Авиационный крупнокалиберный пулемёт ЯкБ-12,7. Ттх увкм


НИС РВСН - Статьи - Библиотека

Посвящается

военному инженеру, военачальнику и ученому

 

Вся жизнь В.И. Спиридонова – яркий образец служения своему Отечеству, преданности выбранному пути самоотверженного защитника своей Родины.

Трудно переоценить вклад Владимира Ивановича в становление и развитие инженерного дела, как непосредственно в РВСН, так и в ВС СССР и России в целом.

В период работы В.И. Спиридонова на различных воинских должностях в РВСН под его руководством и при личном участии были решены разнообразные задачи, направленные на поддержание высокой боевой готовности соединений и воинских частей.

Нельзя не упомянуть о наиболее значимых исторических событиях, с точки зрения влияния на повышение боевых возможностей и защищенности соединений и частей РВСН, непосредственное участие в которых принимал В.И. Спиридонов.

В 1970-х годах появилась угроза вторжения большой массы пехоты и танков в пределы позиционных районов приграничных ракетных дивизий в Забайкалье и Казахстане, что создало необходимость применения в мирное время целого комплекса инженерных мероприятий по усилению охраны и обороны объектов ракетных полков, дивизий и позиционных районов в целом.

В 1973 г. в Читинском объединении под руководством Главнокомандующего РВСН было проведено крупное учение по отработке вопросов отражения вторжения противника с широким использованием инженерных сил и средств. Непосредственную организацию инженерного обеспечения обороны осуществлял молодой НИС армии В.И. Спиридонов и его подчиненные, НИС ракетных дивизий и офицеры инженерных частей и подразделений. В ходе учения были практически отработаны вопросы отражения атак противника на дальних и ближних подступах к объектам позиционного района с применением боевых взрывчатых веществ, большого количества противопехотных и противотанковых мин. По результатам учения были подготовлены и направлены в войска указания и рекомендации по совершенствованию организации охраны и обороны объектов РВСН.

В кратчайшие сроки, наряду с развертыванием усиленной системы инженерных заграждений и технических средств охраны был выполнен большой объем работ по строительству фортификационных сооружений для ведения огня из закопанных в землю танков. В дивизиях был сосредоточен большой запас противотанковых и противопехотных мин, взрывчатых веществ, выбраны рубежи минирования. Для решения задач инженерного обеспечения обороны в каждой ракетной дивизии был сформирован отдельный инженерно-саперный батальон, основу которого составляли подразделения инженерных заграждений, оснащенные минными заградителями. В этих же дивизиях создавались подвижные отряды заграждений наземного и вертолетного минирования.

Деятельность НИС армии не осталась не замеченной, и его кандидатура была одобрена для направления на учебу в Военную академию Генштаба.

По окончании Высшей ВА ВС СССР им. К.Е. Ворошилова, полковник Спиридонов был назначен на должность НИС РВСН, где на практике применил полученные знания и огромный войсковой опыт.

Под его руководством и при активном личном участии разработаны основы инженерного обеспечения подвижных грунтовых ракетных комплексов (ПГРК) и развернуты работы по подготовке позиционных районов дивизий ПГРК. Развитие ПГРК требовало создания и совершенствования специальных инженерных средств, обладающих такой же мобильностью, как и сами ракетные комплексы. Создаются и включаются в табели к штатам воинских частей новые средства инженерного вооружения. Для организации охраны и обороны ПГРК на полевых позициях остро встал вопрос о создании эффективного средства для прикрытия агрегатов БРК минно-взрывными заграждениями. Начинается разработка комплекса УПМП для полевых позиций, которая под руководством полковника В.И. Спиридонова завершилась созданием в 1981 г. универсального возимого комплекта минирования (УВКМ), по своим характеристикам превзошедшего свой прототип – комплект ВКПМ, разработанный в ВИА им. В.В. Куйбышева. Удачное конструктивное решение, эффективность и надежность в использовании, заложенные при его создании, позволяют до настоящего времени успешно использовать УВКМ ракетными подразделениями комплексов «Тополь-М» и «Ярс».

Для прикрытия огнем инженерных заграждений, под руководством генерал-майора В.И. Спиридонова с участием ГУЭРВ разрабатывается и в 1985 г. принимается на снабжение сборно-разборное модульное огневое сооружение МОС-2РВ, изготовление которого было поручено Брянскому ремонтному заводу. В короткие сроки МОС-2РВ поступили на вооружение дивизий РВСН. В 1996 г. часть МОС-2РВ была передана из РВСН и успешно использовалась в г. Грозном. Учитывая опыт их использования, в 2008 г. МОС-2РВ применялись в Абхазии для защиты личного состава ВС РФ.

Тесное взаимодействие с промышленностью приносило свои плоды в виде запуска в серийное производство и других новых средств инженерного вооружения, отвечающих современным требованиям. В это период реализуются НИР и НИОКР «Заросль», «Метанит», «Мишень», «Гарантия», по результатам которых создаются новые маскировочные покрытия. Активное участие в их разработке и принятии на вооружение принимал Владимир Иванович.

НИС РВСН генерал-майор В.И. Спиридонов предметно занимался теорией инженерного дела в РВСН. Под его непосредственным руководством и редакцией в 1984 г. завершена разработка и издано Наставление по инженерному обеспечению РВСН, впитавшее в себя весь предшествующий опыт инженерного обеспечения Ракетных войск и ориентирующееся на перспективу его развития. В нем просто и понятно раскрывался порядок выполнения задач и все аспекты применения сил и средств инженерного обеспечения. Это Наставление и по сей день не потеряло своей актуальности и является основой планирования и выполнения задач инженерного обеспечения РВСН.

В.И. Спиридонов находится и в числе тех, кто внес наибольший вклад в создание теории и практики инженерного обеспечения боевых железнодорожных ракетных комплексов (БЖРК) в целом и инженерно-геологического обследования маршрутов боевого патрулирования в частности.

Появление в составе РВСН ПГРК с массой агрегатов 85-120 т создало еще одну острую проблему – преодоление водных преград. Возможности маневра ПГРК, по существу, сводились к их способности преодолевать водные преграды и другие естественные препятствия.

Решение, наверное, самой сложной задачи инженерного обеспечения РВСН – оборудование и содержание понтонно-мостовых переправ стало особой вехой в деятельности В.И. Спиридонова в должности НИС РВСН.

На заводе-изготовителе парка ПМП (г. Навашино) по расчету запаса прочности ПМП, проведенному военным ученым полковником Ю.М. Шляпиным, и по проекту ВИА им. В.В. Куйбышева производится доработка звеньев ПМП для их использования под нагрузки самоходных пусковых установок (СПУ).

В ночь на 22.6.1983 г. при полном затемнении в ходе исследовательского ТСУ ракетный полк в полном боевом составе последовательно преодолел приток р. Припять по наплавному мосту, а саму реку на батальонном пароме грузоподъемностью 650 т.

Обе переправы были оборудованы и содержались силами 2134 отдельного понтонно-мостового батальона, который первым из опомб РВСН был сформирован в мае 1982 г. в Виннице.

Вся ответственность за результаты учения, а если точнее в случае неудачи или любого происшествия с агрегатами ракетного комплекса, целиком лежала на В.И. Спиридонове.  Он пошел на этот риск, полностью доверяя расчетам военных ученых и своей уверенности в успехе, несмотря на отказ некоторых представителей промышленности визировать результаты войсковых испытаний доработанного понтонного парка. Рисковал и Главнокомандующий РВСН Главный маршал артиллерии В.Ф. Толубко.

В случае аварии на ядерном оружии последствия в его судьбе могли быть самые печальные, невзирая на прошлые заслуги. Но, зная своего подчиненного НИС, полностью доверяя ему как специалисту, он принял осознанное решение – осуществить переправу!

Переправа ракетного полка СПУ была уникальной по своему содержанию. 120-метровый паром, имевший собственную массу 200 т, нес на себе нагрузку в 650 т! Учение прошло успешно. Выводы по результатам учения были положены в основу разработки руководства по организации преодоления водных преград полками СПУ, а также тактики действий, особенностей боевой подготовки ракетных полков и понтонно-мостовых батальонов.

Присутствовавший при переправе ракетного полка через р. Неман (г. Лида) на стратегическом учении «Запад-84» Главнокомандующий РВСН Главный маршал артиллерии В.Ф. Толубко обратился к генерал-майору В.И. Спиридонову: «Владимир Иванович! Как вы оцениваете действия понтонного батальона?». Спиридонов, подумав несколько секунд, ответил: «Предлагаю оценку «хорошо». Главком на это среагировал: «Я вашу оценку не утверждаю. Батальону ставлю оценку «отлично»!». По итогам 1984 учебного года 2134опомб был оценен «отлично» и занесен в Книгу Почета Ракетных войск.

По мере накопления опыта преодоления средних водных преград внимание НИС В.И. Спиридонова переключилось на широкие водные преграды, каковыми были реки Обь, Енисей, Ангара. В июле 1986 г. под его руководством через р. Обь был переправлен ракетный дивизион со штатной техникой. Ширина реки в створе переправы составляла 3,5 км, скорость течения – 1,3 м/с.

Там, где сложно или невозможно применять понтонные переправы, требовался поиск других технических решений. В 1978-85 гг. в РВСН были исследованы способы переправы ПГРК вброд и по льду. По инициативе НИС генерал-майора В.И. Спиридонова такие опыты проводились в 1985 г. на сибирских реках. Были испытаны установки для намораживания льда, с помощью которых была подтверждена возможность получения ледяного покрова необходимой толщины и возможность оборудования ледяной переправы для полков СПУ.

Не забывает Владимир Иванович и о подготовке военных кадров. Понимая необходимость знания военными инженерами специфики инженерного обеспечения РВСН, в 1980 г. он лично участвует в создании в ВИА им. В.В. Куйбышева сектора «Р», осуществляющего подготовку слушателей в интересах РВСН с соответствующей специализацией.

Владимир Иванович Спиридонов, поощряя написание диссертаций на соискание ученых степеней кандидатов наук, а также подготовку дипломных работ по вопросам инженерного обеспечения РВСН, в числе первых, будучи НИС РВСН, защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата военных наук по актуальной теме, касающейся инженерного обеспечения передислокации соединений и воинских частей РВСН на большие расстояния с преодолением водных преград.

Под контролем у Владимира Ивановича и подготовка младших специалистов инженерных войск для РВСН. В сентябре 1983 г. по его приглашению 47 учебный центр (г. Остров Псковской области) посетил НИВ МО СССР Маршал инженерных войск С.Х. Аганов, который дал высокую оценку организации подготовки в учебном центре.

Пропаганде и внедрению передового опыта в обучение и практику действий войск научных разработок, рационализаторских предложений в немалой степени способствовали учебные и документальные кинофильмы, создаваемые на киностудии Минобороны под руководством инженерной службы РВСН и при активном участии её начальника – генерал-майора В.И. Спиридонова. В период с 1980 по 1992 год было выпущено более 10 кинофильмов, посвященных организации инженерного обеспечения дивизий ОС, ПГРК, преодолению водных преград, маскировке, электробезопасности при эксплуатации электризуемых заграждений и по другим темам. Наибольшим успехом пользовались кинофильмы, посвященные организации преодоления водных преград при маневре СПУ. Кинофильм «Мы понтонеры» в 1988 г. на кинофестивале МО СССР занял второе место и был удостоен специального приза.

В 1987 г. В.И. Спиридонов назначен на вышестоящую должность заместителя начальника ВИА им. В.В. Куйбышева. Находясь на этой должности, он оставался очень требовательным к себе, активно занимался научной и педагогической деятельностью. Результатом явилось присвоение ученого звания «доцент». Принимал постоянное участие в работе Государственных аттестационных комиссий.

Выступление перед слушателями сектора «Р». 1992

В президиуме (слева направо): преподаватели сектора «Р» полковники Н.В. Доровой и В.Ю. Висящев (9-1972), сотрудник отдела кадров инженерной службы РВСН полковник в отставке Г.Х. Оциянц.

Фото из архива В.Ю. Висящева

 

Серьезное внимание уделял он уровню подготовки слушателей и курсантов, в особенности полевой выучке, поддержанию в коллективах высокой воинской дисциплины и внутреннего порядка, строевой подготовке. Личный состав академии регулярно отмечался Министром обороны в лучшую сторону по уровню парадной подготовки, в чем немалая заслуга и В.И. Спиридонова.

Физкультура и спорт постоянно находились в поле зрения председателя спортивного комитета ВИА им. В.В.Куйбышева генерал-лейтенанта В.И. Спиридонова, а лучшие всегда отмечались наградами.

Несмотря на большую занятость служебной и общественной жизнью, не забывал Владимир Иванович и о родных. Отличный семьянин, заботливый муж, отец и дед. Предметом его особой гордости всегда были его дети и внуки.

 

Абрамова И.В., Висящев В.Ю., Евмененко Д.Ф., Томчик А.М.

 

viupetra.3dn.ru

Назначение и тактико-технические характеристики противотанковых мин (ТМ-62П, ТМ-62П2, ТМ-62П3, ТМ-62Т, ТМ-72, ТМ-73, ТМ-83, ТМ-89, ТМК-2)

Противотанковая мина ТМ-62П

Противотанковая мина ТМ-62П

Мина противотанковая противогусеничная.

Предназначена для выведения из строя гусеничной и колесной техники противника.

Поражение машинам противника наносится за счет разрушения их ходовой части при взрыве заряда мины в момент наезжания колеса (катка) на взрыватель мины.

Мина может устанавливаться как на грунт, так и в грунт, в снег, под воду только вручную. Для установки средствами механизации не предназначена, поэтому ручка для переноски выполнена несъемной.

Срок боевой работы мины не ограничивается. Самоликвидатором мина не оснащается. Элементов неизвлекаемости не имеет, но в качестве последних с миной могут использоваться мины-сюрпризы МС-3 или МС-4.

Корпус мины изготавливается из ударопрочной пластмассы. В неокончательно снаряженном виде (без взрывателей) мины в контейнерах в укрепленных ящиках могут десантироваться с самолета беспарашютным методом (высота полета не выше 15-20м., скорость до 290 км/час).

Тактико-технические характеристики мины

Тип мины

противогусеничная

Корпус

пластмасса

Масса

9-11 кг

Масса взрывчатого вещества

6,6-7,6 кг

Диаметр

34 см

Высота с МВ-62

12.8 см

Высота с МВШ-62

100.2 см

Диаметр датчика цели

9 см

Чувствительность

200-500 кг

Температурный диапазон применения

от -50 до +50 град.

Противотанковая мина ТМ-62П2

Мина противотанковая противогусеничная.

Предназначена для выведения из строя гусеничной и колесной техники противника.

Поражение машинам противника наносится за счет разрушения их ходовой части при взрыве заряда мины в момент наезжания колеса (катка) на взрыватель мины.

Мина может устанавливаться как на грунт, так и в грунт, в снег, под воду вручную или средствами механизации.

Предназначена, в основном к установке средствами механизации, поэтому ручка для переноски выполнена

Противотанковая мина ТМ-62П2

Ручка для переноски мины упряжного типа съемной упряжного типа из прочной нейлоновой ленты зеленого цвета

Срок боевой работы мины не ограничивается. Самоликвидатором мина не оснащается. Элементов неизвлекаемости не имеет, но в качестве последних с миной могут использоваться мины-сюрпризы МС-3 или МС-4.

Корпус мины изготавливается из ударопрочной пластмассы. В неокончательно снаряженном виде (без взрывателей) мины в контейнерах в укрепленных ящиках могут десантироваться с самолета беспарашютным методом (высота полета не выше 15-20м., скорость до 290 км/час).

Тактико-технические характеристики мины 

Тип мины

противогусеничная

Корпус

пластмасса

Масса

9,4-11 кг

Масса взрывчатого вещества

6,5-7 кг

Диаметр

32 см

Высота с МВ-62

12,8 см

Высота с МВШ-62

100,2 см

Диаметр датчика цели

9 см

Чувствительность

200-500 кг

Температурный диапазон применения

от -50 до +50 град.

Противотанковая мина ТМ-62П3

Мина противотанковая противогусеничная.

Предназначена для выведения из строя гусеничной и колесной техники противника.

Поражение машинам противника наносится за счет разрушения их ходовой части при взрыве заряда мины в момент наезжания колеса (катка) на взрыватель мины.

Мина может устанавливаться как на грунт, так и в грунт, в снег, под воду вручную или средствами механизации (прицепные минные заградители ПМР-3, ПМЗ-4, вертолетная система минирования ВМР-2).

Срок боевой работы мины не ограничивается. Самоликвидатором мина не оснащается.

Мина ТМ-62П3 является одним из вариантов семейства ТМ-62. Ее корпус изготавливается из толстого морозостойкого и ударопрочного полиэтилена темно-зеленого цвета.

Противотанковая мина ТМ-62П3

ТМ-62П3, в основном, предназначена для установки механизированным способом с применением прицепных минных заградителей ПМЗ-3 и ПМЗ-4, вертолетной системы минирования ВМР-2.

Для применения в гусеничных минных заградителях типа ГМЗ не предназначена.

В связи с тем, что основным способом применения является механизированный, ручка для переноски выполнена съемной упряжного типа из синтетической минной ленты зеленого цвета, застегивающеся цилиндрической пуговицей.

При ручной установке ручка используется лишь для переноски мины. Перед ручной установкой мины в лунку ручка снимается и укладывается под мину или же уносится с собой.

Тактико-технические характеристики мины 

Тип мины

противогусеничная

Корпус

полиэтилен

Масса

8-8,7 кг

Масса взрывчатого вещества

6,5-7,2 кг

Диаметр

32 см

Высота с МВ-62

12,8 см

Высота с МВШ-62

100,2 см

Диаметр датчика цели

9 см

Чувствительность

200-500 кг

Температурный диапазон применения

от -40 до +40 град.

Противотанковая мина ТМ-62Т

Мина противотанковая противогусеничная.

Предназначена для выведения из строя гусеничной и колесной техники противника.

Поражение машинам противника наносится за счет разрушения их ходовой части при взрыве заряда мины в момент наезжания колеса (катка) на взрыватель мины.

Мина может устанавливаться как на грунт, так и в грунт, в снег, вручную или средствами механизации.

Срок боевой работы мины не ограничивается.

Ее корпус изготавливается из капроновой ткани темно-зеленого цвета, пропитанной эпоксидным составом Возможны иные варианты окрасок (для мин, изготавливавшихся на экспорт).

Противотанковая мина ТМ-62Т

ТМ-62Т предназначена для установки вручную или с помощью средств механизированной установки ГМЗ, ГМЗ-2, ПМР-3, ПМЗ-4 и призвана несколько устранить такое отрицательное качество мины ТМ-62Б как недостаточная прочность.

Мина может комплектоваться сьемной ручкой для переноски упряжного типа, аналогичной ручке для мины ТМ-62П3 или же веревочной несъемной ручкой (пропускаемой сквозь заряд) с деревянной или пластмассовой втулкой, как показано на снимке. Мина с несьемной ручкой для механизированной установки не предназначена.

Применение взрывателей с корпусом из металла (МВЗ-62, МВЧ-62, МВШ-62, МВД-62) для этой мины обычно является вынужденным, т.к. при их применении теряется главное преимущество мины - необнаруживаемость металлодетекторами.

Кроме того, мина может использоваться со взрывателями, входящими в комплекты управляемых минных полей УМП, УМВП-2, УМПН-68, а также в качестве обычного взрывного заряда с детонирующим устройством ДУ-62.

Тактико-технические характеристики мины ТМ-62Т

Тип мины

противотанковаяпротивогусеничная

Корпус

капроновая ткань

Масса (без взрывателя)

7,9-8,1. кг

Масса взрывчатого вещества

7,0-7,9 кг

Диаметр

32 см

Высота мины

В зависимости от взрывателя – 10,0 12,8 см

Чувствительность нажимного датчика цели

200-500 кг

Извлекаемость

извлекаемая

Обезвреживаемость

обезвреживаемая

Управляемость

зависит от типа взрывателя

Температурный диапазон применения

от -50 до +50 градусов

Взрыв ТМ-62Т разрушает 3-5 траков, каток, повреждает балансир.

Устойчивость мины ТМ-62Т со взрывателем МВП-62 100% во фронте ударной волны с давлением 3,5 кг/кв.см Это обеспечивает сохранение мин в боеспособном состоянии на удалении 4 метра и более от оси взрыва удлиненного заряда разминирования имеющего массу 8 кг/пог.м. На расстоянии от 1 до 4 метров от оси взрыва удлиненного заряда сохраняют боеспособность до 50% мин ТМ-62Т со взрывателем МВП-62.

Мина ТМ-62Т предназначена для изготовления в военное время как альтернативная при дефиците металла или пластмассы для корпуса и недостатке промышленных производственных мощностей. В мирное время ее изготовление и накопление запасов не планируется. Изготавливается небольшое количество учебных мин с инертным заполнителем.

В качестве элемента неизвлекаемости могут использоваться мины-ловушки МС-3, МЛ-7 или более коварная мина-ловушка МС-4.

Противотанковая мина ТМ-72

Противотанковая мина ТМ-72

Мина противотанковая противоднищевая.

Предназначена для выведения из строя гусеничной и колесной техники противника.

Поражение машинам противника наносится за счет пробивания днища танка кумулятивной струей при взрыве заряда мины в момент, когда танк окажется над миной.

Принята на вооружение в 1973 г. До декабря 1989 года информация по этой мине являлась закрытой.

Съемная ручка для переноски из зеленой капроновой ленты (упряжного типа аналогичная ручке мины ТМ-62).

Мина может устанавливаться как на грунт, так и в грунт, в снег, под воду только вручную.

Для установки средствами механизации не предназначена, хотя прицепной минный заградитель ПМЗ-4 может использоваться для раскладки мин на минном поле.

Однако все действия по приведению мины в боевое положение, закапыванию, маскировке выполняются вручную.

Основным штатным взрывателем является МВН-72, реагирующий на магнитное поле танка (БТР, БМП, БМД, автомобиль).

Реакция взрывателя рассчитана так, что при скорости цели выше 5-9 км в час взрыв происходит под боевым или трансмиссионным отделением. При меньшей скорости цели взрыв может произойти под передней частью машины. При скорости цели свыше 90 км/час взрыв может произойти позади машины (т.е. цель не будет поражена).

Срок боевой работы мины со взрывателем МВН-72 ограничивается сроком работы источника тока взрывателя, но во всех случаях не менее 1 месяца, после чего мина становится невзрывоопасной. Срок боевой работы мины со взрывателем МВШ-62 ограничивается сроком коррозии корпуса мины и взрывателя (от 1 до 10 и более лет в зависимости от влажности грунта).

Самоликвидатором мина не оснащается. Элементов неизвлекаемости не имеет, но в качестве последних с миной могут использоваться мины-сюрпризы МС, МС-4 или МЛ-7. Кроме того, очень высокая чувствительность взрывателя МВН-72 к изменениям магнитного поля может вызвать взрыв мины при приближении к ней человека, имеющего при себе металлические предметы или даже вследствие перемещения самой мины по местности. Любые электромагнитные воздействия (магнитное поле, радиоизлучение миноискателя) вызывают срабатывание взрывателя обязательно. Ближе 200 м от высоковольтных линий электропередач, работающих РЛС и мощных радиостанций, устанавливать ТМ-72 запрещается.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МИНЫ ТМ-72

Тип мины

противотанковая противоднищевая кумулятивная

Материал корпуса

сталь

Масса

6 кг

Масса заряда ВВ

2,5 кг

Диаметр

25 см

Время приведения в боевое положение (с МВН-72) 

30-120 сек.

Бронепробиваемость

100 мм с расстояния 0,25-0,5 м

Возможно применение взрывателей

вся серия взрывателей МВ-62

Извлекаемость/ обезвреживаемость

обезвреживаемая, в этом состоянии извлекаемая

Самоликвидация/самонейтрализация

не самоликвидирующаяся, самонейтрализация вследствие истечения срока работы источника питания через 1-18 месяцев.

Температурный диапазон применения

от -40 до +50 градусов

Мина устанавливается в грунт (снег) таким образом, чтобы взрыватель находился выше уровня грунта.

Мина окрашивается в оливково-зеленый цвет, маркировка на боковой поверхности черного цвета. Взрыватель МВН-72 обычно имеет серо-черную окраску с черной маркировкой на верхней плоскости.

Мина устанавливается одним сапером. Время на подготовку мины к применению 2-3 мин, время на установку подготовленной мины 1-3 мин.

Мнение об этой мине в войсках невысокое, впрочем, как и обо всех минах (наших и иностранных) с магнитными взрывателями. Капризны, требуют квалифицированного персонала, чувствительны к низким и высоким температурам, сырости (отказывают источники питания), к свежести источников питания. Установка только вручную. И в то же время, траление таких мин не вызывает проблем. Трал ЭМТ надежно работает и взрывает мины на безопасном от машины удалении.

Противотанковая мина ТМ-73

Противотанковая мина ТМ-73 предназначена для минирования местности с целью поражения танков и других бронеобъектов противника в их бортовую часть.

Организационно мина состоит из трех основных компонентов:

- реактивного противотанкового граната РПГ-18 «Муха»;- взрывного устройства, включающего в себя взрыватель обрывного действия МВЭ-72 и пусковое устройство;- комплекта приспособлений для установки мины на местности.

Мина устанавливается на местности поперечно предполагаемому движению цели в 20-25 метрах от трассы движения цели на высоте 37см от поверхности грунта.Противотанковая мина ТМ-73

Обрывной датчик цели взрывателя МВЭ-72 натягивается поперек направления движения цели на высоте 0,8-1,2 м от поверхности грунта, а пусковое устройство закрепляется на трубе гранаты. К пусковому устройству присоединяется накольный механизм взрывателя МВЭ-72.

Когда движущийся танк противника оборвет натянутый над дорогой обрывной датчик цели, взрыватель МВЭ-72 выдаст электроимпульс на свой накольный механизм. Ударник накольного механизма воспламенит капсюль-воспламенитель пускового устройства, от него загорится пороховой заряд УЗВ-5 и давление пороховых газов продавит спусковой рычаг шептала гранаты РПГ-18. Произойдет выстрел и боеголовка поразит цель.

Собственно, действие мины ТМ-73 аналогично стрельбе гранатой РПГ-18 с той лишь разницей, что выстрел производит не солдат-гранатометчик, а сама цель, воздействовав на датчик цели мины.

Мина была принята на вооружение Советской Армии в 1974 году, но до 1999 года информация по ней являлась закрытой.

Тактико-технические характеристики мины ТМ-73

Тип мины

Противотанковаяпротивобортоваякумулятивная

Масса мины

8 кг

Масса гранаты

2,6 кг

Масса заряда ВВ

300 г

Поражающее действие мины

300 мм бронис расстояния до 30 м

Рабочая длина обрывного датчика цели

15 м

Время перевода в боевое положение

50-180 сек

Время боевой работы

30 сут

Время на установку (2 чел.)

8-20 мин

Самоликвидация/самонейтрализация

отсутствует/ по израсходованию ресурса батареи питания взрывателя

Неизвлекаемость и необезвреживаемость

извлекаемая необезвреживаемая

Температурный диапазон применения

от -40 до +50

Противотанковая мина ТМ-83

Мина противотанковая противобортовая.

Предназначена для выведения из строя гусеничной и колесной техники противника.

Поражение машинам противника наносится за счет пробивания бортовой брони ударным ядром, образующимся из обкладки кумулятивной воронки при взрыве мины.

При проникновении ударного ядра внутрь танка происходит поражение членов экипажа и оборудования танка каплями расплавленной брони, высоким давлением, возникающим внутри и высокой температурой ядра. Это вызывает пожар внутри танка, возможна детонация боекомплекта

Мина может устанавливаться на грунт или крепиться к местным предметам только вручную.

Укупорочный ящик или его крышка служит основанием для мины.

Дальность поражения танка до 50 метров, поэтому мина устанавливается сбоку от вероятного маршрута движения танка на удалении 5-50 метров от оси маршрута. С помощью визира мина нацеливается на место поражения.

Мина имеет два датчика цели - сейсмический и инфракрасный.

Противотанковая мина ТМ-83

Сейсмический датчик обеспечивает работу мины в режиме ожидания цели, что позволяет экономить энергию источников питания.

При приближении цели сейсмический датчик выдает команду на перевод мины в боевое положение, которым включается в работу инфракрасный датчик. Как только цель окажется в поле зрения инфракрасного датчика, который регистрирует инфракрасное излучение машины (танка), последний выдает команду на предохранительно-исполнительный механизм (ПИМ) на подрыв мины.

При взрыве заряда мины из медной обкладки кумулятивной выемки образуется ударное ядро, которое на дальностях от 5 до 50 метров пробивает броню толщиной до 100 мм, образуя в броне отверстие диаметром 80 мм.

Если цель не попала в поле зрения инфракрасного датчика, то через 3 минуты мина вновь переходит в режим ожидания цели.

Сейсмический датчик, имеющий свой источник питания (батарея 373 (R20)), устанавливается в землю возле мины и соединяется с инфракрасным датчиком и ПИМом проводной линией, а инфракрасный датчик, который также имеет свой источник питания (батарея 373 (R20)), крепится на корпусе мины сверху. Предохранительно-исполнительный механизм (ПИМ) привинчивается к запалу МД-5М, который в свою очередь ввинчен в гнездо на тыльной стороне мины.

Мина может устанавливаться в неуправляемом (автономном) варианте и в управляемом варианте.

Управляемость мины заключается в том, что с помощью 100-метровой проводной линии и пульта управления (используется пульт управления мины МЗУ) ее можно многократно переводить в безопасный (предохранительный) режим или в режим ожидания цели. В предохранительном режиме мина является извлекаемой и обезвреживаемой.

Если же мина установлена в неуправляемом варианте, то она считается неизвлекаемой и необезвреживаемой в силу высокой чувствительности сейсмического датчика и вероятности срабатывания инфракрасного датчика от теплового излучения человеческого тела при приближении человека к мине (с любой стороны ближе 10 метров). Уничтожение такой мины возможно лишь расстрелом ее из крупнокалиберного пулемета.

Также в неуправляемом варианте мина может быть установлена со взрывателем МВЭ-72 или МВЭ-НС. В этом случае сейсмический, инфракрасный датчики и ПИМ не используются, а используется обрывной датчик цели взрывателя МВЭ-72 или МВЭ-НС. Накольный механизм взрывателя навинчивается на запал МД-5М вместо ПИМа. В этом варианте мина ТМ-83 устанавливается аналогично мине ТМ-73.

Мины ТМ-83 первых серий имели отличающиеся от более поздних серий (с 1984г.) датчики цели и комплектовались также инфракрасным электрофонарем и отражательным зеркалом.

В старом варианте датчик цели мины комбинированный сейсмическо-инфракрасный. Мина может находиться в двух режимах - пассивного ожидания и активном. Сейсмический датчик выносной. Он устанавливается в землю вблизи маршрута движения танка. Инфракрасный датчик находится на корпусе мины. Там же крепится и съемный электрический фонарь с инфракрасным фильтром. Вариантов установки инфракрасного фонаря два.

В первом варианте фонарь крепится на корпусе мины, а на противоположной стороне дороги крепится зеркало так, чтобы инфракрасный луч от фонаря, возвращался на фотоэлмент инфракрасного датчика.

Во втором варианте зеркало не устанавливается, а на его месте ставится сам фонарь, соединенный проводником с сейсмическим датчиком, и нацеленный так, чтобы его луч попадал на фотоэлемент инфракрасного датчика.

В режиме пассивного ожидания электроцепи мины обесточены и фонарь выключен. При приближении танка, когда сотрясение почвы достигнет порогового значения, сейсмический датчик включает инфракрасный фонарь и инфракрасный приемник (мина переходит в активный режим). При пересечении танком луча фонаря, боевая цепь мины замыкается и происходит взрыв мины. Ударное ядро пробивает борт танка.

Срок боевой работы мины ограничивается сроком работоспособности батарей электропитания, зависящей от температуры окружающей среды, но во всех случаях не менее 30 суток. Самоликвидатором мина не оснащается, Элементов неизвлекаемости не имеет, однако в качестве такового может использоваться мина-сюрприз МС-3 или МС-4. Кроме того, в неуправляемом варианте мина в силу высокой чувствительности датчиков цели неизвлекаемая и необезвреживаемая.

Обезвреживание мины, установленной в управляемом варианте производится после того, как с помощью пульта управления МЗУ она переведена в безопасное положение. Обезвреживание включает в себя отсоединение от мины ПИМа, отсоединение от него проводной линии и извлечение из СД и ИД батарей питания.

Обезвреживание мины, установленной в неуправляемом варианте невозможно и она подлежит уничтожению расстрелом ее из крупнокалиберного пулемета или крупнокалиберной снайперской винтовки с расстояния не менее 30 метров.

Тактико-технические характеристики мины ТМ-83

Тип мины

противотанковая, противобортоваяна принципе ударного ядра

Корпус

металл

Масса

28,1 кг

Масса заряда ВВ

9,6 кг

Дальность поражения цели

от 5 до 50 метров

Бронепробиваемость

100 мм

Диаметр пробоины

80 мм

Датчики цели взрывателя

сейсмический и инфракрасный

Чувствительность сейсмодатчика (по танку)

200-250 м

Чувствительность инфрадатчика (по танку)

90-120м

Взрыватель запасного варианта

МВЭ-72

Длина обрывного датчика цели МВЭ-72

60 м

Чувствительность обрывного датчика цели

300-400 гр

Срок боевой работы мины

не менее 30 суток

Температурный диапазон применения

от -30 до +50 градусов

Ограничения в применении по метеоусловиям

туман (сильный снегопад, ливень)с видимостью менее 50 м

Управляемость

управляемая/неуправляемая

Обезвреживаемость

только в управляемом варианте

Извлекаемость

только в управляемом варианте

Способы установки

ручной

Время дальнего взведения

1-30 мин

Тип механизма дальнего взведения

гидромеханический

Противотанковая мина ТМ-89

Это самая современная российская противотанковая мина, принятая на вооружение Российской Армии в 1993 году.

Предназначена для минирования местности против танков и другой подвижной техники противника.

Взрыв мины происходит, когда над ней оказывается масса из ферромагнитных материалов.

Взрывом мощного заряда ВВ (6,7 кг) пробивается днище танка или перебивается гусеница, разрушается каток, часто повреждается и балансир. В первом случае танк полностью выводится из строя, обычно с гибелью экипажа. Во втором случае выведение из строя составляет от 2 до 6 часов и после ремонта ходовой части танк может продолжать выполнение боевой задачи.

Противотанковая мина ТМ-89

Внешне и по размерам походит на противотанковую мину ТМ-62М, однако заряд взрывчатки в корпусе мины организован так, что образует кумулятивную воронку.

Взрыватель мины магнитный, являющийся частью конструкции мины. В некоторых вторичных источниках он обозначается индексом МВН-89, однако это не соответствует действительности.

По утверждениям сайта «Paul Mulcahy's Web Site.htm» в 50% случаев мина может среагировать на магнитное поле миноискателя и в 10% на прикосновение металлического ножа или щупа, однако Руководство по материальной части мины этого не подтверждает, хотя и запрещает приближение к мине с ферромагнитными материалами (оружие, бронежилет, каска, шанцевый инструмент и т.п.) и поиск мин с помощью металлодетекторов и щупов, а также перемещение неразоруженной мины.

Мина устанавливается на грунт, в грунт, в снег вручную или с помощью средств механизации - гусеничного минного заградителя ГМЗ-3 или вертолетной системы минирования ВМР-2 на вертолете Ми-8Т. По утверждениям сайта «Paul Mulcahy's Web Site.htm» мина неизвлекаемая и необезвреживаемая, однако Руководство по материальной части мины предусматривает ее снятие и перевод взрывателя в безопасное положение.

Тактико-технические характеристики мины ТМ-89

Тип мины

противотанковаяпротивогусеничная (противоднищевая) кумулятивно-фугасная

Материал корпуса

металл

Масса

11,5 кг

Масса заряда ВВ

6,7 кг

Масса промежуточного детонатора

0,17 кг

Масса порохового вышибного заряда ДРП-3

0,07кг

Диаметр

32 см

Высота (по верху взрывателя)

13,2см

Бронепробиваемость на расстоянии 45см

200 мм

Время перевода в боевое положение

20-700 сек

Время боевой работы

30 сут

Извлекаемость/обезвреживаемость

обезвреживаемая, в обезвреженномсостоянии извлекаемая

Температурный диапазон применения 

от -30 до +50 градусов

Для переноски мина имеет съемную ручку из зеленой капроновой ленты. Ручка крепится в специальном кронштейне на днище мины. Если мина будет устанавливаться с помощью средств механизации, то перед загрузкой мины в носитель ручка удаляется.

Мина поставляется с завода изготовителя с установленным в нее дистанционным механизмом, обеспечивающим установку мины только вручную или наземными минными заградителями ГМЗ-3 (крышка красного цвета). Для установки мины с использованием вертолетной системы минирования ВМР-2 требуется замена дистанционного механизма на пусковой механизм (крышка черного цвета). Эти пусковые механизмы укладываются в ящики с минами отдельно.

Если танк наехал на мину гусеницей и отсутствует возможность сброса взрывателя и маскировочного слоя грунта, то взрыв приобретает обычный фугасный характер за счет которого перебивается гусеница танка.

Поиск мин ТМ-89 можно осуществлять только визуально и сапер, осуществляющий обезвреживание мины, не должен иметь при себе ферромагнитных материалов (предметов, изготовленных из черных металлов) и перемещать мину до выполнения действий со взрывателем.

Обезвреженную мину можно извлечь с места установки и удалить с минного поля. Повторное использование мины не разрешается, т.к. при повторном переводе рукоятки в боевое положение возможно срабатывание взрывателя.

Снятые мины подлежат уничтожению взрывным способом.

Противотанковая мина ТМК-2

Мина противотанковая противоднищевая.

Предназначена для выведения из строя гусеничной и колесной техники противника.

Поражение машинам противника наносится за счет пробивания днища машины кумулятивной струей при взрыве заряда мины в момент наклона датчика цели (штыревой антенны).

Мина может устанавливаться в грунт (снег) вручную.

Срок боевой работы мины ограничивается сроком разрушения от коррозии кронштейна крепления взрывателя. Самоликвидатором мина не оснащается. Гнезд для элементов неизвлекаемости и необезвреживаемости не имеет.

Мина используется с табельным взрывателем наклонного действия МВК-2 с детонирующим устройством ДУМ-2 и запалом МД-7М. Взрыватель обеспечивает замедление срабатывания на 0,3-0,45 сек с тем, чтобы взрыв произошел под серединой машины.

Противотанковая мина ТМК-2

Тактико-технические характеристики мины

Тип мины

противоднищевая

Корпус

металл

Масса

12 кг

Масса взрывчатого вещества

6 кг

Диаметр

30,07 см

Высота по корпусу

26,5 см

Высота по антенне

113 см

Угол наклона датчика цели для срабатывания

24-36 градусов

Температурный диапазон применения

от -50 до +50 град

Кумулятивная струя при взрыве мины в способна пробить 60 мм брони при снаряжении тротилом и 110 мм при снаряжении ТГ-50. При взрыве мины под колесом или гусеницей происходит разрушение трака и катка (колеса), при взрыве под днищем высокое давление и температура кумулятивной струи вызывает пожар в танке, подрыв боеукладки, расположенной на днище. При закрытых люках танка экипаж погибает весь, при открытых люках возможно выживание части экипажа. Как правило танк выводится из строя полностью и восстановлению не подлежит.

voenservice.ru

Авиационный крупнокалиберный пулемёт ЯкБ-12,7

Четырехствольный крупнокалиберный пулемёт ЯкБ-12,7 (индекс УВ ВВС – 9-А-624) был разработан в 1968-1977 гг. в качестве стрелкового вооружения ударного вертолета Ми-24. Высокий темп стрельбы пулемета обеспечивается за счет вращающегося блока стволов, как в американском многоствольном пулемете «Миниган».

 

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Подвижная установка УСПУ-24 с пулемётом ЯкБ-12,7

Успешное применение амери­канцами в 60-х годах прошлого века во Вьетнаме вооруженных вертоле­тов послужило толчком для создания в СССР собственной конструкции боевого ударного вертолета. К работе над ним приступило ОКБ М.Л. Миля, который предложил проектировать новую машину не на основе сущест­вовавших транспортных вертолетов, а создать специализированный боевой вертолет. По замыслу главного конс­труктора, винтокрылая машина, полу­чившая первоначально индекс В-24, должна была играть роль «летающей боевой машины пехоты» и нести мощ­ное вооружение: ПТУРСы, неуправля­емые ракеты и скорострельную 23-мм пушку. Кроме того, вертолет должен был брать на борт еше и 7-8 десант­ников. Идея «летающей БМП» была одобрена военными, однако на стадии эскизного проектирования они пот­ребовали заменить легкую двустволь­ную пушку ГШ-23 на скорострельный пулемет. Заказчиков вертолета не уст­раивал малый боекомплект пушки, и они полагали, что введение пулемета позволит решить эту проблему: верто­лет мог взять на борт гораздо больший боезапас 12,7-мм патронов, чем 23-мм снарядов. К тому же, как считали воен­ные, наличие противотанковых ракет на борту делало присутствие пушки якобы излишним. Позже, правда, это решение было признано ошибочным.

В то время единственной моделью пулемета, стоявшего на вооружении вертолетов, был легкий пулемет А-12,7 конструкции Н.М. Афанасьева. Несмот­ря на многие его положительные свойс­тва (малый вес, высокую надежность), его огневая мощь была недостаточна для ударной винтокрылой машины. В этой связи было принято реше­ние о создании нового скорострель­ного крупнокалиберного пулемета.

28 декабря 1968 Совет Министров СССР принял соответствующее Постановление № 1044-381. Разработку пулемета поручили коллективу ЦКИБ СОО — Центрального конструкторско-исследовательского бюро спортивно­го и охотничьего оружия. В то время в ЦКИБ работало много опытных конс­трукторов, имевших опыт проектирования скорострельного авиационного вооружения и зенитных автоматов: Н.М. Афанасьев, В.И. Волков, Г.И. Никитин, В.И. Силин, С.А. Ярцев. Например, под руководством Ярцева, создателя 23-мм пушки ВЯ-23 легендарного штурмови­ка Ил-2, был сконструирован экспериментальный пулемет «шквального огня» ТКБ-041 с темпом стрельбы 7000 выстрелов в минуту.

Главным конструктором проекта нового авиационного пулемета с фир­менным обозначением ТКБ-063 был Петр Герасимович Якушев, известный конструктор автоматического ору­жия, автор 23-мм зенитных автоматов для самоходной установки ЗСУ-23-4 «Шилка» и буксируемой установки ЗУ-23. П.Г. Якушев привлек к работе над пулеметом другого талантливого тульского конструктора, Бориса Афа­насьевича Борзова. Последний позже стал известен как один из создате­лей револьверного гранатомета РГ-6 и оригинального гладкоствольного револьверного ружья МЦ-255. В 1993 году создание четырехствольного пуле­мета стало основой для диссертацион­ной работы Б.А. Борзова, и ему была присвоена ученая степень кандидата технических наук. Петр Герасимович защитил кандидатскую диссертацию раньше, в 1969 году. По имени двух главных создателей пулемет офици­ально назвали ЯкБ-12,7 (Якушев — Борзов, калибра 12,7 мм). По традиции оружие получило от военных еще и авиационный индекс ГРАУ – 9-А-624, предназначенный для использования в несекретной переписке.

Первой проблемой, вставшей перед создателями пулемета, был выбор принципиальной схемы авто­матики для многоствольного ору­жия. С одной стороны, уже сущест­вовал успешный пример американ­ской фирмы «Дженерал электрик», создавшей пушку М61 «Вулкан» и на ее основе целую гамму многостволь­ного оружия калибром от 5,56 до 30 мм с внешним приводом вращающегося блока стволов. Оружие с независи­мым от оружия источником питания получалось относительно простым по устройству, надежным (не страш­ны осечки) и долговечным. К тому же легко решалась задача разгона блока стволов в начале стрельбы. Однако за все эти преимущества нужно было пла­тить очень высокой ценой – внешний привод (электромотор, батареи) уве­личивал вес системы почти в два раза. Не следует, наверное, повторять, какое значение в авиации имеет экономия веса, поэтому тульские оружейники, руководствуясь принципом своего земляка Левши «англицких мастеров превзойти», избрали принципиально другое техническое решение — много­ствольное оружие, приводимое в дейс­твие отводимыми из канала ствола в газовую камеру пороховыми газами. Хотя автоматическое газоотводное ору­жие являлось далеко не новинкой, при создании оружия c  высоким темпом стрельбы его разработчиков поджидала масса техни­ческих сложностей и проблем.

 

УСТРОЙСТВО ПУЛЕМЁТА ЯкБ-12,7

Конструктивно пулемет ЯкБ-12,7 представлял собой автоматическое оружие с вращающимся блоком из четырех стволов (схема Гатлинга), приводимым во вращательное движе­ние боковым газоотводным двигате­лем кулачкового типа. Этот двигатель имеет четыре поршня, совершающих под действием пороховых газов возвратно-поступательное движение. Каждый поршень соединен со спе­циальным движком, ролики которо­го имеют возможность скользить по криволинейному пазу неподвижной ствольной коробки. Благодаря такому механизму поступательное движение поршня превращается во вращатель­ное движение блока стволов — веду­щего звена автоматики.

Особенностью автоматики ЯкБ-12,7 является нали­чие особого пиропружинного стартерного устройства, с помощью которого обеспечивалось производство первого выстрела в очереди. Дело в том, что в оружии, построенном по схеме Гат­линга, перед началом стрельбы необ­ходима предварительная раскрутка блока стволов. Газовый же двигатель начинает работать только после пер­вого выстрела. Поэтому в пулемете ЯкБ-12,7 предусмотрен торсионный стартер, вал которого расположен между стволами. Перед стартом верто­лета необходимо было сжать пружину, надетую на торсионный вал, для того чтобы запасти необходимую для раз­гона блока стволов энергию. При про­изводстве первого выстрела пружина разжималась и приводила в движение подвижные части. После этого автоматика переходила в свой нормаль­ный режим, и движение блока стволов обеспечивал газовый двигатель. При прекращении стрельбы, при достреле двух последних патронов, производи­лось взведение пружины торсионного устройства, и оно снова накапливало энергию для последующей стрельбы. В случае отказа оружия, например осеч­ки патрона, раскрутка остановившего­ся блока стволов производилась при помощи пиропатрона. Пиропатронов предусмотрено только три штуки, так что в полете имелась лишь трехкратная возможность активировать отказав­шее оружие.

Удар затворов в крайнем заднем положении смягчает буферное устройство. У пулемета имелся также механизм изменения темпа стрельбы. Питание оружия осуществлялось из непрерывной металлической ленты, уложенной в подающее устройство барабанного типа. Поскольку боеком­плект пулемета первоначально предусматривался очень внушительным (1470 патронов в боевом и 750 в транс­портном варианте), то для транспорти­ровки столь тяжелой ленты по тракту питания была предусмотрена система электрического подтяга ленты. Для управления стрельбой пулемет осна­щался электроспуском.

На вертолете Ми-24 пулемет ЯкБ-12,7 применялся в качестве встроенного в составе уни­версальной стрелковой пулеметной установки УСПУ-24. Приводы уста­новки дистанционные электричес­кие. Она устанавливалась в носовой части фюзеляжа и обеспечивала углы обстрела по горизонтали вправо и влево до 60 градусов, по вертикали 20 градусов вверх и 40 градусов вниз. Стрельбу из установки мог вести как пилот вертолета, так и штурман-опе­ратор. Первый из них мог стрелять только из пулемета, находящегося в походном положении, закрепленного параллельно оси вертолета, прицеливаясь всем корпусом машины. Для этой цели использовался автомати­ческий стрелковый прицел АСП-17В, с помощью которого велась также стрельба из других видов неуправля­емого вооружения — блоков НУР и подвесных стрелково-пушечных контейнеров. АСП-17 являлся штатным стрелковым прицелом истребительно-бомбардировочной авиации и кроме Ми-24 устанавливался также на вер­толетах Ка-29, штурмовиках Су-25 и истребителях МиГ-21, МиГ-23 и Су-17. Он позволял стрелять как по неподвиж­ным, так и по движущимся целям. Для стрельбы из пулемета пилот должен был сначала включить питание под­вижной пулеметной установки и прицел, затем установить угол прицелива­ния и ввести, если необходимо, поп­равки на ветер и скорость движения цели. Остальные поправки вводились автоматически при помощи аналогово­го вычислителя, получающего данные от бортовых датчиков вертолета. Штурман-оператор должен был установить требуе­мый режим стрельбы из пулемета. После этого летчику оставалось только сов­местить подвижную прицельную марку с целью и нажать на кнопку открытия огня.

Штурман-оператор в отличие от пилота мог осуществлять стрельбу из пулеметной установки в независимом от курса вертолета направлении. Для этой цели он использовал коллиматорный прицел КС-53, входящий в состав при­цельной станции КПС-53АВ. Стрель­ба в этом случае ведется следующим образом: летчик за 5—6 минут до начала стрельбы включает питание пулеметной установки, штурман-оператор устанав­ливает требуемые режимы стрельбы и поправки, после чего он поворотом головки прицельной станции совмеща­ет визир с целью и нажимает на одну из двух гашеток. Дальность стрельбы при этом вводить не требуется — она опреде­ляется дальномером. Стрельба из пуле­мета могла вестись короткими, длинны­ми очередями и непрерывно, при этом длина непрерывной очереди или общее число выстрелов нескольких очередей в одном заходе не должны превышать 400 выстрелов. После этого пулемет требо­вал длительного охлаждения: при темпе­ратуре свыше +10 градусов – 25 минут, от -10 до +10 – 15 минут, при более низ­ких температурах — 5 минут.

 

БОЕПРИПАСЫ К ЯкБ-12,7

Одной из «изюминок» ЯкБ было применение, впервые в отечественной практике, двухпульного боеприпаса. Специально для пуле­мета ЯкБ специалис­тами ЦНИИТочМаш г. Климовска под руководством B.M. Сабельникова были созданы патроны, в которых внутри гильзы за основной пулей размешалась вторая пуля. Патроны имели латунную   гильзу и пули с биметаллической оболочкой, в которую были впрес­сованы стальной и свинцовый сердеч­ники. Масса патрона составляла 145 г, длина — 147 мм. Первая пуля весила 31 г, вторая была несколько легче — 27 г. Внешне патрон практически не отличался от обычного патрона 12,7x108 мм к крупнокалибер­ным пулеметам, однако его «двухпульность» выдавало кернение в централь­ной части гильзы, служащее для крепления второй пули в патроне.

Патрон 1СЛ (индекс 9-А-4012) с обыкновенной пулей обеспечивает поражение живой силы и легкобронированной техники на дально­сти 1000-1500 м. Вершинка его пули не имеет окраски.

Патрон 1СЛТ (индекс 9-А-4427) служит для целеуказания и кор­ректировки огня при стрельбе по живой силе и технике на дальности до 1000 м. Время трассирования пули — не менее 2,9 с, ее вершинка окрашена в зеленый цвет. Производство этих патронов было освоено на Новосибирском патронном заводе. Хотя наличие двух пуль в патро­не заметно увеличило рассеивание пуль (радиус лучшей половины пробоин на дальности 300 м составлял 50 см, что примерно в 2,5 раза хуже, чем у обыч­ного патрона), эффективность стрельбы нового боеприпаса была все же значи­тельно выше — в 1,5 раза.

В то же время для стрельбы из ЯкБ можно было использовать патроны и классической конструкции. В боеком­плект пулемета входил 12,7-мм патрон с бронебойно-зажигательной пулей БС (7-БЗ-1), предназначенный для борьбы с наземной бронетехникой, низколе­тящими воздушными целями и живой силой в средствах индвидуальной бронезащиты на больших дальностях стрельбы. По сравнению со штатными патронами крупнокалиберных пуле­метов его пуля имела большую массу (56,6 г) и улучшенную баллистику. На дальности около 500 м она могла про­бить 20-мм бронеплиту, установлен­ную под углом 20 градусов. Примене­ние других типов 12,7-мм патронов для ЯкБ не предусматривалось.

 

СТРЕЛКОВО-ПУШЕЧНОЕ ВООРУЖЕНИЕ МИ-24

Приведенное описание «системы подвижного стрелкового вооружения вертолета» СПСВ-24, в которую входил пулемет ЯкБ, показывает, насколько сложна, трудна и комплексна была зада­ча создания стрелкового вооружения вертолета Ми-24. В этой связи работа над пулеметом затянулась: хотя опыт­ный образец был готов уже в 1969 году, официально он поступил на вооружение лишь восемь лет спустя. В ходе проекти­рования в его конструкцию было внесено столько изменений, что в конечном итоге пуле­мет радикально отли­чался от своего прототи­па и представлял прак­тически другое оружие. Неизменной осталась лишь принципи­альная схема – многоствольное оружие с вращением блока стволов от газового двигателя.

Пулеметный контейнер ГУВ-8700 с двумя пулеметами ГШГ-7,62 и одним ЯкБ-12,7

Впрочем, создание другого компо­нента вооружения Ми-24 — сверхзвуко­вой противотанковой ракеты «Штурм» также затянулось, и первый серийный вариант милевской «летающей БМП» Ми-24А получил уже существующий комплекс вооружения К-4В с вертоле­та Ми-4В, состоящий из ПТУР 9М17М «Фаланга-М» и встроенной одиночной носовой подвижной пулеметной установ­ки НУВ-1 с 12,7-мм пулеметом А-12,7. Пулемет ЯкБ на подвижной пулеметной установке УСПУ-24 впервые появился в составе вооружения следующей версии Ми-24Б (1971 г.), оснащенном более совершенными ПТУР «Фаланга-П» с полуавтоматической системой наведе­ния. Однако в серию Ми-24Б не пошел вследствие неудовлетворительной конс­трукции кабины типа «веранда». Было принято решение создать другой тип кабины, с тандемным расположением летчика и оператора. Такой вертолет с комплексом вооружения от Ми-24Б получил наименование Ми-24Д. К этому времени был уже готов про­тивотанковый ракетный комплекс 9К113 «Штурм-В», и вариант с ним получил обозначение Ми-24В. Официально обе машины были приняты на вооружение в 1976 году, хотя выпуск «промежуточного варианта» Ми-24Д начался на три года раньше.

Серийный выпуск пулеметов ЯкБ освоил Ковровский механический завод, специализи­ровавшийся на производстве единого пулемета Калашникова, гранатомета РПГ-7, противотанковых и переносных зенитных ракетных комплексов.

В 1970-е годы ударные вертоле­ты стали все больше рассматривать­ся как противотанковое средство, и крупнокалиберный пулемет явно не годился для борьбы с бронетехникой. Поэтому на последующих версиях Ми-24 пулеметную установку заменили пушечным вооружением. Впро­чем, в конце 1970-х годов стрелковое вооружение Ми-24 было решено еще усилить, приняв на вооружение под­весные пулеметные гондолы ГУВ-8700 (гондола универсальная верто­летная, индекс 9-А-669). Эти гондолы были разработаны в МКБ «Вымпел» под руководством Г.А. Соколовско­го и предназначались для подвески на пилонах вертолетов Ми-24 и Ми-8ТВ. В ГУВ-8700 монтировались один пулемет ЯкБ-12,7 с 750 патронами и два пулеме­та ГШГ-7,62 с боекомплектами по 1800 патронов. Вертолет Ми-24 мог брать на борт одновременно два таких ГУВа, в этом случае суммарный темп стрельбы из встроенного и подвесного вооруже­ния мог достигать астрономической величины 37000 выстрелов в минуту (более 600 пуль в секунду).

 

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЯкБ-12,7

Начавшаяся в 1979 году война в Афганистане стала серьезным испыта­нием для русских «гатлингов». Верто­леты Ми-24 играли в ней особую роль, показав себя более эффективным средс­твом воздушной поддержки войск, чем истребительно-бомбардировочная авиа­ция. Они могли более длительное время оставаться над целью, чем сверхзвуко­вые машины, и последствия их ударов были более результативны. Крупнокалиберный пулемет ЯкБ позволял создать исключительно высокую плотность огня и заслужил прозвище – «металлорезка». То, что это неофициальное название он получил по праву, подтверждает неоднократно упоминавшийся в литературе один из примеров боевого применения Ми-24: в августе 1982 года под Кандагаром верто­лет подполковника Александрова «разрезал» на части очередью из пулемета ЯкБ шедший во главе каравана автобус моджахедов.

Тактико-технические характеристики пулемёта ЯкБ-12,7

Калибр, мм

12,7x108

Число стволов

4

Масса оружия, кг

45 (60)

Длина, мм

1345

Темп стрельбы, выстр./мин.

4500-5500

Начальная скорость пули, м/с

810

Дальность стрельбы, м

500-1500

Живучесть ствола, выстрелов

8000 (12000)

Носители

Ми-24Д, Ми-24В, Ми-25, Ми-35

Впрочем, опыт боевого применения пулемета показал, что он может резуль­тативно использоваться не только по наземным, но и по воздушным целям. С пулеметом ЯкБ связан уникальный случай в истории авиации, когда вер­толет сумел сбить сверхзвуковой реак­тивный истребитель. Это произошло в ходе ирано-иракской войны, 27 октября 1982 года в ходе воздушного боя между иракским вертолетом Ми-24 и истреби­телем ВВС Ирана F-4 «Фантом-2» над населенным пунктом Эйн-Хош. Чтобы ошеломить пилота летящего встречным курсом вражеского истребителя, иракс­кий летчик с дистанции 2500 м дал залп неуправляемых ракет. Пилот «Фантома» растерялся, чем и воспользовались ирак­ские вертолетчики, расстреляв истреби­тель огнем своего крупнокалиберного пулемета.

Афганская война выявила, однако, и ряд проблем в конструкции пулемета и пулеметной установки. Высокие темпе­ратуры и запыленность воздуха приводили к отказам оружия, которое само по себе было сконструировано для работы на предельных для автоматического ору­жия режимах. При расстреле примерно трети боекомплекта появлялись недо­пустимые температурные деформации ствола, нарушавшие работоспособность системы, падала кучность стрельбы. Была признана недостаточной живу­честь ствола. Серьезные проблемы имела и носовая пулеметная установ­ка УСПУ-24. Система электроподтяга ленты оказалась недостаточно надеж­ной — пулеметная лента подавалась по тракту питания через множество пере­гибов, и поэтому в сложных условиях эксплуатации наблюдались отказы при подаче патронов. При большой вели­чине настрела из пулемета происхо­дило разрушение шторок пулеметной установки и крепления пулемета. В силу этих причин боекомплект пуле­мета сокращался и на задание Ми-24 вылетал с половинным боезапасом (750 патронов).

Однако не стоит все огрехи огуль­но списывать на счет разработчиков оружия. Ряд проблем создавали сами экипажи вертолетов, которые час­тенько, особенно, в горячке боя, пре­вышали предписанные технической документацией режимы стрельбы и не соблюдали достаточно жесткие требо­вания по охлаждению оружия в полете. Определенную лепту в формирование легенды о якобы «исключительно низ­кой надежности» ЯкБ внесли и производители оружия. В воинские части поступали пулеметы, которые большей частью вообще не проходили провер­ку стрельбой на заводе. Благое стрем­ление сэкономить производственные расходы и ресурс пулемета приводило к печальным последствиям — отказы и производственные дефекты в началь­ный период эксплуатации вооружения приходилось выявлять и устранять уже в войсках.

Тем не менее специалисты КБ не остались безучастными наблюдателя­ми выявленных при эксплуатации ЯкБ проблем и приступили к модернизации пулемета с учетом выявленных недо­статков. Был проведен ряд мероприя­тий по увеличению живучести, в час­тности, удалось увеличить ресурс ору­жия на 4000 выстрелов. Длина непре­рывной очереди возросла почти вдвое и достигла величины 750 выстрелов. Ее сделали равной величине сокращенно­го боекомплекта, таким образом, была исключена возможность нарушения регламентированного режима стрель­бы — некоторые вертолеты не имели ограничителя максимальной длины очереди. Превышение же ее могло иметь весьма плачевные последствия: падение кучности стрельбы, пре­ждевременный износ канала ствола и само­воспламенение капсюля в разогретом патронни­ке, чреватое самопроиз­вольной стрельбой. Воз­рос также темп стрельбы пулемета с 4000-4500 до 4500-5000 выстре­лов в минуту. Оружие, правда, потяжелело на 15 кг, однако это было неизбежной платой за обеспечение необходимого уровня надежности и живучести. Модерни­зированный пулемет получил обоз­начение ЯкБЮ-12,7 и был принят на вооружение в 1988 году. После этого особых нареканий по поводу его тех­нического несовершенства не посту­пало — при грамотной эксплуатации и соблюдении нормативных требований оружие показывало себя безотказным.

Контент данной страницы подготовлен для портала «Современная армия» по материалам статьи И. Шайдурова, журнал «Солдат удачи». При копировании контента, пожалуйста, не забудьте поставить ссылку на страницу-первоисточник.

www.modernarmy.ru

Камов Ка-25 — Global wiki. Wargaming.net

Ка-25ПС

Разработка и производство

СССР Страна разработки
КБ. Камова. Разработчик
Николай Ильич Камов Главный конструктор
21 марта 1962 г. Первый полет
Авиазаводе №99 Производитель
460 шт. Выпущено всего

История эксплуатации

1965 год г. Принятие на вооружение
1965 - По сей день. гг. Годы эксплуатации
СССР, Россия, Украина. Основные эксплуатанты
Авианесущие крейсера и противолодочные суда. Носители

Общие проектные данные

9.75 / 3,76 / 5,37 м. Длина / Размах крыла / Высота
15,74 м. Диаметр несущего винта
4765 / 6970 / 7200 кг. Масса (пустого/норм./макс.)

Двигатель

Газотурбинная Установка Тип
ГТД-3Ф шт. Количество
900 л.с. Максимальная мощность
662кВт х2 кгс Максимальная тяга

Лётно-тактические характеристики

Скорость полета
220 км/ч  . . . максимальная (на высоте)
220 км/ч  . . . максимальная (у земли)
180 км/ч  . . . крейсерская
3500 м. Потолок
450 км. Дальность полёта (макс.)
200 км. Боевой радиус действия

Экипаж

2 чел. Количество человек

Вооружение

Бомбовое

  • самонаводящейся торпеды АТ-1, глубинная атомная бомба 8Ф-59, 4-8 глубинных бомб массой 250 и 50.

Камов Ка-25 (по классификации НАТО: Hormone) Первый Советский Противолодочный вертолёт, также является первым отечественным боевым вертолётом, изначально проектировавшимся под боевое применение. Производился с 1965 года, по 1973 год было построено около 460 Ка-25 в 18 модификациях.

История создания

В 1958г. ОКБ Камова получило тактико-техническое задание на разработку двухдвигательного корабельного поисково-ударного вертолета, который должен был размещаться в ангарах небольших противолодочных кораблей или базироваться группами на больших авианесущих кораблях. ТТЗ включало небольшие размеры вертолёта, складывающиеся лопасти несущего винта, вертолёт должен обладать возможностью взлета и посадки с площадок размерами 9 х 10 м на палубе во время движения корабля, при качке с наклоном палубы по крену до 10°, а по дифференту до 3°. Максимальная скорость 220км/ч, дальность полета 450км и продолжительность полета на режиме висения более одного часа при удалении на 50км от корабля базирования.

Вертолет должен быть снабжен опускаемой на глубину 40м гидроакустической станцией (ОГАС) «Ока», радиогидроакустической системой «Баку» с приемным устройством и сбрасываемыми радио- гидроакустическими буями (РГАБ) и одновременно нести вооружение для поражения подводных лодок, состоящее из противолодочных торпед или глубинных бомб. Кроме того, вертолет должен быть снабжен РЛС для обнаружения подводных лодок и ориентирования взаимной привязки при групповом полете и аппаратурой приема сигналов РГАБ. Предусматривалась возможность замены ОГАС на магнитометр. Пилотажно-навигационное оборудование должно обеспечивать полеты над без ориентирной поверхностью и автоматическое пилотирование при полете к цели и на режиме висения в зоне поиска. Предусматривались баллонеты для аварийной посадки на воду и аварийные средства для экипажа. Двигатели должны иметь чрезвычайный режим работы, обеспечивающий использование большей, чем взлетная, мощности при отказе одного из них. В 1960 году КБ завершило разработку нового опытного вертолета Ка-20; первый отрыв от земли состоялся 11 мая 1961 года, а первый полет по кругу 20 июня 1961 года летчик-испытатель Д.К.Ефремов, в этом же году вертолет впервые демонстрировался на воздушном параде в Тушино.В серийное производство противолодочный корабельный вертолет, пошел под обозначением Ка-25ПЛО.

Производство

Серийное производство началось в 1965 году и продолжалось до 1973 года на Авиазаводе №99. Вертолёты данного типа постоянно совершенствовались, было построено около 460 Ка-25 в 18 модификациях.

Описание конструкции

Вертолет двухвинтовой соосной схемы с двумя ГТД и наличием четырехопорного шасси.

Фюзеляж

цельнометаллический, в носовой части размещена двухместная кабина экипажа с рядом расположенными сиденьями летчика и штурмана и боковыми сдвижными дверьми. В главной кабине размерами 3.95 х 1.5 х 1.25м размещается кресло для оператора противолодочного оборудования или до 12 пассажиров на складных сиденьях. Доступ в главную кабину осуществляется через сдвижную дверь размерами 1.1 х 1.2м с левого борта за главной опорой шасси. Под фюзеляжем расположен отсек для вооружения с открывающимися створками и люк для ОГАС.

Главный редуктор

Двухступенчатый, планетарный, обеспечивает передачу мощности с выходных валов ГТД, имеющих скорость вращения 19000 об/мин, к валам несущих винтов со скоростью вращения 237 об/мин.

Силовая установка

Газотурбинный двигатель ГТД-3Ф мощностью 900 л.с. разработки Омского моторостроительного КБ. С 1972 года вертолёты стали оборудоваться двигателями ГТД-3М мощностью 1000 л.с. Двигатели размещены в съёмной мотогондоле в верхней части фюзеляжа.

Вооружение

Состоит из противолодочной самонаводящейся торпеды АТ-1 или 4-8 глубинных бомб массой 250 и 50кг. Кассета с радиогидроакустическими буями, также подвешивается в отсеке вооружения. Отсек снабжен створками, открывающимися с помощью электроприводов.

Оборудование

Для вертолета Ка-25 создано несколько поисково-ударных комплексов оборудования и вооружения. Противолодочное оборудование включает поисковую РЛС в обтекателе снизу носовой части вертолета, опускаемую гидроакустическую станцию ОГАС, размещенную в задней части главной кабины, радиогидроакустическую систему "Баку" с приемным устройством СПАРУ-56 и 36, сбрасываемыми радиогидроакустическими буями РГАБ в контейнере сбоку фюзеляжа за правой главной опорой шасси. Установлены комплексы прицельного, пилотажно-навигационного и радиосвязного оборудования. Имеется автопилот, радиокомпас, система автоматической стабилизации вертолета и оборотов несущих винтов в полете. Могут устанавливаться маркеры и радиомаяки.

Галерея Изображений

Модификации

Ка-25 — базовая модификация.

Ка-25ПЛ — основная модификация вертолёта Ка-25. Вертолёт предназначен для поиска и уничтожения атомных подводных лодок бортовыми средствами обнаружения и поражения на удалении около 200 км от корабля базирования. Всего было выпущено 275 машин этой модификации. Вертолёт оборудован опускаемой гидроакустической станцией ВГС-2 «Ока» в задней части фюзеляжа, поисковой РЛС «Инициатива-2К» в носовом обтекателе и радиогидроакустической системой «Баку» с приёмным устройством СПАРУ-55 «Памир». Также на машинах данной модификации установлен радиоприёмник маяков-ответчиков РПМ-С, взаимодействующий с радиолокационными буями типа «Поплавок-1А».

Ка-25Ц — вертолёт целеуказания, призванный действовать в интересах береговых или корабельных командных пунктов, сообщая им координаты целей, не доступных для непосредственного радиолокационного обнаружения. Данная модификация вертолёта разрабатывалась одновременно с модификацией Ка-25ПЛ, поскольку в процессе разработки единого морского вертолёта оказалось невозможным совместить функции противолодочной обороны и целеуказания в одном вертолёте, не выходя за установленные ограничения по массе и габаритам. Вертолёт данной модификации совершил первый полёт 21 марта 1962 года. Всего было построено 50 машин данной модификации. Ка-25Ц отличается от Ка-25ПЛ установкой РЛС кругового обзора, смонтированной в носовом обтекателе, и автоматической системы передачи данных.

Ка-25ПС — поисково-спасательная модификация Ка-25, созданная путём демонтажа оборудования с Ка-25ПЛ и призванная действовать в интересах Министерства обороны.

Ка-25ПЛФ — модификация Ка-25ПЛ, с форсированными двигателями.

Ка-25ПЛЮ — вертолёт для борьбы с подводными лодками при помощи глубинной атомной бомбы 8Ф-59.

Ка-25ПЛЭ — поисковый вертолёт, полученный путём переоборудования Ка-25ПЛ. Создан на основании постановления от 10 июля 1967 года. Использовался для поиска космических аппаратов, приводнившихся в Индийском океане.

Ка-25ПЛС — противолодочный вертолёт для использования торпеды ВТТ-1 «Стриж». Создан на основании постановления от 5 августа 1970 года и принят на вооружение в 1976 году. Особенность торпеды «Стриж» заключается в управлении по проводам. На вертолёте оборудована аппаратура передачи данных «Аист-К».

Ка-25ИВ — Ка-25ПЛ, переоборудованный для измерения траекторий и координат падения головных частей баллистических ракет.

Ка-25Л1 (Л — лаборатория) — модификация Ка-25 для проведения гидрологических исследований.

Ка-25К — модификация Ка-25 для перемещения грузов.

Ка-25М — проект многоцелевого вертолёта на базе Ка-25. Реализован не был.

Ка-25ЛЗ — модификация Ка-25 для испытания новых типов противолодочных вооружений. Создан на основании постановления от 28 октября 1970 года.

Ка-25ИСК — модификация Ка-25 для юстировки корабельных радиолокационных станций. Создан на основании постановления от 10 марта 1971 года.

Ка-25Л2 (Л — лаборатория) — модификация Ка-25 для исследований и испытаний опускаемых гидроакустических станций. Создан на основании постановления от 12 мая 1971 года.

Ка-25БШЗ (БШЗ — буксировщик шнуровых зарядов) — модификация Ка-25 для разминирования акваторий от донных мин посредством буксировки шнуровых зарядов. Создан на основании постановления от 8 мая 1973 года.

Ка-25Ш — вертолёт огневой поддержки сухопутных сил и морских десантов. Вооружён блоками неуправляемых авиационных ракет (НАР). Построен на основании решения Министерства Обороны от 21 февраля 1975 года.

Ка-25РОМБ — модификация Ка-25 для проведения радиотехнической разведки.

Ка-25БТ (БТ — буксировщик трала) — модификация Ка-25 для разминирования акваторий от электромагнитных и акустических мин путём траления. 12 вертолётов данной модификации принимали участие в международной операции по разминированию Суэцкого залива.

Ка-25Ф — проект фронтового вертолёта на базе Ка-25, оснащённого лыжным шасси и вооружённого 23-мм пушкой, блоками НАР и ПТУР.

Летно-технические характеристики

Тип характеристик Ка-25
Экипаж, чел 2
Длина, м 9.75
Высота, м 5,37
Нормальная взлетная масса, кг 6970
Взлетная масса в перегруз, кг 7200
Полезная нагрузка, кг 1300
Максимальная скорость, км/ч / на высоте, м 220
Крейсерская скорость, км/ч / на высоте, м 180
Практический потолок, м 3500
Нормальная дальность полета, км 450

Боевое применение

Не имеет

Служба

Начав свою летную морскую службу более 30 лет назад, Ка-25 и сейчас несет корабельную вахту. Хотя на смену ему приходят вертолеты нового поколения Ка-27, Ка-28 и Ка-32, однако Ка-25 может успешно продолжать работу в интересах решения многочисленных мирных хозяйственных задач. Достаточно снять специальное оборудование, и он без особых затрат превращается в летательный аппарат гражданского предназначения.

Залогом успешного применения Ка-25 в мирных целях является его длительная напряженная эксплуатация в многочисленных морских и океанских походах на кораблях различного назначения при групповом и одиночном базировании, в том числе на противолодочных крейсерах, "Москва" и "Ленинград". Первый океанский поход с участием Ка-25 состоялся в апреле-сентябре 1967 г. Вертолет располагался на ВПП плавбазы "Тобол". Полеты выполнялись днем и ночью экипажем ВМФ: пилот- майор Павлов, штурман-капитан Поздеев. Общий налет составил более 100 часов.

Вертолет принимал участие в разминировании Суэцкого канала. Было задействовано двенадцать Ка-25БТ, выполнено 188 боевых вылетов с налетом 339 часов.

Ка-25 обеспечивал навигацию в северных широтах, базируясь на атомном ледоколе "Сибирь". Разведка ледовой обстановки и проводка кораблей производились, как правило, в сложных погодных условиях при ограниченной видимости. Справиться с такой непростой задачей способен был в то время только Ка-25, оснащенный специальным бортовым оборудованием, включающим РЛС кругового обзора.

Вертолеты экспортировались в Индию, Сирию и Югославию.

Литература и источники информации

Эту статью требуется викифицировать!

Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей.

wiki.wargaming.net