Техника, вооружение и боевой состав ВВС Японии: история и современность. Японские самолеты


Самолеты Японии Второй мировой войны

Япония захватила Маньчжурию в 1931-1932 гг., где японцы начали создавать плацдарм с целью подготовки дальнейшего продвижения. В составе японских войск, направленных в Северный Китай в июле 1937 года, была и авиация, прошедшая значительную модернизацию за прошедшие 5 лет. Армейская авиация Японии была сконцентрирована на поддержке наземных операций, когда авиация флота стремилась достичь превосходства в небе для выполнения дальних бомбардировочных ударов. В июле-августе 1938 года при нападении на СССР у озера Хасан была задействована Армейская авиация Японии - 70 самолетов, а также в июле-августе 1939 года у реки Халхин-Гол - более 300 самолетов. Эти два исторических события позволили японскому руководству проверить тактические наработки и дать оценку боеготовности своей авиатехники.

У нас на сайте Вы можете найти сразу все самолеты Японии Второй Мировой Войны в одной таблице.

Армейская авиация Японии

Флаг. Армейская авиацияДекабрь 1941 года. До нападения на Перл-Харбор армейская авиация Японии насчитывала примерно 4300 самолетов, а морская авиация - около 3000 самолетов. Основной единицей армейской авиации стал в то время был хикосентай (или просто сентай) - эквивалент группе или полку, и состоявший обычно он состоял из трех или более чутаев (эскадрилий) и одного сентай хомбу (штабного звена).

  • Сентай обычно насчитывал 27 - 49 самолетов. В состав чутаев входило 3-4 сотаев (звеньев), в каждом из которых было по 3 самолета.
  • От 3 до 5 сентаев объединялись в хикодан (крыло или бригаду) под руководством генерал-майора или полковника.
  • Хикосидан (дивизия) состояла из 2-4 хикоданов, а также других подразделения (такие как тренировочные сентай или отдельные подразделения, непосредственно подчинявшиеся командованию хикосидана).
  • Кокугун (воздушная армия) состояла из 2-3 хикосиданов.

К названию каждого формирования добавлялось наименование типа входящих в него самолетов:

  • истребители - сен-токи,
  • легкие бомбардировщики - кейбаку,
  • тяжелые бомбардировщики - дзу-баку,
  • разведчики - тейсацу,
  • учебно-тренировочные самолеты - пенсуки.

Также надо отметить существование отдельных подразделений, действовавших независимо от частей регулярной авиации:

  • независимая боевая группа или полк - докорицу хикотай,
  • независимая эскадрилья - докорицу чутай.

Эти подразделения обычно присоединялись непосредственно к авиадивизии или воздушной армии, иногда, в случае необходимости, придавались в подчинение меньших подразделений.  Из нескольких тренировочных чутаев и не менее одного инструкторского сентая состояли учебно-тренировочные подразделения, в задачу которых входила также и охрана воздушного пространства над Японскими островами, кроме, разумеется, подготовки летного состава.

Обозначения самолетов армейской авиации Японии

С 1932 года все армейские самолеты получили обозначение "Ки" ("китай" - конструкция) и порядковый номер (к примеру: Ки-61). Модели самолета обозначались римскими цифрами, самолеты одной модели, кроме того, различались в зависимости от модификации дополнительным иероглифом (позже их заменили латинскими буквами): "Каи" (а) - изменения в конструкции планера, "Ко" (b) - изменение силовой установки, "Оцу" (с) - изменение в оборудовании или в назначении самолета, "Хей" (d) - изменение в вооружении.

Помимо короткого обозначения использовалась и нумерация по годам принятия образца на вооружение, включавшая краткое описание назначения самолета. Нумерация велась по японской системе летоисчисления, в обозначении самолета указывались только последние цифры года. Так, самолет, принятый на вооружение в 1939 году (то есть в 2599 году по японскому летоисчислению) имел обозначение тип 99, принятый на вооружение в 1940 году (или в 2600-ом) - тип 100, а принятый на вооружение в 1942 году (или в 2602 г.) - тип 2 и так далее. В результате длинное обозначение выглядело, например, так:

  • Ки-61-Ia - истребитель армейский тип 3 модель 1А (тип 3 по году 2603),
  • Ки-61-Ib - истребитель армейский тип 3 модель 1В.

Кроме короткой и длинной систем обозначений, начиная с вступления Японии во Вторую мировую войну, самолеты получали также и короткие названия, которые применялись для различных целей (как то: запутать разведслужбы союзников).

Япония

Самолеты Императорской армии Японии

Авиация флота Японии

Японская морская авиация подразделялась на палубную авиацию и авиацию берегового базирования. Высшими оперативными объединениями морской авиации Японии являлись:

  • флот - кантай,
  • воздушный флот - коку кантай,
  • региональный флот - хомен кантай.

Флаг. Авиация флотаОсновной тактической единицей палубной авиации был сентай - 36-64 самолета (обычно с двух авианосцев). В коку кантай входило несколько сентаев. Позже вместо сентая основной тактической единицей стал кокутай (корпус). Как и в армейской авиации (см. выше по тексту), к наименованию тактической единицы морской авиации иногда добавлялось название типа входивших в него самолетов:

  • истребители - сентоки,
  • пикирующие бомбардировщики - кьюко-ку,
  • торпедоносцы - райгекики,
  • бомбардировщики - дзубаку,
  • дальние бомбардировщики - енкийоки,
  • разведчики - тейсацу,
  • поплавковые истребители - фурато сентоки,
  • летающие лодки - хико.

В наименованиях тактических единиц, которые предназначались для выполнения конкретных задач, часто употреблялось место их назначения (или место базирования).

Японский флаг

Самолеты Императорского флота Японии

Обозначения самолетов авиации флота Японии

В начале Второй мировой войны в японском флоте имелись две системы обозначения самолетов - длинное и короткое. В первом варианте (длинная система обозначения) брались две последние цифры текущего года по японскому летоисчислению: если для 1940 года соответствует 2600 год, то обозначение имело вид - тип 0 (здесь же уточним: в армейской авиации - тип 100). Если нужно было обозначить модификацию самолета Японии, то в длинном обозначении использовался двухзначный номер: тогда первая цифра обозначала номер модификации, а вторая - номер модификации двигателя. Таким образом, например, модель 11 - это первая серийная модификация, модель 21 - вторую серийная модификация с первоначальным двигателем, тогда как модель 22 - это уже вторая модификация с новым типом двигателя. В случае обозначения дополнительных доработок одной модификации использовались иероглифы ("Ко", "Оцу" или "Хей") или латинские буквы (a, b, c).

  • S - "Сасебо",
  • Si - "Сова",
  • V - "Воут",
  • W - "Ватанабе" (позднее "Кюсю"),
  • Y - "Йокосука",
  • Z - "Мизуно".

Номер модели данного самолета находился в конце буквенно-цифровой комбинации. Если в самолет вносили незначительные изменения, то модификацию обозначали латинской буквой. Когда, в с течением времени менялось назначения самолета, то дописывалась буква (через дефис) в соответствии с новым применением. В ходе второй мировой войны на флот для дополнительного обозначения самолетов стали использовать также и собственные имена самолетов, это было сделано в том числе и с целью соблюдения режима секретности, чтобы скрыть от противников назначение машины.

Конечно, для европейцев подобная система обозначения самолетов кажется сложной, и со второй половины 1942 года союзники начали давать японским самолетам второй мировой войны собственные наименования. Вначале все истребители получили наименование "Зеро", а бомбардировщики - "Мицубиси". Но с лета 1944 года был введен другой принцип наименования японских самолетов:

  • истребители получили мужские имена,
  • бомбардировщики, разведчики и транспортные самолеты - женские (название транспортников начиналось с буквы "Т"),
  • тренировочные самолеты - названия деревьев,
  • планеры - птиц.

Вторая мировая война

Тихоокеанская война началась 7 декабря 1941 года, когда рано утром первая волна японских самолетов, взлетевшая с авианосцев, достигла Перл-Харбора. Операторы радиолокационной станции США своевременно обнаружили подход самолетов, но информация о появлении цели были передана несвоевременно, поскольку посчитали, что это были американские бомбардировщики В-17, их прилет ожидался с Западного побережья США. Спустя некоторое время началась атака самолетов второй волны. В итоге были выведены из строя аэродромы на островах Уилер, Канеохе, Форд- Айленд, Хикам, Беллоуз и Эва. Были повреждены при атаке линейные корабли:

  • "Arizona",
  • "Oklahoma",
  • "West Virginia",
  • "Pennsylvania",
  • "Tennessee",
  • "Maryland",
  • "Nevada",
  • "California".

Из боевых кораблей неповрежденными остались только "Lexington", "Saratoga" и "Enterprise", которые смогли уйти из порта при начале атаки. Американцы потеряли во время атаки японцами Перл-Харбора 2403 человека убитыми и 1178 ранеными. Японские потери составили 27 самолетов.

Подготовка японских летчиков к атаке Перл-Харбора шла в очень жестком режиме. Надо отметить, что пикирующие бомбардировщики периода второй мировой создавались для сброса бомб на высоте 800 м, данный факт позволял иметь достаточно времени, чтобы выйти из пикирования. Для повышения точности бомбометания, командование приняло решение уменьшить высоту наполовину! Это означало, что, сбросив бомбы с 400 метровой высоты, самолет должен находится на высоте примерно 15-20 м над землей при выходе из пикирования. В случае потери сознания при больших перегрузках на выходе из пикирования, пилот висел на волоске от смерти. Известно, что восемь японских летчиков погибли в ходе прохождения обучения, но это никого не остановило, ведь точность бомбометания возросла с 20 до 86% - эффективность ошеломительная в то время.

ВВС Японии второй мировой. Итог

Пилоты японских ВВС предпочитали открытые кокпиты и легкое вооружение высокоманевренного самолета, однако отказавшись от бипланов. Все истребители японских армии и ВМФ были монопланами. Японские истребители того времени представлены "Мицубиси Зеро-Сен" - одноместной машиной японского ВМФ, превосходившей по численности и известности многие другие типы самолетов, выпущенных в Японии до 1945 года. Кроме "Зеро", в небольших количествах выпускались и более совершенные самолеты, например, флотский "Сиден-Кай" и армейские Ki-84 и Ki-100. Необходимо вспомнить самолет Накадзимы "Хайбус", который при более серьезном вооружении имел возможность быть по-настоящему грозной машиной.

Театр военных действий, в которых принимала участие Япония, можно разделить на материковую часть Юго-Восточной Азии, где боевые действия велись в основном армейскими ВВС, и островную, где ответственность за боевые действия несла в первую очередь авиация ВМФ. Пока удавалось сохранять авианосцы, японский ВМФ был серьезным противником. Но в ходе войны авианосный флот понес значительные потери, многие корабли были потоплены. Японская армия захватила южную оконечность Азии так быстро, что ее ВВС оказались "рассеяны" над огромной территорией, которую они должны были контролировать. Японская авиапромышленность теперь уже не успевала восполнять даже обычные летные потери техники.

В июне 1942 года Япония потерпела серьезное поражение в сражении за остров Мидуэй - она потеряла 4 авианосца и более 250 самолетов передовых соединений. Сражение за Мидуэй стало поворотным пунктом в боевых действиях на Тихом океане, сравнимым по значению с поражением немцев в битве за Британию в Европе. За год после Перл-Харбора число авианосцев в вооруженных силах США утроилось. В основном корабли использовались вдали от берегов этой страны. Одним из первых шагов, предпринятых ВВС США после вступления Америки в войну, стало размещение на базах Великобритании 8-й воздушной армии. Осенью 1942 года часть этой армии была направлена в Северную Африку и стала основой для создания 12-й армии ВВС.

Методы, взятые во второй половине 1944 года на вооружение японскими ВВС, носили экстремальный характер - это были атаки камикадзе. Подобная тактика, непонятная для людей с "не восточным" менталитетом, оказывалась весьма эффективной по крайней мере в первое время ее применения. Во всяком случае, в результате ее в течение десяти месяцев было серьезно повреждено более 49% американских кораблей, из которых тогда же или в ходе последующих боевых операций пошли ко дну свыше 21%. В официальных исследованиях эту тактику назвали "единственно эффективным приемом, разработанным Японией во Вторую мировую войну". В сражениях за Иводзимо и Окинаву участие в боях японских летчиков из числа добровольцев-смертников приняло массовый характер. Однако к тому времени ВВС США с Марианских островов, захваченных флотом, начали бомбардировки целей на территории Японии самолетами "Суперфортресс" В-29, обладавшими большой высотой и значительной дальностью полета. И хотя атаки со стороны японских пилотов-самоубийц отнюдь не прекращались, их натиск и эффективность после сражения за Окинаву постепенно сходили на нет.

pro-samolet.ru

ВВС Японии. Авиация Японии

ВВС Японии представляют собой авиационную составную сил самообороны Японии и отвечают за защиту воздушного пространства. Предназначение ВВС заключается в борьбе с воздушными силами агрессора, обеспечении противовоздушной и противоракетной обороны экономических и политических центров страны, группировок сил и важных военных объектов, осуществлении военной поддержки ВМС и сухопутных войск, ведении радиолокационной и воздушной разведки и оказании переброски войск и оружия по воздуху.

История ВВС Японии и авиации

В начале ХХ века практически вся Европа была заинтересована авиацией. Точно такая же потребность появилась и у Японии. В первую очередь речь шла о военной авиации. В 1913 году страна приобрела 2 самолета – «Ньюпор» NG (двухместный) и «Ньюпор» NМ (трехместный), выпущенные в 1910 году. Изначально планировалось использовать их сугубо для учений, но вскоре и они поучаствовали в боевых вылетах.

Впервые Япония использовала боевую авиацию в сентябре 14-го года. Совместно с англичанами и французами японцы выступили против германцев, расположившихся в Китае. Помимо «Ньюпоров», у ВВС Японии были 4 единицы «Фарман». Сначала их использовали как разведчиков, а после они осуществляли авиаудары по противнику. А первое воздушное сражение случилось во время атаки германского флота в Цингтао. Тогда в небо поднялся немецкий «Тауб». В результате воздушной битвы не было победителя и проигравшего, однако один японский самолет вынужден был осуществить посадку на территории Китая. Самолет сожгли. За все время кампании было совершено 86 боевых вылетов и сброшено 44 бомбы.

Первые попытки запуска летательных машин в Японии случились еще в 1891 году. Тогда в воздух поднялись несколько моделей с резиновыми моторчиками. Немного позже была спроектирована большая модель с приводом и толкающим винтом. Но военные не заинтересовались ею. И только в 1910 году, когда были закуплены самолеты «Фарман» и «Гранде», в Японии зародилась авиация.

В 1916 году построили первую уникальную разработку – летающая лодка «Йокосо». За разработки сразу же взялись компании "Кавасаки", "Накадзима" и "Мицубиси". Последующие пятнадцать лет эта тройка занималась выпуском улучшенных моделей европейских самолетов, в основном немецких, английских и французских. Обучение пилотов проходило в лучших школах США. К началу 30-х годов правительство решило, что настало время начинать собственное производство самолетов.

В 1936 году Япония самостоятельно разработала двухмоторные бомбардировщики «Мицубиси» G3M1 и Ки-21, разведывательные самолеты «Мицубиси» Ки-15, палубные бомбардировщики «Накадзима» B5N1 и истребители «Мицубиси» А5М1. В 37-м году начался «второй японско-китайский конфликт», что привело к полной секретности авиапромышленности. Через год крупные промышленные предприятия были приватизированы государством и полностью контролировались им.

До конца Второй мировой войны авиация Японии подчинялась флоту Японии и императорской армии. Ее не выводили в отдельный вид войск. После войны, когда начали формировать новые ВС, создали ВС самообороны Японии. Первая техника, которая была у них в подчинении, производилась в США. Начиная с 70-80-х годов на вооружение начали отправлять только те самолеты, которые прошли модернизацию на японских предприятиях. Немного позже на вооружение поступили самолеты уже собственного производства: Kawasaki C-1 – военный транспортный, Mitsubishi F-2 – истребитель-бомбардировщик. На 1992 год личный состав японской авиации составил 46000 человек, боевые самолеты – 330 единиц. К 2004 году в ВВС Японии насчитывалось 51092 человека.

В 2007 году Япония проявила желание приобрести у США F-22 – истребитель пятого поколения. Получив отказ, правительство решило построить собственный самолет такого же типа – Mitsubishi ATD-X. К 2012 году численность служащих в ВВС сократилась до 43123 человек. Количество самолетов – 371 единица.

Организация ВВС Японии (авиация Японии)

Военно-воздушные силы возглавляет главный штаб. Ему подчиняются командования боевым обеспечением и авиацией, бригада связи, учебное командование, группа обеспечения безопасности, испытательное командование, госпитали (3 штуки), контрразведывательный отдел и многие другие. БАК представляет собой оперативное объединение, которое выполняет боевые задачи ВВС.

В число техники и вооружения входят боевые, тренировочные, транспортные, специальные самолеты и вертолеты.

Самолеты боевые:

  1. F-15 Eagle – учебно-боевой истребитель.
  2. Mitsubishi F-2 – учебно-боевой истребитель-бомбардировщик.
  3. F-4 Phantom II – разведывательный истребитель.
  4. LockheedMartin F-35 Lightning II – истребитель-бомбардировщик.

 

Самолеты тренировочные:

  1. Kawasaki T-4 – тренировочный.
  2. Fuji T-7 – тренировочный.
  3. Hawker 400 – тренировочный.
  4. NAMC YS-11 – тренировочный.

 

Самолеты-транспортники:

  1. C-130 Hercules – транспортник.
  2. Kawasaki C-1 – транспортник, учебный РЭБ.
  3. NAMC YS-11 – транспортник.
  4. Kawasaki C-2 – транспортник.

 

Самолеты специального назначения:

  1. Boeing KC-767 – заправочный самолет.
  2. Gulfstream IV – VIP-транспорт.
  3. NAMC YS-11E – самолет РЭБ.
  4. E-2 Hawkeye – самолет ДРЛОиУ.
  5. Boeing E-767 – самолет ДРЛОиУ.
  6. U-125 Peace Krypton – спасательный самолет.

 

Вертолеты:

  1. CH-47 Chinook – транспортник.
  2. Mitsubishi H-60 – спасательный.

 

avia.pro

Самолеты Императорского Флота Японии Второй Мировой войны

Самолеты Императорского Флота Японии Второй Мировой войны

Императорский флот Японии к началу Второй мировой войны был одним из сильнейших в мире. Если до нападения на Перл-Харбор армейская авиация Японии насчитывала примерно 4300 самолетов, то в морской авиации - около 3000 самолетов. Японская палубная авиация начала и закончила войну с одним типом истребителя - А6М "Зеро". Самолет обладал к началу Второй мировой войны выдающимися летными характеристиками, но постепенно утратил свое превосходство. Япония была единственным государством, широко применявшим в боях гидросамолеты-истребители - соответствующую модификацию "Зеро" и специально спроектированный N1K, который в итоге превратился в отличный сухопутный истребитель.

Морской палубный истребитель Mitsubishi A5M

двухместный вариант истребителяВ апреле 1932 года Кайгун Коку Хомбу подготовил очень амбициозную программу развития авиации, которая предусматривала оснащение войск современными самолетами, причем только отечественного производства. Данная программа включала в себя и создание палубного истребителя. В соответствии с требованиями фирмы "Мицубиси" и "Накадзима" разработали интересные проекты истребителей-монопланов, но они не удовлетворили военных. Флот был вынужден заказать биплан Накадзима A4N1, который являлся дальнейшим развитием A2N1. Уже с самого начала A4N1 рассматривался в качестве временного варианта, и в феврале 1934 года было выдано новое задание на палубный истребитель. Предполагалось, что это будет моноплан с высокими аэродинамическими характеристиками.

 
Морской палубный истребитель A6M Reisen Zero

легендарный японский истребитель Несмотря на достаточно высокие характеристики палубного истребителя Мицубиси А5М и большие успехи, достигнутые им в ходе боевых действий во время второго японско-китайского конфликта, этот самолет постепенно устаревал. Кайгун Коку Хомбу, принимая во внимание быстрые темпы развития авиации во всем мире, посчитал необходимым разработь новый самолет, который смог бы сопровождать бомбардировщики во время налетов на цели, расположенные в глубине территории противника, и сформулировал в 1937 году требования к новому палубному истребителю 12-Си.

 
Морской палубный истребитель Mitsubishi A7M Reppuu

японский палубный истребительВ 1940 году специалисты Кайгун Коку Хомбу стали задумываться о преемнике палубного истребителя второй мировой войны Мицубиси А6М. В результате в начале 1941 года были сформулированы технические требования 16-Си, реализация которых была поручена фирме "Мицубиси". Однако в связи с загруженностью конструкторов компании работами над проектом истребителя-перехватчика J2M "Райден" военные вскоре отозвали свой заказ. Через год, в апреле 1942 года, фирма "Мицубиси" вновь получила задание на создание нового палубного истребителя - на этот раз в соответствии с модифицированными требованиями 17-Си.

 

pro-samolet.ru

Десять японских самолетов - Человек меняет кожу

которые потрясли мир

Выкатка японцами первого за последние полстолетия авиалайнера MRJ заставила взглянуть на предыдущие успехи японцев в авиастроении. Сейчас роль Японии в авиастроении кажется ничтожной, однако в XX веке японцы вошли в число шести ведущих держав, определивших все мировое авиастроение (еще США, СССР, Англия, Германия, Франция). Роль других держав за пределами этой шестерки действительно была ничтожной – на них падает менее 10% общего выпуска. Да, сейчас японцы делают мало самолетов (в штуках), но не следует забывать, что тот же «Дримлайнер» на 35% делается в Японии, а это речь уже о многих сотнях «условных» самолетов!

Журнал «Флайт» представил традиционный флэш-моб по 10 наиболее заметным в истории современной авиации самолетам Японии

NAMC YS-1140-местный пассажирский YS-11, выпускавшийся  корпорацией NAMC, оказался последним японским пассажирским лайнером до «саги о MRJ». Его производство завершилось еще 40 лет назад, но по крайней мере 17 самолетов этого типа все еще эксплуатируются – 15 Минобороны Японии, а два мексиканской фирмой «Алон». Мицубиси MRJВыкатка неделю назад - 18 октября 96-местного регионального авиалайнера фирмы «Мицубиси» обозначило новую эпоху в японском самолетостроении. Первый полет запланирован на первый квартал 2015 г. Всего «Мицубиси» собрала заказы на 191 самолет с началом поставок в 2017 г. Планируется еще 76-местная модификация MRJ70, а вот про 100-местную давно ничего не слышно – после многочисленных проволочек с основным проектом японцам не до того.

Сколько было воя противников Сухого «Суперджета», когда японцы только объявляли свои планы: «Как мы можем конкурировать с японцами и китайцами? У японцев пластик, кооперация и все такое. А что у нас – после «успешного» перестроечного развала?»

Однако прошло десять лет, японцы сорвали все сроки, опытный самолет пришлось переделывать с нуля, так как лопухнулись с сертификацией (что значит перерыв в 50 лет!). «И эти люди нам запрещают ковыряться в носу»?!

Хонда НА-420Этот самолет необычной компоновки с двигателями на пилонах на крыле (до этого такое делали только немцы) и гладкой пластиковой обшивкой сейчас проходит сертификационные испытания. Сейчас летают четыре самолета, а получение сертификата ожидается на первый квартал 2015 г. Серийный выпуск запланирован на заводе Гринсборо в США. Сейчас портфель заказов на 18 самолетов из США и Мексики.

Мицубиси F-2Внешне этот японский истребитель похож на американский F-16, что не удивительно, так как создавался в кооперации с американцами. Зато конструкционно – из пластика – он разительно отличается от прототипа. Сейчас «на крыле» 78 самолетов этого типа, а «Мицубиси» уже думает о новом истребителе...

Синмайва US-2Амфибия US-2 предназначена для поисково-спасательных операций флота самообороны Японии, и является логическим развитием предыдущей амфибии – US-1, которая до сих пор состоит на вооружение. С US-2 связывают серьезный прорыв японцев на военный авиационный рынок – порядка 18 машин планируют заказать индусы.Вообще US-2, судя по формуле Соколянского, является сейчас самой мореходной летающей лодкой.

Кавасаки Р-1Разработанный Кавасаки реактивный морской патрульный самолет Р-1 предназначен для замены устаревших американских «орионов» Р-3. Японская «самооборона» получила уже два опытных ХР-1 и пять серийных самолетов.

Мицубиси Mu-2Этот небольшой двухмоторный верхнеплан, который нес только 14 человек впервые полетел еще в 1962 г., но тем не менее до сих пор летают 287 таких самолетов.

Мицубиси Mu-300 «Даймонд»На волне успеха Mu-2 «Мицубиси» решила создать бизнес-джет Mu-300.  Самолет впервые поднялся в воздух в 1978 г. Права на него приобрела американская фирма «Бичкрафт», которая «ребрендила» его в «Бич 400». Сейчас еще летают 56 «алмазов», в основном в США, а в Японии летает единственный Mu-300, использующийся уже лет 30 в качестве летающей лаборатории.

Кавасаки ХС-2Самолет С-2 создается в качестве замены транспортника сил «самообороны» С-1 и «геркулесов». Японский ответ на всякие «глоубмастеры» и «атланты». Отличается двухмоторной компоновкой. Максимальная грузоподъемность ожидается в 37 т. А С-1 осталось 27 экз.

Мицубиси А6М «Зеро»Zero1Какой же рассказ про «японцев» без «Зеро»? Даже если это уже давно «исторический» самолет. В свою очередь он полностью изменил взгляд «Запада» на авиацию Японии, и поразил противников маневренностью, скороподъемностью и легкой конструкцией. Каждый двадцатый самолет в истории Японии – один из 11 тыс. «Зеро». Да что там, «исторический», - несколько экземпляров летают до сих пор, и «зеростроение» продолжается...

afirsov.livejournal.com

Япония начнет разрабатывать новый истребитель

Японский самолетПо сообщению Aviation Week, Минобороны Японии планирует в течение пяти лет инициировать проект разработки нового истребителя с индексом F-3. А в 2027 году должно начаться серийное производство. Ожидается, что новый японский самолет будет обладать возможностями, которые превзойдут американские истребители пятого поколения F-22 Raptor и F-35 Lightning II. Основное значение придается разработке технологии малозаметности и мощности силовой установки в рамках данного проекта. Сейчас японская Mitsubishi Heavy Industries создает демонстратор технологий истребителя пятого поколения ATD-X Shinshin, его первый полет должен состояться 2014 году.

На видео: японский Mitsubishi ATD-X

Вполне вероятно, что некотрые наработки этого самолета будут применяться и при разработке истребителя F-3. Минобороны Японии планирует со временем заменить новыми F-3, устаревшие самолеты F-2, которые созданы на базе F-16 Fighting Falcon США, а также самолеты F-15J/DJ Eagle. Самолеты F-3 будут применяться наряду с малозаметными истребителями-бомбардировщиками пятого поколения F-35.

Самолет 5-го поколения

Минобороны Японии не уточняет, к какому поколению самолетов будет относится F-3

Минобороны ЯпонииЯпония хочет начать ОКР (опытно-конструкторские работы) по созданию F-3 в 2016-2017 году. Подняться же в воздух первый прототип самолета должен в 2024-2025 году. Скорее всего, японцы не станут делать беспилотную модификацию самолета F-3 - данные истребители будут пилотируемыми. В настоящее время мало кто обладает точными сведениями, но предварительно Минобороны Японии планирует закупить не менее 200 новых самолетов. После 2030 года они должны дополнить 45 самолетов F-35, купленных у Соединенных Штатов.

Не исключается и такая возможность, что требования для нового самолета будут разрабатываться совместно с ВВС США, планирующих создать в рамках проекта F-X замену для самолетов F-35, и с ВМС США, которые ведут проект F/A-XX.

Самолеты 5-го поколения

TRDIИнститут технических исследований и разработок (TRDI) при Минобороны Японии занимается предварительными научно-исследовательскими работами, в рамках проекта создания японского самолета, которые начались в 2010 году. Работы ведутся в рамках проекта i3. Возможно, что некоторые технологии Япония предложит Соединенным Штатам. Японская корпорация IHI создает двигатель, намереваясь сделать силовую установку, которая будет развивать тягу в 15 тысяч килограммов-силы. Для сравнения - двигатель F135 самолтов F-35 развивает тягу в 12,7 тысячи килограммов-силы и в режиме форсажа - 19,5 тысячи. Схема японского двигателя будет схожей с американским F119 для самолетов F-22; для снижения радиолокационной заметности, будет использоваться "пилообразная" конструкция воздухозаборников. Надо отметить, что скорее всего Япония будет создавать двухдвигательный тяжелый истребитель.

Если сравнивать, то 30,8 тонны составляет максимальная взлетная масса двухдвигательных самолетов F-15J. Тягу в 7,9 тысячи килограммов-силы и в режиме форсажа - 11,3 тысячи килограммов-силы способен развивать каждый двигатель. Aviation Week сообщает, что власти Японии, указав значение в 15 тысяч килограммов силы, имели в виду показатель форсажа.

Самолеты 5-го поколения

Институт технических исследований и разработок создает также специальное радиопоглащающее покрытие для самолета F-3, в котором будет находится сетка из антенн, для отслеживания интенсивности излучения радаров самолетов противника. Антенны являются частью перспективной системы радиоэлектронного противодействия. Минобороны Японии сделало запрос приблизительно на 20 млн долларов (точнее - 1,6 млрд иен) правительству для проведения исследований в данной области на 2013-2016 годы.

Министерство обороны Японии не уточняет, к какому поколению самолетов будет относится F-3.

ATD-X Shinshin

Ранее, осенью 2011 года, в иностранных СМИ сообщалось, что Япония уже начала создавать истребитель шестого поколения. С начала 2011 года Минобороны и ВВС США формируют требования к истребителю шестого поколения. Предполагается, что перспективный самолет США будет опционально пилотируемым и способным совершать полеты на гиперзвуковой скорости. Не исключается, что к данному проекту может присоединится Япония.

Сообщалось, что несмотря на проведение работ над требованиями к новому боевому самолету, финансирование проекта начнется не раньше 2015 года, в связи с намерением Министерства обороны США сократить расходы военного бюджета.

В марте 2011 года началась сборка первого японского прототипа истребителя пятого поколения ShinShin. Несколько технологий малозаметности будут реализованы в Shinshin, в том числе рассеивающая геометрическая форма, радиопоглощающие материалы и композиты.

ATD-X Shinshin

Истребитель будет оснащен:

  • многорежимным радаром с активной фазированной антенной решеткой,
  • оптико-волоконной системой дистанционного управления с многократным дублированием каналов,
  • системой радиоэлектронной борьбы и противодействия,
  • единой системой обмена информацией.

Двигатели со всеракурсным управляемым вектором тяги будут установлены на этом самолете. Институт технических исследований и разработок при Минобороны Японии планировал реализовать на Shinshin технологию самовосстановления управления полетом Self Repairing Flight Control Capability (SRFCC). Суть которой заключен в том, что компьютер будет определять полученные повреждения различных аэродинамических элементов конструкции самолета и корректировать работу оставшихся целыми элементов так, с целью полностью восстановить управляемость самолетом.

Сайт Aviation Week - Сайт Aviation Week

< Назад Вперед >
 

pro-samolet.ru

Техника, вооружение и боевой состав ВВС Японии: история и современность

Двадцатый век стал периодом интенсивного развития военной авиации во многих европейских странах. Причиной появления военно-воздушных сил стала потребность государств в противовоздушной и противоракетной защите экономических и политических центров. Развитие боевой авиации наблюдалось не только в Европе. Двадцатое столетие - это время наращивания мощи ВВС Японии, правительство которой также стремилось обезопасить себя, стратегические и государственно важные объекты.

ввс японии

Как все начиналось? Япония в 1891-1910 годы

В 1891 году в Японии были запущены первые летательные машины. Это были модели, использующие резиновые моторчики. Со временем был создан летательный аппарат побольше, в конструкции которого имелся привод и толкающий винт. Но данное изделие ВВС Японии не заинтересовало. Рождение авиации произошло в 1910 году, после приобретения самолетов “Фарман” и “Гранде”.

1914 год. Первый воздушный бой

Первые попытки использования японской боевой авиации были предприняты в сентябре 1914 года. В это время армия Страны восходящего солнца вместе с Англией и Францией противостояла немцам, дислоцирующимся на территории Китая. За год до этих событий ВВС Японии для учебных целей приобрели два двухместных самолета “Ньюпор NG” и один трехместный “Ньюпор NM” 1910 года выпуска. Вскоре эти авиаединицы стали применяться и для боев. ВВС Японии в 1913 году в своем распоряжении имели четыре самолета “Фарман”, которые конструировались для разведки. Со временем они стали применяться для нанесения авиаударов по врагу.

В 1914 году немецкая авиация совершила атаку на флот в Цингатао. Германия в то время использовала один из лучших своих летательных аппаратов – “Тауб”. В ходе этой военной кампании самолеты ВВС Японии совершили 86 вылетов и сбросили 44 бомбы.

1916-1930 годы. Деятельность компаний-производителей

В это время японскими компаниями “Кавасаки”, “Накадзима” и “Мицубиси” проводятся разработки уникальной летающей лодки “Йокосо”. С 1916 года японские производители создавали конструкции лучших авиационных моделей Германии, Франции и Англии. Такое положение вещей длилось пятнадцать лет. С 1930 года компании начинают производство самолетов для ВВС Японии. Сегодня вооруженные силы этого государства входят в десятку самых сильных армий мира.

553 й авиагруппа ввс японии

Отечественные разработки

К 1936 году японскими фирмами-производителями “Кавасаки”, “Накадзима” и “Мицубиси” были сконструированы первые самолеты. ВВС Японии уже обладали двухмоторными бомбардировщиками отечественного производства G3M1 и Ки-21, разведывательными самолетами Ки-15 и истребителями А5М1. В 1937 году конфликт между Японией и Китаем разгорелся снова. Это повлекло за собой приватизацию Японией крупных промышленных предприятий и восстановление над ними государственного контроля.

ВВС Японии. Организация командования

Руководителем военно-воздушных сил Японии является главный штаб. В его подчинении находится командование:

  • боевого обеспечения;
  • авиации;
  • связи;
  • учебное;
  • группа обеспечения безопасности;
  • испытательное;
  • госпиталь;
  • отдел контрразведки ВВС Японии.

Боевой состав ВВС представлен боевыми, тренировочными, транспортными и специальными самолетами и вертолетами.

Структура командования авиацией до Первой мировой

Длительное время вооруженные силы Японской империи представляли собой две независимые друг от друга военные инфраструктуры – сухопутные войска и ВМС. Руководство первых стремилось иметь под командованием собственные единицы авиации для транспортировок своих грузов. Для создания таких авианосцев в городе Такинава на военном заводе “Арсенал №1”, который принадлежал сухопутным войскам, усовершенствовались и переделывались уже имеющиеся пассажирские и торговые суда. Они являлись вспомогательными транспортными средствами и широко использовались для перевозки личного состава и бронетехники сухопутных войск. На территории этого завода был расположен аэродром, инфраструктура которого позволяла испытывать трофейную авиатехнику.

самолеты ввс японии

До Первой мировой войны армейская авиация Японии имела свою основную войсковую часть – авиабригаду сухопутных войск. Она состояла из эскадрилий (АЭ). Каждая содержала одиннадцать аэропланов. Из них три машины принадлежали к резерву. Столько же составляли одно звено линии авиации (ЛА) и были в подчинении у штаба. Каждая эскадрилья предназначалась для отдельного задания: проведения разведывательных, истребительных и легкобомбардировочных задач, поставленных перед ВВС Японии. Техника и вооружение разведывательных авиаполков насчитывала 30 единиц, истребительных – 45. Специализированные авиагруппы образовывали дивизии, которые имели свои аэродромы, гарнизоны. Они были сведены в корпуса армейской авиации. Управлял ими офицерский состав в чине не ниже капитана.

Реорганизация

В 1942 году были ликвидированы корпуса армейской авиации. Остались только дивизии, которые с отдельными частями авиаполков являлись высшей командной оперативно-тактической структурой. До Второй мировой войны вся авиация Японии не являлась отдельным видом войск, а была подчинена флоту и армии императора. Вскоре была произведена реорганизация армейских частей авиации, в результате чего образовались объединения, или авиаполки (АА), имеющие оперативно-стратегический уровень:

  • Первая воздушная армия (ВА) с базой в районе Канто и штабом в городе Токио. Даная армия контролировала Японские и Курильские острова, Корею, Тайвань.
  • Вторая ВА дислоцировалась в городе Синьцзин. Зоной ответственности являлся Маньчжоу-го.
  • Третья ВА сухопутных войск отвечала за регион ЮВА. Штаб дислоцировался в Сингапуре.
  • Четвертая ВА контролировала Новую Гвинею и Соломоновы острова. Штаб располагался в городе Рабаул.
  • Пятая ВА имела зону ответственности в пределах оккупированных южных и восточных территорий Китая. Штаб – в городе Нанкин.
  • Шестая ВА имела свой штаб на острове Кюсю. Контролируемая территория – острова Окинава, Тайвань и запад Японии.

“Камикадзе” ВВС Японии

История возникновения этого слова тянется в 1944 год. В это время в Японии производилась реорганизации авиации. На основе уже имеющихся авиационных полков командованием Японии были сформированы ударные спецчасти. Они представляли собой эскадрильи самоубийц и в официальных документах были обозначены как авиаэскадрильи “Камикадзе”. Их задача состояла в физическом уничтожении бомбардировочных единиц военно-воздушных сил США В-17 и В-29. Поскольку свою работу японские ударные спецчасти выполняли при помощи тарана, на бортах их самолетов не было никакого вооружения.

ввс японии история

Для конструкции таких авиационных единиц характерно усиленное укрепление фюзеляжа. За всю историю военно-воздушных сил Японии было создано свыше 160 ударных авиационных спецчастей. Из них 57 были сформированы на базе учебных авиадивизий.

В 1945 году была проведена операция “Кэцу-го” по защите островов Японии от воздушных сил Соединенных Штатов Америки. В результате реорганизации все армии были объединены в единой структуре под руководством генерала авиации М. Кавабэ.

Многоцелевая модель

Среди различных самолетов боевого назначения особое место занимает Mitsubishi F-2. ВВС Японии, для которых он и конструировался, использовали эту модель как учебно-тренировочную, а также в качестве истребителя-бомбардировщика. Самолет считается последователем предыдущего малоудачного варианта F-1, который также был создан японской фирмой-производителем “Митсубиси”. Минусы, которые имелись у F-1, заключались в том, что данная модель была выпущена с недостаточным радиусом действия и малой боевой нагрузкой. При проектировании новой модели F-2 японские конструкторы-разработчики находились под влиянием американского проекта “Эджайн Фалкон”. Несмотря на то что созданный F-2 визуально напоминает свой прототип - американскую модель F-16, он считается новым в японском производстве, поскольку имеет некоторые отличия:

  • Применение различных конструкционных материалов. В изготовлении японской модели характерно широкое использование перспективных композиционных материалов, что существенно отразилось на снижении веса планера.
  • Конструкция самолета F-2 отличается от F-16.
  • Различные бортовые системы.
  • Отличие в вооружении.
  • F-2 и его прототип используют различную электронику.

ввс японии боевой состав

Конструкция японского самолета F-2 выгодно отличается от прототипа своей простотой, легкостью и технологичностью.

Модель B6N1

ВВС Японии во Второй мировой войне использовали один из своих лучших палубных торпедоносцев-бомбардировщиков B6N1 (“Тэндзан”). Начало серийных поставок этого самолета началось в 1943 году. К концу осени было сконструировано 133 самолета. Первые образцы получили эскадрильи, в состав которых входили авианосцы: 601-й, 652-й и 653-й. Поскольку существовала реальная угроза со стороны ВВС США острову Бугенвиль, руководством авиации Японии было принято решение перебросить сорок единиц B6N1 в Рабаул. В ноябре с участием данной модели состоялся первый воздушный бой, который был проигран. В нем приняли участие 16 боевых “Тэндзанов”. Из них ВВС Японии потеряли четыре. Последующие два боевых вылета также оказались нерезультативными.

Конструкция B6N1

  • “Тендзан” оснащен цилиндровым мотором с воздушным охлаждением.
  • Двигатель “Мамору” расчитан на 1800 л /с.
  • Боевая комплектация самолета представлена верхней и нижней установкой двух пулеметов калибра 27,7 мм.
  • Бомбовая нагрузка B6N1 рассчитана на 800 кг. Сюда включены торпеда (1шт) и бомбы.
  • Пассажирская вместительность – три человека.

Война за Марианские острова

В июне 1944 года ВВС Японии использовали палубный “Тендзан” в битве возле Марианских островов. Всего приняло участие 68 единиц. Модель B6N1 в данном сражении выполняла функции торпедоносцев-бомбардировщиков и лидеров РЛС – они являлись наводчиками для ударных спецгрупп японской авиации. Эта битва Японией и ее авиацией была проиграна. Из 68 бортов обратно на базу вернулись только восемь.

ввс японии сегодня

После битвы на Марианских островах японским руководством авиации было принято решение эту модель самолета использовать только с береговой базы.

Противостояние СССР

Летательные аппараты “Тендзан” в сражениях за Окинаву были использованы в качестве бомбардировщиков и машин-камикадзе. Самолет B6N1 был оснащен специальными радарами. Поэтому авиационным командованием Японии данная модель была закреплена за 93-м кокутаем (авиагруппой), который совершал противолодочное патрулирование. Также “Тендзаны” вошли в кокутай 553-й. Авиагруппа ВВС Японии насчитывала 13 машин, которые приняли участие в сражениях с авиацией Советского Союза.

Несмотря на свои положительные технические параметры, японские “Тендзаны” обладали недостатком, который заключался в неудачном выборе двигателя. Это замедлило процесс внедрения B6N1 в серийное производство. В результате выпущенные модели существенно отставали от авиации противника.

Самолетный парк японской авиации

В 1975 году личный состав ВВС Японии состоял из 45 тысяч человек. Боевой самолетный парк имел 500 единиц. Из них к истребителям принадлежали 60 машин F-4EJ, 170 единиц F10- 4J и 250 F-86F. Для разведки использовались модели RF-4E и RF-86F (20 единиц). В ВВС Японии для транспортировки грузов и раненых было предусмотрено 35 авиационных машин и 20 вертолетов 150 ПУ ЗУР Hajk-J. В летных школах насчитывалось 350 самолетов. Для дислокации в распоряжении командования японской авиации имелось 15 авиабаз и аэродромов.

В 2012 году численность личного состава уменьшилась с 45 000 до 43 700. Существенно увеличился самолетный парк (на 200 единиц).

ввс японии во второй мировой войне

ВВС Японии сегодня содержат 700 единиц, среди которых:

  • 260 – тактические и многоцелевые истребители;
  • 200 – штурмовики и учебно-тренировочные модели;
  • 17 – самолеты ДРЛО;
  • 7 – модели, осуществляющие радиотехническую разведку;
  • 4 – стратегические заправщики;
  • 44 – военно-транспортные машины.

План обороны

Снижение численности личного состава с расширением самолетного боевого парка свидетельствует об ориентации военно-воздушных сил Японии не на массовое, а на точечное воздействие. Согласно новому оборонному плану, ВВС не будет увеличивать силы самообороны, а станет перебазировать свои эскадрильи, сосредотачивая их на стратегически удобных позициях. Одним из таких мест считается остров Рюко. Вторым этапом в деятельности авиационного командования станет приобретение самолетов-истребителей пятого поколения.

fb.ru

Самолеты Императорского Флота Японии Второй Мировой войны

Самолеты Императорского Флота Японии Второй Мировой войны

Разведывательные гидросамолёты

Летающая лодка Айти E10A "Хэнк"

Летающая лодкаAichi E10A - одномоторный биплан, являлся японским ночным разведчиком, летающей лодкой 1930-х годов. 15 машин были построены для Императорского Флота Японии, как гидросамолет ночной разведки Type 96; серийно производился с 1936 года, но снят с вооружения в 1941 году до нападения на Перл-Харбор (напомним, что Япония совершила нападение на Перл-Харбор 7 декабря 1941 года), хотя некоторое количество эксплуатировалось в качестве учебных до 1943 года.

 
Разведывательный гидросамолет Ватанабе E9W1

Ватанабе E9W1Первый в мире серийный разведчик для подводных лодок Watanabe E9W1 являлся одномоторным бипланом смешанной конструкции, установленный на два поплавка. Гидросамолет был сконструирован в конструкторском бюро фирмы "Ватанабэ теккосе" (будущая Кюсю) в условиях строжайшей секретности. Руководство императорского флота Японии не желало, чтобы программа создания самолета, базирующегося на субмаринах и способного скрытно появляться практически в любой части земного шара, стала известна возможным противникам. Надо отметить, что до 1943-го года "Кюсю" называлась "Кайгун Коку Ватанабе Теккосе" или просто "Ватанабе".

 
Разведывательный гидросамолет для подводной лодки Yokosuka E14Y

Разведывательный гидросамолет подводной лодки морской тип 0.

японский гидросамолет Гидросамолет E14Y был создан в соответствии с планом развития 3-го поколения подводных сил Императорского военно-морского флота Японии. Программа была разработана в 1937 году и предусматривала проектирование и постройку океанских подводных лодок дальнего действия типа 1-9 водоизмещением по 2000 тонн. Каждую из них предполагалось оснастить легким разведывательным самолетом. Поскольку состоявший в то время на вооружении гидросамолет-биплан подобного класса Ватанабе E9W1 уже считался устаревшим, то Кайгун Коку Хомбу сформулировал к его преемнику технические требования 12-Си, которые были переданы для реализации на конкурсной основе 1-му авиационному морскому арсеналу в Йокосуке ("Дай-Ичи Кайгун Кокусо") и фирме "Ватанабе Теккосо КК". В процессе проектирования конструкторским коллективам предписывалось тесно сотрудничать между собой, а все работы надлежало вести в условиях строгой секретности.

 
Разведывательный гидросамолет Kawanishi E7K Alf

гидросамолет-разведчик В начале 1930-х годов Кайгун Коку Хомбу разработал программу развития морской военной авиации на базе отечественных моделей самолетов, которые должны были обладать очень высокими тактико-техническими характеристиками. В рамках этой программы были сформулированы требования 7-Си на трехместный разведывательный гидросамолет бипланной схемы. В марте 1932 года спецификация была передана фирмам "Аичи", "Каваниси" и "Накадзима". Конструкторский коллектив "Каваниси" под руководством Ейи Секигучи разработал предварительный проект гидросамолета. который получил фирменное обозначение Тип J и был передан заказчику для оценки. Свои проекты предложили также конкуренты: "Аичи" (АВ-6) и "Накадзима" (E7N1). Проект компании "Накадзима" был отвергнут, а два оставшихся было решено осуществить на практике.

 
Высокоскоростной разведывательный гидроплан Kawanishi E15K Shiun

высокоскоростной разведчик В 1939 году Кайгун Коку Хомбу представил спецификацию 14-Си к двухместному разведывательному гидросамолету, способному эффективно действовать в районах, контролируемых истребителями противника. Поэтому основным требованием к новой машине стало достижение максимально возможной скорости полета, которая позволяла бы уклоняться от атаки и уходить от преследования. Понимая, что традиционными средствами добиться поставленной цели нереально, техническими экспертами Японского Императорского флота было предписано применить нестандартную поплавковую схему с одним основным подфюзеляжным поплавком, который в случае опасности мог сбрасываться (таким образом планировалось увеличить максимальную скорость на 90 км/ч), и двумя надувными стабилизирующими поплавками, которые для снижения аэродинамического сопротивления могли прижиматься к крыльям.

 

pro-samolet.ru