Самоходная противотанковая пушка 2С14 «Жало-С». Жало с


Отечественный нереализованный проект – САУ «2С14» Жало-С » Военное обозрение

Самоходное орудие 2С14 предназначалось для противодействия танковым подразделением в прямом бою. Используемое шасси от боевой машины «БТР-70» позволяло САУ постоянно маневрировать на поле боя и вести прицельный огонь по бронированным машинам противника. Планировалось использовать САУ в военно-десантных подразделениях.

История разработки САУ 2С14

В семидесятых годах военное руководство Советского союза выдает заказ Климовскому центральному НИИ точного машиностроения на разработку проекта противотанкового орудия стационарного и самоходного исполнения. В то время основным противотанковым орудием была артиллерийская пушка калибра 100 мм «МТ-12», стационарного использования. В разработанном прототипе САУ 2С14 была использована пушка 2А62 калибра 85 мм. Орудие должно было иметь повышенные баллистические данные, боезапас пушки не имел стандартной взаимозаменяемости с остальной отечественной техникой.

Параллельно в ОКБ-9 проводилась разработка противотанкового орудия «2А45» Спрут-Б стационарного использования. Орудие получилось очень крупным и было очень неудобно в использовании, особенно для быстрых операций ВДВ. Самоходное орудие могло помочь решить эту проблему - являясь легкой и быстрой техникой, имело возможность быстрого маневрирования в боевых действиях.

Противотанковое орудие могло произвести до 25 выстрелов в минуту, основной боеприпас – оперенный снаряд бронебойного действия. В орудии использован новый на то время дульный тормоз с показателями эффективности до 80%. Вследствие того, что САУ разрабатывали как легкую боевую технику, при производстве выстрела машину ощутимо «подкидывало».

Начало конца проекта наступило после того, как «Спрут-Б» показал высочайшие бронебойные характеристики, отставание 85-мм САУ «Жало-С» составило более 50%. Это было неприемлемо – САУ «Жало-С» не могла на равных соперничать с танками вероятного противника типа «Челленджер».

К 1980 году проект был закрыт. Последний из прототипов САУ «Жало-С» представлен на обозрение в музее бронетехники города Кубинка.

Основные характеристики САУ «Жало-С»:

- полный вес 12500 кг;- команда установки 3-4 человека;- длина 7.5 метра, с орудием 10 метров;- ширина 2.8 метра;- высота 2.5 метра;- дорожный просвет 0.48 метра;- боезапас САУ до 40 выстрелов;- два движка ЗМЗ-4905;- суммарная мощность 240 л.с;- скорость передвижения по автомагистрали до 80 км/ч;- плавающий, со скоростью пересечения водного пространства до 10 км/ч;- дальность хода до 500 километров.

topwar.ru

Самоходная противотанковая пушка 2С14 «Жало-С» » Военное обозрение

Бурное развитие бронетехники в прошлом приводило к появлению новых образцов вооружения, предназначенного для борьбы с ней. Часть перспективных проектов доказала свои возможности и получила развитие, тогда как другие разработки оказались тупиковыми. В семидесятых годах прошлого века советской оборонной промышленностью был создан проект самоходной противотанковой пушки 2С14 «Жало-С». Эта машина могла представлять большой интерес для войск, но ограниченные характеристики не позволили ей продвинуться дальше полигонных испытаний.

История проекта 2С14 «Жало-С» восходит к исследованиям середины шестидесятых годов. В этот период научно-исследовательские организации министерства обороны работали над созданием обновленной структуры ракетных войск и артиллерии, адаптированной для использования современного и перспективного вооружения. Среди прочего, появилось предложение о возобновлении создания противотанковых пушек. Техника условного противника уже успела получить достаточно эффективную защиту от существующих кумулятивных боеприпасов, применяемых, в частности, в составе ракетных комплексов, и поэтому требовалось новое средство борьбы с ней. Как следствие, было предложено вновь вернуться к созданию специализированных пушек.

СПТП 2С14 "Жало-С" в музее г. Кубинка. Фото Wikimedia Commons

Позже были сформированы требования к перспективному противотанковому вооружению. В обозримом будущем на полковом и дивизионном уровне следовало использовать орудия калибров 100 и 125 мм в самоходном исполнении. Такие вооружения планировалось дополнить 85-мм пушками высокой баллистики, предназначенными для использования в батальонах. В отличие от более «старших» систем, это орудие следовало делать как в самоходном, так и в буксируемом варианте. Работы по этой тематике стартовали в 1969 году.

Головным разработчиком проекта противотанковой пушки калибра 85 мм было назначено КБ-3 Горьковского автомобильного завода. Всего через несколько месяцев после начала этих работ конструкторское бюро было преобразовано в Центральный научно-исследовательский институт «Буревестник» и стало одним из главных отечественных разработчиков артиллерии. Руководителем проекта был назначен В.Э. Серебряный.

Вся программа создания 85-мм пушки получила шифр «Жало». Буксируемая пушка должна была называться «Жало-Б», самоходная установка, соответственно, – «Жало-С». В дальнейшем перспективным образцам были присвоены индексы ГРАУ. Буксируемая пушка стала обозначаться как 2А55, самоходка – 2С14 с орудием 2А62.

В начале семидесятых годов специалисты ЦНИИ «Буревестник» занимались изучением имеющихся возможностей и проектированием макетного образца перспективной 85-мм пушки. Для проверки основных идей и решений было построено буксируемое орудие с условным обозначением КМ-33. При помощи этого изделия были установлены некоторые характеристики, а также определены необходимые доработки конструкции. Опыт, полученный при испытаниях макетного образца, планировалось использовать в дальнейшем развитии орудий проекта «Жало», как буксируемого, так и самоходного. Кроме того, с использованием пушки КМ-33 Научно-исследовательский машиностроительный институт смог разработать целый ряд перспективных боеприпасов калибра 85 мм.

Общий вид. Рисунок Shushpanzer-ru.livejournal.com

Параллельно с доводкой имеющегося орудия выполнялось проектирование его носителя. В соответствии с требованиями заказчика был сформирован интересный облик перспективной самоходки. Она должна была самым серьезным образом отличаться от серийных САУ отечественной разработки. Главное отличие заключалось в типе используемого шасси. Бронемашину предлагалось строить не на базе традиционного для самоходок гусеничного шасси, но на основе колесной бронемашины.

В качестве основы для самоходной противотанковой пушки (СПТП) «Жало-С» предлагалось использовать переработанное шасси бронетранспортера БТР-70. Эта машина должна была лишаться штатного вооружения и оснащения десантного отделения. На месте последнего формировалось боевое отделение с поворотной башней, несущей все требуемое вооружение. Таким образом, с учетом особенностей архитектуры и решаемых задач, с современной точки зрения батальонная СПТП может быть отнесена к классу т.н. колесных танков.

В качестве основы для новой самоходки было выбрано шасси серийного бронетранспортера. Характерные особенности БТР-70 привели к тому, что в ходе разработки нового проекта не понадобилось значительное изменение конструкции имеющегося корпуса и шасси. Так, компоновка с передним расположением общего обитаемого отсека и кормовым силовым отделением позволила расположить башню в центральной части машины и оставить без изменений размещение иных основных агрегатов. Кроме того, установка башни не требовала значительной переработки корпуса, за исключением установки нового погона и некоторого усиления крыши.

Прототип на ранней стадии испытаний. Башня еще не оснащена пушкой. Фото Shushpanzer-ru.livejournal.com

СПТП 2С14 сохраняла имеющийся броневой корпус, сваривавшийся из броневых листов толщиной не более 8-10 мм с наиболее мощной защитой в лобовой проекции. Оставался на месте лобовой агрегат узнаваемой формы, сопряженный с бортами клиновидной конструкции. Кормовая часть корпуса отличалась уменьшающимся сечением. Компоновка корпуса была переработана в соответствии с новым предназначением машины. В передней части сохранялось отделение управления с двумя рабочими местами, центральный отсек отдали под боевое отделение, а корма по-прежнему должна была вмещать двигатели и часть устройств трансмиссии.

Силовая установка бронетранспортера и созданной на его базе самоходки состояла из двух карбюраторных двигателей ЗМЗ-4905 мощностью по 120 л.с. каждый. Двигатели монтировались на общей раме со сцеплением и механической коробкой передач. Рядом с ними также находились топливные баки. При помощи нескольких валов, дополнительных коробок и дифференциалов крутящий момент двигателей распределялся на восемь ведущих колес.

Сохранялась ходовая часть, разработанная ранее для БТР-70. В ее составе имелось четыре пары колес с пневматическими шинами, оснащенными системой подкачки и регулировки давления. Колеса оснащались рычажно-торсионной подвеской. Ступица колеса подвешивалась на двух рычагах, в качестве упругого элемента применялся торсион. Также в составе ходовой части использовалось 12 гидравлических амортизаторов двойного действия. Ряд идей и решений, использованных при создании орудия и боевого отделения, позволил обойтись без какой-либо переработки ходовой части с целью ее усиления. Для перемещения по воде машина должна была использовать кормовой водомет.

Специально для самоходки нового типа была разработана оригинальная башня, изначально предназначенная для установки орудия 2А62. Башня получила бронирование толщиной до 6 мм и должна была состоять из нескольких листов разной формы, сваренных в единую конструкцию. Колпак башни отличался оригинальной формой. Его нижняя часть образовывалась листом, выполненным в виде перевернутого усеченного конуса небольшой высоты. Над ним в центре лобовой части располагался коробчатый агрегат со средствами крепления орудия, по бокам от которого имелись прямоугольные ниши. Борта и корма башни выполнялись в виде еще одной конической поверхности. Использовалась выгнутая в центре крыша, у левого борта которой находилась башенка с люком. В центре кормы предусматривалась небольшая прямоугольная ниша с круглым лючком для выброса стреляных гильз.

"Жало-С" на полигоне. Фото Russianarms.ru

Основным оружием самоходки «Жало-С» являлась 85-мм гладкоствольная пушка 2А62, унифицированная с буксируемой системой 2А55. Это орудие получило ствол большой длины, оснащенный эжектором и развитым дульным тормозом. Для компенсации импульса отдачи в дульной части ствола предусматривались несколько рядов круглых отверстий. Такой дульный тормоз, как показали испытания, гасил до 75-80% отдачи. Большая часть остального импульса поглощалась противооткатными устройствами. Орудие использовало унитарное заряжание и могло показывать скорострельность до 20-25 выстрелов в минуту.

Новая пушка могла использовать боеприпасы нескольких типов, специально разработанных в рамках программы «Жало». Основным средством борьбы с танками вероятного противника являлись бронебойные подкалиберные оперенные снаряды. Во избежание использования нештатного боеприпаса орудия 2А55 и 2А62 имели совместимость только с рекомендованными выстрелами. Применение иных существующих 85-мм снарядов исключалось при помощи некоторых особенностей конструкции. В имеющемся боевом отделении можно было поместить укладки на 35-40 выстрелов.

На стадии проектирования и испытаний применение дополнительного пулеметного или иного вооружения не предусматривалось. Возможно, при дальнейшем развитии проекта орудийная установка могла бы получить спаренный пулемет, а на башне могли появится дымовые гранатометы.

По имеющимся данным, экипаж перспективной СПТП 2С14 должен был состоять из трех или четырех человек. Механик-водитель помещался на своем месте в передней части корпуса. Рядом с ним мог располагаться командир. Отделение управления сохраняло пару люков в крыше. Для наблюдения могло использоваться лобовое остекление с бронещитками или перископические приборы. Места наводчика и заряжающего находились в боевом отделении. Попадать в башню можно было как через люк в крыше, так и через бортовые люки, характерные для БТР-70. В распоряжении экипажа имелись оптические приборы, в том числе прицельное оборудование, а также радиостанция Р-173.

Современный макет СПТП 2С14. Можно рассмотреть конструкцию башни. Фото Zonwar.ru

Отсутствие серьезных доработок существующего шасси привело к сохранению некоторых геометрических характеристик. Так, длина самоходки по корпусу равнялась соответствующему параметру БТР и составляла 7,51 м. Длина с пушкой вперед – 9,95 м. Ширина – чуть менее 2,8 м, высота – 2,5 м. Боевая масса бронемашины составляла 12,5 т. Незначительный рост веса позволил сохранить подвижность на уровне базового образца.

Первый и, как позже оказалось, последний опытный образец самоходной противотанковой пушки 2С14 «Жало-С» был построен в 1975 году и вскоре отправлен на испытания. После заводских испытаний и исправления мелких недочетов машину передали специалистам военного ведомства. Испытания в интересах армии проводились на Ржевском артиллерийском полигоне и на площадках НИИ бронетанковой техники в г. Кубинка. Как видно на имеющихся фотографиях, опытный образец далеко не сразу получил полноценное боевое отделение. До определенного времени на шасси размещалась только башня без орудия. Обширная программа испытаний заняла достаточно много времени. Опытный образец преодолевал различные трассы и атаковал учебные цели до самого конца семидесятых годов.

В 1980 году комиссия, следившая за ходом испытаний, провела анализ собранных данных и подвела итоги проекта. Во время длительных проверок было установлено, что СПТП «Жало-С» имеет ряд положительных черт, но при этом не лишена самых серьезных недостатков. По совокупности технических характеристик и боевых возможностей перспективный образец не был рекомендован к принятию на вооружение.

Несомненным плюсом разработанной бронемашины было использование готового серийного шасси, подвергшегося минимальным доработкам. Это позволяло сравнительно быстро и просто наладить серийное производство, а также в значительной мере упрощало эксплуатацию техники в войсках. Кроме того, шасси давало весьма высокую подвижность как на автомобильных дорогах, так и на пересеченной местности. Новое гладкоствольное орудие калибра 85 мм со специальными бронебойными снарядами показало достаточно высокие боевые качества и подтвердило возможность поражения различных бронированных целей.

Опытный образец на открытой площадке музея. Фото Russianarms.ru

Тем не менее, имелись и недостатки. Так, базовый бронетранспортер и новая башня имели броню толщиной не более 8-10 мм, что было достаточно только для защиты от пуль стрелкового оружия. Также было установлено, что 85-мм пушка 2А62 имеет ограниченные боевые возможности. Бронебойные снаряды этого орудия могли уверено поражать различную бронетехнику вероятного противника, имеющую противопульное или относительно слабое противоснарядное бронирование. Однако подкалиберным снарядам орудия не хватало энергии для пробития комбинированной брони новейших зарубежных основных танков. Показатели бронепробиваемости пушек 2А55 и 2А62 были примерно в полтора раза ниже, чем у 125-мм орудия 2А46.

Еще одна претензия к пушкам семейства «Жало» была связана с их модернизационным потенциалом. Боевые качества двух орудий можно было улучшить при помощи специализированных управляемых ракет, запускаемых через ствол. К моменту появления проектов 2А55 и 2А62 советская промышленность успела начать производство таких ракетных комплексов, а армия приступила к их освоению. Однако уровень развития технологий на тот момент не позволял создать подобный боеприпас в калибре 85 мм. Таким образом, перспективные орудия в обозримом будущем могли бы использовать только «классические» подкалиберные и кумулятивные боеприпасы с ограниченными боевыми характеристиками.

Ограниченные характеристики имеющегося орудия, а также отсутствие возможности наращивания потенциала за счет создания новых боеприпасов привело к соответствующему решению военных. СПТП 2С14 «Жало-С» с орудием 2А62, равно как и буксируемая пушка 2А55 «Жало-Б», не рекомендовалась к принятию на вооружение. Получение требуемых характеристик и возможностей без кардинальной переработки вооружений и техники не представлялось возможным. Как следствие, вскоре после завершения испытаний в 1980 году вся программа с шифром «Жало» была остановлена.

Самоходка в выставочном павильоне. Фото Shushpanzer-ru.livejournal.com

Для испытаний был построен только один опытный образец. После завершения проверок и закрытия проекта эту машину передали музею бронетанковой техники в Кубинке. В течение многих лет уникальный прототип хранился на одной из площадок музея под открытым небом. Лишь сравнительно недавно опытную самоходку 2С14 отправили на реставрацию и после ввели в состав экспозиции одного из павильонов, посвященных отечественным боевым бронированным машинам. Теперь ее могут увидеть все желающие.

В ходе испытаний было установлено, что оригинальная идея батальонной самоходной противотанковой пушки калибра 85 мм – при всех кажущихся положительных особенностях – имеет весьма ограниченные перспективы. Продолжающееся развитие бронетехники вероятных противников приводило к росту параметров ее защиты и снижению эффективности существующих противотанковых средств. Более того, получение приемлемых характеристик бронепробиваемости и их сохранение в течение длительного времени при калибре 85 мм не представлялось возможным.

Тем не менее, некоторые идеи, появившиеся еще во второй половине шестидесятых годов, все же получили развитие и нашли применение в войсках. Так, значительно позже на вооружение воздушно-десантных войск была принята самоходная противотанковая пушка 2С25 «Спрут-СД», основанная на некоторых достаточно старых идеях. Необходимо отметить, что эта боевая машина получила 125-мм гладкоствольное орудие. Этот калибр позволил получить требуемую огневую мощь, а также обеспечил приемлемый модернизационный потенциал.

По материалам сайтов:http://russianarms.ru/http://all-tanks.ru/http://zonwar.ru/http://shushpanzer-ru.livejournal.com/

topwar.ru

Нереализованные проекты: САУ «2С14» Жало-С (СССР)

10:00 / 26.05.14Нереализованные проекты: САУ «2С14» Жало-С (СССР)

Самоходное орудие 2С14 предназначалось для противодействия танковым подразделением в прямом бою. Используемое шасси от боевой машины «БТР-70» позволяло САУ постоянно маневрировать на поле боя и вести прицельный огонь по бронированным машинам противника. Планировалось использовать САУ в военно-десантных подразделениях. 

Колёсная САУ 2С14 "Жало-С" / Фото: shushpanzer-ru.livejournal.com

История разработки САУ 2С14 

В семидесятых годах военное руководство Советского союза выдает заказ Климовскому центральному НИИ точного машиностроения на разработку проекта противотанкового орудия стационарного и самоходного исполнения. В то время основным противотанковым орудием была артиллерийская пушка калибра 100 мм «МТ-12», стационарного использования. 

В разработанном прототипе САУ 2С14 была использована пушка 2А62 калибра 85 мм. Орудие должно было иметь повышенные баллистические данные, боезапас пушки не имел стандартной взаимозаменяемости с остальной отечественной техникой.

 

САУ 2С14 на испытанияд / Фото: shushpanzer-ru.livejournal.com

САУ 2С14 атакует / Фото: shushpanzer-ru.livejournal.com

Параллельно в ОКБ-9 проводилась разработка противотанкового орудия «2А45» Спрут-Б стационарного использования. Орудие получилось очень крупным и было очень неудобно в использовании, особенно для быстрых операций ВДВ. 

Самоходное орудие могло помочь решить эту проблему - являясь легкой и быстрой техникой, имело возможность быстрого маневрирования в боевых действиях. Противотанковое орудие могло произвести до 25 выстрелов в минуту, основной боеприпас – оперенный снаряд бронебойного действия. 

В орудии использован новый на то время дульный тормоз с показателями эффективности до 80%. Вследствие того, что САУ разрабатывали как легкую боевую технику, при производстве выстрела машину ощутимо «подкидывало».

 

85-мм орудие / Фото: shushpanzer-ru.livejournal.com

САУ 2С14 "Жало-С" / Фото: shushpanzer-ru.livejournal.com

Начало конца проекта наступило после того, как «Спрут-Б» показал высочайшие бронебойные характеристики, отставание 85-мм САУ «Жало-С» составило более 50%. 

Это было неприемлемо – САУ «Жало-С» не могла на равных соперничать с танками вероятного противника типа «Челленджер». К 1980 году проект был закрыт. 

Последний из прототипов САУ «Жало-С» представлен на обозрение в музее бронетехники города Кубинка. 

Модель колёсной САУ 2С14 "Жало-С" / Фото: shushpanzer-ru.livejournal.com

Основные характеристики САУ «Жало-С»

Полный вес, кг12500
Команда установки, чел3-4
Длинна, м:
установки, м7.5
с орудием, м10

Ширина, м

2.8

Высота, м

2.5

Дорожный просвет, м0.48
Боезапас САУ, выстрел40
Двигатель, кол-во/марка 2/ЗМЗ-4905;
Суммарная мощность, л.с2х120

 Скорость передвижения, км/ч :

по автомагистрали

80

на воде10

Дальность хода, км

500

При написании материала использовались данные открытых интернет-источников:

Теги: Самоходное орудие, 2С14, предназначение, противодействие, танковое подразделение, прямой бой, шасси, «БТР-70»

www.arms-expo.ru

Колёсная САУ 2С14 "Жало-С" - ШУШПАНЦЕРЫ АТАКУЮТ!

Самоходное орудие 2С14 предназначалось для противодействия танковым подразделением в прямом бою. Используемое шасси от боевой машины «БТР-70» позволяло САУ постоянно маневрировать на поле боя и вести прицельный огонь по бронированным машинам противника. Планировалось использовать САУ в воздушно-десантных подразделениях.

Долгое время опытная САУ находилась в запасниках музея в Кубинке,читай на свалке под открытым небом в бесхозном состоянии.

История разработки САУ 2С14

В семидесятых годах военное руководство Советского союза выдает заказ Климовскому центральному НИИ точного машиностроения на разработку проекта противотанкового орудия буксируемого и самоходного исполнения. В то время основным противотанковым орудием была буксируемая пушка калибра 100 мм «МТ-12». В разработанном прототипе САУ 2С14 была использована пушка 2А62 калибра 85 мм. Орудие должно было иметь повышенные баллистические данные, боезапас пушки не имел стандартной взаимозаменяемости с остальной отечественной техникой.

Самоходная артиллерийская установка 2С14 без орудия на полигоне.

Параллельно в ОКБ-9 проводилась разработка буксируемого противотанкового орудия «2А45» Спрут-Б. Орудие получилось очень крупным и было очень неудобно в использовании, особенно для быстрых операций ВДВ. Самоходное орудие могло помочь решить эту проблему - являясь легкой и быстрой техникой, имело возможность быстрого маневрирования в боевых действиях.

Самоходная артиллерийская установка 2С14 на полигоне.

Противотанковое орудие могло произвести до 25 выстрелов в минуту, основной боеприпас – оперенный снаряд бронебойного действия. В орудии использован новый на то время дульный тормоз с показателями эффективности до 80%. Вследствие того, что САУ разрабатывали как легкую боевую технику, при производстве выстрела машину ощутимо «подкидывало».

Начало конца проекта наступило после того, как «Спрут-Б» показал высочайшие бронебойные характеристики, отставание 85-мм САУ «Жало-С» составило более 50%. Это было неприемлемо – САУ «Жало-С» не могла на равных соперничать с танками вероятного противника типа «Челленджер».

К 1980 году проект был закрыт.

Последний из прототипов САУ «Жало-С» представлен на обозрение в музее бронетехники города Кубинка. Часть экспозиции павильона "Советские бронеавтомобили, БТР и БМП".

Тактико-технические характеристики:Экипаж - 3-4 человекаБоевая масса - 12,5т.Длина, с пушкой вперёд - 9950мм/ Длина корпуса - 7510мм/ Ширина -- 2790мм/ Высота - 2490мм/ Клиренс - 475мм.Среднее удельное давление на грунт - 1,05-2,21 кг/см в квадрате.Бронирование: Лоб корпуса - 8-10мм/ Лоб башни - 6мм.Артиллерийское вооружение:1 пушка - 2А62 85ммСкорострельность - 20-25 выстр/минБоекомплект - 30-40 выстреловДвигатель: два карбюраторных двигателя ЗМЗ-4905, 8-ми цилиндровых,V-образных, мощностью 120л.с. каждый.Удельная мощность - 19,2л.с./тМаксимальная скорость - 80км/чСкорость на плаву - 9-10км/чЗапас хода - 400-600км.Радиостанция - Р-173

Источник: 1. http://www.rusmed-forever.ru/forum/2. А. Карпенко "Отечественные самоходные артиллерийские и зенитные установки. Часть 1".. Страница 45.3. http://sermonak.narod.ru/btr/btr_70.html4. http://test.topwar.ru/8583-otechestvennyy-nerealizovannyy-proekt-sau-2s14-zhalo-s.html5. http://ymorno.ru/index.php?act=Print&client=printer&f=199&t=38819

shushpanzer-ru.livejournal.com

«Проект Армата» — гайд по 2С14 «Жало-С» — Игры Mail.Ru

Рассказ о советском опытном истребителе танков 2С14 «Жало-С»: реальный прототип, игровые тактико-технические характеристики, тактика боя

Реальный прототип

К 60-м годам стали появляться все более эффективные системы защиты от кумулятивных боеприпасов и управляемых ракет. Это заставило советских инженеров задуматься об альтернативных средствах борьбы с тяжелой техникой противника. Вновь стала актуальной концепция ствольных ПТ САУ и использования подкалиберных снарядов высокой бронебойности.

В 1969 году сотрудники НИИ «Буревестник» приступили к разработке истребителя танков нового поколения 2С14 «Жало-С». Машина создавалась на базе БТР-70 и была вооружена 85-мм пушкой 2А62. Опытные образцы «Жала» появились к 1975 году и отправились на заводские, а затем полевые испытания. Тестирование закончилось к 1980 году — машина показала положительный результат.

Но встать на вооружение 2С14 было не суждено. Разработка затянулась на долгие 11 лет — за это время тактика и вооружение кардинально изменились. ИТ «Жало-С» представлял реальную угрозу для легкобронированных транспортеров и САУ, но был непригоден для борьбы с новейшими танками потенциального противника. Кроме того, в советском танкостроении важное место занимала концепция управляемых снарядов, реализовать которую при калибре 85 мм было невозможно.

Тактико-технические характеристики (ТТХ)

«Жало-С» в «Проекте Армата» — это премиумный истребитель танков 4-го уровня. Огромные размеры и слабая маневренность этой машины делают ее одной из самых лакомых мишеней на карте. Но у «Жала» есть все необходимое, чтобы превратить любого охотника в жертву.

Поскольку главное достоинство любого ИТ — это орудие, с него и начнем. 85-мм пушка 2А62 способна обстреливать позиции неприятеля бронебойными и осколочно-фугасными снарядами до 12 выстрелов в минуту. В сумме это дает впечатляющую огневую мощь — 3238 единиц. И если применение ОФС ограничивается лишь теоритическими ситуациями, то функциональность ББ поражает. Они обладают пробивной способностью 201 мм — даже у основных боевых танков сложно найти область, которая выдержит попадание такого снаряда. Урон у ББ тоже неплох — 269 единиц это хоть и меньше, чем у американского конкурента LAV-300 с его кумулями, но вполне достаточно, чтобы изрядно покалечить любого противника.

Зато «Жало С» обставляет своего американского коллегу по ряду других параметров. В их числе скорость поворота башни 45,14 град/с, время прицеливания 2,31 и дальность обзора, которой позавидуют даже некоторые машины-разведчики. Расстояние, на котором 2С14 способен обнаружить цель, превышает 440 м.

Хорошо обстоят дела и с динамикой. Максимальная скорость машины — 81 км/ч, а разгон до 32 км/ч занимает 4,4 секунды. Впрочем, в бою от этого мало толку. Длинный корпус и четырехосная база делают машину настолько неповоротливой, что уворачиваться от снарядов и тем более закручивать технику врага будет очень сложно. Хорошая новость лишь в том, что в задачи ИТ такое поведение не входит.

В лучших традициях класса, брони у «Жала» практически нет. Бронирование в самых упитанных точках корпуса и башни едва достигает 10 мм, поэтому лучшее, на что приходится рассчитывать — редкие рикошеты мелкокалиберных снарядов. Добавляет ложку дегтя и прочность: 950 единиц — это на полвыстрела меньше, чем у LAV-300.

Как играть на ИТ «Жало-С»

Лучшая тактика для ИТ «Жало-С» — оперативно занять выгодную позицию. Подойдет любая высота в тылу, откуда можно быстро сбежать в случае обнаружения. Бой на «Жале» можно разделить на 2 фазы — пассивную и активную. В ходе первой машина оказывает мощную огневую поддержку товарищам. На этом этапе главное не засветиться – задним ходом «Жало» сдает очень медленно, а выполнить разворот в три приема будет еще сложнее, чем сдать экзамен в автошколе с первого раза. Поэтому чем точнее будет стрелять игрок, тем выше его шансы приступить к активной наступательной фазе.

Если товарищи прорвали подконтрольный участок, можно смело вставать в их ряды. Со своими габаритами и 8-ю колесами лобовую атаку «Жало» явно не потянет, а вот заходить к противникам с фланга или с тыла — это запросто. В рамках атакующей операции нужно вести себя агрессивно. Пользуйтесь главными достоинствами машины: дальностью обзора, скоростью и сохраненной в тылу прочностью. Обнаруживайте и уничтожайте врага первым — высокая скорость перезарядки в этом поможет. Где можно, разменивайте прочность, где нельзя — ждите подкрепления.

Чтобы ваша игра на «Жале» доставляла врагу еще больше хлопот, обзаведитесь дополнительным оборудованием. Тем более что ИТ премиумный — а значит, вложение быстро окупится благодаря бонусу к зарабатываемым кредитам. Всеми способами повышайте наносимый урон — купите канал ствола или заряды, а лучше и то и другое. В слот подвижности установите трансмиссию — снижение времени разгона куда важнее абстрактной прибавки к максимальной скорости.

***

У «Жала-С» нет каких-то особенных преимуществ перед американским LAV-300, однако в умелых руках эта машина станет грозой для техники любой другой техники. Если придерживаться основной тактики ИТ-класса и пользоваться индивидуальными преимуществами 2С14, победы и первые места в командном рейтинге станут обычным делом.

games.mail.ru

ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННАЯ ТЕХНИКА, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОПК, БАСТИОН ВТС, НЕВСКИЙ БАСТИОН, ЖУРНАЛ, СБОРНИК, ВПК, АРМИИ, ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ, НОВОСТИ, ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ, ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, СОБЫТИЯ ФАКТЫ ВПК, НОВОСТИ ОПК, ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, МИНИСТРЕСТВО ОБОРОНЫ, СИЛОВЫХ СТРУКТУР, КРАСНАЯ АРМИЯ, СОВЕТСКАЯ АРМИЯ, РУССКАЯ АРМИЯ, ЗАРУБЕЖНЫЕ ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, ВиВТ, ПВН, информация по военной технике, сайт по Военной технике

85-ММ ОПЫТНАЯ САМОХОДНАЯ ПУШКА 2С14 «ЖАЛО-С»

85-MM EXPERIENCED SELF-PROPELLED GUN 2С14 «ZHALO-S»

В конце 1960-х годов в Советском Союзе были начаты работы над новым поколением противотанковых пушек. При этом предполагалось, что в полковом и дивизионном звене Сухопутных войск иметь 100-мм самоходную противотанковую пушку типа «Норов» и 125-мм самоходную противотанковую пушку «Спрут-С» соответственно. Для батальонного же звена предполагалась разработка лёгких 85-мм противотанковых пушек в буксируемом и самоходном вариантах «Жало-Б» и «Жало-С» соответственно. Головным разработчиком самоходной противотанковой пушки 2С14 «Жало-С» был определен Центральный научно-исследовательский институт (ЦНИИ) «Буревестник», где работы велись под руководством В. Э. Серебряного в отделе № 32 отделения № 3.К тому времени основной противотанковой пушкой в Советском Союзе было 100-мм орудие МТ-12 (Т-12), созданное в 1960-е годы. В разработке находилась более мощная 125-мм пушка 2А45 «Спрут-Б». Эта пушка была достаточно громоздка и не всегда пригодна в маневренном бою, особенно для десантных подразделений. Наличие более легкого орудия с большой длиной ствола и следовательно высокой скоростью и хорошей пробивной способностью снаряда, типа ЗИС-3 времен войны могло устранить имеющиеся проблемы, особенно в батальонном звене противотанковой обороны.

За базу самоходной противотанковой пушки 2С14 было взято шасси бронетранспортёра БТР-70. Во вращающейся башне устанавливалась 85-мм пушка 2А62, унифицированная по баллистическому решению и боекомплекту с буксируемой противотанковой пушкой 2А55. Пушка 2А62 оснащалась щелевым дульным тормозом с эффективностью 75—80 % и позволяла развивать максимальную скорострельность до 20—25 выстрелов в минуту. В боекомплект входили бронебойные подкалиберные снаряды, не имевшие взаимозаменяемости с другими артиллерийскими системами, состоявшими на вооружении Советской армии. Орудие обеспечивало бронепробиваемость приблизительно в 1,5 раза ниже, чем у 125-мм пушки Д-81. Для наведения на цель использовался перископический прицел. Связь осуществлялась посредством УКВ радиостанции Р-173.

Силовая установка бронетранспортера и созданной на его базе самоходки состояла из двух карбюраторных двигателей ЗМЗ-4905 мощностью по 120 л.с. каждый. Двигатели монтировались на общей раме со сцеплением и механической коробкой передач. Рядом с ними также находились топливные баки. При помощи нескольких валов, дополнительных коробок и дифференциалов крутящий момент двигателей распределялся на восемь ведущих колес.

К 1975 году был изготовлен опытный образец самоходной пушки 2С14, который успешно прошёл заводские испытания, а затем был направлен на полигонные испытания на Ржевский артиллерийский полигон и Бронетанковый полигон в Кубинке.

К 1980 году САУ 2С14 прошла весь цикл испытаний, результаты которых межведомственной комиссией были оценены как положительные. Однако, как буксируемая, так и самоходная противотанковые пушки семейства «Жало» на вооружение приняты не были.Несмотря на то, что 2С14 позволяла успешно бороться с самоходными артиллерийскими установками и лёгкой бронетехникой противника, к моменту завершения работ 85-мм орудие САУ 2С14 не позволяло эффективно бороться с современными танками потенциального противника. Кроме того, калибр 85 мм не подходил для создания управляемых боеприпасов, разработка которых активно велась для других систем более крупного калибра.

В настоящее время опытный образец 85-мм самоходной противотанковой пушки 2С14 «Жало-С» находится в экспозиции в Центрального музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Состояние проходила испытания в 1975-1980 годахРазработчик ЦНИИ БуревестникПроизводство опытный образецБаза БТР-70Боевая масса, т 12,5Длина, мм— с пушкой вперед 9950— корпуса 7510Ширина, мм 2790Высота, мм 2490Клиренс, мм 475Среднее удельное давлениена грунт, кг/см2 1,05-2,21Двигатель:— тип два 8-цилиндровых карбюраторных ГАЗ-66— максимальная мощность, л.с. 2 х120Удельная мощность, л.с./т 19,2Максимальная скорость, км/ч 80Cкорость на плаву, км/ч 9-10Запас хода, км 400-600Преодолеваемые препятствия:— подъем, град. 30— ров, м 2,0— брод, м плавающаяБронирование, мм:— лоб корпуса 8-10— лоб башни 6Экипаж, чел. 3-4Радиостанция Р-173

АРТИЛЛЕРИЙСКОЕ ВООРУЖЕНИЕ:

Тип орудия одна 85-мм пушка 2А62Скорострельность, выстр./мин. 20-25Боекомплект, выстрелов 30-40Прицел перескопический

А.В.Карпенко ВТС «БАСТИОН», 23.05.2017

Источники: Карпенко А.В. «Современные самоходные орудия». «Отечественные самоходные артиллерийские и зенитные установки» часть 2. СПб: «Бастион», 2001 г., 48 с., ru.wikipedia.org, topwar.ru, Широкорад А.Б. «Спрут» и «Жало» // Техника и вооружение: вчера, сегодня, завтра. — М.: Техинформ, 1999 и др.

85-ММ САМОХОДНАЯ ПУШКА 2С14 «ЖАЛО-С» В ЭКСПОЗИЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО МУЗЕЯ БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ 85-ММ ПРОТИВОТАНКОВАЯ ПУШКА 2А55 «ЖАЛО-Б» МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-70М ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ «БУРЕВЕСТНИК»

bastion-karpenko.ru

Самоходная противотанковая пушка 2С14 «Жало-С»

Бурное развитие бронетехники в прошлом приводило к появлению новых образцов вооружения, предназначенного для борьбы с ней. Часть перспективных проектов доказала свои возможности и получила развитие, тогда как другие разработки оказались тупиковыми. В семидесятых годах прошлого века советской оборонной промышленностью был создан проект самоходной противотанковой пушки 2С14 «Жало-С». Эта машина могла представлять большой интерес для войск, но ограниченные характеристики не позволили ей продвинуться дальше полигонных испытаний.

История проекта 2С14 «Жало-С» восходит к исследованиям середины шестидесятых годов. В этот период научно-исследовательские организации министерства обороны работали над созданием обновленной структуры ракетных войск и артиллерии, адаптированной для использования современного и перспективного вооружения. Среди прочего, появилось предложение о возобновлении создания противотанковых пушек. Техника условного противника уже успела получить достаточно эффективную защиту от существующих кумулятивных боеприпасов, применяемых, в частности, в составе ракетных комплексов, и поэтому требовалось новое средство борьбы с ней. Как следствие, было предложено вновь вернуться к созданию специализированных пушек.

СПТП 2С14 "Жало-С" в музее г. Кубинка. Фото Wikimedia Commons

Позже были сформированы требования к перспективному противотанковому вооружению. В обозримом будущем на полковом и дивизионном уровне следовало использовать орудия калибров 100 и 125 мм в самоходном исполнении. Такие вооружения планировалось дополнить 85-мм пушками высокой баллистики, предназначенными для использования в батальонах. В отличие от более «старших» систем, это орудие следовало делать как в самоходном, так и в буксируемом варианте. Работы по этой тематике стартовали в 1969 году.

Головным разработчиком проекта противотанковой пушки калибра 85 мм было назначено КБ-3 Горьковского автомобильного завода. Всего через несколько месяцев после начала этих работ конструкторское бюро было преобразовано в Центральный научно-исследовательский институт «Буревестник» и стало одним из главных отечественных разработчиков артиллерии. Руководителем проекта был назначен В.Э. Серебряный.

Вся программа создания 85-мм пушки получила шифр «Жало». Буксируемая пушка должна была называться «Жало-Б», самоходная установка, соответственно, – «Жало-С». В дальнейшем перспективным образцам были присвоены индексы ГРАУ. Буксируемая пушка стала обозначаться как 2А55, самоходка – 2С14 с орудием 2А62.

В начале семидесятых годов специалисты ЦНИИ «Буревестник» занимались изучением имеющихся возможностей и проектированием макетного образца перспективной 85-мм пушки. Для проверки основных идей и решений было построено буксируемое орудие с условным обозначением КМ-33. При помощи этого изделия были установлены некоторые характеристики, а также определены необходимые доработки конструкции. Опыт, полученный при испытаниях макетного образца, планировалось использовать в дальнейшем развитии орудий проекта «Жало», как буксируемого, так и самоходного. Кроме того, с использованием пушки КМ-33 Научно-исследовательский машиностроительный институт смог разработать целый ряд перспективных боеприпасов калибра 85 мм.

Общий вид. Рисунок Shushpanzer-ru.livejournal.com

Параллельно с доводкой имеющегося орудия выполнялось проектирование его носителя. В соответствии с требованиями заказчика был сформирован интересный облик перспективной самоходки. Она должна была самым серьезным образом отличаться от серийных САУ отечественной разработки. Главное отличие заключалось в типе используемого шасси. Бронемашину предлагалось строить не на базе традиционного для самоходок гусеничного шасси, но на основе колесной бронемашины.

В качестве основы для самоходной противотанковой пушки (СПТП) «Жало-С» предлагалось использовать переработанное шасси бронетранспортера БТР-70. Эта машина должна была лишаться штатного вооружения и оснащения десантного отделения. На месте последнего формировалось боевое отделение с поворотной башней, несущей все требуемое вооружение. Таким образом, с учетом особенностей архитектуры и решаемых задач, с современной точки зрения батальонная СПТП может быть отнесена к классу т.н. колесных танков.

В качестве основы для новой самоходки было выбрано шасси серийного бронетранспортера. Характерные особенности БТР-70 привели к тому, что в ходе разработки нового проекта не понадобилось значительное изменение конструкции имеющегося корпуса и шасси. Так, компоновка с передним расположением общего обитаемого отсека и кормовым силовым отделением позволила расположить башню в центральной части машины и оставить без изменений размещение иных основных агрегатов. Кроме того, установка башни не требовала значительной переработки корпуса, за исключением установки нового погона и некоторого усиления крыши.

Прототип на ранней стадии испытаний. Башня еще не оснащена пушкой. Фото Shushpanzer-ru.livejournal.com

СПТП 2С14 сохраняла имеющийся броневой корпус, сваривавшийся из броневых листов толщиной не более 8-10 мм с наиболее мощной защитой в лобовой проекции. Оставался на месте лобовой агрегат узнаваемой формы, сопряженный с бортами клиновидной конструкции. Кормовая часть корпуса отличалась уменьшающимся сечением. Компоновка корпуса была переработана в соответствии с новым предназначением машины. В передней части сохранялось отделение управления с двумя рабочими местами, центральный отсек отдали под боевое отделение, а корма по-прежнему должна была вмещать двигатели и часть устройств трансмиссии.

Силовая установка бронетранспортера и созданной на его базе самоходки состояла из двух карбюраторных двигателей ЗМЗ-4905 мощностью по 120 л.с. каждый. Двигатели монтировались на общей раме со сцеплением и механической коробкой передач. Рядом с ними также находились топливные баки. При помощи нескольких валов, дополнительных коробок и дифференциалов крутящий момент двигателей распределялся на восемь ведущих колес.

Сохранялась ходовая часть, разработанная ранее для БТР-70. В ее составе имелось четыре пары колес с пневматическими шинами, оснащенными системой подкачки и регулировки давления. Колеса оснащались рычажно-торсионной подвеской. Ступица колеса подвешивалась на двух рычагах, в качестве упругого элемента применялся торсион. Также в составе ходовой части использовалось 12 гидравлических амортизаторов двойного действия. Ряд идей и решений, использованных при создании орудия и боевого отделения, позволил обойтись без какой-либо переработки ходовой части с целью ее усиления. Для перемещения по воде машина должна была использовать кормовой водомет.

Специально для самоходки нового типа была разработана оригинальная башня, изначально предназначенная для установки орудия 2А62. Башня получила бронирование толщиной до 6 мм и должна была состоять из нескольких листов разной формы, сваренных в единую конструкцию. Колпак башни отличался оригинальной формой. Его нижняя часть образовывалась листом, выполненным в виде перевернутого усеченного конуса небольшой высоты. Над ним в центре лобовой части располагался коробчатый агрегат со средствами крепления орудия, по бокам от которого имелись прямоугольные ниши. Борта и корма башни выполнялись в виде еще одной конической поверхности. Использовалась выгнутая в центре крыша, у левого борта которой находилась башенка с люком. В центре кормы предусматривалась небольшая прямоугольная ниша с круглым лючком для выброса стреляных гильз.

"Жало-С" на полигоне. Фото Russianarms.ru

Основным оружием самоходки «Жало-С» являлась 85-мм гладкоствольная пушка 2А62, унифицированная с буксируемой системой 2А55. Это орудие получило ствол большой длины, оснащенный эжектором и развитым дульным тормозом. Для компенсации импульса отдачи в дульной части ствола предусматривались несколько рядов круглых отверстий. Такой дульный тормоз, как показали испытания, гасил до 75-80% отдачи. Большая часть остального импульса поглощалась противооткатными устройствами. Орудие использовало унитарное заряжание и могло показывать скорострельность до 20-25 выстрелов в минуту.

Новая пушка могла использовать боеприпасы нескольких типов, специально разработанных в рамках программы «Жало». Основным средством борьбы с танками вероятного противника являлись бронебойные подкалиберные оперенные снаряды. Во избежание использования нештатного боеприпаса орудия 2А55 и 2А62 имели совместимость только с рекомендованными выстрелами. Применение иных существующих 85-мм снарядов исключалось при помощи некоторых особенностей конструкции. В имеющемся боевом отделении можно было поместить укладки на 35-40 выстрелов.

На стадии проектирования и испытаний применение дополнительного пулеметного или иного вооружения не предусматривалось. Возможно, при дальнейшем развитии проекта орудийная установка могла бы получить спаренный пулемет, а на башне могли появится дымовые гранатометы.

По имеющимся данным, экипаж перспективной СПТП 2С14 должен был состоять из трех или четырех человек. Механик-водитель помещался на своем месте в передней части корпуса. Рядом с ним мог располагаться командир. Отделение управления сохраняло пару люков в крыше. Для наблюдения могло использоваться лобовое остекление с бронещитками или перископические приборы. Места наводчика и заряжающего находились в боевом отделении. Попадать в башню можно было как через люк в крыше, так и через бортовые люки, характерные для БТР-70. В распоряжении экипажа имелись оптические приборы, в том числе прицельное оборудование, а также радиостанция Р-173.

Современный макет СПТП 2С14. Можно рассмотреть конструкцию башни. Фото Zonwar.ru

Отсутствие серьезных доработок существующего шасси привело к сохранению некоторых геометрических характеристик. Так, длина самоходки по корпусу равнялась соответствующему параметру БТР и составляла 7,51 м. Длина с пушкой вперед – 9,95 м. Ширина – чуть менее 2,8 м, высота – 2,5 м. Боевая масса бронемашины составляла 12,5 т. Незначительный рост веса позволил сохранить подвижность на уровне базового образца.

Первый и, как позже оказалось, последний опытный образец самоходной противотанковой пушки 2С14 «Жало-С» был построен в 1975 году и вскоре отправлен на испытания. После заводских испытаний и исправления мелких недочетов машину передали специалистам военного ведомства. Испытания в интересах армии проводились на Ржевском артиллерийском полигоне и на площадках НИИ бронетанковой техники в г. Кубинка. Как видно на имеющихся фотографиях, опытный образец далеко не сразу получил полноценное боевое отделение. До определенного времени на шасси размещалась только башня без орудия. Обширная программа испытаний заняла достаточно много времени. Опытный образец преодолевал различные трассы и атаковал учебные цели до самого конца семидесятых годов.

В 1980 году комиссия, следившая за ходом испытаний, провела анализ собранных данных и подвела итоги проекта. Во время длительных проверок было установлено, что СПТП «Жало-С» имеет ряд положительных черт, но при этом не лишена самых серьезных недостатков. По совокупности технических характеристик и боевых возможностей перспективный образец не был рекомендован к принятию на вооружение.

Несомненным плюсом разработанной бронемашины было использование готового серийного шасси, подвергшегося минимальным доработкам. Это позволяло сравнительно быстро и просто наладить серийное производство, а также в значительной мере упрощало эксплуатацию техники в войсках. Кроме того, шасси давало весьма высокую подвижность как на автомобильных дорогах, так и на пересеченной местности. Новое гладкоствольное орудие калибра 85 мм со специальными бронебойными снарядами показало достаточно высокие боевые качества и подтвердило возможность поражения различных бронированных целей.

Опытный образец на открытой площадке музея. Фото Russianarms.ru

Тем не менее, имелись и недостатки. Так, базовый бронетранспортер и новая башня имели броню толщиной не более 8-10 мм, что было достаточно только для защиты от пуль стрелкового оружия. Также было установлено, что 85-мм пушка 2А62 имеет ограниченные боевые возможности. Бронебойные снаряды этого орудия могли уверено поражать различную бронетехнику вероятного противника, имеющую противопульное или относительно слабое противоснарядное бронирование. Однако подкалиберным снарядам орудия не хватало энергии для пробития комбинированной брони новейших зарубежных основных танков. Показатели бронепробиваемости пушек 2А55 и 2А62 были примерно в полтора раза ниже, чем у 125-мм орудия 2А46.

Еще одна претензия к пушкам семейства «Жало» была связана с их модернизационным потенциалом. Боевые качества двух орудий можно было улучшить при помощи специализированных управляемых ракет, запускаемых через ствол. К моменту появления проектов 2А55 и 2А62 советская промышленность успела начать производство таких ракетных комплексов, а армия приступила к их освоению. Однако уровень развития технологий на тот момент не позволял создать подобный боеприпас в калибре 85 мм. Таким образом, перспективные орудия в обозримом будущем могли бы использовать только «классические» подкалиберные и кумулятивные боеприпасы с ограниченными боевыми характеристиками.

Ограниченные характеристики имеющегося орудия, а также отсутствие возможности наращивания потенциала за счет создания новых боеприпасов привело к соответствующему решению военных. СПТП 2С14 «Жало-С» с орудием 2А62, равно как и буксируемая пушка 2А55 «Жало-Б», не рекомендовалась к принятию на вооружение. Получение требуемых характеристик и возможностей без кардинальной переработки вооружений и техники не представлялось возможным. Как следствие, вскоре после завершения испытаний в 1980 году вся программа с шифром «Жало» была остановлена.

Самоходка в выставочном павильоне. Фото Shushpanzer-ru.livejournal.com

Для испытаний был построен только один опытный образец. После завершения проверок и закрытия проекта эту машину передали музею бронетанковой техники в Кубинке. В течение многих лет уникальный прототип хранился на одной из площадок музея под открытым небом. Лишь сравнительно недавно опытную самоходку 2С14 отправили на реставрацию и после ввели в состав экспозиции одного из павильонов, посвященных отечественным боевым бронированным машинам. Теперь ее могут увидеть все желающие.

В ходе испытаний было установлено, что оригинальная идея батальонной самоходной противотанковой пушки калибра 85 мм – при всех кажущихся положительных особенностях – имеет весьма ограниченные перспективы. Продолжающееся развитие бронетехники вероятных противников приводило к росту параметров ее защиты и снижению эффективности существующих противотанковых средств. Более того, получение приемлемых характеристик бронепробиваемости и их сохранение в течение длительного времени при калибре 85 мм не представлялось возможным.

Тем не менее, некоторые идеи, появившиеся еще во второй половине шестидесятых годов, все же получили развитие и нашли применение в войсках. Так, значительно позже на вооружение воздушно-десантных войск была принята самоходная противотанковая пушка 2С25 «Спрут-СД», основанная на некоторых достаточно старых идеях. Необходимо отметить, что эта боевая машина получила 125-мм гладкоствольное орудие. Этот калибр позволил получить требуемую огневую мощь, а также обеспечил приемлемый модернизационный потенциал.

По материалам сайтов:http://russianarms.ru/http://all-tanks.ru/http://zonwar.ru/http://shushpanzer-ru.livejournal.com/

www.globalwarnews.ru