Военный сайт Best Army. Ттх зсу 23 4 шилка


Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 «Шилка»

Разработка зенитной самоходной установки ЗСУ-23-4 «Шилка» полкового артиллерийского комплекса 2А6 ПВО Сухопутных войск проводилась по постановлению Совета Министров СССР от 17 апреля 1957 г. Шасси ГМ-575 («Объект 575») создавалось на Мытищинском машиностроительном заводе с 1957 г. под руководством главного конструктора Н.А. Астрова.

Счетверенная зенитная установка предназначалась для защиты войск от низколетящих и пикирующих самолетов противника на высотах от 100 до 1500 м при дальности стрельбы по зенитным целям до 2500 м, а также для борьбы с техникой и скоплением живой силы на дальностях до 2000 м.

ЗСУ-23-4 была вооружена установленной в башне счетверенной 23-мм артиллерийской системой ТКБ-507 конструкции Афанасьева-Макарова. Она имела углы наводки по вертикали от -3°50′ до +86′. Боекомплект — 4 тыс. снарядов в четырех лентах (бронебойно-зажигательные трассирующие и осколочно-зажигательные). Скорость наводки по горизонтали составляла от 70 град./с до 2 град./с, по вертикали — 60 град./с (до 4 град./с при ручном приводе). Основной привод — электрогидравлический, следящий. Темп стрельбы одного орудия АЗП-23 достигал 900-1000 выстр./ мин, счетверенной установки (практический) — 3400 выстр./мин.

Корпус машины был сварен из броневых катаных листов и разделен на три отделения. Место механика-водителя находилось впереди слева. Перед ним в верхнем лобовом листе была выполнена рубка с люком и поднимающейся крышкой, предназначенная для наблюдения и посадки. В боковых стенках рубки и в крыше над водителем монтировались смотровые приборы. В бортах корпуса и в башне имелись люки для доступа к блокам радиотехнической аппаратуры (систем наведения и управления огнем), а также прорези для вентиляции и воздушного охлаждения аппаратуры. На крыше в корме башни была установлена антенна РЛС, внутри башни находились места экипажа и аппаратура. В корме размещалась автономная система электропитания переменным током с приводом генератора от ГТД мощностью 40 л.с, с дублированием от дизеля. Постоянный ток обеспечивался двумя выпрямителями.

В кормовом отделении поперек корпуса размещался силовой агрегат — 6-цилиндровый дизель В-6Р мощностью 280 л.с. с эжекционной системой охлаждения. После гитары с главным фрикционом вращение через карданный вал передавалось на 5-ступенчатую коробку передач и далее — на двухступенчатые ПМП. Бортовые редукторы — простые пары шестерен.

Ведущие колеса — двухрядные. Ходовая часть снабжена шестью опорными катками (на борт) с усиленными по сравнению с СУ-85 резиновыми бандажами. Траки гусеницы — литые, с закрытым шарниром повышенной износоустойчивости. Подвеска — индивидуальная, торсионная, с гидроамортизаторами.

«Шилка» оснащалась приборами ночного видения, навигационной аппаратурой и системой противоатомной защиты (ПАЗ). Боевая масса машины — 20,5 т, экипаж — 4 чел., скорость — 50 км/ч.

ЗСУ-23-4 приняли на вооружение в 1962 г. и неоднократно подвергали модернизации. В конце 1967 г. в производство была принята ЗСУ-23-4М «Бирюса». В состав комплекса 2А6 входили транспортно-заряжающие машины с боекомплектом, размещенные на шасси колесных грузовых автомобилей повышенной проходимости.

    4153      

warfor.me

ЗСУ-23-4 "Шилка" (СССР) - ЗСУ - Бронетехника - Каталог статей

Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4СССР

    Анализируя итоги войны 1973 года на Ближнем Востоке, иностранные военные обозреватели отметили, что за первые три дня боев сирийские ракетчики уничтожили около 100 израильских самолетов. По их мнению, это объяснялось тем, что плотный огонь автоматических ЗСУ-23-4 советского производства заставил израильских летчиков уйти с малых высот туда, где как раз была зона действия зенитных ракет. Появление в 50-х годах зенитных ракетных комплексов, способных поражать воздушные цели на средних и больших высотах, привело к тому, что летчики штурмовой и бомбардировочной авиации освоили новый тактический прием - заход на наземные объекты с малых, до 300 м, и предельно малых высот. Поразить скоростной самолет, атакующий в течение 15-30 с, расчеты ракетных и ствольных зенитных установок просто не успевали. Понадобилась новая техника - мобильная, быстродействующая, с высокой степенью автоматизации, могущая вести огонь с места и на ходу. Над такими зенитками принялись работать и советские конструкторы, которые сразу же столкнулись с рядом серьезных проблем, поскольку раньше ничем подобным не занимались.

Прежде всего это касалось компоновки. Сравнительно легкую, но громоздкую электронную аппаратуру поначалу предполагали разместить внутри корпуса самоходки, но по ряду причин, прежде всего из-за длинных волноводов радиолокационной станции, этот вариант отвергли. Тогда решили смонтировать вооружение, аппаратуру и места экипажа в крупной, закрытой башне. Правда, тактико-техническое задание позволяло ограничиться полузакрытой машиной, однако крыша понадобилась, чтобы защитить от влаги и пыли радиоэлектронику.

Состоявшие тогда на вооружении 37- и 57-мм пушки не устроили конструкторов из-за кассетного механизма заряжания (отсюда низкий темп стрельбы) и большой массы, требовавшей мощных силовых приводов. Другое дело -23-мм автоматическая пушка с ленточным питанием, что, кстати, позволило обойтись без заряжающего. А сравнительно небольшая мощь ее осколочного снаряда вполне компенсировалась значительным весом секундного залпа - такой метод давно применяется в истребительной авиации.

Немало хлопот доставил выбор места для антенны радиолокатора. Ведь при установке стволов перед стрельбой на упреждение возникает рассогласование между линией выстрела и электрической осью локатора, из-за чего они, стволы, могут стать помехой для радиолуча. Сначала пушки думали установить попарно по бортам башни, а антенну и оптический визир впереди. Однако разнесенные артсистемы увеличили бы момент инерции вращающейся башни, а при отказе одной возникали бы асимметричные нагрузки на приводы. Кроме того, зеркало антенны перекрывало бы наводчику наблюдение за передней полусферой. Поэтому место стволам выделили в центре установки, а антенну поставили впереди и сбоку от них. Однако при выстрелах на полигоне дульная волна разрушила ее...

В окончательном варианте антенну смонтировали на корме, на высоком кронштейне (в походном положении ее зеркало укладывали над крышей силового отделения), а стволы - впереди, в два яруса, между которыми уложили короба с боезапасом.

Изготовленные башни обкатывали на ходовых макетах, выполненных на базе СУ-85, которую предполагали использовать в качестве шасси для будущей машины, сняв штатную пушку и уменьшив бронирование. Удалось сэкономить 4 т, да масса полностью укомплектованной башни превысила 8 т! Более подходящим был ПТ-76, но требовалась основательная переделка корпуса, чтобы установить тяжелый и сложный погон диаметром 2700 мм под башню. Лучше уж создать специальный корпус. Так и сделали - башня держалась на погоне Т-54, опущенном ниже верхней кромки бортов и опиравшемся на легкую коробчатую раму, которая обеспечивала прочность тонкобронному корпусу. Ее нижняя цилиндрическая часть удачно разместилась в надгусеничных нишах.

Общая компоновка была классической - впереди отделение управления, за ним боевое, в корме моторно-трансмиссионное. Для повышения удельной мощности форсированного двигателя В-6Р применили эжекционную систему охлаждения. Она потребляла всего 2,2-2,5% его мощности (против 10-12% для вентилятора). Заборник воздуха для двигателя оснастили лабиринтной системой перегородок, где застревали крупные частицы пыли, потом воздух проходил по туннелю вдоль борта и поступал в основной фильтр с эжекционным отсосом остатков пыли выхлопными газами. Крутящий момент от двигателя передавался на ведущие колеса через гитару, главный фрикцион, пятиступенчатую коробку передач с синхронизаторами, планетарные механизмы поворота и бортовые передачи. Ходовую часть с шестью однорядными опорными катками на борт заимствовали у ПТ-76, плавное движение обеспечивала торсионная подвеска с большими ходами и мощными амортизаторами на первых, пятом левом и шестом правом узлах. Срок службы гусеницы повысили, уплотнив резиновыми втулками торцы шарниров, чтобы на трущиеся части не попадали абразивные частицы. Запас топлива находился во внутренних баках: один - в силовом отделении, другой - справа от водителя. При марше по хорошей дороге станция электропитания работала от основного двигателя, на тяжелых грунтах и стационарной позиции автоматически включался газотурбинный ДТ-4 мощностью 80 л. с., который хоть и поглощал много топлива, зато давал нагрузку через минуту после включения. Равные с танками подвижность и проходимость позволяли боевой машине прикрывать войска на марше - эффективный огонь велся благодаря системе стабилизации линии выстрела и визирования.

Радиолокационный комплекс обеспечивал автоматический поиск, обнаружение и поражение воздушных целей на высотах 100-1500 м. При работе в комбинированном режиме, когда дальность задается локатором, а угловые координаты - оптическим визиром, стрельба ведется по самолетам, летящим на сверхмалых высотах. Если же они ставят помехи или пускают ракеты, самонаводящиеся по излучению радара, станция отключается и наводчик осуществляет прицеливание по визиру.

После всесторонних испытаний зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 "Шилка" была принята на вооружение. В процессе производства ее несколько раз модернизировали. В частности, значительные изменения претерпела система воздухопитания радиоприборного комплекса. Поскольку для его охлаждения (а следовательно, для надежной работы) требовался постоянный приток особо чистого воздуха, в передней части корпуса установили воздухозаборник с эффективной системой очистки. Заодно усилили производительность вентиляции боевого отделения.

Рассматривалась возможность замены счетверенной 23-мм установки 30-мм сшестеренной пушкой с вращающимся блоком стволов, что позволило бы резко увеличить плотность огня. Однако эта артсистема, созданная для флота, оказалась слишком привередливой для сухопутных условий.

Кроме того, сравнительные испытания различных зениток показали, что даже со штатным оружием "Шилка" не уступает батарее из четырех 57-мм пушек комплекса С-60, в который входит 12 единиц боевой техники с расчетом в 57 солдат и офицеров.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИБоевая масса, т    20,5Экипаж, чел    4Двигатель    В-6Рмощность, л.с.     280Максимальная скорость, км/ч     50Запас хода, км    450Дальность обнаружения цели, км     12 при автосопровождении 10Дальность стрельбы, м    по вертикали 100-1500 наклонная 2500 по горизонтали 2000Углы наведения, град.    по вертикали -4...+85 по горизонту 360Скорость наведения, град./с    по азимуту 70 по углу возвышения 60Темп стрельбы, выстр./мин    не менее 3400Начальная скорость снаряда, м/с    950-1000Боекомплект     2000Количества ЗСУ-23-4 Шилка-М:Страна    Количество    Алжир    210     Ангола    10     Афганистан    150     Болгария    50     Венгрия    20     Вьетнам    10     Египет    350     Индия    10     Иордания    16     Иран    30     Йемен    40     КНДР    50     Куба    36     Мозамбик    5     Нигерия    5     Перу    35     Польша    44     Сирия    300 Всего:    1371 (По данным  www.army-guide.com)

warfront.ucoz.ru

Зенитная самоходная установка ЗСУ 23-4 Шилка — Военный сайт Best Army

Самый поздний вариант «Шилки» — ЭСУ-23-4М4 — согромными коробами для боеприпасов,установленнымис двух сторон башни,цифровым вычислительнымустройством и модернизированной РЛС.

«Шилка»,прекрасно зарекомендовавшая себя во времявойн на Ближнем Востоке,применялась советскимивойсками в Афганистане как зенитное средство и каксредство огневой поддержки.

ЗСУ 23-4 была разработана в 1960-х годах длязамены 57-мм ЗСУ-57-2.Хотя 23-мм пушкаЗСУ 23-4 и имеет меньшую по сравнению с нейдальность ведения огня она намного эффективнееблагодаря радиолокационной системе управленияогнем и высокому темпу стрельбы.

Экспортные поставки

После поступления на вооружение Советской Армии«Шилка» была поставлена во все страны,получавшиесоветское вооружение: Афганистан,Алжир,Анголу,Болгарию,Кубу,Чехословакию,ГДР,Египет,Эфиопию,Венгрию,Индию,Иран,Ирак,Иорданию,Ливию,Мозамбик,Нигерию,Северную Корею,Северный Йемен,Перу,Польшу,Румынию,Сомали,Южный Йемен,Сирию,Вьетнам иЮгославию.ЗСУ-23-4 очень хорошо себя зарекомендовалаво время ведения боевых действий во Вьетнаме атакже доказала свою высочайшую эффективность вовремя войны на Ближнем Востоке 1973 года.В ходеэтой воины советские ракеты СА-6 заставлялиизраильских пилотов летать на низких высотах,гдеони сталкивались с огнем ЗСУ-23-4 и переносныхзенитных установок СА 7.В Советской Армии ЗСУ 23-4,известная под названием «Шилка»,состояла навооружении в количестве 16 боевых машин надивизион,установки обычно действовали парами.Шасси ЗСУ-23-4 очень сходно с шасси ракетныхустановок СА-6 Gainful SAM в нем такжеиспользуются некоторые узлы и агрегаты плавающеголегкого танка ПТ-76.Корпус установки полностьюсварной,толщина брони составляет 10 и 15 мм влобовой части,что обеспечивает только противопульнуюи противоосколочную защиту.Место механика-водителянаходится впереди слева,башня расположена по центрукорпуса,двигатель и трансмиссия находятся сзади.Подвеска — торсионного типа,состоит из 6 обрезиненныхдорожных катков.Газовая турбина,установленная взадней части корпуса,приводит в действие башню идругие системы установки при выключенном двигателе.

Размещение расчета

Командир,наводчик оператор/оператор РЛС располагаютсяв большой плоской башне.Основным вооружением являются4 автоматические зенитные 23-мм пушки АЗП 23,имеющиетемп стрельбы от 800 до 1000 выстрелов в минуту.Уголвертикального наведения данных пушек составляет от -4до +85°,башня вращается на 360°.В случае чрезвычайнойситуации управление пушкой и башней можетосуществляться вручную.Наводчик-оператор может выбиратьрежим стрельбы очередями по 3/5,5/10 или 50 выстреловв минуту,установка способна вести эффективный огоньпо воздушным и наземным целям на дальности до 2500 м.Боекомплект каждой пушки составляет 500 выстрелов.Приведении огня используются два основных типа боеприпасов— бронебойно-зажигательные трассирующие ифугасно-зажигательные трассирующие.Система управленияогнем ЗСУ-23-4 включает в себя РЛС,установленную назадней части башни,прицелы и вычислительное устройствосистемы управления огнем.Установка может поражать целии на ходу,однако для большей стабильности огняцелесообразно вести огонь с места.

ЗСУ-23-4 способна захватывать,сопровождать и вестиэффективный огонь по низколетящим воздушным целям надальности до 2500 м.Она также может вести огонь находу благодаря интегрированной системе стабилизацииРЛС—пушка.

Характеристики ЗСУ-23-4

Расчет: 4 чел.Масса: 19 ООО кг.Габаритные размеры: длина 6,54 м; ширина 2,95 м;высота (без радара) 2,25 м;Двигатель: дизельный В 6Р мощностью 280 л.с.Максимальная скорость: 44 км/чЗапас хода: 260 км.Угол крена: 60%Максимальная высота преодолеваемой стенки: 1,10 м.Максимальная ширина преодолеваемого рва; 2,80 м.

www.best-army.ru

ЗЕНИТНАЯ САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА ЗСУ-23-4 ШИЛКА

 

 

Анализируя итоги войны 1973 года на Ближнем Востоке, иностранные военные обозреватели отметили, что за первые три дня боев сирийские ракетчики уничтожили около 100 израильских самолетов. По их мнению, это объяснялось тем, что плотный огонь автоматических ЗСУ-23-4 советского производства заставил израильских летчиков уйти с малых высот туда, где как раз была зона действия зенитных ракет.

Появление в 50-х годах зенитных ракетных комплексов, способных поражать воздушные цели на средних и больших высотах, привело к тому, что летчики штурмовой и бомбардировочной авиации освоили новый тактический прием – заход на наземные объекты с малых, до 300 м, и предельно малых высот. Поразить скоростной самолет, атакующий в течение 15-30 с, расчеты ракетных и ствольных зенитных установок просто не успевали. Понадобилась новая техника – мобильная, быстродействующая, с высокой степенью автоматизации, могущая вести огонь с места и на ходу. Над такими зенитками принялись работать и советские конструкторы, которые сразу же столкнулись с рядом серьезных проблем, поскольку раньше ничем подобным не занимались.

Прежде всего это касалось компоновки. Сравнительно легкую, но громоздкую электронную аппаратуру поначалу предполагали разместить внутри корпуса самоходки, но по ряду причин, прежде всего из-за длинных волноводов радиолокационной станции, этот вариант отвергли. Тогда решили смонтировать вооружение, аппаратуру и места экипажа в крупной, закрытой башне. Правда, тактико-техническое задание позволяло ограничиться полузакрытой машиной, однако крыша понадобилась, чтобы защитить от влаги и пыли радиоэлектронику.

Состоявшие тогда на вооружении 37- и 57-мм пушки не устроили конструкторов из-за кассетного механизма заряжения (отсюда низкий темп стрельбы) и большой массы, требовавшей мощных силовых приводов. Другое дело -23-мм автоматическая пушка с ленточным питанием, что, кстати, позволило обойтись без заряжающего. А сравнительно небольшая мощь ее осколочного снаряда вполне компенсировалась значительным весом секундного залпа – такой метод давно применяется в истребительной авиации.

Немало хлопот доставил выбор места для антенны радиолокатора. Ведь при установке стволов перед стрельбой на упреждение возникает рассогласование между линией выстрела и электрической осью локатора, из-за чего они, стволы, могут стать помехой для радиолуча. Сначала пушки думали установить попарно по бортам башни, а антенну и оптический визир впереди. Однако разнесенные артсистемы увеличили бы момент инерции вращающейся башни, а при отказе одной возникали бы асимметричные нагрузки на приводы. Кроме того, зеркало антенны перекрывало бы наводчику наблюдение за передней полусферой. Поэтому место стволам выделили в центре установки, а антенну поставили впереди и сбоку от них. Однако при выстрелах на полигоне дульная волна разрушила ее…

В окончательном варианте антенну смонтировали на корме, на высоком кронштейне (в походном положении ее зеркало укладывали над крышей силового отделения), а стволы – впереди, в два яруса, между которыми уложили короба с боезапасом.

Изготовленные башни обкатывали на ходовых макетах, выполненных на базе СУ-85, которую предполагали использовать в качестве шасси для будущей машины, сняв штатную пушку и уменьшив бронирование. Удалось сэкономить 4 т, да масса полностью укомплектованной башни превысила 8 т! Более подходящим был ПТ-76, но требовалась основательная переделка корпуса, чтобы установить тяжелый и сложный погон диаметром 2700 мм под башню. Лучше уж создать специальный корпус. Так и сделали – башня держалась на погоне Т-54, опущенном ниже верхней кромки бортов и опиравшемся на легкую коробчатую раму, которая обеспечивала прочность тонкобронному корпусу. Ее нижняя цилиндрическая часть удачно разместилась в надгусеничных нишах.

Общая компоновка была классической – впереди отделение управления, за ним боевое, в корме моторно-трансмиссионное. Для повышения удельной мощности форсированного двигателя В-6Р применили эжекционную систему охлаждения. Она потребляла всего 2,2-2,5% его мощности (против 10-12% для вентилятора). Заборник воздуха для двигателя оснастили лабиринтной системой перегородок, где застревали крупные частицы пыли, потом воздух проходил по туннелю вдоль борта и поступал в основной фильтр с эжекционным отсосом остатков пыли выхлопными газами. Крутящий момент от двигателя передавался на ведущие колеса через гитару, главный фрикцион, пятиступенчатую коробку передач с синхронизаторами, планетарные механизмы поворота и бортовые передачи. Ходовую часть с шестью однорядными опорными катками на борт заимствовали у ПТ-76, плавное движение обеспечивала торсионная подвеска с большими ходами и мощными амортизаторами на первых, пятом левом и шестом правом узлах. Срок службы гусеницы повысили, уплотнив резиновыми втулками торцы шарниров, чтобы на трущиеся части не попадали абразивные частицы. Запас топлива находился во внутренних баках: один – в силовом отделении, другой – справа от водителя.

При марше по хорошей дороге станция электропитания работала от основного двигателя, на тяжелых грунтах и стационарной позиции автоматически включался газотурбинный ДТ-4 мощностью 80 л. с., который хоть и поглощал много топлива, зато давал нагрузку через минуту после включения. Равные с танками подвижность и проходимость позволяли боевой машине прикрывать войска на марше – эффективный огонь велся благодаря системе стабилизации линии выстрела и визирования.

Радиолокационный комплекс обеспечивал автоматический поиск, обнаружение и поражение воздушных целей на высотах 100-1500 м. При работе в комбинированном режиме, когда дальность задается локатором, а угловые координаты – оптическим визиром, стрельба ведется по самолетам, летящим на сверхмалых высотах. Если же они ставят помехи или пускают ракеты, самонаводящиеся по излучению радара, станция отключается и наводчик осуществляет прицеливание по визиру.

После всесторонних испытаний зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 Шилка была принята на вооружение. В процессе производства ее несколько раз модернизировали. В частности, значительные изменения претерпела система воздухопитания радиоприборного комплекса. Поскольку для его охлаждения (а следовательно, для надежной работы) требовался постоянный приток особо чистого воздуха, в передней части корпуса установили воздухозаборник с эффективной системой очистки. Заодно усилили производительность вентиляции боевого отделения.

Рассматривалась возможность замены счетверенной 23-мм установки 30-мм сшестеренной пушкой с вращающимся блоком стволов, что позволило бы резко увеличить плотность огня. Однако эта артсистема, созданная для флота, оказалась слишком привередливой для сухопутных условий.

Кроме того, сравнительные испытания различных зениток показали, что даже со штатным оружием Шилка не уступает батарее из четырех 57-мм пушек комплекса С-60, в который входит 12 единиц боевой техники с расчетом в 57 солдат и офицеров.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

ТТХ ЗСУ-23-4 Шилка

Боевая масса, т 20,5
Экипаж, чел 4
Двигатель В-6Р
мощность, л.с. 280
Максимальная скорость, км/ч 50
Запас хода, км 450
Дальность обнаружения цели, км 12 при автосопровождении 10
Дальность стрельбы, м по вертикали 100-1500 наклонная 2500 по горизонтали 2000
Углы наведения, град. по вертикали -4…+85 по горизонту 360
Скорость наведения, град./с по азимуту 70 по углу возвышения 60
Темп стрельбы, выстр./мин не менее 3400
Начальная скорость снаряда, м/с 950-1000
Боекомплект 2000
 

ФОТОГРАФИИ

 

warrior-elite.tk