Военная психология (military psychology). Военная психология


военная психология - это... Что такое военная психология?

 военная психология — прикладная отрасль психологической науки, которая изучает закономерности и механизмы функционирования психики человека, обусловленные его включенностью в воинскую деятельность (учебно-боевую и боевую), а также психологические закономерности становления конкретных видов воинской деятельности. В. п. развивалась по четырем основным направлениям:

1) психология личности воина;

2) психология группы и межличностного взаимодействия в армии;

3) психология воинской деятельности в мирное время;

4) психология боя и войны.

К 90-м годам нынешнего века внутри В. п. как дисциплины отчетливо выделились новые исследовательские направления и программы, ориентированные на различные типы исследовательских задач: психология управления боем, военная конфликтология, психология боевого дежурства, военная психотерапия, психологическая подготовка, военная профессиология, морально-психологическое обеспечение воинской деятельности, военно-морская психология, психологическое обеспечение безопасности полетов и др.

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.

  • внутригрупповой фаворитизм
  • возрастная группа

Смотреть что такое "военная психология" в других словарях:

  • Военная психология — Военная психология  раздел психологии, изучающий психологические проблемы, возникающие в процессе подготовки военнослужащих и ведения войны. Как особая дисциплина военная психология появилась в начале XX века в связи с массовыми… …   Википедия

  • Военная психология —         отрасль психологии, изучающая психологические проблемы, возникающие в процессе подготовки военнослужащих и ведения войны. Как особая дисциплина сложилась в начале 20 в. в связи с массовыми исследованиями личного состава армий в целях его… …   Большая советская энциклопедия

  • Военная психология — ВОЕННАЯ ПСИХОЛОГІЯ. См. Психологія военная1. [1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был …   Военная энциклопедия

  • Военная психология — отрасль психологии, занимающаяся изучением индивидуальных и групповых психических явлений в условиях воинской службы, военных действий …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ВОЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ — Отрасль психологии, применяющая психологические принципы в специальных условиях, которые неизменно сопровождают военную жизнь. Это довольно энергично исследуемая область прикладной психологии, она представлена специальным отделением в… …   Толковый словарь по психологии

  • Военная психология — отрасль психологии, предметом которой являются особенности психики военнослужащих и психологии воинских коллективов …   Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

  • Военная психология (military psychology) — В. п. занимается приложением психол. принципов и методов к решению военных задач. Она включает такие традиционные области психол. специализации, как работа с персоналом (отбор, классиф., расстановка кадров), обучение (тренинг), эксперим. исслед.… …   Психологическая энциклопедия

  • Психология мира — (англ. peace psychology)  область исследований в психологии, связанная с изучением психических процессов и поведения, порождающих насилие, предотвращающих насилие и способствующих использованию ненасильственных методов, а также создание …   Википедия

  • Военная наука — Военная наука  область науки, представляющая собой систему знаний о подготовке и ведении военных действий (войны) государствами, коалициями государств или классами для достижения политических целей, составная часть военного дела. В других… …   Википедия

  • Психология — Сюда перенаправляется запрос «Психолог». На эту тему нужна отдельная статья …   Википедия

psychology.academic.ru

Военная психология:

Данные учебное пособие представляет собой взгляды военных психологов кафедры психологии Военного университета на настоящее и будущее военной психологии по всем трем основным уровням военно-психологической науки: методологическому, теоретическому и собственно прикладному.

Издание рекомендовано Главным Управлением Кадров Министерства обороны Российской Федерации как учебно-методическое пособие.

Учебное пособие предназначено для адъюнктов и слушателей Военного университета РФ, военных психологов-исследователей и преподавателей военной психологии.

Абдурахманов Р.А.

- кандидат психологических наук, подполковник (§2.13)

Анцупов А.Я.

- доктор психологических наук, профессор, полковник (§2.23)

Бархаев Б.П.

- доцент, кандидат педагогических наук, полковник (§1.6)

Бекаревич О.Л.

- майор (§2.3)

Боенко А.В.

- кандидат психологических наук, подполковник (§2.22)

Гнездилов Г.В.

- заместитель руководителя авторского коллектива, доцент, кандидат психологических наук, полковник (введение, §2.5, §2.8, §2.9, литература)

Гончаров А.И.

- кандидат психологических наук, подполковник (§2.18, §2.24)

Дьяченко М.Н.

- доктор психологических наук, профессор (§2.2)

Захарик С.В.

- кандидат психологических наук, полковник (§2.14)

Караяни А.Г.

- кандидат психологических наук, полковник (§2.7, §2.10, §2.12)

Каширин В.П.

- доцент, кандидат психологических наук (§ 2.17)

Королюк Н.И.

- кандидат психологических наук, подполковник (§1.5)

Корчемный П.А.

- руководитель авторского коллектива,академик Международ- ной Академии акмеологических наук, доктор психологических наук, профессор, генерал-майор (§2.4, §2.15)

Крук В.Н.

- доцент, кандидат психологических наук, полковник (§1.7)

Кузнецов Л.Н.

- заместитель руководителя авторского колектива, доцент, кандидат психологических наук, полковник (введение, §1.1, §2.16, литература, заключение)

Лахманский Е.С.

- майор (литература)

Макаров В.А.

- кандидат психологических наук, полковник (§2.20)

Николин В.С.

- кандидат психологических наук, капитан 2-го ранга (§1.3)

Останкович А.Е.

- кандидат психологических наук, подполковник (§2.3)

Полянский М.С.

- кандидат психологических наук, полковник (§2.21)

Помогайбин В.Н.

- кандидат философских наук, подполковник (§1.2)

Раздуев В.А.

- кандидат психологических наук, подполковник (§2.1)

Сулимов Ю.Г.

- доцент, кандидат психологических наук (§2.19)

Ткаченко Ю.В.

- кандидат психологических наук, подполковник (§2.11)

Утлик Э.П.

- доктор психологических наук, профессор (§2.6)

Федотов В.В.

- доцент, кандидат психологических наук, полковник (§1.4)

studfiles.net

Военная психология в системе научного знания

Объект и предмет военной психологии

Анри Пуанкаре сказал: «Накопление фактов — это в такой же мере наука, в какой куча камней — это дом». Сегодня военно-психологические знания представляют собой своеобразный склад таких «научных камней», каждый из которых функционален, полезен, но целостного дома — единой науки о войне и бое как психологическом противоборстве — окончательно еще не сложилось. Вместе с тем имеющиеся научные положения, опыт практической психологической работы в военное и мирное время позволяют с полным основанием определить предметное поле, основную проблематику, принципы и методы военной психологии.

Один из основателей отечественной военной психологии Г. Е. Шумков, определяя предмет военной психологии, отмечал, что «область, подлежащая нашему научному исследованию, есть бой, центральное место в котором занимает боец. Психика его, его свойства и деятельность во время боя составляют для нас задачу» [275, с. 14]. Учитывая, что деятельность воина проходит не только в боевой обстановке, но и в мирное время, «военная психология по области исследования разделяется на две части: психология боя и психология мирного времени». При этом психология боя призвана, «во-первых, возможно подробно изучить психику воинов во время сражений; во-вторых, наметить те принципы, которыми нужно руководствоваться при ведении боя.

Психология мирного времени указывает научные пути, как привить воинам в мирное время те психологические принципы, которые намечены психологией боя» [274, с. 18].

Аналогичную позицию занимал Р.Дрейлинг, отмечавший, что «военная психология ставит себе задачу изучить работу психики в… особых условиях войны. Основной ее проблемой является исследование психики бойца в бою» [57, с. 160].

Основатели военной психологии исходили из того, что определить ее предметную область можно лишь описав психологические особенности боевой деятельности. Они отмечали, что «деятельность человека-бойца во время войны и боя носит особый характер», так как протекает, «с одной стороны, в условиях хронической опасности, т.е. постоянной опасности потерять здоровье или жизнь, а с другой стороны, в условиях не только безнаказанного уничтожения себе подобных, коль скоро они являются врагами, но и в прямой необходимости и в поощряемом желании делать это как во имя конечных целей общего благополучия для своего народа, так и в целях собственного самосохранения.

Если обыватель, которому грозит случайная опасность, избегая ее или даже совершенно уклоняясь от нее, не теряет лица и пользуется по-прежнему общим уважением, то боец, ушедший с поля сражения или отказавшийся идти в бой, подвергается не только общему презрению, но и привлекается к суровой ответственности по уголовному закону» [57, с. 160].

В этой связи «изучение душевных переживаний воинов, влияющих на боевую деятельность, изучение явлений, способствующих воодушевлению и храбрости, явлений, понижающих боевую деятельность (страх и панику), моментов, ослабляющих способность противника, причин нарушения воинского долга» является важнейшей задачей военной психологии [274], так как «…покажет нам, к чему и как должны мы подготовить воинов в мирное время, чтобы в боевое время они были непоколебимы» [273].

Теоретический анализ военно-психологического наследия создателей военно-психологической науки позволяет выделить объект военной психологии, т.е. ту часть объективной реальности, на которую направлена ее исследовательская активность. Объектом военной психологии выступает военнослужащий, включенный в боевой коллектив и совместно с другими воинами выполняющий боевые задачи.

Предметом (частью объекта, которая подвергается исследованию конкретной наукой) военной психологии является психология военнослужащего, в составе воинского коллектива осуществляющего подготовку к боевой деятельности и выполнение боевых задач.

Такое понимание предмета рассматриваемой науки позволяет дать определение военной психологии.

Военная психология — это область специального научного знания и практики, нацеленная на исследование психологических особенностей совместной боевой деятельности военнослужащих и обоснование методов обеспечения ее эффективности.

В этом определении сознательно не используется термин «отрасль психологической науки», так как ставится цель зафиксировать следующие моменты:

  1. военная психология является одновременно отраслью и психологии, и военной науки;
  2. военная психология интегрирует теоретическое знание и практический опыт, научно-исследовательскую деятельность и выработку рекомендаций о приложении теоретических выводов к решению практических задач воинской деятельности;
  3. военная психология, ориентируясь на приоритетное изучение войны и боя, с не меньшим интересом исследует пути и способы боевой и психологической подготовки военнослужащих, обеспечения высокой боевой готовности и эффективного боевого дежурства в мирное время.

Перечисленные исходные позиции позволяют очертить границы предметного поля военной психологии, т. е. раскрыть и конкретизировать круг исследуемых ею проблем, показать места «стыков» и взаимодействия с другими отраслями психологии, военной стратегии, оперативного искусства и тактики.

В качестве базового основания для такого ограничения можно избрать позицию Р. Дрейлинга о том, что «одним пределом исследования являются общепсихологические дисциплины, и в частности применение их в условиях военного быта для наилучшей обработки бойца. Другим пределом являются патологическая психология и психиатрия» [57, с. 161].

Военная психология решает задачи, выдвигаемые практикой строительства Вооруженных сил и обеспечения обороноспособности государства. Она охватывает все области военного строительства, в которых так или иначе приходится заниматься с личным составам. Трудно указать на какую-либо сторону жизни армии, флота, авиации, где бы военная психология не решала каких-то специально поставленных перед нею задач, не занималась исследованиями, не делала обобщений, не давала рекомендаций [252, с. 53]. Практическое применение военной психологии неуклонно расширяется.

Военные психологии США, Германии, Франции считают основными задачами в работе военных психологов следующие: психологическое обследование новобранцев; военное обучение; переучивание на новые военные специальности; пропаганду среди личного состава; укрепление дисциплины; подготовку к полету и др. Ч. Брей, обобщая опыт психологической работы в годы Второй мировой войны, в книге «Психология и военное мастерство» (1948) писал: «Военная психология является приложением психологии к совершенствованию средств исследования военных способностей и классификационных процедур, тренировке людей, конструированию военного снаряжения для использования человеком, упрощению операций по управлению оружием, проблемам ненормальных солдат и матросов, психологической войне, моральному состоянию и человеческим отношениям» [цит. по: 252, с. 51].

П.Х. Мокор утверждает, что военная психология ставит перед собой задачу повышения боеспособности армии, опираясь на достижения современной науки о человеческой психике [223].

Э. Борингом выделено семь основных проблем, решение которых военными психологами представляет практическую значимость для всех областей военного дела, обслуживаемых военной психологией. Их исследование ведется в Сухопутных войсках, авиации, в войсках ПВО и на флоте.

Важнейшими из таких проблем являются:

  1. наблюдение — пределы точности восприятия и правила получения наиболее точных восприятий;
  2.  выполнение — действия и движения, получение нужных навыков, эффективность в работе и действиях;
  3. подбор — классификация, выбор подходящих людей для соответственной работы;
  4. подготовка — обучение, изучение, превращение способностей в освоенные специальности;
  5. личная приспособленность к военной жизни, ее мотивация, мораль, реакция на поражение, чувство страха;
  6. общественные взаимоотношения — руководство, влияние слухов, их контролирование, природа паники, взаимоотношение людей различных рас и их обычаи;
  7. мнения и пропаганда — сбор публичного мнения, настроения и психологическая война [19, с. 11 — 14].

Перечисленные проблемы выделены весьма обоснованно и сегодня сохраняют свою высокую актуальность. Однако они представляют собой своеобразную груду камней научного знания. Нет единого концептуального стержня, соединяющего их в единую концепцию. Таким стержнем может стать психологическое обеспечение воинской деятельности — целенаправленная деятельность командиров, психологов, военных медиков, направленная на формирование, поддержание и восстановление психологических возможностей военнослужащих и воинских коллективов, необходимых для успешного выполнения боевых задач. Психологическое обеспечение «пронизывает» всю воинскую деятельность, актуализируя и расширяя психические возможности воинов на всех ее этапах.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

pro-psixology.ru

Проблемы военной психологии

Военная психология в России во второй половины ХIХ — начале ХХ века выделяется в самостоятельную отрасль психологической науки, имеющую свою систему и структуру психологических знаний, свой предмет, методы и задачи. С самого начала личность воина была важнейшей проблемой и предметом военной психологии. Вместе с тем столь же пристально осуществлялось изучение социально-психологических явлений в армии. Они также были предметом исследований военных психологов. Психологам удалось создать классификации групп, психологических явлений в массах военнослужащих, вскрыть механизм и способы управления различными общностями военнослужащих в разных условиях.

Изучение состояний, причин их возникновения, особенностей протекания привело к выводу о необходимости создать классификацию — «практическое подразделение душевных заболеваний на войне», которая должна дать «верное суждение о том, как отражается служба на душевном здоровье солдата» и поможет установить «при каких обстоятельствах и в какой части войска, или в каком районе учащаются или уменьшаются случаи душевных заболеваний, а отсюда и профилактика, и изучение душевных расстройств в действующих войсках.

Воинская деятельность как реальность, объединяющая усилия личности и коллектива, исследовалась с учетом ее особенностей в условиях мирного времени и боевая деятельность — с выделением содержательных характеристик. Полученные военными психологами ХIХ — ХХ вв. результаты созвучны положениям, проблемам, задачам современной военной психологии и это делает их значимыми не только для разработки истории военной психологии, как одной из важнейших опорных основ этой науки, но и для проводимых фундаментальных и прикладных исследований в интересах военного строительства в условиях осуществляемой реформы в соответствии с перспективами военного дела.

Основные направления военно-психологических исследований в России после 1917г.

Военная психология развивалась после 1918 года неравномерно и противоречиво. Наряду с годами развертывания военно-психологических исследований были периоды затишья на психологическом фронте и даже моменты, когда надобность военной психологии ставилась под сомнение. После 1918 года в разное время были проведены военно-психологические исследования по следующим основным направлениям:

1) психология боя;

2) психология обучения и воспитания воинов;

3) психология воинской дисциплины;

4) психология военного управления;

5) психология малых военных групп и коллективов;

6) морально-политическая и психологическая подготовка личного состава;

7)психологическая служба в полку;

8) военная психодиагностика и психологический отбор;

9) психология взаимоотношений и общения военнослужащих;

10) инженерно-психологический анализ систем «человек-машина»;

11) национальная психология;

12) психология боеготовности.

Есть основание выделять три периода в проведении военно-психологических исследований по этим и другим направлениям (1918-1930гг, 1941-1945гг, 1946-1995гг)73. В 1918-1930 гг. было издано работ, в которых рассматривались вопросы дисциплины, политического воспитания, отбора, НОТ, поведения в условиях боевой обстановки, психологической подготовки. В печати обсуждались задачи военной психологии, ее место в военной доктрине. Большое внимание уделялось военно-социальной психологии и применению психологии в тактике боя. Были попытки систематизировать военно-психологические знания в виде отдельных книг. Некоторые авторы рассматриваемого периода выступали в печати и до 1917 года. Одним из них был П.Изместьев.

Достаточно полный перечень публикаций и диссертаций по названным периодам можно найти в библиографическом указатели «Военная-психология» (М.,1973), выпущенном Военным отделом Государственной библиотеке им.В.И.Ленина. В данной главе названы отдельные, наиболее характерные работы и те, что не вошли в указатель после 1973 года.

Тематика его работ, как видно свидетельствует о направленности военно-психологических исследований после 1918 года.

Одной из предпосылок широкого развития военной психологии в те годы послужили достижения русской дореволюционной военно-психологической мысли. В России были проведены исследования и опубликованы крупные работы об управлении войсками, о субъективных состояниях и переживаниях в бою, о страхе и борьбе с ним, о психологии воина, армии и толпе, о психике бойцов во время сражения и после боев, психических основах воспитания солдата. Военная психология дореволюционной России рассматривалась известными теоретиками как основа военного искусства.

В военно-психологических работах дореволюционных авторов встречается как широкое обобщение военного опыта, использование новейших для того времени достижений многих наук, так и механическое переживание положений различных течений психологии (ассоцианизма, западной социальной психологии и др.) на воинскую деятельность. Это сказывается и на содержании военно-психологических работ, изданных в 20-е годы. Например, в 1921 году в военно-научном журнале «Военная наука и революция» (кн.2) была помещена статья Н.Какурина «Военная психология масс», в которой он с позиций западноевропейской социальной психологии (Г.Лебон, С.Сигеле, Г.Тард и др.) характеризует личность в толпе, поведение солдат в случае паники.

В 20-е годы обсуждался вопрос о задачах и «лице» военной психологии, ее отношении к общей психологии. А.Незнамов писал о том, что военная психология слаба, не дает рецептов, стремится решить сразу все вопросы с помощью общей психологии, но последнее не может прямо применяться в военном деле. Надо видеть не вообще человека, а бойца, начальника, и прежде всего в бою.

Другой автор — А.Васильев утверждал, что «сущность военной психологии — объяснение и истолкование состояний сознания военного человека в разных отраслях полевой службы и вообще боевой деятельности войск. Он считал, что военная психология должна изучать переживание военного человека, которые чрезвычайно специфичны.

В 20-е годы большую исследовательскую работу по психофизиологическому изучению бойцов проводил Ю.Фролов. Он считал, что «путь к изучению функций человека-бойца, рассматриваемого в обстановке боя, лежит не через психологию, а через физиологию» в трудах М.Короля, В.Рубцова предпринимались попытки рассматривать соотношение социальных, биологических и психологических факторов в поведении бойцов на войне. М.Король писал, что в бою «мы имеем дело больше с биологической стороной человека, чем с его социальной стороной». В мирное время — наоборот.

К очень важному выводу пришел А.Таланкин: “Вся система подготовки бойца в мирное время должна учитывать и опираться на знание поведения бойца в боевой обстановке». Понять психику бойца означает, по Таланкину, нащупать пути и средства сохранения и укрепления боеспособности части даже в ожесточеннейшие моменты боя.

Рассматриваемый период является поучительным, поскольку помогает лучше уяснить и определить подходы и предпосылки успешнойтеоретико-методологической перестройки военной психологии в настоящее время, преодолеть односторонность в понимании соотношения социального и биологического как детерминант личности и поведения военнослужащего, воинского коллектива.

В годы войны 1941-1945гг. важнейшими направлениями психологических исследований были: как помочь командирам успешно побуждать подчиненных к смелым и отважным боевым действиям, преодолевать неуверенность, страх, укреплять дисциплину, боевой дух, воспитывать мужество, презрения к смерти; с первых дней войны актуальными стали вопросы маскировки, разведки, ночного зрения, выработки глазомерной оценки расстояний, ускоренного обучения военных специалистов, восстановления психических функций, утраченных после ранения. Эти и другие задачи решались в основном гражданскими психологами.

Так, М.П.Феофанов попытался проанализировать особую форму боевой деятельности — акт мужества. В статье отмечается сознательность мужественного поступка, роль в нем мыслительных процессов и воли, особенности самообладания. Лишь при наличии твердого самообладания в условиях опасности возможна ясная и точная ориентировка, необходимая настойчивость.

В статье М.М. Рубинштейна «Рождение героя» говорится, что совершая подвиг, человек подчиняет инстинкт самосохранения таким мотивам, как любовь к Родине, к народу, чувство долга, любовь к свободе и независимость, сознание целей борьбы, чувство товарищества.

Н.Д. Левитов в статье «Презрение к смерти рождает героев, кует победу» пишет, что основа самопожертвования — патриотизм, подчинение себя, всей своей жизни высшим интересам родной страны.

Глубокую и интересную статью писал в 1943 г. подполковник Е.Ситковский. Его положение в том, что «работа, боевая деятельность, выполнение боевой задачи — самое лучшее средство против страха на войне» — получило впоследствии обоснование в работах военных психологов после Великой Отечественной войны.

Н.А.Коновалов исследуя роль эмоций в боевых действиях пришел к выводу о том, что эмоциональный подъем является состоянием на основе которого формируется ценнейшее качество армии — доблесть. Сильное эмоциональное возбуждение в критический момент помогает человеку проявить удивительный подъем всех сил. Значительной научной работой, посвященной психологии страха является диссертация Г.А. Фортунатова (1942). В ней охарактеризованы различные ступени страха, выявлены противодействующие страху силы, показаны виды бесстрашия. В исследовании доказывается, что бесстрашие означает не отсутствие страха, а его успешное преодоление.

В статье Б.М.Теплова об уме и воле военачальника, опубликованной в военной печати, а впоследствии в Ученых записках МГУ (Выпуск.90, 1945), раскрывается психологическая природа решения задачи полководца, характеризуются функции анализа, секрета превращения сложного в простое, выделение существенного сочетания смелости с осторожностью, знания противника, проникновения в его замыслы. Представляют интерес вывода: Б.М. Теплова о роли планирования в деятельности полководца, о путях выработки плана сражения, о гибкости планов на войне и в то же время упорства и твердости в проведении их в жизнь. В статье показано значение для быстрого нахождения правильного решения и интуиции, большого запаса и готовностизнаний, разносторонности культуры, высокого развития пространственных проявлений, чувства личного и времени.

В военные годы многие командиры, не будучи раньше профессиональными психологами, приходили к важным выводам о поведении людей в реальной боевой обстановке. В военной печати командиры доказывали, что для активного и самоотверженного ведения боевых действий важное решающее значение имеет их сознательное отношение к войне, понимали необходимость личного участия в боях, чувство долга, смелость, характер, мужество, дисциплинированность, боевое мастерство, а также организующие способности командиров, боевой дух и сплоченность коллективов подразделений, воспитательная работа, психологическая и морально-политическая подготовка к каждому бою.

Таким образом, основными направлениями психологических исследований в годы минувшей войны были:

1. Изучение причин страха, паники, пути их преодоления и предупреждения;

2. Раскрытие природы самоотверженности, смелости, мужества;

3. Изучение условий ускоренного обучения военных специалистов (радистов, телеграфистов, летчиков, танкистов и т.д.).

Разработка путей повышения зрительной и слуховой чувствительности воинов, ускоренная адаптация глаза к темноте, улучшения ночного зрения. Решались также задачи маскировки, восстановления функций речи и движений, утраченных после ранения.

По всем этим направлениям психологами были получены в целом полезные научные и практические результаты. Однако, большинству исследователей не удалось конкретно учесть зависимость психических явлений от реальных боевых ситуаций, индивидуальных особенностей военнослужащих, их психических состояний в обстановке войны

Закономерным для военной психологии является усиленное внимания к ней после последних войн. Так было в Европе, так было и в России. Это выразилось, в частности, в организационном оформлении военной психологии создании кафедр, лабораторий, исследовательских групп. Вскоре после войны начала работать кафедра психологии в Хлебниковском военно-педагогическом институте, который готовил преподавателей военных дисциплин. Основное направление военно-психологических исследований этого периода — навыки военнослужащих; навыки стрельбы из пистолета (П.П.Логинов), навыки стрельбы из автомата на ходу (М.П.Коробейников), навыки и умения читать топографические карты (М.В.Гамезо). Было проведено исследование формирования волевого развития (К.П.Жаров), обучения стрельбы из винтовки (Ф.Ф.Кудрейко), военного дешифрования аэрофотоснимков (В.Ф.Рубахин), психологических основ стрельбы (Д.Б.Эльконин).

Начальник кафедры Т.Г.Егоров издал в 1955 году книгу «Психология», в которой сильно доминирует общая психология. Отдельные военно-психологические вопросы очень кратко рассмотрены в связи с мышлением, речью, чувствами, волей, навыками.

Другая направленность психологических исследований была реализована на кафедре военной педагогики и психологии Ленинградского высшего Военно-педагогического института им. М.М.Калинина в 1946 — 1956 гг. Здесь разрабатывались вопросы психологии боя и боевой подготовки (Г.Д.Луков), дореволюционной русской военной психологии, проблема индивидуального подхода, деятельности командира подразделения, героического поступка воина (М.И.Дьяченко), критического анализа зарубежной военной психологии (Н.Ф.Феденко). На этой кафедре был сделан акцент на изучении психологических особенностей военной деятельности, прежде всего боевой, что остается актуальным и для определения направленности военно-психологическихисследований в Военном университете.

Г.Д.Луков опубликовал в 1956 году сначала в ВВПИ им.М.И.Калинина «Очерки по вопросам психологии обучения и воспитания советских воинов”. При обсуждении плана-конспекта этой книги на Ученом совете Института Г.Д.Лукову было предложено построить ее структуру не по двум принципам (бой рассматривался им со стороны качеств воинов, а учебно-боевая деятельность со стороны обучения и воспитания воинов), а по одному — через всю книгу провести анализ личностных свойств воинов. Г.Д.Луков ответил, что он пока напишет так, как задумал. Тогда эта книга была издана в 1960 г. Воениздатом под названием «Психология» (Очерки по вопросам обучения и воспитания советских воинов).

В этих книгах рассмотрены некоторые психологические аспекты боя, обучения и воспитания в процессе боевой подготовки (ее отдельных видов).

В результате обобщения направлений военно-психологических исследований указанных двух институтов, а также работ зарубежных авторов, военные психологи, работавшие в ВПА им.В.И.Ленина еще до организации в 1959 году кафедры военной педагогики и психологии пришли к выводу, что нужен другой подход к созданию системы военно-психологических знаний и преподаванию военной психологии. Почти в каждой теме, согласно этому подходу, требовалось дать обобщенную характеристику психологического явления с учетом особенностей военной деятельности, потом проанализировать это явление в условиях войны, боя, а затем в условиях обучения и воспитания определив при этом пути формирования у разных категорий военнослужащих необходимых свойств и качеств в соответствии с требованиями боевой деятельности. Этот подход был реализован лишь частично88, что отрицательно сказалось на последующем развитии военной психологии. На кафедре военной педагогики и психологии были проведены исследования боевой деятельности89, зарубежной военной психологии90, направленности личности офицера91, формирования первичного воинского коллектива (Глоточкин А.Д.), подготовка советских воинов к современной войне (Коробейников М.П.), преподавания общественных дисциплин в военно-учебных заведениях (Бадмаев Б.Ц.)

Получила развитие военно-морская психологи (Зуев Ю.П., Броневицкий Г.А., Столяренко А.М.), авиационная психология (Корчемный П.А.,Платонов К..К.., Юсов В.Т.), психология пограничника (Ельченков П.Е., Безуглов И.Г., Феденко Н.Ф) психология высшей военной школы, психология управления и воинской дисциплины.92 Исследовались вопросы подготовки воинов-специалистов, психологии боевого дежурства (Андреев И.Т., Варваров В.И. и др.) пропагандистского мастерства офицера-политработника, интеллектуальных качеств офицера, тактического, мышления командира (Бабичев П.Н.), национально-психологических особенностей населения и личного состава некоторых зарубежных государств (Крысько В.Г., Лучинский Н.И.), социально-психологических основ деятельности заместителя командира полка (корабля) по политической части, готовности к действиям в экстремальных ситуациях и др.

Основная направленность проведенных кафедрой военной педагогике и психологии исследований — военно-политическая и психолого-педагогическая. Почти все авторы руководствовались решениями КПСС и приказами Министра обороны, директивами Глав. ПУ СА и ВМФ. Обязательным методологическим принципом, который должен быть реализован авторами — социально-личностно-деятельностный подход. И военные педагоги и военные психологи вынуждены были в условиях административных предписаний и притязаний руководителей кафедры этот подход использовать, хотя он не обеспечивал военную направленность и научную достоверность исследований.

Личность воина в исследованиях была представлена в основном как тип личности, но не как индивидуальный. Недостаточно учитывалось единство и взаимосвязь свойств воина как личности и как субъекта воинской деятельности, в структуре которых функционируют его природные свойства как индивида.

То обстоятельство, что психологи работали на одной кафедре с педагогами, тормозило развитие военной психологии. От такого «союза» выигрывала военная педагогика. Здесь нужны некоторые пояснения.

На направленности большинства исследований и трудов психологов (1959-1984гг) отразилось то обстоятельство, что военная психология не была организационно оформлена (не было кафедр, лабораторий и др.) Военные психологи работали под руководством педагогов, испытывали влияние философов, историков, социологов. Психология оставалась служанкой у педагогики и в плане преподавания и в плане научных разработок. В действительности же связи эти куда шире. Она не в меньшей степени взаимодействует с философией, социологией, военной историей, тактикой; дает необходимые данные для военной науки, практике руководства войсками, решения военно-инженерных вопросов и др.

Широко известный психолог А.Н.Леонтьев писал: “Психология стоит на стыке общественных и естественных наук. Вместе с тем она образует особую область знания. Поэтому она не может полноценно развиваться как состоящая «при» той или иной науке — при физиологии, при педагогике, при техники… Ее главная перспектива заключается… в самостоятельном развитии …»93Такое положение военной психологии — «при педагогике»- сказалось на подготовке и мышлении многих военных психологов, содержании и качестве большинства их публикаций и исследований (что-то среднее между педагогикой и психологией). Не были созданы капитальные теоретико-методологические труды, которые могли бы явиться научной предпосылкой для проведения конкретных психологических исследований. Без них развитие военной психологии было крайне затруднено.

Не были извлечены уроки из истории отечественной военной психологии: простое перенесение на воинскую деятельность положений общей, социальной и других отраслей психологии. Являясь бесплодной она не продвигает ни в научном ни в практическом отношении военную психологию. Примеры такого перенесения знает история дореволюционной и послереволюционной психологии. Аналогично этому кафедра военной педагогики и психологии по сути дела оставила в стороне важный вывод А.Таланкина о том, что « вся система подготовки бойца в мирное время должна учитывать и опираться на знание поведения бойца в боевой обстановке». Почти во всех разработках военных психологов с 1959 по 1984 г. недостаточно конкретно освещались требования войны, боя к солдату, командиру, коллективу. А не раскрыв эти требования и условия успешных боевых действий, нельзя намечать принципы, пути и средства воспитания, обучения и психологической подготовки. Военным психологам следовало бы уже тогда выработать критерием и показатели психологической готовности отдельных военнослужащих, подразделений, части к бою, уделить больше внимания научному прогнозированию поведения людей в условиях войны, определению в мирное время их боевой эффективности.

В отзывах тогдашнего Глав.ПУ на книгу подготовленную кафедрой “Основы военной педагогики и психологии» отмечалось, что по структуре, освещению вопросов, конкретному материалу книга в основном повторяет то, что дается в книгах по дошкольной, школьной и общевузовской педагогике и психологии. Не излагаются собственные проблемы военной педагогики и психологии для командиров взводов, рот и им равных. Выступает умозрительное распространение общих психолого-педагогических положений на область военного дела.

Обращенность психологов к замполиту была оторвана от реальной практики его деятельности, особенно в бою. Главный вопрос в том, как заместитель командира полка (корабля) по политической части может способствовать своей деятельностью достижению высокой боевой готовности в мирное время и высокой боеспособности личного состава в боевой обстановке освещался крайне слабо. Частично это объясняется и отсутствием опыта работы зам.командира по политчасти, у ряда авторов учебных пособий.94По инициативе генерал-лейтенанта Петрова И.И. была создана в октябре 1960г. научная лаборатория по разработке проблем педагогики и психологии. За время своего функционирования (по январь 1960 г). лаборатория опубликовала несколько монографий, брошюр и статей. Воспитание дисциплинированности у советских воинов; Новое оружие и дисциплина воина; революция в военном деле и методы обучения советских воинов; Индивидуальная работа с воинами; индивидуальный подход к воспитанию воинов; психология проступка; психологические причины нарушения порядка подчиненности; психологические условия укрепления воинской дисциплины; наглядность в обучении воинов и др.

Направленность проводимых лабораторией исследований была в основном психолого-педагогическая и практическая.Лаборатория была при кафедре военной педагогики и психологии и должна была считаться с ее требованиями.В рассматриваемый период в Ленинграде военные психологи в сотрудничестве с гражданскими психологами, специалистами в области технических и других наук продуктивно разрабатывали проблемы военно-инженерной психологии.95 Авторский коллектив указанной книги исходил из того, что нельзя слепо заимствовать опыт гражданской инженерной психологии, а все проблемы военно-инженерной психологии необходимо рассматривать под углом зрения повышения боеготовности и боеспособности войск, выявленная особенность функционирования системы «человек-машина» в боевых условиях, учитывать специфику работы воина с различными видами вооружения, боевой техникой.96

Такой четкой направленности не было у группы научных сотрудников в ВПА (1965-1978гг), а также на кафедрах военной педагогики и психологии в ряде военных училищ. Хотя разрабатывались актуальные проблемы морально-политической и психологической подготовки97, военного обучения98, управления войсками, принятия решений и др., однако недостаточно учитывались специфические требования боя к индивидуальной и коллективной психологии, к личности и деятельности командира.Книга «Солдат и война» (М.: Воениздат, 1971) была построена по образцу ранее изданных пособий посвященных воспитанию отдельных качеств воинов. Не уделено внимание вопросу о том, как сделать эти качества устойчивыми, действенными, неутрачиваемым при непосредственном ведении боя. Не был реализован системный подход: как формировать целостное выражение лучших качеств воинов — их морально-политическую и психологическую готовность к боевым действиям.Военная психология была представлена в какой-то мере в 80-х годах и в Институте военной истории МО. Военно-психологические исследования проводимые в Институте были посвящены вопросам военного воспитания, дисциплины, боеготовности, взаимоотношениям в многонациональных коллективах, морально-политической и психологической подготовке личного состава, личному примеру офицера и др.

Основное направление психологических исследований в Институте военной истории- различные аспекты воинского воспитания.99 Теоретические и методологические просчеты, присущие советской психологии, были присущи в той или иной мере всем этим разработкам ИВИ.

Более широкий круг задач встал перед Центром военно-социологических, психологических и правовых исследований ВС. В конце 80-х и начале 90-х гг. в Центре разрабатывались проблемы психологической службы, психодиагностики, социально-психологической работы, профессиональной психологии, профилактике психических расстройств, психологической подготовки личного состава подразделений Сухопутных войск и Военно-Воздушных Сил100 к бою, психологии управления, обучения, общения, конфликтов, комплектования ВС по призыву на контрактной основе, личности и деятельности военного руководителя101 и др.Основные направления проводимых Центром исследований — оказать помощь социально-психологической службе и практике воспитательной работы с личным составом.

П.А.Корчемным была глубоко и разносторонне разработана программа психологической службы в ВС, показаны обязанности психолога полка и требования к его профессиональной подготовке.102 В связи с этим подготовку психологов полка надо поручить кафедре психологии Военного университета . Намечающаяся подготовка таких психологов на факультетах в МГУ не может быть признана квалифицированной. Психолог полка должен иметь опыт военной службы, военное и широкое профессионально-психологическое образование. В противном случае психолог полка не окажет должной помощи в укреплении воинской дисциплины и повышении боеготовности личного состава.

1vc0.ru

Военный психолог - Психологос

Военный психолог - армейская должность, введенная в 2001 г. указом Президента РФ, обязательная для каждого полка.

Задачи военных психологов

  • Отбор курсантов и новобранцев для разных родов войск с учётом специфики военного дела. Разработка методов отбора.
  • Повышение психологической боеготовности личного состава и подразделений.
  • Улучшение межличностного взаимодействия в армии.
  • Организация эффективной деятельности военнослужащих.
  • Помощь в преодолении тяжёлых психологических состояний, характерных для участников боевых действий.
  • Помощь в адаптации к гражданской жизни военнослужащим, вышедшим в отставку.

Обязанности психолога воинской части сложны и многообразны. В мирное время он призван решать задачи по изучению психологических особенностей военнослужащих, воинских коллективов, психологически обеспе-чивать боевую готовность, боевую подготовку, боевое дежурство, воинскую дисциплину в воинской части, осуществлять профилактику негативных социально-психологических явлений в воинских подразделениях, оказывать помощь военнослужащим по решению их психологических проблем и т.д. В военное время он выступает непосредственным организатором всей системы психологического обеспечения боевых действий полка (батальона).

Из перечня обязанностей военного психолога видно, что от гражданских психологов он отличается многопрофильностью своей профессиональной деятельности. Если в гражданских сферах психолог рассматривается как специалист довольно узкого профиля, действующий в рамках конкретной специализации, то условия деятельности военного психолога заставили авторов выстраивать модель специалиста, включающую в себя большинство существующих видов профессиональной деятельности психологов: психодиагностика, психопрофилактика и психогигиена, психологическая подготовка, психологическая реабилитация военнослужащих, социально-психологическая реадаптация ветеранов боевых действий, психологическое противодействие противнику, психологическое консультирование военно-служащих и членов их семей, групповая диагностическая и коррекционная работа. По существу военный психолог вынужден сочетать в себе основные компетенции психолога-диагноста, социального психолога, клинического психолога, психотерапевта, психолога труда и собственно военного психолога. Одновременно он выступает в двух разнокачественных ипостасях – психолога-исследователя и психолога-практика.

Прохождение курса психотерапии для военного психолога не обязательно, так как на него не возлагаются психотерапевтические функции. В связи с этим у военных психологов в меньшей мере выражен «синдром профессионального сгорания».

Организационные основы деятельности психолога полка.

Режим работы определен в руководящих документах в период с 8.30 до 17.30 часов, но реально приходится работать гораздо больше. Деятельность психолога происходит на территории расположения всего полка. Психолог подчиняется заместителю командира полка по воспитательной работе и своих подчиненных не имеет. Психолог несет ответственность за выполнение обязанностей, указанных в документах (см. выше). Оплата его труда зависит от стажа работы, воинского звания, хорошая работа поощряется вынесением благодарностей, вручением грамот, повышением в звании. Психолог сам определяет цели своей деятельности, сам планирует свою работу, принимает решения, но согласует все это с вышестоящими должностными лицами. Это необходимо, ибо военная организация (полк, дивизия) живет в своем режиме, который не должен нарушаться психологом.

Какими способами военный психолог решает свои профессиональные задачи? Что он должен знать, уметь, какие индивидуально-личностные качества могут способствовать успеху в его труде?

Психолог изучает виды труда военнослужащих, ситуации их служебной и бытовой жизни, наблюдает за поведением военнослужащих, проводит тестирование, анкетирование личного состава, беседует с ними. Собранная информация подвергается анализу. Психолог сам вычленяет проблемы, намечает способы их решения, вырабатывает предложения по оказанию психологической помощи. Психолог планирует и проводит мероприятия по профессиональному психологическому отбору личного состава (при этом он опирается на приказ министра обороны РФ «Руководство по профессиональному отбору в ВС РФ» № 50, 2000 г.). В случае необходимости ему приходится устраивать «Центры психологической разгрузки», проводить консультации. Особая форма деятельности – выступления перед офицерами, прапорщиками и сержантами с лекциями, мини-тренингами, оперативной информацией. Психолог должен владеть и письменной речью, ибо ему приходится подавать рапорты вышестоящим должностным лицам, писать отчеты о проделанной работе. Как профессионал военный психолог должен ориентироваться в научно-психологической литературе, в методиках и процедурах обследования. Как военнослужащий, он должен владеть специальными военными знаниями, предусмотренными подготовкой по специальности ВУС-390200 (нормативные документы, устав ВС РФ и пр.). Кроме этого, психолог полка должен владеть современными информационными технологиями (интернет, текстовые и вычислительные компьютерные программы). Для проведения индивидуальных консультаций, публичных выступлений, работы с малыми группами военному психологу важно обладать ораторскими способностями, организаторскими и педагогическими умениями, приемами психологического воздействия.

Работа военного психолога предполагает частую смену видов и объектов деятельности. Темп работы – высокий, приходится заполнять много документов в условиях дефицита времени, при этом требуется высокая концентрация внимания, чтобы не допустить ошибок. Работа требует долговременного хранения информации в больших объемах. Оперативное воспроизведение информации касается узкого круга вопросов. Деятельность психолога часто предполагает волевую регуляцию эмоционального состояния. Поскольку в настоящее время уровень психологических знаний населения в целом не достаточно высок, у психолога могут возникать противоречия, факты недопонимания его со стороны руководства, он должен уметь «сделать себя понятным», принятым, должен уметь противостоять непониманию и противодействию других людей. Труд психолога в формальном отношении четко регламентирован и обязательно согласован с руководством, но выполняемые им задачи могут быть уникальными, не стандартизованными. Ошибки психолога при выполнении им своих обязанностей проявляются не сразу, но последствия могут быть губительными для всего личного состава.

Как становятся психологом полка?

Претендент на эту должность должен быть здоровым (в соответствии с нормами для военнообязанных), он должен иметь высшее образование по специальности ВУС-390200, которое обеспечивают военные высшие учебные заведения, пройти 2-3-х месячную стажировку. Эту специальность могут освоить также студенты гражданских вузов, обучаясь параллельно основному факультету на военных кафедрах. Формы повышения квалификации: дополнительные курсы, второе образование по смежным областям (личностное консультирование, психология труда, социальная психология).

www.psychologos.ru

психология военная - это... Что такое психология военная?

 психология военная

— отрасль психологии, изучающая психологические особенности различных видов военной деятельности в зависимости от общественно-исторических условий, уровня военной техники, характеристик личности воинов, особенностей воинского коллектива, методов боевой и политической подготовки. Разрабатывает преимущественно способы совершенствования методов командования или укрепления связей между разными группами. Вырабатывает рекомендации по совершенствованию теории и практики изучения, отбора, обучения, воспитания военнослужащих, политико-воспитательной работы, психологической подготовки воинов и руководства личным составом. Также занимается изучением методов, применяемых партизанами, и способов внедрения в войска агентов противника.

Направления психологии военной соответствуют видам вооруженных сил. Ее проблемы разрабатываются в русле взглядов военной науки и с опорой на выводы психологии социальной, психологии труда и психологии инженерной, педагогической, психофизиологии и др.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

  • психология ассоцианистская
  • психология возрастная

Смотреть что такое "психология военная" в других словарях:

  • Психология военная — отрасль общей психологии, изучающая психические явления в учебной, служебной и боевой деятельности военнослужащего и воинского коллектива. Вырабатывает рекомендации по совершенствованию теории н практики изучения, отбора, обучения н воспитания… …   Словарь военных терминов

  • ПСИХОЛОГИЯ —         (от греч. душа и слово, учение), наука о закономерностях, механизмах и фактах психич. жизни человека и животных. Взаимоотношения живых существ с миром реализуются посредством чувств. и умств. образов, мотиваций, процессов общения,… …   Философская энциклопедия

  • военная психология — прикладная отрасль психологической науки, которая изучает закономерности и механизмы функционирования психики человека, обусловленные его включенностью в воинскую деятельность (учебно боевую и боевую), а также психологические закономерности… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Военная психология — Военная психология  раздел психологии, изучающий психологические проблемы, возникающие в процессе подготовки военнослужащих и ведения войны. Как особая дисциплина военная психология появилась в начале XX века в связи с массовыми… …   Википедия

  • Психология мира — (англ. peace psychology)  область исследований в психологии, связанная с изучением психических процессов и поведения, порождающих насилие, предотвращающих насилие и способствующих использованию ненасильственных методов, а также создание …   Википедия

  • Военная наука — Военная наука  область науки, представляющая собой систему знаний о подготовке и ведении военных действий (войны) государствами, коалициями государств или классами для достижения политических целей, составная часть военного дела. В других… …   Википедия

  • ПСИХОЛОГИЯ — ПСИХОЛОГИЯ, наука о псих, процессах личности и их специфически человеческих формах: восприятии и мышлении, сознании и характере, речи и поведении. Советская П. строит сзое понимание предмета П. на основе рязработки идейного наследства Маркса… …   Большая медицинская энциклопедия

  • Военная академия РВСН имени Петра Великого — Военная орденов Ленина, Октябрьской революции, Суворова академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого (ВА РВСН) …   Википедия

  • Военная революция — или революция в военном деле  радикальное изменение в стратегии и тактике военного дела в связи со значительными изменениями в государственном управлении. Эту концепцию предложил Майкл Робертс в 1950 х годах. Изучая Швецию 1560 1660 х годов… …   Википедия

  • Военная психология — ВОЕННАЯ ПСИХОЛОГІЯ. См. Психологія военная1. [1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был …   Военная энциклопедия

psychology.academic.ru

Военная психология (military psychology) - это... Что такое Военная психология (military psychology)?

В. п. занимается приложением психол. принципов и методов к решению военных задач. Она включает такие традиционные области психол. специализации, как работа с персоналом (отбор, классиф., расстановка кадров), обучение (тренинг), эксперим. исслед. в области челов. факторов и соц., клиническая и организационная психология. Во мн. странах существуют ин-ты В. п. Как правило, в таких ин-тах работают как гражданские психологи, так и психологи, находящиеся на службе в армии.

Тестирование

Иногда работа, выполняемая психологами для вооруженных сил, служила толчком для развития психологии в гражданском секторе. Так, групп. тестирование было разраб. военными психологами во время Первой мировой войны в ответ на потребность в быстрой классиф. новобранцев. Этот вид тестирования послужил моделью для групп. тестов интеллекта и стимулировал развитие направления групп. тестирования в 1920-х гг. В ходе Второй мировой войны был разраб. Армейский общий классиф. тест (Army General Classification Test, AGCT), заменивший прежний Армейский тест «Альфа». Различные тесты были сконструированы для специальных целей. Управление стратегических служб США (OSS) разраб. деятельностно-ориентированные тесты для отбора оперативных сотрудников. Эти разраб. OSS, принципиально отличавшиеся от традиционных процедур отбора, опиравшихся на бланковые тесты, стали предшественниками совр. центров оценки персонала (assessment centers).

Интерес к проведению исслед. и разраб. тестов в военной области сохранился и после Второй мировой войны. Эта работа получила свое продолжение в развитии компьютеризованного адаптивного тестирования, при к-ром вместо предъявления полного набора заданий, содержащихся в традиционном групп. тесте, тестируемые получают набор тестовых заданий, соотв. их уровню способностей. В дополнение к тестированию умственных способностей и интересов проводятся исслед. физ. способностей, необходимых для овладения конкретными военными специальностями.

Обучение

Др. важной областью В. п., тесно связанной с тестированием, является обучение. Американские вооруженные силы — крупнейший в мире разработчик образовательных и обучающих программ, а функция обучения — одна из важнейших функций военных орг-ций всего мира. Военные психологи как разраб., так и оценивают программы обучения. Отмечается сдвиг от теорет. обучения, ориентированного на лекционные занятия, к практ., ориентированному на приобретение опыта или профессиональных навыков.

Экспериментальные исследования в области человеческих факторов

Челов. факторы — многоотраслевая прикладная наука, занимающаяся изучением взаимосвязей людей с их машинами, задачами и средой. Область исслед. челов. факторов возникла в рез-те слияния целого ряда дисциплин, заинтересованных в повышении интенсивности труда, эффективности обучения, безопасности деятельности и согласованности взаимодействия чел. и машины. Прилагаются непрерывные усилия по разраб. оборудования и систем для эффективной военной подготовки и эффективных боевых действий. Это вызывает необходимость в проведении фундаментальных исслед. зрения, слуха, физиолог. реакций на стресс и т. д. Проектирование кабин пилотов, систем обеспечения учеб. стрельб, обмундирования, вооружений и систем обработки информ. — все это может служить ил. разнообразных приложений науки о челов. факторах в военной области. Как и в др. областях, здесь тж отмечается неуклонный рост использования автоматизированной технологии, особенно в авиации и при создании оружия и информ. систем.

Клинические и социальные области

Роли военных клинических психологов немногим отличаются от ролей гражданских клиницистов. Помимо этого, военные психологи могут работать в реабилитационных и др. специализированных клиниках и тесно сотрудничают с ортопедами и неврологами. Клинические психологи в армии могут тж назначаться на должности, где они несут единоличную ответственность за психиатрические службы, включая орг-цию стационарного лечения.

Существует множество исслед. в области соц. психол. военных групп, особенно в связи с боевыми действиями. Было обнаружено, что взаимоотношения строевого солдата с его первичной группой (малой группой, с к-рой он работает и воюет) являются важным фактором, обусловливающим способность солдата противостоять трудностям и опасностям боя.

Тж проводились исслед. по процессам и эффектам «промывания мозгов», допросов и сенсорной депривации. Ряд исслед. был посвящен изучению эффектов ограниченного пространства, такого как на подводных лодках. Др. исслед. концентрировались на роли семьи, напр., изучение влияния на военнослужащих разлуки с семьей, вызванной обязанностями несения службы на корабле, или связи семейных аттитюдов с возобновлением военного контракта. Интеграция расовых меньшинств и женщин в вооруженные силы вызвала значительный интерес со стороны военных психологов. Исслед. по интеграции черных мужчин в армию США показали, что увеличение контакта с членами групп. меньшинств привело к увеличению их принятия доминирующими группами. Рез-ты исслед. по интеграции женщин в армию оказались более неопределенными.

Организационная психология

На протяжении долгого времени лидерство/руководство представляло главный интерес для военных психологов. Подходы, связанные с отбором, профессиональным ростом и оценкой командиров, постепенно расширились и в настоящее время включают ситуационные и организационные факторы. Повышение эффективности/продуктивности деятельности и улучшение качества жизни все в большей степени становятся важными целями проведения организационных изменений.

См. также Прикладные исследования, Человеческие факторы, Тренинг руководителей

Л. У. Оливер

.

dic.academic.ru