Авиационный комплекс РЭБ "Витебск". Витебск рэб


Авиационный комплекс РЭБ "Витебск": judgesuhov

«Витебск» — российский комплекс РЭБ для индивидуальной защиты самолетов и вертолетов. Разработчик ФГУП НИИ «Экран», Самара. Производитель КРЭТ.

Защита осуществляется постановкой оптических и радиоэлектронных помех. Основной элемент «Витебска» — это цифровая станция активных помех (ЦСАП), получившая индекс Л-370-3С. Она "быстрее" стенций предыдущего покполения («Сорбция» на Су-27, «Омуль» на Су-25, «Гердения» на МиГ-29) и "давит" сигнал вражеской РЛС в более широком диапазоне частот. Помимо ЦСАП в комплекс входит система защиты от ракет с тепловой головкой самонаведения (ТГСН).Эту систему мы уже знаем, как "Президент-С".

Комплекс был заказан Министерством обороны РФ в 2011 году. Испытания комплекса закончились в 2015 году. Первая поставка состоялась в 2015 году. Испытания комплекса проходили на полигоне под Ахтубинском.По вертолёту МИ-8, стоящему на земле и оснащённому комплексом РЭБ, были выпущены 20 самонаводящихся ракет из ПЗРК Игла. Все они шли на цель, но на некотором расстоянии от вертолёта резко меняли курс, уходя вверх вследствие потери цели. Ни одна из ракет в вертолёт так и не попала.

Вертолетный «Витебск», устанавливаемый на Ка-52 и Ми-8МТ, станции помех ЦСАП Л-370-3С не получил и обеспечивал защиту только от ракет с ТГСН. К ним, например, относятся все ракеты ПЗРК ("Стингер", "Стрела", "Игла" и другие).Позже вертолеты планировалось дооснастить до полноценного комплекса.

Вертолеты Ми-8АМТШ Восточного военного округа с РЭБ «Витебск»

В состав "Витебска" устанавливаемого на Ми-8АМТШ входили:- 3 станции оптико-электронного подавления Л370-5 производства ПО "Стрела",- 4 ультрафиолетовых пеленгатора пуска ракет Л370-2 выпускаемых казанским НПО "ГИПО",- 2 устройства выброса ЛТЦ (ложных тепловых целей, в простонародье более известных как "инфракрасные ловушки") УВ-26.

Станция оптико-электронного подавления Л370-5 и УФ пеленгатор пуска ракет Л370-2

Так же в "Витебск" входят датчики обнаружения лазерного облучения.

Модификации

- Л-370В52 - бортовой комплекс обороны Ка-52- Л-370Э8 - бортовой комплекс обороны Ми-8МТ- Л-370Э26Л - бортовой комплекс обороны Ми-26- Л-370Э50 - бортовой комплекс обороны Ка-50- Витебск-25 - бортовой комплекс обороны Су-25СМ3

А вот так "Витебск" реализовали на ударных вертолетах Ка-52:

Зеленым обведены СОЭП Л370-5, а красным - УФ детекторы Л370-2

Штурмовик Су-25СМ, в отличие от вертолетов наоборот - получил все элементы комплекса, кроме СОЭП Л370-5 в версии "Витебск-25".

Штурмовик Су-25СМ3

Помимо уже перечисленных самолетов и вертолетов комплекс планируют устанавливать на самолеты военно-транспортной авиации. Остастить им планируют Ил-76, Ил-78, Ан-72, Ан-124, а также перспективный Ил-112В."Реализация этой программы позволит в короткие сроки существенно увеличить боевую устойчивость транспортной авиации ВКС России", - первый заместитель генерального директора концерна КРЭТ Игорь Насенков.

Там долго не могли определиться с местами размещения, а также массо-габаритными характеристиками комплекса. Первая партия комплексов, адаптированных специально под транспортные самолеты поступила в вооруженные силы в конце 2015 года.

СОЭП "Витебска" на военно-транспортном самолете Ил-76

UPD:Также "Витебск" устанавливается на вертолеты ДРЛО Ка-31СВ

judgesuhov.livejournal.com

Витебск (РЭБ) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

К:Википедия:Страницы на КУ (тип: не указан)

Витебск — российский авиационный комплекс индивидуальной защиты на принципах радиоэлектронной борьбы. Разработчик ФГУП НИИ «Экран», Самара. Производитель КРЭТ.

Комплекс был заказан Министерством обороны РФ в 2011 году. Испытания комплекса закончились в 2015 году.[1] Первая поставка состоялась в 2015 году.[2]

Описание

Комплекс создан с применением цифровой техники и предназначен для защиты самолетов и вертолетов от зенитных ракет и радаров. Защита осуществляется постановкой оптических и радиоэлектронных помех. Защита осуществляется постановкой оптических и радиоэлектронных помех. Основной элемент «Витебска» — это цифровая станция активных помех (ЦСАП), получившая индекс Л-370-3С. Она быстрее аналогов на других комплексах, таких, как «Сорбция» на Су-27, «Омуль» на Су-25, «Гердения» на МиГ-29. «Витебск» не только оценивает излучение вражеского радара, но при этом «давит» сигнал в более широком диапазоне частот. Помимо ЦСАП в комплекс входит система защиты от ракет с тепловой головкой самонаведения (ТГСН). Эта система ослепляет вражеские ракеты лазерным прожектором.[3]

Внедрение

В первую очередь «Витебском» оснастят штурмовики Су-25 и ударные вертолеты. Именно эти типы летательных аппаратов действуют в наибольшем приближении к противнику, поэтому чаще подвергаются атакам средств ПВО. Самолетный комплекс РЭБ получил индекс «Витебск-25» и сейчас проходит испытания в государственном летно-исследовательском центре в Ахтубинске Волгоградской области. Отдельные элементы «Витебска» монтируются под индексом Л-370П-2 на ударных вертолетах Ка-52, а под индексом Л-370Э-8 — на транспортных Ми-8МТ. Это упрощенные элементы комплекса для защиты от ракет с тепловой головкой самонаведения. Впоследствии планируется дооснастить вертолеты до полноценного комплекса. Также ведутся работы по адаптации комплекса к вертолетам семейства Ми-26. «Витебск» разрабатывается и для транспортного самолета Ил-476. Но пока авиастроители и ВВС не определились с требованиями по массе, габаритам и местом размещения комплекса на борту самолета.

Испытания

На полигоне под Ахтубинском были произведены испытания. По вертолёту МИ-8, стоящему на земле и оснащённому системой «Витебск», были выпущены 20 самонаводящихся ракет из ПЗРК Игла. Все они шли на цель, но на некотором расстоянии от вертолёта резко меняли курс, уходя вверх вследствие потери цели. Ни одна из ракет в вертолёт так и не попала[4].

См. также

Напишите отзыв о статье "Витебск (РЭБ)"

Ссылки

  • [ria.ru/defense_safety/20150203/1045642876.html КРЭТ поставил Минобороны РФ новейшие комплексы РЭБ] // РИА, 3.02.2015
  • [tvzvezda.ru/news/forces/content/201601090822-zh0b.htm Ангел-хранитель авиации: чем уникален комплекс РЭБ «Витебск»] // Звезда
  • Алексей Михайлов, Дмитрий Бальбуров. [izvestia.ru/news/538778 «Витебск» защитит вертолеты и штурмовики] (рус.). izvestia.ru (2 ноября 2012). Проверено 2 августа 2016.
  • [regnum.ru/news/it/2045828.html Система РЭБ «Витебск» защитит транспортную авиацию России от средств ПВО] (рус.). regnum.ru. Проверено 16 августа 2016.

Примечания

  1. ↑ [kret.com/news/4007/ КРЭТ создает невидимую защиту для самолетов и вертолетов]
  2. ↑ [kret.com/news/4177/ КРЭТ поставил модернизированный «Витебск» для защиты военно-транспортной авиации]
  3. ↑ [izvestia.ru/news/538778 ВВС России получат современный комплекс РЭБ]
  4. ↑ [www.pravda-tv.ru/2015/04/06/136872 «Новейшее оружие России, системы „Витебск РЭБ“ это фантастика!»] // pravda-tv.ru[неавторитетный источник?]

Отрывок, характеризующий Витебск (РЭБ)

Войска французские равномерно таяли в математически правильной прогрессии. И тот переход через Березину, про который так много было писано, была только одна из промежуточных ступеней уничтожения французской армии, а вовсе не решительный эпизод кампании. Ежели про Березину так много писали и пишут, то со стороны французов это произошло только потому, что на Березинском прорванном мосту бедствия, претерпеваемые французской армией прежде равномерно, здесь вдруг сгруппировались в один момент и в одно трагическое зрелище, которое у всех осталось в памяти. Со стороны же русских так много говорили и писали про Березину только потому, что вдали от театра войны, в Петербурге, был составлен план (Пфулем же) поимки в стратегическую западню Наполеона на реке Березине. Все уверились, что все будет на деле точно так, как в плане, и потому настаивали на том, что именно Березинская переправа погубила французов. В сущности же, результаты Березинской переправы были гораздо менее гибельны для французов потерей орудий и пленных, чем Красное, как то показывают цифры. Единственное значение Березинской переправы заключается в том, что эта переправа очевидно и несомненно доказала ложность всех планов отрезыванья и справедливость единственно возможного, требуемого и Кутузовым и всеми войсками (массой) образа действий, – только следования за неприятелем. Толпа французов бежала с постоянно усиливающейся силой быстроты, со всею энергией, направленной на достижение цели. Она бежала, как раненый зверь, и нельзя ей было стать на дороге. Это доказало не столько устройство переправы, сколько движение на мостах. Когда мосты были прорваны, безоружные солдаты, московские жители, женщины с детьми, бывшие в обозе французов, – все под влиянием силы инерции не сдавалось, а бежало вперед в лодки, в мерзлую воду. Стремление это было разумно. Положение и бегущих и преследующих было одинаково дурно. Оставаясь со своими, каждый в бедствии надеялся на помощь товарища, на определенное, занимаемое им место между своими. Отдавшись же русским, он был в том же положении бедствия, но становился на низшую ступень в разделе удовлетворения потребностей жизни. Французам не нужно было иметь верных сведений о том, что половина пленных, с которыми не знали, что делать, несмотря на все желание русских спасти их, – гибли от холода и голода; они чувствовали, что это не могло быть иначе. Самые жалостливые русские начальники и охотники до французов, французы в русской службе не могли ничего сделать для пленных. Французов губило бедствие, в котором находилось русское войско. Нельзя было отнять хлеб и платье у голодных, нужных солдат, чтобы отдать не вредным, не ненавидимым, не виноватым, но просто ненужным французам. Некоторые и делали это; но это было только исключение. Назади была верная погибель; впереди была надежда. Корабли были сожжены; не было другого спасения, кроме совокупного бегства, и на это совокупное бегство были устремлены все силы французов. Чем дальше бежали французы, чем жальче были их остатки, в особенности после Березины, на которую, вследствие петербургского плана, возлагались особенные надежды, тем сильнее разгорались страсти русских начальников, обвинявших друг друга и в особенности Кутузова. Полагая, что неудача Березинского петербургского плана будет отнесена к нему, недовольство им, презрение к нему и подтрунивание над ним выражались сильнее и сильнее. Подтрунивание и презрение, само собой разумеется, выражалось в почтительной форме, в той форме, в которой Кутузов не мог и спросить, в чем и за что его обвиняют. С ним не говорили серьезно; докладывая ему и спрашивая его разрешения, делали вид исполнения печального обряда, а за спиной его подмигивали и на каждом шагу старались его обманывать.

wiki-org.ru

Витебск (РЭБ) — Циклопедия

Витебск — российский авиационный комплекс индивидуальной защиты на принципах радиоэлектронной борьбы. Производитель — КРЭТ.

Назначение — индивидуальная защита военной техники: вертолётов и т. д.

Также — возможность работать в качестве постановщика имитационных и широкополосных помех.

[править] Принцип работы

Система формирует вокруг защищаемого объекта «электронный купол» и защищает не только сам объект, на котором она смонтирована, но и всё, что попадает под этот «купол».

Вертолёт оснащенный такой системой, способен работать в режиме радиоразведки — «Витебск» способен отслеживать кто, зачем и в каком направлении облучает вертолет, с какого расстояния это делает и так далее. С техники потенциального противника в этом режиме снимается целый ряд характеристик; по виду сигнала «Витебск» способен определить даже тип техники, её координаты, а также определить один из самых важных параметров — фазу работы (в случае, если техника противника работает в фазе «прицеливания», бортовой комплекс радиоэлектронной борьбы выдаст команду на активацию режима «защиты носителя» — постановки ложных целей)[1]. Комплекс способен выдать РЛС противника не просто ложную цель, но и сформировать целую эскадрилью таких целей, по которым противник в случае обстрела будет тратить боезапас. Один самолёт, оснащенный подобным комплексом и действующий в режиме РиЦ (радиолокационного имитатора цели) может создать вместо одной метки на радаре целую группу самолётов, задав операторам РЛС противника нерешаемую задачу по определению настоящих целей. Мощность излучения ложных целей, создаваемый включенным комплексом такова, что головка наведения (ГСН) зенитной ракеты вынуждена постоянно перенацеливаться и в итоге «уходить» в сторону, а на случай применения ракеты с тепловой ГСН, предусмотрен автоматический выброс специальных отражателей.

испытания

На полигоне под Ахтубинском были произведены испытания. По вертолёту МИ-8, стоящему на земле и оснащённому системой «Витебск», были выпущены 20 самонаводящихся ракет из ПЗРК Игла. Все они шли на цель, но на некотором расстоянии от вертолёта резко меняли курс, уходя вверх вследствие потери цели. Ни одна из ракет в вертолёт так и не попала[2].

cyclowiki.org

Авиационный комплекс РЭБ "Витебск" - изба-читальня

«Витебск» — российский комплекс РЭБ для индивидуальной защиты самолетов и вертолетов. Разработчик ФГУП НИИ «Экран», Самара. Производитель КРЭТ.

Защита осуществляется постановкой оптических и радиоэлектронных помех. Основной элемент «Витебска» — это цифровая станция активных помех (ЦСАП), получившая индекс Л-370-3С. Она "быстрее" стенций предыдущего покполения («Сорбция» на Су-27, «Омуль» на Су-25, «Гердения» на МиГ-29) и "давит" сигнал вражеской РЛС в более широком диапазоне частот. Помимо ЦСАП в комплекс входит система защиты от ракет с тепловой головкой самонаведения (ТГСН).Эту систему мы уже знаем, как "Президент-С".

Комплекс был заказан Министерством обороны РФ в 2011 году. Испытания комплекса закончились в 2015 году. Первая поставка состоялась в 2015 году. Испытания комплекса проходили на полигоне под Ахтубинском.По вертолёту МИ-8, стоящему на земле и оснащённому комплексом РЭБ, были выпущены 20 самонаводящихся ракет из ПЗРК Игла. Все они шли на цель, но на некотором расстоянии от вертолёта резко меняли курс, уходя вверх вследствие потери цели. Ни одна из ракет в вертолёт так и не попала.

Вертолетный «Витебск», устанавливаемый на Ка-52 и Ми-8МТ, станции помех ЦСАП Л-370-3С не получил и обеспечивал защиту только от ракет с ТГСН. К ним, например, относятся все ракеты ПЗРК ("Стингер", "Стрела", "Игла" и другие).Позже вертолеты планировалось дооснастить до полноценного комплекса.

Вертолеты Ми-8АМТШ Восточного военного округа с РЭБ «Витебск»

В состав "Витебска" устанавливаемого на Ми-8АМТШ входили:- 3 станции оптико-электронного подавления Л370-5 производства ПО "Стрела",- 4 ультрафиолетовых пеленгатора пуска ракет Л370-2 выпускаемых казанским НПО "ГИПО",- 2 устройства выброса ЛТЦ (ложных тепловых целей, в простонародье более известных как "инфракрасные ловушки") УВ-26.

Станция оптико-электронного подавления Л370-5 и УФ пеленгатор пуска ракет Л370-2

Так же в "Витебск" входят датчики обнаружения лазерного облучения.

Модификации

- Л-370В52 - бортовой комплекс обороны Ка-52- Л-370Э8 - бортовой комплекс обороны Ми-8МТ- Л-370Э26Л - бортовой комплекс обороны Ми-26- Л-370Э50 - бортовой комплекс обороны Ка-50- Витебск-25 - бортовой комплекс обороны Су-25СМ3

А вот так "Витебск" реализовали на ударных вертолетах Ка-52:

Зеленым обведены СОЭП Л370-5, а красным - УФ детекторы Л370-2

Штурмовик Су-25СМ, в отличие от вертолетов наоборот - получил все элементы комплекса, кроме СОЭП Л370-5 в версии "Витебск-25".

Штурмовик Су-25СМ3

Помимо уже перечисленных самолетов и вертолетов комплекс планируют устанавливать на самолеты военно-транспортной авиации. Остастить им планируют Ил-76, Ил-78, Ан-72, Ан-124, а также перспективный Ил-112В."Реализация этой программы позволит в короткие сроки существенно увеличить боевую устойчивость транспортной авиации ВКС России", - первый заместитель генерального директора концерна КРЭТ Игорь Насенков.

Там долго не могли определиться с местами размещения, а также массо-габаритными характеристиками комплекса. Первая партия комплексов, адаптированных специально под транспортные самолеты поступила в вооруженные силы в конце 2015 года.

СОЭП "Витебска" на военно-транспортном самолете Ил-76

vamoisej.livejournal.com

ВВС России получат комплекс РЭБ «Витебск»

ВВС России получат комплекс РЭБ «Витебск»

В начале 2013 года в Военно-воздушные силы России поступят новейшие комплексы радиоэлектронной борьбы (РЭБ) семейства «Витебск», разработанные ФГУП «НИИ Экран» в Самаре. Об этом «Известиям» сообщили в главкомате ВВС. Комплексы созданы на цифровой основе и предназначены для защиты самолетов и вертолетов от зенитных ракет и радаров. Защита осуществляется постановкой оптических и радиоэлектронных помех.

ВВС России получат комплекс РЭБ «Витебск»

«Основной элемент «Витебска» — это цифровая станция активных помех (ЦСАП), получившая индекс Л-370-3С. Она быстрее аналогов на других комплексах, таких, как «Сорбция» на Су-27, «Омуль» на Су-25, «Гердения» на МиГ-29», — сказал представитель главкомата. Он уточнил, что комплекс РЭБ «Витебск» не только оценивает излучение вражеского радара, но при этом «давит» сигнал в более широком диапазоне частот. Помимо ЦСАП в комплекс входит система защиты от ракет с тепловой головкой самонаведения (ТГСН). Эта система ослепляет вражеские ракеты лазерным прожектором.

По данным «Известий», в первую очередь комплексом РЭБ «Витебск» оснастят штурмовики Су-25 и ударные вертолеты. Самолетный комплекс РЭБ получил индекс «Витебск-25» и сейчас проходит испытания в государственном летно-исследовательском центре в Ахтубинске Волгоградской области. В свою очередь, информированный источник в оборонпроме заявил «Известиям», что новый комплекс РЭБ можно было поставить на вооружение «еще вчера».

«С «Витебском-25» получилось как всегда у нас. Комплекс был заказан Министерством обороны в 2011 году, а потом выяснилось, что его нельзя принять на вооружение без государственных испытаний. Сейчас мы устраняем этот недостаток, уже имея подписанный контракт на производство», — подчеркнул он. Также собеседник напомнил, что отдельные элементы «Витебска» уже два года монтируются под индексом Л-370П-2 на ударных вертолетах Ка-52, а под индексом Л-370Э-8 — на транспортных Ми-8МТ.

Правда, для вертолетов не адаптирована ЦСАП, так что вертолеты защищены только от ракет с тепловой головкой самонаведения, а вместо лазерных прожекторов стоят обычные световые. По словам источника в ОПК, работы по ЦСАП для Ка-52 уже завершены и дело осталось за малым: чтобы НИИ «Экран» и фирма «Камов» согласовали проект.

«Надеемся, что в следующем году Ка-52 будут оснащены ЦСАП. Кроме того, закончены испытания «Витебска» для транспортных вертолетов Ми-26 и его модификации Ми-26Т2 по прозвищу «Летающая корова». На этой «корове» оборудование РЭБ будет включать в себя активную станцию помех и лазерные прожекторы. А на Ми-26 появится долгожданная система отстрела тепловых ловушек», — продолжил представитель оборонки.

Наконец, комплекс РЭБ «Витебск» разрабатывается и для транспортного самолета Ил-476. Но пока авиастроители и ВВС не определились с требованиями по массе, габаритам и местом размещения комплекса на борту самолета.

Независимый военный эксперт, один из авторов книги «Новая армия России» Антон Лавров, одобряет работы над «Витебском». «Технологии противовоздушной обороны не стоят на месте, становятся изощренными. Меняются частоты, способы кодирования сигнала, и в основе всего и вся лежат цифровые технологии. Так что этот авиационный комплекс РЭБ вполне отвечает современным требованиям», — сказал Лавров в интервью «Известиям».

Также он согласился с логикой командования ВВС, которое в первую очередь оснащает «Витебском» вертолеты и штурмовики. Именно эти типы летательных аппаратов действуют в наибольшем приближении к противнику, поэтому чаще подвергаются атакам средств ПВО, говорит эксперт.

/По материалам izvestia.ru/

army-news.ru

Новый комплекс РЭБ «Витебск» | Политпазл

Совсем недавно в части и соединения Вооруженных сил России начали поступать новые авиационные системы радиоэлектронной борьбы «Витебск». По словам специалистов, «Витебск» позволяет обеспечить надежную защиту самолетов и вертолетов от ракет современных зенитно-ракетных комплексов.

Руководство Минобороны РФ всегда уделяло повышенное внимание развитию средств радиоэлектронной борьбы, поскольку боевые действия в Афганистане и Чечне ярко продемонстрировали необходимость защиты авиасредств от огня с земли. Потери людей и техники можно было бы избежать, если бы на борту всех вертолетов располагались современные средства РЭБ. С приходом на пост министра обороны Сергея Шойгу работа в этом направлении была усилена, благодаря чему теперь Россия по праву считается одним из лидеров в сфере проектирования и производства средств радиоэлектронной борьбы.

Российский оборонно-промышленный комплекс за короткие сроки разрабатывает и внедряет в войска новые средства РЭБ. Благодаря этому через несколько лет армия и флот нашей страны будут на 100 процентов оснащены современной техникой радиоэлектронного подавления.

За последнее время довольно много написано и сказано про средства РЭБ «Инфауна», «Ртуть», «Президент-С» и «Красуха», которые уже начали службу в российских войсках. Однако новый комплекс «Витебск» также заслуживает пристального внимания, поскольку обладает уникальными характеристиками и возможностями.

Комплекс РЭБ «Витебск» подвергся серьезнейшим проверкам уже на стадии государственных испытаний. Представители Минобороны РФ в качестве имитатора цели выбрали не компьютерную программу, не макет и не беспилотник, а новый вертолет Ми-8. Винтокрылая машина была размещена на специальной площадке, а огонь по ней велся из современной модификации ПЗРК «Игла». Все зенитные ракеты неизменно уходили мимо цели. Однако «Витебск» ценен не только своим уникальным «радиоэлектронным куполом», но и другими способностями.

Новый комплекс РЭБ способен эффективно вести радиоразведку. «Витебск» отслеживает направление и фиксирует расстояние, откуда ведется облучение вертолета, благодаря чему техника противника теряет ряд важнейших характеристик. При этом «Витебск» в автоматическом режиме определяет не только точные координаты, но и тип техники, а также фазу ее работы. Если техника противника работает в режиме прицеливания, то средство РЭБ начнет постановку ложных целей. Для «Витебска» совершенно не важно количество направленных на авиатехнику ракет, поскольку он может сбить с пути любое число боеголовок.

Все возможности комплекса держатся в секрете, однако известно, что «Витебск», помимо всего прочего, способен скрывать авиационное средство от радаров и активно запутывать следы. Большое количество ложных целей вынудит противника впустую тратить боезапас. Кроме того, создание целой сети ложных меток на экране радаров станет огромной проблемой для противника.

По словам разработчиков, «Витебску» не занимать надежности. При этом его процесс работы автоматизирован, благодаря чему меры противодействия потенциальной угрозе будут приняты за несколько мгновений. Впечатляет и радиус его действия, который составляет несколько сотен километров.

Михаил Александров

politpuzzle.ru

Витебск (РЭБ) — Википедия

Витебск — авиационный комплекс индивидуальной защиты на принципах радиоэлектронной борьбы. Производитель — КРЭТ.

Назначение — индивидуальная защита военной техники: вертолётов и т. д. Система формирует вокруг защищаемого объекта «электронный купол» и защищает не только сам объект, на котором она смонтирована, но и всё, что попадает под этот «купол». Также — возможность работать в качестве постановщика имитационных и широкополосных помех.

Вертолёт оснащенный такой системой, способен работать в режиме радиоразведки — «Витебск» способен отслеживать кто, зачем и в каком направлении облучает вертолет, с какого расстояния это делает и так далее. С техники потенциального противника в этом режиме снимается целый ряд характеристик; по виду сигнала «Витебск» способен определить даже тип техники, её координаты, а также определить один из самых важных параметров — фазу работы (в случае, если техника противника работает в фазе «прицеливания», бортовой комплекс радиоэлектронной борьбы выдаст команду на активацию режима «защиты носителя» — постановки ложных целей)[1]. Комплекс способен выдать РЛС противника не просто ложную цель, но и сформировать целую эскадрилью таких целей, по которым противник в случае обстрела будет тратить боезапас. Один самолёт, оснащенный подобным комплексом и действующий в режиме РиЦ (радиолокационного имитатора цели) может создать вместо одной метки на радаре целую группу самолётов, задав операторам РЛС противника нерешаемую задачу по определению настоящих целей. Мощность излучения ложных целей, создаваемый включенным комплексом такова, что головка наведения (ГСН) зенитной ракеты вынуждена постоянно перенацеливаться и в итоге «уходить» в сторону, а на случай применения ракеты с тепловой ГСН, предусмотрен автоматический выброс специальных отражателей.

На полигоне под Ахтубинском были произведены испытания. По вертолёту МИ-8, стоящему на земле и оснащённому системой «Витебск», были выпущены 20 самонаводящихся ракет из ПЗРК Игла. Все они шли на цель, но на некотором расстоянии от вертолёта резко меняли курс, уходя вверх вследствие потери цели. Ни одна из ракет в вертолёт так и не попала[2].

wp.wiki-wiki.ru