Зенитная артиллерия. Зенитная артиллерия вермахта


Зенитная артиллерия. Артиллерия Вермахта

Зенитная артиллерия

История германской зенитной артиллерии началась ещё в 1911 г., когда появились первые образцы зенитных пушек, предназначавшихся для уничтожения аэростатов наблюдения — 77-мм ВАК (Ballonabwherkanone). В августе 1914 г. германская армия располагала 11 подобными установками. Бурное развитие артиллерии ПВО началось, однако, лишь во второй половине войны, когда территория Германии начала подвергаться массированным бомбовым налетам вражеской авиации: если в 1916 г. было зафиксировано 96 таких налетов, то в 1917-м — 175, а в 1918 г. — уже 353 налета. Для противодействия этим налетам была сконструирована удачная 88-мм зенитка, уже в 1917 г. начавшая поступать в войска. Но Версальский договор, как уже упоминалось, разрешил Веймарской республике сохранить лишь семь батарей устаревших пушек ВАК — по одной в каждой пехотной дивизии. Тем не менее, конструкторские бюро продолжали в тайне разработку новых образцов зениток, в т. ч. малокалиберных автоматов, а промышленность готовилась к их производству. В итоге, уже в 1935 г. вермахт располагал 3000 зенитных прожекторов и 9000 зенитных пушек, в том числе около 30 % -88-мм. Специфической чертой организации германской зенитной артиллерии было то, что большинство её частей входила в состав люфтваффе — сухопутные войска вермахта располагали лишь очень небольшим числом малокалиберных зениток.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

military.wikireading.ru

Зенитные танки Германии » Военное обозрение

С самого начала Второй Мировой войны немецкое командование придавало большое значение противовоздушной обороне войск на маршах и непосредственно на поле боя. Сначала для этого использовались главным образом пулеметы, а также автоматические орудия калибра 20 и 37-мм. С развитием штурмовой авиации появились и самоходные зенитные установки, которые сначала изготавливались на базе полугусеничных тягачей. Эти машины имели значительно большую маневренность, чем буксируемые орудия, и требовали небольшого времени для приведения их в боевое положение.

В конце 1943 года началась разработка зенитных самоходок на танковых шасси. В Германии эти машины назывались «зенитные танки (Flakpanzer). В 1944 году в серию были запущены Flakpanzer на шасси 38 (t) с 20-мм зениткой, а также Flakpanzer IV «Wirbelwind» (со счетверенной установкой 20-мм орудий), «Mobelwagen» и «Ostwind» (с 37-мм пушкой Flak 43). Однако вскоре от использования 20-мм орудий для вооружения зенитных танков отказались в пользу более крупных калибров - 30, 37 и 55-мм.

Зенитные танки на шасси «Пантеры»

С самого начала производства «Пантеры» на ее базе проектировались зенитные танки, вооруженные различными орудиями от 20 до 88-мм. Однако это проекты не вышли из стадии чертежей и деревянных макетов.

21 декабря 1943 года «танковая комиссия» на своем заседании пришла к выводу, что вооружение зенитного танка на базе «Пантеры» должно состоять из спарки 55-мм автоматических пушек.

55-мм зенитка, получившая обозначение Flak 58, разрабатывалась с 1942 года. В ее конструкции использовалось большое количество технических новинок: электрогидравлический привод механизмов наводки, гидравлические домкраты для вывешивания орудия при стрельбе, использование радиолокационной станции для управления огнем. Орудие имело скорострельность 450 выстрелов в минуту, начальная скорость снаряда достигала 1050 м/с.

8 мая 1944 года отдел испытания танкового вооружения уведомил компании Krupp и Rheinmetall о том, что необходимо проектировать зенитные танки на базе «Пантеры» под 55-мм автоматические пушки. При этом требовалось использовать базовое шасси без каких-либо изменений (особенно это касалось диаметра погона) или с минимальным их числом, чтобы облегчить серийное производство зенитных танков, а вооружение планировалось устанавливать в полностью бронированных башнях. При этом Rheinmetall оказалась в более выигрышном положении, так как она уже имела опыт подобных работ, в отличие от «крупа».

Зенитный танк Flakpanzer IV «Wirbelwind» со счетверенной установкой 20-мм пушек Flak 38, подбитый во время боев на улице Берлина Май 1945 года (АСКМ)

Компания Rheinmetall, а точнее, фирма Vereinigte Apparatebau AG - так к этому времени называлось конструкторского бюро «рейнметалла» из соображений секретности,- 23 октября 1944 года представила свой проект и модель в масштабе 1:10 на рассмотрение отдела испытаний танкового вооружения. Обсуждение прошло на специальном заседании отдела 8 ноября.

Flakpanzer V Zwilling 5,5 cm Gerat 58 представлял собой шасси «Пантеры» Ausf. G со смонтированной на нем довольно массивной башней, в которой устанавливались два 55-мм орудия Flak 58 с углом возвышения от -5 до +72 градусов (больше «поднять» пушки было невозможно из-за конструкции установки). В целом проект получил одобрение военных, но они предложили внести в конструкцию машины ряд изменений. Прежде всего, представителям фирмы Rheinmetall нужно было рассмотреть возможность установки броневых листов башни (особенно переднего) под большими углами наклона к вертикали. Кроме того, было рекомендовано перенести вентиляторы с крыши башни. Один из них нужно было установить под маской пушек (для более быстрого удаления пороховых газов при стрельбе), а второй - в нижней части башни у погона (для удаления газов из стрелянных гильз, которые ссыпались вниз).

19 декабря 1944 года представителей фирмы Vereinigte Apparatebau вновь пригласили в отдел испытания танкового вооружения для дальнейшего обсуждения проекта зенитного танка на базе «Пантеры». На этом заседании военные потребовали от конструкторов установить в башне, помимо двух 55-мм пушек, дополнительное вооружение: спар-ку 20-мм орудий MG 151 и 7,92-мм пулемет MG 42, два MG 42 и одну MG 151 или двеMG 151. Предполагалось использовать это вооружение в качестве пристрелочного и для экономии расхода 55 выстрелов для Flak 58 (возимый боекомплект последних составлял чуть больше 100 штук).

Цех сборки зенитных танков Flakpanzer IV на заводе фирмы Deutsche-Eisenwerke. 1944 год (ЯМ)

Для наблюдения за полем боя требовалось установить на крыше командирскую башенку от «Пантеры» Ausf. G. Кроме того, обсуждался вопрос об использовании дополнительного двигателя для вращения башни и наведения орудий на цель — из-за возросшей массы использование привода от двигателя танка оказалось неэффективным. По предварительным расчетам, требовался дополнительный мотор мощностью порядка 42 л. с. и небольших размеров. Обсуждались варианты использования двигателей фирм Hirth и Volkswagen, но они оказались слабоватыми для этого, да к тому же имели довольно большие размеры и не умещались в боевое отделение танка. В результате было принято решение отказаться от использования дополнительной силовой установки и вращение башни осуществлять по-старому — путем отбора мощности от основного двигателя танка.

После обсуждения своего проекта и получения необходимых рекомендаций фирма Vereinigte Apparatebau AG (читай -Rheinmetall) должна была изготовить полномасштабный деревянный макет башни, после утверждения которого планировалось построить опытный образец.

Почти одновременно с фирмой Vereinigte Apparatebau проект своего зенитного танка на шасси «Пантеры» представила и компания Кшрр. Спарка 55-мм зениток монтировалась в башне, имевшей толщину брони 15-40 мм. Углы возвышения орудий составляли от -5 до +80 градусов, боекомплект -104 выстрела. В башне размешалось четыре человека - командир (он имел в своем распоряжении командирскую башенку от «Пантеры» Ausf. G), наводчик и два заряжающих. Проект фирмы Кшрр не имел каких-то особых преимуществ перед проектом Vereinigte Apparatebau, но после его обсуждения в конце декабря 1944 года «крупповские» инженеры получили «добро» на доработку своего зенитного танка и изготовление деревянного макета башни.

Деревянная модель зенитного танка Flakpanzer IV с двумя 30-мм пушками в башне «Kugelblitz» («Шаровая молния»)Проект монтажа установки «Шаровая молния» на шасси Jagdpanzer 38 DВид сверху зенитной установки «Шаровая молния» с двумя 30-мм пушками Мк 103. Хорошо виден 30-мм защитный броневой кожух, а также открытые лючки для загрузки боекомплекта (ЯМ)

Для ускорения готовности зенитного танка на шасси «Пантеры» еще в ноябре 1944 года отдел испытания танкового вооружения заключил с фирмой Duerkoppwerke договор на изготовление четырех 55-мм орудий Flak 58 - по две для компаний Кшрр и Vereinigte Apparatebau.

14 февраля 1945 года представитель отдела испытаний танкового вооружения (WaPruf 6) полковник Крон сообщил представителям фирм о том, что разработка зенитного танка с 55-мм орудиями на шасси «Пантеры» не является приоритетной. Тем не менее, фирме Vereinigte Apparatebau предписывалось закончить изготовление деревянной модели башни. Однако до конца войны эту работу завершить не удалось.

Зенитный танк «Шаровая молния» (Kugelblitz)

Еще в начале 1944 года возникло предложение об использовании в качестве вооружения для зенитных танков 30-мм авиационной пушки Мк 103. Орудие имело довольно высокую скорострельность (темп стрельбы 425 выстрелов в минуту) и мощные боеприпасы.

Летом 1944 года инженер Йозеф фон Глаттер-Гоц, работавший в автомобильном отделе инспекции Генерального штаба, спроектировал шарообразную башню для использования ее на зенитных танках. После рассмотрения данного предложения, отдел испытаний танкового вооружения (WaPruf 6) поручил компании Daimler-Benz доработать проект и изготовить опытный образец установки.

14 июля 1944 года управление вооружений утвердило план выпуска «Шаровой молнии» на шасси Pz. IV начиная с 5 сентября 1944 года. Планировалось к декабрю достиг-нутьвыпуска 30 машин в месяц. 5 сентября эти цифры скорректировали - фирма Daimler-Benz должна была собрать две первых машины в октябре, а завод Stahlindustrie - три в ноябре. Затем выпуск должен был возрастать, достигнув в феврале 1945 года 100 машин в месяц.

Однако обстановка внесла свои коррективы. Первый опытный образец установки был изготовлен на заводе Deutsche Eisenwerke фирмы Daimler-Benz в октябре 1944 года. «Шаровая молния» представляла собой башню сферической формы из 20-мм брони, установленную при помощи карданной подвески в неподвижном защитном 30-мм броневом кожухе в виде усеченного конуса. Первоначально башню предполагалось установить на танке Pz.IV.

В качестве вооружения «Шаровой молнии» использовалась спарка 30-мм автоматических орудий Мк 103/38, являвшихся вариантом авиационной пушки, поработанным специально для установки в зенитный танк.

Общая высота «Шаровой молнии» составляла 2300 мм, а высота башни - всего 600 мм. Таким образом, установка была достаточно компактной. По первоначальному проекту вращение установки должно было вестись при помощи механических приводов и двумя маховиками, как на обычных зенитных орудиях. Но расчеты показали, что получаемая скорость недостаточна для сопровождения самолетов штурмовой авиации. Поэтому научно-исследовательский институт авиации в Берлин-Адлерсхофе спроектировал гидравлический привод для вращения башни. При этом вращение осуществлялось при помощи специального джойстика, похожего на штурвал управления истребителем. В результате, теперь для наведения установки на цель требовался только один человек. Скорости вращения башни «Шаровой молнии» оказались очень высокими - 45 градусов в секунду по вертикали, и 22 градуса в секунду по горизонтали. Боекомплект составлял 1200 выстрелов, уложенных в специальных коробах. Стрелянные гильзы и звенья лент ссыпались в специальные холщевые мешки. Каждое орудие оснащалось вентилятором для отвода пороховых газов при стрельбе.

Схема размещения расчета в башне «Шаровая молния»

В башне размещалось три человека — командир, он же наводчик, и два заряжающих. При этом экипаж помещался полулежа, рядом друг с другом, что облегчало передачу команд. В качестве средств наведения предполагалось использование специального перископического прицела и стереоскопического дальномера. Кроме того, для использования на «Шаровой молнии» проектировался специальный механический прибор для сопровождения цели. Предполагалось, что после того, как командир «захватит» самолет противника прицелом и включит прибор, последний сможет «вести» стволы орудий за воздушной целью.

Однако наладить выпуск установки «Шаровая молния» так и не удавалось. 30 января 1945 года был утвержден новый график изготовления установок на заводе Stahlindustrie — по 10 в феврале и марте, и 40 в апреле. В уже упоминавшемся документе «Обзор состояния вооружения по танкам, штурмовым, самоходным орудиям и тягачам до августа 1945 года», датированном концом февраля, по «Шаровой молнии» присутствуют такие цифры: 8 машин в марте, 10 в апреле и начиная с мая - по 30 штук в месяц (по август включительно). При этом указано, что установки должны монтироваться на шасси Pz. IV. Кроме того, есть такое примечание: «Будут ли вообще строить «Шаровую молнию» еще не определено».

Общий вид установки«Шаровая молния с двумя 30-мм пушками Мк 103. Снизу виден броневой короб для размещения расчета (ЯМ)

Дело в том, что несмотря на казалось бы неплохие характеристики, эта установка обладала целым рядом недостатков: была очень тесной, имела малый боезапас и ограниченные углы обзора командира. Что касается использования прибора для сопровождения цели, то его так и не изготовили, да и его эффективность представлялась весьма сомнительной. Интересно мнение инженера Циммер (он работал в компании Rheinmetall и спроектировал башню для танка «Пантера»). По поводу «Шаровой молнии» он заявил что, по его мнению, только не профессиональный инженер мог разработать такую башню.

Тем не менее, несколько «Шаровых молний» было изготовлено. Так, немецкий исследователь В. Шпильбергер пишет о пяти изготовленных машинах, собранных заводом Deutsche-Eisenwerke AG в начале 1945 года и переданных в учебную часть в Ордруфе, Тюрингия.

В работах другого авторитетного исследователя немецкой бронетехники, Т. Йен-ца, приведены другие данные. В одной из своих работ он приводит данные допросов союзниками представителей компании Daimler-Benz. Согласно показаниям инженера Эбеля, только три полностью готовых «Шаровых молнии» были изготовлены заводом Deutsche-Eisenwerke. А представитель Deutsche-Eisenwerke инженер Сполдер сообщил, что только два образца установки были собраны и направлены в Берлин.

Однако есть и другие данные. В одном из документов рейхсминистерства вооружений, захваченных частями Красной Армии в 1945 году, есть сведения о производстве танков и самоходок за февраль 1945 года, причем по дням. Так вот, согласно этому документу, на заводе Stahlindustrie было изготовлено 7 «Шаровых молний» - 2 до 10 февраля, 2-13 февраля, 2-19 февраля и 1-20 февраля. Хотя возможно, что в этом документе речь идет об изготовлении установок (башен), а в приведенных выше данных - о сборке машин в целом.

Готовая броневая башня установки «Шаровая молния» на заводе фирмы Deutsche-Eisenwerke. Весна 1945 года. В борту видно отверстие для крепления элементов карданной подвески (ЯМ)

Помимо шасси танка Pz. IV, установку «Шаровой молнии» планировали и на других танковых шасси. 4 сентября 1944 года фирма ВММ завершила проект установки такой башни на базе «Хетцера». При этом у последнего бортовые листы корпуса установили вертикально.

Но после принятия в качестве основного шасси Jagdpanzer 38 D истребителя танков, последовало решение об установке «Шаровой молнии» на этой базе.

План выпуска, утвержденный 30 января 1945 года, предполагал изготовить первые 5 «Шаровых молний» на Jagdpanzer 38 D в июле 1945 года, 20 — в августе с последующим увеличением до 100 машин в месяц в декабре. Однако генерал-инспектор танковых войск 14 марта 1945 года на встрече с начальником Генерального штаба армии высказался против изготовления «Шаровых молний». По его мнению, в первую очередь Jagdpanzer 38 D нужно выпускать в варианте истребителя танков. В результате обсуждения, было решено использовать для установки «Шаровой молнии» ремонтные Jagdpanzer 38 (t).

В результате появился план переделки «хетцеров» в зенитные танки по 35-45 штук в месяц. При этом, так как они должны были использоваться вместе с Jagdpanzer 38 D (8 зенитных танков на каждый батальон), то их скорость должна была быть такой же. В результате, помимо установки «Шаровой молнии» на «хетцеры» при ремонте планировалось монтировать и дизель Tatra. Однако до конца войны проект переделки так и не был завершен.

Одновременно с «Шаровой молнией», фирма Vereinigte Apparatebau (конструкторское бюро компании Rheinmetall) предложила свой вариант зенитного танка на шасси Jagdpanzer 38 D. Он представлял собой 37-мм пушку Flak 44, установленную в полуоткрытую башню. Проект рассматривался отделом испытания танкового вооружения (WaPruf 6) 13 января 1945 года, и в целом получил одобрение. Однако военные потребовали упростить форму башни для облегчения производства.

Проект зенитного танка Flakpanzer V Zwilling 5,5 cm Gerat 58 с двумя 55-мм орудиями, разработанный фирмой Vereinigte Apparatebau AG осенью 1944 года

14 февраля 1945 года фирма Vereinigte Apparatebau сообщила, что у них готов проект упрощенного зенитного танка на базе Jagdpanzer 38 D с минимальными переделками последнего. Вооружение - 37-мм пушка Flak 44 - осталось прежним, а вращение орудия осуществлялось гидроприводом при помощи дополнительного автомобильного двигателя. При этом скорость поворотов составляла 40 градусов в секунду. Орудие устанавливалось в открытой сверху башне с толщиной брони 16 мм. Экипаж танка составлял 4 человека, возимый боезапас - 200 выстрелов, масса 15 тонн.

Получив эти сведения, представители WaPruf 6, заявили, что из-за неясности с выпуском Jagdpanzer 38 D, никакого решения об изготовлении зенитного танка на данном шасси сейчас принято быть не может.

Таким образом, работы по новым зенитным танкам не вышли из серии проектов и опытных образцов. И едва ли можно было бы ожидать появления каких-то новых образцов этих машин в первой половине 1945 года. Устранение недостатков и испытание опытных образцов 55-мм зенитного танка на базе «Пантеры» и «Шаровой молнии» на Jagdpanzer 38 D требовало много времени. Да и едва ли можно было выделить нужное количество шасси, необходимое для серийного выпуска этих машин. В лучшем случае, с серию мог пойти вариант Jagdpanzer 38 D с 37-мм пушкой в открытой башне.

topwar.ru

Артиллерия

 

- Общие сведения о немецкой зенитной артиллериии >>

    ----------------------------

- 2-см зенитный автомат FlaK 30/38- 3,7-см зенитные автоматические пушки FlaK 18, 36, 43- 8,8-см зенитная пушка FlaK 18, 36, 37- 8,8-см зенитная пушка FlaK 41- 10,5-см зенитная пушка FlaK 38, 39- 12,8-см зенитная пушка FlaK 40

 

2-см зенитный автомат FlaK 30/38

Зенитные пушки Flak-30 и Flak-38 были весьма широко используемым средством ПВО вермахта, люфтваффе и войск СС. Рота таких пушек (12 штук) входила в состав противотанкового дивизиона всех пехотных дивизий, такая же рота являлась составной частью каждого моторизованного зенитного дивизиона РГК, придававшегося танковым и моторизованным дивизиям. (Кроме роты в составе 12 зенитных пушек Flak-30/ 38 в составе дивизиона имелись также две четырехорудийные батареи 88-мм пушек Flak-18/36/37.)

Flak-30 в Норвегии

О масштабах использования пушек Flak-30/38 говорит тот факт, что в мае 1944 года сухопутные войска располагали 6 355 пушками этого типа, а обеспечивающие ПВО Германии части люфтваффе - более чем 20 000 пушками калибра 20-мм. Легкие автоматические пушки Flak-30 и Plak-38 имели в принципе одинаковую конструкцию. Пушка Flak-38 была модернизированным вариантом Flak-30, при несколько меньшей длине ствола (113 калибров вместо 115) имела меньший на 30 кг вес в боевом положении и значительно большую скорострельность, составлявшую 220-480 выстрелов в минуту вместо 120-280 выстрелов в минуту у Flak-30. Обе пушки устанавливались на легком колесном лафете, обеспечивающем в боевом положении круговой обстрел с наибольшим углом возвышения 90°. Автоматические построительные прицелы этих пушек вырабатывали вертикальные и боковые упреждения и позволяли наводить орудия непосредственно в цель. Входные данные в прицелы вводились вручную и определялись на глаз, кроме дальности, которая измерялась стереодальномером. Кроме стандартных вариантов Flak-30/38 имелись также 20-мм горная зенитная установка Gebirgsflak-38 с более чем вдвое меньшим весом и счетверенные 20-мм установки, обладавшие весьма высокой огневой мощью - 800/1800 выстрелов в минуту. 

Счетверённая установка 2-cm Flak-Vierling на палубе эсминца

К 1 сентября 1939 г. люфтваффе располагали 6072 установками Flak-30/38. В 1939-1945 гг. было построено около 14 тыс. этих установок.

Тактико-технические характеристики

Ствол-моноблок лёгко отделялся от ствольной коробки. Замена ствола производилась за 11 сек. На ствол навинчивался дульный тормоз. Спусковой механизм позволял стрелять одиночными выстрелами и очередями. Питание магазинное, магазин - 20 патронов. 

Достоинствами установки являлись простота устройства, возможность быстрой сборки и разборки, малый вес. Недостатками - чувствительность к загрязнению и загустению смазки, отсутствие непрерывного питания, снижение надёжности при высоком угле возвышения ствола. 

К зениткам имелось 4 типа патронов. Бронепробивавемость подкалиберным бронебойно-трассиррующим снарядом обр.40 составляла на дистанции 100 м под углом встречи в 60 град. - 39 мм, а на дистанции 500 - 20 мм.

  Flak-30 Flak-38
Калибр, см 2 2
Длина ствола с пламегасителем, см 145,1  145,1 
Вес системы в боевом / походном положении, кг 450 / 770 420 / 720
Угол вертикальной наводки, град. от -19 до +90 от -20 до +90
Угол горизонтальной наводки, град. 360 360
Скорострельность практическая, выстр./мин 100-120 220
Скорость передвижения по шоссе, км/ч до 60 до 60
Расчёт, чел. 5 5
Дальность стрельбы, м 4800 4800
Досягаемость по высоте, м 3700 3700

   

Flak-30 в боевом положении

 

 

3,7-см зенитные автоматические пушки FlaK 18, 36, 43

 

3,7-см автоматическая зенитная пушка Flak-18 была разработана фирмой "Райнметалл" и поступила на вооружение немецкой армии в 1935 г. Основным недостатком пушки была тяжелая и неповоротливая 4-х колёсная повозка. Поэтому её на смену была разработана 3,7-см зенитная пушка с новым двухколёсным лафетом и рядом изменений в устройстве автомата. Уже в ходе войны фирма "Райнметалл" модернизировала Flak-36, введя новую систему автоматики, что увеличило скорострельность. Новая система получила название Flak-43.

 

Установки Flak-18/36/43 состояли на вооружении как люфтваффе так и сухопутных войск. К 1 сентября 1939 г. в войсках было 1030 установок. Всего за годы войны было изготовлено около 12 тыс. установок Fak-36 и около 5900 установок Flak-43.

 

Тактико-технические характеристики

 

Автоматика автомата Flak-18 и Flak-36 работала за счёт отдачи при коротком ходе ствола. У Flak-43 часть операций производилась за счёт отвода газов. По сравнению с Flak-18, в конструкцию Flak-36 был добавлен гидравлический тормоз и салазки отката. Ствол автоматов - моноблок с пламегасителем, на замену требовалось 25-30 сек. Затвор поршневой, продольно скользящий. Питание автоматов Flak-18 и Flak-36 осуществлялось обоймами по 6 патронов, у Flak-43 - обоймами по 8 патронов.

 

Для пушек имелось 3 вида патронов, бронепробиваемость бронебойно-трассирующим снарядом на дистанции 500 м составляла 35 мм при угле встречи 90 град., и 25 мм при угле встречи 60 град.

 

<< 3,7-см Flak-36 в отражении ночного налёта

 

 

Flak-18

Flak-36 Flak-43
Калибр, см 3,7
Длина ствола с пламегасителем, см 362,6 362,6 362,6
Вес системы в боевом / походном положении, кг 1750 / 3560 1550 / 2400 1250 / 2000
Угол вертикальной наводки, град. от -5 до +85 от -8 до +85 от -7,5 до +90
Угол горизонтальной наводки, град. 360
Скорострельность практическая, выстр./мин 80 120 150
Скорость передвижения по шоссе, км/ч до 50
Дальность стрельбы, м 6500
Досягаемость по высоте, м 4800

    

   

  

3,7-см Flak-36

3,7-см Flak-18

  

 

8,8-см зенитная пушка FlaK 18, 36, 37

  

В 1928 г. группа конструкторов фирмы Круппа начала в Швеции проектирование 8,8-см зенитного орудия. Затем раз работанная документация была доставлена в Эссен, где изготовили первые опытные образцы. Система получила название 8,8-cm Flak 18. В 1933 г. пушки начали поступать в войска. 

 

Парад с участием пушек Flak-18

 

Пушка имела полуавтоматический затвор, что было само по себе достижением для того времени. Стрельба велась с тумбового лафета, имевшего четыре станины, расположенные крестообразно. Станины своими домкратами опирались на грунт. В походном положении пушка устанавливалась на "спец прицеп 201", представлявший собой четырехколесную подрессоренную повозку и имевший два колесных хода, середину повозки образовывали основание тумбы лафета и станины. 

Боевое крещение 8,8-см пушка Flak 18 получила в Испании в составе легиона "Кондор". По результатам боевого применения часть пушек Flak 18 была снабжена броневым щитом для прикрытия расчета. В свою очередь, в частях был демон тирован зарядный лоток и неудовлетворительно действовавший механический досылатель.

8,8-см зенитная пушка Flak-18/36  в Северной Африке

В 1936 г. была принята на вооружение модернизированная 8,8-см пушка Flak 36. Внутреннее устройство стволов обеих пушек и баллистика были одинаковыми. В качестве повозки был применен "спецприцеп 202". Конструкция лафета была упрощена. Латунные детали заменены стальными, что привело к снижению стоимости установки. В 1939 г. стоимость 8,8-см Flak 36 составляла 33 600 райхсмарок. 

   

  

Заряжающий 8,8-см пушки

8,8-см зенитная пушка на огневой позиции

Некоторые изменения были произведены в 1939 г., и но вый образец был назван 8,8-cm Flak 37. Большинство узлов орудий обр. 18, 36 и 37 были взаимозаменяемы, например можно было часто видеть ствол Flak 18 на лафете Flak 37.

Производство Flak-18 в Flak-36 во время войны

1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945

Количество установок

183 1130 1872 2876 4416 5933 715

К 1 сентября 1939 г. в составе наземных частей люфтваффе состояло 2459 пушек 8,8 cm Flak 18 и Flak 36. Сухопутные войска впервые получили 8,8-cм пушки в 1941 г. (126 пушек). В 1942 г. получено еще 176 пушек, в 1943 г. - 296, в 1944 г. - 549 и в 1945 г. - 23 установки. В августе 1944 г. в вермахте и люфтваффе было 10 930 ору дий Flak 18, 36 и 37, которые применялись на всех фронтах и в ПВО Рейха. Некоторое количество этих пушек было у итальянцев под названием 88/56 С.А. 

Необычно и весьма эффективно применялись зенитные пушки Flak 18/36 в Африканском Корпусе и на Восточном фронте. Во время атак тягачи с орудиями двигались за наступающим танками, готовые в любой момент изготовиться к стрельбе. Таким образом противнику, имеющему танки с лучшей бронёй, наносились тяжёлые потери. 

Несколько орудий Flak 18 в 1940 г. было установлено на 12-тонном полугусеничном частично бронированном автомобиле Sd.Kfz.8. 

8,8-см зенитная пушка Flak-18/36 на автомобиле Sd.Kfz.8

В 1943 г. 14 орудий Flak 37 было установлено на полугусеничном автомобиле Sd.Kfz.9. Вес системы 25 т. Экипаж 9 - 10 человек. Кабина и мотор бронированы. 

После капитуляции Германии пушки Flak-18, 36, 37 некоторое время состояли на вооружении ряда стран. В частности они использовались в северокорейской ПВО во время войны в Корее.

Тактико-технические характеристики

Ствол пушек Flak 18, 36, 37 состоял из кожуха, трубы и казённика. Затвор полуавтоматический горизонтальный клиновой. Система перевозилась с помощью 2-х ходов, которые при переводе системы из походного положения в боевого отделялись. Система имела установщик трубки и пневматический досылатель.

Калибр, см 8,8
Длина ствола, см 493,0 
Вес системы в боевом / походном положении, кг 5000 / 7200
Угол вертикальной наводки, град. от -3 до +85
Угол горизонтальной наводки, град. 360
Скорострельность, выстр./мин 15-20
Расчёт, чел. 9

Данные по баллистике и снарядам

Всего для пушек Flak-18, 36, 37 было 4 вида снарядов - 2 осколочно-фугасных и 2 бронебойных. Досягаемость пушек по высоте: баллистический потолок 10600 м, высота действительного огня - 7675 м. Бронепробиваемость бронебойным снарядом на дистанции 1500 м составляла около 120 мм. Заряжание унитарное.

Тип снаряда Начальнаяскорость, м/с Дальностьстрельбы, км Вес снаряда,кг Вес ВВ,кг

Осколочно-фугасный

820 14800 9 0,698

Бронебойный

720 ок 35 7,1 250

  

8,8-см зенитная пушка Flak-18/36 с расчётом

 

 

8,8-см зенитная пушка FlaK 41

  

В ходе бомбежек городов Германии союзные самолеты старались летать как можно выше. В мае 1944 г. командование 1-й дивизии ПВО Берлина докладывало руководству: «При современной высоте налетов 7 - 8 км 8,8-см зенитные пушки обр. 36 и 37 исчерпали границы своей досягаемости». Поэтому срочно потребовались зенитные орудия, обладавшие большим потолком стрельбы. 

В 1939 г. фирма «Райнметалл» получила контракт на создание нового орудия с улучшенными баллистическими характеристиками. Первоначально орудие именовалось Gerat 37. Это название было заменено в 1941 г. на 8,8-cm Flak 41, когда был изготовлен первый опытный образец орудия. Первые серийные образцы (44 штуки) были направлены в Африканский Корпус в августе 1942 г., причем половина их была потоплена в Средиземном море вместе с германским транспортом. Испытания оставшихся образцов выявили ряд трудноустранимых конструктивных недостатков. 

С 1943 г. эти орудия стали поступать в ПВО рейха. В феврале 1944 г. в ПВО рейха было 279 орудий Flak-41.

 

Тактико-технические характеристики

 

Ствол пушек Flak 41 первоначально состоял из трёх частей - каморной, средней и дульной. В конце 1944 перешли на трубу-моноблок. Затвор полуавтоматический горизонтальный клиновой. Досылка патрона производилась гидропневматическим досылателем. Пушка имела электрогидравлические приводы горизонтального и вертикального наведения. Лафет пушки имел 4 крестообразные станины, опиравшиеся в боевом положении на грунт.

 

Калибр, см 8,8
Длина ствола, см 664,4 
Вес системы в боевом / походном положении, кг 7840 / 12240
Угол вертикальной наводки, град. от -3 до +90
Угол горизонтальной наводки, град. 360
Скорострельность, выстр./мин 20-25

Данные по баллистике и снарядам

Всего для пушек Flak 41 было разработано 5 видов снарядов - 2 осколочно-фугасных с разными типами взрывателей и 3 бронебойных. Досягаемость орудия по высоте: баллистический потолок 15000 м, высота действительного огня - 10500 м. Бронепробиваемость бронебойно-трассирующим снарядом на дистанции 1000 м составляла 159 мм, а бронебойным подкалиберным - 192 мм.

Тип снаряда Начальнаяскорость, м/с Дальностьстрельбы, км Вес снаряда,кг Вес ВВ,кг

Осколочно-фугасный

1000 19800 9,4 1

Бронебойно-трассирующий

980 4000 10,2 0,64

  

   

8,8-см зенитная пушка Flak-41

 

 

10,5-см зенитная пушка FlaK 38, 39

  

В 1933 г. фирмам Круппа и "Райнметалл" было предложено изготовить по два опытных образца 10,5-см зенитной пушки. Сравнительные испытания прошли в 1935 г., а в 1936 г. 10,5-см пушка фирмы "Райнметалл" (изделие 38) была признана лучшей и запущена в серийное производство под наименованием 10,5 cm Flak 38. 10,5-см пушка Flak 38 первоначально имела электрогидравлические приводы наведения (на постоянном токе), те же, что у 8,8-cm Flak 18 и 36, но в 1936 г. была введена система UTG 37 (на переменном токе промышленной частоты), использовавшаяся на 8,8-cm Flak 37. Одновременно был введен ствол со свободной трубой. Модернизированная таким образом система получила наименование 10,5 cm Flak 39. Для увеличения эффективного потолка стрельбы 10,5-cm зенитных пушек был создан 10,5-см осколочный активно-реактивный снаряд. Дульная скорость его составляла 800 м/с, а затем реактивный двигатель разгонял его до 1150 м/с. Однако окончание войны не дало запустить активно-реактивные снаряды в массовое производство. Аналогичные активно-реактивные снаряды были созданы и для 12,8-см пушки Flak 40. Но и тут дело не пошло дальше выпуска опытной партии. Говоря о технических новинках в устройстве зенитных снарядов, следует отметить и создание высокочастотных радиовзрывателей, действие которых основано на эффекте Доплера. Так, например, радиовзрывателями занимались фирмы "Донаулэндише Аппаратебау" в Вене (взрыватель " Какаду") и "Блаупункт- Верке" в Берлине (взрыватель "Трихтэр"). В момент пролета мимо цели такие взрыватели срабатывали, когда расстояние между снарядом и целью становилось минимальным. Радиовзрыватели использовались как в артиллерийских зенитных снарядах, так и в опытных образцах зенитных управляемых ракет. Поражение Германии не дало возможности запустить снаряды с радиовзрывателями в массовое производство. 10,5-см Flak 38 и 39 оставались в производстве всю войну, несмотря на то что по своим баллистическим характеристикам 8,8-см орудия Flak 41 почти сравнялось с ними.

10,5-см зенитные пушки Flak 38 и 39 состояли только на вооружении люфтваффе. К началу войны в войсках было 64 орудия. 

Производство Flak 38 и 39 в течении войны

1939 г. 1940 г. 1941 г. 1942 г. 1943 г. 1944 г. 1945 г.
38 290 509 701 1220 1131 92

 

В августе 1944 г. в люфтваффе состояло: 116 Flak 38 и 39 на железнодорожных установках; 877 - на стационарных установках; 1025 - на повозках типа 201.

 

Тактико-технические характеристики

 

Ствол 10,5-см Flak 39 имел свободную трубу, состоявшую из трех частей: камерной, средней и дульной. Каморная и средняя части соединялись в переднем конце каморы, и стык между ними перекрывался гильзой. Средняя и дульная части трубы соединялись в нарезной части канала, И стык между ними не перекрывался. Части свободной трубы собирались в оболочке или сборной трубе и поджимались гайками. Достоинством составной трубы была возможность замены одной только средней части, наиболее подверженной разгару, Пушка имела полуавтоматический клиновой затвор. Полуавтоматика механического типа, взводилась при накате. Гидравлический тормоз отката веретенного типа с постоянной длиной отката и гидропневматическим накатником. Уравновешивающий механизм пружинный, тянущего типа. 10,5-см орудия обр. 38 и 39 были полностью автоматическими. Механизмы наведения, подачи и установка взрывателя имели приводы от электромоторов. 

Четырехорудийная батарея 10,5-см пушек имела специальный бензиновый двигатель, приводивший в действие генератор постоянного тока напряжением 220 В и мощностью 24 кВт. Генератор подавал питание к электромоторам, установленным на пушках. На каждом орудии было 4 электромотора: вертикального наведения, горизонтального наведения, досылателя и автоматического установщика взрывателя. В пушках Flak 39 электромоторы были переведены на переменный ток, чтобы иметь возможность подключаться к городской сети. Нормальный расчет состоял из командира отделения и 9 человек прислуги плюс 2 человека при заряжании вручную. 

Пушки обр. 38 и 39 были первыми немецкими зенитными орудиями, к приборам управления огнём которых подключили радиолокаторы SCR-584. Как и все 8,8-см пушки, 10,5-см орудия вели огонь с грунта с крестообразного лафета, а при переходе в походное положение они устанавливались на два колесных хода.

Калибр, см 10,5
Длина ствола, см 664,8 
Вес системы в боевом / походном положении, кг 10240 / 14600
Угол вертикальной наводки, град. от -3 до +85
Угол горизонтальной наводки, град. 360
Скорострельность, выстр./мин 15-20

Данные по баллистике и снарядам

Всего для пушек Flak 38, 39 было разработано 3 вида снарядов - 1 осколочно-фугасный с разными типами взрывателей и 2 бронебойных. Досягаемость орудия по высоте: баллистический потолок 12800 м, высота эффективного огня - 9300 м при начальной скорости 880 м/с. Бронепробиваемость бронебойным снарядом на дистанции 1500 м составляла 138 мм при начальной скорости 860 м/с. 

   

  

10,5-см зенитная пушка FlaK 38, 39

  

 

12,8-см зенитная пушка FlaK 40

  

Заказ на разработку 12,8-см зенитной пушки был выдан фирме «Рейнметалл» в 1936 г. Фирма представила опытные образцы изделия 40 для испытаний в 1938 г. В декабре 1938 г. был дан первый заказ на 100 установок. В конце 1941 г. в войска поступили первые батареи с 12,8-см зенитными орудиями Flak 40.

Первоначально предполагалось, что мобильные 12,8-см установки будут перевозиться на двух повозках, но позже было решено ограничиться одной четырехосной повозкой ("спецприцеп 220"). Но за время войны поступила на вооружение только одна мобильная батарея (6 орудий). В августе 1944 г. на вооружении Германии было: б мобильных установок; 242 стационарные установки; 201 железнодорожная установка (на четырех платформах). К февралю 1945 г. число стационарных установок увеличилось до 362, число мобильных и железнодорожных установок не изменилось. 

12,8-см Flak 40 была полностью автоматизированной установкой. Наведение, подача и досылка боеприпаса, а также установка взрывателя производились с помощью 4 асинхронных генераторов трехфазного тока напряжением 115 В. Четырех орудийную батарею 12,8-см Flak 40 обслуживал один генератор мощностью 60 кВт. С 1942 г. была начата разработка новой 12,8-см пушки (изделие 45), но до конца войны она так и не была принята на вооружение. 12,8-см пушка 45 имела более длинный ствол, больший объем зарядной каморы и соответственно большую начальную скорость и баллистический потолок. 

12,8-см зенитная пушка FlaK 40

При создании 12,8-см двухорудийной стационарной установки было использовано основание от 15-см установки 50. Опытные образцы двухорудийной установки назывались "изделие 44". Серийные установки получили наименование 12,8 cm Flakzwilling 40. Первая четырехорудийная батарея была установлена в Берлине весной 1942 г. (по другим сведениям, в августе 1942 г.). В августе 1944 г. на вооружении было 27 установок, а в феврале 1945 г. - 34 установки. (Изготавливались установки на заводе фирмы "Ханомаг" в Ганновере. В начале 1944 г. делали одну установку в месяц, в конце того же года - 12 установок в месяц. Установки входили в состав ПВО крупных городов, в том числе Берлина, Гамбурга и Вены.

Тактико-технические характеристики

  

12,8-cm Flak 40 12,8-cm Flakzwilling 40
Калибр, см 12,8
Длина ствола, см 783,5 
Вес системы в боевом (стационарная установка)  / походном положении, т 18 (13) / 27 (27)
Угол вертикальной наводки, град. от -3 до +87 от 0 до +87
Угол горизонтальной наводки, град. 360
Скорострельность, выстр./мин 10-12 20-24

Данные по баллистике и снарядам

Для пушек Flak 40 было разработано 2 типа снарядов - осколочно-фугасный и бронебойный. Высота действительного огня осколочно-фугасным снарядом с дистанционным взрывателем составляла 12800 м. Бронепробиваемость бронебойным снарядом на дистанции 1500 м составляла около 150 мм. Заряжание, как и у всех зенитных пушек, унитарное.

Снаряд Начальная скорость, м/с Потолок баллистический, м Дальность табличная, м Вес снаряда, кг

Осколочно-фугасный (12,8 cm Sprgr.L/5,5m)

880 14800 20950 26,0

Бронебойный(12,8 cm Pzgr.Flak 40)

860 - 4000 28,35

 

12,8-см зенитная пушка FlaK 40 в качестве музейного экспоната

 

deutschewaffe.narod.ru