«Ясень» vs. «Вирджиния»: чья подлодка круче? Ясень пл


Тихий охотник: подлодка "Ясень-М" обезвредит авианосец одной торпедой

19:2231.03.2017

(обновлено: 19:23 31.03.2017)

9825762118

МОСКВА, 31 мар — РИА Новости, Андрей Коц. В пятницу на заводе "Севмаш" прошла торжественная церемония спуска на воду первой российской многоцелевой атомной подводной лодки проекта 885М "Ясень-М" — "Казань". Традиционную бутылку шампанского о борт корабля разбил его командир — капитан первого ранга Александр Бекетов. АПЛ предстоят ходовые испытания, а после их завершения она будет передана в состав ВМФ России. Ожидается, что это произойдет в следующем году. И, как показывает опыт последних лет, без дела новый атомоход не останется.

"В прошлом году по количеству ходовых суток мы вышли на тот уровень, который был до постсоветского периода, — рассказал на церемонии главнокомандующий ВМФ России адмирал Владимир Королев. — Это более трех тысяч суток в море подводного флота страны. Прекрасный показатель".

По мнению многих военных экспертов, отечественному подводному флоту удалось сбросить с себя "проклятие" недавнего прошлого, когда на всех флотах была острая нехватка обученных экипажей и технически исправных кораблей. Ситуация стала улучшаться с принятием Госпрограммы вооружений ГПВ-2020 в 2011 году и увеличением финансирования военного судостроения. Многоцелевая АПЛ "Казань" стала последним экзаменом для российских корабелов на способность эффективно расходовать эти средства и строить по-настоящему современные подводные лодки. И этот экзамен работники "Севмаша" сдали на отлично.

Универсальный солдат

Торжественная церемония спуска на воду атомного подводного крейсера Казань ВМФ России в Северодвинске. 31 марта 2017 Атомную подлодку "Казань" спустили на воду"Казань" является серьезно усовершенствованной младшей "сестрой" АПЛ "Северодвинск" проекта "Ясень". Последнюю строили целых 17 лет еще по советским наработкам и спустили на воду только летом 2010 года. Более совершенная "Казань" сошла со стапелей через восемь лет после закладки. Она значительно превосходит "Северодвинск" по многим параметрам — сказывается разница в возрасте.

"Лодка "Северодвинск" — "попроще", — пояснил РИА Новости президент Международной ассоциации общественных организаций ветеранов Военно-морского флота и подводников Владимир Мамайкин. — На "Казани" удалось реализовать множество современных технологий, которых не существовало во время закладки его предшественницы. В первую очередь это касается малошумности и гидроакустического вооружения".

Новая АПЛ отличается оптимизированными обводами корпуса, обновленной элементной базой комплексов радиоэлектронного вооружения, модернизированным оборудованием и современными материалами. Примечательно, что все компоненты — российского производства. Ранее многие элементы закупались в странах бывшего СССР. Кроме того, сообщается, что на "Казань" установили новый, менее шумный двигатель. Однако официального подтверждения этому нет — винт на церемонии спуска был прикрыт специальным чехлом.

Торжественная церемония спуска на воду атомного подводного крейсера "Казань" ВМФ России в Северодвинске

Большинство технических деталей нового корабля остаются под грифом "секретно". Но известно, что до 2023 года планируется построить еще пять лодок проекта "Ясень-М". Ближайшая из них — "Красноярск" — должна сойти со стапелей в 2019 году.

"Советские многоцелевые атомные подлодки значительно уступали американским по показателям малошумности, — рассказал Виктор Мамайкин. — Следовательно, вероятный противник мог обнаружить нашу АПЛ раньше. А в подводной войне кто первым увидел цель, тот и победил. По тому, что я знаю, "Казань" по малошумности как минимум не уступает западным конкурентам… А теперь представьте, каких дел может наворотить эта лодка, если ей удастся незаметно подобраться к ордеру вражеской авианосной ударной группы (АУГ). Достаточно попасть по авианосцу одной единственной торпедой — и он даст крен. Этого хватит, чтобы все его авиакрыло — 80 с лишним самолетов - не смогло взлететь. А АУГ лишилась своей главной ударной силы".

Помимо десяти 533-мм торпедных аппаратов, "Казань" вооружена большим арсеналом ракет. На лодке установлены восемь универсальных вертикальных пусковых установок, в каждой из которых по пять крылатых ракет "Калибр-ПЛ". В зависимости от выполняемой боевой задачи, они могут быть в разных модификациях: противокорабельные, противолодочные, для ударов по наземным целям и стратегические. Вместо "Калибров" лодка способна нести и более мощные П-800 "Оникс", специально предназначенные для уничтожения крупных надводных целей. Возможность комбинировать "содержимое" пусковых установок делает "Казань" по-настоящему универсальной.

Главное — опыт

Численность экипажа "Казани" — всего 64 человека против 100-120 у американских многоцелевых "Сивулфов" и "Вирджиний". Именно высокий уровень автоматизации в совокупности со значительно выросшей в последние годы выучкой матросов, мичманов и офицеров и являются основой боевых возможностей новой подлодки.

Сторожевой корабль ВМФ России Адмирал Макаров. Архивное фотоБолее ста кораблей и судов ВМФ России несут службу в Мировом океане"По показателю наплаванности экипажей боевых кораблей, как подводных, так и надводных, мы вышли на лучшие показатели советских времен, — рассказал РИА Новости главный редактор журнала "Арсенал Отечества" Виктор Мураховский. — В первую очередь это заслуга государства, которое выделило ресурсы на ремонт и строительство подводных лодок. К сожалению, при сокращении ВМФ СССР их подавляющая часть ушла на утилизацию. Большинство оставшихся ржавели у пирсов из-за плохого технического состояния. Как следствие — острая нехватка  экипажей, успешно выполнивших контрольные курсовые задачи для допуска к плаванию".

По словам Виктора Мураховского, подобный экзамен на морскую "профпригодность" невозможно сдать исключительно на суше. Проще говоря, подводным лодкам не хватало обученных экипажей, которым, в свою очередь, не хватало исправных подводных лодок для обучения. Этот замкнутый круг, как считает эксперт, стал причиной гибели АПЛ "Курск" 12 августа 2000 года: взрыв в носовом отсеке произошел из-за нештатного срабатывания одной из систем вооружения. Мураховский не исключил, что это произошло из-за недостаточной квалификации экипажа.

"Сегодня ситуация совершенно другая, — уверен Владимир Мамайкин. — Служат на подводных лодках в основном обученные контрактники, матросов-срочников немного. Исправных лодок тоже хватает. На Черноморском флоте, к примеру, с 2014 года вступили в строй шесть новых дизель-электрических "Варшавянок" проекта 636.6. Этого количества хватит, чтобы корабли НАТО не чувствовали себя в регионе в безопасности, случись что. При этом "Варшавянки" могут выбираться и в дальнее плавание. Яркий пример — "Ростов-на-Дону", который осенью 2015 года бил из Средиземного моря по базам террористов в Сирии крылатыми ракетами".

Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.

Вконтакте

Facebook

Одноклассники

Twitter

Whatsapp

Viber

Telegram

Удары по ИГ с подлодки "Ростов-на-Дону": доклад Шойгу и кадры пуска ракет

Эксперты отмечают, что в целом неплохая ситуация складывается и с морской компонентой российской "ядерной триады". С 2008 года в боевой состав ВМФ России вошли три ракетных подводных крейсера стратегического назначения (РПКСН) проекта 955 "Борей". Еще пять усовершенствованных кораблей "Борей-М" проекта 955А в разной степени готовности находятся на стапелях. Ожидается, что все они будут спущены на воду к началу 2020-х годов.

ria.ru

чья подлодка круче? – WARHEAD.SU

Представление участников

С американской стороны: атомная подводная лодка типа «Вирджиния». Субмарины этого типа делают для ВМС США с 1999 года, головная — SSN-774 Virginia — вошла в строй в 2004 году. За прошедшие 13 лет флоту передали 15 лодок трёх серий, четыре находятся на разных стадиях постройки. В общей сложности планируется построить 48 субмарин, 33 из них — до 2030 года. Они должны полностью заменить в составе флота подлодки типа «Лос-Анджелес» и «усовершенствованный Лос-Анджелес» 1970-1990-х годов.

USS Virginia (SSN-774)

«Вирджиния» — многоцелевая подлодка, но её основное назначение — борьба с подводными целями и проведение специальных операций.

С российской стороны: атомная подводная лодка проекта 885 (шифр «Ясень»). Головной «Ясень» был заложен ещё в 1993 году, но работы практически сразу встали из-за недофинансирования. Строительство возобновилось уже во второй половине 2000-х годов после коренной переработки проекта под новое оборудование и вооружение. Атомный подводный крейсер К-560 «Северодвинск» спустили на воду в 2010 году и передали флоту в 2014-м. Заложенная в 2009 году АПЛ К-561 «Казань» в настоящее время проходит испытания. Ещё пять субмарин, заложенные в 2013-17 гг., находятся на различных стадиях постройки — их передадут флоту в 2019–2023 годах.

К-560 «Северодвинск» (фото: Олег Кулешов)

«Ясень» — тоже многоцелевая лодка, но её главная задача — борьба с надводными кораблями противника и уничтожение наземных целей крылатыми ракетами разных типов.

Сравнивать участников конкурса будем по нескольким основным параметрам: скрытность, ударные возможности, мобильность и энерговооружённость, уровень бортовых систем, способность выполнять различные задачи, комфорт для экипажа и, конечно, серийность.

Поехали.

Скрытность

Обе лодки изготовлены с учётом почти векового опыта борьбы подводников за скрытность и малошумность, но компромиссные решения есть у обоих типов.

«Вирджиния», созданная с оглядкой на экономию бюджета, достаточно компактна — подводное водоизмещение около 7900 тонн. С одной стороны, это снижает шумность за счёт сокращения омываемой водой площади поверхности корпуса. С другой — не позволяет эффективно применить ряд новейших разработок в области звукоизоляции агрегатов и механизмов. Тесно!

Кроме того, «Вирджиния», традиционно для американцев, лодка однокорпусная — её прочный корпус не прикрыт снаружи вторым, лёгким корпусом-оболочкой. Из-за этого обтекатели части систем выступают снаружи корпуса и вносят свою лепту в образование предательских пузырьков. Шум от их схлопывания может выдать лодку неприятельскому акустику. Отчасти скрытность улучшает водомётный движитель — «архимедов винт», который позволяет значительно снизить шум по сравнению с традиционными винтами, но — ценой низкой скорости хода.

В целом, по некоторым оценкам, «Вирджиния» уступает по скрытности предыдущему проекту — SSN-21 «Сивулф» — и незначительно превосходит лодки типа «усовершенствованный Лос-Анджелес».

«Ясень» более крупный — почти 14000 тонн под водой. Это обусловлено и двухкорпусной конструкцией субмарины, и набором вооружения и оборудования. Размеры, с одной стороны, повышают вероятность обнаружения акустическими средствами: больше площадь поверхности корпуса, омываемая водой, — больше шума. Магнитными средствами «Ясень» обнаружить тоже проще — большая масса стали. С другой стороны, почти на полметра больший внутренний диаметр прочного корпуса даёт выигрыш во многие сотни кубов полезного объёма. Это позволяет разместить «шумящие» агрегаты и средства шумоподавления оптимальным образом, максимально сократив утечку звуков.

К-560 «Северодвинск» (фото: Источник)

Традиционно для российского подплава «Ясень» имеет двухкорпусную конструкцию. В итоге снаружи остаётся значительно меньше выступающих деталей, чем у американской субмарины: максимум возможного убран из потока в межкорпусное пространство, что повышает обтекаемость и снижает уровень шума.

С «архимедовым винтом» наши заморачиваться не стали — «Ясеню», одной из задач которого является охота на авианосные соединения, важна максимальная скорость.

Впрочем, это не сильно повредило. Современные агрегаты и мощные «шумодавы» в сочетании с отличными гидродинамическими характеристиками делают «Ясень» значительно тише по сравнению с «Щуками-Б» — многоцелевыми лодками предыдущего проекта 971. С учётом того, что поздние лодки 971 проекта считаются более тихими, чем тот же «усовершенствованный Лос-Анджелес», «Ясень» превосходит «Вирджинию» по этому параметру.

Рейтинг:

«Ясень» — 4,5«Вирджиния» — 4

Ударные возможности

И тот и другой тип — многоцелевые лодки с комбинированным вооружением: торпеды, крылатые ракеты, мины… но насколько разный набор! У строящихся сейчас «вирджиний» 3-й и 4-й серий (Block III и IV) — 12 крылатых ракет «Томагавк», при этом у лодок 4-й серии они размещаются в двух вертикальных пусковых установках по шесть ракет на каждую; и четыре торпедных аппарата с 25 торпедами к ним. Часть торпед можно заменить на морские мины — примерно по две штуки вместо одной торпеды.

USS Virginia (SSN-774)

«Ясень» несёт 10 торпедных аппаратов с боезапасом в 30 торпед (вместо которых можно брать с собой мины). Такой арсенал даёт широкий набор сценариев — от формирования многоторпедного залпа по отряду боевых кораблей или конвою до подводной «дуэли» с двумя-тремя противниками одновременно.

На субмаринах обоих типов торпедные аппараты расположены в корпусах побортно под углом, в районе ограждения выдвижных устройств (которое часто ошибочно называют рубкой). Для американских подлодок такое размещение традиционно с 1960-х годов, в отечественной практике применено на серийных лодках впервые — раньше торпедные аппараты выводились в нос.

Достоинство «американского» подхода — возможность разместить в носу лодки гидроакустическую антенну большого диаметра. Недостаток — невозможность пуска на больших скоростях (выше 13-15 узлов): выходящие из аппаратов под углом к корпусу торпеды могут быть повреждены набегающим потоком воды.

Впрочем, главное оружие проекта 885 — это совсем не торпеды, а восемь вертикальных пусковых установок в средней части корпуса, каждая из которых вмещает четыре крылатых ракеты комплексов «Оникс» и «Калибр», итого 32. По сравнению с 12 «томагавками», которые способны атаковать лишь наземные цели, это и более мощный, и более разнообразный набор — учитывая обширную номенклатуру ракет в рамках того же «Калибра». Из этих пусковых установок могут применяться и беспилотные подводные аппараты различных типов. В ближайшие годы модернизированные «Ясени» получат сменные контейнерные пусковые установки, вмещающие либо четыре «Оникса» либо пять более компактных «Калибров», что позволит довести ракетный боекомплект до 40 единиц в максимальном варианте.

Рейтинг:

«Ясень» — 5«Вирджиния» — 3

Антон ЖелезнякАнтон Железняк

Эксперт по техническим и инженерным вопросам

Нет, конечно, во второй половине 2020-х ВМС США начнут получать «вирджинии» 5-й серии (Block V), с врезанными в корпус VPM — Virginia Payload Module, которые содержат по четыре пусковые установки на семь ракет каждая. Тогда общий боекомплект «томагавков» тоже возрастёт до 40. Из этих установок, возможно, будут запускаться ракеты других типов (их ещё предстоит разработать), а заодно и подводные роботы. Но пока всё это в планах. Стоит отметить, что в этом варианте «вирджинии» перестанут быть компактными, но энерговооружённости и скорости им это явно не добавит.

Мобильность и энерговооружённость

Нацеленность на охоту за субмаринами и спецоперации у побережья не требует высоких скоростей. Полный ход «Вирджинии» ограничен, по различным данным, 26-27 узлами. «Ясеню» такое ограничение не подходит. Уже упоминавшаяся задача борьбы с надводными кораблями требует большой скорости хода — авианосное соединение в зоне боевых действий может маневрировать на скоростях более 30 узлов. Это и определило требования к подводной скорости лодок проекта 885, способных «укладывать стрелку» за 33 узла (по некоторым данным, до 35).

Серьёзно различается и глубина погружения.

USS Virginia (SSN-774) (фото: Michael Payne)

У «Вирджинии» рабочая глубина — 250 метров, предельная — за 300. «Ясень» ныряет более чем на 400 метров в рабочем режиме и почти на 600 — в предельном.

Антон ЖелезнякАнтон Железняк

Эксперт по техническим и инженерным вопросам

Рабочая глубина погружения — это та, на которой субмарина может находиться неограниченно долго, сохраняя все свои возможности. Предельная — допускает кратковременное безопасное пребывание с ограничением ряда характеристик.

Обе субмарины оснащены реакторами с повышенной продолжительностью службы активной зоны и блочными паротурбинными установками, что облегчило и удешевило их обслуживание. Тепловая мощность реактора S9G на «Вирджинии» — 150 мегаватт, ОК-650В на «Ясене» — около 200. Мощность на валу — около 30 мегаватт на «Вирджинии» и 50 на «Ясене». Эта разница, в сочетании с винтом, оптимизированным под высокие скорости, и обеспечивает разницу в ходе. В обоих случаях значительная часть мощности главной энергетической установки требуется для работы систем жизнеобеспечения и другого оборудования, включая вооружение лодок.

Антон ЖелезнякАнтон Железняк

Эксперт по техническим и инженерным вопросам

Такой разрыв в ТТХ обусловлен резким изменением подхода США к строительству подводного флота после окончания «холодной войны». Серию АПЛ типа «Сивулф» — крупных, тяжеловооружённых, скоростных, глубоководных и очень тихих, которые должны были превзойти по ТТХ советские АПЛ проекта 971, — ограничили всего тремя кораблями из-за их слишком высокой стоимости. «Вирджинию» проектировали в 1990-х годах с упором на экономию — о том, что эту лодку спустя 15 лет придётся вновь сравнивать с субмаринами, строящимися и разрабатываемыми в России, никто в США тогда не задумывался.

Рейтинг:

«Ясень» — 5«Вирджиния» — 3

Радиоэлектроника и гидроакустика

В этом вопросе обе лодки близки.

Цифровые интегрированные системы боевого управления открытой архитектуры с графическими интерфейсами, гидроакустические комплексы с носовыми антеннами большой площади, протяжённые конформные антенны по бортам, буксируемые антенны и т. д, и т. п, и др.

Оборудование обоих типов лодок регулярно совершенствуется, при этом оно уже доказывало работоспособность, причём не только на испытаниях. Есть и свои фишки — например, «Вирджиния» не имеет традиционного перископа. Вместо этого на подлодке установили штангу с видеокамерами. Видеокамеры есть и у «Ясеня», но оптический канал остался. Кроме того, управление лодкой в целом на «Ясене» значительно более автоматизировано — что традиционно для отечественных атомных субмарин начиная с 1960-70-х годов.

Это позволило заметно сократить экипаж — штатно на борту «Ясеня» всего 64 человека против 135 у «Вирджинии».

Рейтинг:

«Ясень» — 5«Вирджиния» — 4,5

Многозадачность

Обе лодки приспособлены к выполнению самых разных задач.

К-560 «Северодвинск»

Достоинство «Ясеня», которое определяется его вооружением, — способность бороться в том числе с авианосными соединениями. «Вирджинию» они интересуют мало — за практическим отсутствием их у потенциальных оппонентов (на тех, что есть, хватит и собственных авианосцев ВМС США). «Противокорабельные» возможности для неё сочли излишними.

Зато американская лодка лучше приспособлена для спецопераций — благодаря специальному отсеку со шлюзовой камерой для выхода боевых пловцов и возможности пристыковки подводного аппарата‑носителя.

На «Ясене», в свою очередь, с этим не заморачивались. Для специальных операций у ВМФ России есть свой набор специальных лодок. Например… Впрочем, эээ… замнем.

Григорий ПастушковГригорий Пастушков

Полевой эксперт в запасе

Товарищ! Не забывай о бдительности!

Рейтинг:

«Ясень» — 4«Вирджиния» — 4

Комфорт

64 человека в корпусе большего объёма у «Ясеня» против 135 в значительно меньшем объёме у «Вирджинии»? Ответ очевиден. Наши моряки давно перестали спать в торпедном отсеке.

К-560 «Северодвинск» (фото: Владимир Ларионов)

Рейтинг:

«Ясень» — 5«Вирджиния» — 3

Серийность

Здесь-то собака и пороется.

Как уже сказано, «Вирджиний» американцы хотят наклепать 48 штук. «Ясени» ограничат семью корпусами к 2022-23 году (хотя могут добавить заказ ещё на три-четыре лодки). Впрочем, в большом количестве их и не собирались делать. Массово будут строить многоцелевую лодку следующего поколения, более компактную и не столь впечатляющую по арсеналу. Какой она окажется? Когда узнаем — напишем новый сравнительный отчёт.

Рейтинг:

«Ясень» — 3«Вирджиния» — 5

Антон ЖелезнякАнтон Железняк

Эксперт по техническим и инженерным вопросам

Ну что, подсчёты близятся к концу. У разных специалистов будут разные мнения, но бесспорно одно: сегодня сравнивать друг с другом можно только российские и американские лодки. Все остальные — статисты: малосерийные, ненадёжные и с сомнительной боевой ценностью. Но вернёмся к нашим баранам…

Итоговый рейтинг:

«Ясень» — 31,5«Вирджиния» — 29,5

Близко? Как посмотреть. Главное достоинство американской лодки — массовость, и здесь, конечно, «Ясень» «Вирджинии» не конкурент. С другой стороны, должен ли люксовый седан быть таким же массовым, как малолитражка? Свою крупносерийную лодку ВМФ России ещё получит, и, конечно, её мы тоже оценим.

Спорить будем?

warhead.su

«Вирджиния» против «Ясеня» - схватка американской и российской подлодок

По информации зарубежных СМИ, новейшая российская атомная субмарина К-560 «Северодвинск» заслужила особую «честь». Глава американской программы по разработке подводных лодок Военно-морского командования США контр-адмирал Дэйв Джонсон разместил макет отечественной АПЛ у себя в офисе, объяснив это тем, что должен постоянно видеть ее и помнить, каким грозным противником выступает российская лодка, созданная по проекту 885 «Ясень». Субмарины этого проекта эксперты относят к четвертому поколению, как и американские подводные лодки типа «Вирджиния». Обе линейки АПЛ относятся к категории многоцелевых.

«Если говорить, что «Вирджиния» — многоцелевая, то наши «Ясени» — супер многоцелевые. Российская лодка несет самое разнообразное вооружение, способное поражать наземные, надводные и подводные цели, ставить мины. По номенклатуре вооружений таких лодок в мире больше нет», — рассказал военный эксперт Александр Мозговой в интервью телеканалу «Звезда». 

Рождение многоцелевых АПЛ 4 поколения Создание атомной подводной лодки четвертого поколения началось еще в Советском Союзе в 80-х годах. По замыслу разработчиков, новая АПЛ должна была атаковать авианосцы и ракетоносцы противника, уничтожать береговые цели, бороться с подводными лодками. Тогда хотели создать атомную лодку «универсал», чтобы избавиться от других типов субмарин и сократить расходы на их эксплуатацию. Строительство лодки проекта «Ясень» затянулось. Закладку провели на «Севмаше» в декабре 1993 года, а спуск на воду состоялся через 17 лет в июне 2010. Спустя еще три года субмарину получили военные. Всему виной стали политические катаклизмы в стране и развал СССР. Американцы создавали «Вирджинию» в конце 90-х и уже в 2004 первая субмарина проекта сошла со стапелей верфях Electric Boat в Гротоне.

По оценке экспертов, стоимость лодок говорит в пользу российской субмарины.

«Если брать ситуацию нашего долгостроя, когда цена «Северодвинска» составляет $1,5 миллиарда за 17 лет, против $3,1 миллиарда за пять лет за головную «Вирджинию», то это более чем приемлемо. Тем более, что российские производители сообщают — при улучшенных характеристиках, следующие «Ясени» обойдутся дешевле на треть, и вся кооперация предприятий по их постройке будет исключительно российской», — рассказывает военный эксперт Михаил Тимошенко телеканалу «Звезда».

Общие характеристики АПЛ Проект «Ясень» — сочетание лучшего, из того что наработало отечественное подводное судостроение за последние несколько десятилетий. Известно, что лодка 885 проекта имеет не двойной (традиционный), а так называемый полуторный корпус, когда внешней дополнительной оболочкой прикрыта только носовая часть корабля для снижения его шумности. Корпус субмарины сделан из маломагнитной сверхпрочной стали, позволяющей погружаться на глубину в 600 метров. Дополнительное, специальное покрытие корпуса субмарины снижает ее заметность в радиочастотном и инфракрасном диапазоне. Максимальная скорость «Ясеня» 31 узел (чуть более 60 км в час). 

Российская АПЛ проекта 885 «Ясень»

«Если сравнивать нашу и американскую лодку «Вирджиния», то у нас рабочая глубина больше. У них (американцев) 500 метров максимум, а наши 600 — это дополнительная скрытность и возможность уйти от многих видов современного противолодочного оружия», — отметил военный эксперт Александр Мозговой.

Впервые в практике отечественного кораблестроения торпедные аппараты расположены не в носу корабля, а за отсеком центрального поста, что дало возможность разместить в носовой оконечности субмарины антенну нового гидроакустического комплекса АПЛ. По данным открытых источников, в состав комплекса входят системы «Иртыш», «Амфора», «Ясень».

«Большее время станция работает в пассивном режиме и принимает сигналы, по сути — это «уши» лодки. По бортам субмарины стоят конформные антенны, сам корпус состоит из блоков гидроакустических станций, которые слушают море по бортам», — пояснил военный эксперт Александр Мозговой.

«Корабли проектов 885 («Ясень») и 885М («Ясень-М») обладают абсолютно новым для отечественного подводного кораблестроения смешанным архитектурно-конструктивным типом. В результате значительно увеличен поисковый потенциал мощного гидроакустического комплекса, обеспечивая превосходство корабля в дуэльной ситуации: он раньше «услышит» корабли противника» — цитирует агентство РИА Новости официального представителя Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит» — разработчика проекта подлодки. По данным из открытых источников, «Ясень» имеет «чуткие уши», позволяющие ему распознавать корабли и подлодки противника на дальности около 250 км.

По уровню шума лодки «Ясень» и «Вирджиния» примерно равны, уверен эксперт, хотя отечественные разработчики и применили особую систему демпферов, что снизило уровень шумности новой отечественной лодки десятикратно.

Вооружение Ракеты — основное вооружение российской АПЛ. «Ясень» — подводный корабль, в котором размещены крылатые ракеты с вертикальным стартом. Они расположены в центральной части корпуса лодки, в каждой из 8 шахт можно разместить до 4 ракет. По данным экспертов, «Ясень» может атаковать противника сверхзвуковыми ракетами «Оникс» и «Калибр», дистанция поражения сухопутных целей и кораблей неприятеля составляет около 500 километров. В дальнейшем, предполагают специалисты, на субмарину могут поставить стратегические ракеты Х-101 с дальностью до 5500 километров. На вооружении российской лодки есть и десять торпедных аппаратов, которые выпускают самонаводящиеся и телеуправляемые торпеды, боезапас которых составляет 30 единиц. По мнению экспертов, боевые возможности «Ясеня» в разы превосходят потенциал американской «Вирджинии».

Американская АПЛ класса «Вирджиния»

«Американская лодка несет 12 ракет типа «Томагавк» и 28 торпед для четырех торпедных установок, а у нас только ракет 32 штуки», — объясняет военный эксперт Александр Мозговой. Он отметил, что на американских субмаринах нет ракет, похожих на «Оникс» и способных атаковать корабли. «Вирджиния» с помощью «Томагавков» может уничтожить только береговые цели.

Российский же «Ясень» уже получил прозвище «убийца авианосцев». По подсчетам экспертов, 4-5 ракет «Оникс» будет достаточно чтобы отправить на дно крупный боевой корабль.

«Ясень» как фактор сдерживания Эксперты сходятся во мнении, что в современных условиях многоцелевые подводные лодки типа «Ясень» будут выступать фактором не ядерного стратегического сдерживания.

«Зачем гоняться по океану за каким-то кораблем, можно зайти в порт и выстрелить по танкеру — газовозу, последствия будут не меньше чем от ядерного взрыва. Да, по количеству мы пока отстаем, у американцев 11 лодок такого типа, у нас одна «Северодвинск», но они реально боятся, что наших «Ясеней» станет гораздо больше, не зря американские военные сообщают что новая русская лодка создаст проблемы в обеспечения зашиты США от российских крылатых ракет», — отмечает Мозговой.

Эксперт напомнил, что американцы развернули программу по модернизации лодок типа «Вирджиния», они собираются установить на субмарины новый боевой модуль, чтобы увеличить количество крылатых ракет до 40 единиц. Россия же продолжает строительство новых многоцелевых лодок уже по усовершенствованному проекту «Ясень-М». Корабли заложены и получили имена «Казань», «Новосибирск», «Красноярск» и «Архангельск». Планируется, что к 2020 году у России будет от 4 до 8 новых лодок проекта «Ясень».

interpolit.ru

Проект 855 "Ясень"

Советский Союз одновременно с Америкой в 1977 году начал формировать облик атомных подводных лодок 4-го поколения. Предполагалось создание нескольких типов: многоцелевой, противолодочной, противоавианосной. Позднее ограничились проектом единой многоцелевой лодки, но способной решать максимально возможный круг задач. Проектировщиком стало КБ «Малахит», имевшее богатый опыт создания удачных многоцелевых АПЛ.

НОВАЯ ЛОДКА проекта 885 получила шифр «Ясень» (НАТО - «Gra-nay»). Закладка головного корабля с именем «Северодвинск» состоялась 21 декабря 1993 года на Севмашпредприятии в городе Северодвинске. Вскоре из-за минимального финансирования строительство замедлилось.

Лодки проекта 885 выполнены по одновальной схеме. Прочный корпус - стальной. Ядерную энергетическую установку «Ясеня» относят к реакторам 4-го поколения, выполненным по интегральной компоновочной схеме. Преимуществом такой компоновки является локализация теплоносителя первого контура в корпусе моноблока, а также отсутствие патрубков и трубопроводов большого диаметра. Подобная схема предполагает использование оборудования, обладающего сверхвысокой надежностью. По мнению ряда специалистов, новые корабельные реакторы будут без перезарядки служить намного большее время, чем используемые сейчас. Известно, что современные энергетические установки могут работать лет 25-30. Иными словами, жизнь реактора сопоставима с продолжительностью жизни самой лодки.

Приведем основные характеристики АПЛ проекта 885: длина наибольшая - 120, ширина наибольшая - 15, осадка - 10 метров. Водоизмещение полное - 11800 тонн. Скорость подводная - 30 узлов. Экипаж - 85 человек. Имеется всплывающая спасательная камера для всего экипажа.

По сообщению ряда российских источников, на корабле применен малошумный водометный движитель. Кроме того, имеется два подруливающих устройства. Однако другие источники указывают, что в качестве движителя на лодках используются малошумные винты новой конструкции. Да и сами обводы новой лодки в различных источниках весьма отличны.

Корабль будет оснащен новым гидроакустическим комплексом «Аякс» со значительно увеличенным поисковым потенциалом. Его основная сферическая гидроакустическая крупногабаритная антенна занимает всю носовую часть корпуса. Фактически на всем протяжении корпуса, а также на ограждении рубки размещены другие гидроакустические антенны.

Основное ракетное вооружение проекта 885, как утверждают открытые источники, размещено в восьми вертикальных пусковых установках. В них могут располагаться противокорабельные оперативно-тактические ракеты типа П-100 «Оникс», противокорабельные тактические ракеты типа Х-35, а также существующие и перспективные крылатые ракеты для поражения береговых целей на большой дальности.

ОКБ «Новатор» разработало ряд унифицированных ракетных систем, предназначенных для использования как с надводных кораблей, так и с подводных лодок, имеющих стандартные 533-мм торпедные аппараты. Они предназначены для поражения в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия надводных кораблей и подводных лодок противника, а также наземных стационарных и ограниченно подвижных целей с заранее известными координатами.

Противокорабельная ракета ЗМ-54Э, являющаяся развитием ракеты «Гранат», состоит из стартовой твердотопливной ступени, дозвуковой (М=0,8) низколетящей маршевой ступени, снабженной прямым высокорасположенным складным крылом и турбореактивным двигателем, а также сверхзвуковой (М=3) боевой ступени, запускаемой на удалении порядка 20 км от цели и практически «несбиваемой» средствами ПВО ближнего рубежа. Противокорабельная ракета ЗМ-54Э1 отличается отсутствием сверхзвуковой ступени, а также большей (до 300 км) дальностью и более мощной (400 кг) боевой частью.

Для поражения наземных целей создана еще одна КР данного семейства - ЗМ-14Э, имеющая габариты и массу, аналогичные ЗМ-54Э1. Она несет БЧ массой 400 кг и обладает максимальной дальностью 300 км. Ракета оснащена инерциальной системой наведения, дополненной приемниками спутниковой навигации. Использование баровысотомера при полете на предельно малой высоте обеспечивает повышенную скрытность применения.

Эти ракетные системы имеют единый универсальный комплекс подготовки ракетной стрельбы и позволяют варьировать боекомплект подводной лодки в зависимости от поставленной задачи и конкретной боевой обстановки. Унифицирован также комплекс наземного оборудования ракетных систем (предназначенный для регламентного обслуживания ракет и выдачи их на лодки), что существенно снижает эксплуатационные расходы.

За годы проектирования и строительства головной подводной лодки 885-го проекта «Малахит» совместно с НПО машиностроения, НПО «Новатор» и НИИ ВМФ № 28 выполнили ряд работ, позволяющих, используя принципы, заложенные в комплекс «Оникс», оснастить АПЛ и другими комплексами ракетного оружия. Это существенно расширило возможности нанесения массированных ударов по надводным, подводным и береговым целям. По теме «Сопряжение» было исследовано многофункциональное информационное взаимодействие в реальном масштабе времени в сети компьютеров всех систем подводных лодок, участвующих в организации и выполнении ракетной атаки. Это позволило не только отрабатывать взаимодействие систем в режиме единого боевого контура, но и прогнозировать и находить новые тактические приемы по использованию противокорабельных крылатых ракет в различных боевых ситуациях.

Для установки на перспективных кораблях в НИИ «Штиль» была начата работа по созданию систем гидроакустической связи, способных обеспечивать передачу данных в реальном масштабе времени на расстояние до 100 километров.

650-мм и 533-мм торпедные аппараты «Ясеня» вынесены из носовой оконечности лодки, где размещена антенна ГАК, и расположены в центральной части корпуса под углом к диаметральной плоскости. Из аппаратов могут выстреливаться самонаводящиеся по кильватерному следу и телеуправляемые торпеды, а также противокорабельные крылатые ракеты нового поколения, создаваемые екатеринбургским ОКБ «Новатор». Основу торпедного вооружения корабля должна составлять универсальная 533-мм торпеда УГСТ. Расширены возможности корабля по использованию минного оружия.

По оценкам западных и отечественных экспертов, уровень гидроакустической заметности головной лодки проекта 885 «Северодвинск» будет соизмерим с уровнем лучшей американской АПЛ «Seavolf». В то же время проект 885 будет обладать значительно более высоким уровнем универсальности. Наличие же на борту оружия, какого пока нет в арсенале американских моряков, вообще выводит «Северодвинск» в число самых современных лодок мира. Но это еще не все. Предполагается, что после введения в строй первого корабля проекта 885 будут построены еще шесть однотипных. Американцы же свою программу «Seavolf» сворачивают из-за дороговизны, поскольку каждая такая лодка обходится заокеанскому налогоплательщику почти в 4 миллиарда долларов. На смену «морским волкам» в США придут лодки типа «Virginia». Они проще и дешевле. В то же время, со ссылкой на военно-морскую разведку США, сообщается, что в России ведутся работы над усовершенствованным вариантом проекта 885, обладающим еще большей скрытностью. Американцы склонны считать, что Российский флот в обозримом будущем может получить многоцелевую лодку пятого поколения. А такие субмарины нигде в мире еще не разрабатывались.

Помимо прочего, наблюдатели отмечают, что новая российская лодка отличается от своих ракетных «предков», в том числе 949А и 971 проектов, как по дальности действия вооружения, так и по размерам, и возможностям. Получается, проект 885 не предназначен для замены какой-либо устаревшей серии, а заполняет имеющуюся «нишу» в подводной обороне России. Такой «нестандартный для русских» подход весьма настораживает западных аналитиков.

Эксперты предполагают, что подводные лодки типа «Северодвинск», оснащенные высокоточными малозаметными крылатыми ракетами, возьмут на себя значительную долю неядерного сдерживания, оставаясь при этом весьма серьезной угрозой для подводных лодок, боевых кораблей и транспортных судов противника.

submarinaa.narod.ru