испытания на стенде боковой устойчивости СО-100

Ракета 15Ж59, согласно ряду источников, должна была строиться по трехступенчатой схеме с отдельной ступенью разведения. Все ступени изделия предполагалось оснастить твердотопливными ракетными двигателями с использованием топлива нового типа. В конструкции двигателей, с целью сокращения их габаритов, могли применяться частично утопленные в корпус сопла. В головной части должна была находиться ступень разведения с полезной нагрузкой.

Ракета «Курьер» получалась уникально компактной. Ее длина не превышала 11,2 м, а максимальный диаметр корпуса равнялся 1,36 м. На ранних стадиях проекта предполагалось «уложиться» в стартовый вес на уровне 15 т, однако в дальнейшем его пришлось увеличить до 17 т. Забрасываемый вес – около 500 кг. Ракета 15Ж59 должна была нести моноблочную головную часть с ядерным боезарядом мощностью не более 150 кт.

Для наведения ракета «Курьер» должна была использовать инерциальную систему наведения, выполненную на основе современной элементной базы. В качестве органов управления могли использоваться поворотные сопла двигателей и решетчатые рули первой ступени.

По имеющимся данным, несмотря на малый вес и габариты, перспективная межконтинентальная ракета «Курьер» должна была доставлять боевую часть на дальность до 10-11 тыс км. Круговое вероятное отклонение не должно было превышать 350-400 м.

На заводе-изготовителе ракета должна была загружаться в транспортно-пусковой контейнер, который предполагалось устанавливать на подъемные механизмы самоходной пусковой установки. Саму пусковую установку предлагалось строить на базе специального многоосного шасси с соответствующими характеристиками. В ходе разработки проекта облик шасси постоянно изменялся. В комплексе «Курьер» могли использоваться шасси с тремя, четырьмя и пятью осями. Согласно одним источникам, первым было предложено использовать шасси 6х6, но затем из-за определенных затруднений пришлось разрабатывать и интегрировать в комплекс машины с более сложной ходовой частью. По другим данным, первым появилось шестиосное (!) шасси, после проектирования которого появилось предложение о сокращении базовой машины на несколько колесных пар.

Поскольку почти вся документация по проекту «Курьер» до сих пор засекречена, трудно говорить, какая из версий соответствует действительности. Правдоподобными выглядят обе версии, поскольку все шасси, упоминаемые в контексте проекта «Курьер», действительно разрабатывались и испытывались. Так, шестиосную мобильную пусковую установку предлагалось делать на базе шасси МАЗ-7916, пятиосную – на базе МАЗ-7929, четырехосную – МАЗ-7909.

В источниках, рассказывающих о последовательном уменьшении количества осей, приводятся некоторые подробности этого процесса. Так, изначально агрегаты комплекса «Курьер» должны были монтироваться на базе МАЗ-7916, однако уже в начале 1985 года было предложено использовать перспективное пятиосное шасси, которое еще не существовало. Весной того же года предложили разработать шасси 6х6 и 8х8, а в апреле 86-го приняли решение строить четырехосные шасси. Тем не менее, такая машина не в полной мере соответствовала требованиям военных, из-за чего в начале 1988 года решили строить пусковую установку на базе пятиосного МАЗ-7929. Эта машина получила индекс 15У160М.

Колебания с выбором базового шасси сказались на сроках разработки пусковой установки. Проект пятиосной машины завершили только в 1991 году, после чего предприятие МАЗ поставило необходимую технику на волгоградское ПО «Баррикады», где на нее должны были установить набор специального оборудования.

Особое внимание заслуживает специальный вариант комплекса «Курьер», предназначавшийся для скрытой переброски ракет в заданный район. Малый вес и размеры изделия позволяли поместить ракету в специальным образом оборудованный стандартный грузовой контейнер или автомобильный полуприцеп. Такая самоходная пусковая установка могла бы, не привлекая внимания, перемещаться по всей территории страны и, в случае получения приказа, проводить запуск.

В качестве базы для замаскированной модификации комплекса выбрали седельный тягач МАЗ-6422 и полуприцеп МАЗ-9389. Интересен тот факт, что отработка «автомобильной» модификации нового ракетного комплекса началась вскоре после старта проекта и основную массу работ провели задолго до окончательного выбора шасси для мобильной пусковой установки «классического» типа.

Уже в сентябре 1984 года на полигоне в Бронницах (Московская область) были проведены предварительные испытания предлагаемых тягача и прицепа. По окончании первого этапа испытаний грузовик перегнали в Гомельскую область, где в течение длительного времени он совершал поездки по местным трассам. Полигоном для испытаний стали трассы Ленинград-Киев-Одесса (с двумя мостами), Минск-Гомель и Брянск-Гомель-Кобрин.

В ходе испытаний специалисты собирали различную информацию о работе агрегатов машины, о ее характеристиках, а также о возникающих нагрузках на объекты в полуприцепе и т.д. По результатам испытаний был сформирован список требований к аппаратуре, которую предполагалось перевозить в автомобильном полуприцепе. Собранные данные активно использовались при разработке ракеты 15Ж59 и других элементов перспективного ракетного комплекса.

Согласно некоторым источникам, модификация ракетного комплекса на базе гражданского тягача с полуприцепом осталась на стадии предварительных исследований. Создание такой версии комплекса «Курьер» было связано с рядом специфических проблем. В частности, отсутствовали системы связи и управления с необходимыми характеристиками, которые можно было бы смонтировать на гражданском грузовике.

Ракета «Курьер», независимо от типа базового шасси, должна была стартовать из транспортно-пускового контейнера, закрепленного на подъемных механизмах самоходной пусковой установки. Как и в случае с другими отечественными межконтинентальными ракетами, предлагалось использовать т.н. холодный старт при помощи порохового аккумулятора давления. После выхода из контейнера и подъема на некоторую высоту ракета должна была включать двигатель первой ступени и отправляться к цели.

В марте 1989 года на полигон Плесецк были доставлены первые опытные ракеты «Курьер», имевшие упрощенную конструкцию и состав оборудования. Эти изделия должны были использоваться в ходе бросковых испытаний, целью которых являлись проверка и отработка агрегатов пусковой установки и отвечающей за пуск автоматики. Первый бросковый запуск состоялся в марте 1989 года. Такие испытания продолжались до мая 90-го. Всего было выполнено 4 бросковых пуска.

В 1990 году специалисты МИТ и смежных предприятий продолжили разработку проекта. При этом им пришлось дожидаться окончания работ по мобильной пусковой установке на базе специального шасси. Сборка последней началась только в 1991 году. На середину 92-го планировалось завершить подготовку всех агрегатов комплекса «Курьер» и провести первые летные испытания новой ракеты. Однако в октябре 1991 года, буквально за пару месяцев до распада Советского Союза, проект был закрыт. Причинами этого стали экономическая ситуация в стране, изменение политической ситуации на международной арене, а также отмена разработки американского проекта Midgetman.

Проект подвижного грунтового ракетного комплекса 15П159 «Курьер» с ракетой 15Ж59 был закрыт. Тем не менее, наработки по этой системе не пропали. В девяностых годах Московский институт теплотехники активно работал над рядом проектов перспективной ракетной техники для РВСН и военно-морского флота. Те или иные узлы, агрегаты и технологии используются в ракетах «Тополь-М», «Булава» и т.д. К примеру, легкая малогабаритная система управления ракеты «Курьер» используется на ракете-носителе «Старт», эксплуатация которой продолжалась с 1993 по 2006 год. Таким образом, проект «Курьер» не привел к появлению одноименного ПГРК, однако в определенной мере помог с созданием новых вооружений.

По материалам сайтов:http://rusarmy.com/http://dancomm.ru/http://rbase.new-factoria.ru/http://arms-expo.ru/http://militaryrussia.ru/blog/topic-442.html

topwar.ru

Тактический ракетный комплекс 2К4 «Филин» » Военное обозрение

В самом конце сороковых годов советские специалисты начали работы над перспективными тактическими ракетными комплексами для сухопутных войск. На основании опыта, полученного в ходе предварительных изысканий, к середине пятидесятых годов началась разработка полноценных проектов новой техники. Одним из первых отечественных ракетных комплексов с возможностью использования специальной боевой части стала система 2К4 «Филин».

К концу сороковых годов стало ясно, что будущий прогресс в области ядерных боеприпасов позволит использовать подобное оружие не только в качестве вооружений стратегической авиации. Начались изыскания в некоторых новых направлениях, в том числе в области ракетного оружия для сухопутных войск. Первые исследования в этой области показали практическую возможность создания самоходных комплексов с баллистическими ракетами, имеющими дальность стрельбы до нескольких десятков километров и способными нести специальную боевую часть.

В начале пятидесятых годов новое предложение получило одобрение со стороны заказчика в лице министерства обороны, после чего советская промышленность приступила к разработке новых проектов. Первыми образцами тактических ракетных комплексов отечественной разработки должны были стать системы 2К1 «Марс» и 2К4 «Филин». Головным разработчиком обоих проектов был назначен НИИ-1 (ныне Московский институт теплотехники). Главным конструктором «Марса» и «Филина» стал Н.П. Мазуров. Оба образца техники следовало представить на испытания в середине десятилетия. К 1958-60 годам их планировалось принять на вооружение.

Музейный образец комплекса "Филин". Фото Wikimedia Commons

На ранних стадиях проекта «Филин» было решено использовать оригинальный состав комплекса, отличающийся от системы «Марс». Изначально в состав комплекса предлагалось включить самоходную пусковую установку 2П4 «Тюльпан», ракеты нескольких типов, а также подвижную ремонтно-техническую базу. Задачей последней была транспортировка ракет и боевых частей, а также установка боеприпасов на боевые машины. Впоследствии взгляды на состав вспомогательной техники изменились. Кроме того, было решено разработать новый вариант ремонтно-технической базы, однако полноценные работы над этим проектом начались позже и в рамках создания комплекса «Луна».

Одним из основных элементов комплекса 2К4 «Филин» стала самоходная пусковая установка 2П4 «Тюльпан». Разработка этой машины была поручена СКБ-2 Ленинградского Кировского завода, работами руководил К.Н. Ильин. Для ускорения разработки и упрощения производства в качестве базы для установки 2П4 была выбрана серийная артиллерийская самоходка ИСУ-152К. С имеющегося шасси предлагалось удалять все ненужные агрегаты, вместо которых следовало устанавливать крупную рубку сложной формы, а также различные детали пусковой установки.

Вид сбоку. Фото Wikimedia Commons

В ходе переработки по новому проекту шасси базовой САУ сохранило дизельный двигатель В-2ИС мощностью 520 л.с. Оригинальные детали корпуса самоходки изготавливались из катаной брони и имели толщину до 90 мм. Новая рубка, необходимая для размещения экипажа и аппаратуры управления, отличалась менее мощной защитой. Ходовая часть базового шасси оставалась без изменений. Она имела по шесть опорных катков с торсионной подвеской на каждом борту. Ввиду сохранения классической компоновки корпуса, несмотря на переоборудование, ведущие колеса гусениц помещались в корме корпуса.

Вместо верхней части корпуса и боевого отделения на имеющемся шасси монтировалась новая рубка с наклонными лобовым и бортовыми листами, а также вырезом в центральной части крыши, предназначенным для перевозки ракеты. Внутри рубки предусматривались места для монтажа различного оборудования. Кроме того, имелись места для размещения экипажа из пяти человек. Для доступа в рубку имелись крупные двери на бортах. Для наблюдения за обстановкой экипаж мог использовать различные элементы остекления. К примеру, перед рабочим местом водителя помещались два крупных окна.

На лобовом листе рубки крепилась решетчатая защита ракеты, выполненная в виде открытого сверху конического агрегата. С ее помощью головная часть ракеты должна была защищаться от возможных ударов при движении самоходной пусковой установки. В транспортном положении пусковая установка машины «Тюльпан» находилась в верхнем лотке рубки, а выступающая головная часть ракеты – над решетчатой защитой.

Корма машины и хвост ракеты. Фото Wikimedia Commons

На кормовом листе корпуса бронемашины 2П4 предлагалось монтировать две опоры для качающейся пусковой установки. Вся задняя часть крыши корпуса отдавалась под монтаж иного специального оборудования. Так, непосредственно за кормовой частью рубки монтировались гидравлические цилиндры для подъема пусковой установки в необходимое положение. Также на крыше предусматривались места для установки различного оборудования того или иного назначения. Ниже опор пусковой установки на кормовом листе монтировались домкраты-аутригеры. Они могли качаться на горизонтальных осях, и при подготовке к стрельбе опускались на грунт, удерживая корпус машины в требуемом положении.

Для транспортировки и запуска ракет всех совместимых типов была разработана специальная пусковая установка. Основным ее элементом являлся цилиндрический кожух-направляющая, вмещающий одну ракету. Цилиндрическая направляющая была выполнена в виде двух разъемных деталей. Нижняя крепилась на качающемся основании, а верхняя шарнирно закреплялась на ней. Для перезарядки пусковой установки верхняя часть направляющей могла откидываться вбок. После установки ракеты она возвращалась на место, позволяя продолжать боевую работу. Внутри цилиндрического агрегата имелся винтовой полоз, используемый для первоначальной раскрутки ракеты при запуске.

Задняя часть направляющей соединялась с прочной коробчатой конструкцией, которая, в свою очередь, устанавливалась на кормовом шарнире корпуса. Такая система позволяла поднимать направляющую на требуемый угол возвышения. Горизонтальное наведение при помощи устройств пусковой установки не предусматривалось. Для установки правильного направления на цель требовалось поворачивать всю боевую машину.

Самоходная пусковая установка, ракета и подъемный кран в ходе демонстрации комплекса "Филин" заказчику. Фото Militaryrussia.ru

Самоходная пусковая установка имела длину 9,33 м, ширину 3,07 м и высоту 3 м. С установленной ракетой машина имела боевую массу 40 т. 520-сильный двигатель позволял двигаться по шоссе без ракеты со скоростью до 40-42 км/ч. После установки боеприпаса максимальная скорость сокращалась до 30 км/ч. Запас хода превышал 300 км.

В рамках проекта 2К4 «Филин» было разработано три варианта неуправляемых баллистических ракет одноступенчатой конструкции. Изделия 3Р2, 3Р3 и 3Р4 имели схожую конструкцию и использовали некоторые общие агрегаты, однако отличались боевым оснащением и рядом характеристик. Ракеты всех типов имели цилиндрический корпус большого удлинения диаметром 612 мм. В головной части корпуса имелись крепления для монтажа надкалиберной боевой части. Внутри корпуса помещался твердотопливный двигатель. Хвостовая часть ракеты получала набор стабилизаторов. В случае с изделием 3Р2 использовался стабилизатор с шестью плоскостями. Другие ракеты имели четыре или шесть плоскостей. Общая длина всех ракет для «Филина» находилась в пределах 10,354-10,378 м. Размах стабилизатора достигал 1,26 м. Стартовая масса – до 4,94 т.

Как и в случае с ракетой 3Р1 для комплекса 2К1 «Марс», было решено использовать двухкамерный твердотопливный двигатель. Камеры оснащались зарядами баллиститного пороха НФМ-2, воспламеняемыми одновременно. Головная камера имела 12 сопел, наклоненных на 15° в сторону от корпуса. Кроме того, предусматривался 3-градусный наклон относительно курсовой плоскости, предназначенный для придания ракете вращения. Хвостовая камера имела иной сопловой аппарат с семью параллельными патрубками. Общая масса твердого топлива обеих камер составляла 1,642 т. На его полное сгорание в нормальных условиях требовалось 4,8 с. Активный участок имел длину 1,7 км. Максимальная скорость ракеты достигала 686 м/с.

На огневой позиции. Фото Militatyrussia.ru

Баллистическая ракета 3Р2 должна была оснащаться специальной боевой частью, помещенной в корпус диаметром 850 мм. Заряд для этой боевой части разрабатывался на основе изделия РДС-1. Проектирование велось в КБ-11 под руководством Ю.Б. Харитона и С.Г. Кочарянца. Масса боевой части ракеты 3Р2 составляла 1,2 т. Мощность боезаряда – 10 кт. Характерной чертой этой ракеты являлся стабилизатор, состоящий из шести плоскостей. В других изделиях семейства применялись средства стабилизации иной конструкции, что было связано с параметрами головной части.

В проекте 3Р3 была разработана неядерная боевая часть. В надкалиберном корпусе такой боевой части помещался фугасный заряд весом 500 кг. Общая масса конвенциональной головной части составляла 565 кг. Малый вес боевого оснащения привел к необходимости некоторых изменений в конструкции стабилизатора.

Ракета 3Р4 представляла собой продукт унификации существующих изделий. На корпус с двигателем от 3Р2 предлагалось монтировать специальную боевую часть, заимствованную у ракеты 3Р1 комплекса 2К1 «Марс». Интересным отличием 3Р4 от других боеприпасов системы «Филин» стал меньший диаметр головной части в сравнении с диаметром остального корпуса.

Макет ракеты 3Р2. Фото Russianarms.ru

Прибыв на указанную огневую позицию, самоходная пусковая установка 2П4 должна была выполнять процедуру подготовки к стрельбе. На выполнение всех подобных работ экипажу из пяти человек отводилось 30 минут. Экипаж должен был определить собственное местоположение, а затем выставить пусковую установку в направлении на цель. При выполнении этих процедур следовало использовать как навигационную аппаратуру пусковой установки, так и метеорологическую систему «Проба», имеющую в своем составе метеозонды. Наведение по дальности осуществлялось при помощи изменения угла возвышения направляющей.

После получения команды на запуск производилось одновременное зажигание двух зарядов твердого топлива, приводившее к созданию тяги и сходу с направляющей. Стабилизация ракет всех типов производилась при помощи косонаправленных сопел головной камеры и стабилизаторов, закрепленных под углом к продольной оси изделия. Дальность стрельбы могла изменяться от 20 км до 25,7 км. При этом в некоторых зарубежных источниках упоминается дальность до 30-32 км. Круговое вероятное отклонение неуправляемой ракеты достигало 1 км, что могло предъявлять особые требования к мощности боевой части.

После стрельбы самоходная пусковая установка «Тюльпан» должна была уходить с огневой позиции. На предварительно подготовленной площадке могла осуществляться перезарядка пусковой установки. В этой процедуре следовало применять транспортировщики ракет на основе колесных тягачей и автокран типа К-104 на трехосном шасси ЯАЗ-210. При помощи вспомогательной техники и ее экипажей расчет комплекса 2К4 «Филин» мог установить новую ракету и вновь выдвигаться на огневую позицию. На перезарядку отводилось до 60 минут.

Хвостовая часть ракеты. Фото Russianarms.ru

В 1955 году НИИ-1 завершил работы над первым вариантом ракеты для «Филина». В том же году были изготовлены первые изделия 3Р2, которые вскоре отправились на полигон для испытаний. Первые проверки новых ракет, в том числе типов 3Р3 и 3Р4, проводились с использованием стационарной пусковой установки, аналогичной предложенной для монтажа на самоходном шасси. В последних этапах испытаний задействовались полноценные боевые машины с полным набором оборудования.

По ряду причин первые образцы самоходных установок 2П4 «Тюльпан» были изготовлены только в 1957 году. Вскоре после завершения строительства и заводских испытаний опытную технику отправили на полигон для последующих проверок вместе с ракетами. Первые запуски ракет семейства 3Р2 со штатной самоходной пусковой установки состоялись до конца 1957 года. Ввиду отсутствия претензий к готовой технике, заказчик распорядился наладить серийное производство пусковых установок еще до окончания всех необходимых проверок.

До конца 1957 года Кировский завод смог построить 10 машин 2П4, включая прототипы. За следующий 58-й год предприятие поставило еще 26 изделий «Тюльпан». После этого сборка новой техники была остановлена. За несколько месяцев серийного производства комплексов «Филин» армия получила лишь 36 пусковых установок, несколько десятков вспомогательных машин и некоторое количество баллистических ракет трех типов.

"Филины" идут мимо мавзолея, 1960 г. Фото Militaryrussia.ru

После завершения полигонных испытаний, продолжавшихся до 1958 года, новейший тактический ракетный комплекс 2К4 «Филин» был принят в опытную эксплуатацию. 17 августа того же года вышло постановление Совета министров СССР, согласно которому система «Филин» официально принималась на снабжение. При этом по некоторым причинам, было решено не передавать подобную технику строевым частям ракетных войск и артиллерии.

Эксплуатация комплексов 2К4 «Филин» в основном заключалась в освоении новой техники личным составом и участии в различных учебно-боевых мероприятиях. Кроме того, с 7 ноября 1957 года самоходные пусковые установки с макетами ракет регулярно принимали участие в парадах на Красной площади. Несмотря на малое количество, «Филины» формировали полноценные парадные расчеты, способные дать своему народу уверенность в безопасности, а также охладить горячие головы зарубежных «поджигателей войны». По имеющимся данным, комплексы «Филин» участвовали в московских парадах до самого конца своей эксплуатации.

Парадный строй. Фото Militaryrussia.ru

К концу пятидесятых или к началу шестидесятых годов относится любопытный случай участия ракетного комплекса в учениях с реальным применением специальных боевых частей. По воспоминаниям участников этих мероприятий, в ходе запуска ракеты семейства 3Р2 со специальной боевой частью по учебной цели имели место неполадки в работе автоматики. Радиовысотомер боевой части, призванный определять высоту подрыва заряда, сработал неправильно. Из-за этого взрыв произошел за пределами расчетного района полигона. Именно этот инцидент мог быть причиной того, что серийные «Филины» не поступали в строевые части сухопутных войск.

29 декабря 1959 года Совмин постановил начать серийное производство новейших тактических ракетных комплексов 2К6 «Луна». В следующем году армия получила первые пять систем этого типа, а также ракеты для них. Комплекс «Луна» отличался от предыдущих систем типов «Марс» и «Филин» более высокими характеристиками, а также имел некоторые преимущества в виде более широкой номенклатуры боеприпасов и т.д. В связи с появлением нового ракетного комплекса, имеющего значительные преимущества перед существующими, дальнейшее производство последних более не считалось необходимым.

В феврале 1960 года было принято решение о прекращении эксплуатации комплексов 2К4 «Филин». Машины были сняты с вооружения и отправлены на хранение. Ракеты для них так же списывались и уходили на утилизацию. Ввиду небольшого количества построенной техники списание и разделка не заняли много времени. Все работы, последовавшие за отказом от «Филина», заняли буквально пару лет.

На улицах Москвы. Фото Militaryrussia.ru

Большая часть самоходных пусковых установок 2П4 «Тюльпан» была разобрана за ненадобностью. Тем не менее, некоторым машинам из 36 построенных удалось избежать подобной печальной участи. По меньшей мере, одна такая бронемашина сохранилась до нашего времени благодаря тому, что ранее стала музейным экспонатом. Сейчас этот образец техники вместе с макетом неуправляемой ракеты демонстрируется в одном из залов Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (г. Санкт-Петербург). Кроме того, имеются сведения о наличии макетов ракет семейства 3Р2 в других отечественных и зарубежных музеях.

Тактический ракетный комплекс 2К4 «Филин» с неуправляемыми баллистическими ракетами 3Р2, 3Р3 и 3Р4 был одной из первых отечественных разработок своего класса. Как и некоторые другие ранние представители перспективных направлений, этот комплекс не отличался высокими характеристиками, а также не строился в больших количествах. Тем не менее, разработка, испытания и недолгая эксплуатация комплекса «Филин» позволили специалистам советской оборонной промышленности получить опыт, необходимый для создания новых подобных проектов. Уже в конце пятидесятых годов в области тактических ракетных комплексов произошел настоящий прорыв в виде системы 2К6 «Луна», которая вряд ли могла бы появиться без предыдущих разработок – 2К1 «Марс» и 2К4 «Филин».

По материалам:http://dogswar.ru/http://russianarms.ru/http://rbase.new-factoria.ru/http://militaryrussia.ru/blog/index-241.htmlШирокорад А.Б. Атомный таран ХХ века. – М., Вече, 2005.

topwar.ru