«Родина-мать зовет» в Волгограде: вечная память и слава. Высота мать родины


история и идея строительства, технические характеристики, фото

«Родина-мать зовёт» в Волгограде (в прошлом город назывался Сталинградом) – главная достопримечательность не только одного города, но и всей нашей страны России.

Героический монумент напоминает всем людям о тяжелом военном времени, которое суждено было пережить, несмотря ни на что.

Двести ступеней из гранита, ведущие вверх – олицетворение протяженности Сталинградского сражения, аллея Героев СССР – всё это вошло в нашу историю вечной памятью.

Описание

Памятник — центральная точка монументальной композиции Мамаева кургана — «Героям Сталинградской битвы».

Главный архитектурный объект комплекса Мамаев курган – статуя «Родина мать зовет», находится на площади Скорби

Воссоздает образ Родины, созывающей в бой, на защиту своей страны. Резкие линии фигуры, широкие глаза и открытый рот, показывают мужество и великий героизм, свойственный женщине в тяжелое военное время. Поднятый вверх меч в правой руке – символ великой победы. Левая рука как бы призывает своим движением всех за собой.

Это интересно: на момент постройки и на протяжении 22-х лет «Родина-мать зовет» относилась к числу самых высочайших скульптурных мировых сооружений.

Идея создания

Над идеей создания архитектурного объекта трудились долго и плодотворно в течение 10 лет.

Работа скульптора Е. В. Вучетича и инженера Н. В. Никитина представляет собой многометровую фигуру женщины, шагнувшей вперед с поднятым мечом

В создании принимали участие многие люди, присылали чертежи и эскизы с разных концов огромной на тот момент страны. Каждый участник мог быть реальным автором сооружения.

Происходил кропотливый и основательный отбор претендентов и работ. До настоящего времени все они хранятся в мастерской Тимирязевского района нашей столицы, у основателя проекта.

Из разных источников информации прообразом могли быть три соотечественницы. Однако, эти данные не подтвердились.

Знаете ли Вы, что: имеется суждение, что за основу скульптуры была взята «Марсельеза» из Парижа.

История строительства

Даты постройки монументального сооружения: 1959 — 1967 год.

Строительство было начато в мае 1959 года и завершено 15 октября 1967 года

Скульптором-основателем являлся Вучетич Е.В., который трудился совместно с подвижниками Тюренковым, Матросовым, Новиковым, Деминым и Белопольским.

Каждый участник строительства был удостоен высшей государственной награды. История строительства внесла огромный вклад в историческое наследие нашей страны.

В дальнейшем прошло две реставрации после строительства: через 5 лет, а затем спустя 14 лет.

Интересный факт: главным консультантом по строительству являлся командир армии, участник боев на Мамаевом кургане – Чуйков В. И.

Технические характеристики

Сооружение имеет поистине гигантские размеры. Установлено на 14-ти метровой насыпной возвышенности – холме. Расположен на 16 метровой фундаментальной основе.

Общая высота — 85 метров. Он установлен на бетонном фундаменте глубиной 16 метров. Масса — свыше 8 тысяч тонн

Сам памятник достигает – 52 метра в высоту. Нержавеющий стальной меч имеет титановое покрытие. Суммарный вес составляет – 22 тонны: статуя – 8 тонн, меч – 14 тонн.

Описываемый объект сделан из бетона — 5500 тонн, и конструкции из металла, весом 2500 тонн. Железобетонная опора имеет 25 см толщину.

Отливание опоры происходило постепенно по слоям, использовалась специальная опалубка и гипсолитовые материалы. Жесткий каркас удерживают 99 тросов из металла.

Важно знать: скульптурная композиция с мечом составляет в высоту 85 метров.

Интересные факты

От подножия кургана до его вершины, посетитель проходит 200 гранитных ступеней. Ступеней 200, так как Сталинградская битва продолжалась именно двести огненных дней и ночей

Самое интересное, что полезно знать:

  1. Скульптура относится к триптиху, является его второй основой. Остальные скульптуры: «Воин-освободитель», находящийся в Трептов-парке города Берлина, и«Тыл – фронту» — в г. Магнитогорске.
  2. За основу символов Волгограда взят контур самой скульптуры.
  3. Несколько десятков метров отделяют памятник от места, где сейчас стоит Храм Всех Святых. На этом месте изначально планировалось установить «Родину-мать».
  4. Стабильность поставки строительного бетона осуществляли грузовики, помеченные ленточками одного цвета. Работники автомобильной инспекции в то время получили разрешение пропускать водителей, даже несмотря на светофор.

Примите к сведению: монумент занесён в книгу рекордов Гиннеса и занимает там 11 место по параметрам высочайшей мировой скульптуры.

Вероятность разрушения

Проект монумента рассчитан на отклонение 272 миллиметра. Фигура постоянно обследуется на предмет образования трещин, шероховатостей, анализируется ее положение

К сожалению, описываемому объекту может грозить разрушение, так говорят исследователи:

  1. Членами комиссии Госстроя СССР в 1965 году были выявлены первые подозрения по поводу обрушения монумента. Было выдано распоряжение по усилению конструкций сооружения. Причиной тревоги стало место расположения монумента. Нахождение памятника на обводнённой толще, могло в будущем перенести скульптуру в реку Волгу;
  2. В 2013 году московским скульптором и архитектором В. Церковниковым было направлено министру культуры Мединскому обращение об исследовании фундамента. В письме были указаны ошибки архитектора Никитина, которые были допущены при проектировании скульптуры.

Возьмите на заметку: в настоящее время монумент имеет многочисленные трещины. Ежегодно проводятся укрепительные работы фундамента, устанавливается стяжка.

Как добраться

Монументальная скульптура находится в Волгограде по адресу: Центральный район, Мамаев курган, проспект имени В.И. Ленина.

Месторасположение памятника Родина-мать на карте Волгограда

Доехать до памятника можно на любом общественном городском транспорте или на метро. Сюда идут электрички, скоростные трамваи, автобусы, троллейбусы, маршрутные такси. Выходит надо на остановке «Мамаев курган».

 

Транспорт Номер транспорта
Метро СТ, СТ-2
Автобус 37, 123
Троллейбус 1, 8, 8а, 12
Маршрутное такси 1с, 2с, 3с, 7к, 10а, 13к, 15а, 15с, 30а, 36, 53, 57, 77, 84, 93с, 123, 160, 260, 262

 

Стоит отметить: посещение памятника Родина-мать – бесплатно для всех граждан, так же как и вход на территорию.

Каждый день к подножию монумента приезжают жители не только России, но и союзных республик. Благодарность, поклонение, почтение памяти погибших воинов – составляющие душевного состояния каждого человека, который находится у героического памятника. В честь настоящих и будущих защитников Отечества поднимает Родина-мать свой меч к небу.

Смотрите видео, в котором подробно рассказывается об истории и идее строительства, технических характеристиках символа победы России — монументе «Родина-мать зовет!»:

Фотогалерея

101mesto.com

Родина-Мать зовет!

Над площадью Скорби возвышается огромный холм, который венчает главный монумент – Родина Мать. Это насыпной курган высотой около 14 метров, в котором захоронены останки 34 505 воинов – защитников Сталинграда. На вершину холма к подножью Родины Матери ведет серпантинная дорожка, вдоль которого расположены 35 гранитных надгробий Героев Советского Союза, участников Сталинградской битвы. От подножия кургана до его вершины серпантин состоит ровно из 200 гранитных ступеней высотой 15 и шириной 35 см – по числу дней Сталинградской битвы.

Конечная точка пути – монумент «Родина-мать зовет!», композиционный центр ансамбля, высшая точка кургана. Её размеры огромны – высота фигуры составляет 52 метра, а общая высота Родины-матери – 85 метров (вместе с мечом). Для сравнения, высота знаменитой статуи Свободы без постамента составляет только 45 метров. На момент постройки Родина мать была самой высокой статуей в стране и в мире. Позднее появилась киевская Родина-Мать высотой 102 метра (с постаментом, без постамента её высота составляет 62 метра). Сегодня же самая высокая статуя в мире – это 120-метровая статуя Будды, построенная в 1995 году и находящаяся в Японии, в городе Чучура. Общий вес Родины-Матери – 8 тысяч тонн. В правой руке она держит стальной меч, длина которого 33 метра, а вес 14 тонн. По сравнению с ростом человека скульптура увеличена в 30 раз.

Толщина железобетонных стен Родины-матери составляет всего 25-30 сантиметров. Она отливалась слой за слоем с использованием специальной опалубки из гипсолитовых материалов. Внутри жёсткость каркаса поддерживается системой из более чем сотни тросов. Монумент не скреплён с фундаментом, держится силой тяжести. Родина мать стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте высотой в 16 метров, однако его почти не видно – большая его часть скрыта под землёй. Для усиления эффекта нахождения монумента на самой пиковой точке кургана была сделана искусственная насыпь высотой в 14 метров.

В своём творчестве Вучетич трижды обращался к теме меча – меч поднимает Родина-Мать на Мамаевом кургане, призывая изгнать завоевателей; мечом разрубает фашистскую свастику Воин-победитель в берлинском Трептов-парке; меч же перековывает на плуг рабочий в композиции «Перекуем мечи на орала», выражая стремление людей доброй воли бороться за разоружение во имя торжества мира на планете. Эта скульптура была подарена Вучетечем Организации Объединённых Наций и была установлена перед штаб-квартирой в Нью-Йорке, а её копия – волгоградскому заводу газовой аппаратуры, в цехах которого рождалась Родина Мать). Рожден же этот меч был в Магнитогорске (в годы войны каждый третий снаряд и каждый второй танк был сделан из магнитогорского металла), где установлен монумент «Тыл-Фронту».

Строительство монумента Родина Мать было начато в мае 1959 года и завершено 15 октября 1967 года. В ходе строительства в уже готовый проект было внесено множество изменений. Мало кто знает, что первоначально на вершине Мамаева кургана на постаменте должна была стоять скульптура Родины-матери с красным знаменем и коленопреколнённым бойцом (по некоторым версиям, автором этого проекта был Эрнст Неизвестный). К монументу по первоначальному замыслу вели две монументальные лестницы. Но впоследствии Вучетич изменил основную идею монумента. После Сталинградской битвы стране предстояло ещё более 2 лет кровопролитных сражений и до Победы было ещё далеко. Вучетич оставил Родину-мать одну, теперь она звала своих сыновей начать победоносное изгнание врага. Убрал он и помпезный постамент Родины Матери, практически повторявший тот, на котором стоит его Солдат-победитель в Трептов-парке. Вместо монументальных лестниц (которые, кстати, были уже построены) у Родины Матери появилась дорожка-серпантин. Сама Родина Мать "подросла" относительно первоначального размера – её высота достигла 36 метров. Но и этот вариант не стал окончательным. Вскоре после окончания работ над фундаментом главного монумента Вучетич (по заданию Хрущёва) увеличивает размеры Родины Матери до 52 метров. Из-за этого строителям пришлось в срочном порядке "пригружать" фундамент, для чего в насыпь уложили 150 тысяч тонн земли.

В Тимирязевском районе Москвы, на даче Вучетича, где располагалась его мастерская а сегодня – дом-музей архитектора – можно увидеть рабочие эскизы: уменьшенный макет Родины-Матери, а также макет головы статуи в натуральную величину.

В резком, стремительном порыве встала на кургане женщина. С мечом в руках она призывает своих сыновей встать на защиту Отечества. Правая её нога слегка отведена назад, торс и голова энергично развёрнуты влево. Лицо суровое и волевое. Сдвинутые брови, широко открытый, кричащий рот, раздуваемые порывами ветра короткие волосы, сильные руки, облегающее формы тела длинное платье, раздуваемые порывами ветра концы платка – всё это создает ощущение силы, экспрессии и непреодолимого стремления вперёд. На фоне небосклона она подобна парящей в небе птице.

Скульптура Родины Матери прекрасно смотрится со всех сторон в любое время года: в летнее время, когда курган покрыт сплошным травяным ковром, и зимним вечером – светлая, освещённая лучами прожекторов. Величественная статуя, выступая на фоне темно-синего неба, как бы вырастает из кургана, сливаясь со снежным его покровом.

У подножья скульптуры Родина-мать виртуальная панорама Родина-мать виртуальная панорама Родина-мать виртуальная панорама Сферические панорамы монумента «Родина-мать зовет!»

От подножья Родины Матери открывается обширный вид на все элементы ансамбля, на город, Волгу, Заволжье. Родина-мать видна не только в пределах Мамаева кургана – она господствует над всем городом, видна на десятки километров.

cамые высокие статуи мираСамые высокие статуи мира

volfoto.ru

Скульптура «Родина-мать» в цифрах и фактах. Справка | Справка | Вопрос-Ответ

50 лет назад, 15 октября 1967 года, была построена одна из высоких статуй мира, скульптура «Родина-мать зовёт!». Она является композиционным центром ансамбля «Героям Сталинградской битвы», расположенном на Мамаевом кургане в Волгограде.

Что представляет собой скульптура?

Железобетонная скульптура представляет собой фигуру женщины в полный рост, которая шагает вперёд с поднятым вверх мечом. Она воплощает в себе образ Родины, которая призывает своих сыновей сразиться с врагом.

Монумент «Родина-мать зовет!» является частью скульптурного триптиха, в который также входят монумент «Тыл — фронту» в Магнитогорске и «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке. По задумке, выкованный на берегу Урала меч, был поднят Родиной-матерью в Сталинграде, и в конечном итоге опущен после Победы в Берлине.

Монументы «Родина-мать зовёт!», «Тыл — фронту», «Воин-освободитель». Монументы «Родина-мать зовёт!», «Тыл — фронту», «Воин-освободитель». Коллаж АиФ/ Фото: РИА Новости / Владимир Федоренко, В. Коновалов, Алексей Витвицкий

Каковы размеры памятника?

Общая высота памятника с пьедесталом составляет 87 метров. Высота женской фигуры — 52 метра, а с учётом длины её руки и меча — 85 метров. Длина руки составляет 20 метров, меча — 33 метра.

После окончания строительства Родина-мать была занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самая высокая статуя в мире, и оставалась ей в течение 22 лет. Сегодня она входит в десятку самых высокий статуй мира, изображающих фигуру в полный рост, и продолжает оставаться самой высокой скульптурой России.

Вес скульптуры — 8 тысяч тонн, а меча — 14 тонн. Внутри статуя полая, толщина железобетонных стен составляет 25-30 см.

Кто автор проекта?

Статуя выполнена скульптором Евгением Вучетичем и инженером Николаем Никитиным.

В сентябре 1944 года был объявлен конкурс на создание памятника. В нём участвовали как известные архитекторы, так и солдаты, присылавшие эскизы по почте. Также проекты скульптуры приходили из-за рубежа. Однако Евгений Вучетич не принимал участие в конкурсе, ходили слухи, что свою задумку он представил напрямую Сталину.

В мае 1959 года строительство монумента было начато.

Каким мог быть памятник?

Участники конкурса предлагали разные решения памятника: архитектор Георгий Марцинкевич хотел поставить высокую колонну с фигурой Сталина наверху, а его коллега Андрей Буров — 150-метровую пирамиду с каркасом из переплавленных танков.

Согласно первоначальному проекту Вучетича, рядом с женской фигурой должна была находиться статуя солдата, который стоит на колене и протягивает свой меч Родине-матери. Впоследствии автор изменил проект, хотя он уже был утверждён. Вучетич убедил высшее руководство, что в таком виде композиция нарушает важный идеологический момент: война ещё не завершена, поэтому солдат не может отдавать свой меч.

Также изначально планировалось, что высота Родины-матери составит 36 метров. Однако Никита Хрущев распорядился увеличить её рост, чтобы она оказалась выше статуи Свободы (46 метров без пьедестала).

Меч статуи изначально был изготовлен из нержавеющей стали и обшит листами титана. Но впоследствии оказалось, что он сильно раскачивается на ветру и скрипит. В 1972 году меч заменили на новый, изготовленный из стали.

Кто стал прообразом «Родины-матери»?

Искусствоведы сходятся во мнении, что при создании скульптуры Вучетич вдохновлялся барельефом «Марсельеза», расположенном на Триумфальной арке в Париже, а также античной скульптурой Ники Самофракийской.

Доподлинно не известно, кто позировал скульптору. Одна из популярных версий, что фигура Родины-матери была вылеплена с советской спортсменки-дискоболки Нины Думбадзе, а лицо — с супруги Вучетича Веры.

www.aif.ru

Родина-мать (Волгоград) - это... Что такое Родина-мать (Волгоград)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Родина-мать.

Координаты: 48°44′32.2″ с. ш. 44°32′13.5″ в. д. / 48.742278° с. ш. 44.537083° в. д. (G) (O) (Я)48.742278, 44.537083

Скульптура «Родина-мать зовёт!» — композиционный центр памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в Волгограде. Одна из самых высоких статуй мира.

Общая информация

Скульптурная группа марсельеза на триумфальной арке в Париже

Работа скульптора Е. В. Вучетича и инженера Н. В. Никитина представляет собой многометровую фигуру женщины, шагнувшей вперед с поднятым мечом. Статуя является аллегорическим образом Родины, зовущей своих сыновей на бой с врагом. В художественном смысле статуя представляет собой современную интерпретацию образа античной богини победы Ники, которая призывает своих сыновей и дочерей дать отпор врагу, продолжить дальнейшее наступление.

Строительство монумента было начато в мае 1959 года и завершено 15 октября 1967 года. Скульптура на момент создания была самым высоким в мире изваянием. Реставрационные работы на Главном монументе памятника-ансамбля проводились дважды: в 1972 и 1986 годах, в частности, в 1972 году был заменен меч.

По разным данным, прообразом скульптуры выступали: Пешкова Анастасия Антоновна, выпускница Барнаульского педагогического училища 1953 года[1], Валентина Изотова[2], Екатерина Гребнева[3]. Также существует мнение, что статуя была смоделирована наподобие фигуры «марсельезы» на триумфальной арке в Париже и что поза статуи была вдохновлена статуей Ники Самофракийской.

В октябре 2010 года начались работы по обеспечению безопасности статуи[4].

Технические данные

Строительство

Скульптура сделана из блоков предварительно напряжённого железобетона — 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций (без основания, на котором она стоит).

Общая высота памятника — 85—87 метров. Он установлен на бетонном фундаменте глубиной 16 метров. Высота женской фигуры — 52 метра (масса — свыше 8 тысяч тонн).

Статуя стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте. Этот фундамент высотой 16 метров, однако его почти не видно — большая его часть скрыта под землёй. Статуя стоит свободно на плите, как шахматная фигура на доске.

Толщина железобетонных стен скульптуры составляет всего 25—30 сантиметров. Внутри вся статуя состоит из отдельных ячеек камер, как комнаты в здании. Жёсткость каркаса поддерживается девяноста девятью металлическими тросами, постоянно находящимися в натяжении.

Меч длиной 33 метра и весом 14 тонн был первоначально сделан из нержавеющей стали, обшитой листами титана. Огромная масса и высокая парусность меча, обусловленная его колоссальными размерами, вызывали сильное раскачивание меча при воздействии ветровых нагрузок, что приводило к возникновению избыточного механического напряжения в месте крепления руки, держащей меч, к телу скульптуры. Деформации конструкции меча также вызывали перемещения листов титановой обшивки, создавая неприятный для слуха звук гремящего металла. Поэтому в 1972 году лезвие заменили на другое — целиком состоящее из фторированной стали — а в верхней части меча предусмотрели отверстия, позволившие уменьшить его парусность. Железобетонная конструкция скульптуры была укреплена в 1986 году по рекомендации экспертной группы НИИЖБ под руководством Р. Л. Серых.

Сложнейшие расчёты устойчивости этой конструкции выполнены доктором технических наук Н. В. Никитиным — автором расчёта устойчивости Останкинской телебашни. Ночью статуя освещается прожекторами.

«Горизонтальное смещение верхней части 85-метрового монумента в настоящее время составило 211 миллиметров или 75 % от допустимого расчётами. Отклонения идут с 1966 года. Если с 1966 по 1970 годы отклонение составило 102 миллиметра, то с 1970 по 1986 годы — 60 миллиметров, до 1999 года — 33 миллиметра, с 2000—2008 — 16 миллиметров», — сообщил директор ФГУК «Государственный историко-мемориальный музей-заповедник „Сталинградская битва“» Александр Величкин.

Интересные факты

  • Скульптура «Родина-мать» занесена в книгу рекордов Гиннеса как самая большая на тот момент скульптура-статуя в мире. Её высота — 52 метра, длина руки — 20 и меча — 33 метра. Общая высота скульптуры — 85 метров. Вес скульптуры — 8 тысяч тонн, а меча — 14 тонн (для сравнения: Статуя Свободы в Нью-Йорке в высоту 46 метров; Статуя Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро 38 метров). На данный момент статуя занимает 11 место в списке самых высоких статуй мира[5].
  • Вучетич рассказывал Андрею Сахарову: «Меня спрашивает начальство, зачем у неё открыт рот, ведь это некрасиво. Отвечаю: А она кричит — за Родину… вашу мать! — заткнулись»[6].
  • Существует легенда, согласно которой вскоре после создания в скульптуре потерялся человек; после этого его никто не видел[7].
  • Монумент является второй частью триптиха, состоящего также из монументов «Тыл — фронту» в Магнитогорске и «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке. Подразумевается, что меч, выкованный на берегу Урала, потом был поднят Родиной-матерью в Сталинграде и опущен после Победы в Берлине.[источник не указан 457 дней]
  • Силуэт скульптуры «Родина-мать» был взят за основу при разработке герба и флага Волгоградской области.
  • Согласно завещанию, в Волгограде, на Мамаевом кургане, у подножья монумента «Родина-мать» похоронен командующий 62-й армией, особо отличившейся в Сталинградской битве, Маршал Советского Союза — Василий Иванович Чуйков. На могиле В. И. Чуйкова почти всегда лежат живые цветы.
  • До построения мемориала, вершиной кургана была местность, находящаяся в 200 метрах от нынешней вершины. Сейчас на ней расположен Храм Всех Святых. Нынешняя вершина была сформирована искусственно, для построения памятника.
  • Во время строительства памятника была необходима стабильная поставка бетона, иначе швы между слоями могли оказаться недостаточно прочными. Грузовики, осуществлявшие доставку бетона для строительства памятника, были помечены лентами определённого цвета. Водителям разрешалось проезжать «на красный», а сотрудникам ГАИ запрещалось их останавливать.

Примечания

См. также

Ссылки

dic.academic.ru

Как устроена Родина мать | Как это сделано

В Волгограде я воспользовался уникальным предложением пресс-службы губернатора Волгоградской области и поднялся в голову знаменитой статуи «Родина-Мать зовет». Говорят, что наверх поднимается лишь несколько человек в год. Под катом я покажу что у нее внутри…

Монумент «Родина-Мать Зовет» — одна из самых высоких статуй в мире — входит в состав историко-мемориального комплекса «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом Кургане.

К ней ведут 200 ступеней — именно столько дней длилась Сталинградская битва. По замыслу архитектора Евгения Вучетича лестница должна была идти до самой Волги, но, как обычно, не хватило денег. Сейчас идут разговоры о том, чтобы завершить строительство.

3.

Мы начали свой подъем на Мамаев курган с площади «Стоявших насмерть», к которой ведет аллея пирамидальных тополей, а за ней начинаются «Стены-руины». В центре площади установлена фигура солдата-защитника Сталинграда. По словам архитектора Евгения Вучетича, «это аллегорический образ советского народа-воина, стоявшего насмерть, готового нанести неотвратимый удар по врагу. Его фигура вырастает из вздыбившейся земли, как бы превратившейся в скалу – несокрушимый бастион против фашизма. Воин слился с матерью-землей, словно черпая от нее новые силы«.

На скале выцарапаны надписи: «Стоять насмерть», «За Волгой для нас земли нет», «Ни шагу назад!», «Каждый дом – это крепость», «Не посрамим священной памяти»:

4.

Стены-руины производят сильное впечатление и рассматривать их можно часами. Это своеобразные руины сооружений, разрушенных долговременными обстрелами, бесчисленными бомбежками, исщербленных прямым попаданием снарядов и автоматными очередями. Тема левой стены — «Ни шагу назад!», правой стены — «Только вперед!».

Фигура знаменитого снайпера Василия Зайцева, уничтожившего во время войны 225 немецких солдат и офицеров, наверху левой стены кажется очень маленькой, хотя на самом деле она выполнена в человеческий рост:

5.

На стенах очень много надписей, среди которых есть цитата из собрания одной из комсомольских организаций Сталинграда:

Слушали: О поведении комсомольцев в бою.Постановили: В окопе лучше умереть, но не уйти с позором. И не только самому не уйти, но сделать так, чтобы и сосед не ушел.Вопрос к докладчику: Существуют ли уважительные причины ухода с огневой позиции?Ответ: Из всех оправдательных причин только одна будет приниматься во внимание — смерть».

6.

Лестница, минуя Стены-руины, приводит на площадь Героев с бассейном «Озеро Слез» посередине. Слева от бассейна расположена Стена-Знамя, на которой высечены слова: «Железный ветер бил им в лицо, а они всё шли вперёд, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?».

Отсюда можно войти в круглое здание — «Зал воинской славы»:

7.

В центре зала установлен монумент с вечным огнем, а на стенах изображены тридцать четыре символических знамени, с высеченными на них именами 7200 героических защитников Сталинграда. Всего в Сталинградской битве погибло около 3 миллионов человек:

8.

Через огромный проем в крыше зала видна Родина-Мать. Архитектор Вучетич рассказывал Андрею Сахарову: «Меня спрашивает начальство, зачем у нее открыт рот, ведь это некрасиво. Отвечаю: А она кричит — за Родину… вашу мать! — заткнулись»:

9.

Каждый день с 9 утра до 7 вечера в Зале воинской славы стоит почетный караул:

10.

В нашей стране всего 2 города, где есть почетный караул — это Москва и Волгоград:

11.

12.

13.

Выход из Зала воинской славы приводит на площадь Скорби. Здесь расположена фигура скорбящей матери, на руках которой погибший воин:

14.

С площади Скорби начинается подъём к главному монументу Мамаева кургана:

15.

Статуя весом 8 тысяч тонн никак не прикреплена к фундаменту. Она спокойно стоит на нем, как шахматная фигура на доске:

16.

Высота статуи Родины-Матери — 52 метра. В правой руке она держит меч, длина которого 33 метра, а вес 14 тонн. Монумент стоит на 16-ти метровом фундаменте. Общая высота скульптуры — 85 метров:

17.

Попасть внутрь монумента можно через небольшую дверь в основании. Дверь двойная. За первой спрятана лестница:

18.

Внутри статуя напоминает знаменитую литографию «Относительность» Маурица Эшера:

19.

Мы пытались прикинуть количество ступенек ведущих наверх. Получилось 187:

20.

Внутри статую пронизывают натяжные канаты весом 60 тонн каждый:

21.

22.

За их натяжкой следят с помощью специальных датчиков. Когда натяжение ослабевает — их подтягивают:

23.

24.

25.

Эту комнату можно назвать Сердцем Родины-Матери. Она находится на уровне груди и в ней закреплены тросы от левой и правой руки статуи. Сама комната тоже стянута канатами, чтобы монумент не разорвало, под тяжестью рук:

26.

Крепление левой руки (без меча):

27.

А это вход в правую руку (с мечом):

28.

Дальше наверх под наклоном идет лестница. Меня туда не пустили, сказали, что с моей комплекцией я не пролезу:

29.

Слева внизу — вход в плащ, а справа за арматурой — вход в левую руку:

30.

На стенах периодически попадаются надписи. Видимо, некоторые строители решили себя увековечить:

31.

Вход в голову такой же узкий, как и в остальные части тела:

32.

Ребенку было легче всех, а я с рюкзаком за плечами протиснуться не смог — пришлось его снимать:

33.

Помещение в голове. Здесь есть удобная лавочка, на которой можно посидеть и передохнуть. В макушке открывается люк, через который мы высовывались наружу:

34.

Никита Барышев, который организовал для нас экскурсию, вылез первым.

35.

Внизу виднеется Храм Всех Святых:

36.

37.

На руке у статуи много «наколок», оставленных альпинистами:

38.

После постройки статуи в 67 году клепки первого меча стали трескаться, а сам меч вибрировал со страшным звуком, поэтому в 72 году его заменили на более современный с системами гашения вибрации:

39.

В гарде, с каждой стороны есть люк. Мы вылезли через такой же:

40.

41.

42.

А это знаменитый «Танцующий мост». Помните фейковое видео, которое облетело весь интернет, и даже «попало в телевизор», где этот мост жутко вибрировал.

43.

44.

45.

46.

P.S. Видео с Артемия Лебедева о его походе внутрь статуи и Волгограде:

Источник

kak-eto-sdelano.ru

Родина-мать: взгляд изнутри

Скульптура

Скульптура «Родина-мать зовет» — это центр памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в Волгограде. Она является одной из самых высоких статуй мира, о чем свидетельствует запись в Книге рекордов Гиннеса.

Источник daryadarya.Попасть внутрь скульптуры «Родина-мать зовет» и подняться на самый ее верх доступно далеко не каждому посетителю мемориала. Завораживают не столько виды, сколько сам факт того, что можно побывать в таком месте. Сначала посмотрим, из чего сделана наша Родина-мать, какая она внутри, а потом выглянем вместе из люка на макушке. Мне выдалась поистине уникальная возможность посмотреть на Мамаев Курган и на Волгоград глазами самой Родины-матери. Сбылась мечта, казавшаяся несбыточной. В непарадной части скульптуры есть небольшая дверца. Из нее инженер достал приставную лесенку, и мы небольшой компанией из четырех человек прошли в самое потайное и желанное помещение мемориала.

Скульптура

Технические данные скульптуры. Скульптура сделана из 5 500 тонн бетона и 2 400 тонн металлических конструкций (без основания, на котором она стоит). Общая высота памятника — 85-87 метров. Он установлен на бетонном фундаменте глубиной 16 метров (большая его часть скрыта под землёй). Высота женской фигуры — 52 метра (масса — свыше 8 000 тонн).Статуя стоит свободно на плите, как шахматная фигура на доске. Толщина железобетонных стен составляет всего 25-30 сантиметров. Внутри вся статуя состоит из отдельных ячеек камер, как комнаты в здании. Жесткость скульптуры поддерживается девяносто девятью металлическими тросами, постоянно находящимися в натяжении. Огромные усилия были приложены строителями для строительства этого мощного сооружения. Бетонирование стен, бетонирование полов сооружения позволяет ему иметь такие характеристики как пожаробезопасность, прочность, влагостойкость, герметичность.

Все это я вам сейчас покажу!

Скульптура

На этом снимке виден отсек, в котором стоит огнетушитель, и тросы натяжения. Подобные тросы стягиваю Останкинскую башню.

Скульптура

Тросы стягивают руки к туловищу, а туловище натянуто по вертикали.

Скульптура

Крепление вертикальных тросов:

Скульптура

Крепление тросов правой руки с мечом:

Скульптура

За натяжением тросов следят специальные датчики:

Скульптура

А эта конструкция следит за колебаниями:

Скульптура

Лаз в правую руку скульптуры «Родина-мать зовет»:

Скульптура

Без инструкций по технике безопасности никуда. Изображения напомнили уроки ОБЖ в школе, которые мы особенно всерьез не воспринимали, но бинтовать голову я до сих пор умею (-:

Скульптура

Редкий шанс встать монументу поперек глотки:

Скульптура

«Добро пожаловать в голову», — говорит инженер отдела безопасности Виктор Григорьевич.

Скульптура

А это отличные фотографии периода строительства монумента:

Скульптура

Меч, длиной 33 метра и массой 14 тонн, изначально представлял собой стальной каркас, обшитый титановыми листами. Высокая «парусность» меча вызвала его сильное раскачивание на ветру — избыточное механическое напряжение привело к деформации конструкции, появился неприятный скрежет металлических листов. В 1972 году лезвие меча заменили на бескаркасное, выполненное полностью из стали. Более короткое, 28-метровое, с отверстиями для уменьшения парусности и демпферами для гашения колебаний от ветровых нагрузок.

Скульптура

Готова! Прообразом скульптуры была Валентина Изотова (по другим сведениям — Пешкова Анастасия Антоновна, выпускница Барнаульского педагогического училища 1953 года).

Скульптура

Виктор Григорьевич открывает люк на самой макушке и разрешает нам вдоволь наслаждаться видом и делать фотографии.

Вид на Волгу и на весь мемориал:

Скульптура

Волгоград почти на сотню километров растянулся вдоль реки. Справа открывается вид на центральную часть город:

Скульптура

Эстакадная часть танцующего моста:

Скульптура

Скульптура

Скульптура

Скульптура

ribalych.ru

50 лет истории в фото

Грандиозной скульптуре «Родина-мать зовет» исполнилось 50 лет. 15 октября 1967 года на Мамаевом кургане в Волгограде торжественно открыли памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы». Юбилейные торжества пройдут в том же самом месте, где и полвека назад, тоже в воскресенье, 15 октября 2017 года. А мы вспоминаем историю Мамаева кургана и мемориала.

Аллея пирамидальных тополей проложена по краю искусственной насыпи. Фото: Инна ШЕРЕМЕТЬЕВА

Аллея пирамидальных тополей проложена по краю искусственной насыпи.Фото: Инна ШЕРЕМЕТЬЕВА

135 ДНЕЙ И НОЧЕЙ, КАК В АДУ

У Мамаева кургана особая энергетика. Это место окутано множеством легенд, его часто называют местом силы. По преданию сарматы хранили здесь свои святыни, а Гитлер надеялся найти ключ к мировому господству. Правда это или нет, но именно здесь, как нигде, осознаешь цену жизни и смерти.

На военно-топографических картах Великой Отечественной Мамаев курган значился как «высота 102». Тот, кто ею владел, мог контролировать почти весь Сталинград, Заволжье и переправы через Волгу. 135 дней - с сентября 1942-го до конца января 1943 года - шли ожесточенные бои за господство над Мамаевым курганом. И именно здесь располагался штаб 62-й армии.

Из воспоминаний командующего 62-й армией дважды Героя Советского Союза маршала Василия Чуйкова:

«Командный пункт. Овраг, свежевырытые щели, блиндажи. Мамаев курган! Мог ли я тогда предполагать, что он станет местом высшего напряжения боев за Сталинград, что здесь, на этом клочке не останется ни одного живого места, не перекопанного взрывами снарядов и авиабомб».

«На наш командный пункт, находившийся на самой вершине Мамаева кургана, ливнем сыпались мины, снаряды и бомбы противника».

«Здесь были разгромлены многие танковые и пехотные полки и дивизии противника и не одна наша дивизия выдержала жесточайшие бои, бои на истребление, невиданные в истории по своему упорству и жестокости».

«Мамаев курган и в самую снежную пору оставался черным: снег здесь быстро таял и перемешивался с землей от огня артиллерии».

«Сколько раз вершина Мамаева кургана переходила из рук в руки, никто не может сказать. За Мамаев курган бились воины из дивизии Родимцева, дралась вся дивизия Горишного, 112-я дивизия Ермолкина и больше всего за него сражалась славная четырежды орденоносная гвардейская дивизия Батюка».

Здесь сложили головы тысячи красноармейцев. И сейчас на восточном склоне Мамаева кургана покоятся 34 505 защитников Сталинграда. Еще 2047 считавшихся без вести пропавшими солдат, останки которых уже после войны нашли поисковики, перезахоронили на воинском мемориальном кладбище. Наверное, именно поэтому здесь особенно остро ощущаешь гордость за своих предков, которые выстояли и победили в страшной войне. А мемориал «Героям Сталинградской битвы» в этом святом месте стал символом жизни, смерти и бессмертия.

ВСЕСОЮЗНАЯ СТРОЙКА

Первый обелиск на Мамаевом кургане появился сразу после окончания кровопролитных боев - 8 февраля 1943 года. А идея увековечить подвиг и память героев Сталинградской битвы пришла уже после войны. История Мамаева кургана как мемориала началась в 1958 году с постановления Совета министров РСФСР. На конкурсе выбрали проект скульптора Евгения Вучетича. Проектирование ансамбля поручили Сталинградпроекту, а строительство - Сталинградгидрострою, который занимался и Волжской ГЭС.

Фрагмент памятника на Мамаевом кургане. Первоначальный проект. Фото: Музей-заповедник «Сталинградская битва».

Фрагмент памятника на Мамаевом кургане. Первоначальный проект. Фото: Музей-заповедник «Сталинградская битва».

Главным архитектором стал Яков Белопольский. Инженерными расчетами уникального памятника-ансамбля одновременно с работой над созданием Останкинской телебашни занялся инженер-конструктор Николай Никитин. А военным консультантом стал маршал Василий Чуйков.

Мемориал торжественно заложили 2 февраля 1958 года. Грандиозная, поистине народная стройка шла почти девять лет.

Начали с разминирования Мамаева кургана. Тогда, в 1959-м обезвредили более 40 тысяч мин, снарядов и авиабомб, которые хранила эта земля. Опасное наследие войны на кургане находят и спустя семьдесят лет после Сталинградской битвы.

Затем строители спланировали склоны, возвели подпорные стены площадей и пантеона, фундамент главного монумента. Пришлось вскрывать и переносить братские могилы.

Стройка на Мамаевом кургане напоминает любую другую. Фото: Музей-заповедник «Сталинградская битва».

Стройка на Мамаевом кургане напоминает любую другую. Фото: Музей-заповедник «Сталинградская битва».

День и ночь шла на Мамаев курган вереница машин, которым обеспечивали «зеленый коридор». Все материалы подбирали очень тщательно - все только самое лучшее. Бетон - как и для Волжской ГЭС, металл - с местного завода «Красный Октябрь». Гранит для лестниц и бордюра везли из карьеров Украинской ССР, поливные насосы - из Уфы, прожекторы - из Калининграда, вентиляторы для Зала воинской славы - из Оренбурга. Строили мемориал всем миром, всей тогда еще огромной страной.

Здесь многое было впервые, поэтому авторам пришлось решать множество неординарных задач. К тому же монументы решили сделать не из камня, а из железобетона. Тоже впервые.

Первой на Мамаевом кургане появилась скульптура «Стоять насмерть». Фото: Музей-заповедник «Сталинградская битва».

Первой на Мамаевом кургане появилась скульптура «Стоять насмерть». Фото: Музей-заповедник «Сталинградская битва».

Сначала на Мамаевом кургане появилась скульптура «Стоять насмерть», потом - стены-руины, последним стал зал Воинской славы - на его месте планировали создать музей-панораму. Но самым сложным и грандиозным сооружением мемориала стал монумент «Родина-мать зовет!».

На площади Героев только начали отливать статуи. 1963 г. Фото: Музей-заповедник «Сталинградская битва».

На площади Героев только начали отливать статуи. 1963 г. Фото: Музей-заповедник «Сталинградская битва».

Братские могилы у подножья Родины-матери. Они еще не засыпаны и лестницы в другом месте. Май, 1964 г. Фото: Музей-заповедник «Сталинградская битва».

Братские могилы у подножья Родины-матери. Они еще не засыпаны и лестницы в другом месте. Май, 1964 г. Фото: Музей-заповедник «Сталинградская битва».

Так выглядел будущий пантеон в мае 1964 г. Фото: Музей-заповедник «Сталинградская битва».

Так выглядел будущий пантеон в мае 1964 г. Фото: Музей-заповедник «Сталинградская битва».

Малая братская могила. Теперь рядом построили Храм Всех Святых. Памятник сменили. Фото: Музей-заповедник «Сталинградская битва».

Малая братская могила. Теперь рядом построили Храм Всех Святых. Памятник сменили. Фото: Музей-заповедник «Сталинградская битва».

РОДИНА-МАТЬ ЗОВЕТ!

ТТХ

Высота фигуры Родины-матери - 52 метра

Высота с мечом - 85 метров

Высота фундамента - 16 метров

Длина меча - 33 метра

Вес - 8000 тонн

Вес меча - 14 тонн

Модель Родины-матери в одну десятую натуральной величины. Фото: Музей-заповедник «Сталинградская битва».

Модель Родины-матери в одну десятую натуральной величины. Фото: Музей-заповедник «Сталинградская битва».

Родина-мать - образ собирательный, и внешне, и внутренне. Изначально в замыслах авторов скульптура должна была выглядеть совсем иначе. На 18-метровом постаменте, в котором располагался «памятный зал», должна была стоять 25-метровая Родина-мать. И держала она в руках не меч, а знамя. А у ее ног склонялся солдат, целующий сноп колосьев. Но Сталинградская битва хоть и стала переломной в истории Второй мировой, до победы было еще далеко.

Волгоградский архитектор Федор Лысов, который работал над проектом, позже вспоминал, что все причастные, в том числе и Вучетич, ощущали неудовлетворенность этим проектом. Так и появилась идея с женщиной, зовущей своих сыновей на бой с врагом: «Суровое волевое лицо, гневно сдвинутые брови, кричащий широко открытый рот и развевающиеся на ветру волосы и шарфы - все это олицетворяло неодолимую силу, экспрессию и страстный призыв».

Родина-мать стала венцом инженерной мысли.

«В статую, совершенно не считаясь с ее формой, вписывается регулярная конструкция из пересекающихся под прямым углом вертикальных стенок. Из этой системы стенок поверхность статуи вырезает конструкцию решетки, а железобетонная оболочка включается в совместную работу с регулярной пространственной системой стенок», - писал в докторской диссертации Николай Никитин.

Эскиз монумента "Родина-мать зовет!". Фото: Музей-заповедник «Сталинградская битва».

Эскиз монумента "Родина-мать зовет!". Фото: Музей-заповедник «Сталинградская битва».

Скульптура стоит на полутораметровой плите и 16-метровом основании. Оно начинается примерно там же, где и подъем к монументу. Сначала основание хотели обложить камнем, но по воле Хрущева скульптура «подросла» в два раза - наша Родина-мать непременно должна была быть больше американской статуи Свободы.

К тому времени фундамент был уже готов. Чтобы его укрепить, сверху насыпали 150 тысяч тонн земли. Так что вершина Мамаева кургана насыпная. А сама «высота 102» находится в двухстах метрах от нее. Под этой насыпью оказалась и часть братских могил.

В 1964 году на вершине кургана установили строительные леса, подъемный кран и лифт-подъемник. Только на леса ушло более тысячи тонн металла. Монтировали их полтора года. Отливали Родину-мать прямо на месте. Рядом стоял уменьшенный в десять раз макет высотой 5,2 метра. Его «разрезали» на части через каждые 5 сантиметров и каждую деталь десятикратно увеличивали на фанерных листах для создания лекал наружной гипсовой опалубки.

Металические леса. Установка. 1963 г. Фото: Музей-заповедник «Сталинградская битва».

Металические леса. Установка. 1963 г. Фото: Музей-заповедник «Сталинградская битва».

Внутри установили стальную арматуру и деревянную опалубку. И постепенно наращивали ее, заполняя предварительно напряженным бетоном, ярус за ярусом.

Так отливали руки Родины-матери. 1964 г. Фото: Музей-заповедник «Сталинградская битва».

Так отливали руки Родины-матери. 1964 г. Фото: Музей-заповедник «Сталинградская битва».

А вот руки, голову и шарф Родины-матери Никитин решил сделать на земле. Их поднимали наверх при помощи крана, как и меч.

Так поднимали меч, чтобы вложить его в руку Родины-матери. 1965 г. Фото: Музей-заповедник «Сталинградская битва».

Так поднимали меч, чтобы вложить его в руку Родины-матери. 1965 г. Фото: Музей-заповедник «Сталинградская битва».

Подъем меча. 1965 г. Фото: Музей-заповедник «Сталинградская битва».

Подъем меча. 1965 г. Фото: Музей-заповедник «Сталинградская битва».

И вот меч уже в руке величавой громадины. Правда, через семь лет его заменят, уж слишком сильно гремел. 1965 г. Фото: Музей-заповедник «Сталинградская битва».

И вот меч уже в руке величавой громадины. Правда, через семь лет его заменят, уж слишком сильно гремел. 1965 г. Фото: Музей-заповедник «Сталинградская битва».

После установки меча строительные леса вокруг Родины-матери начали постепенно разбирать. 1965 г. Фото: Музей-заповедник «Сталинградская битва».

После установки меча строительные леса вокруг Родины-матери начали постепенно разбирать. 1965 г. Фото: Музей-заповедник «Сталинградская битва».

Внутри Родина-мать напоминает необустроенную многоэтажку с множеством небольших комнаток размером 3х3 и высотой 4 метра. Таких «этажей» одиннадцать. Кстати, величавая громадина держится только благодаря собственной тяжести - на основании она никак не закреплена.

- Как-то у Евгения Вучетича спросили, что будет, если Родина-мать начнет падать. Он ответил - ничего страшного. Для этого у подножия скульптуры есть специальные ниши, куда можно поставить домкраты и выпрямить ее, - рассказывает Александр Чернов. - Каких-то специальных домкратов на данный момент нет. И я думаю, что это, скорее, была уловка Вучетича, чтобы быстрее сдать объект. Но ниши эти все же существуют.

Монумент внутри не отделан - он изначально был задуман как памятник, а не место для экскурсий. Вверх ведет бетонная лестница, есть даже перила, выше - уже металлические лесенки. В правую руку, к мечу, ведет небольшой лаз. А сердце Родины-матери - это небольшая комнатка, где расположена аппаратура, контролирующая натяжение канатов, температуру бетона и уровень деформации.

Говорят, что внутри Родины-матери есть лифт и даже VIP-ресторан, откуда можно выйти посидеть во рту. На ладони может развернуться автомобиль, а под монументом - подземелье, где сокрыты тайны мироздания. Но это лишь легенды, которых вокруг мемориала за полвека набралось множество.

Бетонные стенки монумента не очень толстые. Системы вентиляции нет. Поэтому летом Родина-мать моментально нагревается, а зимой насквозь промерзает. От перепадов температур бетон сильно страдает, сыпется.

Чтобы обеспечить жесткость и предотвратить растрескивание конструкции из напряженного бетона, изнутри скульптуру стянули стальными тросами. 99 канатов диаметром 38 миллиметров, каждый из которых выдерживает нагрузку в 60 тонн, идут от пяток до уровня груди и через руки монумента. Осенью 2017 года их полностью заменят.

77 таких канатов стягивают Родину-мать сверху вниз, еще 10 канатов в левой руке и 12 - в правой. Все 99 канатов заменят в этом году. Фото: Инна ШЕРЕМЕТЬЕВА

77 таких канатов стягивают Родину-мать сверху вниз, еще 10 канатов в левой руке и 12 - в правой. Все 99 канатов заменят в этом году.Фото: Инна ШЕРЕМЕТЬЕВА

Первый меч для Родины-матери отлили из нержавеющей стали и обшили листами титана. Его установили в мае 1967 года. Но на ветру он раскачивался и сильно гремел. Поэтому в 1972 году меч заменили на стальную аэродинамическую конструкцию. Чтобы гасить колебания от ветра, в верхней части сделали специальные жалюзи - демпферы. На старом мече их не было. На эфесе меча есть выходы и для промышленных альпинистов.

Родина-мать в лесах. Этапы строительства. 1964 г. Фото: Музей-заповедник «Сталинградская битва».

Родина-мать в лесах. Этапы строительства. 1964 г. Фото: Музей-заповедник «Сталинградская битва».

«ПОЭМА ИЗ КАМНЯ И БЕТОНА»

Скульптуры «Стоять насмерть» и «Скорбь матери» отливали по тому же принципу, что и Родину-мать - рабочие модели масштабировали, по лекалам делали гипсовые формы и заполняли их бетоном. А вот гипсовые формы для шести композиций на площади Героев делали уже с моделей в натуральную величину.

www.kp.by