Американские тяжелые танки — обзор. Тяжелые танки


Тяжёлые танки - фото, видео, названия, описание, история, список

Тяжёлые танки изначально разрабатывались для прорыва долговременных укреплений и атаки вражеских позиций. Они отличались мощным бронированием, большим весом, в отдельных случаях достигавшим почти 200 тонн, высокой ценой производства.

Ниже вы найдёте названия и фото тяжёлых танков.

ARL 44

Статья появится позже.

Carro Armato P40

Статья появится позже.

FCM F1

Статья появится позже.

FV214 Conqueror

Статья появится позже.

Panzerkampfwagen Neubaufahrzeug

Статья появится позже.

Сверхтяжёлый немецкий танк Landkreuzer P. 1000 Ratte, в переводе на русский Крыса, должен был стать мощнейшей машиной, так называемым сухопутным крейсером. ...

Renault Char B1

Статья появится позже.

TOG 1

Статья появится позже.

TOG 2

Статья появится позже.

Type 120 O-I

Статья появится позже.

АМХ-50

Статья появится позже.

Немецкий сверхтяжёлый танк Е-100 появился в результате попытки создать конкурента Маусу, разработанному Фердинандом Порше. Сотрудники фирмы Адлерверке 30 ию...

ИС-1

Статья появится позже.

ИС-10

Статья появится позже.

ИС-2

Статья появится позже.

Советский тяжёлый танк ИС-3 появился в то время, когда конец Второй мировой войны становился всё ближе и мог стать грозным оружием, если бы успел повоевать. Но ...

Советский тяжёлый танк ИС-7 должен был впитать в себя весь опыт Второй мировой войны и стать боевой машиной, превосходящей на голову все существующие. Он получ...

Советский тяжёлый танк КВ-1 стал символом победы Советского Союза во Второй мировой войне наравне с Т-34. Впервые показавшись на поле боя, он привёл в недоумени...

КВ-2

Статья появится позже.

КВ-8

Статья появится позже.

КВ-85

Статья появится позже.

М103

Статья появится позже.

М6

Статья появится позже.

Немецкий сверхтяжёлый танк Маус должен был уничтожать любые укрепления, быть почти неуязвимым для вражеских снарядов и обладать огромной огневой мощью. Для это...

Объект 279 стал одним из самых необычных советских танков. Л.С. Троянов во главе группы конструкторов Кировского завода разработал тяжёлый танк традиционной ко...

Т-35

Статья появится позже.

Т14

Статья появится позже.

Т29

Статья появится позже.

Т30

Статья появится позже.

Тяжелый танк Тигр служил немецкой армии в течение последних лет Второй мировой войны. Он на практике доказал свои преимущества и показал, что является превосход...

Тяжёлый немецкий танк Тигр 2, также известный как Королевский Тигр, должен был стать несокрушимым оружием Вермахта, с лёгкостью уничтожающим вражескую технику. ...

Поделитесь с друзьями

Выскажите своё мнение

Отправка сообщения

tanksdb.ru

ТОП-10 самых тяжелых танков в мире

Топ-10 тяжелых танков мира

 

Военные танки, - это впечатляющее зрелище. Танк был задуман как основное оружие против пехоты.

Ниже, ТОП10 самых больших танков по массе и размерам в мире. Почти все супер тяжелые танки были построены или разработаны во время Второй мировой войны. 

 Landkreuzer П. 1500 Monster

Landkreuzer П. 1500 Monster

Monstr

Пушка

Пушка

пушка

пушка

пушка

Выше, фотографии реально созданной пушки, которая должна была устанавливаться на танк Monster

Landkreuzer П. 1500 Monster

Landkreuzer П. 1500 Monster 

Германия, 1942 г., 42 метра, вес 1500 тонн, экипаж 100 человек

 

В 1942 году Гитлер одобрил проектирование и создание танка монстра, но проект был отменен в 1943 году еще до того, как само строительство началось. Танк должен был быть больше в пятнадцать раз, чем обычный танк, он должен был быть оснащен 800 мм пушкой Круппа (обычные танки оснащаются пушками 75 - 122 мм).

800 мм пушка Круппа является крупнейшей из артиллерийских орудий, когда-либо построенных. Каждый снаряд весил 7 тонн, дальность стрельбы до 37 км (23 миль). 

 

Landkreuzer P. 1000 Ratte

Landkreuzer P. 1000 Ratte

Ratte

Landkreuzer P. 1000 Ratte 

Германиz, 1942 г., 35 метров, вес 1000 тонн, экипаж 20 человек

Ratte был очень похож на чудовище. Он также был разработан в 1942 году и был также снят с производства через год. В отличие от Monster, Ratte должен был быть вооружен башней с военного корабля с двумя 280 мм пушками. Другие вооружения на Ratte: одна 128 мм пушка, восемь 20 мм зенитных орудий и несколько 15 мм пулеметов.

 

 

VIII Маус

 

Танк VIII Маус является крупнейшим из когда-либо построенных танков. Он мал по сравнению с Monster и Ratte, но все равно в три раза больше, чем обычный танк. Проектирование было завершено в 1942 году и в том же году начато его производство, но только два танка были построены до окончания войны.

Танки были вооружены одной 128-мм пушкой и одной 75 мм пушкой.

 

Маус

 

Танк VIII Маус 

Германии, 1944 - 10 метров, вес 188 тонн, экипаж 6

 

E-100 Тигр Маус

Супер тяжелый танк очень похож на танк VIII Маус. Этот проект был начат в 1942 году, но не все танки были построены. Один корпус танка был построен в 1944 году, но башня не была установлена до окончания войны.

E-100 Тигр Маус должен был использовать те же башни, что и танк VIII Маус. Благодаря более легкому весу, этот танк должен быть быстрее и эффективнее на поле боя, чем танк VIII Маус.

 

E-100 Тигр Маус

 

E-100 Тигр Маус 

Германии, 1943 - 10 метров, вес 140 тонн, экипаж 5 человек

 

FCM F1

 

FCM F1 самый тяжелый и самый большой танк не нацистского происхождения. Он должен был заменить Char 2C, который являлся одним из самых тяжелых танков, который никогда не использовался в бою. К сожалению, Франция потерпела поражение, прежде чем проект FCM F1 был завершен, так что ни один из этих танков не был построен.

FCM F1 должен был иметь на вооружении 90-мм пушку, 47 мм пушку, шесть пулеметов. Стоит отметить, что этот танк был длинной 10 метров, но только чуть более 3 метров в ширину, так что его можно было бы перевозить по железной дороге.

 

FCM F1

 

FCM F1 

Франции, 1940 г.,11 метров, вес 139 тонн, экипаж 9 человек

 

O-I

O-I, это попытка Японии создать супер тяжелый танк. В различных источниках есть сообщения, о том, что одна модель была завершена и отправлена в Маньчжурию во время Второй мировой войны, но это очень маловероятно, скорее всего, это слухи, чем правда. O-I вероятно был отменен, как и большинство других проектов сверхтяжелых танков.

 У O-I должно было быть три башни. Основная башня имела 105 мм пушку, на правой башне 37-мм пушка, на левой три пулемета.

 

O-I

 

O-I

Япония, 1944 г.,10 метров, вес 130 тонн, экипаж 11 человек

 

 

K-Wagen

 

K-Wagen была одной из первых попыток создания сверхтяжелого танка. Опять же это был сумасшедший план инженеров из Германии, но на этот раз это было до эпохи нацизма.

K-Wagen не было главной башни. Вместо этого было четыре 77 мм орудия установленных по бокам и семь пулеметов. Он является вторым по величине из когда-либо реально построенных танков - только танк VII Maus больше, так как все другие проекты сверхтяжелых танков не были доведены до конца.

K-Wagen

K-Wagen

 

K-Wagen 

Германия, 1917 г., 13 метров, вес 120 тонн, экипаж 27 человек

 

 

Т-28

 

Т-28 был разработан американскими военными во время второй мировой войны. Он должен был быть использован для прорыва немецкой обороны и возможного вторжения в Японию.

У Т-28 не было нормальной поворачивающей башни, так что можно было бы его классифицировать его как истребитель танков, самоходная установка, а не супер тяжелый танк. По этой причине он был переименован из Т-28 в  T-95, а затем обратно.

Он был вооружен одной 105 мм пушкой и единым пулеметом. У него было 4 гусеницы вместо традиционных 2-х.

 

Т-28

 

Т-28 

США, 1945 г., 11 метров, вес 95 тонн, экипаж 8 человек

 

 

TOG2

TOG2 был крупнейшим британским танком из когда-либо построенных. Так же, как и большинство других сверхтяжелых танков, он был разработан во время Второй мировой войны. Один прототип построен в 1941 году, но проект был заморожен, и TOG2 никогда не участвовал бою.

TOG2 был вооружен одной 76 мм пушкой.

 

TOG2

 

TOG2 

Великобритания, 1940 г.,10 метров, вес 80 тонн, экипаж 8 человек

 

 

A39 черепаха

Другой британский супер тяжелый танк. Танк так же разработан во время Второй мировой войны, но в серию так и не был запущен.

A39 черепаха был вооружен 96 мм пушкой и тремя пулеметами.

A39 черепаха

 

A39 Черепаха 

Великобритания, 1944 г. - 10 метров, вес 78 т, экипаж 7 человек

 

 

Почему армия отказалась от тяжелых танков?

 

Интересно, что почти все танки в топ-10 были построены во время Второй мировой войны. Что заставило инженеров в это время пытаются построить такие монстры, и почему не такие танки были построены до сих пор?

Основной причиной для создания сверхтяжелого танка был иммунитет от вражеского огня. Супер тяжелый танк имел толстую броню, которая была бы непроницаемой для большинства орудий времен Великой Отечественной войны.

 

Причин отказа от этих танков несколько:

 

- появились кумулятивные снаряды. Которые могли пробить броню до 500 мм и даже более;

- танк можно было поразить с помощью авиации;

- слабая маневренность танка при наступлении и отступлении, что ограничивало его применение на поле боя.

 

 

Еще одной проблемой была транспортировка сверхтяжелых танков. Большинство из них были слишком велики, чтобы перевозить по железной дороге, поэтому им приходилось рассчитывать только на свои способности движения. Проблема в том, что большинство из них двигались крайне медленно, поэтому они не могут достичь поле боя в нужный момент.

Кроме того, сверхтяжелые танки разрушают дороги. Поэтому им приходилось бы ехать по пересеченной местности, что еще бы замедляло движение.

 

Тяжелый танк ИС-2 (видео):

 

 

Тяжелый танк Гроте R-1000 (видео):

 

 

Тяжелые танки ИС-3, ИС-7 (видео):

 

 

 

 

 

 

Похожие статьи:

mostinfo.su

Тяжелые танки — Всё о Второй мировой

К тяжелым танкам относились боевые машины массой свыше 30 тонн (позднее  — больше 40 т.),  вооруженные пушкой крупного калибра и несколькими пулеметами. Тяжелые танки использовались при наступлении на сильно укрепившегося противника для поддержки наступающей пехоты и средних танков. Они должны были вести борьбу с танками, самоходной и полевой артиллерией противника, разрушать долговременные огневые точки, уничтожать живую силу и огневые средства пехоты противника. Тяжелые танки широко применялись, в составе штурмовых групп  в уличных боях или при взятии крепостей.

Несмотря на внешнюю внушительность и «грозность» тяжелых танков, их использование решающего влияния на ход Второй мировой войны они не оказало. Примером этого может служить массовое танковое сражение на Курской дуге в 1943 г., где Германия сделала ставку, как раз на тяжелые танки.

Краткая характеристика строительства тяжелых танков выглядит следующим образом.

Английский пехотный танк Mk-IV «Churchill» был спроектирован в 1939-1940 годах и серийно производился с 1941 г. Как и другие английские пехотные танки, он отличался устаревшей конструкцией, слабым вооружением и очень низкой подвижностью, но крайне толстая для своего времени броня позволила ему относительно успешно воевать до самого 1945 года. Тяжелым танком прорыва не мог называться даже теоретически.

Французские сверхтяжелые танки «Char 2-C» были построены в 1919-1923 гг. для психологического воздействия на моральное состояние войск противника, поскольку других положительных качеств не имели. Участия в боевых действиях не принимали, точная их судьба не известна.

США так и не смогли разработать тяжелый танк. Появившийся в конце войны М-26 «Pershing» создавался как средний танк, однако для психологической поддержи войск был назван тяжелым. По ТТХ он мало отличался от «Шермана» и существенно недотягивал до тяжелого танка прорыва.

Таким образом, лишь Германия и СССР осуществляли интенсивную гонку в строительстве тяжелых машин, однако разными путями.

Германское командование, в ответ на действующие в СССР средний танк Т-34 и тяжелый КВ, потребовало от танкостроителей создать машины способные противостоять танкам противника в сочетании с качествами танков прорыва. Спустя два года были созданы, по сути, истребители танков: тяжелый танк «PzKpfw V» (Пантера) с характеристиками среднего и тяжелый танк «PzKpfw VI» (Тигр). Они обладали значительной броней и мощными пушками, оснащенными превосходной системой наведения, оптикой прицеливания и устройствами продувки ствола после выстрела. Остальные боевые свойства (надежность, маневренность, ремонтопригодность) оказались явно недостаточными.

В СССР, предпочитая борьбу с танками противника отдать на откуп артиллерии, изначально тяжелые машины создавали, как танки прорыва, нацеленные на преодоление укрепленных позиций и поддержку пехоты. Так, в этом направлении на протяжении всей войны модернизировался тяжелый танк КВ, и параллельно эму создавался принципиально новый  танк  ИС. Советские танки лидировали в устройствах стабилизации, обзорно-прицельных систем, одними из первых получили электроспуск орудия. Применение та танке ИС-2 раздельного-гильзового заряжания боеприпаса, позволяло производить лишь 2-3 выстрела в минуту, что было в 2 раза медленнее немецких орудий, которые снабжались унитарным боезапасом.

Сравнивая «Tiger II» и ИС-2 в «дуэльном» бою, что случалось довольно редко, следует отметить, что шансы на победу у танков были примерно одинаковы и зависели от условий боя. Вероятность поражения цели первым выстрелом в обоих танков была одинакова, кучность боя пушек также существенно не отличалась. При действиях из засады «Tiger II» гарантировано пробивал любую броню ИС-2, в то время когда советский танк при попадании в лоб добивался успеха лишь в двух местах (маска орудия и соединение башни с корпусом). В условиях маневренного боя ИС-2 гарантировано заходил с боков или сзади, где броню легко пробивал и Т-34. Более  90%  немецких тяжелых танков на Восточном фронте были уничтожены именно таким образом.

Использование тяжелых танков обуславливало специфическую тактику их действий. Так в состав танковых батальонов, вооруженных танками «Tiger» обязательно входила ремонтная рота, оснащенная специальной техникой для эвакуации и ремонта машин. Передвижение танков происходило только после тщательной разведки маршрутов, немногие мосты могли выдержать вес стальных монстров. На марше колонна останавливалась сначала через 5 км, а дальше каждые 10-15 км для проведения технического осмотра машин. Чтобы заглушить шум двигателей танков прибегали к акустической маскировке (артканонада, полеты самолетов на малых высотах). Тяжелые танки выдавал не только гул двигателей, но и характерные следы широких гусениц, которые впоследствии заметали. Огромный расход топлива требовал постоянного нахождения поблизости топливозаправщиков. Первые успехи танков породили миф об их неуязвимости и способности в одночасье решить ход боя. Многие командиры вермахта уверовали в этот миф. Эта вера дорого обошлась танкистам. Танки «Tiger» стали бросать на передовую взводами, полувзводами и даже одиночными танками без прикрытия пехотой. В результате росли потери материальной части танковых батальонов. На «тиграх» концентрировался огонь артиллерии, танков, самоходок и даже пехоты противника. Одиночные танки нуждались в пехотном прикрытии, а также — в пространстве для маневра, в то время как многие сухопутные командиры отводили тяжелому танку роль подвижной огневой точки. Наибольшую помощь своей пехоты тяжелые  танки  могли  принести,  оставаясь  в  ближнем  тылу  на  хорошо  подготовленных огневых позициях.

В этом случае танки «Tiger» имели наиболее выигрышную тактическую ситуацию: внезапный огонь с замаскированных позиций, возможность смены заранее подготовленных позиций, сведенный к минимуму риск поражения танков артиллерийским огнем или авиацией противника.

В танковой атаке танки «Tiger» движутся в первом эшелоне или на фланге атакующей танковой роты и часто останавливаются для осмотра местности. Чтобы обеспечить лучший обзор, командиры танков открывают башенные люки. Попав под огонь, они разворачиваются лбом в направлении противника и начинают атаку, делая короткие остановки для выстрела. Пехота сопровождает танки, поддерживая их огнем из пулеметов и автоматов. Когда танки приближаются к противотанковым пушкам их пытаются уничтожить огнем прямой наводкой. Пока танки «Tiger» ведут бой, остальные танки роты продолжают атаку, уничтожая обнаруженные противотанковые пушки. Тяжелые танки действуют осторожно, атакуя по фронту и избегая флангового огня. Наткнувшись на плотную оборону, они отступают, стараясь не поворачиваться кормой. Иногда танки сопровождают корректировщики огня, которые направляют огонь немецкой артиллерии на цели на передовой. Танк «Tiger» мог вести эффективный огонь против танков с дистанции 3000 м., а по другим целям до 5000  м.

                Для борьбы с танками «Tiger» рекомендовалось вести артиллерийский огонь по корме и бортам, используя моменты преодоления танком естественных и искусственных преград, которое он осуществлял с трудом. Огонь по гусеницам могли вести любые орудия, вплоть до применения противотанковых ружей или гранат.

                Тактика использования тяжелых советских танков ничем особенным не отличалась. В первой половине войны им могли противостоять только 88-мм зенитные орудия. Однако укреплений противника, против которых они могли бы использоваться по прямому назначению при отступлении Красной армии не оказалось и танки, не имеющие аналогов у противника, бездарно «жгли» в бесполезных контратаках, топили в болотах, расходовали моторесурс в бесконечных маршах. Во второй половине войны советские тяжелые танки потеряли эксклюзивность: им противостояли равные по ТТХ танки и САУ, мощная противотанковая артиллерия, массовое применение ручных гранатометов в уличных боях. Поэтому тяжелые танки стали реже использовать на открытой местности, чаще применяли на городских и деревенских улочках Европы, против ДОТов немцев. Танк с его 122-мм пушкой легко проламывал бронеколпак пулеметной точки немцев, что не могла себе позволить 85-мм пушка. В последние месяцы войны, немецкая промышленность была в стадии развала и  качество сборки немецких танков резко упало. Кроме того, ввиду нехватки марганца, немцы стали делать высокоуглеродистую броню, которая была довольно хрупкой. Поэтому 122-мм пушка Д-25Т стала пробивать лобовую броню немецких тяжелых танков. ИС-2 против танков противника мог вести эффективный огонь с дистанции 2000 м.

                Существенную опасность для танков представляли немецкие пехотинцы с «фаустпатронами»  (ими было уничтожено порядка 70% советских танков в городских боях). Для борьбы с ними выделялось большое количество пехоты, которая прикрывала танки в уличных боях. Действенным оружием против пехотинцев был и башенный крупнокалиберный пулемет ДШК танка ИС-2. Однако торчащие над башнями пулеметы в городских условиях цеплялись за провода уличного освещения и часто их приходилось снимать.

Танки  часто оборудовались защитными противокумулятивными экранами, которые изготовляли сами танкисты из подручных средств, однако эффективность их противодействия «фаустпатронам» до сих пор вызывает споры.

Для боя в городских кварталах применялось специальное построение под названием «елочка». Танки взаимодействовали огнем попарно, а пары — между собой. Танковый взвод-два тяжелых танка ИС-2- простреливал всю улицу: один танк — правую ее сторону, другой — левую. Такая пара двигалась уступом, друг за другом, — по обеим сторонам улицы. Другая пара шла следом за первой и поддерживала ее огнем.

Необходимо отметить, что экипажи тяжелых танков, как немецких, так и советских комплектовались из лучших танкистов. Немецкие экипажи набирались из имеющих боевой опыт танкистов, которые проходили длительную подготовку на учебных полигонах. Экипажи советских ИС-2 комплектовались только опытными военнослужащими, имеющими офицерские звания. Даже заряжающие имели звание не ниже старшины.

Ориентировочное количество тяжелых танков использовавшихся в войне в разрезе стран (без трофейных и переданных/полученных)
Страна Количество Страна Количество
танков видов/

модификаций

танков видов/

модификаций

Великобритания 5640 1/16 США 1481 3/5
Германия 4037 4/7 Франция 10 1/1
СССР 5340 7/9

В предвоенные годы и в период войны 5 стран выпустили 16 508 тяжелых танков 16 типов в 38 модификациях. В период войны  изготовленные в Англии 253 танка было  поставлено в СССР по ленд-лизу.

ТТХ некоторых тяжелых танков в разрезе стран
Страна и тип танка/

ТТХ

Великобритания

Churchill VIII

Германия

PzKpfw VI Ausf. B «Tiger II»

 

СССР

ИС-2

США

М26 «Pershing»

Длина, м. 7,4 10,3 9,8 8,5
Ширина, м. 3.3 3,8 3 3,5
Высота, м. 2,5 3 2,7 2,8
Клиренс, мм. 530 495 420 440
Масса, т. 38 69,8 46 43
Бронирование (корма/лоб), мм. 95/152 80/150 60/160 51/114
Тип двигателя Бенз. Бенз. Диз. Бенз.
Мощность двигателя, л.с. 350 700 520 450
Удельная мощность, л.с/т 8,9 10,3 11,3 9,5
Скорость по шоссе, км/ч 25 38 37 45
Запас хода по шоссе, км. 90 170 240 120
Основное вооружение гаубица 95-мм 88-мм 122-мм 90-мм
Боекомплект, шт. 47 77 28 58
Дополнительное вооружение 1х7,92-мм

1х7,7-мм

2х7,92-мм

 

1х12,7-мм

3х7,62-мм

2х12,7-мм

2х7,62-мм

Боекомплект, шт. 4950 и 600 4800 300 и 2331 550 и 5000
Преодолеваемый подъем, град. 30 35 36 30
Преодолеваемая стенка, м. 0,75 0,85 1 0,9
Преодолеваемый ров, м. 3,65 2,5 2,5 2,45
Преодолеваемый брод, м. 1,2 1,6 1,3 1,2
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,93 1,02 0,8 0,9
Экипаж, чел. 5 5 4 5

ТТХ тяжелых танков в разрезе стран приведены ниже.

wwii.space

Тяжелый танк - это... Что такое Тяжелый танк?

В разное время, в разных государствах существовало большое количество классификаций танков, в зависимости от военной доктрины и используемых технологий. Танки распределялись по массе, по вооружению, по назначению.

Типы танков

Танки Первой мировой войны

Танк Mark I «Самец» (1916 г.)

Первые танки появились в ходе Первой мировой войны. Танк Mark I, впервые использованный англичанами в бою против германской армии, выпускался в двух модификациях: «самка» (англ. Female) — с пулемётным вооружением, и «самец» (англ. Male) — с пулемётом и двумя 57-мм пушками. Впоследствии свои первые танки разработали Франция, Германия и другие государства. Танки того времени распределялись прежде всего по массе: лёгкие, средние и тяжёлые.

Танки 1930—1945 годов

Лёгкий танк БТ-5 (1933 г.)

По окончании Первой мировой войны опыта, необходимого для выработки стратегии использования бронетехники, танкостроители и военные не получили. Конструкции танков постепенно усложнялись, их назначение и разнообразие увеличивалось. Появились новые классы танков, а также многократно пересматривались и изменялись пределы боевой массы лёгких и средних танков, которые продолжали постоянно расти.

Советская классификация

Линейные (общего назначения) танки по классификации, принятой в СССР:

Танкетка

К танкеткам относились лёгкие боевые гусеничные одноместные или двухместные, бронированные, вооружённые пулемётом машины 1920—1930-х годов, массой до трёх тонн, предназначавшиеся для разведки и связи (например, Т-27).

Малый танк

К малым танкам относились танки, имевшие массу до 5 т и вооружённые одним или несколькими пулемётами. Малый танк предназначался для ведения разведки в интересах общевойсковых и танковых частей и соединений, а также использовался как средство связи и транспортировки. Большинство малых танков были выполнены плавающими, и поэтому могли применяться при форсировании водных преград. К малым танкам относились Т-37, Т-38 и другие.

Лёгкий танк

К лёгким танкам относились танки, имевшие боевую массу до 15 т (позднее — до 20 т) и вооружённые малокалиберной пушкой и пулемётом, или пулемётами. Лёгкие танки являлись основным средством усиления пехоты или конницы во всех видах общевойскового боя. К лёгким танкам относились Т-18, все модели БТ, Т-26, Т-50, Т-60, Т-70, Т-80, Mk IV, M24 Chaffee, PzKpfw I, PzKpfw II, LT-35, LT-38 и другие.

Средний танк

К средним танкам относились танки, имевшие боевую массу до 30 т и вооружённые пушкой крупного калибра и пулемётами. Средние танки предназначались для усиления пехоты при прорыве сильно укреплённой оборонительной полосы противника. К средним танкам относились Т-28, Т-34, Т-44, Т-111, M4 Sherman, PzKpfw III, PzKpfw IV и другие.

Тяжёлый танк

К тяжёлым танкам относились танки, имевшие боевую массу свыше 30 т (позднее — 40 т) и вооружённые орудием крупного калибра и пулемётами. Существовали также тяжёлые танки с несколькими орудиями разных калибров. Тяжёлые танки предназначались для усиления общевойсковых соединений при прорыве сильно укреплённой обороны противника и атаки его укрепрайонов. К тяжёлым танкам относились все модификации танка КВ, ИС-2, PzKpfw V «Пантера» (по немецкой классификации считалась средним танком — у немцев танки классифицировались по калибру орудий), PzKpfw VI «Тигр», PzKpfw VI Ausf. B «Королевский тигр» и другие.

Специальные танки

К специальным танками относились:

  • Артиллерийские танки, для поддержки линейных танков, имели по сравнению с ними более мощное вооружение.
  • Химические танки, вооружённые огнемётами или оснащённые приборами дымопуска, предназначались для огнеметания по живой силе и огневым точкам противника, а также для постановки дымовых завес, заражения и дегазации местности.
  • Инженерные танки использовались для преодоления различных инженерных заграждений и естественных препятствий.
  • Радиотанки были оснащены аппаратурой для организации радиосвязи командования танковых частей и соединений с вышестоящими штабами.
  • Танки-транспортёры предназначались для снабжения линейных танков боеприпасами и горюче-смазочными материалами в ходе боя, транспортировки пехоты к месту боевых действий и эвакуации раненых.
Франко-британская классификация

В Великобритании и Франции стратегия ведения боя с помощью бронетехники предполагала участие двух групп танков:

Пехотный танк

К пехотным танкам относятся танки непосредственной поддержки пехоты при штурме укреплённых позиций. Невысокие требования к скорости позволили конструкторам оснастить их бронёй более мощной, чем у среднего танка. Его главная цель — подавление или разрушение укреплённых огневых точек, уничтожение вражеских солдат, защита пехоты от контратаки, преодоление защитных укреплений.

По советской классификации пехотные танки можно было бы отнести к средним или тяжёлым танкам. На начало Великой Отечественной войны к пехотным танкам в СССР можно отнести лёгкий танк Т-26, который, однако, даже на тот момент не соответствовал по своим характеристикам защищённости настоящим пехотным танкам; к концу войны — тяжёлый танк прорыва ИС-2. В европейской традиции к пехотным танкам относятся английские «Матильда II» (англ. Matilda II) и «Черчилль» (англ. Churchill).

Крейсерский танк

К крейсерским танкам относятся быстрые танки с лёгкой бронёй и небольшими орудиями, созданные для быстрого проникновения в тыл противника и нанесения урона путём неожиданных атак. На практике в ходе Второй мировой войны эти танки оказались малоэффективными — это было вызвано в первую очередь тем, что командование не умело правильно тактически и стратегически использовать имеющуюся в их распоряжении технику и использовало мобильные и слабобронированные крейсерские танки в роли пехотных, что вызывало огромные потери в технике. Единственной страной, которая успешно применяла чисто крейсерские танки в ходе Второй мировой войны, была Германия. Эффективность была достигнута в связи с высокой выучкой личного состава и грамотной подготовкой командного состава, что позволило германской армии одержать ряд значительных успехов в начале Второй мировой войны.

По советской классификации крейсерские танки можно было бы отнести к лёгким и средним танкам, например танки БТ (БТ-2, БТ-5, БТ-7 и т. д.) и другие. В германской традиции к таким танкам можно отнести танки PzKpfw III. В англо-американской традиции примером крейсерского танка может послужить английский «Крусейдер» (англ. Crusader).

В начале 1930-х годов в СССР начинается производство быстроходных танков. Ряд исследователей относят эти танки к танкам развития прорыва. В рамках этой концепции отличилось КБ завода им. Коминтерна под руководством А. А. Морозова, которое последовательно разрабатывая это направление в танкостроении и создало следующую линейку образцов бронетехники: БТ-2 (1931), БТ-5 (1933), БТ-7 (1934). В дальнейшем, развивая концепцию быстроходного танка, КБ завода им. Коминтерна в 1939 году запустило в производство танк Т-34 обр. 1939 года, который был во многом конструктивным наследником линейки танков БТ. Трофейные танки этого типа использовались вермахтом.

Танки второй половины XX века

Вторая мировая война дала сильнейший толчок развитию танкостроения. Был накоплен богатый опыт ведения войны с участием бронетехники. Разработаны новые крупнокалиберные орудия, новые виды брони, появилась защита от радиации и ОМП, появился стабилизатор наведения и автомат заряжания, а также многое другое (см. Танк). Наряду с изменениями строения и назначения танков и бронетехники изменилась и система их классификации:

  • Лёгкие танки с появлением ракетного вооружения и крупнокалиберных танковых орудий разделились на две группы. Первая группа — средства поддержки пехоты (БМП, БТР и т. д.) и вторая — противотанковые и противовоздушные ракетные комплексы.
  • Улучшение характеристик и изменение тактических качеств средних танков привело к преобразованию среднего танка в «основной боевой танк».
  • Благодаря развитию ракетного вооружения тяжёлые танки практически исчезли. Их заменили самоходные артиллерийские установки (САУ).
Основной боевой танк (ОБТ)

В настоящее время является основой современной танковой армии любой страны. Основное предназначение: усиление пехоты и техники при всех видах общевойскового боя, прорыв укреплённых позиций, уничтожение огневых точек, техники и живой силы противника, быстрая организация оборонительных рубежей. Современные ОБТ имеют мощные пулемёты и орудия, имеют ракетное вооружение, хорошо защищены динамической и активной бронёй. Однако даже тяжело бронированные современные танки очень уязвимы перед современными противотанковыми средствами (ракетное оружие, мины, ручные гранатомёты), что неоднократно показывали локальные конфликты.

Одними из первых ОБТ стали такие танки как PzKpfw VI и Т-34.

Плавающий танк

К плавающим танкам относилась серия советских танков ПТ, например, ПТ-76.

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Американские тяжелые танки - обзор

Американские тяжелые танки - обзор

Танк Т29 со 120 мм пушкой

Само словосочетание «американские тяжелые танки» может поставить в тупик многих любителей истории бронетанковой техники. Разве они были? И их было много? Если спросить кого, кто более-менее интересуется «броней», то из американских тяжелых танков он вспомнит, пожалуй, только М103, приводимый довольно часто в нашей литературе в качестве сравнения для советского тяжелого танка Т-10. При некотором напряжении может вспомнят, что «венец» развития британских «ромбических» танков — тяжелый Mk.VIII был разработан и производился англичанами совместно с американцами. Вот и все, что проходило по американским тяжелым танкам в отечественной литературе. Это в общем-то отражает положение дел в американском танкостроении, но …, как ни странно, при внимательном изучении можно обнаружить, что практически в течение всей истории танкостроения американцы либо имели на вооружении тяжелые танки, либо вели активные конструкторские работы в этом направлении. Фактически лишь появление основного боевого танка Ml «Абрамс», чья масса уже достигла массы «типового» тяжелого танка, привела к логическому завершению линии развития американского тяжелого танкостроения.

Английский опыт «Свободы»

Появление на полях первой мировой войны первых танков не смогло оставить американских военных и конструкторов равнодушными к новому виду боевой техники. Довольно быстро был разработан целый ряд оригинальных проектов, таких как танк с электротрансмиссией «Хольта» и паровой танк разработки Инженерного корпуса, но для серийного производства было решено выбрать танк, созданный совместно с англичанами и учитывающий опыт основателей танкостроения. Главное, что могли предложить американцы своимзаокеанским союзникам был мощный двигатель «Либерти», специально переделанный из одного из самых удачных и мощных авиационных моторов периода первой мировой войны. Соответственно и определилась кооперация между партнерами: американцы поставляли двигатель и узлы трансмиссии, а англичане — корпусные детали, броню и вооружение.

Союзный танк, часто называемый «Либерти», представлял собой венец британского «ромбического» танкостроения. Главным его отличием стала большая длина корпуса — 10,4 м, что должно было обеспечить преодоление широких противотанковых рвов. Большие габариты «положительно» сказались на массе танка, которая достигала 43 тонн. В остальном Mk.VIII походил на своих предшественников. Вооружение состояло из двух 57-мм пушек Гочкиса в бортовых спонсонах и пулеметы в шаровых установках рубки. На британских танках пулеметы были системы Гочкиса, на американских — Браунинг Ml 919.

Американские тяжелые танки - обзор

Крейсерский танк Mk.VIII «Кромвелл»

Толщина бронелистов колебалась от б до 16 мм. Компоновка танка отличалась от предыдущих «ромбов» наличием перегородки, отделявших мотор от отделения управления, что положительно сказывалось на пожаробезопасности и обитаемости танка. Двигатель «Либерти» специально был дефорсирован до 338 л.с. за счет меньшей степени сжатия. Двигатель оборудовался электростартером, но завести его без помощи ручки было тяжело. Ходовая часть включала 29 катков на каждый борт. Скорость не превышала 8 км/ч.

По большинству материалов экипаж танка включал 11 человек. Однако по одному из документов экипаж состоял из восьми человек: командира танка, водителя, двух наводчиков орудий, трех пулеметчиков и механика (он размещался в силовом отделении). Возможно, что этот экипаж дополнялся еще двумя заряжающими и одним пулеметчиком, то есть достигал 11 человек. Посадка экипажа в танк осуществлялась через бортовые двери и люк в крыше рубки танка. Слева по борту рубки устанавливалась мачта семафора для сигнализации. Внутренняя связь осуществлялась с помощью ларингофонов. Микрофон размером с кнопку крепился на горле танкиста с помощью эластичного ремешка. Связь осуществлялась между командиром танка, водителем, механиком и наводчиками орудий. Переключатель связи располагался у командира. Причем командир мог управлять танком снаружи, держа связь с водителем через длинный внешний провод. Правда, от последней системы отказалась в пользу флажковой сигнализации.

Первый «американский» танк был изготовлен 5 января 1920 года. Через полгода — 5 июня 1920 г — был сдан последний, сотый Mk.VIII. Доводка и освоение танка шли с большим трудом из-за целого «букета» недостатков. Так, танковый двигатель «Либерти» был очень пожароопасен (позже этот недостаток достался и советским танкам БТ-2 вместе с этими же двигателями — как у американских, так и у советских танкистов попытка завести мотор очень часто кончалась тушением пожара из ручных огнетушителей). Хотя танк в межвоенный период был хорошо освоен в войсках и широко применялся на учениях для сопровождения пехоты, он довольно скоро стал считаться устаревшей машиной — военные все более отдавали предпочтения более легким и подвижным боевым машинам. Дело дошло до того, что в 1936 г. было решено вообще исключить сам термин «тяжелый танк» из системы военных стандартов. Сами танки к тому времени уже находились на хранении на Абердинском полигоне, где простояли до начала второй мировой войны, после чего их передали Канадским войскам для подготовки танковых экипажей.

М6-первый блин комом

Начало второй мировой войны сдвинуло американское танкостроение с мертвой точки. Но упор в первую очередь делался на легкие танки, способные вести маневренную войну, осуществляя глубокие прорывы в тыл противника. Сильные узлы сопротивления и укрепрайоны при этом планировалось просто обходить. Порукой тому был опыт использования немецких танковых войск в польской и французской кампаниях. В результате на начало второй мировой войны в американской танковой дивизии два полка вооружались легкими танками и только один средними — М3. Но даже к среднему М3 американские военные подходили очень острожно, надеясь сначала испытать машину в реальном бою, прежде чем дать зеленый свет его массовому производству и увеличению количества вооруженных им танковых подразделений. Тем не менее, отдельные сообщения об использовании тяжелых танков во время боев в Европе (например, появление в печати фотографий немецких трехбашенных тяжелых танков в Норвегии), не могли оставить равнодушными американских военных. В результате 20 мая 1940 г командующий сухопутными войсками санкционировал работы по тяжелому танку массой порядка 50 тонн.

Американские тяжелые танки - обзор

Американский танк М3

Американские тяжелые танки - обзор

Тяжёлый танк М6. 1942 год

Американцы не были оригинальными, подобно большинству тяжелых танков межвоенного периода они видели новую боевую машину многобашенной: четыре башни — две с 76-мм коротко-ствольными пушками, одна с 37-мм пушкой и пулеметом и одна с 20-мм пушкой и пулеметом. Этот довольно ретроградский проект был одобрен и получил обозначение Т1. Попытка построить макет такой крепости на колесах привела к закономерной корректировке проекта, и было решено оставить одну башню с широким погоном, но с длинноствольной 76-мм пушкой на базе зенитного орудия Т9 в одной маске с 37-мм пушкой М5Е1. На башне должна была ставиться командирская башенка от среднего танка М3 с 7,62-мм пулеметом. По бортам корпуса устанавливались два неподвижных 7,62-мм пулемета, огонь из которых вел механик-водитель. В распоряжении его помощника была еще спарка 12,7-мм пулеметов в подвижной установке. Кроме того, на башне на кольцевой установке монтировался 12,7-мм зенитный пулемет.

Главной проблемой при разработке танка массой 50 тонн был выбор силовой установки. После ряда проработок остановились на 960-сильном двигателе Райт G-200 воздушного охлаждения с гидромеханической трансмиссией. Правда, позже стал прорабатываться вариант с электротрасмиссией разработки Дженерал-электрик. Танк с ней назывался Т1Е1. Но к моменту готовности первого опытного образца обе эти трансмиссии еще не были готовы. В результате остановились на механической трансмиссии, после чего танк переименовали в Т1Е2. Головной фирмой по сборке TIE 2 была «Бэлдвин локомотив воркс», которая уже в августе 1941 г. приступила к заводским испытаниям первого прототипа. Одновременно фирма готовила серийное производство.

Уже на следующий день после нападения японцев на Перл-Харбор Т1Е2 был официально представлен Департаменту вооружений вместе с серийным образцом среднего танка М3. Несмотря на грозный внешний вид, демонстрация Т1Е2 сразу показала серьезные проблемы с трасмиссией. Так, во время прогона танка по полигону у него заклинили тормоза и коробка передач. В результате водитель управлял танком с помощью ручных тормозов и не переключая коробки передач. К тому же заклинило и башню.

Танк пришлось вернуть в цех для доработки. В результате модернизации системы выхлопа и вентилятора охлаждения двигателя внешний вид силового отделения заметно изменился. Танк планировали максимально унифицировать с серийными средними танками М3 и М4, снять командирскую башенку, а также один из неподвижных пулеметов.

Американские тяжелые танки - обзор

Средний танк М4 Шерман

Вступление США во вторую мировую войну заставило американских военных поторопится с запуском в серию тяжелого танка. Т1Е2 было решено поставить в производство еще до окончания полного цикла испытаний, подобно тому, как поступили ранее со средним танком М3. Выявленные в последствии недоработки планировали исправлять прямо на сборочных линиях. Лихорадочная работа по запуску танка в серию привела к решению использовать все, что было под рукой, типа дизеля Дженерал-моторc и гидромеханической трансмиссии. Корпус танка при этом выполнялся как сварным, так и литым. Модели танка с литым и сварным корпусом, двигателем «Форд» и механической трансмиссией назывались Т1Е2 и Т1Е3, соответственно. Было решено закупить 1084 таких машин, переименованных при этом 13 апреля 1942 г. в Мб и М6А1, соответственно.

Американские тяжелые танки - обзор

Опытный танк Т1Е2

К тому времени бронетанковые войска, столкнувшись с проблемой массовой переброски техники на заморские театры военных действий, пришли к заключению, что легче перевести за море два 30-тонных средних танка, чем один 60-тонный тяжелый — по мнению американских танкистов эффективность двух средних танков была выше, чем одного тяжелого. В результате заказ вскоре был сокращен до 115 машин.

Спешка с производством танка привела к тому, что специально спроектированная гидромеханическая трансмиссия так и не была на него установлена. Зато успешно был испытан танк с электротрансмиссией. По результатом испытаний было решено расширить заказ до 230 танков. При этом танки с электротрансмиссией должны были поступать на вооружение армии США, а с механической трансмиссией — поставляться союзникам по «ленд-лизу». Новую модель даже планировали назвать М6А2. Но к тому времени, танкисты окончательно убедили командование сухопутных войск США в отсутствии необходимости в тяжелом танке. В результате Служба снабжения армии приняла решение прекратить серийное производство Мб с 40-й машины.

Армия, правда, испытала уже выпущенные танки на Абердинском полигоне и пришла к неутешительному итогу: машины никуда не годились. Вооружение машины, для ее веса, было слабым, 37-мм пушка вообще была не нужна, были серьезные просчеты и в компоновке боевого отделения. Положение хотели исправить установив в танк 90-мм пушку, но для этого башня была тесноватой.

Американские тяжелые танки - обзор

Тяжёлый танк М6А1 на полигоне General Motors

Тем не менее, спустя почти два года после решения прекратить серьезные работы с Мб, к тяжелому танку вновь возник интерес. После высадки союзников в Нормандии уже выпущенные серийные машины хотели модифицировать — путем экранировки довести толщину брони лобовой детали до 190-мм по нормали и установить новую башню со 105-мм пушкой. Всего планировали так переделать 15 танков М6А1, но, когда запрос о необходимости в таких машинах был передан командующему союзными войсками в Европе Эйзенхаузеру, тот вполне резонно заметил, что от 15 танков толку на Европейском ТВД будет мало. Этот ответ тут же привел к прекращению всех работ по танку. Правда, два образца, получившие обозначение М6А2Е1, использовались для испытания 105-мм пушки в новой башне для нового тяжелого танка Т29. В декабре 1944 г. все танки серии Т1Е1, Мб и М6А1 было решено сдать на слом. Одна машина осталось в коллекции танкового музея полигона в Абердине.

Сверхтяжелый танк Т28 -самоходное орудие Т95

Вообще прекращение работ по М6А2Е 1 было связано в первую очередь не с недоверием американских военных к тяжелому танку, а с небольшим количеством годных для переделки машин. Работа же по новым тяжелым танкам прорыва уже шла с сентября 1943 г.

Готовясь открыть второй фронт в Европе, американские военные сошлись во мнении, что для прорыва долговременных оборонительных позиций вроде немецкого «Западного вала» понадобится тяжелый танк с максимально возможным бронированием и мощной пушкой для уничтожения бетонных долговременных оборонительных сооружений. После долгих согласований между военными и департаментом вооружения в марте 1945 г. было решено заказать пять танков под обозначением Т28 массой до 95 тонн с 305-мм лобовой броней и 105 мм пушкой Т5Е1.

Учитывая большую толщину брони, танк было решено сделать безбашенным с установкой 105-мм пушки в лобовой детали корпуса. Вспомогательное вооружение при этом должно было состоять только из зенитного 12,7-мм пулемета на командирской башенке. Так как планировали использовать 500-сильный двигатель «Форд-GAF» от танка «Першинг» М26, возникли проблемы с обеспечением подвижности такой тяжелой машины. Было решено установить по две пары гусениц с каждого борта. При этом внешние гусеницы могли демонтироваться экипажем и буксироваться за танком при движении по шоссе. Учитывая такую компоновку машины, ее было решено переименовать в самоходное орудие Т95.

Американские тяжелые танки - обзор

Танк М-26 «Першинг»

Из-за большой загрузки промышленности военными заказами долго не могли найти подрядчика для изготовления этих самоходок. В конце концов свое согласие дала фирма «Пасифик кар и фаундари компани», которая в мае 1945 г. приступила к работе. Уже к августу 1945 г был собран первый корпус. Но с окончанием войны на Тихом американцы ограничились выпуском только двух самоходок. Первую из них отправили на Абердинский полигон в декабре 1945 г, вторую — в январе 1946 г.

Американские тяжелые танки - обзор

T95Тяжелый штурмовой танк

Испытания показали, что Т95 имеет очень небольшую скорость движения -не более 12 км/ч. Тем не менее, в процессе испытаний самоходки «накрутили на гусеницу» порядка 865 км, включая 660 км по целине, что, учитывая небольшую скорость машины, заняло довольно много времени. Тяжело бронированная, с мощным вооружением самоходка Т95 не вписывалась в концепцию бронетанковых вооружений Сухопутных войск США. Так, танки должны были иметь башню, а самоходки — обычно легко бронировались для достижения максимальной мобильности. Т95 не вписывалась ни туда, ни туда. В результате в июне 1946 г название было вновь изменено — машина опять стала тяжелым танком Т28. Тем не менее работы по Т28 прекратились — 100-тонный вес для танка посчитали излишним.

Американские тяжелые танки - обзор

Один Т28 сейчас храниться в коллекции музея в Форт-Нокс.

Ответ на «Королевский тигр»

Помимо интереса к тяжелым танкам прорыва, работы американцев в области тяжелого танкостроения подстегивались сообщениями об использовании немцами своих тяжелых танков в Европе. И если своеобразным ответом на тяжелый немецкий танк «Тигр», знакомый американцам еще с 1943 г, был средний танк «Першинг», названный тяжелым скорее для успокоения экипажей, то появление информации о еще более мощных тяжелых немецких машинах типа «Королевский тигр» и «Ягдтигр», привели к решению начать работы сразу над двумя типами тяжелых танков. Один из них со 105-мм пушкой получил обозначение Т29, второй — со 155-мм — Т30. Характерно, что сразу планировалось заказать аж 1200 танков Т29.

Американские тяжелые танки - обзор

Королевский тигр

Американские тяжелые танки - обзор

Ягдтигр

Отличительной особенностью 70-тонного танка была новая гидромеханическая трансмиссия типа «кросс-драйв», сочетающая в одном узле коробку передач и тормоза. Трансмиссия имела сначала чисто электрическое дистанционное управление, но отсутствие у водителя «чувства танка» привело к решению вернуться к механической проводке управления, оставив электродистанционным только переключение скоростей. Двигатель первоначально выбрали «Форд GAC» мощностью 770 л.с. В ходовой части широко использовались узлы от «Першинга», например, траки гусениц, только уширенные до 71 см.

Американские тяжелые танки - обзор

Опытный тяжёлый танк Т30. Этот танк разрабатывался параллельно с Т29

Корпус танка сваривался из литых и катанных деталей. Башня была литой. Максимальная толщина брони башни достигала 175 см, а корпуса -100 мм при угле наклона в 54°. Вооружение состояло из 105-мм пушки Т5Е1 с боезапасом из 63 снарядов. С пушкой спаривались два 12,7-мм пулемета. Еще один пулемет был на крыше башни перед люком заряжающего. Экипаж состоял из шести человек: водителя и его помощника — в отделении управления; командира -в нише башни; наводчика — в правой части башни; двух заряжающих — по бокам казенной части орудия.

12 апреля 1945 г. вместе с заказом на серийное производство на фирме «Пресс стил кар компани» было решено изготовить четыре опытных танка. К моменту окончания войны на Тихом океане фирма успела собрать только один опытный танк, после чего последовало решение о прекращении серийного производства. Правда, чуть позже на Дейтройтском арсенале запланировали собрать еще 10 танков для проведения различных испытаний. Вскоре их на башне хорошо виден дальномер число сократили до восьми.

Реально на испытания первый Т29 выставили только в октябре 1947 г. К тому времени было ясно, что танк не имеет никаких перспектив, и его испытания предназначались только для оценки различных узлов с прицелом возможности их использования на перспективных танках.

Американские тяжелые танки - обзор

Опытный тяжелый танк Т29

На восьми опытных танках Т29 испытывались двигатели Аллисон V-1710-Е32 мощностью 870 л.с. с трансмиссией типа «кросс-драйв» CD-850, гидравлические механизмы наведения орудия вместе с баллистическим вычислителем разработки Массачусеттского технологического института, различные накатники 105-мм орудия Т5, целый ряд панорамных прицелов, а также специальный дальномер.

Вскоре к танкам Т29 присоединились и два Т30, главным отличием которых был двигатель «Континентэл» AV-1790-3 мощностью 810 л.с. Собственно испытания этого двигателя и трансмиссии CD-850 стали основной целью работы над этими двумя опытными танками. Кроме того, на Т30 в башне аналогичной танкам Т29 монтировалась 155-мм пушка Т7. Вес снаряда достигал 43 кг, а общий вес выстрела — 61 кг. Это ограничивало боезапас только 34 выстрелами. Применение тяжелого снаряда заставило использовать пружинный досылатель. Но даже до испытания танка было ясно, что нужен механизм автоматического заряжания орудия. Такое устройство было смонтировано на одном Т30. Заряжание при этом происходило на постоянном угле склонения орудия. Кроме того, в распоряжении заряжающего было специальное устройство для подъема снарядов внутри танка. Внешне танк с автоматом заряжания отличался только лючком для выброса стрелянных гильз.

Тем не менее бронепробиваемость 155-мм орудия не удовлетворила Департамент вооружения США, и там решили создать 120-мм танковое орудие на базе зенитной пушки. Начальная скорость бронебойного снаряда такого орудия оценивалась в 1250 м/с по сравнению со 1128 м/с для 105-мм орудия Т5 и 700 м/с для 155-мм орудия Т7. Новым 120-мм танковым орудием Т53 было решено перевооружить оба Т30, переименованных по этому случаю в Т34. Внешне новые танки отличались от Т29 и Т30 только новым орудием и 100-мм плитой-противовесом, приваренной к кормовой нише башни.

Первые же испытания нового орудия на Т34 показали, что в боевом отделении резко повышалась загазованность, а порой из открытого канала ствола выбрасывались частички непрогаревшего пороха метательного заряда, что привело к ожогам нескольких танкистов. Первоначально канал ствола пытались продувать сжатым воздухом, но потом остановились на дульном эжекторе, который полностью решил эту проблему. После успешных огневых испытаний на Т34 дульный эжектор прочно обосновался на американских танках.

Т32 — тяжелый из среднего

Опыт боев американских бронетанковых войск в Европе показал, что помимо мощного вооружения, от танка требовалась и мощная бронезащита. В результате штаб Сухопутных войск выступил с инициативой создать на базе среднего танка «Першинг» сильнобронированный тяжелый танк. Решение этой задачи виделось американским танкостроителям в двух направлениях: простой доработки «Першинга» путем усиления его бронирования и переделки трансмиссии для сохранения при этом его подвижности (в результате получился танк Т26Е5, позже переквалифицированный в средний танк), либо создание нового тяжелого танка с максимальным использованием узлов «Першинга». Последнее и привело к появлению тяжелого танка Т32, четыре опытных экземпляра которого были заказаны в феврале 1945 г.

Американские тяжелые танки - обзор

Проектные работы по Т32 шли очень быстро за счет максимальной унификации с другими танками уже отработанных узлов: двигатель и трансмиссию взяли от тяжелого Т29; ходовую часть, добавив один опорный каток, — от «Першинга». На первых двух танках лобовая деталь корпуса с максимальной толщиной 127-мм при угле наклона 54°. была литой, на двух следующих — их назвали Т34Е1 — катанной, сварной. Вооружение должно было состоять из 90-мм пушки Т15Е2 с максимальной начальной скоростью бронебойного снаряда в 1143 м/с и двух 7,62-мм пулеметов.

Первые два опытных Т32 были готовы в начале 1946 г, а в начале лета к ним присоединились и два Т32Е1 — то есть раньше, чем тяжелые танки Т29. В результате именно на Т32 была впервые опробована трансмиссия типа «кросс-драйв» ЕХ-120, которая после доработок уже под именем CD-850, стала стандартной для многих американских танков. Фактически испытание отдельных узлов для будущего поколения американской бронетанковой техники и стало основной задачей испытаний Т32. Собственно к окончанию второй мировой войны, ни Т32, ни Т29-Т30-Т34 не поспели, и, следовательно, перспектив, на серийное производство не имели…

М103 — венец американских тяжелых танков

Сразу после окончания второй мировой войны разработка новых американских тяжелых танков застопорилась, и лишь охлаждение отношений со своим бывшим союзником — СССР, заставило неспеша начать работы в этом направлении. В качестве образца перед глазами американских танкостроителей стоял советский тяжелый танк ИС-3, произведший на них очень большое впечатление. От американских тяжелых танков серии Т29-Т34 советский ИС-3 выгодно отличался меньшей массой при более высоком уровне бронезащиты и адекватной мощи вооружения. В результате в США специально созданная комиссия под руководством генерала Стилвелла рекомендовала создать новый тяжелый танк, получивший обозначение Т43, на базе Т34 путем уменьшения его веса с 70 до 58 тонн за счет более короткого корпуса и сокращения экипажа до четырех человек (вводился автомат заряжания). Кроме того, на танк следовало поставить 120-мм облегченную пушку. Для сохранения уровня защиты при меньшем весе брони планировалось широко использовать литые детали (вес танка при этом сократился до 55 тонн). Макетная комиссия, проведенная на Дейтройтском арсенале, в декабре 1949 г, рекомендовала исключить автомат заряжания и ввести в экипаж второго заряжающего.

Американские тяжелые танки - обзор

Работы по Т43 шли довольно вяло, пока в июне 1950 г. не началась Корейская война и не возникла угроза применения советских ИС против американских войск. Сразу стало ясно, что американские бронетанковые войска ничего не могут противопоставить советским тяжелым машинам. Работы по Т43 сразу ускорились и одновременно был выдан заказ на 300 серийных и несколько опытных танков. Уже в июне 1951 г. фирма «Крайслер» поставила для испытаний первый Т43. Танк был вооружен 120-мм пушкой Т 122 с начальной скоростью снаряда в 1007 м/с. На опытных танках стояла командирская башенка от танка М47, а на первых серийных — от танка М48 со 12,7-мм пулеметом. Танк унаследовал от тяжелых Т29-Т34 двигатель «Континентэл» АV-1790 мощностью 810 л.с. и трансмиссию CD-850. Ходовая часть при этом имела на два опорных катка по каждому борту меньше

Американские тяжелые танки - обзор

Вся серия из 300 танков была выпущена «Крайслером» в 1953-54 гг. Ее приемка осуществлялась по результатам испытаний шестого опытного и восьмого серийного танков. Однако сказалась спешка с изготовлением танка -системы наведения орудия и управления огнем работали неудовлетворительно (практически их следовало заменить на новые), ниша башни нагревалась от силового отделения, а в отделение управления попадали выхлопные газы. По результатам испытаний в танк следовало внести не менее 100 различных изменений и доработок. В результате в 1955 г. было принято решение отправить все 300 танков на хранение — на вооружение сухопутных войск Т43 принят не был.

Чтобы не пропадать «добру» армия решилась таки после незначительных доработок принять на вооружение 74 танка Т43, которые после этого получили обозначение «120-мм боевой танк Ml 03» (классификация американских танков после войны была принята по калибру орудия). На эти танки поставили новую командирскую башенку с 12,7-мм пулеметом. Со 120-мм пушкой на М103 были спарены два 7,62-мм пулемета. Силовая установка из двигателя AV-1790-5B и трансмиссии CD-850-4В работала вполне удовлетворительно, только установили дефлектор выхлопных газов, чтобы они не нагревали башню.

Доработку систем управления огнем решили провести на опытном танке Т43Е2. На нем вместо гидравлических поставили электрические приводы наведения орудия, а один из спаренных пулеметов заменили на телескопический прицел. Танк получил стереоскопический дальномер с автоматической передачей данный в баллистический вычислитель наводчика. Одновременно из командирской башенки убрали 12,7мм пулемет. Много намучились со специальным дефлектором дульных газов — он же дульный тормоз. Основное назначение дефлектора заключалось в уменьшении облака пороховых газов, пыли и грязи, которое образовывалось при выстреле из такого мощного орудия и практически закрывало цель для наводчика. Толку от дефлектора оказалось мало и его вскоре сняли совсем.

Новый вариант, получивший обозначение М103А1 уже полностью удовлетворял требованиям армии, но та не планировала заказывать новых тяжелых танков. Положение спас Корпус морской пехоты, который заказал переделку в М103А1 219 танков Т43. Все заказанные М103А1 были поставлены корпусу до июля 1959 г. Армия, правда, то же не осталась в стороне и взяла «в займы» у морских пехотинцев 72 М103А1.

В 1961 г. Корпус морской пехоты решил переоборудовать танки М103А1 под дизельный двигатель Континентэл AVDS-1790-2A. Запас хода при этом возрос со 130 до 480 км. Танк был также оборудован системой снижения заметности в инфракрасном диапазоне. Почти полностью обновили прицельное оборудование, добавили инфракрасный прожектор. Новая версия танка была принята на вооружение под обозначением М103А2. После испытаний с этими доработками опытных танков М103А1Е1 в августе 1962 г., был выдан заказ на переоборудования 153 танков М103А1. В 1968 г. Так доработали еще 53 танка М103А1, доведя общее число М103А2 до 208 вместе с опытными.

В составе Корпуса морской пехоты танки Ml 03 находились на вооружение четвертых рот в трех танковых батальонах, а также в резервных частях. В строю они оставались вплоть до 1973 г., когда их сменили последние модели основного боевого танка М60.

Американские тяжелые танки - обзор

Вообще в течение всего послевоенного периода главным побудительным мотивом работ по тяжелым танкам в США было наличие в составе армии СССР тяжелых ИС-3, а позже Т-10. Сами американские танкисты никогда не благоволили к тяжелобронированным машинам — им явно не хватало мобильности, особенно ценившейся на военных учениях. Но стоило тем же танкистам оказаться под огнем неприятеля, как они сразу навешивали на свои машины дополнительные траки, мешки с цементом, ящики ЗИП а и т.п., стараясь на сколько только возможно улучшить защищенность танков. Аналогично было и со вспомогательным вооружением танков. Опыт Вьетнама показал, что спаренного пулемета винтовочного калибра и 12,7-мм зенитного пулемета явно недостаточно для подавления вражеской пехоты. Поэтому вспомогательное вооружение старались всячески усилить, часто меняя перископический прицел наводчика на еще один спаренный пулемет. То есть, решения, использованные на тяжелом танке М103, полностью были подтверждены в боевой обстановке.

Первое поколение основных боевых танков — типа М48 и М60 — представляло собой развитие средних танков второй мировой войны, что требовало их дополнение в боевых порядках более тяжелыми машинами, каким был танк М103. Появление же на вооружении нового поколения основных боевых танков типа Ml фактически означало полную реализацию требований к этому типу боевых машин как по броневой защите и вооружению, характерных для тяжелых танков, так и по подвижности, по которой Ml практически сравнялся со многими образцами легких танков. Поэтому начало работ по танку Ml и поставило логическую точку в истории развития американского тяжелого танкостроения.

Автор Андрей Фирсов

dokx.ru

Лучшие тяжелые танки в World of Tanks — Игры Mail.Ru

Подборка лучших представителей ТТ на каждом из уровней

В World of Tanks существует огромная разновидность тяжелых танков: от медленных тяжелобронированных мастодонтов, способных долгое время «танковать» вражеские снаряды, до быстрых барабанщиков, наносящих высокий концентрированный урон за короткий промежуток времени. Но всех их объединяет большой запас прочности и внушительный калибр орудий.

Играя на тяжелых танках, не думайте, что вы неуязвимы. Как и любая боевая машина тяжелые танки имеют свои слабости. Выезжать на центр карты с уверенностью что ваша броня, какой бы толстой она ни была, выдержит любой снаряд — глупо. Трезво оценивайте свои силы и возможности вашего танка.

Мы изучили абсолютно все представленные на данный момент (начало мая 2016) тяжелые танки в World of Tanks и теперь готовы рассказать вам о том, какие из них самые лучшие.

Уровень V — КВ-1 (СССР)

«Клим Ворошилов» на 5-м уровне. Если вы новичок, любитель «песочного нагиба», или просто хотите «пофармить» (да, не смотря на низкий уровень, КВ-1 способен приносить доход без особых проблем), то этот танк для вас. Бронирование 75 мм по кругу позволяет «танковать» снаряды одноклассников, а достойное орудие Ф-30 наносить стабильный урон в 160 единиц каждые 4 секунды. Также есть возможность установки гаубицы У-11. С этим орудием и полным боекомплектом кумулятивов (разовый урон которых 370 и пробитие в 160 мм) КВ-1 превращается в аннигилятора, способного подпортить жизнь даже 6-м и 7-м уровням. Но о «фарме» серебра в этом случае придётся забыть.

Преимущества:

  • отличное бронирование среди одноклассников,
  • неплохой выбор орудий,
  • прост в освоении.

Недостатки:

  • недостаточная динамика,
  • малоэффективен в стоковой комплектации.

Уровень VI — КВ-2 (СССР)

С — «стабильность». Одно слово может полностью охарактеризовать КВ-2. По сути мы имеем корпус от КВ-1, танка 5-го уровня, со «скворечником» вместо привычной нам башни. Но это не самое главное, самое главное — это гаубица М-10. 152 мм на 6-м уровне! С таким калибром нет большой необходимости думать о выборе боеприпасов. «Фугасы» — наше все. Урон каждого снаряда составляет 910 единиц при пробитии (привет «Борщи»!). Но даже если мы не пробьём вражескую машину, то нанесем ей урон в районе 390 единиц, что является серьёзным аргументом даже на 7-8 уровнях. Правда за это мы расплачиваемся перезарядкой в 24 секунды, что, мягко говоря, долго.

Преимущества:

  • большой разовый урон,
  • хорошее альтернативное 107-мм орудие,
  • стабильный «дамаг» при игре на М-10,
  • учит спокойной и рассудительной игре.

Недостатки:

  • динамика даже хуже, чем у КВ-1;
  • очень долгая перезарядка;
  • недостаточное бронирование на 6-м уровне.

Уровень VII — Т29 (США)

Одним из самых популярных танков на 7-м уровне является американский вестник демократии Т29. «Чебурашка», как его окрестили игроки, имея практически непробиваемую башню (279 мм в лобовой проекции), получил довольно рыхленький корпус с 102-мм броней во лбу без особых наклонов. И на 7-м уровне такого бронирования уже не хватает. Сразу становится понятно, что нужно стараться прятать корпус, показывая свою прочную башню, в которой, к слову, расположено невероятно сильное орудие. С пробитием 189 мм и уроном в 320 единиц вы не почувствуете себя немощным при игре на Т29.

Преимущества:

  • прекрасная броня башни,
  • высокое бронепробитие,
  • неплохая точность и сведение,
  • широкие углы вертикальной наводки орудия.

Недостатки:

  • большие размеры и высокий силуэт машины,
  • невысокая подвижность.

Уровень VIII — ИС-3 (СССР)

Танк, прошедший на параде победы в Берлине, испугавший страны «союзников» — ИС-3. У него есть все: динамика, позволяющая быть в авангарде сражения; топовая пушка БЛ-9 с уже привычным уроном для советских «тяжей» в 390 единиц и с возросшим бронепробитием до 225 мм, которая может навешать оплеух даже машинам на уровень выше; броня есть как в башне (249 мм со лба), так и в корпусе со знаменитым «щучим носом» и «чито-экранами». Могут огорчить лишь нередкие «криты» и взрывы боеукладки, так как расположена она во лбу ИС-3.

Преимущества:

  • сильнейшее орудие БЛ-9,
  • маневренность,
  • низкий силуэт танка,
  • экранированные борта,
  • «щучий нос».

Недостатки:

  • узковатые углы горизонтальной наводки,
  • часто критуемая боеукладка,
  • малый обзор на 8 уровне.

Уровень IX — E 75 (Германия)

На 7-м уровне улучшенная версия «Королевского тигра» E75. Как присуще многим немецким тяжелым танкам, Е 75 довольно хорошо бронирован и обладает сильным орудием. Но, в добавок к этому, он динамичнее чем его предшественники. Этот тевтонский рыцарь, обладая приличной массой в 88 тонн и неплохой для тяжелого танка скоростью, способен успешно таранить большинство своих врагов. «Ешка» — один из самых универсальных тяжёлых танков.

Преимущества:

  • приличная динамика для тяжёлого танка,
  • прочное бронирование,
  • мощное и пробивное орудие,
  • один из лучших танков для тарана.

Недостатки:

  • довольно большой силуэт,
  • не самая маленькая командирская башенка (плохо для боя в упор).

Уровень X — ИС-7 (СССР)

И на 10 уровне советский ИС-7. Сколько бы лет не прошло, сколько бы не вводили танков с «уберлазерганами», ИС-7 всегда стоял особняком и не терял своей актуальности. У него практически нету слабых мест в броне: монолитная башня имеет 240 мм во лбу, «щучий нос» состоит из 150-мм плит под хорошим наклоном… Только НЛД (нижняя лобовая деталь) является слабостью, но, если спрятать его за небольшой камень можно сдерживать даже самые мощные снаряды. 130-мм орудие хоть и имеет весьма посредственное сведение и разброс, может наносить весьма неплохой урон в 490 единиц. Но за такое бронирование и орудие ИС-7 расплачивается подвижностью. Имея максимальную скорость в 59 км/ч, набрать ее танк может лишь с горки. Но несмотря на это ИС-7 остаётся любим многими игроками.

Преимущества:

  • практически ультимативное бронирование,
  • высокий разовый урон,
  • борта с экранами,
  • не требует особых умений для освоения.

Недостатки:

  • слабоватая динамика,
  • не самое лучшее пробитие у бронебойных снарядов.

games.mail.ru

Тяжелые советские танки - первые танки армии СССР: фото

Назад к учебнику танкиста

Все советские тяжёлые танки отличаются рациональным бронированием, мощным вооружением и неплохой подвижностью. Однако скорострельность орудий невысока, невелики точность и прочность самих танков. Всё это вынуждает действовать на средних, а лучше — на ближних дистанциях боя.

Кредиты Стандартные танки

AnnoR80_KV1.pngПервый танк СССР среди категории "тяжелые" — довольно-таки противоречивый танк. Он имеет неплохое бронирование и выбор вооружения, но при этом есть и минусы: плохой обзор, посредственная подвижность. Также танк фармит очень много серебра для пятого уровня. Отличная фугасница позволит вам нагибать танки 1-6 уровней!!! 57 мм пушка позволит буквально "поливать" врагов снарядами, но не ожидайте от этого орудия хорошего урона. AnnoR77_KV2.pngЭтот танк СССР не может похвастаться ни хорошей подвижностью, ни крепкой бронёй. Зато у него выбор между более скорострельным и точным 107 мм орудием ЗиС-6 и мощной, но не точной 152 мм гаубицей с долгой перезарядкой. У некоторых игроков складывается мнение, что этот "уродец" неповоротливая махина... Вы ошибаетесь. На самом деле великая сила живёт в КВ-2! Большинство предпочитают брать 152 мм гаубицу...и правильно делают! Ведь "Климку" забрасывает к 5-7 уровням! 5-6 уровни для КВ-2 это семечки) но -8 уровни имеют более рикошетную броню и более мощные орудия... зачастую они пробивают КВ-2. Будьте осторожны! Мощь 152 орудия безумна, по альфе(ОФ) с ним может сравнится только Е100 , но он 10 уровня а вы 6 уровня , та что думайте и решайте. AnnoR72_T150.pngДовольно сбалансированный по ТТХ танк — неплохое бронирование, приемлемая подвижность и 107 мм орудие ЗиС-6. В силу этого ему трудно порекомендовать какую-либо определённую тактику. AnnoR13_KV-1s.pngПо подвижности и бронированию скорее средний танк, чем тяжелый. Однако мощная 122 мм топовая пушка позволяет на равных спорить даже с танками 7-8 уровней, главное вовремя уходить в укрытие на перезарядку. Из недостатков можно отметить частные возгорания топливных баков, низкую обзорность, крайне долгую перезарядку, долгое сведение и низкую точность. AnnoR39_KV-3.pngКВ-3 обладает хорошим для своего уровня бронированием корпуса, крепкой рикошетной башней, превосходным топовым орудием. На данном танке придется избирать тактику медленного продавливания или сдерживания танков противника. И все это из-за слишком медленной скорости и плохой маневренности в сравнении с ИСом. AnnoR01_IS.pngИС… О нем складывают легенды. И нет, вы не угадали! По крайней мере в стоковой комплектации танк просто ужасен. После установки башни и нового орудия танк преображается. Из беспомощной жертвы он превращается в яростного охотника, при удачных обстоятельствах уничтожающего вообще все живое.

Главная тактика — поддержка СТ и ТТ. Желательно держаться вдалеке от противника, при действии на первой линии быстро убивают, запас жизни и брони пока еще не очень велик. Исключения составляют бои, где танк в топе — но и в них ИС в одиночку долго не живет.

Тяжи ИС-1 и ИС-2 относятся к Советским танкам Второй Мировой войны. AnnoR73_KV4.png Как и его премиумный собрат КВ-5 этот танк отличается большой массой и толстой равносторонней бронёй. Однако постоянно стоит помнить о низкой скорости и разовом уроне топового 107 мм орудия. AnnoR19_IS-3.pngС ИС-3 начинаются действительно тяжелые танки серии Иосиф Сталин. У этого танка, пожалуй, нет минусов. А нет, всё таки есть: Очень малые углы вертикальной наводки, весьма частые пожары, уязвимость боеукладки, да и разве что регулярно кидает к 9-10 уровням, но и там мы можем за себя постоять. Отличная наклонная броня, наличие экранов, отличное орудие БЛ-9. Главное — дожить до этого. Ведь опыта на все потребуется очень много. Но и без этого (башня меньше в размерах, а наклон брони еще больше; только орудие отличается пробиваемостью) танк хорошо себя проявляет. Разве что в высокоуровневых боях будет грустно из-за того, что мы не сможем никого пробить. Но зайдя в корму… ИС-3, наряду с T32 является основным танком ротных боёв чемпионского формата. Как и его старший собрат ИС-7, он обладает оптимальным сочетанием подвижности, защищённости и огневой мощи, позволяющей решать любую задачу на поле боя и следовательно, делающим его универсальным по боевому применению. AnnoR63_ST_I.pngСоветский танк IX уровня. Отличное промежуточное звено между бронированным и неповоротливым КВ-4 и манёвренным и динамичным ИС-4. СТ-I - штурмовой танк, предназначенный для продавливания фланга или удержания какого-либо направления. Но недостаточная броня лба корпуса, хотя лоб башни и имеет 260мм, не позволяют этой машине сражаться без прикрытия союзников. Танк предназначен для ведения боя в первой линии атаки, так как большие габариты самого танка, особенно башни, и низкий коэффициент маскировки не позволяют использовать СТ-I в качестве снайпера, хотя точность орудия М62-Т2 позволяет прицельно бить с расстояния в 200-300 метров. AnnoR81_IS8.pngЭтот танк отличается сильным вооружением, отличной мобильностью и высокой скоростью. А вот с защитой у него возникает проблемы - листы брони хоть и расположены под рациональными углами, но толщина их невелика, да и уязвимых мест у танка хватает. AnnoR90_IS_4M.pngА вот и любимый танк большинства населения сервера — ИС-4. Многие его боятся даже больше, чем ИС-7. Причина - очень крепкая бортовая броня, по сути даже лучше лобовой. AnnoR45_IS-7.pngИС-7. Последний танк в ветке советских тяжей. ИС-7 является основным танком клановых и ротных боёв абсолютного формата, благодаря оптимальному сочетанию подвижности, огневой мощи и брони. Это позволяет решать любую задачу на поле боя и делает танк универсальным по применению.

Игровое золото Премиумные танки

AnnoR33_Churchill_LL.pngДовольно странный танк — подвижность и габариты у него от тяжёлого танка, а скорострельное и пробивное, но маломощное орудие — от среднего. Однако не стоит его недооценивать — именно Черчилль является злейшим врагом любого светляка, да и средним танкам способен доставить немало серьёзных проблем. Против высокоуровневых танков всё не так радужно, но и там можно найти свою нишу, особенно применяя подкалиберные снаряды. На своих уровнях часто получает непробития и рикошеты. AnnoR54_KV-5.pngСверхтяжёлый танк Советского Союза с очень толстой бронёй спереди и чуть менее толстой — по бортам. Оличается приемлемой подвижностью и довольно скорострельным мощным орудием (правда, его бронепробиваемость не очень высока). В силу этого представляет собой очень серьёзную угрозу для низкоуровневой техники, а вот с уничтожением одноклассников могут возникнуть серьёзные проблемы. Но хоть КВ-5 и вполне успешно способен стать танком прорыва не стоит забывать про слабые пулемётные башенки, довольно уверенно пробивающиеся даже танками 5 уровня. AnnoR61_Object252.pngЭтот танк напоминает американский T14 (см. фото) - для тяжёлого танка у него неплохая мобильность, а тонкая броня расположена под хорошими углами, что увеличивает шансы рикошета или непробития. Однако в отличии от американского танка у ИС-6 гораздо более мощное и менее скорострельное орудие, у которого впрочем схожие проблемы - невысокая точность и бронепробитие. Частые возгорания танка.

wiki.wargaming.net