Атомный подводный крейсер 971 «Щука-б» скрытный охотник. Ттх пл 15 к


Оружейная симфония "Калашникова": чем может вооружиться армия России - Армия и ОПК

Знаменитый автомат Калашникова (АК) и его модификации являются самым распространенным стрелковым оружием во всем мире. Простая конструкция, дешевизна, высокая боевая эффективность и надежность — вот главные его особенности. 

С 1949 года автоматы производятся на Ижевском оружейном заводе ("Ижмаш", в составе концерна "Калашников"), в разных модификациях находятся на вооружении армий и спецподразделений более 100 стран мира, в том числе американской армии. По некоторым данным, с момента создания первого АК было изготовлено более 70 млн единиц этого оружия.

Сегодня концерн "Калашников" (входит в Ростех) создает большую линейку как боевого, так и гражданского вооружения, боеприпасы, высокоточную технику, мотоциклы, беспилотники, военные катера. В гражданском сегменте выпускаются охотничьи ружья, спортивные винтовки, станки, поставляемые в более чем 27 стран. Но все же основной специализацией предприятия остается создание, разработка и производство стрелкового боевого оружия.

Замена Макарову

В начале сентября стало известно, что разработанный концерном "Калашников" компактный пистолет Лебедева ПЛ-15К может заменить в войсках легендарный пистолет Макарова (ПМ). В видеоролике, опубликованном на Кalashnikov.Media отмечается, что новое оружие создано в кратчайшие сроки, и первые выстрелы из прототипов были сделаны в начале августа этого года.

Несмотря на напряженность и скорость производимых работ, удалось сделать так, что машина на форуме "Армия-2017" отработала с минимальным количеством замечаний. Он был хорошим мальчиком

Дмитрий Лебедев

создатель пистолета, ведущий инженер-конструктор концерна

Пистолет Лебедева ПЛ-15К

© Снимок с видео kalashnikov.media

ПЛ-15К — это компактная версия полноразмерного пистолета Лебедева ПЛ-15, которая отличается от базовой модели длиной (18 см), высотой (13 см) и весом (незаряженный — 720 г). Емкость магазина — 14 патронов, калибр — 9 х 19 мм. Оружие является модульным, что позволяет легко сменить его ствол, прицельные приспособления и установить аксессуары (фонарь, лазерный целеуказатель и глушитель). Впервые прототип пистолета был представлен на форуме "Армия-2017".

Известный ПМ был разработан в 1948 году и до сих пор остается основным личным оружием российских военных.

СВЧ вместо СВД

Полуавтоматическая снайперская винтовка Чукавина (СВЧ) — еще одна новейшая разработка "Калашникова" для высокоточной стрельбы. Она имеется в трех калибрах — 7,62 x 54, и 7,62 x 51 мм (также известен как .308 Win, очень популярный на мировом рынке) и .338 Lapua Magnum. При этом в калибре 7,62 × 54 мм СВЧ совместима с магазинами от СВД (снайперская винтовка Драгунова), которая считается традиционным вооружением снайперов российской армии.

Винтовка СВЧ

© Пресс-служба концерна "Калашников"

По словам Алексея Криворучко, у этой винтовки очень большое будущее, интерес есть у Минобороны и Росгвардии, а также у экспортных партнеров. Существуют большие перспективы на гражданском рынке.

Часть испытаний, касающихся гражданского направления, мы уже в этом году ведем и надеемся в ближайшее время приступить к испытаниям этих винтовок для силовых структур

Алексей Криворучко

гендиректор концерна "Калашников"

От привычного стрелкового оружия концерна СВЧ отличается в первую очередь компоновкой. Конструкторы решили уйти от традиционной схемы со ствольной коробкой, закрывающейся крышкой. Новая компоновка упрощает крепление оптики, коллиматорных прицелов, ночных и тепловизионных насадок и других прицельных комплексов. В базовой комплектации она оснащается телескопическим прикладом с регулируемой щекой.

'Концерн "Калашников"/YouTube'

Сейчас "Калашников" ведет серийные поставки модернизированных СВД российскому оборонному ведомству. Винтовки получили исключительно положительную оценку военных, так как в конструкции устранены все технические недостатки "старенькой" СВД.

СВДМ была впервые представлена на Дне инноваций Минобороны РФ осенью 2015 года. Она отличается усовершенствованной схемой работы газового механизма, наличием планок Пикатинни для оптических прицелов и стрелковых аксессуаров, эргономичным прикладом.

Автоматы для "Ратника"

В рамках боевой экипировки "Ратник" в качестве перспективного вооружения спецподразделений российской армии концерном разработаны АК-12/15. По сути, это следующее (пятое) поколение автоматов Калашникова образца 2012 года, совмещающее в себе традиционные высокую надежность и простоту обслуживания с современной улучшенной эргономикой и повышенной эффективностью поражения целей.

Автомат АК-12

© Концерн "Калашников"

Летом 2017 года стало известно, что АК-12 прошел госиспытания и все этапы опытно-войсковой эксплуатации. Его серийное производство может начаться в 2018 году.

Испытания завершены, заказчик при работе с изделием выявил ряд замечаний, но мы все исправили и недостатки устранили. Сейчас ждем финального решения Минобороны. В случае принятия этого решения, мы готовы начать серийные поставки уже в следующем году, однако контракта на серийные поставки пока нет

Алексей Криворучко

гендиректор концерна "Калашников"

'Концерн "Калашников"/YouTube'

АК-12 планируется принять на вооружение российской армии в качестве основного длинноствольного огнестрельного оружия. Калибр — 5,45 мм (АК-12) и 7,62 мм (АК-15), длина — 862-922/688 мм, вес — 3,5 кг, магазин — 30 патронов.

"Ратник" позиционируется как экипировка "солдата будущего". Она представляет собой модульную систему, состоящую из 10 различных подсистем, которая может изменяться в зависимости от боевой ситуации, климатических условий и других параметров. В комплект входит более 40 элементов, включая стрелковое оружие, системы прицеливания, индивидуальную бронезащиту, средства связи и навигационную аппаратуру на основе ГЛОНАСС. На форуме "Армия-2017" стало известно, что экипировка "Ратник" принята на вооружение и идут серийные поставки в войска.

Легкий и ручной

В 2016 году на оборонной выставке "Армия" была представлена инициативная разработка концерна — легкий 5,45-мм ручной пулемет РПК-16 со сменным стволом. Как отмечают разработчики, это оружие по массе (4 кг), габаритам, точности и универсальности практически не имеет аналогов в мире. Серийное производство этих новейших легких пулеметов планируется начать в 2018 году.

Решение по закупкам этого пулемета министром обороны принято. Мы сейчас готовим первую партию для проведения войсковых испытаний, дальше будет принято решение о серийных поставках. Надеемся, испытания начнутся уже в этом году

Алексей Криворучко

гендиректор концерна "Калашников"

РПК-16

© Пресс-служба концерна "Калашников"

РПК-16 — это развитие концепции ручных пулеметов РПК-74 (на вооружении армии с 1974 года, в настоящее время сняты с производства). Он планируется как потенциальная замена РПК-74 как в обычных войсках, так и в подразделениях спецназначения.

Новинка была создана на основе опыта современных вооруженных конфликтов. Конструкция изделия позволяет заменить ствол, чтобы использовать его и в качестве ручного пулемета (длинный ствол), и как штурмовую винтовку (короткий ствол). Специально для него разработан новый магазин повышенной вместимости — 96 патронов, который может быть использован и для автоматов Калашникова.

"Сотая серия" Калашникова

Что касается укороченных версий автомата Калашникова калибра 5,45 мм, то сегодня на вооружение российской армии и силовых структур поступают новые автоматы АК-105. По сравнению с АКС-74У (укороченная модификация автомата АК74) они имеют чуть более длинный ствол (314 мм у АК-105 против 210 мм у АКС-74У), а также более эргономичное цевье.

АК-101/102/103/104 предназначены для экспорта, а АК-105, использующий патроны 5,45 × 39 мм (как и АК-74М), — для российской армии и правоохранительных органов.

Военнослужащие армии Венесуэлы с автоматами Калашникова АК-103

© EPA/CHICO SANCHEZ, архив

В автоматах 102, 104 и 105 был модернизирован ударно-спусковой механизм, позволяющий избегать "дергания" и облегчающий спуск, а доработанная конструкция самого ствола позволила повысить кучность. Как отмечают некоторые специалисты, именно низкая кучность стрельбы очередями — один из основных минусов АКС-74У.

В конструкции автоматов "сотой серии" применены современные материалы, обладающие высокой ударопрочностью и стойкостью к внешним воздействиям. Наличие складывающегося приклада обеспечивает удобство обращения с оружием при передвижении, транспортировке и десантировании. Так, на АК-101 возможно присоединение 40-мм подствольного гранатомета или штыка-ножа, имеется боковая планка для установки оптических и ночных прицелов, а также лазерных и инфракрасных целеуказателей.

Именно этой серией чаще всего интересуются зарубежные покупатели оружия. Так, в 2016 году международной выставке вооружений Eurosatory стало известно, что крупную партию АК-103 (калибр 7,62 мм) намерен закупить Пакистан. Как отмечалось, "в связи с их приспособленностью к жаркому климату страны".

Роман Азанов

tass.ru

технические характеристики (ТТХ) атомной многоцелевой субмарины, вооружение

Атомный подводный флот составляет основу стратегического вооружения Российской Федерации. В соответствии с последней редакцией военной доктрины, Россия может прибегнуть к ядерному удару в ответ на атаку ядерным оружием. Помимо атомных подводных лодок с баллистическими ракетами, на службе находятся субмарины, целью которых является борьба со стратегическими подлодками и кораблями противника.

Огромные глубоководные крейсеры незаметно передвигаются под толщей морской воды, что делает их службу таинственной и загадочной. Среди многоцелевых ракетоносцев, боевую вахту несут подводные лодки проекта 971 «Щука Б».

Содержание статьи

История создания

В июле 1976 года, командование ВМФ СССР признало необходимость массового выпуска серии подводных лодок третьего поколения с атомным реактором. Превыше всего, военное руководство ставило задачу снизить шумность передвижения, характерную для подлодок проекта 945 «Барракуда», относящихся ко второму поколению.

Основателем проекта стал Г. Н. Чернышёв, занимающий должность главного конструктора СКБ-143. Гениальный инженер Геннадий Николаевич скончался в 1997 году, и проект возглавил Ю. И. Федоров.

Согласно новому замыслу, современная подлодка не отличалась от проекта 945, что позволило избежать стадии эскизного проектирования. Различие между проектами «Щука» и «Барракуда» заключалось в замене материала при изготовлении корпуса.

Для постройки нового подводного крейсера, решено было использовать маломагнитную сталь вместо титана.

Отказ от титана был вызван экономическими соображениями. Во-первых, ощущался значительный дефицит парамагнитного и высокопрочного металла. Во-вторых, его обработка и соединение деталей была высокозатратной и слишком трудоёмкой.

В Советском Союзе были предприятия, специализирующиеся на обработке титана, «Севмаш» и «Красное Сормово», однако они не обладали достаточными мощностями для производства крупной партии подводных лодок в сжатые сроки.

Использование стали в строительстве корпусов подлодок, помогло загрузить новым производством дальневосточные заводы, которые к тому времени нарастили требуемые мощности для выполнения столь серьёзной задачи.

Утверждённый проект 971, от 13 сентября 1977 года, пришлось неожиданно вернуть на доработку. США косвенно скорректировали планы советских военных и инженеров-конструкторов, начав строительство подводных лодок класса «Лос-Анжелес».

Современные западные модели оснащались комплексами гидроакустической системы последнего поколения.

На доработку советского проекта ушло два года, и в 1980 году были представлены обновлённые чертежи подлодки «Щука-Б». Первый этап постройки субмарин происходил в Комсомольске-на-Амуре, его верфи имели значительный потенциал для выполнения поставленной задачи.

К началу масштабного производства, Советский Союз приобрёл в Японии партию высокоточных станков у компании «Toshiba». Современное оборудование использовало новейшие технологии для изготовления гребных винтов.

Несмотря на секретность сделки, информация о покупке просочилась в средства массовой информации, что серьёзно разозлило США. Изготовленные на японском оборудовании винты, отличались предельно низким шумом работы, что и было одним из главных качественных параметров технического задания на данную АПЛ.

Подводные лодки типа «Щука-Б» проекта 971 были кодифицированы в НАТО под обозначением «Akula». Со временем, проект несколько раз подвергался модернизации, и модифицированные подлодки получили новое название от западных военных «Improved Akula», что в переводе означает — «Усовершенствованная Акула».

Конструкция

Доработанный проект 971, был наполнен новаторскими решениями. В строении субмарины применили автоматизированную систему для управления техническими комплексами и боевым арсеналом.

Подводный крейсер оснастили винтом с пониженной частотой вращения, способствующий снижению шума.

Семь лопастей обладают пониженной шумностью, до минимума сокращено образование кавитационных шумов. Для экстренной эвакуации экипажа с аварийного судна, в корпусе разместили спасательную капсулу.

Корпус

Атомная подводная лодка проекта 971 имеет двойной корпус из стали высокого качества. Параметры предела текучести применяемого металла составляют 100 кгс/мм2.

Внутреннее пространство субмарины поделено на зональные модули в виде палубных отсеков. Это:

  • центральный пост;
  • рубки и каюты;
  • посты боевого дежурства;
  • носовой оборудование (вооружение)
  • кормовое оборудование
  • силовая установка

Все зональные модули оснащены амортизацией, что существенно снижает акустический фон корабля, динамику палубных помещений при (или) маневрах, влияние взрывной волны с внешней стороны. Модульная система облегчает производство и самой лодки.

Блоки отдельно строятся в цехах и по окончании работ помещаются в корпус субмарины на амортизационный фундамент, где далее стыкуются между собой и подключаются системам управления и жизнеобеспечения.

Для более эффективного снижения шума, подводные лодки типа «Щука-Б», оснащались амортизацией двухкаскадного строения. Между амортизационным фундаментом и модулями стоит еще один ряд резинокордных пневматических амортизаторов, который и создаёт второй слой для поглощения колебаний.

Комплексная автоматизация управления судном позволила снизить численность экипажа до 73 человек, включая 31-го офицера. Аналогичная лодка ВМС США «Лос-Анжелес» насчитывает в экипаже 141-го человека. Новый корабль значительно отличался улучшенными условиями обитаемости от своего предшественника, проекта 671РТМ АПЛ «Барракуда».

Силовая установка

Сердце субмарины — ядерный реактор ОК-650Б на тепловых, медленных нейтронах. Атомная установка вырабатывает внушительную мощность — 190 мегаватт. Выходная мощность на валу насчитывает отметку 50 000 л/с, способная разогнать субмарину на глубине 500 метров до 33 узлов, что равняется 61 км/ч.

В состав силовой установки входят четыре парогенератора с семью циркуляционными насосами: первого, третьего и четвёртого контуров, обеспечивая теплообмен.

Дополнительно установлена модульная паротурбина для резервирования вырабатываемой мощности. Два турбогенератора обеспечивают аккумуляторную станцию из двух модулей переменным током. Аккумуляторная станция потребляет и отдает постоянный ток, для обеспечения потребителей и зарядки имеются два обратноходовых преобразователя.

Аварийное питание

На случай обнаружения неполадок в ядерной силовой установке, корабль сможет продолжить движение за счет двух аварийных двигателей с приводом на гребной винт, суммарной мощностью 820 л/с. Резервные электродвигатели способны обеспечить лодке скорость до пяти узлов.

АПЛ «Щука-Б» оборудована двумя генераторами ДГ-300 на дизельном топливе, с двусторонним механическим преобразователем, суммарной мощностью 1500 л/с. Ресурс топлива рассчитан на 10-12 суток непрерывной работы. Основная задача генераторов ДГ-300 состоит в электроснабжении важных потребителей автоматизированного управления судна в том числе и питание аварийных гребных установок.

Гидроакустика и средства связи

Для выслеживания подводных лодок и кораблей противника, «Щука-Б» оснащена гидроакустическим комплексом МГК-540 «Скат-3». Поступающие сведения проходят обработку с помощью цифровых технологий. В систему гидролокации и пеленгования шумов входят:

  • усиленная носовая антенна;
  • бортовые антенны значительной длины;
  • кормовая буксируемая антенна, выпускается из буля/обтекателя на вертикальном оперении.

При обнаружении шумящих объектов, акустик докладывает старшему боевого поста. Вахтенный офицер ведёт контроль подводной и надводной обстановки, дабы избежать столкновения с субмариной или кораблём при всплытии. При военных учениях или в боевой обстановке, определение цели необходимо для применения соответствующего вооружения.

Новый комплекс гидроакустической системы способен обнаружить цель на удалении в три раза выше, чем аналогичные гидроакустические системы, применяемые в конструкции подводных лодок второго поколения. Причём, время расчёта динамики цели и сопутствующих параметров существенно уменьшилось.

Дополнительно к акустической системе установлены высокоэффективные датчики для отслеживания субмарин и надводных судов по оставленному кильватерному следу, который сохраняет устойчивость длительное время.

Определение времени передвижения подлодки или судна, высокоточное оборудование способно определить до 5 часов после прохождения корабля. Ко всему прочему, АПЛ «Щука-Б» оснащена важнейшей аппаратурой для навигации и связи:

  • Навигационное оборудование «Симфония-У»;
  • Радиостанция «Молния-МЦ»;
  • Средство космической коммуникации «Цунами».

Вооружение

Атомоход несёт на своём борту внушительное современное вооружение. В торпедно-ракетный комплекс входят четыре торпедных аппарата с 12-ю торпедами калибром 533 мм и четыре торпедных установки с 28-ю торпедами калибром 650 мм.

Надводные цели могут быть атакованы ракетным комплексом С-10 «Гранат» с крылатыми стратегическими ракетами КС-122.

По кодификации НАТО, они носят обозначение SS-N-21 «Sampson». Выпущенная ракета из комплекса «Гранат», способна нести ядерный заряд массой 200 кг на удаление 3000 км, огибая рельеф территории на дозвуковой высоте.

Такие характеристики КС-122 не зря обеспокоили западных военный, ведь под угрозой могут находится не только морские объекты, но и объекты сухопутных войск. Также на лодке «Щука-Б» есть возможность использовать для стрельбы комплексы:

  • Шквал;
  • Водопад;
  • Ветер.

Стоит добавить, что подлодка имеет мины заграждения, для установки при тактических манёврах.

В 1990 годах, боевой арсенал подводного ракетоносца был модернизирован. На вооружение поступила новая разработка научно-исследовательского института морской теплотехники и государственного научно-производственного предприятия «Регион», универсальная глубоководная самонаводящаяся торпеда — УГСТ. Она заменила торпеды с электрическим приводом ТЭСТ-71М и скоростные торпеды 53-65К.

Основная задача для современной торпеды, стояла в уничтожении надводных и подводных судов врага.

Конструкционные особенности УГСТ позволяли атаковать высокоскоростные цели неприятеля на значительном расстоянии.

Эту выносливость обеспечивали: внушительный запас топлива и мощная тепловая энергоустановка. Движитель УГСТ состоит из водометной установки и аксиально-поршневого двигателя с малым диапазоном шума. Для питания силового агрегата используется гранулированное унитарное топливо.

Самонаводящаяся торпеда свободно развивает скорость выше 50 узлов. Водомётная установка и двигатель не имеют в соединении между собой редукторного механизма, что значительно снижает шумность и увеличивает скрытность применения УГСТ.

При выходе торпеды из трубы ТА, корпус подводной ракеты выдвигает двухплоскостные плавники для направления движения.

Акустическая система самонаведения определяет подводную цель в режиме локации, а надводных кораблей по кильватерному следу.

Ещё одна система координации торпедами осуществляется с борта подводного корабля при помощи проводного управления. Кабельная бобина вмещает 25 000 метров провода. При обнаружении противника, торпеда по команде уходит на поражение и полностью управляется бортовым процессором, который координирует направление к цели.

Характеристики универсальной глубоководной торпеды:

  • длина УГСТ – 7200 мм;
  • вес боезаряда – 300 кг;
  • вес торпеды – 2200 кг;
  • скорость – 50 узлов;
  • глубина применения – 500 м;
  • максимальная дальность – 50 000 м.

В управлении вооружением АПЛ проекта 971 применяется система наведения – «Планшет». Данный вид корректирования стрельбы помогает моделировать тактическую схему акватории: рельеф дна, глубины и фарватеры. После атаки, торпеда транслирует на борт данные о том участке, на котором она была применена, обновляя цифровую схему рельефа.

Ракето-торпеды субмарины, также проходят модернизацию конструкции. В наши дни, модернизированные комплексы оснащены подводным носителем — торпедой МПТ-1М(Э):

  • масса – 256 кг;
  • вес боезаряда – 76 кг;
  • калибр – 324 мм.

В конструкции данной ракеты внедрён гидроакустический поиск и самонаведение в радиусе 2 000 метров. Метод наведения с использованием адаптивного угла упреждения позволяет поражать цель ближе к центру подводного судна.

Торпеда МПТ-1М оснащена турбинным водомётным двигателем на высококачественном топливе, что позволяет развивать существенную скорость на пути к цели, значительно затрудняя обнаружить себя противнику.

На основании подписанного договора о частичном разоружении между СССР и США в 1989 году, поступила команда от высшего руководства снять тактические ядерные боеголовки с ракетных комплексов:

  • Шквал;
  • Водопад;
  • Гранат.

Атомный подводный крейсер «Щука-Б» стал пионером среди многоцелевых АПЛ, чьё серийное производство началось не в Ленинграде и Северодвинске, а в Дальневосточном округе, в городе Комсомольск-на-Амуре. Поступив в ряды ВМФ СССР 30 декабря 1984 года, судно показало внушительное достижение гидроакустической уклончивости.

Согласно исходному документу, К-284 стал более чем в четыре раза тише, чем подводные лодки проекта 671РТМ предыдущего поколения. Данный факт бесспорно дал СССР лидирующее место среди конкурирующих флотов.

Характеристики со сравнительным анализом

Подводные лодки проекта 971 «Щука-Б» смогли превзойти схожие по классу глубоководные крейсеры. Российскую субмарину К-284 третьего поколения неоднократно сравнивали с подлодками четвёртого поколения американского производства «Вирджиния» и «Сивулф», а не с конкурирующим типом — «Improved Los Angeles».

Одним из утверждавших о соответствии АПЛ «Щука-Б» более высокому классу, стал адмирал Jeremy M. Boorda.

Находясь на руководящем посту ВМС США 1994-1996 годы, он подчёркивал, что корабли американского флота расписались в своём бессилии по обнаружению российской АПЛ проекта 971, она настолько бесшумно передвигалась на скорости 7-9 узлов, что её можно смело ставить в ряд к четвёртому поколению подводных лодок.

Третье поколение проекта 971 может незаметно обойти систему нахождения субмарин – SOSUS.

 Лос-АнжелесЩука-АЩука-ББарракудаКондорПлавникРюби
СтранаСШАСССРРоссияСССРРоссияСССРФранция
Дата производства1972-961976-921983/20091979-871986-931978-831976-83
Дата несения службы1976-1977-1984-1984-1990-1983/19891984-
Количество штук6215152216
Скорость, узловНадводная/подводная1730-3511,73011,7331935,21935,211,533,514,925,1
Водоизмещение, тНадводный Подводный6083717669917252814112772594596056472104005890860024002610
Глубина погружения, мСтандартнаяКритическая28545541061048060048055053060010001250350

Эксплуатация

1996 год. Полным ходом идёт Боснийская война. Сербия подвергается агрессии со стороны НАТО во главе с США. Атомная лодка проекта 971 «Волк» несла боевую вахту в водах Средиземного моря. Англичанам удалось запеленговать российскую подлодку, при переходе через Гибралтарский пролив. Выйдя из пролива, субмарина исчезла и появилась у побережья Югославии.

проект 971 зимой

Боевая задача многоцелевых лодок «Волк» и «Пантера» проекта 971, стояла в роли защитников авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», от субмарин противника. Выполняя функцию защиты, российские подлодки вели техническое наблюдение за несколькими иностранными субмаринами, в том числе за моделями АПЛ типа «Los Angeles».

В том же 1996 году, подлодка «Щука-Б» была отправлена нести боевую вахту в воды Атлантического океана. Неожиданно, российский ракетоносец обнаружил подводный крейсер стратегического назначения ВМС США. Была поставлена боевая задача держать скрытное наблюдение за боевым дежурством американской субмарины.

Это решение принял сам капитан. Командир подводной лодки А. В. Буриличев, удостоен звания Героя Российской Федерации за скрытное проведение операции по слежке за ПЛАРБ в водах Атлантики в 1996 году.

След в истории

Продолжить важный путь проекта 971 «Щука-Б» довелось новому типу АПЛ проекта 885 «Ясень». Субмарины принадлежат к четвёртому поколению. Главный конструктор нового проекта «Ясень» Владимир Пялов, вёл разработки своей серии подлодок, основываясь на разработках и внедренных технологиях в проектах «Лира» и «Щука-Б».

Основная задача не была связана с модернизацией существующих субмарин, это было принципиально новое детище, которое предполагало заменить базовые модели 971 и впоследствии проект 949А «Антей». В разработке применены абсолютно новые решения, не применяемые ранее ни в одном из глубоководных крейсеров.

Незаконченное производство корпусов проекта 971 К-337«Кугуар» и К-333 «Рысь», на заводе Севмаш, нашло применение в производстве глубоководного атомного крейсера проекта 955 «Борей». Ему присвоено имя «Юрий Долгорукий».

Последний атомный крейсер проекта 971 «Нерпа» с невероятным усилием достроили, и 23 января 2012 года сдали заказчику ВМС Индии, на условиях лизингового контракта со сроком оплаты в течении 10 лет.

Кораблю присвоили имя «Чакра».

Уходя в историю, многоцелевые ракетоносцы «Щука-Б» и серийные копии проекта 971, оставили незабываемую память в жизни атомного подводного флота и отечественного судостроения. 80-е годы прошлого века отчетливо напоминают о сверхдержаве СССР, которая перегнала потенциального противника в лице США, по бесшумности и мощности вооружения своих атомных подводных крейсеров.

Для истинных ценителей данной модели судна, в продаже можно найти наручные часы «подводная лодка ЩУКА-Б AKULA» серии «Подводный флот», с 24-х часовым циферблатом.

warbook.club

Д-3 / Р-15 (проект) | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)

ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение)Комплекс Д-3, ракета Р-15 (проект)Баллистическая ракета для подводных лодок (БРПЛ, проект). Эскизное проектирование комплекса и ракеты с 1955 г. велось ОКБ-1 под общим руководством С.П. Королева. Постановлением Совмина СССР от 25 августа 1955 г. задано проектирование ПЛА-носителя комплекса Д-3 - ПЛАРБ пр.639. Проектирование лодки водоизмещением 6000 тонн поручалось СКБ-143, главный конструктор В.П.Фуников, заместитель (с 1956 г.) Г.Н.Чернышев.

Постановлением Совмина СССР от 17 августа 1956 г. разработка комплекса Д-3 и ракеты Р-15 были переданы днепропетровскому ОКБ-586 (ныне КБ «Южное»), генеральный конструктор - М.К.Янгель.

Создание ракетного комплекса Д-3 для поражения стационарных береговых целей было задано Постановлением Совмина СССР от 25 августа 1956 г. Теперь предполагалось оснащение ракетным комплексом опытовой дизель-электрической подводной лодки пр.В-629 (ЦКБ «Волна», одна БРПЛ Р-15), штатныйм носителем оставалась ПЛАРБ пр.639 (СКБ-143, ныне СПМБМ «Малахит», три БРПЛ Р-15). Еще одно Постановление Совмина СССР о создании ракетного комплекса Д-3 было принято 20 марта 1958 г..

При разработке проекта Д-3 ОКБ-586 была создана следующая кооперация:- система управления ракеты - СКБ-626 под руководством Н.А.Семихатова- пусковая установка - ЦКБ-34 (главный конструктор Д.Е.Бриль)- двигательная установка ракеты - ОКБ-3 НИИ-88 (главный конструктор Д.Д.Севрук)

К сентябрю 1957 г. ОКБ-586 представлен эскизный проект ракеты Р-15.

Испытания ракетного комплекса Д-3 изначально предполагалось проводить на переоборудованных по пр.33 крейсерах «Ворошилов» пр.26 и «Максим Горький» пр.26бис (в 1957-1958 г.г. после ряда обсуждений проект переоборудования крейсеров в опытовые суда отклонен), а совместные испытания ракетного комплекса и лодки-носителя планировались на 1-й квартал 1961 г. Однако Постановлением Совмина СССР от 4 мая 1957 г. сроки начала испытаний были скорректированы: пуски с наземного стенда планировалось начать в ноябре 1958 г., а с экспериментальной подводной лодки проекта В-629 - с августа 1960 г.

Постановлением Совмина СССР от 3 декабря 1958 г. утверждена кораблестроительная программа на период 1959-1965 г.г. из которой проект ПЛАРБ пр.639 был исключен, что привело и к прекращению разработки ракетного комплекса Д-3. Работы по направлению БРПЛ были переданы ОКБ-586 в СКБ-385 В.Макеева.

Ракета Р-15 комплекса Д-3 с пусковой установкой СМ-73 (24.12.2016 г., http://militaryrussia.ru)

Пусковое оборудование - старт БРПЛ предполагался с пускового стола, расположенного на нижнем срезе шахты ПУ в надводном положении подводной лодки. Задание на разработку пусковой установки СМ-73 Постановлением Совмина СССР от 25 августа 1956 г. получило ЦКБ-34 (ныне КБ Специального машиностроения), главный конструктор Д.Е.Бриль. 24 декабря 1956 г. приказом Миноборонпрома Днепропетровскому заводу № 586 с 1957 г. поручалось изготовление пусковых установок СМ-73 для подводных лодок.Длина ПУ - 17 мДиаметр ПУ - 3 м

Теоретически прорабатывался вариант подводного запуска ракет Р-15, но практических работ в этом направлении не велось.

Для испытаний ракет Р-15 на полигоне Капустин Яр планировалось создание неподвижного стенда СМ-Э138 и качающегося стенда СМ-74. Техническая документация на оба типа стендов разработана ЦКБ-34 и передана заводам-изготовителям в 1956-1957 г.г. Стенд СМ-74 предназначался также и для отработки крылатых ракет П-20. Изготовление стендов началось на ленинградских заводах «Большевик» и «Адмиралтейский».

Ракета Р-15:Конструкция: ракеты эскизного проекта ОКБ-1 и проектировавшаяся ОКБ-586 отличались конструктивно и по типам двигательной установки. Проект ОКБ-1 предусматривал использование низкокипящих компонентов толива. ОКБ-586 проектировало ракету на высококипящих компонентах топлива (автомная кислота и несимметричный диметилгидразин).

Эскизный проект ОКБ-1: одноступенчатая ракета с несущими топливными баками, стабилизаторами, стартовыми РДТТ и отделяемой ГЧ. Приборный отсек предполагалось разместить между баками горючего и окислителя. Заправка ракеты топливом предполагалась перед стартом.

Эскизный проект ОКБ-586: одноступенчатая ракета с несущими топливными баками, отделяемой ГЧ, без стартовых РДТТ и стабилизаторов. Приборный отсек предполагалось разместить между баками горючего и окислителя. Заправка ракеты топливом предполагалась перед стартом.Время заправки ракет - до 3 часов

Система управления - по проекту ОКБ-586 - инерциальная автономная система управления разработки КБ под руководством Н.А.Семихатова. Система управления предусматривала аварийный подрыв ракеты.

Двигательная установка:

  стартовая ДУ маршевая ДУ
проект ОКБ-1 (1956 г.) несколько РДТТ, расположены в носовой части ракеты маршевый 5-камерный ЖРДТопливо:- горючее - керосин- окислитель - жидкий кислород
проект ОКБ-586 (1957 г.) в первом варианте проекта - несколько РДТТ, расположены в носовой части ракеты маршевый 5-камерный ЖРД с одной неподвижной и 4 поворотными камерами разработки ОКБ-3 НИИ-88 (главный конструктор Д.Д.Севрук). Включение маршевого двигателя предполагалось осуществлять после полного выхода ракеты из пусковой шахты. На Р-15 наддув бака окислителя осуществлялся парогазом, баков горючего — сжатым воздухом.Топливо:- горючее - несимметричный диметилгидразин (НДМГ)- окислитель - азотная кислота АК-27И

ТТХ ракеты:

  проект ОКБ-1 (1956 г.) проект ОКБ-586 (1957 г.)
Длина 15.1-15.5 м 15.1-15.5 м
Диаметр корпуса 1.4-1.56 м 2 м2.8 м (юбка)
Размах стабилизаторов 2.8 м -
Масса стартовая 23.8 т 18.5 т (без стартовых РДТТ)21.5-22 т (со стартовыми РДТТ)
Дальность максимальная 1000-1100 км 1000-1100 км (ранний проект)1235 км (поздний проект)
Высота траектории 270 км  
Скорость максимальная 5000 км/ч  
Время пуска ракеты   90 с
Время залпа 3-х ракет (ПЛАРБ пр.639)   5 мин

Боевое оснащение - термоядерная БЧ "изделие 44" мощностью ок. 1Мт.

Носители:- опытовое судно пр.33 - переоборудованные по пр.33 крейсеры «Ворошилов» пр.26 и «Максим Горький» пр.26бис. В 1957-1958 г.г. после ряда обсуждений проект переоборудования крейсеров в опытовые суда отклонен. Предполагалось использование опытового судна для испытаний ракетного комплекса Д-3.

- ПЛАРБ пр.639 (проект) - проект штатной ПЛАРБ с 3 ПУ СМ-73 комплекса Д-3 с ракетами Р-15. Проектировщик - СКБ-143.

Источник: Апальков Ю.В. Подводные лодки советского флота 1945-1991 г.г. Том I. М., Моркнига, 2009 г. - ПЛРБ пр.В-629 (проект) - проект опытной ПЛ-носителя комплекса Д-3 с одной ракетой Р-15. Планировалось строительство 1 ед.

Статус: СССР - разработка не вышла из стадии проектирования.

Источники:Качур П. Комплекс Д-3: "переходный возраст". // Техника и воорудение. №1 / 2006 г.Конструктор. Газета ГРЦ им. Макеева. № 8 / 2011 г.

militaryrussia.ru