Оценка возможностей подземного базирования ВВС Китая (Часть 2). Укрытие для военных самолетов


Авиацию защитят капониры

Все новое — хорошо забытое старое. Верной приметой советских военных аэродромов, прежде всего тех, что размещались в первой линии противостояния с НАТО — в группах советских войск в ГДР, Венгрии, Польше, Чехословакии (существовала такая страна), были прочные железобетонные укрытия для самолетов. После того как наша военная авиация совершила непростительно быструю передислокацию на территорию России, таких укрытий на наших аэродромах практически не увидишь. Но жизнь не стоит на месте, как и военная инфраструктура НАТО, которая уж очень опасно приблизилась к нашим границам. В этих условиях не грех воспользоваться старым опытом защиты дорогой авиатехники. Таким как капониры или железобетонные укрытия.

Сейчас главное командование ВКС уже проводит работу по укрытию авиационной техники на аэродромах с использованием арочных железобетонных укрытий капитального типа. Строительство таких капониров «за ненадобностью» прекратилось более 30 лет назад.

Сейчас вновь начинается грандиозная стройка на аэродромах России и на наших базах за рубежом. Кстати, этому учит и наш сирийский опыт. Оказалось, мало защитить аэродром Хмеймим новейшими зенитными комплексами С-400 и «Панцирь-С». Ведь они не смогут защитить, например, от минометного обстрела скрытно проникшей диверсионной группы. Минимизировать ущерб от любых таких неприятностей как раз и позволяют железобетонные самолетные укрытия, которые сверху, как правило, засыпают слоем грунта.

Уроки Шестидневной войны

Масштабное строительство железобетонных капониров для укрытия самолетов развернулось в СССР в далеком 1968 году. Толчком к такому строительному буму послужил печальный для арабов опыт Шестидневной войны с Израилем в 1967 году. Тогда за один день израильские ВВС полностью уничтожили боевую авиацию Египта и большую часть сирийских самолетов. В СССР учли все уроки, которые «сыны Сиона» преподали нашим арабским союзникам. Принципиальные решения по укрытиям были оперативно одобрены Генштабом и министром обороны СССР — грандиозная стройка началась.

Конечно, строительство капониров было очень накладно, но посчитав, что береженого Бог бережет, военное руководство все-таки решило потратиться на безопасность боевого авиапарка.

Буквально за год было возведено более 800 арочных железобетонных конструкций, в 1969 году их было смонтировано уже около 900, а в 1970 году — еще 600.

В первую очередь они служили для укрытия самолетов от внезапного нападения авиации вероятного противника, поэтому устанавливались на угрожаемых направлениях — аэродромах групп войск в странах Варшавского договора и приграничных военных округах, в основном на территории Лалиэсты (Латвия, Литва, Эстония), Белоруссии и Украины.

Мощные бетонные арки могли уберечь даже от прямого попадания фугасной бомбы или фугасной боевой части крылатой ракеты. Кроме того, по утверждениям военных строителей, такие ангары защищали самолеты от поражающих факторов при ядерном взрыве.

«Помимо защиты от ударов авиации и крылатых ракет у ангаров был еще одни несомненный плюс — самолеты в таких укрытиях могли не бояться непогоды и сезонного перепада температур. Нахождение в капонирах облегчало техническое обслуживание, особенно зимой. Еще один фактор — такие укрытия обеспечивают маскировку авиатехники, ведь с высоты непонятно, есть самолет в ангаре или нет», — отметил военный эксперт, научный редактор журнала «Экспорт вооружений» Михаил Барабанов.

Если передовые аэродромы защищались по последнему слову фортификационной науки, то во внутренних военных округах решили пойти по более экономичному варианту — не строить мощные укрытия, а защитить самолеты земляными насыпями. Логика была проста — зачем аэродрому, находящемуся в нескольких тысячах километров от возможного ведения боевых действий, усиленная защита. Налетов авиации явно не предвидится, а прикрытие от маловероятных обстрелов диверсионно-террористических групп такой вал вполне может обеспечить.

При строительстве земляных насыпей инженеры использовали опыт вьетнамской войны. Тогда американские авиабазы регулярно обстреливались отрядами вьетнамцев, и авиация несла большие потери на земле. Было принято решение защищать самолеты легкими капонирными укрытиями. Они были сделаны из стального покрытия с бетонным наполнителем внутри. Это помогло сократить потери американской техники, а идея перекочевала на наши военные объекты, например в Поволжье, на Урале и в Забайкалье.

«Подарок» для зарубежной разведки

Всего с 1968 по 1986 год было построено более 3800 арочных капитальных укрытий и земляных валов. Из них на аэродромах групп войск — свыше 1500, на территории СССР — 2000, из них на территории РСФСР — 840. К сожалению, в 1986 году, после начала перестройки, строительство железобетонных капониров свернули по экономическим соображениям.

После распада СССР вообще сложилась драматическая ситуация, когда практически вся доставшаяся России авиация оказалась на аэродромах, удаленных от границы и укрытий не получивших. В «лихие» 90-е и «тяжелые» 2000-е проблемой защиты самолетов никто всерьез не занимался. Печальный итог — сейчас большая часть авиабаз РФ не оснащена укрытиями.

Самолеты стоят под открытым небом, совершенно незащищенные ни от возможных атак, ни от непогоды. Есть еще одна проблема — на любом коммерческом спутниковом снимке можно пересчитать состав практически любой нашей авиачасти. Причем зачастую даже видно, какие самолеты в летном состоянии, а какие нет — последние, например, стоят отдельно.

«Еще одной проблемой стало то, что укрытия старых советских типов оказались не очень продуманными по размерам и в результате по размаху крыла не вмещают основной боевой самолет ВКС РФ — Су-27 и его вариации Су-30, Су-34, Су-35. То есть даже там, где укрытия на российских авиабазах есть, их зачастую нельзя использовать для новых самолетов», — сообщил Барабанов.

По мнению эксперта, проблема оснащения авиабаз ВКС РФ защищенными укрытиями новых типов давно уже является просто вопиющей, особенно в свете того, что сейчас страны НАТО практикуют атаки на аэродромы высокоточным оружием и крылатыми ракетами. Самый яркий пример — американский удар «Томагавками» по сирийским военным аэродромам.

Укрытия эконом-класса

По мнению экспертов, решить задачу защиты наших военных аэродромов можно малой кровью. Есть возможность немного сэкономить. Например, если возвести капонирные укрытия в виде фортификационных габионов — конструкции из сварной сетки со вставками из геотекстиля, куда можно засыпать любой грунт. Капонирные укрытия предназначены прежде всего для ограничения разлета осколков в случае обстрела, то есть для минимизации ущерба. С осколками мин и пулями такая защита вполне справится.

С другой стороны, капониры — это, конечно, временное решение на скорую руку, не более. Острая необходимость есть в строительстве укрытий на наших аэродромах в Калининградской области и в западных регионах РФ. Например, авиабаза «Халино» под Курском с новыми Су-30СМ вообще находится фактически в дальности досягаемости украинской артиллерии, отметил Барабанов.

Необходимость возведения надежных укрытий военное ведомство уже озвучило. Теперь дело за строителями.

armystandard.ru

Оценка возможностей подземного базирования ВВС Китая (Часть 2)

Часть 1Внутренний дизайн подземного укрытияФотографий, сделанных внутри подземных укрытий ВВС НОАК, как правило, очень мало и обычно они низкого качества. Скорее всего, это делается намеренно. Естественно, ВВС НОАК ничего не выиграет от распространения таких материалов, более того, это укажет потенциальному противнику на слабые стороны их конструкции и использования.Вид изнутри на устройство внешних взрывостойких ворот шириной 14 метров в Gjadër авиабаза Lezhë-Zadrima в Албании. На переднем плане поставленный Китаем J-6 Farmer албанских ВВС, со снятыми пушками NR-23. Внешний вид открытых выпуклых внешних взрывостойких ворот подземного укрытия шириной 14 метров в Gjadër авиабаза Lezhë-Zadrima в Албании. Основные выпуклые наружные взрывостойкие ворота укреплены так, чтобы передать избыточное давление взрыва на внешнюю раму. Верхние наружные взрывостойкие ворота закрыты.Другой внешний вид открытых выпуклых внешних взрывостойких ворот подземного укрытия шириной 14 метров в Gjadër авиабаза Lezhë-Zadrima в Албании. Верхние ворота навешивается на правую сторону ворот. Бетонная арка над главным входом является характерной особенностью, наблюдающейся на китайских аэродромах. На переднем плане поставленный Китаем J-6 Farmer албанских ВВС.

Альтернативой китайским аэродромам могут служить аэродромы в других странах, построенные по тем же правилам, конструкции и техническим характеристикам. Ряд государств закупил значительное количество китайских самолетов с 1960-х годов, но только КНДР и прежний режим Ходжи в Албании также импортировали проектные данные и построили аэродромы с подземными укрытиями по спецификациям НОАК. Албания получала постоянную помощь от Китая до конца 1970-х годов, до того как их отношения рухнули.

Геометрия внешних взрывостойких ворот подземного укрытия шириной 14 метров.Геометрия внутренних взрывостойких ворот подземного укрытия шириной 14 метров.Главный тоннель шириной 14 метров в Gjadër авиабаза Lezhë-Zadrima в Албании. На переднем плане поставленный Китаем J-6 Farmer албанских ВВС. Область справа от самолетов освобождена для движения транспортных средств.Главный тоннель 14 метров шириной в Gjadër авиабаза Lezhë-Zadrima в Албании. Конструкция представляет собой линейные сегменты. Обратите внимание на листовую облицовку.Короткий ответвляющийся тоннель шириной 14 метров в Gjadër авиабаза Lezhë-Zadrima в Албании. Этот пример используется для иллюстрации обслуживания самолета, в конкретном случае замены двигателя J-7 Fishbed.Вид с другой точки того же тоннеля подземного укрытия 14 метров шириной в Gjadër авиабаза Lezhë-Zadrima в Албании.Главный тoннель шириной 14 метров в Gjadër авиабаза Lezhë-Zadrima в Албании.Главный тoннель шириной 14 метров в Gjadër авиабаза Lezhë-Zadrima в Албании, виден также изгиб тоннеля и самолеты J-7 Fishbed ранних моделей.Короткое ответвление шириной 12 метров подземного укрытия на авиабазе Tirana-Rinas в Албании. Этот тоннель составляет около 60 метров в длину, что достаточно для размещения четырех самолетов J-6 Farmers.

Ряд важных замечаний, которые можно сделать, проанализировав приведенные изображения:Расположение а: Основной туннель, соединяющий парные главные входы, обычно состоит из прямолинейных участков, к которым примыкают легко изогнутые участки. Это одна из возможных основных планировок и возможно самая простая для постройки;

Расположение б: Ответвляющиеся слепые тоннели длиной около 60 метров, соединенные с входами в основной тоннель. В албанских подземных укрытиях они используются для выполнения более глубокого обслуживания единичного самолета или в для размещения нескольких самолетов, припаркованных носом к хвосту. Из доступных изображений можно сделать вывод, что слепые тоннели соединены с главным тоннелем под прямым углом;

Геометрия: Применяются два основных сечения тоннеля. Первый имеет простое сечение шириной примерно 12 метров вплоть до пола тоннеля. Такая геометрия используется в подземном укрытии в Tirana-Rinas. Другой имеет сечение примерно 14 метров в ширину соединенное с вертикальными стенками высотой 3.4 метра с общей внутренней высотой арки в 6.3 метра. Последняя геометрия используется на авиабазах в Gjadër/ Lezhë-Zadrima и Kuçovë;

Входы и внутренние ворота: Основной вход в тоннель на авиабазах в Gjadër/ Lezhë-Zadrima и Kuçovë осуществляется через перевернутые Т-образные основные ворота. Навесные наружные взрывостойкие ворота состоят из нескольких стальных горизонтально открывающихся сегментов, дополненных меньшими вертикально открывающимися стальными воротами для прохода вертикального оперения самолета (см. иллюстрации выше). Неясно является ли такая конструкция достаточно герметичной при применении ОМП, хотя возможно поддержание избыточного давления внутри укрытия с целью обеспечения гермитизации при закрытых внутренних воротах. Внутренние ворота конечно используются для защиты от неблагоприятных погодных условий;

Внешние взрывостойкие ворота: Левые и правые основные и верхние распашные взрывостойки выпуклые ворота малого радиуса кривизны изготовлены из стали. На доступных фотографиях ворота имеют либо круглое сечение или цепное искривление, предназначенное для передачи нагрузки от давления взрыва на внешнюю рамку ворот. Распашные ворота открываются наружу на петлях так, что их внутреняя сторона выравнивается с левой и правой внутренней стеной тоннеля. Взрывостойкие ворота и верхняя бетонная конструкция стен находятся на расстоянии около 7 метров от оконечности холма, чтобы защитить открытые взрывостойкие ворота;

Внутренние взрывостойкие ворота: В ангаре на авиабазах в Gjadër/Lezhë-Zadrima и Kuçovë вторая пара распашных взрывостойких ворот создает своеобразный шлюз для усиления защиты от ударной волны.

Внутренняя конструкция: Внутренние стены тоннелей выполнены из железобетона. Представляется, что метод строительства предусматривает создание рамы, деревянного настила для формирования формы и заливку бетона в короткие отрезки от 2-х до 3-х метров. Двенадцатиметровый тоннель в Tirana-Rinas имеет следы сегментов смежной заливки бетона. Черырнадцатиметровые тоннели в Gjadër/Lezhë-Zadrima и Kuçovë имеют дополнительное внутреннее укрепление из стальных двутавровых балок с интервалом в 3 метра на линейных участках туннеля и всего лишь в 1 метр на поворотах туннеля. Скорее всего это являлось подкреплением окончательной конструкции, а также использовалось для поддержки опалубки при строительстве. Части туннеля в Gjadër/Lezhë-Zadrima свидетельствуют о провисании формы во время заливки бетона.

Дренаж: Просачивание воды отчетливо видно на соединениях между сегментами тоннеля в достаточном количестве, чтобы наблюдать лужи в обоих тоннелях в Gjadër/Lezhë-Zadrima и Kuçovë;

Поверхностная отделка: Части стены тоннеля в Gjadër/Lezhë-Zadrima обшиты белым или светлым эмалированным листовым прокатом, тоже самое наблюдается и в туннелях НОАК. Стены других туннелей в Gjadër/Lezhë-Zadrima и Kuçovë либо не заштукатурены либо гладко заштукатурены. Возможной причиной облицовки листовым прокатом может быть улучшения освещения туннелей, а также улучшение распространения УКВ радиоволн в тоннеле или скрытие коридора коммуникаций;

Разметка: Четырнадцатиметровые тоннели разделены белой линией разметки на расстоянии 10 метров вдоль одной из стен для хранения самолетов, а остальные 4 метра для автомобильного движения по всей длине тоннеля. Тоннели ВВС НОАК похоже используют аналогичную систему.

Конструкция четырнадцатиметрового тоннеля является очень распространенной в китайских укрытиях и судя по всему является гораздо более новой, чем конструкция двенадцатиметрового тоннеля. Внутренний объем ангара достаточен для размещения самолетов и предоставляет значительную свободу передвижения для заправщиков, погрузчиков оружия и движения других автомобилей обеспечения.

Диаграммы расположения укрытий на Gjadër/Lezhë-Zadrima и Kuçovë были составлены Roland Büchler после его посещения объектов и имеют фотографические доказательства.

Gjadër/Lezhë-Zadrima (см. выше) и Kuçovë (см. ниже) укрытия используют подковообразное/линейное сегментированное расположение (© Roland Büchler).

Вероятнее всего, самолеты всегда буксируются в один вход и вывозятся из другого. Самолеты, возвращающиеся с полетов, будут размещены в конце очереди и затем по туннелю постепенно пройдут необходимое обслуживание, заправку топливом и загрузку боезапаса по мере их приближения к другому концу туннеля. Самолеты, требующие больше времени обслуживания, будут размещены в ответвлениях туннеля, чтобы не препятствовать рутинному обслуживанию, заправке и перевооружению следующих по туннелю самолетов.

Конструкция внешних взрывостойких ворот, наблюдаемых в Албании, похожа на известные изображения китайских взрывостойких ворот подземных укрытий, но отличается от других, обладая целым рядом различных конструктивных особенностей. Взрывостойкие ворота албанских конструкций способны выдержать воздействие ударной волны и осколков при бомбардировке. Маловероятно, что одних взрывостойких ворот будет достаточно чтобы противостоять современным проникающим боеприпасам, таким как GBU-39/B или BLU-116/B. Возможно они отражают хронологический возраст конструкции, построенной в эпоху "неумных" боеприпасов. При закрытых внутренних и внешних воротах, внутренние ворота, скорее всего, остановят небольшие боеприпасы, которые смогут проникнуть через наружные ворота.

Конструкция внутренних ворот в этих туннелях не является особенно надежной при угрозе атаки управляемыми ракетами класса "воздух – земля". Проникающие боеприпасы, пробившие внешние ворота, скорее всего, выбьют внутренние дверные панели или соединения между панелями и даже если боеприпас не проникнет внутрь укрытия, то, скорее всего, его мощности будет достаточно чтобы заклинить одну или две створки ворот, исключая их эффективное функционирование.

Конструкция внешних взрывостойких ворот укрытияМатериалы из открытых источников указывают на существование нескольких различных конструкций взрывостойких ворот, по крайней мере два типа ворот используются для укрытий размером под "МиГ" и по крайней мере один для укрытий размером под "Beagle" и один для укрытий размером "Badger". Они подробно описаны ниже. Изображения любезно предоставлены Roland Büchler.

Укрытие на авиабазе Luyan/Ranghe-Zhen со сдвижными сегментированными внешними воротами размером под "Badger". Были сделаны дополнительные боковые тоннели для обеспечения нормального входа в укрытие при открытых внешних воротах.Выше и ниже в деталях внешние ворота на авиабазе Luyan/Ranghe-Zhen.Авиабаза Luyan/Ranghe-Zhen (см. выше) и Zhangjiakou (см. ниже) взрывостойкие внешние ворота размером под "Beagle". Сдвижные створки как правило открываются в одну сторону.Авиабаза Zhangjiakou, взрывостойкие внешние ворота размером под "Beagle".Спутниковая съемка показывает, что это ангар размером под "Beagle" на авиабазе Luyan/Ranghe-Zhen на восточном склоне горы к югу от парных ангаров размером под "МиГ" заброшен. Построена кирпичная стена чтобы заблокировать вход.Выше и ниже: Навесные взрывостойкие ворота укрытия размером под "МиГ" на неустановленной авиабазе.Открытые навесные взрывостойкие ворота укрытия размером под "МиГ" на неустановленной авиабазе. Обратите внимание на камуфляжную сетку, натянутую над входом.Укрытие на авиабазе Luyan/Ranghe-Zhen со сдвижными сегментированными внешними воротами размером под "МиГ" на восточном склоне горы.Навесные взрывостойкие ворота подземного укрытия ВВС НОАК размером под "МиГ".

В продолжении статьи: Стратегия, конструкция и вместимость подземных авиабаз НОАК Уязвимость подземных авиабазОбзор всех подземных авиабаз НОАК Оценка вместимости подземных авиабаз НОАКДетали конструкции и строительства подземных авиабазОбщий план расположения авиабазы

topwar.ru

"Военная приёмка": "База Хмеймим. Часть 2": Где укрытия для авиатехники?

Если кто ещё не видел эту часть - вот ссылка на видео

Один из главных вопросов, который у меня при просмотре возник: На авиабазе Хмеймим мы собираемся обосноваться всерьез и надолго. Почему до сих пор не построены хотя бы несколько укрытий для авиатехники?

Небольшое исследование темы позволило мне выяснить что с тех пор как в конце 60-х были разработаны капитальные железобетонные арочные укрытия для авиатехники, массовое строительство которых началось на рубеже 70-х и продолжалось фактически до распада СССР, вопросом этим никто у нас не занимался.

В то же время на авиабазах США, странах НАТО, и среди ближайших союзников США, получили распространение возводимые сравнительно быстро арочные укрытия собираемые из стального профиля, хотя и не способные защитить авиатехнику от последствий прямого попадания в защитное сооружение крылатой ракеты с бетонобойной боевой частью, или управляемой авиабомбы (от чего сегодня не защищают и устаревшие советские железобетонные арочные укрытия), но способные обеспечить защиту от осколков и ударной волны близкого взрыва. Причем в США уже разработано три поколения таких укрытий.

Вот например авиабаза ВВС США Кадена, остров Окинава, Япония:

А вот авиабаза ВВС США Лэнгли, штата Виргиния, США:

Авиабаза ВВС США Шпангдалем, Германия:

И так далее.

Вот так работают двери:

Изначально строили укрытия без них:

"Американское укрытие для самолетов тактической авиации устраивается из металлических арок сложного волнистого профиля. После монтажа такого металлического остова сверху на него укладывается слой бетона толщиной до 0,5 м. Считается, что такое укрытие обеспечит защиту самолета от огня авиационных пушек, пулеметов и реактивных снарядов" Левыкин В. И. Фортификация: прошлое и современность.- М.: Воениздат, 1987

К слову патент на двери датируется 1969-м годом (US 3712363 A).

Документ с описанием теста защитных свойств укрытия:

HIGH EXPLOSIVE TESTING OF HARDENED AIRCRAFT SHELTERS

Документ в котором упоминается история развития укрытий данного типа:

STRUCTURAL ANALYSIS OF THE F-16 AIRCRAFT’S WEATHER SHELTER

Цитата:

The first aircraft shelter was developed by the USAF (United States Air Force) and was calledTAB-V (Theatre Air Base Vulnerability). It was a reinforced concrete semi-circular cylindrical shell withdimensions 30,7x14,6x7,2 m, internally covered by sinusoidal shape steel sheeting. One of the mainfeatures of the TAB-V shelter was the bow-shaped steel doors.This shelter provided the basis to NATO (North Atlantic Treaty Organization) shelters, calledHAS (Hardened Aircraft Shelter). NATO developed three different HAS denominated 1st, 2nd and 3rdGeneration HAS [Cocroft; 2003].1st Generation HAS was almost identical to the TAB-V shelter. The only main difference was inthe gates, which had a lateral and not outward opening procedure. 2nd Generation HAS wasdeveloped to accommodate bigger planes and had dimensions 37,6x25x10 m and a pseudo ellipticalarch form. The gates were also much bigger than those of the 1st Generation HAS, with a total weightascending to 167 ton. The 3rd Generation HAS was conceived to smaller planes like the F-15 or A-10and had dimensions 36,6x21,6x9,1 m.

In the 1970‟s and 1980‟s hundreds of these shelters were build in Europe and USAF basesacross the world. During this period, the nations of the Warsaw Pact, lead by the former USSR (Unionof Soviet Socialist Republics), also constructed aircraft shelters, in many ways similar to thoseimplanted in NATO bases. The main feature of these shelters was the earth cover that many of themhad to provide extra strength and camouflage.

Хотелось бы понять когда же наше Минобороны озаботиться тем что бы заказать разработку первого поколения отечественных быстровозводимых арочных укрытий для авиатехники из стального профиля защищающих самолёты, вертолеты и БЛА от осколков и взрывной волны, и когда мы увидим первые такие укрытия на авиабазе Хмеймим?

Спасибо за внимание

bmpd.livejournal.com

Посмотрел я "Военную приёмку": "База Хмеймим. Часть 2" Где укрытия для авиатехники?

Если кто ещё не видел эту часть - вот ссылка на видео

Один из главных вопросов, который у меня при просмотре возник: На авиабазе Хмеймим мы собираемся обосноваться всерьез и надолго. Почему до сих пор не построены хотя бы несколько укрытий для авиатехники?

Небольшое исследование темы позволило мне выяснить что с тех пор как в конце 60-х были разработаны капитальные железобетонные арочные укрытия для авиатехники, массовое строительство которых началось на рубеже 70-х и продолжалось фактически до распада СССР, вопросом этим никто у нас не занимался.

В то же время на авиабазах США, странах НАТО, и среди ближайших союзников США, получили распространение возводимые сравнительно быстро арочные укрытия собираемые из стального профиля, хотя и не способные защитить авиатехнику от последствий прямого попадания в защитное сооружение крылатой ракеты с бетонобойной боевой частью, или управляемой авиабомбы (от чего сегодня не защищают и устаревшие советские железобетонные арочные укрытия), но способные обеспечить защиту от осколков и ударной волны близкого взрыва. Причем в США уже разработано три поколения таких укрытий.

Вот например авиабаза ВВС США Кадена, остров Окинава, Япония:

А вот авиабаза ВВС США Лэнгли, штата Виргиния, США:

Авиабаза ВВС США Шпангдалем, Германия:

И так далее.

Вот так работают двери:

Изначально строили укрытия без них:

"Американское укрытие для самолетов тактической авиации устраивается из металлических арок сложного волнистого профиля. После монтажа такого металлического остова сверху на него укладывается слой бетона толщиной до 0,5 м. Считается, что такое укрытие обеспечит защиту самолета от огня авиационных пушек, пулеметов и реактивных снарядов" Левыкин В. И. Фортификация: прошлое и современность.- М.: Воениздат, 1987

К слову патент на двери датируется 1969-м годом (US 3712363 A).

Документ с описанием теста защитных свойств укрытия:

HIGH EXPLOSIVE TESTING OF HARDENED AIRCRAFT SHELTERS

Документ в котором упоминается история развития укрытий данного типа:

STRUCTURAL ANALYSIS OF THE F-16 AIRCRAFT’S WEATHER SHELTER

Цитата:

The first aircraft shelter was developed by the USAF (United States Air Force) and was calledTAB-V (Theatre Air Base Vulnerability). It was a reinforced concrete semi-circular cylindrical shell withdimensions 30,7x14,6x7,2 m, internally covered by sinusoidal shape steel sheeting. One of the mainfeatures of the TAB-V shelter was the bow-shaped steel doors.This shelter provided the basis to NATO (North Atlantic Treaty Organization) shelters, calledHAS (Hardened Aircraft Shelter). NATO developed three different HAS denominated 1st, 2nd and 3rdGeneration HAS [Cocroft; 2003].1st Generation HAS was almost identical to the TAB-V shelter. The only main difference was inthe gates, which had a lateral and not outward opening procedure. 2nd Generation HAS wasdeveloped to accommodate bigger planes and had dimensions 37,6x25x10 m and a pseudo ellipticalarch form. The gates were also much bigger than those of the 1st Generation HAS, with a total weightascending to 167 ton. The 3rd Generation HAS was conceived to smaller planes like the F-15 or A-10and had dimensions 36,6x21,6x9,1 m.

In the 1970‟s and 1980‟s hundreds of these shelters were build in Europe and USAF basesacross the world. During this period, the nations of the Warsaw Pact, lead by the former USSR (Unionof Soviet Socialist Republics), also constructed aircraft shelters, in many ways similar to thoseimplanted in NATO bases. The main feature of these shelters was the earth cover that many of themhad to provide extra strength and camouflage.

Хотелось бы понять когда же наше Минобороны озаботиться тем что бы заказать разработку первого поколения отечественных быстровозводимых арочных укрытий для авиатехники из стального профиля защищающих самолёты, вертолеты и БЛА от осколков и взрывной волны, и когда мы увидим первые такие укрытия на авиабазе Хмеймим?

Спасибо за внимание

ak-12.livejournal.com

Меры по защите баз американской авиации во Вьетнаме

Истребители McDonnell Douglas F-4С Phantom II из состава 390-й тактической истребительной эскадрильи ВВС США, поврежденные в капонире в результате ракетного обстрела американской авиабазы Дананг (Южный Вьетнам) 15.07.1967 (с) Robert Witowski

.

Между тем существует обширный зарубежный опыт мер по защите передовых авиационных баз от нападений и обстрелов с земли, в том числе в условиях активной противоповстанческой войны. Не касаясь современных мероприятий США и их союзников в ходе боевых действий в том же Афганистане, можно указать на исторически более отдаленный опыт США периода войны во Вьетнаме.

Вопрос защиты авиабаз от нападений и обстрелов с земли остро стоял перед американскими вооруженными силами на протяжении всего периода войны во Вьетнаме. Понятно, что данная проблема решалась комплексно, начиная с создания более или менее обширных "зон безопасности" вокруг аэродромов, масштабного патрулирования и разведки,и т.д. Тем не менее, опыт Вьетнама показал, что никакие меры не гарантируют от возможности для умелого и решительного противника произвести внезапное нападение на авиабазу - как штурмовыми или диверсионными силами, так и с применением ракетно-артиллерийских средств. Поэтому обязательным для американских авиабаз во Вьетнаме являлось внедрение системы мероприятий по пассивной защите личного состава и авиационной техники, включая создание убежищ, укрытий, капониров, защищенных хранилищ топлива и боеприпасов, и принятие мер по рассредоточению, и, если возможно, маскировке летательных аппаратов.

Согласно американским официальным данным, только вооруженных силы США (без учета вооруженных сил Южного Вьетнама) с 1962 по 1973 годы потеряли во Вьетнаме на земле только от минометных, артиллерийских и ракетных обстрелов (без учета диверсионных действий) 393 самолета и вертолета и еще 1185 были повреждены. Вооруженные силы Южного Вьетнама, по одному из источников, с 1964 по 1973 годы потеряли на земле 25 самолетов и вертолетов уничтоженными и 305 поврежденными.

Данные потери были понесены, несмотря на все принимавшиеся меры по защите авиабаз, и, без таких мер, цифра потерь, возможна, была бы больше в разы. Показательно, что наибольший ущерб пришелся на 1968 год, когда на земле было потеряно либо повреждено около 500 американских самолетов и вертолетов, несмотря на массовое применение к тому времени капониров и рассредоточения техники на авиабазах.

Всего за период войны во Вьетнаме американские передовые авиабазы были атакованы 475 раз (только Дананг подвергся 95 атакам), при этом минометный, артиллерийский и ракетный огонь велся в 457 случаях. Всего было выпущено 6163 единиц минометных, артиллерийских и ракетных боеприпасов. При этом, как показал опыт войны, зачастую даже весьма ограниченные нападения и обстрелы при их должной подготовке, достаточной квалификации исполнителей и известной доли удачи могли привести к весьма тяжелым потерям. Кратковременный огонь даже небольшого количества наиболее часто применявшихся для обстрелов американских авиабаз 82-мм минометов с относительно небольшим количеством выпущенных мин оказывался вполне достаточным для эффективного поражения личного состава и авиационной техники даже при проведенных мероприятиях по повышению защищенности (наличие капониров, укрытий, рассредоточение и т.д.). Согласно американской статистике, в 93 % случаев обстрелов авиабаз по ним выпускалось менее 40 мин или ракет. С 1966 года вьетконговцы стали использовать при обстрелах авиабаз китайские 107-мм и советские 140-мм ракеты, а с 1967 года - советские 122-мм ракеты, последние выпускались с дальности до 11 км.

Как легко подсчитать, для уничтожения или повреждения одного американского летательного аппарата на земле требовалось в среднем всего четыре мины или ракеты.

В частности, в ночь с 31 октября на 1 ноября 1964 года вьетконговцы (подразделения Национально-освободительной армии Национального фронта освобождения Южного Вьетнама - НФОЮВ) произвели обстрел из шести 82-мм минометов американской авиабазы Бьенхоа близ Сайгона. По американским данным, было выпущено 64-65 мин, а сам обстрел велся около 20 минут с дистанции всего 1,4 км от периметра базы (то есть, видимо, тщательно корректировался). В результате обстрела сгорели пять бомбардировщиков Martin В-57В Canberra ВВС США и получили повреждения еще 15 бомбардировщиков В-57В, три штурмовика А-1Н и четыре вертолета, еще один АН-1Н разбился при попытке экстренного взлета на подавление минометного огня. Самолеты В-57В стояли на открытой стоянке "крылом к крылу". Четверо американских военнослужащих погибли и 74 были ранены, погибли также два южновьетнамских военнослужащих.

fishki.net

самолеты на авиабазе Хмеймим надо укрыть железобетоном от снарядов — Рамблер/новости

Фото: © РИА Новости / Дмитрий Виноградов

Российская авиабаза Хмеймим нуждается в дополнительном инженерном оборудовании, в частности, строительстве железобетонных укрытий для самолетов и других летательных аппаратов, считает редактор — член редколлегии журнала министерства обороны РФ "Воин России" полковник Елена Севастьянова.

Как сообщили в четверг в Минобороны России, сирийские силовики усилили охрану территории, прилегающей к российской авиационной базе Хмеймим после атаки радикалов.

Ранее в российском военном ведомстве заявили, что 31 декабря "мобильная диверсионная группа" террористов атаковала военную базу из минометов; погибли двое военнослужащих. Ведутся поиски причастных к обстрелу боевиков. В тот же день в 15 километрах от аэродрома Хама упал вертолет Ми-24. Оба пилота погибли, борттехник получил телесные повреждения, его оперативно эвакуировали для оказания медпомощи. В Минобороны России отметили, что вертолет был технически неисправен. "Авиабаза Хмеймим в сирийской Латакии, ранее бывшая гражданским аэропортом, видимо, нуждается в дополнительном инженерном оборудовании, в частности, строительстве заглубленных железобетонных укрытий закрытого типа для авиационной техники", — заявила РИА Новости в пятницу Севастьянова. Она уточнила, что самолеты фронтовой авиации желательно держать не на открытых стоянках, а в арочных железобетонных укрытиях. "Арочные железобетонные укрытия имеют раздвижные ворота и газоотводный канал у задней стены, позволяющий запускать двигатели самолета в закрытом защищенном пространстве. Стандартное железобетонное перекрытие и грунтовая обсыпка такого укрытия позволяют наиболее эффективно защитить летательный аппарат, пилотов и инженерно-технический персонал от поражающего воздействия при ракетно-бомбовом ударе, артиллерийском и минометном обстрелах", — сказала полковник.

Работа на опережение

Севастьянова отметила, что зенитный ракетно-пушечный комплекс ближней зоны противовоздушной обороны (ПВО) "Панцирь-С1", боевые расчеты которого в конце декабря 2017 года уничтожили две ракеты, пущенные террористами по авиабазе Хмеймим, неэффективен против минометных выстрелов. "Системы и комплексы ПВО не работают по летящим минам и артиллерийским снарядам. В принципе если постараться, видимо, можно сбить в полете и эти боеприпасы. Но лучше предотвращать обстрелы силами и средствами разведки, в том числе космической, авиационной, артиллерийской", — полагает эксперт. По ее мнению, боевиков с "шайтан-трубой" необходимо нейтрализовывать до того, как они развернут свою самодельную универсальную ракетно-артиллерийскую установку в нескольких километрах от российского объекта. "Если мина вышла из трубы и полетела по навесной траектории к цели, то людей и технику на аэродроме лучше всего может защитить прочный железобетон", — считает Севастьянова.

По ее мнению, террористы в Сирии могут иметь на вооружении минометы калибра от 82 до максимум 120 миллиметров.

"Не думаю, что у них на оснащении есть наши самоходные 240-миллиметровые "Тюльпаны" либо их аналоги", — добавила военный эксперт.

В декабре 2017 года президент РФ Владимир Путин объявил о выводе части российского воинского контингента из Сирии, однако на авиабазе Хмеймим осталась авиагруппа Воздушно-космических сил (ВКС) России. Авиация ВКС России поддерживала наземные операции Сирийской арабской армии против международных террористов.

Читайте также

news.rambler.ru

Арочное укрытие — Википедия с видео // WIKI 2

Не следует путать с ангарами — сооружениями для хранения техники, имеющими совершенно иную конструкцию.. Арочное укрытие с распашными воротами; виден козырёк над воротами. Наверху — помещение дежурного по эскадрилье, ПрибВО. Арочное укрытие с откатными воротами, виден носовой обтекатель самолёта, ЛенВО. Балансирная тележка створки распашных ворот арочного укрытия, над роликом установлен электромотор (ПрибВО).

А́рочное укры́тие (арочное обсыпное сооружение) — железобетонное сооружение (укрытие) для стоянки, технического обслуживания, снаряжения, заправки и запуска двигателей самолётов фронтовой авиации типа МиГ-21, МиГ-23, МиГ-27, Су-17, Су-24 и других — схожих размеров, а также любой другой крупногабаритной техники. Для летательных аппаратов более крупной размерности - дальних и стратегических бомбардировщиков и ракетоносцев, самолётов Военно-транспортной авиации и т.п. машин арочные укрытия, как правило, не строят, ввиду их огромной размерности и соответствующей стоимости.

Иногда данные сооружения называют «ангарами», что является ошибкой; нередко в разговоре применяют и термин «капонир».

Энциклопедичный YouTube

  • 1/1

    Просмотров:

    3 283

  • Abandoned Mig 23 & mi 8 at Abu al duhur air base Syria

Содержание

История

Арочные укрытия были разработаны в конце 1960-х годов. Их строительство, в первую очередь, началось на аэродромах вокруг Москвы и Ленинграда. Во вторую очередь, уже с учётом замеченных ошибок и устранением недоработок, арочные укрытия были возведены на аэродромах Прибалтийского военного округа и Группы войск в Восточной Европе. В дальнейшем ЖБУ возводились на всех новых или реконструируемых аэродромах ФА на территории СССР.

Устройство

Арочное укрытие представляет собой железобетонное укрытие (ЖБУ), сооружение из полуарок с рёбрами толщиной стенок 60 см, обсыпанное снаружи землёй и покрытое дёрном, что, одновременно, является и неплохой маскировкой. Размеры основного помещения, в котором располагается самолёт, в плане 12,9 × 28 метров (бывают отдельные арочные укрытия, построенные и короче и длиннее).

Спереди арка перекрывается передней торцевой стеной из железобетонных блоков с металлическими воротами, которые могут быть двух типов:

  1.  откатные;
  2.  распашные.

Откатные ворота были поставлены на арочных укрытиях первой очереди постройки. Состоят из двух створок, раздвигающихся электролебёдкой посредством применения тросовых вставок. Створки движутся на роликах по рельсам, вмонтированным в плиты искусственного покрытия. Довольно быстро проявились недостатки откатных ворот: проявление перекоса створок; протирание тросовых вставок; подверженность электролебёдок, расположенных снаружи, воздействиям внешней среды; проникание осадков в щели между створками и торцевыми стенами. В дальнейшем, с конца 1980-х годов, на большинстве аэродромов откатные ворота арочных укрытий насовсем были оставлены в открытом виде — с раздвинутыми створками.

Распашные ворота стали применяться с постройки арочных укрытий на аэродромах Прибалтики. Здесь створки прикреплены на шарниры по бокам арки. Ролики расположены перпендикулярно стенкам створок, катятся по проложенной металлической полосе (рельсу), изогнутой по дуге открывания. Здесь нет тросов, быстро перетирающихся; а лебёдки расположены — не одна снаружи — а две изнутри укрытия — на каждой створке — своя. Ворота здесь накрыты козырьком, предотвращающим проникновение осадков во внутренние помещения.

Удлинённое арочное укрытие с задней торцевой стеной, размерами, аналогичными передней. (ПрибВО).

Сзади арка перекрыта торцевой стеной меньших размеров (она, как правило, полностью покрыта обсыпкой, но существуют и исключения) с отверстием 3 × 3 м газохода.

Арочное укрытие. Слева к воротам в торцевой стене примыкает выводная рулёжная дорожка. Правее (у торцевой стены) — ниша с топливной колонкой. Справа — дверь другой ниши, ворота газохода (ПрибВО).

Газоход (газоходный канал) — «тоннель» с отдельными воротами, предназначен для отвода газов из сопел самолёта в случае запуска его двигателей в арочном укрытии.

С боков и сзади — между торцевой стеной и газоходным каналом, поворачивающим на 90°, к арке пристроены ниши вспомогательного назначения со входами снаружи.

На некоторых аэродромах (в частности, Прибалтийского военного округа, доставшиеся теперь государствам НАТО — см. фото сверху) в боковых нишах возле ворот были поставлены топливные колонки систем централизованной заправки самолётов (ЦЗС) — для заправки самолёта непосредственно в укрытии без привлечения автомобиля-топливозаправщика.

На отдельных арочных укрытиях сверху установлены будки, используемые на разных аэродромах по-разному: дежурным по эскадрилье, дежурным по зоне рассредоточения, как наблюдательный пункт часового, охранника.

Спереди к воротам арочного укрытия примыкает выводная рулёжная дорожка. Сзади, на некоторых аэродромах (но далеко не всегда) — дорожка к воротам газохода.

Применение полуарки не по назначению — укрытие для личного состава (ПрибВО)

См. также

Капонир

Примечания

Во время нахождения самолета в арочном укрытии, пользование лётчиком или обслуживающим персоналом катапультными креслами строго воспрещается.

Эта страница в последний раз была отредактирована 24 мая 2018 в 22:19.

wiki2.org