Казачье боевое искусство: Тактика нанесения удара шашкой. Удары шашкой техника


Инструкция для новичков: как пользоваться шашкой

Шашка - это клинок относительно простого склада однако она внесла один из самых значительных вкладов в историю холодного оружия. Она была на первом месте среди кавалерии в течение нескольких столетий и плотно вошла в культурное наследие. Она служит прекрасным напоминанием, что не всегда победа кроется во множестве усовершенствований и сложностей.

Шашка. Применение в бою

Шашку по незнанию легко спутать с саблей: тот же однолезвийный клинок, та же изогнутость. На самом деле различия есть. Самое главное отличие - отсутствие гарды, что в корне меняет баланс и применение оружия. Если сабля - оружие фехтовальное, предназначенное как для атаки, так и для защиты, то шашкой полагалось лишь рубить.

Защищаться шашкой, проводить ей сложные фехтовальные финты или колоть противника не позволяли смещенный баланс, а иногда и отсутствие заточки острия. Зато добрый удар с ускорением мог разрубить противника "до седла", от него было крайне сложно уклониться или парировать. Теперь вы понимаете почему шашку так любила кавалерия.

Необычным способом применения шашки определялось и крепление ножен:  

они крепились на одном-двух кольцах к портупее лезвием вверх. Именно такое положение способствовало удобному и своевременному использованию шашки в бою.

Обучение владению шашкой достаточно простое. В строевом уставе красноармейской кавалерии для шашки имелось лишь три вида ударов: направо, вниз налево и вниз направо.  Таким образом, базовая подготовка новобранцев к ведению контактного боя занимала очень мало времени.

Способы держания шашки

Итак, техника боя шашкой не сложная, но ее основа - это хват шашки. Если вы не будете правильно держать оружие, но не сможете его правильно использовать. Существует несколько способов боевого хвата шашки, мы рассмотрим их ниже.

Первый хват шашки – обычный обхват рукояти, всеми пальцами. В этом случае положение шашки выгодное для производства режущего удара, так как направление руки от локтя до кисти составит с направлением оружия тупой, приближающийся к прямому, угол, вследствие чего при круговом движении выпрямленной на ударе руки клинок придется к точке цели под углом меньше прямого, механически производя режущее движение. Но при этом оружие не готово ни к производству уколов, ни отбивов. Этот способ используется также в том случае, если оружие имеет значительный вес.

Второй хват (черкесский) – ладонь смещена к нижней части рукояти. При таком хвате удобна крутка. Рубить не получится. При этом хвате ладонь руки смещается к центру тяжести, что облегчает управление оружием.

Казачий хват «за гусёк» – ладонь смещается к гуську. Шашка при таком хвате напоминает шарнир, работать удобно при рубке с потягом. Гусёк располагается плотно в ладони.

 

Четвертый хват «европейский» –  большой палец вытягивается по спинке рукояти, а остальными охватывая брюшко, этот хват позволяет наносить как рубящие, так и колющие удары.

Вариант хвата следует выбирать исходя из способа применения. Вы наверняка заметили, что не каждый хват позволяет рубить или обороняться. Важно иметь это ввиду.

Боевая стойка

Боевая стойка - это вторая основа для правильного боя шашкой. Мы расскажем, как становились в боевую стойку казаки, потому что именно они являются мастерами по владению этого оружия.

Сначала казак берется правой рукой за рукоять шашки в обхват всеми пальцами, придерживая левой рукой ножны под рукоятью. После этого казак вынимает клинок из ножен и поднимает его острием кверху, а лезвием влево так, чтобы рукоять была выше головы. Следующим шагом казак быстро выставляет правую ногу на шаг вперёд так, чтобы каблуки были на одной линии, а носки имели направление, указанное в предыдущем параграфе, и сгибает ноги настолько, чтобы колени приходились над половиною ступни; при этом казак передаёт всю тяжесть тела на левую ногу, сохраняя отвесное положение корпуса.

В это же время он уклоняет клинком вперёд, лезвием вправо, наблюдая, чтобы остриё было против левого глаза и на высоте воротника; правую руку сгибает в локте, который подаёт несколько вправо. Кисть правой руки, обращённая пальцами вниз и имеющая большой палец вытянутым по рукояти, должна быть ниже плеча и не должна выходить на линию бедра; левую руку следует держать за серединою поясницы, согнув в локте и сжав кулак.

 

Боевая стойка должна быть свободна и не натянута. Для проверки правильности передачи тяжести тела на левую ногу при боевой стойке, попробуйте поднять правую ногу и постучать.

Необходимо с первых уроков крепко держать в руке шашку. Левое плечо не выставлять вперед, а держать больше назад, чтобы противник не мог нанести удара. Носок правой ноги имеет по направлению противника, отнюдь не поворачивая внутрь, скорее можно допустить поворот вправо.

Утерянное искусство

Искусство владения шашкой на сегодня можно считать почти утерянным. Дело в том, что все народы, у которых оно практиковалось, после революции вошли в СССР, где само владение холодным оружием, особенно в 1930-е годы, приравнивалось к тяжелейшему преступлению. А ведь опытные бойцы, напомним, тренировались часа по три в день. Опять же шашка — такое оружие, которым дома и в закрытых помещениях особо не помашешь. В итоге менее чем за сто лет мы лишись уникального искусства, принесшего нашим дедам славу, а нашему государству — многочисленные победы.

Наглядно познакомиться с основами владения казачьей шашкой вы можете здесь: 

Так шашка, как холодное оружие уже не применяется, то становится популярным приобретение ее в качестве сувенира или подарка. Клинок выглядит внушительно и изящно, несмотря на простоту конструкции. Наши консультанты помогут вам выбрать подходящий клинок и ответят на любые вопросы, ведь самостоятельно выбрать шашку достаточно трудно.

rognar.ru

Шашки - к бою!: Как рубить

Изготовить первоклассную шашку — одно дело, испытать ее — совсем другое. Оказалось, что людей, владеющих этим оружием, в нашей стране можно сосчитать по пальцам одной руки.

Знаменитый каскадер, наездник, цирковой артист и представитель древней воинской династии Мухтарбек Кантемиров показал нам некоторые приемы владения шашкой и рассказал об этом древнем искусстве

Строевой устав Советской армии 1951 года предписывал всего несколько ударов. Слева направо: рубка вниз направо, рубка направо и укол шашкой вполоборота направо

Удар вниз направо: «Чтобы поразить пешего противника, удар нужно наносить, сидя в седле, — комментирует Мухтарбек Кантемиров. — Для пешего казака шашка чуть длиннее, чем нужно»

Удар вправо: предназначенный для поражения конного противника, этот удар в исполнении Мухтарбека Кантемирова слегка адаптирован под «пеший строй» и высоту расположения тыквы на штативе

Удар снизу вверх. Фирменный удар казаков и кавказцев — снизу вверх, например в локоть атакующего противника, или разрубающий пехотинца снизу, где он не был защищен поднятой винтовкой

Почти камикадзе

В строевом уставе кавалерии Красной армии из 248 страниц приемам рубки и укола отводится всего четыре, вдвое меньше, чем приемам отдания шашкой чести. Буденновцам полагалось всего три удара (направо, вниз направо и вниз налево) и четыре укола (вполоборота направо, вполоборота налево, вниз направо и вниз налево).

Для нанесения ударов, уколов и отбивов (защиты) всадник должен был встать на стремена и перенести упор на колени. Рубить конного противника можно было только одним приемом по команде «Направо — РУБИ!». За 8−10 шагов до противника кисть правой руки с шашкой отводилась к левому плечу, после чего быстрым движением руки с одновременным поворотом корпуса в сторону удара следовало нанести удар на высоте плеча слева направо. Для внесения армейского порядка, чтобы удар выполнялся однообразно, всех левшей переучивали на правую руку, и не только в Русской и Красной армиях.

Два остальных удара (вниз направо и вниз налево) предназначались для поражения пешего противника. Для этого надо было за 8−10 шагов до пехотинца подать корпус вправо (влево) вперед и одновременно вынести руку с шашкой вверх выше головы, после чего нанести сильный удар, описав шашкой круг.

Для нанесения укола необходимо было вытянуть правую руку с шашкой в направлении противника, повернув руку в кисти несколько влево; лезвие клинка должно быть обращено вправо вверх, а острие — в точку укола. После нанесения укола движением руки вниз требовалось освободить клинок.

Аналогичные уставы были во всех европейский армиях, ими же руководствовались и кинематографисты — во всех фильмах кавалерийская лава скачет, размахивая шашками как раз для выполнения удара «Вниз направо — РУБИ!», в том числе и Чапаев. Но реальная встреча конных лав не имела ничего общего с кинематографической рубкой. Воины первой шеренги лавы были практически смертниками, говорит Мухтарбек, и погибали со страшными ранами. Если же учесть, что уставы рекомендовали атаковать конницу неприятеля в двухшереножном строю, понятно, что жизнь кавалериста в лучшем случае ограничивалась двумя атаками.

Секреты мастерства

Все сказанное выше имеет отношение только к бойцам-срочникам, которых за несколько лет службы в армии удавалось разве что научить держаться в седле да сносно выполнять пару-тройку уставных ударов. Для них предназначались шашки из дешевой стали, рассчитанные на несколько удачных ударов, с эфесами, позволяющими защитить кисть руки, но не дававшими не то что перебросить клинок из руки в руку, но и выполнить элементарные приемы фехтования. Не этих кавалеристов как огня боялась вся Европа.

Тут Мухтарбек берет в руки две кавказские шашки, полегче солдатских и без гард, и начинает крутить их обеими руками. Блестящие лезвия описывают в воздухе окружности, создавая вокруг Мухтарбека на расстоянии нескольких метров смертоносную ауру. С таким приемом он когда-то выступал в цирке в легендарном конном шоу своего отца, но упражнение это отнюдь не цирковое. Подобных бойцов, имеющих колоссальный боевой опыт и в совершенстве владеющих шашкой, и выставляли кавказцы и казаки в первых рядах лавы. Летающие вокруг всадника клинки давали наезднику шанс прорубиться сквозь первый ряд, сильно уменьшая шансы противника. Проломившись сквозь первую шеренгу, он мгновенно освобождался от второй шашки, как правило, метнув ее в противника, и приступал уже к «однорукой» рубке. Иногда всадники из первой шеренги до последних секунд не выхватывали шашку, успевая метнуть в стремительно приближающегося противника несколько метательных ножей. «Вообще, не существует и не существовало ни общепринятой школы, ни тем более печатных пособий или учебников кавказской и казацкой рубки, — говорит Мухтарбек, — эти приемы по секрету передавались от отцов сыновьям, ведь часто цена им была жизнь».

Я обращаю внимание, что при выполнении классического упражнения казаков «рубка лозы» клинок Мухтарбека чаще идет снизу вверх, а не сверху вниз, как всегда показывают в кино. Оказывается, фирменные удары казаков и кавказцев как раз и наносились снизу вверх, например в локоть атакующего противника. Этому способствовало и особое устройство сбруи казацких коней: например, стремена были связаны ремнем под корпусом лошади, позволяя всаднику свешиваться вбок чуть ли не до земли.

Мухтарбек демонстрирует практическое применения этого фокуса. Дело в том, что при приближении конной лавы пехотинцу предписывалось двумя руками поднимать над головой винтовку, защищаясь от уставного удара сверху. Казак симулировал начало такого удара, потом резко свешивался с коня и сильным ударом шашки снизу буквально разваливал солдата на две части. Мне кажется, одного этого приема достаточно, чтобы бояться казаков как чумы.

Тихий Дон

«Я искал материалы по искусству наших предков в разных библиотеках, в том числе и за границей, — делится с нами Мухтарбек, — тщетно». Так что почти единственным источником, более-менее правдиво описывающим искусство владения клинком, как ни странно, остается ‘Тихий Дон' Шолохова" что первым подметил Игорь Минаев в статье «Оружие Тихого Дона».

Шолохов пишет о шашке как об одушевленном существе: она у него «взвизгивает», «со свистом рассекает струю встречного ветра», издает «режущий посвист». «Кружа над головой мерцающую, взвизгивающую шашку, Прокофий сбежал с крыльца» — подобных эпизодов в романе немало. Круговое вращение шашки рукой, согнутой в локте, считалось одним из важнейших упражнений рубки, делающих кисть сильной и подвижной. Кстати, более-менее сносно можно крутить только кавказские и казачьи шашки без эфеса. Строевая солдатская шашка для этого тяжела, к тому же эфес делает это упражнение почти невозможным.

Свист шашки при движении клинка — важнейший показатель скорости, ведь именно от скорости в первую очередь зависит сила удара. Чем выше скорость, тем тоньше свист. Так что «визг» и «свист» шашки — абсолютно точная характеристика правильно выполненного приема рубки.

Есть в романе одно замечательное место, где описывается обычное для казаков владение шашкой обеими руками: «Он вел коня на выбранного противника, как и обычно все, заходя слева, чтобы правой рубить; так же норовил и тот, который должен был сшибиться с Григорием. И вот, когда до противника оставался какой-нибудь десяток саженей и тот уже свешивался набок, занося шашку, Григорий крутым, но мягким поворотом заходил справа, перебрасывал шашку в левую руку. Обескураженный противник меняет положение, ему неудобно рубить справа налево, через голову лошади, он теряет уверенность, смерть дышит ему в лицо… Григорий рушит страшный по силе удар с потягом». Кстати, реальный прототип Григория Мелехова, казак станицы Вешенской Харлампий Ермаков, был отчаянным рубакой, владевшим шашкой в совершенстве обеими руками. Конем управлял одними шенкелями, врезаясь в ряды врагов с двумя шашками в каждой руке, орудуя ими справа и слева.

Утерянное искусство

Искусство владения шашкой, считает Мухтарбек Кантемиров, на сегодня можно считать почти утерянным. Дело в том, что все народы, у которых оно практиковалось, после революции вошли в СССР, где само владение холодным оружием, особенно в 1930-е годы, приравнивалось к тяжелейшему преступлению. А ведь опытные бойцы, напомним, тренировались часа по три в день. Опять же шашка — такое оружие, которым дома и в закрытых помещениях особо не помашешь. В итоге менее чем за сто лет мы лишись уникального искусства, принесшего нашим дедам славу, а нашему государству — многочисленные победы. Остается пожалеть, что мы не японцы, не только сохранившие свою школу фехтования, но и распространившие ее на весь мир. В том числе и на Россию.

В материале использованы фрагменты из статьи Игоря Минаева «Оружие Тихого Дона» («Прорез» №3'2006).

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№1, Январь 2007).

www.popmech.ru

одним ударом наповал » Военное обозрение

История холодного оружия не испытывает сегодня дефицита в авторах и материалах. И тем не менее, есть еще и в тени клинков свои «белые пятна»

Родословная клинка

Например, часто задается такой «детский» вопрос: «Почему сабля имеет защиту для руки, а шашка – нет?» Это уже не говоря о рассуждениях о том, что лучше – сабля, шашка или самурайский меч катана? В духе «Кто сильнее – лев или тигр?». На последний вопрос ответить не сложно - все зависит от искусства владельца того или иного оружия. Но вот по поводу отсутствия защитной гарды на шашке однозначного ответа не дают даже авторитетные специалисты.

Шашка – рубяще-колющее оружие, имеющее однолезвийный клинок небольшой кривизны. Применялась в основном для нанесения рубящих ударов, но при определенной сноровке ей можно было и колоть. Несмотря на внешнюю простоту, сложности возникают даже с определением ближайших родственников шашки. При первом взгляде может показаться очевидным, что она ведет свое происхождение от сабли. Сабля появляется на вооружении степных воинов Евразии примерно в VII веке и использовалась преимущественно как оружие конного боя. Но различные виды кривых мечей известны в нашем регионе уже с античности. Те же фракийцы охотно применяли кривые мечи на длинной рукояти и в пешем строю. С виду шашка от сабли отличается только формой клинка и рукояти – поздние сабельные клинки более изогнуты, их эфесы имеют перекрестие или более мощную защиту вплоть до «чашек».

При этом первые сабли, обнаруженные в нашем регионе археологами и относящиеся к IX-X векам, как правило, имеют небольшой градус изгиба и слабо развитую ромбовидную гарду. И этим внешне несколько схожи с более поздними шашками. Эти клинки хорошо известны по прорисовкам одного из первых советских исследователей вооружения Древней Руси Анатолия Кирпичникова. За последующее столетия сабли проделали значительную эволюцию. По мере усиления защитного вооружения сабельные клинки приобретают большую массу и кривизну. В варианте турецкого кылыча ее клинок получил утолщение-«елмань» на конце для более эффективного прорубания доспехов. Более легкие сабли персидского типа имели очень большой изгиб, усиливающий их режущие свойства.

Собственно шашки встречаются с XII-XIII века, но как вспомогательное оружие, наряду с кинжалом или ножом. Массово шашки начинают применяться лишь с XVII-XVIII века.

Поэтому существует гипотеза, что шашка происходит вовсе не от сабли. Прямой предок шашки – большой нож, типа мачете. Само название шашка, по одной из версий, восходит к черкесскому «сашхо» – «длинный нож». Действительно, форма клинка и рукояти у шашки ближе к ножевым образцам, чем к сабельным. Логично было бы и предположить, что шашка стала определенным гибридом между большим ножом и саблей.

Удар особой силы

Родиной шашки является Северный Кавказ. Она широко распространяется здесь к XVI-XVII веку. К этому времени развитие огнестрельного оружия производит в военном деле настоящую революцию. Мушкеты с кремневыми замками и артиллерия начинают доминировать на поле боя. Доспехи постепенно выходят из употребления, в связи с этим холодное оружие тоже становится более легким. Именно в таком направлении эволюционирует, например, западноевропейская шпага.

Черкесы, как и соседствующие с ними «черкасы» - казаки, тоже отдают предпочтение «огневому бою». Основную боевую силу горцев по-прежнему составляет легкая иррегулярная конница. Только теперь каждый воин стремится вооружиться ружьем или винтовкой, и парой пистолетов. Из них ведут огонь и с коня, и спешившись, и атакуя, и обороняясь. Вот тут и отпадает надобность в сабле, которой раньше рубились всадники со щитами, в шлемах, кольчугах и в «зерцальных» доспехах, съезжающиеся в сомкнутых рядах. На смену мечу-сабле приходит шашка, служившая ранее вспомогательным оружием.

Теперь при конной атаке, расстроив ряды противника огнем, его часто просто дорубают при преследовании. Если врага не удалось опрокинуть огнем сразу, то встречный конный бой тоже начинает носить несколько иной характер. Из-за применения огнестрельного оружия атаковать в плотном построении стало невыгодно. Кавказцы и казаки нападают в рассыпном или разомкнутом строю, лавой. Соответственно, всадники сближаются на параллельных курсах, проносятся мимо друг друга сквозь строй и зачастую решают исход столкновения одним мощным и точным ударом…

Для нанесения такого удара именно шашка оказалась приспособлена лучше всего. Ввиду того, что ее рукоять лишена дополнительных элементов защиты, центр тяжести оружия несколько смещен вперед. Такая балансировка позволяет наносить более сильные и быстрые удары. Даже в том случае, если вес шашки будет легче, чем у сабли.

Поскольку кавказские воины XVII века не оставили нам своих мемуаров, обратимся к более поздним источникам. Семен Буденный в своих воспоминаниях, описывая поле боя после столкновения красных кавалеристов с белыми, говорит о трупах, изуродованных страшными «шашечными ударами». По сложившимся нормам литературного языка, обычно говорят о «сабельных ударах», как и о сабельных клинках, сабельных атаках, и т.д. Даже если лихой кавалерист Семен Михайлович мог не обращать на эти тонкости внимания, то его литературные консультанты – заметили бы наверняка. Представляется, что Маршал Светского Союза Буденный намеренно написал именно о шашечных ударах, что бы подчеркнуть их особую разрушительную мощь. Кстати говоря, сам Семен Буденный обладал чудовищной силы ударом клинка.

В повести «Поединок» Александр Куприн, сам служивший офицером российской императорской армии, приводит слова поручика Бек-Агамалова, который легко разрубает армейской шашкой глиняное чучело, а затем сообщает, как учат рубке на Кавказе: «— Это что? Это разве рубка? — говорил он с напускным пренебрежением. — Моему отцу, на Кавказе, было шестьдесят лет, а он лошади перерубал шею. Пополам! Надо, дети мои, постоянно упражняться. У нас вот как делают: поставят ивовый прут в тиски и рубят, или воду пустят сверху тоненькой стрункой и рубят. Если нет брызгов, значит удар был верный». Еще Бек-Агамалов говорит, что хоть и может перерубить барана или даже теленка, но вот рассечь человека от плеча до бедра, как легко делал его отец, у него не получится. «Голову снесу к черту, это я знаю, а так, чтобы наискось…нет», - сетует поручик. Здесь же он объясняет и одну из техник владения шашкой – режущий удар с потягом на себя, с подключением кистевого движения. В последующем, устроив скандал в публичном доме, буйствующий Бек-Агамалов разрубает шашкой стол и крушит все вокруг себя. Реальным прототипом Бека-Агамалова в повести Куприна был его сослуживец поручик С. Бек-Бузаров.

Сохранились также легенды о шашках особой ударной мощности – с запаянной внутрь клинка ртутью. Перекатываясь от основания клинка к острию, жидкий метал якобы придавал удару дополнительный кинетический импульс. Согласно такой красивой легенде, жена одного воинственного хана, обиженная его невниманием, положила «ртутную» шашку на печь. После чего расширившаяся от нагревании ртуть изнутри разорвала клинок. Хан приказал зашить жену вместе с испорченным чудо-оружием в кожанный мешок и бросить в реку.

Впрочем, документальные или вещественные подтверждения существования таких «инерционных» клинков отсутствуют.

Шашечные Д,Артаньяны

Существует также мнение, что шашкой невозможно фехтовать. Действительно, в случае работы клинок о клинок, ввиду отсутствия гарды, существует большая вероятность травмировать кисть руки. Но как мы уже говорили, при обмене ударами всадников на встречном движении побеждал тот, кто первым доставал клинком противника. Однако шашкой все же можно было фехтовать, в том числе - и в схватках пеших бойцов.

По старинным гравюрам и фотографиям можно понять, как это было возможно. Помимо кольчуги, на правой руке кавказского воина надета рукавица. Она мягкая, стеганная, а сверху еще покрыта кольчужной сеткой. Простое, вообще то, решение.

Шашка быстро завоевала популярность в казачьих войсках России, и в 1-й половине XIX века была официально принята там на вооружение. Регулярная конница и офицеры пехоты и артиллерии были вооружены саблями разных образцов. В 1881 году шашка стала универсальным типом длинного клинкового оружия российской армии, только некоторые лейб-гвардейские кавалерийские полки и офицеры флота сохранили сабли и палаши. Шашки носили и полицейские и жандармы. Правда, если казаки использовали классическую шашку, то для драгун и армейских офицеров были приняты образцы, имеющие защитную дужку. Универсальность и популярность шашке придавали простота в изготовлении и во владении ею.

В кавалерии Красной Армии в качестве боевого оружия использовалась только шашка казачьего образца. Хоть и не часто, но шашка применялась на полях сражений Великой Отечественной войны.

Сегодня иногда говорят о том, что казачья шашка подобна японскому мечу катана. На самом деле, и балансировка, и техника работы самурайским оружием сильно отличается от кавказской или казачьей шашки. Но есть и один общий принцип реального боевого применения этих легендарных клинков – «наповал одним ударом».

topwar.ru

Казачье боевое искусство: Тактика нанесения удара шашкой

Во время обучения навыкам фехтования, обязательно нужно научиться правильно и результативно наносить удар. Лучше всего применять для этого предметы, на которых ученики сами смогут увидеть результат своего удара. Хорошо подойдут сучья, емкости с водой и фигуры из глины. Наши лучшие воины с ранних лет изучали методику эффективной рубки, тренируя свой удар на воде, ведь удар который нанесен правильно, не дает разлетаться каплям воды. Чтобы выполнить правильный удар необходимо держать рукоятку шпаги так, чтобы большой палец проходил вдоль рукоятки шпаги задней стороны, а другие пальцы должны ее обхватывать.

Удар наносится, занеся руку для размаха, приложив клинок к левому плечу, потом над головой, далее следуя направлению удара. Нужно сделать его так, чтобы плоскость обязательно проходила в области размаха, чтобы не развернуть обух шпаги при горизонтальном нанесении удара чуть ниже или даже вверх, а при вертикальном ударе не повернуть ее в правую или левую сторону.

Если во время нанесения, какого либо удара клинок повернется в руке или ладонь поменяет направление, то в результате удар не принесет желаемого результата, какой мог бы получиться, в случае если бы ладонь осталась в неизменном состоянии, иначе это противоречит обучениям фехтования. Для тренировки таких ударов, лучше использовать фигуры из глины.

Местный климат не всегда дает возможность отрабатывать удар на воде, а деревья зимой замерзшие, поэтому сучья при ударе ломаются. Отрабатывание ударов на кусках глины считается более сложным методом, но зато приносит наиболее лучший результат. Перед тем, как начинать отрабатывать удары на глине, нужно знать, как подготовить ее для этого. Лучше всего подходит глина, имеющая сине-зеленый цвет. Куски глины помещают в емкость и заливают водой. Потом дают глине размокнуть в течение нескольких часов. Время от времени ее нужно разминать в ручную, вытаскивая при этом попадающиеся камни. Они потом при тренировке ударов по глиняным фигурам, могут повредить клинки.

Из подготовленной глины делают определенные конусы, с определенными размерами, 10-12 вершков вверх и 4 в месте их основания. Пройдя такую обработку, глина будет долгое время сохранять свою форму, ведь при частом нанесении ударов ей вновь и вновь будет возвращаться прежний вид конуса, поэтому она будет становиться мягче. Хранить такую глину нужно в сыром месте, но главное, чтобы там не было холодно. Глину, которая была срезана ударом, не нужно прилеплять обратно к конусу, просто надо складывать все куски в сторону, чтобы не попал в нее лишний мусор. Потом из этих кусков будет собран другой столб.

Начинать тренировку ударов на глине нужно стоя. Столб глины закрепляется на подставке, он достигает вверх 1 1/4 аршина. Обучающиеся соблюдая очередь, выстраиваются у глиняного столба на длине вытянутой руки и добавлением две трети клинка от рукояти, так чтобы клинок достигал столба, на треть своей длины.

Учитель указывает, выбранный удар, к примеру: Нанесение горизонтального удара Пол оборота в правую сторону – ударить. На право - ударить. Половина оборота в правую сторону обратно – ударить. Учащийся, ставший на требующейся длине от столба глины, ставит назад правую стопу на длину чуть меньше метра, при этом сгибаются коленный сустав, и подняв, левую ладонь до уровня пояса, а правую ладонь, которая держит шпагу, в положение предстоящего удара. Услышав команду «руби», ученик должен быстро занести клинок, к плечу с левой стороны, приподняв его кончик себе за голову и стремительно нанести удар.

Если удар был выполнен правильно, в соответствии с обучением фехтования, то срубленный им кусок глиняного столба не упадет и не сдвинется с места. А если какое либо правило будет нарушено (если обух повернется в сторону или кисть чуть развернется), то кусок обязательно упадет. В начале тренировок не нужно требовать хорошей меткости, важнее наносить правильный удар, потом со временем будет приобретаться сноровка, и срезанные слои глины не будут падать. Главное чтобы удары делались на одинаковом расстоянии, для этого каждый ученик имеет свою пометку, от которой наносится удар. После того, как они освоят приемы горизонтального удара, можно переходить к изменению направления, занося кончик клинка выше. После этого обычно переходят к уколам, при этом учащиеся стоят левым боком к глиняному столбу и делают уколы, пытаясь попасть в отметины обозначенные учителем.

Уколы в левую часть делаются так: Правая рука запрокидывается к правой стороне лица, кисть располагается ладонью от лица, а острие направленно вверх. Укол выполняется с ускорением, и прилогая большие усилия, по завершению удара шпагу и руку возвращают в исходное положение. Для тренировки этого удара, глину делают в форме куба. Во время отработки этого вида удара необходимо чтобы учащиеся делали отклонение корпуса.

Для обучения ударам с коня, учащихся усаживают на деревянную статую коня, устанавливают на необходимом расстоянии от фигуры из глины. Фигура глины устанавливается немного выше, чем ранее. Ее нужно очень крепко закрепить, чтобы в дальнейшем, во время удара она не испугала лошадей. После того, как тренировка на муляже коня окончена, а необходимые знания усвоены, то можно приступать к их выполнению с живой лошади.

Для этого ставят две стойки, с двумя конусами, которые устанавливаются от стартовой линии около 20 метров первая и почти 5 от барьера. У каждой стойки ставятся по паре людей, с заготовленными для быстрой замены конусами глины. Сначала ученики на ходу наносят удары на первый конус пока он полностью не упадёт, а потом приступают ко второй, а после замены первой возвращаются к первой. Удары учениками наносятся по всем требованиям, отклоняя тело, упираясь в стремя, что соответствует обучениям фехтованию. Сначала удары наносят, делая шаги, потом рысью, следом с ускорением и, конечно же, на ускоренном галопе. В соответствии с обучением фехтованию тело немного наклоняется, направляясь в направлении удара. Положительный результат от ударов можно получить только от хорошей и долгой практики, и владением знаний обучения фехтования.

Александр Стригин

zema.su

Военное дело - Шашка продолжение

Миф первый: «Отсутствие гарды (защиты для руки) облегчало шашку и переносило центр тяжести в сторону острия клинка. За счет этого шашка становилась более легкой, маневренной и в то же время ей наносились более тяжелые удары».

 — Вес шашки и сабли отличался незначительно. В 1841 году на вооружении стояли и шашка, и сабля, весили они до 1500 граммов каждая. Но значительно отличалась развесовка клинков: у шашки центр тяжести ближе к острию, у сабли — к рукояти. Длина сабли больше метра, а длина шашки около 80 сантиметров. Они относятся к различным конструктивным линиям. Конец шашки не острый, она не предназначена для колющего удара (острый конец был нужен для пробивания кольчуги колющим ударом, а во время использования шашек уже в полной мере применялось огнестрельное оружие и от кольчуг отказались). Отсюда отличие техник: шашкой не столько «финтят» от кисти, а наносят мощные, сильные удары «от корпуса», парировать которые крайне проблематично. Шашкой бьют и от корпуса (чтобы разрубить противника «до седла») и от кисти (в этом случае благодаря смещению центра тяжести шашки из-за отсутствия гарды и отсутствия заостренного конца, несмотря на её малый вес, противника можно было разрубить и в горизонтальной плоскости).

Миф второй: «Крюк на конце рукояти использовался для извлечения шашки из ножен (так как рукоять была утоплена в ножнах). Извлекалась она мизинцем.»

 — Шашку выдвигали распрямлённой ладонью (но при этом крюка касается именно мизинец), затем использовался уверенный хват рукояти полной кистью. Причём шашку, висящую с одной стороны, можно извлекать как левой, так и правой рукой и тут же наносить удар, что придает эффект неожиданности.

Миф третий: «Удобства, предоставляемые шашкой, оказывались очень незначительны. Наносить удар надо было основанием клинка, максимально близко к рукоятке (поэтому режущие мечи делались с гардой небольшого размера, или вовсе без неё), а потом вытягивать клинок (поэтому рукоятка имела развитый отогнутый вниз упор). Первое крайне снижало досягаемость оружия, а второе (учитывая обычное в кавалерийском бою относительное движение и характер наносимой режущей саблей раны) просто не всегда выходило.»

 — Описанная выше техника характерна как раз для сабли. А шашкой рубили, рубили с оттяжкой, подрубали, били плашмя, что было удобнее, проще и эффективнее для нападения.

Миф четвёртый: «На Кавказе, где в ходу были бурки, для холодного оружия важно было эффективно пробивать эту „мягкую броню".»

 — Бурку просто проколоть, штыком, например. Бурка никогда не была бронёй, это зимняя одежда, которая быстро скидывалась с плеч во время боя. А прозвище «мягкая броня» она получила за то, что толстая бурка могла спасти от выстрела безоболочечной свинцовой пулей, производимого из кремнёвого ружья.

Миф пятый: «Для увеличения повреждений от ударов шашки в Средней Азии издревле применялась опиловка или грубая заточка обуха в боевой части клинка — у острия. Клинок в этой части приобретал овальное сечение, что увеличивало его проникаемость».

 — Шашка в подобном свойстве не нуждается в связи с рубящим, а не колющим основным применением.

Цитаты

Шашка должна быть лёгкой, как перо, острой, как бритва, и гибкой, как лоза. Кто носит тяжёлую шашку, тот не надеется на умение.

— адыгская пословица

Чем мы биться будем среди гор отвесных?

Шашками вернее нам рубиться будет,

Шашка не обманет, коль рука не дрогнет,—

 Так сказал великий Ахмад Автуринский.

— «Ахмад Автуринский», чеченская народная героическая песня Илли, воспевающая дружбу Ахмада с терским казаком. Середина XIX века

…Вот, смотрите. Главная суть удара не в плече и не в локте, а вот здесь, в сгибе кисти. — Он сделал несколько быстрых кругообразных движений кистью правой руки, и клинок шашки превратился над его головой в один сплошной сверкающий круг. — Теперь глядите: левую руку я убираю назад, за спину. Когда вы наносите удар, то не бейте и не рубите предмет, а режьте его, как бы пилите, отдергивайте шашку назад… Понимаете? И притом помните твердо: плоскость шашки должна быть непременно наклонна к плоскости удара, непременно. От этого угол становится острее. Вот, смотрите…

Бек-Агамалов отошел на два шага от глиняного болвана, впился в него острым, прицеливающимся взглядом и вдруг, блеснув шашкой высоко в воздухе, страшным, неуловимым для глаз движением, весь упав наперед, нанес быстрый удар. Ромашов слышал только, как пронзительно свистнул разрезанный воздух, и тотчас же верхняя половина чучела мягко и тяжело шлепнулась на землю. Плоскость отреза была гладка, точно отполированная.

— А. И. Куприн. «Поединок»

Прокофий раскидал шестерых казаков и, вломившись в горницу, сорвал со стены шашку. Давя друг друга, казаки шарахнулись из сенцев. Кружа над головой мерцающую, взвизгивающую шашку, Прокофий сбежал с крыльца. Толпа дрогнула и рассыпалась по двору.

У амбара Прокофий настиг тяжелого в беге батарейца Люшню и сзади, с левого плеча наискось, развалил его до пояса. Казаки, выламывавшие из плетня колья, сыпанули через гумно в степь.

— М. А. Шолохов. «Тихий Дон»

— ...А баклановский удар знаешь? Гляди!

Чубатый выбрал росшую в палисаднике престарелую березку, пошел прямо на неё, сутулясь, целясь глазами. Его длинные, жилистые, непомерно широкие в кисти руки висели неподвижно.

— Гляди!

Он медленно заносил шашку и, приседая, вдруг со страшной силой кинул косой взмах. Березка, срезанная на два аршина от корня, падала, цепляя ветвями голые рамы окон, царапая стену дома.

— Видал? Учись. Бакланов-атаман был, слыхал? Шашка у него была — на стоке ртуть залитая, поднимать тяжело её, а рубанет — коня пополам. Вот!

Григорий долго не мог усвоить сложной техники удара.

— Сильный ты, а рубить дурак. Вот как надо, — учил Чубатый, и шашка его в косом полете разила цель с чудовищной силой.

— Человека руби смело. Мягкий он, человек, как тесто, — поучал Чубатый, смеясь глазами.

— М. А. Шолохов. «Тихий Дон»

Он вёл коня на выбранного противника, как и обычно все, заходя слева, чтобы правой рубить; так же норовил и тот, который должен был сшибиться с Григорием. И вот, когда до противника оставался какой-нибудь десяток саженей и тот уже свешивался набок, занося шашку, Григорий крутым, но мягким поворотом заходил справа, перебрасывал шашку в левую руку. Обескураженный противник меняет положение, ему неудобно рубить справа налево, через голову лошади, он теряет уверенность, смерть дышит ему в лицо… Григорий рушит страшный по силе удар с потягом.

— М. А. Шолохов. «Тихий Дон»

… её рука ощутила позывную, тягучую тяжесть выхваченного лезвия шашки, стиснутое горло завизжало, конь разостлался в угон, настиг, и она наотмашь ударила. Усатый лег на гриву, обеими руками держась за затылок.

— Алексей Толстой «Гадюка»

voinanet.ucoz.ru

Кто знает технику баклановского удара шашкой?

«Известнейшая шашка империи... » ...О нем слагали легенды, говорили, что саблей может разрубить всадника до седла, «срезать» ее лезвием ружейный ствол, сокрушить ударом кирасирский шлем вдребезги, расколоть шашкой толстенный чурбак. Не было среди казаков такого, который мог бы потягаться с Яковом Петровичем Баклановым в молодецком ударе, когда его шашка, рассекая воздух, взвизгивала так, что от ужаса приседали боевые кони, побывавшие в сражениях. В «Тихом Доне» этот удар описывается так: «А баклановский удар знаешь? Гляди! Чубатый выбрал росшую в полисаднике престарелую березку, пошел прямо на нее, сутулясь, целясь глазами. Его длинные, жилистые, непомерно широкие в кисти руки висели неподвижно. - Гляди! Он медленно заносил шашку и, приседая, вдруг со страшной силой кинул косой взмах. Березка, срезанная на два аршина, падала.. . - Видал? Учись. Бакланов атаман был, слыхал? Шашка у него была - на стоке ртуть залитая, поднимать тяжело ее, а рубанет - коня пополам. Вот! Григорий долго не мог усвоить сложной техники удара» . ... Кто же такой Бакланов? Личность реальная, вовсе не мифическая, его биография достаточно подробно описана в энциклопедии Брокгауза и Ефрона: «Родился в 1809 году, сын бедного донского казака, образование получил весьма скудное, но зато привольная степная жизнь выработала из него отважного богатыря, отличавшегося к тому же природным умом и воинской сметливостью.. . На службу вступил в 1825 году урядником; в 1828 году ходил охотником на штурм Браилова, и в кампании 1829 года участвовал во многих делах с турками».. . В 1834-1837-м и 1845-1853 годах Бакланов на Кавказе, сначала в полку Жирова, где отличался отвагой в схватках, затем на левом фланге кавказской линии командует казачьим полком, потом бригадой. Не тогда ли и родился знаменитый фехтовальный прием? Старые военные справочники, журнал «Русская старина» за 1870 год, сборники ратных действий времен Крымской войны прямо и косвенно подтверждают, что феноменальный фехтовальный прием Бакланов освоил именно в те годы. Историк Е. В. Тарле, автор «Крымской войны» , писал: «...Есть два генерала на Кавказе, которых единогласно признают.. . понимающими войну.. . генерал Бебутов и казачий любимец генерал Яков Петрович Бакланов, богатырь и телом, и отвагой, в конце шестого десятка лет лазивший со своим вестовым или двумя-тремя пластунами ночью по оврагам и через кустарники под ногами у неприятельских часовых. «Если струсишь - видишь вот этот мой кулак? Так я тебя этим самым кулаком и размозжу! » - говорил он казакам, которые его очень любили и восторгались тем, что ни разу он никого под суд не отдал» . Если казаки восторгались отвагой и смелостью Бакланова, то рьяные фехтовальщики и сабельщики кавказской линии - его ударом. Офицеры армии называли его «первой шашкой империи» , «русским мушкетером» , «атаманом сабли» . Он вертел палашом так, что вокруг его туловища образовывалось сплошное стальное кольцо, которое грозило смертью любому противнику. Атаман мог сражаться одновременно с дюжиной бойцов, его руки не знали устали, ноги «являли собой пружины, которыми Бакланов владел так искусно, как и саблей» , писал Б. Потто, автор книги «Яков Петрович Бакланов» , в 1885 году. .. С 1857 года Яков Петрович Бакланов - походный атаман донских казаков при Кавказской армии, в 1860 году произведен в генерал-лейтенанты. Скончался Яков Петрович в 1873 году в Петербурге. Его любопытные записки опубликовали журналы «Русская старина» , «Исторический вестник» , газеты «Сын Отечества» , «Русский инвалид»...

touch.otvet.mail.ru

Разминочные и специальные упражнения при работе с шашкой. Упражнения для воспитания ловкости.

Ловкость казака проявляется в точных противодействиях клинком оружию противника в непредсказуемо возникающих и скоротечных схватках, выполнении структурно сложных приёмов комбинаций. Ведь поединки изобилуют неожиданными ситуациями, требующими мгновенных решений и действий с учетом длины возможных нападений и взаиморасположения соревнующихся. Поэтому пространственная и временная адекватность разнообразных противодействий противнику связана с уровнем ловкости, которую следует рассматривать как совокупность проявлений координационных способностей. 

Специализирование ловкости, которая начинается после стандартизации типового движения оружием и приёма передвижений, имеет существенные особенности и зависит от квалификации занимающихся. В шашечном фехтовании есть особенность, при которой уклон или отскок от удара оружия противника является предпочтительнее, чем защита подставкой своего клинка под удар противника.1. Из боевых позиций выполняются прыжки влево и вправо, вперёд и назад.2. Из боевой стойки делается глубокое отпрыгивание назад, с уходом в глубокий присед и возвращение в исходное положение.3. Из боевой стойки (из различных боевых позиций) совершаются уклоны влево и вправо. В дальнейшем упражнение усложняется и делается в паре. Один из противников вооружен мягким клинком. Вооруженный делает косые удары, невооруженный, не сходя с места, уходит от ударов. Косые удары сверху дополняются косыми восходящими снизу, затем дополняются горизонтальными ударами в корпус, а также ударами в голову и ноги.4. «Пятнашки». Противники, вооруженные мягкими клинками, стараются прикоснуться к заранее оговорённым зонам (плечо, корпус, рука), при этом сами уворачиваются от ударов друг друга.5. И.П.: стойка с шашкой в ножнах или с мягким клинком в левой руке. Отбивы шашкой или мягким клинком набрасываемых теннисных мячей в воздухе.6. Отбивы палочкой (клинком) катящихся по залу справа и слева теннисных мячей.7. Передвижениями сериями шагов вперёд в боевой стойке и кувырок вперёд и в сторону.8. Передвижение сериями шагов назад в боевой стойке и кувырок в сторону и назад.9. Бег вперёд в боевой стойке и выпад.10. Бег назад в боевой стойке и выпад. Выпад прыжковый и кувырок вперёд и в сторону.11. Комбинация движений – бег, кувырок, переползание по-пластунски, подскок и удар с выпадом.12. Из позиций прыжок влево – удар, прыжок вправо – удар, отскок назад – удар.13. Поворот в прыжке на 90 в боевой стойке.14. Поворот в прыжке на 180 (270, 360) в положении боевой стойки.15. Прыжок на 180 с приземлением на голени ног, и прыжком вернуться в исходное положение. В дальнейшем то же самое с шашкой и прыжок выполняется на 360.16. На боевой конец шашки помещается листочек. Подбрасывая его вверх, рубить как можно больше раз.17. На натянутой нити подвешивается лист мокрой газетной бумаги. Рубка шашкой.

2.3.3. Упражнения для воспитания выносливости

Выносливость обеспечивает казаку-бойцу сохранение достигнутого уровня техники выполнение типовых нападений и защит, высокую точность нанесения ударов, возможности избегать ошибок в движениях оружием и передвижениях в условиях продолжительных и напряженных соревнований. Выносливость может быть скоростной, определяющей возможности для ведения поединков с предельной интенсивностью, в основе которой анаэробные (бескислородные) механизмы энергетического обеспечения; общей, имеющей основой аэробные механизмы энергетического обеспечения, требования к которым возможны в длительных или многодневных соревнованиях или в условиях предельной психической напряженности поединков; эмоциональная выносливость, позволяющая казаку сохранять исходное и боеспособное психическое состояние в неблагоприятных условиях конфликтного противоборства, обеспечивая тем самым позитивную мотивацию в достижении победы; сенсорная выносливость (в частности, проявления свойств внимания, скрытого периода двигательных реакций) в качестве основы для сохранения стабильности психических процессов, принятия своевременных и адекватных тактических решений.1. Непрерывное ведение тренировочного боя без фиксации соотношения ударов в течение 30–40 минут. Перерывы продолжительностью 1 минута через каждые 10 минут боя.2. Непрерывное ведение серий боев, состоящих из 3–5 поединков на 5 ударов. Перерывы между сериями боев одна минута.3. Непрерывное ведение серий из 3 боев на 15 ударов. Перерывы между боями 1 минута.4. Выполнение серии комбинаций приёмов нападения и маневрирования продолжительностью 9–15 минут. Перерывы между сериями упражнений каждые 3 минуты.5. Выполнение пяти серий по 5 атак ударом в мишень с дальней дистанции (3–4 метра). Перерывы между сериями 30 секунд.6. Движение по полосе. На каждый шаг делается рубящий удар.7. В полуприседе движения прыжком, с ударом влево и направо.8. Рубка мишеней шашкой, варьировать толщину и количество мишеней.

2.3.4. Упражнения для воспитания силы и скоростно-силовыхспособностей

Силовая подготовка обучающегося проявляется в умениях выполнять длинные атаки, не допуская инерционных движений после их завершения. Сила мышц позволяет сохранять типовые характеристики управления оружием, выполнения приёмов нападения и маневрирования при неожиданных переменах направления движения. Мышцы ног в атаке с выпадом, постоянные уклонения прыжком и прыжковые атаки с выпадом, торможении в завершающей фазе нападения или защиты, выполнении комбинаций приёмов передвижений испытывают значительные и многократно повторяющиеся напряжения. В свою очередь, мышцы вооруженной руки, включая пальцы, также испытывают нагрузки при быстрых перемещениях клинка в различных направлениях, преодолении сопротивления оружия противника. Подобная двигательная деятельность немыслима без достаточной силы мышц ног, туловища и вооруженной руки, на основе которой формируются скоростно-силовые возможности казака.1. Маневрирование в парах.2. Бой с тенью высокой интенсивности (1–2 мин) с установкой на выполнение отдельных приёмов нападения – выпада, скачка и выпада и т.п.3. Серийное выполнение приёмов передвижений и их комбинаций, в том числе шага вперёд и выпада; скачка вперёд и выпада + «стрелы»; длинного отступления + скачка вперёд и выпада + выпада и т.п.4. Серийное выполнение ударов в мишень с выпадом, шагом (скачком) вперёд и выпадом, выполняя нападения с максимальной длиной и непрерывным закрытием в боевую стойку.5. Работа тяжелой шашкой по мулинету.6. Работа тяжелой шашкой на выпаде.

2.3.4.1. Упражнения для мышц ног

1. И.П. – ноги слегка расставлены. Резкие поднимания на носках. Затем тоже с отрывом от пола.2. И.П. – ноги слегка расставлены. Легкие пружинистые подскоки вверх, вперед, назад, в сторону.3. И.П. – ноги слегка расставлены. Легкие подскоки на двух ногах, периодические прыжки вверх с максимальным усилием.4. И.П. – ноги слегка расставлены. Глубокие приседания и за счет резкого разгибания ног прыжок вверх, затем приземление в положение приседа и без остановки повторный прыжок вверх.5. И.П. – глубокий присед. Прыжки в длину в группировке с приземлением в исходное положение.6. Прыжок в сторону махом одной и толчком другой ноги с приземлением на маховую ногу, затем без остановки повторный прыжок в сторону.7. Выпрыгивание на возвышение.8. Прыжок вверх из приседа толчком сзади стоящей в боевой стойке ноги.9. Присесть в положение «пистолет» и с резким усилием выпрямить ногу.10. Прыжки со скалкой с преимущественной нагрузкой на сзади стоящую в боевой стойке ногу.

2.3.4.2. Упражнения для мышц рук и туловища

1. Выжимания (толкание и метание) набивного мяча или ядра.2. Вращение набивного мяча вокруг туловища и головы с максимальной амплитудой.3. Быстрое разгибание рук с отталкиванием от опоры, находящейся на уровне груди.4. Отжимание в упоре лежа, сначала плавно, затем максимально быстро.5. Подтягивание в висе на гимнастическом или другом снаряде. Подтягивание и опускание на руках. Взявшись за перекладину обеими руками так, чтобы между ними было расстояние, равное ширине плеч, а ноги висели свободно, медленно притянуться к ней на руках, сгибая их настолько, чтобы голова поднялась, если можно, выше перекладины; потом так же медленно опуститься на руках, разгибая их, и таким образом повторять это движение несколько раз, по мере сил.6. Упражнение на параллельных брусьях. Параллельные брусья устраиваются так, чтобы их можно было по желанию повышать и понижать.На параллельных брусьях выполняются следующие упражнения:1) Опускание и поднимание на руках. Став между брусьями и положив на них руки перед собой, вспрыгнуть на руки, выгибая поясницу несколько вперёд и вытягивая ноги совершенно прямо и несколько назад.В таком положении попеременно и медленно то опускаться, сгибая руки в локтях, то подниматься, выпрямляя руки.2) Перебрасывание ног через брусья. Перебрасывать ноги можно через тот или другой брус, вперёд или назад. Для этого, став между брусьями, вспрыгнуть на руки и сильно качнув ногами в желаемом направлении, перебросить обе ноги вместе через брус так, чтобы они легли на него бедрами, а нижние части обеих ног от колен висели свободно вне брусьев. После этого ноги снимаются обратно с бруса в прежнее положение и перебрасываются в другую сторону.Упражнение заканчивается выпрыгиванием из брусьев вправо или влево, вперёд или назад. Для этого следует поднять при размахе ноги настолько, чтобы не задеть за брус, а при опускании на землю присесть на носки, придерживаясь одной рукой за брус.3) Качание между брусьями. Став между брусьями и вспрыгнув на руки, следует постепенно раскачивать ноги вперёд и назад, держа их вместе и вытянутыми.При движении вперёд ноги не должны быть подняты очень высоко; при движении же назад, они могут быть подняты до произвольной высоты. Упражнение заканчивается, как и предыдущее, выпрыгиванием вправо или влево, вперёд или назад.8. Упражнение на спортивном коне. Важным гимнастическим снарядом является спортивный конь, который служит хорошим подспорьем в освоении джигитовки на коне, а также прекрасным физически развивающим снарядом.Тренировка на коне с ручками полностью оправдывает себя, если человек, решивший заняться вольтижировкой, заранее отработает три важных гимнастических элемента:1. Умение в момент, когда ноги находятся в отрыве от опоры, быстро переносить тяжесть тела с двух рук на одну и с одной на другую.2. Умение свободно совершать махи одной и обеими ногами вправо и влево с вытянутыми носками и с переносом ног через снаряд.3. Умение задерживать одну или обе ноги в высшей точке маха на время, достаточное для переноса точки опоры с одной руки на другую.В упоре на коне руки должны быть прямые, спина не проваливается, но и не сгорблена, а плечи ровно приподняты и слегка поданы вперед. Этому способствует правильный хват, когда кисти при опоре на ручки находятся несколько ближе к их переднему краю. Опущенные вниз ноги прямые, с оттянутыми вниз носками, подбородок слегка опущен, чтобы зрительно можно было контролировать движение ног.Подготовительные упражнения на физическое развитие включаю в себя размахи ногами.1) Взяться за ручки коня. Отжимаясь руками, принять положение с опорой на прямые руки. Спина должна быть выпрямлена, ноги прямые, носки оттянуты вниз.2) Встать рядом со снарядом, положить руки на ручки и взяться за них, плотно сжав пальцы. Выйти в упор на прямые руки. Медленно поочередно поднимать в стороны, затем опускайте то левую, то правую ногу с оттянутым носком. Стараться усилием мышц поднимать ноги на уровень снаряда. Для улучшения исполнения упражнения легко переносить точку опоры на руку, которая противоположна поднимаемой ноге.3) Из положения в упоре на вытянутые руки сделать размах обеими ногами влево вправо, затем, набрав инерцию, вскинуть правую ногу вверх, стараясь поднять её выше коня. Упор в этом случае переносится на левую руку.4) Из положения в упоре на вытянутых руках переносить ноги поочередно между ручек над снарядом, вперёд и назад.5) Из положения на вытянутых руках подогнуть ноги, перенести их между ручек над снарядом, вытянуть ноги в положение «угол». Сделать соскок со снаряда в полуприсед, руки вперед.6) Перемахи. Все перемахи ногами через коня осуществляются за счет силы первоначального маха и своевременного переноса веса тела на опорную руку. Однако для лучшего запоминания последовательности движений первые перемахи можно выполнять с применением силы и только затем переходить к исполнению упражнения за счёт инерции махов.Предварительное упражнение: выполнение перемахов под счёт. Раз! – взмах ногами вправо. Два! – перемах правой ноги вперед. Три! – перемах правой ноги назад. Раз! – взмах ногами влево и т.д.Перемах вне. Взяться за ручку снаряда и с прыжка, перенеся вес тела на левую руку, сделать ногами мах вправо, одновременно оттолкнуться от ручки правой рукой, освободив её от упора. С движением ног влево произвести перемах через коня правой ногой. В тот же момент вернуть правую руку на ручку и перенести вес тела на нее. Не теряя инерции, находясь между ручек вразножку, взмахнуть ногами влево. При этом придавать телу особую силу инерции должна левая нога. При начале качания вправо перенести опору на левую руку, оттолкнуться правой рукой от ручки и произвести перемах правой ноги назад.Не прекращая упражнения, плавно перенести опору на правую руку и по тем же правилам проделать перемах левой ногой.Перемахи одной ногой. С прыжка, перенеся вес тела на левую руку, сделать ногами мах вправо и оттолкнуться от ручки снаряда правой рукой. С движением ног влево произвести перемах правой вперед, тут же ухватить ручку правой рукой, перенести на нее вес тела и сделать ногами сильный мах влево. Левую ногу надо стараться поднять как можно выше, почти до вертикального положения. При возвратном движении повторить энергичный мах левой ногой вправо вверх, перенести вес тела на левую руку, оторвать правую от ручки, произвести правой ногой перемах назад. Правую руку возвратить на место надо до того, как ноги опустились вниз и заняли вертикальное положение. Сразу же перенести тяжесть на правую руку и сделать мах ногами влево для повторения перемаха, но уже левой ногой.7) Круг правой (одноименный круг). 1) Подготовительное упражнение. Выполняется с помощью инструктора. Обучаемый занимает позицию в упоре на обе руки, вразножку на коне с правой ногой впереди. Для лучшего мышечного запоминания движений обучаемым инструктор, стоя за его спиной, левой рукой поднимает его левую ногу до уровня плеча. Одновременно обучаемый, сохраняя равновесие, с противоположной стороны снаряда медленно повторяет упражнение правой ногой. В верхней точке инструктор опускает левую ногу обучаемого, и тот делает энергичный перемах правой ногой назад. 2) Основное упражнение. С прыжка, перенеся вес тела на левую руку, произвести перемах правой ногой вперёд и быстро вернуть правую руку в исходное положение. Плавно перенося на нее вес тела, сделать энергичный мах обеими ногами влево, стараясь левой ногой вымахнуть как можно выше. Оттолкнуться левой рукой от ручки, и, удерживая левую ногу вверху, произвести перемах влево назад. При этом в целях сохранения равновесия целесообразно незначительно согнуть тело с поворотом таза направо.Возвращение левой руки на ручку снаряда должно быть сделано как можно быстрее, то есть в момент, когда ноги ещё не пошли вниз. Скрещения. Из положения стоя, держась за ручки коня, сделать перемах правой вправо вперёд с переносом тяжести на левую руку. Продолжая мах обеими ногами влево, перенести вес тела на правую руку, высоко вымахнув правую ногу, сделать правой ногой перемах влево назад, левой вперёд направо и быстро уравнять тяжесть тела, дохватом правой рукой правой ручки снаряда.9) Соскоки. Совершить перемах правой, затем перенеся тяжесть тела на правую руку, сделать энергичный мах левой ногой влево. Сильно оттолкнувшись от ручки левой рукой и опираясь на правую, сделать левой перемах вперёд с поворотом всего тела направо. Приземлиться в полуприсед, держась правой рукой за ручку коня.Указанные упражнения инструктор может формировать в разминочные комплексы, в зависимости от целей и задач практического занятия.Для казачьих учебных заведения и казачьих обществ мы рекомендуем проводить ежемесячные или ежеквартальные сдачи нормативов для казаков казачьих обществ, которые включают в себя: сгибание и разгибание рук в упоре за 10 (30) секунд, прыжки в длину с места, приседания и вставание на левой, правой ноге без опоры за 20 секунд, из упора на концах брусьев опускание и отжимание за 15 секунд, подтягивание на высокой перекладине из виса «ноги вместе», бег на 60 м, лазание по вертикальному канату без помощи ног, сгибание и разгибание туловища из положения лежа, руки за головой, упражнение на спортивном коне. Для соревновательной практики используются перемахи одной ногой, круги правой и левой ногой, вперёд и назад, скрещения – прямое и обратное. Важным элементом являются соскоки. Упражнения оцениваются в 10 бальной шкале, за вычетом штрафных баллов (касание – 0,5 балла, остановка – 1 балл).8. Поднимание ног к рукам в положении виса и вращательные движения одной или двумя ногами.9. Движения с широкой амплитудой с гантелью весом 1,5–4 кг или молотом.10. Выжимание или толкание гири рукой.11. Выжимание веса собственного тела из упора на руку.

2.4. Упражнения для воспитания быстроты движений

1. Удары по мишени, стоя на месте с максимальной стартовой быстротой, избегая предсигналов и дополнительных движений.2. Удары в мишень с коротким шагом вперёд и выпадом (скачком и выпадом), добиваясь максимальной частоты движения ногами и непрерывности общего движения вперед.3. Удары на опережение противника при держании шашки в левой руке, в положении на боку. По команде каждый путается схватить свой эфес правой рукой и нанести удар по руке противника.4. Атаки переводом ударом в открывающийся сектор партнера.5. Ответ ударом в открываемый сектор после подготавливающего отступления.6. При линейных атаках противника, совершать вольты влево или вправо, с дальнейшей контратакой.7. При атаках противника в бок или голову совершать отскоки в глубокий присед, с последующим выпрыгиванием и контратакой.8. Отработка ухода от косых ударов шашкой противника, посредством плечевого подсада.9. Отрывы ноги, живота, головы при поверхностных ударах. Первоначально работают на средней скорости, постепенно увеличивая скорость выполнения движений.10. Удары по летящему предмету. Партнер набрасывает мячики, по которым наносятся удары, или мячики накатываются по полу.11. Рубка шашкой подвешенной нитки.12. Рубка шашкой листьев, которые предварительно укладываются на боевую часть клинка и подбрасываются вверх.

 

fstanitsa.ru