5 самых грозных двуручных мечей Средневековья. Веерная защита мечом


5 самых грозных двуручных мечей Средневековья » Военное обозрение

Вокруг двуручных мечей эпохи Средневековья, благодаря стараниям массовой культуры, всегда вьются самые невероятные слухи. Одни наделяют оружие пудовым весом, другие — невероятными габаритами, а третьи и вовсе утверждают, что мечи таких размеров не могли существовать в качестве боевого оружия. «Популярная механика» решила расставить все точки над i и рассказать вам о самых популярных видах двуручных мечей.

Клеймор

Клеймор (claymore, клэймор, клеймора, от галльского claidheamh-mòr — «большой меч») — двуручный меч, получивший большое распространение среди шотландских горцев начиная с конца XIV века. Будучи основным оружием пехотинцев, клеймор активно использовался в стычках между племенами или пограничных сражениях с англичанами.

Клеймор — самый малогабаритный среди всех своих собратьев. Это, впрочем, не означает, что оружие небольшое: средняя длина клинка составляет 105−110 см, а вместе с рукоятью меч доходил до 150 см. Его отличительной особенностью был характерный изгиб дужек крестовины — вниз, в сторону кончика клинка. Такая конструкция позволяла эффективно захватывать и буквально выдергивать из рук противника любое длинное оружие. К тому же, украшение рогов дужки — пробив в форме стилизованного четырехлистного клевера — стал отличительным знаком, по которому каждый легко узнавал оружие.По соотношению размера и эффективности клеймор был, пожалуй, самым лучшим вариантом среди всех двуручных мечей. Он не был специализирован, а потому довольно эффективно использовался в любой боевой ситуации.

Цвайхандер

Цвайхандер (нем. Zweihänder или Bidenhänder/Bihänder, «двуручный меч») — оружие особого подразделения ландскнехтов, состоящих на двойном жаловании (доппельсолднеров). Если клеймор — самый скромный меч, то цвайхандер и в самом деле отличался внушительными размерами и в редких случаях доходил до двух метров в длину, включая рукоять. Помимо этого, он был примечателен двойной гардой, где специальные «кабаньи клыки» отделяли незаточенную часть клинка (рикассо) от заточенной.

Такой меч был оружием весьма узкого применения. Техника ведения боя была довольно опасной: владелец цвайхандера выступал в первых рядах, отталкивая как рычагом (а то и вовсе перерубая) древка вражеских пик и копий. Для владения этим монстром требовались не только недюжинная сила и отвага, но и значительное мастерство фехтовальщика, так что двойное жалование наемники получали не за красивые глаза. Техника боя двуручными мечами мало похожа на привычное клинковое фехтование: такой меч куда проще сравнить с бердышом. Разумеется, ножен у цвайхандера не было — его носили на плече как весло или копье.

Фламберг

Фламберг («пламенеющий меч») — это естественная эволюция обычного прямого меча. Искривление клинка позволяло увеличить поражающую способность оружия, однако в случае с большими мечами лезвие выходило чересчур массивным, хрупким и все еще не могло пробить качественный доспех. Кроме того, западно-европейская школа фехтования предполагает использовать меч в основном как колющее оружие, а стало быть, искривленные клинки для нее не годились.

К XIV-XVI векам достижения металлургии привели к тому, что рубящий меч и вовсе стал практически бесполезен на поле боя — он попросту не мог пробить броню из закаленной стали с одного-двух ударов, что играло критическую роль в массовых сражениях. Оружейники начали активно искать выход из сложившейся ситуации, пока наконец не пришли к концепции волнового клинка, имеющего ряд последовательных противофазных изгибов. Такие мечи были сложны в изготовлении и отличались дороговизной, однако эффективность меча была неоспорима. За счет существенного уменьшения площади поражающей поверхности, при контакте с мишенью разрушительный эффект многократно усиливался. Кроме того, клинок действовал по принципу пилы, рассекая пораженную поверхность.

Раны, нанесенные фламбергом, очень долго не заживали. Некоторые полководцы приговаривали пленных мечников к смерти исключительно за ношение подобного оружия. Католическая церковь тоже проклинала такие мечи и клеймила их как негуманное оружие.

Эспадон

Эспадон (фр. espadon от исп. espada — меч) является классическим типом двуручного меча с четырехгранным поперечным сечением клинка. Его длина достигала 1,8 метра, а гарда состояла из двух массивных дужек. Центр тяжести у оружия часто смещался к острию — это увеличивало пробивную способность меча.

В бою такое оружие использовали уникальные воины, обычно не имевшие другой специализации. Их задача заключалась в том, чтобы, размахивая огромными клинками, развалить вражеский боевой строй, опрокинуть первые ряды противника и проложить дорогу остальному войску. Иногда эти мечи использовались в сражении с конницей — из-за размеров и массы клинка оружие позволяло весьма эффективно рубить ноги коням и рассекать доспехи тяжелой пехоты.

Чаще всего вес боевого оружия колебался от 3 до 5 кг, а более тяжелые экземпляры были наградными или церемониальными. Иногда утяжеленные реплики боевых клинков использовали в тренировочных целях.

Эсток

Эсток (фр. estoc) — это двуручное колющее оружие, предназначенное для пробивания рыцарских лат. Длинный (до 1,3 метра) четырехгранный клинок обычно обладал ребром жесткости. Если предыдущие мечи употреблялись как средство контрмер против кавалерии, то эсток напротив был оружием всадника. Всадники носили его с правой стороны от седла, чтобы в случае потери пики иметь дополнительное средство самозащиты. В конном бою меч удерживался одной рукой, и удар наносился за счет скорости и массы коня. В пешей стычке воин брал его в две руки, компенсируя недостаток массы собственной силой. Некоторые образцы XVI века имеют сложную гарду, как у шпаги, однако чаще всего необходимости в ней не было.

topwar.ru

Клан Роза Ветров

Основной физподготовкой Зареченской школы является «Радогора», дающая фундаментальные навыки владения телом и определённую культуру движений.

Само собой разумеется, что для «начинающих с нуля», базовой физической подготовкой всё-таки будет стандартный набор приседаний, прыжков, отжиманий и подтягиваний. Эти методики давно и много раз описаны, поэтому, речь пойдёт именно о специфике, отличающей историческое фехтование от прочих единоборств.

РУКИ

Главное правило - РАЗОГРЕВ

Каждый раз, независимо от того, собираетесь ли вы пофехтовать ломом, или повертеть мечиком в своё удовольствие, обязательно разомните плечевой и локтевой суставы, а главное - пальцы и запястье. Ибо, в силу особенности и сложности конструкции, именно кисть является самым уязвимым звеном в системе «тело-оружие».

Порой даже незначительное движение «холодной» руки может привести к растяжениям или вывихам. Поверьте, это достаточно неприятно, так как восстановление лучезапястного сустава - процесс нескорый, и вы будете надолго лишены возможности полноценно тренироваться.

Приёмы разминки и физподготовки известны всем ещё со школьной парты. Остановимся лишь на нескольких, на наш взгляд, наиболее полезных.

Упражнение «ножницы»

Упражнение «веер» (защита при отступлении)

Упражнение выполняется одной рукой, подобно «ножницам», но четко перед собой. Рука с мечом описывает дуги, создавая воображаемый веер. Когда кисть адаптируется к весу оружия и скорости движения, упражнение усложняется: партнёр на расстоянии 5-7 шагов бросает в тренирующегося прутья 30-50 см. Боец должен отбивать их на лету, используя только «веерную» траекторию (в крайнем случае допускаются уходы корпусом).

Упражнение «восьмёрки» (с тяжёлым мечом)

Эти упражнения часто и подробно демонстрируют всевозможные нидзя, конаны, маклауды и прочие киногерои.

НОГИ

«Просады»

Элементарные «просады» выглядят как широкий шаг вперёд или в сторону и поочерёдное приседание на обе ноги.

«Зигзаги»

Бег диагональными зигзагами, с резкой сменой вектора движения (подобно баскетбольному перемещению).

«Краб»

Бег вокруг столба «балды» приставным шагом. Усложнение выполняется с грузом (центр тяжести на одном уровне)

РАБОТА «ПО ВЕТРУ»(координация, гибкость суставов)

Работой «по ветру» называются упражнения, выполняемые бойцом самостоятельно - без мишени и без партнёра, т.е. по воздуху. Чаще всего, это вращательные, маховые движения с большой амплитудой (знаменитые киношные вертушки и «восьмёрки»).

Помимо наработки «чувства рукояти», эти упражнения укрепляют сухожилия, способствуют развитию координации движений, равновесия и гибкости суставов. Сами упражнения описы-вать не стоит, их с избытком у киношных ниндзя, самураев, казаков и т.п. Кроме того любой человек в силе сам составить и наработать подобные упражнения.

Думается, важнее узнать новые методики, которые не увидишь на экране и не узнаешь от команд соперников (обычно, все стараются не раскрывать своих секретов мастерства).

Можно проводить часы и дни в тренажерном зале, накачивая массу мышц но, выйдя на ристалище, удивляться тому, что меч от усталости вываливается из руки, в то время как сравнительно поджарый соперник сохраняет свежесть, силу и скорость ударов. Причиной тому напрасное развитие не тех групп мышц, которые отвечают за движение оружия. На данный момент, разработана и опробована методика, позволяющая решить многие тренировочные проблемы. Немаловажно и то, что ни сама методика, ни тренировочный снаряд не требуют особых материальных затрат и могут быть использованы даже в сравнительно малых помещениях.

  1. Вместо бесконечных монотонных толчков штанги или гантели, полезнее провести полчаса с тренировочным клинком в 2кг, нанося удары по "балде" (подвешенному на верёвке блоку автопокрышек).

    Адаптируются сухожилия, работает ударная группа мышц, рука привыкает к встрече препятствия. Переложив меч в другую получаем равномерное развитие плечевого пояса.

  2. Работа с утяжелённым оружием, помимо повышения силовых характеристик, способствует и эффективному развитию мышечной памяти и координации.

    Это не исключает необходимости атлетических упражнений (приседаний, бега, подтягиваний и т.д.) следует лишь помнить, что если есть возможность работать с элементами экипировки, то следует выполнять упражнения именно в доспехе и с тренировочным (утяжелённым) оружием.

  1. Легко убедиться, что активно поработав 15 минут у "балды" в полном доспехе с оружием, человек чувствует себя точно так, как если бы он пробежал кросс 35 км (в зависимости от персональной тренированности). Однако, параллельно с развитием выносливости, оттачивается техника, ставится сила и точность удара, чего не достигнуть никакими беговыми тренировками.
  2. Упражнения с "балдой" в паре, по своей эффективности вдвойне уникальны. Объясняется это очень просто. Одноклубники, даже в самом жёстком тренировочном бою, не бьют друг друга в полную силу, и это правильно (если они психически здоровы). Незачем создавать травмоопасную ситуацию, способную вывести бойца из строя, особенно перед соревнованием. Побочный эффект этого проявляется в привыкании сдерживать удар и останавливаться после каждого сильного попадания.

Работа же с "балдой" в паре, позволяет полностью избежать этих моментов (подробности этих упражнений изложены ниже).

Вывод приходит сам собой: 80% физической подготовки может и должна проходить «на балде», с применением экипировки и снаряжения, с которыми боец выходит на ристалище.

Заяц 5. Работа с качающейся "балдой" позволяет приобрести навыки силовой борьбы: отработать контрдействия, на толчки корпусом или щитом, либо на активное перемещение противника. Именно с качающейся «балдой» спортсмен имеет возможность оттачивать чувство дистанции в боевом режиме.

На основе минимального набора конкретных упражнений, каждый тренер и спортсмен может разработать свои упражнения, необходимые для решения персональных задач:

ОДИНОЧНАЯ БАЛДА

Постановка ударов с места (наработка техники, силы, скорости, точности). Постановка ударов с движения (боец, двигаясь вокруг «балды» наносит удары и меняет направление движения).

ПАРНАЯ БАЛДА

Бой «на опережение» (бойцы с противоположных сторон «балды», видя друг друга, стараются нанести по «балде» удар быстрее соперника). Бой «на ответ» (следя за противником, бойцы стараются отреагировать на его удар по «балде» и нанести свой, по схеме защита-удар). Бой «на выживание» (марафон, когда бойцы наносят оговоренное количество ударов на скорость, либо бьют по балде оговоренное время в полном темпе и силе).

КАЧАЮЩАЯСЯ БАЛДА

(силовая борьба, толчки, подсады со снарядом, висящем на 2х-3х метровом шнуре) Манёвр (уходы от «балды» в скоростном режиме). Встречные удары (в отходе с линии атаки). Толчок щитом (с тяжёлой «балдой»).

НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ!

Предлагаемые методики достаточно эффективны и многие замечают резкий прогресс уже через 1-3 недели. Однако следует притормаживать прыть начинающих бойцов, пытающихся форсировать достижение высоких результатов, ибо: Только ровный и стабильный тренировочный процесс способен без срывов и серьёзных травм привести к вершинам мастерства.

Мастерство поединщика способно формироваться лишь на фундаменте персонально отточенной базовой техники! 90%-отточка действий, 10%-спаррингов. Преждевременное же стремление слабо подготовленного спортсмена к настоящему жёсткому спаррингу - прямая дорога к разочарованиям и травмам! Суть этого предостережения не в том, чтобы удерживать учеников от реальных поединков, но в том, чтобы плавно и последовательно вводить новичков в полновесный тренировочный цикл.

Обучение начинается знакомством с экипировкой, её защитными свойствами и тактико-техническими характеристиками. Не меньшее внимание уделяется инструктажу по историческому оружию, а так же правилам хранения и технике безопасности. Параллельно с этим начинаются физические тренировки и осваивается базовая техника. Она включает в себя основные приёмы защиты и технику простейших ударов.

ОБУЧЕНИЕ

Структура овладения отдельным приёмом выглядит следующим образом:
  1. Визуальное ознакомление с приёмом.
  2. Разучивание приёма со средним клинком на "балде".
  3. Наработка мышечной памяти с тренировочным (тяжелым) клинком на "балде".
  4. Оттачивание скоростного исполнения в доспехе со средним клинком на "балде".
  5. Шлифовка приёма боевым клинком в парах.
Рассмотрим подробней каждый из этапов:
  1. Показ приёма начинается с чёткого названия, в соответствии с терминологией. Затем приём демонстрируется 2-3 раза в боевом темпе, с объяснением назначения приёма и ситуаций для его применения. После того, как спортсмен понял о чём речь, приём повторяется по фазам в замедленном темпе, с объяснением каждой фазы..
  2. Сначала всё внимание уделяется точной траектории приёма, правильной постановке рук и корпуса. Прием выполняется по частям и слитно, в медленном темпе, с исправлением возможных ошибок. Клинок не должен быть тяжёлым, чтобы не отвлекать спортсмена излишними усилиями.
  3. После освоения основной структуры удара, его закрепляют в мышечной памяти. В процессе работы с "балдой" от статичной позиции переходят к выполнению ударов в движении.. Приемы выполняются тяжёлым клинком, многократно, в спокойном темпе.
  4. По мере оттачивания элемента, переходят к скоростным ударам в полном доспехе. Главное внимание обращается на точность и резкость.
  5. Когда правильное выполнение приёма не вызывает затруднений, необходимо переходить к комбинационному спаррингу. Начав с умеренного темпа, следует постепенно наращивать скорость.

БАЗОВЫЕ УДАРЫ И ЗАЩИТЫ

Как правило, базовыми ударами считают пять-шесть наиболее распространённых ударов, на основе которых строится вся дальнейшая техника фехтовальщика. Прочие удары - это, в принципе, всего лишь разновидности основных движений. Каждая школа отличается своими терминами и ньюансами выполнения, однако всё это будут варианты одних и тех же ударов:
  1. Диагональный верхний справа (уключный уровень)
  2. Диагональный верхний слева (уключный уровень)
  3. Вертикальный удар (уключный уровень)
  4. Горизонтальный удар (уключный и подольный уровни)
  5. Диагональный нижний справа (подольный уровень)
  6. Диагональный нижний слева (подольный уровень)
  7. (Колющие удары в данном случае не рассматриваются)

    Меч, как обоюдоострое оружие, позволяет использовать противоположную (лучевую) грань клинка. Отсюда добавляется ещё два удара, «обратные»:

  8. Удар обратный уключный
  9. Удар обратный подольный
В данной терминологии уключные - удары в верхнюю часть корпуса и голову, подольные - удары в нижнюю часть корпуса и бедро.

БЫСТРОТА И ТОЧНОСТЬ

Мелом, на разных уровнях «балды», отмечаются «пятаки» (участки диаметром 10-20см), являющиеся основными зонами поражения. На начальной стадии боец наносит одиночные удары, отслеживая точность поражения «пятаков». В процессе тренировок «пятаки» уменьшаются до 5-10см, а «балде» придаётся вращательное и маятниковое движение. При этом, зоны поражения то появляются, то пропадают, что имитирует реальную ситуацию, когда противник открывается на разной дистанции и непредсказуемо.

Освоив базовые удары в движении, приступают к освоению атак, с использованием ударов-финтов. Сначала удары отрабатываются на подвесном снаряде "балде", а затем во взаимодействии с партнером (тренер проводит попутную коррекцию движений). В начальной стадии все приемы выполняются в безопасном темпе, с акцентуацией внимания на правильности движений.

ФИНТЫ

К финтам относятся обманные движения, нацеленные на дезориентацию противника. Это может быть знакомая по к/ф «восьмёрка» с резким выходом на удар, или ложный замах с переводом направления удара, или другое действие, вводящее противника в заблуждение.

Финт необходимо делать быстро, чтобы не дать противнику контратаковать, или распознать в вашем движении сам финт.

Исключением из этого правила будут редкие случаи, когда замедление-пауза необходимы по замыслу финта (к примеру, когда делается ложный замах и... пауза, чтобы вытянуть противника на ответное движение, после чего проводится реальная атака). При разучивании финтов сначала выполняются подводящие упражнения и «подоплёки». Затем приступают к выполнению финтов целиком и «с ходу» (с кругового движения или из положения «бой!».

СБИВЫ (сливы)

Как правило движение оружия (реже щита), когда удар противника отводится по скользящей траектории, или сталкивается с траектории атаки.

Характерными сбивами являются:
  • «Веерная защита»
  • «Слив внешний»
  • «Слив внутренний»
«Слив внешний» В «момент замысла» противника сделать движение вперёд и в сторону атакующей руки. Принять меч противника на клинок и спустить его по грани. Тем самым рука уже находится в стадии замаха. Доведя замах до максимума, наносится резкий и мощный удар по открывшемуся противнику.
«Слив внутренний» Действие строится по той же схеме, что и во «внешнем», меняется лишь вектор

ЩИТОВАЯ ПОДГОТОВКА

(1-я ступень)
Принцип головы (щит не должен подниматься выше линии глаз, вверху защита мечем).
Принцип глаз(вы должны всегда видеть противника, либо большую его часть, не перекрывайте щитом своё поле зрения)
Принцип места (после каждого защитного движения, щит должен стремиться на своё место, то есть к исходному положению: не задерживайте щит надолго в том или ином положении)
Принцип экономии (не ходите по ристалищу со щитом наизготовку, «прибирайте» щит только если противник в 2-х метрах. В остальное время отдыхайте: расслабьте руку, разверните плечи, дышите полной грудью и радуйтесь жизни)

ДЕЙСТВИЯ ЩИТОМ

  • Зашита краем щита
  • Зашита плоскостью щита
  • Толчок щитом

«Наложение щита» (подоплёка - удар в нижнюю грань щита или бедро, вынуждающий противника опустить шит) «Зацеп щитом» (подоплёка - сближение, удар в бедро)

«Ребро» - удар гранью щита в щит противника.

«Встречная защита» (на расстоянии, под начало атаки)

«Отмашка» - против левши

«Обратный зацеп» - против левши

«Поддев щита» (подоплёка - удар в голову, затем - атака в подол или подрез под щит)

«Подставка щита» (под атакующую руку в начале атаки)

«Встречная защита щитом» - удар в атакующую руку.

Для отработки скорости защитных действий, применяется утяжелённый щит. При отсутствии специального тренировочного щита можно воспользоваться другим способом: Спарринг-партнёр берёт облегчённое (деревянное) оружие и атакует тренирующегося в максимальном темпе.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ТРЕНИРОВОК

По ряду причин, существует объективная необходимость дифференцировать тренировки по нескольким аспектам: Как правило все они имеют некоторые сходные моменты, но ставящиеся конкретные задачи максимально акцентируют ту или иную цель.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕНИРОВКИНаправлены на оттачивание отдельных приёмов-комбинаций, выработку автоматизма действий и расширение персонального технического арсенала бойца.

ОДИНОЧНАЯ

Боец занимает необходимую позицию перед «балдой» и медленно, с правильной траекторией, выполняет приёмы и комбинации. Периодически (через каждые 5-7 повторений) боец увеличивает либо силу проведения приёма, либо скорость движений.

ПАРНАЯ

  • Один из обучаемых упражняется в выполнении приема, а другой «подыгрывает», т. е. создает необходимые условия для проведения приема.
  • Бойцы получают противоположные боевые задачи. Один отрабатывает атакующие приемы, другой - защиты и ответы. Боевые упражнения в парах могут проводиться в разном темпе, как в движении, так и в статике.

ТАКТИЧЕСКИЕ ТРЕНИРОВКИ Направлены на развитие мышления, способностей моделирования и ведения боя, навыков правильно распределить силы.

ВОЛЬНЫЙ БОЙ

Бойцы поочерёдно создают определённую тактическую ситуацию, позволяющую результативно атаковать соперника намеченным приёмом. После каждой комбинации бойцы занимают исходную позицию. Задача: тактически переиграть соперника. Грамотно войти в атаку и, по её завершении, успешно уйти с линии контратаки. Провести максимальное количество результативных атак.

КЛИНЧЕВЫЕ БОИ

Один боец пытается «прилипнуть» к сопернику и навязать клинч. Второй старается быстро разорвать дистанцию или уйти с линии атаки. Упражнение выполняется в полном доспехе, но с облегчёнными мечами (палками).Задача: грамотно перемещаться, не давая противнику «клинчевать».

ТРЕНИРОВКИ НА ВЫНОСЛИВОСТЬ

ВЗРЫВНАЯ

Бойцы располагаются с противоположных сторон «балды», на расстоянии оптимального проведения удара или комбинации. Двигаясь вокруг «балды» они выполняют приём по голосовой команде тренера (либо сами поочерёдно подают команду «хоп!»)Задача: выполнить приём быстрее соперника, отслеживая, чтобы противник находился строго на другой стороне «балды». Направлены на повышение силового потенциала бойца.

МЕЧЕВАЯ (ударный марафон)

Бойцы располагаются по обе стороны «балды» и по команде начинают наносить удары на разных уровнях и направлениях. В процессе тренировки они перемещаются по кругу. Упражнение выполняется тренировочным (утяжелённым клинком). Зачётное время постепенно увеличивается с 2 до 5-7 минут.Задача: нанести большее количество ударов.

ЩИТОВАЯ (защитный марафон)

Боец вооружённый тяжёлым тренировочным щитом выполняет только приёмы защиты. Соперник с лёгким мечом (палкой) атакует на разных уровнях и направлениях.Упражнение длится сериями по 1 минуте, с последующим увеличением времени до 3-х минут и нагрузки (вплоть до полного доспеха).Задача: перемещаясь по кругу и меняя направление перемещения, не пропускать ударов. По мере освоения, задача усложняется: отмечается граница ристалища 8 х 8 метров, которая в процессе тренировок сужается до размера 5 х 5 метров  

roseofwind.narod.ru

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ. Историческое фехтование

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ

Приводимый перечень включает в себя наиболее употребимые элементы зареченской школы. Значком (-) помечены несколько базовых элементов, известных и в других клубах.

ПРИЕМЫ ПОДОПЛЕКИ

Подоплека базовая Медведь Суслик Отдых

ПРИЕМЫ ЗАЩИТЫ ДОМИК

Стенка

Отсечка

Слив внешний

Слив внутренний

Веерная защита

Стенка от левши

Отсечка от левши

ПРИЕМЫ АТАКИ

Веретено (удар с разворотом на 360 градусов)

Зигзаг (веретено в движении)

Затрещина

Захлест (ожега)

Зацеп навершием

Зацеп щитом (—)

Левая сдвойка (для левши)

Накрут (-)

Обратка (-)

Отмашка (для левши)

Обратный зацеп (для левши)

Петля

Плевок

Плечо

Подъем ошуйный

Подрез (-)

Ребро

Спуск (-)

Сдвойка

Таран

Угол

Фортель (-)

Черпак

ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ (подоплеки)

Промежуточные положения, из которых одинаково удобно проводить действия как оборонительного, так и наступательного характера.

Основным условием успеха является выполнение подоплеки перед входом в «зону досягаемости» противника. Наиболее употребимыми и простыми являются четыре промежуточных положения:

• Базовая подоплека;

• Медведь;

• Суслик;

• Отдых.

БАЗОВАЯ ПОДОПЛЕКА I ступень

Ноги чуть шире плеч. Корпус прямой. Щитовая рука чуть согнута в локте и отведена назад (рука без щита опушена вдоль тела). Кулак боевой руки касается корпуса на уровне пояса или тазобедренного сустава. Острие меча находится на высоте плеча, клинок чуть наклонен к линии атаки.

Главное — не выносите одну из ног вперед! Ступни параллельны, носки и пятки являются углами ровного прямоугольника.

Щитовая рука может отходить от корпуса, однако это положение «готовности» больше настораживает противника.

Лучше опустить щит к подолу и быть готовым защищать уключный уровень мечом.

МЕДВЕДЬ

Глухая защита сверху. Мнимое открытие подола не исключает возможности выполнить молниеносную отсечку (защиту бедра).

СУСЛИК

Рука со щитом опущена и расслаблена. Рука с мечом — у бедра либо тоже опущена вниз. Такая подоплека применима для проведения сдвойки, стенки, плевка. Создает впечатление неумелости бойца. Примененная во второй половине поединка эта подоплека имитирует состояние усталости.

ОТДЫХ

Данная подоплека выполняется подобно суслику, но боевая рука полностью опущена и удерживает меч острием наружу. Возможно выполнение сдвойки, петли-затрещины, отсечки для левши, накрута.

ВХОДЫ В АТАКУ (упреждающие защитные действия)

ДОМИК

На первой схеме даны положения меча и щита. Стрелками обозначены возможные векторы ударов. На второй схеме показано финальное движение руки из базовой подоплеки и положение атакующего меча.

Дугой на рисунке показано обшее перекрытие секторов атаки. Овал обозначает положение щита после его перемещения вниз (в полольный уровень).

СТЕНКА III ступень

Выполняется как домик, но меч располагается рукоятью к верхней кромке шита. Тенденция к внешнему сливу с последующей атакой ошуйным

засечным, накрутом. При отработке этого приема следует следить, чтобы кисть скрывалась за кромкой щита.

Аналогично выполняется домик от левши. Щит перебрасывается к противоположному подолу (под боевую руку). Боевая рука располагается в защите верхнего уровня. После защиты следует быстрое контратакующее движение.

ДОМИК ОТ ЛЕВШИ

Выполняется по той же схеме перекрытия секторов возможной атаки, но переносится на боевую сторону противника-левши.

Органичным продолжением данного действия будет наложение, отмашка, зацеп от левши, подрез, засечный.

СЛИВ ВНЕШНИЙ

(Защита гранью клинка со стороны боевой руки)

В «миг замысла» противника делается движение вперед и в сторону атакующей руки. Меч противника принимается вскользь на клинок и соскальзывает по его грани. Тем самым рука уже находится в стадии замаха. (Доведя замах до максимума, наносится резкий и мощный удар по открывшемуся противник.)

СЛИВ ВНУТРЕННИЙ

(Защита гранью клинка со стороны небоевой руки)

Действие строится по той же схеме, что и во внешнем, меняется лишь вектор расположения меча. Движение является основой для домика.

Примечание к приемам ДОМИК и СЛИВ I и II ступень

Щит сдвигается до колена и закрывает подол. Меч располагается сверху, защищая плечевой пояс и голову. Конец клинка может лежать на верхней грани щита. Рука находится в состоянии замаха, из которого следует засечный, колун, фортель, захлест.

I ступень обучения допускает использование «домика» как положения, в котором проходит сближение с противником, либо выход из атаки.

II ступень предполагает применение домика как подоплеки исключительно в момент входа в атаку, в «миг замысла» противника. Выход же из атаки происходит резким перемещением с завершающим ударом.

При отработке домика и сливов следует обратить внимание на правильное положение боевой руки. Рука должна быть выдвинута чуть вперед, навстречу атакующему клинку.

Основной ошибкой бывает размещение руки над головой. При этом удар, направленный в голову, попадает в кисть, удерживающую меч. В лучшем случае вы проиграете очко и заработаете неприятное ощущение в пальцах. В худшем случае — травма руки, схождение меча с перчатки в двухочковую зону (голова—корпус). Поэтому следите, чтобы на траектории удара был клинок, а не рука.

На рисунке, на примере внешнего слива показано правильное положение меча и направление контратакующего удара. Он может быть нанесен как по уключному уровню (голова, плечо, область подмышки), так и по подолу (бедро, бок, пояс).

Наглядно иллюстрируется принцип защита — замах.

ОТСЕЧКА

(Защита бедра и бока мечом)

Подоплека медведь. В «миг замысла» противника щит сдвигается вверх и фиксируется в защите торса-головы. Меч перебрасывается вниз к противоположному бедру, образуя сектор защиты, из которого возможно выполнение подъема, обратки, наложения, зацепа щитом.

На схеме — взаимоположение меча и щита, образующих сектор глухой защиты. Прием должен отрабатываться до полного автоматизма. Молниеносное выполнение не должно вызывать затруднений.

Стрелками обозначены векторы возможных атак, блокируемых отсечкой. Эффективность приема увеличивается смещением в сторону боевой руки противника, навстречу атаке.

ОТСЕЧКА ОТ ЛЕВШИ

Тоже строится по принципу блокирования сектора возможных атак. Из подоплеки в момент замысла противника проводится резкий перенос щита в защиту уключного уровня, меч просто опускается параллельно бедру.

Перемещение должно проходить по направлению атакующего удара, то есть в ту же сторону, что и в простой отсечке.

АТАКУЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ

СДВОЙКА

(Одновременное действие щитом и мечом в одну сторону) I и II ступени

I ступень. Сдвойка — встречный удар на опережение в «миг замысла» противника. Наносится в разрез между своим шитом и щитом противника. Из стандартной подоплеки или суслика (возможно после ложного открытия определенной зоны).

II ступень. Сдвойка наносится из положения отдых (руки опущены, расслабленное перемещение, эффект усталости). Подоплека вынуждает противника подготовить атаку по уключному уровню (плечо—шея—голова). «Миг замысла» противника и является началом серии ударов. Удар наносится в боевое плечо, ключицу или голову.

Щит бьет в основание меча соперника. На схеме стрелками обозначены векторы возможных ударов, наносимых в зазор между щитами.

ОБРАТКА

Удар обратной (лучевой) гранью клинка. Наносится слева от пояса или от бедра (как правило с подшагом). Подоплека — медведь, отсечка или проваленный засечный одесный.

ПОДЪЕМ ОДЕСНЫЙ (Подрез справа)

Удар под щит соперника. В область бедра, ребер. Подоплека - финт либо опушенный к земле меч.

ПОДЪЕМ ОШУЙНЫЙ (Подрез слева)

Один из редко употребляемых приемов. Причина в том, что его правильное выполнение требует большей отработки, чем подрез справа. При правильном нанесении основная опора приходится на левую ногу, а корпус разворачивается вправо, придавая руке дополнительную энергию. В противном случае удар выглядит неубедительно и не имеет нужной силы. Удар выполняется из-под шита вверх — под атакующую руку. Цель — бедро, бок. Подоплека — медведь, отсечка или проваленный засечный одесный.

НАКРУТ

(Круговой удар со стороны небоевой руки противника)

I ступень допускает исполнение накрута как продолжение засечного одесного по схеме: удар справа—удар слева. Рисунок отражает суть нанесения данного удара, однако необходимо обратить особое внимание на характерное положение руки.

II ступень предполагает выполнение накрута как органичное (слитное) продолжение плевка, подреза-подъема, слива внешнего.

СПУСК

(Удар в бедро-бок)

I ступень

Выполняется в двух вариантах — с финта и с наскока. Прием прост и будет вполне понятен без рисунка.

Спуск с финта. На сближении с противником выполняется «восьмерка» с выводом замаха сверху, и после защитного действия противника наносится удар с резким изменением направления. Главное не затянуть финт—восьмерку! Она должна выглядеть как петля над головой. Чем быстрее финт, тем он выглядит реальней и тем больше вероятность четкой реакции противника.

Спуск с наскока. С дальнего расстояния делается наивный верхний замах и прямолинейное скоростное сближение. В последний момент, когда противник уже не успевает среагировать, удар идет вниз.

ЗАЦЕП ЩИТОМ I ступень

Действие, когда край щита зацепляет и отводит в сторону щит противника. Нарушив таким обра-

зом защиту наносят удар по открывшейся зоне. Легче всего выполняется после подоплеки (подготовительного удара в бедро), когда противник вынужден среагировать на атаку и его шит уже движется вниз.

Выполняется резко, иногда после предварительного удара в бедро, когда противник смещает щит к подолу. При достаточном освоении этого приема зацеп может проводиться и с места (без подготовки). Побочным эффектом является относительная открытость в момент исполнения, поэтому оптимальным моментом исполнения будет финальная фаза удара соперника либо его активное защитное действие.

НАЛОЖЕНИЕ ЩИТА I ступень

Прессинговое действие с целью вывеста противника из равновесия либо сковать его зашиту. После короткого толчка или фиксации щита соперника наносится мощный удар.

Опытные мастера проводят его и как зацеп снаружи, отдавливая щит противника вниз или в сто-

рону. Следует помнить, что правилами запрещено выталкивать противника дольше одной секунды. Поэтому правильное выполнение должно быть достаточно быстрым, когда наложение является связкой между ударами.

Не рекомендуется начинать атаку с этого движения, ибо велик риск получить контратакующий удар по открывшимся зонам.

ПЛЕВОК

(Удар с круговой траекторией клинка и линейной

траекторией рукояти)

II ступень

Молниеносный удар с максимального расстояния (необходимо идеальное чувство дистанции). Правильное выполнение подоплеки должно создавать у противника впечатление безопасности. Как только противник попадает в зону реальной досягаемости, следует взрывной удар (с разворотом корпуса в прямую линию плечи—рука-меч). Удар должен приходиться четко сбоку, по горизонтали стремящейся вниз.

На схемах показаны: конечное положение, руки и траектория движения меча. Стоит обратить внимание на то, что клинок совершает вращательное движение (стрелка), а рукоять движется по прямой (пунктир). Основной движущей силой этого удара является энергия разворота корпуса.

Это, пожалуй, самый быстрый удар достаточной мощности. Быстрее могут выполняться только кистевые удары, значительно уступающие плевку по силе. В некоторых клубах упоминали схожие приемы, утверждая, что такой удар давно известен.

Однако при одновременном тестовом исполнении становилось ясно, что демонстрируемые приемы только отдаленно напоминают плевок и значительно уступают в силе и скорости.

Учитывая это, хочется посоветовать внимательней рассмотреть фазы и ключевые моменты данного приема

ЧЕРПАК

(Воздействие щитом на атакующую руку противника с целью выбивания оружия и выведения его из равновесия) III ступень

Из обычной подоплеки выполняется вход в атаку с домиком. В момент остановки атакующего

клинка, шит накрывает атакующую руку и сворачивает ее вниз-в сторону. В образовавшийся про-гал наносится мошный контратакующий удар.

На схеме показано примерное положение меча и щита при приеме удара на видоизмененный домик. В отличие от простого домика, меч располагается с внутренней стороны щита.

РЕБРО

(Сдвиг щита противника)

II ступень

Подоплека - как правило, щит противника располагается вертикально и поднят на уровень груди. Передняя кромка выдвинута чуть вперед и направлена в сторону вашей щитовой руки.

Резким движением разверните свой щит чуть горизонтальней, чтобы грани щитов перекрещивались. Одновременно с этим нанесите удар кромкой своего щита в середину кромки щита противника, заставляя щит сдвинуться и открыть торс. Тут же наносите удар в открывшуюся область. На схеме (вид сверху): пунктирный круг акцентирует область контакта щитов. Стрелки показывают вектор сдвига щитов и направление атаки.

ФОРТЕЛЬ

(Удар за щит с неожиданной траекторией и непривычным способом нанесения) III ступень

Относительно сложный удар. На рисунке показан принцип выполнения - атака проводится обратной (лучевой) гранью клинка. Клинок должен двигаться за оборону соперника вдоль плоскости его щита.

ЗАЦЕП ОТ ЛЕВШИ

(Зацеп щита противника задней стороной своего шита)

После входа в атаку или выполнения защитного действия (отсечки от левши или домика от левши) щит продергивается чуть вперед, чтобы задняя его кромка зашла за переднюю кромку щита противника. Мощным и резким рывком защита противника вскрывается для нанесения контратакующего засечного, накрута, подреза.

Удар должен быть слитным продолжением движения щита и использовать инерцию открывающего рывка.

Прием требует виртуозной отработки, идеального чувства дистанции и достаточной физической подготовки. При выполнении этих условий, данная атака практически безнадежна для левши.

Во второй книге будет продолжено рассмотрение технических приемов, характерных для зареченской школы исторического фехтования. Кроме того, предстоит подробное рассмотрение системы создания боевых комбинаций и принципов построения серий ударов.

Особое внимание будет уделено боевому аспекту исторического фехтования, и в частности колющим ударам.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

sport.wikireading.ru

виды, описание. Японские боевые искусства

Тесно переплелись сведения о древней Японии с истоками боевых искусств. Кроме распространенных видов единоборств, подобных кэндо или каратэ, здесь зародились достаточно экзотические. На одном из главенствующих мест стоит искусство владения боевым веером, или тэссэн-дзюцу, которое включает в себя комплексные элементы защиты и нападения при помощи такого специфического оружия.

Почитание веера в Японии

В Японии веер оставался одинаково любимым аксессуаром женщин и мужчин. Воины не могли с ним расстаться даже во время войны, поэтому изящный предмет перетерпел множество трансформаций. Веер из безобидной красочной безделушки превращается в грозное оружие, разящее врага подобно самурайскому мечу.

С течением времени веера обрастают специфическими функциями, зависящими от предназначения. Поэтому возникли боевые, сигнальные и комбинированные конструкции, которыми можно было не только сражаться, но и обмахиваться. А для человека в военном обмундировании наличие веера превратилось не в прихоть, а в необходимость, особенно во время длительных походов под знойным солнцем.

Веер находился в наличии у командующих отрядами, а по рисунку на этом предмете судили о принадлежности подразделения к определенному клану. Веером во время боя подавали сигналы, благодаря которым можно без слов управлять действиями воинов. А для японской аристократии дорогой аксессуар был свидетельством ранга владельца, на нем отображали определенные узоры и цвета.

Разновидности опасного аксессуара

  • Гунсэн – складной веер. Его использовали по предназначению, чтобы обмахиваться в зной. Внутренние спицы изготавливались из бронзы, дерева, латуни или другого металла. Покрытие и внешние спицы делали из железа. Такая конструкция обладала легкостью, но также была чрезвычайно крепкой. Воины предпочитали прятать веер гунсэн в область пояса или груди, но при втором варианте нельзя воспользоваться луком или мечом.
  • Тэссен – складной тип веера, внешние спицы которого изготовлены из пластин железа. На вид он напоминает обычный веер, но в сложенном состоянии используется вместо дубинки. Самураи могли вступить с таким оружием наперевес там, где запрещалось орудовать мечом. В школах фехтования учили вести бой с помощью тэссена. Боевым веером тессеном отводили в сторону летящие дротики и стрелы, метали его в сторону противника или использовали при переправе через реку.
  • Гунбай, гунпай или дансэн утива – твердый раскрытый веер значительных габаритов, изготовленный полностью из железа или дерева с включением металлических компонентов. С таким веером ходили знаменитые военачальники, им пользовались для отражения дротиков и стрел, также сигнализировали о способе ведения боя отрядам.

Преобразование веера в оружие

Деревянные веера были очень хрупкими, часто ломались, поэтому их стали мастерить из металлических спиц. Такие «железные веера» стали называть «тэссэн». Нет задокументированных свидетельств о том, кто первый придумал применить тэссен в качестве оружия.

Японское боевое искусство с применением такого аксессуара получило название «тэссен-дзюцу». Техника ведения боя и владения веером в тэссен-дзюцу напоминает кэндо, то есть тактику ведения боя на мечах. Но специфика использования веера отличается множеством особенных приемов, свойственных только этому виду боевых искусств.

Железный веер в сложенном виде используется для нападения, а в развернутом - в качестве защиты. По старинной легенде, такое оружие создал воин Минамото-но-Ётшинсуне, в бою победивший мифическое чудовище тэнгу, зажав наконечник его копья между пластинами веера.

С тех пор многие школы боевых искусств в обязательном порядке учили бойцов мастерству тэссен-дзюцу. Особенное развитие получило это боевое искусство в знаменитой школе Синкагэ-рю. В некоторых провинциях остались мастера, владеющие веерами, по аналогии с древними японскими боевыми искусствами по типу сумо, айкидо, кю-до, ябусамэ (стрельба сидя верхом на лошади по бегущей собаке из японского лука).

Популярность тэссен-дзюцу

Тэссен-дзюцу получило распространение среди низших слоев общества, не имеющих права пользоваться мечом. Опытные бойцы достигали такого верха мастерства владением своим оружием, что могли справиться с несколькими противниками, вооруженными самурайскими мечами.

В одной старинной летописи рассказывается о происшествии в жизни мастера единоборств по имени Ганн-рю, который, благодаря искусному владению боевым веером, смог выйти победителем из противостояния с 10 противниками. При этом на нем не осталось ни одной царапины.

История боевого веера

На территории Японии развивались и модифицировались два вида веера. Один из них, знакомый каждому, складывали из пластинок и обтягивали плотной бумагой. Если его разложить, то конструкция принимает форму полукруга. На своей родине получает название "оги" или "сэнсу" (сен). В таком виде становится известным в Европе, где стал именоваться японским веером, хотя на родине считается крестьянским и используется для просеивания риса от шелухи.

Вторая разновидность имеет свою специфику и называется "дансэн" или "утива". Это веер округлой формы с жесткой ручкой. На древних картинках часто можно увидеть такой японский веер, чаще всего он изображается в руках знати. Происхождением обязан модернизации широкой палочки для правильной осанки - саку, которой держали подбородок и грудь во время церемоний. Позже палочка превратилась в веер, стала символизировать статус владельца.

Самурайский веер: описание

Каждый самурай имел личный оги. Веера изготавливали различных модификаций и называли гунсен или тэссен. Для его изготовления применяли тонкие полосы из железа, или же их вставляли только по краям веера. Весила такая конструкция от 200 до 500 грамм.

Веер из металла состоит из 8-10 металлических пластин с заточенными ребрами и краями. Единственной формы изготовления не существовало: маленький, большой, с узкими или широкими пластинами. Его носили по необходимости. Если приглашали на официальный прием, тэссен держали в сложенном виде за поясом, но также припрятывали в рукав или за голенище сапога.

Веера богато украшали, наносили инкрустации, изображали солнце и луну, животных, природу, сказочные существа, немного позднее наносят на них герб семьи или специальный знак отличия. Сверху покрывали водостойким лаком или золочением. Веер превратился в символ статуса обладателя. По тому, как оформлена кисточка, прикрепленная к рукояти, судили о степени знатности.

Методика использования

Пользуются боевым тэссеном как в свернутом, так и в раскрытом виде. В сложенном состоянии используют подобно дубинке, а развернутый веер защищал от меча или метательного оружия. Пластинки не удержат стрелу, но любой летящий предмет перенаправят в сторону. Рубящие и режущие удары наносили краями острых лезвий по незащищенным участкам тела противника: шее, лицу, по кистям рук, чтобы выбить оружие из рук или ослабить хватку. Если аксессуар находился в сложенном виде, то били ниже и выше колена, чтобы враг потерял равновесие, а раскрытым перекрывали видимость в ближнем бою.

Самураи высоких рангов часто использовали тэссен для самозащиты от противника ниже рангом, ведь пользоваться мечом можно было против достойного соперника. Существовало ограничение на ношение при себе меча в доме, часто запрещали ношение различного оружия, поэтому тэссен получил широкое распространение как прекрасное средство для защиты.

Боевым веером при бое с близкой дистанции противнику можно было закрыть обзор. Поэтому, кроме тэссена, пользовались еще одним видом оружия, часто брали с собой короткий меч танто (который иногда называют ножом, но это противоречит истине, ведь танто относится к коротким мечам). Для рассеивания внимания врага чередовали закрывание и раскрывание веера, что становилось дополнительной помехой для соперника и рассредоточивало его действия.

Тэссен в деле: истории из глубины веков

Известны забавные случаи из истории боевого веера. Самурай Мацумура Сокон считался великолепным мастером рукопашного боя. До сегуна дошла весть о мастерстве и подвигах самурая. Сегуну захотелось устроить представление перед подданными и лицезреть мастера в бою, поэтому он вызвал его к себе и предложил через 10 дней поучаствовать в военном празднике, где Мацумуре предстоит сразиться на арене с быком. Воин решил пойти на определенную хитрость, ведь он не чувствовал уверенности в исходе поединка с разъяренным животным. Он подкупил охрану, где бык стоял в стойле, и все 10 дней пробирался к животному, чтобы за перегородкой бить его боевым веером по морде. Процедура продолжалась, пока бык не падал обессиленный. Спустя пару дней животное от одного вида самурая опускалось на колени, чтобы снова не получать побои.

Наступило празднование. Огромное количество народа собралось на трибунах, съехались желающие посмотреть бой великого мастера даже из соседних провинций. Трибуны ревели в предвкушении зрелища, а быка уже выпустили на арену. Мацамура медленно вышел на засыпанную песком площадку, а в его руках был только самый обыкновенный веер. При виде самурая бык взвыл и рухнул перед ним на колени. Публика получила настоящий восторг от увиденного зрелища, а сегун - удовлетворение от подтверждения мастерство своего подданного.

Самозащита и тэссен

Боевым веером пользовались при настоящих схватках, в особенности когда правила запрещали обнажать самурайские мечи, например в доме повелителя. По правилам, когда приходится посещать дом или комнату старшего по рангу, самурай становится на колени и перед собой кладет веер. Касается татами ладонями и после совершает традиционный поклон.

Одному самураю надлежало явиться перед глаза своего господина, чтобы держать ответ за довольно серьезное прегрешение. Подчиненный догадывался, что его в любой момент могут убить, и всячески обдумывал дальнейшие действия. Подручные господина намеревались тяжеловесными створками раздвижной двери сломать ему шею, когда он на минуту остановится для ритуального поклона. Самурай выжил благодаря своей изворотливости. Чтобы не допустить движения дверей, он подсунул боевой веер в дверной желоб. При движении двери отскочили от него, а сам самурай остался невредимым. Господин остался в восторге от находчивости подчиненного, поэтому милостиво даровал прощение.

Боевые аксессуары остались в прошлом

После появления огнестрельного оружия о боевом веере и мече для участия в вооруженных конфликтах стали забывать. Он превратился исключительно в женский аксессуар. Практически ушло в прошлое искусство боя тэссен-дзюцу, и если в современной Японии еще можно отыскать любителей боя при помощи боевого веера для айкидо, кю-до и др. искусств, то это единицы. Нельзя говорить о массовом увлечении этим видом единоборств. Ведь такие тренировки с применением веера с заточенными металлическими краями чрезвычайно опасны, после них остаются глубокие порезы и шрамы.

fb.ru

ПРИЕМЫ ЗАЩИТЫ ДОМИК

⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 22Следующая ⇒

Стенка

Отсечка

Слив внешний

Слив внутренний

Веерная защита

Стенка от левши

Отсечка от левши

ПРИЕМЫ АТАКИ

Веретено (удар с разворотом на 360 градусов)

Зигзаг (веретено в движении)

Затрещина

Захлест (ожега)

Зацеп навершием

Зацеп щитом (—)

Левая сдвойка (для левши)

Накрут (-)

Обратка (-)

Отмашка (для левши)

Обратный зацеп (для левши)

Петля

Плевок

Плечо

Подъем ошуйный

Подрез (-)

Ребро

Спуск (-)

Сдвойка

Таран

Угол

Фортель (-)

Черпак

 

ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ (подоплеки)

Промежуточные положения, из которых одинаково удобно проводить действия как оборонительного, так и наступательного характера.

Основным условием успеха является выполнение подоплеки перед входом в «зону досягаемости» противника. Наиболее употребимыми и простыми являются четыре промежуточных положения:

• Базовая подоплека;

• Медведь;

• Суслик;

• Отдых.

БАЗОВАЯ ПОДОПЛЕКА I ступень

Ноги чуть шире плеч. Корпус прямой. Щитовая рука чуть согнута в локте и отведена назад (рука без щита опушена вдоль тела). Кулак боевой руки касается корпуса на уровне пояса или тазобедренного сустава. Острие меча находится на высоте плеча, клинок чуть наклонен к линии атаки.

Главное — не выносите одну из ног вперед! Ступни параллельны, носки и пятки являются углами ровного прямоугольника.

Щитовая рука может отходить от корпуса, однако это положение «готовности» больше настораживает противника.

Лучше опустить щит к подолу и быть готовым защищать уключный уровень мечом.

 

МЕДВЕДЬ

Глухая защита сверху. Мнимое открытие подола не исключает возможности выполнить молниеносную отсечку (защиту бедра).

СУСЛИК

Рука со щитом опущена и расслаблена. Рука с мечом — у бедра либо тоже опущена вниз. Такая подоплека применима для проведения сдвойки, стенки, плевка. Создает впечатление неумелости бойца. Примененная во второй половине поединка эта подоплека имитирует состояние усталости.

 

ОТДЫХ

Данная подоплека выполняется подобно суслику, но боевая рука полностью опущена и удерживает меч острием наружу. Возможно выполнение сдвойки, петли-затрещины, отсечки для левши, накрута.

 

ВХОДЫ В АТАКУ (упреждающие защитные действия)

ДОМИК

На первой схеме даны положения меча и щита. Стрелками обозначены возможные векторы ударов. На второй схеме показано финальное движение руки из базовой подоплеки и положение атакующего меча.

 

Дугой на рисунке показано обшее перекрытие секторов атаки. Овал обозначает положение щита после его перемещения вниз (в полольный уровень).

mykonspekts.ru

Боевой веер

В XVI веке с развитием Ост-Индских компаний из Азии в Европу попадают различные диковинные вещи. В их числе складной веер — предмет, который сейчас является, пожалуй, самым известным дамским аксессуаром. В Венеции его обязательно брали на карнавалы, а в Великобритании с ним ходили в душные театры. До эпохи Великих географических открытий веер в представлении европейцев — это такой прямоугольный каркас, обтянутый тканью (византийская «рипида»). На Востоке складные полукруглые веера тоже появляются не сразу: изначально они представляли собой круглую бамбуковую раму, в которую вклеен лист бумаги или шелка. Однако в отличие от европейцев, в Азии ими пользуются практически все слои общества от бедных до богатых: так, в Японии в августе в тени температура достигает 30 градусов, а значит, иметь с собой веер жизненно необходимо. Не знали европейцы и того, что веер может быть не просто мирным «опахалом», но опасным и мощным оружием, которым можно было защититься от духоты, но и, например, от меча. Автор diletant. media Юрий Кукин рассказывает об истории универсального аксессуара — боевого веера.

Гумбай-утива

Опахало, внешне похожее на теннисную ракетку, появилось в Китае около двух тысячелетий назад. Такой веер назывался «утива». Им закрывались от различных насекомых, от солнца или как, например, в Японии, с помощью веера прятались от любопытных глаз и злых духов. Действительно, для японских красавиц, которые отличались белизной кожи (загар считался недопустимым), показывать лицо было неприлично и опасно.

Вообще в Японию веер приходит не позднее VIII века. Но он не становится атрибутом исключительно прекрасных дам: например, его использовали в процессе просеивания риса и других злаковых культур. А вот предшественником боевого «опахала» был гумбай-утива (или просто «гумбай»). С помощью гумбая командиры сообщали отрядам о маневрах на поле боя. Сейчас подобными веерами судьи борьбы сумо указывают на победителей.

Японский самурай с тэссеном

Но веер без рукояти появился именно в Японии. По легенде мастер, живший в эпоху Тенджи (661−671), изучил крылья летучей мыши, которая упала ему под ноги. Так он изобрел складной веер, который мог поместиться в рукаве одежды, что делало его удобным и скрытным оружием.

Веер появился в Китае около двух тысячелетий назад

Боевой уже складной веер получил название «тэссен» (в переводе с японского — «железный веер»). Считается, что его экспортировали из Японии в Китай (в большинстве случаев бывало наоборот), а дальше по всей континентальной Азии разошлись вариации тэссена, хотя форма по сути не изменилась. В Японии же боевой веер оставался атрибутом японских военачальников до середины XIX века.

Тэссен

Боевой веер состоит из скрепленных мощных металлических пластин с заточенными краями и ребрами в количестве 8−10 штук. Как правило, его вес не превышал пол килограмма, хотя бывали и очень легкие образцы (200 грамм). Единой формы не было, каждый веер индивидуален: большой, маленький, с широкими пластинами и наоборот. Носили веер в зависимости от случая. Например, на официальном приеме тэссен держали в сложенном состоянии за поясом, но также его могли подвесить к руке или спрятать за голенищем сапога.

Складной боевой веер называется «тэссен»

Веера всячески украшали, помещали на них узоры, изображения символов солнца и луны, драконов, пейзажей, разрушительных стихий, а позже стали отмечать герб семьи или какой-либо другой отличительный знак. Их покрывали золочением или лаком. Поэтому, естественно, веер мог служить показателем статуса его владельца. Так, чем богаче и красивее была кисточка, прикрепленная к рукояти, тем знатнее был его хозяин.

Способы применения боевого веера в бое с противником с мечом

Использовать боевой веер можно было, соответственно, в двух состояниях: в сложенном и развернутом. В сложенном состоянии его применяли как дубинку, в то время как развернутым тэссеном защищались от метательного оружия или даже меча. Конечно, пластинки веера вряд ли могли выдержать стрелу, пущенную из японского лука, но веером вполне можно было перенаправить в другую сторону летящий предмет. Заточенные края ребер веера позволяли наносить режущие и рубящие удары по самым плохо защищенным открытым частям тела: шее, лицу, кистям рук, чтобы ослабить хват и выбить оружие. Также в сложенном состоянии веером было удобно наносить удары по точкам выше и ниже колена, чтобы вывести из равновесия, а в раскрытом перекрыть видимость противнику, будучи в ближнем бою. Тем не менее, вряд ли можно представить, что веер использовался без сопутствующего оружия.

Запрет на ношение меча повысил популярность боевого веера

Интересно, что часто самураи высоких рангов предпочитали использовать тэссен для самозащиты, поскольку меч должен быть использован только против равного по рангу противника. Более того, ограничения на использование меча в доме, а впоследствии запреты на ношение меча привели к тому, что именно веер оставался эффективным средством защиты. Однако в виду большого распространения тэссен вскоре также оказался под запретом.

Китана (героиня игры Mortal Kombat) с боевыми веерами

Вместе с тем считается, что боевой веер был отличительной чертой и оружием защиты не только самураев, но и женщин, только женщин-ниндзя. Самой яркой отсылкой к этому распространенному мнению может служить героиня игры Mortal Kombat («Смертельная битва») принцесса Китана, которая сражается парными тэссенами.

'+$(this).find('.num-quest').html()+'. '+ $(this).find('.x_big-i').html() +'

diletant.media

Боевой веер

В XVI веке с развитием Ост-Индских компаний из Азии в Европу попадают различные диковинные вещи. В их числе складной веер — предмет, который сейчас является, пожалуй, самым известным дамским аксессуаром. В Венеции его обязательно брали на карнавалы, а в Великобритании с ним ходили в душные театры. До эпохи Великих географических открытий веер в представлении европейцев — это такой прямоугольный каркас, обтянутый тканью (византийская «рипида»). На Востоке складные полукруглые веера тоже появляются не сразу: изначально они представляли собой круглую бамбуковую раму, в которую вклеен лист бумаги или шелка. Однако в отличие от европейцев, в Азии ими пользуются практически все слои общества от бедных до богатых: так, в Японии в августе в тени температура достигает 30 градусов, а значит, иметь с собой веер жизненно необходимо. Не знали европейцы и того, что веер может быть не просто мирным «опахалом», но опасным и мощным оружием, которым можно было защититься от духоты, но и, например, от меча. Автор diletant.media Юрий Кукин рассказывает об истории универсального аксессуара — боевого веера.

Гумбай-утива

Опахало, внешне похожее на теннисную ракетку, появилось в Китае около двух тысячелетий назад. Такой веер назывался «утива». Им закрывались от различных насекомых, от солнца или как, например, в Японии, с помощью веера прятались от любопытных глаз и злых духов. Действительно, для японских красавиц, которые отличались белизной кожи (загар считался недопустимым), показывать лицо было неприлично и опасно.

Вообще в Японию веер приходит не позднее VIII века. Но он не становится атрибутом исключительно прекрасных дам: например, его использовали в процессе просеивания риса и других злаковых культур. А вот предшественником боевого «опахала» был гумбай-утива (или просто «гумбай»). С помощью гумбая командиры сообщали отрядам о маневрах на поле боя. Сейчас подобными веерами судьи борьбы сумо указывают на победителей.

Японский самурай с тэссеном

Но веер без рукояти появился именно в Японии. По легенде мастер, живший в эпоху Тенджи (661−671), изучил крылья летучей мыши, которая упала ему под ноги. Так он изобрел складной веер, который мог поместиться в рукаве одежды, что делало его удобным и скрытным оружием.

Веер появился в Китае около двух тысячелетий назад

Боевой уже складной веер получил название «тэссен» (в переводе с японского — «железный веер»). Считается, что его экспортировали из Японии в Китай (в большинстве случаев бывало наоборот), а дальше по всей континентальной Азии разошлись вариации тэссена, хотя форма по сути не изменилась. В Японии же боевой веер оставался атрибутом японских военачальников до середины XIX века.

Тэссен

Боевой веер состоит из скрепленных мощных металлических пластин с заточенными краями и ребрами в количестве 8−10 штук. Как правило, его вес не превышал пол килограмма, хотя бывали и очень легкие образцы (200 грамм). Единой формы не было, каждый веер индивидуален: большой, маленький, с широкими пластинами и наоборот. Носили веер в зависимости от случая. Например, на официальном приеме тэссен держали в сложенном состоянии за поясом, но также его могли подвесить к руке или спрятать за голенищем сапога.

Складной боевой веер называется «тэссен»

Веера всячески украшали, помещали на них узоры, изображения символов солнца и луны, драконов, пейзажей, разрушительных стихий, а позже стали отмечать герб семьи или какой-либо другой отличительный знак. Их покрывали золочением или лаком. Поэтому, естественно, веер мог служить показателем статуса его владельца. Так, чем богаче и красивее была кисточка, прикрепленная к рукояти, тем знатнее был его хозяин.

Способы применения боевого веера в бое с противником с мечом

Использовать боевой веер можно было, соответственно, в двух состояниях: в сложенном и развернутом. В сложенном состоянии его применяли как дубинку, в то время как развернутым тэссеном защищались от метательного оружия или даже меча. Конечно, пластинки веера вряд ли могли выдержать стрелу, пущенную из японского лука, но веером вполне можно было перенаправить в другую сторону летящий предмет. Заточенные края ребер веера позволяли наносить режущие и рубящие удары по самым плохо защищенным открытым частям тела: шее, лицу, кистям рук, чтобы ослабить хват и выбить оружие. Также в сложенном состоянии веером было удобно наносить удары по точкам выше и ниже колена, чтобы вывести из равновесия, а в раскрытом перекрыть видимость противнику, будучи в ближнем бою. Тем не менее, вряд ли можно представить, что веер использовался без сопутствующего оружия.

Запрет на ношение меча повысил популярность боевого веера

Интересно, что часто самураи высоких рангов предпочитали использовать тэссен для самозащиты, поскольку меч должен быть использован только против равного по рангу противника. Более того, ограничения на использование меча в доме, а впоследствии запреты на ношение меча привели к тому, что именно веер оставался эффективным средством защиты. Однако в виду большого распространения тэссен вскоре также оказался под запретом.

Китана (героиня игры Mortal Kombat) с боевыми веерами

Вместе с тем считается, что боевой веер был отличительной чертой и оружием защиты не только самураев, но и женщин, только женщин-ниндзя. Самой яркой отсылкой к этому распространенному мнению может служить героиня игры Mortal Kombat («Смертельная битва») принцесса Китана, которая сражается парными тэссенами.

Рекомендовано вам

diletant.media