На Каспийском море появились пираты - вице-адмирал РК. Вмф казахстана


Военно-морские силы Казахстана - это... Что такое Военно-морские силы Казахстана?

Годы существования Страна Подчинение Входит в Функция Численность Дислокация Командиры Действующий командир
Военно-Морские Силы Республики Казахстан - Әскери теңіз күштері
Нарукавный знак с эмблемой ВМС ВС РК

7 мая 2003 года

Казахстан

Министерство обороны РК

Вооруженных Сил Республики Казахстан

защита

объединение

Республика Казахстан

Главнокомандующий Военно-Морскими Силами Республики Казахстан контр-адмирал Жандарбек Жанзаков

Военно-Морские силы Вооруженных Сил Республики Казахстан, вид вооружённых сил Республики Казахстан.

Указом Президента Республики Казахстан № 1085 от 7 мая 2003 года «О мерах по дальнейшему совершенствованию структуры Вооруженных Сил Республики Казахстан» созданы Военно-Морские силы Вооруженных Сил Республики Казахстан.

Основными задачами Военно-Морских сил являются

  • Защита неприкосновенности государственной границы, территориальной целостности, суверенитета и экономических интересов Республики Казахстан в казахстанском секторе Каспийского моря.
  • Отражение нападения и нанесение поражения агрессору, участие в локализации и пресечении вооруженных конфликтов.
  • Охрана и оборона водных районов, включая портовые зоны, а также платформы и искусственные острова с размещенными на них объектами нефтегазодобычи.
  • Ведение противоподводно-диверсионной обороны.
  • Обеспечение с моря действий Сухопутных войск, обеспечение высадки морского десанта, перевозки войск и материальных средств, траление морских мин.
  • Ведение разведывательных действий, включая радиолокационное наблюдение в море в интересах ПВО страны.
  • Выполнение с военно-морскими силами прикаспийских государств задач по совместной обороне в соответствии с международными договорами.
  • Проводка нефтеналивных судов (танкеров) и других гражданских судов.
  • Навигационно-гидрографическое обеспечение безопасности мореплавания.
  • Осуществление поисково-спасательных работ на море во взаимодействии с Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан.
  • Отработка учебно-боевых задач совместно с соединениями и частями Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан.
  • Подготовка военно-морских специалистов на базе Военно-Морского института МО РК.
  • Оказание помощи государственным органам Республики Казахстан при осуществлении ими природоохранных и контрольных функций, а также при ликвидации последствий экологических бедствий и катастроф на море.

Структура и состав Военно-Морских сил

Структура ВМСопределена Указом Президента Республики Казахстан и включает в себя:

Главная база ВМС — морской порт Актау.

Актауский военно-морской институт готовит специалистов по трем специальностям: «штурман», «электрики-дизелисты», «радиотехническое вооружение и связь». В состав ВМС входят морская пехота, береговая артиллерия и Каспийская флотилия. До 2004 года они располагали пограничными катерами и одним сторожевым кораблём; позднее у Украины было приобретено несколько катеров типа «Гриф» и 4 патрульных катера типа «Калкан».

В Баутино дислоцируются 16 патрульных катеров, два тральщика, два гидрографических катера. В Актау и Атырау находятся аэродромы базирования морской авиации (вертолёты Ми-8, Ми-2). В 2006 году Южной Кореей Казахстану переданы три артиллерийских катера типа «Sea Dolphin». В 2008 году получено из Астрахани гидрографическое судно «Жайык». Планируется покупка 6 ракетно-артиллерийских кораблей проекта 21632 «Торнадо»[1].

В 2010 году Уральский завод «Зенит» получил заказ от Минобороны РК на новый ракетно-артиллерийский корабль. Четыре десантных катера, переданы Казахстану от США на безвозмездной основе по программе пятилетнего плана сотрудничества между министерствами обороны РК и Соединенных Штатов. [1]

Казахстан планирует приобрести систему береговой обороны, для Военно-морских сил Казахстана на основе семейства новой противокорабельной ракеты MBDA — Exocet MM40 Block 3[2].

ВМС Казахстана по состоянию на 2012 год Тип Производство Назначение Количество Примечания Ракетные катера Артиллерийские катера Десантные катера Вспомогательные суда Пограничные катера
Ракетный катер типа Yoon Young-ha  Республика Корея 0+3 Способен поражать подлодные лодки
Ракетный катер типа 21632 «Торнадо».  Россия 0+6
Ракетно-артиллерийский катер проекта 20970 Катран  Казахстан Флагман каспийской флотилии 1[3] Зенит (завод): Казахстан, б/н 250, вооружение РСЗО, арт установки — 2М-3М и ЗУ-23-2
Sea Delphin  Республика Корея 3 получены в 2006 г. 031 — «Шапшан» (Быстрый), 032 — «Батыр» (Храбрый) , 033 — «Iзет» (Неустрашимый)
Тюрк  Турция 1 получен в 2001 г. 300 — «Найзагай» (Молния)
десантные катера  США 4 получены в 2009 г.
Гидрографическое судно — «Жайык». пр. 01340  Россия 1 Построен на астраханской верфи. Вступление в строй 19.05.2008 (ГС-128) Заводской № 128,
Многоцелевое судно Булан пр. 0310  Казахстан 0+1 постройка до 2014 г.Зенит (завод):
минно-тральный корабль пр. Kormoran 2  Польша 0+1 приобретение до 2013 г.[4]
гидрографический катер пр. 101  Казахстан 1 «Джамбул» 2000 г.
гидрографический катер 0+1 [5]
Буркит (Гриф) пр. 0200  Казахстан 7 Зенит (завод): б/н 301 «Астана» 19 .12.1998г; б/н 302 «Орал»; 2000 г.; б/н 303 «Алматы»; 2003 г.; б/н 304 «Актау» 2004 ; б/н 305 «Атырау» 2002г; б/н 306 «Тараз» 2005 г.; б/н 307 «Оскемен»2006.
«Айбар» пр. 0210 (Соболь пр.12200)  Казахстан 0+7 Зенит (завод):
Корабль 2 ранга пр. 0300 «Барс» (пр. 22180)  Казахстан 4+1 Зенит (завод): Сардар, б/н 201, -/-/2006;

Сакшы, б/н 202, -/-/2008; Женис, б/н 203, -/-/2010; Семсер, б/н 204, 2010/10.05.2012/-;

пр. FC-19  Казахстан 3+2 Зенит (завод): б/н 505, «Найза» 2009г; б/н 506 «Есиль», (2011) б/н 507 «Егемен» (12.2010г) 07.09.2011. вступил в строй 01.11.2011.
SAFE Boats International  США 3 получены от США в 2006 г. б/н 620, 621 и 622
Донотелс  США 1 «Абай» получен от США в 1996 г.
сторожевой катер пр.369  Германия 3 получен от ФРГ в 1998 г. получено 4 шт. 1 катер разбит в шторм в 1998 г.
Карлыгаш (КС-701)  Казахстан 2 «НИИ Гидроприбор» (Завод): , 2 шт. в 2011 г. б/н 630, 631
Шагала  Казахстан 1 «НИИ Гидроприбор» (Завод): б/н 401 2005 г.
Сапсан (Сапсан-М, Сапсан-2М)  Казахстан 18 «НИИ Гидроприбор» (Завод): водоизмещение 7т.
Сункар (Калкан)  Казахстан 4 Зенит (завод): б/н 501, 1996 г., б/н 502, 2002 г., б/н 503, 2004 г., б/н 504, 2006 г. [2] [3] [4]
«Сагым» пр. 190  Казахстан 1+15 «НИИ Гидроприбор» (Завод): 02.11.2012 г. Скоростной катер 60 узлов, экипаж 4 человека.
Аэрбот (глиссер)  США 15

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

Все о военно-морском флоте Казахстана

Процесс формирования ВМФ проходил неравномерно, но все же достиг своей цели.

О своем суверенитете Казахстан объявил 25 октября 1990 года, когда была принята «Декларация о государственном суверенитете Казахской советской социалистической республики».

Однако лишь 2 апреля 1993 года указом президента Казахстана Нурсултана Назарбаева были созданы военно-морские силы с военной морской базой, которая находится в Актау.

Постепенно казахстанский военно-морской флот стал набирать кадры и решать вопросы военно-технического обеспечения.

Оправданный и долгосрочный процесс строительства ВМС оказался краткосрочным проектом

Точка отсчета

17 ноября 1997 года вышел очередной указ верховного главнокомандующего Казахстана о расформировании ВМС как вида Вооруженных сил, а имеющиеся в наличии катера и суда вместе с экипажами были переданы морским пограничникам – Береговой охране.

Спустя 6 лет, 7 мая 2003 года, последовал указ президента Казахстана №1085 «О мерах по дальнейшему совершенствованию структуры Вооруженных сил Республики Казахстан».

В документе правительству республики предписывалось

«обеспечить образование органов управления Военно-морских сил и создание необходимой инфраструктуры Военно-морских сил в соответствии с государственной программой военного строительства в Республике Казахстан на период до 2005 года».

Фактически с этого момента и начался отсчет казахстанских Военно-морских сил. В этот период была разработана концепция развития ВМС, сформированы основные силы, в состав которых вошли бригады береговой охраны (морская пехота), береговая артиллерия и Каспийская флотилия. Главной базой ВМС стал морской порт Актау, а дополнительной – порт Баутино.

Вооружение и техника

По данным Global Fire Power, по состоянию на 2017 год ВМФ Казахстана занимает 88 место в мире

Казахстанская флотилия состоит из ракетно-артиллерийских кораблей казахстанского, российского и южно-корейского производств.

ВМС в разное время пополнялись относительно крупными катерами:

ракетно-артиллерийскими «Казахстан», «Орал», «Сарыарка» и «Мангыстау» (проект 0250, построены в Уральске; последний был спущен на воду 27 апреля 2017 года),

тремя артиллерийскими катерами типа Sea Delphin (переданы Южной Кореей в 2006 году), получившими названия «Шапшан», «Батыр» и «Изет»,

одним артиллерийским катером типа «Turk», переданным Турцией в 2001 году Казахстану и получившим название «Найзагай».

Также на вооружении стоит рейдовый тральщик «Алатау», переданный Россией в марте 2017 года.

Флагманом флота является ракетно-артиллерийский корабль «Казахстан», созданный в Казахстане в 2012 году

На вооружении также стоят:

7 бронекатеров типа «Кортик»,

4 десантных катера, переданных США в 2009 году,

гидрографическое судно «Жаик», построенное в Астрахани в 2008 году.

Кроме того, к ВМС относится морская пехота, морская авиация, укомплектованная вертолетами МИ-8 и МИ-2, береговая артиллерия.

В последнее время обновление парка военной техники ВМС идет ускоренными темпами

Не числом, а умением

По состоянию на 2017 год численность всех вооруженных сил республики составляла 49 тыс. человек, включая:

сухопутные силы – 30 тыс.;

ВВС и войска воздушной обороны — 12 тыс.;

ВМФ — 3 тыс.;

Центральный армейский аппарат – 4 тыс.

Однако несмотря на незначительную численность МВФ, личный состав справляется с поставленными задачами

Для вооруженных сил любой страны перемещение кадров является сопутствующим процессом. В апреле 2018 года от должности главнокомандующего ВМС Казахстана был освобожден вице-адмирал Жандарбек Жанзаков. На его место назначен капитан 1 ранга Сакен Бекжанов.

Таким образом, в руководстве ВМС основное ядро составляют капитаны 1 ранга (Марат Жанаев, начальник главного штаба, первый заместитель Главнокомандующего ВМС; Ермек Байгабулов, заместитель главнокомандующего по воспитательной и идеологической работе) и полковник Ербол Бегилдаев, заместитель Главнокомандующего по материально-техническому обеспечению.

Примечательно, что несмотря на наличие 3 контр-адмиралов и одного вице-адмирала, республиканскими военно-морскими силами командует капитан 1 ранга Сакен Бекжанов.

Вместе с тем, не исключено, что очередная стадия реформ в Вооруженных силах республики сделает востребованными и контр-адмиралов

Несмотря на ограниченный личный состав, на вооружении МВФ имеется достаточно мощная и современная боевая техника, позволяющая успешно выполнять поставленные перед ними задачи, включая борьбу с терроризмом, защиту государственной границы и так далее.

В свою очередь, членство Казахстана в региональных организациях позволяет республике на регулярном уровне участвовать в совместных учениях, тем самым повышая боевой опыт подразделений в выполнении своей миссии.

rezonans.kz

Как Казахстан с нуля создал свой морской флот

Республика Казахстан – крупнейшая, и одна из самых быстроразвивающихся экономик в регионе Центральной Азии. Страна находится на 35-м месте в глобальном рейтинге легкости ведения бизнеса по версии WorldBank, и занимает второе место в списке государств с наибольшим количеством реформ за последний год.

Географическое положение Казахстана в центре Евразии придает ему особое значение в системе транспортных связей европейских и азиатских государств. Тем не менее, даже находясь внутри континента, Казахстан может считаться полноправной морской державой. (http://www.unicaselaw.com)

Как Казахстан с нуля создал свой морской флот

Будучи расположенным на берегу внутреннего континентального моря, Казахстан долгое время оставался без собственного флота. После распада СССР, весь морской флот на Каспии, принадлежавший Каспийскому пароходству, был национализирован Азербайджаном, который стал крупным перевозчиком нефтеналивных и генеральных грузов. Однако, на протяжении последних 15 лет Казахстан стремится стать независимым игроком на транспортном рынке, располагая собственным новым флотом на Каспии (прежде всего, нефтеналивным). Морская стратегия Казахстана направлена на уменьшение зависимости от иностранных перевозчиков (в первую очередь – Азербайджан и Россия) и грузоотправителей, а также на использование экономических преимуществ морских перевозок.

Создание собственного морского флота стало для страны не только чисто экономической задачей, но имело также большое политическое и стратегическое значение. Приобретение и использование судов класса "река-море" выдвигает Казахстан на более выгодные позиции как в Каспийском регионе, так и в регионах Черноморского и Средиземноморского бассейнов.

Казахстан с 1994 года является членом IMO и присоединился к основным конвенциям, принятым под эгидой организации. В 2013 году Казахстан переместился из «серого» в «белый» список Парижского меморандума о взаимопонимании, и с тех пор уверенно занимает место в «белом списке» (2015 год – 30 место из 43 позиций в white list).

В 2001 году правительством была принята детальная Концепция развития торгового мореплавания. В январе 2002 года принят закон «О торговом мореплавании». В 2004 году – введена в действие Программа создания национального морского торгового флота. В тот период весь морской торговый флот Казахстана состоял из 4 сухогрузов. В настоящее время, на казахстанском шиппинговом рынке имеются два крупнейших игрока: «KTZ Express Shipping» и «Казмортрансфлот».

В собственности «KTZ Express Shipping» имеются два сухогрузных судна дедвейтом 5000 тонн и два сухогруза судна дедвейтом 7000 тонн. Общий тоннаж сухогрузного флота составляет 25 241 тонн. Флот группы компаний «Казмортрансфлот» насчитывает 21 судно различного типа и назначения, в том числе 8 танкеров.

Согласно стратегии развития, к 2020 году сухогрузный флот «KTZ Express Shipping» должен увеличиться до 20 единиц флота класса «река-море». Национальная судоходная компания «Казмортрансфлот» в этот же период планирует нарастить общий тоннаж собственного флота до 1,4 млн тонн.

Как было сказано, морское законодательство Казахстана создавалось в конце 90-х – начале 2000-х годов, и потому является достаточно прогрессивным. Некоторые положения законодательства Казахстана стоило бы взять на заметку и украинскому законодателю. Так, например, закон «О торговом мореплавании» определяет понятие «доверительное управление судном». В соответствии с этим законом, собственник судна вправе передать его доверительному управляющему для осуществления управления судном за вознаграждение в интересах собственника. Фактически, на законодательном уровне специальной нормой закреплена возможность осуществления шипменеджерской деятельности.

С конца 2000-х годов Казахстан начал предпринимать шаги по созданию второго судового реестра, а в 2013 году было законодательно введено в действие понятие «Международный судовой реестр Республики Казахстан». Для сравнения, в Украине идеи создания Международного реестра обсуждаются с 2001 года, но до настоящего времени никаких реальных действий в этом направлении предпринято не было. В 2008 году создание такого реестра было предусмотрено решением СНБО «О мерах по обеспечению развития Украины как морской державы», однако в 2014 году это решение было отменено, и концепция второго реестра так и осталась на бумаге.

Нельзя сказать, что Казахстан продвигается по пути создания Международного реестра совершенно без проблем. Так, по существующему законодательству иностранцы не могут быть назначены на должности капитана, старшего помощника капитана и старшего механика морского судна, плавающего под флагом Казахстана. Не совсем ясно, как это согласуется с принципами Международного реестра, в частности с мульти-юрисдикционным деятельности судовладельцев. Тем не менее, правила регистрации судов в Казахстане просты и прозрачны.(http://www.unicaselaw.com)

По общему правилу, право плавания под казахским флагом предоставляется судам, принадлежащим физическим и/или юридическим лицам Казахстана. Наиболее распространенными видами юридических лиц в Казахстане являются товарищество с ограниченной ответственностью (ТОО) и акционерное общество (АО). Если выбирать между АО и ТОО, то последнее с практической и юридической точки зрения является наиболее приемлемой структурой для ведения бизнеса (минимальные требования в части регистрации, размера уставного капитала, корпоративного управления, отчетности и т.д.). Регистрационный сбор за регистрацию юридического лица составляет около 50 USD.

Право плавания под флагом Казахстана возникает в момент регистрации судна в одном из трех реестров: государственном реестре морских судов, международном судовом реестре, или бербоут-чартерном реестре. Государственная регистрация судов (и прав на них) в каком-либо из реестров осуществляется Морской администрацией порта Актау. Ведение реестров осуществляется как в бумажном, так и в электронном виде.

Возраст судна, пригодного для регистрации, не должен превышать двадцати лет, за исключением судов, прошедших реновацию, модернизацию и/или переоборудование.

Регистрационный сбор за регистрацию судна составляет около 500 USD, и не требует последующих платежей. Регистрация осуществляется в достаточно сжатые сроки - десять рабочих дней с момента предоставления документов.

Казахстанские судовладельцы подлежат общему порядку налогообложения, установленному налоговым законодательством. Общий порядок предусматривает уплату корпоративного подоходного налога по ставке 20%. Предусмотрена также оплата НДС в размере 12% от облагаемого оборота. При этом, международная транспортировка товаров, экспортируемых с территории Республики Казахстан и импортируемых на территорию Республики Казахстан, облагается НДС в размере 0%. При выплате дивидендов иностранным акционерам, у источника выплаты удерживается корпоративный подоходный налог по ставке 15%, которая может быть уменьшена при наличии соответствующего соглашения об избежании двойного налогообложения. В настоящее время в Казахстане действуют 52 соглашения об избежании двойного налогообложения, в том числе с Великобританией, Канадой, Нидерландами, Чехией, Грузией, Латвией, ОАЭ.

Очевидно, что размер морского флота Казахстана пока что невелик. Однако пример страны, сумевшей с нуля создать собственный флот, может быть весьма поучителен для Украины. Казахстан имеет и неспешно, но последовательно реализует планы увеличения присутствия своего флота на Каспии. Создаются собственные транспортные коридоры и морские логистические системы. Вполне возможно, что уже в ближайшем десятилетии казахстанский флаг станет «своим» и в Черноморском и Средиземноморском бассейнах. А с учетом положения в «белом» списке Paris MOU, флаг Казахстана может оказаться привлекательным в качестве замены ряда «белых» флагов европейских юрисдикций. Для этого, вероятно, потребуется построение специфических корпоративных схем в целях оптимизации налогообложения. Опыт компании Interlegal а также сотрудничество с казахстанскими юристами из компании Unicase позволяют эффективно решать задачи как создания корпоративной структуры, так и регистрации флота в Казахстане.

Андрей Перепелица

Старший юрист, ACIArb

Interlegal, Международная юридическая служба

Сауле Дуйсенова

Старший юрист

Юридическая фирма Unicase, Казахстан

http://www.unicaselaw.com

*На правах PR

www.nur.kz

Военно-морские силы Казахстана — WiKi

Военно-Морские силы Вооруженных Сил Республики Казахстан, вид вооружённых сил Республики Казахстан.

2 апреля 1993 г. президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал указ «О создании Военно-морских сил Республики Казахстан». ВМС были созданы 17 августа 1996 года[1]. Читаете сайт МО РК - указ Президента РК от 7 мая 2003 года №1085 до этого ВМС ВС РК не было.

Основные задачи ВМС:

  • Защита неприкосновенности государственной границы, территориальной целостности, суверенитета и экономических интересов Республики Казахстан в казахстанском секторе Каспийского моря.
  • Отражение нападения и нанесение поражения агрессору, участие в локализации и пресечении вооруженных конфликтов.
  • Охрана и оборона водных районов, включая портовые зоны, а также платформы и искусственные острова с размещенными на них объектами нефтегазодобычи.
  • Ведение противоподводно-диверсионной обороны.
  • Обеспечение с моря действий Сухопутных войск, обеспечение высадки морского десанта, перевозки войск и материальных средств, траление морских мин.
  • Ведение разведывательных действий, включая радиолокационное наблюдение в море в интересах ПВО страны.
  • Выполнение с военно-морскими силами прикаспийских государств задач по совместной обороне в соответствии с международными договорами.
  • Проводка нефтеналивных судов (танкеров) и других гражданских судов.
  • Навигационно-гидрографическое обеспечение безопасности мореплавания.
  • Осуществление поисково-спасательных работ на море во взаимодействии с Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан.
  • Отработка учебно-боевых задач совместно с соединениями и частями Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан.
  • Подготовка военно-морских специалистов на базе Военно-Морского института МО РК.
  • Оказание помощи государственным органам Республики Казахстан при осуществлении ими природоохранных и контрольных функций, а также при ликвидации последствий экологических бедствий и катастроф на море.

17 ноября 1997 года ВМС были переданы в состав морских частей пограничной службы («сил охраны государственной границы») Комитета национальной безопасности Казахстана[2].

В 1999 году из Турции был получен один сторожевой катер AB-25 «Тюрк». Списан.

В 2001 году из Турции был получен один сторожевой катер AB-25 «Тюрк» постройки 1970 года, который сгорел в том же году по неосторожности личного состава.

17 февраля 2003 г. министр обороны Казахстана М. Алтынбаев заявил о необходимости «обеспечить безопасность нефтеносных районов на Каспии».

В 2006 году из Южной Кореи были получены три артиллерийских катера типа «Sea Dolphin», но ввиду технического состояния не несли фактически боевую службу. Все катера в 2014 г. списаны.

В 2008 году получено из Астрахани гидрографическое судно «Жайык». Планировалась покупка 6 ракетно-артиллерийских кораблей проекта 21632 «Торнадо»[3]. Сделка не состоялась.

В 2009 году ВМС были переданы пять маяков, расположенных в казахстанском секторе Каспийского моря и гидрографическое судно[4].

В 2010 году АО «Уральский завод „Зенит“» получил заказ от Минобороны РК на постройку малого ракетно-артиллерийского корабля.

25 апреля 2012 года корабль «Казахстан» был спущен на воду.

Весной 2012 года был проведён первый призыв в ВМС РК[5].

Структура и состав ВМС РК

Структура ВМС определена Указом Президента Республики Казахстан и включает в себя:

В состав ВМС входят морская пехота, береговая артиллерия и Каспийская флотилия. Главная база ВМС — морской порт Актау.

К военно-учебным заведениям относился Актауский военно-морской институт, который готовил специалистов по трём специальностям: «штурман», «электрики-дизелисты», «радиотехническое вооружение и связь».

Актауский военно-морской институт был закрыт в 2011 году.

ru-wiki.org

На Каспийском море появились пираты - вице-адмирал РК - Караван

Седому Каспию до абсолютного спокойствия еще очень и очень далеко.  На карте мира это все еще не море и не озеро, а так, бесправный в юридическом плане, внутренний водоем, таящий множество тревог. И первая из них – проблема с обеспечением глобальной безопасности всех пяти прикаспийских государств: Казахстана, России, Туркменистана, Азербайджана и Ирана.

Жаркий спор вокруг правового статуса Каспия идет не один десяток лет.  Есть за что бороться - богатый регион. Черное золото без меры, икра осетровых пород, рыба, транзит. Пираты уже появились как у берегов Сомали. На гражданские суда нападают, нервы щекочут всем подряд.

Вице-адмирал о болевых точках

 Разгоряченный после совещания у министра обороны нынешний Главком ВМС вице-адмирал Жандарбек ЖАНЗАКОВ буквально ворвался в зал для переговоров и сразу в присущей ему манере взял быка за рога: «Времени у нас не так много, потому прошу задавать вопросы по существу». Соглашаюсь с адмиралом, зачем тянуть резину?  

- Жандарбек Садуевич, готовы на Каспии встретить неприятеля  в случае чего? Силы морские в полной боевой готовности? И корабли стоят на рейде?

- Да, моряки готовы защитить свою Родину. Вопрос о том нужен ли степному Казахстану военно-морской флот и мощные современные корабли снят давным-давно, благодаря нашему Президенту.

Мощный флот однозначно нужен! Иначе кто нефтяные вышки здесь будет охранять и спокойствие наших граждан?

Значимость нашей границы по береговой линии Каспия нельзя недооценивать. Мы гордимся тем, что решили вопросы делимитации границы со всеми нашими соседями, но один вопрос по стратегически важному участку  протяженностью 1800 км. на Каспии открыт до сих пор.  И мы пока с этой стороны очень уязвимы.

Угроза терактов на Каспии существует

Ранее Казахстан выдвигал предложение о демилитаризации Каспия, но его не поддержали остальные прикаспийские государства. Наращивать военную мощь семимильными шагами стали все, в том числе и те страны, где никогда не было военно-морских сил и боевых кораблей. К примеру, военный потенциал ВМС Туркменистана сейчас уже превзошел ВМС Казахстана и Азербайджана.

Главком ВМС вице-адмирал Жандарбек ЖАНЗАКОВ Главком ВМС вице-адмирал Жандарбек ЖАНЗАКОВ

По словам, Жандарбека Жанзакова, угроза активизации международного терроризма, потенциальная возможность совершения различных диверсий на Каспии, портах и нефтегазовых объектах вынуждает не медлить, а постоянно усиливать мощь наших ВМС. Это задача сейчас очень актуальная.

Надо сделать так, чтобы военные имели возможности «видеть и слышать» Каспий на всем его протяжении, а не только в определенной и ограниченной прибрежной зоне.

- Господин адмирал, военно-морским  силам Казахстана 2 апреля стукнуло 25 лет. Согласитесь, что это немалый срок для развития. Каков результат? Есть чем гордиться сегодня?

- Несомненно, за четверть века Казахстану многое удалось сделать. И практически с нуля возродить военный флот. Подчеркиваю, с нуля! В советский период на территоррии Казахстана не было ни одного подразделения ВМФ СССР.

От распада Союза и его ВМФ Казахстану не досталось ни техники, ни документации, регламентирующих боевую и повседневную деятельность военных моряков. Ничего.

На первоначальном этапе в составе Главного штаба ВС РК был создан Отдел военно-морских сил под руководством капитана 1 ранга Руслана Исламова, а осенью 1993 года в Актау была сформирована первая военно морская войсковая часть, командиром которой был назначен капитан 1 ранга Ратмир  Комратов. С этого момента и началось формирование частей и подразделений Военно-морских сил ВС РК и военного присутствия на Западном стратегическом направлении. Еще через год в Уральске был сформирован Учебный центр ВМС ВС РК, в котором с 1995 года началась подготовка младших корабельных специалистов для Военно-морских сил ВС РК и Морских частей пограничных войск КНБ. Готовили по трем специальностям: рулевой – сигнальщик, радиотелеграфист и трюмный моторист.

 

В 1996 году в Актау удалось сформировать управление командующего ВМС ВС РК с подчиненными частями: тремя дивизионами кораблей и катеров, базы тыла, учебным центром, узлом связи, ротой специального назначения и гидрографической службой.

В это же время была разработана и утверждена кораблестроительная программа и на база отечественных предприятий АО «Уральский завод «Зенит» и АО «НИИ «Гидроприбор» в Уральске.  Первый катер проекта 100 «Сункар» и рабочий катер проекта «Батыр» были спущены на воду и сданы заказчику в 1995 году. В этом же году в соответствии с Планом военного сотрудничества между Казахстаном и США отечественные ВМС пополнились пятью катерами типа «Бостон» и катером типа «Си-арк». Из Германии были доставлены четыре малых сторожевых корабля водоизмещением 75 тонн.

Тогда же с баланса Министерства морского рыбного хозяйства России передано на безвозмезной основе тюленебойное судно водоизмещением более 400 тонн, в дальнейшем переоборудованное в корабль управления ВМС ВС РК.

Знаковым событием в истрии создания ВМС стало вручение в 1998 году Президентом страны Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым военно-морского Флага командиру корабля нового отечественного проекта 200 «Астана» капитан-лейтенанту Карасаеву.  

Смелость города берет

- Было еще одно весьма заметное событие в 1999 году, о котором моряки слагают легенды. Говорят будучи в то время капитаном 3 ранга  (майором) Вам пришлось лично у Путина выбивать разрешение на проход из Турции в Казахстан морского охотника водоизмещением 180 тонн с полным вооружением на борту.

- Было дело. Только не у Путина лично, а у министра транспорта Российской Федерации. Тогда нам пришлось в Ростове-на-Дону 38 дней и ночей ждать выхода постановления правительства России. Владимир Владимирович Путин в то время исполнял обязанности премьер-министра.

В разрешительных документах наш МИД указал, что из Турции идет просто судно. Приставки «военное» нигде не значилось.

Потому когда в Ростове таможенники увидели на борту морского охотника пушки и пулеметы, буквально выпали в осадок.

Тут, как откровенно поведал  «Каравану» Жандарбек Жанзаков,  и начались приключения на одно место. 

- Сотовых телефонов как сейчас в то время  не было и в помине. На переговорном пункте я практически жил, а мой экипаж из 23 человек покорно ждал на корабле, изучая матчасть не теряя времени даром. И когда я ценой неимоверных усилий (улыбается) добыл телефон приемной министра транспорта и дозвонился до его секретарши, то  сразу выпалил, что я, мол, капитан 3 ранга из Казахстана и мне необходим срочный разговор с главой ведомства. Сейчас смешно об этом  вспоминать, но в то время не было другого выхода.

- Смелость города берет.

- Вот именно. Твердый командирский голос и название должности – капитан 3 ранга, верояно, так магически подействовали на девушку, что она мгновенно соединила меня со своим  шефом. И дело разрешилось. Переход из турецкого порта Гельджук в порт Актау мы совершили через Мраморное, Черное, Азовское и Каспийское моря. Преодолели проливы Босфор, Керченский, реки Дон, Волга, Цимлянское водохранилище, Волго-Донской канал. Общая протяженность маршрута перехода кораблей из Мраморного моря в Каспийское море составила более трех тысяч миль (более 5,5 тыс. км). По ходу жадно учились всему и приобретали бесценный опыт.

Но когда вернулись домой в связи с проводимыми реформами в государственных структурах Военно-морские силы переформировали в морскую Пограничную дивизию, то есть ввели в состав Пограничной службы КНБ РК.

И я ушел в оперативное управление при Генеральном штабе.

- С выходом 2003 году Указа Президента о трехвидовой структуре Вооруженных Сил Республики Казахстан начался второй этап развития и становления Военно-морских сил. И вы снова вернулись на флот и даже встали у гланого штурвала ВМС.

- И это верно. Более того, принимая во внимание складывающуюся непростую обстановку в Центрально-Азиатском регионе и в Каспийском бассейне в частности, по поручению главы государства для подготовки военно-морских кадров в  Актау удалось сформировать Военно-морской институт.

Сейчас я горжусь тем, что проблем с кадрами у нас нет. Пожалуй, это одно из гланых достижений в области становления ВМС.

Решением тогдашнего Министра обороны Халык Каһарманы генерала армии Мухтара Капашевича АЛТЫНБАЕВА по инициативе командующего войсками Регионального командования «Запад» контр-адмирала Ратмира КОМРАТОВА началось вновь формирование частей и подразделений ВМС ВС РК в составе Регионального командования «Запад». Сформированы управление ВМС в составе Управления командующего и дивизион разнородных кораблей в бригаде морской пехоты. Для координации действий в Центральном аппарате МО РК создан отдел ВМС.

- Все силы и корабли сосредоточены в Актау, а вы за тысячи километров сидите в Астане. Комфортно?

- Нахождение управления главкомата ВМС в столице вполне, на мой взгляд, оправдано. Обеспечение успешной деятельности всего военного флота удобнее вести именно отсюда. И в правтельственные кабинеты заходить лично, и задачи первостепенной важности решать там, где надо. Я рад, что в Казахстане принята и действует очень важная программа развития ВМС до 2030 года.

В связи с этим  мы получили возможность увеличить  штат сотрудников, оснастить воинские части современным вооружением и техникой, включая суперсовременное радиолокационное оборудование.

По понятным причинам в открытой печати я не могу раскрывать все детали, но то, что благодаря вниманию Президента мы постоянно совершенствуемся – факт очевидный.  В Актау сейчас очень хорошая инфраструктура. В нашем распоряжении свой собственный пирс. Мы не арендуем его как бывало раньше. И с жильем для личного состава вопросы решаются положительно. Кто не курит и не пьет, генералом стать могёт

Сделал дело – гуляй смело!

- Знаю, что в интересах своих подчиненных вы отстояли перед Министром обороны особенный распорядок дня для личного состава ВМС. По субботам и воскресеньям ваши офицеры и контрактники не на службе пропадают, а проводят время дома со своими семьями.

- Мой принцип простой: «Сделал дело – гуляй смело!».  Если в течение рабочей недели все тщательно планировать и успевать по службе, то необходимости пахать еще в субботу и воскресенье абсолютно нет. Происходит это еще и потому, что все нынешние моряки – фанаты своего дела. На флоте без этого нельзя. Кстати, отрадно отметить, что фонатично к своим обязанностям относятся и наши отечественные корабелостроители. Лично я всегда выступаю за то, чтобы на вооружение в ВМС приходили корабли не иностранного производства, а свои, родные.

- Вероятно, потому вам и нынешнему начальнику Генерального штаба Мурату МАЙКЕЕВУ приходится частенько спорить с руководством. Возможно даже нарываться на конфликт.   

- Не спорить, скорее последовательно отстаивать свою профессиональную точку зрения. Одно общее дело делаем – защищаем интересы страны! Министерство обороны, кстати, приняло решение – размещать все заказы на казахстанских предприятиях.

И на заводах действует постоянное правило: каждый следующий образец должен быть совершеннее предыдущего. Поэтому сейчас проводится очередная модернизация технологических линий.

Работа с отечественными корабелами выгодна еще и тем, что они полностью берут на себя дальнейшее сервисное обслуживание и ремонтные работы. Это значительно повышает надежность и долговечность техники. Когда госзаказ в действии - машиностроители получают новый импульс для развития и сохранения квалифицированных кадров. Одна из наших задач – сделать все возможное, чтобы иметь полное право гордиться продукцией с маркой «Сделано в Казахстане».

- Было время, когда Иран и Азербайджан оказались на грани конфликта из-за неопределенной принадлежности нескольких спорных островов. На Каспий ведь не распространяется ни конвенция по организации морского права, ни международная практика принципа водораздела. Так и до состояния вооруженного конфликта не далеко. 

- Нерешенный вопрос о правовом статусе Каспия действительно создает почву для разногласия и конфликтов.  В этой связи между прикаспийскими государствами продолжаются переговоры по разработке конвенции о правовом статусе Каспия, обсуждение вопроса о географическом прохождении модифицированной усредненной линии и других спорных моментов.

 Напомню, при разграничении дна Каспия по модифицированной современной линии на долю Казахстана приходится более 29,6 процента, Азербайджана – 19,5 процента, России – 18,7 процента, Туркменистана – 18,4 процента и Ирана – 13,8 процента.

Понятное дело, что Иран таким положением дел не может быть полностью удовлетворен. Но этот вопрос не в компетенции ВМС. Мы не политики, мы – защитники Отечества!

- Пираты на Каспии портят нервы? Поговаривают, что в последнее время их очень много здесь развелось почему-то.

- Проблема такая существует. Не без этого. Случается, что в нейтральных водах особо отчаянные байды время от времени подходят к гражданским суднам и пытаются насильно угрожая оружием забирать то, что им понравится. Это грабеж средь бела дня.

Скрываются потом эти байды, уходят в неизвестном направлении, снова выходят разбойничать. Потому нам и надо здесь держать ухо востро и всеми силами препятствовать этому пиратскому злу.

Взаимодействовать с коллегами из прикаспийских государств, обмениваться ценной информацией, проводить совместные учения. Что, в принципе, мы сейчас и делаем активно.  

Алматы-Актау-Астана

www.caravan.kz

Армия Казахстана - небольшая сила, с которой стоит считаться :: SYL.ru

Казахстан является ближайшим соседом и союзником России в Азии. Мы не только сотрудничаем в рамках одного экономического пространства Таможенного союза, но и взаимодействуем в оборонной сфере, образуя вместе с Беларусью, Арменией, Кыргызстаном и Таджикистаном организацию ОДКБ. В связи с этим интересно посмотреть, что собой представляет сегодня Казахстан в военном плане и насколько можно рассчитывать на его вооружённые силы в случае необходимости.

Общие сведения

Многим республикам после распада СССР досталась мощная армия. Казахстан при этом не был исключением. Страна получила серьёзные вооружённые силы численностью около 200 000 человек, располагающие современными образцами вооружения и стратегическим ядерным оружием. В 1994 году республика отказалась от ядерного арсенала и поэтапно сокращала количество войск вплоть до сегодняшнего дня.

Численность всех вооружённых сил страны на 2017 год составляет около 49 000 человек. Большая часть (30 000) - сухопутные силы, 12 000 - войска воздушной обороны и ВВС, примерно 3 000 - ВМФ, 4 000 - центральный армейский аппарат. В случае мобилизации республика может поставить под ружьё три миллиона человек. Военный бюджет Казахстана равен сумме около 2,5 миллиарда долларов.

Призыв в армию в Казахстане осуществляется весной и осенью сроком на 1 год. Служат граждане, достигшие 18 лет, а подлежат призыву - до 27. Основную часть контингента составляют контрактники - 80 %. Примечательно, что споры о том, сколько служат в армии в Казахстане, не утихают. В связи с проблемами трудоустройства молодёжи, существуют предложения увеличить срок службы до 2 лет и сократить число набранных по контракту.

Сухопутные вооружённые силы

Сегодня считается, что для оперативного решения военных задач регионального масштаба нужна небольшая, хорошо оснащённая, мобильная армия. Казахстан в военном строительстве сухопутных войск пошёл именно по этому пути.

СВ республики состоят из 15 бригад, размещённых в 4 оперативных командованиях. Каждая бригада насчитывает не более 2 000 человек личного состава. Сюда же входят аэромобильные войска (аналог нашего ВДВ), которые состоят из 4 бригад и подчиняются непосредственно Верховному главнокомандующему.

Техника, стоящая на вооружении, представляет собой в основном модернизированные советские образцы. Кое-что закупается за рубежом, главным образом в России и США. Танковый парк состоит примерно из 1000 Т-72, различной степени модернизации, на вооружении стоят около 1400 БМП-1, 2, 300 БТР различных модификаций, пара сотен МТ-ЛБ и несколько десятков американских "Хамви".

Артиллерия представлена САУ "Гвоздика", "Акация", "Нона-С" - их всего около 260 штук. Имеется в арсенале и несколько самоходок собственного производства "Самсер". К этому следует прибавить 4 сотни гаубиц Д-30 калибром 122 мм, 180 штук пушек "Гиацинт-Б" (152 мм), также артиллеристы вооружены 90 гаубицами "Мста-Б" и 125 мм миномётами в количестве 145 шт.

В распоряжении военных республики имеются тактические ракетные системы различных модификаций, в том числе и "Точка". Также СВ Казахстана располагают значительным количеством (примерно 300 шт.) реактивных систем залпового огня, в том числе "Град", "Ураган", "Смерч".

Войска воздушной обороны

Без ПВО и ВВС не может обойтись сегодня ни одна армия. Казахстан в этом плане достаточно неплохо укомплектован. ВВС страны насчитывают 97 истребителей, в том числе модернизированные МИГ-29УБ и МИГ-31БМ. Штурмовики представлены маркой СУ-24, 27, 25 - эти самолёты по сей день подтверждают свою актуальность в различных военных конфликтах. Транспортная авиация состоит всего из 3 советских ещё ТУ. Есть разведывательные и учебные самолёты. Годовой налёт пилотов составляет около 100 часов.

Вертолётный парк состоит из 40 машин МИ-24В, часть из которых модернизирована. Ещё имеются 50 МИ-8, транспортники МИ-171 (20 шт.) и 6 американских "Белл-205".

ПВО располагает комплексами С-300 в количестве около 10 шт., в ближайшее время у России планируется закупка крупной партии С-400. Кроме того, у Казахстана есть несколько десятков советских ЗРК "Куб" и "Круг", а также около сотни комплексов "Волхов" и "Нева". В целом ПВО страны достаточно мощное, чтобы заставить задуматься любого агрессора.

ВМС Казахстана

На Каспии страна располагает своей флотилией. Её основу составляют ракетно-артиллерийские корабли казахского, российского и южно-корейского производства. Эти силы дополняют патрульные, ракетные и пограничные катера различных модификаций. Флагманом флота является ракетно-артиллерийский корабль "Барс-МО", созданный в Казахстане.

К Военно-морским силам относится морская пехота, морская авиация, укомплектованная вертолётами МИ-8 и МИ-2, береговая артиллерия. Республика старается обновлять свой флот новыми судами, в том числе собственной постройки. Недавно ВМС пополнились 6 ракетно-артиллерийскими кораблями российского производства "Торнадо" и многоцелевым кораблём "Булан", построенным в Казахстане.

Другие воинские формирования и ВПК

В любой стране существуют внутренние структуры, которые обобщённо называют словом "армия". Казахстан не исключение. В стране есть внутренние войска МВД, которые насчитывают до 20 000 человек. Сюда же можно отнести республиканскую гвардию численностью 2 500. Эти войска подчиняются лично президенту и несут службу по охране правительства. Имеется в стране и свой спецназ МВД "Беркут".

Военно-промышленный комплекс республики может решать ограниченные задачи по ремонту и модернизации техники, производству небольших судов. Это связано с недостаточной кадровой, научной и промышленной базой. Поэтому страна нацелена на закупки вооружения за рубежом и локализации у себя производства некоторых иностранных образцов (в частности, российских БТР-4).

Служба в армии Казахстана достаточно престижна. Военнослужащие получают сравнительно неплохое денежное довольствие, жильё. Кроме того, отслужив в армии, проще попасть на государственную службу либо можно продолжить служить по контракту.

Конечно, армия Казахстана не может соперничать с вооружёнными силами таких держав, как Китай или Россия, но ей это и не нужно. Основные задачи - это борьба с терроризмом, защита государственности изнутри и демонстрация силы сопоставимым по мощи соседям. Вооружённые силы республики являются в целом достаточно серьёзной региональной силой, которая способна защитить страну, по крайней мере, до вступления в дело серьёзных союзников.

www.syl.ru

Казахстан планирует стать морской державой?

"Грандиозные размеры китайских кораблей, не говоря уже об общей численности китайского флота, лучше всего представить себе, сравнив их с другими судами, бороздящими в то время моря. ... Каждая «плавучая сокровищница» могла принять на борт 2000 тонн груза и добраться до Малакки за 5 недель, а до Ормуза в Персидском заливе — за 12. Эти корабли были способны пересечь любой океан и могли годами непрерывно находиться в походе..."

Из книги Гевина Мензиса "1421 - год, когда Китай открыл мир"

Как сообщило на днях российское информационное агенство РИА Новости ВМС  Казахстана и Азербайджана в 2015 году проведут трёхсторонние совместные международные  учения военно-морских сил прикаспийских государств с Каспийской флотилией РФ. Подобные учения состоятся впервые и будут проведены в июне-июле 2015 года в средней части Каспийского моря. Как информирует издание ВМФ России будет представлен на учении отрядом из новых кораблей Каспийской флотилии в составе малого артиллерийского и двух малых ракетных кораблей "Махачкала", "Град Свияжск" и "Углич". Предполагается, что в ходе совместных действий отряды кораблей ВМС трех стран отработают задачи по защите морских коммуникаций и районов морской экономической деятельности, в том числе элементы совместного плавания и маневрирования, одиночных и совместных боевых упражнений с артиллерийской стрельбой по морским, воздушным и береговым целям. Кроме того, экипажи кораблей проведут учения по поисково-спасательному обеспечению с проведением учения по борьбе за живучесть и оказанием помощи терпящему бедствие морскому судну.

И если с целью учений по защите морских коммуникаций и спасательным операциям участие военно-морских сил Казахстана все более или менее понятно, то о какой морской экономической деятельности, требующей столь серьезной подготовки идет речь?

Как я уже писал в статье "Нефтегазовый узел Каспия", после обретения независимости Азербайджан, Казахстан и Туркменистан в разной степени полагались на США в создании современного конкурентоспособного флота, материального оснащения и обучения моряков Туркменистана, Азербайджана и Казахстана, которые пока вряд ли способны даже приблизиться по силе и выучке их флота к ВМС России или Ирана, дислоцированным на Каспии. К казахстанскому морскому порту Актау явный интерес проявлял Пентагон, но уже как транспортно-логистическому центру для вывода войск, снаряжения и оружия из Афганистана. Тогда им было вложено в программу “Каспийский страж” (Caspian Guard) $130 млн. Кроме этого, Вашингтон предложил создать подразделения “Каспийской стражи” для охраны нефтепровода Баку – Тбилиси – Джейхан и углеводородных ресурсов Каспийского моря. Благодаря программе “Каспийский страж”, США планировали улучшить патрулирование на Каспийском море, обеспечить сохранность границ в регионе, остановить перемещения террористов, оружия и наркотиков и стабилизировать регион в целом.

Корвет проекта "Говинд-200" франузско-южнокорейской компании STX

Две крупнейшие прикаспийские державы,-Россия и Иран уже давно стараются не допустить открытия военных баз на Каспии нерегиональными государствами – имея ввиду как раз  Соединенные Штаты. Азербайджан, судя по всему, особенно активно сопротивлялся  этой идее. Но, похоже, России и Ирану удалось преодолеть сопротивление Баку и на встрече глав пяти прикаспийских стран собравшихся в конце сентября прошлого года в российской Астрахани, договорились "не допускать" военного присутствия на Каспии нерегиональных держав.

Осталось не совсем понятным, что конкретно подразумевалось под "присутствием вооруженных сил"? У США никогда не было военных кораблей на Каспии, и  даже теоретически они не могли попасть  туда без согласия России, контролирующей единственный водный коридор к морю – реку Волга. Означает ли это, что азербайджанскому ВМФ придется свернуть сотрудничество с военными советниками США? Под угрозой срыва может оказаться и покупка странами региона турецких и израильских военных кораблей. Забегая вперед, нужно упомянуть и о планах строительства кораблей для Казахстана и Азербайджана Китаем (и, возможно, уже строит их для Ирана). Получается теперь эти планы так и останутся только бумаге? Как и те, что вынашивали военно-морские чиновники Казахстана четыре года назад по покупке трех корветов проекта "Говинд-200" у франузско-южнокорейской компанией STX.Главной особенностью этого семейства судов является то, что они делаются с использованием стелс-технологии.

Напомню, что резкий рост морской экономической деятельности предполагается и в рамках проекта Silk Wind разработанного Казахстаном в рамках другого проекта TRACECA (транспортный коридор Европа – Кавказ – Азия). По схеме, предложенной Казахстаном, предполагается, что грузовые контейнеры из Китая по железной дороге будут доставляться в казахстанский порт Актау на Каспийском море. Затем их грузовыми морскими паромами доставят до Баку, а далее вновь по железной дороге в порты Грузии, откуда также контейнеровозами груз будет доставлен в порты Турции. Далее через первый железнодорожный туннель под проливом Босфор – "Мармара" в страны Южной Европы. А через порты Украины Silk Wind объединяется с литовско-украинским транспортным коридором Viking .Ввод в эксплуатацию железной дороги Баку-Тбилиси-Карс планируется в 2015 году. Вот с обеспечением безопасности морского участка этого проекта и связаны как считается, планы военно-морского ведомства Казахстана.

Как же обстоят тут дела? Казахстан активно строит военно-морскую базу в Актау. Небольшие группы казахских курсантов прошли обучение в Соединенных Штатах, Турции, России, Германии, Индии и Пакистане. До 2004 года у Астаны были лишь пограничные катера и один сторожевой корабль. Позднее у Украины было приобретено несколько катеров типа "Гриф" и 4 патрульных катера типа "Калкан". В 2006 году Южная Корея передала Казахстану 3 артиллерийских катера типа "Sea Delphin".  В 2010 году США передали Казахстану четыре десантных катера на безвозмездной основе по программе пятилетнего плана сотрудничества между министерствами обороны РК и Соединенных Штатов. Часть катеров малого водоизмещения на сегодняшний ввиду технического состояния уже списаны. Достигнуто соглашение о подготовке на базе разведывательно-диверсионного центра ВМС Азербайджана личного состава морского спецназа Казахстана. Как ранее информировали СМИ, 25 апреля 2012 года катер "Казахстан" был спущен на воду, первый из двух заказанных в Уральске ракетных катера проекта 250 (шифр "Барс-МО"), заложенных на заводе "Зенит" в 2010 году.

Между тем казахстанский завод "Зенит" 7 мая спустил на воду третий ракетно-артиллерийский катер этого типа, получивший название "Сарыарка" (бортовой номер 252). Водоизмещение "Сарыарки" невелико и составляет всего 240 т, длина - 42,2 м, ширина - 7,8 м, осадка - 2,5 м. Оснащен двумя двигателями 16V400 производства германской компании MTU, сопряженных с коробкой передач 7550А производства германской компании ZF. Максимальная скорость - 30 узлов.  На катере установлена боевая информационно-управляющей система (БИУС) украинского производства, в состав которой входит система управления "Каскад-250". Предполагается  дальнейшее производство дополнительных катеров этого типа.

Ракетный катер проекта 250 (шифр "Барс-МО")

Кроме ракетно-артиллерийских катеров, ВМС Казахстана получат первый из двух заказанных рейдовых тральщиков проекта 10750Э к 2015 г. Второй рейдовый тральщик, после согласований окончательных условий контракта, как предполагается, будет поставлен к

yvision.kz