Водные камни Taidea для заточки ножей. Часть первая. #600. Водные камни для заточки ножей


Японские водные камни для заточки ножей

Японские водные камни отличаются от отечественных и западных аналогов. Прежде всего это относится к их мягкости. Она определяется с помощью объемов связок и пор, а также абразивных зерен. японские водные камни

Общие сведения

Искусственные твердые абразивы из Северной Америки или Европы чаще всего ориентированы на механическое оборудование и промышленное производство. Они применяются с непрерывным охлаждением или сухими. Высокая производительность труда является следствием автоматизации процессов шлифовки и заточки. Это также относится к среднему качеству обрабатываемой поверхности, так как она изобилует прожогами и микротрещинами.

Ручная заточка инструмента: особенности

В этом случае твердый абразив быстро забивается из-за стружки. Таким образом происходит его засаливание. Из-за этого фактора такая заточка инструмента осуществляется с достаточно низкой скоростью. В соответствии с европейскими традициями устранение дефектов происходит на завершающей стадии электрическим методом или с помощью полировальных пластов.

Заточка на японских водных камнях

Эти шлифовальные бруски являются хорошо приспособленными к ручной работе. Они используются исключительно с водой. Приспособления очень мягкие и стачиваются быстрее. При этом постепенно обнажаются новые зерна абразива. Одновременно с этим на поверхности бруска образуется суспензия. Это происходит в результате взаимодействия сработанных зерен с жидкостью. Известно, что японские водные камни изнашиваются значительно быстрее. Однако они способны обеспечить высокую стабильную производительность. При этом должна быть высокая чистота обработки поверхности. водные камни для заточки ножей

Главные различия

При применении брусков малой зернистости обеспечивается относительно быстрая доводка режущей кромки до отличного состояния. Полированные пласты, войлочные круги, правочные стропы и другие традиционные западные аксессуары не используются. Водные камни для заточки ножей отличаются высокой производительностью. Однако она уступает в скорости съема алмазным элементам. Но они, в свою очередь, отличаются более ограниченным диапазоном зернистости. Кроме того, следует выделить завершающие стадии заточки. В данном случае очень легко переусердствовать и чрезмерно истончить лезвие. заточка инструмента

Маркировка

Она основывается на зернистости, которой обладают водные камни для заточки ножей. Маркировка характеризует число отверстий, приходящихся на один квадратный дюйм сита, на котором произошло оседание фракции зерен в соответствии с определенным интервалом. Абразив можно получить с помощью просеивания. При этом средний размер зерна – не меньше 50 микрон. Более мелкие абразивы просеиваются с помощью других методов. В данном случае имеется в виду воздушный сепарационный и гидравлический способ.

Определение количества шлифовальных элементов

Все зависит от задачи, которая поставлена перед точильщиком. Мелкозернистые японские водные камни (#6000) подойдут для правки и доводки. Для проведения легкого заострения потребуются другие элементы. Нож предварительно поправляется на бруске, который имеет зернистость до #5000. Для обычной заточки характерны другие параметры - #600-2000. Лезвие может быть сильно изношено, иметь забоины или иные повреждения. В этом случае для удаления дефектов используются крупнозернистые заточные камни. заточные камни

Максимальная острота

Ее также можно назвать бритвенной. Для этого требуются высочайшие индивидуальные навыки в области доводки и заточки. Однако такая острота требуется не на каждом лезвии и далеко не всегда. Пытаться навести ее на мягковатой нержавейке – бесполезная затея. Дело в том, что в данном случае эффект крайне недолговечен. Мягкие ножи, которые изготовлены из низкоуглеродных сталей, могут быть исправлены с помощью мусата. Стоит отметить, что для качественного твердого изделия этого будет недостаточно. Таким образом, при покупке хорошего ножа на средствах заточки экономить нецелесообразно.

Замена элементов

Это нужно делать чаще. Для подтверждения можно прибегнуть к простому расчету. Благодаря этому экономится абразив и время. Если плавно и постепенно снижать зернистость, то следы от предыдущего, более крупного камня, будут устранены довольно быстро. Таким образом, обеспечивается хорошая чистота поверхности, а также повышается долговечность бруска и его ресурс. Набор, который включает в себя от 5 до 7 камней, обойдется совсем не дешево. Однако лезвия крайне редко доводятся до такого состояния, когда для их исправления требуется полный арсенал. Для того чтобы поддерживать изделия в хорошей форме, как правило, достаточно всего 2-3 мелкозернистых бруска. Также потребуется один полировальный. японские точильные камни

Бытовое использование

В настоящее время наиболее популярны комбинированные японские точильные камни, которые продаются по доступной цене. Они состоят из двух половинок разной зернистости, скрепленных при помощи водостойкого клея.

Принципы работы

Каждый водный камень для заточки должен быть предварительно замочен. Рекомендуется использование глубоких пластмассовых емкостей. Лучше, чтобы они были прозрачными. Будет хорошо, если для каждого вида камней будет предусмотрена отдельная емкость. Благодаря этому частицы крупного абразива не станут попадать на мелкий. Для определения времени замачивания нужно обратить внимание на пузырьки воздуха, которые выделяет камень точильный водный. Пористые и крупные элементы в процессе впитывания жидкости выпускают их около 5 минут. Мелким, имеющим среднюю зернистость, для насыщения требуется больше времени – до 15 минут. Мелкозернистые плотные японские водные камни замачиваются дольше всех. Время их насыщения может составлять до 20 минут. После этого требуется установка камня на подставку. Основные требования к ней – обеспечение устойчивого положения бруска и исключение его перемещения во время работы. Стоит помнить о том, что для проведения заточки потребуются обе руки. Мелкозернистые элементы предполагают создание слоя суспензии непосредственно перед правкой. Целесообразно использование бруска Nagura. водный камень для заточки

Обработка сильно затупленного и поврежденного лезвия

Требуется крупнозернистый абразив - #80-400. Прежде всего, следует начать с удаления забоин. Для этого производится устранение остатков лезвия. Материал должен быть убран по всей длине. Таким образом геометрия клинка не будет искажена. Нужно делать так, пока повреждения полностью не устранятся. Появляется прямая грань. Далее требуется оценка равномерности ее толщины. Она может "плавать". В этом случае необходимо восстановление профиля клинка. Работа ведется со спусками. Следует убрать излишки материала. После того как эта работа будет закончена, ширина грани должна быть постоянной по всей длине клинка. Толщина выбирается в соответствии с назначением ножа. Далее подходит очередь предварительной заточки. Таким образом, будут выявлены места спуска, которые еще нуждаются в поправке.

Практические рекомендации

Количество суспензии возрастает в процессе полировки и шлифовки. Не нужно допускать того, чтобы она слишком загустела. Ее смывание также не требуется. Японцы производят периодическое увлажнение суспензии. Для этого кончики пальцев окунаются в воду, и последняя стряхивается на брусок. Также можно воспользоваться одноразовым шприцем или бытовым пульверизатором. Важно по случайности не допустить ее полного смывания. заточка на японских водных камнях Рекомендуется использование всей площади бруска. При работе с крупнозернистым абразивом в ходе интенсивного съема металла необходимо внимательно следить за износом. В основном больше всех рискует средняя часть бруска. Таким образом, искажается рабочая плоскость, а режущая кромка заваливается. С этим явлением можно справиться разными способами. Японцы изготавливают для этого специальные камни. Их основой являются твердые износостойкие сорта абразива. Такие камни имеют ряд параллельных пропилов. Они-то и участвуют в процессе выравнивания изношенного камня. Восстановление должно производиться вместе с водой. Затем абразив необходимо тщательно промыть. Для этого используется щетка, которая предназначена для удаления застрявших частиц.

Хранение

Бруски следует держать в индивидуальной таре. Она может быть как картонной, так и пластиковой. Допустимо хранить в воде средне- и крупнозернистые камни в том случае, если они используются регулярно – около одного раза в неделю. Бруски, которые применяются реже, необходимо тщательно высушивать после работы. Оставлять на холоде мокрый брусок нельзя. Замерзшая вода может поспособствовать его разрушению. Регулярная правка пойдет на пользу бруску. Этот процесс упрощает уход за ним, а также снижает неравномерность износа. Сколы краев камня можно предотвратить. Для этого периодически во время работы (в соответствии с износом) на его грани должна быть наведена неширокая фаска. Необходимый угол – 45 градусов. Тонкий камень точильный водный рекомендуется наклеить на ровный кусок древесины или органического стекла. Это делается при помощи водостойкого клея. Таким образом срок службы бруска будет продлен.

fb.ru

Водные камни для заточки ножей. Часть третья. #3000/8000

Продолжим тестировать китайские водные камни. Первая часть обзора. mysku.ru/blog/china-stores/37187.html Вторая часть. mysku.ru/blog/china-stores/37202.html И хотя рассматриваемый камень не брендирован, по качеству не уступает полученным ранее Taidea. Упакован камень был в белую коробку из гофрокартона без каких-либо надписей, и внутри нее еще в пакетик из пупырки. Но все равно приехал со слегка отбитыми углами. Размеры следующие: длина 180 мм, ширина 61 мм, толщина (высота) 30 мм. Сторона 3000 кирпичного цвета, на первый взгляд ровная. На поверхности имелись вот такие следы. Сторона #8000 белого цвета. Тоже имеются какие-то точки. С лицевой стороны слои склеены аккуратно. С обратной стороны заметен весьма толстый слой белого клея. Не очень приятно видеть такое, но на практике не является проблемой. Редко кто стачивает камни до этого клеевого слоя. Комплектуется камень стандартной резиновой подставкой. Исходя из опыта прошлой работы с камнями, решил сразу выровнять поверхность. Замочил камень на полчаса. Нарисовал на стороне #8000 карандашную сетку. Так как зеркало уже матированное, то работа продвигалась быстро. Через 3 минуты. Еще через 2. В итоге за 8 минут полностью выровнял сторону #8000. То же самое проделываем со второй стороной. Протестируем камни на старом кухонном ноже. Я заранее сформировал кромку на грубом камне #360. Чтобы не было больших градаций в смене зернистости, решил чередовать с камнем из прошлого обзора. Будут следующие этапы #1000 — #3000 — #4000 — #8000. Подвод после стороны #1000. Все хорошо, риски равномерные. Переходим к обозреваемому камню. По моим наблюдениям у китайских водных камней одна сторона «глинистая», другая «песчаная» если судить по характеру выделяемой суспензии. Сторона 3000 выдает умеренное количество суспензии, и она как раз глинистая, пальцы к ней немного липнут. Подвод равномерно матовый. Риски почти не заметны. Возвращаемся к первому камню. Сторона #4000. Случилось страшное – я потерял угол :( Невооруженным взглядом почти не заметно, а на макрофото видно ступеньки. Заметного прироста качества обработки поверхности не произошло, но камни работают корректно и это радует. Приступаем, наконец, к заточке на стороне #8000. Суспензии выделяется умеренное количество, упомянутая липкая «глинистость» отсутствует. Камень работает достаточно быстро, это хорошо видно черному цвету суспензии от снятого металла. Вот полученный результат. Поверхность подвода выглядит равномерно матовой, но под определенным углом видны риски. Я ожидал несколько иного результата. Неоднократно слышал, что японские камни такой зернистости дают зеркальную поверхность. Из-за того, что у меня сбился угол заточки, какой-либо впечатляющей остроты достичь не удалось. Нож неохотно бреет предплечье, и спокойно режет газетку на весу. Вполне заурядный результат. Но камни работают хорошо, предсказуемо. Мне понравилось. Так, что дело не в камнях, а в заточнике. Надо отрабатывать технику. Единственная претензия к камням – я сомневаюсь, что у обозреваемого камня зернистость действительно составляет 8000 грит. Хотя сравнивать мне не с чем. Брендированный камень 3000/8000 от Taidea www.tomtop.com/taidea-3000-8000-grit-combination-corundum-whetstone-dual-sided-knife-sharpening-stone-for-kitchen-sushi-knives-h25076.html стоит в 2-3 раза дороже. К сожалению, не могу сказать, получим ли мы от него в два раза лучшее качество заточки. Я никакой разницы в удобстве работы и стабильности получаемых результатов, по сравнению с полученными ранее камнями не заметил. Цена в магазине на обозреваемый камень очень привлекательная, вот только доставка платная. На этом все. Спасибо за внимание.

Товар предоставлен для написания обзора магазином. Обзор опубликован в соответствии с п.18 Правил сайта.

mysku.ru

Как заточить нож с помощью водного камня

В недавно вышедшем на экраны фильме Повар на колесах главный герой, шеф-повар Карл Каспер, учит своего сына: нож — собственность повара, а не кухни. Те, кто готовит много и часто, знают, о чем он говорит: хороший нож делает жизнь кулинара легкой и приятной, плохой же запросто испортит любое блюдо, да и порезаться тупым ножом намного легче, чем острым.

Для меня «хороший нож» значит «японский нож»: нож сантоку служит мне верой и правдой уже много лет. Само собой, если вы хотите, чтобы ваш нож тоже служил вам долго, необходимо о нем заботиться, в том числе — часто точить. И лучший инструмент для заточки любого ножа — водный камень.

Как заточить нож с помощью водного камня - фотоКак заточить нож с помощью водного камня - фото

Водный камень

Собственно, водным такой камень называется потому, что перед заточкой его погружают в воду. Вода, заполняя поры камня (в зависимости от зернистости, камни используются для различных целей — исправление повреждений, правка режущей кромки, заточка, полировка), служит в качестве смазки в процессе заточки.

Зернистость водного камня обозначается по числовой шкале. Следуя японской школе заточки, камни зернистостью от #120 — #200 используются для формирования режущей кромки с нуля, либо для ремонта повреждений. После этих камней и непосредственно перед началом заточки можно использовать камень #600 — #800, но это не обязательно.

Как заточить нож с помощью водного камня - фотоКак заточить нож с помощью водного камня - фотоСейчас продают спаренные камни с разной зернистостью. Комбинация #1000 плюс #3000 — наиболее универсальный набор для домашней заточки.

Для первичной обработки режущей кромки используют камень зернистостью #1000, для завершения рабочей заточки — камень #3000.

Для дальнейшей полировки режущей кромки используют камни #5000 — #8000, однако эту стадию заточки нельзя назвать необходимой при подготовке кухонного ножа. Существуют и камни зернистостью #15000 — #30000 (размер одной частицы — меньше 0,5 микрометра), но их давайте оставим японским мастерам.

Как точить?

Погрузите водные камни в воду и оставьте там минут на 15 или до тех пор, пока они перестанут выделять пузырьки. Уложите камень на подставку, зафиксируйте ее на столе (если поверхность стола скользит — подложите влажную ткань).

Как заточить нож с помощью водного камня - фотоКак заточить нож с помощью водного камня - фотоПеред началом заточки водный камень нужно выдержать в воде

Начните заточку с более грубого камня и, держа нож двумя руками под фиксированным углом, проводите по поверхности камня плоскостью, которая образует режущую кромку. Периодически смачивайте камень водой (не пугайтесь появляющейся на его поверхности «грязи» — это эмульсия абразива и воды, которая исполняет роль смазки при заточке) и следите за режущей кромкой: если перестал образовываться заусенец, и риски от предыдущего, более грубого, камня были убраны, значит, пора переходить на более мелкий камень, или заканчивать заточку.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать (или, в нашем случае, прочитать), поэтому я подготовил это короткое видео, из которого вы узнаете, как заточить нож с помощью водного камня.

Это мой первый опыт в производстве видео, так что не судите строго.

Вопросы и ответы

Какие камни нужно иметь для заточки кухонного ножа?

Дома достаточно иметь камни #1000 и #3000 для повседневной заточки. Также может потребоваться более грубый камень на случай, если вы повредите режущую кромку.

Как заточить нож с помощью водного камня - фотоКак заточить нож с помощью водного камня - фотоДля устранения повреждений лезвия у меня есть камень зернистостью #280, при обычной заточке он не используется

Как часто нужно точить нож?

Единственно верного ответа тут нет, все зависит от того, как часто и интенсивно вы его используете. Как только почувствуете, что тот чудесный рез ножа, который вдохновлял вас сразу после его покупки, куда-то пропал — значит, нужно точить.

Что, кроме водных камней, необходимо для заточки?

Если ваш нож имеет полировку или обкладки из дамаска, вам понравится идея заклеить клинок малярной скотч-лентой, оставив открытым только режущую кромку, чтобы их не поцарапать. Кроме того, может оказаться полезен держатель угла, чтобы выдерживать нужный угол по мере заточки.

Как определить угол заточки?

Есть универсальный способ: поставьте нож режущей кромкой на плоскую поверхность и наклоняйте, пока плоскость, образующая режущую кромку, не ляжет на опорную плоскость полностью. Достаточно попробовать несколько раз, и вы почувствуете этот момент, далее надо лишь выдержать полученный угол. Для этого нужен опыт, так что на первых порах вам может пригодиться держатель угла заточки (см. выше).

А как же мусат и другие методы заточки?

Мусат обычно используется для лёгкой правки в процессе работы, и его использов&

arborio.ru

алмазные, абразивные, японские водные, образцы российского производства, какие выбрать

Нож сопровождает человека с раннего детства и до старости. Каждый из нас знает, что чаще всего рассекает руку именно тупое лезвие. Для этого клинку достаточно соскользнуть с поверхности.

Для того чтобы этого избежать, а также сделать процесс резки быстрым и комфортным ножи затачивают. Но для заточки ножей существует много разных приспособлений и методов, стоит рассмотреть их подробнее.

Содержание статьи

Заточка: принцип и варианты

Заточка лезвия представляет собой процесс снятия абразивом кромки по всей длине лезвия под определённым углом. Угол заточки зависит от твёрдости стали и задач, стоящих перед клинком. Так для бытовых кухонных и охотничьих ножей угол заточки составляет 30…35 градусов, охотничий нож со стойкостью к затуплению, затачивается под 40…45.

Заточка ножа при помощи японского водного камня

Несколько особняком стоят клинки, от которых требуется особая острота лезвия, обычно это поварские ножи или ножи для профессиональной обработки продуктов, в этом случае угол заточки составляет от 25 градусов.

Отдельно стоит рассмотреть углы заточки бритвы и хирургических инструментов, так как от них требуется острота лезвия. Для опасной бритвы угол заточки составляет 14…15, для хирургического инструмента от 12 до 25 градусов.

Заточка ножей производится двумя методами, вручную с помощью абразивных брусков или специальных приспособлений и механическим способом с применением заточного станка с вращающимся абразивным кругом.

Первый вариант требует наличия навыка, но в тоже время он легче в освоении и доступен всем. Для заточки используются абразивные бруски различных типов, распространены:

  • арканзасские, известные как новакулит;
  • японские водные камни;
  • алмазные бруски;
  • керамика.

Каждый вид камня обладает своими достоинствами и недостатками. Эти камни будут рассмотрены отдельно чуть ниже. Для быстрой заточки кухонных ножей часто применяют Ножеточки с фиксированным или переменным креплением абразивных плоскостей, заточка в которых производится при перемещении клинка между заточными поверхностями.

Механическая заточка на станке гораздо проще, менее затратна по времени, но требует постоянного контроля температуры и соблюдения правил техники безопасности.

Важно! При заточке на станке с абразивом из электрокорунда нужно контролировать температуру металла лезвия, при перегреве сталь лезвия может изменить свои физические свойства.

Основные виды точильного камня

В ходе эволюции человечества определились подходящие для заточки ножей материалы природного происхождения, хотя на истоке цивилизации заточку клинков доверяли даже обычному песчанику.

Сейчас же информация по обработке металла структурирована и отобраны камни, обладающие лучшие абразивными свойствами.

Придуманы и отработаны методы работы с ними. Кроме того, широко распространены синтетические материалы обладающие зачастую лучшими свойствами чем природные аналоги.

Арканзасские камни

Novacula — точильный камень для бритвы. Это плотная кремнистая порода из однородных кристаллов кварца. Добыча производится в карьерах, бруски из арканзасского камня имеют несколько степеней зернистости, отличаются отличной абразивной способностью, но в тоже время ввиду плотной структуры требуют применения при заточке масла.

Арканзасские точильные камни

Заточка «на-сухую» забьёт поры камня пылью и металлом, в результате чего камень выйдет из строя. Основной недостаток этих брусков это цена и неравномерность выработки при неправильной заточке клинка.

Японские водные камни

Природный камень родом из Японии, отличается высокой затачивающей способностью, но в тоже время достаточно сложный в применении. Заточка ножей на нем практически ритуал. В отличие от новакулита этот абразив более мягкий.

Заточка производится с применением воды. Сам процесс достаточно сложен и требует времени. Выпускаются камни зернистостью от 600 до 30 000 грит в японской классификации JIS, в то же время для суперфинишной обработки лезвия вполне хватает 10 000 грит.

Японский водный камень Naniwa Super Stone для заточки

Поэтому 30 000 уже избыточная зернистость для клинков бытового применения. Сам брусок перед работой нужно замочить в ёмкости с водой, после его пропитки извлечь и создать на его поверхности грязевую массу с помощью Нагуро, второго абразивного бруска в комплекте водного камня.

С помощью этой суспензии и производится заточка. Поверхность абразива быстро и неравномерно вырабатывается, по этой причине требуется периодическое восстановление её с помощью специальных брусков.

Синтетические камни

Алмазные бруски для заточки, синтетические материалы — электрокорунд, оксид хрома или алмазная крошка на силикатовом или керамическом связующем. Эти камни обладают равномерной структурой, разной (в зависимости от бруска) зернистостью и хорошими эксплуатационными характеристиками.

Алмазный точильный камень

Стоимость таких камней обычно невысока, сами бруски доступны. Заточка может производиться как «на сухую», что не рекомендуется, так и с применением воды или масла.

Керамика

Эти материалы применяются для окончательной доводки лезвия, финишная или суперфинишная отделка. Зернистость этих материалов мала, но в тоже время они достаточно дёшевы и позволят сгладить царапины от обдирающего абразива или поправить нож с серрейторной заточкой.

Применение жидкости обязательно, так как поры в обожжённой керамики очень быстро забиваются, поверхность становится гладкой.

Широко распространены точильные камни различной формы, от стандартных брусков, работать с которыми лучше на устойчивой плоскости, до стержневых заточных камней, с помощью которых клинок подправляется на ходу.

 Керамический стержень для заточки ножей

Одно остаётся неизменным, не важно, какой брусок, и какой металл, но для качественной заточки обязательно используют смазку: воду или масло.

Правила заточки

Сначала нужно подготовить все необходимые материалы. Брусок для заточки, ёмкость с водой и бумажное полотенце или обычный лист бумаги. Пригодится и кусок ветоши.

Сразу же нужно и определится с углом заточки. Например, 35 градусов, это наиболее оптимальный угол для кухонного ножа или 40 для острого охотничьего.

Осмотрите камень, если на нем имеется корытце или значительная выработка то её следует выровнять, иначе заточка будет неравномерной.

Выравнивание камня производится другим бруском, некоторые типы брусков, такие как японские камни, имеют в комплекте специальные гребневые камни для восстановления поверхности.

Брусок устанавливают на ровной устойчивой поверхности, прекрасно подойдёт стол. Для минимизации скольжения под него кладётся ткань или резина. Можно зафиксировать его на столе и другим подручным способом. Поверхность бруска смачивается водой или машинным маслом.

Точильный камень рекомендуется смочить водой

Положение клинка регулируется подручными средствами, например, одев на тыльную часть лезвия зажим для бумаг или подложив монету. Если владелец ножа имеет крепкие нервы и острый глаз, то достаточно просто удерживать нож в нужном положении.

Нож размещается под углом в 40-45 градусов к осевой линии клинка, заточка производится поступательными движениями клинка от себя. Для высокого качества заточки стоит производить её в два приема.

Первый раз на крупнозернистом обдирочном бруске. Затем, на доводочном, мелкозернистом. Во время заточки необходимо периодически смачивать поверхность камня. Проверку после заточки проводят как визуально, осмотрев грани лезвия на просвет, острая часть лезвия равномерна по всей длине, не должна давать бликов.

Натуральный камень для доводки лезвия ножа

Можно также построгать лист бумаги на весу. Заточенный нож режет ровно, без зацепов и отрывов бумаги. Срез листа ровный, без лохматости и надрывов. Если край бумаги разорван, доводку ножа надо повторить.

Заключение

Камней много, но каждый из них имеет свои особенности, и, так же как и нож, подбирается под руку. Бюджетны в эксплуатации синтетические камни. Стоят недорого и распространены широко.

Но в тоже время добиться мягкости заточки, можно только используя природный камень, который имеет свои особенности. Хороши в плане качества японские водные камни. Но их цена очень высока.

Японский водный камень Sun Tiger 1000 для заточки

Кроме того заточка такими брусками долга и неудобна. К тому же требует настроения и навыка. Этого же нужно ждать и от арканзаса.

Отсюда и вывод, каждый камень подходит только под своего владельца, если заточить охотничий нож на природе или подправить кухонный в перерыве между сериалом и чтением газеты, то лучше взять синтетику.

Она простит небольшие ошибки, да и качество заточки тут роли не играет. Но для остроты охотничьего или боевого ножа перед длительным выходом на природу стоит воспользоваться природными камнями.

После заточки нож острый, с гранями и формой близкими к идеальной. Если ножу отдать много времени и душевной теплоты, он Вас точно не подведет, в нужный момент.

Видео

warbook.club

Водные камни Taidea для заточки ножей. Часть первая. #600

Я люблю ножи, у меня их много и некоторые приходится время от времени точить. Не секрет, что нормальные камни приличных размеров стоят достаточно дорого. И когда вставал вопрос выбора – купить таки камень или очередной ножик, то побеждал второй вариант. Я обходился самыми бюджетными решениями. Сначала купил брусок из хозмага. Затем пару недорогих 10 см. брусочков из Китая. Но это все не то, в первую очередь из-за скромных размеров. Так, что, как только у меня появилась возможность получать товары на обзор, то были заказаны водные камни Taidea. Информации по китайским точильным камня в интернете очень немного. По крайней мере, год назад, когда я подумывал о покупке этих камней, то даже в огромном заточном разделе ганзы, можно было найти лишь эпизодические упоминания. Совсем недавно я нашел канал на Ютубе от заточника под ником valknute wotan www.youtube.com/channel/UCfIrfqie-uAT4wBpr-_v2qg. Он экспериментирует со многими камнями и среди них немало китайских. Как показал мой опыт, он в основном прав в отношении китайских камней, и поэтому некоторые его выводы будут повторяться мной. В видео www.youtube.com/watch?v=hYyWyi0dcXk от другого пользователя доказано, что камни Taidea нередко продаются под другими брендами, например Sapphire. Поэтому, если на китайском водном камне бренд не обозначен, то очень велика вероятность, что он производства Taidea. Хотя есть и другие отдельные бренды, но встречаются в продаже они гораздо реже. Чтобы было меньше вопросов, то немного рассмотрим теорию работы абразивного инструмента. Абразивы бывают натуральные и искусственного происхождения. Мы имеем дело с искусственными водными камнями. Такие камни в основном производятся в Японии. Сложилось даже устойчивое выражение «японские водные камни». Из чего состоят абразивные камни? Приведу отрывок из статьи Сергея Митина «Инструмент для заточки клинка»Каждый абразивный материал состоит из двух механически перемешанных между собой фракций: абразивных зерен-кристалликов материала значительно более твердого, чем обрабатываемый материал (в нашем случае сталь), и матрицы из более мягкого материала, которая удерживает абразивные зерна в виде заданной формы, хотя бы того же бруска. Твердость матрицы обычно бывает соизмерима с твердостью обрабатываемого материала, иногда даже немного меньше. Матрицу часто называют связка, так что если кратко, то абразивный камень это связка и абразивные зерна, бывают некоторые исключения, но в основном это так. Существует правило в заточке «точи твердое на мягком, а мягкое на твердом». Японские кухонные ножи обычно изготовлены из сталей высокой твердости, поэтому бруски часто бывают на мягкой связке. Абразив довольно быстро «стачивается» сам в процессе работы, зато происходит постоянное обновление зерна и он не засаливается. Так почему же камни называются водными? Потому что при работе с ними необходима вода. Камни предварительно замачиваются в воде перед работой, и во время работы надо смачивать поверхность камня водой. Для сравнения, на натуральных камнях работают в основном с маслом. На других искусственных камнях, где-то с водой, где-то с маслом, а где-то можно и без смачивания, все зависит от состава абразива и поставленных задач. Размер абразивных зерен обозначается цифрами. Есть много систем обозначений. Но в основном действует правило «чем указанные цифры больше, тем меньше частицы абразива». То есть камень #80 для очень грубой обдирки клинка, а #10000 для окончательной доводки и полировки. Я выбрал два камня — однослойный #600 для предварительной заточки, и двухслойный #1000/4000 для основной заточки и доводки клинка. Упаковали все не лучшим образом, из-за этого были проблемы, подробнее расскажу потом. Отправили посылку почтой Китая. Камень был в характерной красно-белой картонной коробке. Обычно в такие упакованы камни Taidea, но на моей, бренд не обозначен. В боковинке коробки прорезано небольшое окошко, для демонстрации содержимого, так как коробка идет одна и та же для камней различной зернистости. Зернистость обозначена галочкой в списке, на лицевой стороне коробки. На обратной стороне коробки, имеются инструкции на четырех языках, включая русский. Инструкция поближе. Меня обескуражил совет использовать масло во время заточки. Это нельзя делать ни в коем случае при работе с водными камнями, таким образом можно их испортить. И еще небольшое описание бруска на боковинке. Электрокорунд это оксид алюминия. Сам брусок был затянут в полиэтиленовую пленку. Размеры бруска следующие: длина 180 мм, ширина 60 мм, толщина 14 мм. На лицевой стороне нанесено клеймо с изображением китайского заточника. Я во время работы выглядел примерно так же ;-))) И имелись небольшие дефекты. Поверхность бруска ровная, в комплекте идет небольшая резиновая подставка. Обратная сторона выглядит достаточно неплохо. Тоже имеются дефекты в виде небольших ямок. Подставка садится на брусок плотно, проблем с ней пока не было. Ну, что ж, перейдем к проверке рабочих качеств. У меня дома сильно тупых ножей не нашлось, поэтому взял у брата вот этот китайский кухонный ножик. Он напоминает японский сантоку. Но сделан, на мой взгляд, совершенно неправильно. Узкие спуски не позволят ножу нормально резать, я бы себе такой не купил. Материал клинка, конечно же, дешевая китайская нержавейка. Получается я буду точить «мягкое на мягком», но на первый взгляд ничего страшного. Состояние режущей кромки не такое уж плохое. Больше всего меня беспокоил вот этот скол. Я замочил камень в воде на 10 минут и затем начал точить. Толщина камня не позволяет делать это с удобством, пришлось подкладывать деревянный брусок. Сначала я попробовал точить на обратной стороне камня, но неожиданно оказалось (хотя я проверял), что она не очень ровная и поэтому я перешел на лицевую. Связка камня достаточно мягкая и при работе выделяется много суспензии. Было устойчивое ощущение, что камень гораздо более «нежный», чем заявленные 600 единиц. Первоначальные дефекты достаточно быстро стали незаметны и никак не мешались. В одном из видео упоминалось, что клеймо мешается при заточке, у меня же оно относительно быстро исчезло с камня. Работал этим камнем я примерно минут 40. Результаты. Место со сколом. Мне результаты нравятся, подводы равномерно матовые, не видно глубоких царапин. Раньше я получал такие подводы после работы на наждачке P1000-1200. Единственный недостаток, камень работает достаточно медленно. Так, как обнаружилось что поверхность камня неровная, то выровняем его. Наносим на обратную сторону камня сетку простым карандашом. Лучше всего ровнять камни с применением порошка карбида кремния на ровном стекле (зеркале). Но у меня нет этого порошка, так что будем ровнять на собственном зерне. Я уже ровнял камень 1000/4000 на этом зеркале, оно уже заматировалось и работа продвигается достаточно быстро. Смачиваем поверхность водой и начинаем двигать камнем по стеклу вырисовывая «восьмерку». Вот камень примерно через 10 минут работы. Сетка на выпирающих участках сточилась. Еще через 10 минут она исчезла полностью, значит, камень приобрел плоскую поверхность. Выравнивание лицевой стороны, на которой мы работали, заняло меньше времени, минут десять. Значит, она была более-менее ровная сразу. Повторюсь, хотя камень изготовлен не идеально, работать мне с ним понравилось. Связка мягковатая, и камень работает тоньше, чем должен. Продолжение заточки этого ножа будет во второй части обзора посвященной камню 1000/4000. На этом все, спасибо за внимание.

Товар предоставлен для написания обзора магазином. Обзор опубликован в соответствии с п.18 Правил сайта.

mysku.ru

Водные камни Taidea для заточки ножей. Часть вторая. #1000/4000

Продолжение обзора про китайские водные камни. Первая часть mysku.ru/blog/china-stores/37187.html Начну обзор с рассказа про посылку, точнее ее упаковку. Выглядела она так. Я заказывал 2 камня и керамический мусат. Слева как раз торчит ручка мусата. Зря и очень напрасно, магазин пожалел коробку для упаковки. Надеюсь, по фото понятно, почему обзора мусата Taidea не будет. Я упомянул про это, потому что герою сегодняшнего обзора тоже досталось от удалых почтарей. Приехал он ко мне без собственной коробки, просто затянутый в полиэтиленовую пленку. В результате получил пару внушительных сколов. Дареному коню в зубы не смотрят, а то пришлось бы серьезно ругаться с магазином. Брусок двухсторонний. Размеры бруска следующие: длина 180 мм, ширина 60 мм, толщина 29 мм. Поверхность стороны 4000 без дефектов, если не считать приобретенных сколов по углам. Особенно досталось вот этому углу. Скол поменьше в середине. Сторона 1000 вообще без дефектов Вид сбоку Резиновая подставка Начнем тестирование. В первый вечер я замочил камень в кювете и хотел выровнять его на старом зеркале. Однако зеркало не нашел, и просто снял фаски грубым бруском пытаясь выровнять сколы. На следующий день уже нашел зеркало и принялся за основательное выравнивание. Замачиваем камень еще раз. Минут 10 идут пузырьки. Наносим сетку простым карандашом. Зеркало еще почти без царапин. Однако обильная суспензия выделилась довольно быстро. Выравнивал я довольно долго. Минут 50. Надеюсь, в будущем это придется нечасто делать. Фото в процессе работы. Промежуточные результаты. Теперь принимаемся за сторону 1000. Наносим сетку. Суспензии мало, зерно скрежещет как песок. Камень выровнялся быстро, минут за 10. На следующий день приступил к продолжению заточки китайского ножа. Точить пришлось вечером. Освещение недостаточное, поэтому не попал в угол и задал себе лишнюю работу. Сторона 1000 ощущается в работе грубее, чем 600. Суспензии камень дает мало, работает не агрессивно. Тем не менее, результат заметен. Место со сколом. Переходим на сторону 4000. Камень дает очень обильную суспензию. Результат. Место со сколом. Маленькая ямка осталась, но на рез не влияет. Результаты неплохие, подводы равномерно матовые, но я ожидал лучшего – думал, они будут зеркальными. Мне результаты напомнили общение с наждачкой P2000. Камень неслабо засалился во время работы. Вот так он выглядит после промывки водой. И к сожалению, от угла откололись новые куски :-((( Нож ощущался острым, но как говорится, не брил. У многих людей есть такая палочка-выручалочка — кожа с пастой, я же считаю доводить и править надо только на твердых абразивах. Поэтому взял в руки самодельный мусатик из файн керамики. И через минуту подводы ножа заблестели и он стал брить и резать газетку на весу. Можно возвращать нож хозяевам. Конечно, у меня ушло много времени на заточку этого ножа, но в основном из-за того, что я работал только обозреваемыми камнями. А так, я его ободрал бы на 150 китайском бруске, затем бы продолжил работу на 600 и 4000 водных камнях. Потратил бы на это полчаса, а в дальнейшем можно поддерживать остроту правкой на мусате, у меня это занимает от силы пару минут. Впечатления у меня сложились следующие: камень 1000 несколько странный, не уверен, что буду им активно пользоваться. Камень 600 хороший, тянет как раз скорее на 1000-1500. Камень 4000 тоже неплох, но по результату больше похож на 2000-3000. Таким образом, Taidea выпускают вполне приличные камни, но несколько с неожиданными результатами в области полученной зернистости и мягкости связки. Напоследок сравним толщину обоих камней. Честно говоря, я думал одинарный камень будет потолще, а не просто половинкой однослойного. На этом все. Боритесь с тупостью, друзья ;-)))

Товар предоставлен для написания обзора магазином. Обзор опубликован в соответствии с п.18 Правил сайта.

mysku.ru

Заточка и правка на японских водяных камнях

(рассказывает Андрей Козловский)

Главным отличием японских водных камней от их европейских и российских собратьев является «мягкость» заточки, что определяется соотношением объема пор к объему связки и самих абразивных зерен. Японские водные камни предназначены для ручной работы и используются исключительно с водой. Вследствие большой мягкости бруски стачиваются быстро, постоянно обнажая новые абразивные зерна, а на поверхности бруска сработанные зерна вместе с водой образуют суспензию, которую ни в коем случае убирать не надо. Обычно вместе с японскими камнями (особенно мелкозернистыми) поставляется маленький камешек Nagura для создания предварительной суспензии.

Японские водные камни

Японский водный камень с Naguro

Поскольку водные камни (особенно крупнозернисые) подвергаются быстрому износу их поверхность надо периодически восстанавливать.

Для этого существуют специальные правочные камни.

Черный — для крупнозернистых, светло-голубой для мелкозернистых.

Японские водные камни в зависимости от величены абразива могут иметь значения от 80 до 10 000 и более (я слышал о 12 000, 15 000 и 30 000).

Я лично считаю, что применение камней более 8 000 смысла не имеет и они могут применяться в исключительных случаях, когда пользователь ясно сознает, зачем ему это надо.

Итак, камни с зернистостью от 80 до 400 применяются при обдирочных операциях — ремонтные работы, связанные с большим съемом металла, таких как восстановление геометрии клинка, ремонт сколов и т.д.

Для удаления следов обдирочных операций и предварительной заточки необходимы камни с зернистостью от 600 до 1200-2000.

Камни с зернистостью от 3000 до 5000 используют при чистовой заточке и доводке.

Начиная с 6000 и выше это уже финишная и суперфинишная доводка.

Всегда надо стремиться, чтобы последующий камень примерно превышал вдвое предыдущий (т.е. 100-220-400-800 и т.д.).

Если нож слегка затупился, то для его правки, как советует американский мастер Murray Carter, можно использовать два камня: #1000 и #6000.

Если присутствует сильный износ и необходим ремонт, то начинать надо с #100-#120, затем #180-#220 и далее 400-700-1000-3000-5000–8000.

Чем больше вы используете камней, тем легче будет работа и качественнее результат. Как правило, большая часть времени тратится на начальные операции. На финишных операциях сила как таковая не требуется, надо усиливать внимание и, если вы устали, лучше отдохнуть.

Все водные камни перед работой надо замочить в чистой воде на время от 10 минут (для крупнозернистых камней) до получаса (для мелкозернистых). Время контролируется по пузырькам воздуха, которые выделяются из камня.

Лучше иметь отдельные емкости для каждого вида камней, чтобы частицы более крупного абразива не попали на более мелкий.

Затем камень вынимают и устанавливают на держатель (которых имеется очень много — от специальных резиновых до просто влажного полотенца, а некоторые используют тиски с резиновыми губками). На мелкозернистых камнях перед работой надо создать слой суспензии с помощью вспомогательного камня Naguro. Теперь камень готов к использованию.

Для задания определенного угла можно подложить под лезвие монетку или две, или положиться на вашу твердость рук, задав и поддерживая угол интуитивно, или воспользоваться специальным приспособлением для задания угла заточки, которое, одеваясь на обух ножа, задает определенный угол заточки, как правило, 15 градусов.

Ну, а дальше начинаем заточку, держа нож под углом 45 градусов к продольной оси бруска. С течением времени, вы уже сможете обходится без всяких приспособ для задания углов. И здесь еще важно, что называется, «поймать темп». Но это приходит с опытом.

В ходе заточки количество суспезии будет все время возрастать. Смывать ее не надо, необходимо следить только, чтобы она оставалась влажной стряхивая воду с пальцев или воспользовавшись специальным разбрызгивателем.

Проверить остроту ножа можно резкой листа газеты на весу. Если удается лист «нашинковать» и лезвие нигде не цыпляет и лапша легко слетает с клинка — все в порядке. Но сначала надо посмотреть на освещенную режущую кромку — острое лезвие не дает бликов по длине.

Если вы хорошо заточили нож можно попытаться проверить его геометрию — как хорошо нож режет. Возьмите несколько шефов или Gyuto и начните ими резать яблоки пополам и на четвертинки. Вы сразу почувствуете разницу. И если заточить остро можно практически любой нож, то заставить его резать…

У меня по этому тесту в победителях оказываются два ножа — один производства Murray Carter, второй — Геннадия Прокопенкова. Картера — чуть лучше. Попрубуйте сами.

Приведу фотографию моего рабочего места по заточке:

Японские мастера рекомендуют для заточки и правки пользоваться синтетическим водными камнями вплоть до #5000-#6000, а финишную обработку проводить на японских водных натуральных камнях.

Для натуральных японских водных камней неприменим термин «зернистость». Можно только сказать, «этот камень примерно соотвествует #5000-#6000», но это будет только приблизительно соответствовать истине.

Поэтому при покупке натурального камня надо очень четко описать продавцу свои задачи (какие ножи вы собираетесь точить, какие операции ими выполнять, какой техникой нарезки вы владеете и какие камни у вас уже имеются). И продавец постарается подобрать камень под ВАС. Учитывая достаточно высокую стоимость натуральных камней, здесь имеется некий элемент риска.

В то же время непревзойденных результатов в заточке и полировке добиваются именно на натуральных камнях. Они тоже бывают разные. Во-первых, есть камни грубые (arato, в основном песчаники), средние (nakado — кварцевые трахиты, туфы, андезиты) и финишные (awasedo — кремнистые сланцы и глины). Как я уже отмечал, в основном используются финишные камни (так как на них можно достичь более качественных результатов), а работу arato и nakado замечательно выполняют синтетические, причем стоят они значительно дешевле.

Надо очень внимательно осматривать камень на наличие трещин (что практически невозможно при покупках через интернет-магазины). Обычно боковые поверхности камня покрывают специальным лаком Urushi, но можно использовать и европейские (финские) водостойкие лаки.

У меня был камень Atogoyama Asagi с небольшой продольной трещиной, которую я не сразу заметил и при погружении в воду на второй раз он развалился на две части. Хорошо еще, что камень был большой и я смог выравнять оба куска, получив два рабочих камня.

Зато теперь я очень внимательно отношусь к малейшим трещинкам и слежу, чтобы боковые стороны всегда были покрыты лаком.

Наилучшие камни добываются в горах близ города Киото.

Здесь на снимке камни Tsukuba, Asagi и Suita.

Названия камней довольно запутаны. Как правило, присутствует название шахты и страты (слоя), откуда добыты камни (Nakayama, Oohira, Oozuki, Shinden и т.д.), ну и разные поэтические фантазии и сравнения.

Так, название Suita можно связать с понятием «соты» (Su — по японски), действительно при сильном увеличении под микроскопом поверхность камня напоминает пчелиные соты.

Uguisu по японски называется соловей, а название камня произошло из-за соответствия цвета камня цвету соловья, Asagi — желтовато-серый или серо-голубой — здесь просто соответствие цветов.

На финишных камнях (кроме камней Suita) надо перед работой создать суспензию. Для этой цели используются специальные камни нагура (все как и с синтетичесими камнями, но здесь камни нагура натуральные).

Финишные камни с нагурой:

Существуют разные школы и техники работы на натуральных водных камнях.

Так, известный японский мастер Iwasaki san (он известен своими бритвами) рекомендует при заточке на одном финишном камне использовать последовательно разные нагура — cначала более грубый Botan, затем средний Tenjou или Mejiro и в заключение Koma.

Самая последняя финишная полировка проводится на чистом камне без суспензии.

С другой стороны, ученик Iwasaki san и один из лучших мастеров Японии Iizuka Tokifusa (Shigefusa) вообще не использует нагуру (он чаще всего использует камни Suita). В общем, чтобы постичь все тонкости полировки, нужен не один год... Но пытаться точить на японских натуральных камнях надо.

Можно еще отметить, что многие названия как камней, так и нагуры не общеупотребительные во всей Японии.

Мне кажется, что результат работы на натуральном камне превосходит результат на синтетическом из-за их различной природы.

В синтетике четко заданы размеры частичек абразива и они не меняются в процессе работы, в то время как у натуральных камней частички в суспензии постоянно дробятся, да еще и суспензия задается разными нагурами...

Точно никто не знает, но результат наличествует.

Кроме камней для заточки имеются так называемые камни «Fingerstones».

Это небольшие камешки различного вида и свойств служат для полировки собственно лезвия ножа с целью выделить наиболее интересные и красивые области (касуми, хамон на ножах хонияки, просто структуру стали). Эти камни имеют свои названия: Uchigomori (Hazuya), Nakayama (Chizuya), Hakka и т.д.

Иногда их еще раз специально дробят, наклеивают на пальцы и производят полировку.

www.cookingknife.ru