Проект 22160: малые патрульные корабли прибрежной морской зоны Василий Быков и другие. Василий быков 22160


Проект 22160 - Многоцелевой Патрульный Корабль, Надводные Сторожевые Корветы: Василий Быков, Павел Державин, Сергей Котов

В российском флоте давно испытывали нужду в кораблях, способных эффективно действовать в прибрежной морской зоне и сохранять в неприкосновенности морские рубежи нашей страны. Переход от концепции большого океанского флота времен «холодной войны» к созданию современного флота, оснащенного универсальными боевыми кораблями, ознаменовал начало строительства малых боевых кораблей. Идея создать многоцелевой военный корабль для действия во внутренних акваториях в охранных целях витала в высших военно-морских эшелонах давно. Наличие во флоте сторожевиков старой советской постройки могло лишь частично восполнить существующую брешь. По своим тактико-техническим характеристикам советские сторожевики уже не отвечали поставленным задачам и играли больше номинальную роль.

Отечественному флоту требовался сторожевой корабль совершенно нового типа, способный эффективно выполнять патрулирование экономической морской зоны и в случае необходимости нанести сокрушающий удар по противнику. Выходом из создавшейся ситуации могли стать военные корабли проекта 22800 типа «Каракурт», однако по своим тактико-техническим данным эти суда относились к ударному типу судов. Даже небольшое водоизмещение не могло скрыть огромную огневую мощь этого корабля. Соответственно корабли этого проекта стоили на порядок дороже. Требовалось найти другое техническое решение, и вскоре оно было найдено. В недрах Северного ПКБ был разработан проект 22160, который предполагал строительство нового патрульного корабля.

Патрульный корабль 22160

Патрульный корабль 22160

Рождение кореветов проекта 22160

Оценивая нынешнее состояние флота и изменившуюся военно-политическую обстановку в мире, Высшее военно-морское командование заказало разработку проекта малого корабля для патрулирования прибрежной морской зоны. Охрана территориальных вод и 200мильной экономической зоны являлась первоочередной функцией, которая возлагалась на новые корабли. Помимо этого в тактические задачи кораблей входили и такие, неспецифические функции:

  • борьба с контрабандой в территориальных водах;
  • борьба с браконьерством и незаконным выловом рыбы в 200 мильной экономической зоне;
  • проведение спасательных операций на море;
  • охранение и сопровождение судов во время морского перехода;
  • охрана портовых комплексов и военно-морских баз.

Использовать для этих целей ракетные корабли проекта «Каракурт», все равно, что махать кувалдой в погоне за комаром. Новый патрульный корабль проекта 22160 должен был иметь небольшие размеры, малое водоизмещение и комплекс вооружений, соответствующий поставленным целям и задачам.

Патруль

Патруль

Изначально новый корвет создавался для нужд Пограничный службы ФСБ России, однако уже на стадии проектирования Военно-морское руководство рассмотрело в новом судне черты сторожевика будущего. Новые суда имеют сравнительно небольшое водоизмещение 1300 тонн. Максимальная скорость хода корвета по заданным параметрам не должна была быть меньше 30 узлов. Несколько удивила конструкторов заявленная в техническом задании дальность плавания. Корабль, рассчитанные для несения патрульной службы в прибрежных водах должен был иметь автономность до 60 суток и дальность плавания в 6 тыс. миль.

Экипаж патрульного корабля составлял команду из 80 человек. Что касается штатного вооружения, то тут конструкторам пришлось выбирать между двумя концепциями. Сначала в техническом задании ставилось условие создания на корабле вооружения ближнего радиуса действия, включая противокорабельные ракеты малой дальности, артиллерийские и зенитные комплексы. В дальнейшем, получив готовый опыт успешного применения на судах малого водоизмещения крылатых ракет «Калибр», было принято решение оснастить новый корвет аналогичной пусковой установкой.

Крылатая ракета "Калибр"

Крылатая ракета «Калибр»

В итоге у конструкторов вышел патрульный корабль прибрежного действия с огромной дальностью плавания и колоссальной для кораблей этого класса ударной огневой мощью.

Рождение головного корабля проекта 22160 «Василий Быков»

По своим тактико-техническим данным корвет проекта 22160 являлся первым в своем классе кораблем, который был способен успешно противостоять практически любому потенциальному противнику. По мощности вооружения и автономности плавания военные эксперты не редко сравнивали российский корвет с легендарным Давидом, который одним ударом из пращи сразил великана.

Верфи Зеленодольского ССЗ

Верфи Зеленодольского ССЗ

Строительство новых судов доверили Зеленодольскому судостроительному заводу, который традиционно строит малые военные суда для отечественного флота. Головной корабль проекта 22160 корвет «Василий Быков» был заложен в феврале 2014 года. В ходе строительства корабелам удалось найти выход из сложившейся ситуации, решив проблему импортозамещения. На оснащении корабля стоят в основном все детали, узлы и агрегаты отечественного производства, включая современное радиолокационное и навигационное оборудование. Спуск корабля планируется летом 2018 года, после чего начнутся доковые работы, швартовые испытания и перегон готового изделия на Черное море. Новый корабль планируется передать для нужд Черноморского флота с точкой приписки в Новороссийской ВМБ.

Следом за головным судном с периодичностью в 5-6 месяцев были заложены еще 6 судов этого класса. Первый серийный корабль «Дмитрий Рогачев» был снова заложен на Зеленодольской верфи, а вот второй и третий серийные суда было решено строить на Керченском ССЗ «Залив». Сначала в феврале 2018 года заложили второй серийный корабль проекта 22160 «Михаил Державин», а спустя четыре месяца, в мае того же года осуществили закладку еще одного судна этого класса. Черноморские корветы несколько отличаются от своих предшественников. Принято решение немного увеличить длину судна и соответственно нарастить огневую мощь. Водоизмещение корветов, строившихся в Крыму, будет немного большим, чем проектное. Эти и другие два судна, строящиеся на верфи в Зеленодольске, должны войти в состав Черноморского флота. Срок сдачи определен на 2020 год.

Особенности конструкции проекта 22160

Основной и отличительной особенностью, которая отличает конструкцию новых судов проекта 22160, является модульная сборка. Именно эта методика постройки боевых судов первые в России проходит обкатку на строительстве новых патрульных кораблей. В виду того, что основная часть узлов и агрегатов, включая образцы вооружения, на кораблях однотипны, их монтаж и установка осуществляются непосредственно на месте строительства судна. Универсальность конструкции судов заключается в том, что состав вооружения боевого корабля может меняться уже в процессе эксплуатации.

Корпус судна и архитектура надстроек созданы с применением технологии «Стелс», что существенно снижает радиолокационную заметность корабля. Борта судна имеют высокие обратные завалы, а угловатые формы компактной надстройки. По своим размерам надстройка на судах проекта 22160 в два раза меньше, чем у фрегатов класса «Стерегущий». Верхняя палуба и обширные палубные пространства защищены композитными материалами с низкой отражающей поверхностью. Даже носовая артиллерийская установка имеет угловатую башню с минимальной площадью отражающей поверхности.

Силовая установка корветов серийного производства изготовлена на Коломенском моторостроительном заводе. Мощность двух дизелей реверс-редукторного типа составляет 12 тыс. л.с. Все узлы и агрегаты моторной группы являются детищем отечественных заводом. В сборке силовой установки используются комплект оборудования завода «Звезда» и система управления концерна «Аврора».

Дизельный двигатель

Дизельный двигатель

Следует отметить, что на головном кораблей корвете «Василий Быков» стоят двигатели германской фирмы MAN.

Качество работы двигательной группы, универсальные обводы корпуса и наличие приличного навигационного оборудования обеспечивает новым корветам хорошую мореходность. Проектировщикам и строителям удалось реализовать на практике заявленную в техническом задании автономность в 60 суток. Новые корветы в действительности могут ходить на огромные расстояния и находиться в море до двух месяцев. Ни один сторожевик ВМФ РФ не может похвастаться таким показателями.

Все суда оснащаются универсальной системой управления вооружением корабля. Основное ударное вооружение корветов проекта 22160 – это крылатые многоцелевые ракеты «Калибр-НК», которые размещены в пусковых установках в кормовой части корабля. Такое вооружение делает небольшой корабль серьезным противником даже для соединения судов ВМС стран НАТО, курсирующих в прилегающих к территориальным водам акваториях.

Пуск ракеты

Пуск ракеты

При необходимости крылатые ракеты 3М54Э могут быть переоборудованы с тактического оружия на стратегическое орудие сдерживания, способное нести ядерные боезаряды.

По состоянию на сегодняшний день, ни один корвет в мире не имеет такого вооружения, которое сравнимо по силе с огневой мощью целого соединения военных кораблей. Корабли имеют осадку в 4 метра, что позволяет им свободно действовать не только на морском театре, но и заходить в морские заливы и действовать на речных фарватерах.

Система ПВО кораблей представлена 12 канальным ЗРК «Штиль-1», который оснащается 24 ракетами 9М317Э. Для создания противовоздушного ближнего рубежа на корветах устанавливаются комплекс «Гибка». Артиллерийское вооружение корабля представлено 57-мм артустановкой А220М.

Вместе с мощным ударным и оборонительным вооружением новые суда оснащаются совершенным гидроакустическим и радиолокационным оборудованием. Корвет имеет сразу три гидроакустические станции, которые способны вести подводный и надводный мониторинг окружающей акватории на расстоянии 3-5 , 5-12 и 35-140 км соответственно.

На корабле впервые установлена гидроакустическая система обнаружения подводных пловцов «Паллада», способная на расстоянии до полукилометра выявить подводных диверсантов.

Керченская верфь

Керченская верфь

Следом за корветом «Павел Державин» на верфи в Керчи сегодня строится третий серийный патрульный корабль проекта 22160 «Сергей Котов». Оба корабля могут войти в строй в следующем году. Оба судна вместе со своими старшими братьями корветами «Василий Быков» и «Дмитрий Рогачев» способны создать на Черном море целую ударную группировку патрульных судов. Корабли этого класса будут способны полностью нейтрализовать силы турецких ВМС на Черноморском морском театре. Последний шестой корабль еще находится только на чертежах. Информация о том, где и когда будет заложен последний серийный корабль, из верхних эшелонов Министерства Обороны не поступала.

militaryarms.ru

Патрульные корабли проекта 22160 — Global wiki. Wargaming.net

18-4214634-patrol-ship-project-22160.jpg

Постройка и служба

6 ед. Заказано
Зеленодольский ССЗ «Залив» Место строительства

Общие данные

1300 - 1800 / т. Водоизмещение(стандартное/полное)
94 / 14 / 3,4 м. Размерения(длина/ширина/осадка)
2 маршевых дизеля2 форсажных 34000 л.с. Энергетическая установка
30 узл. Скорость хода
6000 миль Дальность плавания

Экипаж

80 чел. Общая численность

Вооружение

Артиллерия

  • 1 × 1 — 76,2-мм авт. орудиев артустановке АК-176МА.

Тактическое вооружение

  • «Калибр-НК»;
  • 3М54 и/или 3М55.

Средства

  • 3М-47 «Гибка»;
  • 2 × ПУ ЗРК «Штиль-1».

Авиационное вооружение:

Построенные корабли

«Василий Быков»

Общие сведения

Корабли проекта 22160 предназначены для охраны территориальных вод, патрулирования 200-мильной исключительной экономической зоны в открытых и закрытых морях, пресечения контрабандной и пиратской деятельности, для оказания помощи пострадавшим при морских катастрофах, экологического мониторинга окружающей среды в мирное время, обеспечения охраны для кораблей при морских переходах, а также охраны военно-морских баз и водных районов с целью предупреждения нападения различных сил и средств противника — в военное время, а также операций в дальней морской и океанской зонах.

Фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков» проекта 22350

История создания

Предшественники

Тенденция сочетания в небольших надводных кораблях ВМФ России некоторых возможностей эсминцев и крейсеров появилась в России в виде эскизных проектов ещё в середине 1990-х годов. В 1997 году был заложен сторожевой корабль проекта 12441 — «Гром», в конструкции которого применялись новые универсальные вертикальные пусковые установки модульного типа, предназначенные для зенитных управляемых ракет 9М96 и 9М100, унифицированных с зенитно-ракетными комплексами «Триумф», «Редут» и «Витязь».

Размещение данных установок позволяло использовать сторожевой корабль как фрегат противовоздушной обороны среднего и дальнего рубежей. Однако сложная политическая обстановка и недостаток финансирования не позволили реализовать проект. Строительство было приостановлено в начале 21 века, не достигнув половины готовности. Концепция фрегатов ПВОПротивовоздушная оборона в России осталась на прежнем уровне самообороны, базируясь на основе комплексов малой дальности «Кинжал» и «Кортик».

Фрегат «Гром», головной сторожевой корабль типа «Новик», простоял на стапеле ССЗ «Янтарь» более 10 лет. Затем корпус корабля загрунтовали и спустили на воду. Планировалось достраивать корабль уже под названием «Бородино», по изменённому проекту 12441У, в качестве учебного корабля для обучения личного состава ВМФ России на оборудовании нового поколения. Таким образом эти сторожевые корабли стали первыми разрабатываемыми кораблями, в вооружении которых планировалось применить новый зенитно-ракетный комплекс противовоздушной и противоракетной обороны «Редут».

Корвет "Стерегущий" проекта 20380

В условиях, когда у стран НАТО строились фрегаты ПВО типа F100, имеющие на вооружении зенитные ракеты RIM-67D (SM-2ER Block III), с дальностью действия 180 км и ракеты-перехватчики Aster-30 с дальностью действия 100 км, в ВМФ России наметилось существенное отставание сторожевиков в возможностях противодействия авиации вероятного противника. Фрегаты проекта 11540 «Неустрашимый» и проекта 1155 «Удалой» могли прикрывать дружественные надводные корабли на дальности не более 8-12 км. Требовались срочные кардинальные решения по строительству новых кораблей, но реализация идей задержалась ещё на несколько лет.

В 2003 году командованию ВМФ России представлен эскиз фрегата проекта 22350 «Адмирал Горшков». Этот корабль стал первым российским фрегатом ПВО, оснащённый зенитными ракетами 9М96Е2, комплекса ПВО «Редут». Также эти корабли могли осуществлять перехват ракет. При всей успешности проекта, финансирование на строительство кораблей получено лишь в 2006 году, и закладка головного корабля состоялась в феврале того же года, а спуск на воду - 29 октября 2010 года.

Пока корабль проходил ходовые и огневые полигонные испытания в Балтийском и Белом морях, установки ЗРК 3К96 «Редут» проходили отработку в морских условиях и в корабельном базировании. Урезанный вариант ЗРК «Редут» ещё до испытаний на сторожевике «Адмирал Горшков», устанавливался на базе корветов проекта 20380 — «Сообразительный», «Бойкий», «Совершенный», «Стойкий» и т.д. Корветы не оснащались четырёхсторонней МРЛС «Полимент», а в роли радара обнаружения и целеуказания выступал дециметровый РЛО с ФАР «Фуркэ-2». При этом ЗРК «Редут» показывал неплохую эффективность, благодаря инфракрасной и радиолокационной системе наведения ракет ЗУР 9М100 и 9М96, а также системе БИУС «Сигма», обеспечивающей скорострельность в 1 ракету в секунду. Все корветы проекта 20380 обладают малым водоизмещением и радиолокационной заметностью, оснащаются двумя типами противоракет, как для обеспечения ПВО, так и для самообороны.

Проект 22160 вобрал в себя лучшие наработки предыдущих проектов, в том числе и проекта 20380, с улучшенными конструктивными особенностями, более дальнобойным комплексом противокорабельного и стратегического вооружения, с высокими показателями автономности и дальности плавания.

Предпосылки к созданию

Эскизный чертёж патрульного корабля проекта 22160

Флот Российской Федерации давно нуждался в кораблях, способных эффективно действовать в прибрежной морской зоне, охраняя морские границы государства. Концепция большого океанского флота изжила себя с завершением «Холодной войны». Вместо этого появилась необходимость оснастить флот многоцелевыми военными кораблями, способными действовать как во внутренних акваториях, так и на внешних рубежах.

Наличие сторожевиков ещё советской постройки не могло перекрыть существующий дефицит подобных кораблей. Советские сторожевики имели устаревшее техническое оснащение и не могли в полной мере выполнять возложенную на них роль.

Проектирование

Флоту Российской Федерации требовался сторожевой корабль совершенно нового типа, способный эффективно выполнять патрулирование экономической морской зоны и в случае необходимости нанести сокрушающий удар по противнику. Выходом из создавшейся ситуации могли стать военные корабли проекта 22800 типа «Каракурт», однако по своим тактико-техническим данным эти суда относились к ударному типу кораблей. Несмотря на небольшое водоизмещение корабли этого типа имели высокую огневую мощь. Соответственно стоимость этих кораблей была высокой. Требовалось создать корабль невысокой стоимости, отвечающий всем требованиям современного флота.

Презентация модели корабля проекта 22160 на выставке МВМС-2011

Исходя из оценок состояния флота и изменившуюся военно-политическую обстановку в мире, Высшее военно-морское командование заказало разработку проекта малого корабля для патрулирования прибрежной морской зоны. Первоочередной задачей корабля являлась охрана территориальных вод и 200-мильной экономической зоны. Помимо этого тактическими задачами нового корабля являлись:

– борьба с контрабандой в территориальных водах;– борьба с браконьерством и незаконным выловом рыбы в 200 мильной экономической зоне;– проведение спасательных операций на море;– охранение и сопровождение судов во время морского перехода;– охрана портовых комплексов и военно-морских баз.

В ПКБ «Северный» был разработан проект 22160, который предполагал строительство нового патрульного корабля.

Изначально планировалось использовать новый корвет для нужд Пограничной службы ФСБ России, однако уже на стадии проектирования Военно-морское руководство поменяло концепцию. Новые корабли имеют сравнительно небольшое водоизмещение 1300 тонн. Максимальная скорость хода корвета по заданным параметрам не должна быть ниже 30 узлов.

Экипаж патрульного корабля составлял команду из 80 человек. В плане штатного вооружения конструкторам пришлось выбирать между двумя направлениями. Сначала в техническом задании озвучивалось условие создания на корабле вооружения ближнего радиуса действия, включая противокорабельные ракеты малой дальности, артиллерийские и зенитные комплексы. В дальнейшем, используя имеющийся опыт успешного применения на кораблях малого водоизмещения крылатых ракет «Калибр», принято решение оснастить новый корвет аналогичной пусковой установкой.

Постройка и испытания

Головной корабль проекта 22160 — «Василий Быков» на Зеленодольском ССЗ

Заказ на строительство новых кораблей разместили на Зеленодольском судостроительном заводе, специализирующемуся на строительстве кораблей малого водоизмещения для ВМФ России. Головной корабль проекта 22160 — «Василий Быков» заложен в феврале 2014 года. В оснащении корабля используются в основном детали, узлы и агрегаты российского производства, включая радиолокационное и навигационное оборудование. Спуск корабля состоялся 28 августа 2017 года, после чего начались доковые работы и швартовые испытания. Затем готовый корпус перегонят на Чёрное море. Местом дальнейшей службы является Черноморский флот, с портом приписки в Новороссийской военно-морской базе.

Вслед за головным кораблём с периодичностью в 5-6 месяцев заложены ещё шесть кораблей по этому проекту. Вторым кораблём проекта 22160 стал «Дмитрий Рогачев», заложенный на Зеленодольской верфи. Третий и четвёртый корабли серии решено строить на Керченском судостроительном заводе «Залив». Корабль «Михаил Державин» заложен в феврале 2016 года, а в мае 2016 года заложен «Сергей Котов». Корветы керченской постройки имеют некоторые отличия от односерийных кораблей. Они отличаются немного увеличенной длиной и увеличением огневой мощи. Соответственно их водоизмещение будет увеличено. Эти два корабля, как и остальные корабли серии также планируется использовать для нужд Черноморского флота. Срок сдачи всех заложенных кораблей планируется на 2020 год.

Название Место строительства Заложен Спущен на воду Место службы Статус
«Василий Быков» Зеленодольский ССЗ 26 февраля 2014 года 28 августа 2017 года 2018 Черноморский флот Спущен на воду
«Дмитрий Рогачёв» Зеленодольский ССЗ 25 июля 2014 года 2018 Черноморский флот Строится
«Павел Державин» ССЗ «Залив» 18 февраля 2016 года 2018 Черноморский флот Строится
«Сергей Котов» ССЗ «Залив» 8 мая 2016 года 2018 Черноморский флот Строится
«Виктор Великий» Зеленодольский ССЗ 25 ноября 2016 года 2019 Черноморский флот Строится
«Николай Сипягин» Зеленодольский ССЗ 13 января 2018 года 2019 Черноморский флот Строится
Патрульный корабль проекта 22160 «Дмитрий Рогачёв» на Зеленодольском СЗ

Описание конструкции

Корпус

Основной отличительной особенностью кораблей проекта 22160 является модульная сборка. Такая методика постройки боевых кораблей впервые в России проходит обкатку на строительстве новых сторожевиков. Основная часть узлов и агрегатов, включая элементы вооружения, на кораблях однотипны, поэтому их монтаж и установка производится непосредственно на месте строительства. Универсальность конструкции кораблей заключается в том, что состав вооружения боевого корабля может изменяться в процессе эксплуатации.

Корпус судна и форма надстроек созданы с применением технологии «Стелс», что снижает радиолокационную заметность корабля. Борта корабля имеют высокие обратные завалы, а компактная надстройка - угловатые формы. Надстройка на кораблях проекта 22160 в 2 раза меньше чем на кораблях типа «Стерегущий». Верхняя палуба и палубные пространства защищены с помощью композитных материалов с низкой отражающей поверхностью. Носовая артиллерийская установка имеет угловатую форму башни с минимальной площадью отражающей поверхности.

Корабли имеют осадку в 4 метра, что позволяет им выполнять поставленные перед ними задачи как в открытом море, так и в морских заливах и на речных фарватерах.

Корпус корабля имеет отсек в кормовой части в котором возможно размещение двух 40-футовых контейнеров. В контейнерах могут содержаться модули и оборудование, необходимые для выполнения поставленной в данный момент задачи. Также в кормовой части размещён ангар для десантно-штурмовой моторной лодки. При открытии двери ангара, он наполняется водой и лодка имеет возможность выйти из корабля и зайти обратно своим ходом.

Позади надстройки расположен вертолётный ангар, позволяющий хранить базирующийся на корабле вертолёт в защищённом от воздействия погоды месте.

Бронирование

Бронирование на кораблях проекта 22160 отсутствует. Палуба и палубное пространство защищены композитными материалами.

Энергетическая установка и ходовые качества

На головном корабле серии, корвете «Василий Быков» установлены дизельные двигатели германской фирмы MAN.

Качество работы двигательной группы, универсальные обводы корпуса и наличие приличного навигационного оборудования обеспечивает новым корветам хорошую мореходность. Проектировщикам и строителям удалось реализовать на практике заявленную в техническом задании автономность в 60 суток. Новые корветы в действительности смогут ходить на огромные расстояния и находиться в море до двух месяцев. Ни один сторожевик ВМФ РФ не может похвастаться таким показателями.

В качестве двигательной установки для кораблей проекта 22160 предусмотрены двигатели типа CODAG (комбинированный дизель и газ) с общей выходной мощностью 25 000 кВт. Электрические системы, установленные на судне, включают в себя четыре дизель-генератора мощностью 300 кВт и один аварийный и портовый дизельный генератор мощностью 100 кВт.

Патрульные и максимальные скорости судна составляют соответственно 16 узлов и 30 узлов. Корабль имеет дальность хода 6000 миль на скорости патрулирования и может поддерживать автономный режим 60 дней.

Экипаж и обитаемость

Численность экипажа на кораблях проекта 22160 достигает 80 человек, включая командира и офицеров.

Вооружение

Главный калибр

Корабли проекта 22160 вооружены новым орудием калибра 76,2 мм, размещённым в универсальной артиллерийской установке АК-176МА. Орудие разработано на предприятии ОАО «Машиностроительный завод «Арсенал». Испытания модуля успешно закончились 2 марта 2017 года и завод получил разрешение на серийный выпуск артустановок. По оценкам российских экспертов, АК-176МА сопоставима, а по некоторым параметрам даже превосходит иностранные аналоги.

Установки АК-176МА, по сравнению с предыдущими модификациями, имеют в два раза улучшенную точность наведения приводов, лучшую кучность стрельбы, скорость наведения. Также снижена до 9 тонн масса артустановки.

Новая артустановка будет использоваться для вооружения патрульных кораблей проектов 22160 и 23550, ракетных кораблей проекта 22800 и проекта 12418.

До 2020 года запланирован выпуск 22 артустановок АК-176МА, первый экземпляр уже отправлен на Зеленодольский ССЗ для головного корабля проекта 22160 «Василий Быков».

Орудийная установка AK-176MA в цеху завода «Арсенал»

Характеристики 76,2-мм артустановки АК-176МА:

  • Длина ствола: 59 калибров
  • Масса снаряда: 5,9 кг
  • Начальная скорость снаряда: 980 м/с
  • Скорострельность: 120 выстрелов в минуту
  • Углы вертикальной наводки: -15°/+85°
  • Максимальная скорость горизонтального наведения: 35°/с
  • Эффективная дальность стрельбы:
  • * по надводным целям - 12 км
  • * по воздушным целям - 7 км
  • Расчёт: 2 чел.
  • Боекомплект: 152 выстр.

Тактическое ударное вооружение

Противокорабельная ракета «Калибр» 3М-54Е

Существуют планы о вооружении всех или нескольких кораблей серии ракетными комплексами 3М54 (семейства «Калибр-НК»). Ракетный комплекс может оснащаться ракетами различного применения, как для поражения сухопутных, так и морских целей.

Точные данные о характеристиках ракет, поступающих на вооружение Вооружённых Сил РФ, отсутствуют. Экспортный вариант ракеты может поражать морские цели на расстоянии около 500 км, сухопутные цели на расстоянии от 2000 до 2600 км. Ракеты могут оснащаться тактическим ядерным зарядом.

Скорость ракеты достигает скорости 2,9 Маха, высота полёта от 20 до 150 метров, в разных модификациях. Наведение на цель происходит с помощью GPS или Глонасс, либо с помощью инерциальной навигации.

Вспомогательная/зенитная артиллерия

ЗРК «Штиль-1» Зенитно-ракетная турельная установка 3М-47 «Гибка» (макет) Гранатометный комплекс ДП-65

Опционально ПВО кораблей может быть представлена 12-канальным зенитно-ракетным комплексом «Штиль-1» с 24 ракетами 9М317Э. Комплекс не имеет собственной РЛС, информацию о цели он получает от трёхкоординатной РЛС корабля. Система управления огнём включает в себя радиопередатчики подсветки целей, вычислительный комплекс, оптико-электронные визиры, систему управления и отображения информации. Система управления огнём смонтирована в надстройках корабля и позволяет вести огонь в любых азимутальных направлениях.

«Штиль-1» использует ракету 9М317МЭ, являющуюся модификацией ракеты 9М317 ЗРК «Бук».

Тактико-технические характеристики ЗРК «Штиль-1» Зона поражения
время реакции из походного состояния 5 — 10 с
Количество одновременно обстреливаемых целей 2 — 12
скорострельность каждые 2 с
боезапас 12 / 24 / 36 ракеты
по дальности 2,5 — 50 км
по высоте 5 — 15 000 м
по азимуту 360°
по углу места 0 — 90°

Для создания противовоздушного ближнего рубежа на корветах устанавливаются комплекс «Гибка», который представляет собой турельную установку с автоматизированной системой управления, оснащённую опто-электронной системой обнаружения и сопровождения, а также комплектами аппаратуры и пусковых модулей «Стрелец» (с ракетами типа «Игла»). Комплекс разработан в 2004—2005 годах Морским научно-исследовательским институтом радиоэлектроники «Альтаир».

Антидиверсионное вооружение

Корабли проекта 22160 оснащаются двумя гранатомётными установками ДП-65. Гранатомёт предназначен для защиты корабля от нападения боевых подводных пловцов и диверсантов.

Для обнаружения цели гранатомётный комплекс оборудован опускной гидроакустической станцией 747, которая работает в любом направлении вокруг станции, радиус действия до 400 м.

Если комплекс оснащён гидроакустической станцией «АНАПА-МЭ», гранатомёт обеспечивает автоматическое обнаружение цели, наведение станцией комплекса на цель и её сопровождение до уничтожения.

Граната РГ-55М, созданная для гранатомётного комплекса, предназначена для надёжного поражения подводных диверсантов на глубинах до 40 м в радиусе 16 м.

Авиационное вооружение

На палубе кораблей проекта 22160 может базироваться один вертолёт массой до 12 тонн. Под эти параметры подпадают вертолёты Ка-27, Ка-29, Ка-31.

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

Корабль оборудован рядом радиолокационных систем, а также системами маскировки и контрмер.

Для защиты от электрооптического оружия и радаров используется система РК-10. Электронная система ТК-25 используется для создания помех на сонарах, радарах и системах лазерного целеуказания.

Навигационная радиолокационная станция «Пал-Н» на крыше надстройки используется для сканирования, обнаружения, идентификации и отслеживания воздушных или наземных целей. Там же расположена система радиолокационного обнаружения «Позитив-МЭ1», производящая обнаружение и отслеживание воздушных и наземных целей.

На кораблях проекта 22160 установлена система сонара «Паллада» предназначенная для отслеживания дайверов-диверсантов. Для обнаружения подводных лодок и торпед используется низкочастотная активно-пассивная гидроакустическая станция «Виньетка-ЭМ». На кораблях установлена система сонара МГК-335ЭМ-03 и три гидроакустические станции для мониторинга подводной и надводной части на расстоянии от 3 до 140 км.

См. также

Корветы проекта 20380Фрегаты проекта 22350Боевые корабли после 1945 года

Литература и источники информации

ru.wikipedia.orgbastion-opk.rubmpd.livejournal.comtopwar.ru

Галерея изображений

  • Макет проекта 22160 на выставке МВМС-2013

  • Выведенный из эллинга головной корабль проекта 22160 «Василий Быков». 23 июня 2017 года

  • Постер проекта 22160

  • Дизель-реверс-редукторный агрегат ДРРА6000 для главной силовой установки первого серийного патрульного корабля проекта 22160 «Дмитрий Рогачев»

Видео

wiki.wargaming.net

Чем уникален новый патрульный корабль проекта 22160 "Василий Быков" — Российская газета

Ходовые заводские испытания патрульного корабля проекта 22160, названного "Василий Быков", идут в районе Новороссийска.

Новейший патрульный корабль "Василий Быков" проекта 22160 у причала в Новороссийске. Планируется к передаче ВМФ в летний период текущего года.https://t.co/vDY1Rafhc7 pic.twitter.com/ZFGuZ5PqCG

— Молодой Чугункин (@Mercator2014) 2 июля 2018 г.

Без преувеличения уникальный корабль построен на Волге в городе Зеленодольск на заводе имени А.М. Горького. Без особой огласки головной корабль проекта 22160 спустили на воду 28 августа 2017 года, осенью того же года прибуксировали в Керчь на завод "Залив", где и достроили. В мае начался первый этап ходовых испытаний. Предположительно "Василий Быков" вступит в строй ВМФ до конца 2018 года.

Проект 22160 во многом революционен. Даже военно-морские эксперты США отметили его "достаточно гениальный дизайн" и "огромную боевую мощь при небольшом размере".

"Василий Быков" выполнен по модульной схеме - на нем за короткий срок, меняя модули, можно установить любое вооружение, необходимое для выполнения конкретной боевой задачи. Артиллерийское вооружение состоит из автоматической 76-мм пушки. А в качестве ракетного могут быть и многоцелевые "Калибры", и чисто противокорабельные. Осадка корабля позволяет ему действовать не только в открытом море, но и в заливах, а также в руслах больших рек. Скорость меняется от 16 узлов - патрульная, до 30 узлов - максимальная. На корабле 80 оборудованных спальных мест, которые может использовать экипаж - по численности он меньше этой цифры, а также приданные кораблю подразделения - спасатели, морская пехота и даже научные сотрудники. Патрульный корабль, кстати, может вести эффективный экологический мониторинг.

Осадка корабля позволяет ему действовать не только в открытом море, но и в заливах, а также в руслах больших рек

"Василий Быков" имеет специальное боевое противодиверсионное оборудование. А сонар "Паллада" способен эффективно отслеживать дайверов-любителей и подводных диверсантов. Для обнаружения подводных лодок и торпед используется низкочастотная активно-пассивная гидроакустическая станция "Виньетка-ЭМ". Комплекс гидроакустических станций позволяет сканировать подводную часть моря в радиусе до 140 км.

В различной стадии достройки сейчас еще пять кораблей данного проекта - три в Зеленодольске, два в Керчи. Предполагается, что все шесть кораблей проекта 22160 войдут в состав Черноморского флота. Патрульные корабли проекта 22160 защитят экономическую зону и прибрежную инфраструктуру Черного и Азовского морей и акватории, которые принадлежат России.

rg.ru

Головной патрульный корабль проекта 22160 "Василий Быков" в море

Появившаяся фотография первого выхода в море завершенного строительством головного патрульного корабля проекта 22160 "Василий Быков". Снимок сделан 25 марта 2018 года на подходах к Новороссийску во время перехода "Василия Быкова" с ООО "Судостроительный завод "Залив" в Керчи, где корабль проходил достройку и дооборудование, в Новороссийск для последующего прохождения заводских ходовых и Государственных испытаний.

25-6092557-22160-2

Головной построенный для ВМФ России патрульный корабль проекта 22160 "Василий Быков" во время перехода с ООО "Судостроительный завод "Залив" в Керчи в Новороссийск для последующего проведения испытаний. 25.03.2018 (с) Игорь Александров (via forums.airbase.ru )

Головной патрульный корабль проекта 22160 "Василий Быков" (заводской номер 161) был построен на АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» в Зеленодольске для ВМФ России по контракту с Министерством обороны России от 11 апреля 2014 года, хотя фактически он был заложен на этом предприятии еще 26 февраля 2014 года. Проект 22160 разработан АО «Северное проектно-конструкторское бюро“ (Санкт-Петербург).

"Василий Быков" был выведен из эллинга Зеленодольского завода в июне 2017 года и без особой огласки спущен на воду 28 августа 2017 года. 8 ноября 2017 года корабль был прибуксирован на судостроительный завод "Залив" в Керчи (находящийся с конца 2014 года под управлением Зеленодольского завода имени А.М. Горького) для достройки и доукомплектования. Согласно контракту, корабль планировался к сдаче в 2017 году, но срок выдержан не был.

АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» также заключило 9 октября 2014 года контракт с Министерством обороны России на постройку пяти серийных патрульных кораблей проекта 22160 с заводскими номерами 162, 163, 164, 165 и 166, которые к настоящему времени заложены на Зеленодольском заводе и все находятся в различных стадиях постройки. Это патрульные корабли "Дмитрий Рогачев" (заводской номер 162, заложен 25 июля 2014 года), "Павел Державин" (заводской номер 163, заложен 18 февраля 2016 года), "Сергей Котов" (заводской номер 164, заложен 8 мая 2016 года),  «Виктор Великий» (заводской номер 165, заложен 25 ноября 2016 года) и "Николай Сипягин" (заводской номер 166, заложен 13 января 2018 года). При этом строительство кораблей "Павел Державин" и "Сергей Котов" осуществляется на стапеле на заводе "Залив" в Керчи. Контрактный срок сдачи кораблей с заводскими номерами 162, 163 и 164 – 2018 год, с заводскими номерами 165 и 166 – 2019 год. Все шесть кораблей проекта 22160 предназначаются для Черноморского флота.

По имеющейся информации, строительство серии кораблей проекта 22160 затянулось в том числе ввиду необходимости импортозамещения главной энергетической установки кораблей. Изначально энергетическая установка должна была комплектоваться германскими дизель-редукторными агрегатами MAN, однако до введения санкций Европейского Союза эти агрегаты были поставлены только для головного корабля "Василий Быков", что вынудило перепроектировать пять серийных кораблей под установку дизель-редукторных агрегатов производства АО "Коломенский завод".

bmpd.livejournal.com

Патрульный корабль "Василий Быков" в Новороссийске: peremogi

Небезынтересные фотографии "вблизи" головного патрульного корабля проекта 22160 "Василий Быков", приведенного в Новороссийск для последующего прохождения заводских ходовых и Государственных испытаний. Сообщается, что корабль должен выйти в море на заводские ходовые испытания "к майским праздникам", и в этом случае может быть сдан ВМФ уже в этом году.Головной построенный для ВМФ России патрульный корабль проекта 22160 "Василий Быков" в Новороссийске перед началом заводских ходовых испытаний. Хорошо видна баковая 76-мм универсальная артиллерийская установка АК-176МА в "стелсизированном" исполнении. 30.03.2018 (с) forums.airbase.ru

Головной патрульный корабль проекта 22160 "Василий Быков" (заводской номер 161) был построен на АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» в Зеленодольске для ВМФ России по контракту с Министерством обороны России от 11 апреля 2014 года, хотя фактически он был заложен на этом предприятии еще 26 февраля 2014 года. Проект 22160 разработан АО «Северное проектно-конструкторское бюро“ (Санкт-Петербург).

"Василий Быков" был выведен из эллинга Зеленодольского завода в июне 2017 года и без особой огласки спущен на воду 28 августа 2017 года. 8 ноября 2017 года корабль был прибуксирован на судостроительный завод "Залив" в Керчи (находящийся с конца 2014 года под управлением Зеленодольского завода имени А.М. Горького) для достройки и доукомплектования. По завершении работ, 25 марта 2018 года корабль был отбуксирован из Керчи в Новороссийск для последующего прохождения заводских ходовых и Государственных испытаний. Согласно контракту, корабль планировался к сдаче в 2017 году, но срок выдержан не был.

АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» также заключило 9 октября 2014 года контракт с Министерством обороны России на постройку пяти серийных патрульных кораблей проекта 22160 с заводскими номерами 162, 163, 164, 165 и 166, которые к настоящему времени заложены на Зеленодольском заводе и все находятся в различных стадиях постройки. Это патрульные корабли "Дмитрий Рогачев" (заводской номер 162, заложен 25 июля 2014 года), "Павел Державин" (заводской номер 163, заложен 18 февраля 2016 года), "Сергей Котов" (заводской номер 164, заложен 8 мая 2016 года), «Виктор Великий» (заводской номер 165, заложен 25 ноября 2016 года) и "Николай Сипягин" (заводской номер 166, заложен 13 января 2018 года). При этом строительство кораблей "Павел Державин" и "Сергей Котов" осуществляется на стапеле на заводе "Залив" в Керчи. Контрактный срок сдачи кораблей с заводскими номерами 162, 163 и 164 – 2018 год, с заводскими номерами 165 и 166 – 2019 год. Все шесть кораблей проекта 22160 предназначаются для Черноморского флота (выделено мной -  W.).Головной построенный для ВМФ России патрульный корабль проекта 22160 "Василий Быков" в Новороссийске перед началом заводских ходовых испытаний. 30.03.2018 (с) forums.airbase.ruИсточник.

ТТХ

peremogi.livejournal.com

MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)

ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение)

пр.22160"Василий Быков""Дмитрий Рогачев""Павел Державин""Сергей Котов"

Патрульный корабль / корвет. Проект разработан Северным проектно-конструкторским бюро (г.Санкт-Петербург). Закладка головного корабля проекта прошла 26 февраля 2014 г. на Зеленодольском судостроительном заводе. Всего в рамках программы вооружений до 2019 г. планировалось строительство шести кораблей проекта для ВМФ России. 16.04.2014 г. обнародованы планы увеличения серии до 12 кораблей.Модель корвета пр.22160. Якобы вариант для ВМФ России. Фото с выставки "Интерполитех-2015" (фото - Nikolai Novichkov, http://www.janes.com/, обработано). Конструкция - при проектировании корабля впервые в России использован модульный принцип формирования конструкции (источник).

Двигательная установка - главная энергетическая установка типа CODAG полной мощностью до 34000 л.с. (25000 кВт)

Энергетика:- 4 дизель-генератора мощностью по 300 кВт- 1 аварийно-стояночный дизель-генератор мощностью ок. 100 кВт

ТТХ корабля:Экипаж - до 80 чел

Длина:- 94 м- 91 м (источник)Ширина:- 14 м- 14.2 м (источник)Осадка:- 3,4 м- 4.4 м (габаритная, источник)

Водоизмещение стандартное- около 1300 т- не болеее 1700 т (источник)

Скорость полного хода:- до 30 уз- не менее 27 уз (источник, при нормальном водоизмещении и состоянии моря до 3 баллов)Скорость патрульного хода - около 16 узДальность плавания патрульной скоростью - до 6 000 мильАвтономность - 60 сут

Вооружение (по умолчанию - источник):

пр.22160, опционально пр.22160 для ВМФ России
Ударный ракетный комплекс 1 интегрированная ракетная система "Калибр-НКЭ" с ПУ вертикального пуска УКСК (универсальный корабельный стрельбовой комплекс) комплекса "Калибр-НК" на 8 КР "Калибр" или "Яхонт" - согласно модели с выставки "Интерполитех-2015" - 2 х 4 контейнертные подъемные пусковые установки комплекса "Калибр-НК" с ракетами в ТПК. Использование комплекса "Калибр-НК" подтверждается первым заместителем генерального директора Зеленодольского судостроительного завода Александром Карповым (источник)
ЗРК самообороны - 1 ЗРК "Штиль-1" с двумя модульными ПУ 3С90Э.1- 1 турельная зенитная ракетная установка "Гибка", боекомплект - 8 ПЗРК 9К38 "Игла" 1 турельная зенитная ракетная установка "Гибка", боекомплект - 8 ПЗРК 9К38 "Игла"
Универсальное артиллерийское 1 x 1 х 57-мм установка А-220М 1 x 76.2-мм установка АК-176МА (источник)
Зенитное артиллерийское - -
Торпедное - -
Прочее - 2 х 14,5-мм морских тумбовых пулеметных установки МТПУ с пулеметами КПВ- 2 противодиверсионных гранатометных комплекса ДП-65 - 1 х 12.7-мм мобильный крупнокалиберный пулемет- 2 противодиверсионных гранатометных комплекса ДП-65- ручной гранатомет ДП-64
ПУ помех 1 комплекс ПК-10 1 комплекс ПК-10
Авиационное Ка-27ПС Ка-27ПС

Оборудование:

пр.22160
БИУС  
РЛС общего обнаружения воздушных и надводных целей и целеуказания 1 х РЛС обнаружения воздушных и надводных целей "Позитив-МЭ1"
РЛС целеуказания ПКР  
Система целеуказания универсальная  
РЛС целеуказания  
Оптическая система  
Навигационные РЛС 1 х НРЛС "Пал-Н"
Навигационный комплекс  
Аппаратура госопознавания  
Комплекс РЭБ / РЭП 1 х корабельный комплекс радиоэлектронного подавления ТК-25Э
ГАК / ГАС 1 х ГАК МГК-335ЭМ-031 х ГАС "Виньетка-ЭМ"1 х ГАС обнаружения подводных пловцов "Паллада"
Комплекс связи  
Прочее Телескопический ангар и взлётно-посадочная площадка со средствами обеспечения взлёта, посадки и обслуживания вертолёта
Статус: Россия- 2014 г. 26 февраля - планируется закладка на Зеленодольском ССЗ головного корабля пр.22160.

Экспорт: по состоянию на начало 2014 г. корабль предагается на экспорт.

Реестр кораблей пр.22160 (04.11.2015 г.):

№пп Название проект завод.№ завод заложен спущен на воду вступил в строй примечание
01 "Василий Быков" пр.22160 161 Зеленодольский ССЗ им. А.М.Горького 26.02.2014 г. прогноз - 2015 г.

план - вторая половина 2016 г. (08.05.2016 г., источник)

прогноз - 2016 г.

план - конец 2016 г. (планы середины 2015 г., источник)

план - 2017 г. (источник)

план - 2017 г. (08.05.2016 г., источник)

Будет вооружен "Калибр-НК" (источник)

ЧФ (источник)

02 "Дмитрий Рогачев" пр.22160 162 Зеленодольский ССЗ им. А.М.Горького 25.07.2014 г. прогноз - 2015 г. до 2019 г.

план - 2018 г. (источник)

ЧФ (источник)
03 "Павел Державин" пр.22160 163 Зеленодольский ССЗ им. А.М.Горького прогноз - 2015 г.

февраль 2016 г.

- до 2019 г.

план - до 2022 г. (источник)

ЧФ (источник)
04 "Сергей Котов" пр.22160 164 Зеленодольский ССЗ им. А.М.Горького прогноз - 2015 г.

08.05.2016 г.

- до 2019 г.

план - до 2022 г. (источник)

ЧФ (источник)
05   пр.22160   Зеленодольский ССЗ им. А.М.Горького прогноз - 2016 г. - до 2019 г.

план - до 2022 г. (источник)

ЧФ (источник)
06   пр.22160   Зеленодольский ССЗ им. А.М.Горького прогноз - 2016 г. - до 2019 г.

план - до 2022 г. (источник)

ЧФ (источник)
07   пр.22160   Зеленодольский ССЗ им. А.М.Горького прогноз - 2017 г. -   По сообщению СМИ от 16.04.2014 г. планируется закладка
08   пр.22160   Зеленодольский ССЗ им. А.М.Горького прогноз - 2017 г. -   По сообщению СМИ от 16.04.2014 г. планируется закладка
09   пр.22160   Зеленодольский ССЗ им. А.М.Горького прогноз - 2018 г. -   По сообщению СМИ от 16.04.2014 г. планируется закладка
10   пр.22160   Зеленодольский ССЗ им. А.М.Горького прогноз - 2018 г. -   По сообщению СМИ от 16.04.2014 г. планируется закладка
11   пр.22160   Зеленодольский ССЗ им. А.М.Горького прогноз - 2019 г. -   По сообщению СМИ от 16.04.2014 г. планируется закладка
12   пр.22160   Зеленодольский ССЗ им. А.М.Горького прогноз - 2019 г. -   По сообщению СМИ от 16.04.2014 г. планируется закладка
Курсивом выделены предположительные данные.

Бортовые номера:

Год пр.22160
2015 г.

Источники:ВМФ России удвоит заказ на модульные корветы. 2014 г. (источник).Новый патрульный корабль пр. 22160 будет заложен 26.2.2014г. (источник).Патрульный корабль пр.22160, 2013 г. (источник).

militaryrussia.ru

как корабли проекта 22160 изменят тактику антипиратской борьбы

Модульная концепция морского вооружения впервые в России реализована на патрульном корвете проекта 22160 – корабле дальней морской зоны, масштабный заказ на создание серии которых выполняется сейчас судостроителями татарстанского АО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького». Разработчики проекта, специалисты Северного проектно-конструкторского бюро, учли основные аспекты применения подобных кораблей, их востребованность и целевое предназначение. А это и несение погранично-патрульной службы по охране территориальных вод, и патрулирование 200-мильной особой экономической зоны, и обеспечение безопасности кораблей и судов при морских переходах, и защита баз и водных районов, и антипиратская деятельность. В получившееся в итоге изделие оказались органично вписаны технологии и решения, учитывающие весь спектр будущего применения кораблей этого типа, отражающие их многопрофильную направленность.

Об уникальных новациях, реализованных при создании этого корабля, способного нести на борту не только набор различного вооружения, но комплекс специального оснащения, о его непревзойденных боевых и маневренных возможностях расскажет журналист Алексей Егоров, посвятивший проекту 22160 очередной выпуск программы «Военная приемка», выходящей на телеканале «Звезда».

«Ювелиры» речных переходов

Конечно, в сравнении с флотскими гигантами, такими, например, как тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» или тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий», этот корабль по своим размерам выглядит куда скромнее. Но и миниатюрным его тоже не назовешь. Во всяком случае для речного перехода, которым предваряется боевая служба любого из построенных в Зеленодольске «плавсредств», габариты более чем внушительные. Просторы даже самых крупных российских рек для таких кораблей зачастую тесноваты. Судите сами: водоизмещение – около 1,8 тысячи тонн, длина – 94 метра, ширина – 14. Некоторые участки пути, по которому приходится идти корвету, особенно шлюзовые зоны (всего их 18), преодолеваются с ювелирной осторожностью. Расстояние от бортов до бетонных стен шлюзовой камеры измеряется в буквальном смысле сантиметрами. Кроме того, учитывая речное мелководье, корабль приходится ставить на понтоны, а это добавляет сложностей с управлением.

Картинка

Этот корабль в свое время стал первым в линейке данного проекта. Свое имя он получил в память о Герое Советского Союза контр-адмирале Василии Быкове. В августе 1944 года командир дивизиона торпедных катеров Северного флота старший лейтенант Быков во время атаки вражеского конвоя в районе Северной Норвегии потопил 14 транспортов противника. Это был самый значительный и один из наиболее успешных боев североморских торпедоносцев. Сегодня корвет «Василий Быков» готовится заступить на службу в российский Военно-Морской Флот.

Перечислять внедренные здесь инновации можно долго. В их числе, например, технология «стелс», обеспечивающая незаметность в радиолокационном поле. Это достигается за счет особой архитектуры обводов корпуса. Вообще, надо сказать, что при создании корабля большая работа была выполнена специалистами Крыловского государственного научного центра. На специально построенной модели был проведен полный цикл испытаний по определению ходовых качеств и исследований на воздействие различных условий и сред. Учтены и потребности экипажа в составе 80 человек. К услугам моряков – обустроенные каюты, сауна, спортзал с баскетбольным кольцом, библиотека. Во время многодневных походов и плаваний, дальность которых может исчисляться несколькими тысячами миль, такой комфорт будет нелишним.

В приоритете – скорость

Теперь о главном – о боевом предназначении. Те, кто следил за перипетиями недавних историй с вылазками сомалийских пиратов, обратили вниманию на тактику действий этих «флибустьеров XXI века». Стремительный бросок на скоростных лодках, жесткий абордаж и мгновенный захват команды и груза. В борьбе с пиратами были задействованы военно-морские силы многих государств, в том числе российского ВМФ. Действовали наши моряки слаженно, четко, сорвав не одну атаку бандитов на мирные гражданские конвои. Однако опыт участия в противодействии морским разбойникам подсказал необходимость совершенствования боевых средств флота, придания им большей маневренности, многофункциональности. Можно сказать, что корветы проекта 22160 – реализация как раз этих потребностей.

Картинка

К примеру, именно у этих кораблей есть то, чего нет ни у кого из «одноклассников», – десантно-штурмовая лодка, способная покидать корабль-носитель и возвращаться обратно прямо во время движения. Важно отметить, что лодка эта бронированная, а на борт она может брать до десяти морских пехотинцев плюс двух членов экипажа. По словам главного конструктора кораблей проекта 22160 Алексея Наумова, для спуска на воду ДШЛ достаточно 30 секунд. Специальное устройство приема-отдачи по максимуму использует гравитационный режим: после отдачи концов лодка под собственным весом соскальзывает по слиповой дорожке наружу. Скорость движения бронированного плавсредства по воде достигает при этом 80 километров в час, а незначительные габариты и слабый шум двигателя позволяют лодке приближаться к противнику (в том числе к объекту, захваченному пиратами) незаметно.

К слову, значительную скорость может развивать и сам корвет. Как отмечает Алексей Наумов, это достигается особой формой корпуса, позволяющей поддерживать полный ход в течение нескольких часов. Ну и конечно, оперативности действий добавляет наличие на борту корабля штатного воздушного судна – вертолета типа Ка-27, Ка-29 или Ка-31. Для размещения винтокрылой машины в конструкции корвета предусмотрен специальный закрытый ангар.

Корабль повышенной «зубастости»

Модульность – та самая новация, которая делает этот корабль поистине универсальным. В зависимости от типа монтируемых контейнеров «Василий Быков» может из патрульного превратиться, например, в корабль артиллерийский или санитарный. «Мы можем погрузить сюда одновременно два контейнера, обеспечить погрузку как ракетного комплекса, так и водолазного, санитарного, – говорит генеральный директор АО «Зеленодольский завод имени A. M. Горького» Ренат Мистахов. – Все зависит от поставленной задачи».

Сегодня настало такое время, когда при разработке новых видов вооружения принцип модульности выступает одним из главным. Такой особенностью отличаются, к примеру, наши боевые машины проекта «Армата»: за счет той самой модульности их можно «формировать» под конкретные задачи, да еще и ремонтировать прямо в боевой обстановке.

Картинка

Не случайно и то, что все более многофункциональными становятся и морские суда. Один из ярких примеров – спущенный недавно на воду ледокол проекта 21180 «Илья Муромец», созданный специально для ВМФ России. Как отмечает замглавкома Военно-Морским Флотом во вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук, это судно предназначено для круглогодичной эксплуатации: в период, когда море будет свободно ото льда, ледокол будет обеспечивать проведение гидрографических, гидрометеорологических работ, бороться с разливами нефти, оказывать помощь в тушении пожаров.

При этом корабельные модули – понятие далеко не условное, а вполне осязаемое, практичное. Например, на корабле проекта 22160 в санитарном исполнении можно разместить помещения медицинского назначения, скажем операционную, принять значительное количество раненых. Что же касается вооружения, которым может оснащаться этот корабль, то оно представлено штатной 57-миллиметровой автоматической артиллерийской установкой А-220М, двумя 14,5-миллиметровыми морскими тумбовыми пулеметными установками, турельной зенитной установкой «Гибка», комплектами ПЗРК типа «Игла-С», гранатометами. Набор оружия для противодиверсионной группы составят подводные автоматы и пистолеты, для корабля в ракетном исполнении – наши знаменитые «Калибры».

Картинка

«Это уникальный высокоманевренный и очень "зубастый" корабль», – отзывается о корветах проекта 22160 вице-премьер Дмитрий Рогозин. В свою очередь, заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов отмечает, что созданные зеленодольскими судостроителями корабли – патрульные, ближней морской зоны, малые ракетные – уже стали предметом гордости вооруженных сил и Военно-Морского Флота страны. Стоит отметить, что сразу после новогодних праздников на АО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького» состоялась торжественная церемония закладки нового патрульного корабля проекта 22160, получившего наименование в честь советского морского офицера, командира дивизиона сторожевых катеров Новороссийской военно-морской базы Героя Советского Союза капитана 3-го ранга Николая Ивановича Сипягина. Это шестой по счету и пятый в серии корабль, заложенный на стапелях предприятия. Как и предыдущие, корвет будет оснащен новейшими средствами поиска, радиотехническим и гидроакустическим вооружением, а также средствами радиоэлектронного противодействия, получит высокие маневренные качества и достойную мореходность.

tvzvezda.ru