Основной боевой танк Виккерс Мк 7. Виккерс танк


Танк Виккерс - характеристики

Британский основной боевой танк Виккерс появился на свет не так, как большинство других. Его создание было частной инициативой фирмы, рассчитывающей создать недорогой, простой, но современный ОБТ, который найдёт своих покупателей в других странах.

Для такой задачи решили использовать максимальное количество компонентов танков Центурион и Чифтен. Их применение позволяло сократить цену, понизить риски неудачных решений и обеспечить новую машину достаточным количеством необходимых узлов и агрегатов.

Танк для экспорта

Разработка началась в 1960 году, а в 1961 новинкой заинтересовалась Индия, чьи пожелания позже немного изменили конструкцию ОБТ.

Прежде всего следовало снизить массу машины до 38 тонн и установить мощное 105 мм орудие L7A1.

После согласования деталей проекта было достигнуто соглашение о производстве нового ОБТ для Индии и помощи в постройке завода на её территории.

Уже в 1963 году был собран первый прототип, который отправился на испытания в Индию, через год появился второй, оставшийся на полигоне в Англии.

Поставка первой серии произошла в 1965 году, а завод в индийском городе Авади, производящий Виккерс Мк 1, заработал в 1966 году.

Получив название Виджаянта - победитель в переводе, машина была произведена в количестве 2200 единиц.

Позже 70 ОБТ были переданы Кувейту, где даже смогли повоевать, причём очень неудачно.

Конструкция

ОБТ создавался по классической схеме, предполагавшей моторно-трансмиссионное отделение сзади, отделение управления спереди и боевое отделение между ними.

Поскольку при создании танка был важен минимальный вес, защита оказалась сильно уступающей британскому Чифтен.

Зато дизельный шестицилиндровый двигатель Leyland L60 мощностью 640 л.с. легко справлялся с 38 тоннами, разгоняя до 50 км/ч, а топлива хватало на 530 километров.

Виккерс Мк 1 был оборудован планетарной коробкой передач с 6 ступенями вперёд и 2 назад, позаимствованной, как и двигатель, у Чифтена.

Подвеска имела шесть обрезиненных катков, три поддерживающих и ведущие колёса сзади с телескопическими гидравлическими амортизаторами и торсионной подвеской.

Корпус сваривался из катанной брони и обладал толщиной лобового листа всего 80 мм, бортовых 60 мм и 20 мм сзади.

Спереди справа находился механик-водитель, а его кресло могло фиксироваться в выдвинутом вверх положении, значительно улучшая обзор на марше.

Для наблюдения в бою имелся широкоугольный перископ, заменяемый в темноте на прибор ночного видения.

С левой стороны располагались 25 снарядов из всего 44.

Трёхместная башня имела нетипичную для своего времени форму, поскольку сваривалась, как и корпус. Такое решение было связано с тем, что танк максимально адаптировался для производства в любых странах-заказчиках, например, не обладающих технологией литья.

Лишь маска орудия выполнялась литой, сам лоб башни имел толщину, равную корпусу - 80 мм брони, борта около 40-60 мм и задняя часть 40 мм.

Командир имел свою башенку с шестью перископами, основным прибором наблюдения и люком, и располагался справа от орудия вместе с наводчиком.

Заряжающий сидел слева от орудия и имел свой люк, состоящий из двух частей.

Основным вооружением являлось орудие L7A1, использующее подкалиберные снаряды с начальной скоростью полёта снаряда 1470 м/с и фугасные со скоростью 730 м/с.

Также имелся спаренный с пушкой 7,62 мм пулемёт с боекомплектом 500 патронов, зенитный 7,62 мм пулемёт на крыше башни и ещё один 12,7 мм, использующийся как против слабо защищённых целей, так и в качестве пристрелочного в случае повреждения дальномера. Их общий боекомплект состоял из 3000 патронов.

Также на каждую сторону башни крепился блок из 6 дымовых гранатомётов.

Модификации

Танк получил несколько модификаций помимо упомянутой Виджаянты.

Виккерс Мк 2 был создан в единственном экземпляре, его отличия заключались в двух установках противотанковых управляемых ракет Swingfire.

Виккерс Мк 3 появился в 1875 году, получил двигатель Detroit Diesel 12V-71T мощностью 720 л.с, стабилизацию орудия, 50 снарядов в боекомплекте, новую систему управления огнём EFCS 600 и лазерный дальномер Simrad LV352. Его производство началось в 1978 году, некоторое количество закупили Кения и Нигерия, позже модификация для Индии Виккерс Мк3 (I) получила усовершенствованные подвеску и трансмиссию, а Виккерс Мк 3 (M) для Малайзии - более современную систему управления огнём и еще некоторые изменения.

Виккерс Мк 4 был разработан в 1977 году и получил название Valiant, а в 1980 создан единственный опытный экземпляр. Его планировали экспортировать, установив новую башню под названием "универсальная башня" и защитив её неким "адаптивным бронированием".

Эта башня позволяла выбирать между 105 мм L7 английским, 120 мм английским L11A5, 120 мм немецким Rh L44 и 120 мм французским GIAT CN-120 F1 орудиями.

Дополнительно установили новую систему управления огнём Centaur от итальянской компании Marconi.

Виккерс Мк 7 часто называют очередной модификацией, однако, в нём осталось совсем немного сходства со своими предшественниками.

Эпилог

Единственным боевым применением британского ОБТ стала оборона Кувейта в 1990 году против Ирака.

Около 70 Виккерс Мк 1, сильно устаревших на тот момент, были уничтожены, а немногие уцелевшие оказались в Саудовской Аравии, где и были списаны.

ОБТ Виккерс хоть и не подходил британской армии, предпочитавшей броневую защиту всему остальному, получился весьма удачным танком, особенно учитывая то, что фирма его создавала по своей инициативе. Этот факт подтверждают большое количество произведённых танков и долгий срок их службы.

tanksdb.ru

Экспортный бестселлер | Warspot.ru

Конец 20-х годов оказался довольно мрачным временем для английского танкостроения в целом и фирмы Vickers в частности. 9 мая 1928 года умер главный конструктор компании сэр Джордж Томас Бакхем. Примерно в это же время заказы на новые танки начинают сходить на нет. Новые машины фирмы — A1E1 Independent и A6 Medium Tank — оказались не самыми удачными. Между тем, Vickers наконец получила первый опыт поставок танков на экспорт, продав Medium Tank Mk.C в Японию. Следующим за рубеж (в Ирландию) ушёл Medium Tank Mk.D, да и Medium Tank Mk.II тоже заинтересовал зарубежных заказчиков.

Это подтолкнуло компанию, в 1927 году объединившуюся с Sir W G Armstrong Whitworth & Company в Vickers-Armstrongs Limited, к дальнейшей работе по созданию чисто экспортных танков. В результате появился танк Vickers Mk.E — машина, золотыми буквами вписавшая своих создателей и фирму Vickers вообще в историю мирового танкостроения.

Свежая кровь

После окончания Первой мировой войны и неизбежного сокращения вооружённых сил британские офицеры, лишённые возможности строить дальнейшую военную карьеру, по-разному решали свою судьбу. Некоторые из них пробовали свои силы в автомобилестроении. Среди них был и Джон Карден (John Valentine Carden), дослужившийся в армии до звания капитана. Ещё до войны он занимался крошечными автомобильчиками, а после неё занялся спортивными машинами. Впрочем, особого успеха на этом поприще ему достичь не удалось.

То же увлечение было у ещё одного капитана британской армии, Вивиана Лойда (Vivian Graham Loyd). Два талантливых инженера познакомились в 1923 году. Вместе они решили уйти из автомобилестроения, которое к тому времени было переполнено мелкими фирмами, и перейти на производство военной продукции.

​Узел подвески, разработанной Джоном Карденом и широко применявшаяся на танках Vickers - Экспортный бестселлер | Warspot.ruУзел подвески, разработанной Джоном Карденом и широко применявшаяся на танках Vickers

В 1925 году была открыта фирма Carden-Loyd. Подобно Гиффорду Мартелю (Giffard Le Quesne Martel), ещё одной ключевой фигуре английского танкостроения, Карден и Лойд решили попытать счастья, создав одноместную колёсно-гусеничную танкетку. Вслед за созданными ими тремя опытными одноместными танкетками последовали двухместные Carden-Loyd Mk.IV/Mk.V.

Результатом работы талантливых конструкторов стала эпохальная машина – танкетка Carden-Loyd Mk.VI, которая разошлась огромным для своего времени тиражом в 450 с лишним экземпляров. Детище Кардена и Лойда оказалось эталонным для такого класса боевых машин, как танкетки, и послужило базой для создания аналогичных конструкций в целом ряде стран. Помимо прочих ноу-хау, эта машина оказалась первым серийным танком, в котором трансмиссия размещалась в носовой части корпуса.

​Опытный образец 6-тонного танка Vickers с двигателем Dorman - Экспортный бестселлер | Warspot.ruОпытный образец 6-тонного танка Vickers с двигателем Dorman

Помимо строительства танкеток, фирма Carden-Loyd занималась инжинирингом. С 1926 года начинается её плотное сотрудничество с Vickers. Сотрудничество это оказалось крайне продуктивным и взаимовыгодным. Маленькая фирма обзавелась покровительством со стороны оружейного гиганта, а Vickers-Armstongs получила в своё распоряжение перспективные разработки Carden-Loyd.

Наибольший интерес представляла гусеничная ходовая часть, в разработке которой Джон Карден достиг больших успехов. Им была разработана балансирная схема с опорными катками довольно большого диаметра и рессорной подвеской. Эта схема оказалась очень удачной при использовании на лёгких танках.

Карден разработал и другую балансирную подвеску. В ней использовалась четырёхкатковая схема (2 тележки по 2 опорных катка малого диаметра в каждой) с полурессорами в качестве упругого элемента. Благодаря такой схеме лёгкий танк получал по 8 опорных катков на борт, что было целесообразно для боевых машин, которые в основном использовались не на дорогах, а на пересечённой местности.

Подвеска Кардена получилась довольно компактной и простой в эксплуатации. Такую ходовую часть, в случае чего, мог обслуживать механик квалификации ниже средней. Оставалась самая мелочь – создать танк с такой ходовой частью.

Малый триплекс

Разработка нового лёгкого танка осложнялась тем, что английская армия в нём не нуждалась. В то время концепция английских механизированных частей подразумевала использование тяжёлых танков (A1E1 Independent) как машин прорыва, которые должны были поддерживать средние танки с пушечно-пулемётным вооружением (Medium Tank Mk.I и Medium Tank Mk.II). Третьим «звеном» в этой системе были танкетки (Carden-Loyd Mk.VI). Лёгким танкам поддержки пехоты вроде Renault FT в этой концепции места просто не было. Естественным выходом из ситуации была разработка танка на экспорт.

​Эта же база послужила основой для артиллерийского тягача - Экспортный бестселлер | Warspot.ruЭта же база послужила основой для артиллерийского тягача

Несмотря на то что словосочетания «Carden-Loyd» нет в названии танка, который в итоге появился на свет, в значительной степени своим созданием он обязан именно этой фирме. Речь идёт не только о ходовой части, но и о компоновке новой машины. За её основу была взята компоновка танкетки Carden-Loyd Mk.VI, при этом двигатель переместился из боевого отделения в кормовую часть.

В качестве силовой установки было решено применить 80-сильный двигатель водяного охлаждения фирмы Dorman, довольно широко использовавшийся разными автомобильными фирмами. Механика-водителя конструкторы разместили справа по ходу движения. В исходном варианте его люк состоял аж из пяти секций. Подбашенную коробку танка при необходимости можно было демонтировать.

​Артиллерийский тягач, оснащённый двигателем Armstrong-Siddeley - Экспортный бестселлер | Warspot.ruАртиллерийский тягач, оснащённый двигателем Armstrong-Siddeley

Экспериментальный танк, который первоначально назывался 6-ton Tank Experimental Vehicle, был весьма необычно вооружён. В то время лёгкие танки, как правило, имели одноместную башню, в которой был установлен либо пулемёт, либо малокалиберная пушка. В новом английском танке башен было две, и обе они оснащались станковыми пулемётами Vickers.

Подобная схема вооружения однозначно говорила о предназначении машины. По задумке инженеров Vickers, новый лёгкий танк создавался как «чистильщик окопов». Благодаря наличию двух башен он мог вести огонь одновременно в две стороны. Кроме того, при необходимости обе башни могли сконцентрировать огонь на одной точке либо впереди, либо позади танка. При боевой массе в 6 тонн и экипаже из 3 человек новый лёгкий танк имел такие же бронирование и скорость, как Vickers Medium Tank Mk.II.

​Как можно заметить, название «Vickers-Armstrongs 6 ton tank» использовалось вполне официально - Экспортный бестселлер | Warspot.ruКак можно заметить, название «Vickers-Armstrongs 6 ton tank» использовалось вполне официально

В дополнение к танку одновременно на его базе был создан артиллерийский тягач. «Рецепт» его изготовления оказался предельно простым: подбашенная коробка с башней снимались с танка, впереди устанавливался щиток со смотровым окошком, а в боевом отделении крепились сидения.

Как раз на тягаче инженеры Vickers-Armstrongs решили опробовать мотор собственной конструкции. Двигатель Armstrong-Siddeley имел воздушное охлаждение. В целом это была вполне обычная рядная «четвёрка», причём той же мощности, что и мотор Dorman. Но с её компоновкой был один существенный нюанс. С целью снизить высоту моторного отделения двигатель конструкторы разместили горизонтально, прикрыв сверху масляным радиатором. В результате высота моторного отделения стала значительно меньше.

Испытания, проведённые на опытном тягаче, показали состоятельность такой идеи, и от мотора Dorman создатели машины отказались. Таким образом, в 1929 году облик нового лёгкого танка сформировался окончательно. К этому же времени была немного переделана ходовая часть, в том числе подвеска и траки. Разработанная Карденом и Лойдом конструкция оказалась поистине революционной. Ресурс гусеницы составил 4800 км, что для того времени было поистине фантастическим показателем.

​Vikcers Mk.E Type A в финальной конфигурации - Экспортный бестселлер | Warspot.ruVikcers Mk.E Type A в финальной конфигурации

Потенциальным заказчикам танк предлагался под двумя обозначениями. Помимо вполне официально использовавшегося Vickers-Armstrongs 6 ton tank (в русском варианте — «Виккерс 6-тонный»), применялся и другой индекс – Vickers Mk.E. Иные конспирологи расшифровывают E как «Export», но никакого отношения к действительности такая версия не имеет. Буква E просто идёт следующей после D, а танк с таким названием — Vickers Medium Tank Mk.D — уже существовал.

Базовой версией танка стал Vickers Mk.E Type A, имевший две пулемётные башни. По сравнению с прототипом, форма его башен была изменена, а пулемёты получили бронированные кожухи. Надо сказать, что обозначение «6-тонный» было верным лишь отчасти, поскольку даже первый вариант смело перешагнул эту отметку, достигнув массы в 6,6 тонны.

За дополнительную плату производитель предлагал установить на танк радиостанцию с антенной позади башен, при этом боезапас пулемётов снижался с шести до четырёх тысяч патронов.

​Специальное устройство для преодоления окопов, разработанное венгерским конструктором Николасом (Миклошом) Штраусслером - Экспортный бестселлер | Warspot.ruСпециальное устройство для преодоления окопов, разработанное венгерским конструктором Николасом (Миклошом) Штраусслером

Именно эта модификация стала первым танком, принёсшим по-настоящему серьёзный коммерческий успех Vickers-Armstrongs на зарубежном рынке. В 1930 году 15 танков заказала советская закупочная комиссия во главе с начальником Управления механизации и моторизации РККА (УММ) Халепским. Обошёлся каждый танк в 4200 фунтов стерлингов. Вряд ли эта сделка обрадовала поляков, которые познакомились с Vickers Mk.E ещё в 1927 году, когда тот только проектировался. В результате Польша приобрела 38 таких машин.

Ещё один Type A ушёл в Грецию, по одному двухбашенному танку купили Боливия и Португалия. Также с целью изучения по одному танку приобрели японцы и американцы. Продажа 58 танков – это очень даже неплохо, особенно в условиях мирового финансового кризиса и не спешащей с новыми заказами британской армии.

​Vickers Mk.E Type B на вооружении армии Гоминьдана - Экспортный бестселлер | Warspot.ruVickers Mk.E Type B на вооружении армии Гоминьдана

В 1930 году зарубежным покупателям была предложена следующая версия танка – Vickers Mk.E Type B. Боевая масса этой модификации «Виккерса 6-тонного» превысила отметку 7,2 тонны. Главным её отличием стало то, что вместо двух пулемётных башен танк получил одну, смещённую влево от продольной оси. Смещена башня была для того, чтобы её экипаж не мешал механику-водителю. Кроме того, благодаря этому решению ногам наводчика и командира не так мешал передаточный вал, идущий над полом от двигателя к трансмиссии.

Внутри двухместной башни конической формы конструкторы разместили короткоствольную 47-мм пушку Vickers QF. С пушкой был спарен пулемёт Vickers. Несмотря на скромную длину ствола, бронебойный снаряд 3-фунтовой пушки пробивал с дистанции в 500 метров броню толщиной 25 мм. Этого вполне хватало для уверенного пробития брони практически всех танков того периода, включая французский Renault NC, также поставлявшийся на экспорт. В боекомплект 47-мм пушки кроме бронебойных входили и осколочно-фугасные боеприпасы, что было необычным для английского танкового вооружения того периода.

​Танк 3-й серии с забашенной нишей, в которой находилась радиостанция - Экспортный бестселлер | Warspot.ruТанк 3-й серии с забашенной нишей, в которой находилась радиостанция

Примерно в это же время потенциальным покупателям, возможно, был предложен весьма специфичный вариант, известный как Vickers Mk.E Type C. Представлял он собой Type A с установленными в лобовом и кормовом листах 37-мм противотанковыми пушками. Впрочем, поскольку даже схем этой машины не сохранилось, есть подозрение, что существовала она только в чьём-то воображении. В пользу этого говорит и тот факт, что пушки калибром 37 мм на английских танках не использовались в принципе.

Экспортные вариации

Первыми Vickers Mk.E Mk.B заказали греки, получившие свой танк в августе 1931 года. Следующими оказались боливийцы, заказавшие 2 танка. Ещё 2 танка получил Сиам (Таиланд), по одной машине заказали финны и португальцы.

Впрочем, это была лёгкая разминка по сравнению с тем, что началось в 1934 году. У Vickers-Armstrongs появился крупный, во всех смыслах этого слова, клиент – Китай. Первые 12 Vickers Mk.E Type B были заказаны китайцами в марте 1934 года. Всего же ими было заказано 20 танков в трёх сериях. Начиная со второй серии, в башне танка появилась кормовая ниша, в которую устанавливалась радиостанция. Ещё 8 танков в варианте Mk.B заказала Болгария. В дополнение к этому Польша приобрела 22 башни для переделки части закупленных ранее танков первой модификации.

​Vickers Mk.F на испытаниях, 1934 год - Экспортный бестселлер | Warspot.ruVickers Mk.F на испытаниях, 1934 год

Между тем инженеры Vickers-Armstrongs не сидели на месте. При всех плюсах двигателя воздушного охлаждения у него был один существенный минус – перегрев, который был довольно частым явлением. Здесь сказывались компактные размеры силового отделения, что создавало проблемы для эффективного охлаждения.

Простым и одновременно радикальным решением проблемы с охлаждением стала замена силовой установки. Новый двигатель нашёлся довольно быстро, им стал 120-сильный Rolls-Royce Phantom II. Разместить рядный 6-циллиндровый мотор объёмом 7,67 литров в существующем силовом отделении было нереально, поэтому конструкторы пошли на хитрость. Двигатель оказался прямо в боевом отделении, слева по ходу движения. Из-за этого башню пришлось смещать вправо и максимально назад, чтобы не мешать механику-водителю.

Кроме того, в верхнем лобовом листе корпуса, с левой стороны, появился воздухозаборник. Глушитель с кормового листа корпуса перекочевал на левую сторону подбашенной коробки.

​Продольный разрез Vickers Mk.F. Хорошо видна разница в компоновке с Vickers Mk.E - Экспортный бестселлер | Warspot.ruПродольный разрез Vickers Mk.F. Хорошо видна разница в компоновке с Vickers Mk.E

В 1934 году опытный образец танка, получившего обозначение Vickers Mk.F, был испытан бельгийцами, для которых он изначально предназначался. От идеи разместить большой, шумный и горячий мотор в боевом отделении заказчики не пришли в восторг. Кроме того, охлаждение нового двигателя всё равно оставляло желать лучшего, а воздухозаборник в лобовой части корпуса оказался превосходной мишенью. Бельгийцы отказались от Vickers Mk.F.

Впрочем, у Vickers-Armstrongs нашлась альтернатива, которая их, в конечном итоге, устроила. Но это уже другая история.

​На лобовом листе корпуса появился большой воздухозаборник - Экспортный бестселлер | Warspot.ruНа лобовом листе корпуса появился большой воздухозаборник

Несмотря на столь печальный итог, история Vickers Mk.F имела продолжение. Корпус танка этой модификации инженерам так понравился, что было принято решение о его внедрении в серийное производство. В переделанном моторном отделении нашлось место для штатного мотора Armstrong-Siddeley, а охлаждение улучшилось. Кроме того, боевое отделение стало заметно просторнее.

​Финский Vickers Mk.E Type B, имеющий корпус по типу Vickers Mk.F - Экспортный бестселлер | Warspot.ruФинский Vickers Mk.E Type B, имеющий корпус по типу Vickers Mk.F

Именно такие танки англичане поставили в Финляндию. 20 июля 1936 года финны заказали 32 Vickers Mk.E Type B. Нередко эти машины путают с Vickers Mk.F, хотя это были именно Mk.E с моторами Armstrong-Siddeley. 12 точно таких же танков в 1938 году заказал Сиам, но до заказчика в этом случае добрались только 8 машин.

На службе со второй попытки

Как уже упоминалось, в системе вооружения британской армии для Vickers Mk.E места не было. Несмотря на это, английские военные всё же протестировали опытный образец танка, а заодно и тягач на его базе. Двухбашенная пулемётная машина не впечатлила военных, не убедила их и цена, составлявшая половину от стоимости Medium Tank Mk.II. Продать Vickers Mk.E «своей» армии так и не удалось. Как и в случае с бельгийцами, заинтересовать английских военных удалось совсем другим, гораздо более лёгким танком, также разработанным при участии Carden-Loyd.

​Серийный образец артиллерийского тягача Dragon, Medium Mk.IV - Экспортный бестселлер | Warspot.ruСерийный образец артиллерийского тягача Dragon, Medium Mk.IV

Неудача с испытаниями опытного Vickers Mk.E, между тем, не означала, что машинам на его базе полностью закрыта дорога в английскую армию. Тягач, испытанный в 1930 году, было предложено доработать. В 1932 году появился сильно переработанный артиллерийский тягач, получивший обозначение Vickers B12E1. За счёт смещения места механика-водителя вперёд объём салона машины значительно вырос. Тем не менее, и эту машину военные забраковали.

В конце концов появилась сильно переработанная машина — Dragon, Medium Mk.IV. Вместо мотора Armstrong-Siddeley на неё был установлен 90-сильный двигатель фирмы AEC. По бортам появились укладки для снарядов, довольно много переделок оказалось и в салоне. Британская армия заказала 12 таких машин. Серийные Dragon, Medium Mk.IV немного отличались от прототипа. Основным их назначением стала перевозка 60-фунтовых (127-мм) орудий.

К слову, этот тягач оказался единственной машиной из семейства Vickers Mk.E, которая реально повоевала в составе британской армии. В 1940 году тягачи отправили в составе BEF (британского экспедиционного корпуса) во Францию, где и остались после эвакуации в июне 1940 года. Владельцами тягачей стали немцы.

Кроме того, 18 Dragon, Medium Mk.IV заказала Индия и 23 штуки – Китай.

Очень похожей на Dragon, Medium Mk.IV была зенитная самоходная установка, которую заказал Сиам. Туда ушло 26 машин, вооружённых 40-мм автоматическими зенитными орудиями Pom-Pom.

​Vickers Mk.E Type B в составе 44 RTR, 1940 год. Машина имеет WD-номер 10677, а её серийный номер – V.A.E.1986 - Экспортный бестселлер | Warspot.ruVickers Mk.E Type B в составе 44 RTR, 1940 год. Машина имеет WD-номер 10677, а её серийный номер – V.A.E.1986

С Сиамом связана ещё одна история. Как уже упоминалось выше, в 1938 году из этой страны поступил заказ на 12 Vickers Mk.E Type B. 4 танка с серийными номерами V.A.E.1983–1986 так туда и не попали. В июне 1940 года, когда BEF при эвакуации из Франции потерял большую часть матчасти, в том числе танки, английские военные стали лихорадочно искать любые машины для замены. На глаза попались те самые четыре Vickers Mk.E из сиамского заказа. Эти танки немедленно были определены в британскую армию. Машины, получившие WD-номера 10674–10677, были включены в состав 44-го королевского танкового полка.

В этой части танки, использовавшиеся как тренировочные, прослужили как минимум до 1941 года. Таким образом, Великобритания, родина танка Vickers Mk.E, стала последней страной, принявшей его на вооружение. Один из этих танков, с заводским номером V.A.E.1985, дожил до наших дней и находится в экспозиции Танкового музея в Бовингтоне. На танк нанесён камуфляж, в который красили машины по китайскому заказу, хотя на самом деле он носил тактические знаки британской армии.

Танк Vickers Mk.E оказал огромное влияние на мировое танкостроение. Он стал отправной точкой для создания американского Light Tank T1E4 — прародителя подавляющего большинства американских танков и САУ, появившихся между 1933 и 1944 годами. Примерно такое же воздействие Vickers Mk.E оказал и на японское танкостроение. Фактически, все японские танки, разработанные с начала 30-х годов, включая Тип 95 Ха-го, являются «потомками» английской машины. Похожим образом сложилась ситуация с итальянскими средними и даже тяжёлыми танками военного периода. Британская родословная польского 7TP и советского Т-26 настолько известна, что о них можно было даже и не упоминать. В этом свете неожиданным выглядит тот факт, что, за исключением нескольких предвоенных лёгких танков, на английское танкостроение Vickers Mk.E практически не повлиял.

Для описания такого знакового танка, как Vickers Mk.E, и его карьеры одной статьи явно мало. Помимо влияния, оказанного на мировое танкостроение, есть у него и другие заслуги. «Виккерс 6-тонный» оказался самым повоевавшим танком межвоенного периода. Его боевая карьера началась в 1933 году, а закончилась в конце 40-х. О превратностях судьбы Vickers Mk.E в армиях ряда государств будет рассказано в следующих материалах.

Источники и литература:

warspot.ru

Средний танк Vickers Medium Tank Mk.I » Военное обозрение

Vickers Medium Tank Mk.I стал первым серийным британским средним танком с размещением вооружения в башне кругового вращения. Разработка боевой машины началась в 1922 году компанией Vickers. Танк серийно производился с 1923 по 1925 гг. и находился на вооружении армии соединенного королевства с 1924 по 1938 гг. Первоначально он классифицировался как легкий танк Tank Light Mark I, но позднее, с появлением более легких боевых машин этой категории его переквалифицировали в средний.

В 1925 году на сборочных линиях компании Vickers танк Mk.I сменил созданный на его базе Medium Tank Mk.II. Точное количество выпущенных боевых машин неизвестно, но по имеющимся данным, всего в Великобритании было произведено 168 танков типа Mk.I и Mk.II. Большую их часть составляли машины Medium Mark II. Таким образом, можно сделать вывод о том, что число выпущенных танков Medium Tank Mk.I составляло несколько десятков единиц (вероятно, порядка 50).

Склонность британских военных чиновников к «ромбовидным» танкам с гусеницами, которые полностью охватывали корпус, достаточно крепко засела в их умах, долгое время не давая покоя. Такие танки продолжали разрабатываться в Великобритании даже после завершения Первой мировой войны. Примером является семейство танков TOG, которые в итоге и положили конец истории подобных танков. Такие боевые машины привлекали разработчиков высокой проходимостью и способностью легко преодолевать «лунный ландшафт» (так называли поля сражений Первой мировой, перепаханные воронками снарядов и рядами траншей). Но минусов у ромбовидных танков было гораздо больше. Неповоротливость, большие размеры, очень низкая защищенность гусениц — все это делало их легкими мишенями на поле боя, что неоднократно смогли доказать немецкие пехотинцы и артиллеристы.

Фото: tankdevelopment.blogspot.ru

В 1919 году состоялась вполне ожидаемая реорганизация танковых сил Великобритании, после которой в Королевском танковом корпусе (КТК) осталось всего 5 батальонов, которые были оснащены легкими танками Mk.B и средними Mk.V. Остальные танки отправили в резерв или сделали учебными машинами. В первые послевоенные годы в Англии из бюджета выделялись очень небольшие суммы на создание новых танков, при этом большая часть финансирования ушла на не оправдавший надежд проект Mk.D, испытания данного танка были завершены в 1921 году. Спустя два года Tank Design Department, который и отвечал за разработку новых танков для нужд КТК, был и вовсе закрыт. Это окончательно остановило поток государственных денег, который был направлен на создание новых бронированных машин. Но разработка танков на этом не закончилась, просто велась уже в инициативном порядке британскими компаниями.

Еще в 1920 году британская пехота хотела получить легкий танк, первоначально обозначенный как Mk.D, он должен был обладать проходимостью танка Mk.V и маневренностью Mk.A. В 1921 году компания Vickers-Armstrong (на тот момент один из основных поставщиков вооружений для британской армии) спроектировала такую боевую машину. Новый танк получил обозначение Vickers Light Tank (иногда его также называли Vickers Light Tank D). Боевая машина сохранила ромбовидную форму корпуса, но получила сферическую башню кругового вращения и, что было немаловажно, обладала небольшими размерами. Испытания Vickers Light Tank завершились достаточно успешно. По крайней мере, по основным параметрам новый танк превосходил Mk.C, однако в 1922 году все силы специалистов компании были брошены на более современный проект танка, который получил обозначение Vickers Light Tank Mk.I. В 1924 году название сменили на Vickers Medium Tank Mk.I. На предприятии танку был присвоен индекс A2E1.

Техническое задание, которое было получено от военных в 1922 году, предусматривало разработку среднего танка, масса которого составляла бы до 12 тонн. Его основным вооружением должна была стать 47-мм пушка, а бронирование должно было быть противопульным. Планировалось, что в самое ближайшее время танк полностью заменит собой морально устаревшие Medium Mk.C, став основной Королевского танкового корпуса.

Фото: tankdevelopment.blogspot.ru

Корпус танка Medium Tank Mk.I имел металлический каркас, который обшивался бронелистами одинаковой толщины методом клепки. Толщина катаных бронелистов составляла всего 6,35 мм (четверть дюйма). При этом коробкообразная форма корпуса с вертикальными бортовыми и задней стенками не способствовала лучшей защите. Такое бронирование могло спасти экипаж, узлы и агрегаты танка лишь от легкого стрелкового оружия и не выстояло бы под обстрелом бронированными пулями и огнем артиллерии противника. Для примера круговое бронирование танка Renault FT составляло 16 мм, что обеспечивало надежную защиту от любых пуль винтовочного калибра.

В передней части корпуса танка с правой стороны находилось отделение управления с местом механика-водителя, над местом механика-водителя располагался специальный бронеколпак цилиндрической формы. С левой стороны от мехвода располагалось моторно-трансмиссионное отделение (МТО). За механиком-водителем находилось боевое отделение с башней кругового вращения. Башня танка обладала цилиндрической формой со скосами крыши по бортам. Для наблюдения за местностью экипаж танка должен был использовать смотровые щели.

Экипаж боевой машины состоял из 5 человек: механик-водитель, командир, заряжающий и два пулеметчика. В расположении командира танка имелся также перископический панорамный прицел. Посадка и высадка из танка членов экипажа осуществлялась из двух люков по бортам боевой машины и кормовой двери, которая была дверью в прямом смысле этого слова. Также в крыше башни имелся большой двустворчатый люк, свой люк был и у механика-водителя. Высота танка превышала 2,8 метра. Это было вызвано передним расположение моторно-трансмиссионного отделения. В то же время большая высота корпуса позволила сделать работу экипажа более комфортной.

Фото: tankdevelopment.blogspot.ru

Ходовая часть танка осталась многоколесной, как и у предыдущих разработок компании Vickers. Она состояла из 10 опорных и 2 «независимых» катков, а также 4 поддерживающих роликов, переднего направляющего и заднего ведущего колеса на каждый борт.

Танковая башня стала продуктом дальнейшей эволюции башни ранее представленного танка Vickers Infantry Tank No.1. Башня также каталась по погону на 3-х больших роликах, которые были установлены с внешней стороны. При этом инженеры компании отказались от сложной сферической формы, сделав башню больше похожей на ту, что устанавливались на бронеавтомобили Rolls-Royce. В башне расположили 3-фунтовую пушку Vickers (47-мм) с длиной ствола 50 калибров и сразу 4 пулемета Hotchkiss (3 по периметру башни и еще один зенитный). С учетом того, что в башне находилось всего 2 члена экипажа, такое число пулеметов выглядит как минимум странным. Но еще более странным является то, что в бортах корпуса были размещены еще 2 пулемета, на этот раз производства компании Vickers. Для каких целей на танк понадобилось ставить пулеметы двух разных фирм, является загадкой.

Интересно и то, что в боекомплекте британской 47-мм пушки не было осколочно-фугасных снарядов. Medium Tank Mk.I стал первым танком, в котором британские военные реализовали свою концепцию «для пехоты хватит пулеметов». Концепция, как показала практика, была очень спорной. Английские танкисты проверили ее на своей собственной шкуре во время Второй мировой войны. Однако осколочно-фугасные боеприпасы были в составе боекомплекта 3,7-дюймовой (94-мм) танковой гаубицы, которой были вооружены некоторые танки, получившие обозначение Medium Mark I CS (танки непосредственной огневой поддержки). В боекомплекте этих боевых машин были и дымовые снаряды.

Фото: tankdevelopment.blogspot.ru

Силовая установка танка была представлена 8-цилиндровым карбюраторным двигателем воздушного охлаждения Armstrong-Siddley, развивавшим мощность 90 л.с. Двигатель располагался слева от механика-водителя. Трансмиссия танка включала в себя 4-скоростную коробку переключения передач и многодисковое сцепление без синхронизаторов. Во время движения боевой машины к шуму двигателя Armstrong-Siddley прибавлялся еще и треск переключаемых передач. В сумме у непосвященных людей могло сложиться впечатление, что трансмиссия танка вот-вот совсем развалится.

Топливная система не отличалась особой новизной. Запас горючего располагался в двух топливных баках, которые находились в передней части корпуса сверху. От них топливо поступало в промежуточный бак, откуда уже самотеком двигалось к двигателю. Для охлаждения и смазки силовой установки был создан 4-галонный бак, в котором располагался весь запас масел. Однако достаточно скоро выяснилось, что текущий расход, а также утечка масла при эксплуатации танка очень велики, поэтому серийные боевые машины получили 13,5-галонные баки для масла. По мнению британского генерал-майора Н. В. Данкана, который принимал участие в приемке танков Medium Tank Mk.I и следил за их эксплуатацией в армии, такие технические решения были шагом назад, который оставлял танкостроение страны на уровне Первой мировой войны.

На испытаниях танка, которые проводились в 1923-1924 годах, он показал сопоставимые с танком Mk.V ходовые характеристики, обладая при этом слегка лучшей маневренностью. Максимальная скорость танка во время испытаний составила 24 км/ч (15 миль/ч), а запас хода составил порядка 190 км (120 миль). После завершения серии испытаний средний танк был признан пригодным к запуску в серийное производство. Тогда же в 1924 году боевая машина была принята на вооружение КТК, начался ее серийный выпуск на предприятиях компании Vickers.

Фото: tankdevelopment.blogspot.ru

Практически сразу же начались работы по усовершенствованию и созданию новых модификаций. Улучшенная модификация танка получила обозначение Mk.IА. В первую очередь у танка усилили бронирование, толщину вертикально размещенных бронелистов довели до 8 мм. Для облегчения стрельбы по воздушным целям задняя часть башни получила небольшой скос, также улучшены были и бортовые пулеметные установки. Двигатель танка теперь можно было запустить не только изнутри, но и снаружи боевой машины (до этого запустить можно было лишь из отделения управления). Танки данной серии начали выпускать с 1925 года.

Начавшаяся активная войсковая эксплуатация новой бронетехники выявила многочисленные технические огрехи, в первую очередь связанные с ходовой танка. Во время совершения маршей достаточно часто выходили из строя опорные катки, поэтому экипажам танков Mk.I приходилось запасаться ими впрок, а весь путь от армейских полигонов до мест дислокации танковых частей был усеян выброшенными катками. При этом проведение ремонта ходовой части в полевых условиях оказалось очень трудным занятием, поэтому очень часто с боевых машин демонтировались бронещиты, которые прикрывали наружные элементы подвески и трансмиссии. В дальнейшем на всех выпущенных танках Mk.I и Mk.IA была выполнена установка новых опорных катков, отличающихся улучшенной конструкцией.

Достаточно скоро появилась очередная модификация, получившая обозначение Mk.IA*: на этих танках башенные пулеметы Hotchkiss были заменены на спаренный с орудием 7,7-мм пулемет Vickers. Опустевшие шаровые установки просто прикрыли бронелистами. С целью улучшения обзора за окружающей обстановкой на крыше башни был размещен небольшой по размерам командирский купол (Bishops's Mitre). В войсках его прозвали «епископской митрой».

Фото: tankdevelopment.blogspot.ru

Очень ограниченной серией были выпущены танки огневой поддержки, получившие обозначение Mk.ICS. На этих боевых машинах вместо 47-мм пушки была установлена короткоствольная 15-фунтовая (94-мм) танковая гаубица, в боекомплекте данного танка были осколочно-фугасные и дымовые снаряды.

Но из всех модификаций наиболее интересной представляется все же колесно-гусеничный вариант, который получил обозначение Vickers Wheel-Cum-Track Tank. Эта боевая машина была представлена в 1926 году. Основной целью разработчиков было исследование возможности увеличения скорости движения танка, одновременно с этим решалась проблема износа гусеничной ходовой боевой машины. Переход с гусеничного на колесный ход осуществлялся при помощи механических домкратов с отбором мощности от двигателя, он занимал всего одну минуту. Первый экземпляр колесно-гусеничного Vickers Wheel-Cum-Track Tank Mk.I смог пройти испытания с переменным успехом — управление боевой машиной при колесном ходе оказалось очень тяжелым, при этом максимальная скорость почти не выросла. Обе возникших на испытаниях проблемы постарались решить в модификации Vickers Wheel-Cum-Track Tank Mk.Iа, которая отличалась лишь наличием задних колес увеличенного диаметра. Но после проведения достаточно длительных испытаний был сделан окончательный вывод о том, что данное направление развития танка неперспективно и в начале 1928 года работы по колесно-гусеничному танку были окончательно остановлены.

Карьера танков Medium Mk.I в британской армии была довольно длительной. Хотя уже в 1926 году их постепенно начали заменять на более новые Medium Tank Mk.II, последние танки Mk.I были окончательно выведены из эксплуатации лишь к 1938 году. Они активно использовались во время учений межвоенного периода и стали настоящей «учебной партой» для многих британских танкистов тех лет. При этом несколько танков было также отправлено в колониальные владения Великобритании, однако точное число «экспортных» Medium Tank Mk.I назвать очень трудно. Как ни странно, но именно такое экспортное прошлое подарило танку будущее, позволив сохранить редкую боевую машину до наших дней. Единственный сохранивший средний танк Vickers Medium Tank Mk.I находится сегодня в экспозиции Special Services Batallion Museum, расположенного в городе Бломфонтейн в ЮАР.

Фото: tankdevelopment.blogspot.ru

Тактико-технические характеристики Vickers Medium Tank Mk.I:Габаритные размеры: длина — 5330 мм, ширина — 2780 мм, высота — 2820 мм.Боевая масса — 11,7 т.Бронирование — 6,35 мм (круговое бронирование).Силовая установка — 8-цилиндровый карбюраторный двигатель воздушного охлаждения Armstrong Siddeley, мощностью 90 л.с.Скорость — 24 км/ч (по шоссе).Запас хода — 190 км.Вооружение — 47-мм пушка QF 3 pounder Vickers, 4х7,7-мм пулемета Hotchkiss M1909 и 2х7,7-мм пулемета Vickers Экипаж — 5 человек.

Источники информации:https://www.aviarmor.net/tww2/tanks/gb/medium_mk.1.htmhttp://warspot.ru/5605-medium-tank-mk-i-pervyy-manyovrennyyhttp://armoredgun.org/brm003/brit_12_vickers_mk1.htmlМатериалы из открытых источников

topwar.ru

Виккерс (танк) — WiKi

Танк был создан на узлах танков «Чифтен» и «Центурион»[1] в 1961—1963 годах для экспортных поставок и на вооружение британской армии никогда не принимался.

Серийное производство танка началось в 1965 году[1] и продолжалось до 1994 года.

37-тонный танк «Виккерс» имеет классическую компоновку, отделение управления расположено в передней части корпуса, боевое — в средней части машины, силовое — в кормовой части.

Броневой корпус и башня

Башня и корпус танка литые. Нижняя часть бортовой брони корпуса дополнительно усилена экранами-фальшбортами. В передней части корпуса справа расположен люк механика-водителя. На крыше башни справа размещена командирская башенка, слева — люк заряжающего.

Броня танка обеспечивает защиту экипажа от осколочно-фугасных снарядов полевой артиллерии и снарядов противотанковых пушек среднего калибра.

Вооружение

Основным вооружением танка является 105-мм орудие L7A1, стабилизированное в двух плоскостях наведения. В лобовой части башни справа и слева установлено по одному шестиствольному гранатомёту.

В качестве вспомогательного вооружения на танке установлены два 7,62-мм пулемёта.

Средства наблюдения

Механик-водитель имел широкоугольный перископ, который, при необходимости, заменялся на прибор ночного видения. Командирская башенка танка обладала шестью перископами.

Средства связи

Двигатель и трансмиссия

Ходовая часть

Ходовая часть состоит из торсионной подвески, металлических гусениц, шести сдвоенных опорных и трёх поддерживающих катков (на сторону) и ведущих колёс заднего расположения. Ширина гусеницы — 520 мм.

Единственной войной, в котором принимали участие ОБТ «Виккерс», стала неудавшаяся оборона Кувейта от иракской армии в 1990 году. Перед началом войны у Кувейта имелось 70 танков «Виккерс» Mk 1. Практически все они были уничтожены и захвачены Ираком, а те немногие, что уцелели и отступили в Саудовскую Аравию, были сразу же списаны.[7][8]

ru-wiki.org

Танк Виккерс Мк 7 - характеристики

Британский основной боевой танк Виккерс Мк 7 часто считают модификацией предыдущих моделей Виккерс, однако это совершенно не так.

Он был разработан вместе с Германией и представлен публике в 1985 году. При этом Виккерс Мк 7 разрабатывался преимущественно для экспорта, что сильно сказалось на его конструкции и даже появлении.

Один танк из двух

Чуть ранее, в 1980 году, британская компания Vickers Defence Systems создала и представила публике ОБТ Вэлиэнт, который планировала продавать в других странах. Но ажиотажа он не вызвал, зато некоторые заказчики нашли его башню и систему управления огнём очень удачной, а вот ходовая часть Леопард-2 им показалась более подходящей.

Тем временем у британской армии уже появился Челленджер, обладавший лучшей броней, и аналогичным вооружением, так что оставался лишь экспорт.

Что оставалось делать компании, жаждущей продаж? Разумеется, выполнить капризы заказчиков и попытаться совместить свою башню с ходовой, приближённой к Леопард-2.

Так и появился Виккерс Мк 7, весящий 54,6 тонн и обладающий традиционной компоновкой корпуса, защитой от оружия массового поражения, современной системой управления огнём и автоматической системой пожаротушения.

Конструкция

Литая башня от Вэлиант получила улучшенную защиту за счёт применения брони чобхэм в передней полусфере башни.

Внутри находились командир, наводчик и заряжающий, а на крыше размещались командирская башенка справа и люк заряжающего слева, кроме этого, два прицела наводчика - телескопический L30 с перископическим GS-10 и панорамный командирский VS 580-10.

Литой корпус танка был позаимствован у Леопард-2 и получил дополнительную защиту в виде бортовых экранов.

Место механика-водителя располагалось спереди, там же, с правой стороны, находился его люк.

Механик-водитель вёл обзор с помощью специального прибора наблюдения, автоматически выбиравшего нужный перископ из имеющихся шести для наблюдения в заданном секторе.

В целом броня танка защищала от орудий среднего калибра и всевозможных фугасных снарядов и их осколков.

Огневая мощь и подвижность

Поскольку Виккерс Мк 7 разрабатывался для экспорта, заказчику предоставлялась возможность выбрать подходящее вооружение.

По умолчанию танк комплектовался британской 120 мм нарезной пушкой L11, аналогичной устанавливаемой на Челленджер и боекомплектом 50 снарядов, но, при желании заказчика, устанавливалась 120 мм гладкоствольная немецкая пушка Rheinmetall или 120 мм гладкоствольная французская пушка GIAT.

С любой из них Виккерс Мк 7 имел ручное заряжание и очень современные для своего времени системы управления огнём Кентавр-1 и контроля вооружения, включающие в себя два лазерных дальномера, электронно-оптическую сканирующую систему и стабилизированный тепловизор Phillips UA 9090.

Вспомогательным вооружением являлся спаренный пулемёт калибра 7,62 с 2000 тысячами патронов в боекомплекте, а для дымовых завес на башни размещалось два многоствольных гранатомёта.

Двигатель MB-873Ka501 имел мощность 1500 л.с. и был позаимствован у Леопард-2 как и гидромеханическая трансмиссия НSWL-354/3, стоящая в одном быстро снимаемом блоке с ним.

Благодаря такой мощной силовой установке танк имеет максимальная скорость Виккерс Мк 7 достигает 80 км/час, а за чуть менее, чем 12 секунд, танк способен преодолеть 100 метров, стартуя с места. Запас хода по шоссе составляет 500 км.

Ходовая часть включает в себя знакомые по немецкому танку семь опорных катков с каждой стороны и четыре поддерживающих ролика, ведущее колесо привычно расположено сзади.

Эпилог

Несмотря на неплохие характеристики Виккерс Мк 7 так и не был запущен в серийное производство, поскольку у Британии были свои тяжело бронированные Челленджер и, позже, Челленджер 2, а зарубежные заказчики особого интереса не проявили.

tanksdb.ru

Танки "Виккерс" Mk.1 и Mk.3

танк Виккерс Мк 3Танк "Виккерс" (Vickers) является образцом одной из немногих удачных гусеничных боевых машин, появившихся в результате инициативы одной фирмы, которая действовала самостоятельно, без предварительного заказа и субсидий и вне конкурса, объявленного армией. Успех "Виккерса" стал возможным только благодаря многолетней традиции фирмы в конструировании и производстве машин различных классов, а также ее присутствию на иностранных рынках вооружений.

Именно с мыслью о потенциальных иностранных заказчиках в 1960 году были разработаны параметры новой боевой машины. Она должна была быть относительно легкой (боевая масса около 24 т), хорошо вооруженной и подвижной. Первоначально предполагалось установить 83,8-мм пушку, которой вооружались основные английские танки "Центурион". В дополнение к ней планировалось разместить в нише башни 8 противотанковых гранатометов. Для ведения огня они должны были по одному подниматься наверх через люк в крыше башни.

танк Виккерс Мк 1

Использование 530-сильного двигателя должно было обеспечить довольно высокую удельную мощность, но, чтобы уложиться в разумную цену,сократить сроки проектирования и свести к минимуму коммерческий риск, было принято решение использовать прежде всего узлы и агрегаты, которые применялись на других боевых машинах. Однако жизнь очень быстро внесла свои поправки в эти планы. Прежде всего пришлось отказаться от 83,8-мм пушки в пользу значительно более мощного 105-мм орудия L7. Дальнейший анализ показал, что предложенная по проекту боевая масса порядка 24 т является абсолютно непрактичной: для разведки она чересчур велика, а для основной машины - мала, поскольку не могла гарантировать надежной броневой защиты. В конечном итоге конструкторы фирмы "Виккерс" отказались от этого проекта и начали разработку другой машины с боевой массой 40 т, которая могла бы заинтересовать иностранных заказчиков.

танк Мк 1

В то время полным ходом шли работы по созданию "Чифтен" английской армии, и для 40-тонной машины было решено использовать ряд его агрегатов, в том числе двигатель и трансмиссию. В этот же период представители фирмы "Виккерс" вели многообещающие переговоры с посланниками правительства Индии, завершившиеся в 1961 году соглашением, в соответствии с которым английская сторона обязалась разработать для армии Индии основной боевой танк и помочь со строительством в Индии завода. В 1963 году был готов первый прототип, а в 1964 - второй. Одна из машин была отправлена на испытания в Индию, вторая проходила испытания на полигоне "Виккерс" в Англии.

В результате испытаний заказчик выразил пожелание, чтобы боевая масса была снижена до 38 т. Поставки индусам первых серийных "Виккерс" МК 1 начались в 1965 году, а уже в 1966 году начался выпуск этих машин на заводе в Авади, что неподалеку от Мадраса. Первоначально там проводилась сборка узлов, доставлявшихся из Европы, к самостоятельному производству "Виккерсов" индусы собирались приступить несколько позже - после того, как индийские специалисты приобретут необходимый для этого опыт. В Индии "Виккерс" МК 1 получили название "Виджаянта" (vidjajanta - победитель). Всего было выпущено 2200 машин этого типа. В начале 70-х годов 70 машин было поставлено Кувейту.

tank vidjajanta

"Виккерс" МК 1 выполнен по классической схеме: отделение управления находится впереди, боевое отделение расположено в средней части корпуса, а силовое отделение - в корме. Корпус сваривался из листов катаной гомогенной броневой стали. В отличие от других основных танков шестидесятых годов башня "Виккерса" выполнялась по той же технологии, что и корпус, отсюда ее характерная форма. Литой была только маска пушки. Преимущества такой технологии заключались в том, что производить "Виккерс" МК 1 могли даже страны третьего мира, не обладающие технической базой для литья крупных форм сложной конфигурации. Механик-водитель находится с правой стороны корпуса. Пространство слева от него занимает часть боекомплекта - 25 выстрелов. Для наблюдения за местностью в распоряжении механика-водителя имеется широкоугольный перископ. Для вождения танка ночью вместо него устанавливается пассивный прибор ночного видения.

tank vidjajanta

Как и в других машинах, сиденье механика-водителя блокируется в верхнем положении, благодаря чему вне поля боя он может вести машину высоко высунувшись из люка. Три других члена экипажа располагаются в башне кругового вращения. Командир и наводчик находятся справа от пушки, заряжающий - слева. На башне имеется вращающаяся командирская башенка с шестью перископами, обеспечивающими командиру круговой обзор, и основным прибором наблюдения с 10-кратным увеличением; а также имеются два люка, причем люк заряжающего выполнен из двух частей, что является характерной особенностью большинства английских танков.

В качестве основного вооружения используется 105-мм нарезная пушка L7А1, для которой разработаны два вида выстрелов: с противотанковым подкалиберным снарядом и с фугасным снарядом с пластическим ВВ. Их начальная скорость равна соответственно 1470 м/с и 730 м/с. Для определения дальности до цели используется пристрелочный пулемет калибра 12,7-мм, установленный на башне. Вспомогательное вооружение состоит из спаренного с пушкой 7,62-мм пулемета и 12 дымовых гранатометов, которые блоками по 6 стволов монтируются на лобовой броне башни по обе стороны от пушки. При необходимости на башне можно установить еще один 7,62-мм пулемет. Боекомплект состоит из 44 выстрелов, 600 патронов калибра 12,7-мм и 3000 патронов калибра 7,62-мм. Скорострельность 105-мм пушки достигает 12 выстрелов в минуту.

tank vickers mk 1

"Виккерс" МК 1 оснащен полностью электрической системой наведения и системой стабилизации пушки в двух плоскостях ЕС517. Благодаря ей "Виккерс" МК 1 был в свое время одним из немногих машин, которая могла вести прицельный огонь с хода, при этом время, необходимое для произведения выстрела, было относительно небольшим. Представители фирмы "Виккерс" с гордостью подчеркивали, что во время испытаний танк поражал 10 целей, находящихся на дальности 600-1000 м, за 55 секунд. В качестве силовой установки устанавливался 720-сильный двухтактный, 6-цилиндровый, 12-поршневой дизель L60 МК 4В, которым оснащался также "Чифтен".

В силу того, что "Виккерс" МК 1 значительно легче "Чифтен", его двигатель подвергался меньшей нагрузке и не доставлял столько хлопот, сколько пришлось пережить в начальный период эксплуатации "Чифтена". Максимальная скорость составляла 48 км/ч, а прототипы показывали даже 55 км/ч. Это, конечно, не ошеломляющий показатель, но он является большим шагом вперед по сравнению с соответствующими характеристиками других английских машин, при разработке которых приоритет всегда отдавался броневой защите.

vickers mk 1

В одном блоке с двигателем монтировалась трансмиссия ТМ12, в состав которой входили главный фрикцион, планетарная коробка передач (шесть скоростей вперед и две назад) и механизм поворота с тройным дифференциалом. Трансмиссии такого типа устанавливались на английских машинах, начиная с конца второй мировой войны. На "Виккерс" МК 1 применена индивидуальная торсионная подвеска с гидравлическими амортизаторами на первых, вторых и шестых опорных катках. Совершенно не типичным элементом являются ограничители полного хода подвески - маленькие торсионы, соединенные с балансирами и взаимодействующие с металлическими опорами, связанными с корпусом машины. "Виккерс" МК 1 - единственный в мире основной танк с таким решением подвески.

tank vidjajanta

В состав ходовой части входит 6 сдвоенных обрезиненных опорных катков, ведущее колесо заднего расположения, направляющее колесо переднего расположения, три поддерживающих ролика и гусеница, на траках которой с внешней стороны крепятся по три резиновые подушки. Танк оснащен индивидуальным плавсредством и при движении на воде развивает скорость 6,5 км/ч Движение машины осуществляется путем перематывания гусениц. Помимо плавсредства в состав стандартного оборудования входит система пожаротушения. По желанию заказчика устанавливается системе защиты экипажа от оружия массового поражения.

В 1966 году была предпринята попытка увеличить огневую мощь путем установки по бокам его башни двух пусковых установок ПТУР Свингфайр с дальностью стрельбы до 4000 м. Модификация с установками ПТУР получила обозначение "Виккерс" МК 2, но работы над этой версией так и не вышли из стадии прототипа. В 70-х годах танк подвергся модернизации, и новая версия вышла на международный рынок вооружения под обо значением "Виккерс" МК 3.

tank vickers mk 3

76 единиц закупила Кения, еще 72 танка отправились в Нигерию. Существенным изменениям подверглась структура бронирования. Сварная башня уступила место комбинированной передняя часть была литой, а задняя сваривалась из катаных броневых плит. Благодаря этому конфигурация башни изменилась в лучшую сторону - исчезли вертикальные броневые плиты в месте соединения башни с пушкой.

Прицел РРЕ На рабочем месте командира танка появился комбинированный (день-ночь) прибор наблюдения прицел РЕ "Кондор" фирмы "Пилкингтон", обладающий 1- и 10-кратным увеличением в дневное время и 4-кратным в ночное. В отличие от модификации МК 1 командир может полностью взять на себя контроль над вооружением: осуществлять наведение на цель и вести огонь. В распоряжении наводчика имеется прицел "Нанокуэст" 123 с 1- и 10-кратным увеличением, а также лазерный дальномер "Симрад" 1А/352, которым со своего места может пользоваться и командир танка. Кроме того, на крыше башни остался 12,7-мм пулемет, который, в случае выхода из строя лазерного дальномера и приборов наведения, можно использовать для оценки расстояния до цели, а также для уничтожения легко бронированных целей.

Танк Виккерс Мк3

Основным вооружением осталась 105-мм пушка L7А1. Для нее были разработаны новые типы боеприпасов, значительно расширившие ее возможности: противотанковые подкалиберные выстрелы с отделяющимся поддоном и раскрывающимися стабилизаторами, кумулятивные выстрелы, фугасные и дымовые. Пушку оснастили системой наведения и стабилизации ЕС 620 и системой управления огнем ЗРС 600 широко известной фирмы "Маркони комманд энд контрол системз". В качестве вспомогательного вооружения на крыше башни установлен 7,62-мм пулемет с дистанционным управлением и возможностью наведения в вертикальной плоскости от -10° до +90°. Огонь из этого пулемета может вести командир экипажа. Боекомплект танка "Виккерс" МК 3 состоит из 50 выстрелов, 700 патронов калибра 12,7-мм и 2600 патронов калибра 7,62-мм. Как и в других английских машинах, артиллерийские выстрелы хранятся в корпусе танка ниже уровня опоры башни.

tank vickers mk 3

Вместо дизеля 160 на машине установили американский двухтактовый дизель с турбонаддувом 12V-71Т фирмы "Дженерал моторс", развивающий мощность около 720 л. с. при 2500 об/мин. Трансмиссия была модернизирована до уровня ТN12-V5. В остальном конструкция танка осталась без изменений. В связи с коммерческим успехом версий МК 1 и МК 3 специалисты фирмы "Виккерс" продолжали работать над развитием на редкость удачной конструкции. В 1986 году появилась следующая версия танка, получившая обозначение МК 3(1). В этой машине лобовая деталь корпуса стала также литой. В связи с установкой внутри и снаружи новых узлов и агрегатов кормовая часть машины также подверглась переделке. Контрольно-измерительные приборы в отделении управления были сгруппированы на одной панели, расположенной с правой стороны от сиденья механика-водителя. К ним добавились также световые и звуковые индикаторы неисправности.

tank vickers mk 3

Вместо одного перископа механик-водитель получил три, которые значительно расширили его поле зрения. К системе управления огнем добавили систему совмещения оси пушки с оптической осью прицела, а ствол пушки покрыли термоизоляционным чехлом. На башне остался 12,7-мм пулемет, а количество стволов дымовых гранатометов уменьшилось до 5 на каждый борт башни. В качестве силовой установки конструкторы установили на машину четырехтактный дизельный двигатель "Кондор" СV12 ТСЕ, развивающий мощность 850 л. с. В связи с увеличением мощности двигателя МК 3(1) пришлось оснастить другой трансмиссией - Т1200. В ходовой части машины были использованы новые гидравлические амортизаторы, более широкие гусеницы и опорные катки, что привело к увеличению подвижности, несмотря на то, что в целом его боевая масса возросла до 41 т. Максимальная скорость "Виккерс" МК 3(1) составляет 59 км/ч, а запас хода - 550 км.

Тактико-технические характеристики основных боевых танков "Виккерс" Мк 1/Мк 3
Боевая масса, т 38,6/40
Экипаж, чел 4

Габаритные размеры, мм:

длина с пушкой вперед 9728/9788
ширина 3168
высота 2438/2476
клиренс 406/432

Броня, мм

лоб корпуса 80
борт корпуса 30-40
лоб башни 80
борт башни 40-60
корма башни 40

Вооружение:

  105-мм нарезная пушка L7А1; 12,7-мм пристрелочный пулемет М2; спаренный 7,62-мм пулемет L7А2 и зенитный 7,62-мм пулемет L8А2

Боекомплект:

  Мк1 - 44 выстрела, 3000 патронов калибра 7,62-мм и 600 патронов калибра 12,7-мм;МкЗ - 50 выстрелов, 2600 патронов калибра 7,62-мм и 700 патронов калибра 12,7-мм
Двигатель Мк1 - "Лейланд" 160 Мк 4В, дизельный, двухтактный, 6-цилиндровый, мощность 720 л. с. при 2100 об/минМк 3 - "Дженерал Моторс" 12V-71Т, дизельный, 12-цилиндровый, с турбонаддувом, мощность 650 л. с. при 2670 об/мин
Удельное давление на грунт, кг/см.кв 0,88/0,91
Скорость по шоссе, км/ч 48/50
Запас хода по шоссе, км 480/530

Преодолеваемые препятствия:

высота стенки, м 0,90/0,80
ширина рва, м 2,50/3,0
глубина брода, м 1,15/1,10

Источники:

  • Vickers Battle Tank [AFV Weapons Profile 45];
  • Мураховский В. И., Павлов М. В., Сафонов Б. С., Солянкин А. Г. "Современные танки";
  • П.Чемберлен и К.Элис "Британские и американские танки второй мировой войны";
  • Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
  • М.Барятинский "Средние и основные танки зарубежных стран 1945-2000";
  • Н. Л. Волковский "Современная Боевая техника. Сухопутные войска";
  • Шунков В. Н. "Танки";
  • Jane's Information Group "Vijayanta MBT production (India), MBTs and medium tanks";
  • Foss, Christopher F; McKenzie, Peter (1988). The Vickers tanks From landships to Challenger. Patrick Stephens Limited.

pro-tank.ru

Танки «Виккерс». Всемирная история бронетехники

Танки «Виккерс»

В начале 1960-х годов английская фирма «Виккерс» разработала предназначавшийся для вооруженных сил Индии основной боевой танк, получивший обозначение «Виккерс» Mk.1 . В дальнейшем он изготавливался непосредственно в Индии по лицензии и до сих пор состоит на вооружении индийской армии.

В 1966 году компания «Виккерс» в ходе работ по модернизации модели «Виккерс» Mk.1 создает модификацию «Виккерс» Мk.2 , отличающуюся от предыдущей версии наличием дополнительных двух пусковых установок «Свигфайр» для стрельбы противотанковыми управляемыми ракетами. Но заказов на эту машину так и не поступило, а потому до серийного производства дело не дошло.

Больший успех имела следующая модификация, созданная в середине 70-х годов. О ней речь пойдет ниже.

«Виккерс» Мk.3 (рис. 129 ). Компоновка и конструкция корпуса данной модели аналогична модификации Мk.1, но лобовая часть сварной башни имеет значительно большую толщину, чем у нее.

Рис. 129. Танк «Виккерс» Мk.3

В башне установлена стабилизированная в двух плоскостях наведения 105-мм нарезная пушка L7A1, но в ее боекомплект включены новые выстрелы. Теперь из танка можно вести стрельбу бронебойными подкалиберными снарядами с отделяющимся поддоном, кумулятивными, кумулятивно-осколочными и дымовыми снарядами.

Основой системы управления огнем SFC-600 является цифровой баллистический вычислитель. Командир танка располагает комбинированным прицелом PE Condor. В распоряжении наводчика находится прицел NANOQUEST L23 с лазерным дальномером LV 352. При необходимости для определения расстояния до объекта может использоваться и спаренный с пушкой 12,7-мм пристрелочный пулемет.

Дополнительным вооружением танка служат два 7,62-мм пулемета, а также дымовые гранатометы.

Моторно-трансмиссионное отделение машины содержит дизель 12V-71T американской фирмы «Дженерал моторс». При 2500 оборотах в минуту двигатель развивает мощность 720 л. с. В одном блоке с ним сделана трансмиссия.

«Виккерс» Mk.7 . Следует заметить, что машины данной серии не имеют практически ничего общего с предыдущими вариантами «Виккерс». Это обстоятельство объясняется тем, что фирма «Виккерс» разрабатывала новый танк во второй половине 80-х годов не на экспорт, а для замены состоящих на вооружении английской армии машин «Челленджер».

Конструкция башни танка «Виккерс» Mk.7, усиленной многослойной броней, сварная. В башне смонтирована английская 120-мм нарезная пушка L11, снабженная системой стабилизации в двух плоскостях, эжекционным устройством и теплоизоляционном кожухом.

Комплекс управления огнем «Центавр», установленный на танке, представлен такими приборами, как цифровой баллистический вычислитель, два лазерных дальномера, прицелы командира SFIM VS 580-10 и наводчика NANOQUEST L30, тепловизор VA-9090 и система совмещения линии прицеливания с осью канала ствола. В распоряжении командира также имеются шесть перископов, дающие ему возможность вести наблюдение за полем боя. Кроме пушки, на «Виккерсе» Mk.7 смонтированы также два 7,62-мм пулемета и дымовые гранатометы. Имеется система защиты от оружия массового поражения и автоматическая система пожаротушения. Двигатель мощностью 1500 л. с. позволяет танку передвигаться с максимальной скоростью 72 км/ч. Запас хода по топливу составляет 550 км.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru