Затонувшие корабли, которые видны с поверхности. Залив где укрываются в бурю корабли


залив, подходящий для гавани, 5 букв, сканворд

залив, подходящий для гавани

Альтернативные описания

• залив водного бассейна

• катушка с намотанным на нее проводом

• морской залив, пригодный для стоянки судов

• небольшой глубокий морской залив

• природное образование на море

• свернутый трос, канат

• трос или канат, уложенный кругами

• трос, уложенный кругами, цилиндром или восьмеркой

• часть водоема, более или менее защищенная от открытой воды вогнутостью берега, мысами или островами

• небольшой глубокий залив

• «кусок» моря в нише между скал

• уложенный кольцами трос

• переведите на голландский и немецкий языки «изгиб»

• фильм Эльдара Кулиева «... радости»

• фильм Абрама Роома «... смерти»

• картина французского художника Эжена Делакруа «... Танжера в Марокко»

• Золотой Рог с географической точки зрения

• небольшой морской залив, годный для стоянки судов

• Тикси

• находка, но не город

• фильм Роома «... смерти»

• канат, уложенный кругами

• сложенный кольцами канат

• залив или уложенный кольцами канат

• залив для стоянки судов

• упаковка провода

• имя столицы Исландии с кельтского переводят как «дымящаяся ...»

• уложенный кольцами кабель или трос

• залив или связка каната

• морской залив

• Небольшой глубокий залив

• Катушка с намотанным на нее проводом

• "кусок" моря в нише между скал

• ж. немецк. морской залив, заводь. Круг укладки якорного каната, на палубе. Команда: Из бухты вон, перед отдачей якоря, остерегает людей, отскочить от разведенного каната. Всякий погиб, дуга, обвислость веревки или длинной жерди. Твер. неровности на пиленом тесе, ухабы, от жидкой пилы. Пила бухтит, виляет, идет не прямо по отбою, не по нитке

• и залив, и канат кольцами

• имя столицы Исландии с кельтского переводят как "дымящаяся ..."

• картина французского художника Эжена Делакруа "... Танжера в Марокко"

• переведите на голландский и немецкий языки "изгиб"

• фильм Абрама Роома "... смерти"

• фильм Роома "... смерти"

• фильм Эльдара Кулиева "... радости"

scanwordhelper.ru

Движения воды в океане. Волны



Как выглядит поверхность моря при сильном ветре?

Поверхность моря при сильном ветре покрыта волнами.

Что вы знаете о шторме на море?

Шторм – буря—длительный, очень сильный ветер, сопровождающийся разрушениями на суше и сильным волнением на море. Скорость ветра превышает 24 м/с, или 10 баллов по шкале Бофорта.

Что такое приливы и отливы?

Приливы и отливы - периодические колебания уровня воды (подъемы и спады) в акваториях на Земле, которые обусловлены гравитационным притяжением Луны и Солнца, действующим на вращающуюся Землю.

Вопросы и задания

1. Назовите основные виды движений воды в океане.

Основные виды движения воды в океане – волны и течения.

2. Каковы основные причины образования волн?

Поверхностные волны образуются под воздействием ветров, подводных землетрясений, а также приливов. Глубинные волны возникают на границах слоев воды с разной плотностью.

3. Где в Мировом океане чаще всего возникают штормы?

Чаще всего штормы возникают в северных частях Тихого и Атлантического океанов, а также вокруг Антарктиды к югу от 40° ю. ш.

4. Почему во время шторма суда стараются укрыться в бухте, а во время цунами — выйти подальше в открытое море?

Во время шторма волны вызываются сильным ветром. Поэтому в бухте, где ветер будет слабее, волны будут меньше. Кораблям во время шторма в бухте будет безопаснее. Цунами – волны вызванные землетрясением. Они в открытом море слабо отличаются от обычных волн, а достигают огромной высоты и разрушительной силы именно у берега. Поэтому от цунами спастись можно в открытом море.

5. По рисунку 153 определите, где в России самые высокие приливы.

Самые высокие приливы в России наблюдаются в Пенжинской губе (Залив Шелихова).

6. Используя рисунок 153, определите, где правильнее построить приливную электростанцию – на берегу Черного или Охотского моря. Почему?

Приливную электростанцию правильнее построить на берегу Охотского моря, поскольку приливы на Охотском море выше приливов на Черном море.

resheba.com

Затонувшие корабли, которые видны с поверхности » Военное обозрение

Сквозь горько-солёную воду проступают палубы затонувших на малой глубине кораблей. Словно призраки из параллельного мира, они погрузились в небытие и теперь пугают случайных свидетелей из глубины.

В часы отлива они подступают к самой поверхности, там, где нога неосторожного пловца может задеть ржавый и слизкий борт мертвеца.

Когда же приходит прилив, море скрывает трофей, унося его в пучину волн, под тяжесть вышних вод. Туда, где все покрыто мраком глубины: и обломки кораблей, и погрузившиеся города, и осьминоги, и бури, и ящики с золотом...

Кладбище кораблей в бухте Труда

Эсминцы, сторожевики, подлодки, десантные корабли — всего 42 объекта в затопленном и полузатопленном состоянии. Главная достопримечательность острова Русского на снимках из космоса.

Большинство из них — списанные корабли Тихоокеанского флота. Многие дожидаются своей участи с середины 1970-х гг., и уже утратили всякую надежду на утилизацию в нормальных условиях. В наши дни бухта Труда стала популярным местом для катаний на сапсерфинге благодаря своим великолепным и пугающим видам на лежащие под водой ржавые хребты кораблей.

Останки «Феникса» и БЕКА-1 на Черноморском побережье в районе Одессы

Затонувшее судно в гавани Копенгагена

«Остров погибших кораблей» у берегов Австралии

Палубный истребитель F6F «Хэллкэт», сбитый над лагуной тихоокеанского атолла

Легендарный «Мод» (Maud) — экспедиционное судно Р. Амундсена, затёртое льдами у арктического побережья Канады

Десантный корабль «Спигель Грув» (LSD-32) с необычного ракурса. Полузатопенный корабль в перевернутом положении буксируют на океанический шельф, где он навсегда останется в виде искусственного кораллового рифа

Уже упомянутая в предыдущем обзоре затонувшая шхуна на озере Гурон. На этот раз — вид с воздуха

Крейсер «Мурманск», налетевший на скалы Хаммерфеста. Самый героический представитель всей коллекции погибших кораблей

Бывший флагман Северного флота, КРЛ «Мурманск» прослужил 36 лет, оставив за кормой свыше 240 тысяч морских миль. В 1989 году старый крейсер был исключен из действующего состава флота и выведен в отстой; спустя три года продан на металл.

В декабре 1994 года, во время буксировки в Индию, старый воин сорвался с буксирных тросов. Смерть на смердящем пляже Аланга показалась недостойной флагману СФ. Словно самурай, выбравший сэппуку, крейсер предпочел пасть грудью на острые скалы.

Он провел у побережья Норвегии долгие 15 лет, превратившись в местный аттракцион для желающих поглазеть на советский боевой корабль. Однако, опасения норвежских экологов взяли вверх — в 2010 году начались работы по разделке «Мурманска» в импровизированной осушенной «лагуне». К настоящему времени от него уже не осталось следов.

Живописный силуэт яхты «Mar Sem Fim» («Бесконечное море»). Залив Максвелла в Антарктиде, 2012 г.

Далее — корабли со всего мира.

Для всех, кто еще не имел возможности ознакомиться с первой половиной выставки затонувших кораблей, которых видно сквозь толщу воды, приглашаю перейти по ссылке: «Затонувшие корабли, которые видны сквозь толщу воды». Там вас ожидают линкоры Перл-Харбора, немецкий крейсер «Принц Ойген» и еще много других интересных объектов, навсегда оставшихся в Мировом океане.

topwar.ru

Почему тонут корабли

В век ультрасовременных технологий и космических материалов после стольких лет печального опыта, большие корабли все равно продолжают тонуть - почему?.

Современные круизные лайнеры больше чем когда-либо. Их гонки за самыми незабываемыми впечатлениями побеждают принцип, чем больше, тем лучше. Однако некоторые специалисты считают, что они стали чересчур большими кораблями, так как теперь в одном кораблекрушение могут погибнуть тысячи людей. Но такова природа судоходной индустрии, когда происходит крушение, оно принимает гигантские масштабы.

Кораблекрушение Титаника в XX веке революционизировало правила безопасности, но лайнер «Коста Конкордия» постигла та же участь. Почему история повторяется. Чтобы узнать, почему тонут корабли, мы обратились свой взор на самые трагические кораблекрушения последних лет. А также рассмотрим данные судебной экспертизы.

Штормы, сильные ветра, и чудовищные волны снова и снова пускают корабли на дно. При плохой погоде риск существует всегда. Например, пассажирское судно «Silja 2». Двенадцатиметровая волна убийца швырнула металлический леер на капитанский мостик. Паром был ослеплен, все системы связи и радиолокаторы вышли из строя.

Но шторм, поразивший круизное судно «Louis Majesty» в Средиземном море в 2010 году был еще свирепее. Перепуганные пассажиры снимали на видео, как панорамные окна разбивали волны высоко над ватерлинией. Несмотря на повреждения, корабль благополучно добрался до порта.Но когда тропический шторм со всей яростью обрушился на круизный лайнер «MTS Oceanos» 1991 году, обреченный корабль так и не увидел суши. Бывалое пассажирское судно обычно отходило от берега Южной Африки. Когда пассажиры поднимались на борт, все было хорошо. Но погода неожиданно переменилась. Сначала рейс отложили, но затем капитан сообщил, что лайнер выходит в море. Через несколько часов после выхода в море, погода снова ухудшилась, ветер достигал 80 километров в час. Пассажирское судно швыряло из стороны в, пассажиры были напуганы. Но люди находились в большей опасности, чем могли себе вообразить. У большинства кораблей имеются небольшие отверстия ниже ватерлинии для откачки воды. Из-за ударов волн главный клапан отказал, и лайнер «MTS Oceanos» стало затоплять. От неожиданного удара сильной волны на корабле пропал свет. Морская вода, достигнув электрогенератора, обесточила все судно. Лайнер стал заваливаться на борт. Пассажиры были напуганы, никаких объявлений по радио не поступало.

Лайнер накренился по той причине, что его внутренние части стали наполняться водой, все больше и больше заваливая корабль на один борт. Экипаж охватила паника. Некоторые матросы схватили какие-то вещи и бросились на верхнюю палубу. Из-за неисправности клапана вода стала поступать прямо в трубы, проникая в водораспределительную систему. Теперь от традиционных переборок не было никакого толку. Морская вода затапливала каюты и отеки по всему тонущему кораблю, вытекая из унитазов и раковин. Одним словом лайнер тонул изнутри.

Капитан со своей командой покинули пассажирское судно, поэтому сигнал бедствия пришлось давать одному из музыкантов Moss Hills, работающему несколько лет на этом судне. Через несколько часов прибыли вертолеты со спасателями. Набрав много воды, корабль сильно накренился. Вскоре вода хлынула через носовую часть, утянув его вниз.

Современные круизные суда становятся все выше и выше, превращаясь в города на воде, подобно Венеции. Однако чем выше корабль, тем сильнее на него воздействует ветер. Гигантские судовые надстройки позволяют вместить больше пассажиров, но превращают корабли в исполинские парусники. В результате чего корабли получают тяжелые повреждения, как например катастрофа, произошедшая 3 июня 1993 года.

не менее нашумевшее кораблекрушение 1993 года - катастрофа танкера «Braer»

Танкер «British Tend» следующий с полными цистернами загорелся после столкновения в тумане с грузовым судном «Panamenian» у побережья Бельгии. В результате чего произошла утечка более 3,5 тысяч тонн горящей нефти. Но аварийно-спасательные суда предотвратили взрыв большей части груза. Девять моряков погибли, остальные 27 остались живы.

Как подобные столкновения до сих пор могут случаться через сотни лет после печальной катастрофы Титаника. Неужели никто не учится на примере крушений, произошедших ранее. Но все же, если сравнить крушение «Титаника» и лайнера «Коста Конкордия» мы увидим усвоенные уроки, а также уроки, оставленные без внимания.

У двух катастроф существует поразительное сходство и несколько важных отличий. Первое сходство - конструкция корпусов кораблей. У обоих судов было защитное двойное дно, дополнительный стальной водонепроницаемый слой прямо над килем. Даже если дно корабля повредиться вода не просочится во внутренний корпус. Но и Титаник, и Коста Конкордия получили удар по корпусу на 3 метра выше двойного дна, там, где от моря пассажиров отделял один слой стали. Последствия, как известно, оказались роковым для обоих кораблей.

В течение столетнего периода между этими двумя крушениями все же некоторые современные суда, например нефтяные танкеры, усвоили уроки гибели Титаника. Двойная толщина их корпусов достигает ватерлиний, но обшивка современных лайнеров составляет лишь один слой.

Другие уроки, полученные после гибели Титаника, оказали влияние на столетнюю эволюцию кораблей. Одним из значительных достижений со времен Титаника стало прекращение использования заклепок.

На современном корпусе «Коста Конкордия» не было заклепок. Его части соединены сваркой куда прочнее времен Титаника. Поэтому возникает изумление, как столкновение с рифом могло настолько повредить корабль, что он затонул. Ответ находится на дне. Изогнутая лента сплошной стали толщиной несколько сантиметров содранная с корпуса лайнера, словно язычок огромной консервной банки. Как бы ни была прочна современная сталь, ничто не устоит перед сокрушительным ударом круизного лайнера весом несколько сотен тысяч тонн о неподвижную гранитную породу. Выходит даже через 100 лет после крушения Титаника, пассажирские суда до сих пор ненадежны.

Из всех возможных аварий на море самым страшным является пожар. Некуда бежать негде прятаться, и неоткуда ждать помощи. Пожары случаются чаще, чем вы думаете. На таких кораблях как лайнер «Carnival Ecstasy», который загорелся во время сварных работ в июле 1998 года. Ему на помощь прибыло шесть аварийно-спасательных судов, в том числе и суда береговой охраны США. Цена одной случайной искры составила 17 миллионов долларов, но, по крайней мере, судно уцелело. Но в ноябре 1994 года круизный лайнер «Achille Lauro» компании Star Lauro постигла более трагическая участь.

Лайнер вышел из итальянского порта, и направился вниз по Суэцкому каналу к Сейшельским островам. Затем судно должно было следовать в Южную Африку, где пассажиров ожидало начало сезона. Особенностью этого района, где проходило пассажирское судно - отдаленное расстояние от зоны судоходства и далеко от суши. Всего через несколько дней после начала круиза в машинном отделении судна начался пожар. Огонь быстро вошел из-под контроля. Пожар на корабле отличается от пожара в зданиях. Чтобы потушить огонь приходится спускаться вниз по трапу, и для пожарных это представляет серьезную угрозу, так как горячие газы распространяются по кораблю вертикально. Пожар на корабле сопряжен с непреодолимыми трудностями. Пламя может распространиться самыми необычными и ужасающими способами. Огонь может перекинуться на соседний отсек, из-за теплопроводности металлических стен пожар вспыхнет в соседнем отсеке, особенно если переборки сделаны из легковоспламеняющихся материалов. Одной из главных сложностей при пожаре на море это когда возгорание произойдет в машинном отделении, где находится масло и топливо. Когда его начнут тушить водой, они просто всплывут на поверхность воды и продолжат гореть. Вода распространит огонь по всему кораблю еще быстрее и это одна из проблем тушения пожаров водой, кроме того при тушении пожара водой нужно соблюдать осторожность, поскольку вы заполняете водой судно, что может привести к его неустойчивости. Также нужно знать, что на корабле огонь горит с большей силой, чем в помещении, из-за металлического корпуса судна. Таким образом, корпус сдерживает огонь, отчего тот разгорается еще интенсивнее. Если локализовать огонь не удается, не стоит забывать о спасательных платах. Они могут спасти от гибели.

Когда пассажиры покидали пассажирское судно «MS Achille Lauro», оно было безлюдным пылающим кораблем. Вскоре огонь выбил стекла иллюминаторов, и в накренившийся корабль хлынула вода, которая затем и потопила его.

Четыре из пяти катастроф на море объединяет общий фактор, ошибки сделанные людьми. Человеческий фактор стал главной причиной гибели пассажирского судна «MS Explorer». В ночь, когда он столкнулся с айсбергом Антарктики, он шел на высокой скорости. Мало того что в корабле образовалась пробоина, кто-то оставил открытыми бортовые двери. И лайнер затонул.

Крушение парома «Herald of Free Enterprise» стало еще ужаснее. Это самое трагическое кораблекрушение британского судна со времен Титаника. Автомобильно-пассажирском паром покинул порт Зебрюгге в 1987 году. Судно отправилось в плавание с открытыми носовыми воротами на платформе для перевозки автомобилей. При крушении теплохода погибло 193 человека.

Четверть века спустя человеческая ошибка также стала основной причиной гибели уже знаменитого лайнера «Costa Concordia». Но почему современное судно оказалось так близко к берегу, ведь современные корабли оснащены спутниковой навигацией, радарной и электронной прокладкой курса.

Капитан Титаника John Smith пошел на дно со своим кораблем и стал героем, капитан лайнера Франческо Скеттино «упал» в спасательную шлюпку и стал злодеем. Но возможно в эту ночь он сделал кое-что правильно, чтобы спасти жизнь пассажиров - он направил свое судна на риф и поставил его в такое положение, чтобы тот не ушел на глубину. Несмотря на это гибель «Коста Конкордия» облетела весь мир. И вновь подняла вопросы безопасности на море.

Одни специалисты считают, что настало время пересмотреть размеры кораблей и судов, и то как ими управляют, так как думают, что правила и нормы отстают от размеров судов. Наряду с этим численность высокопрофессионального экипажа сокращается в пользу обслуживающего персонала, который в свою очередь получает не инструктаж по технике безопасности в море, инструкцию о сохранности товаров и предоставлении качественных услуг.Хоть и поздновато, но круизная индустрия все же начала пересматривать вопросы безопасности на море, в которых учтут ошибки прошлого. Но как говориться время покажет. Необходимость создания новых правил безопасности на море актуально как никогда. По всему миру в плавание отправляются новые большие корабли. В течение следующих трех лет на воду будут спущены как минимум 35 кораблей более 300 метров в длину, и некоторые из них будут вещать более 6 тысяч счастливых отдыхающих. И все будут верить, что люди покорили океан, и их плавающие отели непотопляемы.

korabley.net

Чёрное воскресенье

Чёрное воскресенье 11 ноября 2007гОпыт автомобилиста по отдыху в Крыму

В ночь на воскресенье 11 ноября над Крымом пронёсся небывалый ураган.

Кораблекрушения в Керченском проливе В 3.55 на расстоянии около 6 миль от берега, потерпел кораблекрушение стоящий на якоре у порта "Кавказ" российский танкер "Волга-нефть 139", на борту которого находилось 13 человек. Танкер ударом волны был разломлен на две части. В момент разлома переборки 3-4 танка вытекло в море около 1200 тонн нефти. Жертв и пострадавших среди экипажа нет. В 8.40  на якорной стоянке порта Керчь затонул российский сухогруз "Вольногорск" с двумя тысячами тонн серы на борту, экипаж спасся на надувном плоту. В 11.00 затонуло российское сухогрузное судно "Нахичевань" с двумя тысячами тонн серы на борту, погибло 8 человек. Также потерпел крушение российский сухогруз "Ковель" с грузом серы на борту. Экипаж был своевременно эвакуирован с судна. Кроме того, на мель вблизи Тузлы сели две баржи, перевозившие нефтепродукты. Одна из причин катастроф - неприспособленность судов класса река-море к эксплуатации в условиях сильного шторма.

В Севастополе затонул грузинский сухогруз Сообщение о надвигающемся шторме заблаговременно поступило на Черноморский флот России, корабли которого базируются в Севастополе. После этого, еще в пятницу, корабли ЧФ были переведены в безопасные места стоянок, в частности, в Южную бухту, где они смогли укрыться от северо-западного ветра.

Между тем в 11.05  рядом с бухтой Казачья в Севастополе затонул грузинский сухогруз «Измаил», который перевозил металлолом из Мариуполя в Сирию. Когда судно стало разворачиваться, на волне его нос опустился, плохо закреплённый груз сполз к носу, и в считаные минуты сухогруз затонул. На борту судна находилось 17 человек, 2 из них спасено, остальные погибли. «Удалось выбраться мужчинам 25-ти и 19 лет, гражданам Сирии. Им оказали первую помощь, обогрели, вызвали «скорую» и спасателей. Пострадавшие доставлены в приемный покой 1-ой городской больницы с диагнозом: общее переохлаждение, у одного пострадавшего тупая травма грудной клетки. Люди не говорят по-русски и по-английски. Как могли, они объяснили, что на судне было 17 человек. Судно перевозило металл и шло в Сирию, пытаясь уйти от шторма, он выполнял маневр, когда его застиг шквальный ветер. Разворачиваясь обратно в море, судно накрыло волной и затопило», – сообщили в Управлении МЧС. Предположительно судно затонуло в 4-5 кабельтовых от берега (около 800-900м). Шторм на тот момент достигал 7-8 баллов. К берегу прибило фрагменты судна: весла, лампы. Найдены 2 спасательных круга.

Также в Артиллерийской бухте Севастополя затонул катер, а в Стрелецкой бухте – яхта.

Пострадали украинские ВМСУ. Украинские моряки чудом не потеряли четыре боевые единицы. Корабли  заблаговременно не были поставлены на защищенные стоянки, поэтому когда скорость ветра достигала 30 метров в секунду, корвет «Винница» протаранил корабль управления «Славутич», а буксир «Корец» размазал об него же весь свой правый борт.

В это же время удары волн начали сбивать со стоянки украинский корабль управления «Донбасс», для его спасения пришлось задействовать российский буксир МБ-160, так как аналогичный украинский буксир находился на ремонте в Южной бухте.

Примечательно, что уже на следующий день командующий ВМС Украины распространил заявление, в котором благодарит командиров украинских кораблей за «высокую выучку и мужество» «во время небывалого шторма».

«О том, что в район Черного моря приближается очень мощный циклон, Военно-Морские Силы знали и готовились», – утверждает Игорь Тенюх, командующий ВМС Украины, бывший капитан тральщика. О помощи моряков Черноморского Флота России он, естественно, ни словом не обмолвился. 

Как же шторм попал в защищённые молами и природой Севастопольские бухты? В Артиллерийскую бухту, на верхнем фото, волны, подгоняемые северо-западным ветром, ворвались через разрыв в молах. Что касается ВМСУ - их потрепал только ветер, но никак не волны.

Возле Судака выбросило на берег украинское судно В 9.58 в бухте Капсель около Судака стихия вынесла на мель украинский сухогруз "Вера Волошина", на борту которого находилось девятнадцать человек. В воскресенье в 8.50 на радиосвязь с пограничным отрядом Судака вышел капитан судна. Он сообщил, что несмотря на то, что включены все двигатели и брошен якорь, судно неумолимо сносит к берегу. Через час, когда стало ясно, что "Вере Волошиной" не справиться со стихией, капитан попросил помочь спасти команду. Судно выбросило на мель в пятидесяти метрах от берега. Подойти к нему на каком-нибудь плавсредстве не было возможности: шторм восемь баллов, а сила ветра - тридцать пять метров в секунду. Операция спасения проходила с берега. На "Веру Волошину" спасателями был заброшен трос, по которому на берег перебралась вся команда.

Пострадавшее судно видно издалека, писала 14.11.2007 "Крымская правда". Огромный сухогруз намертво врезался в отмель возле мыса Меганом. Всё ещё высокие волны захлёстывают капитанскую рубку и несколько уцелевших тракторов на борту. Посередине корпуса корабля видна зияющая трещина - судно просто "лопнуло", не выдержав силы шторма. Вместе с нами перепрыгивая бурные, грязные потоки воды, к "Вере Волошиной" спешат местные жители. - Там ведь несколько контейнеров с запчастями смыло, - говорит один из них. - Может, что-нибудь море выбросит. Надежды местных поживиться не оправдываются: возле сухогруза дежурит милиция и стоят несколько машин пограничников.

По материалам РИА "Новый Регион", севастопольского городского форума forum.sevastopol.info

Главная страница   Крымские кораблекрушения

Последнее обновление 15.11.2007. Другие страницы могут быть новее.

Hosted by uCoz

road-crimea.narod.ru

обзор, история и интересные факты

История затонувших в Черном море кораблей велика настолько, что за ее полное и достоверное описание пока никто не взялся. Причина в том, что неизвестно даже количество останков судов, покоящихся на его дне. И сосчитать их нет никакой возможности. Технические проблемы, глубины и другие сложности по мере прохождения времени решаются и, наверняка, будут решены в будущем. Но само время и является непреодолимым препятствием, пряча корабли глубоко в ил или бесследно уничтожая их с помощью ржавчины и процессов гниения.

Причины гибели кораблей

Теплые воды Черного моря судоходны издавна. О первых мореплавателях мы узнаем из легенд Древней Греции. Стараясь держаться ближе к берегу, они разбивались о скалы во время штормов и непогоды. Доходили они и до наших берегов. Древние амфоры с вином, благовониями и маслами, которые находят наши исследователи морского дна, говорят об этом.

Самые разные корабли гибли во время военных походов, которые эти воды видели в избытке. Деревянные парусники и современные суда, получая пробоины, уходили под воду. Чаще всего вместе со своей командой. Черноморское дно – это огромная братская могила, которая продолжает пополняться в течение всей истории мореходства.

затонувшие корабли в Черном море

Но известны и иные причины гибели затонувших в Черном море кораблей. Вот несколько документальных фактов.

Затопление кораблей в Цемесской бухте

Недалеко от Новороссийского порта в июне 1918 года по распоряжению Владимира Ильича Ленина советские моряки затопили корабли. Черноморский флот не упоминается в Брестском договоре, но в силу сложившихся обстоятельств он был потребован к выдаче немецкой стороной в Севастополе. Советское руководство, вынужденное принять и это условие наряду с другими требованиями, направило в Новороссийск, где находились корабли, два приказа. Официальный приказ требовал от капитана 1 ранга Тихменева отвести суда в Севастополь и передать их представителям Германии, секретный приказ – затопить их недалеко от Новороссийска.

в Черном море затонул российский корабль

Командующий, после долгих и трудных обсуждений обоих приказов с комитетами кораблей, решил выполнить официальный вариант. Но не все команды послушались его, и 16 военных судов, среди них линкор «Свободная Россия», были затоплены. С поднятыми сигнальными флажками «Погибаю, но не сдаюсь», корабли ушли под воду.

Судьбы кораблей и людей после затопления

Ушедшие в Севастополь корабли оставались на службе Германии вплоть до ее поражения, а затем перешли в состав Русской эскадры. Тихменев воевал на стороне белых, а руководившие затоплением большевики Раскольников, Кукель и Глебов-Авилов занимали в дальнейшем видные посты в СССР, но в конце 30-х годов были репрессированы.

Судьба затонувших в Черном море кораблей была более позитивна. Спустя два года после событий в Цемесской бухте начался постепенный их подъем, восстановление и дальнейшая эксплуатация. На дне остались только два корабля: «Свободная Россия» и «Громкий».

затонувший корабль лиман в Черном море

Монумент морякам-героям с надписью: «Погибаю, но не сдаюсь!» установлен на Сухумском шоссе. На огромном гранитном камне перечислены названия всех затопленных кораблей с точными координатами мест их временного (или постоянного) пребывания. Но почти сто лет историки и моряки продолжают спорить о том, как надо было поступить в том далеком году для спасения Черноморского флота.

Гибель «Адмирала Нахимова»

31 августа 1986 года история гибели большого пассажирского парохода «Адмирал Нахимов» вызвала шок и отчаянную беспомощность перед формулировкой причины аварии: «человеческий фактор». Сравнение этого события с гибелью в 1912 году «Титаника» от столкновения с айсбергом имело право на существование только потому, что на нашем корабле погибло тоже очень много людей: 423 человека из 1243 (для сравнения: на «Титанике» погибли 1496 человек). Но у нас было теплое море, и не было айсбергов. Были только решения двух капитанов и одного помощника.

«Адмирал Нахимов» (круизный пароход) выходил из Новороссийска в Сочи поздним вечером. Погода хорошая, море спокойное, пассажиры развлекались или устраивались отдыхать. Капитан Марков, человек с огромным опытом, спокойно выводил свой корабль из бухты. Единственным судном, шедшим в порт в это время, был «Петр Васев», сухогруз с капитаном Ткаченко во главе. Он сообщил, что пропускает «Адмирала Нахимова» в ворота бухты первым. В 23-00, во время этого маневра, капитан Марков, сдав вахту своему помощнику Чудновскому, покидает рубку.

В ходе расследования, которое проводилось правительственной комиссией, многое так и осталось непонятным для обычных, непосвященных в секреты, граждан. Почему же два капитана на катастрофически сближающихся лоб в лоб судах, видя это по радарам и воочию, не предпринимали ничего, чтобы спасти ситуацию. Вахтенные на обоих кораблях указывали им на приближение аварии, уточняли, кто же кого пропускает, но случилось то, что случилось.

почему затонул российский корабль в Черном море

Две огромные махины столкнулись, несмотря на отчаянные попытки изменить что-то в последние минуты. «Адмирал Нахимов» за 8 минут ушел на дно вместе со своими пассажирами, пополнив ряды затонувших кораблей в Черном море.

Команда «Петра Васева» вместе с пришедшими из порта на помощь судами вела спасательные работы. Помощник Чудновский ушел в свою каюту и остался на борту погибающего судна. Обоих выживших капитанов судили, они получили по 15 лет.

Военный корабль «Лиман»

История труднообъяснимых катастроф все не заканчивается. Совсем недавно, 28 апреля 2017 года, мир взорвался многочисленными сообщениями о том, что в Черном море затонул российский военный корабль, столкнувшись с судном-скотовозом Yozasif-H, шедшим под флагом Того. Все члены экипажа были спасены и доставлены в Россию, а корабль «Лиман» лежит у берегов Турции на глубине 80 метров.

Он был построен в 1970 году на польских верфях и первые годы работал на Балтике. В 1974 году его перевели в состав Черноморского военного флота, в отдельный разведывательный дивизион N519. В качестве разведчика он вел слежку за кораблями возможного противника, его переговорами, мог применить высокотехнологичное оружие «Игла». Для выполнения своей миссии он был оборудован комплектами специальной разведывательной аппаратуры и современной радиолокационной системой «Дон», гидроакустической системой «Бронза» и еще какими-то секретными устройствами.

в Черном море затонул российский военный корабль

Затонувший корабль «Лиман» в Черном море, находясь на боевом дежурстве, получил пробоину и через несколько часов пошел ко дну.

Диверсия или полный туман?

Когда читаешь заявленную официальными представителями военных сил причину того, почему затонул российский корабль в Черном море, испытываешь недоумение, оторопь и стыд. Именно в такой последовательности. Оказывается, напичканный секретным электронным дорогим оборудованием военный корабль-разведчик не разглядел в тумане судно-скотовоз.

Может быть, поэтому так хочется верить Движению поддержки флота, которое заявило о возможной диверсии. По их мнению, «Лиман», который эффективно работал у берегов Сирии, вызывал недовольство американских военных сил, присутствовавших здесь же. Для того чтобы помешать разведчику появиться в конкретной точке в конкретный час, ему изощренно подставили под удар скотовоз. Адмирал В. Кравченко считает гибель «Лимана» событием из ряда вон выходящим.

В том, что в Черном море затонул российский корабль, есть только один неопровержимый факт: команда жива. Наверное, мы ничего и никогда больше не разглядим в этом тумане.

fb.ru

Тайны погибших кораблей: где искать сокровища

18 декабря 1997 года на экраны вышел «Титаник» - и девушки всего мира, глядя, как герой Леонардо ДИКАПРИО исчез в пучине, тоже тонули - в море собственных слез. 20-летие премьеры режиссер Джеймс КЭМЕРОН отметил повторным показом фильма - теперь в 3D. На уходящий год пришлась круглая дата и самой трагедии: «Титаник» столкнулся с айсбергом 15 апреля 1912 года.

В снятой Кэмероном киноистории главная героиня под занавес жизни раскрывает тайну бриллианта «Сердце океана». Сокровища часто связаны с романтикой морских путешествий. И самое удивительное - до сих пор на дне Мирового океана лежат несметные богатства, до которых смельчаки настойчиво пытаются добраться. Есть такие искатели приключений и в нашей стране. Но золото-бриллианты у них в этом деле далеко не на первом месте.

Научный консультант Центра подводных исследований, созданного в 2014 году при Русском географическом обществе (ЦПИ РГО), Андрей Лукошков отмечает: интерес к подводному наследию постоянно растет.

- Всего в нашей базе 11 тысяч случаев кораблекрушений. Из них на XX век приходится 4 - 4,5 тысячи, - отмечает Лукошков. - Много неизведанного осталось со времен Великой Отечественной войны. Можно себе представить, сколько всего лежит вдоль Дороги жизни на дне Ладоги, у Невского пятачка. Очень важна гуманитарная миссия, которую мы выполняем. Скажем, под Приморском в Ленинградской области обнаружили бронекатер. Местные жители предложили сделать из него памятник. Водолазы бесплатно подняли с него пушку, ее бесплатно отремонтировали в порту. И теперь в городе есть прекрасный мемориал с этим орудием.

Мы не отказываем, если кому-то нужна помощь. Четыре года назад нашли немецкий кайзеровский корабль 1918 года. Он стоит на ровном киле в великолепной сохранности. На нем есть интересные вещи - те же пушки. Теперь нужно понять, что с этим делать. Если, допустим, в связи со 100-летием окончания Первой мировой войны встанет вопрос о пополнении фонда нового музея - Государевой Ратной палаты в Царском Селе, с которым мы сотрудничаем, займемся кораблем уже предметно.

В 1918 - 1919 годах в Финском заливе затонули два английских эсминца, наш броненосный крейсер, немецкий сторожевик и еще, возможно, четыре ненайденных корабля. Там же лежат штук десять тральщиков, несколько эсминцев, шесть подводных лодок, в том числе советский «Сом». Немецких кораблей на Балтике тоже погибло много. Возможно, совместно с коллегами из других стран мы проведем экспедиции по их поиску.

Шерстяные кафтан и штаны с торгового корабля «Архангел Рафаил» спас от разрушения деготь, разлившийся из бочки во время крушения. В ёмкости с балтийской водой - тёмной, малосолёной и холодной, сохраняющей древесину и ткани веками, реликвию отправили на реставрацию в Эрмитаж

- Расскажите о «Соме» - это же одна из самых известных подлодок, затонувшая у берегов Швеции.

- На мой взгляд, «Сом» - не самая интересная лодка. Это неудачный проект американской фирмы, который отказался купить ВМФ США. А царские чиновники приобрели, потому что флот на Дальнем Востоке во время Русско-японской войны был слабый, и они брали все, что попадалось под руку. Ничего героического «Сом» не совершил. Более ценный объект, например, «Акула» - одна из первых боевых подлодок конструкции Ивана Бубнова. «Акула» воевала, ее капитаном был изобретатель русского шноркеля - устройства для работы двигателя под водой - Николай Гудим. Погибла лодка в боевом походе. Хотя лежит она в эстонских водах, на нее ныряют и российские исследователи.

11 октября 1914 года в Балтийском море затонула и знаменитая «Паллада». На броненосном крейсере находилось 583 человека. Немецкая субмарина, потопившая его, лежит неподалеку.

Словом, неизученных кораблей на дне - море. Но с судами и Первой мировой, и Великой Отечественной есть проблема: из-за наличия боезапаса они до сих пор потенциально опасны.

История жадности

Торговый корабль «Архангел Рафаил», нашедший последний причал в проливе Бьёркезунд Финского залива, специалисты ЦПИ РГО называют самым интересным из тех, с которыми им довелось поработать в 2017 году. Первыми еще в 1724 году его обнаружили местные жители: надо льдом торчал фрагмент большой мачты.

- Крестьяне ныряли в прорубь и сумели поднять на лед часть груза - рогожу и кожу в тюках. Чтобы нырнуть глубже, привязывали камень к поясу. А когда надо было всплывать, веревку попросту перерезали, - рассказывает Лукошков.

Кстати, историки полагают, что «Архангел Рафаил» перевозил контрабанду. Уплатив таможенную пошлину за небольшой груз, моряки забили корабль незадекларированным товаром. Но не смогли выбраться из ледового плена.

География недавних открытий

Финский залив. В 2017 году специалисты ЦПИ РГО изучали район островов Гогланд и Большой Тютерс, где в конце августа 1941 года проводилась операция «Таллинский переход» - эвакуация основных сил Балтийского флота, во время которой погибло очень много кораблей.

- С помощью гидроакустической аппаратуры было «просеяно» больше 15 квадратных километров балтийского дна и зафиксировано 26 объектов. Среди них финский сторожевой корабль, немецкая десантная баржа, советский военный транспорт, восемь судов, построенных в XIX веке, и самое интересное - детали корабля допетровской постройки XVII века или даже более раннего, найденные на глубине 32 метра, - делится радостью первооткрывателя Лукошков.

Остров Матуа, Дальний Восток. В июле-августе этого года во время совместной с Минобороны экспедиции «Матуа-2017» специалисты ЦПИ РГО отправились в «Адскую пасть». Так в переводе с айнского, языка коренного населения этих мест, переводится название острова Курильской гряды в Охотском море.

В июле 2013 года на подводном аппарате C-Explorer к месту крушения фрегата «Олег» в Финском заливе совершил получасовое погружение Президент России Владимир ПУТИН. В августе 2015-го глава государства погрузился на батискафе на дно Черного моря к затонувшему античному судну. Фото с сайта kremlin.ru

Сегодня остров необитаем. Но во время Второй мировой войны на Матуа находилась крепость, где был расквартирован японский гарнизон в 7 тысяч человек, мощные надземные, подземные, а, возможно, и подводные укрепления, аэродром - его взлетные полосы обогревались термальными источниками.

В районе Матуа на глубине около 100 метров удалось обнаружить 95-метровую американскую подлодку USS Herring (SS-233), потопленную японской береговой батареей 1 июня 1944 года. Она почти не разрушена, только поросла слоем ракушечника.

Крым. В сезон-2017 команда ЦПИ РГО исследовала акваторию Керченского пролива между мысами Тузла, Ак-Бурун и Малый. Из 22 обнаруженных приборами «донных аномалий» 16 оказались затонувшими объектами. Например ранее неизвестный одномоторный самолет времен Великой Отечественной войны и останки советского торпедного катера.

Сочи. В район падения самолета Ту-154 ВВС России, 25 декабря 2016 года унесшего жизни 92 человек, обитаемые подводные аппараты C-Quester и C-Explorer прибыли на следующий день. Они способны непрерывно работать на глубине до 300 метров в течение 8 часов и очень помогли в поисковой операции.

Роботы-водолазы

В 2017 году исполнилось 135 лет Кронштадтской водолазной школе - главному центру обучения специалистов этого дела в стране.

- Для поиска кораблей открылись неограниченные возможности. Совершенствуется водолазная техника, появилось более мощное освещение, можно проводить подводную съемку, позволяющую получать 3D-изображения, - комментирует Лукошков.

Правило археолога

Когда говорят о подводной археологии, воображение рисует затопленные города, бригантины с обрывками парусов и обязательно сундуки с золотом и драгоценными камнями. Но в реальности это не совсем так.

- Исследователи не сокровища ищут, а получают новые знания для реконструкции истории. Вопрос ценности поднятых предметов во многом зависит от той информации, которую они могут дать. Не уверен, что находка нескольких тысяч одинаковых монет ученых очень обрадует. Их нужно реставрировать, хранить. Межде тем знаете главное правило археолога? Не поднимать то, что не можешь сохранить, - говорит Лукошков. Кстати, на проведение подводных исследований нужно получить так называемый открытый лист, который Министерство культуры выдает квалифицированному специалисту-археологу.

По оценке экспертов, на дне морей и океанов покоятся около 250 тысяч кораблей, затонувших только за последние 400 лет. В их трюмах находятся огромные богатства на общую сумму более S600 миллиардов (НАЖМИТЕ ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ)

Царская карета и два колокола

У берегов России самая густая концентрация кораблекрушений - Финский залив. Здесь же были сделаны и самые интересные находки.

  • 1953 год. Недалеко от города Турку финны обнаружили русский галиот «Святой Михаил». В октябре 1747-го он вез из Амстердама в Петербург ценности для русского императорского двора. Во время шторма корабль погиб. Со дна подняли коллекцию мейсенского фарфора, золотых и серебряных часов, 34 золотые табакерки, золотые элементы мебели и даже золоченый кабриолет - подарок датского короля императрице Елизавете Петровне. Все это находится в музеях Финляндии.
  • 1981 год. В Баренцевом море прошла операция по подъему золота с английского крейсера «Эдинбург», потопленного немцами в апреле 1942 г. Он шел во главе конвоя судов из Мурманска в Великобританию. На борту было 5,5 тонны (465 штук) золотых слитков, предназначенных для уплаты союзникам по антигитлеровской коалиции за военные поставки в СССР. Поднятое золото поделили между СССР и Великобританией в пропорции три к одному.
  • 1987 год. У острова Мулан финский дайвер-любитель наткнулся на судно, затонувшее в 1617 г. «Муланский корабль» перевозил награбленное шведами в Новгороде в 1611 - 1617 гг. С судна подняли два колокола и монеты времен Ивана Грозного и Василия Шуйского.
  • 1999 год. Финны нашли датский корабль «Фрау Мария», затонувший в 1771 г. Он вез в Петербург коллекцию произведений искусства, купленную Екатериной II в Нидерландах для Эрмитажа. Там могли быть 27 картин голландских художников XVI - XVII веков, включая Рембрандта, коллекция фарфора, золотые и серебряные изделия, монеты. Общая стоимость уцелевшего груза оценивается минимум в 500 миллионов евро.

www.eg.ru