Комплекс 55Ж6М мобильный многодиапазонный РЛК «Небо-М». Ттх рлс 55ж6


Современная РЛС «Небо-У» поступила на вооружение соединения радиотехнических войск ЗВО

21.05.2016 — портал Армия-2016. Современная радиолокационная станция «Небо-У» поступила на вооружение соединения радиотехнических войск Западного военного округа.

РЛС предназначена для обнаружения, измерения координат и сопровождения воздушных целей различных категорий от самолетов до крылатых и управляемых ракет, в том числе малоразмерных гиперзвуковых, баллистических и малозаметных с использованием технологии-невидимки «стеллс» на дальности 600 километров. Станция также обеспечивает определение государственной принадлежности воздушных объектов и пеленгацию постановщиков активных помех. При этом работа станции может вестись в автоматическом режиме, автономно и в составе системы управления соединений.

РЛС «Небо-У» поступило в соединение в рамках Гособоронзаказа.

В целом, качественное исполнение Гособонзаказа в течение 2014-2015 гг. позволило комплексно переоснастить систему воздушно-космической обороны ЗВО, тем самым создав сплошное радиолокационное поле и обеспечив стопроцентный контроль воздушного пространства в зоне ответственности.

Комментарий:

Это сообщение военного ведомства России опубликовано на портале, посвященном предстоящему форуму «Армия-2016», который будет проходить с 6 по 11 сентября в подмосковной Кубинке. То есть предполагается, что участники и гости этого форума, в том числе и зарубежные, в том числе из стран НАТО, смогут ознакомиться с этой РЛС и получить какие-то сведения о ее тактико-технических характеристиках — руками, что называется пощупать. И наиболее заинтересованным зарубежным гостям дают понять, что эта РЛС уже поступила на вооружение именно Западного военного округа. Того самого, что одним из первых получает новые образцы вооружения и военной техники, в составе которого либо сформированы, либо находятся в стадии формирования новые дивизии. И, между прочим, воссоздана Первая Гвардейская танковая армия. Того самого округа, что непосредственно граничит с территориями, являющимися потенциальной ареной военного противостояния между вооруженными силами России и НАТО.

Справка:

55Ж6У Небо-У — TALL RACK

Трехкоординатная РЛС дежурного режима обнаружения и сопровождения воздушных объектов метрового диапазона. Разработка РЛС 55Ж6У по теме ОКР "Небо-У" начата НИИРТ (г.Горький, ныне - Нижний Новгород, с 1991 г. - ННИИРТ) в 1986 г. по решению ВПК при СМ СССР и завершена в 1992 г. Главный конструктор РЛС - Александр Зачепицкий. Государственные испытания РЛС 55Ж6У проводились в 1992 г. на полигоне Капустин Яр. Серийное производство организовано на базе ННИИРТ в 1994 г., первая серийная РЛС выпущена опытным производством ННИИРТ в 1995 г. В 2003 г. создатели РЛС "Небо-У" удостоены Государственной премии России. В 2006-2008 г.г. РЛС серийно производится и поставляется в войска ПВО. В октябре 2009 г. успешно завершены квалификационные испытания РЛС "Небо-У", выдано положительное заключение о возможности серийного производства. В 2009-2010 г.г. велись работы по развертыванию РЛС на позициях ПВО. Согласно годовым отчетам ННИИРТ в 2009 и 2010 г.г. серийное производство РЛС уже не велось, велось серийное производство отдельных составных частей РЛС. С 2011 г. серийные РЛС 55Ж6У в войска начало поставлять ОАО "Нител" (г.Нижний Новгород).

РЛС предназначена для обнаружения, измерения координат и сопровождения воздушных целей разных классов - самолетов, крылатых и управляемых ракет, малоразмерных гиперзвуковых, баллистических, малозаметных с использованием технологии stealth. В том числе в автоматическом режиме и при работе как автономно так и в составе АСУ соединений ПВО. РЛС обеспечивает распознавание классов целей, определение государственной принадлежности воздушных объектов, пеленгацию постановщиков активных помех. При сопряжении с вторичным радиолокатором РЛС может использоваться в качестве трассового локатора для управления воздушным движением.

В некоторых источниках и в проспектах с выставок РЛС носит название "Небо-УЕ". Возможно имеется ввиду "Небо-УЭ" - экспортный вариант РЛС.

РЛС 55Ж6У "Небо-У". Вероятно, на полигоне ННИИРТ (http://www.nniirt.ru).

Кабина управления РЛС 55Ж6У "Небо-У". 874-й центр подготовки радио-технических войск во Владимире, 2011 г. (http://www.mil.ru).

В станции применена крестообразная фазированная антенная решетка, горизонтальная часть которой является антенной дальномера, а вертикальная - антенной высотомера. Обзор в горизонтальной плоскости производится за счет механического вращения антенной системы, в вертикальной плоскости - за счет внутриимпульсного сканирования высотомерным лучом по целеуказанию дальномера. В высотомере реализована цифровая антенная решетка с принципиально новым способом пространственно-временной обработки сигналов, позволившим решить проблемные вопросы радиолокации: намерение высоты под малыми (по сравнению с шириной луча) углами места и ослабление влияния рельефа на точность измерения высоты. Съем и выдача информации внешним потребителям осуществляются автоматически. За счет высокой степени автоматизации боевой работы и использования адаптивных алгоритмов работа оператора предельно упрощена и сводится, в основном, к контролю правильности функционирования и разрешению возможных конфликтных ситуаций.

Антенны РЛС 55Ж6У "Небо-У", предположительно, это антенны станции госопознавания (http://www.rusarmy.com).

Трехкоординатная РЛС "Небо-У" является результатом глубокой модернизации РЛС 55Ж6 "Небо":— сокращено количество транспортных единиц;— введена трассовая обработка информации;— увеличена зона определения высоты и повышены точности измерения координат;— повышена защищенность от активных помех;— улучшены характеристики электромагнитной совместимости;— повышена эффективность системы селекции движущихся целей;— увеличена надежность и снижена трудоемкость изготовления в серийном производстве;— повышена информативность системы контроля;— обеспечено документирование радиолокационной и контрольной информации;— антенны наземного радиозапросчика III и VII диапазонов встроены в антенну РЛС.

В состав РЛС входят:— антенно-мачтовое устройство на трех полуприцепах;— аппаратная кабина;— дизельная электростанция.— выносное устройство (ВУ) на отдельной транспортной единице, позволяющее управлять РЛС с расстояния до 1000 м.

Полуприцеп-основание антены РЛС 55Ж6У "Небо-У". 874-й центр подготовки радио-технических войск во Владимире, 2011 г. (http://www.mil.ru).

Эффективная система жизнеобеспечения, наличие систем имитации, тренажа и поддержки оператора в конфликтных ситуациях, высокая степень автоматизации съема координат, документирования, выдачи информации внешним потребителям и технического обслуживания облегчают работу персонала в процессе эксплуатации.

Тактико технические характеристики РЛС:

Обслуживающий персонал — 3 чел (в одну смену)Количество транспортных единиц — 6 шт (без ВУ)Время развертывания — 28 часов / 22 часа (http://www.mil.ru)Потребляемая мощность — 100 кВтСреднее время наработки на отказ — 250 чВремя восстановления — 1 ч

Антенна — крестообразная ФАРВысота антенны — 43 мОттяжки — в два ярусаКоличество элементов ФАР:дальномера — 27 x 6высотомера — 6 x 24Мощность передатчика:— импульсная мощность — 500 кВт— средняя мощность — 5 кВт

Диапазон длин волн — метровый (13 рабочих точек, VHF / HF)Дальность обнаружения максимальная — 700 кмДальность обнаружения и измерения трех координат цели типа "истребитель" (ЭПР — 2.5 кв.м):по дальности на высоте:— 500 м — 65 / 70 км— 3000 м — 170 км— 10000 м — 310 км— 20000 м и более — 400 кмпо азимуту — 360 градпо углу места — до 16 град.по высоте — 70 кмДальность обнаружения и измерения трех координат цели типа "гиперзвуковая КР" (ЭПР — 0.9 кв.м):по дальности на высоте:— 10000 м — 250 км— 20000-50000 м — 300 кмВерхняя граница зоны обнаружения (без измерения высоты) при углах места более 16 град.:по высоте — 20 кмпо углу места — 45 град.Точность измерения координат цели с ЭОП 1,5 кв.м:дальности— 120 м— 50-80 м (на серийных РЛС при величине кванта 500 м)азимута— 12 угл.мин.— 7-10 угл.мин (на серийных РЛС при ширине диаграммы направленности около 200 мин на прием-передачу)высоты — 400 м / 500 м (на углах места более 1,5 град.)Разрешающая способность:— по дальности — 800 м (http://www.mil.ru)— по азимуту — 200 угл.мин (http://www.mil.ru)— по углу места — 200 угл.мин (http://www.mil.ru)Коэффициент подпомеховой видимости системы СДЦ — 45дБ

Количество одновременно сопровождаемых целей (трасс) — 100Темп обновления информации — 10 с

Источник: Military Russia

Добавить в друзья: | ЖЖ | твиттер | фейсбук | ВК | одноклассники | E-mail для связи: [email protected]

vamoisej.livejournal.com

Небо-М — новейшие российские мобильные РЛС, не имеющие мировых аналогов

Небо-М -новейший мобильный РЛК межвидового применения с раздельными РЛС метрового, сантиметрового и дециметрового диапазонов. Входит в семейство российских РЛС- Небо.

Трехдиапазонный комплекс позволяет анализировать данные о воздушных целях разных типов в условиях сильных помех и обеспечивает передачу информации о целях средствам ВКО, силам ПРО и истребительной авиации. Принят на вооружение недавно и по своим техническим возможностям аналогов не имеет.

Основное предназначение комплекса – отслеживание воздушных объектов на больших и средних высотах. Комплекс использует средства обзора со значительными зонами обнаружения и идентифицирует гиперзвуковые, малоразмерные и малозаметных цели, в том числе, выполненные по технологии «Стелс».

Каждый РЛМ- комплекс представляет собой многофункциональную РЛС на базе активной твердотельной ФАР. Режимы обзора Небо-М позволяют повысить разрешающую способность РЛС по направлениям и угловым координатам и обеспечивают увеличенную дальность обнаружения целей. С боевым расчетом из 6 человек комплекс заменяет собой целую радиолокационную роту.

Комплекс обнаруживает аэродинамические и баллистические объекты по трем координатам целей. Имеет большую дальность обнаружения пусков баллистических ракет и большие потолки в режиме сопровождения баллистических целей. Комплекс реализует высокий темп обновления-выдачи информации, в том числе по скоростным и маневрирующим целям и обеспечивает работу как в режиме кругового обзора с механическим вращением антенны, так и в режиме секторного обзора.

Разработчик и производитель: ОАО «Нижегородский НИИ радиотехники»Шасси: Брянский автозавод (БАЗ)Статус: эксплуатируетсяНачало эксплуатации: 2012 год

Параметр Значение
Радиолокационный комплекс 55Ж6М Небо-М
Диапазон волн м, см, дм
Количество измеряемых координат целей 3
Зона обнаружения по дальности, км 600
Зона обнаружения по углу места, градусов 70
Зона обнаружения по высоте, км 600
Количество сопровождаемых трасс 200
Средняя наработка на отказ, ч 1000
Время развёртывания системы, мин. 15
Грузоподъемность шасси, т 22
Колесная формула 8 х 8

© Копировать пост можно лишь при наличии прямой индексируемой ссылки на youinf.ru

Не надо нас пугать, бахвалиться спесиво, Не стоит нам грозить и вновь с огнём играть. Ведь, если враг рискнёт проверить нашу силу, Его мы навсегда отучим проверять.

 

youinf.ru

Комплекс 55Ж6М мобильный многодиапазонный РЛК «Небо-М»

Ми-28Н ударный вертолет «Ночной охотник».

Комплекс 55Ж6М — новейшая разработка российских конструкторов. По своим техническим возможностям он способен заменить в случае необходимости практически любое из существующих в настоящее время подразделений подобного класса. Современных мировых аналогов комплекс на сегодняшний день не имеет.

Мобильный межвидовой многодиапазонный РЛК «Небо-М» (экспортное обозначение 55Ж6МЭ) больших и средних высот представляет собой систему взаимосвязанных блочно-модульных элементов, размещенных на четырехколесных шасси повышенной проходимости. Он способен определить координаты цели по удаленности, высоте и углу места. 55Ж6М предназначен для обнаружения всех существующих, а также перспективных средств воздушного и космического нападения (баллистические и гиперзвуковые КР, самолеты, вертолеты и беспилотные пилотируемые ЛА всех типов и т. п.). Его второе назначение — наведение на выявленные цели средств поражения, стоящих на вооружении российских ПВО/ПКО малой и средней дальности. Министерство обороны России заказало 100 таких станций.

Структура.Комплекс состоит из четырех машин: трех крупногабаритных РЛМ (РЛМ-М, РЛМ-Д, РЛМ-С) с активной фазированной антенной решеткой (ФАР), работающих в метровом (УКВ), дециметровом (L) и сантиметровом (C/X) диапазонах, кабины управления РЛК (командный и информационный модули). РЛМ-М предназначена для поиска и обнаружения малоразмерных целей. РЛМ-С и РЛМ-Д служат для их сопровождения и последующего наведения на них ракет. В состав бортовой аппаратуры кабины управления интегрирован комплексированный вторичный радиолокатор. Его наличие обеспечивает работу комплекса в режимах как отечественной, так и международной систем УВД/ RBS (вторичной радиолокации) опознания. Все средства обнаружения и наведения «Небо-М» обладают большими зонами обнаружения малозаметных и малоразмерных целей. Это оборудование размещено на четырехосных колесных шасси БАЗ-6909-015.

Конструкция и применение.Конструктивно РЛК способен работать независимо в трех основных режимах (одном из трех), а в адаптивном варианте — во всех трех диапазонах одновременно, максимально используя достоинства длин волн каждого диапазона от метровых до сантиметровых.

Одно из его важнейших достоинств — реализованная в конструкции возможность устойчивой работы радара в УКВ-диапазоне. Это связано с тем, что широко применяемые в настоящее время технологии «стелс» почти полностью теряют в нем свою эффективность, так как законцовки крыла и стабилизаторы самолетов по своим геометрическим размерам близки к данному диапазону радиоволн.

Комплекс «Небо-М» обладает минимальным временем завязки трасс по целям, особенно высокоскоростным, значительным темпом выдачи и обновления информации, в том числе по маневрирующим и высокоскоростным це­лям. 55Ж6М способен засекать пуски БР на очень больших дальностях и имеет значительные потолки при работе в режиме сопровождения выявленных баллистических целей.

Особенности.У нового комплекса удалось достигнуть высокой мобильности благодаря использованию новых технических решений. Важнейшими из них являются размещение радиолокатора каждого диапазона на отдельном шасси высокой проходимости, наличие встроенного автономного источника энергоснабжения на каждом агрегате, размещение комплектов аппаратуры и оборудования во вращающихся контейнерах, отсутствие внутренних кабельных соединений РЛМ, применение гидравлических систем развертывания/свертывания антенных решеток. К техническим особенностям относятся также применение гидравлических систем горизонтирования и стабилизации платформ, реализация радиоканала обмена информацией и управления модулями (это позволило полностью отказаться от межкабинных кабельных соединений), наличие автоматической системы топопривязки и навигации, включая спутниковые (ГЛОНАСС и GPS).

Вам также могут быть интересны следующие оружейные статьи:

rus-guns.com

СВУ - мобильная трехкоординатная радиолокационная станция дежурного режима метрового диапазона волн. Фото Анатолий ШМЫРОВ

Воздушно-космическая оборона № 4, 2007 г.

НЕБО-СВУ - мобильная трехкоординатная радиолокационная станция дежурного режима метрового диапазона волн. Фото: Анатолий ШМЫРОВ

ПУТЬ К ТРЕМ КООРДИНАТАМ

Александр Зачепицкий

главный конструктор РЛС 55Ж6 и 55Ж6У

РЛС метрового диапазона просты, надежны, всепогодны, устойчивы в проводке целей, для них нет целей-невидимок и они могут обладать высокими точностями измерения координат

В середине 1970-х гг. стало ясно, что традиционное радиолокационное поле на базе двухкоординатных РЛС кругового обзора и высотомеров с механическим сканированием по углу места не перспективно, т.к. высотомер обладает малой производительностью. К этому времени за рубежом и в России были разработаны трехкоординатные РЛС сантиметрового и дециметрового диапазона длин волн с высокой производительностью.

В начале 1975 г. Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР была задана ОКР "Небо", целью которой была разработка двух унифицированных трехкоординатных РЛС метрового диапазона волн (МДВ) для войск ПВО в транспортабельном исполнении - 55Ж6 и для Сухопутных войск в мобильном - 1Л13 (в том же году вышло еще одно Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР, в котором ОКР "Небо" была включена в перечень важнейших работ пятилетки). Наряду с ОКР была задана НИР "Угол" по исследованию возможности создания в метровом диапазоне волн трехкоординатной РЛС.

Вопрос о создании трехкоординатной РЛС в МДВ возник перед разработчиками совершенно неожиданно, и было неизвестно кто и когда придумал эту идею. На первый взгляд дело представлялось немыслимым - для выполнения требований по точности измерения высоты и азимута вертикальный размер антенны должен был составлять 50-60 метров, а горизонтальный - 30м.

Как транспортировать такую антенну, как устанавливать в вертикальное положение (без подъемного крана), как вращать? Было ясно, что создание антенны таких размеров - это тупиковый вариант.

Появилась идея крестообразного построения, позволяющая при значительном уменьшении площади антенны реализовать большие вертикальный и горизонтальный размеры апертуры и обеспечить заданные угловые точности и транспортабельность. Однако и в этом случае для обеспечения транспортабельности вертикальный размер апертуры антенны требовалось уменьшить до 35 метров (при этом полная высота антенны составляла около 40 метров).

Расчеты показывали, что при таких размерах апертуры с учетом влияния подстилающей поверхности, точное измерение высоты начнется только с угла места около 1,5°, а ниже этого угла будет зона нечувствительности, в пределах которой измеряемый угол места будет всегда равен нулю.

Пришлось идти на издержки: ввести в зоне нечувствительности назначение некоторого срединного угла места и "располовинить" неизбежную ошибку (впоследствии в РЛС 55Ж6У удалось сократить зону нечувствительности до практически несущественного минимума).

НЕБО-УЕ - трехкоординатная радиолокационная станция дежурного режима метрового диапазона волн. Фото: Георгий ДАНИЛОВ

Вопрос разработки трехкоординатной РЛС в МДВ представлялся проблемным еще и потому, что имел неудачную предысторию. Измерение высоты использовалось в МДВ ранее в РЛС П-12, однако по опыту эксплуатации оно было исключено, т.к. давало неоднозначные результаты и вносило путаницу в боевую работу.

Поэтому по настоянию настороженных предыдущей неудачей заказчиков (ГРАУ МО) РЛС 1Л13 ("Небо-СВ"), после долгих и безрезультатных дискуссий заказчиков и разработчиков, эта станция была разработана как 2-х координатная и в более поздние сроки. Тем не менее, РЛС 55Ж6 и 1Л13 были в значительной степени унифицированы, а в обработке сигналов при разработке РЛС 1Л13 был сделан значительный шаг вперед - вся аппаратура обработки была цифровая, а в 55Ж6 - аналоговая (главный конструктор РЛС 1Л13 - Крылов И. Г.)

Возвращаясь к тому уже столь далекому времени - более 30 лет назад - можно ли сейчас утвердительно ответить на вопрос, правилен ли был отказ от разработки РЛС 1Л13 в трехкоординатном исполнении. С учетом опыта, полученного на РЛС 55Ж6 и 55Ж6У (РЛС 55Ж6У - "Небо-У" была разработана в период 1986-1992 гг. по решению ВПК при СМ СССР), отказ заказчика представляется автору все же недальновидным.

Но, тем не менее, не хотелось бы судить так строго. Вспоминаю, с каким искренним убеждением говорил про будущее РЛС 55Ж6 один из уважаемых членов комиссии по техническому проекту (впоследствии генерал): "Ну, сделаете вы эту РЛС. И будет она стоять памятником победы науки и техники над здравым смыслом!"

На самом деле этих станций было выпущено более 120 единиц. На них до сих пор ведется боевая работа.

Сомнения были связаны не только с возможностью создания 3-х координатной РЛС в метровом диапазоне волн. В ОКР "Небо" внедрялось одновременно около 40 изобретений, почти каждая система станции была оригинальной и требовала значительных трудозатрат на экспериментальное опробование и доводку в комплексе.

При этом разработчиком неизменно преследовалась цель сохранить традиционную простоту и надежность, свойственные РЛС МДВ.

Первый круг вопросов, который предстояло решить, относился к выбору способа обзора пространства при крестообразной антенной решетке (для удобства дальнейшего изложения мы будем в основном описывать РЛС 55Ж6, а при наличии существенных отличий будем останавливаться на РЛС 55Ж6У отдельно).

Остановились на построении РЛС по принципу "дальномер-высотомер". Горизонтальная часть креста представляла собой ФАР дальномера, зона обнаружения которого была традиционной для РЛС метрового диапазона волн: широкая (16°) в угломестной плоскости и достаточно узкая (3° - на прием-передачу) в азимутальной. ФАР дальномера работала на передачу и прием. Вертикальная часть креста представляла собой ФАР высотомера и работала только на прием.

Антенна дальномера состояла из 5-ти подрешеток. Сигналы подрешеток (после усиления в широкополосных антенных УВЧ) комбинировались в вч диаграммообразующем устройстве, образуя основной канал приема - суммарный, и два дополнительных канала разностного типа (с "нулями" приема в направлении нормали к антенне) для автокомпенсации помех и пеленга. Кроме того, для этих же целей имелось еще несколько дополнительных антенн, обеспечивающих перекрытие возможных направлений прихода помех.

ФАР высотомера была построена следующим образом. Она состояла из 16-ти строк. Сигналы строк усиливались в широкополосных антенных УВЧ и через токосъемник поступали в аппаратную кабину, преобразовывались к промежуточной частоте и проходили через автокомпенсаторы помех.

Далее временные отсчеты сигналов строк выстраивались последовательно во времени в пределах каждого из квантов по дальности, благодаря чему пространственное распределение поля по апертуре антенны преобразовывалось в распределение электрических сигналов во времени.

Благодаря такому пространственно-временному преобразованию линейный фронт волны, приходящей от цели на ФАР высотомера, преобразовывался во временной импульс с внутриимпульсным ступенчатым изменением фазы от отсчета к отсчету. При этом величина ступеньки, определяющая скорость изменения фазы во времени, т.е. частоту импульса, была пропорциональна синусу угла места цели. Далее (после обработки, включающей алгоритм СДЦ, сжатия) сигналы поступали на спектроанализатор, в котором приобретали задержку пропорциональную частоте сигнала (т.е. синусу угла места цели).

Иными словами, на выходе спектроанализатора возникал Фурье - образ распределения поля по апертуре антенны, вызванный приходящим эхо-сигналом. Известно, что Фурье - образ распределения поля по апертуре антенны - это диаграмма направленности антенны в направлении на цель. То есть на выходе спектроанализатора возникал импульс, повторяющий по форме луч высотомера в угломестной плоскости, направленный на цель. Это эквивалентно тому, что луч высотомера осуществлял в каждом кванте по дальности последовательное электронное сканирование в угломестной плоскости.

Результаты проведенных исследований сравнения ТТХ РЛС П-14 (и ее модификаций) и РЛС 55Ж6У.

Далее сигнал спектроанализатора извлекался по целеуказанию дальномера из того кванта по дальности, в котором была обнаружена цель. Положение максимума сигнала было пропорционально синусу угла места цели. Данный способ реализации сканирования был предельно прост - спектроанализатор представлял собой обычный ультразвуковой ПАВ-фильтр. Способ не требовал использования традиционных электрически управляемых быстродействующих фазовращателей в каждой строке ФАР или формирования большого числа пространственных диаграмм направленности в довольно сложном лучеобразующем устройстве.

Существенной особенностью этого способа было то, что благодаря временному уплотнению сложные многоканальные алгоритмы обработки СДЦ и сжатия сигналов - в каждой строке ФАР подменялись одноканальными, широкополосными. Это значительно (в 16 раз) сокращало объем аппаратуры и обеспечивало идентичность обработки сигналов строк ФАР, от которой напрямую зависела точность измерения угла места.

Экспериментальное сравнение данного метода (составившего изобретение авторов), с методом парциальных диаграмм, проведенное в НИР "Угол" по реальным целям, подтвердило его более высокую точность и значительную простоту.

Кроме того, для обеспечения высокой точности измерения необходимо было выровнять начальные фазы в строках ФАР, которые изменялись в довольно больших пределах под воздействием внешних факторов. Для этого на входы УВЧ строк подавались идентичные импульсные пилот-сигналы, которые проходили через все элементы схемы ФАР и на них "отпечатывались" случайные сдвиги фаз.

Сравнение и выравнивание сдвигов фаз производилось после схемы уплотнения с помощью корреляционного автокомпенсатора. Схема автоподстройки была простой, точной и оригинальной и также составила изобретение авторов.

Второй круг новых вопросов относился к передающему устройству. Сложность создания передатчика с независимым возбуждением в метровом диапазоне волн была описана нами в ВКО № 3 2007г. на примере РЛС П-70. Передатчик по этому типу был неприемлем для транспортируемой РЛС, поэтому направление проектирования передатчика было коренным образом изменено.

ЛОЭП "Светлана" был создан широкополосный (22% от несущей частоты) усилитель мощности эндотрон, не имевший каких-либо оперативно перестраиваемых элементов. Эндотрон представлял собой 3-х каскадный усилитель, в едином конструктиве которого были объединены три лампы с широкополосными колебательными системами. Была предусмотрена отдельная комплектация из двух первых каскадов - для передающего устройства РЛС 1Л13.

Нетрадиционный подход был применен и к модулятору - он был выполнен по групповому принципу на полупроводниковых элементах - тиристорах, также разработанных вновь ЛОЭП "Светлана". Групповой модулятор содержал в своем составе 30 параллельно включенных одинаковых модулей. Групповой модулятор обладал значительной надежностью - выход из строя даже нескольких модулей приводил к незначительному уменьшению мощности передатчика.

Эндотрон имел жидкостное охлаждение и довольно большой по сравнению с обычной лампой вес. Поэтому замена неисправного эндотрона была довольно трудоемкой операцией и могла вызвать перерыв в боевой работе. Выход из указанного затруднения был найден во встраивании эндотрона из состава ЗИП в конструкцию передатчика. К обоим эндотронам была подведена охлаждающая жидкость.

НЕБО-СВУ на полигоне Капустин Яр. Фото: Алексей МАТВЕЕВ

Переключение эндотронов осуществлялось дистанционно с пульта управления РЛС. Оригинальный вч переключатель эндотронов "Бриз" был разработан специально для 55Ж6 НИИ электромеханических приборов (г. Пенза). В процессе эксплуатации эндотроны работали поочередно по графику, обеспечивающему их регулярное "жестчение" и, следовательно, постоянную готовность к работе.

Подключение эндотронов к антенне производилось через ферритовые вентиль и фильтр гармоник, специально разработанные предприятием "Домен", г. С-Петербург.

Следуя традиционным решениям, надо было-бы предусмотреть в вч тракте еще один переключатель "антенна-эквивалент". Ранее эквивалент антенны устанавливался в РЛС для отработки передающего устройства в диапазоне частот без выхода в эфир. Такая необходимость, была, в частности, продиктована тем, что часть частот диапазона была засекречена, а передатчик имел органы перестройки в диапазоне частот.

Однако эквивалент антенны выливался в довольно громоздкое сооружение с жидкостным охлаждением, и его размещение в аппаратной кабине было весьма затруднительным. Кроме того, необходимо было тщательно экранировать кабину, чтобы побочное излучение, возникающее при работе передатчика на эквивалент на закрытых частотах, не проникало в эфир.

Поэтому было найдено следующее оригинальное решение. Эквивалент из станции исключался, а проверка работы РЛС на закрытых частотах производилась с излучением в эфир. Но импульс закрытой частоты излучался по команде оператора однократно в случайный для противника момент времени и в нестандартной форме - он вкрапливался в один из зондирующих сигналов, занимая часть его длительности.

Вероятность засечки такого сигнала была пренебрежимо мала. В момент излучения сигнала закрытой частоты производились автоматически запись и измерение КБВ тракта и мощности передатчика. Впоследствии в процессе производства, после рассекречивания частот, данное устройство было исключено из состава РЛС.

В целом оборудование передатчика заняло в РЛС 55Ж6 отдельную аппаратную кабину. Вторая аппаратная кабина вмещала в себя аппаратуру обработки, систему отображения, пульт управления, НРЗ и др. Впоследствии для РЛС 55Ж6У были разработаны модули модулятора с повышенным КПД и те же режимы передатчика обеспечивались не тридцатью, а двадцатью модулями. За счет этого, а также благодаря переходу к цифровой обработке сигналов все оборудования РЛС удалось разместить в одной аппаратной кабине.

Третий новый вопрос относится к системе СДЦ. Она была выполнена на основе межпериодной корреляционной автокомпенсации помех с использованием солевых ультразвуковых линий задержки. Проблема заключалась в необходимости обеспечить в диапазоне рабочих температур равенство задержки всех линий периоду повторения РЛС с предельно высокой точностью.

Ранее, в частности, в РЛС СТ-67 (ВКО № 6 (19) 2004 г.), эта проблема решалась путем помещения линий в термостат, температура внутри которого должна была поддерживаться с точностью до долей градуса равномерно во всем объеме. По опыту испытаний и производства этой станции было очевидно, что подобное решение задачи неперспективно. В ОКР "Небо" была разработана на уровне изобретения управляемая задержка, позволявшая подстраивать каждую линию задержки с дискретностью до единиц наносекунд (при длительности задержки 5 мсек.)

Кроме того, в систему СДЦ было введено устройство межобзорной селекции, обеспечивающее автоматическое выделение областей пассивных помех и включение в них аппаратуры СДЦ. При этом отпала необходимость оперативной установки ручных стробов пассивных помех в процессе боевой работы, как это делалось ранее.

Четвертый новый вопрос относится к введению в РЛС системы автосъема, которая ранее разрабатывалась МНИИПА в виде отдельной кабины, придаваемой к РЛС (система автосъема строилась по аппаратному принципу, поэтому содержала большой объем оборудования и большое число разъемов, всегда являвшихся слабым местом радиоаппаратуры).

В ОКР "Небо" был разработан малогабаритный (в объеме одного блока) программируемый спецвычислитель, обеспечивающий решение задач автосъема, включая трассовое сопровождение целей. Однако в КСА трассовая информация не передавалась, еще не был накоплен необходимый опыт. В РЛС 55Ж6У задача автосъема с трассовым автосопровождением была решена окончательно.

В целом при разработке РЛС 55Ж6 был сделан существенный шаг в направлении полной автоматизации работы РЛС без оперативного участия оператора, которому отводилась, в основном, роль наблюдателя за правильностью функционирования систем станции плюс введение ручных корректур в конфликтной целевой обстановке.

А защита от активных и пассивных помех, а также многочисленные автоматические настройки, основанные на корреляционной автокомпенсации, включались автоматически в необходимый момент времени. Всего в РЛС 55Ж6 были задействованы 72 корреляционные обратные связи.

Защита от несинхронных помех и задача стабилизации были решены подобно РЛС П-70 за счет глубокого ограничения сигналов перед согласованными фильтрами. Автоматизация работы РЛС была новым шагом, сделанным в ОКР "Небо", в направлении упрощения боевой работы. Ранее в РЛС П-70 и СТ-67, да и в разработанной одновременно с РЛС 55Ж6 - РЛС СТ-68У на оператора возлагался широкий круг сложных обязанностей по оперативному выбору режимов в зависимости от помехово-целевой обстановки.

Пятый новый вопрос касался точностей измерения координат. Все соглашались, что РЛС метрового диапазона просты, надежны, всепогодны, устойчивы в проводке целей, и для них нет целей-невидимок, однако они не обладают высокими точностями измерения координат. Это считалось само собой разумеющимся. Заказчики даже не ставили перед разработчиками задачу повышения точности.

В ОКР "Небо", а впоследствии в "Небо-У" был исследован вопрос точностей измерения координат в РЛС МДВ и доказано, что низкие точности измерения дальности и азимута в РЛС МДВ не являются их принципиальным недостатком, а обусловлены в основном инструментальными погрешностями, на которые ранее не обращалось внимание. К сожалению, результаты проведенных исследований остались неопубликованными, но они налицо, если сравнить ТТХ РЛС П-14 (и ее модификаций) и РЛС 55Ж6У.

При переходе от опытного образца к серийному по опыту государственных испытаний алгоритмы обработки РЛС 55Ж6У были доработаны. Измерения, проведенные на 3-х позициях заказчика (где установлены серийные РЛС 55Ж6У), показали, что флуктуационные составляющие ошибок по азимуту составляют 7-10 мин при ширине диаграммы направленности порядка 200 мин (на прием-передачу), а по дальности - 50-80 м при величине кванта равной 500 м. Систематические ошибки не представилось возможности измерить из-за отсутствия внешнетраекторных измерений.

Анализ экспериментальных данных и теоретические оценки показывают, что достигнутые высокие результаты - это не предел. Указанные флюктуационные составляющие ошибок еще в значительной степени обязаны инструментальным погрешностям, а не шумам приемника, определяющим потенциально достижимые точности. Что касается систематических ошибок, то современные компьютерные технологии позволяют производить текущие измерения и компенсацию уходов конструктивных параметров РЛС, от которых эти ошибки зависят. Автор выражает надежду, что его молодые коллеги реализуют имеющиеся возможности в последующих разработках.

Шестой круг вопросов относится к имитаторам радиолокационных станций. Имитатор должен быть выполнен таким образом, чтобы свести к минимуиу объем дорогостоящих натурных испытаний. Поэтому сигналы, вырабатываемые имитатором для настройки и проверки аппаратуры должны в максимальной степени приближаться к реальным, а ввод их в аппаратуру РЛС должен осуществляться как можно раньше по тракту приемника, чтобы обеспечить возможность сквозной проверки аппаратуры с учетом влияния помех и сигналов на все устройства обработки при их комплексном взаимодействии.

Последнее является актуальным в РЛС с ФАР, подобных 55Ж6 и 55Ж6У. В них сигналы имитатора, предназначенные для настройки, а также сигналы целей и помех, вводятся по высокой частоте на входы антенных УВЧ дальномера и высотомера (во время подачи настроечных сигналов производится отключение УВЧ от антенных элементов, чтобы внешние помехи не могли сбить настройки).

В сигналах целей и помех имитируются фазовые фронты, соответствующие углам их прихода, в угломестной плоскости формируются земной и небесный лучи, позволяющие подробно прощупать все тонкости нового способа электронного сканирования по углу места. Сигналы пассивных помех флуктуируют с задаваемыми коэффициентами корреляции, что также составило изобретение.

На имитатор возлагаются функции измерителя. Он содержит калиброванные аттенюаторы, позволяющие производить измерения подпомеховой видимости, пороговых сигналов, потенциальных и инструментальных точностей измерения координат и пр. В РЛС 55Ж6У многие из указанных измерений производятся по имитатору автоматически в процессе функционального контроля и сдачи изделия заказчику на соответствие ТУ. Управление имитатором в этой РЛС производится от ПЭВМ.

Имитаторы РЛС 55Ж6 и 55Ж6У позволили на ранних стадиях отработки и в процессе государственных испытаний вскрыть и устранить основные недостатки аппаратуры, осуществить качественную комплексную регулировку до проведения летных экспериментов (которые являются не только дорогостоящими, но и недолговременными). Высококачественные многофункциональные имитаторы были во всех изделиях ННИИРТ последнего пятидесятилетия. Это в немалой степени определило тот факт, что они успешно и в срок проходили государственные испытания и внедрялись в серийное производство и эксплуатацию.

Остановимся дополнительно на некоторых особенностях РЛС 55Ж6У.

РЛС 55Ж6У - это цифровая фазированная антенная решетка (ЦФАР). Сигналы попарно объединенных строк антенны высотомера (всего 12 каналов) после преобразования к промежуточной частоте оцифровываются и все алгоритмы пространственно-временной обработки, включая электронное сканирование луча, защиту от помех, сжатие, накопление, измерение реализуются в виде программного продукта в оригинальном спецвычислителе, работающем в нереальном масштабе времени (РЛС 55Ж6У разрабатывалась в то время, когда еще не было современных быстродействующих сигнальных процессоров), и реализующем указанные алгоритмы только в тех элементах разрешения по азимуту и дальности, где дальномером фактически обнаружена цель.

Цифровая обработка позволила реализовать новые тонкие алгоритмы, позволяющие за счет пространственного подавления земного луча ослабить влияние подстилающей поверхности на точность измерения высоты и сократить зону нечувствительности по углу места до приемлемого минимума. На государственных испытаниях РЛС 55Ж6У была получена высокая точность измерения высоты.

Ошибка измерения по истребителю МИГ-21 на высоте 10 км, осредненная по участку полета по дальности от 300 до 40 км, в режиме автосопровождения (со сглаживанием высоты) составила 400 м. Без сглаживания ошибка по высоте составила менее 600 м (в РЛС 55Ж6 такая ошибка обеспечивалась только от дальности 200 км, т.е. только для углов места больших 2°).

Сигналы дальномерной антенны (после аналоговой диаграммо-образующей схемы, формирующей главный луч и разностные компенсационные диаграммы), преобразованные к промежуточной частоте, также оцифровываются и их дальнейшая цифровая обработка осуществляется аппаратно в реальном масштабе времени.

В РЛС 55Ж6У встроена ПЭВМ. Кроме указанных выше функций измерения и управления имитатором, на ПЭВМ реализованы: информационно-справочная система, автоматический поиск неисправностей с указанием места неисправного узла в ЗИПе, тренаж боевого расчета, документирование и воспроизведение трасс целей и действий боевого расчета.

В РЛС 55Ж6У эффективная площадь антенны высотомера увеличена в 1,8 раза, ФАР высотомера содержит 24 строки по 6 вибраторов в каждой против 16-ти строк из 5 вибраторов в РЛС 55Ж6. Это позволило выровнять энергетические потенциалы дальномера и высотомера и сделать равными зону обнаружения и измерения высоты. Высота антенны РЛС около 43 м, она имеет два яруса оттяжек, что, к сожалению, усложняет кинематику ее подъема. В дальномерной части антенны введена весовая обработка по апертуре, снижающая уровень боковых лепестков диаграммы направленности антенны.

В антенну РЛС 55Ж6У встроены две антенны НРЗ 3-го и 7-го диапазонов. В РЛС 55Ж6 антенна НРЗ расположена отдельно и имеет отдельное опорно-поворотное устройство.

Серийное производство РЛС 55Ж6У было организовано на производственной базе института в 1994 г. Это послужило спасительным средством для ННИИРТ в самые тяжелые годы обвала промышленности России.

В процессе ОКР "Небо", "Небо-У" был проведен значительный объем научных исследований специфических вопросов радиолокации в метровом диапазоне волн. Они могли бы представить интерес для научно-технической общественности, но, к сожалению, остались неопубликованными.

РЛС 55Ж6 и 55Ж6У не имеют аналогов в мире. Автору неизвестна также какая-либо РЛС, разработанная до 1992 г., которая бы представляла собой цифровую ФАР. РЛС 55Ж6 удостоена Государственной премии СССР в 1987 г., а РЛС 55Ж6У - Государственной премии РФ в 2003 г.

militaryarticle.ru

55Ж6М — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

55Ж6М «Небо-М» — межвидовой мобильный радиолокационный комплекс обнаружения аэродинамических и баллистических объектов на средних и больших высотах, входит в семейство РЛС Небо[2].

РЛК предназначен для определения трёх координат целей. В комплексе использованы средства обнаружения со значительными зонами обнаружения малоразмерных и малозаметных целей, в том числе выполненных по технологии «СТЕЛС». Для РЛК характерно малое время завязки трасс по высокоскоростным целям, высокий темп обновления и выдачи информации, в том числе по скоростным и маневрирующим целям, большие дальности обнаружения пусков баллистических ракет, большие потолки в режиме сопровождения баллистических целей[3].

Состав[4]

  • РЛМ-М — радиолокационный модуль метрового диапазона; модификация РЛС «Небо-СВУ»
  • РЛМ-Д — радиолокационный модуль дециметрового диапазона; модификация РЛС «Противник-Г».
  • РЛМ-С — радиолокационный модуль сантиметрового диапазона; модификация РЛС 64Л6 «Гамма-С1».
  • КУ РЛК — кабина управления комплексом.

Тактико-технические характеристики[5]

  • Диапазон волн: м, см, дм;
  • Зона обнаружения:
    • по дальности, км: 600;
    • по углу места, градусов: 70;
    • по высоте, км: 600;
  • Количество сопровождаемых трасс: 200;
  • Время развёртывания, мин: 15;
  • Средняя наработка на отказ, ч: 1000.

Напишите отзыв о статье "55Ж6М"

Ссылки

  1. ↑ [www.nniirt.ru/oldrls РЛС прошлых лет | ОАО «ФНПЦ «ННИИРТ»]
  2. ↑ [www.nniirt.ru/rlk-55zh6me РЛК 55Ж6МЕ |]
  3. ↑ [militaryrussia.ru/blog/topic-690.html 55Ж6М Небо-М | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)]
  4. ↑ [vitalykuzmin.net/?q=node/469 100 лет ВВС России часть 5 — Статическая экспозиция (100th Anniversary of Russian Air Force part 5 — Static displays)]
  5. ↑ 77rus.smugmug.com/Military/100th-Anniversary-of-RuAF/i-m7jmnDb/0/O/100letpart509.jpg
.

Отрывок, характеризующий 55Ж6М

Сказав это, Наполеон поехал дальше навстречу к маршалу Лану, который, сняв шляпу, улыбаясь и поздравляя с победой, подъезжал к императору. Князь Андрей не помнил ничего дальше: он потерял сознание от страшной боли, которую причинили ему укладывание на носилки, толчки во время движения и сондирование раны на перевязочном пункте. Он очнулся уже только в конце дня, когда его, соединив с другими русскими ранеными и пленными офицерами, понесли в госпиталь. На этом передвижении он чувствовал себя несколько свежее и мог оглядываться и даже говорить. Первые слова, которые он услыхал, когда очнулся, – были слова французского конвойного офицера, который поспешно говорил: – Надо здесь остановиться: император сейчас проедет; ему доставит удовольствие видеть этих пленных господ. – Нынче так много пленных, чуть не вся русская армия, что ему, вероятно, это наскучило, – сказал другой офицер. – Ну, однако! Этот, говорят, командир всей гвардии императора Александра, – сказал первый, указывая на раненого русского офицера в белом кавалергардском мундире. Болконский узнал князя Репнина, которого он встречал в петербургском свете. Рядом с ним стоял другой, 19 летний мальчик, тоже раненый кавалергардский офицер. Бонапарте, подъехав галопом, остановил лошадь. – Кто старший? – сказал он, увидав пленных. Назвали полковника, князя Репнина. – Вы командир кавалергардского полка императора Александра? – спросил Наполеон. – Я командовал эскадроном, – отвечал Репнин. – Ваш полк честно исполнил долг свой, – сказал Наполеон. – Похвала великого полководца есть лучшая награда cолдату, – сказал Репнин. – С удовольствием отдаю ее вам, – сказал Наполеон. – Кто этот молодой человек подле вас? Князь Репнин назвал поручика Сухтелена. Посмотрев на него, Наполеон сказал, улыбаясь: – II est venu bien jeune se frotter a nous. [Молод же явился он состязаться с нами.] – Молодость не мешает быть храбрым, – проговорил обрывающимся голосом Сухтелен. – Прекрасный ответ, – сказал Наполеон. – Молодой человек, вы далеко пойдете! Князь Андрей, для полноты трофея пленников выставленный также вперед, на глаза императору, не мог не привлечь его внимания. Наполеон, видимо, вспомнил, что он видел его на поле и, обращаясь к нему, употребил то самое наименование молодого человека – jeune homme, под которым Болконский в первый раз отразился в его памяти.

wiki-org.ru