Новый "Белый лебедь". Первый шаг к бомбардировщику будущего. Ту 160 белый лебедь фото


Ту-160. Белый лебедь. Фото. Характеристики.

 

Работы по созданию самолета ТУ-160 "Белый лебедь" – ракетоносца сверхзвукового бомбардировщика дальней авиации начались в 1968 году ОКБ имени А.Н.Туполева. А в 1972 году был сделан аванпроект такого летательного аппарата с крылом непостоянной геометрии. В 1976 году проект модели Ту-160 был одобрен комиссией. Двигатель типа НК-32 специально для данной модели самолета был разработан ОКБ им. Кузнецова в 1977 году. 

 

Ту-160 Фото

 

Эти стратегические бомбардировщики по классификации НАТО называются «Черный Джек», а на сленге американцев – «дубинка» (Black Jack - избивать дубинкой). Но наши пилоты назвали их «Белыми лебедями» - и это очень похоже на правду. Сверхзвуковые Ту-160 красивы и изящны, даже обладая грозным вооружением и потрясающей мощью. Вооружением для них выбрали Х-55 - дозвуковые крылатые малогабаритные ракеты и Х-15 - аэробаллистические ракеты, которые разместили на многопозиционных установках под крыльями. 

Макет Ту-160 утвердили в конце 1977 года, и опытное производственное предприятие ММЗ «Опыт» (в г.Москве) начало сборку трех опытных самолетов. Казанское производство изготовило фюзеляжи, в Новосибирске сделали крыло и стабилизатор, в Воронеже – створки грузоотсеков, а в городе Горьком - опоры шасси. Сборка первой машины «70-01» завершилась в январе 1981 года в г. Жуковский.

Ту-160 с серийным «70-01» первый раз был опробован в воздухе в 1981 году 18 декабря. На государственных испытаниях, которые завершились в середине 1989 года, самолетом Ту-160 были выпущены четыре крылатых ракеты Х-55, как основное вооружение самолета. Максимальная скорость летательного аппарата при горизонтальном полете составила 2200 км/ч. Эту скорость для эксплуатации ограничили до 2000 км/ч – это было введено из-за условия лимита ресурса. Многим Ту-160 давали имена личные, как боевым кораблям. Первый Ту-160 назвали «Илья Муромец». 

  • Экипаж Ту-160: 4 человека.

  • Двигатели: (турбинные) четыре штуки НК - 32 ТРДДФ 4х14.000/25.000 кгс (тяга: рабочая / на форсаже).

  • Агрегат трехвальный, двухконтурный, с форсажной камерой. Его запуск происходит от воздушного стартера.

  • За левой опорой главного шасси располагается ВСУ – электрическая система управления двигателями, имеющая гидромеханическое дублирование

  • .Масса и нагрузки: взлетная нормальная – 267600 кг, самолета порожнего – 110000 кг, максимальная боевая – 40000 кг, топлива – 148000 кг.

  • Летные данные: 2000 км/ч - скорость полета на высоте, 1030 км/ч – полет у земли, от 260 до 300 км/ч - скорость посадочная, 16000 м - потолок для полета, 13200 км - практическая дальность, 10500 км - длительность полета при максимальной нагрузке.

 

Салон

Ту-160 - один из боевых самолетов СССР, о котором пресса узнала до его постройки, за несколько лет. В 1981 году 25 ноября летательный аппарат готовили к испытаниям в подмосковном г. Жуковском (Раменском). Машина стояла вместе с двумя Ту-144 и была сфотографирована пассажиром из самолета, садившегося на соседний аэродром Быково. С того момента бомбардировщик получил свое прозвище « Ram-P» (Ram – от Раменское) и НАТОвский код - «Black Jack». С таким именем миру представили самый тяжелый бомбовоз всех времен. 

На переговорах об ОСВ-2 в 70-х годах прошлого века Л.И.Брежнев сказал, что, в противовес американскому В-1, в СССР проектируется новый стратегический бомбардировщик. В прессе упомянули, что производить его будут на заводе в Казани.А что сегодня?

При распаде СССР Ту-160 были распределены между республиками. 19 из них достались Украине, авиаполк в Прилуках. Восемь были переданы в счет долгов за газ России, а оставшиеся попросту распилены. В Полтаве можно посетить последнего украинского «лебедя», превращенного в музей.

Ту-160В (Ту-161) – проект ракетоносца, имеющего в составе силовую установку, которая работает на жидком водороде. С учетом особенности топливной системы от базового варианта отличается размерами фюзеляжа. Сжиженный водород, который использовался в агрегатах двигателей как горючее, резервировался при температуре до -253 °C. Дополнительно оборудован гелиевой системой, которая отвечает за управление криогенными двигателями, и азотной – выполняет контроль вакуума в полостях теплоизоляции самолета.

  • Ту-160 НК-74 – модификация Ту-160, имеющая в составе более экономичные двухконтурные турбореактивные двигатели с форсажной камерой НК-74. Эти силовые установки по заказу собирались в г. Самара на СНТК им. Н.Д. Кузнецова. Применение данных авиамоторов позволило увеличить параметр дальности полета.

  • Ту-160П – модификация, представляющая собой тяжелый истребитель дальнего сопровождения, который мог нести на борту ракеты класса «воздух-воздух», имеющие среднюю и большую дальность действия.

  • Ту-160ПП – проект самолета радиоэлектронной борьбы. На данный момент имеется только макет в натуральную величину, определены характеристики нового самолета и состав аппаратуры.

  • Ту-160К – проект самолета, входящего в состав авиационно-ракетного комплекса «Кречет». Доведен до стадии готового эскизного проекта в КБ «Южное». Главным конструктором был В.Ф.Уткин. Работы над АРК «Кречет» проводились в 1983-1984 гг. с целью повышения эффективности и живучести баллистических ракет во время ядерного взрыва и для проверки энергетической функциональности самолета-носителя. Вооружен ракетой «Кречет-Р».

 

Это двухступенчатая малогабаритная МБР 4-го поколения. Она комплектовалась маршевыми твердотопливными двигателями на смесевом топливе. В режиме полета использовалось жидкое монотопливо. Грузоподъемность самолета-носителя Ту-160К составляла 50 т. Это значило, что модификация могла нести на борту две МБР «Кречет-Р» весом по 24,4 т каждая. С учетом дальности полета самолета Ту-160К его эффективное применение составляло в расстоянии до 10 тыс. км.

На стадии проекта завершилась разработка наземного оборудования для координации действий самолета в декабре 1984 г.

Система управления ракетами «Кречет-Р» автономная, инерциальная, с подключением к внешним источникам информации. Координаты и скорость ракеты поступали на борт самолета со спутника, а от астрокорректора уточнялись углы положения командных приборов. Первая ступень органов управления – это аэродинамические рули, вторая – управляющее поворотное сопло. МБР планировали оснастить разделяющими головными частями, имеющими индивидуальное наведение, и ГЧ, которые предназначались для прорыва вражеской ПРО. Работы над АРК «Кречет» были свернуты в середине 80-х годов ХХ века.

Ту-160СК − самолет, который предназначался для переноса трехступенчатой жидкостной системы «Бурлак», масса которой составляла 20 т. Согласно расчетам конструкторов на орбиту можно было вывести до 600-1100 кг груза, при этом доставка обойдется в 2-2,5 раза дешевле, нежели применяя ракеты-носители, имеющие аналогичную грузоподъемность. Пуск ракеты с Ту-160СК должен происходить на высотах 9000-14 000 м на скорости самолета от 850 до 1600 км/ч. Характеристики комплекса «Бурлак» должны были превосходить американский аналог дозвукового стартового комплекса, носителем которого был Boeing B-52, укомплектованный ракетой-носителем Pegasus. Назначение «Бурлака» − группировка спутников в случае массового поражения аэродромов. Разрабатывать комплекс начали в 1991 г., ввод в эксплуатацию был запланирован в 1998-2000 годах. В составе комплекса также должны были находиться станция наземного обслуживания и командно-измерительный пункт. Дальность полета Ту-160КС к месту пуска ракеты-носителя составляла 5000 км. 19.01.2000 между аэрокосмической корпорацией «Воздушный старт» и «ЦСКБ-Прогресс» в г. Самара подписаны нормативные документы о сотрудничестве в направлении создания авиаракетного комплекса «Воздушный старт».

Ту-160М – новейшая модернизация самолета Ту-160. В его состав входит новое вооружение и радиоэлектронное оборудование. Может нести на борту до 90 ОФАБ-500У массой по 500 кг каждая. Как считают эксперты, российский бомбардировщик-ракетоносец по многим показателям впереди британского аналога – истребителя Typhoon. Дальность полета отечественного самолета без дозаправки больше, чем у британца в 4 раза. Также Ту-160М способен нести на борту больше безъядерных ракет и авиабомб и имеет лучший показатель КПД двигателей.

Ту-160 Характеристики

Туполев Ту-160. Галерея.

 

 
Ту-160. Видео.

 

Военная авиация

Avia.pro

avia.pro

фото бомбардировщика Ту-160, описание самолёта.

Ту-160 «Белый лебедь» — дальний стратегический бомбардировщик России. Ту-160 имеет крыло изменяемой стреловидности, также это самый быстрый тяжёлый бомбардировщик, он способен развивать сверхзвуковую скорость.

Ту-160

Своё название «Белый лебедь» самолёт Ту-160 носит неофициально, так его называют лётчики.

Ту-160 – это также самый тяжёлый дальний бомбардировщик.

Ту-160

Разработка Ту-160 началась в СССР как ответ на создание американцами дальнего бомбардировщика B-1. В то время СССР сделал ставку на развитие ракетного вооружения и имел неплохую систему ракетно-ядерного сдерживания, но начал существенно отставать в области боевой авиации. А США сделали ставку на развитие стратегической авиации и технологическое отставание СССР постоянно нарастало.

18 декабря 1981 года бомбардировщик Ту-160 совершил свой первый полёт на аэродроме «Раменское». Самолет имел заводское обозначение: «изделие 70-01». Также в процессе первоначальных испытаний принимал участие и второй опытный образец – изделие «70-02», но он использовался во время статических испытаний, в лётной программе он участия не принимал.

У советских конструкторов уже был опыт разработки похожих самолётов, например пассажирский самолёт Ту-144 и бомбардировщик Ту-22М по конструкции имеют много общего с Ту-160. Этот опыт активно использовался при создании «Белого лебедя».

Производство Ту-160 началось в 1984 году на КАПО (Казанское Авиационное Производство). В этом же году в воздух поднялся первый серийный самолёт.

Изначально Ту-160 задумывался исключительно как тяжёлый ракетоносец. Его боевая функция заключалась в доставке крылатых ракет дальнего радиуса действия к месту пуска.

Ракеты Х-55СМ, которыми вооружён бомбардировщик, поражает цели по координатам, заранее заданным запрограммированным. Координаты вносятся в память ракеты перед вылетом бомбардировщика.

Ту-160 можно переоборудовать и он будет наносить удары свободноплавающими бомбами, в том числе ядерными, морскими минами или другими типами вооружения.

Сейчас разрабатываются высокоточные крылатые ракеты, которые существенно расширят боевые возможности Ту-160.

В 1992 году тогдашний президент РФ заявил о возможности прекращения производства бомбардировщика Ту-160 «Белый лебедь», при условии, что в США прекратится производство бомбардировщика B-2. Но этого не произошло, и самолёты Ту-160 продолжали производиться на Казанском заводе.

В 2008 году в состав ВВС РФ был передан последний самолёт Ту-160, он получил своё собственное имя «Виталий Копылов».

Кстати, обычно самолёты Ту-160 имеют свои собственные имена.

После распада СССР несколько самолётов Ту-160 достались Украине. Часть самолётов была передана России за счёт уплаты государственного долга, другая часть распилена по программе, финансируемой из США.

В составе ВВС России на начало 2013 года на вооружении находится 16 бомбардировщиков Ту-160 «Белый лебедь».

Самолёт Ту-160 «Белый лебедь»Самолёт Ту-160 «Белый лебедь» и иван-чай.

На фото самолёт «Белый лебедь».

Самолёт «Белый лебедь»Самолёт «Белый лебедь».

Смотрите другие фото Ту-160.

komotoz.ru

"Белый лебедь — 2". Чем обновленный Ту-160 превзойдет предшественника

18:5222.12.2017

(обновлено: 20:50 22.12.2017)

4977342510

МОСКВА, 22 дек — РИА Новости, Вадим Саранов. Сверхдальние ракеты, передовая система самообороны, современная авионика: в модернизированном стратегическом бомбардировщике Ту-160 М2 будут воплощены лучшие достижения российской оборонки. Как заявил в пятницу в интервью газете "Красная звезда" командующий дальней авиацией генерал-лейтенант Сергей Кобылаш, эффективность самолета будет в 2,5 раза выше, чем у его предшественника Ту-160. О том, какими дополнительными возможностями будет наделен обновленный "Белый лебедь", — в материале РИА Новости. 

Борьба за живучесть

"Современные методики расчета боевой эффективности исходят из количества самолетов, требуемого для решения той или иной боевой задачи, — рассказал РИА Новости исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев. — Расчеты могут производиться по ряду критериев: какую самолет может нести ракетно-бомбовую нагрузку, насколько он надежен, с какой эффективностью может применять оружие и какова степень его выживаемости при выполнении операции. То есть если до цели сможет долететь большее количество бортов, то боевая эффективность самолета будет выше".

Дальние бомбардировщики-ракетоносцы Ту-22М3. Архивное фотоДальняя авиация выполнила 17 полетов в стратегически важные районы за годВозможно, именно высокая выживаемость Ту-160М2 стала главным параметром его превосходства над Ту-160. Речь, конечно же, не идет об установке на самолетах мощного бронирования и турелей с шестиствольными пушками — живучесть будет определяться в первую очередь характеристиками вооружения. В частности, для Ту-160М2 разрабатывается дальнобойная  крылатая ракета Х-БД, дальность полета которой сможет достигать 5000 километров. Это позволит Ту-160М2 поражать цели, не входя в зону действия ПВО противника. Точные характеристики Х-БД неизвестны, есть данные, что длина ракеты будет составлять около 10 метров.

К перспективному оружию нового самолета относят и новейшие ракеты Х-50, дальность которых составит около 1500 километров. Всего же "Белый лебедь" сможет нести до 12 ракет во внутренних револьверных пусковых установках. В конструкции Х-50 будут применены технологии малозаметности, соответственно, чем больше ракет сможет успешно преодолеть систему ПВО противника, тем выше будет эффективность самого бомбардировщика.

Опытный образец самолета "Ту-160М2" во время выкатки на Казанском авиационном заводе имени С.П. Горбунова. 16 ноября 2017

Точность поражения целей повысят за счет нового бортового оборудования Ту-160М2. Его оснастят продвинутыми вычислительными системами, средствами контроля, бесплатформенной инерциальной навигацией и передовыми комплексами управления вооружением. Не остался без внимания и вопрос самообороны самолета. Как заявляют разработчики, машина будет оснащена принципиально новым оборонительным комплексом, который защитит ее от всех типов ракет. 

Опытный образец самолета Ту-160М2 во время выкатки на Казанском авиационном заводе имени С.П. Горбунова. 16 ноября 2017Весь парк ракетоносцев Ту-160 модернизируют в ближайшие годы"Что касается, например, вертолетной техники, то сегодня у нас есть серьезный набор ноу-хау, которые значительно повышают уровень защиты от ракет с радиолокационной, тепловой и комбинированной системами наведения, — говорит Олег Пантелеев. — Поэтому есть надежда, что будут созданы эффективные системы, которые смогут защищать и "стратегов". Но нужно понимать, что после этого появится новое поколение ракет — под них придется создавать другие системы защиты".

Надежность и универсальность

Одним из самых проблемных узлов Ту-160 традиционно считается двигатель НК-32. Несмотря на неплохие тяговые характеристики, он обладает достаточно скромным межремонтным ресурсом в 250 часов. Из-за этого обслуживание НК-32 не только выливается в копеечку Военно-воздушным силам, но и снижает боеготовность парка Ту-160: эти машины — слишком частые гости  на авиаремонтных заводах.

Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160

Ту-160М2 получит модернизированные двигатели НК-32 серии 02. Информация об агрегате в открытых источниках достаточно скудная. Известно, что усовершенствования коснулась в первую очередь систем управления силовой установки. Двигатель стал экономичнее, что позволит увеличить максимальную дальность полета на 1000 километров. Сегодня она составляет 14 тысяч километров, что на 450 километров превышает аналогичный показатель ближайшего американского конкурента Ту-160 — бомбардировщика B-1B. Что же касается межремонтного ресурса, то, как ожидается, он будет увеличен до 1000 часов.

Cтратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160Битва титанов. NI сравнил стратегические бомбардировщики Ту-160 и B-1BВ экспертной среде высказываются  мнения о том, что обновленный "Белый лебедь" станет эффективнее своего предшественника и за счет расширения спектра выполняемых им боевых задач. В частности, самолет может использоваться как истребитель. И эти предположения возникли не на пустом месте — в ходе создания Ту-160 отрабатывался вопрос о создании на базе машины тяжелого перехватчика, который получил наименование Ту-160П. Суперперехватчик планировали вооружить дальнобойными ракетами класса "воздух — воздух".

"Вопрос об использовании Ту-160 в качестве перехватчика неоднозначный, — считает Пантелеев. — С одной стороны, у такого самолета может быть очень большая дальность рубежа перехвата. С другой: на самолете придется размещать достаточно большой радар, который ему совершенно не нужен при выполнении основной задачи — нанесении ракетно-бомбовых ударов. Но в целом Ту-160 можно рассматривать как перспективную универсальную платформу".  

Стратегические бомбардировщики Ту-160 в цехе Казанского авиазавода

Кстати, идеи альтернативного применения Ту-160 не ограничились лишь проектом тяжелого истребителя. В 1980-х годах на базе машины разрабатывался носитель межконтинентальных баллистических ракет Ту-160К, в 1990-е "Белого лебедя" в рамках проекта "Бурлак" планировали использовать как платформу для запуска космических аппаратов. Также Ту-160 рассматривался в качестве самолета радиоэлектронной борьбы.

ria.ru

Самолёт «Белый лебедь»: фото самолёта «Белый лебедь».

«Белый лебедь» — неофициальное название бомбардировщика Ту-160. Это название самолёт носит неофициально, так его называют лётчики.

На фото самолёт «Белый лебедь».

Самолёт «Белый лебедь»Самолёт «Белый лебедь». Самолёт «Белый лебедь» Самолёт «Белый лебедь».

Ту-160 «Белый лебедь» — дальний стратегический бомбардировщик. «Белый лебедь» имеет крыло изменяемой стреловидности, также Ту-160 «Белый лебедь» самый быстрый бомбардировщик класса, Ту-160 даже способен развивать сверхзвуковую скорость.

Бомбардировщик Ту-160 в СССР начали создавать в ответ на разработки в США аналогичной машины. Американский аналогичный бомбардировщик B-1 был разработан в 1970-80-х годах прошлого века компанией Rockwell International.

Во время создания Ту-160 «Белый лебедь» в армии СССР сложилась ситуация, которая отражала политическую волю руководства страны, а именно перекос в сторону ракетного вооружения. СССР активно развивал ракетную составляющую и имел отличную систему ракетно-ядерного сдерживания. Но работы по развитию стратегической авиации практически не проводились. В результате чего США начал уходить далеко вперёд в области стратегической авиации.

В условиях холодной войны, когда вся планета смотрит на гонку капиталистической системы и коммунистической, СССР не мог позволить себе отставание в этой области.

Самолёт «Белый лебедь» совершил свой первый полёт 18 декабря 1981 года на аэродроме «Раменское». Хотя в то время ещё Ту-160 не насил это неформальное название.

Советские конструкторы уже создали пассажирский самолёт Ту-144 и дальний бомбардировщик Ту-22М, которые по конструкторским особенностям схожи с Ту-160, так что работы над самолётом «Белый лебедь» не нужно было начинать с ноля.

1984 год стал годом рождения нового самолёта, первый серийный «Белый лебедь», произведённый на КАПО (Казанское Авиационное Производство), поднялся в небо именно в 1984 году.

Хотя изначально самолёт «Белый лебедь» задумывался исключительно как ракетоносец, цель которого запустить ракеты с ядерными боеголовками, но по мере развития проекта самолём получил возможность сбрасывать бомбы и морские мины.

В 1992 году на высшем политическом уровне поднимался вопрос о взаимной остановке производства бомбардироващиков Ту-160 и B-2 в России и США. Но США отказались закрывать свой проект бомбардировщика невидимки.

Последний самолёт «Белый лебедь» был передан в состав ВВС России в 2008 году. Он, как и многие Ту-160, имеет собственное имя «Виталий Копылов».

Смотрите больше фото Ту-160.

Ту-160Ту-160

komotoz.ru

Новый "Белый лебедь". Первый шаг к бомбардировщику будущего

18:2517.05.2017

(обновлено: 10:00 18.05.2017)

688943949

МОСКВА, 17 мая — РИА Новости, Андрей Коц. Первый опытный образец модернизированного стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-160М2 появится уже в 2019 году. Об этом в среду сообщил журналистам генеральный директор ПАО "Туполев" Александр Конюхов. Работы по новому самолету в целом идут по плану, отметил он. Ранее президент Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь заявлял, что серийное производство этих машин планируется начать в 2021 году.

Стратегические бомбардировщики ТУ-160 в цехе Казанского авиазавода (КАПО имени С. П. Горбунова). На предприятии КАЗ им.С.П.Горбунова – филиале ПАО Туполев проводят капитальный ремонт трех самолетов Ту-160 по заказу министерства обороны РФ.Минобороны модернизирует все стратегические бомбардировщики Ту-160В перспективе Ту-160М2 дополнит уже имеющийся в составе ВКС флот Ту-160 и Ту-160М1. Новый самолет станет основой воздушного компонента российской "ядерной триады" — и останется ею как минимум до 2030 года. По мнению специалистов, очередная модификация всемирно известного "Белого лебедя" по своей эффективности превзойдет предыдущие варианты минимум в два раза. А опробованные на Ту-160М2 технологические решения будут использоваться при создании принципиально нового бомбардировщика — ПАК ДА (Перспективного авиационного комплекса дальней авиации).

Новая "начинка"

Оригинальный Ту-160 — уникальная машина, обладающая множеством титулов с приставкой "самый". Он считается самым крупным и мощным сверхзвуковым самолетом в истории авиации. Ту-160 обладает большей максимальной взлетной массой, чем любые его конкуренты — около 275 тонн. Наконец, среди всех существующих бомбардировщиков Ту-160 является самым быстрым. Он может развить скорость до 2200 километров в час, что сравнимо с характеристиками современных истребителей.

Стратегический бомбардировщик Ту-160

Однако свой первый полет Ту-160 совершил в далеком 1981 году. И если по своим летным характеристикам он все еще соответствует современным стандартам, то его бортовое оборудование нуждается в замене.

Cтратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 во время военного парада в ознаменование 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годовСмертоносный "Белый лебедь". NI оценил проект нового Ту-160"Последний серийный Ту-160 был собран в 2008 году, — напомнил РИА Новости военный эксперт Алексей Леонков. — С того времени элементная база продвинулась далеко вперед. Появилась более совершенная  авионика, стало больше цифровой аппаратуры, появились новые приборы, которые входят в прицельно-навигационный комплекс бомбардировщика. Разработаны и уже пошли в серию новые комплексы бортовой обороны. Противник тоже не сидел на месте и активно создавал средства поражения, которые стали гораздо "хитрее" тех, которым должны были противостоять оригинальные Ту-160. Наконец, изменится приборная панель у пилотов, появится новое нашлемное оборудование. В общем, если внешне "Белый лебедь" практически не изменится, то электронная "начинка" у него будет совсем другая".

Еще в декабре 2015 года руководство концерна "Радиоэлектронные технологии" (КРЭТ, входит в "Ростех") сообщило, что полный комплект бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) для Ту-160М2 будет готов к 2020 году. Как подчеркнули в КРЭТ, эта аппаратура будет устанавливаться не только на новые самолеты, но и на машины, уже стоящие на вооружении, в рамках масштабной модернизации. Отдельно отмечается, что Ту-160М2 получит современные топливомерно-расходомерные системы и новые двигатели НК-32 серии 2, что позволит увеличить время и дальность полета.

"Все эти меры направлены на то, чтобы сделать из Ту-160М2 более точный и современный стратегический инструмент наших сил ядерного сдерживания, — резюмировал Алексей Леонков. — Он будет обладать большим потенциалом для модернизации. На первое время Ту-160М2 вооружат уже имеющимися в войсках ударными системами.  Это крылатые ракеты класса "воздух-поверхность" Х-555, Х-101 и ее вариант с ядерной боеголовкой Х-102".

Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.

Вконтакте

Facebook

Одноклассники

Twitter

Whatsapp

Viber

Telegram

Самолеты Ty-160, Ту-95МС и Ту-22М3 сбросили ракеты на объекты ИГ в Сирии

Х-555 является глубокой модернизацией ракеты Х-55, принятой в эксплуатацию еще в 1983 году. Новое оружие обладает более совершенным комплексом управления, который позволяет ракете вносить коррективы в свой маршрут буквально на лету. Х-555 оснащается кассетной или осколочно-фугасно-зажигательной боевой частью и способна поразить цель на дальностях свыше 2000 километров. Х-101 является еще более мощным оружием и может уничтожить объект противника на удалении до 5500 километров. Обе ракеты прошли "боевое крещение" в Сирии: бомбардировщики Ту-160 и Ту-95 наносили ими удары по наиболее важным и хорошо укрепленным базам террористов. Опыт, полученный нашими летчиками на этой войне, будет учтен при создании нового самолета.

Не конкуренты

Танки Армата. Архивное фотоБольше "Армат", меньше кораблей: подробности новой госпрограммы вооруженийРяд экспертов, впрочем, полагают, что концентрация средств и усилий на Ту-160М2 серьезно "сдвинет вправо" проект ПАК ДА — бомбардировщика нового поколения. Главный редактор журнала "Экспорт вооружений" Андрей Фролов сообщил РИА Новости, что вряд ли появления этой машины стоит ждать в рамках грядущей Госпрограммы вооружений на 2018-2025 годы. Он подчеркнул, что даже очень богатые страны не могут позволить себе разработку двух стратегических бомбардировщиков одновременно. В то же время Алексей Леонков подчеркнул, что Ту-160М2 не является конкурентом ПАК ДА, а будет играть роль "промежуточной стадии".

"У нас давно назрела проблема замены стратегических бомбардировщиков Ту-95, — пояснил эксперт. — Это хорошие машины, но срок их службы ограничен, и вечно продлять его не получится. Постепенно их будут выводить из эксплуатации. Роль Ту-160М2 — своевременно занять нишу этих самолетов. Если этого не сделать, боевые возможности нашей стратегической авиации серьезно просядут. Сейчас у нас на вооружении стоят 16 бомбардировщиков Ту-160 и Ту-160М1. По-хорошему, нужно еще не менее 30 новых Ту-160М2, чтобы заменить Ту-95. Это не быстрый процесс — программа будет рассчитана на пять-десять лет минимум. Когда ПАК ДА будет доведен до ума, как раз возникнет необходимость замены самых ранних Ту-160 на новые машины. Этот процесс, повторюсь, постепенный".

Тем не менее, прогресс в создании бомбардировщика будущего уже есть. В начале мая генеральный конструктор Объединенной авиастроительной корпорации Сергей Коротков сообщил, что уже готова подробная цифровая модель ПАК ДА. Кроме того, сообщалось, что компания "Туполев" завершила полноразмерный макет бомбардировщика. Это означает, что по меньшей мере внешний облик машины и ее габариты уже утверждены. О боевых возможностях ПАК ДА, его БРЭО и вооружении пока приходится только гадать.

Бомбардировщик B-2

Предполагается, что ПАК ДА будет выполнен по схеме "летающее крыло" на манер американских стратегических бомбардировщиков B-2 Spirit. В конструкции самолета планируют активно использовать композитные и радиопоглощающие материалы, что позволит снизить его заметность для радаров противника и уменьшит общий вес машины. Сообщалось, что ПАК ДА получит принципиально новый двигатель, но пока неясно, какой — до сих пор неизвестно, будет ли самолет сверхзвуковым.

 

ria.ru

Ту-160 от doc за 30 декабря 2015 на Fishki.net

На начальном этапе работ по самолету тему курировал А.А.Туполев, а с 1975 г. главным конструктором бомбардировщика назначили В.И.Близнюка, который активно участвовал в создании Ту-22 и Ту-144. Его заместителями стали Л.Н.Базенков и А.Л.Пухов. Большую работу по тематике Ту-160 провели: начальник летно-испытательной базы В.Т.Климов (ныне - генеральный директор АНТК им.А.Н.Туполева), инженер по проведению испытаний А.К.Ящуков, главный инженер опытного завода ОКБ в Москве А.Можейков, директор авиазавода в Казани В.Копылов. Огромный вклад в создание изделия «70» внесли ЛИИ, НИАС, ВИАМ, НИАТ, объединения «Труд», «Радуга», «Электроавтоматика», МИЭА и другие отраслевые институты и предприятия (всего более 800 организаций).

Защита эскизного проекта состоялась в середине 1976 г., после чего началась постройка макета бомбардировщика. На этом этапе заявлялись следующие характеристики:

- дальность без дозаправки с нагрузкой 9 т - 14000-16000 км;

- максимальная высота полета - 18000-20000 м;

- максимальная бомбовая нагрузка - 40000 кг;

- максимальная масса топлива - 162200 кг.

В качестве основного ракетного вооружения Ту-160 предполагались две ракеты большой дальности Х-45 (по одной в каждом грузоотсеке) либо 24 ракеты малой дальности Х-15 (по 6 на каждой из четырех револьверных установок МКУ-6-1). Эти варианты вооружения и определили габариты грузоотсеков, причем главную роль сыграли большие размеры Х-45 (длина - 10,8 м, высота в сложенной конфигурации - 1,92 м, стартовая масса - 4500 кг, дальность - 1000 км, скорость - 9000 км/ч). Объем каждого из грузоотсеков (43 куб.м) получился в точности равен объему грузоотсека Ту-95.

По иронии судьбы от применения Х-45 отказались уже на этапе макета, отдав вслед за США предпочтение новому оружию - крылатым ракетам. Такая ракета Х-55 имела большую, чем Х-15, длину, что потребовало создания новой револьверной установки МКУ-6-5У.

В конце 1977 г. был утвержден макет Ту-160, и в Москве при широкой кооперации с Казанью началась постройка трех прототипов. Первый из них, обозначенный «70-01», предназначался для летных испытаний, но не оснащался бортовым оборудованием в полном объеме. Самолет «70-02» служил для статиспытаний, а «70-03» стал практически полным аналогом серийной машины.

fishki.net

Ту - 160. Крылатая гордость России

Кому суждено ползать, летать не может (с). Ну ничего. Однако, самолеты восхитительны, особенно боевые. В них сочетается прелесь и тяга к оружию и бесконечное непонимание душой, как такая масса может так грациозно летать ! Предлагаю посмотреть интересные фотографии и узнать что то новое о гордости советской/россйской авиации.

Ту-160 (по классификации НАТО Blackjack) – сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец, обладающий крылом изменяемой стреловидности, создан ОКБ Туполева в 1980-х годах. Состоит на вооружении, начиная с 1987 года. В составе ВВС России в настоящее время находится 16 стратегических ракетоносцев Ту-160. Данный самолет является самым большим в истории военной авиации сверхзвуковым самолётом и самолётом с крылом изменяемой геометрии, а также самым тяжелым среди всех боевых самолетов мира. Ту-160 обладает крупнейшей среди всех существующих бомбардировщиков максимальной взлётной массой. Среди российских пилотов самолет имеет прозвище «Белый лебедь».

Работы над созданием стратегического бомбардировщика нового поколения были начаты в ОКБ А. Н. Туполева в 1968 году. В 1972 году проект многорежимного бомбардировщика, обладающего крылом изменяемой стреловидности, был готов, в 1976 году прошла эскизная защита проекта Ту-160, а уже в 1977 году ОКБ им. Кузнецова начало работы над созданием двигателей для нового самолета. Первоначально его собирались вооружить высокоскоростными ракетами Х-45, но в дальнейшем от этой идеи отказались, отдав предпочтение малогабаритным дозвуковым крылатым ракетам типа Х-55, а также аэробаллистическим гиперзвуковым ракетам Х-15, которые размещались на многопозиционных пусковых установках внутри корпуса.

Первый самолет.

Толчком к разработке проекта нового стратегического бомбардировщика послужило начало работ в США над проектом будущего В-1.К проектированию самолета приступили два авиационных конструкторских бюро: ОКБ П.О.Сухого (Московский машиностроительный завод "Кулон") и только что восстановленное ОКБ В.М.Мясищева (ЭМЗ - Экспериментальный машиностроительный завод, расположенный в г. Жуковском). ОКБ А.Н.Туполева (Московский машиностроительный завод "Опыт") было загружено другими темами и, скорее всего, по этой причине к работе по новому стратегическому бомбардировщику на этом этапе не привлекалось.

1297990893_kabina-pilotov2

Был объявлен конкурс. К началу 70-х годов оба коллектива, основываясь на требованиях полученного задания и предварительных тактико-технических требованиях ВВС, подготовили свои проекты. Оба конструкторских бюро предлагали четырехдвигательные самолеты с крылом изменяемой стреловидности, но совершенно разных схем.М-18 ОКБ Мясищева признан победителем в конкурсе 1972 года.

Однако, это ОКБ (только что возрождённое) не имело своей производственной базы и воплощать в металл самолёт было негде. ОКБ Сухога специализировалось на истребителях и фронтовых бомбардировщиках. После череды интриг на правительственном уровне строить стратегический бомбардировщик поручили Туполеву, в конструкторское бюро которого передали проектную документацию из ОКБ Мясищева и Сухого

Менялись и ТТЗ на самолёт, т.к. в то время интенсивно шли переговоры по ОСВ (ограничение стратегических вооружений). В семидесятых годах появилось новое оружие - крылатые низко высотные ракеты большой дальности (свыше 2500 км), летящие с огибанием рельефа местности. Это в корне изменило стратегию использования стратегических бомбардировщиков.

Натурный макет нового бомбардировщика был утвержден в 1977 году. В этом же году на опытном производстве ММЗ «Опыт» в Москве приступили к сборке партии из 3-х опытных машин. Крыло и стабилизаторы для них производились в Новосибирске, фюзеляж изготавливался в Казани, опоры шасси – в Горьком. Окончательная сборка первой опытной машины была произведена в январе 1981 года, самолеты Ту-160 с номерами «70-1» и «70-3» предназначались для проведения летных испытаний, а самолет с номером «70-02» для статичных испытаний.

18 декабря 1981 года состоялся первый полет многорежимного стратегического бомбардировщика ТУ-160.

Первый полет самолет с заводским номером «70-01» состоялся 18 декабря 1981 года (командиром экипажа был Б. И. Веремей), а 6 октября 1984 года в воздух поднялась машина с заводским номером «70-03», которая уже имела полный комплект оборудования серийного бомбардировщика. Еще через 2 года, 15 августа 1986 года ворота сборочного цеха в Казани покинул 4-й серийный бомбардировщик, который стал первым строевым. Всего же в выполнении летных испытаний было задействовано 8 самолетов двух опытных серий.

В ходе проведения госиспытаний, которые были завершены в середине 1989 года, с борта бомбардировщика-ракетоносца было произведено 4 успешных пуска крылатых ракет Х-55, которые были основным оружием машины. Также была достигнута максимальная скорость горизонтального полета, составившая без малого 2200 км/ч. При этом в ходе эксплуатации скоростной порог решили ограничить скоростью в 2000 км/ч, что в основном было обусловлено сохранением ресурса двигательной установки и планера.Кликабельно

Первые 2 опытных стратегических бомбардировщика Ту-160 были включены в состав строевой части ВВС 17 апреля 1987 года. После распада СССР практически все имеющиеся на тот момент серийные машины (19 бомбардировщиков) остались на территории Украины, на авиабазе в городе Прилуки. В 1992 году бомбардировщики данного типа начинают поступать на вооружение 1-го ТБАП ВВС России, который базировался в Энгельсе. К концу 1999 года на данной авиабазе находилось 6 самолетов Ту-160, еще часть машины находилась в Казани (в стадии сборки) и на аэродроме в Жуковском. В настоящее время большая часть российских Ту-160 носят индивидуальные названия. К примеру, в составе ВВС имеются самолеты «Илья Муромец» (такое имя носил первый в мире тяжелый бомбардировщик, который был построен в России в 1913 году), «Михаил Громов», «Иван Ярыгин», «Василий Решетников».Кликабельно 1920 рх

Высокие характеристики российского стратегического бомбардировщика были подтверждены установлением 44 мировых рекордов. В частности, с полезной нагрузкой в 30 тонн самолет совершил полет по замкнутому маршруту протяженностью в 1000 км. со скоростью 1720 км/ч. А в полете на дальность в 2000 км., имея взлетную массу в 275 тонн самолет смог достичь средней скорости 1678 км/ч, а также высота полета в 11 250 м.

tupolev_tu_160_1920x1200Кликабельно 1920 рх, кому на обои ....

В ходе серийного изготовления бомбардировщик подвергался ряду усовершенствований, которые обуславливались опытом его эксплуатации. К примеру, было увеличено число створок для подпитки двигателей самолета, что позволило увеличить устойчивость ТРДДФ (двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой) и упростить их управляемость. Замена ряда элементов конструкции с металлических на углепластиковые позволила в некоторой мере снизить массу самолета. Люки оператора и штурмана были оснащены перископами заднего обзора, также было доработано программное обеспечение и внесены изменения в гидросистему.

В рамках реализации многоэтапной программы по снижению радиолокационной заметности на каналы воздухозаборников и обечайки было нанесено специальное графитовое радиопоглощающее покрытие, также радиопоглощающей краской был покрыт и нос самолета. Удалось реализовать меры по экранированию двигателей. Введение в остекление кабины сетчатых фильтров позволило устранить переотражение радиолокационного излучения от ее внутренних поверхностей.

На сегодняшний день стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 является наиболее мощной боевой машиной в мире. По составу вооружения и своим основным характеристикам он существенно превосходит американский аналог – многорежимный стратегический бомбардировщик В-1В «Лансер». Предполагается, что дальнейшее проведение работ по совершенствованию Ту-160, в частности расширение и обновление состава вооружения, а также установка нового БРЭО, сможет еще больше увеличить его потенциал.

Бомбардировщик Ту-160 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с изменяемой геометрией крыла. Особенностью конструкции планера самолета является интегральная схема аэродинамической компоновки, согласно которой неподвижная часть крыла образует с фюзеляжем единое целое. Такое решение позволило наилучшим образом использовать внутренние объемы планера для размещения топлива, грузов, различного оборудования, а также снизить количество конструктивных стыков, что привело к снижению массы конструкции.

Планер бомбардировщика производится в основном из сплавов алюминия  (В-95 и АК-4, термообработанных для увеличения ресурса). Консоли крыла изготавливаются из титановых и высокопрочных алюминиевых сплавов и пристыковываются к шарнирам, позволяющим изменять стреловидность крыла в диапазоне от 20 до 65 градусов. Доля титановых сплавов в массе планера бомбардировщика равняется 20%, также используются стеклопластики, широко применяются клееные трехслойные конструкции.

Экипаж бомбардировщика, состоящий из 4-х человек, располагается в единой просторной герметичной кабине. В передней ее части установлены кресла первого и второго пилотов, а также штурмана-оператора и штурмана. Все члены экипажа размещаются в катапультируемых креслах К-36ДМ. Для повышения работоспособности операторов и летчиков во время совершения длительного полета, спинки кресел оснащены подушками с пульсирующим воздухом для массажа. В задней части кабины пилотов располагается малогабаритная кухня, откидная койка для отдыха и туалет. Самолеты поздних моделей выпуска оснащались встроенным трапом.

Шасси самолета трехопорное с 2-мя управляемыми колесами передней опоры. Основные опоры шасси имеют качающуюся амортизационную стойку и находятся за центром массы бомбардировщика. Они имеют пневматические амортизаторы и трехосные тележки по 6 колес. Шасси убирается в небольшие ниши в фюзеляже назад по полету бомбардировщика. Щитки и аэродинамические дефлекторы, предназначенные для прижатия воздуха к ВПП, отвечают за защиту воздухозаборников двигателей от попадания в них грязи и осадков.

Силовая установка Ту-160 включает в себя 4 двухконтурных турбореактивных двигателя с форсажной камерой НК-32 (созданы ОКБ Н. Д. Кузнецова). Двигатели серийно производятся в Самаре с 1986 года, до середины 1990-х годов они не имели аналогов в мире. НК-32 – один из первых в мире серийных двигателей, при проектировании которого были приняты меры по уменьшению ИК и радиолокационной заметности. Двигатели самолета расположены попарно в мотогондолах и разделены между собой специальными противопожарными перегородками. Двигатели функционируют независимо друг от друга. Для реализации автономного энергоснабжения на Ту-160 была установлена также отдельная вспомогательная газотурбинная силовая установка.

Кликабельно 2200 рх

Бомбардировщик Ту-160 оснащается прицельно-навигационным комплексом ПРНК, состоящим из оптоэлектронного бомбардировочного прицела, обзорно-прицельной РЛС, ИНС, СНС, астрокорректором и бортовым комплексом обороны «Байкал» (контейнеры с дипольными отражателями и ИК-ловушками, теплопеленгатор). Также имеется многоканальный цифровой комплекс связи, который сопряжен со спутниковыми системами. В БРЭО бомбардировщика задействовано более 100 специальных ЭВМ.

Бортовой комплекс обороны стратегического бомбардировщика гарантирует обнаружение и классификацию РЛС системы ПВО противника, определение их координат и последующее их дезориентирование ложными целями, либо подавление мощными активными помехами. Для проведения бомбометания применяется прицел «Гроза», который обеспечивает поражение различных целей с высокой точностью в дневных условиях и при недостаточном уровне освещенности. Теплопеленгатор для обнаружения ракет и самолетов противника с задней полусферы находится в крайней задней части фюзеляжа. В хвостовом конусе находятся контейнеры с дипольными отражателями и ИК ловушками. В кабине пилотов находятся стандартные электромеханические приборы, которые в целом аналогичны установленным на Ту-22М3. Управление тяжелой машиной  осуществляет при помощи ручки управления (джойстика), как на истребителях.

Вооружение самолета размещается в 2-х внутрифюзеляжных грузовых отсеках, в которых может находиться разнообразная целевая нагрузка общей массой до 40 тонн. Состав вооружения может состоять из 12 дозвуковых крылатых ракет X-55 на 2-х многопозиционных пусковых установках барабанного типа, а также до 24 гиперзвуковые ракет Х-15 на 4 ПУ. Для уничтожения малоразмерных тактических целей самолет может применять корректируемые авиационные бомбы (КАБ) массой до 1500 кг. Также самолет может нести до 40 тонн обычных свободнопадающих бомб. В перспективе комплекс вооружения стратегического бомбардировщика может существенно усилиться за счет включения в его состав новых высокоточных крылатых ракет, к примеру, X-555, предназначенных для уничтожения как тактических, так и стратегических наземных и морских целей практически всех возможных классов.

Кликабельно 3000 рх

Кликабельно 3000 рх

Тактико-технические характеристики Ту-160:Размеры: размах крыла максимальный – 55,7 м., минимальный – 35,6 м., длина – 54,1 м., высота – 13,2 м.Площадь крыла – 360,0 кв. м.Масса самолета, кг.- пустого – 110 000- нормальная взлетная – 267 600- максимальная взлетная – 275 000Тип двигателя – 4 ТРДДФ НК-32, бесфорсажна тяга –4х137,2 кН, на форсаже – 4х247,5 кН.Максимальная скорость на высоте – 2230 км/ч, крейсерская – 917 км/ч.Практическая дальность полета без дозаправки: 12 300 км.Боевой радиус: 6 000 км.Практический потолок – 15 000 м.Экипаж – 4 человека

Вооружение: в двух подфюзеляжных отсеках размещается различная целевая нагрузка общей массой 22 500 кг, максимальная – до 40 000 кг. В состав вооружения входят тактические и стратегические крылатые ракеты X-55 и X-55M, а также аэробаллистические гиперзвуковые УР малой дальности X-15 (M=5) с ядерными и неядерными БЧ, а также корректируемые авиационные бомбы КАБ различных типов до КАБ-1500, обычные виды бомб, а также мины.

Кликабельно

A Tupolev TU-160 strategic bomber performs a demonstration flight in Zhukovsky

Украина утилизировала 2 Ту-160 (№24 с налетом 466 часов и №14 с налетом 100 часов), еще один Ту-160 утилизирован в 2001, один Ту-160 передан в музей, остальные 8 были переданы России

источник текста

masterok.livejournal.com