Как создавалась Военная доктрина Российской Федерации, её концепция и особенности. Военная доктрина рф 2018 официальный сайт


Как создавалась Военная доктрина Российской Федерации, её концепция и особенности

В. В. Путин

Под понятием «Военная доктрина» чаще всего понимается ряд предписаний, которые определяют, как будут использоваться военные силы и средства определённого государства, для достижения политических целей, различных глобальных военных задач и крупномасштабного военного строительства. Содержание Военной доктрины затрагивает все сферы и аспекты, которые относятся к подготовке государства к вероятной войне или отражению возможного нападения.

Такой документ существует у каждого государства и определяет военную политику государства по отношению к другим странам. Доктрину может принять как отдельное государство, так и союзное государственное образование. В последнем случае, текст документа утверждается в соответствии с военной политикой, которой придерживаются государства-союзники. Чаще всего в этом случае — сильнейшим государством в союзного блока.

Военная доктрина РФ утверждается президентом Российской Федерации. Она носит оборонительный характер, устанавливает причастность к различным военным основам по обеспечению военной безопасности страны.

По сравнению с Военной доктриной США, которая предусматривает нанесение глобального удара по любой точке мира, российская предусматривает использование вооружённых сил только в крайнем случае. При этом поддержание войск в состоянии высокой боеготовности, а также оснащение их новейшими образцами оружия и военной техники, относятся к приоритетам российской доктрины. Судя по политическому состоянию на мировой арене на 2010-2014 годы, можно с уверенностью сказать, что с каждым годом потребность в принятии новой декларации о военной политике возрастала.

В 2014 году президентом Российской Федерации была утверждена новая Военная доктрина РФ. Утвердить обновленный текст президенту пришлось из-за изменения политической обстановки в мире. В документе президент отметил, что страны-члены НАТО являются геополитическими противниками России. Кроме того, нестабильная обстановка на Украине и в странах дальнего Востока также потребовала внести некоторые изменения. С принятием нового документа 2014 года, была отменена предыдущая версия текста, которая была утверждена президентом России в 2010 году.

Бой в городе

Утверждение Военной доктрины РФ

Новый вариант был одобрен Советом Безопасности РФ в декабре 2014 года. После этого доктрина была направлена президенту на подпись. Обновленная Военная доктрина, которая является самым важным оборонным государственным элементом, появилась 26 декабря 2014 года.

Хотя основной текст практически не изменился, различные дополнения, которые были туда внесены, значительно изменили суть документа.

Краткая история появления Военной доктрины в современной России

Первая Военная доктрина возникла в современной России ещё в 1993 году. До этого в России пользовались документами СССР, которые были приняты в 1987 году. Появление новой Военной доктрины явилось вынужденной мерой, так как политическая ситуация в мире давно требовала создания подобного целостного документа. В начале 90-х годов подобная нормативная документация имелась у большинства развитых стран. Обычно она охватывала широкий спектр военно-политических вопросов, а также определяла алгоритм действия армии в результате вражеского нападения. Следующие Военные доктрины были приняты в 2000 году, 2010 и 2014 годах.

Так как в 2015 году вышла новая Стратегия национальной безопасности, то российская Военная доктрина также была дополнена рядом изменений в 2016 году.

Бой в снегу

Если взять для примера США, то у них давно уже существует Стратегия национальной обороны, которая является аналогом российской Военной доктрины. Стратегия США представлена сборником документации, которая затрагивает широкий ряд вопросов, связанных с военной и национальной безопасностью. Кстати, именно в США была заложена традиция, согласно которой Военную доктрину страны (или её аналоги, которые могут носить другие названия) утверждал именно президент, ведь в целом ряде стран именно президент является Главнокомандующим Вооружённых Сил.

Кроме того, США разработали эффективный инструмент для внесения в неё изменений и дополнений, что часто является необходимостью крайней важности, так как политическая обстановка в мире весьма нестабильна. Данным инструментом является ежегодный доклад министра обороны, который он делает для следующих организаций:

  • Для конгресса США;
  • Для председателя Комитета начальников штабов Вооружённых сил США;
  • Для американской «White Paper».

Первая российская Военная доктрина датируется 1993 годом. Именно в этом году президент России впервые утвердил специфический документ, который касался дальнейшей военной политики России на мировой арене и в случае внезапного нападения врага. Данный документ был назван «Основными положениями Военной доктрины Российской Федерации». Перед появлением данного документа общественность была предупреждена через различные средства массовой информации. В это же время военные академии России занимались обсуждением норм, которые планировалось закрепить в тексты документа.

Боевые действия в Чечне

Основные вопросы, которые должна решать Военная доктрина России

Современная версия военного документа в состоянии ответить на ряд следующих вопросов:

  • Какая страна с наибольшей вероятностью может стать противником, и какой приблизительный сценарий будет у возможной войны;
  • Какие нюансы могут быть у предполагаемой войны;
  • Какие глобальные цели и задачи должно преследовать государство в ходе проведения войны;
  • Каким образом можно предотвратить возможное боевое столкновение, чтобы оно не «перетекло» в широкомасштабную войну;
  • Создание военной организации, которая должна будет взять на себя руководство после наступления военных действий в государственных масштабах;
  • Каким образом и с использованием каких средств будет вестись война;
  • Каким образом государство будет вести полномасштабные боевые действия;
  • Алгоритм подготовки к войне и алгоритмы применения силы в случае появления вооружённых конфликтов.

В целом, Военная доктрина Российской Федерации имеет нормативные, информационные и организационные функции, которые определяют алгоритм действий для подготовки государства к войне, а также обороне и нападению, с позиции применения военной силы.

Танк и вертолет

Основные принципы и понятия Военной доктрины России

Так как большинство крупных мировых держав, которые могут стать возможными противниками России в случае войны, имеют ядерное оружие, любой военный конфликт нужно по возможности решать без применения ядерного стратегического оружия. Применение одной из враждующих сторон ядерного вооружения вызовет ответную реакцию, что может привести к глобальной мировой катастрофе. Именно поэтому российская власть делает упор на применение неядерного оружия. Большое внимание уделяется новым разработкам оружия, которое сможет уже в ближайшем будущем стать мощным сдерживающим фактором для возможных противников.

В обновлённом документе появилось новое понятие «система неядерного сдерживания». Данное понятие представляет собой комплекс различных мер, которые комплексно направлены на разработку, вооружение и применение мощного неядерного оружия на возможного противника Российской Федерации.

Изучив Военную доктрину РФ, можно выделить следующие направления в военном строительстве и военной политике, которые расположены в порядке убывания:

  • Сдерживание противника при помощи ядерного вооружения. Данный пункт предусматривает нанесение ядерных ударов по противнику после первого или в качестве ответно-встречного удара. Данный удар должны нанести железнодорожные ракетные комплексы, а также стратегические подводные лодки. В случае ответного ядерного удара, подводные лодки должны нанести общий ответный удар;
  • Оборона силами воздушно-космических войск, которая включает в себя применение высокоточных неядерных средств. Данные удары должны наноситься по скоплению сил армии США и их возможным союзникам;
  • Масштабные военные конфликты с армиями НАТО, которые могут произойти как в пределах различных границ с Россией, так и на территории стран СНГ;
  • Решение регионального Дальневосточного конфликта;
  • Конфликты с Японией, которые носят территориальный характер;
  • Отражение различного типа ракетных ударов, которые могут быть направлены на Москву. С данным вопросом должна эффективно справляться система ПРО, которая расположена в Московском регионе;
  • Различные локальные конфликты и миротворческие операции. Они могут быть как на территории России, так и на всей территории постсоветского пространства;
  • Операции, направленные на противодействие пиратству в Индийском океане, а также различные военные действия в Арктическом регионе.

Колонна бронетехники, Южная Осетия

Основное содержание Военной доктрины Российской Федерации

Хотя российская доктрина существенно обновилась, классификация войн и военных конфликтов совершенно не поменялась. Множество военных экспертов по-прежнему выказывает недовольство тем, что в обновлённой документации нет чёткого определения понятию «война». Это может привести к тому, что любые конфликты могут трактоваться как военное вторжение, даже если это и провокация.

Некоторые военные эксперты в 2016 году предлагали включить своё определение понятия «войны». В их определении, война — это высшая форма разрешения конфликтов среди государств, социальных, религиозных или этнических групп, которая проходит с применением вооружённого насилия высокой интенсивности. Основная цель такого мероприятия – это полное достижение определённых целей одного из участников конфликта.

Классификация войн по различным признакам

Так как в современных условиях невозможно дать полное определение термину «война» на основе нескольких критериев, система определения войн достаточно сложная. Например, можно классифицировать войну по технологическому уровню противоборствующих сторон:

  • Слаборазвитые в технологическом плане государства. Данный тип войн несёт опасность только непосредственным её участникам, так как оружие у сторон, как правило, стрелковое. Как пример, можно привести постоянные столновения в латиноамериканских странах или Африке;
  • Высокоразвитые государства. Последним примером подобного типа была Вторая Мировая война. В современных условиях война высокотехнологичных государств может привести к уничтожению всего человечества на планете;
  • Между слаборазвитыми и высокотехнологичными государствами. Как пример, можно привести войну США и Ирака, которая продолжалась с 2003 по 2011 годы.

Солдаты покидают горящую машину

Часто войны классифицируют по применению стратегии для достижения своих целей:

  • Самая простейшая – это использование стратегии по непосредственному физическому уничтожению противника. Как правило, данную стратегию применяют слаборазвитые государства;
  • Наиболее совершенная – это когда используется стратегия непрямого воздействия. Это может быть простейшая экономическая блокада. В более сложном случае, данный тип войны заключается в поддержке оппозиционных сил в государстве, часто это происходит с использованием косвенной или прямой поддержки войск;
  • Смешанная техника, которая включает в себя совокупность первых двух методов.

По масштабности войны бывают следующих видов:

  • Локальные. Они ведутся лишь в пределах государств-противников. Часто войны данного типа перерастают в более масштабные;
  • Региональные. Данные войны ведут несколько государств в одном из регионов. В отличие от локальных войн, цель здесь более значимая;
  • Крупномасштабные. Наиболее серьёзный тип войн. Как правило, не обычные государства, а целые коалиции государств. Последняя крупномасштабная война, которая произошла в мире – это Вторая Мировая война. Все прекрасно знают, какие страшные опустошения наносят конфликты подобного типа.

Также войны могут разделяться по типу применяемого в них вооружения:

  • Наиболее опасной может стать ядерная война. Так как крупнейшие мировые державы имеют ядерное вооружение, то при развязывании конфликта между ними, вполне может пойти в ход ядерное оружие. Это может уничтожить всё живое на земле, поэтому никто не стремится её начинать;
  • С применением оружия массового поражения. В эту группу входит как ядерное, так и химическое оружие;
  • С использованием обычных видов вооружения. В настоящее время большинство войн бывают именно этого типа;
  • В теории, могут происходить войны с использованием революционных видов вооружения.

В соответствии с нормами международного права, войны бывают:

  • «Справедливыми», то есть когда они ведутся с соблюдением норм международного права. Как правило, подобные войны ведутся для защиты национальных интересов и независимости страны;
  • «Несправедливые» войны. Это так называемая «агрессия», когда все нормы международного права нагло попираются или игнорируются.

Война может происходить между следующими участниками:

  • Среди государств;
  • Между коалицией и государством;
  • Среди коалиций;
  • Между различными этническими или социальными группами в одном государстве. Такая война называется гражданской.

Беспорядки на улицах

Источники возникновения внешней военной опасности

Согласно новой редакции, источники внешней и внутренней военной опасности чётко определены. В зависимости от военно-политической ситуации можно определить, когда России следует готовиться к войне.

Под источниками возникновения внешней опасности понимаются следующие обстоятельства:

  • Главным источником внешней опасности считается глобальное усиление блока НАТО и дислокация его войск возле восточных российских границ. Судя по современному состоянию европейских войск НАТО, опасаться следует только американские войска. Несмотря на то, что «жёлтая» российская пресса постоянно «трубит» об опасности, которую представляют европейские войска НАТО, на самом деле, дела там обстоят не слишком радужно;
  • Обострение политической обстановки в стране. Этот пункт может включать в себя разжигание межнациональной или классовой вражды за счёт средств иностранных государств;
  • Также опасность могут представлять различные военные группировки или бандформирования, которые зачастую спонсируются потенциальным противником.

Кроме вышеперечисленного, к источникам внешней опасности относится милитаризация космоса и развёртывание противоракетной обороны рядом с российскими границами. В связи с тем, что в последние годы США активно использует систему шантажа стратегическими высокоточными ракетами, этот пункт также относится к внешним военным опасностям.

Кроме косвенных источников возникновения внешней опасности, могут быть ещё и прямые военные угрозы для России. Под такими угрозами понимается:

  • Территориальные претензии как к России, так и к её странам-союзницам. Например, ситуация с территориальными претензиями Японии к России;
  • Прямые вмешательства блока НАТО во внутренние дела России или её стран-союзниц;
  • Различные вооружённые конфликты на территории стран, которые имеют общие границы с Россией;
  • Распространение ядерных технологий, оружия массового поражения и прочих военных технологий либо оружия среди стран, отношения с которыми у России натянутые;
  • Как следствие 4-го пункта, увеличение числа государств, которые имеют в своём арсенале ядерное оружие;
  • Спонсирование мирового терроризма.

Подобные опасности могут вытекать из того, что с помощью иностранной поддержки, в некоторых странах могут устанавливаться режимы, которые будут недружелюбно настроены против России.

Союз России и Китая

Опасности, которые согласно Военной доктрине России считаются внутренними

Так как крупной ядерной державе, которой является Россия, весьма опасно угрожать напрямую, часто потенциальный соперник может действовать скрытно, устраивая различные диверсии, мятежи и обострения между этническими, социальными и религиозными группами. Подобные действия представляют собой благодатную почву для появления различных внутренних опасностей на территории России. Они бывают следующих видов:

  • Усилия, направленные на изменение существующего конституционного строя;
  • Дестабилизация общей установки в стране;
  • Создание различного рода помех в работе государственных и военных объектов.

Главные угрозы для России, согласно Военной доктрине

Наиболее значительными военными угрозами, которые напрямую могут привести к военным действиям, указаны:

  • Обострения в результате военно-политических переговоров. К этой категории относятся и тупиковые переговоры, которые приводят к тому, что одной из сторон для подтверждения своей позиции в споре, придётся воспользоваться силой оружия;
  • Благоприятные условия для того, чтобы противник мог воспользоваться своими войсками;
  • Нарушения в бесперебойной работе российских ядерных и стратегических силах;
  • Прямая демонстрация военной силы на границах Российской Федерации;
  • Мобилизация в вооруженных силах близлежащих с Россией стран.

Кроме этого, перевод ряда государственных и военных органов на работу в военном режиме, косвенно свидетельствует о подготовке данного государства к войне.

Каким образом проходят военные конфликты в наши дни

Специальный раздел Военной доктрины посвящён описанию особенностей военных конфликтов, которые наиболее популярны в современном мире. Как правило, черты военных конфликтов современности включают в себя:

  • Использование невоенных и военных средств силами протестного населения;
  • Масштабность применения современного вооружения в комплексе. В качестве современного вооружения могут использоваться современные межконтинентальные ракеты и новейшее оружие, которое может действовать в соответствии с новыми физическими законами. Подобное оружие может по разрушительности не уступать ядерному;
  • Воздействие на противника по всей его территории. Причём данный пункт включает в себя не только массированные удары по суше и морю, а также полное доминирование в воздушно-космическом пространстве;
  • Избирательное поражение крупных военных объектов, использование мобильных отрядов войск специального назначения, которые способны наносить внезапные удары по противнику;
  • Быстрый переход из фазы защиты в фазу атаки;
  • Образование района военных действий.

Кроме данных особенностей, которые были прописаны ещё в предыдущей Военной доктрине, появились и новые. Например, использование частных военных компаний или использование политических сил и общественных движений в ходе военных действий.

Российские солдаты

Основы военной политики Российской Федерации

Основной раздел документа посвящён разъяснениям по поводу государственной военной политики. Тут же приведена расшифровка понятия «военная политика». В данном случае, под военной политикой следует понимать особую деятельность государства, которая непосредственно связана со всеми сферами, которые касаются организации и осуществления обороны. Причём российская военная политика затрагивает не только свои интересы, но и интересы союзных с ней государств.

Основные направления российской военной политики заключаются в следующем:

  • Стараться не допускать, сдерживать и предотвращать любые военные конфликты;
  • Постоянно совершенствовать и модернизировать свои вооружённые силы и все связанные с ними организации;
  • Совершенствовать методы применения вооружённых сил и прочих войск для большей эффективности;
  • Повышать мобильность всех видов войск.

Военная доктрина России напоминает, что ядерной потенциал страны следует рассматривать исключительно как сдерживающий фактор. При этом она предусматривает применение Россией ядерного оружия не только в случае нападения на неё с использованием любого оружия массового поражения. В случае масштабной агрессии против России, которая будет нести угрозу существованию государства, даже если при этом будут применяться обычные виды вооружения, Россия вправе применить ядерное оружие против государства-агрессора.

Противостояние США и России

Этот же раздел предусматривает большинство вопросов по использованию различных военных организаций. Согласно доктрине, Россия может применять силу в следующих случаях:

  • При отражении любой агрессии, направленной в сторону России;
  • Для восстановления или поддержания мира;
  • Для защиты её граждан, даже если они находятся за пределами Российской Федерации.

Как утверждает доктрина, любое применение вооружённых сил должно проводиться масштабно и целенаправленно. При этом строго в соответствии с нормами международного права.

В новой редакции появились пункты, которые касаются военных задач в мирное время, при появлении и стабильном нарастании угрозы агрессии. Помимо этого, появились пункты, касающиеся соблюдения российских интересов в Арктике и такое понятие, как «стратегическое развёртывание вооружённых сил».

Задачи по развитию военных организаций получили несколько новых пунктов:

  • Создание и развитие мобилизационных баз, которые должны служить для стратегического развёртывания ВС;
  • Развитие методик по подготовке и мобилизации населения в случае возникновения серьёзных угроз для государства. В этот же пункт входит развитие методик по мобилизации других ресурсов, необходимых для ведения войны;
  • Усовершенствование всей системы радиационной, химической и биологической защит.

Солдаты в разрушенном городе

Мобилизационная подготовка и военно-экономическое обеспечение

В отличие от предыдущей редакции, новый документ уделяет повышенное внимание мобилизационной подготовке. Данная подготовка включает в себя не только подготовку вооружённых сил, но и иных организаций, с целью обеспечения защиты государства от атак, а также обеспечения различных нужд и потребностей во время войны.

Именно этот раздел косвенно намекает, что Президент РФ не исключает втягивания государства в крупномасштабный военный конфликт в ближайшее время. По крайней мере, современная политика США настолько агрессивная, что эту возможность нельзя полностью исключить. В любом случае, Россия будет готова к ведению полномасштабных боевых действий, которые могут потребовать глобальной мобилизации людских и государственных ресурсов.

В качестве основных задач по военно-экономическому обеспечению, рассматривается вооружение и оснащение вооружённых сил и иных организаций оружием, техникой и различными материальными средствами. При всей простоте данных задач, это включает в себя развитие целого ряда комплексов, которые в случае войны должны обеспечить Россию бесперебойными поставками оружия и ресурсов.

Россия и США

Несмотря на то, что США утверждает, что российская обновлённая Военная доктрина чересчур агрессивная, она основана на Конституции РФ и не нарушает норм международного права.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

warways.ru

Министерство иностранных дел Российской Федерации

  • 1.09.1815:55 видео

    Ответ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на вопрос СМИ “на полях” встречи Президента России В.В.Путина и Президента Азербайджана И.Алиева, Сочи, 1 сентября 2018 года
  • 1.09.1814:56

    О встрече спецпредставителя Президента Российской Федерации по Ближнему Востоку и странам Африки, заместителя Министра иностранных дел России М.Л.Богданова с Послом Иордании в Москве А.Адайле
  • 1.09.1812:30 видео

    Интервью Министра иностранных дел России С.В.Лаврова телепрограмме «Вести в субботу с Сергеем Брилевым» на телеканале «Россия - 1», Москва, 1 сентября 2018 года
  • 1.09.1812:00

    Об обмене поздравительными телеграммами между Министром иностранных дел России С.В.Лавровым и Министром иностранных дел и международного сотрудничества Марокко Н.Буритой по случаю 60-летия установления дипломатических отношений между двумя странами
  • 1.09.1811:24

    Выступление Постоянного представителя России при ОБСЕ А.К.Лукашевича на заседании Постоянного совета ОБСЕ о ситуации на Украине и необходимости выполнения Минских договоренностей, Вена, 30 августа 2018 года
  • 1.09.1811:22

    Выступление Постоянного представителя России при ОБСЕ А.К.Лукашевича на заседании Постоянного совета ОБСЕ в ответ на доклад Действующего председателя ОБСЕ, мининдел Италии Э.Моаверо-Миланези, Вена, 30 августа 2018 года
  • 31.08.1820:54

    Заявление МИД России
  • 31.08.1819:07

    О переговорах Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Эритреи О.Салехом
  • 31.08.1818:47 видео, фото

    Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров с Министром иностранных дел Государства Эритрея О.Салехом, Сочи, 31 августа 2018 года
  • 31.08.1818:13

    О встрече спецпредставителя Президента Российской Федерации по Ближнему Востоку и странам Африки, заместителя Министра иностранных дел России М.Л.Богданова с депутатом ливанского парламента Т.Франжье
  • 31.08.1817:19

    Ответ официального представителя МИД России М.В.Захаровой на вопрос СМИ о проведении в Таллине международного форума по критике коммунистической идеологии и открытии на его «полях» мемориала «жертвам коммунизма»
  • 31.08.1815:13

    Ответ официального представителя МИД России М.В.Захаровой на вопрос СМИ относительно опубликованной на интернет-портале «Баззфид» конфиденциальной информации о банковских операциях Посольства России в США
  • 31.08.1814:58 видео, фото

    Вступительное слово Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе переговоров с Министром иностранных дел Государства Эритрея О.Салехом, Сочи, 31 августа 2018 года
  • 31.08.1810:27

    О переговорах в Хартуме по урегулированию в Центральноафриканской Республике
  • 30.08.1820:39

    О переговорах Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с заместителем Председателя Совета министров, Министром иностранных дел и по делам соотечественников за рубежом Сирийской Арабской Республики В.Муаллемом
  • 30.08.1818:50 видео, фото

    Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров с заместителем Председателя Совета министров, Министром иностранных дел и по делам соотечественников за рубежом Сирийской Арабской Республики В.Муаллемом, Москва, 30 августа 2018 года
  • 30.08.1816:20

    О консультациях заместителя Министра иностранных дел России И.В.Моргулова с заместителем Министра иностранных дел Японии Т.Мори
  • 30.08.1816:09 видео, фото

    Вступительное слово Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе переговоров с заместителем Председателя Совета министров, Министром иностранных дел и по делам соотечественников за рубежом Сирии В.Муаллемом, Москва, 30 августа 2018 года
  • 30.08.1814:01 видео, фото

    Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 30 августа 2018 года
  • 30.08.1812:39

    О встрече спецпредставителя Президента Российской Федерации по Ближнему Востоку и странам Африки, заместителя Министра иностранных дел России М.Л.Богданова с Послом Армении в Москве В.С.Тоганяном
  • www.mid.ru

    Президент утвердил новую редакцию Военной доктрины РФ / Журнал «Гражданин-Созидатель»

     Документ вносит уточнения в действующую доктрину. Уточнения Военной доктрины Российской Федерации проведены во исполнение решения Совета безопасности РФ от 5 июля 2013 года. Внесенные изменения одобрены на совещании Совета безопасности РФ 19 декабря 2014 года. Изменения, как предписывала прежняя доктрина, внесены в связи с "изменением характера военных опасностей и военных угроз, задач в области обеспечения военной безопасности и обороны, а также условий развития Российской Федерации".

    Новые угрозы

    Как сообщил официальный сайт Совета безопасности, изменения "в первую очередь касаются появления новых угроз РФ, которые проявились в ситуации на Украине и вокруг нее, а также в событиях на севере Африки, в Сирии, Ираке и в Афганистане". "В борьбе ведущих государств мира за свои интересы типичными стали "непрямые действия", использование протестного потенциала населения, радикальных и экстремистских организаций, частных военных компаний; наращивается наступательный потенциал НАТО непосредственно у российских границ, активно проводятся мероприятия по развертыванию глобальной системы ПРО", - отмечается в сообщении Совбеза. В новой редакции Военной доктрины РФ наращивание силового потенциала НАТО отнесено к основным внешним военным опасностям для России. К ним относится наделение Североатлантического блока "глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права", а также "приближение военной инфраструктуры стран - членов НАТО к границам Российской Федерации, в том числе путем дальнейшего расширения блока". В тексте документа к основным военным опасностям в отношении РФ также отнесены создание и развертывание систем стратегической ПРО, "подрывающих глобальную стабильность и нарушающих сложившееся соотношение сил в ракетно-ядерной сфере, реализация концепции "глобального удара", намерение разместить оружие в космосе, а также развертывание стратегических неядерных систем высокоточного оружия". Среди основных военных опасностей обновленная Военная доктрина указывает на развертывание и наращивание иностранных контингентов в сопредельных государствах и прилегающих акваториях, "в том числе для политического и военного давления на Российскую Федерацию". В списке опасностей перечислены применение на территории соседних стран военной силы в нарушение норм международного права, возникновение очагов и эскалация там вооруженных конфликтов, а также установление в сопредельных государствах режимов, чья политика угрожает интересам РФ. Под основными военными опасностями новая версия доктрины понимает также "территориальные претензии к Российской Федерации и ее союзникам, вмешательство в их внутренние дела".  

     

    Документ указывает в общей сложности 14 основных внешних военных опасностей для России, включая подрывную деятельность иностранных спецслужб и организаций, растущую угрозу экстремизма и терроризма в условиях недостаточно эффективного международного сотрудничества в этой сфере, а также распространение оружия массового поражения, ракет и ракетных технологий. Наличие иностранных частных военных компаний (ЧВК) рядом с границами РФ определено в новой редакции Военной доктрины как внешняя опасность. В предыдущей редакции от 2010 года слов о ЧВК не было. "Наличие (возникновение) очагов межнациональной и межконфессиональной напряженности, деятельность международных вооруженных радикальных группировок, иностранных частных военных компаний в районах, прилегающих к государственной границе Российской Федерации и границам ее союзников, а также наличие территориальных противоречий, рост сепаратизма и экстремизма в отдельных регионах мира", - говорится в тексте документа, опубликованном сегодня на сайте Кремля. В предыдущей редакции доктрины этот пункт включал лишь "наличие (возникновение) очагов и эскалация вооруженных конфликтов на территориях сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками государств". Информационное воздействие на молодежь является одной из основных внутренних военных опасностей для РФ, говорится в новой редакции Военной доктрины РФ. В рубрике документа, где перечислены основные внутренние военные опасности, теперь появился пункт "Деятельность по информационному воздействию на население, в первую очередь на молодых граждан страны, имеющая целью подрыв исторических, духовных и патриотических традиций в области защиты Отечества". Также к внутренним военным опасностям теперь отнесены "деятельность террористических организаций и отдельных лиц, направленная на подрыв суверенитета, нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации" и "провоцирование межнациональной и социальной напряженности, экстремизма, разжигание этнической и религиозной ненависти либо вражды". В новой редакции также говорится, что использование финансируемых и управляемых извне политических сил и общественных движений, применение совместно с военной силой других средств, в том числе с использованием протестного потенциала населения, относятся к характерным чертам современных военных конфликтов. В редакции доктрины 2010 года этих пунктов не было. Как и в прежней версии документа, доктрина отмечает в современных конфликтах комплексное применение военной силы и других средств, однако теперь уточняется, что речь идет о "политических, экономических, информационных и иных мерах невоенного характера, реализуемых с широким использованием протестного потенциала населения и сил специальных операций". В документе появились пункты об участии в военных действиях иррегулярных формирований и частных военных компаний, использовании "непрямых и асимметричных способов действий". Вместе с тем обновленная доктрина отмечает в современных конфликтах массированное применение высокоточного оружия, беспилотников и роботов, воздействие на противника сразу на всю глубину его территории, а также в информационном и воздушно-космическом пространстве.  Обновленная Военная доктрина РФ не исключает создание совместных систем ПРО с другими странами при равноправном участии России. В предыдущей редакции от 2010 года об этом не говорилось. К основным задачам РФ по сдерживанию и предотвращению военных конфликтов отнесено "формирование механизмов взаимовыгодного двустороннего и многостороннего сотрудничества в противодействии вероятным ракетным угрозам, включая при необходимости создание совместных систем противоракетной обороны с равноправным российским участием". Военная доктрина также предусматривает "противодействие попыткам отдельных государств (групп государств) добиться военного превосходства путем развертывания систем стратегической противоракетной обороны, размещения оружия в космическом пространстве, развертывания стратегических неядерных систем высокоточного оружия". 

    Основополагающие положения остались неизменными

    "Сохранен оборонительный характер доктрины, сделан акцент на приверженность России к использованию военной силы только после исчерпания возможностей применения мер ненасильственного характера, - говорится в сообщении Совбеза. - Остались прежними принципы применения Вооруженных сил РФ и порядок применения ядерного оружия".   Фото ИТАР-ТАСС

     

    Армия: задача в семь ходов

    Конкретизированы основные формулировки документа. "В первую очередь это относится к основным внешним и внутренним военным опасностям, особенностям военных конфликтов, а также вопросам применения Вооруженных сил, - отметили в Совбезе. - Введено понятие "неядерное сдерживание", имея в виду поддержание в высокой степени боевой готовности сил общего назначения. Конкретизированы и дополнены основные задачи РФ по сдерживанию и предотвращению военных конфликтов", - говорится в сообщении. В доктрине дано понятие мобилизационной готовности и определены задачи по ее поддержанию, включены задачи по повышению эффективности военно-патриотического воспитания граждан. Перечень основных задач Вооруженных сил, других войск и органов дополнен положениями о воздушно-космической обороне, обеспечении национальных интересов России в Арктике, а также создании, развитии и модернизации военной инфраструктуры. В новой редакции скорректированы задачи военно-экономического обеспечения обороны. "В развитии оборонно-промышленного комплекса основной упор сделан на повышение качества и конкурентоспособности продукции военного назначения, создание системы управления полным жизненным циклом вооружения, военной и специальной техники", - отметили в Совбезе. В документе получили отражение вопросы расширения взаимодействия со странами - членами БРИКС, развития отношений с Абхазией и Южной Осетией. "Подчеркнута необходимость поддержания равноправного диалога с ЕС и НАТО, содействия построению в Азиатско-Тихоокеанском регионе новой модели безопасности", - говорится в доктрине.

    www.grso.ru

    Новая военная доктрина России сохранила оборонительный характер

    В России сегодня обновлена военная доктрина - документ, в котором, в частности, сформулированы опасности для страны и перечислены возможные ответы на эти вызовы. Ключевое слово - "сдерживание", то есть, доктрина по-прежнему оборонительная. При этом инструменты сдерживания приводятся в соответствие времени.

    11 часов 2 минуты по московскому времени. С военного космодрома "Плесецк" в Архангельской области стартует межконтинентальная баллистическая ракета РС-24 "Ярс". Запуск испытательный, хотя "Ярсы" уже несколько лет состоят на вооружении РВСН. Задача подтвердить высокие характеристики оружия успешно выполнена.

    Пройдя шесть тысяч километров, учебная боеголовка точно поразила мишень на камчатском полигоне Кура. Наш ответ американской ПРО - разделяющаяся головная часть РС-24 способна сбить с толку ракеты-перехватчики. В этот же день, и тоже в Архангельской области, в Северодвинске закладывают новый подводный ракетоносец. "Генералиссимус Суворов" продолжает линейку субмарин класса "Борей". Минувшей осенью в Баренцевом море головной корабль проекта "Юрий Долгорукий" провел успешные пуски межконтинентальной ракеты "Булава".

    "Бореев" у России три, последний, "Владимир Мономах", поднял андреевский флаг буквально неделю назад. Но "Суворов" - это новый, усовершенствованный "Борей-А", таких подлодок флот получит еще три. От предшественниц их отличает радикально сниженный уровень шума - огромная стратегическая субмарина в море становится буквально невидимкой.

    "Сейчас создается новое оборудование с новыми качествами, с новыми требованиями. Это, конечно, уменьшение виброактивности оборудования, которое там стоит. Вот это главное. Это значит -  невозможность обнаружить подводную лодку средствами противника на определенных условиях", - поясняет генеральный директор и генеральный конструктор ЦКБ "Рубин" Игорь Вильнит.

    Зримое подкрепление новой военной доктрины России, точнее - новой редакции, одобренной Президентом на совещании с членами Совета Безопасности. Учтены последние изменения в мире, где возникли новые центры притяжения, и усилилась глобальная конкуренция. Не только экономическая и политическая - речь идет о соперничестве ценностей и моделей развития. И хотя угроза полномасштабной войны против нашей страны снижается, основная внешняя опасность исходит от Североатлантического блока.

    "Наращивание силового потенциала Организации Североатлантического договора (НАТО) и наделение ее глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права, приближение военной инфраструктуры стран - членов НАТО к границам Российской Федерации, в том числе путем дальнейшего расширения блока", - говорится в новой военной доктрине России.

    Такое наращивание военной мощи может использоваться для политического и военного давления на Россию, отмечается в доктрине. Другие внешние опасности - международный терроризм, развертывание американской ПРО, подрывающей сложившийся ракетно-ядерный баланс, территориальные претензии к России и ее союзникам, очаги напряженности у наших границ. Учтены в этой связи и события на Украине. Опасными признаны перевороты в соседних странах, когда к власти приходят режимы, угрожающие интересам России. Впервые отмечена угроза со стороны иностранных военных наемников, действующих на территории сопредельных государств.

    Тенденция последнего времени - угрозы смещаются в информационное пространство и внутреннюю сферу России. На взгляд неспециалиста они кажутся не военными, но оттого только более опасными. Впервые в военной доктрине упоминаются управляемые и финансируемые извне политические и общественные силы, использующие в своих целях протестный потенциал населения.

    "США уже не скрывают, что целенаправленные санкции против России носят в себе скрытый характер - дестабилизировать ситуацию, привести к смене власти. Думаю, что военная доктрина обеспечит готовность общества к такого рода угрозе, обеспечит стабильность", - объясняет Андрей Кошкин, член Ассоциации военных политологов-экспертов.

    Наряду с угрозой насильственного изменения конституционного строя и террористической деятельностью, в числе внутренних опасностей:

    "Деятельность по информационному воздействию на население, в первую очередь на молодых граждан страны, имеющая целью подрыв исторических, духовных и патриотических традиций в области защиты Отечества;

    - провоцирование межнациональной и социальной напряженности, экстремизма, разжигание этнической и религиозной ненависти либо вражды".

    Актуальные положения доктрины 2010 года остались в силе. Сохранен ее принципиальный оборонительный характер. Использовать военную силу Россия будет только в том случае, когда все другие меры исчерпаны.

    Неизменны и принципы применения ядерного оружия: только в качестве ответного удара, если под угрозу поставлено существование государства. Вашингтон, громко упрекающий Россию в якобы агрессивных действиях, задолго до украинского кризиса дал своим военным право на превентивный ядерный удар.

    Недопущение атомного, как и любого другого конфликта положено в основу военной политики нашей страны. Гарантировать это можно, в том числе, совершенствованием сил ядерного сдерживания. Но в новой редакции российской военной доктрины вводится также понятие "неядерное сдерживание", направленное на предотвращение агрессии против нашей страны без использования оружия массового поражения. Ключ к этому - в поддержании высокой боеготовности и технической оснащенности российских вооруженных сил.

    www.1tv.ru

    Совещание по вопросам формирования проекта госпрограммы вооружения на 2018–2025 годы

    В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!

    Мы продолжим сегодня нашу работу и обсудим ряд вопросов, связанных с формированием проекта госпрограммы вооружения на 2018–2025 годы.

    Напомню, что эта программа станет важнейшим инструментом в реализации военно-технической политики России в сфере обороны и безопасности до 2025 года и на дальнейшую перспективу.

    Смотрите также

    Новая программа призвана обеспечить сбалансированное развитие систем вооружения для всех родов и видов войск и поэтапное оснащение ими частей и соединений. Это позволит значительно повысить боевой потенциал Вооружённых Сил, обеспечит выполнение тех ответственных задач, которые предусмотрены Военной доктриной и Стратегией национальной безопасности, да, собственно говоря, и рядом других важнейших документов.

    Планируемые мероприятия позволят не только оснастить армию и флот современными образцами вооружения и техники – они дадут возможность сформировать научно-технический задел для разработки принципиально новых видов оружия.

    В ходе формирования и реализации проекта госпрограммы вооружения следует принимать во внимание, что намеченные планы выполняются в условиях импортозамещения. Соответствующие программы активно реализуются. Последний раз обсуждали эту тему с вами в ходе совещания в Рыбинске и признали, что в целом по импортозамещению продукции военного назначения достигнуты хорошие результаты.

    Однако следует иметь в виду, что предстоит сделать гораздо больше. Имею в виду развитие отечественной электронной компонентной базы прежде всего, реализацию контрактов полного жизненного цикла военной продукции, а также синхронизацию сроков подготовки необходимой инфраструктуры с поставками нового вооружения.

    Сегодня рассмотрим вопросы, связанные с состоянием Сухопутных и Воздушно-десантных войск. Обсудим перспективы их развития – с учётом формирования проекта госпрограммы вооружения до 2025 года.

    Отмечу, что к концу 2017 года доля современных вооружений в Сухопутных войсках должна составить 42 процента, а в ВДВ – 58 процентов. В предстоящий программный период важно не только продолжать наращивать данный показатель, но и придать системе вооружения сил общего назначения новое качество.

    Решение этой задачи прямо зависит от возможностей организаций оборонно-промышленного комплекса. Необходимо оценить производственно-технологические мощности промышленности, в том числе и потенциал их дальнейшего развития.

    Вначале заслушаем доклады главнокомандующего Сухопутными войсками, командующего Воздушно-десантными войсками. После их выступлений руководители интегрированных структур и организаций ОПК проинформируют нас по вопросам и проблемам реализации спланированных мероприятий.

    Давайте начнём работу.

    <…>

    www.kremlin.ru