"Вихрь" (ракета). Противотанковый ракетный комплекс. Вихрь ракета


в чем уникальность ракеты «Вихрь»

Противотанковые «Вихри» проверяются Сирией

Большой урон бандформированиям в Сирии наносят российские вертолеты, арсенал которых недавно пополнился серийным вариантом нового противотанкового ракетного комплекса (ПТРК).

Приводя статистику потерь противника в районе города Тадмор (Пальмира) на одном из мартовских брифингов, начальник Главного оперативного управления Генштаба ВС РФ генерал-полковник Сергей Рудской сказал: «В ходе этой операции потери боевиков составили более тысячи человек убитыми и ранеными, уничтожено 19 танков, 37 боевых бронированных машин, 98 пикапов с установленным тяжелым вооружением, более 100 единиц автомобильной техники. Решающий вклад в разгром группировки ИГИЛ в районе Пальмиры внесла российская авиация и Силы специальных операций. Против бандформирований применялись не только самолеты, но и новейшие вертолеты Ка-52, которые продемонстрировали свою высокую эффективность в горно-пустынной местности».

Выступление главы ГОУГШ сопровождалось демонстрацией видеороликов, снятых на линии огневого соприкосновения. На них запечатлены моменты боевого применения противотанковых управляемых ракет по бронетехнике и укрепленным позициям террористов. Ряд специалистов высказали предположение, что удары по врагу наносились экипажами Ка-52 при помощи ракет «Вихрь». В пользу данной версии говорят цифры, наложенные на изображение поля боя, которые, предположительно, показывают дальность до цели – в пределах семи-восьми километров.

Арсенал Вооруженных Сил РФ включает несколько серийных типов противотанковых ракет, однако в основной массе они имеют максимальную дальность пуска пять-шесть километров. В частности, соответствующий показатель для основного варианта ракет 9М114 «Штурм» и 9М120 «Атака» разработки ФГУП «КБМ» (г. Коломна) в рекламных материалах конструкторского бюро дается равным 6000 метров.

Картинка

Правда, разработаны специальные модификации «Атаки» с увеличенной, до семи-восьми километров, дальностью стрельбы. Однако есть сомнения в способности штатной бортовой аппаратуры серийных вертолетов армейской авиации реализовать возросшие энергетические возможности ракеты на практике стрельбы по реальным целям в условиях сирийской пустыни.

Штатные системы

Арсенал управляемого оружия Ми-24ПМ, Ми-35М и Ми-28, размещенных в Сирии, включает ПТРК «Штурм-В», «Атака-В» и «Атака-ВН». Стартовая масса ракеты составляет 42–43 килограмма, транспортно-пусковой контейнер весит около 50 килограммов. Реализована схема наведения, при которой бортовая аппаратура ракеты отрабатывает сигналы на коррекцию траектории полета, поступающие с вертолета по радиолинии (так называемое радиокомандное наведение).

Система наведения – полуавтоматическая: оператор (наводчик) непрерывно отслеживает цель, удерживая ее в перекрестии прицела, тогда как слежение за ракетой (по трассеру) и выработка команд управления с передачей на ракету идут автоматически.

Картинка

Серийные Ка-52 комплектуются многоцелевым комплексом управляемого ракетного вооружения комплекса «Штурм-ВУ». В его состав включены прицельная круглосуточная система с аппаратурой лазерной системы наведения и система обработки видеоизображения с телевизионным автоматом сопровождения цели СОВИ «Охотник».

Согласно информации на сайте разработчика, «Штурм-ВУ» предназначен для уничтожения складов, дотов, дзотов, легкобронированной техники, неподвижных и подвижных наземных целей типа «танк», малоскоростных воздушных целей типа «вертолет», живой силы, расположенной открыто и сосредоточенной в укрытиях. В качестве средства поражения используются управляемые ракеты 9М120-1 с тандемной кумулятивной боевой частью и ракеты 9М120-1Ф с фугасной боевой частью.

В практическом плане данная модификация «Штурма» отличается от основного варианта на вертолетах марки «Миль» реализацией алгоритмов поражения целей с телеориентированием ракет в лазерном луче. После пуска экипажу вертолета необходимо удерживать прицельную метку на цели вплоть до попадания в нее ракеты. При этом она наводится на цель, автоматически отслеживая направление лазерного луча при помощи расположенных в хвостовой части фотоэлементов. Комплекс работает в простых и ограниченно сложных метеоусловиях, правда, при стрельбе ночью практическая дальность сокращается до 3500–4000 метров.

Апробация новых систем

Однако «Штурм» – далеко не новая система: вертолет Ми-24 с подобным комплексом в первоначальном его варианте (полуавтоматическая система наведения с передачей команд по радиоканалу) поступил на вооружение в 1976 году. Он считается первым в мире массовым ПТУР со сверхзвуковой скоростью полета (средняя на маршруте – порядка 400, максимальная – 540 метров в секунду).

Картинка

Между тем, выступая перед депутатами Государственной думы 22 февраля 2017 года, министр обороны РФ сказал, что за время, что российские войска ведут боевые действия в Сирии, они опробовали 162 образца новых и модернизированных вооружений, из которых лишь десять пришлось снять с производства и отправить на доработку. Хотя Сергей Кужугетович Шойгу не привел конкретных названий, есть весомые основания предполагать, что в число апробованных включены вертолет Ка-52 "Аллигатор" и входящие в его арсенал средств новейшие средства поражения.

Машины данного типа появились в Сирии прошлым летом, дополнив размещенные там ранее Ми-24П и Ми-35М. Они приняли участие в ряде операций, проводимых правительственными войсками и их союзниками в провинциях Хомс и Алеппо.

Картинка

Вертолеты марки Ка неоднократно попадали в объективы фото и видеокамер, съемки с которых затем выкладывались в открытый доступ. Среди фотографий, появившихся в феврале, были и такие, на которых Ка-52 запечатлен с транспортно-пусковыми контейнерами, по форме напоминающими ТПК ракет 9А4172 комплекса «Вихрь» Конструкторского бюро приборостроения (г. Тула).

Тульские оружейники приступили к испытаниям своего изделия в далеком 1980 году и завершили их в начале 1990-х. Однако из-за распада Советского Союза и в связи с отсутствием у новой России достаточного числа носителей (Ка-50 и Су-25Т не пошли в серийное производство) «Вихрь» первоначального облика и последовавшие за ним улучшенные варианты изготавливались единичными образцами.

Лишь в 2013 году концерн «Калашников» получил заказ и приступил к серийному выпуску ракет для МО РФ. Поставки товарной продукции начались в конце позапрошлого года. Постановке на поток «Вихри» обязаны ГОЗ и «египетскому контракту» на вертолеты семейства Ка-52. Возможно, желание МО РФ проверить недавно полученные ракеты нового типа в реальной военной обстановке и показать их результативность иностранным коллегам из числа клиентов отечественного ОПК сделало возможным применение их в Сирии. Отметим, что задолго до сирийских событий вертолеты Ка-50 применили «Вихрь» (отмечено три пуска по реальным целям) в ходе контртеррористической операции на территории Чеченской Республики.

Картинка

Высокая скорость и большая дальность

Массовые параметры тульского изделия: стартовая масса – 42–45 килограммов, вес ТПК – до 60 килограммов – лишь ненамного превышают соответствующие показатели коломенского. Время полета к цели на удалении четыре километра находится в сопоставимых пределах (10–11 секунд). А вот на повышенных дальностях преимущество имеет «Вихрь», который разгоняется до более высоких (до 800 метров в секунду) скоростей и преодолевает восемь километров за 20–21 секунду. При этом предельная дальность стрельбы увеличивается с пяти-шести до восьми-десяти километров. Отметим, что дозвуковые ПТРК прошлых поколений, которые в массовом порядке применяются в Сирии и Ираке, пролетают расстояние четыре-пять километров за полминуты.

«Вихрь» разрабатывался как средство поражения современных танков и бронемашин с толщиной брони до 1000 миллиметров. Вероятность уничтожения движущегося танка типа Leopard 2 одной ракетой по целеуказанию от оптико-электронного комплекса вертолета оценивалась в 0,8–0,85. Особо следует отметить, что с помощью «Вихрей» вертолет может расстреливать танки противника, оставаясь вне зоны действия его зенитных средств. Серийные Ка-52 оснащаются ГОЭС-451 с 20-кратным увеличением по ТВ-каналу. Оптико-электронные системы позволяют его экипажу обнаруживать цели, подсвеченные передовыми авианаводчиками и атаковать их в автоматическом режиме. Это особенно важно на линии боевого соприкосновения для исключения возможности нанесения удара по своим войскам.

Сверхзвуковая скорость, высокая точность попадания и большая дальность стрельбы позволяют применять «Вихри» по воздушным целям. Это было продемонстрировано во время испытаний Су-25Т, когда прямым попаданием «Вихря» была сбита радиоуправляемая мишень на платформе бомбардировщика Ту-16.

Картинка

На Западе нет прямого аналога нашему комплексу, а в качестве дальнего можно рассматривать Air Defense and Anti-Tank System, разработанный в середине 1980-х годов фирмами «Эрликон» и «Мартин Мариэтта». По сути, ADATS представляет самоходный зенитный комплекс, ракеты которого стартовым весом более 50 килограммов и дальностью стрельбы до восьми километров могут наводиться не только на воздушные, но и на наземные цели.

Помимо РЛС кругового обзора, комплекс оснащен стабилизированным электронно-оптическим модулем с инфракрасной и телевизионной камерами, лазерными дальномером и системой наведения ракет по лучу. После пуска ракета сначала управляется по радиоканалу, а затем – по лазерному лучу, причем комбинированное наведение обеспечивает как эффективное использование энергетики ракеты, так и прямое попадание в цель.

Исторически «Вихрь» представляет собой очередной шаг в развитии и совершенствовании технологий наведения ракеты по лазерному лучу. Кроме преимуществ, приведенных выше, необходимо отметить и одно важное обстоятельство. Управляемое оружие с головками самонаведения стоит очень дорого. Это одна из причин, почему ВКС России делают ставку в Сирии на комбинированное применение неуправляемых и высокоточных авиационных средств поражения, используя высокоточные боеприпасы только по наиболее важным объектам противника. Снижения стоимости массовых противотанковых и зенитных ракет можно достигнуть за счет отказа от оснащения их головками самонаведения (ГСН), заменив их фотоэлементами в хвостовой части снаряда.

Картинка

Проще говоря, ГСН представляет специальное устройство, которое обнаруживает излучение, создаваемое или отражаемое целью, и наводит на нее ракету путем взаимодействия с бортовыми вычислителями и органами управления (аэродинамические рули, поворотные сопла и т. п.). Применяемые в современных комплексах радиолокационные, инфракрасные и оптические головки самонаведения довольно дорого стоят и при этом устанавливаются на одноразовый носитель и уничтожаются вместе с ним как при попадании в цель, так и при промахе. Так происходит в случае с американскими ПТРК Hellfire, Javelin и им подобными.

Между тем фотоэлементы, размещаемые в хвостовой части снаряда, который наводится телеуправлением по лазерному лучу, в серийном производстве недороги. Таким образом, открывается путь к созданию сравнительно дешевых средств поражения, при этом обладающих высокой точностью.

Картинка

tvzvezda.ru

Тактический ракетный комплекс 036 «Вихрь» » Военное обозрение

Ранние отечественные тактические ракетные комплексы в основном оснащались двигателями, работающими на твердом топливе. Были созданы несколько ракет с жидкостными двигателями, однако они не получили широкого распространения. Кроме того, прорабатывались и некоторые другие варианты силовой установки для ракеты, способной атаковать цели с расстояния в несколько десятков километров. Так, ракета комплекса 036 «Вихрь» должна была оснащаться прямоточным реактивным двигателем.

Созданные к середине пятидесятых годов прошлого века тактические неуправляемые ракеты имели некоторые недостатки. Так, невысокое совершенство твердого топлива не позволяло получать высокие показатели дальности, а жидкостные двигатели, обеспечивая требуемый радиус действия, были слишком сложными, дорогими и недостаточно надежными. Продолжая развитие подобных двигателей, советские конструкторы занимались экспериментами, целью которых был поиск альтернатив с требуемыми характеристиками. Одним из самых лучших вариантов замены твердотопливных и жидкостных двигателей тогда казалась прямоточная система.

На этапе предварительных расчетов и формирования требований к перспективной ракете было определено, что использование сверхзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя (СПВРД), работающего на стандартном бензине марки Б-70, позволит отправлять 450-кг ракету на дальность до 70 км. С учетом требуемого запаса топлива подобный снаряд мог нести 100-кг боевую часть с зарядом взрывчатого вещества массой 45 кг. Большим преимуществом такой ракеты была возможность изменения дальности стрельбы без изменения угла возвышения пусковой установки: для достижения требуемых в данной ситуации параметров полета можно было использовать механизм, отключающий подачу горючего в двигатель.

Схема самоходной пусковой установки Бр-215. Рисунок Dogswar.ru

К началу 1958 года были завершены предварительные работы по перспективной подвижной полевой реактивной системе с неуправляемой ракетой. Следует отметить, что современная классификация военной техники позволяет считать эту разработку тактическим ракетным комплексом или (с некоторыми оговорками) реактивной системой залпового огня. 13 февраля 58-го вышло постановление Совета министров СССР о разработке нового проекта ракетной системы 036 «Вихрь». Примерно через два месяца Главное артиллерийское управление закончило работы над техническим заданием. Разработка нового проекта была поручена ОКБ-670, главным конструктором назначили М.М. Бондарюка.

Целью проекта было создание ракетного комплекса, способного наносить удары по объектам противника в тактической и ближней оперативной глубине. Целями «Вихря» должны были стать резервы противника в виде живой силы и военной техники, огневые позиции артиллерии, штабы, узлы связи, площадки сборки тактического ядерного оружия, объекты тыла и т.д. Для поражения таких целей при помощи неуправляемых ракет следовало использовать одновременный запуск нескольких боеприпасов, который позволял довести вероятность поражения объектов противника до приемлемых значений.

К этому времени организация-разработчик уже имела определенный опыт в деле создания тактических неуправляемых ракет, который следовало использовать в новом проекте. Использование опыта, а также некоторых наработок по предыдущим проектам позволило специалистам ОКБ-670 завершить разработку проекта 036 «Вихрь» всего за несколько месяцев. Необходимая документация, при всей сложности работ, была подготовлена к середине 1958 года. 30 июня был утвержден эскизный проект.

Для нового ракетного комплекса требовалось разработать самоходную пусковую установку с нужными характеристиками. Работы по этому образцу техники начались еще в ноябре 1957 года, когда промышленность занималась только проработкой будущего облика комплекса «Вихрь». Созданием боевой машины нового типа занимались конструкторы волгоградского завода «Баррикады». В дальнейшем это предприятие выполнило сборку требуемой для испытаний техники.

Схема ракеты "036". Рисунок Широкорад А.Б. "Отечественные минометы и реактивная артиллерия"

Самоходная пусковая установка получила обозначение Бр-215. Она представляла собой грузовой автомобиль ЯАЗ-214 с установленными на нем направляющими для ракет. Использованное шасси имело капотную компоновку и оснащалось трехосной ходовой частью с полным приводом. Машина комплектовалась дизельным двигателем ЯАЗ-206Б мощностью 205 л.с. Грузоподъемность достигала 7 т. Грузовик мог разгоняться на шоссе до скорости 55 км/ч. Двух 255-л топливных баков хватало на 750-850 км пути.

На грузовой площадке шасси предлагалось монтировать пусковую установку, совместимую с перспективными ракетами. Непосредственно на раме шасси устанавливалась опорная платформа с шарнирным креплением качающейся артиллерийской части и опорами-аутригерами. Артиллерийская часть состояла из опорной рамы и двух направляющих для ракет. Направляющие представляли собой ажурную конструкцию, состоящую из колец-обойм, направляющих рельсов и продольных силовых элементов. Неуправляемые ракеты нового типа должны были получать стабилизаторы, не имеющие систем складывания. Из-за этого требовалось создать пусковую установку, способную защитить плоскости реактивных снарядов при транспортировке и во время разгона. Готовая конструкция получилась достаточно крупной, из-за чего на имевшемся шасси удалось разместить только две направляющие.

На прямых продольных балках направляющей с разными интервалами крепились 10 колец-обойм. Кольца и балки образовывали жесткий каркас, устанавливавшийся на качающемся основании. На внутренних стойках колец помещались винтовые направляющие. Во время стрельбы они должны были контактировать с соответствующими деталями ракет и заставлять боеприпасы вращаться вокруг своей оси. Стабилизаторы во время запуска двигались внутри цилиндра, образованного кольцами, благодаря чему не имели возможности столкнуться с чем-либо и получить повреждения.

Интересной особенностью пусковой установки Бр-215 было отсутствие механизмов наведения, обеспечивающих изменение углов наводки. Артиллерийская часть могла перемещаться только в вертикальной плоскости, из-за чего горизонтальная наводка должна была осуществляться поворотом всей машины. Вертикальное наведение не предусматривалось. Направляющие при стрельбе могли занимать только одно положение, обеспечивавшее вывод ракет на наиболее эффективную траекторию. Наведение по дальности планировалось выполнять бортовыми средствами реактивных снарядов.

Общая длина машины Бр-215 составляла 8,6 м, ширина – 2,7 м, высота – 3 м. Полная масса самоходной пусковой установки с двумя ракетами равнялась 18 т. Такие весовые показатели укладывались в возможности базового шасси, благодаря чему характеристики подвижности оставались на требуемом уровне.

Строение ракеты "036". Рисунок Militaryrussia.ru

Самоходная пусковая установка Бр-215 должна была транспортировать и запускать ракеты типа «036». В конструкции этого изделия предлагалось использовать несколько оригинальных идей и решений, прежде всего касавшихся силовой установки. Требуемые летные характеристики реактивного снаряда должны были достигаться при помощи прямоточного воздушно-реактивного двигателя, работающего на бензине. Кроме того, ракету предлагалось оснастить стартовым двигателем, соединенным с маршевым.

Ракета «036» имела цилиндрический корпус с лобовым воздухозаборником. Воздухозаборное устройство оснащалось коническим центральным телом, предназначенным для образования двух косых скачков уплотнения. Позади центрального тела находились боевая часть и топливный бак. Хвостовая часть корпуса отдавалась под двигатели. В хвостовой части корпуса, со сдвигом вперед, помещались Х-образные стабилизаторы трапециевидной конструкции. Рядом со стабилизаторами помещались штифты для взаимодействия с винтовыми направляющими. Иные выступающие детали на корпусе отсутствовали.

Позади центрального тела воздухозаборника помещалась осколочно-фугасная боевая часть массой 100 кг. Внутри корпуса этого изделия помещался заряд взрывчатого вещества массой 45 кг. Использовался контактный взрыватель с дистанционным взведением. Рядом с боевой частью находился топливный бак для бензина, использовавшегося маршевым СПВРД. Его объем позволял ракете нести до 27 кг топлива. При помощи трубопроводов бак соединялся с двигателем, находившимся в хвостовой части корпуса. Топливопровод оснащался часовым механизмом, отвечавшим за отсечку подачи горючего в заданный момент времени.

Основой силовой установки ракеты «036» был сверхзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель РД-036 собственной разработки ОКБ-670. Двигатель имел входной диффузор диаметром 273 мм и камеру сгорания диаметром 360 мм. После разгона до требуемой скорости в камеру сгорания должен был подаваться бензин Б-70, воспламеняемый имеющимися средствами зажигания. При нормальных условиях изделие РД-036 могло развивать тягу от 930 до 1120 кг. Имеющегося запаса топлива хватало на 11-21 с работы маршевого двигателя.

Первоначальный разгон ракеты, необходимый для включения маршевого двигателя, предлагалось осуществлять при помощи стартового твердотопливного ускорителя. Для экономии места стартовый двигатель типа ПРД-61 должен был помещаться внутри камеры сгорания маршевого СПВРД и выбрасываться откуда после окончания работы. Стартовый двигатель имел цилиндрический корпус диаметром 250 мм и оснащался шашкой твердого топлива весом 112 кг, сгоравшей за 3,5 с. Тяга стартового двигателя достигала 6,57 т.

Общий вид машины Бр-215. Фото Strangernn.livejournal.com

После выработки твердого топлива и сброса стартового двигателя ракета должна была включать маршевую силовую установку. Этот процесс был реализован достаточно просто: в нужный момент происходила механическая разблокировка клапана топливной системы, после чего бензин начинал поступать в камеру сгорания, воспламенялся и начинал создавать тягу.

Ракета «036» имела длину 6056 мм и максимальный диаметр 364 мм. Размах стабилизатора – 828 мм. Интересно, что габариты готового изделия оказались немного меньше требовавшихся техническим заданием. Стартовый вес ракеты составлял 450 кг. Согласно предварительным расчетам, боеприпас при помощи стартового двигателя должен был развивать скорость более 610 м/с, а максимальная скорость, достигаемая при помощи маршевом, определялась на уровне 1 км/с. При прохождении активного участка полета ракета должна была подниматься на высоту 12 км, а максимальная высота траектории доходила до 16,9 км (по другим данным, до 27 км). Дальность стрельбы могла меняться от 20 до 70 км. На максимальной дальности рассеивание ракет достигало 700 м.

Для транспортировки и хранения новых неуправляемых ракет была разработана специальная укупорка. Она представляла собой деревянный ящик требуемых габаритов, защищавший ракету от внешних воздействий. При подготовке комплекса к стрельбе боеприпасы следовало извлекать из укупорок и затем устанавливать на направляющие машины Бр-215. Укупорка допускала хранение ракеты «036» на складе в течение 10 лет.

Применение необычного маршевого двигателя привело к формированию оригинальных принципов работы ракетного комплекса. Прибыв на огневую позицию, определив свое положение и рассчитав углы наведения, расчет комплекса 036 «Вихрь» должен был поворачивать самоходную установку в нужном направлении и горизонтировать ее при помощи домкратов. Затем направляющие пусковой установки поднимались в боевое положение. При этом угол вертикального наведения был одинаков для стрельбы на любые дальности. Также производилась ручная установка часового механизма подачи топлива, отвечавшего за дальность полета ракеты.

Процесс зарядки пусковой установки. Фото Strangernn.livejournal.com

По команде с пульта управления происходило воспламенение заряда стартового двигателя. За 3,5 с он полностью сгорал, создавая тягу, необходимую ракете для прохода по направляющей и последующего ее покидания. К моменту выработки твердого топлива ракета должна была набирать скорость, позволявшую включить маршевый СПВРД. После сгорания твердого топлива происходили автоматический сброс пустого корпуса стартового двигателя и открытие клапана подачи топлива. При помощи системы зажигания происходило воспламенение бензина. После удаления от пусковой установки на некоторое расстояние осуществлялось взведение взрывателя. Во время полета стабилизация ракеты осуществлялась за счет вращения при помощи стабилизаторов, установленных под углом к набегающему потоку.

Пролетев по заданной траектории некоторое заранее определенное расстояние, соответствующее требуемой дальности стрельбы, ракета самостоятельно отключала маршевый двигатель и завершала активный участок полета. Далее полет производился по баллистической траектории вплоть до момента встречи с целью.

До конца 1958 года занятые в проекте «Вихрь» организации собрали опытные образцы перспективной техники и вооружения. Вскоре эти изделия отправились на полигон для проведения испытаний. Площадкой для проверок стал полигон Владимировка в Астраханской области. Там осуществлялись все испытания нового оружия, как в исходной, так и в модернизированной версиях.

Параллельно с испытаниями опытных ракет «036» и самоходных пусковых установок Бр-215 специалисты ОКБ-670 занимались созданием улучшенной версии реактивного снаряда. Путем доработок конструкции и изменения некоторых деталей была создана новая ракета, получившая обозначение «036А». От исходного изделия она отличалась, в первую очередь, повышенной тягой маршевого двигателя. При нормальных условиях этот параметр достигал 1100-1200 кг. Прочие элементы конструкции, такие как топливная система с часовым механизмом или боевая часть, не изменялись.

Благодаря минимальным отличиям от базового изделия, упростившим изготовление опытных образцов, ракета «036А» смогла выйти на испытания уже в 1958 году. В ходе проверок она подтвердила рост параметров двигателя при сохранении основных характеристик на прежнем уровне. Одновременно с этим круговое вероятное отклонение на максимальной дальности увеличилось до 750 м. В остальном улучшенная ракета не отличалась от исходной «036».

Доработанный вариант самоходной пусковой установки с увеличенным числом направляющих. Фото Strangernn.livejournal.com

Испытания ракет двух типов вместе с имеющейся пусковой установкой продолжались до 1959 года. В ходе испытаний было выполнено около трех десятков запусков ракет. Кроме того, был собран большой объем научного материала, который планировалось использовать при дальнейшем развитии неуправляемых ракет с СПВРД. К примеру, за счет некоторых новых идей удалось добиться заметного сокращения размеров стабилизаторов при полном сохранении их функций. Это давало возможность уменьшить габариты ракет в укупорках и облегчить их хранение. Кроме того, можно было переработать конструкцию пусковой установки, удвоив количество направляющих. По некоторым данным, проект новой пусковой установки с увеличенным числом направляющих даже дошел до строительства прототипа.

После завершения всех испытаний документация по комплексу «Вихрь», его ракетам «036» и «036А», а также пусковой установке Бр-215 была передана заказчику. Специалисты изучили представленные данные и решили, что дальнейшие работы по этому проекту не имеют смысла. Несмотря на применение новых агрегатов, позволивших повысить дальность стрельбы в сравнении с существующими системами, комплекс 036 «Вихрь» имел ряд характерных недостатков, часть которых была принципиально неустранима. В 1960 году проект «Вихрь» официально закрыли.

Предложенная система вооружения, имея некоторые преимущества, оказалась слишком сложной в производстве и эксплуатации. Кроме того, пусковая установка с двумя или (в перспективе) четырьмя направляющими могла привести к неприемлемым последствиям тактического характера. С учетом точности и сравнительно низкого могущества неуправляемых ракет «036» и «036А» для нанесения удара по цели требовалось использовать неприемлемо большое количество самоходных пусковых установок. Дальнейшее развитие комплекса в условиях отсутствия систем управления не позволяло решить основные проблемы и довести некоторые важные характеристики до требуемого уровня.

Наличие заметных проблем и фактическое отсутствие способов их решения привело к отказу от дальнейшего развития ракетного комплекса «Вихрь». Ракеты семейства «036» не были приняты на вооружение и не использовались в армии. Тематика неуправляемых баллистических ракет с прямоточными воздушно-реактивными двигателями тоже не получила заметного продолжения, поскольку подобные силовые установки не отвечали существующим требованиям. Дальнейшее развитие тактических ракетных комплексов и реактивных систем залпового огня осуществлялось с применением силовых установок иных классов.

По материалам:http://dogswar.ru/http://russianarms.ru/http://aviaros.narod.ru/http://militaryrussia.ru/blog/topic-188.htmlШирокорад А.Б. Отечественные минометы и реактивная артиллерия. – Мн., Харвест, 2000.

topwar.ru

РПК-1 Вихрь - SUW-N-1 / FRAS-1

Первоначально предполагалась следующая схема применения комплекса: после обнаружения старта первой БРПЛ с ПЛАРБ противника по точке старта наносится удар двумя ракетами противолодочного комплекса с ядерными БЧ по 10 кт. Парный пуск ракет компенсирует погрешность определения точки нахождения ПЛ противника. Основная задача - обеспечение поражения ПЛ до  последующих пусков БРПЛ.

Пусковая установка - МС-18 / МС-32 - двухбалочная наводимая пусковая установка с нижней подвеской ракет и автоматом заряжания барабанного типа на 8 (МС-18) или 16 (МС-32) ракет. Разработана СКБ-203 МАП (ныне КБ «Старт») под руководством  А.И. Яскина. На ранней стадии проекта предполагалась убирающаяся под палубу корабля ПУ - позже отказались из-за сложности реализации. В подпалубном погребе горизонтально размещалось устройство хранения барабанного типа на 8-16 ракет. Зарядка ПУ осуществлялась при угле наклона направляющих 54 град. Погреб оборудован системами контроля микроклимата, пожаротушения, контроля уровня излучений. Перезарядка ПУ может осуществляться как одной, так и двумя ракетами. ПУ обеспечивает наведение по азимуту и углу места, ввод уставки во взрыватель БЧ,  снятие первой ступени предохранения ядерной БЧ, запуск заряда твердого топлива двигателя проворота после отрыва электроразъема после схода ракеты с направляющей. Пуски могут производиться одиночными ракетами или двухракетным залпом.ТТХ ПУ МС-18:Углы вертикального наведения - от +16 до +54 градУглы горизонтального наведения - сектор 300 град

Ракета 82Р: стабилизация ракеты производилась вращением за счет косопоставленных сопел двигателя проворота и аэродинамических стабилизаторов.

Пуск ракеты 82Р с установки МС-18 (Коршунов Ю.Л., Строков А.А., Противолодочное оружие. С.-Пб., "Гангут", 1997 г.) Двигатель - двухкамерный РДТТ, с осевым соплом и двумя группами сопел проворота. Запуск двигателя проворота осуществлялся после схода ракеты с направляющей.. Конструкция аналогична тактическим ракетам 3Р9 – 3Р10 комплекса 2К6 «Луна» (НИИ-1 ГКОТ, главный конструктор - Н.П.Мазуров). РДТТ разработан при участии НИИ-6 Министерства сельхозмашиностроения (занимался вопросами исследования ВВ и пороховых зарядов для двигателя; сейчас ГНЦ РФ ФГУП «ЦНИИХМ»). Стендовые испытания проводились на Софринском полигоне). Производство зарядов - НИИ-9 ГКОТ (позже НПО "Алтай", г.Бийск) - в 1964 г. сданы в серийное производство три заряда для РДТТ. Запуск двигателя проворота осуществлялся после схода ракеты с направляющей.

ТТХ ракеты и комплекса:

Длина ракеты - 6000 мм (6500 мм по др.данным)Диаметр ракеты - 540 мм (544 мм по др.данным)

Масса - 1800 кг

 

Дальность действия:

- 4 км (минимальная, по ТТЗ на ОКР) - 28 км (максимальная, по ТТЗ на ОКР) - 10 км (минимальная)

- 24 км (максимальная)КВО - 1200 м (при пусках на максимальную дальность)

Минимальная глубина подрыва - 0 мМаксимальная глубина подрыва - 200 мМаксимальная глубина поражения:- 400 м (по ТТЗ на ОКР)- 500 м Скорость погружения БЧ - 12 м/сРадиус поражения ядерной БЧ - 1500 м Боевая часть - ядерная глубинная бомба, предположительная мощность 10 кт, вероятно разработки ВНИИЭФ (г.Саров). Взрыватели разработаны НИИ-22 (ныне - ФГУП "НИИ "Поиск").

Модификации:РПК-1 "Вихрь", ракета 82Р - первоначальный серийный вариант противолодочного комплекса.

"Вихрь-2" - к январю 1964 г. завершено создание эскизного проекта комплекса «Вихрь-2». Получение целеуказания предполагалось от корабельно-вертолетной ГАС «Прибой». Боевая часть - ядерная. Расчетное КВО по одному варианту – 1200 м, по другому – 1800 м. Вероятность уничтожения ПЛ противника – 0,5-0,7. Дальность стрельбы – от 15 до 44 км.

"Вихрь-М" - постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 23 апреля 1971 г. № 530-152 в МИТе начаты ОКР по созданию неуправляемой баллистической ракеты, в которой специальная боевая часть заменялась малогабаритной торпедой «Колибри».. В августе 1973 г. разработка проекта завершена. Работы по теме «Вихрь-М» не удалось завершить созданием модернизированного комплекса в основном из-за систематических срывов сроков их исполнения смежными организациями.

Носители:- ОС-332 (1964 г.) - опытовое судно - бывший СКР-1 пр.159. В 1964 г. на корабле проводился первый этап государственных испытаний комплекса (полигон "Песчана балка", Феодосия).

- противолодочные крейсера пр.1123 "Кондор" – 2 корабля («Москва», «Ленинград»), по 1 комплексу с ПУ МС-18 и системой управления ПУСТБ-1123 "Спрут", боекомплект 8 ракет.

- ТАКР пр.1143 "Кречет" - 3 корабля («Киев», «Минск», "Новороссийск"), по 1 комплексу с ПУ МС-32 и системой управления "Спрут-1143", боекомплект 16 ракет.

Примерные проекции ракеты 82Р (Широкорад А.Б. Оружие отечественного флота. Минск, "Харвест", М., "АСТ", 2000 г.)Статус: СССР- 1964 г. - начало серийного производства. НПО "Алтай" (г.Бийск) сданы в серийное производство три заряда РДТТ ракеты.

- 1969-1970 г.г. - на полигоне Капустин Яр проведен отстрел 80 ракет 82Р комплекса "Вихрь" в целью составления таблиц стрельбы. Смонтирована пусковая установка. В феврале-ноябре 1970 г. экспериментальный материал обработан и составлены таблицы стрельбы.

- 1980-е годы начало - комплекс РПК-1 "Вихрь" снят с вооружения ВМФ СССР.

Источники: 60 лет в строю полигон Капустин Яр. 1946 - 2006. М., 2006 г. Балакин С.А. Противолодочный крейсер «Москва». Морская коллекция, №5 (47), 2002 г.Балакин С.А., Заблоцкий В. Советские авианосцы. Авианесущие крейсера адмирала Горшкова. М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007 г.Григорьев А., "Набор ненастий" для подлодок противника. // Независимая газета. 30.01.2009 г.Гусев Р.А. Основания минерского ремесла. С.-Пб., Коста, 2006 г.Доценко В.Д., История военно-морского искусства. Том II. Флоты ХХ века. Книга 2. М., Эксмо, 2003 г.Литинский Д.Ю. Предыстория "Кондора". // Тайфун. № 6 / 1997 г.НПО "Алтай" - 50 лет. // Бийский вестник. №1-2 / 2009 г.Обозрение армии и флота. №6 / 2006 г.Рябец А.Ф., Несостоявшийся "Тайфун". // Техника и вооружение. 2010 г.Широкорад А.Б. Оружие отечественного флота. Харвест, Минск, АСТ, М.,2000 г.Широкорад А.Б. Ракеты над морем. Ракетная техника отечественного ВМФ. Авиация и космонавтика №11-12 1997 г.Широкорад А.Б. Энциклопедия отечественного ракетного оружия 1817-2002. Харвест, Минск, АСТ, М.,2003 г.Russian Arms forum. Сайт http://russianarms.ru, 2010 г.

militaryrussia.ru

036 "Вихрь" | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)

ДАННЫЕ НА 2009 г. (стандартное пополнение)

Комплекс "Вихрь"

Ракета "025" (ранний прототип)

Ракета "034" (прототип)

Ракета "036"

Ракета "036А" (модернизация)

 

Тактический ракетный комплекс. Разрабатывался по постановлению СМ СССР №189-89 от 13 февраля 1958 г. (в этом же постановлении задавались работы по ЗУР 3М8 комплекса "Круг") в ОКБ-670 ГКАТ, главный конструктор М.М.Бондарюк, ведущий конструктор И.М.Вишнепольский. Тактико-технические требования №007589 выданы ГАУ 14 апреля 1958 г.: "Подвижная полевая реактивная система с неуправляемой ракетой с СПВРД предназначается для поражения целей в тактической и ближней оперативной глубине. Основными целями являются резервы противника, живая сила, боевая техника в районах сосредоточения, подразделения и части ракетной артиллерии на стартово-технических и выжидательных позициях, полевые базы сборки атомного оружия, важные объекты армейского тыла противника, крупные штабы и узлы связи, аэродромы, ж/д станции". При создании ракеты "036" использовались наработки по созданию опытных ракет "025" и "034" (см. Модификации). Эскизный проект утвержден 30 июня 1958 г. Испытания ракеты "036" начаты на полигоне Владимировка (Астраханская область) в 1958 г. На базе ракеты "036" разработана и проходила испытания ракета "036А". Все работы прекращены в 1960 году. Ракета на вооружение не принята. По умолчанию данные ракеты "036".

 

Заряжание в пусковую установку Бр-215 комплекса "Вихрь" ракеты "034" (Ерохин Е., ракеты от Бондарюка. // Крылья Родины. № 11 / 1993 г.)

Наведение - ракета неуправляемая. наведение осуществлялось пусковой установкой, стабилизация ракеты в полете осуществлялась стабилизаторами и медленным вращением ракеты. Для управления дальностью действия использовался часовой механизм отсечки СПВРД (разработка велась ОКБ-315 ГКАТ).

 

Пусковая установка:

Бр-215 - пакет из 2 спиральных направляющих на шасси ЯАЗ-214 (КрАЗ-214). Разработка начата ОКБ-221 Сталинградского СНХ (КБ завода "Баррикады") 12 ноября 1957 г. Опытный образец изготовлен в 1957-1958 г.г. Испытания проходили на полигоне Капустин Яр.

Двигатель - дизель ЯАЗ-М206Б мощностью 205 л.с.

Длина - 8.6 м

Ширина - 2.7 м

Высота - 3 м

Дорожный просвет - 36 см

Масса с ракетами - 18000 кг

Скорость максимальная по шоссе - 55 км/ч

Запас хода по шоссе - 850 км

 

Пусковая установка комплекса "Вихрь" Бр-215 (Ерохин Е., ракеты от Бондарюка. // Крылья Родины. № 11 / 1993 г.)

 

Двигатель - маршевый СПВРД РД-036 (разработан ОКБ-670, топливо - бензин Б-70), стартовый РДТТ ПРД-61 (КБ-2 завода №51 ГКАТ и НИИ-125 ГКОТ, главный конструктор И.И.Картуков) размещенный в камере сгорания маршевого СПВРД (схема отработана на ракете "034"). На ракете "036А" СПВРД модернизирован - РД-036А. Разработку запальных пироустройств вело НИИ-862 ГКОТ.

Тяга стартового РДТТ - 6570 кг (при температуре воздуха +15 град. С)

Тяга маршевого СПВРД:

- 932-1118 кг (при температуре воздуха +15 град. С)

- 1100-1200 кг ("036А")

Диаметр входного сечения диффузора СПВРД - 273 мм

Диаметр внутреннего сечения камеры сгорания СПВРД - 360 мм

Диаметр корпуса РДТТ - 250 мм

Масса корпуса диффузора СПВРД - 15,5 кг

Масса агрегатов топливоподачи - 4,5 кг

Масса камеры сгорания - 26,8 кг

Масса пороховой шашки РДТТ - 112 кг

Масса аккумулятора давления СПВРД - 6 кг

Масса форкамеры СПВРД - 6,3 кг

Масса топливного коллектора - 1 кг

Время работы РДТТ - 3.5 с

Время работы СПВРД - 11-21 с (в зависимости от дальности)

 

Длина - 6056 мм (до 6500 мм по ТТТ ГАУ)

Диаметр - 364 мм (до 380 мм по ТТТ ГАУ)

Размах крыла - 828 мм

Толщина крыла - 6 мм

Стреловидность по передней кромке - 40 град

Стреловидность по задней кромке - 59 град

Площадь двух крыльев в плане - 0,1843 кв. м

Концевая хорда крыла - 580 мм

Корневая хорда крыла - 214,5 мм

САХ крыла - 605 мм

 

Масса:

- 445 кг ("025")

- 450 кг (по ТТТ ГАУ и "036", "036А")

Масса оперения - 8,5 кг

Масса корпуса - 90 кг

Масса трубопроводов - 1,4 кг

Масса топливного бака - 21 кг

Масса топлива СПВРД:

- 15 кг ("025")

- 21-27 кг 

Масса БЧ:

- 50 кг ("025")

- 100 кг (по ТТТ ГАУ и "036", "036А")

Масса ВВ - 45 кг

 

Дальность действия:

- 50 км ("025")

- 20-70 км (минимум - максимум, ТТТ ГАУ и "036")

- 20-75 км ("036А")

Скорость максимальная:

- 3.3 М ("025")

- 970-1000 м/с (2,9-3М)

Скорость после выключения стартового РДТТ:

- 1.7 М ("025")

- 1.62-1.82М

Скорость ракеты при встрече с землей - 340 м/с

Угол встречи с землей - 68 град.

Высота полета максимальная:

- 14000 м ("025")

- 11600 м (в конце активного участка)

- 12000 м (штатная)

- 26900 м (максимальная, расчетная)

КВО:

- 700 м (на максимальной дальности, 1% дальности, ТТТ ГАУ и "036")

- 750 м ("036А", 1% дальности)

 

Температура воздуха эксплуатационная - от -40 до +50 град.С

Допустимая скорость ветра - 15 м/с Гарантированный срок хранения ракеты:

- в складских условиях - 10 лет - в полевых условиях - 3 года

 

Для хранения ракет "036" разработана специальная герметичная укупорка по образцу состоящих на вооружении сухопутных войск реактивных снарядов типа "Коршуна", выполнена в виде деревянного прямоугольного ящика массой 320 кг.

 

Боевая часть: осколочно-фугасная, взрывчатое вещество "ПС", разработана НИИ-24 ГКОТ, взрыватели - разработаны НИИ-22 ГКОТ. 

 

Состав комплекса:

Ракеты в укупорках

Подвижная пусковая установка Бр-215

Транспортно-заряжающая машина с агрегатами подготовки пуска

Компрессорная установка

Проверочная аппаратура

 

Порядок применения - перед стартом, в зависимости от дальности до цели и других условий, вручную устанавливался часовой механизм отсечки топлива СПВРД. Угол стрельбы постоянный. С помощью РДТТ осуществлялся старт и разгон ракеты. Под давлением набегающего потока воздуха происходил взвод взрывателя ударного действия. С выработкой топлива ускорителя давление пороховых газов резко падало и открывался клапан подачи топлива, начинал поступать воздух в камеру сгорания СПВРД. Происходил запуск СПВРД, с помощью которого снаряд достигал скорости 970-1000 м/с (2,9-3М) с одновременным набором высоты до 12000 м. Далее, в зависимости от настройки механизма управления дальностью полета, отсекалась подача бензина Б-70 в камеру, и начинался пассивный участок полета снаряда по баллистической траектории.

 

Модификации:

"025" (1952 г.) - опытная ракета, НИОКР начаты по инициативе И.М.Вишнепольского в 1951 г. с использованием данных по результатам испытаний опытной ракеты с СПВРД Р-200 НИИ-1 МАП. Назначение - дальнобойная ракета РСЗО. На ракете использовался СПВРД РД-025, разгонный РДТТ пристыкован тендемно как 1-я ступень ракеты. Ракета проходила испытания на полигоне в Капустином Яру в 1952-1953 г.г. параллельно с созданием технического проекта (выпущен в 1953 г.), первые отчеты о результатах летных испытаний получены в 1952 г. В ходе работ по "025" отработана надежная систему топливоподачи из бака, расположенного в центральном теле СПВРД.

 

Ракета "025" на полигонной пусковой установке (Ерохин Е., ракеты от Бондарюка. // Крылья Родины. № 11 / 1993 г.)

 

Мобильная пусковая установка ракеты "025" на шасси грузовика (Ерохин Е., ракеты от Бондарюка. // Крылья Родины. № 11 / 1993 г.)

 

Вторая ступень ракеты "025" (Ерохин Е., ракеты от Бондарюка. // Крылья Родины. № 11 / 1993 г.)

 

КМ - опытная ракета на базе ракеты "025" для отработки управляемой ракеты с СПВРД. Результаты испытаний ракеты КМ положены в основу проводимых по постановлению СМ СССР за № 188-88 от 13.02.1958 г. работ по созданию ЗУР ЗМ8 с СПВРД в составе ЗРК 2К11 "Круг". Всего выполнено 15 пусков совместно с "025".

 

"034" (1955-1957 г.г.) - опытная ракета - прототип ракеты "036", НИОКР с 1955 г., испытания велись в 1957-1958 г.г., РДТТ расположен в камере сгорания СПВРД РД-034. ТТХ ракеты близки к ТТХ более поздней ракеты "036".

 

Ракета "034" (Ерохин Е., ракеты от Бондарюка. // Крылья Родины. № 11 / 1993 г.)

 

Ракета "034" на транспортно-заряжающей тележке (там же)

 

 

Пуск ракеты "034" (там же)

 

"036" (1958 г.) - ракета комплекса "Вихрь", испытания 1958-1959 г.г.

 

"036А" (1958 г.) - модернизированный вариант ракеты "036", испытания в 1958-1959 г.г. на полигоне во Владимировке.

 

Разрез ракеты "036" (реконструировано по Ерохин Е., ракеты от Бондарюка. // Крылья Родины. № 11 / 1993 г.)

 

Проекции ракет "025", "034" и "036" (реконструировано по Ерохин Е., ракеты от Бондарюка. // Крылья Родины. № 11 / 1993 г.)

 

 

Статус:

СССР:

- 1959 г. - испытания прекращены, на вооружение не принята. всего в процессе испытаний произведено 30 пусков ракет "034", "036" и "036А".

- 1960 г. - прекращены все работы над комплексом "Вихрь".

Источники:

Ерохин Е., ракеты от Бондарюка. // Крылья Родины. № 11 / 1993 г.

Широкорад А.Б., Атомный таран ХХ века. М., Вече, 2005 г.

militaryrussia.ru

Вихрь (ракетный комплекс) — Википедия Переиздание // WIKI 2

РПК-1 «Вихрь» Основная информация Параметры Технические данные
Две ПЛУР 82Р на ПУ МС-32
Назначение Противолодочная
Базирование Надводные корабли
Государство СССР
Производитель НИИ-1/СКБ-203
На вооружении 1968-1994
Современный статус Снят с вооружения
Масса 1800 кг
Длина 6,00 м
Диаметр 0,540 м
Боевая часть ядерная, на 10 кт
Двигатель Двухкамерный твердотопливный
Дальность 10-24 км
Глубина до 500 м
Управление Инерциальное

РПК-1 «Вихрь» (индекс 82Р) (по классификации МО США и НАТО — FRAS-1) — советский противолодочный ракетный комплекс корабельного базирования. Принят на вооружение Постановлением правительства № 440—168 от 12 июня 1968 года.

Разработчики

Головной разработчик НИИ-1 (ныне Московский Институт Теплотехники)[1] под руководством главного конструктора Н. П. Мазурова. Пусковые установки разрабатывались в СКБ-203 МАП (ныне КБ «Старт») под руководством А. И. Яскина.

Пусковые установки

  • МС-18 — двухбалочная стабилизированная наводящаяся ПУ тумбового типа с нижней подвеской двух ракет, устройством хранения, подачи и заряжания. Боезапас хранился в подпалубном погребе и размещался в 2 вращающихся барабанах под ПУ. Барабан вмещал 8 ракет расположенных вертикально и имел один подающий люк. Для пуска следующей ракеты барабан поворачивался, чтобы очередная ракета заняла позицию под подающим люком. Погреб оборудован системами контроля микроклимата, пожаротушения, контроля уровня излучений. Использовалась на опытовом судне ОС-332 и противолодочных крейсерах проекта 1123 «Москва» и «Ленинград».
  • МС-32 — двухбалочная стабилизированная наводящаяся ПУ тумбового типа с нижней подвеской двух ракет, устройством хранения, подачи и заряжания. Боезапас хранился в 2 барабанах под ПУ. Барабан вмещал 16 ракет расположенных вертикально и имел один подающий люк. Для пуска следующей ракеты барабан поворачивался, чтобы очередная ракета заняла позицию под подающим люком. Погреб оборудован системами контроля микроклимата, пожаротушения, контроля уровня излучений. Использовалась на авианесущих крейсерах проекта 1143 «Киев», «Минск» и «Новороссийск».

Противолодочная ракета

82Р— неуправляемая, с двухкамерным твердотопливным двигателем и нормальной аэродинамической конфигурацией. При старте ракеты с короткой направляющей включался твердотопливный двигатель ракеты с осевым соплом. После схода ракеты с направляющей ПУ происходил запуск двигателя проворота, с помощью которого осуществлялась стабилизация ракеты, путём её вращения за счет косо поставленных сопел двигателя проворота и аэродинамических стабилизаторов.

Подрыв ядерной боевой части осуществлялся на глубине от 0 до 200 метров, с радиусом поражения от 1,2-1,5 км соответственно.

Скорость хода корабля при пусках ракет могла быть до 32 узлов.

Система управления

Корабельная система управления и наведения «Спрут» (система управления стрельбой ПУСТБ-1123) разрабатывалась ЦКБ-209[2] и включала:

  • Центральный прибор управления стрельбой (ЦПУС), который обеспечивал наведение ПУ по азимуту и углу места, управление предстартовой подготовкой и одиночный или залповый пуск с ПУ.
  • Приставку «Тифон» вычислительную машину (ВМ) обеспечивающую обработку информации целеуказания, выработку данных, классификацию целей с выбором типовой схемы использования противолодочного оружия корабля и определение главной цели, распределение целей между противолодочным оружием.
  • Гировертикаль, которая автоматически выдавала данные учета углов бортовой и килевой качки в систему управления ПУ.
  • Главным средством целеуказания служили корабельные гидроакустические средства освещения надводной и подводной обстановки.
  • Станция измерительных приборов, которая обеспечивала контроль параметров сети и распределения электропитания по приборам КСУ.
  • Выключатели и соединительные ящики для обеспечения питания и разъединения приборов системы управления.

Корабельная система управления и наведения «Спрут» имела силовой электрический привод дистанционного автоматического поворота ПУ в вертикальной и горизонтальной плоскостях, работала от системы обмена информацией МВУ-200 «Море-У» или гидроакустических средств по типовым схемам в зависимости от обстоятельств ведения боя.

По подводным целям принятые данные целеуказания поступали в вычислительную машину (ВМ) приставки «Тифон», которая определяла оптимальный алгоритм поражения цели противолодочным оружием корабля в зависимости от дальности до неё. Ракета или ракеты при залповой стрельбе подавались из барабана на направляющие ПУ. ПУ разворачивалась по азимуту и углу места в направлении на цель. После старта ракеты или ракет при залповой стрельбе они выводились на траекторию полёта в направлении цели. Полет ракеты или ракет проходил неуправляемым методом. При подходе к цели в точке ожидаемых координат ракета или ракеты совершали сброс боевой части (бомбы). Атака цели происходила с высотной траектории полёта ракеты. Сброшенная носителем бомба имела предустановленную перед стартом глубину подрыва СБЧ до 200 метров. За счет огромной кинетической энергии взрыва ядерной БЧ она могла уничтожить любые цели в радиусе 1,5 км от точки подрыва, на глубине до 500 метров и на дальности до 24 км от места старта.

По надводным кораблям принятые данные поступали в вычислительную машину (ВМ) приставки «Тифон», которая определяла оптимальный алгоритм поражения цели с учётом расчётного упреждения. Ракета или ракеты при залповой стрельбе подавались из барабана на направляющие ПУ. ПУ разворачивалась по азимуту и углу места в направлении на цель. После старта ракеты или ракет при залповой стрельбе они выводились на траекторию полёта в направлении цели. Полет ракеты или ракет проходил неуправляемым методом. При подходе к цели в точке ожидаемых координат ракета или ракеты совершали сброс боевой части (бомбы). Атака цели происходила с высотной траектории полёта ракеты. Сброшенная носителем бомба имела предустановленную перед стартом глубину подрыва СБЧ 0 метров. За счет огромной кинетической энергии взрыва ядерной БЧ она могла уничтожить надводную цель или ордер кораблей в радиусе 1,2 км от точки подрыва и на дальности от 10 до 24 км от места старта.

Вихрь-М

В начале 1970-х гг. НИИ-1 разрабатывался модифицированный вариант «Вихрь-М», который в итоге не был реализован (проект закрыт в 1973 г.).[1]

Примечания

Литература

  • Тихонов С. Г. Оборонные предприятия СССР и России : в 2 т.. — М. : ТОМ, 2010. — Т. 1. — 608 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903603-02-2.
  • Тихонов С. Г. Оборонные предприятия СССР и России : в 2 т.. — М. : ТОМ, 2010. — Т. 2. — 608 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903603-03-9.
  • Широкорад А. Б. Ракеты над морем. Ракетная техника отечественного ВМФ. Авиация и космонавтика № 11-12 1997 г.
  • Журнал «Обозрение армии и флота.» № 6 2006 г.
  • Владимир Асанин. Противолодочные ракеты (рус.) // Техника и вооружение. — М., 2014. — № 8. — С. 11-15.

Ссылки

Эта страница в последний раз была отредактирована 3 сентября 2018 в 15:05.

wiki2.org

"Вихрь" (ракета). Противотанковый ракетный комплекс

«Вихрь» - ракета из состава российского противотанкового ракетного комплекса (ПТРК) 9К121 «Вихрь» (по натовской классификации - АТ-16 Scallion), имеющая лазерное наведение. Она запускается с кораблей, а также с вертолетов Ка-50, Ка-52 и штурмовиков Су-25. Впервые была показана в 1992 году на авиасалоне в Фарнборо.

вихрь ракета

История разработки

Комплекс «Вихрь» был разработан в бывшем Советском Союзе как аналог американского ПТРК AGM-114 Hellfire. Работа началась в 1980 году и проводилась тульскими конструкторами из КБП под руководством А. Г. Шипунова. Первые экземпляры были поставлены в войска в 1985 году. Какую же дальнейшую судьбу имела ракета «Вихрь»? Испытания комплекса на вертолетах В-80 и штурмовиках Су-25Т, проведенные в 1986 году, подтвердили его высокую эффективность. В дальнейшем комплекс подвергся модернизации, завершившейся в 1990 году. Однако из-за напряженной финансовой ситуации для российских войск было закуплено лишь небольшое число готовых изделий для целей тестирования. Серийное производство началось в 2014 году, а первые комплексы поставлены в российские ВС в конце 2015 года для оснащения вертолетов Ка-52.вихрь 1

Варианты ПТРК

Известны два варианта этого противотанкового комплекса:

  • 9K121 «Вихрь» – ранняя версия, разработка которой полностью завершилась в 1997 году. Каким боеприпасом был оснащен данный комплекс «Вихрь»? Ракета 9M127 с дальностью стрельбы до 8 км входила в его состав. Ее гарантийная бронепробиваемость составляла 900 мм.
  • 9K121 «Вихрь-М» - серийная модифицированная версия. В ее состав входит ракета «Вихрь-1» (стандартное обозначение - 9M127-1) с дальностью стрельбы до 10 км, оснащенная тандемным зарядом, пробивающим броню до 1200 мм.комплекс вихрь

Основы поражающий способности ракеты

Каковы особенности ПТРК «Вихрь»? Ракета комплекса предназначена для поражения жизненно важных наземных целей, в том числе бронированных, оснащенных основной или дополнительной взрыво-реактивной броней (динамической защитой). Практически все противотанковые боеприпасы работают на основе кумулятивного действия, т. е. путем прокалывания брони струей раскаленного металла. Взрыво-реактивная броня может быть пробита только несколькими попаданиями в одно и то же место. Этот принцип реализован в тандемных боеприпасах, вроде ракеты «Вихрь-1», в которой имеются два кумулятивных заряда, срабатываемых в быстрой последовательности. Без тандемных зарядов попасть в одно и то же место на броне практически невозможно.противотанковая ракета вихрь

Состав ПТРК «Вихрь»

Ракета "Вихрь-1" является боевой частью противотанкового комплекса "Вихрь-М", который также включает в себя следующие составные части:

  • пусковая установка для авиатехники (вертолеты, самолеты) типа АПУ-6 или АПУ-8;
  • автоматическая система обзора и прицеливания типа И-251 «Шквал-М».

Автоматическая прицельная система «Шквал-М» разработки красногорского завода «Зенит» снабжена телевизионным и тепловизионным (инфракрасным) каналами прицеливания, каналом лазерного луча для управления ракетой, лазерным дальномером, автоматическим блоком отслеживания цели, цифровым компьютером и системой стабилизации ракеты в полете в двух плоскостях. Система И-251 обеспечивает обнаружение целей и идентификацию их в дневное и ночное время, автоматическое слежение за целями и наведение на них ракет, а также выдает точную информацию для артиллерийского и ракетного обстрела.ракета вихрь характеристики

Технология прицеливания

Если координаты цели предварительно занесены в бортовой цифровой вычислительный комплекс (БЦВК) вертолета (самолета), в памяти которого должна храниться карта района полета, то при подлете к цели на расстояние 12-15 км автоматически включается система «Шквал-М». Если координаты цели известны лишь ориентировочно, то систему прицеливания комплекса «Вихрь-М» включает пилот. Она начинает сканирование местности по телевизионному (или тепловизионному) каналу, отображая его результаты на телеэкране в кабине.

После появления цели на телеэкране летчик включает режим максимального увеличения, опознает цель и наводит на ее изображение метку прицельной сетки. После этого система «Шквал-М» переводится пилотом на автосопровождение опознанной цели. В этом режиме летчик должен удерживать вертолет в таком положении по отношению к цели, чтобы она находилась в допустимых для аппаратуры слежения пределах азимутального угла (до ±35°) и угла места (от +5° до -80°). Когда достигается разрешенная дальность стрельбы, автоматически пускается противотанковая ракета «Вихрь». По одной цели можно одновременно пустить две ракеты или полминуты обстреливать до 4 целей.

Ракета «Вихрь»: характеристики

Ракета предназначена для поражения бронированных наземных целей, в том числе оснащенных основной или дополнительной взрыво-реактивной броней, на расстоянии до 8 км при ведении обстрела с вертолета и до 10 км с самолета в дневное время (до 5 км ночью), а также для поражения воздушных целей при условии прикрытия средствами ПВО. Она оснащена как контактным, так и неконтактным взрывателями. Последний позволяет поражать воздушные цели при приближении к ним на расстояние до 5 м.

Скорость полета ракеты является сверхзвуковой и достигает 610 м/с, так что расстояние в 4 км она преодолевает за 9 с. При этом ПТУР комплекса AGM-114K Hellfire для покрытия этой дистанции требуется 15 с, поскольку летит она с дозвуковой скоростью.

При угле встречи с препятствием в 90° ракетой гарантированно пробивается гомогенная стальная броня толщиной 1000 мм.ракета вихрь испытания

Конструкция ракеты

Боевой заряд ракеты выполнен по тандемной схеме и разнесен по ее длине. Спереди расположен лидирующий кумулятивный заряд, за которым находится привод четырех аэродинамических рулей, способных выдвигаться из ниш в направлении назад относительно хода ракеты. Далее расположен второй комбинированный боезаряд, имеющий как кумулятивную, так и осколочно-фугасную части.

За боезарядом размещено топливо для маршевого двигателя и собственно сам твердотопливный двигатель с двумя соплами, направленными под углом к оси ракеты. Здесь же, в хвостовом отсеке ракеты, находится приборный контейнер с аппаратурой системы управления, а также приемник лазерного светолуча.

В задней части корпуса расположено аэродинамическое оперение ракеты в виде четырех загнутых по часовой стрелке (при взгляде с носа ракеты) крыльев пятиугольной формы, которые перед пуском (при нахождении внутри транспортно-пускового контейнера (ТПК)) прилегают к корпусу, а затем раскрываются при помощи спецмеханизма.

Наличие управляемых рулей-крыльев в передней части, а также неуправляемых в задней позволяет отнести аэродинамическую схему ракеты к типу «утка».

Работа механизмов ракеты при пуске и полете

Она транспортируется в армированном стекловолокном пластиковом ТПК, из которого и стартует под действием порохового аккумулятора давления. При запуске происходит небольшой выброс сгоревших газов из заднего торца ТПК. Сразу после выхода из пускового контейнера выдвигаются крылья и запускается двигатель ракеты. Лазерный прицел расположен на корме ракеты, которая стремится остаться в лазерном луче во время полета.

Наведение по лазерному лучу на цель является гарантией высокоточной стрельбы, которая не снижается при увеличении дальности цели. При этом мощность излучения лазерного прицела настолько низка, что она оказывается на порядок меньше, чем пороговая мощность срабатывания, которой обладают зарубежные системы сигнализирования о лазерном облучении. Это обеспечивает предельную скрытность применения оружия. Ракета «Вихрь» способна уничтожить подвижную малоразмерную цель класса «танк» с вероятностью 80 %.

загрузка...

worldfb.ru

Вихрь (ракетный комплекс) — Википедия

РПК-1 «Вихрь» SUW-N-1 missile system.jpgОсновная информация Параметры Технические данные
Две ПЛУР 82Р на ПУ МС-32
Назначение Противолодочная
Базирование Надводные корабли
Государство СССР
Производитель НИИ-1/СКБ-203
На вооружении 1968-1994
Современный статус Снят с вооружения
Масса 1800 кг
Длина 6,00 м
Диаметр 0,540 м
Боевая часть ядерная, на 10 кт
Двигатель Двухкамерный твердотопливный
Дальность 10-24 км
Глубина до 500 м
Управление Инерциальное

РПК-1 «Вихрь» (82Р) (по классификации МО США и НАТО — FRAS-1) — советский противолодочный ракетный комплекс корабельного базирования. Принят на вооружение Постановлением правительства № 440—168 от 12 июня 1968 года. «Вихрь» и предназначенная для использования на подводных лодках «Вьюга» стали первыми системами такого типа в ВМФ СССР.

Головной разработчик НИИ-1 (ныне Московский Институт Теплотехники) под руководством главного конструктора Н. П. Мазурова. Пусковые установки разрабатывались в СКБ-203 МАП (ныне КБ «Старт») под руководством А. И. Яскина.

Пусковые установки[править]

  • МС-18 — двухбалочная стабилизированная наводящаяся ПУ тумбового типа с нижней подвеской двух ракет, устройством хранения, подачи и заряжания. Боезапас хранился в подпалубном погребе и размещался в 2 вращающихся барабанах под ПУ. Барабан вмещал 8 ракет расположенных вертикально и имел один подающий люк. Для пуска следующей ракеты барабан поворачивался, чтобы очередная ракета заняла позицию под подающим люком. Погреб оборудован системами контроля микроклимата, пожаротушения, контроля уровня излучений. Использовалась на опытовом судне ОС-332 и противолодочных крейсерах проекта 1123 «Москва» и «Ленинград».
  • МС-32 — двухбалочная стабилизированная наводящаяся ПУ тумбового типа с нижней подвеской двух ракет, устройством хранения, подачи и заряжания. Боезапас хранился в 2 барабанах под ПУ. Барабан вмещал 16 ракет расположенных вертикально и имел один подающий люк. Для пуска следующей ракеты барабан поворачивался, чтобы очередная ракета заняла позицию под подающим люком. Погреб оборудован системами контроля микроклимата, пожаротушения, контроля уровня излучений. Использовалась на авианесущих крейсерах проекта 1143 «Киев», «Минск» и «Новороссийск».

Противолодочная ракета[править]

82Р— неуправляемая, с двухкамерным твёрдотопливным двигателем и нормальной аэродинамической конфигурацией. При старте ракеты с короткой направляющей включался твердотопливный двигатель ракеты с осевым соплом. После схода ракеты с направляющей ПУ происходил запуск двигателя проворота, с помощью которого осуществлялась стабилизация ракеты, путём её вращения за счет косо поставленных сопел двигателя проворота и аэродинамических стабилизаторов.

Подрыв ядерной боевой части осуществлялся на глубине от 0 до 200 метров, с радиусом поражения от 1,2-1,5 км соответственно.

Скорость хода корабля при пусках ракет могла быть до 32 узлов.

Система управления[править]

Корабельная система управления и наведения «Спрут» включала:

  • Центральный прибор управления стрельбой (ЦПУС), который обеспечивал наведение ПУ по азимуту и углу места, управление предстартовой подготовкой и одиночный или залповый пуск с ПУ.
  • Приставку «Тифон» вычислительную машину (ВМ) обеспечивающую обработку информации целеуказания, выработку данных, классификацию целей с выбором типовой схемы использования противолодочного оружия корабля и определение главной цели, распределение целей между противолодочным оружием.
  • Гировертикаль, которая автоматически выдавала данные учета углов бортовой и килевой качки в систему управления ПУ.
  • Главным средством целеуказания служили корабельные гидроакустические средства освещения надводной и подводной обстановки.
  • Станция измерительных приборов, которая обеспечивала контроль параметров сети и распределения электропитания по приборам КСУ.
  • Выключатели и соединительные ящики для обеспечения питания и разъединения приборов системы управления.

Корабельная система управления и наведения «Спрут» имела силовой электрический привод дистанционного автоматического поворота ПУ в вертикальной и горизонтальной плоскостях, работала от системы обмена информацией МВУ-200 «Море-У» или гидроакустических средств по типовым схемам в зависимости от обстоятельств ведения боя.

По подводным целям принятые данные целеуказания поступали в вычислительную машину (ВМ) приставки «Тифон», которая определяла оптимальный алгоритм поражения цели противолодочным оружием корабля в зависимости от дальности до неё. Ракета или ракеты при залповой стрельбе подавались из барабана на направляющие ПУ. ПУ разворачивалась по азимуту и углу места в направлении на цель. После старта ракеты или ракет при залповой стрельбе они выводились на траекторию полёта в направлении цели. Полет ракеты или ракет проходил неуправляемым методом. При подходе к цели в точке ожидаемых координат ракета или ракеты совершали сброс боевой части (бомбы). Атака цели происходила с высотной траектории полёта ракеты. Сброшенная носителем бомба имела предустановленную перед стартом глубину подрыва СБЧ до 200 метров. За счет огромной кинетической энергии взрыва ядерной БЧ она могла уничтожить любые цели в радиусе 1,5 км от точки подрыва, на глубине до 500 метров и на дальности до 24 км от места старта.

По надводным кораблям принятые данные поступали в вычислительную машину (ВМ) приставки «Тифон», которая определяла оптимальный алгоритм поражения цели с учётом расчётного упреждения. Ракета или ракеты при залповой стрельбе подавались из барабана на направляющие ПУ. ПУ разворачивалась по азимуту и углу места в направлении на цель. После старта ракеты или ракет при залповой стрельбе они выводились на траекторию полёта в направлении цели. Полет ракеты или ракет проходил неуправляемым методом. При подходе к цели в точке ожидаемых координат ракета или ракеты совершали сброс боевой части (бомбы). Атака цели происходила с высотной траектории полёта ракеты. Сброшенная носителем бомба имела предустановленную перед стартом глубину подрыва СБЧ 0 метров. За счет огромной кинетической энергии взрыва ядерной БЧ она могла уничтожить надводную цель или ордер кораблей в радиусе 1,2 км от точки подрыва и на дальности от 10 до 24 км от места старта.

  • Широкорад А. Б. Ракеты над морем. Ракетная техника отечественного ВМФ. Авиация и космонавтика № 11-12 1997 г.
  • Журнал «Обозрение армии и флота.» № 6 2006 г.
  • Владимир Асанин Противолодочные ракеты (рус.) // Техника и вооружение. — М., 2014. —. —.

wp.wiki-wiki.ru