Кто такие ваххабиты (ваххабисты) – коротко и ясно. Ваххабит это


фото, признаки, отличия от настоящих мусульман

В настоящее время в мире (особенно в России) в обществе особую остроту имеют проблемы, связанные с ростом религиозного экстремизма, в частности исламского. В общественном сознании исламский экстремизм прочно ассоциируется с ваххабизмом. В то же время некоторая часть мусульман считает последователей данного религиозного течения борцами за очищение ислама. Кто такой ваххабит? В чем отличие их от мусульман? Какова их идеология? Обо всем этом будет рассказываться в данной статье.

Кто они такие?

кто такой ваххабитВ первую очередь рассмотрим, кто же такие ваххабиты. К ним причисляются последователи ваххабизма – особого течения в Исламе. Они допускают альтернативные толкования Корана и хадисов. Термин «ваххабизм» был введен в оборот в XVIII веке противниками проповедника Мухаммада ибн Абдуль Вахаба. Его идеи о модернизации Ислама были объявлены неверными. Он сам был объявлен чуть ли не сумасшедшим. В настоящее время термин «ваххабизм» имеет множество толкований. Так, представители христианства и атеисты часто ассоциируют ваххабитов с террористами. Люди, не разбирающиеся в направлениях ислама, могут посчитать таковым любого мусульманина, имеющего бороду.

Кто такие ваххабиты в исламе? Для последователей традиционного ислама ваххабитом является тот, кто придерживается иного толкования религии. Таким образом, современное толкование намного шире и включает в себя всех мусульман, придерживающихся альтернативного толкования Ислама. Ваххабитами называют как действительных экстремистов, так и суннитов. Для того чтобы понять, кто такой ваххабит на самом деле, необходимо знать историю возникновения данного религиозного течения.

Возникновение

кто такие ваххабиты в исламе

Основоположником данного религиозного течения является проповедник Мухаммад Абдель Ваххаб, который во второй половине XVIII века являлся лидером повстанческого движения на Аравийском полуострове за независимость от власти Османской империи. В качестве идеологической основы национально-освободительного движения использовались лозунги о необходимости борьбы за очищение ислама от нововведений. В основе идей Мухаммада Абдель Ваххаба было отрицание турецкого султана как верховного правителя всех мусульман. Таким образом, для обоснования национально-освободительной борьбы использовались религиозные лозунги, как это обычно и происходит до сих пор. В начале XIX века освободительное движение в Аравии было подавлено войсками турецкого султана. Некоторое время про ваххабитов никто ничего не слышал. Через сто пятьдесят лет их лозунги были вновь подняты молодым лидером Аль Саудом Абдельазизом, создателем королевства Саудовская Аравия. С открытием на территории Саудовской Аравии огромных нефтяных месторождений для распространения ваххабизма по всему исламскому миру появилась мощная финансовая подпитка.

История развития

мусульмане ваххабиты Ваххабизм как идеологическое течение в исламе тесно связан с Саудовской Аравией и используется ее правящими кругами в достижении внешнеполитических целей получения господства в исламском мире. Но все же многие считают, что эти люди – не мусульмане. Ваххабиты стремятся очистить ислам, но методы, которые они применяют для этого, не поддерживаются священным Кораном.

В результате Арабо-израильской войны 1973 года произошло стремительное увеличение цен на нефть, что обусловило рост богатства правящей верхушки Саудовской Аравии. В Джидде создаются Организация исламская конференция и Исламский банк развития, которые стали мощным инструментом распространения саудовского влияния в мусульманских странах.

Ваххабиты в США

как отличить ваххабита

Ваххабизм также использовался США как идейная база противодействия вводу советских войск в Афганистан в 1979 году. Саудовская Аравия, США и Пакистан способствовали распространению его идей для организации джихада с целью борьбы с советским присутствием в Афганистане. Побочным эффектом этой политики стало появление хорошо обученных, имевших мощную идеологическую мотивацию многочисленных исламских боевиков, которые после афганской войны перешли к конфронтации с США и их союзниками. Именно в это время руками США была создана организация "Аль-Каида" под руководством Усамы бен Ладена, деятельность которой затем надолго стала для США одной из основных угроз.

Усилению этого религоозного течения и его распространению способствовало присвоение королем Саудовской Аравии Фахдом титула «Хранителя двух святынь» (Мекки и Медины). Тем самым ваххабизм как официальная религия Саудовской Аравии присвоил власть над главными святынями ислама.

«Ваххабит» – слово не ругательное, как многие привыкли думать. Этот термин образовался в результате исторических событий.

Что происходит сегодня?

про ваххабитов

В настоящее время ваххабиты в мире ислама составляют около одного процента мусульман. Центрами являются Саудовская Аравия и Катар. Также эти идеи составили идеологическую основу движения "Талибан" в Афганистане. Ваххабизм также принимался многими исламскими радикалами просто по факту готовности идти на войну с «неверными». Таким образом, это идеологическое течение с конца XX века стало прочно ассоциироваться с исламским терроризмом. Кто такой ваххабит на самом деле и чем он отличается от традиционного мусульманина?

Отличия ваххабитов от мусульман

Рассмотрим основные особенности этого течения и его отличия от иных направлений ислама.

  1. Последователи ваххабизма буквально трактуют Коран, не учитывая социально-политическую обстановку в Аравии во времена пророка Мухаммеда. Аллах воспринимается в качестве физического лица, имеющего возможность свободного перемещения, однако Его облик остается тайной, ибо Он не похож ни на кого и ни на что. Отличия ваххабитов от мусульман проявляются еще и в том, что первые крайне враждебно относятся к культурным ценностям.
  2. В качестве основы вероучения ваххабитами признаются только сборники хадисов Бухари и Муслима и полностью отрицаются иные религиозно-правовые школы. Также у них считается язычеством непосредственная просьба к Аллаху («тавассуль»). Нежелательным считается посещение могил сподвижников Мухаммеда и иных исламских праведников. Убитые ваххабиты, по мнению своих же, также не заслуживают того, чтобы их похоронили по всем мусульманским традициям.
  3. Ваххабиты отрицают поклонение усопшим и просто маниакально борются с могилами предков (разрушают их, запрещают делать надписи и ставить памятники). Они отчаянно ведут ожесточенную борьбу с историческим прошлым народов, стремятся разрушать святыни и памятники культуры. Тем самым они отрицают национальную принадлежность, стремясь к созданию новой исторической общности мусульман. Их политические и религиозные воззрения отличаются крайней степенью радикализма. Неприятие всех людей, не принимающих их взглядов и их культуры и мировоззрения, – главные признаки ваххабита.
  4. Также для последователей данного течения характерно крайнее неприятие немусульман, которых разрешается убивать и вести с ними войну (джихад). Ваххабиты, убивающие людей других вероисповеданий, – явление, которое встречается довольно-таки часто в мусульманских странах. Война против «неверных» считается священным делом любого правоверного мусульманина. При этом отрицаются национальные границы. Все мусульмане, служащие в органах государственной власти, армии и полиции стран, не являющихся государствами, где ислам признан в качестве официальной религии, признаются вероотступниками. Крайне жестокие люди ваххабиты. Фото не может передать те негативные эмоции, которые живут в их сердцах.
  5. Ваххабитами не признаются государственные законы, решения светских судов, кроме шариатского. Также ваххабиты отрицают другие течения в исламе (суннитов и шиитов). Террористическая деятельность во имя интересов ислама (в том числе самопожертвование) считается оправданной и пропагандируется. При этом последователи ваххабизма отрицают его наличие, ибо для них их религиозные взгляды являются единственно верными.
  6. Кто такой ваххабит и какова цель его идеологии? Целью этих людей является создание единого исламского государства (халифата), функционирующего на основе законов шариата. Подразумевается при этом, что халифат будет создан на основе главенствующей роли Саудовской Аравии и Катара, чья правящая верхушка займет исключительное положение. Догмы ваххабизма часто меняются в зависимости от политических целей основных идеологов. При этом неизменной остается общая воинственная направленность и отрицание диалога с представителями других религий.
  7. Как отличить ваххабита от обычного преступника? Благодаря общности ваххабизма с воровскими понятиями эти идеи легко воспринимаются членами всевозможных преступных организаций. Основной чертой остается крайний радикализм по отношению не только к лицам, относящимся к другим религиям, но и к мусульманам – последователям других направлений в исламе. С ними должна вестись непримиримая борьба до полного их уничтожения. Ваххабиты не ассоциируют себя как часть народа, к которому они принадлежат. Национальная принадлежность ими отрицается. Главное – следование законам и традициям ислама в их понимании.

Ваххабизм в России

ваххабиты убивающие

На территории Российской Федерации ваххабизм получил распространение преимущественно на Северном Кавказе (в Дагестане, Карачаево-Черкесии). Причиной этого является наличие в данных регионах многочисленных социально-экономических проблем (безработицы, бедности, коррупции в органах власти и правоохранительных органах). Ваххабиты Дагестана – это те люди, которые не нашли поддержки в решении своих проблем или посчитали себя ущемленными органами власти и представителями правоохранительных органов и в результате попали под влияние исламских радикалов. Распространению ваххабитских идей способствует деятельность эмиссаров из-за рубежа (в первую очередь из Саудовской Аравии, Иордании и Пакистана), целью которых является отторжение Северного Кавказа от России и создание халифата. Их агитационной деятельности в конце 90-х годов XX века способствовали слабость государства и две чеченские войны. Распространению радикальных течений в исламе способствует религиозная неграмотность населения, особенно молодежи, исторические обиды (память о кавказских войнах, депортациях).

Причины ослабления влияния ваххабизма

отличия ваххабитов

До недавнего времени государство не могло противопоставить распространению экстремистских идей грамотно выстроенную национальную политику. В настоящее время по мере укрепления государственной власти, постепенного решения социально-экономических проблем, борьбы с коррупцией в органах власти, ограничения деятельности всевозможных неправительственных международных некоммерческих организаций влияние ваххабитов в регионе Северного Кавказа падает.

Внешние признаки

  1. Характерной внешностью выделяются ваххабиты. Фото указывает на неотъемлемый атрибут их внешности - бороду. Она, по мнению последователей ваххабизма, представляет собой обязательный признак мужчины. Однако в целях маскировки допускается коротко обстричь или вообще сбрить бороду. Для того чтобы не оказаться в поле зрения правоохранительных органов, ваххабиты пытаются маскироваться и не отличаться от основной массы мусульман. Их пропаганда часто носит скрытый характер. Подход с целью вербовки осуществляется после тщательного изучения кандидатов. В настоящее время центр усилий перенесен на работу с мусульманской молодежью. При этом используются неграмотность, незрелость, склонность к максимализму у молодых людей.
  2. Также внешними признаками, по которым можно отличить ваххабитов, является ношение укороченных брюк (выше щиколотки), наголо выбритая голова. Они также могут носить национальную одежду, принятую в арабских странах.
  3. Также существуют отличия в практике исполнения религиозных обрядов. Ваххабиты, будучи в мечети, не надевают на голову тюбетейку и не пользуются четками, что отличает их от обычных верующих.
  4. Ваххабиты ревностно следят за тем, чтобы их жены полностью закрывали лицо, оставляя открытыми лишь глаза. Также последователи радикального ислама положительно отзываются о порядках и государственном строе Саудовской Аравии и в последнее время террористического государства (ИГИЛ), запрещенного на территории Российской Федерации. Их пропагандистская литература часто не имеет выходных данных или выходит под эгидой следующих издательских домов: "Бадр", "Умма", "Тауба", "Фажруль-Исламийа (Фаджр)", "Ибрагим бин Абдуль-Азиз аль-Ибрагим", "Сантлада".

В последнее время ваххабиты часто называют себя салафитами.

Вывод

Ваххабизм как религиозное течение внутри ислама получил развитие в XVI веке и связан с комплексом внутренних социально-политических противоречий в Аравии, в частности с борьбой с господством Османской империи. Первоначально это носило национально-освободительные черты, а затем, под влиянием идей господства в исламском мире, появившихся среди правящей верхушки Саудовской Аравии, а также под влиянием внешних сил (США) ваххабизм принял радикальный характер. Для него свойственны неприятие всех направлений ислама, идущих вразрез с его идеологическими принципами, а также декларирование борьбы с «неверными» как священной обязанности каждого мусульманина. Движение в его современной форме представляет безусловную опасность для государственного строя Российской Федерации, поскольку несет угрозу целостности страны (отторжение Северного Кавказа, иных территорий с преобладающим мусульманским населением).

Следует понимать, что ваххабизм не является религиозным течением, характерным для российских мусульман, а был привнесен извне и является попыткой внешних сил дестабилизировать политическую ситуацию в стране. Борьба с радикализмом должна включать в себя устранение причин, способствующих неприятию власти со стороны населения, проведению широкой просветительской деятельности, в первую очередь среди молодежи, которая наиболее восприимчива к воздействию чуждой нормам традиционного ислама религиозной пропаганды. Наряду с этим, соответствующим государственным органам необходимо отслеживать деятельность разного рода неправительственных организаций, финансируемых из-за рубежа, осуществляющих пропаганду чуждых традициям России ценностей.

fb.ru

Кто такие ваххабиты (ваххабисты) – коротко и ясно — Ислам. Помощь в Исламе

Наверно, очень мало найдётся людей, которые интересовались бы новостями о своей стране и в  мире вообще, и не слышали бы, о понятии «ваххабизм» и упоминание о ваххабитах (или ваххабистах). Это понятие тесно привязали к Исламу, мусульманам, ношению бороды и укороченной одежды. Деяния же названных ваххабитами людей связывают с терроризмом, взрывами, ИГИЛом, «аль-Каэдой» и бин Ладеном и прочими делами и личностями, порочащими Ислам, благословенный призыв Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.

А вы знаете, что термины «ваххабит», «ваххабизм» и прочие его производные – ошибочны и используют его, в основном, две группы людей: враги истинного Ислама и невежественные люди (будь то мусульмане или нет).

Многие удивятся, почему?

Представьте, что вам предлагают нарекать именем вашего отца радикальных заблудших людей, преступников, сектантов. Скажем, если его (вашего отца) зовут Руслан, то их назовут «русланитами». Как вы это воспримите? Вам это понравится? Если у вас есть хоть немного уважения к собственному отцу, то, без сомнения, вы отвергните это прозвище («русланиты») и будете избегать тех, кто продолжает использовать его. Вы попросите не называть так их в вашем присутствии, даже если вам скажут, что назвали их так не из-за вашего отца. Уважение к отцу не позволит вам смириться с этим.

Представьте себе, что вы ответите в Судный день своему Господу, когда Он будет разгневан так, как не гневался ранее и не будет больше гневаться так после, что считали несправедливым склонять имя своего отца, но не видели проблем склонять Имя Господа Миров?! Да, аль-Уаххаб — имя моего и вашего Господа, Аллаха, Свят Он и Велик!

Например.

Сура 3, аят 8.

رَبَّنَا لَا تُزِغْ قُلُوبَنَا بَعْدَ إِذْ هَدَيْتَنَا وَهَبْ لَنَا مِن لَّدُنكَ رَحْمَةً إِنَّكَ أَنتَ الْوَهَّابُ

Перевод смыслов: Господь наш! Не уклоняй наши сердца в сторону после того, как Ты наставил нас на прямой путь, и даруй нам милость от Себя, ведь Ты — Дарующий!

Поэтому, повторюсь, что нарекать кого-либо, а тем более в негативном контексте, производным от одного из Имён Аллаха — или дело врага Аллаха и Его религии, или дело невежды, который следует своим страстям, не понимая или не желая понимать какую «яму себе копает».

Какова цель тех, кто распространяет это прозвище, которому нет места в Исламе?

Ответ: Одеть в одно одеяние секту хариджитов (тех, кто сбился с Прямого Пути, впал в радикальность, которое выражается как в актах террора, войны с мусульманами, такфир и т.д.) с теми, кто исповедует Ислам в том виде, котором он дошел до нас от Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, в понимании первых поколений мусульман (сподвижники, табиины, и те, кто строго последовал на ними) отвергая нововведения и ересь, появившееся после, пусть её и разукрашивают и она кажется прекрасной, хотя в Судный день она не принесет пользы, беря за основу схожесть во внешнем облике. Справедливо ли судить таким образом?

Для того, кто хочет больше не путаться в том вопросе, рекомендуем дочитать эту статью до конца. Ин ша Аллах, станет понятно.

Давайте попытаемся разобраться и дать всему этому соответствующее название.

Как появилось понятие ваххабизм?

Те, кто придумали назвать определенных мусульман ваххабитами, опираются на то, что середине и конце XVIII века жил теолог, исламский учёный Мухаммад ибн Абдуль Ваххаб (да смилуется над ним Аллах). В годы его жизни, уже  широко распространилась ересь в Исламе, такая, как поклонение могилам праведников, испрашивание помощи не у Аллаха, а у Его созданий или посредством их и т.п., что в корне противоречит сути религии Господа Миров, т.е. противоречит Единобожию. Поэтому он (Мухаммад ибн Абдуль Ваххаб) взялся призывать людей к истинному Исламу, опираясь на книгу Аллаха – Коран и Сунну (путь) Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Он не принёс ничего нового в религию, не придумал от себя новые нормы и законы, а лишь, с соизволения Всевышнего, стал призывать к тому, к чему призывали все пророки и посланники, мир им всем, что было в Исламе, но люди позабыли и/или исказили.

Это было неугодно врагам Ислама, которых устраивало то, что мусульмане отклонились от основ своей религии, и тем заблудшим, которые проповедовали это заблуждение, эту ересь, с которой боролся Мухаммад ибн Абдуль Ваххаб.

На призыв этого учёного ответили многие мусульмане, которым Аллах оказал милость и даровал понимание религии. Противники же этого решили дать им прозвище, а призыву – название.

Сура 61, 8 аят. Они хотят погасить свет Аллаха своими ртами, но Аллах сохранит Свой свет, даже если это ненавистно неверующим.

Враги этого призыва понимали, что назвать призыв по имени учёного, которого звали Мухаммад, вызовет, как минимум, непонимание у большинства мусульман, так как это имя носил Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, поэтому решили выбрать для этого имя его отца — Абдуль Ваххаба, сократив до Ваххаб. Сказали, что это течение – ваххабизм, а его последователи – ваххабиты. Естественно, это ложь, так как сами мусульмане, которые исправили своё вероубеждение, никак не связывали себя с каким-то течением или личностью современника, разве что брали у него, Мухаммада ибн Абдуль Ваххаба, знание и доказательства из Книги Аллаха, Свят Он и Велик, и Сунны Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на доводы об ошибочности в вероубеждении и поклонении современных, на то время, мусульман.

Кто тогда такие террористы, которые взрывают себя и других и совершают другие акты террора?

Это заблудшее течение в Исламе, последователи которого по-своему истолковывают аяты из Книги Аллаха, плохо думают о тех мусульманах, которые считают их заблудшими и чинящими зло и нечестие. У них есть имя – хариджиты (хавариджи).

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Появятся люди в моей общине со стороны востока, которые будут читать Коран, но он не будет опускаться ниже их глоток! Они будут появляться каждый век и будут разгромлены, будут появляться каждый век и будут разгромлены», и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повторил эти слова больше двадцати раз, «будут появляться каждый век и будут разгромлены. И так будет продолжаться пока из их войска не выйдет Даджаль (Антихрист)!» Ахмад 2/174, Ибн Маджа 173. Достоверность хадиса подтвердили хафиз аль-Бусайри и шейх аль-Альбани. См. также «Сахихуль-джами’» 8171. Подобный хадис также приводит и имам ан-Насаи 4103, а хафиз Ибн Хаджар назвал его достоверным.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В последние времена появятся люди молодые в годах и бестолковые в умах, которые станут произносить слова лучшего из созданий (пророка), однако они отойдут от Ислама подобно выпущенной из лука стреле. Вера этих людей не пройдет ниже их глоток, а поэтому, где бы вы их ни встретили, убивайте их, ибо, поистине, убивший их в День воскрешения получит за это награду». аль-Бухари 3611.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал о них: «Они наихудшие люди из числа моей уммы (общины), которые будут убивать наилучших из моей уммы!» аль-Баззар. Хафиз Ибн Хаджар назвал хадис хорошим. См. “Фатхуль-Бари” 12/286.

В хадисе Муслима говорится о хариджитах: «Они из числа самых ненавистных творений перед Аллахом!» См. “Фатхуль-Бари” 12/299.

‘Асым ибн Шумайх рассказывал, что Абу Са’ид аль-Худри говорил: “Сражаться с хариджитами для меня предпочтительней, чем сражаться с неверными!” Ахмад 3/33, Ибн Абу Шайба 15/303.

Как и в предыдущих религиях Аллаха, в Исламе произошло разделение на разные течения, и, за исключением одной, остальные впадут в нововведения и заблуждения разной степени тяжести.

От Абу Хурайры, Му’авии, ‘Ауфа ибн Малика и ‘Абдуллаха ибн ‘Амра сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Иудеи разделятся на семьдесят одно течение, а христиане – на семьдесят два. И разделится моя община на 73 течения, и все они в Огне, кроме одной!» Его спросили: “Кто же это?” Он ответил: «Это аль-джама’а». Объяснение этому слову в другой версии хадиса, дал сам пророк (мир ему и благословение Аллаха), сказав: «Это те, кто следует тому, на чем я и мои сподвижники!» Ахмад 4/102, Абу Дауд 2/503, ат-Тирмизи 3/367, Ибн Маджа 2/479, ад-Дарими 2/241, аль-Хаким 1/128, Ибн Абу ‘Асым 63. Достоверность этих хадисов подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, имам Ибн Хиббан, аль-Хаким, аз-Захаби, хафиз Ибн Хаджар, имам аль-Багъави, хафиз Ибн Касир, аль-Джузджани, шейхуль-Ислам Ибн Таймия, аш-Шатыби, хафиз аль-‘Иракъи, аль-Бусайри, хафиз ас-Суюты, Ахмад Шакир, шейх аль-Альбани и Мукъбиль.

По воле Всевышнего Аллаха, хариджиты пошли путём террора и силы. И то, что происходит сегодня из террора, под прикрытием Ислама – это деяния хариджитов, которые исповедуют заблуждение, отвергают и упрямо опровергают больших учёных, которые разъясняют им положения Ислама в вопросах, в которых хариджиты ошиблись и творят нечестие.

 (Сура «Корова», аяты 204-205): «Среди людей есть такой, речи которого о земной жизни тебе нравятся, и он призывает Аллаха в свидетели, что в сердце у него (вера, однако) он непримирим в спорах. Когда же он покидает (тебя), то направляет свои усилия на то, чтобы творить нечестие на земле, губить посевы и приплод (животных), а Аллах не любит нечестия»

Аллах Всевышний также сказал (перевод смысла):

 (Сура «Преграды», аят 56). «Не распространяйте по земле нечестие после того, как она была приведена в порядок»

Как ранее было указано в хадисе пророка, да благословит его Аллах и приветствует, мусульманская община разделится на течения. Важные моменты этого хадиса можно понять из разъяснения шейха аль-Альбани:

 Что касается доказательства из Корана о необходимости рассматривать знания сподвижников как третий источник в Исламе, то он заключен в следующем аяте: «А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем в Геенне. Как же скверно это место прибытия!» Сура 4 «Ан-Ниса» («Женщины»), аят 115.

Обращаю внимание читателя, что Всевышний Аллах в данном аяте не ограничился словами «А того, кто воспротивится Посланнику…, Мы направим туда, куда он обратился,…»! Хотя, если бы Аллах и ограничился данным аятом без слов «…и последует не путем верующих…», то и это было бы истиной правдой!

Но, по Своей безграничной мудрости, Аллах ниспослал данный аят в таком виде, в каком ниспослал: «А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем в Геенне. Как же скверно это место прибытия!»

 Другим доказательством из Книги Аллаха является 100-й аят из суры Тауба (9, Покаяние):

«Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые последовали строго за ними. Они также довольны Аллахом. Он приготовил для них Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Это — великое преуспеяние.»

 Зачем было это отступление? Для того, чтобы отличить «пчелу» от «осы». Внешность мужчины-мусульманина предусматривает ношение бороды, как пришло от пророка, да благословит его Аллах и приветствует. И также пришло достоверно, что верхняя одежда не должна опускаться ниже щиколоток. От этого образа праведного мусульманина отошли многие современные мусульмане. И, по сути, придерживаются его лишь те, кому Аллах даровал милость строгого следования приказам Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. К сожалению, этот внешний облик праведного мусульманина имеют и хариджиты, которые приписывают себя к праведным мусульманам. Однако из слова и ужасные преступления против религии Аллаха, мусульман и всего человечества в целом явно изобличают их сущность.

Правильно ли использовать термины ваххабиты и ваххабизм?

В начале статьи мы уже указали на пагубность использования этих терминов. Ин ша Аллах, подытожим.

Идеология врагов Ислама в этом вопросе – смешать одних с другими и обозначить их всех ваххабитами. В то время, как ненавистные за свои акты террора и нечестия, как мусульманами, так и немусульманами зовутся хариджитами (или хавариджами). А стремящиеся исповедовать чистый, избавленный от ереси, Ислам – являются последователями пути пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, или «ахли Сунна уаль-Джама’а». За строгое следование пути праведным предшественникам (саляфам), они также именуются мусульманами саляфитами, дабы отличиться от тех течений, которые относят себя к Сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, но также впавшими в различные нововведения.

Врагам Ислама выгодно такое положение дел, как смешивания террористов и истинных мусульман по внешнему облику – это лучший способ отвратить сердца людей от религии Господа, которая не имеет к террору никакого отношения. Поэтому в СМИ легко разбрасываются «клеймом» ваххабит.

Заблудшим течениям Ислама также ненавистно, что их ересь изобличают, и они также поддерживают «готовое колесо», т.е. термин «ваххабит», чтобы одним именем отвратить своих сторонников от тех, кто призывает их к истинному Исламу.

 К сожалению, даже термин саляфит – уже пытаюся замарать, так как те же хариджиты стали себя называть «истинными саляфитами», а СМИ часто упоминают саляфитов вместе с термином ваххабит.

Надеюсь, что Аллах позволил мне доходчиво донести до читателя ошибочность терминов «ваххабит» и «ваххабизм», а лишенные упрямства сердца и разумеющие люди смогут исправить свои воззрения на религию своего Создателя, которую пытаются представить в дурном свете СМИ, фильмы и прочие источники, диктующие массам ложное понимание сути Ислама.

И в конце воздаю Хвалу Всевышнему, Аллаху, Свят Он и Велик, и да благословит Аллах печать пророков Мухаммада, его род, семью и сподвижников, а также тех, кто последовал за ними до самого Судного Дня. И да будем мы причислены к этой группе облагодетельствованных Господом Миров.

 Для желающих подробнее изучить вопросы, связанные с Исламом и нюансами, указанными выше, рекомендую ознакомиться с ниже предложенной информацией:

  1. Перевод смыслов Священного Корана с пояснением шейха ас-Саади
  2. О самоподрывах и прочих актах террора: Самоподрывы — истина или ложь?
  3. «Книга Единобожия» шейха Мухаммада Абдуль Уаххаба ат-Тамими с пояснением Салиха Аль аш-Шейха (https://islam-forum.ws/viewtopic.php?f=46&t=8159 )
  4. Различные материалы о сектах и течениях в Исламе (https://islam-forum.ws/viewforum.php?f=82 )

Отдельная благодарность брату adiga за проверку статьи.

(13148)

www.helpinislam.com

Ваххабиты - это... Что такое Ваххабиты?

(движение «ваххабитов») - так называют последователей салафитского религиозно-политического движения в Аравии (См. Салафизм). Основателем этого движения был Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб (сер. XII/XVIII в.), который проповедовал идеи строжайшего единобожия, отказа от поклонения могилам святых (вали) и святым местам, очищения Ислама от поздних нововведений (бида). В основу его деятельности было положено теоретическое наследие Ибн Теймии. Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб родился в Аяйне (Центральная Аравия, севернее Эр-Рияда) в 1116/1703 году. Его отец Абд аль-Ваххаб ибн Сулейман был мусульманским судьей (кади). С ранних лет Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб выучил Коран, затем изучал его толкование (тафсир) и хадисы. Первым его учителем был его отец. Затем Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб совершил путешествия по различным регионам Аравии и сопредельных провинций Османской империи. Путешествия Ибн Абд аль-Ваххаба оказали решающее воздействие на формирование его мировоззрения, так как он имел возможность познакомиться с различными верованиями населения этих регионов и определить свое отношение к ним. Последователи Ибн Абд аль-Ваххаба утверждали, что время этих поездок он увидел, что значительная часть людей не в полной мере придерживается мусульманских вероубеждений. Среди них были распространены различные суеверия, и они совершали акты служения и поклонения могилам, "святым" людям, различным предметам. Поэтому, находясь в Басре, он впервые выступил с лозунгами отказа от нововведений в религии и возвращению к тому вероубеждению, которое исповедовали пророк Мухаммад, его сподвижники и "праведные предки" (ас-салаф ас-салихин). Впоследствии его проповеди стали известны во всей Аравии и послужили толчком к новому реформаторскому религиозно-политическому движению, которое принято называть "ваххабитским". Главным в его проповедях была доктрина строжайшего Единобожия (Таухида) и призыв к отказу от нововведений и мистицизма. Подробнее об основах мировоззрения Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба и других салафитов см. Салафизм. Вернувшись в Аяйну, он заручился поддержкой местного эмира Османа ибн Хаммада ибн Муаммара. С его помощью Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб со своими сторонниками приступил к уничтожению различных "святых" мест, которые почитались местным населением. Это известие распространилось по всей Аравии. Таким образом, было положено начало политическому движению "ваххабитов", которые приняли на вооружение не только методы мирной проповеди, но и силовые методы борьбы за распространение своих убеждений. Все эти события привели к тому, что власти выслали Ибн Абд аль-Ваххаба из Аяйны, и он, в 1157/1744 году обосновался в Дерии. Здесь он установил близкие отношения с местным эмиром Мухаммадом ибн аль-Саудом. Это привело к тому, что популярность Ибн Абд аль-Ваххаба еще более возросла и со всей Аравии к нему в Дерию стали прибывать его последователи. Отсюда стали совершаться походы на близлежащие оазисы. Таким образом, в Неджде постепенно усилилась Дерия, которую возглавляли Саудиты. Проповеди Ибн Абд аль-Ваххаба послужили идеологической базой для арабского движения, возглавляемого саудовскими эмирами против власти Османской империи. В 1178/1765 г. умер Мухаммад ибн Сауд. Его место занял Абд аль-Азиз. Абд аль-Азиз был не только наследником престола, но и имамом мусульман-ваххабитов. Он сумел превратить Дерийский эмират в сильное государство. Спустя почти четверть века, с захватом Рияда в 1190/1773 году, весь Центральный Неджд попал под власть Дерийских эмиров (Саудитов). На всех контролируемых ими территориях шла активная проповедь "чистого Ислама" и "истинного Единобожия". В 1206/1792 году умер Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб. К этому времени Дерийский эмират распространил свое влияние и на Восточную Аравию. Здесь, также как и в центральном Неджде, были разгромлены различные святыни, которые почитались населением. Уничтожались и шиитские святыни. В этот же период шли столкновения дерийцев с мекканскими шарифами в Западной Аравии. Эти столкновения шли с преимуществом Саудитов. Опасаясь дальнейших успехов Саудитов, турецкие власти отправили против них военные силы, которые, однако, потерпели неудачу. Преследуя их, войска Саудитов вошли в Сирию и Ирак. Им стало ясно, что Османская империя настолько ослабла, что не могла контролировать положение в своих провинциях. Воспользовавшись этим обстоятельствам дерийцы вторглись в Ирак и, в 1212/1802 году, разгромили шиитские святыни в Кербеле. В 1213/1803 году войска саудитов взяли Мекку. Но у Джидды и Медины турецким войскам удалось нанести им поражение и отбросить назад. В этом же году, в результате заговора погиб дерийский эмир Абд аль-Азиз. Его место занял его сын Сауд, который в 1215/1805 году захватил Медину и почти весь Хиджаз. В 1215/1805-1220/1810 годах дерийцы продолжали вторжения в Ирак и Сирию. Но к 1221/1811 году против Дерийского эмирата выступил правитель Египта Мухаммад Али, армия которого, во главе с Тусуном, начала теснить Cаудитов. Мухаммад Али был вассалом турецкого султана. В 1222/1813 году египтяне отбили у дерийцев Хиджаз. В том же году против них восстали оманцы, которые нанесли ваххабитам поражение. Но затем дерийцам удалось одержать серию побед над египтянами, которые, однако, не изменили расстановки сил в регионе. В 1223/1814 году умер Сауд и его сменил его сын Абдаллах. Но, к этому моменту, Дерийский султанат потерял контроль над Хиджазом, Оманом, Бахрейном и частью Тихамы. Причем череда поражений Cаудитов от египтян продолжалась. В 1226/1817 году уже почти весь центральный Неджд был захвачен старшим сыном Мухаммада Али - Ибрахимом. В 1227/1818 году пал последний оплот саудитов - город Дерия. Некоторые саудиты бежали, некоторых отправили в Египет, но многие из них погибли. Дерию сравняли с землей. Но, несмотря на этот разгром, уже через несколько лет, в результате восстания, государство Саудитов с центром в Рияде было восстановлено. Его эмиром стал Турки, представитель побочной ветви Саудитов. Но и это государство было разгромлено египтянами в 1247/1838 году. К 1259/1850 году Саудиты во главе с Фейсалом восстановили свою государственность с центром в Рияде и контролировали всю Центральную и Восточную Аравию. Затем государство Саудитов снова ослабло. На этот раз, в результате междоусобиц между аравийскими эмирами. Но в 1321/1902 году Саудит Абд аль-Азиз II снова захватил Рияд и, на этот раз, государство Саудитов обрело полную независимость и сохранило ее даже в период колонизации Ближнего Востока западными государствами. Реформаторские идеи Абд аль-Ваххаба нашли своих приверженцев не только в Аравии, но и за ее пределами. За чистоту Ислама и очищение его от нововведений стали выступать многие группы в Индонезии, Африке, Индии. Например, серьезным антиколониальным движением против английского владычества стало движение, возглавляемое Саидом Ахмадом Барелви. Он побывал в Мекке и ознакомился с положениями учения Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба и салафизма. Вернувшись в Индию, он собрал своих сторонников и, в 1233/1824 году, объявил джихад колониальным властям. К 1239/1830 году они заняли Пешавар и создали там свое государство. Несмотря на подавление этого и других восстаний англичанами, последователи Ибн Абд аль-Ваххаба стали постоянной угрозой присутствию англичан в Индии, и длительное время возглавляли антиколониальную борьбу в регионе. Идеи Ибн Абд аль-Ваххаба были популярны и в Индонезии, где на острове Суматра приверженцы его учения боролись с голландскими колонизаторами. Идеи мусульманского реформаторства оказали большое влияние и на антиколониальные движения в Ливии, Судане и других странах.

(Источник: «Исламский энциклопедический словарь» А. Али-заде, Ансар, 2007 г.)

dic.academic.ru

Кто такие ваххабиты?

Кто такие ваххабиты?

Кто такие ваххабиты?

Очень долго духовные лидеры в России вообще отрицали наличие такого явления, как ваххабизм, говорили, что это выдумки СМИ, что так называют соблюдающих мусульман – их не любят, поэтому называют разными словами. Но на самом деле такой термин действительно существует – " аль-ваххабия", на арабском языке он тоже есть, за историю существования этого течения исламскими учеными написано более ста книг с опровержением их взглядов, где употребляется именно этот термин. Первую книгу, опровергающую эти взгляды, написал родной брат Мухаммада Ибн Абдуль Ваххаба, Сулейман, брат основателя этого течения (примечание: Эта книга называется "Решающая речь в опровержение Мухаммада Ибн Абдуль Ваххаба"). С этого момента это понятие существует.

Это течение появилось около двухсот лет назад в начале 18 века на территории современной Саудовской Аравии, тогда это был Османский халифат. Появилось оно при поддержке западных британских спецслужб, которые были всегда главными врагами Ислама, они хотели разрушить Османский халифат, для этого они поддерживали арабский национализм и разные секты, которые хотели отделиться от Османского государства.

Отличительной чертой этого течения является некий набор убеждений. Прежде всего – это их представления об Аллахе, как они в Него верят. Аллаха они себе представляют как некое тело, которое находится где- то над небесами или над Аршем, наверху, у которого есть руки, и обе эти руки правые, у которого два глаза, пальцы, который перемещается, спускается. Это не выдумки, каждое это слово записано в их книгах.

Мы же верим в Аллаха, который совершенен и не подобен человеку, который не описан тем, чем описаны мы: у нас есть глаза, у Аллаха их не может быть, у нас есть руки, у Него нет рук, у нас есть дети, у Него не может быть детей. Это наши убеждения, этим мы отличаемся от других религий – тем, что мы описываем Всевышнего самым совершенным образом.

Второй пункт их убеждений – это то, что они обвиняли всех мусульман, кто от них хоть чем-то отличался, в неверии: "ты на нас не похож, ты кафир, ты делаешь что-то не так, ты кафир". Поэтому они дозволили кровь мусульман, они штурмом брали Мекку и Медину, они убивали паломников, которые отличались от них взглядами, они убивали мусульман, разоряли города. Это не чьи-то выдумки, это история. Они воевали с войском халифа, османского султана, а тот, кто выступает против законного исламского правителя – это бунтовщик, грешник, он заслуживает сурового наказания.

Пока был Османский халифат, их усмирили, этот бунт был подавлен, их загнали в пустыни, и до распада Османской империи ваххабизм был убеждением группы бедуинов, о котором никто в исламском мире не знал. Когда это государство распалось (в 1922 г.), английские спецслужбы заключили договор с правящими родами ваххабитов, и образовалось государство Саудовская Аравия. Когда в 70-е годы цены на нефть резко увеличились, у этого режима появились деньги, и они стали распространять свои убеждения.

До этого момента в исламском мире не было этой заразы. Весь исламский мир от Магриба до Китая на протяжении всей истории имел одни и те же убеждения – все следовали мазхабу, все имели одно убеждение, что Аллах – это не тело и не занимает место, все признавали суфизм как законную часть Ислама (тот суфизм, который соответствует шариату). Эти моменты были всегда едиными для всех мусульман.

Когда у этих людей появились деньги, они стали приглашать к себе молодых людей из тех стран, где ослабело знание Ислама, где было много невежества. Эти молодые люди стали возвращаться к себе на родину и говорить своим отцам и дедам: "у вас неправильные убеждения, вы неправильно намаз читаете, вы не умеете молиться, а мы принесли вам чистый Ислам, свободный от всяких новшеств". И так в исламском мире стала распространяться эта смута. Во всех регионах мира есть эта смута . Просто мы долгое время не понимали ее опасности, не хотели признать, что эта проблема вообще существует. Если бы это была выдумка только в России, то на арабском языке не было бы такого термина.

Главное, на чем паразитирует это течение, его питательная среда, – это наше невежество. Они спекулируют на очень примитивных вопросах – к примеру, следовать или не следовать мазхабу, но из за нашего невежества мы не можем дать достойный отпор этим выдумкам, поэтому оно распространяется. Поэтому нужно признать эту проблему и понять, что эти люди отводят нас от пути Пророка (мир ему и благословение), от пути большинства ученых нашей уммы. Если мы этого не сделаем, не будем с этим бороться, то наши внуки будут считать нас кафирами. И такая проблема, в общем-то, уже есть – «мой отец не читает намаз, он кафир, его кровь халяль, его можно убить, кровь неверных дозволена, их можно убить» – можно заниматься грабежом и бандитизмом, но это еще не в такой мере распространено.

Если же мы не примем меры, то на наших землях будут жить, люди которые будут говорить про нас – "слава Аллаху, мы приняли Ислам, наши предки были язычниками". Эти люди нас считают неверными, мы для них не мусульмане, они этого могут вслух не говорить, они обычно в лицо говорят, что мы братья, но за спиной говорят, что мы язычники, что мы ширк делаем, новшества вводим и т д. Они обычных мусульман считают неверными. В начале 90-х годов они говорили это вслух, сейчас они поняли, что их течение уже признано существующим, и, чтобы не отличаться от остальных мусульман, они заняли более мягкие позиции, уже не так явно говорят про неверие, про язычество.

Это течение очень опасно – куда оно приходит, туда приходит война, взрывы, убийства, терроризм, потому что это течение возникло на крови мусульман. Их лозунг – борьба с неверными, однако за всю их историю от их рук гораздо больше мусульман погибло, чем немусульман. Их суть – это борьба с Исламом, с мусульманами, потому что современные мусульмане – для них неверные, чью кровь и имущество можно дозволить. Это не просто разные убеждения, разные мнения, дело в том, что они нас, наш путь, путь наших предков считают неверием. Они очень активны, у них есть финансовая поддержка из различных арабских фондов, если мы ничего не будем делать, они будут распространяться.

К сожалению, многие имамы, муфтии, люди, которые работают в муфтиятах либо с симпатиями к этому течению относятся, либо не хотят с ним бороться, либо не признают, что оно существует. Ведь на человеке, который руководит джамаатом (имаме, муфтии), лежит огромная ответственность за каждого человека, который оступился, которому он не сделал наставление, он будет отвечать за это перед Аллахом. Поэтому любой человек, который занимает какую-то подобную должность, должен это понимать – его дело не только прочитать намаз и уйти, его дело ограждать людей от разных заблуждений, сект, наставлять людей. Когда был халифат, такой проблемы не было, был правитель, были назначенные им судьи, как только появлялся какой-то сектант, его тут же наказывали, сажали в тюрьму. Этих ваххабитов – тех, кто начал эту смуту, в свое время казнили. Когда их поймали, тогдашний султан не поверил, что среди мусульман есть такие люди, которые говорят что Аллах на небе, и велел привести к нему этих людей. Их привели, он посмотрел на них и велел их казнить. Сейчас такого нет, и мы должны сами о себе заботиться – если мы о себе не подумаем, о нас никто не подумает.

Рашид Исаев

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

islam-today.ru

Кто такие ваххабиты?

Ваххабит – член ваххабитской секты, известной убеждением, что у Аллаха есть физические атрибуты, а также другими отклонениями от истины. Они, к примеру, утверждают, что Аллах – это тело (пусть Всевышний убережет нас от такого заблуждения!), что наш Создатель имеет руки, ноги и сидит на Арше. Они истолковывают аяты Корана по-своему, игнорируя толкования крупнейших исламских ученых. И многие немусульмане, решая, что ваххабизм – это и есть исламское вероучение, отворачиваются от Ислама.

Один новообращенный мусульманин написал:

«Для меня всю мою жизнь Ислам представлялся как какое-то полудетское учение для фанатиков и невежественных бедуинов. И касалось это, прежде всего, оборота солнца вокруг Земли, всяких там рук и ног Аллаха, ну, не готов был я поверить в это…»

Основная стратегия ваххабитов – представлять свои заблуждения как истинную исламскую веру, подобно тем, кто продает вино под видом виноградного сока. Их заблуждения, по большей части, взяты из книг Ибн Таймии – ученого 8–го века по мусульманскому летосчислению. В то время, как его книги полны неверия, некоторые ученые считают, что он покаялся. Другие полагают, что это не так, ведь у Ибн Таймии длинная история ложных покаяний.

Почему ваххабиты называются ваххабитами? Ваххабитами – в целом – называют последователей человека по имени Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб. Слово «ваххабит» – это не оскорбление и не ругательство, а исламский термин. Как последователей, к примеру, имама аль-Ашари называют ашаритами, так называют ваххабитами последователей Ибн Абдуль-Ваххаба.

Однажды к Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и да приветствует, пришли послы из Шама, Йемена и Неджда и попросили, чтобы он обратился к Аллаху с мольбой благословить их земли. Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, три раза повторил: «О Аллах, благослови страны Шама и Йемена». Его спросили: «А Неджд, о Посланник Аллаха?» Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, ответил: «Нет, оттуда появится рог шайтана». Исламские ученые говорят, что под «рогом шайтана» подразумевается Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб, который появился в Неджде в 12-м веке по мусульманскому летосчислению.

Впервые ваххабиты заявили о себе в 1730-м году. Источником распространения ваххабизма стала местность Неджд, родина Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба, который отклонился от истинного пути праведных имамов, обвиняя в неверии большинство мусульман своего времени. Мотивы его действий во многом были обусловлены политически.

В наше время о ваххабитах говорят много как мусульмане, так и немусульмане. Далеко не все из того, что говорят, правдиво. Сами ваххабиты отказываются называться ваххабитами (предпочитая термин «салафиты»), а неваххабиты нередко считают ваххабизмом то, что им не является. В этой неразберихе часто забывается, что такое ваххабизм на самом деле. А ведь ваххабизм – это прежде всего вероубеждение.

Ваххабиты уподобляют Аллаха творениям определенным – крайне извращенным – способом. Они утверждают, что аяты Корана, в которых употреблены слова, буквальное (но не единственное!) значение которых указывает на телесность, надо трактовать буквально. Иными словами, если в аяте в отношении Аллаха использовано слово «йад» (одно из значений которого – «рука»), они говорят, что у Аллаха есть рука (пусть Аллах убережет нас от такого заблуждения!). Это уподобление Аллаха творениям. Иногда они добавляют: «Это рука, достойная Его величия», – или: «Рука есть, но какая она: большая или маленькая, какого цвета, как выглядит – мы не знаем». Это глупо. Если ты говоришь: «Есть рука», – это уже уподобление.

Заблуждения такого рода стали появляться с переводом Корана и хадисов на другие языки. Если по-арабски сказать «йад» по отношению к Аллаху, в этом нет проблемы, так как слово «йад» обладает разными значениями. Но у слова «рука» таких значений нет. «Рука» по-русски – это часть тела.

В наше время косвенным признаком ваххабизма может считаться осознанное следование таким людям, как Албани, Ибн Усеймин, Ибн Бааз. Ссылка на того же Ибн Таймию, на Ибн Кайима – это не обязательно признак ваххабизма.

Если человек не уподобляет Аллаха творениям, опираясь на буквальное прочтение аятов и хадисов, о ваххабизме говорить нельзя.

Определить ваххабита по внешности невозможно. Если мужчина носит бороду и укорачивает штаны, это не делает его ваххабитом. Если женщина носит черное и закрывает лицо, это не делает ее ваххабиткой.

Строго говоря, ваххабизм имеет лишь косвенное отношение к вопросам фикха – исламского права. Действительно, эти сектанты допускают ошибки в фикхе, однако следование таким ошибочным мнениям не делает человека ваххабитом. Так, мнение, что читать Коран у могил запрещено, – неправильное, но это мнение никак напрямую с ваххабизмом не связано, хотя и характерно для ваххабитов.

Ваххабизм также связывают с отказом от следования мазхабам в фикхе. Действительно, многие ваххабиты отрицают, что нужно следовать мазхабу. Тем не менее, сейчас – во времена всеобщего невежества – не-ваххабиты также могут поддаться заблуждению «безмазхабности», и легко можно встретить среди не-ваххабитов человека, который не следует мазхабам. И наоборот: есть ваххабиты, которые строго следуют мазхабу (часто – ханбалитскому).

Ваххабиты известны и своей необоснованной критикой суфизма. Однако не каждый, кто критикует суфизм, – ваххабит. Во-первых, под суфиев маскируются различные грешники, а то и вовсе немусульмане. Критиковать их абсолютно нормально, сами суфии это делают. Во-вторых, возможно, человек пока не разобрался, что такое суфизм.

Не во всех бедах, происходящих с мусульманами, виноваты ваххабиты, хотя, конечно, они вносят вклад в борьбу с истинным Исламом. Но сейчас истерия вокруг ваххабизма усиливается, а религиозных знаний у мусульман мало. Люди ополчились против ваххабитов, высмеивая их и ругая во всех их проявлениях. Ваххабизм распространился в России, когда мусульмане практически не соблюдали Ислам, а ваххабиты как раз отличались от основной массы людей внешним соблюдением религиозных предписаний. Поэтому на постсоветском пространстве эти две вещи стали ассоциироваться друг с другом – ваххабизм и тщательное соблюдение Ислама. И до сих пор некоторые считают ваххабитом любого соблюдающего мусульманина – того, кто совершает пятикратный намаз, например. Такой бездумный подход к определению ваххабизма – это путь к неверию, ведь не все, что делают ваххабиты, плохо. Скажем, запрет музыки и свободная женская одежда – это правильно с точки зрения Ислама. Вместо того, чтобы порицать тех, кто щепетилен в вопросах религии, мусульмане должны проявлять большее усердие в поклонении Всевышнему Аллаху и соблюдении Сунны Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, чем сектанты, будь то ваххабиты или кто-то другой.

Следует помнить, что в России ваххабитская секта весьма сильна, и у новообращенного мусульманина велик шанс с ними столкнуться. Многие среди новообращенных обращаются к ваххабизму, даже не понимая, что это ваххабизм. Многие симпатизируют ваххабитам, потому что те кажутся знающими, соблюдающими и радикальными. Вне сомнений, часть тех, кто следует за этими сектантами и цитирует Албани, перестанет так делать, если осознают, что именно исповедуют ваххабиты. Поэтому нужно получать знания и по мере сил передавать их другим.

Меток нет.
Еще по теме:

islamvera.ru

Расскажи мне об Исламе: Кто такие ваххабиты?

Ваххабит – член ваххабитской секты, известной убеждением, что у Аллаха есть физические атрибуты, а также другими отклонениями от истины. Они, к примеру, утверждают, что Аллах – это тело (пусть Всевышний убережет нас от такого заблуждения!), что наш Создатель имеет руки, ноги и сидит на Арше. Они истолковывают аяты Корана по-своему, игнорируя толкования крупнейших исламских ученых. И многие немусульмане, решая, что ваххабизм – это и есть исламское вероучение, отворачиваются от Ислама.

Один новообращенный мусульманин написал:

«Для меня всю мою жизнь Ислам представлялся как какое-то полудетское учение для фанатиков и невежественных бедуинов. И касалось это, прежде всего, оборота солнца вокруг Земли, всяких там рук и ног Аллаха, ну, не готов был я поверить в это...»

Основная стратегия ваххабитов – представлять свои заблуждения как истинную исламскую веру, подобно тем, кто продает вино под видом виноградного сока. Их заблуждения, по большей части, взяты из книг Ибн Таймии – ученого 8–го века по мусульманскому летоисчислению. В то время, как его книги полны неверия, некоторые ученые считают, что он покаялся. Другие полагают, что это не так, ведь у Ибн Таймии длинная история ложных покаяний.

Почему ваххабиты называются ваххабитами? Ваххабитами – в целом – называют последователей человека по имени Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб. Слово «ваххабит» - это не оскорбление и не ругательство, а исламский термин. Как последователей, к примеру, имама аль-Матуриди называют матуридитами, так называют ваххабитами последователей Ибн Абдуль-Ваххаба.

Однажды к Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и да приветствует, пришли послы из Шама, Йемена и Неджда и попросили, чтобы он обратился к Аллаху с мольбой благословить их земли. Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, три раза повторил: «О Аллах, благослови страны Шама и Йемена». Его спросили: «А Неджд, о Посланник Аллаха?» Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, ответил: «Нет, оттуда появится рог шайтана». Исламские ученые говорят, что под «рогом шайтана» подразумевается Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб, который появился в Неджде в 12-м веке по мусульманскому летоисчислению.

Впервые ваххабиты заявили о себе в 1730-м году. Источником распространения ваххабизма стала местность Неджд, родина Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба, который отклонился от истинного пути праведных имамов, обвиняя в неверии большинство мусульман своего времени. Мотивы его действий во многом были обусловлены политически.

В наше время о ваххабитах говорят много как мусульмане, так и немусульмане. Далеко не все из того, что говорят, правдиво. Сами ваххабиты отказываются называться ваххабитами (предпочитая термин «саляфиты»), а не-ваххабиты нередко считают ваххабизмом то, что им не является. В этой неразберихе часто забывается, что такое ваххабизм на самом деле. А ведь ваххабизм – это прежде всего вероубеждение.

Ваххабиты уподобляют Аллаха творениям определенным – крайне извращенным – способом. Они утверждают, что аяты Корана, в которых употреблены слова, буквальное (но не единственное!) значение которых указывает на телесность, надо трактовать буквально. Иными словами, если в аяте в отношении Аллаха использовано слово «йад» (одно из значений которого – «рука»), они говорят, что у Аллаха есть рука (пусть Аллах убережет нас от такого заблуждения!). Это уподобление Аллаха творениям. Иногда они добавляют: «Это рука, достойная Его величия», – или: «Рука есть, но какая она: большая или маленькая, какого цвета, как выглядит – мы не знаем». Это глупо. Если ты говоришь: «Есть рука», – это уже уподобление.

В наше время косвенным признаком ваххабизма может считаться осознанное следование таким людям, как Албани, Ибн Усеймин, Ибн Бааз. Ссылка на того же Ибн Таймию, на Ибн Кайима – это не обязательно признак ваххабизма.

Если человек не уподобляет Аллаха творениям, опираясь на буквальное прочтение аятов и хадисов, о ваххабизме говорить нельзя.

Определить ваххабита по внешности невозможно. Если мужчина носит бороду и укорачивает штаны, это не делает его ваххабитом. Если женщина носит черное и закрывает лицо, это не делает ее ваххабиткой.

Строго говоря, ваххабизм имеет лишь косвенное отношение к вопросам фикха – исламского права. Действительно, эти сектанты допускают ошибки в фикхе, однако следование таким ошибочным мнениям не делает человека ваххабитом. Так, мнение, что читать Коран у могил запрещено, – неправильное, но это мнение никак напрямую с ваххабизмом не связано, хотя и характерно для ваххабитов.

Ваххабизм также связывают с отказом от следования мазхабам в фикхе. Действительно, многие ваххабиты отрицают, что нужно следовать мазхабу. Тем не менее, сейчас – во времена всеобщего невежества – не-ваххабиты также могут поддаться заблуждению «безмазхабности», и легко можно встретить среди не-ваххабитов человека, который не следует мазхабам. И наоборот: есть ваххабиты, которые строго следуют мазхабу (часто – ханбалитскому).

Ваххабиты известны и своей необоснованной критикой суфизма. Однако не каждый, кто критикует суфизм, – ваххабит. Во-первых, под суфиев маскируются различные грешники, а то и вовсе немусульмане. Критиковать их абсолютно нормально, сами суфии это делают. Во-вторых, возможно, человек пока не разобрался, что такое суфизм.

Не во всех бедах, происходящих с мусульманами, виноваты ваххабиты, хотя, конечно, они вносят вклад в борьбу с истинным Исламом. Но сейчас истерия вокруг ваххабизма усиливается, а религиозных знаний у мусульман мало. Люди ополчились против ваххабитов, высмеивая их и ругая во всех их проявлениях. Ваххабизм распространился в России, когда мусульмане практически не соблюдали Ислам, а ваххабиты как раз отличались от основной массы людей внешним соблюдением религиозных предписаний. Поэтому на постсоветском пространстве эти две вещи стали ассоциироваться друг с другом – ваххабизм и тщательное соблюдение Ислама. И до сих пор некоторые считают ваххабитом любого соблюдающего мусульманина – того, кто совершает пятикратный намаз, например. Такой бездумный подход к определению ваххабизма – это путь к неверию, ведь не все, что делают ваххабиты, плохо. Скажем, запрет музыки и свободная женская одежда – это правильно с точки зрения Ислама. Вместо того, чтобы порицать тех, кто щепетилен в вопросах религии, мусульмане должны проявлять большее усердие в поклонении Всевышнему Аллаху и соблюдении Сунны Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, чем сектанты, будь то ваххабиты или кто-то другой.

Следует помнить, что в России ваххабитская секта весьма сильна, и у новообращенного мусульманина велик шанс с ними столкнуться. Многие среди новообращенных обращаются к ваххабизму, даже не понимая, что это ваххабизм. Многие симпатизируют ваххабитам, потому что те кажутся знающими, соблюдающими и радикальными. Вне сомнений, часть тех, кто следует за этими сектантами и цитирует Албани, перестанет так делать, если осознают, что именно исповедуют ваххабиты. Поэтому нужно получать знания и по мере сил передавать их другим.

svet-istini.blogspot.com

ВАХХАБИЗМ - это... Что такое ВАХХАБИЗМ?

— религиозно-политическое движение в исламе.

В отличие от большинства направлений и четырех основных богословско-правовых школ суннитов (ханифиты, маликиты, ханбалиты, шафииты), возникших еще в первом тысячелетии, ваххабизм появился сравнительно поздно — в конце XVIII в. Основателем нового направления в исламе суннитского толка был известный богослов Мухаммед ибн Абд аль-Ваххаб (1703–1792).

Хиджаз, где находились две святыни мусульманского мира — Мекка и Медина, был тогда отсталой окраиной Оттоманской империи. Само некогда могущественное государство Османов к концу XVIII в. ослабело и постепенно попадало в зависимость от европейских держав. Неудивительно, что устои традиционного общества, основанного на нормах шариата, в значительной степени подверглись эрозии и расшатались. И даже в Хиджазе, изолированном от иноземных влияний (Мекка оставалась для немусульман закрытым городом), происходили процессы размывания вековых устоев. Выражалось это, в частности, в том, что к этому времени повсеместно распространялся культ местных святых (что ортодоксальным исламом категорически запрещается), мазары — места захоронения праведников, становились объектом поклонения и паломничества, возрождались фактически доисламские языческие традиции аравийских племен, с которыми так бескомпромиссно боролся основатель ислама Пророк Мухаммад.

Феодалы Хиджаза, наживавшиеся на доходах с транзитной торговли (через этот район шли караванные пути из южной Аравии — Йемена в Сирию, Палестину, Северную Месопотамию), купались в роскоши и вели образ жизни, абсолютно несовместимый с предписаниями шариата. Это вызывало возмущение среди основной массы населения, прозябавшего в нищете. Поэтому были востребованы как консервативные тенденции возврата к прошлому, так и идеи социальной справедливости.

Не удивительно, что горячие проповеди ибн Абд аль-Ваххаба за короткое время нашли отклик как среди бедных людей, так и среди состоятельных мусульман. Ибн Абд аль-Ваххаба нельзя считать основателем какого-то принципиально нового течения в исламе или столь же великим мыслителем, какими были Хишам или аль-Газали.

Смысл его призывов был прост и понятен даже неграмотным: для того, чтобы навести порядок на земле двух святынь, избавиться от межплеменных раздоров, нищеты, несправедливости, нужно просто вернуться к принципам построения общества, которое было создано Пророком и четырьмя его «праведными халифами» — Абу-Бакром, Омаром, Османом и Али, к нормам раннего ислама VII в.

Богослов был убежден, что современное ему общество больно, и излечить его позволит лишь строгое следование основополагающему принципу мусульманства — таухиду, т. е. последовательному единобожию; он отвергал богатый опыт поколений мусульман и предание, исключал почитание святых, включая и самого Пророка, и подразумевал неукоснительное соблюдение норм шариата, жесткую регламентацию общественной, экономической и личной жизни всех членов уммы — мусульманского сообщества.

Запрещались азартные игры, курение, танцы, пение, роскошь и даже использование четок во время молитв. Последователи богослова разрушали мазары (места, почитаемые мусульманами как святые), расправлялись с инакомыслящими, погрязшими, по мнению ваххабитов, в грехе. Эмир Хиджаза поддержал ибн Абд аль-Ваххаба и сделал его учение официальной доктриной династии Саудидов.

После образования в 1928 г. королевства Саудовская Аравия и по настоящее время ваххабизм является его государственной идеологией. Интенсивное распространение идей этой неофитской версии ислама (своего рода «ислама для чайников») в мусульманском мире напрямую связано с ростом финансовой мощи королевства, являющегося одним из мировых лидеров нефтедобычи.

В конце 1960-х гг. в большинстве исламских государств возникли экстремистские организации, содержащиеся на деньги саудовской правящей элиты. Практически повсеместно они вели и ведут активную борьбу против действующих правительств, используя в т. ч. и разнообразные террористические методы. Так Исламский фронт спасения ведет перманентную войну против алжирского правительства. Старейшая исламская правоэкстремистская организация «Братья-мусульмане» в 1981 г. устроила покушение, в результате которого погиб президент Египта А. Садат.

Традиционные исламские богословы уподобляют ваххабитов людям, «которые выучили арифметику, но не хотят дальше учить алгебру, потому что это “отступление от арифметики”».

В последние годы ваххабизм перенаправил свою агрессию с перевоспитания мусульман на войну с «неверными», то есть христианами. Тысячи людей стали жертвами терактов, совершенных представителями международной террористической организации «Аль-Каида», включая тех, кто погиб во время воздушной атаки Всемирного торгового центра в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г.

В 1990-е гг. ваххабитские организации активно действовали и на территории бывшего СССР («Исламская партия возрождения», «Джамаат Ислами», «Хизб ут-Тахрир»). В среднеазиатских республиках — Таджикистане, Узбекистане, Кыргызстане — экстремистами предпринимались попытки и вооруженных вторжений на территорию этих государств, и терактов в отношении высших должностных лиц. А на территории бывшей Чечено-Ингушской АССР фактически было создано контролируемое ваххабитами государственное образование — т. н. Чеченская республика Ичкерия. Более того, именно она, по замыслу исламистов, должна была стать плацдармом для экспансии ваххабизма на территорию всего Северного Кавказа и последующего создания здесь «Исламского халифата».

Эмиссары ваххабитов вели активную работу среди мусульманского населения, главным образом молодежи, в Поволжье — Татарстане и Башкортостане, распространяли экстремистскую литературу и нередко вербовали людей в незаконные вооруженные формирования.

Вторжение чеченских экстремистов в Дагестан в 1999 г. (см. Чеченские войны) стало началом практического воплощения планов ваххабитов по созданию «халифата». В Дагестане у бандитов было немало сторонников, и даже существовали населенные пункты, которые, не подчиняясь российским законам, жили по законам шариата (с. Карамахи). И только масштабная контртеррористическая операция российских войск, начавшаяся в 1999 г., положила конец амбициозным планам ваххабитов на Северном Кавказе.

Ваххабизм, оставаясь государственной идеологией моноэтнического Саудовского королевства, при попытках его внедрения в других странах мусульманского мира неизбежно принимает экстремистские формы. Попытки построить общество «первичного ислама» в сообществах, веками складывавшихся на основе родоплеменных и кровнородственных связях, как, например, в Чечне с ее своеобразной системой «тейп-текум», в государствах, где этнический признак превалирует над конфессиональным (Афганистан), или там, где глубокие корни пустили иные мировые религии (Индонезия), неизбежно проваливались.

Большая актуальная политическая энциклопедия. — М.: Эксмо. А. В. Беляков, О. А. Матвейчев. 2009.

greater_political.academic.ru