Туполев Андрей Николаевич. Биография. Туполев андрей николаевич биография


Туполев Андрей Николаевич. Биография « АВИАГОРОДОК — ваш запасной аэродром!

Дата рождения         

29 октября (10 ноября) 1888

Место рождения      

село Пустомазово,

Тверская губерния,

Российская империя

Дата смерти  

23 декабря 1972 (84 года)

Место смерти           

Москва, СССР

Принадлежность     

 Российская империя

 СССР

Звание           

генерал-полковник-инженер (1968)

Награды и премии    Герой Труда                                     

                       

   Андрей Николаевич Туполев (29 октября (10 ноября) 1888 — 23 декабря 1972) — русский авиаконструктор, академик АН СССР, генерал-полковник-инженер (1968), Герой Труда (1926), трижды Герой Социалистического Труда (1945, 1957, 1972).

 

Под руководством Туполева спроектировано свыше ста типов самолётов, 70 из которых строились серийно. На его самолётах установлено 78 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелётов.

 

Туполев воспитал плеяду видных авиационных конструкторов и учёных, возглавивших самолётные ОКБ. В их числе В. М. Петляков, П. О. Сухой, В. М. Мясищев, А. И. Путилов, В. А. Чижевский, А. А. Архангельский, М. Л. Миль, А. П. Голубков, И. Ф. Незваль, A. A. Туполев, С. А.

 

Биография

 

 Детство

 

Родился 10 ноября (29 октября по старому стилю) 1888 года, в селе Пустомазово (ныне — Кимрского района) Тверской губернии, в семье провинциального нотариуса.

Высшее образование

 

Ещё во время обучения в гимназии проявлял большой интерес к точным наукам и технике. В 1908 году поступил в Императорское Московское техническое училище (позднее МВТУ). В училище серьёзно увлёкся аэродинамикой. С 1909 года — член воздухоплавательного кружка. Участвовал в постройке планёра, на котором самостоятельно совершил первый полет (1910). В 1911 году успешная учёба и активная научная деятельность прервались, когда за участие в волнениях и распространение нелегальной литературы он был арестован и в административном порядке выслан из Москвы на родину под негласный надзор полиции. Только накануне Первой мировой войны ему удалось вернуться в училище, которое он с отличием окончил в 1918 году.

Профессиональная деятельность

 

В 1916—1918 годах Туполев участвовал в работах первого в России авиационного расчётного бюро; конструировал первые аэродинамические трубы в училище. Вместе с Н. Е. Жуковским был организатором и одним из руководителей ЦАГИ, где окончательно определилось призвание молодого инженера. В 1918—1936 годах являлся членом коллегии и заместителем начальника института по опытному цельнометаллическому самолётостроению.

 

21 октября 1937 года А. Н. Туполев был арестован по обвинению во вредительстве, принадлежности к контрреволюционной организации и шпионаже. Вместе с ним были арестованы многие ведущие специалисты ЦАГИ и ОКБ, директора большинства авиационных заводов. 28 мая 1940 года приговорён ВКВС СССР к 15 годам ИТЛ. А.Н.Туполев (был арестован 21 октября 1937г) в это время все еще находился под следствием- компроментирующих фактов на него было более чем предостаточно ( дело вел сотрудник 2-го следственного отдела НКВД Габитов). 5 января 1936г приказом НКОП Туполев (по рекомендации Наркома НКТП Орджоникидзе) назначается первым заместителем и главным инженером ГУ НКОП. В том же году в США была направлена делегация работников авиапромышленности для закупки оборудования и лицензий. Руководителями делегации были назначены Туполев (ПГУ) и Харламов (ЦАГИ) Поездка в США для Туполева была второй по счету. Первый раз он посетил Германию и США в 1930г, когда был начальником АГОС по вопросу дирижаблестроения. На этот раз путь делегации проходил через Францию, где была осмотрена продукция французской авиапромышленности. Знание французского языка помогли Туполеву найти общее соприкосновение в сфере закупки авиамоторов. Находясь в США Туполев нарушил принятое правило оформлять заказы через консалтинг- торговую фирму АМТОРГ. Данная фирма была создана советским правительством в начале 20-х годов с целью размещения заказов на заводах Форда, Кристи и Кертисса. Туполев встретившись с американским конструктором А.Н.Северским (Прокофьев- эмигрировал в США в 1917г) разместил заказы по своему усмотрению(влияние Прокофьева).Между Туполевым и начальником ОсТехБюро комбригом П.И.Гроховским (входил в состав делегации, самоучка, при образовании 3 класса начальной школы смог сделать 63 изобретения в области авиации, артиллерии и бронетехники, знал два иностранных языка, в 1937г был арестован по делу Тухачевского, умрет в 1946г, находясь в ОТБ-172)-возник скандал, который с трудом удалось погасить. Кроме этого, Туполев находился в служебной командировке вместе с женой Юлией Николаевной, которая отношения к авиации не имела. В результате поездки были закуплены лицензии на производство самолетов Валти V-IА, Консолидейтед PBY-1(строились в СССР ограниченной численностью, были очень сложные в производстве) и истребитель фирмы Северского 2РА-который не соответствовал нормам прочности принятой в ВВС РККА. Благодаря Петлякову, который тоже входил в состав делегации, удалось приобрести лицензию на современный по тому времени самолет фирмы Дуглас DC-3.Находясь в заключении, работал в закрытом КБ НКВД — ЦКБ-29 («Туполевская шарага»). В июле 1941 года от дальнейшего отбытия наказания был освобождён со снятием судимости. Туполев был полностью реабилитирован 9 апреля 1955 года

Летательные аппараты Внешние изображения

           

В 1925 году Андрей Николаевич создал цельнометаллический двухмоторный самолёт ТБ-1, который отличался высокими лётными данными и считался одним из лучших в мире бомбардировщиков. В 1932 году был сконструирован усовершенствованный самолёт ТБ-3, с помощью которого в 1937 году была осуществлена высадка экспедиции на Северном полюсе. Также в 1932 году под руководством Туполева бригадой П. О. Сухого был сконструирован самолет АНТ-25. В 1934 году появился многомоторный самолёт модели «Максим Горький». Он имел восемь двигателей, полезную площадь более 100 м² и пассажировместимость до 60 человек.

 

Конструкторское бюро Туполева после Второй мировой войны разработало и выпустило новую модель — реактивный бомбардировщик Ту-16. Он был способен развивать скорость более 1000 км/ч. Также появился первый отечественный реактивный гражданский самолёт — Ту-104.

 

В 1957 году был разработан турбовинтовой межконтинентальный пассажирский самолёт Ту-114.

 

Семья

 

Сын Алексей Андреевич Туполев — известный советский авиаконструктор.

 Зять Владимир Михайлович Вуль — ведущий конструктор ОКБ Туполев, заместитель генерального конструктора

[

Память

 

Имя А. Н. Туполева носят улицы в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Ростове-на-Дону, Донецке, Киеве, Праге, Братиславе, Омске, Улан-Удэ, Твери, Кривом Роге, Жуковском, Кимрах, Тюмени.

В 1973 году именем Туполева был назван Казанский авиационный институт (с 1992 года — Казанский государственный технический университет имени А. Н. Туполева).

В городе Кимры на Майской площади 7 сентября 1979 года установлен бюст А. Н. Туполева (скульптор Х. Б. Геворкян).

В 1988 году была выпущена почтовая марка СССР, посвященная Туполеву.

В 1979 году снят фильм-биография, посвящённый двум великим авиаконструкторам Туполеву и Сикорскому — «Поэма о крыльях».

установлен мемориал на месте, где находилось родное сельцо Туполева Пустомазово. Ныне территория Устиновского сельского поселения Кимрского района Тверской области.

 

Награды и звания

 

Герой Труда (1926).

Трижды Герой Социалистического Труда (1945, 1957, 1972).

восемь орденов Ленина (21.02.1933, 16.09.1945, 1947, январь 1949, декабрь 1949, 1953, 1958, 1968)

орден Октябрьской Революции (1971)

орден Суворова 2-й степени (1944)

орден Отечественной войны 1-й степени (1943)

два ордена Трудового Красного Знамени (1927, 22.12.1933)

орден Красной Звезды (17.08.1933)

орден «Знак Почёта» (1936)

орден «Георгий Димитров» (Народная Республика Болгария, 1964)

медали.

Лауреат Ленинской премии (1957), четырёх Сталинских премий 1-й степени (1943, 1948, 1949, 1952) и Государственной премии СССР (1972).

Лауреат премии Н. Е. Жуковского (1958)

Золотая авиационная медаль ФАИ (1958)

премия имени Леонардо да Винчи (1971)

Золотая медаль Общества основоположников авиации Франции (1971).

Почётный член Королевского авиационного общества Великобритании (1970) и Американского института аэронавтики и астронавтики (1971).

Почётный гражданин Парижа (1964), Нью-Йорка и города Жуковский Московской области (1968).

aviacity.eto-ya.com

Туполев Андрей Николаевич биография

Туполев Андрей Николаевич (1888— 1972), авиаконструктор.

Родился 10 ноября 1888 г. в селе Пустомазове Тверской губернии. Происходил из крестьянской семьи. Окончив гимназию, в 1908 г. поступил на механический факультет Императорского технического училища в Москве.

С 1909 г. — член воздухоплавательного кружка, которым руководил «отец русской авиации» Н. Е. Жуковский. В 1910 г. он поручил Туполеву разработать и построить аэродинамическую трубу для лаборатории училища.

По окончании училища (1918 г.) Туполев вместе с Жуковским стал организатором и одним из руководителей Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ).

В 1918— 1935 гг. он заместитель руководителя института. В 1922 г. сформировал в составе ЦАГИ и возглавил опытное конструкторское бюро (КБ), деятельность которого была связана с развитием тяжёлых сухопутных, морских боевых и гражданских самолётов.

В 1936 г. КБ Туполева стало самостоятельным заводом. В 1937 г. начались аресты сотрудников предприятия по обвинению в шпионаже. В октябре арестовали самого Туполева. С декабря 1937 по июль 1941 г. он находился в заключении.

В феврале 1939 г. Андрей Николаевич возглавил созданное при НКВД закрытое ЦКБ-29 — институт-тюрьму, или «шарашку», как её называли. И. В. Сталин дал конструктору право привлечь к работе любых специалистов. Все отобранные Туполевым люди были заключёнными.Многих он спас от урановых рудников и лесоповалов. Одним из первых в «списке Туполева» значился С. П. Королев.

В «шарашке» все знали: сделают проект (тогда работали над средним бомбардировщиком Ту-2) — выйдут на свободу. Все сотрудники Туполева отмечали его исключительные человеческие качества. Он был открыт, гостеприимен, в сложных ситуациях не боялся взять ответственность на себя. Авиаконструктором разработано свыше 100 типов самолётов. На них завоёваны 78 мировых рекордов, выполнены 28 уникальных перелётов, в том числе спасение экипажа парохода «Челюскин», беспосадочные перелёты в США через Северный полюс и др.

Умер 23 декабря 1972 г. в Москве.

Похожие материалы:

tvory.info

Туполев, Андрей Николаевич - это... Что такое Туполев, Андрей Николаевич?

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Туполев.

Андре́й Никола́евич Ту́полев (29 октября (10 ноября) 1888 — 23 декабря 1972) — русский авиаконструктор, академик АН СССР, генерал-полковник-инженер (1968), Герой Труда (1926), трижды Герой Социалистического Труда (1945, 1957, 1972).

Под руководством Туполева спроектировано свыше ста типов самолётов, 70 из которых строились серийно. На его самолётах установлено 78 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелётов.

Туполев воспитал плеяду видных авиационных конструкторов и учёных, возглавивших самолётные ОКБ. В их числе В. М. Петляков, П. О. Сухой, В. М. Мясищев, А. И. Путилов, В. А. Чижевский, А. А. Архангельский, М. Л. Миль, А. П. Голубков, И. Ф. Незваль, A. A. Туполев, С. А. Лавочкин

Биография

Детство

Родился 10 ноября (29 октября по старому стилю) 1888 года, в селе Пустомазово (ныне — Кимрского района) Тверской губернии, в семье провинциального нотариуса.

Высшее образование

Ещё во время обучения в гимназии проявлял большой интерес к точным наукам и технике. В 1908 году поступил в Императорское Московское техническое училище (позднее МВТУ). В училище серьёзно увлёкся аэродинамикой. С 1909 года — член воздухоплавательного кружка. Участвовал в постройке планёра, на котором самостоятельно совершил первый полет (1910). В 1911 году успешная учёба и активная научная деятельность прервались, когда за участие в волнениях и распространение нелегальной литературы он был арестован и в административном порядке выслан из Москвы на родину под негласный надзор полиции. Только накануне Первой мировой войны ему удалось вернуться в училище, которое он с отличием окончил в 1918 году.

Профессиональная деятельность

В 1916—1918 годах Туполев участвовал в работах первого в России авиационного расчётного бюро; конструировал первые аэродинамические трубы в училище. Вместе с Н. Е. Жуковским был организатором и одним из руководителей ЦАГИ, где окончательно определилось призвание молодого инженера. В 1918—1936 годах являлся членом коллегии и заместителем начальника института по опытному цельнометаллическому самолётостроению.

21 октября 1937 года А. Н. Туполев был арестован по обвинению во вредительстве, принадлежности к контрреволюционной организации и шпионаже. Вместе с ним были арестованы многие ведущие специалисты ЦАГИ и ОКБ, директора большинства авиационных заводов. 28 мая 1940 года приговорён ВКВС СССР к 15 годам ИТЛ. А.Н.Туполев (был арестован 21 октября 1937г) в это время все еще находился под следствием- компроментирующих фактов на него было более чем предостаточно ( дело вел сотрудник 2-го следственного отдела НКВД Габитов). 5 января 1936г приказом НКОП Туполев (по рекомендации Наркома НКТП Орджоникидзе) назначается первым заместителем и главным инженером ГУ НКОП. В том же году в США была направлена делегация работников авиапромышленности для закупки оборудования и лицензий. Руководителями делегации были назначены Туполев (ПГУ) и Харламов (ЦАГИ) Поездка в США для Туполева была второй по счету. Первый раз он посетил Германию и США в 1930г, когда был начальником АГОС по вопросу дирижаблестроения. На этот раз путь делегации проходил через Францию, где была осмотрена продукция французской авиапромышленности. Знание французского языка помогли Туполеву найти общее соприкосновение в сфере закупки авиамоторов. Находясь в США Туполев нарушил принятое правило оформлять заказы через консалтинг- торговую фирму АМТОРГ. Данная фирма была создана советским правительством в начале 20-х годов с целью размещения заказов на заводах Форда, Кристи и Кертисса. Туполев встретившись с американским конструктором А.Н.Северским (Прокофьев- эмигрировал в США в 1917г) разместил заказы по своему усмотрению(влияние Прокофьева).Между Туполевым и начальником ОсТехБюро комбригом П.И.Гроховским (входил в состав делегации, самоучка, при образовании 3 класса начальной школы смог сделать 63 изобретения в области авиации, артиллерии и бронетехники, знал два иностранных языка, в 1937г был арестован по делу Тухачевского, умрет в 1946г, находясь в ОТБ-172)-возник скандал, который с трудом удалось погасить. Кроме этого, Туполев находился в служебной командировке вместе с женой Юлией Николаевной, которая отношения к авиации не имела. В результате поездки были закуплены лицензии на производство самолетов Валти V-IА, Консолидейтед PBY-1(строились в СССР ограниченной численностью, были очень сложные в производстве) и истребитель фирмы Северского 2РА-который не соответствовал нормам прочности принятой в ВВС РККА. Благодаря Петлякову, который тоже входил в состав делегации, удалось приобрести лицензию на современный по тому времени самолет фирмы Дуглас DC-3.Находясь в заключении, работал в закрытом КБ НКВД — ЦКБ-29 («Туполевская шарага»). В июле 1941 года от дальнейшего отбытия наказания был освобождён со снятием судимости. Туполев был полностью реабилитирован 9 апреля 1955 года[1].

Летательные аппараты

В 1925 году Андрей Николаевич создал цельнометаллический двухмоторный самолёт ТБ-1, который отличался высокими лётными данными и считался одним из лучших в мире бомбардировщиков. В 1932 году был сконструирован усовершенствованный самолёт ТБ-3, с помощью которого в 1937 году была осуществлена высадка экспедиции на Северном полюсе. Также в 1932 году под руководством Туполева бригадой П. О. Сухого был сконструирован самолет АНТ-25[2]. В 1934 году появился многомоторный самолёт модели «Максим Горький». Он имел восемь двигателей, полезную площадь более 100 м² и пассажировместимость до 60 человек.

Конструкторское бюро Туполева после Второй мировой войны разработало и выпустило новую модель — реактивный бомбардировщик Ту-16. Он был способен развивать скорость более 1000 км/ч. Также появился первый отечественный реактивный гражданский самолёт — Ту-104.

В 1957 году был разработан турбовинтовой межконтинентальный пассажирский самолёт Ту-114.

Семья

Сын Алексей Андреевич Туполев — известный советский авиаконструктор.Зять Владимир Михайлович Вуль — ведущий конструктор ОКБ Туполев, заместитель генерального конструктора

Память

  • Имя А. Н. Туполева носят улицы в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Ростове-на-Дону, Донецке, Киеве, Праге, Братиславе, Омске, Улан-Удэ, Твери,Кривом Роге, Жуковском, Кимрах, Тюмени.
  • В 1973 году именем Туполева был назван Казанский авиационный институт (с 1992 года — Казанский государственный технический университет имени А. Н. Туполева).
  • В городе Кимры на Майской площади 7 сентября 1979 года установлен бюст А. Н. Туполева (скульптор Х. Б. Геворкян).
  • В 1988 году была выпущена почтовая марка СССР, посвященная Туполеву.
  • В 1979 году снят фильм-биография, посвящённый двум великим авиаконструкторам Туполеву и Сикорскому — «Поэма о крыльях».
  • установлен мемориал на месте, где находилось родное сельцо Туполева Пустомазово. Ныне территория Устиновского сельского поселения Кимрского района Тверской области[3].

Награды и звания

  • Герой Труда (1926)[4].
  • Трижды Герой Социалистического Труда (1945, 1957, 1972).
  • восемь орденов Ленина (21.02.1933, 16.09.1945, 1947, январь 1949, декабрь 1949, 1953, 1958, 1968)
  • орден Октябрьской Революции (1971)
  • орден Суворова 2-й степени (1944)
  • орден Отечественной войны 1-й степени (1943)
  • два ордена Трудового Красного Знамени (1927, 22.12.1933)
  • орден Красной Звезды (17.08.1933)
  • орден «Знак Почёта» (1936)
  • орден «Георгий Димитров» (Народная Республика Болгария, 1964)
  • медали.
  • Лауреат Ленинской премии (1957), четырёх Сталинских премий 1-й степени (1943, 1948, 1949, 1952) и Государственной премии СССР (1972).
  • Лауреат премии Н. Е. Жуковского (1958)
  • Золотая авиационная медаль ФАИ (1958)
  • премия имени Леонардо да Винчи (1971)
  • Золотая медаль Общества основоположников авиации Франции (1971).
  • Почётный член Королевского авиационного общества Великобритании (1970) и Американского института аэронавтики и астронавтики (1971).
  • Почётный гражданин Парижа (1964), Нью-Йорка и города Жуковский Московской области (1968).

Примечания

Литература

Ссылки

 Туполев, Андрей Николаевич на сайте «Герои страны»

 

Герои Труда

А • Б • В • Г • Д • Е • Ж • З • И • К • Л • М • Н • О • П • Р • С • Т • У • Ф • Х • Ц • Ч • Ш • Щ • Э • Ю • Я

ushakov.academic.ru

Туполев, Андрей Николаевич — Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Туполев.

Андре́й Никола́евич Ту́полев (29 октября [10 ноября] 1888[1] — 23 декабря 1972) — советский учёный и авиаконструктор, генерал-полковник-инженер (1968), доктор технических наук.

Академик АН СССР (1953). Герой Труда (1926). Трижды Герой Социалистического Труда (1945, 1957, 1972). Заслуженный деятель науки РСФСР (1947). Лауреат Ленинской премии (1957), четырёх Сталинских премий (1943, 1948, 1949, 1952) и Государственной премии СССР (1972).

Под руководством Туполева спроектировано свыше 100 типов самолётов, 70 из которых строились серийно. На его самолётах установлено 78 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелётов.

Туполев воспитал плеяду видных авиационных конструкторов и учёных, возглавивших самолётные ОКБ. В их числе В. М. Петляков, П. О. Сухой, В. М. Мясищев, А. И. Путилов, В. А. Чижевский, А. А. Архангельский, М. Л. Миль, А. П. Голубков, И. Ф. Незваль, A. A. Туполев, С. А. Лавочкин, А. С. Шенгардт.

Биография

Детство

Родился 29 октября (10 ноября) 1888 года, в селе Пустомазово (57°03′20″ с. ш. 37°18′29″ в. д.HGЯO ныне — Кимрский район, Тверская область) в семье провинциального нотариуса. Русский. По происхождению по матери из дворян.[2]. Мать — Анна Васильевна (1850—1928) (урожденная Лисицына), родилась в Торжке в семье судебного следователя, окончила Мариинскую женскую гимназию в Твери.

Отец, Николай Иванович Туполев (1842—1911), был родом из Сургута, выходцем из сибирских казаков. Учился на юриста в Санкт-Петербургском университете, сочувствовал революционерам-народникам. Хотя и не участвовал в деятельности народнических организаций, после убийства Александра II был выслан из Санкт-Петербурга. Родители Туполева купили на сбережения Анны Васильевны небольшую усадьбу Пустомазово, где занялись сельским хозяйством.

Высшее образование

Ещё во время обучения в Тверской гимназии проявлял большой интерес к точным наукам и технике. В 1908 году поступил в Императорское Московское техническое училище (позднее МВТУ). В училище серьёзно увлёкся аэродинамикой. С 1909 года — член Воздухоплавательного кружка. Участвовал в постройке планёра, на котором в 1910 году самостоятельно совершил первый полёт. В 1911 году успешная учёба и активная научная деятельность прервались, когда за участие в студенческих волнениях и за распространение нелегальной литературы он был арестован и в административном порядке выслан из Москвы на родину под негласный надзор полиции. Только накануне Первой мировой войны ему удалось вернуться в Москву в Училище, которое он с отличием окончил в 1918 году.

Профессиональная деятельность

В 1916—1918 годах Туполев участвовал в работах первого в России авиационного расчётного бюро; конструировал первые аэродинамические трубы в училище. Вместе с Н. Е. Жуковским был организатором и одним из руководителей ЦАГИ, где окончательно определилось призвание молодого инженера. В 1918—1936 годах являлся членом коллегии и заместителем начальника института по опытному цельнометаллическому самолётостроению. Он опытным путём доказал, что кольчугалюминий (первоначально названный так по имени Кольчугинского завода во Владимирской области, на котором впервые в Советской России стали делать дюраль) является для самолетостроения достойной заменой непрочному дереву, с одной стороны, и тяжелому железу — с другой.

21 октября 1937 года А. Н. Туполев был арестован по обвинению во вредительстве, принадлежности к контрреволюционной организации. Вместе с ним были арестованы многие ведущие специалисты ЦАГИ и ОКБ, директора большинства авиационных заводов. 28 мая 1940 года приговорён ВКВС СССР к 15 годам ИТЛ. Его обвинили в создании вредительской организации, передававшей чертежи самолетов иностранной разведке. По свидетельству Главного маршала авиации А. Е. Голованова, в разговоре с ним И. В. Сталин сказал, что не верит в виновность Туполева. Компрометирующие факты, рассматриваемые следствием, никакого отношения к содержанию приговора не имели (дело вел сотрудник 2-го следственного отдела НКВД Габитов). Именно, 5 января 1936 года приказом НКОП Туполев (по рекомендации Наркома НКТП Г. К. Орджоникидзе) назначается первым заместителем и главным инженером ГУ НКОП. В том же году в США была направлена делегация работников авиапромышленности для закупки оборудования и лицензий. Руководителями делегации были назначены А. Н. Туполев (ПГУ) и Н. М. Харламов (ЦАГИ).

Поездка в США для Туполева была второй по счету. Первый раз он посетил Германию и США в 1930 г., когда был начальником АГОС по вопросу дирижаблестроения. На этот раз путь делегации проходил через Францию, где была осмотрена продукция французской авиапромышленности. Знание французского языка помогло Туполеву найти общее соприкосновение в сфере закупки авиамоторов. Находясь в США, Туполев нарушил принятое правило оформлять заказы через консалтинг-торговую фирму АМТОРГ. Данная фирма была создана советским правительством в начале 20-х годов с целью размещения заказов на заводах Г. Форда, Д. Кристи и Г. Кёртисса. Туполев, встретившись с американским конструктором А. Н. Северским (Прокофьев-Северский эмигрировал в США в 1917 году), разместил заказы по своему усмотрению (влияние Прокофьева). Между Туполевым и начальником ОсТехБюро комбригом П. И. Гроховским[источник не указан 274 дня][3] возник скандал, который с трудом удалось погасить. Кроме этого, Туполев находился в служебной командировке вместе с женой Юлией Николаевной, которая отношения к авиации не имела. В результате поездки были закуплены лицензии на производство самолетов Валти V—IА, Консолидейтед PBY-1 (строились в СССР ограниченной численностью, были очень сложные в производстве) и истребитель фирмы Северского 2РА, который не соответствовал нормам прочности, принятым в ВВС РККА. Благодаря В. М. Петлякову, который тоже входил в состав делегации, удалось приобрести лицензию на современный по тому времени самолет фирмы Дуглас DC-3. Находясь в заключении, работал в закрытом КБ НКВД — ЦКБ-29 («Туполевская шарага»).

В июле 1941 года от дальнейшего отбытия наказания был освобождён со снятием судимости. Туполев был полностью реабилитирован 9 апреля 1955 года[4].

В 1925 году создал цельнометаллический двухмоторный самолёт ТБ-1, который отличался высокими лётными данными и считался одним из лучших в мире бомбардировщиков. В 1932 году был сконструирован усовершенствованный самолёт ТБ-3, с помощью которого в 1937 году была осуществлена высадка экспедиции на Северном полюсе. Также в 1932 году под руководством Туполева бригадой П. О. Сухого был сконструирован самолет АНТ-25[5]. В 1934 году появился многомоторный самолёт модели «Максим Горький». Он имел восемь двигателей, полезную площадь более 100 м² и пассажировместимость до 60 человек.

КБ Туполева после Второй мировой войны разработало и выпустило новую модель — реактивный бомбардировщик Ту-16. Он был способен развивать скорость более 1000 км/ч. Также появился первый отечественный реактивный гражданский самолёт — Ту-104.

В 1957 году был разработан межконтинентальный пассажирский самолёт Ту-114. 31 декабря 1968 года впервые поднялся в воздух первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144

Член ЦИК СССР. Депутат ВС СССР (1950—1972 годы).

Скончался 23 декабря 1972 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 8)[6].

Видео по теме

Семья

Общественно-политическая деятельность

Андрей Николаевич Туполев не состоял в КПСС[7]. Неоднократно избирался депутатом Советов различных уровней.

Память

  • Могила Туполева на Новодевичьем кладбище Москвы

  • Могила жены Туполева на Новодевичьем кладбище

  • Имя А. Н. Туполева носят улицы в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Ростове-на-Дону, Донецке, Киеве, Праге, Братиславе, Омске, Улан-Удэ, Ульяновске, Твери,Кривом Роге, Жуковском, Кимрах, Тюмени, Тольятти, г. п. Сокол.
  • В 1973 году именем Туполева был назван Казанский авиационный институт (с 1992 года — Казанский государственный технический университет имени А. Н. Туполева), 4 июня 2014 года в Казани — в сквере на пересечении улиц Декабристов, Гагарина и Королёва — был открыт памятник А. Н. Туполеву.
  • В городе Кимры на Майской площади 7 сентября 1979 года установлен бюст А. Н. Туполева (скульптор Х. Б. Геворкян).
  • В 1988 году была выпущена почтовая марка СССР, посвященная Туполеву.
  • В 1979 году снят фильм-биография, посвящённый двум великим авиаконструкторам А. Н. Туполеву и И. И. Сикорскому — «Поэма о крыльях».
  • установлен мемориал на месте, где находилось родное село Туполева Пустомазово. Ныне территория Устиновского сельского поселения Кимрского района Тверской области[8]. Имя Туполева также было присвоено устиновской средней школе, на ней также установлена мемориальная доска в память о герое.[1]
  • Московский машиностроительный завод «Опыт» имени А. Н. Туполева.

Награды и звания

Примечания

  1. ↑ 1 2 Юрий Крюков. Туполев. Возвращение в Пустомазово. — Кимры, 2008. — 128 с.
  2. ↑ http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=10008
  3. ↑ Входил в состав делегации, самоучка, при образовании 3 класса начальной школы смог сделать 63 изобретения в области авиации, артиллерии и бронетехники, знал два иностранных языка. В 1937 г. был арестован по делу М. Н. Тухачевского. Расстрелян в 1943 году
  4. ↑ Туполев Андрей Николаевич
  5. ↑ Н. Гордюков, «Самолет из легенды» Архивировано 30 сентября 2012 года., Моделист-Конструктор, 8-1978
  6. ↑ Могила А. Н. Туполева на Новодевичьем кладбище
  7. ↑ Бодрихин, 2011, с. 3.
  8. ↑ Мемориал А. Н. Туполева

Литература

Ссылки

wikipedia.green

Туполев Андрей Николаевич - биография и достижения

ТУ-104, ТУ – 124, ТУ-134 и еще более 100 разновидностей моделей самолетов разработал всего один человек – гениальный конструктор Андрей Николаевич Туполев (10 ноября 1888 г. -23 декабря 1972 г.). Благодаря ему весь мир получил технологию производства грузовых и пассажирских самолетов, военных и гражданских аэропланов. Собственно, можно без преувеличения сказать, что благодаря Андрею Николаевичу наша страна получила современную систему моделей  самолетов, которые сегодня лишь модифицируются с учетом современных потребностей.

Удивительно, что такой талантливый человек родился в дворянской семье, где мало внимания уделялось техническому образованию детей. Но еще со школьной скамьи он начал увлекаться механикой и техникой, мечтая о том, что создаст такой прибор, который бы позволил человеку летать в небе. В 1908 году он стал студентом технического училища в Москве, где с особым рвением стал заниматься в кружке воздухоплавателей. Уже через пару лет он оказался в небе, совершив свой первый полет на планере, который сам же и смастерил вместе с командой таких же энтузиастов-студентов.

Нельзя сказать, что Андрей Николаевич Туполев был прилежным студентом, он как и молодежь того революционного времени активно участвовал в политической и общественной жизни страны. Из-за участия в студенческом мятеже 1911 года, его исключили из университета, он был вынужден отправиться в Тверь, где жила его семья. Это была его не последняя ссылка, уже в советский период истории нашей страны, он будет вынужден по политическому доносу оставить любимое дело. Но до второй ссылки был период, когда наша страна узнала этого талантливого конструктора.

Карьера Туполева А.Н.

 

Уже через 5 лет он работает в авиационном бюро, где создает первые аэродинамические трубы, эта работа сблизила его с не менее талантливым конструктором Жуковским, их «творческий» союз принес СССР создание научного института – ЦАГИ, где и началось создание Туполевым первых самолетов. Этот период принес много открытий как самому Туполеву, так и СССР в целом. Именно он первый конструирует цельнометаллические самолеты, разрабатывает особый сплав алюминия для строительства самолетов. Его первый самолет назывался АНТ-1 (1923 год), за ним последовал АНТ-2, АНТ3. С этого периода Андрей Николаевич начинает налаживать процесс производства серийных самолетов для гражданской и военной промышленности. Конечно, особую помощь в процессе создания самолетов послужили заграничные командировки в США, Германию, Францию. Туполев как губка впитывал разработки иностранных держав, создав неповторимые самолеты.

В тот период советское общество сосуществовало с массовыми доносами и постоянными репрессиями. Не избежал необоснованного обвинения и Андрей Николаевич (не удивительно, что кто-то в научном обществе завидовал гению и таланту конструктора), его осудили в 1940 году к лагерным работам на 15 лет. Но военное время все расставило по своим местам, и с 1941 года Андрей Николаевич продолжает работать на авиационную промышленность СССР. Правда, во время своей ссылки, он продолжал разрабатывать новые модели военных самолетов, так в этот период в небо взмыл ТУ-2.

В военное время Андрей Туполев работал на авиационном заводе, разрабатывая и совершенствуя модели самолетов. Благодаря ему воздушное пространство нашей страны защищали ТВ-1, СБ, а морские границы охраняли торпедные катера, на которыми также работал Андрей Николаевич.

Смолеты Туполева А.Н.

 

Не стоит забывать, что самолеты Андрея Николаевича не только служили военным целям, самолеты Туполева любили рекордсмены, предпочитая легкие летательные аппараты для установления мировых рекордов. На его самолетах спасали экипаж с Северного полюса, благодаря его летательному аппарату был совершен полет без пересадок в США, с трапов его самолета пассажиры отправлялись в научные экспедиции и летали на отдых в Крым. Благодаря его разработкам и образовалась компания «Аэрофлот», где основой авиационного парка и стали самолеты Туполева.

Конечно, у такого талантливого человека немало званий, он не раз становился героем СССР, он долгое время являлся членом Академии наук, он входил в состав научных обществе таких держав как Великобритания, США, Франция.

Невозможно поверить, что у такого занятого человека была и личная жизнь. Он женился на простой девушке Юлии, от этого брака на свет появилось двое прекрасных детей – Алексей (он пошел по стопам отца и стал работать в ОКБ «Туполев») и Юлия, которая выбрала для себя профессию доктора. Его имя увековечено на улицах, площадях и памятниках в разных городах нашей планеты. К его творчеству уважительно продолжают относиться и в наши дни, ведь созданные им модели стали основой авиационного парка России и мира. Его разработанные принципы продолжают уживаться в современных конструкциях, взмывающих в небо.

 

historytoday.ru

Туполев Андрей Николаевич Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Туполев.

Андре́й Никола́евич Ту́полев (29 октября [10 ноября] 1888[1] — 23 декабря 1972) — советский учёный и авиаконструктор, генерал-полковник-инженер (1968), доктор технических наук.

Академик АН СССР (1953). Герой Труда (1926). Трижды Герой Социалистического Труда (1945, 1957, 1972). Заслуженный деятель науки РСФСР (1947). Лауреат Ленинской премии (1957), четырёх Сталинских премий (1943, 1948, 1949, 1952) и Государственной премии СССР (1972).

Под руководством Туполева спроектировано свыше 100 типов самолётов, 70 из которых строились серийно. На его самолётах установлено 78 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелётов.

Туполев воспитал плеяду видных авиационных конструкторов и учёных, возглавивших самолётные ОКБ. В их числе В. М. Петляков, П. О. Сухой, В. М. Мясищев, А. И. Путилов, В. А. Чижевский, А. А. Архангельский, М. Л. Миль, А. П. Голубков, И. Ф. Незваль, A. A. Туполев, С. А. Лавочкин, А. С. Шенгардт.

Биография

Детство

Родился 29 октября (10 ноября) 1888 года, в селе Пустомазово (57°03′20″ с. ш. 37°18′29″ в. д.HGЯO ныне — Кимрский район, Тверская область) в семье провинциального нотариуса. Русский. По происхождению по матери из дворян.[2]. Мать — Анна Васильевна (1850—1928) (урожденная Лисицына), родилась в Торжке в семье судебного следователя, окончила Мариинскую женскую гимназию в Твери.

Отец, Николай Иванович Туполев (1842—1911), был родом из Сургута, выходцем из сибирских казаков. Учился на юриста в Санкт-Петербургском университете, сочувствовал революционерам-народникам. Хотя и не участвовал в деятельности народнических организаций, после убийства Александра II был выслан из Санкт-Петербурга. Родители Туполева купили на сбережения Анны Васильевны небольшую усадьбу Пустомазово, где занялись сельским хозяйством.

Высшее образование

Ещё во время обучения в Тверской гимназии проявлял большой интерес к точным наукам и технике. В 1908 году поступил в Императорское Московское техническое училище (позднее МВТУ). В училище серьёзно увлёкся аэродинамикой. С 1909 года — член Воздухоплавательного кружка. Участвовал в постройке планёра, на котором в 1910 году самостоятельно совершил первый полёт. В 1911 году успешная учёба и активная научная деятельность прервались, когда за участие в студенческих волнениях и за распространение нелегальной литературы он был арестован и в административном порядке выслан из Москвы на родину под негласный надзор полиции. Только накануне Первой мировой войны ему удалось вернуться в Москву в Училище, которое он с отличием окончил в 1918 году.

Профессиональная деятельность

В 1916—1918 годах Туполев участвовал в работах первого в России авиационного расчётного бюро; конструировал первые аэродинамические трубы в училище. Вместе с Н. Е. Жуковским был организатором и одним из руководителей ЦАГИ, где окончательно определилось призвание молодого инженера. В 1918—1936 годах являлся членом коллегии и заместителем начальника института по опытному цельнометаллическому самолётостроению. Он опытным путём доказал, что кольчугалюминий (первоначально названный так по имени Кольчугинского завода во Владимирской области, на котором впервые в Советской России стали делать дюраль) является для самолетостроения достойной заменой непрочному дереву, с одной стороны, и тяжелому железу — с другой.

21 октября 1937 года А. Н. Туполев был арестован по обвинению во вредительстве, принадлежности к контрреволюционной организации. Вместе с ним были арестованы многие ведущие специалисты ЦАГИ и ОКБ, директора большинства авиационных заводов. 28 мая 1940 года приговорён ВКВС СССР к 15 годам ИТЛ. Его обвинили в создании вредительской организации, передававшей чертежи самолетов иностранной разведке. По свидетельству Главного маршала авиации А. Е. Голованова, в разговоре с ним И. В. Сталин сказал, что не верит в виновность Туполева. Компрометирующие факты, рассматриваемые следствием, никакого отношения к содержанию приговора не имели (дело вел сотрудник 2-го следственного отдела НКВД Габитов). Именно, 5 января 1936 года приказом НКОП Туполев (по рекомендации Наркома НКТП Г. К. Орджоникидзе) назначается первым заместителем и главным инженером ГУ НКОП. В том же году в США была направлена делегация работников авиапромышленности для закупки оборудования и лицензий. Руководителями делегации были назначены А. Н. Туполев (ПГУ) и Н. М. Харламов (ЦАГИ).

Поездка в США для Туполева была второй по счету. Первый раз он посетил Германию и США в 1930 г., когда был начальником АГОС по вопросу дирижаблестроения. На этот раз путь делегации проходил через Францию, где была осмотрена продукция французской авиапромышленности. Знание французского языка помогло Туполеву найти общее соприкосновение в сфере закупки авиамоторов. Находясь в США, Туполев нарушил принятое правило оформлять заказы через консалтинг-торговую фирму АМТОРГ. Данная фирма была создана советским правительством в начале 20-х годов с целью размещения заказов на заводах Г. Форда, Д. Кристи и Г. Кёртисса. Туполев, встретившись с американским конструктором А. Н. Северским (Прокофьев-Северский эмигрировал в США в 1917 году), разместил заказы по своему усмотрению (влияние Прокофьева). Между Туполевым и начальником ОсТехБюро комбригом П. И. Гроховским[источник не указан 295 дней][3] возник скандал, который с трудом удалось погасить. Кроме этого, Туполев находился в служебной командировке вместе с женой Юлией Николаевной, которая отношения к авиации не имела. В результате поездки были закуплены лицензии на производство самолетов Валти V—IА, Консолидейтед PBY-1 (строились в СССР ограниченной численностью, были очень сложные в производстве) и истребитель фирмы Северского 2РА, который не соответствовал нормам прочности, принятым в ВВС РККА. Благодаря В. М. Петлякову, который тоже входил в состав делегации, удалось приобрести лицензию на современный по тому времени самолет фирмы Дуглас DC-3. Находясь в заключении, работал в закрытом КБ НКВД — ЦКБ-29 («Туполевская шарага»).

В июле 1941 года от дальнейшего отбытия наказания был освобождён со снятием судимости. Туполев был полностью реабилитирован 9 апреля 1955 года[4].

В 1925 году создал цельнометаллический двухмоторный самолёт ТБ-1, который отличался высокими лётными данными и считался одним из лучших в мире бомбардировщиков. В 1932 году был сконструирован усовершенствованный самолёт ТБ-3, с помощью которого в 1937 году была осуществлена высадка экспедиции на Северном полюсе. Также в 1932 году под руководством Туполева бригадой П. О. Сухого был сконструирован самолет АНТ-25[5]. В 1934 году появился многомоторный самолёт модели «Максим Горький». Он имел восемь двигателей, полезную площадь более 100 м² и пассажировместимость до 60 человек.

КБ Туполева после Второй мировой войны разработало и выпустило новую модель — реактивный бомбардировщик Ту-16. Он был способен развивать скорость более 1000 км/ч. Также появился первый отечественный реактивный гражданский самолёт — Ту-104.

В 1957 году был разработан межконтинентальный пассажирский самолёт Ту-114. 31 декабря 1968 года впервые поднялся в воздух первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144

Член ЦИК СССР. Депутат ВС СССР (1950—1972 годы).

Скончался 23 декабря 1972 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 8)[6].

Семья

Общественно-политическая деятельность

Андрей Николаевич Туполев не состоял в КПСС[7]. Неоднократно избирался депутатом Советов различных уровней.

Память

  • Могила Туполева на Новодевичьем кладбище Москвы

  • Могила жены Туполева на Новодевичьем кладбище

  • Имя А. Н. Туполева носят улицы в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Ростове-на-Дону, Донецке, Киеве, Праге, Братиславе, Омске, Улан-Удэ, Ульяновске, Твери,Кривом Роге, Жуковском, Кимрах, Тюмени, Тольятти, г. п. Сокол.
  • В 1973 году именем Туполева был назван Казанский авиационный институт (с 1992 года — Казанский государственный технический университет имени А. Н. Туполева), 4 июня 2014 года в Казани — в сквере на пересечении улиц Декабристов, Гагарина и Королёва — был открыт памятник А. Н. Туполеву.
  • В городе Кимры на Майской площади 7 сентября 1979 года установлен бюст А. Н. Туполева (скульптор Х. Б. Геворкян).
  • В 1988 году была выпущена почтовая марка СССР, посвященная Туполеву.
  • В 1979 году снят фильм-биография, посвящённый двум великим авиаконструкторам А. Н. Туполеву и И. И. Сикорскому — «Поэма о крыльях».
  • установлен мемориал на месте, где находилось родное село Туполева Пустомазово. Ныне территория Устиновского сельского поселения Кимрского района Тверской области[8]. Имя Туполева также было присвоено устиновской средней школе, на ней также установлена мемориальная доска в память о герое.[1]
  • Московский машиностроительный завод «Опыт» имени А. Н. Туполева.

Награды и звания

Примечания

  1. ↑ 1 2 Юрий Крюков. Туполев. Возвращение в Пустомазово. — Кимры, 2008. — 128 с.
  2. ↑ http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=10008
  3. ↑ Входил в состав делегации, самоучка, при образовании 3 класса начальной школы смог сделать 63 изобретения в области авиации, артиллерии и бронетехники, знал два иностранных языка. В 1937 г. был арестован по делу М. Н. Тухачевского. Расстрелян в 1943 году
  4. ↑ Туполев Андрей Николаевич
  5. ↑ Н. Гордюков, «Самолет из легенды» Архивировано 30 сентября 2012 года., Моделист-Конструктор, 8-1978
  6. ↑ Могила А. Н. Туполева на Новодевичьем кладбище
  7. ↑ Бодрихин, 2011, с. 3.
  8. ↑ Мемориал А. Н. Туполева

Литература

Ссылки

wikiredia.ru

Туполев, Андрей Николаевич — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Туполев.

Андре́й Никола́евич Ту́полев (1888[1] — 1972) — русский и советский авиаконструктор, генерал-полковник-инженер (1968), доктор технических наук.

Академик АН СССР (1953). Герой Труда (1926). Трижды Герой Социалистического Труда (1945, 1957, 1972). Заслуженный деятель науки РСФСР (1947). Лауреат Ленинской премии (1957), четырёх Сталинских премий (1943, 1948, 1949, 1952) и Государственной премии СССР (1972).

Под руководством Туполева спроектировано свыше 100 типов самолётов, 70 из которых строились серийно. На его самолётах установлено 78 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелётов.

Туполев воспитал плеяду видных авиационных конструкторов и учёных, возглавивших самолётные ОКБ. В их числе В. М. Петляков, П. О. Сухой, В. М. Мясищев, А. И. Путилов, В. А. Чижевский, А. А. Архангельский, М. Л. Миль, А. П. Голубков, И. Ф. Незваль, A. A. Туполев, С. А. Лавочкин, А. С. Шенгардт.

Биография

Детство

Родился 29 октября (10 ноября) 1888 года, в сельце Пустомазово (ныне — Кимрский район, Тверская область) в семье провинциального нотариуса. Русский. По происхождению по матери из дворян.[2]

Высшее образование

Ещё во время обучения в Тверской гимназии проявлял большой интерес к точным наукам и технике. В 1908 году поступил в Императорское Московское техническое училище (позднее МВТУ). В училище серьёзно увлёкся аэродинамикой. С 1909 года — член Воздухоплавательного кружка. Участвовал в постройке планёра, на котором в 1910 году самостоятельно совершил первый полет. В 1911 году успешная учёба и активная научная деятельность прервались, когда за участие в студенческих волнениях и за распространение нелегальной литературы он был арестован и в административном порядке выслан из Москвы на родину под негласный надзор полиции. Только накануне Первой мировой войны ему удалось вернуться в Москву в Училище, которое он с отличием окончил в 1918 году.

Профессиональная деятельность

В 1916—1918 годах Туполев участвовал в работах первого в России авиационного расчётного бюро; конструировал первые аэродинамические трубы в училище. Вместе с Н. Е. Жуковским был организатором и одним из руководителей ЦАГИ, где окончательно определилось призвание молодого инженера. В 1918—1936 годах являлся членом коллегии и заместителем начальника института по опытному цельнометаллическому самолётостроению. Он опытным путём доказал, что кольчугалюминий (первоначально названный так по имени Кольчугинского завода во Владимирской области, на котором впервые в Советской России стали делать дюраль) является для самолетостроения достойной заменой непрочному дереву, с одной стороны, и тяжелому железу — с другой.

21 октября 1937 года А. Н. Туполев был арестован по обвинению во вредительстве, принадлежности к контрреволюционной организации. Вместе с ним были арестованы многие ведущие специалисты ЦАГИ и ОКБ, директора большинства авиационных заводов. 28 мая 1940 года приговорён ВКВС СССР к 15 годам ИТЛ. Его обвинили в создании вредительской организации, передававшей чертежи самолетов иностранной разведке. По свидетельству Главного маршала авиации А. Е. Голованова, в разговоре с ним И. В. Сталин сказал, что не верит в виновность Туполева. Компрометирующие факты, рассматриваемые следствием, никакого отношения к содержанию приговора не имели (дело вел сотрудник 2-го следственного отдела НКВД Габитов). Именно, 5 января 1936 года приказом НКОП Туполев (по рекомендации Наркома НКТП Г. К. Орджоникидзе) назначается первым заместителем и главным инженером ГУ НКОП. В том же году в США была направлена делегация работников авиапромышленности для закупки оборудования и лицензий. Руководителями делегации были назначены А. Н. Туполев (ПГУ) и Н. М. Харламов (ЦАГИ).

Поездка в США для Туполева была второй по счету. Первый раз он посетил Германию и США в 1930 г., когда был начальником АГОС по вопросу дирижаблестроения. На этот раз путь делегации проходил через Францию, где была осмотрена продукция французской авиапромышленности. Знание французского языка помогло Туполеву найти общее соприкосновение в сфере закупки авиамоторов. Находясь в США, Туполев нарушил принятое правило оформлять заказы через консалтинг-торговую фирму АМТОРГ. Данная фирма была создана советским правительством в начале 20-х годов с целью размещения заказов на заводах Г. Форда, Д. Кристи и Г. Кёртисса. Туполев, встретившись с американским конструктором А. Н. Северским (Прокофьев-Северский эмигрировал в США в 1917 году), разместил заказы по своему усмотрению (влияние Прокофьева). Между Туполевым и начальником ОсТехБюро комбригом П. И. Гроховским (входил в состав делегации, самоучка, при образовании 3 класса начальной школы смог сделать 63 изобретения в области авиации, артиллерии и бронетехники, знал два иностранных языка, в 1937 г. был арестован по делу М. Н. Тухачевского, умрет в 1946 году, находясь в ОТБ-172) возник скандал, который с трудом удалось погасить. Кроме этого, Туполев находился в служебной командировке вместе с женой Юлией Николаевной, которая отношения к авиации не имела. В результате поездки были закуплены лицензии на производство самолетов Валти V—IА, Консолидейтед PBY-1 (строились в СССР ограниченной численностью, были очень сложные в производстве) и истребитель фирмы Северского 2РА, который не соответствовал нормам прочности, принятым в ВВС РККА. Благодаря В. М. Петлякову, который тоже входил в состав делегации, удалось приобрести лицензию на современный по тому времени самолет фирмы Дуглас DC-3. Находясь в заключении, работал в закрытом КБ НКВД — ЦКБ-29 («Туполевская шарага»).

В июле 1941 года от дальнейшего отбытия наказания был освобождён со снятием судимости. Туполев был полностью реабилитирован 9 апреля 1955 года[3].

В 1925 году создал цельнометаллический двухмоторный самолёт ТБ-1, который отличался высокими лётными данными и считался одним из лучших в мире бомбардировщиков. В 1932 году был сконструирован усовершенствованный самолёт ТБ-3, с помощью которого в 1937 году была осуществлена высадка экспедиции на Северном полюсе. Также в 1932 году под руководством Туполева бригадой П. О. Сухого был сконструирован самолет АНТ-25[4]. В 1934 году появился многомоторный самолёт модели «Максим Горький». Он имел восемь двигателей, полезную площадь более 100 м² и пассажировместимость до 60 человек.

КБ Туполева после Второй мировой войны разработало и выпустило новую модель — реактивный бомбардировщик Ту-16. Он был способен развивать скорость более 1000 км/ч. Также появился первый отечественный реактивный гражданский самолёт — Ту-104.

В 1957 году был разработан межконтинентальный пассажирский самолёт Ту-114.

Член ЦИК СССР. Депутат ВС СССР (1950—1972 годы).

Скончался 23 декабря 1972 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 8)[5].

Семья

Память

  • Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

    Могила Туполева на Новодевичьем кладбище Москвы

  • Могила жены авиаконструктора Туполева-старшего.JPG

    Могила жены Туполева на Новодевичьем кладбище

  • Имя А. Н. Туполева носят улицы в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Ростове-на-Дону, Донецке, Киеве, Праге, Братиславе, Омске, Улан-Удэ, Ульяновске, Твери,Кривом Роге, Жуковском, Кимрах, Тюмени, Тольятти, г. п. Сокол.
  • В 1973 году именем Туполева был назван Казанский авиационный институт (с 1992 года — Казанский государственный технический университет имени А. Н. Туполева), 4 июня 2014 года в Казани — в сквере на пересечении улиц Декабристов, Гагарина и Королёва — был открыт памятник А. Н. Туполеву.
  • В городе Кимры на Майской площади 7 сентября 1979 года установлен бюст А. Н. Туполева (скульптор Х. Б. Геворкян).
  • В 1988 году была выпущена почтовая марка СССР, посвященная Туполеву.
  • В 1979 году снят фильм-биография, посвящённый двум великим авиаконструкторам А. Н. Туполеву и И. И. Сикорскому — «Поэма о крыльях».
  • установлен мемориал на месте, где находилось родное село Туполева Пустомазово. Ныне территория Устиновского сельского поселения Кимрского района Тверской области[6]. Имя Туполева также было присвоено устиновской средней школе, на ней также установлена мемориальная доска в память о герое.[1]
  • Московский машиностроительный завод «Опыт» имени А. Н. Туполева.

Награды и звания

Напишите отзыв о статье "Туполев, Андрей Николаевич"

Примечания

  1. ↑ 1 2 Юрий Крюков. Туполев. Возвращение в Пустомазово. — Кимры, 2008. — 128 с.
  2. ↑ www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=10008
  3. ↑ [lists.memo.ru/d33/f80.htm Туполев Андрей Николаевич]
  4. ↑ Н. Гордюков, [base13.glasnet.ru/text/rd/rd.htm «Самолет из легенды»], Моделист-Конструктор, 8-1978
  5. ↑ [www.nd.m-necropol.ru/tupolew.html Могила А. Н. Туполева на Новодевичьем кладбище]
  6. ↑ [wikimapia.org/9655058/ru/Мемориал-А-Н-Туполева Мемориал А. Н. Туполева]

Литература

Ссылки

 [www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=10008 Туполев, Андрей Николаевич]. Сайт «Герои Страны».

  • [www.ras.ru/win/db/show_per.asp?P=.id-52426.ln-ru Профиль Андрея Николаевича Туполева] на официальном сайте РАН
  • Туполев Андрей Николаевич — статья из Большой советской энциклопедии (3-е издание).
  • [tupolev.ru/Russian/Show.asp?SectionID=254 А. Н. Туполев. Информация на официальном сайте ОАО «Туполев»]
  • [necropol.org/tupolev.html Выдающийся авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев и его могила]
  • [www.youtube.com/watch?v=LUSyAPXuVLo Документальный фильм «Андрей Туполев» студии «Крылья России»]
  • [www.youtube.com/watch?v=clMkli4cHYk Документальный фильм «Андрей Туполев» к 120-летию со дня рождения конструктора, ГТРК «Культура»]
  • [www.youtube.com/watch?v=bhahhpWmNiI Документальный фильм «Человек на взлётной полосе», посвящённый А. Н. Туполеву]
  • [www.youtube.com/watch?v=MCHIgr2BaWY Документальный фильм «За высью высь» о творческом пути А. Н. Туполева и ЦАГИ]
  • [militera.lib.ru/memo/russian/golovanov_ae/index.html Голованов, Александр Евгеньевич «Дальняя бомбардировочная…»]

wiki-org.ru