Узбекская и Таджикская истории. Узбеки и таджики


Почему не любят узбеков ?

Узбеков не любят в основном народы Средней Азии которые вместе испокон веков противостояли для владения земель Центральной Азии и приближенных территорий, что и служить фактором ненависти между нациями.

uzbek_devush_102015-34

Фото Узбеков

Обычно люди не ненавидят друг друга по следующим причинам в том числе: различия в языке, религии, культуре, богатстве, расе, правлении, причиненных и потенциальных вреда. Другими словами если у людей что-то больше или меньше то это вероятный потенциальный объект трений будь это среди наций, семей, родственников, друзей или кого либо. Человеческая природа таково, что все хотят быт лучше и не потерять позиции для реализации которых ищут пути достижения как самостоятельно так и в коллективном порядке.

В случае с Узбеками почти все эти факторы имеют основу. Таким образом узбеков ненавидят Казахи, Таджики, Русские, Киргизы и крайне редко Туркмены.

Узбеки в истории проявили себя войственным и сильным народом сумев сломать великие государства с огромными территориями и сотнями миллионами населении в том числе Индию, Персию, Арабские и Тюркские страны образовав империю достигающей площадью современной США . Сами Узбеки по натуре в истории были народом кочевников но убили миллионы людей из различный наций и тем самым обуздали большой ненависть по отношению к себе. Например император Темирланг убил миллионы арабов в Багдаде и из их головы сделал гору для своего тщеславия.

Причины ненависти к Узбекам! (Почему?)
  1. Казахи не ненавидят узбеков потому, что они по количеству больше чем казахи, имеют величайшие культурные и историческую наследию, считают узбеков по отношении к себе не достаточно вежливым и в какой то мере угрозой;
  2. Таджики ненавидят  узбеков потому, что они взяли к себе во время разделения стран советского союза, исторические великие таджикские города «Бухара» и «Самарканд» где на сегодня проживают миллионы таджиков и очень крупные благородные земельные площади. Также узбеки исторически периодично были причинами крушения таджикских государств. Но таджики внесли огромный вклад в культурной и научной развитии узбеков.  Также узбеков таджики не ненавидят и сегодня потому что они препятствуют свободному передвижении через их территорию на другие страны, развитии экономики в частности строительстве крупного Гидро энергетической станции. Другими причинами ненависти к узбекам ест немного из за языка которое очень отличается от таджикского. Стоит отметить, что до годы независимости таджики и узбеки жилы дружно на постсоветском  пространстве и до сих пор имеется немного тепла между нациями так как остались родственные и экономические связи. Текущую ненависть увеличивает политика руководства Узбекистана считают некоторые граждане Таджикистана часть которых являются сами узбеками.
  3. Русские ненавидят узбеков потому, что во времена советского правления узбеки были основными лицами которые противостояли русскому правлению в Средней Азии и всячески для этого создавали не благоприятные условия. Например басмачи были из числа узбеков которые до 1939 гг воевали против русских. Узбеки и на сегодня не приветствуют в полной мере русскую политику и позволяют на своей территории размещении Американской военной базы. Узбеки не предпочитают в вхождения в различных союзах которые инициируется русскими. Причина в том что Узбекистан и сегодня чувствуют себя сравнительно сильными так как у нее есть население боле 30 млн. большая армия и много миллионеров которые живут даже в Москве и других западных странах которые могут влиять на политику России.  Также в связи с тем, что узбеки по черти лица и глаз похожи к китайцам что не проявляется симпатия со стороны русских и называют их узкоглазыми.
  4. Киргизы ненавидят узбеков потому, что в развитии экономики Кыргызстана узбеки всячески отрицательно способствуют, хотя эти нации по культуре и языку, расе и других факторов намного схожи.
  5. Туркмены почему ненавидят  узбеков ? Ну тут почти нету трений между этими нациями.
Видео драка Узбеков

 

Комментарии

life.ansor.info

Узбекская и таджикская истории

При знакомстве с национальной кухней узбеков и таджиков обращаешь внимание не только на частое совпадение названий многих блюд, но и на нечто более существенное – на совпадение подавляющего большинства принципов подбора и технологии приготовления пищи.

Причину такого сходства нельзя, конечно, объяснить лишь одинаковостью природных условий. Сходное пищевое сырье, которым располагают народы Средней Азии, конечно, в большей степени определяет своеобразие их кухонь, подбор сочетаний пищевых продуктов, но не может само по себе вести к совпадению принципов и приемов приготовления пищи, к использованию одной и той же кухонной техники. Причина сходства узбекской и таджикской кухонь, несомненно, связана с тесным переплетением исторических судеб и самим территориальным размещением этих двух народов.

Еще в IV-VII веках в Средней Азии существовали две группы народов – одни из них были потомками древнего населения земледельческих оазисов, другие – пришлыми кочевниками-скотоводами.

Таджики являются потомками древнейшего ираноязычного местного населения, существовавшего на территории Таджикистана за много веков до нашей эры они получили свое нынешнее название после арабского завоевания в VIII веке. Уже в X веке таджики, занятием которых всегда было земледелие и садоводство, сложилось в народность.

С конца X века на Среднюю Азию обрушились различные тюркоязычные народы, до этого в течении ряда веков постепенно просачивавшиеся в среду местного ираноязычного населения. Тюрки стали теснить таджиков из долин в горы или частично ассимилироваться с ними. К XII веку тюркоязычное население Междуречья Амударьи и Сырдарьи составило основу узбекской народности. Вместе с таджиками оно подвергалось в XIII веке монгольскому завоеванию, надолго прервавшему развитие среднеазиатских народов.

В начале XVI века Средняя Азия была завоевана кочевыми племенами, оставшимися после распада Золотой Орды и пришедшими с севера, из Кипчатских степей (ханский Казахстан). Они смешались с местным населением, особенно с тюркоязычными, и стали заключительным этническим пластом в формировании узбекской народности. Поселившись в Междуречье, бывшие кочевники стали постепенно перенимать земледельческий уклад хозяйства таджиков и другого местного населения, их культуру и одновременно оказывать свое влияние. Так, с XVI века в Средней Азии сложились Бухарское и Хивинское ханства, который просуществовали до 1920 года (с конца XVIII по конец XIX существовало еще Кокандское ханство). Эти государства не носили национальный характер. Как узбеки, так и таджики входили по частям и в Бухару, и в Хиву, и в Коканд. Этнические границы между этими этническими народностями, если не считать разного языка, в быту и в духовной жизни вообще не были четко выражены. Гораздо большее значение приобретали социальные перегородки, резко отделявшие в этих феодальных государствах быт и культуру горожан и крестьян, торговцев и ремесленников, феодально-байской верхушки, мулл, муфтиев, кадиев и ишанов от массы трудящегося дехканства.

Поэтому и кухня населения этих ханств развивалась вовсе не по национальным признакам, а скорее по социальным, классовым.

На столе дехкан преобладали мучные изделия, лепешки, кислое молоко, немногие овощи, бобовые, в то время как зажиточные слои употребляли в основном мясные блюда, пернатую дичь, много фруктов и сладостей. Но при этом принципы кулинарной обработки, выработанные веками в процессе тесного взаимодействия разных народов Средней Азии, оказались общим достоянием и были одинаковы у всех сословий и народностей, живших на территории нынешних Узбекистана и Таджикистана.

Основными приемами тепловой обработки служит обжаривание – преимущественно в жирах и в меньшей степени на открытом огне – на мангале или в тандыре (тануре). При обжаривании в жирах применяются специальное перекаливание масла, и обжариванию подвергаются не только мясные продукты, а также мучные изделия и овощи. Другой прием-варка паром-тоже применяется как узбеками, так и таджиками.

Эти способы обработки породили и одинаковый кухонный инвентарь, и пользование одним типом печи. Обжаривание ведут в казанах – открытых металлических котлах с толстыми стенками, варку паром – в манты-каскадах.

Специфичен, разнообразен и обширен сладкий стол в узбекской и таджикской кухня. Интересно, что ни узбеки, ни таджики, как большинство народов Среднего Востока (арабы, персы, турки) не знают десерта как завершающего, заключительного блюда. Сладости, напитки и фрукты на Востоке употребляются дважды во время еды, а порой и трижды – их подают и до, и после, и в процессе приема пищи.

Правда, в последние годы этот обычай у узбеков и таджиков начинает постепенно исчезать, поскольку все большее число людей приходит к выводу, что употребление сладостей до еды портит аппетит, но по установившейся традиции и привычке на стол и по сей день до начала обеда все равно ставят на сладости, сладкие напитки, свежие, сушеные и вяленые фрукты, особенно изюм и урюк, дыни и арбузы, а также поджаренные соленые орехи.

Что же касается собственно сладостей, то их можно разделить на шесть групп: киемы (фруктовые и овощные сиропы), бекмесы (концентрированные сгущенные фруктовые и ягодные соки типа патоки), наваты (различные сочетания кристаллического и уваренного виноградного сахара с добавлением красителя, и пряностей), сладости на ореховой и изюмной основе и, наконец, разнообразные халвы и халва образные сладости. Большая часть их известна за пределами Средней Азии как восточной сладости, не имеющие четкого национального признака. Действительного, такие сладости, как наваты и халвы, приготовляют по всему Среднему Востоку, «родиной» их являются различные центры и в Иране, и на территории наших среднеазиатских республик. Важно отметить, что узбекские и особенно таджикские кондитеры (кандалатчи) издавна были в числе известнейших на Востоке. Однако приготовление именно этих знаменитых сладостей настолько специфично, основано на использовании особых печей и инструментов, сложных навыков (например, быстрое растягивание руками густого сахарного сиропа в нитки), что воспроизведение их в домашних условиях невозможно или крайне затруднительно. Для приготовления большинства видов настоящей халвы требуется кунжутное семя, крепкий отвар туркестанского мыльного корня (колючелистник метельчатый) и пищевые красители (например, куркума).

В узбекской кухне и таджикской чрезвычайно широко используются мучные изделия как из парового, отварного, так и особенно из печеного и жареного теста.

Не будет преувеличением сказать, что именно мучные изделия составляют половину блюд среднеазиатской кухни, причем значительное количество их, особенно многочисленные виды лепешек, являются на 100% мучными и употребляются либо взамен хлеба, либо как самостоятельные блюда с катыком (кисломолочный напиток).

Большинство мучных изделий, чаще лепешек (нони, патыров, лочире, чевати, катламы) и самсы, выпекают в специальной печи – тандыре (тануре), к раскаленным стенкам которой прикрепляются смоченные в воде мучные изделия. Уже одно — это обстоятельство затрудняет приготовление среднеазиатских мучных изделий в иных условиях (например, в духовке газовой плиты), когда нельзя достигнуть необходимой температуры и, следовательно, получить изделие такой консистенции и вкуса, как в тандыре. Три других способа выпечки мучных изделий, применяемых в узбекской и таджикской кухнях, доступны и вне Средней Азии: выпечка в котле – без масла и с масляной смазкой; выпечка между двумя сковородами на углях; жарение в перекаленном масле. Поэтому остановим своё внимание на тех видах восточной выпечки, которые мы можем приготовить в домашних условиях, не используя сложные приспособления, а ограничиться домашней газовой плитой или сковородой.

Самса

Самса – это небольшое выпеченное изделие из пресного теста в форме круга, прямоугольника или треугольника; с мясной или овощной начинкой. Но считается что правильную самсу готовят с фаршем из баранины, курдючного сала и лука, а тесто должно быть тонкое и хрустящее. По размеру она делиться на маленькую, среднюю и большую – Джизакские.

Точно происхождение блюда неизвестно, но само слово «самса» имеет древнеперсидские корни, когда-то его называли «санбсач». В других национальных кухнях есть похожие изделие английское «самуса», арабское «самбуса» или португальское «чомука». Кроме Узбекистана Самсу готовят в Таджикистане, Кыргызстане, Казахстане и в странах Аравийского полуострова.

Продают самсу в Узбекистане уличные лоточники, на базарах и переулках города. это очень сытный перекус, обычно ее едят самостоятельно и не больше двух за один раз так как она очень питательна.

Катлама

Узбекская катлама – это жаренная или печенная слоеная лепешка из пресного теста.

Вообще катлама как блюдо, существует не только в узбекской, но и в башкирских и татарских кухнях, интересно что это абсолютно разные блюда. В башкирской это мясной рулет, приготовленный на пару, после приготовления его нарезают на ломтики толщиной в 3 сантиметра и подают с растопленным сливочным маслом. Татарская катлама представляет собой разновидность мант.

Узбекская катлама может быть пресной или посыпанной жаренным луком, ее кушают вместо хлеба или сладкой с медом и маком, ее подают к чаю.

Едят лепешки, только разламывая руками, считается, что нож может обидеть хлеб.

Интересные традиции связаны с лепешками и хлебом в Узбекистане: когда узбек покидает родной дом он откусывает кусочек хлеба, а оставшийся хлеб будут хранить до его возвращения; обряд «преломления лепешки» важная часть сватовства и помолвки; и даже самые серьезные клятвы дают на хлебе, зная, что нарушить ее большой грех.

www.ababilova.com

Как живут таджики в Узбекистане?

К сожалению, в последние годы отношения между Таджикистаном и Узбекистаном оставляют желать лучшего: между странами давно действует визовый режим и отсутствует авиасообщение, некоторые пограничные пункты закрыты, а местные СМИ периодически публикуют взаимные обвинения экспертов. Однако простому и далекому от политических игр народу делить между собой совершенно нечего: среди таджиков и узбеков очень много смешанных браков, культура и традиции похожи, и даже вкусы у людей одинаковые. А самое главное – узбеки в Таджикистане и таджики в Узбекистане просто мечтают, чтобы соседи, наконец-то, стали жить дружно. «Открытая Азия онлайн» убедилась в этом, посетив Бухару и Самарканд. 

 - Ребята, вы откуда? - спрашивает нас прохожая женщина, пока мы снимаем на камеру мавзолей Амира Тимура в Самарканде. Она заметила нас сразу и, пока мы щелкали фотоаппаратами, приглядывалась и только минут через пятнадцать решилась подойти. - Мы из Таджикистана, из Душанбе. - Как, неужели границу открыли? - с нескрываемым удивлением снова спрашивает она. _MGL5506.jpg Мы принимаемся объяснять, что границы открыты, только вот авиасообщения нет, и визовый режим никто не отменял, ну и не все пограничные пункты между странами работают. Например, тот, который интересует нашу собеседницу, соединяющий таджикский Саразм в Зерафшанской долине Таджикистана и поселок Джартеппа в Самаркандской области Узбекистана, не работает с 2010 года. Тогда это закрытие тяжело отразилось на туристической отрасли. Через этот пункт проходит один из самых популярных маршрутов из Самарканда в Пенджикент и далее к таджикским Маргузорским озерам и озеру Искандеркуль. Больше половины туристов приезжали на таджикскую территорию после посещения Бухары и Самарканда именно по нему. С закрытием пункта туристические компании уже смирились, но наша собеседница до сих пор о нем вспоминает._MGL5655.jpg- Эх, раньше хорошо было, раз – и ты уже в Таджикистане. Отсюда до этого пограничного пункта совсем недалеко, или сел на самолет - и ты уже в Душанбе, - говорит она. – У меня в Зеравшанской долине родственники живут, давно я их не видела… Как там поживает Эмомали Шарипович? - Хорошо поживает, а как Ислам Абдуганиевич? - Тоже хорошо. На том мы и разошлись.

Для своих – скидки В Бухаре всегда можно услышать таджикскую речь. Конечно, местные жители говорят, что их диалект сильно отличается от того, на котором общаются в Таджикистане, но все равно спутать этот язык с другим невозможно. Да и приезжих из Таджикистана бухарцы быстро узнают, стоит только сказать пару слов на таджикском. Впрочем, даже если не разговаривать, они каким-то чудесным образом все равно узнают своих._MGL5566.jpg В одном из маленьких уютных кафе старой Бухары пожилой мужчина приносит нам меню. Когда он подходит во второй раз, то загадочно улыбается, потом не выдерживает и спрашивает: «Вы не из Душанбе случайно?» Отвечаем, что он угадал. Официант снова загадочно улыбается, а когда приносит счет, сообщает, что администрация сделала нам 20% скидку, как своим.

«Как там на Варзобе, хорошо, наверное?» - напоследок спрашивает мужчина. Мы отвечаем, что хорошо, как обычно, и даже в самую жару возле шумной речки свежо. Официант вздыхает и рассказывает, как приезжал когда-то в гости к душанбинским родственникам, как большой семьей они ездили в Варзобское ущелье, готовили шашлык. «Может быть, хоть мои внуки еще туда съездят», - размышляет он.^9999B4A4665EB52E34D8968F726A93F8556C023187851F9320^pimgpsh_fullsize_distr.jpg^BDC161700777EE08C6B11613511A4EF31BED8156B70B744994^pimgpsh_fullsize_distr.jpg^BF75D4B9FFC014A12C2FB90854446A3104BD0C85FC861CCA36^pimgpsh_fullsize_distr.jpg   Конечно, теоретически запрета на поездку из Узбекистана в Таджикистан или наоборот не существует. Приходи в консульский отдел при посольстве и получай визу. Но дело в том, что, например, для получения узбекской визы гражданам Таджикистана необходимо приглашение от юридического или физического лица. По работе попасть в Узбекистан несложно, но для посещения этой страны в личных целях у таджикистанцев должен быть серьезный повод - например, похороны, свадьба или что-то в этом роде. Вместе с тем, узбекистанцам, желающим попасть в Таджикистан, требуется не только виза из таджикского консульского отдела, но и выездная виза из местного ОВИРа (отдела виз и регистрации – прим. ОА), и чтобы ее получить, тоже требуются основания.

Правда, есть и исключения: например, жители приграничных районов ездят друг к другу в гости безо всякой бумажной волокиты, и даже виза им не нужна. Визовый режим действует между двумя странами с 2000 года.

«Мы – бухарцы» Проходя по бухарским запутанным улочкам, стоит только обратить внимание на старые ворота частных домов или случайно заглянуть в открытые двери, как добродушные незнакомцы приглашают к себе в гости, показывают внутренние дворы, рассказывают о жизни. Так мы случайно и попали в дом историка-этнографа Барно Мансуровой.

- Мы себя называем бухарцами. Не таджиками, не узбеками, а бухарцами, - говорит она. – В принципе, это правильно, потому что мы отличаемся и традициями, и культурой, мы ни на кого не похожи._MGL5603.jpg Бухарцы действительно отличаются. По городу, не спеша, гуляют красивые женщины с аккуратно уложенными прическами. На них платья европейского кроя, сшитые из шелка или адраса с национальными узорами – икат. Они прячутся от палящего солнца под ажурными зонтами и очень вежливо отвечают, если к ним обратиться. Причем могут легко ответить сразу на трех языках, которыми они владеют в совершенстве: русском, узбекском и таджикском.

- Раньше в Бухаре были школы с таджикским языком обучения, но еще с советских времен их количество стало сокращаться. А сейчас у нас есть школы только на русском и узбекском языках, и еще есть школа на иврите, - говорит Б. Мансурова._MGL5810.jpg_MGL5698.jpg_MGL5525.jpg   В обиходе большая часть бухарцев говорит на таджикском языке, а девушек из Бухары часто берут в жены ребята из Таджикистана. Впрочем, смешанных таджикско-узбекских браков в Бухаре тоже предостаточно.

- Ну а как же: у каждого из нас есть в семье узбеки, у всех узбеков Бухары – есть таджики, мы дружно живем, - говорит историк.

Живут бухарцы действительно сплоченно, занимаются частным бизнесом и ремеслом, встречают туристов и рассказывают долгие истории своей семьи – здесь у каждого они есть. Удивительно, что многие сумели сохранить свои дома, доставшиеся им от раскулаченных прадедушек и прабабушек. Барно Мансурова объясняет: пусть и богатые, но частные дома большевиков особо не интересовали._MGL5620.jpgIMGL6170.jpgIMGL6172.jpg- Зачем им нужны были наши дома, когда мы сами отдали им все свои драгоценности – золото, бриллианты? - говорит она. – Что было толку от нашего золота, если в домах у бухарцев не было хлеба? Наши предки шли и меняли свои драгоценности на бумажные рубли, и на них покупали себе хлеб. А золота у бухарцев было много, мы всегда были богатым городом.

И, конечно, не только богатым. У Барно, как у историка, мы спрашиваем: «Почему таджикский драматург Джалол Икроми назвал свое известное произведение «12 ворот Бухары», тогда как в Бухаре было всего 11 ворот?» На это она отвечает: «Двенадцатые ворота – это сердце Бухары, и оно всегда и для всех открыто. Так было тысячи лет назад, так происходит и сейчас, мы рады каждому, кто ступает на землю священной Бухары, для нас это закон».

theopenasia.net

таджики и узбеки Чем отличаются таджики и узбеки? И почему они враждуют?

Не углублялась в ту сторону (насчёт вражды) . Знаю, что киргизы с узбеками враждуют из -за ферганской долины и ещё кое - какие проблемы совместного проживания. А отличаются многим, культуры похожи, вера одна, языки совершенно разные. Таджики говорят на фарси, узбеки на узбекском, но он сходен с: азербайджанским, туркменским, кыргызским, казахским, турецким и т. д. Потом в Узбекистане много орошаемых, пригодных для земледелия земель, в Таджикистане в основном горы. Так что Узбекистан, по идее, должен быть богаче. Вот, думаю и все причины.

русские и украинцы, литовцы и латвийцы, грузины и армяне - одни и те же параллели

Таджики-солдаты хорошие, узбеки-торгаши, хитрые и трусливые.

Кто тебе сказал что они враждуют. ? Веками мирно сосуществуют. В Узбекистане самаркандская обл и Бухара проживают преимущественно таджики. В Таджикистане в гиссарской долине проживают преимущественно узбеки. Правда есть один смешной нюанс.... У них так же меж собою отношения как у русских с белорусами и украинцами. Вроде и не вражда, а подколоть обожают. Причем все таки оба народа молодцы. Как правило большинство знают оба языка. В общении у них трудностей нет.... хотя это два сильно различных абсолютно не родственых языка. . ( как например русский и английский )

Они не враждуют. Оба народа близки по происхождению, но разделились по языковому признаку. Языки абсолютно разные.

Они дружат. Насчет различии узбеки сарты, таджики персы. Понятно?

Я рот ебал всех узбеков и кто там родился они грязные косорылые твари проституция и алкоголизм жизнь этих псевдомусульманей.

touch.otvet.mail.ru

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ ДЛЯ НАРОДА ТАДЖИКИСТАНА

I.Karimov-I.Rahmon
С начала этого года несколько таджикских ученых и политологов заговорили о необходимости разработки национальной идеи, необходимой для развития Таджикистана. Но в Таджикистане есть сторонники и противники самой идеи о национальной идее. Одни из них если считают, что таджикский народ может объединить некая идея, например, о «добром царе», то другие считают, что эта идея изжила себя и таджикскую нацию на идеологической почве консолидировать невозможно. Поэтому возникают вопросы: какая национальная идея может объединить народ Таджикистана во имя его светлого будущего и что из себя может представлять собой само это светлое будущее?

Узбеки и таджики ― один народ, говорящий на двух разных языках

Ислам Каримов

Для того чтобы создать национальную идею ее разработчики, прежде всего, должны четко себе представлять: о чем в ней будет идти речь, интересы какой нации эта идея должна отражать и защищать? К какому светлому будущему эта идея должна и может ориентировать общество, государство и народ, в целом? И на какой социально-экономической, политической и исторической основе она должна быть построена?

Однако, как видно из выступлений таджикских ученых и политологов [1-4] четкого ответа на этот вопрос у них пока нет. И, мне кажется, что такого ответа у них не будет и в ближайшем будущем. Ибо у них нет ответа на главный вопрос: кто такие таджики и является ли основная масса народа Таджикистана ― этническими таджиками?

По этой причине, я решил им помочь и подсказать моим таджикским коллегам самую, что ни на есть настоящую национальную идею, способную объединить и вести вес народ Таджикистана вперед ― в светлое будущее. И тут у читателей, а также у таджикских ученых и политологов, занимающихся вопросами национальной идеи, может возникнуть резонный вопрос: в чем заключается суть такой идеи?

Но для того, чтобы ответить на этот вопрос, сначала следует ответить на главный вопрос, сформулированный чуть выше. А именно:

Кто такие таджики и является ли основная масса народа Таджикистана ― этническими таджиками?

Но для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы должны коротко проанализировать вопросы, связанные с происхождением (этногенезом) таджиков, то есть исторические вопросы. Поэтому здесь коротко должен напомнить читателям, что я начал серьезно заниматься вопросами истории, то есть происхождением узбеков, таджиков и других народов, а также историей узбекских государств и опубликовал ряд своих статей на эти темы [5-8] из-за глупых и необоснованных высказываний об узбеках и из-за территориальных претензий на такие величественные узбекские города, как Самарканд и Бухара, не только со стороны таджикских историков во главе с академиком АН Таджикистана Рахимом Масовым [9-11], но и руководства Таджикистана [12-13].

При этом следует особо подчеркнуть, что академик АН Таджикистана Рахим Масов, не только предъявлял территориальные претензии к Узбекистану, но и в оскорбительной форме утверждал, что якобы узбекской нации нет и, никогда ее не было до 1924 года. И, что узбеки ― это якобы искусственно созданная, в советское время, нация. И будто бы все узбеки ― это на самом деле сарты, а они ― не иначе как таджики [9-11]. По этой причине я, внимательно изучив историю происхождения узбеков и таджиков, и те государства, которые создавал узбекский народ [8], пришел к выводу, что все обстоит ровным счетом наоборот. Поэтому я, в условиях острой полемики с таджикскими историками и обычными читателями с их стороны, написал свои статьи, посвященные этим вопросам, названия, которых приведены ниже, в списке литературы  [5-8]. Короткое  содержание моих научных выводов относительно таджиков, изложенных в этих статьях, находящих все новые и новые факты и свидетельства в свое подтверждение, можно свести к следующему короткому заключению.

Этноним ТАДЖИК относится к арабам, завоевавшим Среднюю Азию в VIII веке.  Именно поэтому в статье Википедии «Таджики», со ссылкой на Иранскую энциклопедию (Encyclopædia Iranica) [14],  пишут:

«Согласно наиболее обоснованной версии, этноним تاجيک tāǰīk связан происхождением со среднеперсидским tāzīg «араб» (ранн. tāčīk от названия ближайшего к Ирану древнего арабского племени Ṭāʾī), совр. перс. تازی‎ [tɒːzi] или соответствующим согдийским словом (*tāžīk), как на востоке иранского мира называли вторгшиеся под знаменем джихада в VIII веке арабские армии» [14].

По этой причине я считаю, что основной состав населения современного Таджикистана ― это, я бы сказал, ЭЛИТАРНЫЕ УЗБЕКИ, говорящие на персидском языке, также как современные элитарные узбеки и «таджики» говорят и пишут на русском языке или в XIX веке русское дворянство говорило и писало на французском языке. Ярким примером этому может служить тот факт, что Лев Толстой ― немалую часть своей знаменитой книги «Война и мир» написал на французском языке.

А этот мой вывод основан не только на исследованиях Армения Вамбери, изложенных в его знаменитой книге «Путешествие по Средней Азии», опубликованной на всех европейских языках в XIX веке, но и на научных исследованиях [15-17], опубликованных в XX веке. Ибо если в работе О.А.Сухаревой говориться, что «узбеки Бухары ― называли себя узбеками, хотя говорили исключительно на персидском» [15], то в 1949 году антрополог Балкис Кармышева нашла в Балджчувоне общность, представители которой утверждали, что происходят от тюркских племен. Однако говорили только на персидском языке и считали себя «таджиками рода тюрк» [16]. Именно на таких основаниях джадиды Бухары утверждали, что оседлое население Средней Азии составляет единую узбекскую нацию [17].

Однако следует отметить и тот факт, что  среди основного населения Таджикистана, являющегося узбеками, говорящими на узбекском и персидском языках, есть и часть населения, являющееся потомками тех таджиков, которые являются настоящими арабами и персами. Арабами и персами, предки, которых и были те простые арабские воины и персоязычные новообращённые мусульмане из Фарса, Загроса и Хорасана, относящиеся к иранскому народу, которые пришли в Среднюю Азию в VIII веке  с арабскими завоевателями [5, 14]. Кроме того есть и те персы, которых назвали таджиками, гораздо позже, о которых писал в своей книге «Сарты. Этнографические материалы (Общий очерк)»,  опубликованной в Типографии газеты «Среднеазиатская Жизнь» в 1908 году, замечательный российский историк Н.П.Остраумов. То есть те малочисленные угнетенные узбекскими феодалами в неволе или рабстве ― персы, называвшие себя «таджиками». Эти «таджики», видимо и есть потомки тех невольников, к числу которых относятся такие граждане Таджикистана, как академик Рахим Масов. Люди, которые в советское время, оказавшись у руля власти из-за своего такого, выгодного для пролетарского государства, рабского происхождения, обманным путем убедившие с помощью таких недобросовестных историков, как академик АН Таджикистана А.А.Семенов, малограмотных большевиков, в том, что все персоязычное население той территории, которую в то и настоящее время занимает Таджикистан ― это, самостоятельный этнос, имеющий самоназвание «таджики». И, что их язык не персидский, а таджикский.

При этом хочу особо подчеркнуть, что я выше говорил о том академике АН Таджикистана  А.А.Семенове, о котором я писал в своей статье [7] и который являлся не только наставником таких фальсификаторов истории, как академик АН Таджикистана Рахим Масов. Но и настоящим врагом узбекского народа, пытавшимся стереть из истории человечества факты и сведения о великом узбекском народе и его государствах ― об узбекских государствах [8], из-за того, что его не избирали в состав действительных членов Академии Наук Узбекистана и привлекали к уголовной ответственности на территории Узбекской ССР во времена сталинских репрессий.

При этом следует также подчеркнуть, что говоря о своем рабском происхождении тем «таджикам» можно было легко убедить большевиков в чем угодно из-за того, что их гимн «Интернационал» содержал, например, следующие слова:

 Вставай проклятьем заклейменный,

Весь мир голодных и рабов!

Кипит наш разум возмущённый

И в смертный бой вести готов.

Весь мир насилья мы разрушим

До основанья, а затем

Мы наш мы новый мир построим,

Кто был никем, тот станет всем!

 Так, что именно они, с начала сумев добиться таким обманным путем создания Таджикской АССР в составе Узбекской ССР, а потом добились и отделения этой автономной республики от Узбекской ССР. Эта автономная республика Узбекистана, ставшая таким образом в 1929 году Таджикской ССР, в составе СССР, и обрела свою государственную независимость в 1991 году и переименована в Республику Таджикистан. В независимый Таджикистан, непорядочные историки которого, во главе с академиком  Рахимом Масовым, организовавшие непримиримую информационную войну против Узбекистана, с территориальными претензиями на Самарканд, Бухару и другие территории нашей страны в течение почти, что 20-ти лет после распада СССР. А также с целью сеять национальную рознь между теми узбеками нашей страны, не зная о своем происхождении считающими себя «таджиками» и теми узбеками, которые являются основной ― титульной нацией Узбекистана.

Но самая главная цель этой информационной войны заключалась в том, чтобы таким образом вводя всех в заблуждение переписать историю Таджикистана и таджиков. Переписать историю «таджиков», являющихся арабами [18], относящимися к числу семитов, на основе ложных тезисов об их арийском происхождении. И на основе такого ложного тезиса добившиеся даже объявления со стороны Президента Таджикистана Эмомали Рахмона, 2006 год в Таджикистане ― ГОДОМ АРИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ [19].

Так, что прав Президент Узбекистана Ислам Каримов, родившийся на узбекской земле, в Самарканде, и являющийся по своему этническому происхождению чистокровным узбеком и как человек, очень хорошо знающий нашу историю, когда утверждал и утверждает о том, что: «Узбеки и таджики ― один народ, говорящий на двух разных языках».

Узбекистан за годы независимости построил, я бы сказал, совершенно новую экономику, на основе своей собственной модели и, несмотря на мировой финансово-экономический кризис начал развиваться и развивается динамично, что начало признавать и мировое сообщество. А в Таджикистане, как явствует и из тех статей таджикских авторов о национальной идее, которые мы здесь рассматриваем, мечтают   достичь уровня развития нашей страны ― Узбекистана. При этом Таджикистан с 1924 по 1929 годы входил в состав Узбекской ССР в качестве Таджикской АССР, так же как Республика Каракалпакстан ― до сих пор.

Думается, учитывая именно эти обстоятельства национальной идеей народа Таджикистана, основное большинство которого является персоязычным узбекским народом, должно стать добровольное возвращение этой страны в состав Республики Узбекистан в прежнем статусе ― в статусе автономной республики. Тогда и наше светлое будущее будет общим. И идеи Абдугани Мамадазимова, изложенные в его статье «Таджики в поисках национальной идеи» [2], исходя из моих идей, изложенных в статье «Р.Абдуллаев: Центральная Азия – уроки арабских революций» [20], а, перефразируя этого автора, я бы сказал о «справедливом монархе», то же могут обрести реальность…

Так, что девизом предлагаемой мною национальной идеи для Таджикистана должны стать те слова, которые в свое время сформулировал Ислам Каримов ― Президент Республики Узбекистан:

«Узбеки и таджики ― один народ, говорящий на двух разных языках».

Но это лишь только мое личное мнение и как примут его наши коллеги из Таджикистана, народ и руководство этой страны ― это конечно их дело. Пока.

 Литература

1. А.Мамадазимов: Таджикистан. Национальная идея — не мишура…  (http://www.centrasia.ru/news.php?st=1371531960).

2. А.Мамадазимов: Таджики в поисках национальной идеи (http://www.centrasia.ru/news2.php?st=1357212840).

3. Профессор О.Захидов: Таджикскую нацию консолидировать невозможно (http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1370587860).

4. Умаров Х. «Справедливый шах» – изжившая себя идея (http://news.tj/ru/news/spravedlivyi-shakh-izzhivshaya-sebya-ideya).

5. Р.Абдуллаев: Узбеки – дворяне тюркских народов, а сарты – предприниматели Центральной Азии (http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1319014200).

6. Р.Абдуллаев: Горжусь, что я барлас и потомок Темура. Об этнической близости узбеков и русских (ответ таджикскому историку Х.Камолу) (http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1319619120).

7. Р.Абдуллаев: Русский народ не произошел от иранцев, а тазики не являются арийцами (ответ М.Саидову) (http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1320826080).

8. Р.Абдуллаев: Первым независимым узбекским государством был носивший с 1312 года название Мемлекет–и–узбеки… (http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1368767880).

9. Масов Р. Таджики никогда не были одним народом с узбеками (ответ Г.Хидоятову)(www.centrasia.ru/newsA.php?st=1191234780).

10. Масов Р. Тюркизация арийцев: чушь или недомыслие? Ответ на статью А.Аскарова «Арийская проблема: новые подходы и взгляды» (http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1136562180).

11. Масов Р. О термине «узбек» («озбак») встречается множество противоречивых суждений.К вопросу образования Узбекской ССР (http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1265962380).

12. С.Расулов: Как Рахмон стал «саманидом». Таджикистан хочет присоединить к своей территории Самарканд, Бухару, Навои (http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1326871200).

13. «Литер»: Рахмон играет в опасные игры. Такими словами нельзя бросаться… (http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1260608760).

14. Encyclopædia Iranica. TAJIK i. THE ETHNONYM: ORIGINS AND APPLICATION (http://www.iranicaonline.org/articles/tajik-i-the-ethnonym-origins-and-application).

15. Сухарева О.А. Бухара XIX – начала XX в.: позднефеодальный город и его население. М., 1966. С. 129–139.

16. Кармышева Б.Х. Очерки этнической истории южных районов Таджикистана и Узбекистана. М., 1976. С. 76.

17. Политические события 1917 года в Туркестане проанализированы в работе: Халид А. Туркестан в 1917–1922 годах: борьба за власть на окраине России // Трагедия великой державы: национальный вопрос и распад Советского Союза. М., 2005. С. 189–226.

18. Гумилев Л. Этногенез и биосфера земли. – М.: Айрис Пресс, 2002 г. Стр. 54 ( http://www.bim-bad.ru/docs/gumiljov_lev_ethnogenesis.pdf).

19. Рахмон Э. АРИИ И ПОЗНАНИЕ АРИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ. Размышления накануне празднования Года арийской цивилизации (http://www.rodstvo.ru/forum/index.php?showtopic=228).

20. Р.Абдуллаев: Центральная Азия – уроки арабских революций (http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1311497580).

Автор: Рустамжон Абдуллаев, доктор экономических наук, академик.

Ташкент, 18 июня 2013 года.

fundamental-economic.uz

Народные гулянья через границу. Как узбеки и таджики отправились друг к друг в гости

Жители приграничных областей обнимаются на вновь открытом КПП. Фото с сайта Molbulak.ru

Узбекский поэт Абдулла Арипов писал, что узбекский и таджикский народы как две строки одной газели (строфа арабского стихосложения – прим. «Ферганы»). Однако первый президент независимого Узбекистана Ислам Каримов, видимо, не любил поэзию. И он точно не стремился к интеграции, умудрившись за годы правления рассориться со многими бывшими партнерами по СССР. Таджикистан практически с самого начала девяностых годов прошлого века стал для Узбекистана «страной нон грата».

Как было

На волне конфликтов с соседним государством, а также под предлогом террористической угрозы Каримов повесил на границе с Таджикистаном увесистый замок. Было прервано авиасообщение, а железнодорожные пути позднее в прямом смысле были демонтированы. Более того, в 1999 году узбекские власти заминировали часть приграничной территории.

Если в 2002 году между Узбекистаном и Таджикистаном функционировали 16 контрольно-пропускных пунктов, то в 2010 году их количество сократилось до двух. Согласно межправительственным договоренностям, пересекать границу без получения визы могли исключительно жители приграничных районов. Срок пребывания в соседнем государстве ограничивался пятью сутками. Но и этот порядок зачастую игнорировался погранслужбами обеих стран: КПП пропускали граждан только на основании заверенных властями документов с указанием цели визита – как правило, речь шла о свадьбах или похоронах родственников по другую сторону пограничного шлагбаума.

Порой доходило до абсурда. Если во времена Советского Союза люди из Узбекской ССР ходили пешком в гости к родне в соседнее село, которое находилось на территории Таджикской ССР, то теперь они были вынуждены обращаться за разрешительными документами чуть ли не в Ташкент, до которого сотни километров. Бывало и так, что жители приграничных поселений виделись только Москве, приехав в трудовую миграцию.

История жительницы одного из приграничных таджикских поселений типична для многих семей. «Я не видела родную дочь 10 лет, а сейчас еду к ней на похороны своего зятя. И живет она рядом, я могу за 15 минут пешком добраться до дома дочери. Но нас разделяет закрытая граница. Все эти годы мы говорили с ней только по телефону. Я даже собственных внуков не видела», - жаловалась женщина.

Из-за личной взаимной неприязни двух лидеров (Эмомали Рахмона и Ислама Каримова) пострадали обычные люди, которых связывает многовековое соседство: тысячи семей оказались разделены «железным занавесом» и визовым режимом.

Граница, таможня, братство

Новый президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев начал менять внешнюю политику страны, и в 2018 году стал «таять лед» и в отношениях с Таджикистаном. 10 марта – день официального визита главы Узбекистана в соседнюю республику, по меткому определению Мирзиёева, стоит считать днем рождения новых отношений между странами. Однако еще до приезда президента в гости к Эмомали Рахмону стороны пошли навстречу друг другу в деле открытия границ.

Церемония открытия пункта пропуска. Фото с сайта Molbulak.ru

10 февраля между Узбекистаном и Таджикистаном под звуки традиционных карнаев и сурнаев заработали еще два КПП – «Куштегирмон» и «Патар-Андархон». Многие люди, узнав об этом, не могли сдержать слез радости, на границе сразу образовались очереди. Возможность хоть на пять дней, но без всяких виз, съездить в гости через границу стала настоящим праздником.

Житель приграничного таджикского города Канибадама Махмуджон Оллоёров сразу после открытия «Патара» навестил своих родственников в Ферганской области Узбекистана. «Проходили без каких-либо проблем все таможенные процедуры и пограничные посты обеих республик и оказались на территории Узбекистана, - рассказал он «Фергане». - Прямо у таможенного поста нам предлагали свои услуги таксисты. Доехали до нового рынка Бешарика (город в Узбекистане. – Прим. «Ферганы») за символичную сумму - всего два сомони ($0,2). Родственники решили порадовать нас и свозили в древний город Коканд. Здесь расположен крупный книжный магазин. Один из продавцов книг узнал меня, и, обняв, сказал: «Приезжайте почаще. Ведь вы были основными нашими покупателями». А во время возвращения домой узбекские таксисты, пограничники, таможенники говорили с улыбкой на лице: «Ок йул. Яна келинглар» (Счастливого пути. Приезжайте еще раз).

Пропускной пункт «Фотехобод-Ойбек» облюбовали мигранты, направляющиеся из Таджикистана на работу в Россию. Как стало известно «Фергане», именно они и создают очереди на границе, особенно по выходным дням. После введения визового режима в 2000 году тем, кто ехал в трудовую миграцию, приходилось ездить в Россию через Киргизию. Но теперь мигранты вернулись к старому удобному маршруту. Кстати, туристов узбекские пограничники пропускают без очереди, пропускают женщин вперед и оперативно и без пристрастия проводят досмотр.

Бывали и неприятные моменты. Через тот же КПП «Ойбек», например, не пропустили в Узбекистан гражданина Таджикистана с красным паспортом (красный – внутренний паспорт, синий – заграничный. – Прим. «Ферганы»). Однако «никто не обиделся, ведь это требование закона, - прокомментировал эпизод один из очевидцев происшествия. - Хотя раньше по таким паспортам разрешалось пересекать границу. Было бы хорошо, чтобы в будущем пропускали граждан по внутренним паспортам, так как не каждый в состоянии приобрести новый заграничный паспорт - он обходится очень дорого».

Знаковое событие произошло 18 февраля – на контрольно-пропускном пункте «Саразм-Джартепа» в присутствии пограничников обеих стран была разрушена «каримовская стена», как ее прозвали в народе. Сооружение длиной 10 метров и высотой 3 метра, возведенное, видимо, по аналогии с известной «берлинской» стеной, появилось тут в 2010 году по инициативе узбекской стороны. После этого оставалось только открыть сам КПП, соединяющий Согдийскую область Таджикистана и Самаркандскую область соседнего государства. Кстати, именно в этом регионе Узбекистана живет очень много этнических таджиков. Самарканд всегда считался трехъязычным городом, большинство жителей свободно говорит на таджикском, узбекском и русском.

Ходили слухи, что «Джартепу» откроют к Наврузу (отмечается 21 марта), однако власти сыграли на опережение, и пункт заработал уже в первый день календарной весны наряду с еще девятью КПП, включая железнодорожный «Амузанг».

КПП «Саразм — Джартепа». Фото с сайта Ozodi.org

Глас народа. Таджикистан

Практически сразу после открытия границы между Самаркандской и Согдийской областями по трассе «Самарканд-Пенджикент» в обе стороны начали колесить путешественники, а социальные сети - пестрить отчетами и комментариями о вояже за рубеж. В группе «Мы – таджикистанцы!» в Facebook появился такой пост о въезде в Узбекистан: «Выехали в сторону границы таджикско-узбекской в 8:00 утра. С нашей стороны границы легкий бардак, легкий хаос и нелегкий мат в сторону граждан. Но проходят все! Со стороны братского Узбекистана 5-6 офицеров погранслужбы и 2 человека таможни. Оплатил $57 за авто (внедорожник) госпошлины и еще какие-то бумаги, так же входящие в это сумму. И все... Мы за границей!». Далее автор сообщения, предвкушая вопросы участников сообщества, указал, что в соседней стране все дешевле: яйца, мука, мандарины, лепешки. Действительно, цены на продукты питания, как выяснилось из комментариев, - одна из главных тем обсуждения аспектов пересечения вновь открывшейся границы. Вместе с тем, интернет-пользователи обменивались мнениями по поводу размера таможенной пошлины: платить вынуждены все автомобилисты, сумма зависит от мощности двигателя машины. В среднем на КПП придется расстаться с $50-60. Платить даже с таджикской стороны нужно было либо в американских долларах, либо в узбекских сумах.

Также популярными темами в комментах были рэкет на дорогах и тонировка автомобильных стекол. По первому вопросу узбекистанцы заверили соседей об отсутствии каких-либо бандитов и прочих криминальных элементов, грабящих туристов. Сами таджикистанцы не без иронии сошлись на том, что единственный рэкет для водителей – это толлинговые плазы компании IRS (пункты взимания платы с автомобилистов на трассе Душанбе-Чанак). По поводу тонировки мнения разделились: кто-то ссылался на узбекские законы и утверждал, что пограничники не пропустят машины с темными стеклами, другие пользователи придерживались противоположного мнения. Позднее ситуацию разъяснили узбекские правоохранительные органы, которые заявили, что не будут штрафовать за тонировку иностранцев. Вот такой жест гостеприимства от милиции.

Большинство пользователей соцсетей из Таджикистана выражали желание посетить Узбекистан, в основном, побывать в древних городах: Самарканде, Бухаре, Ташкенте. Многие, с учетом разницы в ценах, намеревались ездить через границу на закупки продовольствия и других товаров.

Церемония запуска первого поезда по линии Амузанг - Хашади. Фото с сайта Railways.uz

Глас народа. Узбекистан

В группе «Samarkand&Самарканд» в Facebook поднимались почти такие же вопросы относительно пересечения КПП «Джартепа». Своими впечатлениями поделился пользователь из Самарканда: «На своем авто ехал в Душанбе со стороны Самарканда! Хорошие, вежливые сотрудники Гаи. Братскому народу Таджикистана всем вам низкий поклон за гостеприимство! Никогда не был в Таджикистане, вчера первый раз поехал, покатался на своей авто по городу Душанбе, Панжакент, все отлично проблем нет!» (авторское написание сохранено. - Прим. «Ферганы».)

Похожие ощущения в поездке за границу испытала другая участница группы: «Мы с мужем тоже ездили на своей машине в Душанбе. На границе очень гостеприимные пограничники вежливые ребята - в каждом слове «Хуш омадед» (Добро пожаловать. – Прим. «Ферганы»). Проезжали мы через маленькие городки и посёлки... Очень радушно встречают видя машину из Узбекистана и флажок на лобовом стекле – сигналили, приветствовали».

Одна из участниц сообщества «Водители Узбекистана», описывая путешествие на машине в Худжанд, сообщает, что, увидев узбекские номера, гаишники отдавали ей честь, местные автомобилисты любезно показывали дорогу, простые люди махали руками в знак приветствия и прижимали руки к груди, выказывая уважение.

Участников сообществ из Узбекистана интересовали размеры пошлины для водителей, качество таджикских дорог, курс сомони к суму, потребительские цены (правда, не на продукты, а на автомобили). Многие не могли поверить в то, что наконец-то посетить родственников в соседней стране можно будет без визы, и благодарили за нововведение президента Узбекистана Мирзиёева. Актуальной была тема – куда поехать в Таджикистане, что посмотреть? Тут предлагались разные варианты: местные жители и бывалые путешественники советовали потенциальным туристам посетить гостеприимные города, отдых в горах, поездки на Алаудинские озера. Один из комментаторов напомнил, что Фанские горы за природную красоту называют «Среднеазиатской Швейцарией».

Обрадовались снятию замка с границы и таджикские музыканты. Если раньше министерство культуры Узбекистана не разрешало певцам из соседней республики выступать в Ташкенте и других городах, то теперь музыканты могут приезжать выступить по частному приглашению. Буквально спустя пару дней после открытия КПП «Джартепа» в Facebook был опубликован пост таджикской певицы, которая, пользуясь случаем, пригласила узбекистанцев в свою страну и заодно предложила сотрудничество. Все-таки, несмотря на призывы президента Мирзиёева, пока Узбекистан трудно представить без пышных свадеб, на которых артисты могут прилично заработать.

* * *

Сегодня граница между Узбекистаном и Таджикистаном уже не на замке. Более того, власти обеих стран создают дополнительные условия для передвижения людей и грузов. Граждане сами вольны выбирать способ путешествия: пересечь границу пешком, на автомобиле или на самолете. Кстати, на сайте авиакомпании «Узбекистон хаво йуллари» билет на рейс Ташкент-Душанбе можно купить за $80, что не так уж дорого (напомним, проезд через КПП на машине обойдется примерно в $50-60). Совсем недавно между столицей Узбекистана и таджикским Худжандом стали регулярно курсировать автобусы.

Теперь приехать из одного государства в другое – не проблема. Отмена виз и открытие границ порадовали граждан обеих республик. Теперь главное, чтобы руководители Узбекистана и Таджикистана продолжили, как сформулировал однажды политолог Аркадий Дубнов, «разминирование» отношений между странами.

Азиз Якубов

Международное информационное агентство «Фергана»

www.fergananews.com

Таджики в Узбекистане: бросок к власти Cистема межгосударственных…

Cистема межгосударственных отношений в регионе Центральной Азии (Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан) базируется не только на советской и постсоветской административно-правовой, торгово-экономической и политической структурах, но и на более древних (базовых) культурно-цивилизационных и хозяйственных компонентах.

В Центральной Азии особой напряженностью отличаются узбекско-таджикские отношения. Противоречия между узбеками и таджиками являются самыми затяжными по своему развитию. Расселение этнических групп таджиков и узбеков практически на 50% не соответствует границам и географическому положению национальных государств – Республики Узбекистан и Республики Таджикистан. Это, соответственно, создает почву для многочисленных противоречий, самыми опасными из которых являются межэтнические.

Общеизвестно, что в основе государственности Средней Азии лежат тысячелетние традиции иранской государственности. Поэтому персы издавна, если и не доминировали в верховной власти государств Средней Азии, то, по крайней мере, были в значительном количестве представлены во властных структурах вообще. К примеру, в начале XX века бухарские таджики составляли значительную и влиятельную часть чиновничьего аппарата эмира.

Поэтому неудивительно, что и в современный период таджики составляли значительную часть чиновничьего аппарата Узбекистана. Сломать традицию не удалось даже в советское время. В советском и постсоветском Узбекистане главенствовали и продолжают главенствовать в основном таджики и местные иранцы.

Несмотря на сложные взаимоотношения Узбекистана и Таджикистана, таджики чувствуют себя в Узбекистане довольно комфортно. Не последнюю роль в этом играет и происхождение главы государства – Ислама Каримова, имеющего ирано-таджикское происхождение. Некоторые заявления о том, что он бухарский еврей по происхождению, не более чем эмоции. Хотя Ислам Каримов и не принадлежит, как таковой, к самаркандскому клану, этот регион имеет для него особое значение. Самаркандская область щедро финансируется госбюджетом, а таджикское население Самарканда одно из самых благополучных в материальном отношении.

Не являясь титульной нацией, и будучи за пределами родоплеменных клановых отношений, таджики, тем не менее, функционируют в стране пребывания как маленькое государство, которое можно идентифицировать, как известный в Таджикистане общественный институт самоуправления – “авлод”. Это доказывает то, что таджикскому сообществу Узбекистана присуще те же, что и “авлоду” признаки – обладание всем комплексом систем жизнеобеспечения, внутриэкономическими территориальными, духовно-культурными, идеологическими, правовыми и властными механизмами.

К настоящему времени таджики, многие из которых, к слову, по паспорту узбеки, занимают ключевые посты в республике. Это глава МВД Матлюбов Бахадур, глава МИД и его заместители – Норов Владимир, Салихбаев Анвар и Караматов Хамидулла, Секретарь Совета безопасности – Атаев Мурад, Государственный советник Президента – Султанов Хайриддин и другие. Помимо влиятельных должностей эти люди обладают и значительными финансовыми ресурсами. К примеру, Секретарь Совбеза Атаев М. контролирует электроэнергетику, угольную промышленность, владеет сетью пивных ресторанов по всей республике, заместитель главы МИД Салибхаев А. практически полностью контролирует фармацевтическую отрасль Узбекистана, глава МВД Матлюбов Б. контролирует узбекскую оргпреступность и через нее металлургическую отрасль. Помимо этого, Матлюбов Б., глава МИД Норов В. и упомянутый выше Атаев М. имеют долю в Таджикском алюминиевом заводе.

Если данный, далеко не полный список продолжить руководителями среднего звена, то получится внушительное таджикское сообщество, тесно переплетенное с исторической родиной, способное влиять на политику государства, обладающее значительными материальными ресурсами.

Хотя построенный президентом Узбекистана Исламом Каримовым режим часто называют авторитарным и даже деспотическим, это не полностью соответствует действительности. В реальности, узбекский президент вынужден балансировать между несколькими ведущими клановыми группировками и таджикским “авлодом”. По мнению экспертов, в последнее время позиции представителей таджикской национальности в Узбекистане вышли на качественно новый уровень. Позиционирующий себя, как неформальный лидер “авлода” Атаев М.И., сосредоточил в своих руках мощные рычаги управления. В его компетенцию входят все вопросы военно-технического сотрудничества, закупок и продажи вооружений, кадровые вопросы в силовых структурах и исполнительной власти, СМИ. В кулуарах известно, что Атаев М. пытается стать главой узбекских спецслужб (Служба национальной безопасности) - очень влиятельной структуры государства.

Безусловно, такое положение вещей не может оставаться без внимания со стороны Душанбе. Сына Атаева М. недавно пригласили на работу в представительство Таджикского алюминиевого завода в Москве.

На днях, Атаев М. в роскошном бизнес-центре “Инконел” справил свадьбу своей племянницы – Атаевой Сайёры, которая вышла замуж за высокопоставленного чиновника таджикской авиакомпании "Таджик Эйр", являющегося одним из наиболее близких людей Имомали Рахмона. На свадьбе почетным гостем являлся личный посланник главы Таджикистана. Характерно, что, по словам очевидцев, на торжестве неоднократно звучали тосты в честь городов Самарканд и Бухара – “… исконных земель таджикского народа”. А сама свадьба проводилась исключительно по таджикским традициям.

Национальная общность - не единственный (хотя и значимый) фактор, влияющий на то, как складывается сотрудничество узбекистанских таджиков с другими родоплеменными кланами. Многое определяется доступом к финансовым ресурсам. При этом, “авлод” является более гибким, чем строго территориальный узбекский клан. Ведущие представители таджиков, опираясь на поддержку своего “авлода”, становятся во главе той или иной отрасли экономики, распространяя влияние представляемого ими сообщества и укрепляя его финансовую мощь. Кадровая политика в республике целиком определяется борьбой между кланами и “авлодом”, во время которой узбекские кланы не всегда выходят победителями.

Дистанцированных от кланов фигур в узбекском правительстве мало, а их роль незначительна. Это, разумеется, не относится к таким внеклановым фигурам, как Гульнара и Лола Каримовы – дочери президента и их бизнес не включен в клановую узбекскую систему. Точнее, в силу своего положения, они в нее не интегрированы. Однако, не вызывает сомнения то, что после утраты государственной власти в лице своего отца – нынешнего Президента Узбекистана, крупнейший в стране бизнес Гульнары и Лолы Каримовых будет поглощен самым сильным на тот момент кланом. Не исключено, что им станет “авлод”, а его неформальному лидеру – Атаеву М. предстоит сыграть значительную роль в истории отношений Таджикистана и Узбекистана.

shontj.livejournal.com