Пассажирский и военно-транспортный самолет Junkers Ju-52/3m. Юнкерс 52


Junkers Ju 52. Фото. Характеристики

 

Германия и Испания

Тип: трехдвигательный бомбардировщик и транспортный самолет

Вместимость: экипаж из двух человек и до 17 пассажиров

Немецкий эквивалент самолета DC-3/C-47, трехмоторный самолет Ju 52 компании «Юнкере» (Junkers), отличался прочной конструкцией, главным образом благодаря фирменной технологии компании «Юнкере», использующей гофрированную обшивку. Самолет начал свою жизнь с одним двигателем в конце 1930-х годов, но после серийной постройки шести экземпляров Ju 52 компания «Юнкере» решила оценить трехдвигательную модификацию, оснащенную звездообразными моторами «Хорнет» (Hornet) компании «Пратт-Уитни» мощностью 550 л. с. (310 кВт). Результат был настолько удачным, что однодвигательная модификация была немедленно заменена самолетом Ju 52/3mce.

Главным покупателем гражданского трехдвигательного самолета была компания «Дойче Люфтганза» (Deutsche Lufthansa), которая к 1939 году имела более 230 самолетов. ВВС Германии люфтваффе (Luftwaffe) также были первыми получателями самолетов Ju 52/3mce, используя их вначале как временно принятый на вооружение бомбардировщик, после того как компания «Юнкере» оснастила самолет более мощными звездообразными двигателями BMW 132А-3.

Накануне Второй мировой войны почти 1000 самолетов Ju 52/3m были на военной службе или готовы были быть призванными на военную службу из «Люфтганзы». Во время войны этот тип стал «рабочей лошадкой» ВВС Германии Люфтваффе — он выполнял все виды заданий, от перевозки солдат до траления мин на всех фронтах войны. По некоторым оценкам, между 1932 и 1944 годами было построено 4845 самолетов, а послевоенное производство продолжалось во Франции и Испании. Пять экземпляров самолета сохранилось в состоянии летной годности.

Junkers Ju 52. Фото. Характеристики

 

Основные данные

Размеры:

  • Длина: 18,9 м
  • Размах крыла: 29,25 м
  • Высота: 5,55 м

 

Вес:

  • Пустого: 5720 кг
  • Максимальный взлетный: 10 500 кг

 

Летно-технические характеристики:

  • Максимальная скорость: 275 км/ч
  • Дальность полета: 1300 км с дополнительными баками
  • Силовая установка: три двигателя BMW 132Т на модификации Ju 52/3m или ENMA «Бетас» (Betas) модификация CASA 352L
  • Мощность: 2490 л. с. (1856,7 кВт) и 2250 л. с. (1677 кВт) соответственно

.

Дата первого полета: апрель 1931 года

Сохранившиеся годными к полетам модификации: Ju 52/3mg2e, Ju 52/3mg4e, Ju 52/3mg7e и CASA 352L

Справа: Самолет Ju 52/3тд2е компании «Люфтганза» проходит сквозь сплошную облачность над Лос-Анджелесом во время своего тура по США в начале 1990-х годов. До того как стать собственностью главного немецкого грузопере- возчика, этот самолет- ветеран провел часть своей жизни на поплавках в Норвегии и перевозя все типы грузов над джунглями Эквадора.

 

Боевые самолеты

 

Avia.pro

avia.pro

Транспортный самолет Юнкерс Ju-52 (Германия)

«Краткая справка: Junkers (Ju-52) - немецкий основной транспортный самолет Второй мировой войны. Модификации, боевое применение, история создания»

Немецкий транспортный самолет Юнкерс Ju-52

Немецкий транспортный самолет Юнкерс Ju-52

История создания транспортного самолета Ju-52

Разработка транспортного самолёта Ju-52 началась в 1929 году в конструкторском бюро фирмы «Junkers» под руководством Эрнста Цинделя. Задача перед конструкторами стояла довольно типичная — создать дешевый, надежный, простой в обслуживании и производстве самолет. При этом собственно летные данные, скорость и высота полета решающего значения не имели.

В том же году был готов проект будущего Ju-52, первоначально одномоторного самолёта, во многом повторяющего конструкцию другого детища фирмы «Юнкерс» — самолета W-33. Однако уже в нем была заложена важная особенность — конструкция предполагала возможность без дополнительных переделок установить не один, а сразу три двигателя.

Первый прототип одномоторного транспортника (под индексом Ju-52ba) был построен в сентябре 1930 года, в его левом борту и верхней части фюзеляжа были оборудованы грузовые люки, для облегчения погрузки и разгрузки самолёта. 13 октября 1930 года самолет впервые поднялся в воздух, а 17 февраля 1931 г. был продемонстрирован публике в берлинском аэропорту Темпельхоф.Первый Ju-52/3mce (трёхмоторный) впервые поднялся в небо в апреле 1931 года.

Однодвигательный Юнкерс-52 Канады

Однодвигательный Junkers-52 Канадских авиалиний

Надо отдать должное фирме «Юнкерс» — несмотря на успешные испытания, к серийному производству самолет пока не рекомендовали, а продолжали испытывать на практике, для чего в июне 1931 года его даже сдали в опытную эксплуатацию авиакомпании «Люфтганза».

По итогам года работ, в конструкцию Ju-52 было внесено множество изменений — был доработан планёр, усилено крыло, произведена замена двигателей.

Только в 1932 году начались поставки самолёта коммерческим авиакомпаниям, а осенью 1933 года в производство пошла и военная версия транспортника — Ju-52/3mge.

Производство Ju-52 продолжалось аж до конца 1944 года (!), всего выпущено более 4800 самолётов различных модификаций.

Гражданский вариант широко поставлялся на экспорт, а военный использовался в Италии, Австрии (4 самолёта), Португалии (10) и Швейцарии (3). Да, это звучит довольно необычно, но привычный нам «фашистский транспортник» (на родине любовно называемый «Тётушка Ю») успел повоевать так, что хватило бы и на других — середине 1930-х годов Ju-52 составляли две трети от всей бомбардировочной авиации люфтваффе! Даже во Второй Мировой войне эта заслуженная к тому времени машина воевала на стороне союзников Германии: Венгрии, Румынии, Финляндии.

Схема транспортного самолета Ju-52

Схема германского транспортного самолета Ju-52

Конструкция транспортного самолета Ju-52

Транспортный самолет Ju-52 представлял собой цельнометаллический свободнонесущий низкоплан с несущей гофрированной обшивкой, фюзеляжем прямоугольного сечения и ферменной конструкцией.

Крыло прямое, трапецевидное в плане, четырёхлонжеронное. Механизация крыла состоит из закрылков, расположенных под задней кромкой по всему размаху крыла. Хвостовое оперение подкосное. Шасси неубирающееся, трёхопорное с хвостовым костылём (позже колесом), также была предусмотрена возможность установки поплавкового или лыжного шасси.

Силовая установка состояла из 3 поршневых 9-цилиндровых звездообразных двигателей воздушного охлаждения BMW-132 с двухлопастными винтами изменяемого шага JuPAK. Запас топлива размещался в 9 топливных баках с наружным протектором. Боковые двигатели устанавливались на крыле под небольшим углом к центральной оси самолёта.

В пассажирском варианте Ju-52 в салоне устанавливались два ряда кресел (17 шт) вдоль бортов. Военные модификации вооружались 2-3х 7,92-мм пулемётами MG-15 и MG-17, позже 2х 13-мм пулемётами MG-131 и 15-мм пушкой MG-151. Бомбовая нагрузка размещалась в 3 бомбоотсеках. Бомбардировщик мог легко трансформироваться в транспортный самолёт и обратно.

Модификации транспортного самолета Ju-52

  • Ju-52ba — первый прототип с V-образным 12-цилиндровым двигателем жидкостного охлаждения Jumo-L88a мощностью 800 л.с. Первый полёт 13 октября 1930 года.
  • Ju-52bе — с двигателем BMW VIIaU мощностью 685 л.с. и двухлопастным деревянным винтом (позже четырёхлопастным). Переоборудован из первого прототипа в начале 1931 года.
  • Ju-52/1m — однодвигательный. В 1931-1935 годах изготовлено 6 самолётов.
    • Ju-52bi — с двухрядным звездообразным двигателем Астранг-Сиддли «Леопард» мощностью 800 л.с., поплавковым шасси, увеличенным рулём направления, усиленным крылом.
    • Ju-52сai — пассажирский, с двигателем BMW XIaU мощностью 800 л.с., салоном на 15 мест.
    • Ju-52сao — c двигателем Роллс-Ройс «Баззард» мощностью 825 л.с. В 1936 году переоборудован канадский Ju-52ce.
    • Ju-52ce — с двигателем BMW VIIaU и усиленным крылом. Изготовлено 4 самолёта (один из них на поплавках). 1 самолёт поставлен в Канаду.
  • Ju-52/3mba — самолёт президента FAI Бибеску. Отличался центральным двигателем Испано-Сюиза 12Nb (650 л.с.) с трёхлопастным винтом и боковыми 12Mb (525 л.с.) с двухлопастными винтами, большими коками винтов, водяными и масляными радиаторами увеличенной площади под крылом, хвостовым колесом. Изготовлен в 1932 году.
  • Ju-52/3mce — прототип трёхдвигательного, с двигателями Прэтт-Уитни «Хорнет» мощностью 600 л.с. с двухлопастными деревянными винтами, увеличенным размахом крыла, отсутствием капотов. Первый полёт 7 марта 1932 года.
  • Ju-52/3mce — серийный пассажирский с двигателями BMW «Хорнет» мощностью 525 л.с., остеклением кабины пилотов, отсутствием грузовых люков. Часть самолётов оснащалась «кольцами Тауненда». В 1932-1933 годах изготовлено 12 самолётов. Поставлялся в Колумбию (3 самолёта), Боливию (1), Швецию (1 поплавковый).
  • Ju-52/3mсi «Сампо» — экспортный для Финляндии с двигателями Прэтт-Уитни «Хорнет» T2D-1 (позже BMW.132Z-3), отсутствием капотов, трехёлопастным винтом центрального двигателя и двухлопастными боковых, отдельной дверью кабины экипажа, хвостовым колесом, радиопеленгатором. В комплект входили и поплавки. Изготовлен летом 1932 года.

Характеристики Ju-52

Транспортный самолет Юнкерс Ju-52 (Германия)
Страна: Германия
Тип: Транспортный самолет
Год выпуска: 1931 г.
Экипаж: 3 человека
Двигатель: 3х BMW 132T по 900 л.с.
Максимальная скорость: 290 км/ч
Практический потолок: 5900 м
Дальность полета: 1300 км
Масса пустого: 6510 кг
Максимальная взлетная масса: 10990 кг (9200 кг - нормальная взлетная)
Размах крыльев: 29,25 м
Длина: 18,90 м
Высота: 4,65 м
Площадь крыла: 110,5 кв.м.
Вооружение:1× 13-мм пулемёт MG 131, 2× 7,92-мм пулемёта MG 15, до 450 кг бомбовой нагрузки (только в военной модификации)
  • Ju-52/3mde — экспортный для Боливии с «кольцами Тауненда», прямоугольными окнами, отсутствием грузовых люков. Летом 1932 года изготовлено 2 самолёта.
  • Ju-52/3mfe — модернизированный с двигателями BMW «Хорнет» A-2, закрытыми капотами типа NASA, выхлопными коллекторами, конструкцией остекления пилотской кабины, обтекателями на колёсах шасси, пассажирским салоном на 17 мест, отсутствием разъёма фюзеляжа за пассажирской кабиной. В 1933-1934 годах изготовлено 15 самолётов.
    • Ju-52/3mf1e — летающая лаборатория института DVS. Переоборудован 1 самолёт.
  • Ju-52/3mge — пассажирский с двигателями BMW.132A-1 мощностью 660 л.с., усиленным планёром, хвостовым колесом. Выпускался в 1933-1934 годах. Поставлялся в Бразилию, Норвегию, Уругвай, Финляндию, ЮАС.
    • Ju-52/3mg1e — с двигателями BMW.132E.
    • Ju-52/3mg2e — с двигателями BMW.132A-3 мощностью 725 л.с.
    • Ju-52/3mSa3 — учебный. Выпущена небольшая серия.
  • Ju-52/3mg3e — вспомогательный бомбардировщик, с бомбосбрасывателями, оборонительным вооружением из 2 пулемётов MG-15 в верхней и нижней огневых точках, улучшенным радиооборудованием, протектированными топливными баками. Оснащался двигателями BMW.132A-3. Выпускался в 1934-1935 годах. После 1937 года все самолёты переоборудованы в траспортные (несколько из них — в штабные).
  • Ju-52/3mg4e — доработаннный, с усиленным шасси, грузовыми люками в потолке и правом борту, составом оборудования, отсутствием нижней турели и передней двери. Хвостовой костыль заменён колесом. Выпускался в 1935-1939 годах. Переоборудована часть 3mg3e. Поставлялся в Швейцарию.
    • Ju-52/3mg4e(Trop) (Ju.52/3mg9e) — тропический, с противопыльными фильтрами и улучшенной вентиляцией кабины, усиленным шасси, устройством для буксировки планёров. В 1942-1943 годах переоборудована часть самолётов.
    • Ju-52/3mg4e/Wa — самолёт сопровождения с экранированной турелью с 20-мм пушкой MG.151, 2 пулемётами MG-15 в бортах. В 1941 году на заводе «Везер» переоборудовано 12 самолётов.
  • Ju-52/3mg5e — военно-транспортный, с двигателями BMW-132T-2 мощностью 830 л.с., антиобледенительной системой, новым радиооборудованием, верхней огневой точной с пулемётм MG-15, гнёздами для пулемётов в бортах, отсутствием бомбардировочного оборудования и обтекателей шасси. Выпускался в 1939-1941 годах.
    • Ju-52/3mg5e(See) (Ju.52/3mg5eW) — поплавковый. Оснащался поплавками «Юнкерс» (водоизмещением 9,5 т) или «Хейкель» (11 т). У входной двери устанавливалась лестница, вдоль фюзеляжа под окнами — поручни.
  • Ju-52/3mg6e — транспортный с упрощённым радиооборудованием и отсутствием креплений для поплавков. Выпускался в 1939-1941 годах.
  • Ju-52/3mg7e — доработанный, с увеличенным грузовым люком в правом борту, 3 окнами по правому борту, прямой трубкой ПВД, наличием автопилота Сименс K40, отсутствием люка в потолке. Часть самолётов оснащалась передней стрелковой установкой. Выпускался в 1941-1942 годах.
  • Ju-52/3mg8e — с дополнительным люком в полу кабины. Самолёты последних серий оснащались двигателями BMW.132Z мощностью 850 л.с. Верхний пулемёт MG-15 заменён на MG.131. Часть самолётов оснащалась передней стрелковой установкой. Выпускался в 1941-1942 годах.
    • Ju-52/3mg8e(F) — десантный.
    • Ju-52/3mg8e(H) — учебный.
    • Ju-52/3mg8e(K) — транспортный для перевозки контейнеров.
    • Ju-52/3mg8e(N) — многоцелевой грузовой.
    • Ju-52/3mg8e(R) — военный пассажирский.
    • Ju-52/3mg8e(S) — санитарный.
    • Ju-52/3mg8e(St) — специальный транспортный для переброски наземного персонала ВВС, запчастей и оборудования.
  • Ju-52/3mg10e — с грузовым люком по типу 3mg5e, измененной конструкцией верхней створки грузового люка, 5 окнами в правом борту, отсутствием антиобледенительной системы. Выпускался в 1942-1943 годах.
  • Ju-52/3mg11e — вариант 3mg10e с антиобледенительной системой. Выпускался в 1942-1943 годах.
  • Ju-52/3mg12e — с бронезащитой экипаж, двигателями BMW.132L мощностью 800 л.с. В 1942 году изготовлена небольшая партия.
  • Ju-52/3mg14e — доработанный, со всасывающими патрубками карбюратора под двигателями, вытянутыми назад выхлопными патрубками, шасси по типу 3mg3e. Оборонительное вооружение состояло и пулемёта MG-131 в верхней турели и 2 MG-15 по бортам. Некоторые самолёты оснащались радиополукомпасом. Выпускался с ноября 1943 по январь 1944 года.
Ju-52/3m(MS) - минный тральщик

Юнкерс-52/3m(MS) — минный тральщик

  • Ju-52/3mho — с дизелями Jumo.205 мощностью 550 л.с. Для «Люфтганзы» в 1934 году изготовлено 2 самолёта.
  • Ju-52/3mlu — с двигателями Пьяджо «Стелла» X мощностью 700 л.с. (потом заменены на Альфа-Ромео 126RC.34 мощностью 800 л.с.). В 1934 году изготовлен 1 самолёт для Италии.
  • Ju-52/3m(MS) — минный тральщик. Половина самолётов оборудовалась большим дюралевым кольцом, установленным на подкосах под крылом и фюзеляжем, с обмоткой, по которой пропускался ток в 300 А. Другая оснащались контейнерами KK-Gerat с 30 небольшими зарядами для траления акустических мин. Оборонительное вооружение состояло из 3 пулемётов MG-17 (позже 1 пушки MG-151 и 2 пулемётов MG-131). В 1940-1942 годах переобрудовано несколько десятков самолётов различных модификаций.
  • Ju-52/3mnai — с двигателями Прэтт-Уитни «Уосп» S3h2-G мощностью 550 л.с. Отличался составом оборудования. В 1934 году изготовлено 3 самолёта. Поставлялся в Швецию и Великобританию.
  • Ju-52/3mreo — для работы в условиях высокогорья. Отличался двигателями BMW.132Da (BMW.132De) с цилиндрическими капотами. Поставлялся в Перу и Эквадор.
  • Ju-52/3mte — пассажирский с двигателями BMW.132G (BMW.132L). Выпускался в начале 40-х годов.
    • Ju.52/3ml2 — экспортный для Финляндии.
  • Ju-52/3mZ — пассажирский с салоном «люкс» с двигателями BMW.132Z-3. Выпущена небольшая серия для «Люфтганзы».
  • AAC-1 «Тукан» — французский вариант 3mg14e, с колёсами шасси от C-47, радиооборудованием, отсутствием вооружения. Часть самолётов оснащалась грузовой дверью с вертикальными створками. На самолётах поздних серий устанавливался триммер руля направления. Выпускался с конца 1944 года фирмой «Ателье эронавтик де Коломбэ». Изготовлено 415 самолётов и переоборудовано ещё 28 трофейных Ju-52. Поставлялся в Португалию, Чехословакию, Югославию.
  • C-79 — вариант Ju-52/3m для ВВС США с двигателями R-1690-23 мощностью 525 л.с., капотами от DC-2. В сентябре 1941 года реквизирован у эквадорской компании «Синдикато Кондор». В 1943 году продан Коста-Рике, в 1948 — перепродан Никарагуа.
  • CASA-352 (T.2B) — испанский вариант 3mg7e с советскими двигателями М-25А. Выпускался с июня 1945 года. Изготовлено 106 самолётов.
  • CASA-352L — с двигателями ENMASA-B3, верхним расположением воздухозаборников карбюраторов, удлинёнными выхлопными патрубками, наличием радиокомпаса с антенной в каплевидном обтекателе. Изготовлено 62 самолёта.
    • CASA-352LA-1 — грузовой и десантный.
    • CASA-352LA-3 — пассажирский.
    • CASA-352LC — учебный.
Поплавковый вариант ju-52

Поплавковый вариант самолета ju-52

Служба и боевое применение Junkers-52

Самолет Ju-52 оказался на удивление живучей и надежной машиной — многофункциональный, способный садиться на любой аэродром, в первый раз он принял участие в боевых действиях в 1932 году во время конфликта между Колумбией и Перу, а чуть позже — в войне между Боливией и Парагваем. Правда в чисто транспортном варианте. В качестве бомбардировщика Ju-52 был применен 3 августа 1936 года во время гражданской войны в Испании.

До лета 1937 г. легион «Кондор» использовал их для ударов по войскам, портам и городам, в том числе и Мадриду. 13 августа 1936 г. два юнкерса потопили республиканский линкор «Хайме 1». Важнейшей операцией была также переброска на Ju-52 15000 марроканцев в первые дни путча из Африки в Испанию. Появление в испанском небе истребителей И-16 и И-15 резко изменило ситуацию. Четвертого ноября 1936 г. над Мадридом советский истребитель И-15 сбил первый «юнкерс 52» и вскоре машины данного типа были выведены из состава боевых подразделений легиона «Кондор». Часть машин передали в транспортные части, остальные — в ВВС генерала Франко.

Уже в 1937 году Ju-52 «бомбардировщики» были признаны устаревшими и более в этом качестве непосредственно Германией не принялись. Начиная с 1938 года Ju-52 начал «карьеру» десантного самолета — 9 апреля 1940 года в Норвегии десант высаживали одновременно 571 «Юнкерс»-52, но и гибли эти самолеты тоже с эпичным размахом — только во время десантной операции над островом Крит, погибло порядка 170 Ju-52. Во второй мировой войне использовался в качестве транспортного, десантного, бомбардировщика, буксировщика планёров, минного тральщика, учебного, санитарного, связного на всех фронтах, вплоть до победы союзников.

С первых дней Великой Отечественной войны Ju-52 действовали в составе всех четырех воздушных флотов Люфтваффе, привлеченных к нападению на СССР. Каждому флоту, в том числе и N 5, воевавшему на Севере, была придана авиагруппа специального назначения. Общая численность транспортной авиации составила 256 самолетов. Кроме того, несколько Ju 52 входило в состав дальнеразведывательных авиагрупп. Основная нагрузка легла на транспортные соединения с зимы 1941 г., когда возникла необходимость в снабжении окруженных группировок Вермахта.

Первой такой широкомасштабной операцией стал Демянский воздушный мост, интенсивно работавший с 20 февраля по 21 апреля 1942 г. ВВС Германии совершили 33086 вылетов и перевезли 64844 тонны грузов, потеряв при этом 265 самолетов «юнкерс-52». К осуществлению операции были привлечены не только транспортные части Восточного фронта, но и самолеты из летных школ Германии, части из Западной Европы и Северной Африки.

Еще больший объем снабжения необходимо было перебросить в сталинградский «котел». Шестая армия Паулюса с 24 ноября 1942 г. по 2 января 1943 г. получала все необходимое только по воздуху. И хотя транспортные задачи решали самолеты различных типов, более половины наличного парка составляли Ju 52 (максимальная численность — 368 машин). Они перевезли за время операции 8112,8 тонн грузов. Потери составили 269 машин. В это число не вошли потери на аэродромах в результате действий советских ВВС, а также танковых рейдов. Только прорыв на базу в Тацинской 24-го танкового корпуса генерала Баданова стоил немцам 55 Ju 52 и 250 человек личного состава.

В дальнейшем объем задач по снабжению окруженных группировок все возрастал. Кубань, Крым, Корсунь-Шевченковский «котел». Многочисленные города-крепости зимой 1944-45 годов также служили конечными пунктами на полетных картах «юнкерсов-52». Теперь тихоходные транспортники работали только ночью, но и это не спасало их от потерь. Так, на снабжении Будапешта было потеряно 52 Ju 52, а воэдушный мост в Бреслау обошелся ВВС Германии в 165 транспортных Ju 52.

Гражданские варианты Ju-52 эксплуатировались 30 авиакомпаниями 25 стран, и даже после войны находились в производстве в Испании и Франции. Последние «Юнерсы»-52 были сняты с эксплуатации (Швейцария) только в 1982 году.

Сброс десанта с самолетов Ju-52

Сброс десанта с самолетов Ju-52

Источник: компиляция по открытым источникам сети интернет, а также по книге «Котельников В.Р. Транспортный самолёт Юнкерс Ju.52/3m», 2004.

armedman.ru

Ju-52 – рабочая лошадка Люфтваффе » Военное обозрение

Угловатый и громоздкий старичок Ju.52/3m, чья служба в качестве бомбардировщика к началу Второй мировой войны отошла в историю, казался полностью устаревшим и утратившим свой боевой потенциал. Однако созданная компанией Юнкерс непритязательная комбинация гофрированной обшивки, трех моторов воздушного охлаждения и неубираемых стоек шасси, которая была известна в Люфтваффе под прозвищем «Тетушка Ю», сыграла во время Второй мировой войны, возможно, даже большую роль, чем иные боевые самолеты. Самолет активно использовался во время Гражданской войны в Испании, воздушно-десантных операциях немецких войск в Норвегии, Голландии и на Крите. Осуществлял транспортное снабжение африканского корпуса Роммеля и окруженной под Сталинградом 6-й армии фельдмаршала Паулюса. Данный самолет активно использовался во всех операциях Второй мировой войны до последних ее дней.

К разработке транспортного самолета Ju.52 в КБ фирмы «Юнкерс» приступили в 1929 году, работы по созданию самолета возглавил Э. Циндель. Основными требованиями к новому самолету являлись его простота, дешевизна в эксплуатации и надежность. Потолку и скорости полета уделялось второстепенное значение. Проект одномоторной версии Ju.52 был готов к концу 1929 года. Особенностью проекта было то, что без особых конструктивных переделок самолет можно было оснастить 3-мя двигателями. Первый прототип самолета с одним двигателем изготовленный в транспортном варианте был готов к концу сентября 1930 года. Ju.52 впервые поднялся воздух 13 октября 1930 года. В феврале 1931 года самолет был продемонстрирован широкой публике в берлинском аэропорту Темпельхоф.

В июне 1931 года самолет прошёл опытную эксплуатацию в авиакомпании «Люфтганза». В ходе проведенных испытаний и опытной эксплуатации в конструкцию самолета были внесены изменения: усилено крыло, доработан планёр, заменены двигатели. Одновременно с этим шли работы по подготовке к серийному производству самолета. Первый серийный Ju.52/3m (трёхмоторный) впервые поднялся в воздух в апреле 1931 года. Уже в следующем году начались поставки машины коммерческим авиакомпаниям, а осенью 1933 года фирма «Юнкерс» приступила к производству военной версии самолета Ju.52/3m.

Производство Ju.52 продолжалось в Германии до конца 1944 года. Помимо Германии самолет производили во Франции на предприятии «Амиот», некоторое количество машин было собрано в Венгрии и Румынии из поставленных из Германии машинокомплектов. Всего удалось выпустить около 4850 самолетов Ju.52 различных модификаций. Гражданская версия машины достаточно широко поставлялась на экспорт, в то время как военную версию приобрели лишь Португалия (10 самолетов), Австрия (4 самолета) и Швейцария (3 самолета). В середине 1930-х годов самолеты Ju.52 составляли 2/3 от всей бомбардировочной авиации Люфтваффе.

После прихода к власти Адольфа Гитлера в 1933 году в Германии началось создание собственных ВВС. В первую очередь военные обратили свое внимание на Ju-52/Зm. Данный самолет, обладающий надежностью, большой полезной нагрузкой и достаточной по тем временам скоростью уже в 1934 году был представлен в бомбардировочной модификации. Переделка гражданской версии Ju.52/3m в бомбардировочную была достаточно простой. Сверху на самолете монтировалась открытая турель с одним пулеметом МG-15 (боезапас 1050 патронов). Для защиты от атак с нижней плоскости имелась полуубираемая «корзина» со вторым пулеметом МG-15 (боезапас 750 патронов). Данная «корзина» выпускалась и убиралась вручную. Она крепилась к полуостекленной кабине – месту бомбардира, которая была расположена между бомбоотсеками – 2-мя передними и задним. Каждый из бомбоотсеков мог вмещать кассету DSAC/250, содержащую 10 50-кг бомб SС-50 или же 2 250-кг бомбы SС-250. Максимальная бомбовая нагрузка машины равнялась 1500 кг. Запас топлива составлял 2475 литров, этого было вполне достаточно для обеспечения тактического радиуса действия в 500 км при движении с крейсерской скоростью в 245 км/ч. При этом самолет достаточно легко переделывался обратно в транспортную версию. Известны также модификации, на которых в верхней турельной установке монтировался 13-мм пулемет, а еще 2 пулемета калибра 7,92-мм устанавливались в окнах грузовой кабины (по одному на каждую сторону).

Вместе с также переделанными из пассажирских и транспортных самолетов бомбардировщиками Do-17 и Ju-86, Ju-52/3m использовался во время гражданской войны в Испании в составе немецкого воздушного легиона «Кондор». К концу войны они имели налет в 13 000 часов и сбросили на позиции республиканцев более 6 000 тонн бомб. По мере поступления на вооружение Люфтваффе современных бомбардировщиков самолеты Ju-52/Зm постепенно переводились из бомбардировочных в транспортные эскадры и вскоре стали применяться по своему прямому назначению, используясь для десантирования и перевозки войск и грузов. Оборудованный в качестве стандартного военно-транспортного самолета Ju-52/Зm обладал следующей конструкцией.

Широкий фюзеляж самолет имел прямоугольное сечение и был закруглен в верхней части. Фюзеляж изготавливался из обычных для компании «Юнкерс» материалов – гофрированного листового дюралюминия, металлических труб и профиля. Для удобства транспортировки фюзеляж самолета можно было разобрать на 3 части. Пилотская кабина обладала большой площадью остекления и была довольно просторной, что достигалось благодаря большому выносу среднего мотора, который находился в носовой части машины. Обзор из нее был очень хорошим. Сиденья летчиков располагались рядом, Ju-52/3m имел двойное управление. За спинами пилотов находилось место радиста. Большая часть фюзеляжа была занята пассажирской/грузовой кабиной общим объемом в 19,6 куб. метров. В кабине могли быть размещены 18 полностью вооруженных солдат, 13 раненых на носилках + 1 санитар или сопровождающий, а также соответствующий груз.

Трапециевидное крыло самолета было составлено из небольшого центроплана и 2-х консолей, стойки шасси опирались на центроплан. В отличие от предыдущих моделей пассажирских самолетов компании «Юнкерс» полки лонжеронов были расположены попарно на одной вертикали и образовывали 4 лонжерона, выполненных из дюралюминиевых труб с раскосными дюралевыми стенками Элероны и закрылки были отнесены от задней кромки крыла самолета на специальных кронштейнах. Обшивка крыла, как и всего фюзеляжа самолета, выполнялась из гофрированного листового дюралюминия.Хвостовое оперение машины было цельнодюралевым однокилевым. Горизонтальное оперение 52/3m имело большое удлинение и поэтому, чтобы избежать вибраций, было усилено в передней кромке парой подкосов. Самолет оснащался трехстоечным шасси, которое не могло быть убрано в процессе полета. Основные стойки были пирамидального типа и снабжались дополнительной жесткой тягой, которая работала на растяжение при включении тормозов. Шасси машины обладало гидропневматической амортизацией, обычно колеса прикрывались специальными обтекателями, что улучшало аэродинамические характеристики самолета. Также была предусмотрена возможность установки вместо колес поплавковой системы.

Силовая установка транспортного самолета включала в себя 3 девятицилиндровых звездообразных двигателей BMW-132 разных модификаций. Боковые двигатели оснащались капотами NACA, а средний двигатель имел кольцо Тауненда, которое в меньшей степени, по сравнению с капотами NACA, ухудшало обзор из кабины пилотам. Для того чтобы улучшить действия рулей (особенно в том случае, если произойдет остановка среднего двигателя), а также уменьшения заворачивающего момента в случае остановки одного из боковых двигателей боковые моторы были смонтированы под некоторым углом к продольной оси самолета.

Самолеты Ju-52/3m следует считать настоящими «рабочими лошадками» Люфтваффе, они были надежны и неприхотливы. После достаточно непродолжительного использования в роли бомбардировщиков они исправно перевозили грузы и войска, применялись для буксировки планеров и для поиска морских мин. Сыграли очень важную роль в крупнейших воздушно-десантных операциях проведенных Германией. При этом транспортные эскадры Люфтваффе иногда несли потери, которые вполне были сопоставимы с потерями боевых эскадр. Так, только во время десантной операции «Меркурий» на острове Крит из 493 задействованных в ней самолетов Ju-52/3m немцами было потеряно 174 машины. В свою очередь при снабжении по воздуху окруженной в Сталинграде 6-й немецкой полевой армии, часть транспортных эскадр Люфтваффе была практически полностью уничтожена.

Стоит отметить, что несмотря на свою довольно архаичную конструкцию самолет зарекомендовал себя очень простым и надежным в эксплуатации. Известен случай, когда 16 февраля 1937 года один Ju.52/3m выдержал 24 атаки со стороны республиканских истребителей И-15 и только после этого был сбит. Ju.52/3m отличался простотой в техническом обслуживании и управлении. Надежное шасси машины и ее малая посадочная скорость позволяли эксплуатировать самолет не только с бетонных аэродромов, но и с грунтовых. Наряду с достаточно явными преимуществами, к которым относилась высокая технологичность и прочность конструкции, хорошая управляемость и устойчивость в воздухе, возможность использования с полевых аэродромов, у Ju-52/3m были и не менее явные недостатки – небольшая скорость полета (из-за неубирающегося шасси и гофрированной обшивки), а также невозможность транспортировки крупногабаритных грузов и небольшой боевой техники. Несмотря на это Ju.52/3m использовались на всех фронтах Второй мировой войны до тех пор, пока это было возможно.

Тактико-технические характеристики Ju.52/3m:

Размеры: размах крыла – 29,3 м, длина - 18,9 м, высота - 5,55 мПлощадь крыла – 110,0 кв. м. Масса самолета, кг- пустого – 6 500- нормальная взлетная – 10 500- максимальная взлетная – 11 000Тип двигателя – 3 девятицилиндровых мотора BMW-132 мощность по 285 л.с. каждыйМаксимальная скорость – 250 км/чПрактическая дальность, км- нормальная - 1090- с дополнительными баками – 13 000Максимальная скороподъемность –175 м/минПрактический потолок – 5 900 мЭкипаж – 2-3 человека.Полезная нагрузка: 1500 кг. груза или бомб, или 18 пассажиров.Вооружение: 1 7.92-мм пулемет МG-15 или 13-мм МG-131 на верхней турели, 2 МG-15 в боковых окнах. До 30 50кг бомб или 6 250-кг бомб в 3-х бомбоотсеках.

Использованы источники:www.airwar.ru/enc/cww2/ju52.html#LTHwww.airpages.ru/lw/ju52bp.shtmlwww.aeroram.narod.ru/win/samolet/ju-52.htm www.aviacija.dljavseh.ru/Samolety/Junkers_Ju_52.html

topwar.ru

Немецкие самолеты. Юнкерс 52.

Самолет Ю-52 (фиг. 75) представляет собой трехмоторный цельнометаллический моноплан с низкорасположенным крылом и неубирающимся шасси. Он применяется в пассажирском, транспортном и бомбардировочных вариантах.

Фиг. 75. Самолет Ю-52.

Фиг. 75. Самолет Ю-52.

Краткое описание конструкции

Крыло состоит из небольшого центроплана, составляющего одно целое с фюзеляжем, и отъемных консолей, несущих на себе моторные гондолы. Консоли соединяются с центропланом посредством шаровых узлов типа Юнкерc. Крыло имеет четыре ферменных лонжерона с трубчатыми поясами. Обшивкл дуралюминовая, гофрированная.

Закрылки и элероны подвесные, образующие задний профиль двойного крыла типа Юнкерс. При взлете закрылки отклоняются на 25°, при посадке — на 40°. При опускании закрылков элероны зависают.

Фюзеляж — прямоугольного сечения со скругленными верхними углами; имеет ферменный каркас из швеллеров и гофрированную дуралюминовую обшивку. Центральную часть фюзеляжа занимает помещение объемом 19,6 м² для пассажиров или груза. Кроме того, под полом кабины имеется четыре небольших багажных отсека. В левом борту кабины сделана большая входная дверь, которая может быть сброшена в случае аварии. В обоих бортах и потолке кабины сделаны крупные погрузочные люки и раздвижные двери, допускающие проход грузов больших габаритов.

Хвостовое оперение цельнодуралюминовое, с гофрированной обшивкой; имеет двойной профиль типа Юнкерс. Горизонтальное оперение подносное. Стабилизатор регулируется в полете. Руль высоты имеет роговую компенсацию.

Шасси — неубирающееся, пирамидальное. Стойка, подкосы и колесо закрыты обтекателями. Амортизация масляно-пневматическая. Пневматики среднего давления размером 1300 X 300. Тормоза пневматические.

Самолет может быть установлен также на поплавки.

Винтомоторная группа

На самолете установлены три мотора BMW-132L мощностью 760 л. с. на высоте 1400 м. Емкость бензобаков 2450 л, маслобаков 240 л. При нормальной загрузке баки заливаются не полностью. Маслорадиаторы выполнены в виде отдельных трубчатых секций. Набор из трех секций установлен под каждым мотором.

Винты трехлоластные, металлические, фиксированного шага.

Вооружение

В транспортном варианте самолет вооружен тремя подвижными пулеметами MG-15 калибра 7,9 мм: один установлен на верхней открытой турели, а два других— на карданной установке, на левом и правом бортах фюзеляжа.

В бомбардировочном варианте вместо бортовых установок самолет имеет нижнюю стрелковую установку, которая в боевом положении опускается, а в походном положении - подтягивается к фюзеляжу.

Данные транспортного самолета Ю-52 с тремя моторами BMW-132LДанные Грузовойвариант Пассажирскийвариант
Размах крыла, м 29,5
Длина самолета, м 18,9
Высота самолета, м 4,5
Площадь крыла, м² 110,5
Вес пустого самолета, кг 7100 7100
Вес пустого самолета с вооружением (3 пулемета), кг 6500 6600
Вес горючего, кг 1180 1850
Вес масла, кг 180 180
Вес экипажа (3 чел.), кг 270 270
Вес экипажа, кг 2370 1350 (16 чел.)
Вес груза или пассажиров, кг 10400 9500
Полный полетный вес, кг 10500 10200
Мощность моторов, л.с. 3х760 -
на высоте, м 1400 -
Нагрузка на крыло, кг/м² 95 -
Мощность, л.с./кг 0,217 -
Мощность л.с./м² 20,6 -
Максимальная скорость, км/час 305 -
на высоте, м 1400 -
Посадочная скорость, км/час 106 -
Дальность, км 305 -
при скорости, км/час 1400 -
на высоте, м 3000 -
Разбег, м 340 -
Пробег, м 360 -

Примечание. Данные относятся к одной из последних модификаций самолета Ю-52.

Опознавательные признаки

1. Трехмоторная схема.

2. Трапецевидное крыло с незакругленными концами и подвесными закрылками и элеронами.

3. Неубирающееся шасси.

4. Угловатое хвостовое оперение.

5. Толстый угловатый фюзеляж.

Развитие самолета Ю-52

Самолет Ю-52 был выпущен в 1930 г. как одномоторный транспортный самолет.

В 1932 г. был выпущен трехмоторный вариант этого самолета, получивший обозначение Ю-52/3М (в дальнейшем одномоторный вариант перестал применяться, и под обозначением Ю-52 даже без индекса ЗМ обычно понимают трехмоторный самолет).

Самолет Ю-52 строился и использовался в течение ряда лет во многих вариантах, в числе которых были сухопутные самолеты и поплавковые гидропланы, бомбардировщики, грузовые, пассажирские, санитарные, десантные, штабные самолеты и пр.

Большое количество самолетов Ю-52 и в настоящее время используется в германских ВВС, главным образом в качестве транспортных самолетов.

Ю-52 так долго удерживается на вооружении благодаря следующим его качествам:

1. Простота конструкции и технологии производства, в значительной мере допускающая использование устаревшего оборудования и рабочей силы низкой квалификации.

2. Хорошие эксплоатационные качества самолета (нетребовательность в отношении ухода, надежность, вместительная кабина, удобная для погрузки и выгрузки).

3. Хорошие взлетно-посадочные свойства и простота управления, что допускает использование малоквалифицированного летного состава и базирование на плохих аэродромах.

4. Живучесть конструкции планера — в первую очередь крыла — при поражении огнем ЗА или авиации.

Основная же причина столь долгой службы самолета Ю-52 заключается в трудности перестройки производства на массовый выпуск нового самолета.

Вследствие малой мощности на квадратный метр крыла, малой высотности мотора и аэродинамического несовершенства (гофрированная обшивка, нескоростной «двойной» профиль крыла и оперения, неуби|рающееся шасси и пр.) самолет имеет небольшую скорость и низкий потолок. По этой причине, а также вследствие слабой стрелковой защиты применение самолета Ю-52 на фронте сопряжено с чрезвычайно большими потерями (например, в 1942 г. под Сталинградом).

По имеющимся сведениям самолет Ю-52 модернизируется. Увеличивается его грузоподъемность и емкость кабины и улучшаются летные данные, главным образом путем улучшения аэродинамических качеств.

Вывод

Низкие летные данные и слабая огневая защита самолета Ю-52 делают его весьма уязвимым для ЗА и истребителей и ограничивают область его применения.

<< | >>

www.airpages.ru

Летно-технические характеристики самолета Юнкерс Ju-52

 

Junkers (Ju-52) — немецкий транспортный самолет времен Второй мировой войны.

Разработка транспортного самолета Ju-52 началась в 1929 году в конструкторском бюро фирмы Junkers. Первый прототип одномоторного транспортника (под индексом Ju-52ba) был построен в сентябре 1930 года. 13 октября 1930 года самолет впервые поднялся в воздух, а 17 февраля 1931 года был продемонстрирован публике в берлинском аэропорту Темпельхоф. Первый Ju-52/3mce (трехмоторный) впервые поднялся в небо в апреле 1931 года. Поставки самолета коммерческим авиакомпаниям начались в 1932 году, осенью 1933 года в производство пошла военная версия транспортника — Ju-52/3mge. Производство Ju-52 продолжалось до конца 1944 года, всего выпущено более 4800 самолетов различных модификаций.

Гражданский вариант широко поставлялся на экспорт, а военный использовался в Италии, Австрии, Португалии и Швейцарии. К середине 1930-х годов Ju-52 составляли две трети от всей бомбардировочной авиации ВВС вермахта периода Третьего рейха (1933-1945). В годы второй мировой войны самолет воевал на стороне союзников Германии: Венгрии, Румынии, Финляндии.

Транспортный самолет Ju-52 представлял собой цельнометаллический свободнонесущий низкоплан с несущей гофрированной обшивкой, фюзеляжем прямоугольного сечения и ферменной конструкцией.

Крыло прямое, трапециевидное в плане, четырехлонжеронное. Механизация крыла состоит из закрылков, расположенных под задней кромкой по всему размаху крыла. Хвостовое оперение подкосное. Шасси неубирающееся, трехопорное с хвостовым костылем (позже колесом), также была предусмотрена возможность установки поплавкового или лыжного шасси.

Силовая установка состояла из 3 поршневых 9-цилиндровых звездообразных двигателей воздушного охлаждения BMW-132 с двухлопастными винтами изменяемого шага JuPAK. Запас топлива размещался в девяти топливных баках с наружным протектором. Боковые двигатели устанавливались на крыле под небольшим углом к центральной оси самолета.

В пассажирском варианте Ju-52 в салоне устанавливались два ряда кресел (17 штук) вдоль бортов. Военные модификации вооружались двумя-тремя 7,92-мм пулеметами MG-15 и MG-17, позже двумя 13-мм пулеметами MG-131 и 15-мм пушкой MG-151. Бомбовая нагрузка размещалась в трех бомбоотсеках. Бомбардировщик мог легко трансформироваться в транспортный самолет и обратно.

Летно-технические характеристики:

Размах крыла: 29,30 метра

Длина: 18,90 метра

Высота: 5,55 метра

Площадь крыла: 110,00 квадратных метров

Масса: пустого самолета – 6500 кг, нормальная взлетная – 10 500 кг, максимальная взлетная – 11 000 кг

Тип двигателя: 3 ПД BMW-132Т-2

Мощность: 3 х 830 лошадиных сил

Максимальная скорость: 285 километров в час

Крейсерская скорость: 250 километров в час

Практическая дальность: нормальная – 1090 километров, с дополнительными баками – 1300 километров

Максимальная скороподъемность: 175 метров в минуту

Практический потолок: 5900 метров

Экипаж: 2-3 человека

Полезная нагрузка: 18 пассажиров или 1500 кг груза

Вооружение: один 7,9-мм пулемет МG-15 или 13-мм МG-131 на верхней турели, один МG-15 над кабиной, два МG-15 в боковых окнах; 10х50-кг бомб или 2х250-кг бомбы.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

ria.ru

Транспортный самолет Юнкерс Ju 52/Зм

ju52В конце 20-х годов "Дойче Люфтганза" считалась наиболее эффективной национальной авиакомпанией и была конкурентоспособна на всей территории Европы. Ее воздушная флотилия состояла из самолетов профессора Хуго Юнкерса, получивших свое развитие от цельнометаллического моноплана J-1 конструкции 1915 года. Большая часть ранних машин (J 10, F 13, А 20, F 24, W 33, W 34, Ju 46 и Ju 52) представляла собой однодвигательные низкопланы, но в 1924 году появился трехдвигательный авиалайнер G 23 с двигателем "Юнкерc" L 2 мощностью 195 л.с. и двумя двигателями "Мерседес" мощностью 100 л.с.

ju52

Конструкторы Юнкерса начали проектировать транспортный самолет Ju 52, впитавший в себя обобщенный опыт ранних конструкций и первоначально предназначавшийся для грузовых перевозок. Как и его предшественники, он имел цельнометаллическую конструкцию с гофрированной несущей дюралюминиевой обшивкой. Было построено пять самолетов, из которых четыре испытывались с различными силовыми установками. Первый Ju 52 поднялся в воздух 13 октября 1930 года. Несмотря на один двигатель мощностью 780-825 л.c, Ju 52 способен был, когда требовалось, перевозить 15-17 пассажиров. Но уже в следующем году конструкторское бюро Юнкерса по руководством инженера Эрнста Зинделя перепроектировало Ju 52 под три 9-цилиндровых звездообразных двигателя "Пратт-Уиттни" "Хорнет" мощностью 525 л.c, и первый прототип Ju 52/3m ("3m" означало "трехмоторный") поднялся в воздух в апреле 1932 года.

Самолет поставлялся в Финляндию, Швецию и Бразилию, его закупала "Дойче Люфтганза". Он летал на авиатрассах Аргентины, Австрии, Бельгии, Боливии, Китая, Колумбии, Чехословакии, Дании, Эквадора, Эстонии, Франции, Великобритании, Греции, Венгрии, Италии, Ливии, Мозамбика, Норвегии, Перу, Польши, Португалии, Румынии, Южной Африки, Испании, Швейцарии, Турции и Уругвая. В качестве силовой установки использовались двигатели "Испано-Суиза", BMW, "Юнкерc" Jumo, "Бристол" "Пегасус", "Пратт-Уиттни" "Хорнет" и "Уоcп". В Боливии гражданские Ju 52/3m использовались, как военно-транспортные самолеты вплоть до окончания чакской войны 1932-1935 годов с Парагваем.

С конца 1932 года "Люфтганза" приобретала Ju 52/3m с двигателями D-2201 "Боелке" и D-2202 "Рихтгофен", которые начали курсировать по маршрутам Берлин - Лондон и Берлин - Рим. В свое время в составе "Дойче Люфтганзы" летало не менее 230 Ju 52/3m, которые совершали гражданские рейсы в Испанию, Португалию, Швецию, Швейцарию и Турцию практически до конца Второй мировой войны.

Ju 52

Первая военная версия - Ju 52/3mg3e стал попыткой выпуска бомбардировщика в короткие сроки и без прекращения производства дающих высокую прибыль гражданских самолетов. На этом самолете устанавливались три звездообразных двигателя BMW 132А-3 мощностью 392 кВт (525 л.c), он мог обычно нести 600 кг бомбовой нагрузки, состоявшей из шести 100-килограммовых бомб, и имел два, надфюзеляжный и подфюзеляжный, пулемета MG 15 калибра 7,92 мм. В 1934-1935 годах на вооружение вновь созданных люфтваффе поступило 450 таких машин, первое подразделение, вооруженное ими, называлось 152-я бомбардировочная эскадра.

Когда в Испании 18 июля 1936 году началась гражданская война, Германия сразу же поддержала франкистов и отправила туда двадцать Ju 52/3m и шесть "Хейнкелей" Не 51, которые уже в ноябре участвовали в боевых действиях в составе "Легиона Кондор" под командованием генерала Хьюго Сперрле. Сначала "Юнкерсы" использовались в качестве транспортников, доставив 10 тысяч мавританских солдат из Марокко. Затем из них организовали 88-ю бомбардировочную группу с тремя бомбардировочными эскадрильями, совершавшими налеты на удерживаемые республиканцами средиземноморские порты и поддерживавшими наземные войска под Мадридом. К середине 1937 года, когда стало ясно, что как бомбардировщики они плохи, их стали заменять "Дорнье" Do 17 и "Хейнкелями" Не 111. Тем не менее Ju 52/3mg3e продолжали оставаться в строю немецко-испанских сил до окончания гражданской войны.

ju 52

Использование немецких аэродромов с плохим покрытием в 1935 году привело к созданию Ju 52/3mg4e с хвостовым костыльным колесом, который к 1938 году стал основным в KGrzbV. К моменту нападения на Польшу в транспортной службе люфтваффе числилось 552 самолета, 547 из которых составляли Ju 52/3mg3e и Ju 52/3mg4e (остальные пять машин: два устаревших транспортника Не 111, "Юнкерсы" G 38 и Ju 90, "Фокке-Вульф" FW 200). Потери в течение длившейся месяц кампании составили 59 "Юнкерсов" Ju 52/3m, все, кроме двух, были сбиты наземным огнем или разбились в результате летных происшествий. За 2460 вылетов эти самолеты перевезли 19 700 человек и 1600 т грузов.

В относительно быстром и тщательно организованном вторжении в Норвегию в 1939 году принимали участие 573 Ju 52/3m, которые составляли четыре группы KGrzbV 1 и KGrzbV 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107 - в среднем по 52 самолета в каждой группе. В норвежской кампании также принимали участие несколько двухпоплавковых гидросамолетов Ju 52/3m, приводняясь во фьордах для высадки войск, технического персонала и доставки грузов. На новой версии Ju 52/3mg5e с возможностью альтернативной установки колесного, поплавкового или лыжного шасси устанавливался двигатель BMW 132Т-2 мощностью 830 л. с. Среди боевых задач, выполненных "Юнкерсами", был захват силами ВВС аэропорта Ставангер - Сола и Вординборгского моста.

Перед завершением норвежской кампании большая часть Ju 52/3m была переведена в Германию для проведения операций на Западном фронте. Из-за потерь в Норвегии число "Юнкерсов" составило только 475 единиц, к которым добавилось 45 десантных планеров DFS 230; вся транспортная авиация подчинялась генералу Путциеру. Из-за необходимости подготовки Ju 52/3m к воздушному нападению на Великобританию транспортные самолеты люфтваффе на начальном этапе главным образом использовались для атак с воздуха, особенно в Нидерландах и Бельгии, над мостами Моердик и роттердамским аэропортом Ваалхавен. В Ju 52/3m принимали активное участие во всех боевых действиях, и потери, в основном от зенитного огня, были исключительно тяжелыми. За пять дней, которые потребовались вермахту для оккупации Нидерландов, было полностью уничтожено не менее 167 "Юнкерсов", а еще примерно столько же получили серьезные повреждения. К концу 1940 года люфтваффе получили 1275 Ju 52/3, из которых примерно 700 были потеряны.

ju 52

После падения Франции крупных операций с участием Ju 52/3m до вторжения немцев на Балканы в апреле 1941 года не проводилось. К этому моменту появилось несксшько новых версий самолета - Ju 52/3mg6e, аналогичный Ju 52/3mg5e, но с новым радиооборудованием, и Ju 52/3mg7e с автопилотом, более широкими дверями кабины и вместимостью до 18 человек, имелась возможность использовать два пулемета калибра 7,92 мм для стрельбы через иллюминаторы кабины.

Во время боевых действий на Балканах и в Эгейском море Ju 52/3mg6e в составе группы минных тральщиков оснащались электромагнитным генератором с катушкой в виде тора большого диаметра для подрыва бомб союзников, оставленных в бухтах. Захват Крита обернулся трагедией для транспортной службы. 493 Ju 52/3m и примерно 80 планеров DFS 230 готовились к проведению атаки в три эшелона. К моменту нападения на Советский Союз люфтваффе имели в строю не более 238 боеготовых Ju 52/3m, что было намного меньше, чем в 1939-1940 годах.

Ju 52

В 1941 году заводы выпустили 502 Ju 52/3m, в 1942 году - 503 и в 1943 году - 887 самолетов. Продолжали появляться новые версии: Ju 52/3mg8e без обтекателей шасси, которые стали помехой в условиях грязи Восточного фронта, но с надфюзеляжным пулеметом MG 131 калибра 13 мм, при этом на ряде машин устанавливались двигатели BMW 132Z мощностью 850 л.c.; Ju 52/3mg9e, появившийся в 1942 году, характеризовавшийся усиленным шасси, рассчитанным на взлетный вес до 11 500 кг, и возможностью буксировать планер "Гота" Go 242; Ju 52/3mg10e, морской вариант с поплавками; Ju 52/3mg12e с двигателями BMW 132L мощностью 800 л.с. Еще одна версия поступила в люфтваффе (в конце 1943 года) - Ju 52/3mg14e с пулеметом MG 15 над кабиной летчика.

Про Ju 52/3m можно сказать, что его звезда взошла в тяжелых обстоятельствах. В феврале этого года, когда шесть немецких дивизий попали в окружение в Дании, люфтваффе выполнили грандиозную задачу по поддержке 100-тысячной группировки, в течение трех месяцев доставив ей 22 045 т грузов, десантировав в "котел" 15 446 человек и вывезя 20 093 раненых, ценой гибели 385 человек летного состава (в их числе был майор Вальтер Хаммер, командир 172-й бомбардировочной группы) и 262 самолета. Значительно более серьезные катастрофы постигли немецкие армии под Сталинградом и в Северной Африке, а за один налет на Зверево суровой зимой 1942/43 годах советские бомбардировщики уничтожили 52 "Юнкерса". В последних попытках помочь (и в конце концов эвакуировать) армиям союзников гитлеровской Германии в Тунисе в апреле 1943 года за неполные три недели люфтваффе потеряли 432 транспортных самолета, практически все они были Ju 52/3m.

Ju 52

В целом, как и другие удачные военные немецкие самолеты, Ju 52/3m подвергся значительной доработке, что привело к появлению Ju 252 и Ju 352. Прототип Ju 252 взлетел в октябре 1941 года и был больше, чем Ju 52/3m, на нем устанавливались три двигателя "Юнкерc" Jumo 211F жидкостного охлаждения в кольцевых капотах мощностью 1000 кВт (1340 л.с), с возможностью размещения 21 человека в герметизированной кабине; гофрированная обшивка не использовалась. Первоначально предполагалось выпустить 25 самолетов для "Люфтганзы", но в связи с изменением военной ситуации заказ уменьшился до 15 машин, и все они поступили в люфтваффе. Несколько Ju 252А летали в составе 290-й воздушно-транспортной эскадрильи, позднее переименованной в 5-ю транспортную эскадрилью. Еще более крупный "Юнкерc" Ju 352 "Геркулес" поднялся в воздух 1 октября 1943 года и характеризовался тем, что был выполнен из дерева и металла. Построили два прототипа и десять предсерийных самолетов со звездообразными двигателями "Брамо" 323К-2 мощностью 746 кВт (1000 л.с.). Сначала Ju 352, имевший надфюзеляжную пушку калибра 20 мм и два симметрично расположенных на фюзеляже пулемета калибра 13 мм, предполагалось использовать как военно-транспортный самолет, но в конечном итоге только одна специально сформированная авиачасть (под командованием майора Гюнтера Маусса) их эксплуатировала, преимущественно на Восточном фронте. С апреля по сентябрь 1944 года она получила 33 серийных Ju 352А.

Ju 52

< Назад Вперед >
 

pro-samolet.ru

Юнкерс Ю-52

Самолет Ю-52 (фиг. 75) представляет собой трехмоторный цельнометаллический моноплан с низкорасположенным крылом и неубирающимся шасси. Он применяется в пассажирском, транспортном и бомбардировочном вариантах.

Самолет Junkers Ju 52/3m

Фиг. 75. Самолет Ю-52 из книги "Немецкие самолеты" не приведена из-за низкого качества изображения. На фото (ист. Wikimedia Commons, Author- Rror) - Junkers Ju 52/3m.

Крыло состоит из небольшого центроплана, составляющего одно целое с фюзеляжем, и отъемные консолей, несущая на себе моторные гондолы. Консоли соединяются с центропланом посредством шаровых узлов типа Юнкерс. Крыло имеет четыре ферменных лонжерона с трубчатыми поясами. Обшивка дуралюминовая, гофрированная. Закрылки и элероны подвесные, образующие задний профиль двойного крыла типа Юнкерс. При взлете закрылки отклоняются на 25°, при посадке - на 40°. При опускании закрылков, элероны зависают.

Фюзеляж - прямоугольного сечения со скругленными верхними углами; имеет ферменный каркас из швеллеров и гофрированную дуралюминовую обшивку. Центральную часть фюзеляжа занимает помещение объемом 19,6 м2 для пассажиров или груза. Кроме того, под полом кабины имеется четыре небольших багажных отсека. В левом борту кабины сделана большая входная дверь, которая может быть сброшена в случае аварии. В обоих бортах и потолке кабины сделаны крупные погрузочные люки и раздвижные двери, допускающие проход грузов больших габаритов.

Хвостовое оперение цельнодуралюминовое, с гофрированной обшивкой; имеет двойной профиль типа Юнкерс. Горизонтальное оперение подкосное. Стабилизатор регулируется в полете. Руль высоты имеет роговую компенсацию. Шасси - неубирающееся, пирамидальное. Стойка, подкосы и колесо закрыты обтекателями. Амортизация масляно-пневматическая. Пневматики среднего давления размером 1300 X 300. Тормоза пневматические. Самолет может быть установлен также на поплавки.

Винтомоторная группа

На самолете установлены три мотора BMW-132L мощностью 760 л. с. на высоте 1400 м. Емкость бензобаков 2450 л, маслобаков 240 л. При нормальной загрузке баки заливаются не полностью. Масло-радиаторы выполнены в виде отдельных трубчатых секций. Набор из трех, секций установлен под каждым мотором. Винты трехлопастные, металлические, фиксированного шага.

Вооружение

В транспортном варианте самолет вооружен тремя подвижными пулеметами MG-15 калибра 7,9 мм: один установлен на верхней открытой турели, а два других - на карданной установке, на левом и правом бортах фюзеляжа. В бомбардировочном варианте вместо бортовых установок самолет имеет нижнюю стрелковую установку, которая в боевом положении опускается, а в походном - подтягивается к фюзеляжу.

Данные транспортного самолета Ю-52 с тремя моторами BMW-132L

Данные транспортного самолета Ю-52

Самолет Ю-52

Примечание. Данные относятся к одной из последних модификаций самолета Ю-52.

Опознавательные признаки

  1. Трехмоторная схема.
  2. Трапецевидное крыло с незакругленными концами и подвесными закрылками и элеронами.
  3. Неубирающееся шасси.
  4. Угловатое хвостовое оперение.
  5. Толстый угловатый фюзеляж.

Развитие самолета Ю-52

Самолет Ю-52 был выпущен в 1930 г. как одномоторный транспортный самолет. В 1932 г. был выпущен трехмоторный вариант этого самолета, получивший обозначение Ю-52/3М (в дальнейшем одномоторный вариант перестал применяться, и -под обозначением Ю-52 даже без индекса 3М обычно понимают трехмоторный самолет).

Самолет Ю-52 строился и использовался в течение ряда лет во многих вариантах, в числе которых были сухопутные самолеты, и поплавковые гидропланы, бомбардировщики, грузовые, пассажирские, санитарные, десантные, штабные самолеты и пр. Большое количества самолетов Ю-52 и в настоящее время используется в германских ВВС, главным образом в качестве транспортных самолетов.

Ю-52 так долго удерживается на вооружении благодаря следующим его качествам:

  1. Простота конструкции и технологии производства, в значительной мере допускающая использование устаревшего оборудования и рабочей силы низкой квалификации.
  2. Хорошие эксплуатационные качества самолета (нетребовательность в отношении ухода, надежность, вместительная кабина, удобная для погрузки и выгрузки).
  3. Хорошие взлетно-посадочные свойства и простота управления, что допускает использование малоквалифицированного летного состава и базирование на плохих аэродромах.
  4. Живучесть конструкции планера - в первую очередь крыла - при поражении огнем ЗА или авиации.

Основная же причина столь долгой службы самолета Ю-52 заключается в трудности перестройки производства на массовый выпуск нового самолета. Вследствие малой мощности на квадратный метр крыла, малой высотности мотора и аэродинамического несовершенства (гофрированная обшивка, нескоростной "двойной" профиль крыла и оперения, неубирающееся шасси и пр.) самолет имеет небольшую скорость и низкий потолок. По этой причине, а также вследствие слабой стрелковой защиты применение самолета Ю-52 на фронте сопряжено с чрезвычайно большими потерями (например, в 1942 г. под Сталинградом).

По имеющимся сведениям самолет Ю-52 модернизируется. Увеличивается его грузоподъемность и емкость кабины и улучшаются летные данные, главным образом путем улучшения аэродинамических качеств.

Вывод

Низкие летные данные и слабая огневая защита самолета Ю-52 делают его весьма уязвимым для ЗА и истребителей и ограничивают область его применения.

Немецкие самолеты

Содержание

Содержание

"Немецкие самолеты" (1944 год).

pro-samolet.ru