Английские корабельные ЗРК малой дальности действия. Зрк корабельные


rkomplex.narod.ru Корабельные ракетные комплексы

В соответствии с Постановлением Правительства от 13 августа 1955 года N1502-840 "О защите кораблей ВМФ от авиации" ЦКБ-16 приступило к разработке технического пр. 70 (главный конструктор К.И.Трошков) - переоборудования легкого крейсера пр. 68бис в корабль ПВО. Предполагалась замена на корабле всех 152-мм орудийных башен четырьмя спаренными пусковыми установками ЗРК средней дальности М-2, проектировавшегося на базе комплекса С-75. В 1957 году экспериментальный образец комплекса М-2 был установлен на переоборудованном по пр.70Э легком крейсере "Дзержинский" (крейсер пр.68бис, работы по модернизации выполнены на заводе N497 в Севастополе). В состав комплекса входили: система управления "Корвет-Севан", пусковая стабилизированная установка с устройствами подачи и заряжания, 10 ЗУР 13ДМ (В-753), размещенных в погребе. Ракеты 13Д дорабатывались применительно к использованию с пусковой установки СМ-64 (ракеты подвешивались под направляющими) с учетом специфики морских условий и обеспечения пожаро- взрывобезопасности при длительном хранении в погребе при постоянной заправке одним из компонентов горючего (топливом). Двухбалочная пусковая установка СМ-64 со средствами подачи ракет разрабатывалась ленинградским ЦКБ-34. Проведенные испытания показали, что система управления и одна пусковая установка обладают малой огневой производительностью. Большие габариты ракеты и антенного поста, неудобства в обслуживании и заправке ракеты с ЖРД (на маршевой ступени) также отрицательно повлияли на решение о размещении комплекса на кораблях ВМФ. Единственный экземпляр комплекса М-2, установленный на крейсере "Дзержинский", был принят на вооружение в 1962 году. По пр.71 предусматривалась замена двух кормовых башен главного калибра находящихся в строю крейсеров пр. 68бис спаренными пусковыми установками ЗРК М-2. Разработка зенитно-ракетного комплекса большой дальности М-3 для вооружения кораблей ВМФ была начата в 1955 году. Ракету В-760 (В-755) разрабатывало ОКБ-2 МАП. Две спаренные пусковые установки и комплекс М-3 (позднее прорабатывалась замена на М-2бис) предполагалось устанавливать на крейсерах пр. 64, предназначенных для уничтожения крупных кораблей и разрушения важных береговых объектов, а также участия в ПВО корабельных соединений. Разработка усовершенствованного варианта комплекса М-3 с ракетой В-800 официально была задана Постановлением от 17 августа 1956 года N1149-592. ЗУР должна была иметь длину 10 м, диаметр корпуса 0,6 м, стартовый вес 4239 кг. Поражение целей должно было обеспечиваться на высотах 2 - 25 км на дальности до 55 км. Работы по проектам 64 и 71 были приостановлены летом 1958 года, а в декабре полностью прекращены. Техническое задание на корабли пр. 81 и 63 с зенитными ракетными комплексами было выдано в 1955-1956 годах. В 1957 году было принято решение о размещении на легком крейсере с АЭУ пр. 63 (ЦКБ-17, главный конструктор А.С.Савичев) ЗРК коллективной обороны М-3 с двумя спаренными пусковыми установками. На корабле ПВО пр. 81 (ЦКБ-16, главный конструктор Н.А.Киселев), предназначенном для ПВО соединений кораблей в море от атак всех видов средств воздушного нападения, предполагалось разместить два комплекса ПВО большой дальности М-3 и четыре спаренные пусковые установки. В комплексе предполагалось использовать систему управления "Фрегат" ("Корвет"). Работы по кораблям были прекращены на проектной стадии в 1958 году. Для различных проектов кораблей с зенитно-ракетными комплексами типа М-3 ЦКБ-34 разработало спаренные стабилизированные пусковые установки: СМ-52, СМ-64-1, СМ-68 и СМ-80. В 1956 году ЦКБ-16 была выполнена проработка большого корабля ПВО с зенитным ракетным комплексом большой дальности ЗМ-3. Зенитные управляемые ракеты (диаметр корпуса 0,8 м, размах стабилизатора 2,2 м) должны были обеспечить перехват воздушных целей на дальности 80-100 км от корабля. Для целеуказания предполагалось использовать РЛС "Тайфун" и "Ангара". На корабле ЗУР предполагалось хранить в погребах на барабанных установках. На каждую спаренную пусковую установку комплекса ЗМ-3 по проекту в погребах должно было находиться 16 ракет на четырех барабанных установках либо 8 ракет на двух барабанных установках и дополнительно четыре ракеты в вертикальном положении на стеллаже. Рассматривался вариант хранения ракет на наклонных барабанных установках, рассчитанных на 4 ракеты каждая. По Постановлениям СМ от 29 июля 1959 года и от 21 июня 1961 года для перспективных кораблей крейсерского типоразмера - ракетного корабля ПВО пр. 1126 (ЦКБ-17, главный конструктор В.В.Ашик) проектировался зенитно-ракетный комплекс дальнего действия М-31, головной разработчик НИИ-20. В первом варианте ракеты комплекса М-31 (аппаратура и ракеты КС-42 комплекса 2К11, доработанные соответственно НИИ-20 и ОКБ-8 для размещения на кораблях) со стартовой массой 3200-3500 кг (длина 9,0-11,0 м) должны были поражать воздушные цели в радиусе 50-60 км от корабля-носителя в диапазоне высот 1-25 км. Для запуска ракет на кораблях предполагалось размещать двухбалочные пусковые установки СМ-92 (разработчик ЦКБ-34), для заряжания пусковых установок и хранения ракет в заправленном состоянии со сложенными крыльями в погребах проектировались конвейерные установки на 8 (в погребе N1) и на 10 ракет (в погребе N2). Для наведения ракет предполагалось использовать доработанные для использования на кораблях станцию наведения и антенный пост комплекса 2К11 "Круг". Работы не вышли из стадии проекта и были прекращены в 1961 году. Во втором из прорабатывавшихся вариантов - комплекса М-31 предполагалось использовать ракеты В-757 (В-757М) длиной около 6,5 метров со стартовой массой 2800 кг, созданные ОКБ-2 МАП. Этот вариант комплекса предполагалось разместить на кораблях проекта 61Б, проектирование которых вело ЦКБ-53. Дальность поражения воздушных целей должна была составить 50 (45) км. Ракеты В-757 имели маршевый твердотопливный воздушно-реактивный двигатель, что существенно должно было упростить эксплуатацию ракет на кораблях. Пусковая установка СМ-98А с механизмами подачи и хранения ракет разрабатывалась ЦКБ-34 и ЦНИИ-173. Система управления комплекса типа "Гром", аналогичная примененной на серийном комплексе М-11. Работы по этому варианту комплекса также были прекращены в 1961 году. В 1959 году разрабатывался один из первых зенитных ракетных комплексов дальнего действия с вертикальным стартом ракет. Согласно техническому предложению комплекс "Колеоптер" предназначался для поражения воздушных целей на высотах до 30-40 км на дальностях до 70-100 км. Ракета с кольцевым крылом должна была оснащаться тепловой или комбинированной головкой самонаведения. Радиолокационные станции управления и наведения зенитных управляемых ракет в корабельном варианте должны были располагаться под шарообразными радиопрозрачными куполами. В качестве кораблей-носителей комплекса "Колеоптер" (боезапас 30 ракет в двух погребах) предполагались корабли ПВО с РЛС дальнего воздушного дозора водоизмещением от 6000 до 8000 тонн, которые прорабатывались в ЦКБ-53. С 1960 года НИИ-20 ГКРЭ (главный конструктор А.В.Потапов) и ОКБ-82 ГКАТ разрабатывали универсальный ракетный комплекс "УР-ВС" и ракету. В частности, комплекс был предназначен для вооружения универсального корабля многоцелевого назначения "УК-МН", разработка ЦКБ-53). Ракета с вертикальным стартом должна была поражать воздушные цели на высотах до 35 км на дальности до 60-80 км, а надводные - на дальности до 150-200 км. Предполагалось на корабле размещать до 24 управляемых ракет в контейнерах, предназначенных для длительного хранения и запуска. Ракета "УР-ВС" длиной 5,5-6 метров со стартовой массой около 4000 кг имела БЧ массой 300 кг. Старт осуществлялся при помощи 8 ускорителей. Планируемая скорострельность - залп полным боезапасом ракет за 4-5 минут. Для наведения ракеты должны были использоваться радиолокационные средства системы "Зенит-Бином" и модернизированная система ЗРК средней дальности М-11 "Гром". Работы не вышли из стадии проработок. В 1963-1966 годах велись проработки универсального ракетного комплекса "Коршун" для кораблей ПЛО-ПВО дальней зоны (с размещением боезапаса в трех носовых погребах), сторожевых кораблей ПЛО-ПВО пр. 1144 (классификация корабля по ТТЗ). Комплекс предполагалось оснастить универсальной и противолодочной ракетами для борьбы с надводными кораблями, подводными лодками и авиацией противника. Аппаратура комплекса разрабатывалась исходя из требования по обеспечению одновременного обстрела 8 целей 16 ракетами. Дальность стрельбы для универсальной ракеты - 75-85 км, для противолодочной - 100-150 км, длина ракет - 5,9 и 7,15 метра, стартовая масса 2033 и 2313 кг соответственно. Боезапас 80 или 48 универсальных и 16 или 12 противолодочных ракет для кораблей разных проектов. Старт ракет должен был производиться за счет порохового аккумулятора давления (ПАД) под углом 15 градусов из подпалубных пусковых установок. Дальнейшие работы по комплексам ПВО с ЗУР вертикального старта велись в рамках исследований по теме "Квант".

Универсальный многоканальный комплекс "Квант" прорабатывался с середины 60-х годов НИИ-10 и ОКБ завода "Большевик" для кораблей пр. 1134А-К (боезапас 40 ракет), пр.1134Б-К (64 ракеты), пр. 1144. Предлагалось создать комплекс с дальностью стрельбы по воздушным целям до 80 км при вертикальном старте ракет. Кроме ракет ПВО комплекс должен был иметь универсальные ракеты для возможности обстрела надводных целей, противолодочные ракеты должны были использоваться в составе другого комплекса, Ракеты предполагалось хранить в вертикально расположенных барабанных установках на 8 ракет. По первоначальным планам эскизный проект предполагалось выполнить в 1967 году, технический проект -- в 1969 году, опытные образцы должны были быть выпущены в 1971-1972 годах. Шестиантенная РЛС наведения с фазированной антенной решеткой должна была обеспечивать наведение зенитных ракет и противолодочных ракет "Метель" при темпе стрельбы 3 выстрела в минуту. Для целеуказаний предполагалось использовать мощную корабельную РЛС "Восход".

М-22 "Ураган" ("Штиль"), корабельный многоканальный зенитный ракетный комплекс

Предназначен для защиты группы и одиночных боевых кораблей от ударов современных средств воздушного нападения в любой физико-географической, погодно-климатической и радиоэлектронной обстановке.

Рисунок 4. Запуск ракеты

Назначение ЗРК М-22 "Ураган" (экспортный вариант "Штиль") является всепогодным корабельным зенитным комплексом малой дальности и предназначен для коллективной обороны корабельных соединений и морских конвоев от массированных атак современных СВН, самообороны корабля-носителя, борьбы с надводными целями и защиты морского побережья. Его боевые возможности обеспечивают поражение самолетов (ПКР), действующих на высотах менее 1000 м в зоне 10-15000 м (10-10000 м) по высоте и 3,5-18 км (3,5-12 км) по дальности. Цели на высотах более 1000 м могут быть обстреляны на дальностях до 25 км. При этом максимальные скорости поражаемых целей могут быть в пределах от 330 до 830 м/с, а вероятность их поражения одной (двумя) ракетой составляет 0,6-0,8 (0,81-0,96). Радиолокационные средства ЗРК обеспечивают пеленгацию целей по азимуту со всех направлений в угломестном секторе от 0 до +70 град. ЗРК "Штиль" способен обстреливать вкруговую одновременно до 12 целей, что определяется числом модулей подсвета целей, которые возможно разместить на данном проекте корабля. Дальность действия - 25 км. Состав и основные элементы Комплекс состоит из боевых средств (СУО, ЗУР, ПУ с системами хранения, подачи и перезаряжания ракет) и комплекта береговых средств технического обслуживания. Система управления огнем (СУО) 3Р-90 комплекса функционирует по данным корабельной РЛС типа МР-700 "Фрегат-М" и обеспечивает возможность ведения огня по целям в любом азимутальном направлении. В ее состав входят приборы отображения информации, управления стрельбой, цифровой вычислительный комплекс, радиолокаторы (радиопрожекторы) подсветки целей, а также встроенная система телевизионно-оптических визиров. Радиолокаторы подсветки целей размещены на надстройках корабля и могут одновременно использоваться в любом направлении.

Рисунок 5.  Пусковая установка

СУО имеет высокую степень автоматизации боевой работы и функции человека сводятся к определению для ЭВМ необходимости обстрела цели и количества используемых для этого ракет. Остальные операции (расчет курса цели и ее траектории, времени пуска и подлета ЗУР к цели, выдачу команд радиокоррекции) осуществляются в автоматическом режиме. При этом обеспечивается одновременное отслеживание до 12 целей и пуск ракет с интервалом 3-12 с. ЗУР 9М38 представляет собой твердотопливную одноступенчатую ракету с радиолокационной системой самонаведения по методу пропорциональной навигации и линией радиокоррекции траектории полета. Она выполнена по нормальной аэродинамической схеме с "Х" образным размещением крыльев малого удлинения. Для поражения цели ракета оснащена осколочно-фугасной боевой частью массой 70 кг с контактным и неконтактным (радиолокационным, радиус срабатывания до 17 м) взрывателями. Твердотопливный двухрежимный двигатель с временем работы около 15 с обеспечивает полет ракеты со скоростью до 3М и ее маневрирование с перегрузками до 20 Ракета не имеет отделяющихся в полете частей. Ракета поступает на флот в герметичном стеклопластиковом транспортно-пусковом контейнере, не требует дополнительных проверок и полностью готова к боевому применению. Это обеспечивает ее боеготовность в течении 10 и более лет без дополнительных регламентных работ в любых погодно-климатических условиях.

Пусковая установка МС-196 (однобалочная, палубная, наводимая, с нижней подвеской ракет) массой 30 т служит для предварительного наведения и пуска ракет в цель с темпом 12 с. Устройство хранения барабанного типа с двумя концентрическими рядами вертикально расположенных направляющих обеспечивает хранение боекомплекта в 24 ракеты.

“Уран-Э”, корабельный ракетный комплекс с противокорабельной крылатой ракетой типа Х-35

Корабельный ракетный комплекс тактического назначения с противокорабельной ракетой, решающий задачи борьбы с надводными целями водоизмещением до 5000 т.

Рисунок 6. Запуск ракет

Назначение Корабельный ракетный комплекс "Уран-Э" с ракетой типа Х-35 предназначен для поражения быстроходных ракетных, торпедных и артиллерийских катеров, а также надводных кораблей и транспортов (водоизмещением до 5000 т.), действующих самостоятельно или в составе конвоев и десантных отрядов противника в условиях радиоэлектронного и огневого противодействия. КРК "Уран" может устанавливаться на фрегатах, корветах, ракетных катерах, а также кораблях российской и зарубежной постройки при их модернизации. Состав Комплекс включает противокорабельную крылатую ракету Х-35, транспортно-пусковой контейнер, пусковую установку, корабельную автоматизированную систему управления, а также комплекс наземного оборудования с аппаратурой проверки ракеты.Ракета Х-35 (3М24, AS-X-20 Harpoonsky) унифицирована по носителям и служит для поражения кораблей водоизмещением до 5000 т днем и ночью, в любых метеорологических условиях, при интенсивных помехах и огневом противодействии противника путем одиночных и залповых пусков. Первая демонстрация ракеты прошла в 1992 г. на авиационной выставке "Мосаэрошоу-92" в Москве. Ракеты Х-35 корабельного и вертолетного вариантов выполнены по нормальной аэродинамической схеме с крестообразным складным крылом, оперением большого удлинения, трапециевидным воздухозаборником в нижней части корпуса и стартовым твердотопливным ускорителем, который расположен по тандемной схеме с маршевым двигателем (малогабаритный турбореактивный двигатель на авиационном керосине). Ракета оснащена комбинированной (инерциальной на начальном и активной радиолокационной на конечном участках полета) системой наведения на цель, что обеспечивает применение ракеты в условиях радиоэлектронного противодействия с высокой скоростью полета. Контроль состояния ракеты, ввод полетного задания и проведение пусковых операций автоматизированы, время подготовки к пуску из холодного состояния не превышает 60 с. На маршевом участке ракета летит на высоте 5-10 м, что обеспечивается высокой точностью радиовысотомера Радиолокационная головка самонаведения АРГС-35 (ОАО НПП "Радар ММС") обеспечивает обнаружение и выбор надводной цели, определение ее координат (азимут, угол места, дальность) и скорости сближения с ней, а также выдачу необходимой информации в систему наведения ракеты. Текстолитовый обтекатель (радиопрозрачность не менее 85%, НИИ неметаллических материалов, изготовитель НПП "Технология" г. Обнинск) весом 2 кг обеспечивает прием-передачу информации с ошибкой по угловым координатам не более 25 минут. Имеется вариант ракеты с тепловизионной ГСН. Проникающая (осколочно-фугасно-зажигательная) боевая часть  ракеты обеспечивает надежное поражение надводных судов водоизмещением до 5000 т. Это достигается высокой дозвуковой скоростью ракеты на предельно малых высотах, что значительно усложняет ее своевременный перехват корабельными средствами, а также пуском ракеты до входа носителя в зону ПВО атакуемых кораблей.               Пусковая установка(наклонная, под углом 35 град. к палубе) предназначена для безударной погрузки и хранения 4 ракет в ТПК, а также для их пуска и снижения импульсных перегрузок на них, которые возникают в движении или при взрыве мины и другого оружия вблизи корабля. Она представляет собой сварную раму с закрепленными на ее поверхностях элементами размещения и закрепления блока ТПК, взаимодействующими со стационарно установленными на палубе опорами при погрузке рамы с ТПК на корабль. При установке рамы опоры фиксируют ее в определенном месте корабля за счет пружинных амортизационных устройств, снижающих перегрузки на ракеты при эксплуатации и установке блока ТПК на корабль. Стыковка ракет с кораблем осуществляется электрическими жгутами ПУ. Она обеспечивает не только пуск ракет и хранение на корабле, но и безударную их погрузку на корабль при волнении моря. Авиационный вариант ракеты Х-35 использует авиационные пусковые установки (АПУ) типа АПУ-78 или АКУ-58.

Рисунок 7. Пусковая установка

дальность действия, км

5- 130

высота полета маршевая/ конечная, м

5-10/ 3-5

скорость полета, м/с

до 300

угол маневра от линии курса, град

± 90

точность наведения(КВО), м

4- 8

стартовая масса(с ускорителем), кг

460(680)

масса боевой части, кг

145

длина ракеты(с ускорителем), м

3,75(4,4)

диаметр корпуса, м

до 0,42

размах крыльев, м

0,93

дальность действия РГС, км

20

диапазон рабочих температур, град

-50- +50

Таблица 2. Основные характеристики

rkomplex.narod.ru

Британские морские зенитно-ракетные комплексы. Часть 1-я » Военное обозрение

Во время Второй мировой войны в Великобритании уделялось большое внимание техническому совершенствованию системы ПВО. В частности, для зенитных орудий калибра 94 мм и выше удалось создать устройства автоматизированной установки дистанционного взрывателя и синхронного наведения орудий зенитной батареи по данным от аппаратуры управления зенитным огнём.

Кроме того, в 1944 году в войска стали поступать крупнокалиберные зенитные снаряды с радиовзрывателем, которые имели повышенную вероятность поражения воздушной цели.

Помимо зенитных снарядов, радиовзрывателями также комплектовались неуправляемые 76-мм зенитные ракеты. При стрельбе в дневное время по целям, летящим на большой высоте, использовались ракеты с фотоэлектрическим взрывателем.

Однако после окончания войны интерес к системам ПВО несколько угас. Даже появление в СССР в конце 40-х ядерного оружия и первых носителей — бомбардировщиков Ту-4, не привело к особому оживлению работ в этой области.

Британцы делали ставку на реактивные истребители-перехватчики, которые по командам наземных РЛС наводились на бомбардировщики противника, встречая их на дальних рубежах. Кроме того, советским поршневым бомбардировщикам, летящим на большой высоте при прорыве к Британским островам, пришлось бы преодолеть рубеж противовоздушной обороны в западной Европе с развёрнутыми там американскими ЗРК и перехватчиками.

Первые проекты по британским управляемым зенитным ракетам, приведшие к практическому результату, были реализованы в интересах военно-морского флота. Английские моряки вполне резонно полагали, что у их боевых кораблей гораздо больше шансов столкнуться с советской боевой авиацией.

Тем не менее, работы по созданию морских ЗРК шли не слишком активно. Дополнительным толчком к ним стало принятие на вооружение в СССР реактивных бомбардировщиков-торпедоносцев Ил-28 и Ту-14, дальних реактивных бомбардировщиков Ту-16 и противокорабельных ракет.

Разработка первого британского ЗРК морского базирования «Си Слаг» (англ. Sea Slug -морская улитка) начавшаяся в 1949 году компанией Armstrong Whitworth завершилась только в 1961 году. Носителями комплекса стали эскадренные миноносцы типа «Каунти». Первый эсминец УРО Devonshire вооруженный ЗРК «Си Слаг» вошел в строй в 1962 году.

HMS Devonshire (D02)

Пусковая установка ЗРК «Си Слаг» с двумя направляющими располагалась в кормовой части корабля. Она имела решетчатый каркас и была рассчитана на длительное нахождение ЗУР на ПУ.

Погреб для ЗУР, защищённый взрывостойкими дверями, размещался в центральной части корпуса эсминца. Ракеты подавались на ПУ по специальному тоннелю. Перезарядка была длительным и хлопотным делом.

Зенитная ракета «Си Слаг» имела достаточно необычную компоновку — цилиндрический корпус с прямоугольными крестообразными крыльями и хвостовым прямоугольным крестообразным оперением. Вокруг цилиндрического корпуса ЗУР диаметром 420 мм, в передней её части, были закреплены массивные твердотопливные ускорители, диаметром 281 мм. Сопла ускорителей располагались под углом в 45 градусов от продольной оси зенитной ракеты, чтобы воздействие реактивной струи её не повредило.

Эта схема позволяла отказаться от аэродинамических стабилизаторов на стартовом участке полёта. Ускорители работали фактически в «тянущем режиме», дополнительную устойчивость создавало вращение ракеты вокруг оси.

Зенитная ракета с такой компоновкой была очень неуклюжей и занимала много места. Тем не менее, несмотря на весьма нелепый внешний вид ракеты «Си Слаг», британские моряки оценивали этот комплекс достаточно высоко. Считалось, что, кроме поражения воздушных целей, он мог применяться по вражеским кораблям и целям на берегу.

Первый вариант ЗУР «Си Слаг» Mk.1 имел дальность пуска 27 км, при досягаемости по высоте около 16 км. Масса подготовленной к пуску ЗУР составляла около 2000 кг.

В доработанном варианте Sea Slug Mk.2, который появился в 1965 году, за счет применения более эффективного горючего в твёрдотопливном маршевом двигателе и ускорителях, дальность поражения воздушных целей увеличилась до 32 км, а высота до 19 км. Скорость полёта ЗУР при этом возросла примерно на 30%.

Наведение ЗУР «Си Слаг» на цель осуществлялось по узконаправленному вращающемуся лучу генерируемому РЛС сопровождения и наведения. При этом луч направлялся на цель, а ракета летела по линии, вокруг которой вращался луч. Если ракета сходила с оси вращения луча радиолокатора, то её аппаратура наведения вырабатывала соответствующую команду для рулевых машинок и ракета вновь возвращалась в центр луча РЛС.

Достоинствами такой схемы наведения считаются относительная простота исполнения и хорошая помехозащищенность. В то же время из-за расширения луча по мере удаления от радиолокатора существенно снижалась точность стрельбы. Из-за многочисленных отражений луча от поверхности воды, вероятность поражения маловысотных целей была небольшой.

Первоначально ЗУР «Си Слаг» несла осколочно-фугасную боевую часть весом около 90 кг. Для модели Mk.2 была разработана стержневая БЧ.

Кроме поражения воздушных целей, в конце 60-х для ЗРК «Си Слаг» был отработан режим стрельбы по береговым объектам и надводным целям. Для этого доработанные ЗУР Sea Slug Mk.2 в дополнение к неконтактному радио или оптическому взрывателю оснащались взрывателем ударного действия.

ЗРК «Си Слаг» не получил большого распространения. Носителями комплекса были только восемь эсминцев типа «Каунти». Это объяснялось тем, что этот комплекс мог быть достаточно эффективен только против дозвуковых воздушных целей на больших и средних высотах.

Комплекс «Си Слаг» служил в британских ВМС до середины 80-х . На одном из трёх эсминцев проданных Чили, он дожил до 2001 года. Позже чилийские эсминцы были перевооружены израильским ЗРК «Барак».

Участие в боевых действиях этого ЗРК было ограниченным. Только однажды, во время Фолклендского конфликта, ЗУР Sea Slug Mk.2 запущена по реальной цели — аргентинскому боевому самолету, летящему на бреющем. Вполне предсказуемо ракета прошла мимо, поскольку этот комплекс никогда не предназначался для борьбы с маловысотными целями.

Несколько ЗУР применено по береговым целям в районе аэродрома Порт-Стенли. По заявлению англичан одна ракета прямым попаданием уничтожила аргентинскую РЛС контроля воздушной обстановки.

Практически одновременно с ЗРК средней дальности «Си Слаг» на вооружение британских ВМС поступил комплекс ближней самообороны «Си Кэт» (англ. Sea Cat, морской кот). Он был разработан компанией Shorts Brothers.

Этот комплекс в первую очередь предназначался для замены на палубах британских боевых кораблей малокалиберных зенитных автоматов. Но полностью по ряду причин окончательно вытеснить их не смог.

ЗРК «Си Кэт» получился достаточно простым и недорогим, к тому же по сравнению с «Си Слаг» он занимал на корабле не много места и мог бороться с низколетящими целями.

Корабельный ЗРК GWS-22 «Си Кэт»

В ходе создания этого корабельного зенитного комплекса использовались технические решения, реализованные в австралийском ПТУР «Малкара». ЗРК «Си Кэт» считается первым в мире морским комплексом ближней зоны. Его испытания были завершены на британском эсминце Decoy в 1962 году.

HMS Decoy (D106)

Достаточно компактная ЗУР «Си Кэт» длиной всего 1480 мм и диаметром 190 мм весила 68 кг, что делало возможным ручное заряжание на пусковой установке. Вес осколочно-фугасной БЧ составлял около 15 кг. В качестве исполнительного датчика для неконтактного взрывателя на первых вариантах ЗУР использовался инфракрасный приёмник.

В этой ракете применялись недорогие и недефицитные материалы. Одноступенчатая ракета « Си Кэт» построена по схеме с поворотным крылом. Твердотопливный реактивный двигатель ЗУР имеет стартовый и маршевый режимы работы. На активном участке траектории ракета разгонялась до скорости 0,95-1М. На последних вариантах дальность стрельбы достигала 6,5 км. Время перезарядки комплекса 3 минуты.

ЗРК «Си Кэт» имеет радиокомандную систему наведения. Оператор, обнаружив цель визуально с помощью своего бинокулярного прицела, после пуска наводил ракету на неё вручную джойстиком. По радиоканалу на ракету передавались команды управления. Для визуального сопровождения в хвостовой части ЗУР установлен трассер.

На более поздних модификациях ЗРК «Си Кэт» пост наведения был оборудован телевизионным устройством с переменным фокусным расстоянием обеспечивавшее автоматическое сопровождение трассера зенитной ракеты на всём участке траектории. Это существенно увеличило точность наведение и вероятность поражения цели, но в то же время сделало эту модификацию ЗРК более дорогой и сложной.

Пусковая установка большинства модификаций ЗРК «Си Кэт» имела четыре направляющих для ЗУР. Перезаряжание происходило после приведения ПУ в вертикальное положение, это же положение является походным.

Вес первых вариантов комплекса «Си Кэт» находился в пределах 5000 кг. Для вооружения кораблей небольшого водоизмещения и катеров была разработана зенитная ракетная установка с тремя направляющими весом не более 1500 кг.

Известно несколько вариантов комплекса, которые существенно отличались друг от друга габаритами, электроникой и эксплуатационными характеристиками: GWS-20, GWS-21, GWS-22 и GWS-24.

После перехода с электровакуумных приборов на полупроводниковую элементную базу удалось существенно сократить время перехода комплекса в боевое положение, повысить надежность и ремонтопригодность.

Боевое крещение «Си Кэт» состоялось в том же 1982 году, во время Фолклендской войны. В то время ЗРК «Си Кэт» зачастую был единственным относительно эффективным зенитным оружием на многих британских кораблях постройки конца 50 середины 60-х годов. Невзирая на небольшую дальность стрельбы и невысокие скорость полёта ЗУР и точность, многочисленность комплекса и относительная дешевизна ракет сыграли свою роль в защите британских кораблей от авиаударов. Были случаи, когда аргентинские боевые самолёты прекращали атаку, и отворачивали в сторону, заметив пуск зенитной ракеты, то есть срабатывал «эффект отпугивания». Однако «Си Кэт» оказался абсолютно бессилен перед ПКР «Экзосет».

В общей сложности по аргентинским боевым самолётам было выпущено более 80 ЗУР «Си Кэт». Как считают сами англичане, этими ракетами был сбит только один А-4С «Скайхок». Это случилось 25 мая, ракета была запущена с борта фрегата Yarmouth.

Кроме морского ЗРК Sea Cat существовал его сухопутный вариант Tigercat и комплекс для вооружения вертолётов Hellcat, но эти системы такого широкого распространения не получили.

Морской ЗРК «Си Кэт», помимо Великобритании, состоял на вооружение ВМС 15 стран: Аргентины, Австралии, Бразилии, Венесуэлы, Индии, Ирана, Ливии, Малайзии, Нигерии, Нидерландов, Новой Зеландии, Таиланда, ФРГ, Чили и Швеции. В настоящее время «Си Кэт» почти повсеместно снят с вооружения.

Продолжение следует…

По материалам:http://zonwar.ru/index.htmlhttp://ship.bsu.byhttp://www.armedforces.co.uk

topwar.ru

Корабельный зенитный ракетный комплекс «Кинжал»

ЗРК «Кинжал» - это многоканальный, всегоподный, автономный зенитный ракетный комплекс ближней обороны, способный отражать массированный налет низколетящих противокорабельных, противорадиолокационных ракет, управляемых и неуправляемых бомб, самолетов, вертолетов и т.п.

Головной разработчик комплекса – НПО «Альтаир» (главный конструктор – С.А. Фадеев), зенитной ракеты – МКБ «Факел».

Корабельные испытания комплекса были начаты в 1982 году на Черном море на малом противолодочном корабле пр. 1124. В ходе показательных стрельб весной 1986 года на МПК было запущено с береговых установок 4 крылатые ракеты П-35. Все П-35 были сбиты 4 ракетами ЗРК «Кинжал». Испытания шли тяжело и со срывом всех сроков. Так, например, «Кинжалом» предполагалось вооружить ТАКР «Новороссийск», но он был принят на вооружение с «дырками» для «Кинжала». На первые корабли проекта 1155 комплекс устанавливался один вместо положенных двух.

Только в 1989 году ЗРК «Кинжал» был официально принят на вооружение больших противолодочных кораблей пр. 1155, на которых было установлено 8 модулей по 8 ракет.

В настоящее время ЗРК «Кинжал» находится на вооружении тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», атомного ракетного крейсера «Петр Великий» (пр. 1144.4), больших противолодочных кораблей пр.1155, 11551 и новейших сторожевых кораблей типа «Неустрашимый».

Комплекс ПВО «Кинжал» предлагается иностранным покупателям под наименованием «Клинок».

На западе комплекс получил обозначение SA-N-9 GAUNTLET.

Состав ЗРК «Кинжал»

В комплексе используется телеуправляемая зенитная ракета 9М330-2, унифицированная с ракетой сухопутного комплекса «Тор», или ЗУР 9М331 комплекса «Тор-М». Старт ЗУР – вертикальный под действием катапульты с дальнейшим склонением ракеты газодинамической системой на цель. Двигатель запускается на безопасной для корабля высоте после склонения ракеты.

Подрыв боевой части осколочно-фугасного типа производится по команде импульсного радиовзрывателя в непосредственной близости от цели. Радиовзрыватель помехозащищен и адаптируется при подходе к водной поверхности. Ракеты размещаются в транспортно-пусковых контейнерах и не нуждаются в проверке в течение 10 лет.

ЗРК «Кинжал» оснащен собственными радиолокационными средствами обнаружения (модуль К-12-1), обеспечивающими комплексу полную независимость и оперативные действия в самой сложной обстановке. Основой многоканальности комплекса являются фазированные антенные решетки с электронным управлением луча и бустродействующий вычислительный комплекс. Основной режим работы комплекса – автоматический (без участия личного состава), основанный на принципах «искусственного интеллекта».

Встроенные в антенный пост телевизионно-оптические средства обнаружения целей не только повышают его помехозащищенность в условиях интенсивного радиопротиводействия, но и позволяют личному составу визуально оценивать характер сопровождения и поражения целей. Радиолокационные средства комплекса разработы в НИИ «Квант» под руководством В.И. Гузя и обеспечивают дальность обнаружения воздушных целей 45 км на высоте 3.5 км.

«Кинжал» может одновременно обстреливать до четырех целей в пространственном секторе 60° на 60°, при этом параллельно наводится до 8 ракет. Время реакции комплекса составляет от 8 до 24 секунд в зависимости от режима РЛС. Кроме ЗУР система управления огнем комплекса «Кинжал» может управлять огнем 30-мм автоматов АК-360М, производя дострел уцелевших целей на расстоянии до 200 метров.

Пусковая установка 4С95 комплекса «Кинжал» разработана КБ «Старт» под руководством главного конструктора А.И. Яскина. ПУ подпалубная, состоит из 3-4 пусковых модулей барабанного типа, в каждом – 8 ТПК с ракетами. Вес модуля без ракет 41,5 тонны, занимаемая площадь 113 кв.м.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

Кинжал

Дальность действия, км1,5 – 12
Высота поражения целей, м10-6000
Скорость поражаемых целей, м/сдо 700
Число одновременно обстреливаемых целейдо 4
Число одновременно наводимых ЗУРдо 8
Время реакции по низколетящей цели, с8
Скорострельность, с3
Время приведения комплекса в боевую готовность:
- из холодного состояния, минне более 3
- из дежурного режима, с15
Боезапас ЗУР24-64
Масса ЗУР, кг165
Масса БЧ, кг15
Масса комплекса, т41
Личный состав, чел.8
 

ФОТОГРАФИИ

ЗРК «Кинжал»

 
 

Читайте также:

Авиационный противотанковый ракетный комплекс "Вихрь" редназначен для поражения бронированной техники, в том числе оснащенной реактивной броней, и малоскоростных воздушных целей, летящие со скоростью до 800 км/ч. Разработка комплекса начата в 1980 ...

ДАЛЕЕ

Комплекс Штурм-В предназначен для поражения современных танков, боевых машин пехоты, пусковых установок ПТУР и ЗУР, долговременных огневых точек типа ДОТ и ДЗОТ, низколетящих малоскоростных воздушных целей, а также ...

ДАЛЕЕ

Комплекс "Атака-В" предназначен для поражения современных танков, боевых машин пехоты, пусковых установок ПТУР и ЗУР, долговременных огневых точек типа ДОТ и ДЗОТ, низколетящих малоскоростных воздушных целей, а также ...

ДАЛЕЕ

Противотанковый ракетный комплекс (ПТРК) AGM-114L "Hellfire-Longbow" с активной радиолокационной головкой самонаведения предназначен для уничтожения танковых формирований противника и других малоразмерных целей в любое время суток, в условиях плохой ...

ДАЛЕЕ

Противотанковый ракетный комплекс (ПТРК) «Малютка-2» представляет собой модернизированный вариант комплекса 9К14 "Малютка" и отличается от последнего применением усовершенствованной ракеты с различными типами боевых частей. Разработан в Коломенском КБ Машиностроения. Комплекс ...

ДАЛЕЕ

Противотанковый ракетный комплекс 9К121

Ракетный комплекс «Штурм-В»

Авиационный ракетный комплекс Атака-В

Противотанковый ракетный комплекс AGM-114L

Противотанковый ракетный комплекс

worldweapon.ru

Английские корабельные ЗРК малой дальности действия (1976) - Артиллерия - Вооружение - Каталог статей

Подполковник-инженер И. Греков,кандидат технических наук

Командования ВМС стран, входящих в агрессивный блок НАТО, непрерывно наращивают и совершенствуют вооружение кораблей.

В последние годы, как утверждает зарубежная печать, достигнуты большие успехи в области создания противокорабельных ракет. Увеличились их скорость и дальность поражения целей, уменьшилась высота боевого применения. В это же время возросли возможности корабельных средств обнаружения и управления, а также активных средств ПВО. Поэтому зарубежные специалисты считают, что вероятность нанесения бомбового удара с самолета по маневрирующему кораблю уменьшилась. Они признали также, что наибольшую угрозу для кораблей представляют противокорабельные ракеты, запускаемые с самолетов, надводных кораблей и подводных лодок.

В связи с этим военно-морские специалисты НАТО выдвинули концепцию самообороны кораблей, предусматривающую поражение воздушных целей, прорвавшихся через зоны авиационного и зенитного ракетного прикрытия большой и средней дальности. Вот почему созданию нового и совершенствованию существующего зенитного ракетного оружия малой дальности, способного вести эффективную борьбу с малоразмерными и высокоскоростными целями, придается большое значение. ЗРК малой дальности долгое время имелись в основном на кораблях ВМС Великобритании. В 1970 - 1971 годах они были размещены на 52 английских и шести американских кораблях. В настоящее время командования ВМС почти всех стран НАТО признали всевозрастающую роль этих средств при создании противовоздушной обороны кораблей. В результате растет количество кораблей различных классов и типов, вооруженных ЗРК малой дальности. Так. только командование ВМС США планирует до конца 70-х годов закупить и установить на кораблях около 100 комплектов ЗРК малой дальности действия.

В настоящее время находится на вооружении кораблей многих капиталистических стран английский ЗРК "Си Кэт", проходит испытания "Сивулф", исследуется возможность создания ЗРК "Шинлд".

Зенитный ракетный комплекс "Си Кэт" нашел широкое распространение в ВМС различных капиталистических стран. Им вооружены примерно 110 кораблей 14 стран. Только в английских ВМС около 100 комплектов установлено на 66 кораблях. По данным зарубежной печати, к концу 70-х годов на кораблях ВМС капиталистических стран должно насчитываться около 180 комплектов ЗРК "Си Кэт". Комплекс устанавливается на кораблях водоизмещением 1,3-50 тыс. т. Однако в 65-75% случаев размещен на кораблях водоизмещением 2,2- 3,7 тыс. т.

Существуют три варианта основного ЗРК: усовершенствованный (использующий телевизионную систему управления), облегченный и комбинированный.

Усовершенствованный вариант основного комплекса. Его основу составляет "система управляемого оружия Mк20" GWS20 (Guided Weapon System Мк20). В зависимости от объема вводимых усовершенствований система оружия получала каждый раз новое обозначение. В настоящее время на фрегатах типа "Амазон" устанавливается система GWS24.

Следить за целью можно с помощью оптической и телевизионной (ТВ) систем визуально, а также "вслепую" посредством РЛС. Управление оптической системой осуществляется непосредственно вручную; ТВ системой - вручную (автоматически) дистанционно, но при контроле РЛС; управление РЛС - только автоматически дистанционно.

В ЗРК "Си Кэт" применена радиокомандная система наведения ракеты на цель.

При выработке команд наведения учитываются поправки на ветер, баллистические характеристики ракеты и размещение оборудования комплекса.

ЗРК "Си Кэт" объединяется со 114-мм артиллерийской установкой Мк8 в единый комплекс с помощью двухканальной автоматизированной системы управления огнем WSA4 (Weapon System Automation Мк4). Для слежения за целью в этой АСУ используются две РЛС фирмы "Селения" (Италия) RTN-I0X "Орион" (другое обозначение - тип 912) с коническим сканированием луча (диапазон частот X), на антенных колонках которых размещены телевизионные камеры ТВ системы слежения с элементами управления. В РЛС предусматривается возможность быстрой перестройки частоты. Антенна станции разворачивается по азимуту на 360°, а по углу места от -30 до +90°.

РЛС типа 912 может дополнять основные РЛС обнаружения. При работе станции в режиме поиска дальность обнаружения воздушной цели составляет более 37 км. Управляют станцией и контролируют ее работу вручную с пульта оператора управления ЗУР.

Угол зрения телевизионной камеры изменяется. В процессе вывода ракеты на линию визирования цели телекамера имеет широкий угол обзора, а затем он уменьшается, что повышает чувствительность ТВ системы. Чтобы избежать сопровождения ложной цели, предусматривается стробирующая система, которая заранее задает малый угол обзора того сектора, где по расчетам должна появиться ракета.

Рис. 1. Блок-схема облегченного варианта ЗРК "Си Кат": 1 - панель управления комплексом; 2 - оптический прибор сопровождения и наведения; 3 - пусковая установка; 4 - блок управления пусковой установкой; 5 - радиопередатчик команд наведения; 6 - переводная коробка; 7 - распределительная коробка; 8 - источник питания; 9 - ввод данных о направлении и скорости ветра: 10 - сеть питанияПосле того как ракета автоматически выведена на линию визирования цели, операгор управляет полетом ракеты с помощью рукоятки на пульте управления.

Облегченный вариант устанавливается на малых кораблях (быстроходных патрульных катерах, тральщиках). Блок-схема этого ЗРК представлена на рис. 1. Полный вес всего оборудования ЗРК составляет около 1600 кг. В качестве РЛС обнаружения и слежения за целью может использоваться новый английский радиолокатор ST-801 (общий вес около 1 т, 3-см диапазон, дальность обнаружения воздушной цели с эффективной площадью рассеивания 4 м2 25 км) с современными схемами защиты от помех. Использование ТВ системы управления позволит приблизить характеристики этого ЗРК к усовершенствованному варианту базового комплекса.

Комбинированный вариант устанавливается на малых кораблях (торпедных катерах). Пусковая установка ЗРК совмещена с 40-мм одноствольным зенитным автоматом. В этом случае погреб для хранения боекомплекта не предусматривается.

ЗУР защищена двумя специальными оболочками: одной при транспортировке и длительном хранении, а другой - при нахождении на ПУ в режиме боевой готовности.

Первая оболочка состоит из металлического основания и просмоленной стекловолокнистой крышки. Ее вес около 30 кг, длина 1,55 м, диаметр 0,71 м (длина ЗУР 1,47 м, максимальный размах крыла 0,66 м). ЗУР хранится в артиллерийских погребах или на палубе в этой оболочке. После заряжания оболочка удаляется. В целом вся конструкция позволяет заряжать ПУ вручную расчетом из двух человек. На установку и подготовку ракеты к запуску уходит около минуты.

Вторая защитная оболочка представляет собой пластмассовую пленку, которая плотно облегает ракету и крепится к основанию, тем самым герметически закрывая ее от окружающей среды. При запуске ракеты оболочка разрывается по специально подготовленным швам.

Зенитный ракетный комплекс "Сивулф" малой дальности предназначен для борьбы с низколетящими противокорабельными ракетами и самолетами в любых метеорологических условиях. Считается, что он будет поражать воздушные цели, наносящие удары при больших углах пикирования, и отдельные небольшие надводные цели.

Первоначально планировалось комплекс устанавливать на кораблях водоизмещением более 2000) т. Основной (базовый) вариант ЗРК (условное наименование GWS25) разрабатывался для фрегатов типа "Линдер" (водоизмещение 3000 т). Расширить возможности использования этого комплекса на кораблях других типов ч классов, как считают зарубежные военные специалисты, можно за счет снижения его веса и объема, а также сокращения состава оборудования.

Идея создания этой системы оружия в самом общем виде появилась в 1963 году. Спустя девять лет состоялся первый управляемый пуск ЗУР без боевой части. Испытание комплекса на фрегате "Пенелопа" началось в 1975 году, а принятие его на вооружение планируется на 1977 год.В базовый вариант ЗРК входят: две шестизарядные ПУ; две РЛС слежения типа 910, объединенные с телевизионными камерами и антеннами радиопередатчиков команд; комбинированная РЛС обнаружения воздушных и надводных целей типа 967/968, работающая в S и L диапазонах.ЗУР (вес 85 кг, длина 2,03 м, максимальный диаметр корпуса 19,1 см, размах крыла 0,6 м, стреловидность крыла по передней кромке около 70°, вес боевой части около 14 кг) может поражать воздушные цели на дальностях от нескольких сотен метров до 6 км, летящие с максимальной скоростью 600 м/с. РЛС слежения рассчитана на захват целей с эффективной площадью рассеивания 20 см2 на дальности около 10 км.

По оценкам иностранных военных специалистов, общий вес ПУ с приводом и различной вспомогательной аппаратурой не должен превышать 4 т. вес РЛС слежения, ТВ блока, радиопередатчиков команд и магазина с 24 ЗУР - около 25 т, площадь, занимаемая всем комплексом на корабле, может составить 100 м2.

Наведение ЗУР на цель осуществляется по радиокомандам корабля, при радиолокационном слежении за целью и телевизионном слежении за ракетой. Для повышения контрастности на фоне неба точности слежения на ней установлены специальные трассеры.

Время боеготовности комплекса, по мнению иностранных специалистов, составит 21 сут (средний срок пребывания корабля в море).

С целью широкого применения ЗРК "Сивулф" на кораблях малого водоизмещения создается ряд его модификаций, в которых используются облегченные пусковые установки, другие типы РЛС, а также самые различные оптические средства обнаружения и слежения за воздушными целями. Ведутся работы по применению наряду с РЛС ТВ устройств слежения за воздушными целями, чтобы повысить помехозащищенность комплекса. Стремятся увеличить чувствительность ТВ устройств в ночное время и при неблагоприятных погодных условиях, а также создать на их базе полностью автоматические надежные устройства для слежения за малоразмерными высокоскоростными целями. По данным зарубежной печати, созданная в последние годы ТВ система может обнаруживать ночью на дальности до 10 км воз душную цель длиной 17,7 см, летящую со скоростью 700 м/с, и обеспечивать слежение за ней.

Всепогодный ЗРК "Сивулф/Пси" устанавливается на фрегатах типа "Амазон" (водоизмещение 2500 т), где ранее планировалось размещать только ЗРК "Си Кэт". По мнению зарубежных военно-морских специалистов, замена комплексов потребует небольших изменений в конструкции корабля.

В данном комплексе используются четыре облегченные двухзарядные ПУ (вес ПУ 1520 кг), РЛС обнаружения воздушных целей на больших высотах и дальностях S.685 N (диапазон S) и РЛС обнаружения низколетящих высокоскоростных целей S.810P (диапазон X). На каждые две ПУ предусмотрена РЛС слежения. Все остальные элементы комплекса (РЛС и ТВ системы слежения, система обработки данных и передачи радиокоманд) такие же, как и в базовом варианте. Под каждой ПУ находится погреб с боекомплектом ЗУР.

Судя по сообщениям иностранной печати, наличие мертвой зоны за счет начального неуправляемого участка полета ЗУР потребовало вооружить корабли спаренной 30- или 40-мм артустановкой.

Всепогодный ЗРК "Сивулф/Дельта" планируется устанавливать на кораблях водоизмещением от 1000 т и больше как дополнительный к уже имеющейся системе ЗУРО либо к базовому варианту ЗРК "Сивулф". В него входят радиолокатор слежения, ТВ система и две облегченные ПУ.Невсепогодный ЗРК "Сивулф/Омera" планируют устанавливать на кораблях водоизмещением около 400 т. В его состав вместо РЛС слежения и ТВ устройства включены обычные оптические приборы.

ЗРК "Сивулф/Гамма" (всепогодный вариант) предполагается устанавливать на кораблях, которые оснащены или будут оснащаться голландской системой управления огнем М29.

Зенитный ракетный комплекс "Шинлд". Английские специалисты рассматривают возможность создания нового ЗРК малой дальности на базе ракеты класса "воздух-воздух" SRAAM (длина 2,73 м, диаметр корпуса 16,8 см, стартовый вес 75 кг, вес боевой части 10 кг).

Считается, что существующий двигатель не потребует значительных переделок и сможет обеспечить требуемые высоты и дальности полета ракеты.

Зарубежное военное обозрение, 1976, №9, с. 80-84

british.ucoz.ru