Бомбардировщики Ту-22М3 вернулись на авиабазу в Шайковку. Ту 22м3 шайковка


Причиной аварии Ту-22 в Шайковке стали проблемы с двигателем

причины аварии ту22 в шайковке

Стали известны подробности аварии сверхзвукового бомбардировщика Ту-22М3, произошедшей 14 сентября на военном аэродроме Шайковка в Калужской области. Самолет выкатился за пределы полосы из-за проблем с двигателем на взлете.

«В Шайковке во время взлета произошел отказ двигателя. При этом передняя стойка шасси уже находилась в воздухе. Экипажу пришлось совершить вынужденное торможение. Длины взлетно-посадочной полосы (ВВП) не хватило и самолет выкатился на грунт, где под собственной массой разрушилась передняя стойка шасси», — объяснил источник, знакомый с ситуацией. Протяженность ВВП в Шайковке составляет 3,6 км, а длина разбега Ту-22М3 превышает 2 км.

Слова источника подтвердил еще один специалист, обслуживающий бомбардировщики Ту-22М3. «За пределами взлетно-посадочной полосы – песок. Самолет провалился в него и сел на фюзеляж. Повреждена хвостовая балка, летать не будет», — сказал он.

Третий опрошенный специалист сообщил, что Ту-22М3 в Шайковке нередко выкатываются за пределы ВВП при посадке. «Объясняется это тем, что пилоты раньше времени отцепляют тормозной парашют», — сообщил источник.

По мнению пилота с 18-летним стажем Ивана Ветрова, командовавшего экипажами Ту-22М2 и Ту-22М3, самолет устарел. Установленный предприятием-изготовителем срок его эксплуатации – 25 лет.

«Сегодня самым молодым «тройкам» — по 26 лет, а недавно Казанский авиационный завод им. С.П. Горбунова продлил назначенный ресурс эксплуатации самолетам, прошедшим капитально-восстановительный ремонт, до 35 лет», — отметил Ветров.

Пилот объяснил продление срока службы отсутствием замены самолету и подчеркнул, что стратегические бомбардировщики Ту-95 и Ту-160 не могут заменить Ту-22М3, так как приспособлены для решения других задач. 

Заслуженный военный летчик СССР, Герой Советского Союза, бывший заместитель Главнокомандующего ВВС СССР, генерал-полковник авиации в отставке Василий Решетников рассказал, что в свои годы он лично принимал Ту-22М3 на вооружение дальней авиации СССР. 

«Самолеты серии Ту-22 утвердил лишь с четвертой его модернизации. Так, только Ту-22М3 с двигателями НК-25 поступили в дальнюю авиацию», – подчеркнул Решетников.

Инженер-исследователь ЦАГИ Николай Якубович пояснил, что серию модификаций Ту-22 довели до ума лишь в версии М3: «В ней самолет оснастили двигателями НК-25 с тяговооруженностью в 25 тонн каждый. Кроме того, в этой версии излечили «детские» болезни самолета».

Кроме того, он отметил, что Ту-22М3 на одном двигателе не взлетит и экипаж принял правильное решение совершить остановку. 

«Двигатели отказывают на любом самолете. Причиной отказа может стать попадание птиц или камней. Пилоты (Ту-22М3 в Шайковке – ред.) – молодцы, сделали все правильно и остались живы. Железо мы наклепаем, а летчиков воспитать сложно», — резюмировал генерал-майор авиации Александр Ахлюстин. 

Поделиться в соц. сетях

my-shaykovka.ru

Производство бомбардировщиков Ту-22М "перезапустят" | Шайковка

>

>

Производство бомбардировщиков Ту-22М “перезапустят”

Как стало известно, в Государственную Программу Вооружений на 2018-2027 год включено возобновление производства сверхзвуковых дальних бомбардировщиков Ту-22М. Новые бомбардировщики станут радикально модернизированной версией существующих бомбардировщиков Ту-22М3. Общая «схема» модернизации будет аналогична созданию нового бомбардировщика Ту-160М2 — от прежнего самолёта останется только планер.Ту-22М3 является одним из трёх типов бомбардировщиков в составе российской Дальней авиации (наряду со стратегическими бомбардировщиками Ту-95МС и сверхзвуковыми стратегическими бомбардировщиками Ту-160), единственным в мире сверхзвуковым дальним бомбардировщиком и одним из самых известных и узнаваемых самолётов ВВС России.Бомбардировщик Ту-22М3 предназначен для нанесения ракетных ударов по важнейшим государственным и военным объектам противника, а также для борьбы с крупными корабельными группировками противника, в условиях противодействия развитой системы ПВО. Однако к настоящему моменту данные бомбардировщики не в полной мере отвечают предъявляемым требованиям, в силу устаревания комплекса бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) и невозможности применять современные авиационные средства поражения, что резко ограничивает боевые возможности этих бомбардировщиков. С целью «поднятия» боевых возможностей самолётов, начиная с 2012 года проводится постепенный капитальный ремонт и модернизация строевых Ту-22М3 в вариант Ту-22М3М. Модернизация по данному вариант заключается в замене значительной части авионики, «адаптации» самолёта к применению новейшей сверхзвуковой противокорабельной ракете Х-32, а также установку системы высокоточного бомбометания СВП-24. Учитывая огромный ресурс планера бомбардировщиков такого класса, а также относительно «молодой» (по меркам современных бомбардировщиков) возраст (последний Ту-22М3 был произведён в 1993 году) данная модернизация позволит Ту-22М3 оставаться в строю ещё не одно десятилетие.Тем не менее, ещё одной проблемой является весьма малая численность Ту-22М3 в составе ВВС России. На момент распада СССР, советская Дальняя авиация имела 8 бомбардировочных полков, насчитывающих суммарно 210 Ту-22М2 и Ту-22М3, и ещё 7 полков бомбардировщиков Ту-22М2\М3 были в составе морской ракетоносной авиации ВМФ СССР. В следствии катастрофического снижения средств, выделяемых на содержание вооружённых сил в 1990-е годы, морская ракетоносная авиация уже к началу двухтысячных годов фактически перестала существовать (последние боеспособные Ту-22М3 морской авиации в 2011 году были переданы в состав Дальней авиации), а в Дальней авиации «выбивание» Ту-22М происходило также с пугающей быстротой. На текущий момент количество Ту-22М3 в строевых частях (52-й и 200-й тяжёлые бомбардировочные полки на авиабазах Шайковка и Белая соответственно) оценивается около 45 единиц, из них количество боеспособных самолётов — в 35-40 единиц. Ещё порядка 10 единиц Ту-22М3 находится в различных центрах боевого применения. В рамках Государственной Программы Вооружений предполагается модернизация 36 бомбардировщиков Ту-22М3 в вариант Ту-22М3М, что составляет большую часть строевых бомбардировщиков данного типа в ВВС России.Как стало известно, в рамках действующей Государственной Программы Вооружений (ГПВ) до 2020 года, была исследована возможность радикальной модернизации бомбардировщика Ту-22М3, аналогично модернизированному стратегическому бомбардировщику Ту-160, а ГПВ на 2018-2027 годы включено возобновление производства, уже глубоко модернизированных, бомбардировщиков. Какой индекс будет носить новая модификация бомбардировщика пока не сообщается.«Перезапуск» производства Ту-22М позволит не только увеличить их численность в составе Дальней Авиации, но и существенно расширить её боевые возможности и круг задач. Рассмотрим, что известно на данный момент об облике нового Ту-22М.Новый бомбардировщик фактически сохранит от существующих Ту-22М3 только планер, который будет модифицирован. Вероятно, новый Ту-22М будет иметь ещё больший ресурс планера и несколько изменённую внутреннюю компоновку.Вместо существующих двигателей НК-25 на новый Ту-22М будут установлены двигатели НК-32-02, как на новом стратегическом бомбардировщике Ту-160М. Двигатель НК-32-02 имеет такую же максимальную форсажную тягу, как и НК-25 — 25 000 кгс, однако отличается от него существенно меньшим расходом топлива. Существующие бомбардировщики Ту-22М3 имеют максимальную дальность полёта до 7 тысяч километров, а боевой радиус действия с двумя ПКР Х-22Н при полёте по смешанному высотному профилю на дозвуковой скорости порядка 2200 километров (при сверхзвуковой скорости радиус действия сокращается вдвое). Благодаря двигателям НК-32-02 дальность полёта нового бомбардировщика вырастет до 10 тысяч километров, что позволяет предположить увеличение радиуса действия на дозвуковой скорости не менее чем до 3-3,5 тысяч километров. Очевидно, что благодаря возросшей максимальной дальности полёта будет возможно увеличить дальность полёта на предельно малых высотах, а также продолжительность сверхзвукового «броска» к цели, что особенно актуально при преодолении рубежей обороны авианосных и корабельных многоцелевых ударных групп и прорыве наземной ПВО. Фактически, благодаря данным двигателям, новый бомбардировщик перейдёт в «разряд» стратегических бомбардировщиков.Новый бомбардировщик получит полностью новое и современное бортовое радиоэлектронное оборудование с высочайшей степенью автоматизации, что позволит сократить экипаж с 4 до 2 (!) человек. Как предполагается, комплекс БРЭО нового Ту-22М будет аналогичен БРЭО Ту-160М. Будет установлена выдвижная штанга для дозаправки в воздухе. На Ту-22М3 изначально устанавливалась данная штанга, однако согласно договору об ограничении стратегических вооружений ОСВ-2, подписанному СССР и США в 1979 году, штанги дозаправки на Ту-22М демонтированы. Отсутствие возможности дозаправки существенно ограничивает рубежи «досягаемости» бомбардировщиков. На новых Ту-22М «возвращение» штанги дозаправки позволит при необходимости задействовать их над большей частью территории Земного шара и существенно увеличить как рубежи их применения, так и спектр тактических приёмов.Новый Ту-22М получит возможность применения всего спектра новейших крылатых ракет, как стоящих на вооружении ВВС России, так и перспективных, а также применения прочих образцов российского авиационного высокоточного базирования. Как сообщается, новый Ту-22М сможет применять новейшие тяжёлые сверхзвуковые противокорабельные крылатые ракеты Х-32, крылатые ракеты Х-55, Х-555, Х-101\102, а также перспективные тактические авиационные крылатые ракеты Х-50 (по всей видимости данная ракета будет представлять собой аналог американской тактической КР AGM-158 JASSM-ER). Также, бомбардировщик будет способен применять новейшую гиперзвуковую ракету «Кинжал» (вероятно и в «противокорабельной» версии) и перспективные образцы гиперзвукового ракетного оружия. Многократно возрастут и возможности по поражению целей при бомбометании, как свободнопадающими, так и управляемыми бомбами.Как ожидается, первые прототипы новых Ту-22М будут построены Казанским авиационным заводом (где производится модернизация существующих Ту-22М3, а также модернизация и развёртывание производства стратегических бомбардировщиков Ту-160М2) на основе имеющихся на хранении ранее построенных планеров Ту-22М3. По предварительным данным новый опытный бомбардировщик совершит первый полёт в 2021 году, а ещё через 5 лет начато серийное производство с темпом 4-5 самолётов в год.Бомбардировщики Ту-22М очевидно, будут составлять основу Дальней Авиации ещё многие годы и десятилетия, оставаясь ярким и наглядным символом мощи ВВС России. Новые Ту-22М будут иметь невероятно широкий круг решаемых задач, и с смогут невероятно эффективностью применяться как в локальных, так и в крупномасштабных конфликтах.

Поделиться в соц. сетях

my-shaykovka.ru

В Шайковке Ту22-М3 выкатился за полосу

>

>

Подробности об инциденте с бомбардировщиком Ту22-М3

вОбщественная жизнь

ту22 выкатился за пределы полосы

14 сентября в Калужской области на авиабазе Шайковка самолет Ту-22М3 выкатился со взлетно-посадочной полосы, подломил стойки шасси и лег на брюхо. В результате инцидента разбился корпус воздушного судна. Снимки появились на просторах социальной сети «ВКонтакте». 

ту22 шайковкаПо предварительным данным, в результате инцидента экипаж самолета не пострадал. Отмечается, что у бомбардировщика серьезно повреждены хвостовая часть и левая плоскость фюзеляжа, а также что самолет уже не подлежит восстановлению.

В свою очередь в Министерстве Обороны уже прокомментировали информацию об инциденте:

«На аэродроме Шайковка (Калужская область) при выполнении руления самолет Ту-22М3 по техническим причинам выкатился за пределы ВПП. Самолет после проведения регламентных работ продолжит выполнять задачи по назначению», — сообщает Министерство.

Комиссия Воздушно-космических сил РФ проверяет факт инцидента.

Напомним, что ранее сообщалось что бомбардировщик Ту22-М3 упал во время проведения плановых полетов.

падение шайковка

Поделиться в соц. сетях

my-shaykovka.ru

Ту-22М3 – на пенсию ещё рано » Военное обозрение

26 марта 2016 года на «Военном обозрении» вышла публикация Кирилла Соколова (Фалкон): "Ту-22М3: пора на пенсию?". Хочу сказать сразу – я отношусь с большим уважением к Кириллу и к тому, что он счёл возможным опубликовать, пусть и достаточно спорную, но весьма интересную статью, по поводу которой при обсуждении было сломано немало копий. К сожалению, не все участники дискуссии оказались достаточно зрелыми, чтобы оставаться в рамках приличий и не скатываться в своих комментариях до прямых оскорблений автора и других посетителей сайта. На мой взгляд, любая публикация автора, в которой делается аргументированная попытка анализа по тому или иному вопросу, достойна уважения, вне зависимости от того, согласны вы с её содержанием или нет. Во всяком случае, каждый, кто зарегистрирован на «Военном обозрении», имеет возможность написать статью-ответ, в которой он может попытаться аргументировано опровергнуть доводы автора, более того, такие публикации приветствуются администрацией сайта.

Так, в недавнем прошлом Кирилл написал ответную статью: "F-15E против Су-34. Статья-ответ" на публикацию: "F-15E против Су-34. Кто лучше?", в которой изложил своё видение по данному вопросу. Открою небольшой секрет, надеюсь, Кирилл простит меня за это. Несмотря на обвинения в непрофессионализме, прозвучавших в адрес автора от некоторых читателей, Кирилл достаточно подкован в авиационной тематике. В своё время он закончил достаточно престижный «Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королёва (национальный исследовательский университет)».

И хотя моё базовое образование лежит в несколько иной плоскости, я попытаюсь поспорить с Кириллом относительно его видения перспектив российского дальнего бомбардировщика Ту-22М3. Начнем, пожалуй, по порядку…

Кирилл пишет:

«Теперь это истребители-бомбардировщики. Они могут эффективно поражать как наземные цели, так и постоять за себя. Снижение количества классических перехватчиков или истребителей началось активно с уходом со сцены СССР. Теперь в небе нет серьезных бойцов, поэтому современные машины стараются делать более универсальными. Например, F/A-18SH, F-16, F-35, F-15SE — все истребители-бомбардировщики. По своей сути, если грубо обобщать, то схожи они с Су-34, Миг-35».

Весьма спорная, на мой взгляд, мысль. Универсализация является во многом вынужденной мерой, вызванная желанием сэкономить средства на содержание парка боевых самолётов и подготовку пилотов. Эффективность действий многоцелевого истребителя при выполнении ударных задач вряд ли может сравниться с эффективностью специализированного фронтового бомбардировщика. Так, достаточно современный истребитель МиГ-35 никогда не превзойдёт по ударным возможностям старичка Су-24М. Более того, при выполнении ударных задач нагруженные «под завязку» бомбами, ракетами и подвесными топливными баками F/A-18SH, F-16, F-35, F-15SE не смогут на равных противостоять Су-27СМ, Су-35С и даже МиГ-31. Так же и наши фронтовые бомбардировщики Су-34 окажутся уязвимы для ракетных атак F-15С и F-22А. Сомнительно, что пара ракет с ТГС, подвешенных под истребитель-бомбардировщик для самообороны в ближнем бою, сможет что-либо изменить. Следует помнить, что современный воздушный бой становится всё более дистанционным, и побеждает в нём тот, кому удаётся увидеть противника раньше и раньше произвести прицельный пуск ракет. Другими словами, преимуществом при прочих равных условиях обладает тот, у кого более совершенные БРЛС и дальнобойнее ракеты. Этими преимуществами как раз обладают «серьёзные бойцы» - истребители завоевания превосходства в воздухе.

И ещё:

«Остался и отдельный класс более классических бомберов. Такие, как B-2, B-52, Ту-95, Ту-22М3, Ту-160 и т.д. Их основной недостаток заключается в том, что они не могут постоять за себя в воздушном бою, но есть и свои плюсы».

Плюсов, конечно, немало, основным, конечно, является возможность нанесения ударов обычными и ядерными боеприпасами на дальности, недоступной для тактической и палубной авиации, что, собственно, и является смыслом существования дальней бомбардировочной авиации. Дальние бомбардировщики являются чрезвычайно гибким средством вооруженной борьбы, при наличии соответствующей номенклатуры вооружения они способны выполнять самый широкий спектр задач, от сброса «чугуния» по площадям, до нанесения дистанционных ударов управляемыми высокоточными боеприпасами по наземным и морским целям. Мнение, что бомбардировщики можно полноценно заменить крылатыми и баллистическими ракетами, несостоятельно. В отличие от ракеты, дальний бомбардировщик способен нести боевое дежурство в воздухе, барражируя неподалёку от потенциальной цели. К тому же, отправленный в боевой вылет бомбардировщик всегда можно отозвать до сброса бомб в случае изменения ситуации, а вот с запущенной ракетой этот номер уже не пройдёт.

Не стоит думать, что «классические бомбёры» являются лёгкой добычей для истребителей. Конечно, тяжелым бомбардировщикам лучше всего с истребителями вообще не сталкиваться, но они не так уж и беззащитны. Помимо традиционного для отечественных бомбардировщиков пушечного оборонительного вооружения, все современные дальние бомбардировщики оснащены комплексами РЭП и автоматами отстрела тепловых и пассивных радиолокационных помех. Наведение оборонительной артустановки Ту-22М3 на цель осуществляется с помощью комбинированной радиолокационно-оптической аппаратуры, что позволяет своевременно обнаруживать цели в задней полусфере. Кроме того, в боекомплект управляемой кормовой пушечной установки УКУ-9А-502М с 23-мм пушкой ГШ-23М (темпом стрельбы до 4000 выст/мин.) входят специальные помеховые инфракрасные и противорадиолокационные снаряды.

Пушечная кормовая оборонительная установка бомбардировщика Ту-22М3

Бортовые комплексы постановки радиоэлектронных помех также способны доставить немало неприятностей противнику. Так, во второй половине 80-х бомбардировщики Ту-95МС с новой аппаратурой РЭП в нашей стране после ряда учений заслужили среди расчетов ПВО и пилотов истребителей-перехватчиков репутацию «несбиваемого» самолёта.

Конечно, за прошедшие годы многое изменилось, и истребительная авиация «вероятных партнёров» получила новые перехватчики с улучшенными РЛС и УР, а у нас из-за распада СССР и начавшегося «реформирования» экономики и вооруженных сил новые варианты Ту-22М4 и М5 так и не состоялись. Но и наши разработчики и промышленность, несмотря на многочисленные трудности, продемонстрировали способность создавать современные эффективные комплексы постановки помех. Вопрос, как всегда, упирается в финансы и политическую волю. Пускай не все, но хотя бы часть дальних бомбардировщиков Ту-22М3 вполне может быть оснащена современной аппаратурой радиоэлектронного противодействия, что позволило бы с большой долей вероятности отбиваться от одиночных перехватчиков.

Далее Кирилл пишет:

«Так зачем нам нужна дальняя авиация, когда весь запад от нее отказался? … в реальных боевых действиях Ту-22М3 с ракетой Х-22 особо не отметился. Дорогой уникальный ракетоносец в основном выполнял функции простого бомбовоза. Способность нести ФАБ скорее являлась приятным преимуществом, нежели основной задачей. Часто Ту-22М3 применяли в Афганистане, в местах, где фронтовым бомбардировщикам было тяжело дотянуться. Особенно следует отметить момент, когда Ту-22М3 «ровнял с землей» горы Афгана при выводе советских войск, прикрывая наши караваны. И все это время сложнейшую и интеллектуальную машину применяли в качестве развоза «чугунины». Следует также упомянуть о применении Ту-22М3 в Чечне, особо интересно, что он сбрасывал осветительные бомбы. Ну и, конечно, апогей — это применение Ту-22М3 в Грузии, что закончилось весьма печально».

По большому счёту Запад, а, точнее, США, никогда не отказывались от дальней (стратегической) авиации. Бомбардировщики, изначально созданные для доставки термоядерных бомб, в течение всего срока эксплуатации применялись в локальных конфликтах. Известно, что эксплуатация В-52Н продлена ещё как минимум на 15 лет, для «невидимок» В-2А разрабатываются новые виды боеприпасов, а В-1В, получивший весьма условный статус «не ядерного» бомбардировщика, активно используется в боевых действиях по всему миру. Понятно, что прямого аналога нашему Ту-22М3 на Западе нет и, скорей всего, никогда не будет. Но, что нам США и НАТО, почему мы должны ориентироваться на их взгляды и военную доктрину? «Бэкфайр» создавался не на пустом месте, до этого наши ВВС эксплуатировали Ту-16 и Ту-22, и военные чётко представляли себе, что они хотят получить.

Акцент, сделанный Кириллом на ракеты Х-22, вполне понятен. Безусловно, в данный момент ПКР Х-22 не соответствуют современным реалиям по помехозащищенности, а ЖРД, работающие на токсичном топливе и агрессивном окислителе, являются анахронизмом. С другой стороны, что мешает адаптировать для бомбардировщиков Ту-22М3 существующие современные крылатые ракеты, коих в нашей стране создано немало? Кроме того, ракеты никогда не были единственной «полезной нагрузкой» бомбардировщика, в состав вооружения Ту-22М3 входят также свободнопадающие бомбы и морские мины разных типов.

Конечно, с доставкой десятков тонн крупнокалиберных фугасок в Афганистан могли бы справиться и транспортные Ан-12, транспортники, кстати, тоже этим занимались, но не привлекать к участию в боевых действиях подготовленные экипажи бомбардировочных полков, пусть и для сброса «чугунины», было бы непростительной ошибкой. Это конечно не демонстрирует ущербность Ту-22М3 в роли банального бомбовоза, а, скорей наоборот, показывает его способность успешно выполнять весь круг задач.

Что касается Чечни, то там Ту-22М3, барражируя над линией боевого соприкосновения в ночное время, оказали неоценимую помощь нашим войскам, подсвечивая поле боя и окрестности осветительными бомбами. Понятно, что забивать «гвозди микроскопом» не самая благодарная задача. Вопрос в другом, виноват ли в этом самолёт или его экипаж, если вышестоящее командование ставит пред ними не свойственные задачи? В любом случае, бомбардировщики в очередной раз продемонстрировали способность успешно действовать в самых сложных условиях.

Во время российско-грузинского конфликта в августе 2008 года бомбардировщики Ту-22М3 наносили удары по базам грузинской армии, бомбили аэродромы и скопления войск противника. Один самолёт из состава 52-го тяжелобомбардировочного авиаполка, базирующегося на аэродроме Шайковка, ночью с 8 на 9 августа, на высоте примерно 6000 м был сбит поставленным из Украины ЗРК «Бук-М1». Обломки самолета, пораженного прямым попаданием зенитной ракеты, упали у деревни Карели, на территории, контролируемой в тот момент грузинскими войсками. Из четырех человек экипажа выжил только один - второй пилот майор Вячеслав Малков, он попал в плен. Командир экипажа подполковник Александр Ковенцов, а также майоры Виктор Прядкин и Игорь Нестеров погибли. Наиболее достоверной представляется информация о том, что сбитый Ту-22М3, замыкавший группу из 9 бомбардировщиков, помимо нанесения бомбового удара ещё и осуществлял фотоконтроль результатов бомбометания. Наличие ЗРК противника в этом районе не ожидалось.

Спутниковый снимок Google earth: воронки на аэродроме Копитнари, оставшиеся после налёта группы Ту-22М3

Справедливости ради стоит сказать, что причиной потери дальнего бомбардировщика ВВС России стали: неграмотное планирование боевого вылета, шаблонность действий, плохая разведка целей, отсутствие радиоэлектронного подавления РЛС и ЗРК противника. Что вовсе не говорит о том, что Ту-22М3 себя изжили и их пора отправить «на пенсию», в очередной раз «микроскоп» весьма бездарно использовали для заколачивания гвоздей.

Основными недостатками «Бэкфайров» Кириллу видится отсутствие на самолёте системы дозаправки в воздухе, которая была демонтирована со всех строевых бомбардировщиков этого типа согласно положению договора СНВ. И невозможность полёта на предельно малой высоте в автоматическом режиме. Однако дальности полёта Ту-22М3 оказалось вполне достаточно, чтобы бомбить позиции боевиков в Сирии, чего не могли сделать самолёты фронтовой авиации, действуя с территории России, а прорыв ПВО на ПМВ в основном зависит от уровня профессиональной подготовки экипажа. В прошлом гораздо менее приспособленные к маловысотным полётам бомбардировщики Ту-22Б, управляемые ливийскими и иракскими пилотами, неоднократно в ходе выполнения боевых заданий совершали броски на ПМВ, так что и для Ту-22М3 это не является непреодолимой задачей.

Безусловно, те же Ту-160 и, тем более, модернизированные Ту-160М обладают куда более высоким ударным потенциалом. Но беда в том, что «Белые лебеди» являются весьма редкими птицами в наших ВВС и используются для осуществления задач ядерного сдерживания. Сыпать с них «чугун» будет ещё менее рациональным, чем с Ту-22М3.

На мой взгляд, в отношении имеющихся Ту-22М3 следует применять принцип необходимой разумной достаточности. Производство этих бомбардировщиков прекратилось в 1992 году. С учётом того, что в 90-2000-е годы летали не очень много, и у значительной части машин сохранился весьма солидный ресурс. Безусловно, во многом устаревшее БРЭО требует замены. Но опыт модернизации части бомбардировщиков с установкой прицельно-навигационного комплекса СВП-24-22 продемонстрировал возможность существенного повышения боевого потенциала самолёта при относительно небольших затратах. Понятно, что замена двигателей НК-25 на более мощные и экономичные в ближайшее время не светит, как и установка системы дозаправки в воздухе. Но, как известно: «За неимением гербовой, пишем на простой», во всяком случае, дополнить номенклатуру вооружения прошедших модернизацию машин современными высокоточными средствами поражения вполне реально.

До боевого применения в Сирии многие западные эксперты достаточно критично высказывались в адрес «Бэкфайров». Однако после того, как бомбы с российских дальних бомбардировщиков посыпались на головы боевиков Исламского государства, тональность высказываний резко изменилась. По этому поводу в очередной раз даже выступил «авторитетный военный обозреватель» Дэйв Маджумдар.

Он отметил:

Ту-160 и Ту-95МС в первом боевом применении само собой "показали мощь", но большинство уничтоженных целей приходится именно на Ту-22М3. У США нет прямого аналога Ту-22М3, которому, к слову, уже почти три десятка лет. Ближайшими конкурентами можно назвать B-1B Lancer, преобразованный после окончания холодной войны в носителя тактического, а не ядерного оружия, а также списанный стратегический бомбардировщик FB-111.

Несколько лет назад китайские представители зондировали почву на предмет приобретения Ту-22М3 и пакета технической документации для их производства. К счастью, здравый смысл в этот раз победил, и очередная «выгодная сделка» с КНР не состоялась. Китайцев в прошлом много в чём обвиняли, в том числе в промышленном шпионаже и многочисленных случаях нелицензионного копирования образцов техники и вооружения. Но в отсутствии прагматизма и желании выбрасывать деньги на ветер – никогда. Сложно себе представить, чтобы китайские товарищи изъявили желание купить натурные образцы и чертежи заведомо устаревшего и не имеющего перспектив боевого самолёта.

Бомбардировщики Ту-22М3 до сих пор являются во многом уникальными машинами, способными выполнять как тактические, так и стратегические задачи. Будучи оснащёнными современными крылатыми ракетами, они могут стать эффективным средством нейтрализации американской ПРО в Румынии, Чехии и Польше. Не обладая межконтинентальной дальностью, бомбардировщики Ту-22М3 фактически способны выполнять стратегические задачи на европейском ТВД. Сам факт наличия в наших ВВС машин такого класса является мощным сдерживающим фактором. В случае необходимости никто не будет разбираться, насколько современен тот или иной самолёт, и к какому поколению он относится. Пилоты бомбардировщиков, безусловно, с честью выполнят свой воинский долг, даже если это будет полёт «в одну сторону».

Отдельно хочется сказать об относительно недавних событиях, про которые обычно не упоминают в наших СМИ. В 2011 году в России была ликвидирована Морская ракетоносная авиация (МРА). Как известно, основной задачей полков МРА, имевших на вооружении ракетоносцы Ту-22М3, была борьба с американскими авианосными группами. До 2011 года морские ракетоносцы базировались на Европейском севере и на Дальнем востоке. Все условно исправные (подготовленные к разовой перегонке) самолёты ВМФ в 2011 году переданы в состав Дальней авиации. Машины, имевшие мелкие неисправности, но неспособные подняться в воздух, были безжалостно «утилизированы», что, безусловно, является преступлением.

Убитые Ту-22М3 на аэродроме Воздвиженка под Уссурийском

В первую очередь это коснулось флотских Ту-22М3 на дальневосточных аэродромах Воздвиженка под Уссурийском и Каменный ручей недалеко от Ванино. После этого американские адмиралы, традиционно опасавшиеся наших морских ракетоносцев, вздохнули с облечением. Понятно, что такое решение не могло быть принято без ведома нашего высшего политического руководства. Порой можно услышать, дескать, это была вынужденная мера, обусловленная дефицитом финансов. Однако как раз в это время, в годы «подъёма с колен» и «возрождения былой мощи» наша страна тратила огромные средства на реализацию «имиджевых проектов» и возможности для содержания, ремонта и модернизации самолётов морской авиации в «сытые» 2000-е годы у нас имелись.

Спутниковый снимок Google earth: бомбардировщики Ту-22М3, ожидающие своей очереди на ремонт и модернизацию на аэродроме Оленья.

Сейчас аэродромами постоянного базирования дальних бомбардировщиков Ту-22М3 являются аэродромы Шайковка и Оленья в европейской части страны. Большая часть бывших морских ракетоносцев ожидает своей очереди на ремонт и модернизацию. Разговоры о том, что «в случае чего» эти машины отправятся на Дальний восток, чтобы отражать удары американских АУГ, не выдерживают критики. В составе вооружения Ту-22М3 в настоящее время нет эффективных противокорабельных ракет и подготовленных для решения данной задачи экипажей.

Так или иначе, особого выбора у нас нет. Последние события в мире демонстрируют, что тех, у кого нет способности себя защитить, в любой момент могут растерзать под предлогом защиты демократии и свободы. Предложение, высказанное Кириллом о необходимости скорейшего отказа от всех Ту-22М3, дабы средства, что расходуются на их содержание, пошли на разработку новых современных ударных авиационных комплексов, в данном случае видится ошибочным. Нашей стране неизбежно придётся тратить ресурсы, как на содержание существующего парка, так и на разработку новых бомбардировщиков. Прошли те времена, когда мы с лёгкостью отправляли на списание ещё вполне боеспособные крылатые машины. Вывод из состава ВВС примерно 40 дальних бомбардировщиков существенно ослабит наши и без того не слишком большие ударные возможности. В данной ситуации отказ пусть и от не самых новых дальних бомбардировщиков способен нанести серьёзный ущерб обороноспособности нашей страны.

По материалам:http://www.airwar.ru/enc/bomber/tu22m3.htmlhttp://rg.ru/2015/11/20/tuubiyza-site.html

topwar.ru

Работа ракетоносцев Ту-22М3. - Мгновения жизни

March 27th, 2016, 11:06 pm

Работа ракетоносцев Ту-22М3.

В марте этого года, мне повезло наблюдать взлеты дальних бомбардировщиков Ту-22М3. Они приземлялись в Толмачево по пути на Российско-Таджикистанские учения, и обратно. Многорежимный дальний ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3 предназначен для поражения важных целей на территории противника. 02Экипажи Ту-22М3 наносили удары 500-кг авиабомбами по условным базовым лагерям незаконных вооруженных формирований на полигонах в предгорьях Восточного Памира. 03Ту-22М3 - дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик, с изменяемой стреловидностью крыла от 20° до 65° Начало эксплуатации - 1983 год, принят на вооружение в марте 1989 г.Произведено 268 Ту-22М304В Толмачево самолеты прилетели с авиабазы «Шайковка», в Калужской области05Ту-22М3, (по кодификации НАТО “Backfire-С”)06По габаритам сопоставим с самой длиной версией Boeing-737-900, при этом, имея максимальный взлетный вес на 52 тонны больше!07Чуть крупнее. Сразу видно – серьезный аппарат.08Самолёт может нести три крылатые ракеты Х-22 с дальностью пуска до 500 км. 09Максимальная скорость: 2300 км/чДальность полета – до семи тысяч километров, боевой радиус: 2410 км.10Дальность полета, мощное вооружение, высокая скорость, делают Ту-22МЗ эффективным и относительно дешёвым средством борьбы с корабельными, в том числе и авианосными соединениями вероятных противников на морских и океанских просторах. 11Особенно, если сравнить стоимость корабельных комплексов со стоимостью авиационных комплексов, которые за один вылет смогут уничтожить кораблей на миллиарды долларов, при собственной стоимости на порядок ниже. 12Недаром этот класс отечественных самолётов, с лёгкой руки западных аналитиков, получил почётное звание «убийцы авианосцев».13Экипаж самолета 4 человека. Каждый член экипажа снабжен катапультным креслом КТ-1М с трехкаскадной парашютной системой ПС-Т, смонтированной в кресле.14Двигатели НК-25, Тяга одного двигателя на бесфорсажном режиме составляет 14300 кгс, на форсажном режиме — 25000 кгс. Это самые мощные двигатели, применяемые в отечественных самолетах.15В качестве альтернативы ракетам, самолет может нести свободнопадающие бомбы, или морские мины разного калибра (до 69 шт.), общей массой до 24 000 кг.г.16На самолёте имеется 9 групп баков с максимальной заправочной ёмкостью до 67 700 литров! (это больше стандартнрой железнодорожной цистерны!)17Когда он взлетает на форсажном режиме – под ногами дрожит земля! Грудная клетка вибрирует! Дух захватывает!18Нечасто можно встретить одновременно две легенды – Ту-22М3 и Ан-124 «Руслан», а в Толмачево – пожалуйста!19Приказ – на Запад! Взревели двигатели! Сердце мое горит! Я – бомбардировщик! Я – бомбардировщик! Ту –22 М3! Который там главный? Молись напоследок! Настал твой судный час! Дано мне право! Мне имя – «Бэкфайер»! Труб иерихонских глас!       Отрывок из стихотворения Виолетты Баша о Ту-22М320Первые версии Ту-22, за свой длинный и острый нос получили прозвище «Шило»21За взлетом «Туполей» наблюдали пассажиры Толмачево. Не заметить их вылет было просто невозможно!22Работая на форсаже, пара НК-25 издает такой грохот, что все просто трясется. Вот это мощь!23Еще один самолет (RF-94142 / 42) выруливает на исполнительный.24Какой-же он все-таки красивый. На фото видно – насколько большие у него двигатели.25Тепловые потоки от работающего двигателя создают позади самолета приличное марево.26А тут в мареве еще один борт. На корме - дистанционно управляемая пушечная установка с 23-мм пушкой ГШ-23М, с повышенным темпом стрельбы (до 4000 выст./мин.). А стрелка сзади, как в Ту-95, нет.27Глядя на влетающую машину становится понятно, почему НАТОвцы тали ему такое имя – «Обратный огонь». Наблюдая ночные взлеты Ту-22М3, на военных аэродромах, я видел, как из сопел вырываются языки пламени длиной метров по семь!28У меня к Ту-22 давняя любовь. Я родился и юность провел в 10 – 15 км. от авиабазы «Белая», где и тогда и сейчас базируется дальняя авиация.29Не смотря на светлое время суток, вырывающееся пламя хорошо заметно. 30Быстрый разгон!31И стремительный взлет!Как минимум два из тройки самолетов участвовала в операции против ИГИЛ в Сирии, что можно заметить по номеру самолета на официальном видео. Вот RF-94144.А тут засветился RF-94142 / 42   

Как и обещал – немного переговоров пилотов Ту-22М3 с авиадиспетчерами на посадке и взлете (большое спасибо ресурсу LiveATC):И для тех, у кого Flash Player не воспроизводится:

В гостях побывали борта RF-94142 / 42    RF-94138 / 43    RF-94144 / 16

Желаю летчикам удачных полетов и чистого неба! И прилетайте еще!

За техническое обеспечение спасибо Павлу Фоменко и компании "СпецСвязьБезопасность"

    

ivan-stalich.livejournal.com

Бомбардировщики Ту-22М3 вернулись на авиабазу в Шайковку

>

>

Бомбардировщики Ту-22М3 вернулись на авиабазу в Шайковку

Владимир Путин сообщил о завершении военной операции в Сирии и отдал приказ о выводе российских частей из арабской республики.

На аэродроме Шайковка приземлились 5 самолётов дальней авиации, бомбардировщики Ту-22М3. Это одни из самых грозных боевых машин способных выполнять любые задачи на расстоянии несколько тысяч километров от места постоянного базирования. Экипажи этих машин участвовали в уничтожении террористических группировок на территории сирийской арабской республики. За время участия ВКС в операции на территории сирийской арабской республики наша авиация выполнила около 7 тысяч вылетов. Уничтожено более 32 тысяч боевиков, сотни единиц техники. По словам командующего дальней авиации Сергея Кобылаша экипажи с задачей справились блестяще, но самое главное домой вернулись без потерь.

Перед тем как прибыть к месту дислокации экипажи дальних бомбардировщиков перебазировались в Северную Осетию и только после этого взяли курс домой.

Но вот самолеты благополучно приземлились на родном аэродроме. Калужская земля встретила летчиков холодным дождем и пронизывающим ветром. Но на это никто не обращал внимание. По лицам пилотов было видно — устали. Но эта усталость не могла стереть довольных улыбок. По традиции сослуживцы кинулись качать командиров экипажей. Командующий Дальней авиацией Сергей Кобылаш каждого члена экипажа поблагодарил за выполнение служебного долга. А тут появился и каравай — хлеб-соль. «Как вам вкус хлеба?» — спросил летчиков кто-то из журналистов. «Дома все вкусно», — был ответ. 

После бурной встречи начался официальный митинг, где также участвовали ветераны и представители движения «Юнармия». Командующий Дальней авиацией вручил членам экипажей награды. «Грамотное обслуживание и эффективное применение авиационной техники, а также соблюдение безопасности полетов позволили качественно выполнить задачи, поставленные в ходе контртеррористической операции в Сирии. Поздравляю личный состав с успешным выполнением боевых задач и возвращением на аэродром базирования», — сказал генерал. 

И, конечно, самое главное — встречи с родными. Семьи приехали на аэродром заранее. Два часа ожидания под проливным дождем, говорят, показались минутами — радость встречи смела все неудобства. Трогательные слова, улыбки, объятия и слезы на глазах женщин. «Вернулись» — слово, прозвучавшее, как только они увидали самолеты, кажется, так и повисло в воздухе. Сейчас лётчиков ждёт долгожданная встреча с родными и небольшой отдых после которого они вновь заступят на боевое дежурство.

Как встретила Шайковка своих героев смотрите в нашей группе Вконтакте: https://vk.com/myshaykovka

Поделиться в соц. сетях

my-shaykovka.ru

Сбитый ту 22 в Грузии

шайковка август 2008

Ранним утром 9 августа 2008 года в районе села Карбаули Сачхерского района Грузии(около 50 км к северо-западу от Гори) был сбит российский дальний бомбардировщик Ту-22М3 из состава 52-го гвардейского тяжелого бомбардировочного авиационного полка (аэродром Шайковка).

При выполнении несколькими Ту-22М3 полка ночного вылета на бомбардировку базы одной из пехотных бригад Грузии группа бомбардировщиков проследовала обратно тем же маршрутом, что и к цели, при этом, по неофициальным источникам, по неясной причине снизилась с высоты полета 12000 м до 4000 м. По данным анонимного российского военного источника, самолеты были обстреляны грузинским ЗРК «Оса-АК/АКМ». Попадание ракеты в бомбардировщик вызвало отказ ключевых систем самолета, он оказался обесточен.

Один из членов экипажа, второй пилот майор Вячеслав Малков, катапультировался и был взят в плен грузинами. При приземлении он получил компрессионный перелом трех позвонков и перелом руки, был помещен в поселковую больницу, а впоследствии переведен в Тбилисский госпиталь. 19 августа Малков был обменен на грузинских военнопленных.

Командир Ту-22М3 подполковник Александр Ковенцов катапультировался после Малкова и пропал без вести. Остатки его катапультного кресла были найдены, но он сам или его тело не обнаружены до сих пор. 

Спустя несколько недель после войны на территории Южной Осетии, в труднодоступной малонаселенной местности рядом с границей с Грузией, поисковой группой были найдены обломки упавшего самолета и в них тела остальных членов экипажа, майоров Виктора Прядкина (штурман) и Игоря Нестерова (оператор систем вооружения).

Спасибо нашим защитникам!

Поделиться в соц. сетях

my-shaykovka.ru