Стратегический бомбардировщик ТУ-95: характеристики и фото. Ту 95 мс


Стратегический самолет-ракетоносец Ту-95МС «Медведь»

После того как Российская Федерация возобновила полеты авиационных стратегических носителей в режиме боевого дежурства, в прессе начали появляться сообщения о том, что самолеты Ту-95МС замечены вблизи воздушных границ Великобритании, острова Гуам, Японии и других мест, где ранее подобной активности не наблюдалось. Воздушных рубежей наши ВВС не нарушают, но подходят к ним вплотную, что воспринимается как недружественное поведение. Иногда на перехват (условный) вылетают перехватчики стран НАТО, и инцидент считается исчерпанным. Единственный на настоящий момент в мире винтовой стратегический бомбардировщик «Ту» некоторые военные обозреватели называют «реликтовым». Несмотря на столь обидное прозвище, его появление вблизи районов учений армий и флотов стран вероятных противников вызывает беспокойство. Почему?

ту 95мс

Начало эры «Эй-бомб»

Ту-95МС «Медведь» - прямой потомок «самолета-95-1», впервые поднявшегося в воздух осенью 1952 года. Эксплуатация в летных частях началась в 1956-м, примерно тогда же, когда в Америке появился знаменитый Б-52, несущий службу и сегодня. Событиям этим предшествовала определенная предыстория.

В августе 1945 года авиация США произвела две атомные бомбардировки японских городов. О военной целесообразности этой акции политологи спорят до сих пор, но психологический эффект, безусловно, имел место. Началась эпоха атомного психоза. Сталинскому руководству было ясно, что без собственных ядерных сил СССР утратит геополитическую независимость. При этом самой бомбы (она уже разрабатывалась) недостаточно, нужны средства ее доставки. Первой и вполне оправданной мерой, предпринятой в этом направлении, стало копирование «Боинга» Б-29 «Стратофортресс», названного у нас Ту-4. В 1950 году началась война в Корее, в которой американские войска по уже традиционной и опробованной стратегии делали ставку на ковровые бомбометания, осуществляемые большими авиасоединениями, летящими плотным строем. Система, однако, дала сбой.

ту 95мс медведь

Как создавался «Медведь»

После появления в корейском небе реактивных истребителей МиГ-15 уязвимость Б-29 стала очевидной. Парадоксальность ситуации заключалась в том, что советские авиаконструкторы своими собственными руками доказали несостоятельность концепции атомного бомбардировщика с поршневым двигателем (то есть Ту-4), а других у СССР на тот момент не было. В срочном порядке были свернуты работы по перспективной модели Ту-85 в силу ее морального устаревания уже на этапе проектирования. КБ А.Н. Туполева поручили создание нового самолета-носителя свободнопадающих крупнотоннажных бомб, который смог бы лететь намного выше, быстрее и имел бы больший боевой радиус. Реализовать такой проект можно было, лишь используя турбинные двигатели. В середине 1951 года работы начались. К 1952 году они увенчались успехом, результатом стал самолет со скромным индексом «95», перевезенный на аэродром «Жуковский» и смонтированный там. Внешне он почти не отличался от Ту-95МС, летающего и поныне.

ту 95мс характеристики

Общая схема

По сегодняшним меркам компоновка «Медведя» (так его прозвали в НАТО) не поражает воображение. Схема классическая, фюзеляж круглого сечения (обычное для туполевцев решение), крыло стреловидное, среднерасположенное. Удивление специалистов в начале пятидесятых вызвали бы очень длинные мотогондолы, обусловленные большой мощностью двигателя, и необычная схема движителей. Самолет Ту-95МС оснащен не четырьмя (как Б-17 или Б-29) винтами, а восьмью. На оси каждого мотора вращаются встречно два пропеллера (благодаря очень интересной редукторной схеме), наклон лопастей которых также имеет противоположную направленность. Таким образом, они направляют воздух согласованно, чем достигается очень высокий КПД (до 82 %). Это решение сразу же вывело параметры силовой установки Ту-95МС на качественный уровень, приближенный к турбореактивным характеристикам.

бомбардировщик ту 95мс

Помимо этих необычных моментов, впечатление производят и геометрические размеры планера. Его длина и размах крыла - примерно по 50 метров. Взлетный вес – более 180 тонн.

Что касается массы боевой нагрузки, то на момент принятия на вооружение она составляла 12 тонн, но в процессе доработки и совершенствования конструкции ее удалось довести до 20 т (столько несет Ту-95МС «Медведь»).

 самолет ту 95мс

«Из-за угла»

Растущие возможности систем противовоздушной обороны как в СССР, так и в противостоящих ему в военном отношении странах, постепенно свели на нет идею использования свободнопадающих бомб, особенно оснащенных спецзарядом. У США и Советского Союза на момент осознания этого факта оставались сотни добротных и долговечных машин, обладающих рядом уникальных летных характеристик (дальностью, скоростью, грузоподъемностью). На их разработку и постройку были потрачены большие средства. Требовалось найти им новое применение. Неизвестно, у кого возникла идея использовать самолет-бомбардировщик в качестве летающей пусковой установки для крылатых ракет, но она оказалась спасительной для целого класса авиационной техники. Модифицированный бомбардировщик Ту-95МС стал такой «воздушной батареей», предназначенной для пуска КР из нейтральных зон, без захода в воздушное пространство противника и стреляющей неожиданно, как из-за угла.

Гражданская версия

Начиная с пятидесятых годов (а в некоторых случаях и с более ранних времен) бомбардировщики становились своеобразными «донорами» пассажирского воздушного флота. Это явление наиболее характерно для работ КБ А.Н. Туполева, достаточно вспомнить знаменитый Ту-104, представляющий собой конверсию боевого Ту-16. Государство долгое время считало излишними затраты на проектирование исключительно гражданских машин, предпочитая использование уже готовых конструкций и их адаптацию. Самолет Ту-95МС эксплуатируется намного дольше другой версии «95-го», пассажирского Ту-114, уже отслужившего в "Аэрофлоте" и успевшего даже доставить генсека Хрущева в США.

ракетоносец ту 95мс

Самооборона

В 50-е и 60-е годы кормовыми огневыми точками оснащались даже транспортные самолеты Ан-12. Сегодня это вооружение кажется устаревшим, а сама идея использования авиационных пушек для защиты от истребителей – наивной. Тем не менее артиллерийские установки ракетоносец Ту-95МС сохранил, их калибр - 23 мм. На ранних версиях их было больше (до шести стволов, 3 спаренные системы). Против ракеты «воздух-воздух» они вряд ли помогут, но дают определенный шанс отразить атаку истребителя с задней полусферы. По своей конструкции установки с пушками ГШ-23 примерно идентичны тем, что использовались для Ту-4, артиллерийская техника вообще отличается консервативностью.

стратегический бомбардировщик ту

Главное оружие

Крылатые ракеты X-55 – главное вооружение бомбардировщика Ту-95МС. Характеристики их заслуживают отдельной статьи, а вот способ их интеграции в конструкцию самолета оригинален и по-своему изящен. Внутри фюзеляжа размещены шесть снарядов со сложенными крыльями подобно тому, как патроны расположены в барабане револьвера. После запуска одной ракеты вся внутренняя система совершает поворот на 60 градусов, и следующая X-55 готова к отделению через просторный бомболюк.

 самолет бомбардировщик

Подкрыльевые пилоны (их четыре) рассчитаны на подвеску еще десяти крылатых ракет, грузоподъемность самолета позволяет нести такой вес, хотя летные характеристики снижаются, увеличивается аэродинамическое сопротивление и, как следствие, расход топлива, а дальность полета уменьшается.

ту 95мс

Условия работы экипажа

Ту-95МС – не самая комфортабельная машина. В пилотской кабине довольно тесно, хотя многие неприятные факторы, характерные для ранних версий, теперь устранены. Экипаж передней гермокабины занимает места, поднимаясь по высокой лестнице через люк в нижней носовой части, рядом с передней стойкой шасси, через него он покидает самолет в случае нештатной ситуации. Для ускорения процесса предусмотрен своеобразный транспортер, но прыжок с парашютом вниз всегда более опасен, так как большинство летных происшествий происходит на малых высотах (при взлете и посадке). Катапульта как таковая отсутствует.

ту 95мс медведь

Задняя гермокабина оснащена собственным люком. Для спасения при аварии над морем предусмотрены надувные плоты.

Пилоты сетуют на высокий уровень шума (двигатели очень мощные, по 15 тыс. л. с., а винты огромные и их восемь). Неудобен и туалет. Следует, однако, учитывать, что работы над проектированием 95-го начинались еще в сталинские времена, когда вопросам удобства уделялось мало внимания.

ту 95мс характеристики

Перспективы

Аэродром дальней авиации «Энгельс» в Саратовской области стал после развала Союза главным местом базирования 32 единиц из 90 произведенных самолетов этой модификации. В 1992 году был завершен выпуск «Медведей» Ту-95МС. Характеристики ракетоносца позволяют руководству Министерства обороны рассчитывать на возможность их эксплуатации в течение по крайней мере еще десяти лет.

бомбардировщик ту 95мс

Дальность полета от 6 до 10 тыс. км обеспечивает боевые возможности, свойственные самолетам последующих поколений. Скорость до 900 км/ч соответствует параметрам упомянутого бомбардировщика Б-52, выполняющего сходные функции. Возможность установки аппаратуры радиоэлектронной борьбы нивелирует высокую заметность «Медведя» для враждебных РЛС. Своевременная профилактика способствует продлению моторесурса. Тем не менее Ту-95 обречены на списание после того, как последний из них исчерпает запас прочности. На их место в строй встанут современные стратегические ракетоносцы.

fb.ru

Стратегический бомбардировщик ТУ-95: характеристики и фото

Самолет ТУ-95 – дальний бомбардировщик, находящийся на вооружении Российской Федерации. Представляет собой стратегический ракетоносец на турбовинтовой тяге. На сегодняшний день является одним их самых быстрых бомбардировщиков в мире. В американской кодификации обозначается как «Медведь». Это последний российский турбовинтовой самолет, принятый в серийное производство. В настоящий момент имеет множество модификаций.

История конструирования

Бомбардировщик-ракетоносец ТУ-95 в первоначальном виде был спроектирован Андреем Туполевым еще в 1949 году. Разработки велись на основе 85-й модели самолета. В 1950 году политическая обстановка вокруг СССР требовала немедленного стратегического усиления. Именно это стало причиной создания нового усовершенствованного ракетоносца с повышенными скоростными и маневренными характеристиками. Целью разработки было достижение максимальной дальности за минимальные сроки.

Летом 1951 года проект возглавил Н. Базенков, но очень скоро его сменил С. Егер. Именно последнего принято считать отцом «Медведя». Уже на первоначальном этапе на чертежах бомбардировщик ТУ-95 удивлял своими размерами и мощью. Для более подробного представления проекта был даже собран деревянный макет.

бомбардировщик ту 95

В октябре 1951 года ТУ-95 окончательно утвержден в производство. Разработки прототипа велись несколько месяцев. И только в сентябре 1952 года самолет был приведен на Жуковский аэродром. Заводские испытания не заставили себя долго ждать. Тестирование прошло успешно, поэтому уже через месяц было решено провести первый взлет на образце бомбардировщика. Испытания продолжались около года. В итоге полет на опытном симуляторе выявил несколько серьезных неполадок. Тестирование не прошел третий двигатель. Его редуктор разрушился в результате пожара уже спустя два месяца после старта испытаний. Таким образом, перед инженерами встала задача исправить допущенные ошибки, чтобы при реальном полете подобные эксцессы можно было исключить. В конце 1953 года из-за аналогичных неполадок скончалось 11 человек экипажа, включая командира.

Первый полет

Новый опытный образец бомбардировщика поступил на аэродром в феврале 1955 года. Тогда летчиком-испытателем был назначен М. Нюхтиков. Именно он совершил первый полет на новом прототипе. Испытания завершились только через год. За это время стратегический бомбардировщик-ракетоносец ТУ-95 совершил около 70 полетов.

В 1956 году самолеты начали поступать на аэродром Узин для дальнейшего пользования. Модернизации бомбардировщика стартовали с конца 1950-х. Производством и частичной сборкой ТУ-95 занимался Куйбышевский авиазавод. Именно там впервые появились вариации ракетоносца с ядерными боеголовками. Постепенно 95-ю модель перестроили под всевозможные военные нужды: разведка, бомбардировка дальних целей, пассажирские перевозки, воздушная лаборатория и т. д.

В настоящее время серийное производство ТУ-95 заморожено. Тем не менее, проект по-прежнему поддерживается ВВС и властями России.

Особенности конструкции

Ракетоносец имеет автономную систему подачи постоянного тока для обогрева крыльев, киля, стабилизатора и винтов. Сами двигатели состоят из двухосных групп лопастей АВ-60К. Грузовой отсек находится в середине фюзеляжа, рядом с пусковой установкой, к которой крепятся 6 крылатых ракет. Имеется возможность присоединения к подвеске дополнительных изделий.

российский бомбардировщик ту 95

Российский бомбардировщик ТУ-95 представляет собой воздушный аппарат с трехопорным шасси. На каждом заднем колесе имеется своя тормозная система. При взлете опоры убираются в фюзеляж и крыльевые гондолы. Передняя пара колес оборудована гидросистемой, а задние – электрическими механизмами с общей мощностью до 5200 Вт. Аварийное открытие шасси возможно только с помощью лебедки.

В гермокабинах располагается экипаж. В экстренном случае катапультные кресла отсоединяются от самолета через специальный люк, который находится над передней опорой шасси. В качестве зацепов для рук используется транспортерная лента. Катапультирование из задней части бомбардировщика обеспечивается через сбрасываемый люк.

Стоит отметить, что ракетоносец оборудован специальными спасательными плотам на случай экстренной высадки на воду.

Характеристики двигателя

Турбовинтовой бомбардировщик ТУ-95 входит в тройку самых мощных крупногабаритных самолетов мира. Достигается этот результат благодаря двигателю НК-12, который имеет высокоэкономичную турбину и 14-ступенчатый компрессор. Для регулировки показателей применяется система перепуска воздушных клапанов. При этом КПД турбины НК-12 достигает почти 35%. Данный показатель среди турбовинтовых бомбардировщиков является рекордным.

Для облегченной регулировки подачи топлива двигатель сконструирован в одном-единственном блоке. Мощность НК-12 составляет около 15 тысяч л. с. При этом тяга оценивается в 12 тыс. кгс. С полным топливным отсеком самолет может лететь до 2500 часов (порядка 105 суток). Вес двигателя составляет 3,5 тонны. В длину НК-12 представляет собой 5-метровый агрегат.

Недостатком двигателя является его высокая шумность. На сегодняшний день это самый громкий самолет в мире. Его способны засечь даже локаторные установки подводных лодок. С другой стороны, при нанесении ядерного удара это не является критической проблемой.

турбовинтовой бомбардировщик ту 95

Из прочих характеристик ракетоносца стоит выделить 5,6-метровые винты. Также достойна внимания система противообледенения лопастей. Она представляет собой электротепловую установку. Горючее к двигателю поступает из фюзеляжных и кессонных баков. Благодаря применению экономичных ТВД и усовершенствованной системы винтов самым «выносливым» стратегическим воздушным объектом относительно дальности полета считается как раз бомбардировщик ТУ-95.

Характеристики ракетоносца

Самолет способен вместить до 9 человек экипажа. Из-за специфики применения бомбардировщик в длину имеет до 46,2 метра. При этом размах одного крыла составляет порядка 50 м. Габариты стратегического ракетоносца действительно поражают взгляд. Площадь только одного крыла занимает до 290 кв. м.

Масса ТУ-95 оценивается в 83,1 тонны. Тем не менее, при полном баке вес увеличивается до 120 тыс. кг. А при максимальной загруженности масса превышает 170 тонн. Номинальная мощность двигательной установки – около 40 тыс. кВт.

Благодаря НК-12 бомбардировщик способен развивать скорость до 890 км/ч. При этом движение на автопилоте ограничивается 750 км/ч. На практике дальность полета ракетоносца составляет порядка 12 тыс. км. Потолок подъема варьируется в пределах до 11,8 км. Для взлета самолету понадобится полоса в 2,3 тысячи метров.

Вооружение бомбардировщика

Самолет в состоянии поднять в воздух до 12 тонн боеприпасов. Располагаются авиационные бомбы в фюзеляжном отсеке. Допускается размещение и свободнопадающих ядерных ракет общей массой 9 тонн.

Бомбардировщик ТУ-95 номинально имеет сугубо оборонительное вооружение. Оно состоит из 23-миллиметровых пушек. На большинстве модификаций установлены парные АМ-23 в нижней, верхней и кормовой частях самолета. В редких случаях имеет место авиационная пушка ГШ-23.

стратегический бомбардировщик ракетоносец ту 95

В случае с установкой АМ-23 ракетоносец оборудуется специальной автоматической системой отвода газа. Пушка крепится к пружинному амортизатору и направляющим коробкам корпуса. Затвор в обоих случаях клиновой наклонный. Для аккумулирования энергии и смягчения удара от задней пушки используется специальный пневматический зарядный агрегат.

Интересно, что длина АМ-23 составляет почти 1,5 метра. Вес такой пушки равен 43 кг. Скорость стрельбы – до 20 выстрелов в секунду.

Проблемы эксплуатации

Освоение ракетоносца начиналось с заметными трудностями. Одним из главных минусов была кабина. Изначально бомбардировщик ТУ-95 был плохо приспособлен к дальним перелетам. Из-за неудобных кресел у экипажа часто болела спина, затекали ноги. Туалет и вовсе представлял собой обычный переносной бак со стульчаком. Кроме того, в салоне было очень сухо и жарко, воздух пропитывался масляной пылью. В результате экипаж отказывался проделывать длительные полеты в столь неподготовленном самолете.

Неоднократно возникали проблемы и с маслосистемой двигателей. В зимнее время минеральная смесь загустевала, что прямым образом сказывалось на оборотах винтов. На начальных этапах для запуска двигателей приходилось заблаговременно прогревать турбины. Ситуация изменилась с выпуском в масштабное производство специального моторного масла.

Первое применение

Бомбардировщик ТУ-95 впервые был замечен на аэродроме в Киевской области в конце 1955 года. Как оказалось, сразу несколько оригиналов и модификаций пополнили ряды 409 ТБАП. В следующем году был сформирован еще один полк дивизии, в котором также нашлось место для четырех ТУ-95. Долгое время ракетоносцы находились на вооружении только украинских ВВС СССР. Однако с конца 1960-х гг. ТУ-95 и его модификации заполнили военные ангары на территории нынешней России.

бомбардировщик ту 95 характеристики

Целью формирования полков вокруг бомбардировщиков были точечные удары по стратегическим силам НАТО на юге Азии, а также по КНР. Самолеты всегда находились в боевой готовности. Вскоре американские власти заметили столь опасное скопление боевой мощи у своих баз и стали подключать дипломатические связи. В результате СССР пришлось рассредоточить большую часть ракетоносцев по всей своей территории.

С 1960-х гг. ТУ-95 то и дело замечали над Арктикой, Индийским океаном, зоной Атлантики и Британией. Неоднократно на подобные действия страны реагировали агрессивно, сбивая ракетоносцы. Тем не менее, официально о подобных случаях никаких записей сделано не было.

Применение в последнее время

Весной 2007 года российские ракетоносцы неоднократно наблюдали с воздуха за боевыми учениями британской армии. Подобные инциденты происходили в заливе Клайд и у Гебридских островов. Однако каждый раз за считанные минуты в небо поднимались британские истребители и под угрозой удара сопровождали ТУ-95 за пределы своих границ.

С 2007 по 2008 год ракетоносцы были замечены над военными базами и авианосцами НАТО. За этот период произошло одно крушение бомбардировщика ТУ-95. Официальных разъяснений о причинах аварии не поступало.

Сегодня «Медведи» продолжают свою всемирную разведывательную деятельность.

Крушение самолетов

По статистике, каждые 2 года происходит одна крупная авария бомбардировщика ТУ-95. Всего за время эксплуатации потерпел крушение 31 ракетоносец. Количество погибших составляет 208 человек.

авария бомбардировщика ту 95

Самая недавняя авария бомбардировщика ТУ-95 произошла в июле 2015 года. Катастрофа случилась с модификацией самолета. Главной причиной крушения специалисты называют устаревшее физическое состояние агрегата.

Авария бомбардировщика ТУ-95 МС унесла жизни двух членов экипажа. Крушение произошло под Хабаровском. Как оказалось, у ракетоносца в полете отказали сразу все двигатели.

На вооружении

ТУ-95 состояли на балансе ВВС СССР вплоть до распада Советского Союза в 1991 году. На тот момент большая часть находилась на вооружении Украины – порядка 25 ракетоносцев. Все они входили в специальный тяжелый авиаполк в Узине. В 1998 году база прекратила свое существование. Итогом стало списание самолетов и их последующее уничтожение. Часть бомбардировщиков была переделана под коммерческие грузоперевозки.

В 2000 году Украина передала РФ оставшиеся ТУ-95 в счет погашения части государственного долга. Общая сумма уплаты составила порядка 285 миллионов долларов. В 2002 году 5 ТУ-95 были модифицированы до многофункциональных тяжеловесных самолетов.

На текущий момент на вооружении России состоит около 30 ракетоносцев. Еще 60 единиц находятся на хранении.

Основные модификации

Самой распространенной вариацией оригинала является ТУ-95 МС. Это самолеты, переносящие крылатые ракеты типа Х-55. На сегодняшний день их осталось больше всего среди прочих из 95-й модели.

ту 95 дальний бомбардировщик

Следующей по популярности модификацией считается ТУ-95 А. Представляет собой стратегический ракетоносец ядерного действия. Оснащен специальными отсеками для хранения радиационных боеголовок. Также стоит отметить учебные модификации с литерами «У» и «КУ».

Сравнение с зарубежными аналогами

Самыми приближенными по техническим характеристикам к ТУ-95 являются американские бомбардировщики B-36J и B-25H. По номинальному весу и габаритам принципиальной разницы нет. Однако российский ракетоносец развивает куда большую среднюю скорость: 830 км/ч против 700 км/ч. Также у ТУ-95 намного больше боевой радиус и дальность полета. С другой стороны, у американских аналогов выше практический потолок почти на 20% и вместительнее грузовой отсек (на 7-8 тонн). Тяга двигателей приблизительно равная.

fb.ru

Ту-95МС — Туполев

585/152

Опытный экземпляр объекта «95/1» с двигателями 2ТВ-2Ф совершил первый полет 12 ноября 1952 г., лётчик-испытатель – А.Д. Перелет, первый полет опытного «95/2» с двигателями ТВ-12 – 16 февраля 1955 г., лётчик-испытатель – М.А. Нюхтиков. Серийный выпуск начался в 1955 г. В серии находились бомбардировщики Ту-95, Ту-95М – 50 машин, включая четыре машины в варианте дальнего стратегического разведчика Ту-95МР; дальний самолёт разведки и целеуказания Ту-95РЦ – 53 машины; стратегические самолёты ракетоносцы Ту-95К и Ту-95КМ, носители ракет Х-20М – 71 машина. Построенные Ту-95 различных модификаций находились на вооружении до начала 1990-х гг., пройдя целый ряд крупных модификационных и модернизационных работ по двигателям, составу вооружения и оборудованию. На базе серийных Ту-95КМ в 1970–1980-е гг. были созданы ракетоносцы Ту-95К-22 – носители ракет Х-22Н. Путём глубокой модернизации Ту-95РЦ в конце 1960-х гг. создаётся дальний противолодочный самолёт Ту-142, в дальнейшем на основе его модификации Ту-142М был создан стратегический самолёт-ракетоносец Ту-95МС – носитель крылатых ракет большой дальности.

Особенности конструкции Самолёт Ту-95МС представляет собой цельнометаллический моноплан со среднерасположенном стреловидным крылом и однокилевым оперением. Такая аэродинамическая компоновка обеспечивает высокое аэродинамическое качество на высоких скоростях полёта. Улучшение ЛТХ также достигается за счёт большого удлинения крыла, соответствующего выбора угла его стреловидности, и набором профилей вдоль его размаха. Силовая установка Ту-95МС состоит из четырёх ТВД НК-12MП с соосными четырехлопастными винтами АВ-60К. Топливо на самолёте размещается в восьми загерметизированных отсеках кессонной части крыла (кессон-баках) и в трёх мягких баках в центроплане и задней части фюзеляжа. Заправка топливом централизованная. Имеется штанга топливоприемника системы дозаправки в воздухе.

 

Лётно-технические характеристики:          

размах крыла,  м  

      50,4

длина самолета,  м

      49,13

высота самолета,  м

      13,3

угол стреловидности крыла по линии 1/4 хорд ,град 

       35

максимальная взлётная масса, т

       185

двигатель

4 х НК-12МП

максимальная скорость, км/ч  

       830

практический потолок, м

10 500

В настоящее время Ту-95МС составляют один из существенных элементов российских авиационных стратегических сил. Авиационно-ракетный комплекс Ту-95МС имеет значительный модернизационный потенциал в части оснащения новым более эффективным ракетным оружием и новым оборудованием.

 

 

www.tupolev.ru

Стратегический бомбардировщик ТУ-95МС | Армии и Солдаты. Военная энциклопедия

 

«Краткая справка: Российский стратегический бомбардировщик и ракетоносец ТУ-95МС, вот уже свыше полувека остающийся основой стратегической авиации. История создания и боевой службы уникального самолета и гордости ВВС России»

Стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95

Стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95

Стратегический бомбардировщик Ту-95 машина с десятками приставок «самая». Само его существование — парадокс. Быть, хотя и самым быстрым, но в то же время турбовинтовым самолетом со «смешными» в наш век 900 км/ч. Зваться «бомбардировщиком», но не иметь бомболюка и даже в принципе не быть рассчитанным на перевозку бомб. Оставаться на вооружении полвека, иметь в активе свыше 60 мировых рекордов и… не устареть.

На самом деле, «бомбардировщиком» Ту-95 называют скорее «по инерции». К моменту его запуска в производства, было уже предельно ясно — ни один дозвуковой самолет через современные системы ПВО прорваться не сможет. Однако ракетная техника была в начале 50-х «на коне», и решение нашлось сразу — Ту-95 сперва стал ракетоносцем, а вскоре, с развитием техники и появления ракет способных преодолевать межконтинентальные расстояния, настоящей мобильной платформой для их запуска.

Чертеж стратегического бомбардировщика ТУ-95

Чертеж стратегического бомбардировщика ТУ-95

Для ракетоносца Ту-95 больше нужна надежность, а не скорость — постоянно находящиеся на боевом дежурстве и способные находится в воздухе столько, сколько необходимо (в 2010 году Ту-95 провел в воздухе 43 часа с 4-я дозаправками, «накатав» 30 тыс. км), эти стратегические бомбардировщики действительно вызывают серьезные опасения у любого вероятного противника. 6 баллистических ракет с ядерными боеголовками — серьезный аргумент, сколько бы лет не исполнилось их носителю. А если прибавить к этому то, что Ту-95 постоянно перемещается, и в любом случае способен применить свое оружие намного раньше, чем к нему на дистанцию поражения приблизятся истребители противника, становится понятным, что как в 60-е годы, так и в наши дни эти ракетоносцы служат очень грозным оружием.

Впрочем, Ту-95 наших дней скорее лишь внешне похож на тот самолет, что спроектировали туполевцы изначально.

История развития Ту-95

«Объект 95-2» — опытный образец бомбардировщика, первый полет которого состоялся 16 февраля 1955 года.

Ту-114 - пассажирский лайнер созданный на основе Ту-95

Ту-114 — пассажирский лайнер созданный на основе Ту-95

Ту-95 — серийный образец бомбардировщика запущенный в производство в 1956 году, после года производства был модернизирован до Ту-95М, всего Ту-95 и Ту-95М было построено 50 машин. Часть бомбардировщиков использовались для траспортировки ядерных боезарядов, и помечались как Ту-95А и Ту-95МА. Базовая модель была классическим дальним бомбардировщиком.

Ту-95К — в 1958 году Ту-95 окончательно стал не бомбардировщиком, а ракетоносцем. Производство продолжалось до середины шестидесятых годов 20-го века. На базе Ту-95К были построены:

  • Ту-95РЦ (разведчик/целеуказатель).
  • Ту-142 — противолодочный самолет.
  • Ту-126 — самолет радиолокационного дозора и наведения.
  • Ту-114 — сугубо гражданский пассажирский авиалайнер.
Противолодочный самолет Ту-142

Противолодочный самолет Ту-142

 Ту-95МС — это уже «современный» ракетоносец, выпуск которого налажен в 1981 году. В основе этой модификации лежит не базовый Ту-95, а Ту-142. Серийное производство Ту-95МС закончено в 1992 году, всего их выпущено 90 штук, 1/3 из которых поныне состоят на вооружении. Вооружение Ту-95МС составляют 6 ракет X-55, в барабанной установке в фюзеляже. Ещё 10 ракет может быть размещено на внешних подвесках.

После очередной модернизации до версии Ту-95МСМ (идет в настоящее время) самолет будет оставаться в строю как минимум до 2025 года. По классификации НАТО Ту-95 значится под именем «Bear» — «Медведь».

Хвостовая турель Ту-95МС с автоматическими пушками ГШ-23

Хвостовая турель Ту-95МС с автоматическими пушками ГШ-23

Ту-95МС стоящие на боевом дежурстве в наше время имеют полностью обновленный (цифровой) комплекс бортовой аппаратуры, единственное, что долгое время остается практически неизменным — уникальная силовая установка машины. Её основа — двигатели НК-12МП (в настоящий момент модернизируются до НК-20 мощностью 20000 л.с.) до сих пор мощнейшие турбовинтовые двигатели в мире, чей ресурс работы в 10 раз (и это также документальный факт) превосходит любые имеющиеся аналоги.

Характеристики Ту-95МС

Стратегический бомбардировщик ТУ-95МС
Страна: СССР
Тип: Стратегический бомбардировщик
Год выпуска: 1952 год
Экипаж: 7 человек
Двигатель: 4× НК-12МП по 15000 л.с.
Максимальная скорость: 830 км/ч
Практический потолок: 10,5 км
Дальность полета: 10,5 км
Масса пустого: ~ 98 тонн
Максимальная взлетная масса: 185 тонн
Размах крыльев: 50 м
Длина: 49,09 м
Высота: Нет сведений
Площадь крыла: 289,9 кв.м
Вооружение:2× авиапушки 23-мм ГШ-23 в хвосте, до 20,8 тонн нагрузки.

Характеристики приведены для модели Ту-95МС

Источник: компиляция на основе информации из открытых источников

armedman.ru

Ту-95 Медведь - Дальний Бомбардировщик, Технические Характеристики ТТХ Турбовинтового Самолета Ту-95МС, Скорость, Дальность и Вооружение

Самолет Ту-95 — крылатый гигант, который олицетворяет советскую военную мощь – впервые рев его моторов раздался в 1950-х. Стратегический бомбардировщик Ту-95 имел необычайную силу и необычные габариты. Наряду с стратегическим бомбардировщиком B-52 Америки, стратегический бомбардировщик Ту-95 — один из немногих самолетов, который находился непрерывно более полувека на службе и имел отличные характеристики. К тому же это один из наиболее быстрых винтовых самолетов, который стал символом холодной войны. Самолет Ту-95 имел множество модификаций, исходя из текущих задач. Последняя модификация создавалась для поражения важных объектов крылатыми ракетами в тылу противника при любых погодных условиях, а также в любое время суток.

Когда Запад в 1956-м году впервые узнал о Ту-95 «Медведь», в авиастроении шли легендарные революционные изменения: после окончания мировой войны быстро развивалась реактивная техника. Однако у «Медведя» были легендарные турбовинтовые двигатели, даже тогда это казалось архаичным. Но никто не предполагал, что и сегодня, через 60 лет,  Ту-95 останется в строю ВВС России, а его самолет-разведчик, самый шумный в мире, будет применяться для патрулирования океанских вод в качестве стратегического бомбардировщика. Эти легендарные самолеты еще послужат на благо России.

Количество Ту-95

Бомбардировщик Ту-95 «Медведь» принят на вооружение России примерно полвека тому назад, однако снимать его, скорее всего, не будут еще примерно тридцать лет, как и версию Ту-142. За всю его историю было построено свыше 500 таких самолетов. Это самый скоростной и самый большой турбовинтовой самолет из имеющихся сегодня на вооружении. На 2018 год в России остается примерно 50 машин Ту-95МС (ракетоносная версия, которая осталась с 1980-х годов), в том числе 15 Ту-142, применяемых для морской разведки. На 2018 год в России в законсервированном состоянии также хранятся легендарные Ту-95 «Медведь» в количестве нескольких десятков, их можно ввести в строй как морские разведчики или как бомбардировщики.

История создания самолета

Сталин в начале 1950 годов встречался с Туполевым, чтобы обсудить вопросы, касающиеся создания сверхдальнего бомбардировщика. Сталин предлагал построить четырехдвигательную машину, решив, таким образом, проблему. Конструктор данное предложение не поддержал. Реактивные двигатели потребляли довольно много топлива и для сверхдальних вылетов не годились. Туполев решил спроектировать тяжелый бомбардировщик с использованием турбовинтовых двигателей, чтобы увеличить дальность, но менее скоростной.

В Куйбышевском ОКБ № 276 к 1950 году под руководством Николая Кузнецова, главного конструктора, на базе трофейного двигателя UМО-022 был создан экспериментальный вариант двигателя, который крайне заинтересовала Туполева. Для этого он лично отправился на переговоры с ними. В результате появилось уникальное решение – создать спарку из двух двигателей, оснастив планер стреловидным крылом. После определения облика нового бомбардировщика и силовой установки, Туполев снова встретился со Сталиным. В ходе встречи с главнокомандующим судьба будущего самолета под индексом 95 была решена положительно.

Главным конструктором по созданию Ту-95 стал Н.И. Базенков. В 1951 году получены технические требования к бомбардировщику, а также было организовано его эскизное проектирование. Первые два опытных самолета были построены на авиазаводе № 156 в Москве. В 1952 году в разобранном виде первый экземпляр для проведения заводских испытаний доставили в город Жуковский. В том же году был совершен первый полет. Опытной машиной «95-1» руководил летчик А.Д. Перелет. Прохождение испытаний было успешным и продолжалось до 1953 года. На 17-м вылете на борту загорелся третий двигатель. Противопожарная система с огнем справиться не сумела. Командир корабля приказал экипажу покинуть самолет, а сам повел борт назад в аэропорт. Однако примерно за 40 км самолет резко потерял высоту и упал практически в вертикальном положении. Выжили только 7 человек из 11 членов экипажа.

Второй опытный турбовинтовой экземпляр доводили примерно 2 года. Его оснастили новыми двигателями ТВ-12 (НК-12). Турбовинтовой самолет поднялся в воздух в 1955 году под управлением М.А. Нюхтикова. Легендарные летные испытания, продлившиеся 168 часов, спустя год успешно завершились. На вооружение ВВС СССР советский Ту-95 «Медведь» стал поставляться с 1956 года. В 1957 году выпустили первую модификацию Ту-95М. Серийное производство данных моделей осуществлял Куйбышевский авиационный завод, который до 1958 г. построил 50 самолетов Ту-95 и Ту-95М. Затем завод переоборудовали на изготовление ракетоносца Ту-95К, стратегический самолет выпускали до 1965-х годов. В 1970-х годах был построен стратегический самолет Ту-95 МС. Его серийная сборка началась в 1981 году на авиазаводе г. Куйбышев и продолжалась до 1992 г. Всего в России было выпущено 90 самолетов Ту-95МС.

Технические характеристики

Стратегический самолет Ту-95 имеет следующие технические характеристики:

  • Размах крыльев составляет 50 м.
  • Длина самолета составляет 46,17 м.
  • Высота самолета составляет 12,50 м.
  • Площадь крыла составляет 283.70 м2.
  • Масса пустого самолета составляет 83100 кг.
  • Максимальная взлетная масса составляет 172000 кг.
  • Максимальная масса топлива составляет 88700 кг.
  • Тип двигателя представляет 4 ТВД НК-12.
  • Тяга двигателя составляет 4х12000 кгс.
  • Максимальная скорость составляет 882 км/ч.
  • Крейсерская скорость составляет 720-750 км/ч.
  • Практическая дальность полета составляет 12100 км.
  • Практический потолок составляет 11900 м.
  • Экипаж составляет 8-9 человек.

Вооружение

Вооружение составляет 6 спаренных пушек АМ-23 калибра 23 мм, которые располагаются в 3 оборонительных установках: кормовой ДК-12, нижней ДТ-Н12, верхней ДТ-В12. Общий боезапас составляет 2500 выстрелов. Бомбардировщики могут поднимать примерно 12 тонн боевой нагрузки. Бомбардировщики могут брать с собой 1500-9000 кг свободнопадающих бомб, как ядерных, так и фугасных, которые подвешиваются в фюзеляжном отсеке.

Модификации

  • Ту-95 серийная модификация бомбардировщика с бомбовым вооружением.
  • Ту-95 заказ 244 – самолет Ту-95М серийный с увеличенным запасом топлива.
  • Ту-95A — стратегический бомбардировщик с ядерным оружием, термоизоляцией и системой обогрева бомбового отсека, светозащитными шторками и со специальной окраской.
  • Ту-95К – бомбардировщик со сверхзвуковыми крылатыми ракетами Х-20.
  • Ту-95У — учебная модификация Ту-95.
  • Ту-95КУ — учебная модификация Ту-95К.
  • Ту-96 — опытный образец стратегического высотного бомбардировщика, модификация Ту-95 с увеличенной площадью крыла и дополнительными турбовинтовыми двигателями ТВ-16.
  • Ту-95Н — самолет-носитель подвесного стратегического бомбардировщика РС конструкции КБ П. В. Цибина.
  • Ту-116 – переоборудованный серийный бомбардировщик Ту-95 в пассажирский дальний самолет.
  • Ту-95М — модификация стратегического бомбардировщика с использованием двигателей НК-12М.
  • Ту-95М-5 — носитель КР КСР-5, опытная машина.
  • Ту-95В — переоборудованный Ту-95 для испытаний термоядерной сверхмощной бомбы (50-100 Мт).
  • Ту-95КД – модификация Ту-95К с системой дозаправки в воздухе.
  • Ту-95РЦ — разведчик-целеуказатель для ВМФ.
  • Ту-95МР — стратегический разведчик.
  • Ту-95КМ — перевооруженный на КР Х-20М и модернизированный вариант бомбардировщика Ту-95КД.
  • Ту-95К-22 – носитель ракетного комплекса К-95-22 и КР Х-22.
  • Ту-95МС — носитель крылатых ракет Х-55.
  • Ту-95М-55 — летающая лаборатория для доводки комплекса Ту-95МС с крылатыми ракетами Х-55.
  • Ту-95ЛАЛ — летающая лаборатория по создания самолета с ядерной силовой установкой.
  • Ту-119 — летающая лаборатория (проект) с двумя штатными НК-12М и двумя ядерными экспериментальными силовыми установками.

Особенности конструкции

  1. Ту-95МС выполнен на основе Ту-142МК, представляет свободнонесущий цельнометаллический среднеплан с четырьмя турбовинтовыми двигателями, которые расположены в стреловидных крыльях. Каждый двигатель имеет по два металлических соосных четырехлопастных винта. У самолета есть электрическая система обогрева носков крыла, воздушных винтов, киля и стабилизатора. В средней части фюзеляжа находится грузовой отсек.
  2. Шасси самолета — трехопорное. Носовая опора убирается в нишу фюзеляжа, основные опоры — в крыльевые гондолы. Передняя опора имеет гидросистему с давлением 150 кг/см2, основные опоры оснащены электромеханизмами МПШ-18МТ.
  3. Экипаж находится в двух гермокабинах. Для членов экипажа катапультных кресел не предусмотрено. Экстренное покидание машины при необходимости выполняется через входной люк, который находится в нише опоры шасси.
  4. Конструкция винтов и высокая мощность двигателя обуславливает его невероятную шумность. Самолет Ту-95 относится к самым шумным самолетам в мире, его легко засекают даже гидроакустические системы подводных лодок, но при нанесении ядерных ракетных ударов это не критично.
  5. Самолет обладает системой автоматического запуска двигателей. Топливо располагается в 11 фюзеляжных и крыльевых кессонных мягких топливных баках. Использование на Ту-95 винтовой установки с КПД 82 % и экономичных ТВД позволило добиться весьма высоких показателей дальности полета, даже несмотря, что самолет имеет относительно низкое аэродинамическое качество конструкции.

Видео о Ту-95

militaryarms.ru

Стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95МС. - Российская авиация

Стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95МС.

Разработчик: ОКБ Туполева Страна: СССР Первый полет: 1979 г.

Еще на этапе проектирования самолета Ту-95 рассматривалась возможность использования его в качестве носителя управляемых снарядов класса «воздух-поверхность». 11 марта 1954 года вышло совместное партийно-правительственное постановление, в соответствии с которым ОКБ А.Н.Туполева поручалось разработать на базе бомбардировщика Ту-95М самолет-носитель Ту-95К для ракетного комплекса К-20. Сверхзвуковая крылатая ракета (КР) большой дальности Х-20, входящая в комплекс, разрабатывалась в ОКБ А.И.Микояна. Она размещалась под фюзеляжем самолета в полуутопленном положении и предназначалась для поражения как наземных, так и морских целей.

Первый опытный Ту-95К поднялся в воздух 1 января 1956 года, а 6 июня 1957 года с борта самолета-носителя был выполнен первый пуск КР Х-20. 9 сентября 1960 года комплекс К-20 был принят на вооружение. Несколько раньше, в марте 1958 года, в Куйбышеве начался серийный выпуск самолетов Ту-95К, продолжавшийся до 1962 года (построено 48 машин). В дальнейшем большинство этих самолетов было доработано в вариант Ту-95КД, сохранявшийся на вооружении до середины 80-х годов, после чего часть ракетоносцев переоборудовали в учебные Ту-95КУ, а остальные — утилизировали.

Подвеска под фюзеляжем самолета Ту-95К крупногабаритной ракеты привела к уменьшению дальности (по сравнению с бомбардировщиком Ту-95М) на 2000 км. В связи с этим в 1958 году было принято решение оснастить ракетоносцы системой дозаправки топливом в полете типа «шланг-конус», уже отработанной на стратегических бомбардировщиках М-4 ОКБ В.М.Мясищева. 5 июля 1961 года начались летные испытания самолета Ту-95КД, получившего штангу топливоприемника, установленную в носовой части фюзеляжа, а также централизованную систему наземной заправки топливом. В 1962 году начался серийный выпуск ракетоносцев Ту-95КД (до 1965 года построено 23 самолета). Часть Ту-95К также была доработана до уровня Ту-95КД.

В середине 60-х годов на ракетоносцах Ту-95К-20 и КД была проведена модернизация БРЭО, после чего этим самолетам было присвоено обозначение Ту-95КМ. Машины получили на вооружение усовершенствованную крылатую ракету Х-20М с максимальной дальностью пуска 600 км.

В 1963 году в ОКБ A.H.Туполева начались поисковые работы по оснащению Ту-95КМ ракетой нового поколения типа Х-22, имеющей автономную систему наведения и предназначенной для поражения авианосных ударных групп, а также стационарных береговых целей. По ряду причин работы затянулись, и первый переоборудованный самолет впервые поднялся в воздух лишь 30 октября 1973 года. В 1981 году с Ту-95К-22 начались боевые пуски ракет, а в 1987 году комплекс был официально принят на вооружение.

В начале 70-х годов на МКБ «Радуга» под руководством генерального конструктора И.С.Селезнева начались работы по созданию малогабаритных стратегических авиационных крылатых ракет Х-55. В качестве носителя нового оружия был предложен модернизированный вариант самолета Ту-142М, получивший обозначение Ту-142МС (в формировании концепции этого комплекса значительный вклад принадлежит ученым ЦАГИ). Первоначально Ту-142МС рассматривался в качестве альтернативы более сложному и дорогостоящему многорежимному бомбардировщику Ту-160, также оснащенному КР. В дальнейшем было принято решение продолжать работы по программам параллельно.

Первоначально предполагалось оборудовать самолет двумя грузоотсеками, каждый из которых должен был вмещать шесть КР на многопозиционных барабанных ПУ. Однако сложности с обеспечением приемлемой центровки, а также большой объем доработок заставили конструкторов ограничиться одним грузоотсеком на шесть ракет. Бомбардировщик получил, также, усовершенствованные, более экономичные двигатели НК-12МП с новым приводом более мощного генератора переменного тока. Переоборудование серийного самолета Ту-142М в вариант Ту-95М-55, предназначенный для отработки новых КР, началось в июле 1977 года и завершилось в июле 1978 года. 31 июля модернизированный самолет совершил первый полет. В дальнейшем он активно использовался для испытаний КР. В 1978 году на ММЗ «Опыт» приступили к переоборудованию еще одного Ту-142М в полноценный ракетоносец, оснащенный полным комплектом оборудования и вооружения. Работы были завершены в сентябре 1979 года. Самолет, получивший обозначение Ту-95МС, совершил первый полет в сентябре 1979 года, в 1981 году новый ракетоносец запустили в серию на Таганрогском авиационном заводе, а в 1983 году его производство было переведено в Куйбышев. Строились две модификации бомбардировщика-ракетоносца — Ту-95МС-6 с ракетным вооружением, размещенным в грузоотсеке и на двух подкрыльевых узлах внешней подвески (выпущен 31 самолет) и Ту-95МС-16 с четырьмя подкрыльевыми узлами подвески (57 самолетов). Последний имел ряд отличий, в частности, вместо двух пушек АМ-23 было установлено две двухствольные пушки ГШ-23Л, подверглось изменению кабинное приборное оборудование, улучшилась эргономика кабины и т.п. В дальнейшем, в соответствии с условиями российско-американских договоренностей по стратегическим наступательным вооружениям, все самолеты были стандартизованы под вооружение варианта Ту-95МС-6.

Серийное производство Ту-95МС продолжалось до начала 1992 года. В настоящее время в ВВС России имеется 28 самолетов Ту-95МС-6 и 35 Ту-95МС-16. Кроме того, 23 самолетами располагала украина (в 1998 году началась их утилизация). В 1989 году на серийных Ту-95МС было установлено 60 рекордов скорости и высоты полета с грузом. В 80-х годах в СССР были начаты работы по созданию стратегического бомбардировщика нового поколения, предназначенного для замены самолетов Ту-95МС. Однако распад Советского Союза, экономический кризис в России и обусловленное этим резкое сокращение оборонных расходов привели к замедлению работ по перевооружению Дальней авиации на новые образцы авиационной техники. В этих условиях на первое место выдвинулись задачи модернизации существующего самолетного парка ДА. В АНТК им.Туполева в настоящее время ведутся работы по созданию новой модификации самолета Ту-95, оснащенной усовершенствованным БРЭО и высокоточными стратегическими крылатыми ракетами нового поколения, способными нести как ядерные, так и обычные БЧ и поражать малоразмерные и площадные цели на дальности до 5000 км, а также тактическими КР. Модернизированный самолет сможет нести на внутренних и внешних узлах подвески восемь стратегических или 14 тактических ракет нового типа. Предполагается, что модернизированные бомбардировщики-ракетоносцы типа Ту-95 сохранятся на вооружении ВВС России до 2010-х годов.

Самолет Ту-95МС оснащен навигационно-прицельным комплексом с БРЛС «Обзор». На бомбардировщике-ракетоносце установлен бортовой комплекс обороны (БКО), включающий средства разведки, а также системы постановки активных и пассивных помех. В передней кабине Ту-95МС впереди размещены первый и второй пилоты, приборные панели которых снабжены обычными приборами с круговыми шкалами(основные приборы аналогичны Ту-22М3 и Ту-160).Управление осуществляется посредством штурвалов, каждый летчик имеет свои РУД(кроме того двигателями может управлять и бортинженер).По центру приборной доски расположена панель управления автопилотом. Между сиденьями летчиков начинается конвейер-транспортер, служащий для аварийного покидания самолета в воздухе. Непосредственно за пилотами расположен бортинженер(справа)и радиооператор(слева). За бортинженером находится небольшой камбуз с плитой, за радиооператором-химический туалет. Далее по левому борту располагается оператор вооружения, справа находится запасное откидное кресло. Непосредственно за входным люком спиной к летчикам сидит штурман.

Серийное производство приостановлено в 1992 году.

ЛТХ:

Модификация: Ту-95МСРазмах крыла, м: 50,05Длина самолета, м: 47,09Высота самолета, м: 13,20Площадь крыла, м2: 295,00Масса, кг-пустого самолета: 94400-максимальная взлетная: 187700Топливо, кг: 87000Тип двигателя: 4 х ТВД НК 12М (МВ)Мощность, л.с.: 4 х 15000Максимальная скорость, км/ч-на высоте: 830-у земли: 650Крейсерская скорость, км/ч: 710Практическая дальность, км: 10500Боевая дальность, км: 6500Практический потолок: 12000Экипаж, чел: 7Вооружение: 2 х 23-мм пушки ГШ-23 или ГШ-23ЛБоевая нагрузка: нормальная 9000 кг, максимальная — 20000 кг, в перегруз — 25000 кг: Ту-95МС оснащен барабанной многопозиционной пусковой установкой, рассчитанной на шесть малогабаритных дозвуковых крылатых ракет большой дальности Х-55 (дальность 2500 км). Под крылом на двух узлах внешней подвески самолета Ту-95МС-6 допускается размещение еще четырех ракет этого типа. На самолете Ту-95МС-16 под крылом на четырех узлах может подвешиваться десять Х-55 (в настоящее время в соответствии с российско-американской договоренностью все самолеты Ту-95МС несут ракетное вооружение только на внутренней подвеске). Допускается оснащение самолета и обычными свободно-падающими бомбами.

1.Первый опытный Ту-95МС.1.Первый опытный Ту-95МС.

Первый опытный Ту-95МС.

1а.Первый опытный Ту-95МС.1а.Первый опытный Ту-95МС.

Первый опытный Ту-95МС.

2.Ту-95МС на стоянке2.Ту-95МС на стоянке

Ту-95МС на стоянке.

2а.Ту-95МС САМАРА на авиавыставке.2а.Ту-95МС САМАРА на авиавыставке.

Ту-95МС «САМАРА» на авиасалоне.

3.Ту-95МС ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД на ВПП ЛИИ им.Громова3.Ту-95МС ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД на ВПП ЛИИ им.Громова

Ту-95МС «ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД» на ВПП ЛИИ им.М.М.Громова.

Two Tu-95 Bear bomber aircraft, center, and an AN-124 Condor transport aircraft of the Russian military, background, are parked on the flight line beside a B-52H Stratofortress aircraft of the 62nd Bombardment Squadron. The Russian planes are on base as part of an exchange program proposed by Air Force Chief of Staff Gen. Merrill A. McPeak.Two Tu-95 Bear bomber aircraft, center, and an AN-124 Condor transport aircraft of the Russian military, background, are parked on the flight line beside a B-52H Stratofortress aircraft of the 62nd Bombardment Squadron. The Russian planes are on base as part of an exchange program proposed by Air Force Chief of Staff Gen. Merrill A. McPeak.

Ту-95МС и Б-52 на авиасалоне в Ля Бурже.

5.Ту-95МС КРАСНОЯРСК готовится к взлёту.5.Ту-95МС КРАСНОЯРСК готовится к взлёту.

Ту-95МС «КРАСНОЯРСК» готовится к взлёту.

6.Ту-95МС в полёте.6.Ту-95МС в полёте.

Ту-95МС в полёте.

7.Ту-95МС в полете. 27.Ту-95МС в полете. 2

Ту-95МС в полёте.

8.Ту-95МС готовится к дозаправке.8.Ту-95МС готовится к дозаправке.

Ту-95МС готовится к дозаправке.

9.Ту-95МС проводит дозаправку от танкера Ил-78.9.Ту-95МС проводит дозаправку от танкера Ил-78.

Ту-95МС проводит дозаправку от танкера Ил-78.

10.Ту-95МС и F-15. 1 января 2007 г.10.Ту-95МС и F-15. 1 января 2007 г.

Ту-95МС «МОЗДОК» в полете. На переднем плане истребитель F-15. 1 января 2007 г.

Typhoon launches operationally for the first time Typhoon F2s took on their first operational duties on 29 June 2007, when they assumed responsibility for the Quick Reaction Alert (QRA) element of UK and NATO air defence in the southern part of the country at RAF Coningsby, Lincolnshire. Typhoons, the RAF’s newest fast jet aircraft, currently cover the UK Quick Reaction Alert (QRA) commitment together with Tornado F3 aircraft (which are based at RAF Leeming and RAF Leuchars). Over the next nine months, the Typhoons will progressively replace Tornado F3s, the aircraft which have performed this duty for many years. The first operational unit is Number 3 (Fighter) Squadron, which received its first Typhoon in March 2006, and is the lead squadron for developing RAF Typhoon air defence operations. 3(F) Squadron cover the QRA commitment with Typhoons from Number XI Squadron, which are also based at RAF Coningsby. QRA procedures entail aircraft being held at continuous ground readiness, so that they can take off within minutes - without pre-warning - to provide air defence. The photograph shows an RAF Typhoon from Number XI Squadron shadowing a Russian Bear-H aircraft over the North Atlantic Ocean ??????Typhoon launches operationally for the first time Typhoon F2s took on their first operational duties on 29 June 2007, when they assumed responsibility for the Quick Reaction Alert (QRA) element of UK and NATO air defence in the southern part of the country at RAF Coningsby, Lincolnshire. Typhoons, the RAF’s newest fast jet aircraft, currently cover the UK Quick Reaction Alert (QRA) commitment together with Tornado F3 aircraft (which are based at RAF Leeming and RAF Leuchars). Over the next nine months, the Typhoons will progressively replace Tornado F3s, the aircraft which have performed this duty for many years. The first operational unit is Number 3 (Fighter) Squadron, which received its first Typhoon in March 2006, and is the lead squadron for developing RAF Typhoon air defence operations. 3(F) Squadron cover the QRA commitment with Typhoons from Number XI Squadron, which are also based at RAF Coningsby. QRA procedures entail aircraft being held at continuous ground readiness, so that they can take off within minutes - without pre-warning - to provide air defence. The photograph shows an RAF Typhoon from Number XI Squadron shadowing a Russian Bear-H aircraft over the North Atlantic Ocean ??????

Ту-95МС в полете. На переднем плане истребитель EF-2000.

12.Ту-95МС заходит на посадку.12.Ту-95МС заходит на посадку.

Ту-95МС заходит на посадку.

13.Кабина Ту-95.13.Кабина Ту-95.

Кабина Ту-95МС.

Ту-95МС «САРАТОВ». Рисунок.

16.Проекции Ту-95МС. Рисунок 1.16.Проекции Ту-95МС. Рисунок 1.

Проекции Ту-95МС. Рисунок.

16а.Проекции Ту-95МС. Рисунок 2.16а.Проекции Ту-95МС. Рисунок 2.

Проекции Ту-95МС. Рисунок.

Ту-95МС. Схема.

18.Ту-95МС. Схема 2.18.Ту-95МС. Схема 2.

Ту-95МС. Схема.

.

.

Список источников:Владимир Ригмант. Под знаками «АНТ» и «ТУ».ОАО «Туполев» : От АНТ-1 до Ту-334.Техника и вооружение. Р.Ангельский. Средство доставки.Авиация и Космонавтика. Владимир Ригмант. Рождение Ту-95.Авиация и Время. Владимир Ригмант, Ефим Гордон. Цель- Америка.Авиация и Космонавтика. Владимир Ригмант. Ту-95.Крылья Родины. Николай Якубович. Межконтинентальный бомбардировщик: Еще раз о Ту-95 и его модификациях.Авиация и Время. Ту-95, постановка задачи.Крылья Родины. Дмитрий Антонов, Владимир Ригмант. Из досье русского «Медведя».Вестник Воздушного Флота. Владимир Ригмант. Туполевские «Ястребы».Роман Астахов. Русская Сила. Стратегический бомбардировщик и ракетоносец Ту-95.

xn--80aafy5bs.xn--p1ai

Бомбардировщик Ту‑95: тактико-технические характеристики. Справка

12:1619.08.2008

(обновлено: 08:55 30.01.2015)

25124193

Администрация Джорджа Буша недовольна полетами у границ США бомбардировщиков Ту-95 стратегической дальней авиации России и считает действия российской стороны "очень опасной игрой", заявила госсекретарь США Кондолиза Райс.

Администрация Джорджа Буша недовольна полетами у границ США бомбардировщиков Ту-95 стратегической дальней авиации России и считает действия российской стороны "очень опасной игрой", заявила госсекретарь США Кондолиза Райс.

Ту‑95 (по кодификации НАТО: Bear ‑ «Медведь») ‑ советский турбовинтовой стратегический бомбардировщик‑ракетоносец, один из самых быстрых винтовых самолетов. Предназначен для поражения крылатыми ракетами важных объектов в тылу противника в любое время суток и при любых погодных условиях. Проектировался в ОКБ А. Н. Туполева.

Первый полет опытного образца бомбардировщика «95‑1» состоялся 12 ноября 1952 года. В 1953 году, в 17‑м испытательном полете, самолет потерпел катастрофу. Второй образец бомбардировщика — «95‑2» — совершил первый полет 16 февраля 1955 года. В ходе государственных испытаний, проводившихся в 1955‑1956 годах, на этой машине при взлетной массе 167 200 кг была достигнута максимальная скорость 882 км/ч (рекордная для винтовых самолетов) и практическая дальность 15 040 км.

В августе 1955 года в Куйбышеве был построен первый серийный бомбардировщик Ту‑95. Ту‑95 пошли в серию с двигателями НК‑12, разработанными в КБ Куйбышевского моторного завода имени Фрунзе (ныне — ОАО «Моторостроитель»). Двигатель НК‑12 до сих пор остается самым мощным турбовинтовым двигателем в мире.

В 1956 году Ту‑95 был принят на вооружение частей дальней авиации.

Технические характеристики:

Размах крыла ‑ 50,04 м;

Длина ‑ 46,17 м;

Высота ‑ 12,5 м;

Площадь крыла ‑ 283,7 м2;

Масса пустого самолета ‑ 90000 кг;

Масса максимальная взлетная ‑ 172000 кг;

Максимальная скорость ‑ 920 км/ч;

Дальность полета ‑ 15400 км;

Практический потолок ‑ 12000 м;

Экипаж ‑ 8 человек.

Бомбовая нагрузка самолетов Ту‑95 может достигать 12000 кг. В фюзеляжном бомбовом отсеке могут размещаться свободнопадающие (в том числе ядерные) авиационные бомбы калибром до 9000 кг.

Ту‑95 послужил основой для множества модификаций, как опытных, так и выпускавшихся серийно. Костяк стратегической авиации России составляет Ту‑95МС, являющийся носителем крылатых ракет Х‑55. В модификации Ту‑96МС6 в бомбовом отсеке на многопозиционной пусковой установке барабанного типа размещается шесть таких ракет. В модификации Ту‑95МС16 в дополнение к внутрифюзеляжной пусковой установке, предусмотрена подвеска еще десяти ракет Х‑55 на четырех подкрыльевых держателях.

Оборонительное вооружение самолетов Ту‑95 состоит из 23‑мм авиационных пушек. На разных модификациях самолета их число варьируется от шести пушек АМ‑23 до двух пушек ГШ‑23.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

ria.ru