"Вихрь" (ракета). Противотанковый ракетный комплекс. Вихрь птрк


"Вихрь" (ракета). Противотанковый ракетный комплекс

«Вихрь» - ракета из состава российского противотанкового ракетного комплекса (ПТРК) 9К121 «Вихрь» (по натовской классификации - АТ-16 Scallion), имеющая лазерное наведение. Она запускается с кораблей, а также с вертолетов Ка-50, Ка-52 и штурмовиков Су-25. Впервые была показана в 1992 году на авиасалоне в Фарнборо.

вихрь ракета

История разработки

Комплекс «Вихрь» был разработан в бывшем Советском Союзе как аналог американского ПТРК AGM-114 Hellfire. Работа началась в 1980 году и проводилась тульскими конструкторами из КБП под руководством А. Г. Шипунова. Первые экземпляры были поставлены в войска в 1985 году. Какую же дальнейшую судьбу имела ракета «Вихрь»? Испытания комплекса на вертолетах В-80 и штурмовиках Су-25Т, проведенные в 1986 году, подтвердили его высокую эффективность. В дальнейшем комплекс подвергся модернизации, завершившейся в 1990 году. Однако из-за напряженной финансовой ситуации для российских войск было закуплено лишь небольшое число готовых изделий для целей тестирования. Серийное производство началось в 2014 году, а первые комплексы поставлены в российские ВС в конце 2015 года для оснащения вертолетов Ка-52.вихрь 1

Варианты ПТРК

Известны два варианта этого противотанкового комплекса:

  • 9K121 «Вихрь» – ранняя версия, разработка которой полностью завершилась в 1997 году. Каким боеприпасом был оснащен данный комплекс «Вихрь»? Ракета 9M127 с дальностью стрельбы до 8 км входила в его состав. Ее гарантийная бронепробиваемость составляла 900 мм.
  • 9K121 «Вихрь-М» - серийная модифицированная версия. В ее состав входит ракета «Вихрь-1» (стандартное обозначение - 9M127-1) с дальностью стрельбы до 10 км, оснащенная тандемным зарядом, пробивающим броню до 1200 мм.комплекс вихрь

Основы поражающий способности ракеты

Каковы особенности ПТРК «Вихрь»? Ракета комплекса предназначена для поражения жизненно важных наземных целей, в том числе бронированных, оснащенных основной или дополнительной взрыво-реактивной броней (динамической защитой). Практически все противотанковые боеприпасы работают на основе кумулятивного действия, т. е. путем прокалывания брони струей раскаленного металла. Взрыво-реактивная броня может быть пробита только несколькими попаданиями в одно и то же место. Этот принцип реализован в тандемных боеприпасах, вроде ракеты «Вихрь-1», в которой имеются два кумулятивных заряда, срабатываемых в быстрой последовательности. Без тандемных зарядов попасть в одно и то же место на броне практически невозможно.противотанковая ракета вихрь

Состав ПТРК «Вихрь»

Ракета "Вихрь-1" является боевой частью противотанкового комплекса "Вихрь-М", который также включает в себя следующие составные части:

  • пусковая установка для авиатехники (вертолеты, самолеты) типа АПУ-6 или АПУ-8;
  • автоматическая система обзора и прицеливания типа И-251 «Шквал-М».

Автоматическая прицельная система «Шквал-М» разработки красногорского завода «Зенит» снабжена телевизионным и тепловизионным (инфракрасным) каналами прицеливания, каналом лазерного луча для управления ракетой, лазерным дальномером, автоматическим блоком отслеживания цели, цифровым компьютером и системой стабилизации ракеты в полете в двух плоскостях. Система И-251 обеспечивает обнаружение целей и идентификацию их в дневное и ночное время, автоматическое слежение за целями и наведение на них ракет, а также выдает точную информацию для артиллерийского и ракетного обстрела.ракета вихрь характеристики

Технология прицеливания

Если координаты цели предварительно занесены в бортовой цифровой вычислительный комплекс (БЦВК) вертолета (самолета), в памяти которого должна храниться карта района полета, то при подлете к цели на расстояние 12-15 км автоматически включается система «Шквал-М». Если координаты цели известны лишь ориентировочно, то систему прицеливания комплекса «Вихрь-М» включает пилот. Она начинает сканирование местности по телевизионному (или тепловизионному) каналу, отображая его результаты на телеэкране в кабине.

После появления цели на телеэкране летчик включает режим максимального увеличения, опознает цель и наводит на ее изображение метку прицельной сетки. После этого система «Шквал-М» переводится пилотом на автосопровождение опознанной цели. В этом режиме летчик должен удерживать вертолет в таком положении по отношению к цели, чтобы она находилась в допустимых для аппаратуры слежения пределах азимутального угла (до ±35°) и угла места (от +5° до -80°). Когда достигается разрешенная дальность стрельбы, автоматически пускается противотанковая ракета «Вихрь». По одной цели можно одновременно пустить две ракеты или полминуты обстреливать до 4 целей.

Ракета «Вихрь»: характеристики

Ракета предназначена для поражения бронированных наземных целей, в том числе оснащенных основной или дополнительной взрыво-реактивной броней, на расстоянии до 8 км при ведении обстрела с вертолета и до 10 км с самолета в дневное время (до 5 км ночью), а также для поражения воздушных целей при условии прикрытия средствами ПВО. Она оснащена как контактным, так и неконтактным взрывателями. Последний позволяет поражать воздушные цели при приближении к ним на расстояние до 5 м.

Скорость полета ракеты является сверхзвуковой и достигает 610 м/с, так что расстояние в 4 км она преодолевает за 9 с. При этом ПТУР комплекса AGM-114K Hellfire для покрытия этой дистанции требуется 15 с, поскольку летит она с дозвуковой скоростью.

При угле встречи с препятствием в 90° ракетой гарантированно пробивается гомогенная стальная броня толщиной 1000 мм.ракета вихрь испытания

Конструкция ракеты

Боевой заряд ракеты выполнен по тандемной схеме и разнесен по ее длине. Спереди расположен лидирующий кумулятивный заряд, за которым находится привод четырех аэродинамических рулей, способных выдвигаться из ниш в направлении назад относительно хода ракеты. Далее расположен второй комбинированный боезаряд, имеющий как кумулятивную, так и осколочно-фугасную части.

За боезарядом размещено топливо для маршевого двигателя и собственно сам твердотопливный двигатель с двумя соплами, направленными под углом к оси ракеты. Здесь же, в хвостовом отсеке ракеты, находится приборный контейнер с аппаратурой системы управления, а также приемник лазерного светолуча.

В задней части корпуса расположено аэродинамическое оперение ракеты в виде четырех загнутых по часовой стрелке (при взгляде с носа ракеты) крыльев пятиугольной формы, которые перед пуском (при нахождении внутри транспортно-пускового контейнера (ТПК)) прилегают к корпусу, а затем раскрываются при помощи спецмеханизма.

Наличие управляемых рулей-крыльев в передней части, а также неуправляемых в задней позволяет отнести аэродинамическую схему ракеты к типу «утка».

Работа механизмов ракеты при пуске и полете

Она транспортируется в армированном стекловолокном пластиковом ТПК, из которого и стартует под действием порохового аккумулятора давления. При запуске происходит небольшой выброс сгоревших газов из заднего торца ТПК. Сразу после выхода из пускового контейнера выдвигаются крылья и запускается двигатель ракеты. Лазерный прицел расположен на корме ракеты, которая стремится остаться в лазерном луче во время полета.

Наведение по лазерному лучу на цель является гарантией высокоточной стрельбы, которая не снижается при увеличении дальности цели. При этом мощность излучения лазерного прицела настолько низка, что она оказывается на порядок меньше, чем пороговая мощность срабатывания, которой обладают зарубежные системы сигнализирования о лазерном облучении. Это обеспечивает предельную скрытность применения оружия. Ракета «Вихрь» способна уничтожить подвижную малоразмерную цель класса «танк» с вероятностью 80 %.

fb.ru

тактико-технические характеристики. ОАО «Концерн "Калашников"»

Танки, едва только появившись первый раз на поле боя, оказали на всю военную мысль того времени колоссальное влияние. Моментально появились противотанковые ружья, специальные боеприпасы, второе рождение переживала полковая артиллерия.

управляемая ракета вихрь 1Сегодня «танкобоязнь» уже не проявляется в столь яркой форме, потому как войска получили в свое распоряжение немало эффективных средств, которые помогают эффективно бороться с бронетехникой противника. К примеру, к таковым относится управляемая ракета «Вихрь-1».

Основные сведения

Разработка ракеты началась в начале 80-х годов прошлого века. Изначально она предназначалась для оснащения вертолетов Ка-50, а также Су-25Т. Последний являлся модификацией знаменитого «Грача», предназначенной специально для борьбы с тяжелой бронетехникой потенциального противника.

Сложности компоновки

Разработчики сразу столкнулись с жестким ограничением по диаметру, так как на пилонах Ка-50 необходимо было разместить не менее 12, а на подвесках Су-25Т – не менее 16 ракет. Именно из-за этого управляемая ракета «Вихрь-1» отличается рекордно удлиненным корпусом. Это не только позволило «втиснуться» в нужный диаметр, но и обеспечило максимально возможную дальность и скорость полета, так как аэродинамические характеристики у такой схемы максимально оптимальные.

противотанковая ракета вихрь 1Выполнена ракета по конструктивной схеме «утка», ее крылья в походном положении сложены. Чтобы обеспечить максимально стабильную курсовую устойчивость, конструкторы «наградили» ее способностью к продольному вращению в полете.

Конструктивные особенности

В передней части корпуса традиционно расположился отсек с тандемной боевой частью, а также скрытыми в нишах «крыльями», то есть стабилизаторами курсовой устойчивости. Кроме того, там же находится неконтактный взрыватель, который был использован в конструкции ради повышения эффективности ракеты для возможного ее применения по воздушным целям противника. Всю среднюю часть занимает простая осколочно-тандемная боевая часть.

Весь остальной объем занят твердотопливным маршевым двигателем с двумя конусовидными соплами, слегка отклоненными в стороны. В самом конце хвостового отсека расположена различная аппаратура, служащая для наведения ракеты на цель.

Хранение в походном положении

 комплекс вихрь 1 Как мы и говорили, за ходовую устойчивость отвечают стабилизаторы, находящиеся в носовой части. Их четыре, они образуют Х-образную проекцию. Для обеспечения продольного вращения в полете конструкторы придали им легкое закручивание по часовой стрелке. Храниться управляемая ракета «Вихрь-1» может только в транспортном контейнере. Гарантия – не более десяти лет при соблюдении всех условий.

Принятие на вооружение и первые испытания

Принятие на вооружение этого оружия состоялось сравнительно недавно, в 1985 году. Впервые испытания в условиях, предельно приближенных к боевым, проводились в 1986 году, когда «Вихрями» отстреливались с борта вертолета Ми-28 и штурмовиков Су-25Т. Особенно высокую эффективность показали именно штурмовики, показавшие способность к преодолению эшелонированной противовоздушной обороны условного противника.

Проще говоря, было доказано, что «Грачи» могут успешно атаковать танковые колонны условного противника на марше, нанося им серьезный ущерб. Каковы основные характеристики «Вихрь-1»? ТТХ ракеты следующие:

  • Длина – 2,75 м.
  • Диаметр корпуса – 152 мм.
  • Вес ракеты (вместе с транспортировочным контейнером) – 59 кг.
  • Скорость максимальная – 610 м/с.
  • Высота запуска – от 4 до 4000 метров.
  • Дальность запуска – от 400 метров до 10 километров.
  • Максимальное время полета к цели – до 28 секунд.

Дальнейшее развитие концепции

птрк вихрь 1В 1990 году, перед самым развалом Советского Союза, на вооружение была принята управляемая ракета "Вихрь-1 М", обладающая впечатляющей универсальностью. Ее предполагалось использовать не только по наземным, но также по воздушным, надводным, прочим видам целей, включая скопления живой силы противника. В отличие от предшественника, ракета была сделана полностью автономной, с использованием наиболее совершенной и сложной электронной начинки.

Благодаря этому, вертолеты и штурмовики, оснащенные этим типом оружия, могут эффективно и в кратчайшие сроки выполнять очень широкий спектр задач. Из-за этого «противотанковая» ракета «Вихрь-1» является, по сути, широкопрофильной и полностью универсальной. Сегодня за разработку и выпуск отвечает ОАО «Концерн "Калашников"», расположенный в городе Ижевске, Удмуртия.

Важные особенности ракет семейства «Вихрь»

вихрь 1 ттхОтличительными особенностями ракет последних поколений являются следующие черты:

  • Большая дальность полета, в сочетании с прекрасной аэродинамикой и гиперзвуковой скоростью, обеспечивают высокую вероятность боевой живучести даже в условиях преодоления эшелонированной противовоздушной обороны условного противника.
  • Сверхзвуковая скорость полета также позволяет одновременно атаковать несколько целей, обеспечивая повышенную живучесть самолета или вертолета-носителя. Проще говоря, противнику становится не до них.
  • Автоматическая система наведения по лазерному лучу позволяет с гарантией поражать даже цели малого размера.
  • Отличная защищенность от станций РЭБ вероятного противника, что опять-таки повышает вероятность успешного преодоления эшелонированной противовоздушной обороны.
  • Широчайшая номенклатура поражаемых целей, вплоть до крупных надводных кораблей и даже подлодок в надводном положении.

Порядок боевого применения ракеты

Пилот, приблизившись к месту вероятной дислокации противника (примерно за 10-15 километров до него) должен активировать систему сканирования местности «Шквал-М». В случае когда координаты вероятного нахождения цели были введены заранее, система активируется автоматически, без участия человека.

сверхзвуковая ракета вихрь 1После того как цель обнаружена, пилот должен опознать ее, используя визуальные и технические средства опознавания. Ему необходимо совместить отметки цели и прицела таким образом, чтобы первая занимала не менее ¾ контрольного дисплея. После этого автоматика сама переходит в режим сопровождения предполагаемой цели. Пуск ракеты может быть произведен только в том случае, когда пилот достиг максимально возможной дистанции поражения.

Кроме того, на пилоте лежит работа по недопущению сильного отклонения цели от азимута, захваченного аппаратурой автоматического сопровождения, так как, в противном случае, гарантировать удачный запуск невозможно.

Особенности боевого применения

Впрочем, не стоит считать здешнюю автоматику «глупой». Специалисты ОАО «Концерн "Калашников"» ее значительно доработали. Аппаратура вполне способна вести цель какое-то время даже после того, как потеряла ее из видимости (между штурмовиком и танком возник какой-то объект). Если все же имел место сбой автоматического сопровождения, летчик должен был повторно захватить ее в ручном режиме.

Как мы уже говорили, запуск ракеты производился только по достижении нормальной дистанции, а также при уверенном удерживании объекта автоматикой ракеты. В новых разновидностях комплекс «Вихрь-1» способен на одновременное удержание и сопровождение до четырех целей с отстрелом ракет по ним в течение примерно 30 секунд. Считается, что вероятность поражения даже малоразмерного объекта составляет не менее 0,8.

Для расширения номенклатуры боевого применения уже в сегодняшние дни были разработаны ракеты с термобарической и осколочно-фугасной боевой частью, предназначенные специально для работы по крупным скоплениям живой силы и техники противника. За счет этого сверхзвуковая ракета «Вихрь-1» становится еще более универсальной.

Штурмовая «специализация»

Несмотря на то что за весь период эксплуатации ракеты делалось немало попыток приспособления ее под наземные ракетные комплексы, практика доказала, что самым оправданным способом их применения является запуск с борта боевых вертолетов и штурмовиков.

Впрочем, сегодня все же существуют и даже эксплуатируются комплексы, предназначенные для установки на легкобронированной технике и даже джипах. Их создание – заслуга ОАО «Концерн "Калашников"». На вооружении нашей армии ничего подобного, по словам военных экспертов, нет, так как с подобными целями значительно лучше справляется комплекс «Корнет».

Перспективы комплекса

вес ракетыВ связи с тем, что этот тип вооружения может быть использован по наземным, надводным и воздушным целям, скорость которых не превышает 800 км/ч, а также с учетом имеющихся наработок по унификации с наземными ракетными комплексами, достаточно привлекательно выглядят перспективы поставок «Вихря» в те страны, рельеф которых благоприятствует использованию комплекса в качестве ПВО.

Кроме того, ПТРК «Вихрь-1» пользуется стабильной популярностью в арабских государствах, так как они заинтересованы в покупках многофункционального и надежного оружия.

fb.ru

Комплекс управляемого оружия армейской авиации «Вихрь-М»

 

Комплекс управляемого оружия армейской авиации

«Вихрь-М»

 

УР "Вихрь-1" КУВ "Вихрь-М"

 

Противотанковый ракетный комплекс «Вихрь» начал разрабатываться в 1980 году, как основное противотанковое средство перспективного боевого вертолета Ка-50 и самолета Су-25Т - модификации штурмовика Су-25 с расширенными возможностями по поражению бронетехники. Головным разработчиком комплекса стало тульское КБП.

При разработке ракет комплекса «Вихрь» определяющим было ограничение по диаметру, так как для наружной подвески вертолета предполагалось разместить до 12 ПТУР в ТПК, а на штурмовике до 16 ПТУР в ТПК. Поэтому для ракеты было принято рекордно высокое удлинение корпуса. Это способствовало снижению аэродинамического сопротивления и, соответственно, обеспечению требуемых характеристик по скорости и дальности.

Ракета выполнена по аэродинамической схеме «утка» со складным дугообразным крылом и складным ПГО. В полете, ракета вращается вокруг своей продольной оси.

В передней части корпуса расположен отсек с лидирующим зарядом тандемной БЧ, воздушно-динамическим рулевым приводом закрытого типа с лобовым воздухозаборником и четырьмя аэродинамическими рулями, выдвигаемыми из ниш назад по ходу ракеты. Там же в головной части ракеты расположен неконтактный взрыватель необходимый для повышения эффективности применения по воздушным целям. Далее следует основная кумулятивно-осколочно-фугасная БЧ.

За БЧ расположены топливо маршевого двигателя и сам твердотопливный двигатель ракеты, имеющий два косонаправленных сопла. В конце хвостового отсека ракеты расположена аппаратура управления с приемником лазерного излучения.

При нахождении в ТПК к корпусу ракеты прилегают Х-образно расположенные 4 раскрываемые специальным механизмом консоли крыла, имеющие в плане пятиугольную форму, а при виде от носка ракеты загнутые по часовой стрелке.

Хранение, транспортировка и применение ракеты осуществляются с использованием транспортно-пускового контейнера, с гарантийным сроком складского хранения 10 лет.

Первый вариант комплекса «Вихрь» с управляемой ракетой 9А4172 был принят на вооружение в 1985 году. Высокая эффективность комплекса подтвердилась в ходе сравнительных испытаний вертолетов В-80 с комплексом «Вихрь» и Ми-28 с ПТРК «Штурм-ВМ» с ПТУР «Атака», проводившихся с сентября 1986 г . по октябрь 1986 г . на Гороховецком полигоне, а позднее в ходе войсковых учений в Закарпатье, где штурмовик Су-25Т успешно действовал против условного противника, оснащенного самыми новейшими в то время, образцами зенитных ракетных комплексов ПВО Сухопутных войск СССР.

 

Су-25Т

 

 

Ка-50

 

Дальнейшим развитием комплекса «Вихрь» стал высокоточный авиационный КУВ армейской авиации «Вихрь-М» с УР «Вихрь-1» принятый на вооружение в 1990 году и предназначенный для поражения широкого спектра бронированных наземных, надводных и малоскоростных воздушных целей на дальностях до 10000 м включительно. Он включает в себя: сверхзвуковые ракеты с высоким поражающим действием; многоканальные средства связи, целеуказания, автоматического прицеливания; различные системы управления огнем, объединенные информационно и технически в единый блок. Все это позволяет обеспечить полную автономность средств поражения после пуска.

Оснащение армейской авиации комплексами управляемого вооружения «Вихрь-М» обеспечивает эффективное использование вертолетов и штурмовиков  в условиях современного боя, позволяет в короткие сроки решать самый широкий круг задач и продуктивно взаимодействовать с сухопутными подразделениями.

Отличительными особенностями КУВ «Вихрь-М» являются:

 

* Большая дальность стрельбы, в сочетании с малым полетным временем сверхзвуковой ракеты и высокой помехоустойчивостью системы управления, обеспечивает выживаемость воздушного носителя в дуэльном бою со средствами ПВО противника.

* Высокая сверхзвуковая скорость ракеты способствует снижению уязвимости носителя во время атаки и позволяет в одном заходе поразить несколько целей.

* Высокая вероятность попадания в малоразмерную цель за счет применения автоматической системы слежения за целью и высокоточной лазерно-лучевой системы управления ракетой;

* Полная помехоустойчивость системы управления в условиях оптических и радиопомех;

* Поражение широкой номенклатуры наземных, надводных и воздушных целей.

 

Всесуточный оптико-электронный прицельный комплекс «Шквал-М» входящий в КУВ «Вихрь-М», осуществляет автоматический поиск и опознавание цели с последующим захватом, сопровождением и выполнением атаки. Автоматическая аппара­тура прицельного комплекса «Шквал-М» разработанного Красногорским механическим заводом «Зенит» включает в себя телевизионный и тепловизионный каналы обнаружения и слеже­ния за целью, лазерный дальномер и канал наве­дения ПТУР, а также систему двухплоскостной стабилизации.

При приближении к району вероятного нахождения цели, на расстоянии 12 - 15 км пилот включает режим сканирования местности прицельным комплексом «Шквал-М». Если координаты района вероятного нахождения цели заранее заведены в БЦВМ авиационного носителя, то сканирование местности комплекс «Шквал-М» начинает автоматически.

После обнаружения цели, пилот в режиме максимального увеличения осуществляет ее опознание, совмещает метку на экране телевизионного индикатора с целью таким образом, что она занимала 3/4 ее площади, а затем нажатием кнопки автоматического слежения переводит аппаратуру в режим автосопровождения. Прицельный комплекс переходит на автоматическое сопровождение цели, а по достижении разрешенной дальности производит пуск ракеты. При пилотировании вертолета цель должна была оставаться в переделах углов слежения аппаратуры «Шквал-М»: до ±35° по азимуту и от +5° до -80° по углу места. Прицельный комплекс способен обеспечить автоматическое сопро­вождение цели даже после кратковременного исчезновения ее изображения - например, в тех случаях, когда между вертолетом и танком оказывается другой объект. В том случае, если все-таки имел место сбой автоматического слежения, летчик осуществлял повторный захват цели.

Пуск ракеты производится после захвата цели на автосопровождение. Комплекс обеспечивает возможность одновременного обстрела одной цели двумя ПТУР и обстрел до четырех целей в течение 30 секунд. Вероятность уничтожения малоразмерной подвижной цели класса «танк» ракетой «Вихрь-1» не менее 0,8.

Для расширения номенклатуры поражаемых целей комплексом «Вихрь-М» разработаны и приняты на вооружение управляемые ракеты с фугасной (термобарической) и осколочной БЧ.

Основные достоинства ракеты «Вихрь-1» и автоматической прицельной аппаратуры наиболее полно реализуются в составе обеспечивающего достаточный обзор вертолетного комплекса или вооружения штурмовика. Тем не менее, стремясь расширить область применения комплекса, КБП провело инициативную проработку самоходного комплекса с размещением на легкобронированных шасси типа БМП-3 и даже на джипах. С учетом возможности многоцелевого применения - по наземным и воздушным целям, летящим на скоростях до 800 км/час включительно, а также упрощающей эксплуатацию унификации с вертолетным комплексом можно достаточно оптимистично оценить перспективы наземных вариантов комплекса, особенно для поставок в страны с ландшафтом и климатическими условиями, способствующими достаточно частой реализации уникальных возможностей комплекса по максимальной дальности стрельбы.

 

 

Дальнейшее развитие комплекса «Вихрь» связано в первую очередь с установкой на авиационные носители (Ка-52, Ми-28Н) оборудования обеспечивающее применение ПТУР во всех метеоусловиях днем и ночью, а также с разработанными в 90-х годах новыми ПТУР 9М227, 9М227О-1 с лазерно-лучевой ГСН, реализующих принцип «вижу-стреляю», 9М227М1, 9М227Ф, 9М227О-2 с ИК (тепловизионной) ГСН, реализующих принцип «выстрелил-забыл» и 9М227М2 с пассивной радиолокационной ГСН. Новые ракеты имеют увеличенную дальность пуска до 12 - 14 км и несколько большую скорость полета.

 

ОСНОВНЫЕ ТТХ ПТРК «ВИХРЬ-М» С УР «ВИХРЬ-1»

 

Год принятия на вооружение

1990

Длина ТПК, мм

2870

Диаметр ТПК, мм

152

Масса ракеты в ТПК, кг

59

Длина ракеты, мм

2750

Диаметр корпуса ракеты, мм

130

Размах крыла ракеты, мм

240

Размах стабилизаторов ракеты, мм

380

Масса ракеты, кг

45

Масса БЧ, кг

12

Масса ВВ, кг

около 6,0

Число ступеней

2

Двигатель

РДТТ

Максимальная скорость, м/с

610

Время полета на максимальную дальность, с

28

Диапазон дальностей пуска, м

400 - 10000

Диапазон высот пуска, м

5 - 4000

Тип БЧ

тандемная

кумулятивная - осколочно-фугасная

Взрыватель

комбинированный - контактный мгновенного действия и неконтактный (радиус срабатывания до 5 метров )

Гарантированная бронепробиваемость гомогенной стальной брони при угле встречи 900 за НДЗ, мм

1000 мм

Система управления

лазерно-лучевая

Система сопровождения цели

автоматическая

Носители

Ка-50, Ка-52 Ми-28Н, Ми-8, Ми-17, Су-25, Су-25Т, Су-25ТМ, Су-25СМ.

 

Использованные материалы: 

"УРАЛ ЭКСПО АРМЗ-2000": РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ВЫЗОВЫ

http://rbase.new-factoria.ru/search/index7.htm

А.В.Карпенко, С.М. Ганин "Отечественные авиационные тактические ракеты", "Бастион" N1, 2000г.

В.Ильин. "Вестник Авиации и Космонавтики", 8-9, 1997.

 

www.btvt.narod.ru

ПТРК «Вихрь» - внезапный и сильный

Разработка авиационного ПТРК «Вихрь» со сверхзвуковой ракетой большой дальности и наведением по прямому лазерному лучу началась в тульском Конструкторском бюро приборостроения (КБП) в 1980 году под руководством главного конструктора А. Г. Шипунова.

Совершенствование средств ПВО, расширение номенклатуры целей, с которыми предстояло бороться авиационному комплексу «вертолет-ПТУР» или «штурмовик-ПТУР», определяли и ужесточение требований к нам.

ЗАДАЧА

От современного вертолетного или самолетного ПТРК требуются:

  • большая дальность стрельбы и высокая скорость полета ракеты, чтобы уменьшить уязвимость самого носителя от средств ПВО противника;
  • автоматизация наведения — при указанных условиях оператор не может надежно сопровождать цель прицелом, для пилота одноместной машины это тем более сложно;
  • возможность применения круглосуточно, в затрудненных метеоусловиях, при наличии оптических и радиопомех;
  • эффективное поражение не только наземных бронированных целей, но и автомашин, средств ПВО, малоразмерных укрепленных построек, а также вертолетов и низкоскоростных самолетов;
  • возможность быстрого выбора средства поражения и способа атаки в зависимости от обстановки, дальности, вида цели.

Комплекс с шифром «Вихрь» разрабатывался КБП как вооружение создававшихся в это же время боевого вертолета B-80 (будущий Ка-50) и «противотанкового» самолета-штурмовика Су-25Т. Вертолет В-80 с ПТУР «Вихрь» выступал конкурентом Ми-28 с ПТУР «Атака». Обзорно-прицельная система «Шквал» для комплекса «Вихрь» в самолетном и вертолетном вариантах разрабатывалась Красногорским механическим заводом. В 1990-1993 годах Ка-50 с комплексом «Вихрь» проходил госиспытания. На вооружение «Вихрь» принят в 1995 году, ГРАУ присвоило комплексу индекс 9К121. В США и НАТО он получил обозначение АТ-16 Scallion.

ЭЛЕМЕНТЫ КОМПЛЕКСА

В состав ПТРК входят сверхзвуковые управляемые ракеты 9А4172, круглосуточная обзорно-прицельная система И-251 «Шквал», система управления огнем. Ракета выполнена по аэродинамической схеме «утка», со складным крестообразным крылом в хвостовой части и выдвижными рулями в передней части корпуса. Большое удлинение корпуса ракеты позволило уложиться в небольшой поперечный габарит, разместить на одном узле подвески 6-8 ракет, улучшить аэродинамические характеристики ракеты.

Ракета помещена в транспортно-пусковой контейнер, откуда запускается вышибным зарядом. Ракетный двигатель — твердотопливный, с двумя косонаправленными соплами. Рулевой привод — воздушно-динамический. Аппаратура управления с приемником лазерного излучения размещена в хвостовой части. Тандемная боевая часть обеспечивает пробитие гомогенной стальной брони толщиной 900 мм уже после подрыва элементов динамической защиты или пробития экранов. Лидирующий кумулятивный заряд расположен в головной части ракеты, основной кумулятивно-осколочно-фугасный заряд — за блоком рулевого привода. Ракета может использоваться и для поражения воздушных целей со скоростью полета до 800 км/ч. При стрельбе по наземным целям используется контактный взрыватель, по воздушным — неконтактный. Производство ракет развернул Ижевский механический завод.

Обзорно-прицельная система «Шквал» («Шквал-В») с высокой кратностью увеличения оптического канала позволяет обнаруживать малоразмерные цели на большом удалении. В состав системы входят: оптико-электронный прицел, автомат сопровождения целей с телевизионным дневным и ночным каналами, система стабилизации линии визирования, ;и верная станция дальнометрирования и подсвета, лазерно-лучевой канал управления ПТУР, бортовой вычислитель (компьютер), монитор, пульт управления. Оптическая система, приемное устройство телевизионного канала, блок формирования лазерного излучения смонтированы на гиростабилизированном подвесе.

Комплекс может устанавливаться на вертолеты Ка-50, Ка-52 (до 12 ракет на двух подвесных пусковых установках АПУ-6, по шесть на каждой), штурмовик Су-25Т (Су-25ТМ, до 16 ПТУР на двух пусковых установках АПУ-8).

РАБОТА НА ВЕРТОЛЕТЕ

С помощью обзорно-прицельной системы оператор (пилот) может выбрать одну или несколько целей и ввести их координаты в память вычислителя с последующим выбором цели, ее «автозахватом» (по принципу запоминания визуального образа) и автоматическим наведением на нее ракеты — что особенно важно для одноместного вертолета или штурмовика. Если данные о цели известны, они вводятся в бортовую систему вертолета, при выходе в район цели автоматически включается режим сканирования местности.

Обнаружив изображение цели на мониторе, оператор обрамляет его сеткой прицела и нажимает кнопку автоматического слежения. По достижении разрешенной дальности система производит пуск ракеты. Днем дальность стрельбы достигает 10 км, ночью 5-6 км. При кратковременном исчезновении изображения — например, если между прицелом и целью оказался другой объект — автоматическое слежение не срывается. Если все же сбой произошел, пилот осуществляет повторный захват. Автоматический режим сопровождения цели прицелом не позволяет носителю уйти после пуска, поскольку цель должна оставаться в переделах углов слежения системы. Однако сами эти пределы — до ±35° по азимуту и от +5° до -80° по углу места — дают вертолету возможность маневрирования. К тому же сверхзвуковая (до 1,75-2 М) скорость ракеты определяет время ее полета на дальность 6000 м всего 14 секунд, 8000 м — 23 секунды. Наведение по прямому лазерному лучу обеспечивает не только точность стрельбы, но и достаточную помехозащищенность канала управления. Комплекс может вести огонь одной ракетой или залпом из двух ракет.

РАСШИРЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Уже в 1992 году представлен ПТРК «Вихрь-М» с ПТУР «Вихрь-1»(9А4172К), эквивалентной бронепробиваемостью боевой части до 1000 мм (за динамической защитой), тепловизионным ночным каналом прицела. «Вихрь-М» с подвесными пусковыми установками УПП-800 устанавливается на боевые и транспортно-боевые вертолеты как отечественного (Ми-8, Ми-17), так и зарубежного производства.

    4038      

warfor.me

Вихрь (ПТРК) - это... Что такое Вихрь (ПТРК)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Вихрь.

Вихрь (индекс ГРАУ: 9К121, по классификации МО США и НАТО: AT-16 Scallion (рус. Лук-шалот)) — противотанковый ракетный комплекс, разработанный для вооружения штурмовиков Су-25Т, Су-39, вертолётов Ка-50, Ка-52, а также катеров и малых патрульных кораблей.

ПТУР предназначена для поражения бронированной техники, в том числе оснащённой активной броней, а также малоскоростных (со скоростью до 800 км/ч) воздушных целей.

История создания

Разработка комплекса начата в 1980 году в Тульском КБ Приборостроения (НПО «Точность»), главный конструктор — А. Г. Шипунов. Принят на вооружение в 1982 году.

Состав

В состав комплекса входит сверхзвуковая ракета 9А4172, управляемая по лучу лазера, пусковая установка АПУ-8 или АПУ-6, аппаратура системы наведения и управления полётом ракеты И-251 Шквал.

Ракета

Ракета выполнена по аэродинамической схеме «Утка» со складным крылом.

Сверхзвуковая скорость полёта ракеты предусмотрена для снижения времени нахождения вертолёта или самолёта в зоне воздействия средств ПВО и соответственно повышения его живучести. Кроме этого предусмотрен залповый пуск двух ракет.

Тактико-технические характеристики

Источник данных: Противотанковый комплекс 9К121 «Вихрь». Информационная система «Ракетная техника»[1]

Основные характеристики комплекса

  • Максимальная дальность стрельбы:
    • Днём: 10 км
    • Ночью: 5 (6) км
  • Высота пуска: 5 - 4 000 м
  • Время полета:
    • На максимальную дальность: 28 с
    • На дальность 8 000 м: 23 с
    • На дальность 6 000 м: 14 с
  • Средняя скорость полета: 600 м/с
  • Температура применения: от −50 °C до +50 °C

Ракета

  • Допустимые типы ракет: 9А4172
  • Массо-габаритные характеристики:
    • Ракеты:
      • Длина: 2,75 м
      • Диаметр корпуса (max): 0,13 м
      • Размах:
        • Крыла: 0,24 м
        • Стабилизаторов: 0,38 м
      • Вес: 45 кг
    • ТПК:
      • Длина: 2,8 м
      • Диаметр: 0,14 м
      • Вес: 59 кг
  • Боевая часть:

Управление и наведение комплекса

  • Допустимые типы управления: И-251 "Шквал"
  • Тип наведения: лазерное
  • Каналы управления
    • Дневной: телевизионный
    • Ночной: низкоуровневый телевизионный
  • Сопровождение цели: автоматическое

Пусковая установка

  • Допустимые типы: АПУ-8 / АПУ-6
  • Носители: Су-25Т/39 / Ка-50/52
  • Число ракет на ПУ: 8 / 6
  • Массо-габаритные характеристики:
    • Длина: 1,524 м
    • Ширина: 0,72 м
    • Высота: 0,436 м
    • Вес: 60 кг (пустой)
  • Угол наведения в вертикальной плоскости: 10°

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

Вихрь (ПТРК) Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Вихрь. Тип Статус Разработчик Главный конструктор Начало испытаний Принятие на вооружение Производитель Годы производства Годы эксплуатации Основные эксплуатанты Основные технические характеристики ↓Все технические характеристики
9К121 «Вихрь»
по кодификации НАТО AT-16 Scallion
6 ракет комплекса «Вихрь»
противотанковый ракетный комплекс
эксплуатируется
КБП (ПТУР), НИТИ(Б) (ПИМ)[1]
А. Г. Шипунов
1980 год
«Вихрь»: 1985 год[2]«Вихрь-М»: 1990 год[3]
2013 - н.в.
2015 - н.в.
СССРРоссия

Максимальная дальность: 10 кмСкорость полёта ракеты: 610 м/с

 Изображения на Викискладе

«Вихрь» (индекс ГРАУ: 9К121, по классификации НАТО: AT-16 Scallion) — противотанковый ракетный комплекс, разработанный для вооружения штурмовиков Су-25Т, Су-39, вертолётов Ка-50, Ка-52, а также катеров и малых патрульных кораблей.

ПТУР предназначена для поражения бронированной техники, в том числе оснащённой динамической защитой, а также малоскоростных (со скоростью до 800 км/ч) воздушных целей.

Содержание

  • 1 История создания
  • 2 Состав
  • 3 Ракета
  • 4 Модификации
  • 5 Тактико-технические характеристики
    • 5.1 Основные характеристики комплекса
    • 5.2 Ракета
    • 5.3 Управление и наведение комплекса
    • 5.4 Пусковая установка
    • 5.5 Потенциальные недостатки
  • 6 Поставки
  • 7 Применение
  • 8 См. также
  • 9 Примечания
  • 10 Литература
  • 11 Ссылки

История создания[ | код]

Разработка комплекса начата в 1980 году в Тульском

ru-wiki.ru

Вихрь (ПТРК) — Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Вихрь.

«Вихрь» (индекс ГРАУ: 9К121, по классификации НАТО: AT-16 Scallion) — противотанковый ракетный комплекс, разработанный для вооружения штурмовиков Су-25Т, Су-39, вертолётов Ка-50, Ка-52, а также катеров и малых патрульных кораблей.

ПТУР предназначена для поражения бронированной техники, в том числе оснащённой динамической защитой, а также малоскоростных (со скоростью до 800 км/ч) воздушных целей.

История создания[править]

Разработка комплекса начата в 1980 году в Тульском КБ Приборостроения (НПО «Точность»), главный конструктор — А. Г. Шипунов. Принят на вооружение в 1985 году[2]. Ракета не производилась серийно.[4] Вихрь-1 на испытаниях, характеристики не подтверждены (2015)[1].

В состав комплекса входит сверхзвуковая ракета 9М127, управляемая по лучу лазера, пусковая установка АПУ-8 или АПУ-6, аппаратура системы наведения и управления полётом ракеты И-251 Шквал.

Ракета 9М127 выполнена по аэродинамической схеме «Утка» со складным крылом. Сверхзвуковая скорость полёта ракеты предусмотрена для снижения времени нахождения вертолёта или самолёта в зоне воздействия средств ПВО и соответственно повышения его живучести. Кроме этого предусмотрен залповый пуск двух ракет.

  • 9К121 Вихрь — в состав комплекса входит ракета 9М127 Вихрь
  • 9К121М Вихрь-М — в состав комплекса входит ракета 9М127-1 Вихрь-1

Тактико-технические характеристики[править]

Основные характеристики комплекса[править]

  • Максимальная дальность стрельбы:
    • Днём: 10 км
    • Ночью: 5 (6) км
  • Высота пуска: 5 - 4 000[5] м
  • Время полета:
    • На максимальную дальность: 28 с
    • На дальность 8 000 м: 23 с
    • На дальность 6 000 м: 14 с
  • Средняя скорость полета: 600 м/с
  • Температура применения: от −50 °C до +50 °C

Ракета[править]

  • Допустимые типы ракет: 9А4172
  • Массо-габаритные характеристики:
    • Ракеты:
      • Длина: 2,75 м
      • Диаметр корпуса (max): 0,13 м
      • Размах:
        • Крыла: 0,24 м
        • Стабилизаторов: 0,38 м
      • Вес: 45 кг
    • ТПК:
      • Длина: 2,8 м
      • Диаметр: 0,14 м
      • Вес: 59 кг
  • Боевая часть:

Управление и наведение комплекса[править]

  • Допустимые типы управления: И-251 "Шквал"
  • Тип наведения: лазерное
  • Каналы управления
    • Дневной: телевизионный
    • Ночной: низкоуровневый телевизионный
  • Сопровождение цели: автоматическое

Пусковая установка[править]

  • Допустимые типы: АПУ-8 / АПУ-6
  • Носители: Су-25Т/39 / Ка-50/52
  • Число ракет на ПУ: 8 / 6
  • Массо-габаритные характеристики:
    • Длина: 1,524 м
    • Ширина: 0,72 м
    • Высота: 0,436 м
    • Вес: 60 кг (пустой)
  • Угол наведения в вертикальной плоскости: 10°

РоссияFlag of Russia.svg Россия — в 2013 заключен договор с концерном «Калашников» на сумму 13 млрд руб на производство «Вихрь-1» для МО РФ до 2015 года[6] (326 ракет не поставил завод Маяк, 1972 ракеты должен был поставить концерн Калашников[1]).[7].[8] В конце 2015 года начались поставки ракет, в первую очередь комплексом будут оснащаться вертолеты Ка-52[9].

wp.wiki-wiki.ru