Самоходная установка ЗиС-30. Зис 30


Самоходная установка ЗиС-30 » Военное обозрение

Первые же недели войны выявили огромную потребность Красной Армии в мобильных противотанковых и зенитных самоходках. Поэтому уже 1 июля 1941 года Народный комиссар вооружения Ванников подписал приказ следующего содержания:

«Ввиду острой необходимости противотанковых и зенитных самоходных артсредств и ввиду отсутствия специальной базы для них приказываю:

1. Заводу №4 разработать и изготовить 37-мм зенитную пушку на самоходном шасси;

2. Заводу №8 разработать и изготовить 85-мм зенитную и противотанковую пушки на самоходном шасси;

3. Заводу №92 разработать и изготовить 57-мм противотанковую пушку на самоходном шасси.

При проектировании установок ориентироваться на широко освоенные промышленностью и применяемые в артиллерии грузовые автомашины повышенной проходимости или гусеничные трактора. Противотанковые орудия должны иметь к тому же бронированную кабину. Проекты самоходных установок должны быть представлены на рассмотрение 15 июля 1941 года.»

В соответствии с этим приказом на заводе №92 была создана специальная группа проектировщиков под руководством П.Ф.Муравьева. В результате её интенсивной работы в конце июля из ворот завода вышли две самоходки: ЗиС-30 и ЗиС-31. Первая представляла собой вращающуюся часть 57-мм противотанковой пушки ЗиС-2, установленную на арттягач А-20 «Комсомолец», а вторая – ту же пушку ЗиС-2, но на специально забронированном трехосном грузовике ГАЗ-ААА. Сравнительные испытания двух машин, проведенные в июле-августе, показали, что ЗиС-31 при стрельбе более устойчива и обладает большей кучностью по сравнению с ЗиС-30. Однако вследствии того, что проходимость ЗиС-31 была значительно ниже ЗиС-30, предпочтение отдали последней. Согласно приказа Ванникова завод №92 с 1 сентября 1941 года должен был начать серийное производство ЗиС-30, однако трудности возникли там, где их никто не ждал. Выяснилось, что завод №37 в Москве – единственный производитель тягачей «Комсомолец» – в августе прекратил их серийное производство и целиком переключился на выпуск танков. Поэтому для изготовления ЗиС-30 заводу №92 пришлось изымать «Комсомольцы» из воинских частей и заниматься ремонтом машин, пришедших с фронта. В результате этих проволочек серийное производство самоходок началось только с 21 сентября. Всего до 15 октября 1941 года заводом было изготовлено 101 машина ЗиС-30 с 57-мм пушкой ЗиС-2 (с учетом первой опытной машины) и одна ЗиС-30 с 45-мм противотанковой пушкой.

Дальнейшее производство машин сдерживалось отсутствием тягачей «Комсомолец». Чтобы как-то выйти из этого положения, группа Муравьева по своей инициативе в начале октября спроектировала самоходку ЗиС-41. Она представляла собой вращающуюся часть пушки ЗиС-2, установленную на специально забронированный полугусеничный вездеход ЗиС-22 (последний серийно выпускался автозаводом ЗиС в Москве). Испытанная в ноябре 1941 года. ЗиС-41 показала неплохие результаты. Однако к этому времени пушка ЗиС-2 снималась с серийного производства из-за сложности изготовления трубы ствола и высокой стоимости. Кроме того, московский автозавод ЗиС эвакуировался и не мог дать достаточного количества вездеходов ЗиС-22. Поэтому в конце ноября 1941 года все работы по ЗиС-41 прекратили. Последняя попытка «реанимировать» ЗиС-30 была сделана в январе 1942 года. Группа Муравьева оснастила находившуюся на заводе первую опытную машину ЗиС-30 76-мм пушкой ЗиС-3 (вопреки многочисленным публикациям это орудие было поставлено на серийное производство только в конце декабря 1941 года взамен 57-мм пушки ЗиС-2). Однако дальше заводских испытаний этого образца дело не пошло.

Самоходки ЗиС-30 начали поступать в войска в конце сентября 1941 года. Все они пошли на укомплектование батарей ПТО в танковых бригадах Западного и Юго-Западного фронтон (всего ими было укомплектовано около 20 танковых бригад). Кстати, в документах того времени довольно сложно отличить машину ЗиС-30 от 57-мм пушки ЗиС-2. Дело в том, что заводской индекс ЗиС-30 не был известен в войсках и поэтому в военных сводках эти машины проходили как «57-мм пушки ПТО» – точно так же как и 57-мм пушки ЗиС-2. Только и отдельных документах они упоминаются как «самоходные 57-мм пушки ПТО». Тем не менее, в первых же боях ЗиС-30 показали себя очень хорошо. Так, уже 1 октября на пленуме артиллерийского комитета Главного артиллерийского управления (ГАУ) под председательством Э.Сателя. было доложено «об успешном боевом применении машин ЗиС-30. Однако при более длительной эксплуатации у самоходок выявилось множество недостатков. Так, к 15 апреля 1942 года в артком ГАУ поступили отзывы из войсковых частей на 57-мм противотанковые пушки ЗиС-2 и ЗиС-30. В отношении последней, в частности, было сказано следующее: «Машина неустойчива, ходовая часть перегружена, особенно задние тележки, мал запас хода и возимый боекомплект, велики габариты, слаба защищенность моторной группы, не обеспечена связь расчета с водителем. Стрельба часто ведется с поднятыми сошниками, так как нет времени на развертывание, при этом наблюдались случаи опрокидывания машин.» Тем не менее, при всех недостатках ЗиС-30 воевали и успешно боролись с вражескими танками. Однако к лету 1942 года в войсках практически не осталось этих машин. Часть из них была потеряна в боях, а часть вышла из строя ввиду поломок.

topwar.ru

ЗИС-30, советский «Мардер» — MARDER-BLOG.RU

    Приветствую вас, дорогие читатели! Сегодня я хочу вам рассказать о ПТ, которая появилась в самый трудный для СССР период войны — ЗИС-30.
История создания и боевое применение В наше принято считать, что самым трудным периодом войны было лето 1941 года, когда механизированные корпуса потеряли в общей сложности более 21000 танков, не считая другой техники. Этот вывод является не совсем верным – наибольшие трудности Красная Армия стала испытывать как раз после летней катастрофы, когда уже к началу сентября на центральном направлении танков практически не осталось. Впрочем, и это “практически” было довольно условным – чуть менее 1000 танков тоже сыграли далеко не последнюю роль. Но самым печальным было то, что немцы использовали свои “двойки” и “тройки” (а именно они были основными машинами Panzerwaffe на тот момент) с гораздо большей эффективностью и часто возвращали в строй большую половину подбитых танков. Эту “стальную лавину” предстояло остановить любыми средствами. Лучше всего для борьбы с немецкими танками подходили Т-34 и КВ-1, но в силу различных причин на них возлагали роль не противотанковых средств, а штурмовых и ударных машин. В этом случае основная нагрузка приходилась на долю артиллерии. Самой распространенным противотанковым орудием вплоть до середины войны была 45-мм пушка, созданная на основе орудия фирмы Rheinmetall в 1938 году. Эффективная дальность стрельбы по средним танкам типа Pz.Kpfw.III Ausf.E\F и Pz.Kpfw.IV Ausf.E\F, обладавших 30-мм броней, составляла 500 метров. Более мощным орудием была 57-мм противотанковая пушка ЗиС-2, которая могла пробивать броню толщиной 94 мм под прямым углом с того же расстояния (60 мм под углом 60° с 1000 метров). В ряде случаев наблюдалось сквозной пробитие корпуса легких немецких танков, без видимых для них последствий. Из этого был сделан вывод, что производство ЗиС-2 следует прекратить в виду “…избытка мощности при отсутствии соответствующих целей”. В результате, к концу 1941 года было сдано всего 371 орудие. Протрезвление пришло довольно быстро, но до этого времени было принято одно очень важное решение. Спустя неделю после начала войны в народном комиссариате вооружений пришли к выводу, что свертывание работ по самоходным орудиям было преждевременным решением. Отсутствие у РККА самоходок явно оказалось на руку вермахту, который активно использовал свои Schturmgeschutze на направлениях главного удара. В предвоенные годы, в СССР разными конструкторскими бюро проводились работы по созданию самоходной артиллерии. Ряд работ дошли до мелкосерийного производства, но полностью боеспособной установки так и не создали. Именно такое положение вещей и заставило народного комиссара вооружений Ванникова подписать 1 июля 1941 года приказ, согласно которому, заводу №4 поручалось разработать и изготовить 37-мм зенитную пушку на самоходном шасси, заводу №8 разработать и изготовить 85-мм зенитную пушку на самоходном шасси, а заводу №92 в г.Горьком (Нижний Новгород) разработать и изготовить 57-мм противотанковую пушку на самоходном шасси. Приказом также предусматривалось широкое применение в самоходках освоенных промышленностью и принятые на вооружение РККА машины, тягачи, трактора. Проекты самоходок должны были быть представлены на рассмотрение не позднее 15 июля 1941 года. Для выполнения поставленной задачи, на заводе №92 была создана специальная группа разработчиков. Руководителем проекта был назначен П.Ф. Муравьев. В чрезвычайно короткие сроки самоходка была не просто разработана, но и изготовлена в металле. Причем, группа разработчиков предложила не один, а два проекта самоходки. В конце июля из цехов завода №92 вышли две самоходки — ЗИС-30 и ЗИС-31. ЗИС-30 представляла собой легкую противотанковую САУ открытого типа. Базой являлся артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец», в кормовой части корпуса которого была установлена вращающаяся часть 57-мм пушки ЗИС-2 со штатным щитом. Для большей устойчивости при стрельбе машина оборудовалась откидными сошниками. На крыше кабины устанавливался кронштейн крепления пушки по-походному. В остальном базовая машина Т-20 осталась без изменений. ЗИС-31 представляла собой ту же пушку ЗИС-2 но установленную на забронированном трехосном грузовике ГАЗ-ААА.
      Чертежи ЗИС-30 и ЗИС-31
    В июле-августе были произведены испытания обоих вариантов, в ходе которых выяснилось, что ЗИС-31 обладает при стрельбе большей кучностью чем ЗИС-30, в силу того, что установка на грузовике получилось более устойчивой при стрельбе чем ЗИС-30. Однако ЗИС-30, будучи установкой с гусеничным движителем, обладала более высокой проходимостью, чем ее колесный конкурент. Именно это обстоятельство и сыграло решающую роль в принятии на вооружение РККА самоходки ЗИС-30. Приказом Ванникова, завод №92 должен был начать серийный выпуск ЗИС-30 с 1 сентября 1941 года. Огневые испытания были под стать ходовым. При выстреле самоходка сильно раскачивалась сбивая точную наводку. Возимый боекомплект оказался недостаточным. Сектор обстрела остался практически таким же, как у тягового варианта орудия, так что фактически ЗиС-30 могла вести стрельбу только вперед по курсу. Впрочем, даже если бы у расчета самоходки была возможность полностью развернуть орудие на 60-90°, нарушалась бы весовая балансировка. В этом случае, после выстрела из положения “по борту”, САУ могла запросто опрокинуться. Понятно, что ЗиС-30 не вызвала восторженных отзывов у военной комиссии. Однако, альтернативных вариантов противотанковых САУ на танковом или тракторном шасси тогда ещё не создали. Вариантов не оставалось и тогда маршал Кулик вынес такое решение: “ЗИС-30, конечно, машина слабая, но ничего другого больше нет, а фронт ждёт! Рекомендуем!” В других условиях такую машину непременно забраковали, но только не летом 1941 года. Приказ о начале производства ЗиС-30 на заводе №92 в Горьком был подписан наркомом вооружений 1 сентября. Коллектив завода наладил сборку самоходок в предельно сжатые сроки, однако их выпуск продолжался только о 15 октября 1941 г. Сказалась как нехватка тягачей, так и небольшое количество противотанковых орудий ЗиС-2, переданных армии в тот период. В общей сложности завод №92 выпусти ровно 100 серийных самоходок ЗиС-30 и одну опытную машину с “45-мм пушкой большой мощности”. Правда, не совсем понятно, что это был за тип орудия калибра 45 мм. Возможно, доработке подверглась стандартная противотанковая пушка. В любом случае, этот вариант одобрения не получил. В последний раз ЗиС-30 пытались модифицировать ранней весной 1942 года, когда вместо 57-мм пушки ЗиС-2 попытались установить пушку ЗиС-3 калибра 76,2-мм. Бронебойный снаряд этого орудия на дистанции 500 метров мог пробить 78-мм броневую плиту установленную вертикально. Соответственно, отдача при выстреле была выше, масса самоходки увеличивалась ещё больше, а возимые боекомплект сокращался до полутора десятков снарядов. После заводских испытаний ЗиС-30 с 76,2-мм орудием забраковали и более к теме установки каких-либо артиллерийских систем на тягач Т-20 не возвращались. Изготовление серийных ЗИС-30 началось с 21-го сентября 1941 года и спустя неделю первые самоходки начали поступать на укомплектование войсковых частей. На качество изготовления САУ нареканий не поступало, так что с освоением новой техники личным составом проблем не возникало. Общее впечатление о боевом применении самоходных установок ЗИС-30 сложилось противоречивое. С одной стороны, 57-мм противотанковая САУ обладала внушительной бронепробиваемостью и могла поражать любой немецкий танк на дистанциях до 1500 метров, что для немецкой танковых орудий было почти запредельной дальностью. С другой стороны, явно “гибридная” конструкция обладала массой недостатков чисто технического характера, хотя чисто эксплуатационные качества шасси ЗИС-30 оказались весьма высокими. 57-мм самоходки и вправду оказались очень ценным приобретением. Часто их экипажам приходилось не только вести борьбу с танками, но и осуществлять артиллерийское прикрытие пехоты, что тоже было немаловажно. Разумеется, действие осколочно-фугасного снаряда было меньшим, чем у ЗИС-3 калибра 76,2-мм, хотя его вполне хватало для ближнего боя. В целом, большая часть ЗИС-30 была потеряна не в боях с танками противника, а брошена из-за отсутствия запасных частей и топлива или подбита пехотными противотанковыми средствами и полевой артиллерией. Немецкие фотографии, сделанные на московском направлении в октябре-ноябре 1941 года прекрасное тому свидетельство. Ещё одним положительным фактором в пользу ЗИС-30 можно считать и то, что при всей своей малочисленности и высокой интенсивности использования, машины этого типа воевали вплоть до лета 1942 г. Впрочем, к этому времени их вряд ли осталось более десятка. Как уже указывалось ранее, судьбу ЗИС-30 решили два обстоятельства: отсутствие тягачей Т-20 и снятие с производства орудий ЗИС-2. Насчет последнего пункта неоднократно проводились заседания в ГАУ, после чего было принято решение о возобновлении выпуска, правда, в небольших объёмах. А в от с самоходкой было намного сложнее. Отзывы о 57-мм орудия обоих видом были не только положительные. Вот, к примеру, что было доложено в ГАУ 15-го апреля 1942 года об особенностях ЗИС-30: “Машина неустойчива, ходовая часть перегружена, особенно задние тележки, мал запас хода и возимые боекомплект, слаба защищенность моторной группы, не обеспечена связь расчета с водителем. Стрельба часто ведется с поднятыми сошниками, так как нет времени на развертывание, при этом наблюдались случаи опрокидывания машины.” Всего было создано 101 ЗИС-30, к лету 1942 года в войсках практически не осталось САУ ЗИС-30. Часть машин была потеряна в боях, а часть, вышла из строя по техническим причинам. На сегодня не сохранилось ни одной машины ЗИС-30.
      В игре
    В игре это машина имеет следующие характеристики:
    • Ранг:1
    • Боевой рейтинг: 1.7
    • Награда: 20%
    • Мощность двигателя: 50 л.с. при 3400 об/м
    • Мах.скорость: 42 км/ч
    • Преодолеваемый подъем: 40 градусов
    • Скорость поворота башни: 7 гр./с
    • УВН: -4/22 гр.
    • Толщина брони корпуса: 10/7/7 мм
    • Время перезарядки: 5.7 с (непрокачанный заряжающий)
    • Орудие: 57 мм пушка ЗИС-2 (боезапас — 20 снарядов)
    • Курсовой пулемет: 7,62-мм пулемет ДТ (1260 патронов) *пока не работает
    • Экипаж: 4 чел.
    • Боевая масса: 4,0 т
    Используемые боеприпасы. Подробней остановимся на типах снарядов. Их всего три: БР-271 (бронебойный тупоголовый каморный снаряд), БР-271К (бронебойный остроконечный каморный снаряд), О-271 (осколочно-фугасный снаряд).Выстрелы орудия комплектовались в виде унитарного патрона. В гильзе размещён заряд из пороха марки 12/7 (позднее использовался также порох марки 14/7): Ж-271Б весом 1,5 кг для бронебойных калиберных снарядов, Ж-271У весом 0,97 кг для осколочных снарядов и картечи, Ж-271П весом 1,7 кг для подкалиберных снарядов. Кроме заряда, в гильзу может укладываться флегматизатор (в выстрелы с бронебойными снарядами) и размеднитель в виде свинцовой пластинки или проволоки весом 18 г (во все выстрелы)[38]. В выстрелах послевоенного производства использовались заряды из пороха марки 14/7: А-271Н весом 1,6 кг для снарядов БР-271Н и А-271П весом 1,6 кг для снарядов БР-271П. Бронебойные снаряды имелись нескольких разновидностей. С 1941 года выпускались тупоголовые снаряды с баллистическим наконечником БР-271 и взрывателем МД-5 (позднее МД-7), а также его вариант в сплошном исполнении (без заряда взрывчатого вещества и взрывателя) БР-271СП. В апреле 1943 года эти снаряды были модифицированы (оснащены локализаторами), что улучшило их характеристики. С конца 1944 года применялись остроголовые снаряды БР-271К, более эффективно пробивающие толстую гомогенную броню, широко используемую в немецком танкостроении конца войны. Вместе с орудием в 1941 году были приняты на вооружение осколочные снаряды О-271. При использовании снаряда со снятым предохранительным колпачком срабатывал ударник мгновенного действия, что обеспечивало осколочное действие снаряда (примерная площадь, поражаемая осколками, составляла 20 м по фронту и 3 м в глубину). При использовании снарядов с надетым колпачком срабатывал инерционный ударник, действующий с некоторым замедлением; снаряд при этом успевает углубиться в преграду, что обеспечивает фугасное действие (образуется небольшая воронка). В годы войны имелись жалобы на низкое качество осколочных снарядов (неоднократно отмечались неполноценные разрывы снарядов, либо отсутствие разрывов)
      БР-271 — имеет массу 3.1 кг, скорость полета снаряда — 990 м/с, бронепробиваемость (на 10/100/500/1000/1500/2000 метров) — 115/110/95/91/74/60 мм. Имеет неплохое заброневое воздействие, малая склонность к рикошету.
        БР-271К — при той же массе и скорости имеет большее бронепробитие (122/116/101/79/60/50) и заброневое воздействие, но теряет энергию на расстоянии больше 1000 метров. После открытия, становится основным типом боеприпасов, полностью заменив БР-271.
          О-271 — 57 мм ОФС мало эффективен, но все же можно возить с собой два-три снаряда такого типа, для уничтожения себе подобных, а также уничтожения таких противников как Т-28. Скорость снаряда 700 км/ч.
            Пулеметное вооружение
          Танковый пулемёт ДТ поступил на вооружение Красной Армии в 1929 году под обозначением «7,62-мм танковый пулемёт системы Дегтярева обр. 1929 г.» (ДТ-29). Он был по сути модификацией сконструированного в 1927 году 7,62-мм ручного пулемёта ДП. Разработка этой модификации была осуществлена Г. С. Шпагиным с учётом особенностей установки пулемёта в тесном боевом отделении танка или бронеавтомобиля. Вместо деревянного приклада стал устанавливаться выдвижной металлический. Стандартный громоздкий магазин с однорядным расположением патронов заменен на магазин с трехрядным расположением вмещающий 63 патрона (к пулемету на корпусе ЗИС-30 полагалось 20 магазинов… 20 снарядов, 20 магазинов — кто то явно любил это число))))). Пулемёт устанавливался на шаровую установку, разработанную Г. С. Шпагиным, позволявшую легко наводить пулемёт в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Также пулемёт снабжался парусиновым гильзоуловителем. В игре, вероятней всего будут ленты, подобные лентам на самолетах. Роль пулеметного курсового вооружения, пока неясна (возможно борьба с стационарной артилериеей и ПВО, а также открытой техникой; Башенные пулеметы могут также бороться с авиацией).
            Разбор машины
          Прежде чем разобрать роль «Зиски» в игре, ознакомимся с ее положительными и отрицательными сторонами. К плюсам можно отнести:
          • замечательную бронепробиваемость,
          • высокую скорость снаряда (а следовательно и точность),
          • возможность стрелять высунув только «башню».
          • неплохая мобильность
          Минусы в игре такие же, что были у САУ и в реальности:
          • отсутствие брони,
          • склонность к заваливанию,
          • маленький возимый боезапас,
          • орудие сильно задирается после выстрела (сильное расшатывание).
          Исходя из механики игры, всех плюсов и минусов, мы получаем машину поддержки и засады. Лезть на ней самому на штурм точки — самоубийство. Но вот спрятавшись где нибудь, где можно простреливать точку и убивать всех кто ее хочет занять, а также прикрывая своих — наша главная задача. Тут следует помнить, что снарядов у нас мало, потому надо стрелять наверняка. Если есть хоть подозрение, что вас засекли — меняйте позицию (тут нет «лампчки», но я думаю научится чувствовать наведенный ствол в твою сторону придется). Позиции надо стараться занимать так, чтоб была видна только наша пушка, желательно где нибудь в «зеленке» и подальше от основной свары (не ближе 500-600 метров в идеале). В РБ постоянно помечайте цели для бобров. Изучайте расположение модулей на технике и старайтесь всегда стрелять в БК или поджигать двигатель (больше чем два раза он не сможет тушиться, да и критов пожар наносит порядочно, ко всему прочему машина не может двигаться, становясь легкой мишенью). Наиболее опасные вероятные противники Самыми опасными для нас противниками являются Т-28 (ваншот из его орудия почти гарантирован). Вывести его из строя одним выстрелом проблематично. Лично я стреляю ему в корпус (пробития хватает, чтобы повредить двигатель даже при выстреле в лоб) или под башню (вызывает криты орудия и есть вероятность уничтожить БК). Так же достаточно действенны ОФ снаряды (относительно). Т-50 и Т-34 ранние версии не менее опасен, и хоть прошивается нами легко, скорость и маневренность делают его очень опасным. «Шкода» -достаточно быстр, тяжело критуется — стрелять под башню или в двигатель. Штуг «А» — очень опасен если заметит нас первым или если подошел слишком близко (сваншотит гарантированно). Нужно стараться уничтожить его из далека (обычно нужно около двух-трех выстрелов) — так ему сложнее в нас попасть, а мы реализуем свое преимущество в точности. КВ-1 — способен просто раздавить нас, но нашего бронепробития почти всегда хватает, для того чтоб его уничтожить. Вообще главное на «Зиске» — это всегда помнить, что мы почти всегда ваншот и будет вам счастье и немало фрагов))))))) Прокачка экипажа Хоть у нас и четыре члена экипажа (что вроде неплохо для живучести), но дохнет он на раз два если по нам начали стрелять (привет открытой рубке). Собственно прокачку начинаем так, чтоб быстро получить экспертов (сотый уровень экипажа): весь опыт тратим на самые дешевые умения (даже те, которые вроде бы нафиг не нужны). При прокачке до экспертов, мы получаем добавку +30 к навыкам Ремонт, Вождение, Лидерство, Наведение, Определение дальности, Связь, Заряжание (для асов, сия печенюха +50 — если есть желание, то по той же схеме голопом мчимся до них). Дальше уже стоит (если затачиваешь экипаж под машину) качать более избирательно. Так, по моему мнению, важными навыками у экипажа ЗИС-30 являются: Заряжание, Наведение, Вождение и Живучесть у наводчика и заряжающего (можно еще качать и Лидерство на сдачу у командира). Почему так? Почему не качаем ремонт? Все просто. Наша машина шотная и ремонтировать ее часто не приходится. А вот экипаж могут и контузить (именно этих двоих, ибо при правильной позиции мы только их и выставляем) и их скорейшее восстановление нам жизненно важно. Ну про то, зачем качаем наведение и зарядку понятно (определение расстояния на ЗИС-30 не важно, ибо снаряд летит почти по прямой), а вот почему такой почет мех-воду объясню: наша машина часто заваливается при поворотах «не туда», навык вождения это исправляет (хотя бы при резком повороте). Лидерство же, дает прибавку всему экипажу, но качать это умение стоит на сдачу. По прокачке в топ, качаем остальные навыки… Заключение В истории эта машина послужила испытательным полигонам для создания будущих ПТ СССР. Она была достаточно эффективна и внесла свой вклад в победу, правда в силу своей малочисленности не такой внушительный. В War thunder эта первая ПТ САУ за СССР. После нее идут такие монстры как СУ-122, СУ-85, СУ-152 и прочие. именно на «зиске» мы учимся как надо играть на ПТ-охотниках (Штуг «А» может быть и штурмовой машиной первой линии, а Зиска именно охотник). Мне она напоминает «Мардер» из WoT — он тоже результат переделки, оказавшийся удачным и эффективным, а также был первоклассной машиной, на котором я учился быть «ПТ-охотником»…
             
              http://ru.wikipedia.org/wiki/%C7%C8%D1-30
              http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%9%D0%A1-4#.D0.A2.D0.B0.D0.BD.D0.BA.D0.BE.D0.B2.D0.BE.D0.B5_.D0.BE.D1.80.D1.83.D0.B4.D0.B8.D0.B5_.D0.97.D0.98.D0.A1-4_.D0.B8_.D0.97.D0.98.D0.A1-4.D0.9C
              http://bronetehnika.narod.ru/zis30/zis30.html
              http://za-cccp.narod.ru/cccp/v/t/zis-30.html
              http://topwar.ru/522-samoxodnaya-ustanovka-zis-30.html
              http://www.snariad.ru/tank_guns/tank_guns_zis30/

            marder-blog.ru

            Самоходная артиллерия на тракторной базе

            Идея использования тракторов в качестве базы для самоходных артиллерийских установок в СССР воплощалась в жизнь ещё в начале 30-х годов. Тогда были созданы САУ СУ-2 и СУ-4, но дальше опытных образцов дело не продвинулось. Совсем другой результат получили в 1940 году немцы. Взяв за основу трофейные французские транспортёры Renault UE, они уже в 1940 году создали самоходные установки с противотанковыми орудиями 3.7 cm Pak. Получилась хотя и не самая совершенная машина, но зато массовая и с минимальными затратами на выпуск. Годом позже в СССР очень похожим образом была создана ЗИС-30, ставшая первой по-настоящему массовой советской САУ военного периода.

            Противотанковый эрзац

            В СССР использование артиллерийских тягачей в качестве базы для истребителей танков стало всерьёз рассматриваться весной 1941 года. Прежде всего речь шла о тракторе СТЗ-5. Для улучшения его подвижности предполагалось установить в машину более мощный двигатель ЗИС-16, а также удлинить базу, чтобы придать ей большую продольную устойчивость. В качестве вооружения предполагалось использовать 57-мм противотанковую пушку ЗИС-2, которая как раз проходила испытания, а на заводе №92 уже шла подготовка к её серийному производству.

            Как база для истребителя танков рассматривался и тяжёлый артиллерийский тягач «Ворошиловец». В кузове этой машины предполагалось установить 85-мм зенитную пушку образца 1939 года (52-К). Обе машины планировалось частично забронировать.

            ​Опытный образец 57-мм пушки ЗИС-2, май 1941 года - Самоходная артиллерия на тракторной базе | Военно-исторический портал Warspot.ruОпытный образец 57-мм пушки ЗИС-2, май 1941 года

            Обсуждение проектов самоходных установок состоялось 9 июня 1941 года. Одновременно с истребителем танков на удлинённой базе СТЗ-5 также было предложено построить зенитную самоходную установку с вооружением в виде 37-мм автоматической пушки 61-К. Впрочем, замысел этот просуществовал недолго. В ходе совещания идея самоходных установок на шасси СТЗ-5 и «Ворошиловца» была забракована ввиду слабого бронирования, перегрузки ходовой части, а также малого боекомплекта и запаса хода. Вместе с тем на совещании прозвучала следующая фраза:

            «Можно согласиться с тем, что установку 57-мм пушки ЗИС-4 на базе агрегатов трактора СТЗ-5 рассматривать как самоходное противотанковое орудие».

            Начавшаяся Великая Отечественная война похоронила предвоенные планы по самоходным установкам. Вместо работ над перспективными САУ потребовалось наращивать производство танков. Кроме того, началось сворачивание выпуска тягачей, чтобы они не отнимали ресурсы на заводах, где параллельно выпускались танки.

            Первой такой жертвой стал лёгкий частично бронированный тягач «Комсомолец». Согласно постановлению Совета народных комиссаров (СНК) СССР от 25 июня 1941 года, заводу № 37 Народного комиссариата среднего машиностроения (НКСМ) им. Орджоникидзе в Москве предписывалось к 1 августа выпуск этих тягачей прекратить. Стоит отметить, что эта миниатюрная машина с мотором от грузовика ГАЗ АА даже не рассматривалась как база для самоходной установки. Ещё с 1940 года для замены «Комсомольца» создавался артиллерийский тягач ГАЗ-22. Тем удивительнее то, что произошло летом 1941 года.

            Инициатива по разработке новых образцов самоходной артиллерии на сей раз исходила не из Главного артиллерийского управления (ГАУ) или Главного автобронетанкового управления (ГАБТУ), а от народного комиссара вооружения. 1 июля 1941 года нарком Д. Ф. Устинов издал приказ о проектировании в двухнедельный срок самоходных установок с использованием базы тягачей и грузовиков. Создание самоходной установки 57-мм противотанковой пушки ЗИС-2 возлагалось на разработчиков самого орудия — коллектив КБ завода №92. Работы по этой теме возглавил П. Ф. Муравьёв под общим руководством В. Г. Грабина.

            Выбор возможных шасси для новой САУ оказался небогат. Трактор СТЗ-5 отпадал из-за тихоходности и возможной перегрузки. Оставались грузовые машины и… лёгкий тягач «Комсомолец». В итоге было решено сконцентрироваться на двух платформах: ГАЗ ААА и «Комсомолец».

            ​Опытный образец самоходной установки ЗИС-30, конец июля 1941 года. Машина ещё не имеет сошников и откидных панелей пола - Самоходная артиллерия на тракторной базе | Военно-исторический портал Warspot.ruОпытный образец самоходной установки ЗИС-30, конец июля 1941 года. Машина ещё не имеет сошников и откидных панелей пола

            Вариант установки ЗИС-2 на шасси ГАЗ ААА, получивший обозначение ЗИС-31, выглядел скорее как запасной. С одной стороны, грузовое шасси было более стабильной платформой, чем маленький артиллерийский тягач. Но, с другой, оно потенциально страдало теми же проблемами, что и СТЗ-5.

            Согласно предъявляемым к САУ требованиям, её кабина и моторное отделение бронировались, а это создавало дополнительную нагрузку на шасси. Как и само орудие с возимым боезапасом к нему. Боевая масса колёсной САУ достигла 5 тонн, что примерно соответствовало весу бронеавтомобиля БА-10. Если при движении по обычным дорогам это выглядело не особенно критично, на бездорожье ситуация резко менялась.

            ​Первоначально предполагалось выпустить 3000 ЗИС-30. Эти планы в конце концов пришлось урезать в 30 раз - Самоходная артиллерия на тракторной базе | Военно-исторический портал Warspot.ruПервоначально предполагалось выпустить 3000 ЗИС-30. Эти планы в конце концов пришлось урезать в 30 раз

            Совсем иная картина наблюдалась с «Комсомольцем». Боевая масса самоходной установки на его базе, получившей обозначение ЗИС-30, составила те же самые 5 тонн, но за счёт гусеничного шасси проходимость оказалась выше, чем у ЗИС-31. При этом, в отличие от колёсной самоходной установки, переделка «Комсомольца» в ЗИС-30 требовала минимального изменения базовой машины. Вместо сидений расчёта устанавливалась П-образная конструкция, на которую ставилась пушка. По бортам были размещены укладки со снарядами. Согласно описанию КБ завода №92, боекомплект составлял 30 выстрелов (в иных источниках указываются 20). Углы наводки оказались теми же, что и у ЗИС-31: по 28 градусов по горизонтали и от −5 до +15 по вертикали.

            Для поддержки танковых бригад

            Опытный образец ЗИС-30 был готов к 20 июля 1941 года. В пояснительной записке указывалось, что при необходимости на самоходную установку можно установить 76-мм пушку ЗИС-3, опытный образец который был построен примерно в это же время. Уже 21 июля был подготовлен проект постановления ГКО «О производстве самоходных установок 57 мм противотанковой пушки ЗИС-2 на тракторе «Комсомолец» и производстве 76 мм пушек обр.1939 г. (УСВ) на лафете ЗИС-2».

            Размах замыслов впечатляет: с августа по декабрь 1941 года предполагалось выпустить 3000 ЗИС-30. Проблема была в том, что пожелания Грабина и НКВ не соответствовали сложившимся реалиям. Такого количества «Комсомольцев» найти было невозможно, поскольку с 1 августа их снимали с производства, чтобы освободить мощности завода №37 для выпуска малых танков Т-30. Поэтому постановлением Государственного комитета обороны (ГКО) №252сс от 23 июля 1941 года утверждались куда более скромные планы:

            «1) Обязать НКВ (народного комиссара вооружения — прим. ред.) т. Устинова установить первые сто 57 мм противотанковых пушек на тракторе «Комсомолец».

            2) Обязать НКСМ (народного комиссара среднего машиностроения — прим. ред.) т. Малышева подать заводу № 92 НКВ 100 шт. тракторов Комсомолец до 10.8.1941 года.

            3) Обязать НКВ т. Устинова с 10.8 выпускать 57 мм противотанковые пушки на прицепе, используя автомобиль ГАЗ-61, как тягач.

            4) Обязать т. Малышева с 10.8 подавать заводу № 92 НКВ автомобили ГАЗ-61, в количестве, обеспечивающем программу выпуска 57 мм противотанковых пушек.

            5) В отношении выпуска 57 мм противотанковых пушек и дивизионных 76 мм пушек на заводе № 92 остаться при прежнем решении.

            6) Предложение Горьковского обкома и завода № 92 об установке 57 мм пушек на автомобиле ГАЗ-ААА не принимать».

            Как видно, этот же документ одновременно окончательно определил автомобиль ГАЗ-61–416 на роль основного тягача для ЗИС-2. Что же касается самоходок ЗИС-30, то ситуация с выпуском даже сотни таких машин оказалась не самой простой. Изготовление опытного образца совсем не означало, что машина сразу пойдёт в серию. В ГАУ Красной армии вполне резонно посчитали, что необходимо провести полигонные испытания. Программу испытаний утвердили 10 августа 1941 года, а сами испытания прошли в десятых числах месяца.

            С учётом результатов испытаний в конструкцию машины были внесены некоторые изменения. Наиболее заметным стало появление сошников, которые опускались при стрельбе. Этим частично компенсировалась продольная раскачка ЗИС-30 во время стрельбы, которая при небольшой длине «Комсомольца» была неизбежной. Также появились откидные панели пола, что упрощало работу расчёта в боевом положении.

            ​Серийная ЗИС-30. Хорошо видны откинутые панели пола, на которых в бою стоял расчёт - Самоходная артиллерия на тракторной базе | Военно-исторический портал Warspot.ruСерийная ЗИС-30. Хорошо видны откинутые панели пола, на которых в бою стоял расчёт

            Куда большие проблемы были связаны с организацией серийного производства ЗИС-30. Помимо того, что выпуск орудий ЗИС-2 слегка не поспевал за установленными темпами, большие проблемы всплыли непосредственно с базовыми тягачами. К сентябрю 1941 года завод №37 их уже не делал, поэтому пришлось идти на крайние меры и изымать «Комсомольцы» из частей.

            Все это привело к тому, что первые ЗИС-30 стали покидать завод №92 только в середине сентября 1941 года. Окончательно же производство партии из 100 самоходных установок было закончено в начале октября 1941 года. Тем не менее именно эта машина стала первой по-настоящему массовой лёгкой самоходной установкой Красной армии военного периода. К слову, все ЗИС-30 покинули завод в трёхцветной камуфляжной окраске.

            ​Машина в боевом положении, сошники откинуты - Самоходная артиллерия на тракторной базе | Военно-исторический портал Warspot.ruМашина в боевом положении, сошники откинуты

            Подавляющее большинство ЗИС-30 отправилось в танковые бригады. Список получивших лёгкие САУ формирований выглядит так:

            Формирования

            Количество машин

            Дата отгрузки

            10 тбр (танковая бригада)

            4

            22.09.1941

            11 тбр

            8

            30.09.1941

            12 тбр

            4

            22.09.1941

            13 тбр

            4

            22.09.1941

            14 тбр

            4

            22.09.1941

            15 тбр

            4

            22.09.1941

            16 тбр

            4

            22.09.1941

            38 ОМЦП (отдельный мотоциклетный полк)

            4

            22.09.1941

            18 тбр

            8

            03.10.1941

            19 тбр

            8

            05.10.1941

            20 тбр

            8

            07.10.1941

            21 тбр

            8

            11.10.1941

            22 тбр

            8

            07.10.1941

            23 тбр

            8

            09.10.1941

            27 тбр

            8

            13.10.1941

            Впрочем, этим список частей, куда попали ЗИС-30, не исчерпывается. Основная проблема с изучением боевого применения этой машины заключается в том, что самоходные установки в то время относились к ведомству ГАУ КА. Поэтому к их боевому применению у «танкистов» (ГАБТУ) особого внимания не было. Даже в переписке они часто упоминаются либо как просто противотанковые пушки, либо как «Комсомольцы».

            Стоит отметить, что бытующее мнение об использовании этих САУ Красной армией только осенью-зимой 1941 года, мягко говоря, не соответствует действительности. ЗИС-30 эпизодически встречаются в документах и летом-осенью 1942 года. Например, две такие САУ в это время имелись в частях 20-й армии. А отдельные машины уцелели и до 1944 года.

            ​Подбитая установка ЗИС-30, октябрь-ноябрь 1941 года. Заметен трёхцветный камуфляж - Самоходная артиллерия на тракторной базе | Военно-исторический портал Warspot.ruПодбитая установка ЗИС-30, октябрь-ноябрь 1941 года. Заметен трёхцветный камуфляж

            О боевых качествах и оценке ЗИС-30 в войсках красноречиво говорит отчёт Южного фронта, составленный в начале апреля 1942 года. Он был подготовлен по итогам применения ЗИС-30 в мотострелковом батальоне 4-й гвардейской танковой бригады (бывшей 132-й ТБр). В качестве положительных качеств машины в этом документе указывались хорошие прицелы, большая дистанция поражения вражеских танков, достигавшая 2–2,5 километров, а также высокая манёвренность. Машина легко маскировалась, а наличие орудийного щита снижало вероятность поражения расчёта осколками вражеских снарядов.

            Характерным примером боевого применения ЗИС-30 стало отражение вражеской атаки 17 марта 1942 года. Одна ЗИС-30, произведя 13 выстрелов, на дистанции в 2 километра подбила 3 немецких танка, остальные повернули назад. Использовались эти машины и в наступлении, сопровождая советские танки. При этом целью для них становились не только вражеские танки, но и огневые точки.

            ​ЗИС-30 в ходе битвы под Москвой, декабрь 1941 года. Фото явно постановочное, поскольку сошники и панели пола не откинуты - Самоходная артиллерия на тракторной базе | Военно-исторический портал Warspot.ruЗИС-30 в ходе битвы под Москвой, декабрь 1941 года. Фото явно постановочное, поскольку сошники и панели пола не откинуты

            Вместе с тем имелись к машине и претензии. Главной проблемой пушки ЗИС-2 были её противооткатные устройства. Что же касается гусеничной базы, то здесь вполне ожидаемо критике подвергся двигатель. В условиях бездорожья, особенно заснеженного, его мощности часто не хватало. Кроме того, среди недостатков указывалось и очень слабое бронирование. Красноречиво о пожеланиях военных говорит последняя фраза из доклада: «Целесообразно было бы орудие установить на шасси Т-60».

            По совпадению, как раз к моменту составления доклада Южного фронта в ГАУ и ГАБТУ готовились требования на лёгкую самоходную установку с использованием агрегатов Т-60.

            Инициативы с мест

            ЗИС-30 была отнюдь не единственной советской самоходной установкой на шасси артиллерийского тягача, хотя в серию пошла она одна. Большинство остальных из них разрабатывалось различными КБ в инициативном характере, но часть оказалась результатом того самого приказа по НКВ, который привёл к созданию ЗИС-30.

            ​Истребитель танков А-46 на шасси тягача А-42, реконструкция Александра Калашника, г. Омск - Самоходная артиллерия на тракторной базе | Военно-исторический портал Warspot.ruИстребитель танков А-46 на шасси тягача А-42, реконструкция Александра Калашника, г. Омск

            К таким самоходным установкам относятся разработки завода №183. Согласно приказу Устинова от 1 июля 1941 года, разработка САУ с 85-мм зенитной пушкой 52-К возлагалась на завод №8. Фактически же работой по этой машине занимался коллектив завода №183.

            27 августа 1941 года здесь состоялось техническое совещание, на котором обсуждались проекты самоходных установок. Среди них была 85-мм САУ на базе Т-34, которая проектировалась ещё с 1940 года (позже она превратилась в проект У-20), 85-мм САУ на базе тягача А-42, получившая обозначение А-46, а также две самоходные установки на базе тяжёлого артиллерийского тягача «Ворошиловец». Проект САУ на базе Т-34 участники совещания даже не стали рассматривать. Что же касается проекта А-46, который изначально был в большем приоритете, то он быстро канул в небытие, поскольку в серию тягач А-42 так и не пошёл.

            Совсем другое мнение у участников совещания сложилось о самоходной установке, разрабатывавшейся на базе «Ворошиловца». Первоначально речь шла об установке на этом тракторе 85-мм зенитной пушки 52-К, но параллельно на заводе №183 разработали и другую машину. К сожалению, о ней сохранилось только текстовое описание, но и оно впечатляет. Машина с боевой массой 23 тонны должна была иметь броню толщиной 30 мм в лобовой части и 20 мм по бортам. В качестве вооружения на неё предполагалось ставить либо 76-мм пушку Ф-34, либо 57-мм пушку ЗИС-4, спаренную с пулемётом ДТ. Установка предполагалась башенной, с круговым вращением. Высота линии огня составляла 2300 мм, то есть ненамного больше, чем у Т-34. К моменту обсуждения самоходную установку изготовили в виде макета, а также подготовили её рабочие чертежи.

            ​Протокол технического совещания на заводе №183. Пока это всё, что известно о башенной САУ на базе артиллерийского тягача «Ворошиловец» - Самоходная артиллерия на тракторной базе | Военно-исторический портал Warspot.ruПротокол технического совещания на заводе №183. Пока это всё, что известно о башенной САУ на базе артиллерийского тягача «Ворошиловец»

            Этот проект был одобрен, в качестве вооружения для него была утверждена 76-мм пушка Ф-34. Первые 25 самоходных установок предполагалось выпустить в октябре-ноябре 1941 года, сверх плана по «Ворошиловцам». Предполагалось, что первый образец поступит на испытания, после чего в серийные САУ внесут необходимые изменения. Кроме того, планировалось даже дальнейшее развитие самохода с установкой в него 85-мм пушки. Эта работа должна была производиться совместно с заводом №8 со сроком исполнения эскизного проекта к 15 сентября 1941 года.

            В начале сентября из ГАУ КА последовало указание о срочном изготовлении опытного образца машины с Ф-34. Впрочем, уже к середине месяца заводу №183 стало совсем не до САУ на базе «Ворошиловца». Точку в судьбе машины поставил заместитель наркома танковой промышленности И. И. Носенко, сообщивший в конце сентября, что в виду эвакуации завода выпуск двадцати пяти САУ невозможен.

            ​СУ С2, Челябинск, октябрь 1941 года - Самоходная артиллерия на тракторной базе | Военно-исторический портал Warspot.ruСУ С2, Челябинск, октябрь 1941 года

            Тогда же, осенью 1941 года, на ЧТЗ в инициативном порядке начались работы над самоходной установкой, базой для которой послужил тягач «Сталинец С-2». По характеристикам и назначению он примерно соответствовал СТЗ-5, но при этом оказался в два раза тяжелее. Судьба у этого тягача была не самая успешная: на его фоне даже СТЗ-5, к которому в войсках хватало претензий, выглядел выигрышнее.

            ​Вид СУ С2 спереди вызывает ряд вопросов по поводу технического обслуживания двигателя - Самоходная артиллерия на тракторной базе | Военно-исторический портал Warspot.ruВид СУ С2 спереди вызывает ряд вопросов по поводу технического обслуживания двигателя

            Прекрасно понимая, что в текущем виде «Сталинец С-2» не годится в качестве базы для САУ, на ЧТЗ разработали удлинённое шасси, в котором от ходовой части С-2 остались только ведущее колесо и поддерживающие катки. Подвеска стала торсионной, а в качестве опорных катков и ленивцев использовались немного уменьшенные в диаметре ленивцы от КВ-1. На шасси конструкторы взгромоздили сварной корпус, причём расположение мест в кабине сохранилось. Члену экипажа на пассажирском месте в качестве нагрузки дали пулемёт ДТ.

            Основным же вооружением САУ являлась 122-мм гаубица М-30, находившаяся в кормовой части корпуса. Гаубицу поместили на шасси вместе с орудийным щитом. Сзади было организованно боевое отделение, достаточно просторное, чтобы там разместился расчёт орудия и боезапас.

            ​Хорошо заметно, насколько громоздкой получилась машина - Самоходная артиллерия на тракторной базе | Военно-исторический портал Warspot.ruХорошо заметно, насколько громоздкой получилась машина

            В октябре 1941 года машина, получившая обозначение СУ С2, прошла заводские испытания. На этом, впрочем, её история и закончилась. Армии требовались не эрзац-САУ с туманными перспективами, а КВ-1. Осенью 1941 года ЧТЗ оказался единственным производителем тяжёлых танков. Ради КВ-1 тягачи ЧТЗ-65 и С-2 были сняты с производства.

            Тем не менее эвакуированные из Ленинграда инженеры СКБ-2 Кировского завода продолжали работу над различными проектами. Например, конструктор Н. Ф. Шашмурин проектировал двухместную танкетку «Злоба Народная» с боевой массой 2,5 тонны, броней толщиной 20–25 мм и силовой установкой в виде двух пусковых двигателей от трактора С-65. Также СКБ-2 спроектировало «Рейдовую машину», представлявшую собой облегчённый танк на базе Т-34, имевший расчётную скорость 70 км/ч и увеличенный запас хода. Эти проекты также отправились в корзину.

            ​152-мм САУ 152-СГ на шасси артиллерийского тягача «Коминтерн», начало апреля 1942 года - Самоходная артиллерия на тракторной базе | Военно-исторический портал Warspot.ru152-мм САУ 152-СГ на шасси артиллерийского тягача «Коминтерн», начало апреля 1942 года

            Гораздо более проработанными оказались проекты самоходных установок, которые спроектировали инженеры завода №592 Е. В. Синильщиков и С. Г. Перерушев. В ходе работ над самоходной установкой 122-СГ (СГ-122) они также разработали артиллерийские установки на других шасси.

            Наиболее мощной среди них оказалась САУ 152-СГ (152-мм самоходная гаубица), разработанная на базе артиллерийского тягача «Коминтерн». Машина получила открытый сверху бронированный корпус, имевший рациональные углы наклона листов. Толщина её брони составляла 15 мм, и, согласно расчётам, на дистанции в 200 метров её не пробивала пуля ДШК. Прорабатывался также вариант САУ с толщиной брони 30 мм. Впрочем, для машины, основной задачей которой был огонь с закрытых позиций, противопульной брони было вполне достаточно.

            В качестве вооружения для неё предполагалось использовать 152-мм гаубицу обр.1909/30 гг. Боевая масса 152-СГ оценивалась в 18,5 тонны, а экипаж состоял из 5 человек. Дальше эскизного проекта эта машина не продвинулась, поскольку «Коминтернов» и так не хватало, да и гаубицы обр.1909/30 гг. были в дефиците.

            ​Лёгкая самоходная установка 45-СП - Самоходная артиллерия на тракторной базе | Военно-исторический портал Warspot.ruЛёгкая самоходная установка 45-СП

            Похожую судьбу имел и истребитель танков 45-СП (45-мм самоходная пушка), который базировался на шасси СТЗ-5. В отличие от бронетрактора ХТЗ-16, на 45-СП пушку сместили вбок, а боевое отделение сделали полуоткрытым. Толщина его лобовых бронелистов составляла 20 мм, при этом они также располагались под рациональными углами наклона. Боевая масса машины оценивалась в 8,5 тонны, а максимальная скорость — в 20–30 км/ч. Подобные оптимистичные оценки выглядят весьма сомнительно, поскольку ХТЗ-16 с такой же массой имел максимальную скорость менее 20 км/ч и при этом его двигатель перегревался. Ещё один бронетрактор ГАБТУ КА не требовался, тем более что как раз в апреле 1942 года разворачивалось производство Т-70 с точно такой же 45-мм пушкой.

            ​Истребитель танков разработки А. С. Шитова и П. К. Гедыка, УЗТМ, июнь 1942 года - Самоходная артиллерия на тракторной базе | Военно-исторический портал Warspot.ruИстребитель танков разработки А. С. Шитова и П. К. Гедыка, УЗТМ, июнь 1942 года

            Один из последних проектов советских САУ на тракторной базе был создан летом 1942 года. Назывался он просто и ёмко, «Истребитель танков», а проектировали его инженеры УЗТМ А.С. Шитов и П.К. Гедык. Проект, датированный 29 июня 1942 года, базировался на сильно модифицированной базе артиллерийского тягача «Сталинец С-2». Некоторые элементы конструкции истребителя танков, в частности установка вооружения, делались явно по мотивам аналогичных элементов штурмовой САУ БГС-5 (прародитель СУ-32), где пушка ЗИС-5 устанавливалась в литой бронировке на специальном штыре.

            Истребитель танков отличался очень небольшой высотой — всего 1800 мм. Его экипаж состоял из трёх человек: механика-водителя, командира-наводчика, и заряжающего. В отличие от других свердловских САУ того периода, этот проект имел закрытую рубку. Впрочем, представителей ГАБТУ КА он не впечатлил. Мало того, что на тот момент уже испытывались куда более совершенные СУ-31 и СУ-32, для «Истребителя танков» отсутствовала и необходимая производственная база. «Сталинец С-2» не выпускался с ноября 1941 года, а его наследник, С-10, так и не пошёл в серию.

            Источники и литература:

            warspot.ru

            ЗИС-30 | Военная Техника Вики

            ЗИС-30
             
            Название

            ЗИС-30

            Назначение

             противотанковая САУ

            Изготовитель

             завод № 92

            Применение в войсках

            СССР

            Классификация

            Лёгкое самоходное орудие

            Экипаж

            4-5

            Вес

            4 т

            Вооружение

            Пушка — 57-мм ЗИС-2, пулемёты — 2× 7,62-мм ДТ

            Текущий статус

            Не используются

            ЗИС-30 (57-мм пушка ПТО) — советская лёгкая противотанковая САУ открытого типа. Создана коллективом разработчиков завода № 92 под руководством П. Ф. Муравьева. Машины этой марки серийно выпускались на артиллерийском заводе № 92 во второй половине 1941 года путём открытой установки противотанковой пушки ЗИС-2 на артиллерийском тягаче Т-20 «Комсомолец». Всего было выпущено около 100 самоходок ЗИС-30, которые участвовали в боях 1941—1942 гг. и были хорошо приняты в войсках из-за эффективности пушки ЗИС-2. Однако из-за малочисленности, поломок и боевых потерь они не оказали сколь-нибудь заметного влияния на ход войны. Тем не менее, данная САУ оказалось достаточно плохой: невысокая подвижность и никудышняя бронезащита плохо сказались на боевой эффективности.

            ru.wartech.wikia.com

            30 - это... Что такое ЗИС-30?

            Тактико-технические характеристики • Силовая установка • Вооружение • Факты • Основные модификацииПриказом народного комиссара вооружений Ванникова от 1 июля 1941 года заводу № 92 в г. Горьком (Нижний Новгород) было поручено разработать и изготовить 57-мм противотанковую пушку на самоходном шасси.

            Для выполнения поставленной задачи, на заводе № 92 была создана специальная группа разработчиков. Руководителем проекта был назначен П.Ф. Муравьев. В чрезвычайно короткие сроки самоходка была не просто разработана, но и изготовлена в металле. Причем, группа разработчиков предложила не один, а два проекта самоходки. В конце июля из цехов завода № 92 вышли две самоходки - ЗИС-30 и ЗИС-31.

            ЗИС-30 представляла собой легкую противотанковую САУ открытого типа. Базой являлся артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец», в кормовой части корпуса которого была установлена вращающаяся часть 57-мм пушки ЗИС-2 со штатным щитом.

            Для большей устойчивости при стрельбе машина оборудовалась откидными сошниками. На крыше кабины устанавливался кронштейн крепления пушки по-походному. В остальном базовая машина Т-20 осталась без изменений.

            В июле-августе были произведены испытания ЗИС-30. Приказом наркома, завод № 92 должен был начать серийный выпуск ЗИС-30 с 1 сентября 1941 года.

            Однако в связи с тем, что единственным производителем Т-20 был Московский завод №37, который с августа прекратил выпуск тягачей и переключился на выпуск танков, «Комсомольцы» пришлось собирать по воинским частям и кроме установки орудия еще и ремонтировать машины, зачастую доставленные на завод с передовой. В результате производство ЗИС-30 началось только с 21 сентября и продолжалось до 15 октября 1941 года. За этот период завод изготовил 101 машину с пушкой ЗИС-2 (включая и опытную машину) и одну установку с 45-мм пушкой. Дальнейшее производство установок было остановлено в связи с отсутствием «Комсомольцев».

            САУ ЗИС-30 начали поступать в войска в конце сентября 1941 года. Ими были укомплектованы противотанковые батареи 20 танковых бригад Западного и Юго-Западного фронтов. В первых же боях, ЗИС-30 (это название самоходки почти было не известно в войсках).

            Обычно в документах ее именовали так же, как и орудие ЗИС-2: «57-мм пушка ПТО»). САУ хорошо себя зарекомендовали. Это было в первую очередь связано с тем, что в 1941 году 57-мм пушка ЗИС-2 пробивала броню всех типов бронетехники Вермахта. А подвижность установки давала возможность без проблем менять огневую позицию. С другой стороны, в ходе интенсивного применения у самоходки выявился целый ряд недостатков таких, как плохая устойчивость, перегруженность ходовой части, малый запас хода, малый боекомплект.

            К лету 1942 года в войсках практически не осталось САУ ЗИС-30. Часть машин была потеряна в боях, а часть, вышла из строя по техническим причинам.

            voennaya.academic.ru

            Легкое самоходное орудие ЗИС-30

            В перевозимый на ЗИС-30 боекомплект входили 20 выстрелов к пушке и 756 патронов к пулемету ДТ (12 дисков). В боекомплект установки входили выстрелы с подкалиберными (УБР-27Ш, УБР-271Н), осколочными (УО-271У или УО-271УЖ) и бронебойно-трассирующими тупоголовыми и остроголовыми (УБР-271, УБР-271К, УБР-271СП) снарядами. Подкалиберный снаряд массой 1,79 кг, имевший начальную скорость 1270 м/с, на дальности 1000 м пробивал вертикально расположенную броневую плиту толщиной 101 мм, а тупоголовый и остроголовый бронебойно-трассирующие снаряды массой 3,14 кг и начальной скоростью 990 м/с соответственно 91 мм и 74 мм. Осколочный снаряд массой 3,75 кг имел начальную скорость 700 м/с. Дальность прямого выстрела бронебойным снарядом при высоте цели 2 м составляла 1100 м. Дальность стрельбы осколочной гранатой УО-271У составляла 8400 м. Броневой клепано-сварной корпус был изготовлен из броневых листов толщиной 7 и 10 мм, имевших рациональные углы наклона лобовых и бортовых листов. В крыше броневой кабины над рабочими местами механика-водителя и стрелка находились входные люки, закрывавшиеся откидными крышками. В передней стенке кабины, против сиденья стрелка был сделан вырез для установки 7,62-мм пулемета ДТ. Для наблюдения из кабины имелись три откидных щитка (перед водителем и в боковых стенках), снабженные смотровыми приборами. Для защиты расчета от пуль и осколков использовалось броневое щитовое прикрытие пушки, которое имело откидную верхнюю часть. В левой половине щита для наблюдения имелось специальное окно, закрывавшееся подвижным щитком. Силовая установка, трансмиссия и ходовая часть самоходной установки ЗИС-30 остались без изменений по сравнению с полубронированным тягачом Т-20. На машине устанавливался четырехтактный четырехцилиндровый карбюраторный двигатель М-1 мощностью 50 л.с. (37 кВт) с карбюратором "Зенит", с экономайзером и обогатителем. Пуск двигателя осуществлялся с помощью электростартера МАФ-4006 мощностью 0,8 - 0,9 л.с. (0,6 - 0,7 кВт) или от заводной рукоятки. В системе зажигания применялась бобина ИГ-4085 и прерыватель-распределитель ИГФ-4003. Общая емкость двух топливных баков составляла 122 л. Запас хода по шоссе достигал 150 км. В состав трансмиссии входили: однодисковый главный фрикцион сухого трения, четырехступенчатая коробка передач, обеспечивавшая четыре передачи вперед и одну передачу заднего хода, одноходовой демультипликатор для получения прямой или замедленной передач, коническая главная передача, два многодисковых сухих бортовых фрикциона с ленточными тормозами с накладками из ферродо и два бортовых одноступенчатых редуктора. Главный фрикцион, коробка передач и коническая главная передача были заимствованы у грузового автомобиля ГАЗ-АА. Подвеска тягача - балансирная, с листовыми рессорами. В ходовой части использовались опорные и поддерживающие катки, ведущие и направляющие колеса с механизмом натяжения, а также мелкозвенчатые гусеницы, конструкция которых была заимствована у танка Т-38. Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 6 В. В качестве источников электроэнергии использовались аккумуляторная батарея ЗСТЭ-100 емкостью 100 А•ч и генератор ГБФ-4105 напряжением 6-8 В мощностью 60-80 Вт. Средства внешней и внутренней связи на машине не устанавливались.
            Фотографии САУ ЗИС-30 

                      Чертеж самоходного орудия ЗИС-30:             - вид сбоку и спереди

            Источники: В.Г.Грабин "Оружие победы". М.: Политиздат, 1989. "Артиллерия и миномёты XX века" Смоленск, изд. "Русич" 2001 г. М.Коломиец. "Битва за Москву" 30.09-5.12.1941 гг. (Фронтовая иллюстрация №1, 2002 г.) "Отечественные бронированные машины 1905-1941". Том I. Изд.центр "Экспринт". 2002 г.

            Вернуться к САУ  Вернуться на главную страницу Hosted by uCoz

            bronetehnika.narod.ru

            Статистика ЗИС-30 | War Thunder

            Общие характеристики ЗИС-30

            • СтранаСССР
            • Тип техникиСАУ
            • Ранг2
            • Боевой рейтинг в
              • аркадном режиме 2.7
              • реалистичном режиме 2.3
              • симуляторном режиме 2.3

            Статистика по ЗИС-30 за последний месяц

            Эта статистика собирается по игрокам заходившим на наш сайт и не может применяться для указания на проблемы разработчикам, так как не является полной.

            Аркадный режим Реалистичный режим Симуляторный режим

            Общая информация о ЗИС-30

            В ходе первых же боев Великой Отечественной войны остро встал вопрос о необходимости скорейшей разработки противотанковой самоходной артиллерийской установки, способной быстро менять позиции и бороться с немецкими танковыми частями, которые по мобильности значительно превосходили части Красной Армии. Орудие было спроектировано в КБ завода №92, и представляло собой вращающуюся установку 57-мм противотанковой пушки ЗИС-2 с длиной ствола 73 калибра, установленную на артиллерийском тягаче Т-20 Комсомолец. Постройка САУ началась 21 сентября 1941 года. Всего до 15 октября завод собрал 101 экземпляр ЗИС-30, которые приняли участие в боях на завершающем этапе битвы за Москву. Все эти машины в сентябре-октябре 1941 года поступили на укомплектование батарей противотанковых орудий (6 машин в батарее) в мотострелковые батальоны танковых бригад. Артиллерийская система позволяла вести огонь со скорострельностью до 25 выстрелов в минуту, а прицельная скорострельность составляла 15 выстрелов в минуту. Стрельба велась только с места. Устойчивость самоходной установки при стрельбе обеспечивалась с помощью откидных сошников, располагавшихся в кормовой части корпуса машины. Для самообороны самоходной установки использовался штатный 7,62-мм пулемёт ДТ, устанавливавшийся в шаровой опоре справа в лобовом листе кабины. Расчёт САУ состоял из 4 человек. Самоходные пушки нравились артиллеристам благодаря своей мобильности, лучшей защищенности, по сравнению с буксируемым вариантом, и высокой эффективности пушки ЗИС-2, которая иной раз прошивала немецкие танки того периода насквозь. Недостатки ЗИС-30 заключались в малом запасе хода и возимом боекомплекте, больших габаритах установки, отсутствия связи расчета с водителем, неустойчивости машины, перегрузки ходовой части, слабой броневой защите. Практически все САУ были потеряны до лета 1942 года в боях или в результате поломок.

            thunderskill.com