Чему нас учили на Аташке или заметки о ЗРК С-75. (2 часть). Зрдн с 75


Позиция зенитно-ракетного дивизиона С-75. Жмеринский район.

Изучение позиций Жмеринского зенитно-ракетного полка началось с позиции у села Каменногорка. Вернее, с изучения спутникового снимка позиции. Товарищ прислал его в Контакте с вопросом: "Что это может быть?". Ответ был однозначен. На снимке позиция огневого дивизиона, оснащенного зенитно-ракетным комплексом С-75.

1.

Впоследствии удалось выявить принадлежность данного дивизиона к 454-му зенитно-ракетному полку (в/ч 11076) и посетить его.454-й зенитно-ракетный полк имел в своем составе два огневых и один технический дивизион. Как устроен зенитно-ракетный комплекс (ЗРК) С-75, каковы его характеристики, и из чего состоит боевая позиция мы уже рассказывали в статье о другом дивизионе этого же полка. Вот ссылка на нее. Возьмем оттуда только одно изображение.

2.Схема позиции ЗРК С-75 по мнению Стивена Залоги. (Источник фото)

3.Дорога на позицию. Полк был расформирован в 1970 году. Поэтому состояние подъездных путей оставляет желать лучшего.

4.КПП дивизиона.

5.Еще одно сооружение рядом.

6.Остатки эстакады для осмотра машин. Тут же находилась паркогаражная группа дивизиона. От построек сохранились только небольшие обломки.

7.Насыпь при въезде на огневую позицию. Такие характерны для размещения радиолокационной станции либо высотомера. Мы попросили нашего коллегу позировать на фотографируемых объектах для того, чтобы можно было оценить их размеры.

8.Рядом расположено одно из трех укрытий транспортно-заряжающих машин.

9.Левая часть укрытия. Представляет собой прямоугольную площадку с редкими остатками построек.

10.В правой части оборудовано убежище для личного состава.

11.Внутри убежища. Остальные два укрытия транспортно-заряжающих машин аналогичны данному.

12.Отсюда к пусковым установкам ведут траншеи. От одного из трех укрытий к одной из шести пусковых установок. От оставшихся трех пусковых установок траншеи ведут к кольцевой дороге, опоясывающей огневую позицию.Таким образом снижается время нахождения личного состава на открытой местности, а значит и уязвимость от воздействия противника.

13.Окоп для техники.

14.Рядом с ним неширокая насыпь, в которой присутствуют камень и кирпич. Конфигурация и размещение указывает на нахождение тут станции радиорелейной связи.

15.Центр позиции - место расположения антенного устройства станции наведения ракет. Интересный момент: оно частично укрыто от воздействия противника кирпичной стенкой.

16.Еще одна часть стенки. Хорошо видно устройство позиции. Расположена она на насыпи, выше остальных агрегатов комплекса.

17.Антенное устройство станции наведения ракет (СНР). В нашем случае все, что ниже антенн, было укрыто от осколков .

18.Тут же расположено убежище отдыхающей смены. Кабины СНР находились в непосредственной близости к нему и к антенному устройству.

19.Из убежища предусмотрен запасной выход.

20.Обваловка одной из шести пусковых установок. Более сорока лет назад тут на боевом дежурстве стояла зенитная ракета комплекса С-75.

_

komariv.livejournal.com

Технический дивизион зенитно-ракетного полка С-75. Браилов.

Полк, оснащенный зенитно-ракетным комплексом С-75, имеет в своем составе не только огневые дивизионы, непосредственно ведущие ракетную стрельбу. Сюда входит еще и технический дивизион, где происходит хранение боекомплекта и его подготовка к выдаче.

Рассмотрим позицию такого дивизиона на примере 454 зенитно-ракетного полка (в/ч 11076). Последовательно пройдем вместе с ракетой путь от ее поступления до выдачи для заряжания на пусковую установку. Мы посещали расположение части дважды: зимой и весной. Этим объясняются некоторые различия в фото.

1.Ракеты поступают в герметичной таре незаправленными, с отстыкованными крыльями, стабилизаторами, и без ряда других элементов, которые устанавливают позже. (Источник фото)

2. Дорога к техническому дивизиону. В старые добрые времена после фотографирования здесь можно было познакомиться с сотрудниками крайне компетентных органов.

3.Трансформаторная подстанция на въезде в дивизион.

4.Тут же рядом сооружение неопределенного предназначения. Энергоблок?

5.Штаб дивизиона.

6.После зенитчиков здесь были другие военные, но впоследствии территорию просто бросили.

7.Боксы для автомобильной техники.

8.Внтутри.

9.Напротив - площадка для обслуживания.

10.Привезенные ракеты складируют в "сооружении №1". На фото виден въезд со стороны КПП.

11.Принципиальная схема построения позиции технического дивизиона С-75. Номера на схеме соответствуют номерам объектов. "Сооружение №1" в центре.

12.Здесь хранились ракеты и комплектующие к ним.

13.Над въездом памятка о технике безопасности при использовании кран-балки.

14.От времени часть сооружения обрушилась.

15.А здесь был выезд.При необходимости подготовить и выдать боекомплект запускался технологический поток. Ракета извлекалась из тары, устанавливалась на технологическую стыковочную тележку. На ракету устанавливались крылья, стабилизаторы грузились на тележку отдельно.

16.Погрузка ракеты на технологическую стыковочную тележку. (Источник фото)

17.Выезд из "сооружения №1". Вид с места, где располагалась "площадка №2", на которой производилась проверка бортовой аппаратуры ракет.

18. Тут же находится небольшое убежище для личного состава.

19.Вид на "сооружение №4" с "площадки №3", где ракета заправлялась сжатым воздухом. Перед сооружением была расположена "площадка №4а". Там производилась стыковка ракеты со стартовым ускорителем.

20.Ускорители хранились вне технологического потока в "сооружении №8". Для облегчения погрузки оно оборудовалось талями.

21.В "сооружении №8".

22.Вернямся к технологическому потоку. Вид в "сооружение №4". Основное его предназначение - установка на ракету стабилизаторов и боевой части. Последние складировались отдельно. Хранилище боевых частей на позиции не сохранилось.

23.Вид из "сооружения №4" на "сооружение №1".

24.Далее собранные ракеты перегружались на транспортно-заряжающие машины. Происходило это за "сооружением №4" на "площадке №4б". (Источник фото)

25.Рядом находится убежище с аварийным выходом.

26.Внутри оно разделено на несколько помещений.

27.Несмотря на сложную планировку, следы установки специальной аппаратуры не просматриваются.

28.На территории дивизиона есть постройки, не связанные непосредственно сподготовкой ракет. После ухода отсюда зенитчиков, по словам местных жителей, они использовались в качестве военных медицинских складов.

29.После сборки ракеты необходимо заправить горючим и окислителем. Соответствующие сооружения не сохранились. На их месте теперь только фундаменты...

30.... или стены подобного рода.

31.Перед выездом транспортно-заряжающие машины зачехлялись. На фотографии видны дуги для тента, который укрывал ракету от атмосферного воздействия, пыли, и нежелательных взглядов. (Источник фото)

Более полно устройство технического дивизиона отображено в руководстве по боевой работе (скачивать тут). В книге по ссылке имеется и полное описание приведенной схемы.

Также советую посмотреть видео.

_

komariv.livejournal.com

Позиция зенитно-ракетного дивизиона С-75. Жмеринский район.: mil_history

1.

Впоследствии удалось выявить принадлежность данного дивизиона к 454-му зенитно-ракетному полку (в/ч 11076) и посетить его.454-й зенитно-ракетный полк имел в своем составе два огневых и один технический дивизион. Как устроен зенитно-ракетный комплекс (ЗРК) С-75, каковы его характеристики, и из чего состоит боевая позиция мы уже рассказывали в статье о другом дивизионе этого же полка. Вот ссылка на нее. Возьмем оттуда только одно изображение.

2.Схема позиции ЗРК С-75 по мнению Стивена Залоги. (Источник фото)

3.Дорога на позицию. Полк был расформирован в 1970 году. Поэтому состояние подъездных путей оставляет желать лучшего.

4.КПП дивизиона.

5.Еще одно сооружение рядом.

6.Остатки эстакады для осмотра машин. Тут же находилась паркогаражная группа дивизиона. От построек сохранились только небольшие обломки.

7.Насыпь при въезде на огневую позицию. Такие характерны для размещения радиолокационной станции либо высотомера. Мы попросили нашего коллегу позировать на фотографируемых объектах для того, чтобы можно было оценить их размеры.

8.Рядом расположено одно из трех укрытий транспортно-заряжающих машин.

9.Левая часть укрытия. Представляет собой прямоугольную площадку с редкими остатками построек.

10.В правой части оборудовано убежище для личного состава.

11.Внутри убежища. Остальные два укрытия транспортно-заряжающих машин аналогичны данному.

12.Отсюда к пусковым установкам ведут траншеи. От одного из трех укрытий к одной из шести пусковых установок. От оставшихся трех пусковых установок траншеи ведут к кольцевой дороге, опоясывающей огневую позицию.Таким образом снижается время нахождения личного состава на открытой местности, а значит и уязвимость от воздействия противника.

13.Окоп для техники.

14.Рядом с ним неширокая насыпь, в которой присутствуют камень и кирпич. Конфигурация и размещение указывает на нахождение тут станции радиорелейной связи.

15.Центр позиции - место расположения антенного устройства станции наведения ракет. Интересный момент: оно частично укрыто от воздействия противника кирпичной стенкой.

16.Еще одна часть стенки. Хорошо видно устройство позиции. Расположена она на насыпи, выше остальных агрегатов комплекса.

17.Антенное устройство станции наведения ракет (СНР). В нашем случае все, что ниже антенн, было укрыто от осколков .

18.Тут же расположено убежище отдыхающей смены. Кабины СНР находились в непосредственной близости к нему и к антенному устройству.

19.Из убежища предусмотрен запасной выход.

20.Обваловка одной из шести пусковых установок. Более сорока лет назад тут на боевом дежурстве стояла зенитная ракета комплекса С-75.

_

mil-history.livejournal.com

Заброшенный 8 зенитно-ракетный дивизион С-75 у п. Усть-Кинельский (СХИ) - Чукча не читатель, чукча

Сегодня поделюсь очередными данными по истории заброшенных исторических объектов, которые прислал мне френд sergeys7.Речь пойдет о заброшенных воинской части ПВО и позициях зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) С-75 в окрестностях Кинеля, о котором я уже писал в постах Эхо "холодной войны" и Прогулка к "холодной войне" холодной зимой.

Напомню вкратце, как выглядят сейчас остатки этой воинской части, охранявшей небо над узловой станцией Кинель в эпоху "холодной войны" и до замены комплексов С-75 на более современные и с большим радиусом действия.

Знаменитое заглубленное сооружение:

Остатки асфальта на плацу:

Благодаря  френду sergeys7, приславшему ссылку на сайт Клуба Энгельсского военного училища ПВО , стало известно как название подразделения, располагавшегося в этой заброшенной воинской части - 8 зенитно-ракетный дивизион ПВО, оснащенный комплексом С-75, так и фамилия и послужной список одного из его командиров - подполковника Анатолия Александровича Сорокина:

Подполковник СОРОКИН Анатолий Александрович

23.12.1951 г. – 2.02.2014 г.

С 1972 года – 4 ОА ПВО (в/ч 10866 г. Свердловск) 28 дПВО (в/ч 11325 г. Куйбышев) 134 зрбр (в/ч 28042 п. Новый Буян) в 3 зрдн С-75 (п. Журавли; в 1973 году расформирован) командир СВ и 8 зрдн С-75 (п. Усть-Кинельский, СХИ) – командир СБ.

Теперь же от казарм и бытовых помещений 8-го зенитно-ракетного дивизиона остались лишь развалины стен:

... да заглубленные цистерны:

sergeys7 обнаружил и причину, по которой позиции были рекультивированы, и вместо 6 колец обваловки пусковых установок мы теперь видим только ровное поле:

Как пишет сайт Проблемы окружающей среды в районах и городах Самарской области, причиной рекльтивации позиций стало обнаруженное там нелегальное захоронение ядохимикатов::

4. ЗАХОРОНЕНИЕ ЯДОХИМИКАТОВ. По сообщению начальника Кинельской инспекции по охране природы Александра Кузнецова, на территории бывшей военной ракетной части недалеко от поселка Усть-Кинельский в котлованах 3 метра глубиной и 50 длиной обнаружено захоронение ядохимикатов, бочки и мешки с различными соединениями. Последние засыпаны землей с помощью бульдозера. Взору местных жителей захоронение открыли весенние талые воды.

honzales.livejournal.com

Чему нас учили на Аташке или заметки о ЗРК С-75. (2 часть) :: NoNaMe

До чего дошёл прогресс — Перед нами СКС! Ствол, коробка, три пружины, Штык — чтоб ворог не пролез! (из баллады о СКС-е)

----------------------<cut>----------------------

Как вспоминал Кисунько, черту под разгулявшейся вакханалией подвел Жуков:

"Эта система нам нужна. — При этом он указал рукой на ковер, где были расставлены заготовленные Грушиным игрушечного вида макеты. — Конечно, хорошо бы иметь в ней и головку самонаведения, но мы должны считаться с тем, что у наших конструкторов эта проблема не решена. Кстати, должен разочаровать товарищей, что, даже когда такие головки появятся, их не удастся навинчивать на артиллерийские снаряды."

Однако не прошло и полугода со времени выпуска технического проекта, как возникли сомнения в возможности своевременной реализации даже ряда уже заявленных технических решений. Это было связано с тем, что электровакуумные приборы для 6-см диапазона, в том числе новый магнетрон, еще только разрабатывались и осваивались промышленностью. Задерживалось также и создание аппаратуры селекции движущихся целей. Поэтому для своевременного создания и наладки станции наведения ракет Постановлением от 1 октября 1954г. №2070-964 было принято решение о создании ее опытного образца с использованием магнетрона 10-сантиметрового диапазона (т.н. диапазона "В"). Правительственным документом были также уточнены требования к зоне поражения по дальности — до 29 км и по высоте — от 3 до 22 км.

Опытный вариант подвижной станции наведения ракет 10-см диапазона, изготовленный в КБ-1 в упрощенном составе без средств селекции движущихся целей и аппаратуры "электронного выстрела", в конце 1955 г. был смонтирован на радиотехническом полигоне у подмосковного дачного поселка Кратово, где отладочные и экспериментальные работы проводились с января по апрель 1956 г. Для отработки радиоэлектронной части системы использовались самолеты Ил-28 и МиГ-17 специального авиаотряда. В мае 1956 г. было принято решение об отправке СНР для продолжения испытаний на площадку № 32 полигона Капустин Яр, где она использовалась для проведения автономных испытаний ракеты, отработки замкнутого контура наведения на цель и предварительной оценки эффективности поражения цели. Постановлением СМ от 19 марта 1956 г. N336-255 устанавливался срок представления батареи (зенитного ракетного дивизиона) С-75 на Государственные испытания — 1 июля1957 г. Сверх плана пятилетки 1956-1960 гг. предусматривался выпуск 265 батарей С-75 и 7220 ракет В-750.

Старт ракеты 1Д © МКБ "Факел"

Первый бросковый пуск ракеты В-750 (1Д) с застопоренными рулями был осуществлен 26 апреля 1955 г. с неподвижной пусковой установки, стрела которой была поднята на 45°. Топливом был снаряжен только ускоритель, в баки для сохранения центровки были залиты модельные жидкости. Пуск прошел удачно — через 46 секунд полета ракета упала в 12 км от места старта. В четвертом пуске, проведенном 4 мая, ракета выполнила первые маневры, заданные установленным на борту программным механизмом.К концу 1956 г. пусками телеметрических образцов ракеты 1Д во все характерные точки зоны поражения были завершены комплексные заводские испытания. При этом в качестве цели использовались парашютные мишени с уголковыми отражателями.Далеко не всегда испытания ракеты проходили гладко. Из числа наиболее запомнившихся разработчикам и испытателям эпизодов стала серия аварий, произошедших с ракетой на завершающем этапе испытаний. Одним из свидетелей тех событий стал инженер-двигателист ОКБ-2 В.П. Исаев:"В те дни при схожих обстоятельствах было потеряно около десяти ракет. Самым странным было то, что телеметрия выдавала отказ различных элементов ракеты в один и тот же момент времени. Причем в каждом пуске отказывали различные системы. Разобраться с аппаратурой было крайне трудно — при падении ракеты разрушались практически "до атомов". Пуски были остановлены. На полигон из Москвы с самыми серьезными намерениями прилетело начальство. Обосновался на полигоне и Грушин. Как нам мгновенно стало ясно, цена последних неудач с ракетой могла оказаться для него неимоверно высокой. В результате, наше усердие в поисках причины аварий многократно возросло. С раннего утра и до позднего вечера мы ездили по степи, копаясь в обгоревших обломках ракет. Классическая формула "что изменили?" тоже ничего не могла объяснить сколько ни пытались мы "пройтись по чертежам". Те же провода, элементы аппаратуры, приводы... И однажды, скорее случайно, чем осознанно, спасительная мысль пришла в голову двадцатипятилетнему инженеру-испытателю Владимиру Коляскину — перед этой серией испытаний в маршевом двигателе был заменен датчик, измерявший давление в камере сгорания! В надежности этого, никогда ранее не подводившего, прибора никто не сомневался. А его показания во всех аварийных полетах были в пределах допуска. Но, загоревшись этой идеей, Коляскин немедленно поехал в степь, к ближайшей из упавших ракет. Цель была проста — найти датчик и убедиться, что он работал штатно. И у первого же найденного датчика он обнаружил отверстие, прожженное горячими газами двигателя! Картина отказов прояснилась моментально — газы, прорвавшиеся через датчик, прожигали находившийся рядом жгут проводов, выводя аппаратуру ракеты из строя. Уже через час все, кто был причастен к испытаниям, осматривали виновника аварий и поздравляли Коляскина с его драгоценной находкой."После нескольких полетов высотных самолетов-разведчиков U-2 над территорией СССР на совещании в августе 1956 г. под руководством министра оборонной промышленности Д.Ф. Устинова были обсуждены возможные экстренные меры по усилению обороны важнейших объектов страны и созданию мобильных средств ПВО. Предлагалось форсировать работы КБ-1 по созданию С-75 с радиолокатором наведения 6-сантиметрового диапазона, но это представлялось уже явно сомнительным с учетом наметившихся задержек с разработкой и освоением производства соответствующих электровакуумных приборов. Работавший в то время в ракетостроении известный авиаконструктор П.В. Цыбин предложил разместить средства системы С-25 на железнодорожных платформах, что позволяло создать ракетный заслон на любом направлении, но фактически означало создание практически с нуля уже третьего комплекса, отличного как от С-25, так и от С-75.В итоге было принято предложение А.А. Расплетина о внедрении в производство упрощенного варианта системы С-75 с использованием освоенных промышленностью электровакуумных приборов 10-сантиметрового диапазона, без аппаратуры селекции движущихся целей и электронного выстрела. Развитием опытного варианта упрощенного зенитного ракетного комплекса с аппаратурой 10-сантиметрового диапазона (диапазона В) стал серийный зенитный ракетный комплекс СА-75 "Двина".При этом КБ-1 продолжало работу и по варианту комплекса с аппаратурой 6-сантиметрового диапазона (диапазона Н), который был принят на вооружение как зенитный ракетный комплекс С-75 "Десна" в более поздние сроки.Забегая вперед отметим, что обозначение С-75 обычно применяется ко всему семейству зенитных ракетных комплексов (СА-75, С-75, С-75М и др.), созданных в несколько этапов и многие десятилетия совершенствовавшихся в ходе эксплуатации.Официально принятое решение было утверждено Постановлением СМ СССР от 25 августа 1956 г. Опытный образец СНР СА-75 10-сантиметрового диапазона должен был быть поставлен на совместные испытания в апреле 1957 г., а для обеспечения ускоренного оснащения войск зенитной ракетной техникой в 1957 г. промышленности страны предстояло выпустить наземные средства для комплектования 40 батарей (зенитных ракетных комплексов — в современной терминологии) и 1200 ракет В-750.Фактически полигонные испытания опытного образца начались в августе 1957 г. Но первый пуск по реальной цели провели даже несколько раньше, в январе того же года, "по оказии" сбив Ил-28, участвовавший в "генеральной репетиции" испытаний оснащенной специальным зарядом ракеты комплекса С-25.Но даже после этого будущая судьба С-75 оставалась не однозначной. В начале девяностых годов о еще одном из наиболее сложных эпизодов в судьбе С-75 рассказал П.Н. Кулешов, руководивший тогда полигоном, через которого прошли практически все разработанные к тому времени в стране зенитные ракеты:"В начале лета 1957 г. на полигон в Капустин Яр для ознакомления с С-75 приехал Н. С. Хрущев и руководство Министерства обороны. Здесь, на полигоне, и состоялся обмен мнениями о дальнейшей судьбе комплекса. Первым Хрущев спросил об этом С.С. Бирюзова, бывшего тогда Главнокомандующим войсками ПВО. Вопреки моим ожиданиям и ожиданиям находившихся рядом создателей комплекса А.А. Расплетина и П.Д. Грушина, Бирюзов не поддержал идею о скорейшем принятии "Двины" на вооружение. Мотивы? Основной — чрезвычайно продолжительная подготовка средств комплекса к боевой работе. Действительно, почти шесть часов требовалось нам тогда, чтобы "в чистом поле" с разу же после марша подготовить к бою локаторы, кабины управления, пусковые установки и ракеты. Поддержал Бирюзова и будущий министр обороны — Г.Я.Малиновский: — Пусть его создатели еще поработают, доведут характеристики до приемлемых, тогда и примем решение. Находившиеся рядом с Хрущевым Расплетин и Грушин мгновенно поняли всю сложность складывающейся для их детища ситуации и в один голос стали просить Хрущева выслушать самих ракетчиков, руководство полигона, имевших совсем другое мнение. Хрущев согласился с ними. Так к Хрущеву позвали меня. Я находился позади от основной группы сопровождающих Хрущева и мне пришлось пробиваться через плотное кольцо советников и охранников. Хрущев, которому я представился, сразу же спросил, насколько готов С-75 к принятию на вооружение: — Никита Сергеевич, С-75 нужен нашим войскам. Вы же прекрасно знаете — в двадцати километрах над нами, даже над нашим полигоном летает враг и ничего поделать с этим мы не можем. Наши зенитные пушки бьют на 14 километров, истребители поднимаются на семнадцать, а С-75 достанет его на двадцати. Да, у него еще есть недостатки, но свои задачи он выполнить сможет. С-75 надо принимать на вооружение, и как можно скорее — это мнение всех специалистов, работающих на полигоне. Выслушавший меня Хрущев, возразил: — Но ведь ваши командиры против С-75? — Никита Сергеевич, С-75 нужно принимать, и как можно скорей, — сказал я как можно уверенней, и, вопреки известному русскому обыкновению насчет "яиц и куриц", Хрущев согласился со мной. — Ну что ж, по-моему, все ясно. С-75 надо принимать. Он нужен в войсках. Окружавшим Хрущева ничего не оставалось делать, как согласно закивать головами."Как уже отмечалось, важной особенностью создания комплекса было то, что еще задолго до начала полигонных испытаний, с начала 1957 г., было развернуто серийное производство его основных компонентов. С мая 1957 г. началась отправка на полигон Капустин Яр первых партий аппаратуры и отдельных боевых средств серийных комплексов СА-75. В октябре 1957 г. планировалось поставить на совместные испытания серийный комплекс СА-75 в полном составе.Успешные результаты стрельб экспериментального образца комплекса и оперативное проведение настроечных работ на его серийном образце предопределили решение о совмещении проведения конструкторских (заводских) испытаний серийного комплекса с совместными (Государственными) испытаниями в целях скорейшего оснащения Войск ПВО страны новыми комплексами. Принятое решение позволило завершить весь объем заводских и Государственных испытаний в течение пяти месяцев после поставки на полигон опытного образца ЗРК. По результатам полигонных испытаний комплекс 28 ноября был рекомендован к принятию на вооружение.Комплекс СА-75 "Двина" с ракетой 1Д (В-750) был принят на вооружение ПВО страны и ПВО Сухопутных войск Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 11 декабря 1957г. N1382-638 и Приказом МО СССР N00102 1957 г. Несмотря на длившиеся практически до конца года испытания на полигоне, производственное задание 1957 г. было в значительной мере выполнено. Промышленности удалось изготовить 30 из 40 заданных зенитных ракетных батарей и 621 из заказанных 1200 ракет.Как уже отмечалось, с начала 1957 г. было развернуто серийное производство основных элементов комплекса. Радиоэлектронную аппаратуру изготавливали заводы N304 (Кунцево), N933 (Днепропетровск) и N569 (Загорск). Производство антенн и антенных постов велось заводами N710 (Подольск), N92 (Горький) и N23 (Москва). Шасси автомобилей ЗиС-150, позднее ЗиС-151, поставлялись заводом им. Лихачева. С мая 1957 г. началась отправка на полигон Капустин Яр первых партий аппаратуры и боевых средств серийных комплексов СА-75.Еще в декабре 1954 г. головным по выпуску ракет комплекса С-75 был определен расположенный на северо-западной окраине тогдашней Москвы завод N 41, организованный в 1942 г. для производства двигателей для легкомоторных и пассажирских самолетов. Первые ракеты В-300 для "Системы-25" на заводе N41 были изготовлены в 1953 г., но в следующем году их выпуск был прекращен, так как завод был переориентирован на производство ракет для комплекса С-75, выпуск которых начался в 1955 г.Забегая вперед, отметим, что в середине шестидесятых годов завод переименовали в ММЗ "Авангард". При заводе организовали КБ во главе с B.C. Котовым для проведения дальнейших работ по модернизации ракет комплекса С-75. В семидесятые годы "Авангард" первым приступил к выпуску ракет комплекса С-300П. Конструкторы продолжали осуществлять авторский надзор по ракетам комплекса С-75 и проектирование ракет-мишеней, переоборудуемых из снимаемых с вооружения ракет этого комплекса. Коллектив КБ в различные годы возглавляли В.А. Рыбин, И.В. Петровичев, в настоящее время — Н.Н.Ермолов.

С 1957 г. выпуск ракет В-750 освоил и расположенный в подмосковном Долгопрудном завод N464. Возведенный в начале тридцатых годов для строительства дирижаблей, долгопрудненский завод к концу десятилетия был переориентирован на выпуск самолетов Су-2. В военные годы он получил номер "464" и приступил к выпуску самолетов Яковлева. С 1952 г. Як-12 сменили ракеты В-300, которые, в свою очередь, в 1955 г. уступили место в сборочных цехах ракетам комплекса С-75. В 1964 г. завод вновь подключили к выпуску легких самолетов — на этот раз Ан-2. В 1967 г. предприятие, переименованное в "Долгопрудненский машиностроительный завод", сосредоточилось на ракетостроении, освоив выпуск зенитных ракет комплексов "Куб", а затем и "Бук". Однако эта продукция предназначались для Сухопутных войск, что выводит работы завода за рамки данной публикации.В 1956 г. с выходом разработки комплекса С-75 на стадию завершающих испытаний было принято решение о расширении базы производства зенитных ракет.К их выпуску было привлечено одно из старейших авиационных предприятий — ленинградский завод N272, ведущий свою родословную от дореволюционных заводов — РБВЗ, самолетостроительных заводов Лебедева и Щетинина. Последними построенными здесь самолетами стали Як-12, изготавливавшиеся одновременно с вертолетами Як-24. Первые ракеты комплекса С-75 были выпущены в 1958 г. С начала шестидесятых годов завод приступил к изготовлению ракет для комплекса С-200, став единственным в стране предприятием по производству этой сложной техники. Созданное при заводе КБ осуществляло модернизацию ракет комплекса, выпускавшихся до 1991 г. В 1967 г. предприятие получило наименование "Ленинградский северный завод". С конца семидесятых годов на нем осуществлялся также выпуск ракет для комплексов С-300П.В отличие от уже упомянутых выше авиационных предприятий, занимавшихся производством легкомоторных самолетов и двигателей для них, саратовский завод N292 был одним из головных предприятий самолетостроительной отрасли, к середине пятидесятых годов освоившим выпуск весьма сложной продукции — двухместных всепогодных перехватчиков Як-25.Однако задержка с созданием перспективных яковлевских самолетов позволила с 1958 г. подключить этот мощный завод к производству зенитных ракет для комплекса С-75. В шестидесятые годы завод параллельно вел выпуск самолетов семейства разведчиков и бомбардировщиков Як-27 и Як-28. В дальнейшем, с внедрением в производство еще более трудоемких пассажирских Як-40 и Як-42, боевых вертикально взлетающих Як-36, ракетная продукция предприятия, получившего наименование "Саратовский авиационный завод", ограничивалась выпуском крылатых ракет для флота.Помимо предприятий авиационной промышленности к производству ракет были подключены и артиллерийские заводы.Современное екатеринбургское ОАО "Машиностроительный завод им. Калинина" ведет свою родословную от петроградского "Арсенала", в годы Гражданской войны эвакуированного в подмосковные Подлипки и переименованного в завод N8. В 1941 г. предприятие продолжило продвижение в глубь страны, добравшись до Свердловска. В 1957 г. ракеты комплекса С-75 сменили традиционную продукцию свердловского завода — зенитные пушки. Однако с начала шестидесятых годов завод N8 перешел на выпуск ракетного вооружения для ПВО Сухопутных войск — зенитных ракет комплекса "Круг", разработанных местным конструкторским коллективом во главе с Л.В. Люльевым.Таким образом, в конце пятидесятых годов производство ракет комплекса С-75 осуществлялось на пяти заводах, два из которых (N41 и N464) ранее выпускали ракеты комплекса С-25. В дальнейшем завод N292 отошел от зенитной тематики, заводы N8 и N464 перешли на зенитные ракеты для Сухопутных войск, а завод N272 — на ракеты комплекса С-200. В конце семидесятых годов заводы N41 и N272 освоили ракеты для комплекса С-300.Отметим, что боевых ракет 1Д было выпущено намного меньше, чем изделий последующих вариантов. Для проведения полигонных испытаний в основном использовались телеметрические образцы ракеты 1Д.Комплектующие изделия для ракет изготавливали многие заводы и опытные производства НИИ и ОКБ. В частности задействовались следующие предприятия:• заводы N393 МОП (Красногорск), N706 МСП (Москва), N2 МОП (Ковров), завод авиационного вооружения N32 (Киров) — по автопил

txapela.ru

Позиция зенитно-ракетного дивизиона С-75. Жмеринский район.

Изучение позиций Жмеринского зенитно-ракетного полка началось с позиции у села Каменногорка. Вернее, с изучения спутникового снимка позиции. Товарищ прислал его в Контакте с вопросом: "Что это может быть?". Ответ был однозначен. На снимке позиция огневого дивизиона, оснащенного зенитно-ракетным комплексом С-75.

1.

Впоследствии удалось выявить принадлежность данного дивизиона к 454-му зенитно-ракетному полку (в/ч 11076) и посетить его.454-й зенитно-ракетный полк имел в своем составе два огневых и один технический дивизион. Как устроен зенитно-ракетный комплекс (ЗРК) С-75, каковы его характеристики, и из чего состоит боевая позиция мы уже рассказывали в статье о другом дивизионе этого же полка. Вот ссылка на нее. Возьмем оттуда только одно изображение.

2.Схема позиции ЗРК С-75 по мнению Стивена Залоги. (Источник фото)

3.Дорога на позицию. Полк был расформирован в 1970 году. Поэтому состояние подъездных путей оставляет желать лучшего.

4.КПП дивизиона.

5.Еще одно сооружение рядом.

6.Остатки эстакады для осмотра машин. Тут же находилась паркогаражная группа дивизиона. От построек сохранились только небольшие обломки.

7.Насыпь при въезде на огневую позицию. Такие характерны для размещения радиолокационной станции либо высотомера. Мы попросили нашего коллегу позировать на фотографируемых объектах для того, чтобы можно было оценить их размеры.

8.Рядом расположено одно из трех укрытий транспортно-заряжающих машин.

9.Левая часть укрытия. Представляет собой прямоугольную площадку с редкими остатками построек.

10.В правой части оборудовано убежище для личного состава.

11.Внутри убежища. Остальные два укрытия транспортно-заряжающих машин аналогичны данному.

12.Отсюда к пусковым установкам ведут траншеи. От одного из трех укрытий к одной из шести пусковых установок. От оставшихся трех пусковых установок траншеи ведут к кольцевой дороге, опоясывающей огневую позицию.Таким образом снижается время нахождения личного состава на открытой местности, а значит и уязвимость от воздействия противника.

13.Окоп для техники.

14.Рядом с ним неширокая насыпь, в которой присутствуют камень и кирпич. Конфигурация и размещение указывает на нахождение тут станции радиорелейной связи.

15.Центр позиции - место расположения антенного устройства станции наведения ракет. Интересный момент: оно частично укрыто от воздействия противника кирпичной стенкой.

16.Еще одна часть стенки. Хорошо видно устройство позиции. Расположена она на насыпи, выше остальных агрегатов комплекса.

17.Антенное устройство станции наведения ракет (СНР). В нашем случае все, что ниже антенн, было укрыто от осколков .

18.Тут же расположено убежище отдыхающей смены. Кабины СНР находились в непосредственной близости к нему и к антенному устройству.

19.Из убежища предусмотрен запасной выход.

20.Обваловка одной из шести пусковых установок. Более сорока лет назад тут на боевом дежурстве стояла зенитная ракета комплекса С-75.

_

yablor.ru