Тяжелый авианосный крейсер «Киев» типа «Кречет» пр. 1143. Тяжелый авианесущий крейсер киев


Киев (авианесущий крейсер) — WiKi

«Киев» — Краснознамённый тяжёлый авианесущий крейсер (ТАВКР) Северного флота СССР (г. Североморск). Головной корабль проекта 1143. Экипаж крейсера — войсковая часть 30920.

Краснознамённый тяжёлый авианесущий крейсер «Киев»

ТАКР «Киев» в 1985 году

СлужбаНазван в честьКласс и тип суднаПорт припискиОрганизацияИзготовительСтроительство начатоСпущен на водуВведён в эксплуатациюВыведен из состава флотаСтатусОсновные характеристикиВодоизмещениеДлинаШиринаВысотаОсадкаМощностьДвижительСкорость ходаВооружениеАртиллерияЗенитная артиллерияРакетное вооружениеПротиволодочное вооружениеАвиационная группа Изображения на Викискладе
СССР СССР
Киев
Тяжёлый авианесущий крейсер
Мурманск-35
Северный флот ВМФ СССР
Черноморский судостроительный завод
21 июля 1970 года
26 декабря 1972 года
28 декабря 1975 года
30 июня 1993 года
Продан китайской компании, переоборудован в парк развлечений 39°09′19″ с. ш. 117°48′30″ в. д.HGЯO
30 530 т полное41 370 т стандартное
273,1 м
31,0 м (по КВЛ),49,2 м (ширина полётной палубы)
61,6 м (от киля до клотика)
8,95 м
182 500 л. с. (134, 225 кВт)
4
32 узла (59,3 км/ч)
2 × 2 × 76,2-мм АК-726
8 × 6 АК-630
4 × 2 ПУ ПКРК П-500 «Базальт»,2 × ЗРК «Шторм»
2 × 10 РБУ-12000
авиаэскадрилья:12 самолётов(с вертикальнымвзлётом и посадкой),12 вертолётов

Всего ТАВКР «Киев» за время эксплуатации в составе Военно-морского флота СССР выходил на 10 боевых служб и принял участие в 8 учениях.

Строительство

Испытания

В июле—августе 1976 года ТАВКР «Киев» с пятью боевыми Як-36М и одним учебным Як-36МУ совершил переход к месту своего базирования на Северном флоте. В Средиземном море состоялись первые за пределами СССР полеты Як-36М. На Севере в августе—декабре 1976 года были проведены госиспытания второго этапа — ударного ракетного комплекса «Базальт», комплексные испытания радиоэлектронного вооружения в составе корабельной группы, групповые полеты ЛАк, а также мореходные испытания корабля. Постановлением Совета министров СССР в феврале 1977 года ТАВКР «Киев» был принят на вооружение ВМФ СССР[2].

Служба

В 1976—1982 годах ТАВКР «Киев» неоднократно нёс боевую службу в Атлантике и в Средиземном море:

  • Первая боевая служба — с 16 июля по 10 августа 1976 года (переход к месту постоянного базирования).
  • Учения «Север-77» — с 12 по 19 апреля 1977 года.
  • Вторая боевая служба — с 20 декабря 1977 года по 4 апреля 1978 года в Атлантике и Средиземном море. К концу 1977 года в 1-м корабельном штурмовом авиационном полку, из состава которого комплектовалась авиагруппа ТАВКР «Киев», летало уже 34 морских лётчика.
  • Учения Северного флота — 4 августа 1978 года.
  • Третья боевая служба — с 16 декабря 1978 года по 27 марта 1979 года (Северная Атлантика, Средиземное море). Во время похода на самолётах Як-38 было выполнено 355 полётов.
  • Учения «Разбег-79»
  • Четвёртая боевая служба — с 30 декабря 1979 года по 28 апреля 1980 года (Средиземное море)
  • Пятая боевая служба — с 6 января по 15 марта 1981 года.
  • Учения Черноморского флота
  • Шестая боевая служба — с 17 июля по 18 сентября 1981 года, включая учения «Запад-81».
  • Учения Северного флота
  • Седьмая боевая служба — с 27 июля по 30 сентября 1982 года в Атлантике, Средиземном и Балтийском морях, включая учения «Щит-82».

В 1982—1984 годах ТАВКР прошёл средний ремонт на Черноморском судостроительном заводе, после чего продолжил нести службу:

  • Восьмая боевая служба — с 20 марта по 4 июля 1985 года, включая учения «Атлантика-85». Находясь в мае 1985 года с визитом в Алжире, его экипаж узнал о награждении корабля орденом Красного Знамени за успехи в боевой подготовке.
  • Девятая боевая служба — с 31 декабря 1985 года по 21 мая 1986 года. В 1986 году были только локальные выходы из базы для работы авиации.
  • Десятая боевая служба — с 5 января по 24 июня 1987 года Средиземное море, заход в город Сплит (СФРЮ) и столицу Ливии — Триполи.

Дальние походы ТАВКР «Киев» продолжались до конца 1991 года, после чего корабль был поставлен на отстой.

Вывод из боевого состава и продажа

В 1993 году в связи с недостатком средств на эксплуатацию и ремонт, а также значительной выработки ресурса вооружения, механизмов и оборудования, выведен из боевого состава флота, разоружён и продан за 1,6 миллиона долларов неустановленным лицам, которые перепродали корабль уже за 8,2 миллиона долларов правительству КНР. 17 мая 2000 года началась буксировка корабля из пункта базирования Видяево в порт Тяньцзинь, где позднее он был переоборудован, как было объявлено официально, в корабль-музей, а на самом деле — в развлекательный комплекс.

Binhai Aircraft Carrier Theme Park

В сентябре 2003 года корабль стал частью тематического парка «Бинхай» (Binhai Aircraft Carrier Theme Park). Для него был построен специальный причал, с которого сделали центральный вход ведущий в вестибюль-холл на четвёртой палубе. Помещения на второй и третьей палубах оформлены как каюты и боевые посты с соответствующими информационными табличками и стендами, рассказывающими о боевом пути корабля и историю мирового авианосного кораблестроения. Макеты систем вооружения были выполнены с имитацией работы. На верхней палубе и в ангарах установлены макеты самолётов и вертолётов. 30 апреля 2004 года корабль был полностью открыт для посетителей. Стоимость входного билета на 2004 год составляла 110 юаней. Еженедельно комплекс посещали до 40 000 человек. Обслуживающий персонал насчитывал до 100 человек.

В 2011 году комплекс был полностью переоборудован в роскошный отель на 148 номеров разной категории, в том числе и президентского класса, на что было потрачено около $15 млн. Снаружи корабль мало изменился — на палубе сохранилось вооружение, таким образом бывший ТАВКР «Киев» выполняет в парке Binhai сразу две функции: дополняет экспозицию в качестве примера военной техники СССР и принимает гостей, как оригинальный отель.

См. также

Примечания

Ссылки

ru-wiki.org

Авианосец Киев. Оружие. Мировое оружие. Энциклопедия оружия

Автор admin Дата публикации: Ноябрь - 28 - 2011

Авианосец Киев – это тяжелый авианесущий крейсер Северного флота ВМФ (Военно-Морского Флота) СССР. Данный военный корабль является головным кораблем проекта 1143 – проекта противолодочных авианесущих крейсеров. Крейсер Киев строился с 1970 года по 1975 год на Черноморском судостроительном заводе в городе Николаев. Авианесущий крейсер Киев – первый корабль СССР этого класса. Крейсер Киев не один раз нес боевую службу на Средиземном море и Атлантическом океане. Уже к концу 77-го года летало 34 морских летчика. Они комплектовались из состава первого корабельного штурмового авиационного полка для авиагруппы ТАКР Киев. В период похода с 15 декабря 78-го года по 28 марта 79-го года с крейсера Киев было выполнено 355 полетов на самолетах Як-38. В период 82-84 годов авианесущий крейсер Киев прошел ремонт средней степени сложности на Черноморском судостроительном заводе. В мае 1985 года экипаж крейсера Киев узнал о том, что корабль был награжден орденом Красного Знамени за успехи в боевой подготовке. Крейсер Киев продолжал свои дальние походы вплоть до 1991 года.

В 1993 году тяжелый авианесущий крейсер Киев был выведен из боевого состава флота в связи с нехваткой средств на ремонт и эксплуатацию, выработкой механизмов, оборудования и вооружения. Позже тяжелый авианесущий крейсер Киев был разоружен, а после продан Китайской Народной Республике. В 1994 году его отбуксировали в город Циньхуандао, где его превратили в аттракцион. В 2003 году его отбуксировали в город Тяньцзинь, где он стал неотъемлемой частью тематического парка.

Про оружие крейсера Киев можно прочитать ниже.

Тактико-технические характеристики тяжелого авианесущего крейсера Киев:

Тип Тяжёлый авианесущий крейсер
Государство СССР
Место производства/ремонта Черноморский судостроительный завод в Николаеве
Строительство начато в 1970 году
Спущен на воду 26 декабря 1972 года
Введён в эксплуатацию 28 декабря 1975 года
Выведен из состава флота 30 июня 1993года
Статус сегодня Продан КНР
Параметры
Водоизмещение, т 42,000
Длина, м 273
Ширина, м 31
Осадка, м 8,2
Технические данные
Винты, штук 4
Мощность, кВт/л.с. 134225/182500
Скорость узлов/км.ч 32/59,3
Вооружение
Ракетное вооружение 8 ПУ ПКРК «Базальт»
Авиация 18 самолётов, 18 вертолётов

world-weapons.ru

Киев (авианесущий крейсер) — википедия фото

«Киев» — Краснознамённый тяжёлый авианесущий крейсер (ТАВКР) Северного флота СССР (г. Североморск). Головной корабль проекта 1143. Экипаж крейсера — войсковая часть 30920.

Краснознамённый тяжёлый авианесущий крейсер «Киев»

ТАКР «Киев» в 1985 году

СлужбаНазван в честьКласс и тип суднаПорт припискиОрганизацияИзготовительСтроительство начатоСпущен на водуВведён в эксплуатациюВыведен из состава флотаСтатусОсновные характеристикиВодоизмещениеДлинаШиринаВысотаОсадкаМощностьДвижительСкорость ходаВооружениеАртиллерияЗенитная артиллерияРакетное вооружениеПротиволодочное вооружениеАвиационная группа Изображения на Викискладе
СССР СССР
Киев
Тяжёлый авианесущий крейсер
Мурманск-35
Северный флот ВМФ СССР
Черноморский судостроительный завод
21 июля 1970 года
26 декабря 1972 года
28 декабря 1975 года
30 июня 1993 года
Продан китайской компании, переоборудован в парк развлечений 39°09′19″ с. ш. 117°48′30″ в. д.HGЯO
30 530 т полное41 370 т стандартное
273,1 м
31,0 м (по КВЛ),49,2 м (ширина полётной палубы)
61,6 м (от киля до клотика)
8,95 м
182 500 л. с. (134, 225 кВт)
4
32 узла (59,3 км/ч)
2 × 2 × 76,2-мм АК-726
8 × 6 АК-630
4 × 2 ПУ ПКРК П-500 «Базальт»,2 × ЗРК «Шторм»
2 × 10 РБУ-12000
авиаэскадрилья:12 самолётов(с вертикальнымвзлётом и посадкой),12 вертолётов

Всего ТАВКР «Киев» за время эксплуатации в составе Военно-морского флота СССР выходил на 10 боевых служб и принял участие в 8 учениях.

Строительство

Испытания

В июле—августе 1976 года ТАВКР «Киев» с пятью боевыми Як-36М и одним учебным Як-36МУ совершил переход к месту своего базирования на Северном флоте. В Средиземном море состоялись первые за пределами СССР полеты Як-36М. На Севере в августе—декабре 1976 года были проведены госиспытания второго этапа — ударного ракетного комплекса «Базальт», комплексные испытания радиоэлектронного вооружения в составе корабельной группы, групповые полеты ЛАк, а также мореходные испытания корабля. Постановлением Совета министров СССР в феврале 1977 года ТАВКР «Киев» был принят на вооружение ВМФ СССР[2].

Служба

В 1976—1982 годах ТАВКР «Киев» неоднократно нёс боевую службу в Атлантике и в Средиземном море:

  • Первая боевая служба — с 16 июля по 10 августа 1976 года (переход к месту постоянного базирования).
  • Учения «Север-77» — с 12 по 19 апреля 1977 года.
  • Вторая боевая служба — с 20 декабря 1977 года по 4 апреля 1978 года в Атлантике и Средиземном море. К концу 1977 года в 1-м корабельном штурмовом авиационном полку, из состава которого комплектовалась авиагруппа ТАВКР «Киев», летало уже 34 морских лётчика.
  • Учения Северного флота — 4 августа 1978 года.
  • Третья боевая служба — с 16 декабря 1978 года по 27 марта 1979 года (Северная Атлантика, Средиземное море). Во время похода на самолётах Як-38 было выполнено 355 полётов.
  • Учения «Разбег-79»
  • Четвёртая боевая служба — с 30 декабря 1979 года по 28 апреля 1980 года (Средиземное море)
  • Пятая боевая служба — с 6 января по 15 марта 1981 года.
  • Учения Черноморского флота
  • Шестая боевая служба — с 17 июля по 18 сентября 1981 года, включая учения «Запад-81».
  • Учения Северного флота
  • Седьмая боевая служба — с 27 июля по 30 сентября 1982 года в Атлантике, Средиземном и Балтийском морях, включая учения «Щит-82».

В 1982—1984 годах ТАВКР прошёл средний ремонт на Черноморском судостроительном заводе, после чего продолжил нести службу:

  • Восьмая боевая служба — с 20 марта по 4 июля 1985 года, включая учения «Атлантика-85». Находясь в мае 1985 года с визитом в Алжире, его экипаж узнал о награждении корабля орденом Красного Знамени за успехи в боевой подготовке.
  • Девятая боевая служба — с 31 декабря 1985 года по 21 мая 1986 года. В 1986 году были только локальные выходы из базы для работы авиации.
  • Десятая боевая служба — с 5 января по 24 июня 1987 года Средиземное море, заход в город Сплит (СФРЮ) и столицу Ливии — Триполи.

Дальние походы ТАВКР «Киев» продолжались до конца 1991 года, после чего корабль был поставлен на отстой.

Вывод из боевого состава и продажа

В 1993 году в связи с недостатком средств на эксплуатацию и ремонт, а также значительной выработки ресурса вооружения, механизмов и оборудования, выведен из боевого состава флота, разоружён и продан за 1,6 миллиона долларов неустановленным лицам, которые перепродали корабль уже за 8,2 миллиона долларов правительству КНР. 17 мая 2000 года началась буксировка корабля из пункта базирования Видяево в порт Тяньцзинь, где позднее он был переоборудован, как было объявлено официально, в корабль-музей, а на самом деле — в развлекательный комплекс.

Binhai Aircraft Carrier Theme Park

В сентябре 2003 года корабль стал частью тематического парка «Бинхай» (Binhai Aircraft Carrier Theme Park). Для него был построен специальный причал, с которого сделали центральный вход ведущий в вестибюль-холл на четвёртой палубе. Помещения на второй и третьей палубах оформлены как каюты и боевые посты с соответствующими информационными табличками и стендами, рассказывающими о боевом пути корабля и историю мирового авианосного кораблестроения. Макеты систем вооружения были выполнены с имитацией работы. На верхней палубе и в ангарах установлены макеты самолётов и вертолётов. 30 апреля 2004 года корабль был полностью открыт для посетителей. Стоимость входного билета на 2004 год составляла 110 юаней. Еженедельно комплекс посещали до 40 000 человек. Обслуживающий персонал насчитывал до 100 человек.

В 2011 году комплекс был полностью переоборудован в роскошный отель на 148 номеров разной категории, в том числе и президентского класса, на что было потрачено около $15 млн. Снаружи корабль мало изменился — на палубе сохранилось вооружение, таким образом бывший ТАВКР «Киев» выполняет в парке Binhai сразу две функции: дополняет экспозицию в качестве примера военной техники СССР и принимает гостей, как оригинальный отель.

См. также

Примечания

Ссылки

org-wikipediya.ru

Киев (авианесущий крейсер) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Краснознамённый тяжёлый авианесущий крейсер «Киев»ТАКР «Киев» в 1985 годуСлужбаНазван в честьКласс и тип суднаПорт припискиОрганизацияИзготовительСтроительство начатоСпущен на водуВведён в эксплуатациюВыведен из состава флотаСтатусОсновные характеристикиВодоизмещениеДлинаШиринаВысотаОсадкаМощностьДвижительСкорость ходаВооружениеАртиллерияЗенитная артиллерияРакетное вооружениеПротиволодочное вооружениеАвиационная группа Изображения на Викискладе
СССР СССР
Киев
Тяжёлый авианесущий крейсер
Мурманск-35
Северный флот ВМФ СССР
Черноморский судостроительный завод
21 июля 1970 года
26 декабря 1972 года
28 декабря 1975 года
30 июня 1993 года
Продан китайской компании, переоборудован в парк развлечений 39°09′19″ с. ш. 117°48′30″ в. д.HGЯO
30 530 т полное41 370 т стандартное
273,1 м
31,0 м (по КВЛ),49,2 м (ширина полётной палубы)
61,6 м (от киля до клотика)
8,95 м
182 500 л. с. (134, 225 кВт)
4
32 узла (59,3 км/ч)
2 × 2 × 76,2-мм АК-726
8 × 6 АК-630
4 × 2 ПУ ПКРК П-500 «Базальт»,2 × ЗРК «Шторм»
2 × 10 РБУ-12000
авиаэскадрилья:12 самолётов(с вертикальнымвзлётом и посадкой),12 вертолётов

«Киев» — Краснознамённый тяжёлый авианесущий крейсер (ТАВКР) Северного флота СССР (г. Североморск). Головной корабль проекта 1143. Экипаж крейсера — войсковая часть 30920.

Всего ТАВКР «Киев» за время эксплуатации в составе Военно-морского флота СССР выходил на 10 боевых служб и принял участие в 8 учениях.

Строительство

Строился с 1970 по 1975 год в Николаеве на Черноморском судостроительном заводе. Первый построенный корабль СССР в этом классе (проект 1143 «Кречет»). Спуск ТАВКР «Киев» на воду состоялся 26 декабря 1972 года, и в тот же день на Черноморском судостроительном заводе заложили однотипный с ним второй ТАВКР — «Минск» (зав. № 102)[1].

Видео по теме

Испытания

В июле—августе 1976 года ТАВКР «Киев» с пятью боевыми Як-36М и одним учебным Як-36МУ совершил переход к месту своего базирования на Северном флоте. В Средиземном море состоялись первые за пределами СССР полеты Як-36М. На Севере в августе—декабре 1976 года были проведены госиспытания второго этапа — ударного ракетного комплекса «Базальт», комплексные испытания радиоэлектронного вооружения в составе корабельной группы, групповые полеты ЛАк, а также мореходные испытания корабля. Постановлением Совета министров СССР в феврале 1977 года ТАВКР «Киев» был принят на вооружение ВМФ СССР[2].

Служба

В 1976—1982 годах ТАВКР «Киев» неоднократно нёс боевую службу в Атлантике и в Средиземном море:

  • Первая боевая служба — с 16 июля по 10 августа 1976 года (переход к месту постоянного базирования).
  • Учения «Север-77» — с 12 по 19 апреля 1977 года.
  • Вторая боевая служба — с 20 декабря 1977 года по 4 апреля 1978 года в Атлантике и Средиземном море. К концу 1977 года в 1-м корабельном штурмовом авиационном полку, из состава которого комплектовалась авиагруппа ТАВКР «Киев», летало уже 34 морских лётчика.
  • Учения Северного флота — 4 августа 1978 года.
  • Третья боевая служба — с 16 декабря 1978 года по 27 марта 1979 года (Северная Атлантика, Средиземное море). Во время похода на самолётах Як-38 было выполнено 355 полётов.
  • Учения «Разбег-79»
  • Четвёртая боевая служба — с 30 декабря 1979 года по 28 апреля 1980 года (Средиземное море)
  • Пятая боевая служба — с 6 января по 15 марта 1981 года.
  • Учения Черноморского флота
  • Шестая боевая служба — с 17 июля по 18 сентября 1981 года, включая учения «Запад-81».
  • Учения Северного флота
  • Седьмая боевая служба — с 27 июля по 30 сентября 1982 года в Атлантике, Средиземном и Балтийском морях, включая учения «Щит-82».

В 1982—1984 годах ТАВКР прошёл средний ремонт на Черноморском судостроительном заводе, после чего продолжил нести службу:

  • Восьмая боевая служба — с 20 марта по 4 июля 1985 года, включая учения «Атлантика-85». Находясь в мае 1985 года с визитом в Алжире, его экипаж узнал о награждении корабля орденом Красного Знамени за успехи в боевой подготовке.
  • Девятая боевая служба — с 31 декабря 1985 года по 21 мая 1986 года. В 1986 году были только локальные выходы из базы для работы авиации.
  • Десятая боевая служба — с 5 января по 24 июня 1987 года Средиземное море, заход в город Сплит (СФРЮ) и столицу Ливии — Триполи.

Дальние походы ТАВКР «Киев» продолжались до конца 1991 года, после чего корабль был поставлен на отстой.

Вывод из боевого состава и продажа

В 1993 году в связи с недостатком средств на эксплуатацию и ремонт, а также значительной выработки ресурса вооружения, механизмов и оборудования, выведен из боевого состава флота, разоружён и продан за 1,6 миллиона долларов неустановленным лицам, которые перепродали корабль уже за 8,2 миллиона долларов правительству КНР. 17 мая 2000 года началась буксировка корабля из пункта базирования Видяево в порт Тяньцзинь, где позднее он был переоборудован, как было объявлено официально, в корабль-музей, а на самом деле — в развлекательный комплекс.

Binhai Aircraft Carrier Theme Park

В сентябре 2003 года корабль стал частью тематического парка «Бинхай» (Binhai Aircraft Carrier Theme Park). Для него был построен специальный причал, с которого сделали центральный вход ведущий в вестибюль-холл на четвёртой палубе. Помещения на второй и третьей палубах оформлены как каюты и боевые посты с соответствующими информационными табличками и стендами, рассказывающими о боевом пути корабля и историю мирового авианосного кораблестроения. Макеты систем вооружения были выполнены с имитацией работы. На верхней палубе и в ангарах установлены макеты самолётов и вертолётов. 30 апреля 2004 года корабль был полностью открыт для посетителей. Стоимость входного билета на 2004 год составляла 110 юаней. Еженедельно комплекс посещали до 40 000 человек. Обслуживающий персонал насчитывал до 100 человек.

В 2011 году комплекс был полностью переоборудован в роскошный отель на 148 номеров разной категории, в том числе и президентского класса, на что было потрачено около $15 млн. Снаружи корабль мало изменился — на палубе сохранилось вооружение, таким образом бывший ТАВКР «Киев» выполняет в парке Binhai сразу две функции: дополняет экспозицию в качестве примера военной техники СССР и принимает гостей, как оригинальный отель.

См. также

Примечания

Ссылки

wikipedia.green

Тяжелый авианесущий крейсер проекта1143.1 «Киев» |

Тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143 «Киев», 1985г.

«…Удивительно, как могло позволить себе руководство страны и командование ВМФ, зная о понесенных при строительстве таких кораблей миллиардных затратах при напряжении всего народа, через полтора десятка лет легко продать их на лом, получив при этом копейки»

  Разработка чертежей первого отечественно ТАВКР типа «Киев» (проект 1143, кодовое наименование «Кречет») была выполнена Невским ПКБ (Ленинград) в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР №685-251 от 02.09.1968. Работы над проектом возглавил главный конструктор А.В.Маринич. Корабль считался логическим развитием вертолётоносцев типа «Москва» (пр.1123) и первоначально относился к классу противолодочных крейсеров (ПКР). Всего было разработано 9 вариантов компоновки (6 по ТТЗ и 3 инициативных), различавшихся архитектурой, размещением вооружения, механизмов и оборудования. Было выполнено 32 частные проработки для оценки возможности замены некоторых образцов вооружения на более перспективные. По результатам рассмотрения к дальнейшему проектированию был выбран первый вариант, как наиболее оптимальный. 16 октября 1968 года Главком ВМФ С.Г. Горшков утвердил ТТЗ на противолодочный крейсер (ПКР) с авиационным вооружением. По внешнему виду новый корабль, в отличие от предшественников, был уже ближе к авианосцам: смещённая к правому борту надстройка, угловая (4,5° к продольной оси) полётная палуба. Создание крупнейшего на тот момент корабля отечественного флота потребовало решения ряда сложных научно-технических проблем, которые были успешно решены в ЦНИИ им. А.Н.Крылова и ЦАГИ. Технический проект 1143 (шифр «Кречет») был представлен в конце 1969 года и утверждён ВМФ и МСП (министерством судостроительной промышленности) 30 апреля 1970 года.

  Первый авианесущий корабль проекта 1143, получивший название «Киев» (заводской №101), 5 мая 1967 года был зачислен в списки кораблей ВМФ и 21 июля 1970 года был заложен на Черноморском судостроительном заводе №444 в Николаеве. В строительстве принимало участие более 300 предприятий-смежников. 26 декабря 1972 года корабль был спущен на воду. 17 апреля 1975 года «Киев» вышел на ходовые испытания, а 28 декабря 1975 года вступил в строй.

Директор ЧСЗ А.Б.Ганькевич, командир «Киева» капитан 1 ранга Ю.Г.Соколов и главком ВМФ адмирал флота Советского Союза С.Г.Горшков. ТАКР «Киев», Севастополь 20 мая 1975 года.

Визит на авианосец «Киев» министра судостроительной промышленности СССР Б.Е. Бутомы во время государственных испытаний корабля. На авиационном подъёмнике. В центре: министр МСП Б.Е. Бутома, председатель правительственной комиссии ПКР «Киев» вице-адмирал Е.И. Волобуев, главный конструктор корабля А.В. Маринич. Между Волобуевым и Бутомой — зам.министра МСП А.М. Фокин. Слева — заместитель Главкома по кораблестроению, адмирал П.Г. Котов. Справа — В.Ф. Бабак, И.Н. Овдиенко, Л.К. Назаров. Севастополь, 2 октября 1975.

 

Подписание приемного акта ТАКР «Киев». Председатель правительственной комиссии вице-адмирал Евгений Иванович Волобуев и зам.председателя комиссии — капитан 1 ранга Владимир Семенович Кравченко. Николаев, 28 декабря 1975 года.

  15 июня 1976 года противолодочный крейсер (ПКР) «Киев» был включён в состав Краснознамённого Северного флота. Такое обозначение ПКР «Киев» носил до 1977 года, когда произошла переклассификация корабельного состава ВМФ и с 28 июня 1977 года он стал называться тяжелым авианесущим крейсером – ТАКР.

Закладная доска ТАКР «Киев».

  За создание тяжёлого авинесущего крейсера «Киев» 250 специалистов Невского ПКБ, ЧСЗ и других организаций награждены орденами и медалями. Главный конструктор А.В.Маринич и главный строитель ЧСЗ И.И.Винник удостоены звания Героя Социалистического Труда.

Строительство головного корабля пр.1143 — ТАКР «Киев», ССЗ в г. Николаев.

  Корабль предназначался для поиска и уничтожения подводных лодок, нанесения ракетных ударов по надводным кораблям противника в составе группы кораблей и во взаимодействии с другими силами флота. Корабль имел высокобортный корпус, изготовленный из стали (АК-25,АК-27) по продольной системе набора (на оконечностях – по поперечной) со шпацией 500 мм. Корпус разделён на отсеки: 18 – поперечными и 2 – продольными водонепроницаемыми перегородками (непотопляемость обеспечивается при заполнении любых 4 смежных отсеков). В средней части корпуса имелось 6 палуб и 2 платформы. ПКР «Киев» стал первым советским авианесущим кораблём с полной полётной палубой (длина 189 м, ширина 20,7 м, площадь 5600 м2). Полётная палуба была покрыта специальными термостойкими плитами АК-9Ф. 9-ти ярусная надстройка сдвинута к правому борту. Начиная с третьего яруса, надстройка изготовлена из алюминиево-магниевого сплава АМГ. Для уменьшения радиолокационной заметности все вертикальные поверхности надстройки выполнены с наклоном (до 10°). Главная энергетическая установка представляла собой «удвоенный» вариант применённой ранее на ПКР пр.1123. Она разделялась на два эшелона и включала в себя 8 паровых котлов КВН-98/64 и 4 ГТЗА ТВ-12-3. В качестве движителей использовались четырехлопастные бронзовые винты. Источником электроэнергии служили 6 турбогенераторов и 4 дизельгенератора общей мощностью 15000 кВт.

Противолодочный вертолёт Ка-25ПЛ

  На борту корабля размещался полк, состоявший из эскадрильи самолётов вертикального взлёта Як-38 и двух эскадрилий противолодочных вертолётов Ка-25 (позже Ка-27). Авиатехника размещалась в одноярусном ангаре (130×22,5×6,6 м), вмещавшем 22 летательных аппарата. На полётную палубу они поднимались при помощи 2 подъёмников: подъёмника для самолётов, расположенного в диаметральной плоскости в районе миделя, и подъёмника для вертолётов позади надстройки. На правом борту в кормовой части на палубе размещались 10 технических позиций для обслуживания летательных аппаратов.

Слева-сверху, направо-вниз: две установки АК-630 c РЛС МР-123, убранная ПУ ЗИФ-122 ЗРК «Оса-М», ПУ ракетного комплекса «Ураган-1143″, ПУ Б-189 ЗРК «Шторм», артиллерийская установка АК-726 на ТАКР пр.1143 «Киев»

  Вооружение корабля состояло из: 4 спаренных пусковых установок противокорабельных ракет большой дальности П-500 «Базальт» (16 ракет), 2 спаренных пусковых установок ЗРК М-11 «Шторм» (96 ракет), 2 спаренных пусковых установок ЗРК «Оса-М» (40 ракет), 2 двухствольных 76,2-мм артиллерийских установок АК-726 и 8 шестиствольных 30-мм установок АК-630, одной установки противолодочного ракетного комплекса РПК-1 «Вихрь» (16 ракето-торпед 82Р), 2 реактивных бомбомётов РБУ-6000 (120 глубинных бомб РГБ-60), двух 533-мм торпедных аппарата ПТА-53-1143 (10 торпед СЭТ-53 или СЭТ-65).  В состав радиотехнического оборудования входили: БИУС «Аллея-2», РЛС обнаружения «Восход» и «Фрегат-М», навигационный комплекс «Салгир-1143», система космической связи «Тайфун-1», РЛС управления ПКРК «Аргон-1143», система посадки «Привод-СВ», средства РЭБ «Кольцо», «Ограда» и ПК-2, стационарная ГАС «Орион» (в бульбовом обтекателе), буксируемая ГАС «Платина». Первая посадка на палубу ПКР «Киев» самолёта Як-36М состоялась 18 мая 1975 года (лётчик-испытатель О.Г. Кононенко).

Як-38 на борту ТАКР «Киев»

  Свой первый боевой поход на Север вокруг Европы противолодочный крейсер (ПКР) «Киев» (с пятью боевыми серийными СВВП Як-36М и одним учебным Як-36МУ) начал 16 июля 1976 года, совершив переход вокруг Европы к месту своего базирования на Северном флоте. Выйдя из Севастополя, он прошел Босфор, Дарданеллы и через два дня вышел в Средиземное море. Здесь, у о. Крит состоялись первые за пределами СССР плановые полеты самолетов Як-36М, и за все время перехода к постоянному месту приписки на Северном флоте корабельные летчики выполнили 45 полетов, налетав в общей сложности 22 часа. Для начального этапа это было совсем немало. В Североморск ПКР «Киев» прибыл 10 августа 1976 года.

Противокорабельный ракетный комплекс «Базальт». Ракетный залп ТАКР «Киев». 

  На Севере, в августе-декабре 1976 года на ПКР были проведены госиспытания второго этапа — ударного ракетного комплекса «Базальт», комплексные испытания радиоэлектронного вооружения в составе корабельной группы, групповые полеты ЛА, а также мореходные испытания корабля. Приемный акт по второму этапу подписали 3 декабря 1976 года.

ТАКР «Киев». На палубе самолеты Як-36М и вертолеты Ка-25. Севастополь, 1976 год.

   12 – 19 апреля 1977 года ПКР «Киев» принимал участие в учениях «Север-77».  В августе 1977 года самолет Як-36М был официально принят на вооружение авиации ВМФ под обозначением Як-38. Для удобства размещения в ангаре консоли крыла были сделаны складывающимися с помощью раздельных гидроприводов и снабжены штыревыми замками полетного положения. Первоначально колея шасси составляла 2,2м, что было недостаточно и однажды привело к опрокидыванию самолета на пробеге, после чего, изменив конструкцию амортизационных стоек, колею довели до 2,75м. Для сокращения послепосадочного пробега при посадке по-самолетному в хвостовой части фюзеляжа находился тормозной парашют площадью 13 кв.м. Самолет также имел и ряд других конструктивных доработок и улучшений.  Постановлением Правительства СССР в феврале 1977 года ПКР «Киев» приняли на вооружение ВМФ СССР.

В декабре 1977 года началась его (уже не ПКР, а ТАВКР) боевая служба в Атлантике и на Средиземном море. К концу 1977 года в 1-м корабельном штурмовом авиаполку, из состава которого комплектовалась авиагруппа ТАКР «Киев» летало уже 34 морских летчика. Во время похода с 15 декабря1978 года по 28 марта 1979 года на самолетах Як-38 с корабля было выполнено 355 полетов.                                                                                                                   

В марте 1979 года в Средиземном море произошла встреча ТАВКР «Киев» с ТАВКР проекта 1143.2 «Минск», во время которой (впервые в отечественном флоте) две авианосные группы отрабатывали боевые задачи в море, взаимодействуя друг с другом и с другими кораблями. Во время широкомасштабных учений «Запад-81» ТАВКР «Киев» являлся флагманским кораблем (на его борту находилось всё руководство учениями, включая маршала Советского Союза Д.Ф.Устинова, адмирала флота Советского Союза С.Г.Горшкова, министров обороны стран Варшавского договора).

    9 ноября 1981 года ТАВКР «Киев» был награждён Вымпелом Министра Обороны СССР. В 1982-1984 гг. ТАКР прошел средний ремонт на ЧСЗ. Со 2 по 6 мая 1985 года крейсер нанес визит в порт Аль-Джазаир (Алжир). Находясь с дружественным визитом в Алжире, экипаж крейсера узнал о награждении корабля 4 мая 1985 года за успехи в боевой подготовке  орденом Красного Знамени (удостоен награды единственный из послевоенных кораблей). 

Пуски ракет П-500 с корабля пр.1143 «Киев».

  С 10 по 20 июня 1985 года он участвовал в учениях «Атлантика-85». 1 марта 1987 года совершил деловой заход в Сплит (Югославия). Дальние походы «Киев» продолжал до конца 1991 года. Летом 1991 года состоялся последний поход ТАВКР «Киев». После дальнего похода «Киев» был поставлен на ремонт в Росте (Мурманск), но из-за недостаточного финансирования 30 июня 1993 года он был исключён из состава ВМФ и разоружён. Всего ТАВКР «Киев» прошёл 240850 миль. С его палубы самолёты совершили 4258 полетов, вертолёты – 9154.

ТАКР «Киев» в ремонте

 За время службы кораблём командовали капитаны 1 ранга Ю.Г.Соколов, В.Н.Пыков, Г.П.Ясницкий, Н.А.Мелах, капитаны 2 ранга В.Н.Глущенко и В.А.Звада.

                                                                                  Продажа «Киева».

  Первенец отечественного авианосного кораблестроения «Киев» удивительным образом повторил судьбу «Минска». Тяжелый авианесущий крейсер «Киев» стал второй удачной покупкой для Китая. Китайская компания «Tianma Shipbreaking» (Тяньцзинь) приобрела его на металлолом за 70 млн. юаней, примерно, за 8,4 млн. долларов США. К моменту покупки ТАВКР «Киев» состоял на службе только 20 лет и даже не успел выработать своего ходового ресурса рассчитанного на 25 лет.

  Уважаемые друзья! Я предлагаю Вам посмотреть видео фильм на тему «Как распродавали российские авианосцы в период президентства Б. Ельцина». Источник информации: Документальный фильм «Расхищая Россию» в телепрограмме «Русские сенсации» на телеканале «НТВ». В этом фильме-разоблачении, редактор отдела расследования газеты «Наша версия» Вадим Саранов рассказывает, как преступно российские чиновники продали Китаю по цене черного лома, наш боевой авианесущий крейсер «Киев» и о причастности к преступным распродажам Дмитрия Якубовского и начальника вспомогательного флота ВМФ контр-адмирала Юрия Кличугина (распродажа плавучего дока «Анадырь»). Вы увидите посещение родного авианосца «Киева» бывшим помощником авианосного крейсера капитаном 1 ранга Кравчуком. Они не виделись 13 лет. На этой палубе прошла вся его молодость…

28 августа 1994 года после торжественного спуска военно-морского флага команда «Киева» была расформирована, а тяжелый авианесущий крейсер был передан для разделки на металл.

ТАКР Киев, Мурманск, Видяево. 1998 год.

17 мая 2000 года корабль был отбуксирован из военно-морской базы Видяево, Россия в порт Тяньцзинь, КНР (Tianjing, Zhongguo). В среду, 30 августа 2000 года, корабль длиною в 273 метра встал на якорь в бухте порта. Первоначально «Киев» был отшвартован на территорию судоремонтного завода в городе Шаньхайгуань (провинция Хэбэй). Верхнюю палубу, надстройку и отсеки, где располагались пункты управления ходовой и боевой частями корабля, сделали местом посещения туристов. Однако первоначальные планы Китая по слому и переплавке авианесущего крейсера изменились. Нарушив условия контракта, новые владельцы не стали утилизировать корабль. Вероятно, они находились под впечатлением популярности и большого коммерческого успеха его собрата «Минска». Государственный Комитет по делам экономики и торговли Китая дал добро на использование корпуса ТАВКР «Киев» в туристическом бизнесе.

Китайцы любуются истребителем J-10 в ангаре авианесущего крейсера «Киев».

В начале 2004 года открылся военно-морской аттракцион в Тяньцзине на базе ТАКР «Киев».

ТАКР «Киев» в Тяньцзине (Китай) — 2005 год. Открытие «Киева» прошло всего через два дня после испытаний первого китайского авианосца «Варяг».

  В сентябре 2003 года корабль отбуксировали в более крупный туристический центр – Тяньцзинь (10-миллионный город в 120 км к востоку от Пекина), где бывший тяжелый авианесущий крейсер «Киев», как и однотипный «Минск» на юге КНР стал центром тематического военно-воспитательного комплекса, соединяющего в себе черты музея и парка аттракционов. Муниципальные власти Тяньцзиня ассигновали на этот проект 5 млрд. юаней (около 604 млн. долларов США) и внесли его в перечень приоритетных объектов городского строительства. И, уж простят меня наши горе-руководители – теперь гребут за него бешеные бабки.

  Уважаемый читатель! Возможно, Вы хотите дополнить своими рекомендациями и комментариями, представленную на сайте информацию о  тяжелом авианесущем крейсере проекта1143.1 «Киев» или желаете пополнить ее своими архивными фотографиями. Буду рад внести Ваши рекомендации или фото на страницу блога!

 

razgromflota.ru

Киев (авианосец) Википедия

Краснознамённый тяжёлый авианесущий крейсер «Киев»ТАКР «Киев» в 1985 годуСлужбаНазван в честьКласс и тип суднаПорт припискиОрганизацияИзготовительСтроительство начатоСпущен на водуВведён в эксплуатациюВыведен из состава флотаСтатусОсновные характеристикиВодоизмещениеДлинаШиринаВысотаОсадкаМощностьДвижительСкорость ходаВооружениеАртиллерияЗенитная артиллерияРакетное вооружениеПротиволодочное вооружениеАвиационная группа Изображения на Викискладе
СССР СССР
Киев
Тяжёлый авианесущий крейсер
Мурманск-35
Северный флот ВМФ СССР
Черноморский судостроительный завод
21 июля 1970 года
26 декабря 1972 года
28 декабря 1975 года
30 июня 1993 года
Продан китайской компании, переоборудован в парк развлечений 39°09′19″ с. ш. 117°48′30″ в. д.HGЯO
30 530 т полное41 370 т стандартное
273,1 м
31,0 м (по КВЛ),49,2 м (ширина полётной палубы)
61,6 м (от киля до клотика)
8,95 м
182 500 л. с. (134, 225 кВт)
4
32 узла (59,3 км/ч)
2 × 2 × 76,2-мм АК-726
8 × 6 АК-630
4 × 2 ПУ ПКРК П-500 «Базальт»,2 × ЗРК «Шторм»
2 × 10 РБУ-12000
авиаэскадрилья:12 самолётов(с вертикальнымвзлётом и посадкой),12 вертолётов

«Киев» — Краснознамённый тяжёлый авианесущий крейсер (ТАВКР) Северного флота СССР (г. Североморск). Головной корабль проекта 1143. Экипаж крейсера — войсковая часть 30920.

Всего ТАВКР «Киев» за время эксплуатации в составе Военно-морского флота СССР выходил на 10 боевых служб и принял участие в 8 учениях.

Строительство

Строился с 1970 по 1975 год в Николаеве на Черноморском судостроительном заводе. Первый построенный корабль СССР в этом классе (проект 1143 «Кречет»). Спуск ТАВКР «Киев» на воду состоялся 26 декабря 1972 года, и в тот же день на Черноморском судостроительном заводе заложили однотипный с ним второй ТАВКР — «Минск» (зав. № 102)[1].

Испытания

В июле—августе 1976 года ТАВКР «Киев» с пятью боевыми Як-36М и одним учебным Як-36МУ совершил переход к месту своего базирования на Северном флоте. В Средиземном море состоялись первые за пределами СССР полеты Як-36М. На Севере в августе—декабре 1976 года были проведены госиспытания второго этапа — ударного ракетного комплекса «Базальт», комплексные испытания радиоэлектронного вооружения в составе корабельной группы, групповые полеты ЛАк, а также мореходные испытания корабля. Постановлением Совета министров СССР в феврале 1977 года ТАВКР «Киев» был принят на вооружение ВМФ СССР[2].

Служба

В 1976—1982 годах ТАВКР «Киев» неоднократно нёс боевую службу в Атлантике и в Средиземном море:

  • Первая боевая служба — с 16 июля по 10 августа 1976 года (переход к месту постоянного базирования).
  • Учения «Север-77» — с 12 по 19 апреля 1977 года.
  • Вторая боевая служба — с 20 декабря 1977 года по 4 апреля 1978 года в Атлантике и Средиземном море. К концу 1977 года в 1-м корабельном штурмовом авиационном полку, из состава которого комплектовалась авиагруппа ТАВКР «Киев», летало уже 34 морских лётчика.
  • Учения Северного флота — 4 августа 1978 года.
  • Третья боевая служба — с 16 декабря 1978 года по 27 марта 1979 года (Северная Атлантика, Средиземное море). Во время похода на самолётах Як-38 было выполнено 355 полётов.
  • Учения «Разбег-79»
  • Четвёртая боевая служба — с 30 декабря 1979 года по 28 апреля 1980 года (Средиземное море)
  • Пятая боевая служба — с 6 января по 15 марта 1981 года.
  • Учения Черноморского флота
  • Шестая боевая служба — с 17 июля по 18 сентября 1981 года, включая учения «Запад-81».
  • Учения Северного флота
  • Седьмая боевая служба — с 27 июля по 30 сентября 1982 года в Атлантике, Средиземном и Балтийском морях, включая учения «Щит-82».

В 1982—1984 годах ТАВКР прошёл средний ремонт на Черноморском судостроительном заводе, после чего продолжил нести службу:

  • Восьмая боевая служба — с 20 марта по 4 июля 1985 года, включая учения «Атлантика-85». Находясь в мае 1985 года с визитом в Алжире, его экипаж узнал о награждении корабля орденом Красного Знамени за успехи в боевой подготовке.
  • Девятая боевая служба — с 31 декабря 1985 года по 21 мая 1986 года. В 1986 году были только локальные выходы из базы для работы авиации.
  • Десятая боевая служба — с 5 января по 24 июня 1987 года Средиземное море, заход в город Сплит (СФРЮ) и столицу Ливии — Триполи.

Дальние походы ТАВКР «Киев» продолжались до конца 1991 года, после чего корабль был поставлен на отстой.

Вывод из боевого состава и продажа

В 1993 году в связи с недостатком средств на эксплуатацию и ремонт, а также значительной выработки ресурса вооружения, механизмов и оборудования, выведен из боевого состава флота, разоружён и продан за 1,6 миллиона долларов неустановленным лицам, которые перепродали корабль уже за 8,2 миллиона долларов правительству КНР. 17 мая 2000 года началась буксировка корабля из пункта базирования Видяево в порт Тяньцзинь, где позднее он был переоборудован, как было объявлено официально, в корабль-музей, а на самом деле — в развлекательный комплекс.

Binhai Aircraft Carrier Theme Park

В сентябре 2003 года корабль стал частью тематического парка «Бинхай» (Binhai Aircraft Carrier Theme Park). Для него был построен специальный причал, с которого сделали центральный вход ведущий в вестибюль-холл на четвёртой палубе. Помещения на второй и третьей палубах оформлены как каюты и боевые посты с соответствующими информационными табличками и стендами, рассказывающими о боевом пути корабля и историю мирового авианосного кораблестроения. Макеты систем вооружения были выполнены с имитацией работы. На верхней палубе и в ангарах установлены макеты самолётов и вертолётов. 30 апреля 2004 года корабль был полностью открыт для посетителей. Стоимость входного билета на 2004 год составляла 110 юаней. Еженедельно комплекс посещали до 40 000 человек. Обслуживающий персонал насчитывал до 100 человек.

В 2011 году комплекс был полностью переоборудован в роскошный отель на 148 номеров разной категории, в том числе и президентского класса, на что было потрачено около $15 млн. Снаружи корабль мало изменился — на палубе сохранилось вооружение, таким образом бывший ТАВКР «Киев» выполняет в парке Binhai сразу две функции: дополняет экспозицию в качестве примера военной техники СССР и принимает гостей, как оригинальный отель.

См. также

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru

От А до Я - ТАКР «Киев» пр.1143

Разработка первого отечественного корабля, специально предназначенного для базирования реактивных самолётов, началась в Невском проектно-конструкторском бюро в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР №685-251 от 02.09.1968. Работы над проектом, получившим номер 1143, возглавил главный конструктор А.В.Маринич. Корабль считался логическим развитием вертолётоносцев типа «Москва» (пр.1123) и первоначально относился к классу противолодочных крейсеров (ПКР). Всего было разработано 9 вариантов компоновки (6 по ТТЗ и 3 инициативных), различавшихся архитектурой, размещением вооружения, механизмов и оборудования. По результатам рассмотрения к дальнейшему проектированию был выбран вариант I как наиболее оптимальный. 16 октября 1968 года Главком ВМФ С.Г.Горшков утвердил ТТЗ на ПКР с авиационным вооружением. По внешнему виду новый корабль, в отличие от предшественников, был уже ближе к авианосцам: смещённая к правому борту надстройка, угловая (4,5° к продольной оси) полётная палуба.

Создание крупнейшего на тот момент корабля отечественного флота потребовало решения ряда сложных научно-технических проблем, которые были успешно решены в ЦНИИ им. А.Н.Крылова и ЦАГИ. Технический проект 1143 (шифр «Кречет») был представлен в конце 1969 года и утверждён ВМФ и МСП 30 апреля 1970 года. Первый корабль проекта 1143, получивший название «Киев» (заводской №101), 5 мая 1967 года был зачислен в списки кораблей ВМФ и 21 июля 1970 года заложен на Черноморском судостроительном заводе №444 в Николаеве. В строительстве принимало участие более 300 предприятий-смежников. 26 декабря 1972 года корабль спущен на воду, вышел на ходовые испытания 17 апреля 1975 года, вступил в строй 28 декабря 1975 года и 15 июня 1976 года включён в состав Краснознамённого Северного флота. 28 июня 1977 года перекласифицирован в тяжёлый авианесущий крейсер (ТАКР, позже ТАВКР). За создание «Киева» 250 специалистов Невского ПКБ, ЧСЗ и других организаций награждены орденами и медалями, А.В.Маринич и главный строитель ЧСЗ И.И.Винник удостоены звания Героя Социалистического Труда.

Корабль предназначался для поиска и уничтожения подводных лодок, нанесения ракетных ударов по надводным кораблям противника в составе группы кораблей и во взаимодействии с другими силами флота в отдаленных районах океана.

Корабль имел высокобортный корпус, изготовленный из стали (АК-25, АК-27) по продольной системе набора (на оконечностях - поперечной) со шпацией 500 мм. Корпус разделён на отсеки 18 поперечными и 2 продольными водонепроницаемыми перегородками (непотопляемость обеспечивается при заполнении любых 4 смежных отсеков). В средней части корпуса имелось 6 палуб и 2 платформы. «Киев» стал первым советским авианесущим кораблём с полной полётной палубой (длина 184 м, ширина 28 м). Полётная палуба была покрыта специальными термостойкими плитами АК-9Ф. 9-ярусная надстройка сдвинута к правому борту. Начиная с третьего яруса надстройка изготовлена из алюминиево-магниевого сплава АМГ. Для уменьшения радиолокационной заметности все вертикальные поверхности надстройки выполнены с наклоном (до 10°). Главная энергетическая установка представляла собой «удвоенный» вариант применённой на ПКР пр.1123. Она разделялась на два эшелона и включала в себя 8 паровых котлов КВН-98/64 и 4 ГТЗА ТВ-12-3. В качестве движителей использовались четырехлопастные бронзовые винты. Источником электроэнергии служили 6 турбогенераторов и 4 дизель-генератора общей мощностью 15000 кВт.

На борту корабля размещался полк, состоявший из эскадрильи самолётов вертикального взлёта Як-38 и двух эскадрилий противолодочных вертолётов Ка-25 (позже Ка-27). Авиатехника размещалась в одноярусном ангаре (130 x 22.5 x 6.6 м), вмещавшем 36 ЛА. На полётную палубу они поднимались при помощи 2 подъёмников: подъёмника для самолётов, расположенного в диаметральной плоскости в районе миделя, и подъёмника для вертолётов позади надстройки. На правом борту в кормовой части на палубе размещались 10 технических позиций для обслуживания ЛА.

Вооружение корабля состояло из 4 спаренных пусковых установок противокорабельных ракет большой дальности ПКРК П-500 «Базальт» (16 ракет), 2 спаренных пусковых установок ЗРК М-11 «Шторм» (96 ракет), 2 спаренных пусковых установок ЗРК «Оса-М» (40 ракет), 2 двухствольных 76,2-мм артиллерийских установок АК-726 и 8 шестиствольных 30-мм установок АК-630, одной установки противолодочного ракетного комплекса РПК-1 «Вихрь» (16 ракето-торпед 82Р), 2 реактивных бомбомётов РБУ-6000 (120 глубинных бомб РГБ-60), 2 533-мм торпедных аппаратов ПТА-53-1143 (10 торпед СЭТ-53 или СЭТ-65). В состав радиотехнического оборудования входили: БИУС «Аллея-2», РЛС обнаружения «Восход» и «Фрегат-М», навигационный комплекс «Салгир-1143», система космической связи «Тайфун-1», РЛС управления ПКРК «Аргон-1143», система посадки «Привод-СВ», средства РЭБ «Кольцо», «Ограда» и ПК-2, стационарная ГАС «Орион» (в бульбовом обтекателе), буксируемая ГАС «Платина».

Первая посадка на палубу ТАВКР «Киев» самолёта Як-36М состоялась 18 мая 1975 года (лётчик-испытатель О.Г.Кононенко). 16 июля 1976 года корабль (с 5 самолётами на борту) отправился на Север вокруг Европы и 10 августа прибыл в Североморск. 12-19 апреля 1977 года он принимал участие в учениях «Север-77». В декабре 1977 года началась его боевая служба в Атлантике и на Средиземном море. В марте 1979 года в Средиземном море произошла встреча с «Минском», во время которой (впервые в отечественном флоте) две авианосные группы отрабатывали боевые задачи в море, взаимодействуя друг с другом и с другими кораблями. Во время широкомасштабных учений «Запад-81» «Киев» выполнял роль флагманского корабля (на его борту находилось всё руководство учениями, включая маршала Д.Ф.Устинова, адмирала С.Г.Горшкова, министров обороны стран Варшавского договора). 9 ноября 1981 года он был награждён Вымпелом Министра Обороны СССР, а 4 мая 1985 года - орденом Красного Знамени (единственный из послевоенных кораблей). В 1982-1984 годах прошёл средний ремонт на ЧСЗ. 2-6 мая 1985 года крейсер нанёс визит в порт Аль-Джазаир (Алжир). 10-20 июня 1985 года он участвовал в учениях «Атлантика-85». 1 марта 1987 года совершил деловой заход в Сплит (Югославия). Последний поход состоялся летом 1990 года.

После похода «Киев» был поставлен на ремонт в Росте, но из-за недостаточного финансирования 30 июня 1993 года исключён из состава ВМФ и разоружён. Всего прошёл 240850 миль, с его палубы самолёты совершили 4258 полётов, вертолёты - 9154. За время службы кораблём командовали капитаны 1 ранга Ю.Г.Соколов, В.Н.Пыков, Г.П.Ясницкий, Н.А.Мелах, капитаны 2 ранга В.Н.Глущенко и В.А.Звада. 28 августа 1994 года после торжественного спуска Военно-морского флага команда «Киева» расформирована и он передан для разделки на металл. 20 мая 2000 года корабль вышел на буксире в Шанхай (Китай), где он в настоящее время переоборудован в туристическо-развлекательный центр.

Говоря о тяжелых авианесущих крейсерах проекта 1143, важно принять во внимание цель создания кораблей и соответствие их решаемым задачам. С этой точки зрения корабли можно назвать достаточно удачными для своего времени, простыми в эксплуатации и достаточно надежными. По отзывам моряков, ТАКР обладали хорошей мореходностью и управляемостью. Отмечается также удобство в эксплуатации, более комфортные, чем на ПКР пр. 1123, условия размещения личного состава. Правда, несимметричный корпус, наличие спонсона при определенных условиях снижали маневренность, но если подобное и происходило, то при достаточно сильном ветре и ходе менее 5 узлов. А для кораблей большого водоизмещения плохая маневренность на малых скоростях, да еще при отсутствии подруливающего устройства практически неизбежна.

Безусловно, появление в составе советского ВМФ авианосных кораблей стало важным этапом его развития. Эти корабли обеспечивали боевую устойчивость разнородных соединений флота в удаленных районах океана и выводили их возможности на качественно новый уровень. И справедливым будет отметить, что именно опыт эксплуатации ТАКР пр.1143 позволил по новому взглянуть на роль корабельной авиации. Для своего времени они были принципиально новыми кораблями, резко поднявшими престиж нашего флота в глазах всего мира.

Вид Наименование Боекомплект
Авиационное 36 ЛА (Як-38 и Ка-25)
ПКРК 4x2 КТ П-500 «Ураган-1143» 16 ПКР 4К80 «Базальт»
Зенитное 2х2 Б-192 УЗРК «Шторм-М» 2х48 ЗУР В-611
2х2 ЗИФ-122 ЗРК «Оса-М» 2х20 ЗУР 9МЗЗ
8х6 АК-630М 8х4000 выстрелов
Противолодочное 1х2 ПУ МС-18 РПК-1 «Вихрь» 16 ПЛУР 82Р
2х5 533-мм ПТА-53-1143 10 СЭТ-53 или СЭТ-65
2х12 РБУ-6000 120 РГБ-60
Артиллерийское 2х2 АК-726 2х1200 выстрелов
АСУ БИУС «Аллея-2» + с-ма автоматизированной обработки РЛ-информации и целеуказания «Байкал-1143»
НК «Салгир-V»
Система управления полетами авиации «Привод-СВ»
С-ма автоматизирован. наведения истребителей (подс-ма БИУС)
Комплекс системы МКРЦ «Корвет-1143»
Связь Комплекс средств обмена информацией «Тройник»
Комплекс средств радиосвязи «Тайфун-1А»
Комплекс космической связи «Цунами-БМ»
ПУСБ «Пурга»
РЛС МР-600 «Восход»
МР-710М «Фрегат-М»
2 АП СУО «Гром-М»
2 артиллерийских РЛС МР-105 «Турель» (АК-725)
4 артиллерийских РЛС МР-123 «Вымпел» (АК-630М)
навигационные РЛС МР-310У «Волга» и МР-212 «Вайгач-1143»
ГАС МГ-342 «Орион»
МГ-335 «Платина»
Станции поиска ПЛ МИ-110Р и МИ-110К
РЭБ Комплекс средств РЭБ «Кольцо»
2 МП-150 «Гурзуф» (активных помех) + Р-740К (УКВ-радиопомех)
2х2 ПУ ПК-2

ot-a-do-ya.org