ФОРУМ "БЕЗОПАСНОСТЬ БУДУЩЕГО". Ттх бук м1


Бук-М1-2, зенитный ракетный комплекс

Компания участник: Алмаз – Антей, Концерн воздушно-космической обороны , АО

«Бук-М1-2» (индекс ГРАУ — 9K37M1-2, по классификации МО США и НАТО — SA-17 Grizzly (рус. Гризли)) — зенитно-ракетный комплекс. Разработка 1994—1997 годов. Разработан в НИИ Приборостроения им. В. В. Тихомирова. Войсковой ЗРК средней дальности, который предназначался для защиты войск и объектов при располoжении их на месте и в хoде наступательных (оборонительных) действий от ударов аэродинамических объектов (самолетoв, вертолетов и крылатых ракет).

Элементы комплекса «Бук-М1-2» выполнены на шасси ГM-569 производства ОАО «Мытищинский машиностроительный завод».

Зенитный ракетный комплекс «Бук-М1-2» предназначен для противовоздушной обороны войск и объектов от ударов современных и перспективных высокоскоростных маневрирующих самолетов тактической и стратегической авиации, вертолетов огневой поддержки, в том числе зависающих, тактических баллистических, крылатых и авиационных ракет, с применением интенсивного радио- и огневого противодействия, а также для поражения надводных и наземных целей.

В комплексе принят комбинированный метод наведения ракеты - инерциальное наведение с радиокоррекцией на начальном участке наведения и полуактивное самонаведение на конечном участке наведения.

ЗРК "Бук-М1-2" имеет в своем составе боевые средства, средства технического обеспечения и учебно-тренировочные средства.

В состав боевых средств входят:

- командный пункт (КП) 9С470М1-2;

- радиолокационная станция обнаружения цели (СОЦ) 9С18М1-1;

- до шести самоходных огневых установок (СОУ) 9АЗ10М1-2;

- до шести пускозаряжающих установок (ПЗУ) 9А39М1;

- зенитные управляемые ракеты (ЗУР)9М317.

В состав технических средств обеспечения входят:

- машина технического обслуживания (МТО) 9В881М1-2 с автоприцепом ЗИП 9Т456;

- мастерская технического обслуживания (МТО) АГЗ-М1;

- машины (мастерские) ремонта и технического обслуживания (МРТО): МРТО-1 9В883М1; МРТО-2 9В884М1; МРТО-3 9В894М1;

- транспортная машина (ТМ) 9Т243 с комплектом технологического оборудования (КТО) 9Т3184;

- автоматизированная контрольно-испытательная подвижная станция (АКИПС) 9В95М1;

- машина (мастерская) ремонта ракет 9Т458;

- унифицированная компрессорная станция УКС-400В;

- подвижная электростанция ПЭС-100-Т/400-АКР1.

К учебно-тренировочным средствам относятся:

- учебно-действующая ракета 9М317УД;

- учебно-разрезная ракета 9М317УР.

Все боевые средства комплекса собраны на гусеничных самоходах повышенной проходимости, оснащенных средствами связи, аппаратурой ориентирования и навигации, собственными газотурбинными агрегатами электропитания, системами защиты и жизнеобеспечения личного состава, что обеспечивает их высокие маневренные возможности и автономность при ведении боевых действий.

Командный пункт 9С470М1-2 предназначен для автоматизированного управления по телекодовым (радио или проводным) каналам связи боевыми действиями ЗРК и работает совместно с одной СОЦ 9С18М1-1, шестью СОУ 9А310М1-2 и обеспечивает взаимную работу с вышестоящим КП автоматизированного управления боевыми действиями ЗРК "Бук-М1-2".

Аппаратура КП, состоящая из цифровой вычислительной системы, средств отображения информации, оперативно-командной связи и передачи данных и других вспомогательных систем, позволяет оптимизировать процесс управления ЗРК, автоматически назначать режимы работы, обеспечивать обработку до 75 радиолокационных отметок, осуществлять автоматическое сопровождение до 15 трасс наиболее опасных целей, решать задачи целераспределения и целеуказания, обеспечивать комплексные режимы парной работы СОУ ("Регламентация излучения", "Чужой подсвет", "Триангуляция", "Координатная поддержка", "Пусковая установка"), которые используются в условиях применения противником противорадиолокационных ракет сильного радиопротиводействия и при выходе из строя РЛС одной из СОУ, а также вести документирование процессов боевой работы, осуществлять контроль функционирования боевых средств комплекса и имитацию воздушной обстановки для проведения тренировок расчета КП.

СОЦ 9С18М1-1 предназначена для обнаружения, опознавания государственной принадлежности целей и передачи информации о воздушной обстановке в виде отметок от целей и пеленгов на постановщики помех на КП 9С470М1-2 ЗРК "Бук-М1-2" и другие пункты управления войск ПВО.

СОЦ представляет собой трехкоординатную РЛС сантиметрового диапазона волн, построенную на базе волноводной решетки с электронным сканированием луча диаграммы направленности по углу места и механическим вращением антенны по азимуту. Индикаторная дальность СОЦ -160 км.

В СОЦ реализованы две возможности обзора пространства:

- "регулярный" - в режиме противосамолетной обороны;

- "секторный" - в режиме противоракетной обороны.

Основным элементом ЗРК является СОУ 9А310М1-2. По своему функциональному предназначению она представляет собой радиолокационную станцию обнаружения, сопровождения цели, подсвета цели и ракеты с наземным радиолокационным запросчиком, телевизионным оптическим визиром цели и пусковую установку с четырьмя ЗУР, совмещенные в единое изделие с управлением через цифровую вычислительную систему.

СОУ обеспечивает решение следующих задач:

- прием целеуказания и сигналов управления от ПБУ 9С470М1-2;

- обнаружение, опознавание государственной принадлежности, захват и сопровождение цели, распознавание класса воздушной, надводной или наземной целей, подсвет их и ракет;

- определение координат сопровождаемых целей, выработку полетного задания на ракеты и решение других предстартовых задач;

- наведение пускового устройства в направлении упрежденной точки встречи ракеты с целью;

- выдачу целеуказания на радиолокационную головку самонаведения ЗУР;

- пуск ракет;

- выработку команд радиокоррекции и передачу их на летящие ракеты;

- передачу на ПЗУ 9А39М1 сигналов, необходимых для наведения пускового устройства ПЗУ в направлении упрежденной точки, наведение радиолокационной головки самонаведения ЗУР на цель и её пуск;

- передачу на КП информации о сопровождаемой цели и о процессе боевой работы;

- тренировку боевого расчета.

СОУ может выполнять эти задачи как в составе ЗРК при целеуказании с КП, так и автономно в секторе ответственности. При этом пуск ракет может производиться как непосредственно с СОУ, так и с пускового устройства ПЗУ.

При работе в составе ЗРК при управлении от КП СОУ может использоваться в качестве пусковой установки, в режиме стрельбы с "чужим подсветом" и принимать участие в решении комплексом задачи координатной поддержки.

Пускозаряжающая установка 9А39М1 предназначена для:

- транспортирования и хранения ЗУР, при этом четыре ракеты находятся на направляющих пусковой установки и готовы к пуску, а четыре боеготовых раке ты - на транспортных опорах;

- заряжания СОУ и самозаряжания ракетами, находящимися на транспортных опорах основания, транспортной машине, грунтовых ложементах или контейнерах;

- контроля исправности ПЗУ и ЗУР как по команде с СОУ, так и автономно;

- предстартовой подготовки и поочередного пуска ЗУР по данным СОУ.

Для решения этих задач в состав ПЗУ входят пусковое устройство на четыре ракеты с электрогидравлическим силовым следящим приводом и аппаратурой стартовой автоматики, четыре транспортные опоры для хранения ракет, аналоговая вычислительная машина, грузоподъемный агрегат (до 1000 кг) и другая аппаратура.

ЗУР 9М317 предназначены для поражения всего класса аэродинамических целей, тактических баллистических ракет, элементов высокоточного оружия, радиолокационно-контрастных надводных и наземных целей. Ракета выполнена по нормальной аэродинамической схеме с крылом малого удлинения трапециевидной формы с одноступенчатым двухрежимным твердотопливным реактивным двигателем.

Наведение ракеты на цель производится в системе полуактивного самонаведения по методу пропорциональной навигации.

Для повышения точности наведения на начальном этапе организовано псевдоинерциальное управление по линии радиокоррекции - полетное задание в бортовом вычислителе ЗУР корректируется в зависимости от изменения характеристик движения обстреливаемой цели радиокомандами, передаваемыми в сигналах подсвета цели и ракеты.

Ракета подается потребителю полностью собранной и снаряженной. Нормальная эксплуатация и боевое применение ракет обеспечиваются в любое время года и суток в различных погодных и климатических условиях в течение десяти лет.

Технические характеристики

Дальность поражения аэродинамических целей, км:
максимальная 42
минимальная 3
Высота поражения аэродинамических целей, км:
максимальная 25
минимальная 0,015
Дальность поражения, км:
тактических баллистических ракет 20
крылатых ракет на высоте 30 м 20
крылатых ракет на высоте 6000 м 26
Максимальная скорость поражаемых баллистических ракет, м/с: 1200
Количество одновременно обстреливаемых целей: 6
Вероятность поражения целей одной ракетой:
самолетов 0,7–0,9
тактических баллистических ракет 0,5–0,7
крылатых ракет 0,6–0,8
Время развёртывания (свёртывания), мин.: 5
Время реакции комплекса сек.: 15–17
Время непрерывной работы (с дозаправкой топливом), час 24
Скорость передвижения боевых средств, по дорогам с твердым покрытием км/ч: 65
Запас хода боевых средств без дозаправки топливом, км 500
Климатические условия эксплуатации:
температура, t°С: ±50
влажность при температуре +35°С, %: 98

Видео

www.arms-expo.ru

Зенитный ракетный комплекс 9К37 «Бук-М1»

Описание

В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 30 ноября 1979 года была проведена модернизация ЗРК «Бук» с целью повышения его боевых возможностей, защищенности его радиоэлектронных средств от помех и противорадиолокационных ракет.

В зенитном ракетном комплексе «Бук-М1» предусмотрены эффективные организационные и технические мероприятия по защите от противорадиолокационных ракет.

Боевые средства комплекса «Бук-М1» взаимозаменяемы с однотипными боевыми средствами ЗРК «Бук» без их доработок, штатная организация боевых формирований и технических подразделений аналогичны с комплексом «Бук».

В состав ЗРК «Бук-М1» входят следующие боевые средства:

  • ЗУР 9М38М1;
  • Командный пункт 9С470M1;
  • Станция обнаружения и целеуказания 9С18M1 «Купол-М1»;
  • Самоходная огневая установка 9А310M1;
  • Пуско-заряжающая установка 9А39.

Самоходная огневая установка 9А310М1, по сравнению с установкой 9А310, обеспечивает обнаружение и захват цели на автосопровождение на больших дальностях (на 25-30%), а также распознавание самолетов, баллистических ракет и вертолетов с вероятностью не ниже 0,6. В 9А310М1 используется 72 литерных частоты подсвета (вместо 36), что способствует повышенной защищенности от взаимных и преднамеренных помех. Обеспечено распознавание трех классов целей — самолеты, баллистические ракеты, вертолеты.

Командный пункт 9С470М1 по сравнению с КП 9С470 комплекса «Бук» обеспечивает одновременный прием информации от собственной станции обнаружения и целеуказания и о шести целях от пункта управления ПВО мотострелковой (танковой) дивизии или от КП ПВО армии, а также комплексную тренировку всех расчетов, боевых средств ЗРК.

В комплексе используется более совершенная станция обнаружения и целеуказания 9С18М1 («Купол-М1»), имеющая плоскую угломестную ФАР и самоходное гусеничное шасси ГМ-567М, однотипное с КП, самоходной огневой установкой и пуско-заряжающей установкой. Длина станции обнаружения и целеуказания 9,59 м, ширина — 3,25 м, высота — 3,25 м (8,02 м в рабочем положении), масса — 35 тонн.

В состав технологического оборудования комплекса входят:

  • 9В95М1Э — машина автоматизированной контрольно-испытательной подвижной станции на ЗиЛ-131 и прицепе;
  • 9В883, 9В884, 9В894 — машины ремонтно — технического обслуживания на Урал-43203-1012;
  • 9В881Э — машина технического обслуживания Урал-43203-1012;
  • 9Т229 — транспортная машина для 8 ЗУР (или шесть контейнеров с ЗУР) на КрАЗ-255Б;
  • 9Т31М — автокран;
  • МТО-АТГ-М1 — мастерская техобслуживания на ЗиЛ-131.

В результате испытаний, проведенных с февраля по декабрь 1982 году под руководством комиссии во главе с Б. М.Гусевым на Эмбенском полигоне (начальник — В. В.Зубарев), было установлено, что модернизированный комплекс «Бук-М1» по сравнению с ЗРК «Бук», обеспечивает большую зону поражения самолетов, способен сбивать крылатые ракеты ALCM с вероятностью поражения одной ЗУР не ниже 0,4, вертолеты «Хью-Кобра» — с вероятностью 0,6-0,7, а также зависающие вертолеты — с вероятностью 0,3-0,4 на дальности от 3,5 до 6-10 км.

Комплекс «Бук-М1» был принят на вооружение войск ПВО СВ в 1983 году и его серийное производство было налажено в кооперации предприятий промышленности, ранее выпускавших средства ЗРК «Бук».

Комплексы семейства «Бук» предлагались к поставкам за рубеж под наименованием «Ганг».

В ходе учений «Оборона 92» ЗРК семейства «Бук» проведены успешные стрельбы по мишеням на базе БР Р-17, «Звезда» и на базе ракеты РСЗО «Смерч».

После развала СССР ЗРК «Бук» в различных модификациях достался кроме России также Украине и Белоруссии.

Зенитный ракетный комплекс «Бук-М1» поставлялся на экспорт только в Финляндию. Морской вариант комплекса «Ураган» («Штиль») поставляется с 2000 года в Китай на двух эсминцах класса «Современный».

ТТХ

Тактико-технические характеристики 9К37 «Бук-М1»
Зона поражения по дальности, км 3,32..35
Зона поражения по высоте, км 0,015..20–22
Зона поражения по параметру, км до 22
Вероятность поражения цели типа истребитель одной ЗУР 0,8..0,95
Вероятность поражения цели типа вертолет одной ЗУР 0,3..0,6
Вероятность поражения цели типа крылатая ракета одной ЗУР 0,4..0,6
Максимальная скорость поражаемых целей м/с 800
Время реакции, с 22
Скорость полета ЗУР, м/с 850
Масса ракеты, кг 685
Масса боевой части, кг 70
Канальность по цели 2
Канальность по ЗУР 3
Время развертывания(свертывания), мин 5
Число ЗУР на боевой машине 4

war-arms.info

Мог ли сбитый в Украине Боинг-777, быть сбит из комплекса Бук-М1?

17 июля 2014 года в Украине был сбит Boeing-777 Малазийских Авиалиний. Первой версией причины его падения, была версия о том что самолет был сбит ополченцами ДНР из захваченного ранее, или привезенного из России, зенитно ракетного комплекса Бук-М1.

Для того чтобы разобраться имеет ли эта версия право на существование, нужно разобраться что собственно из себя представляет и какими возможностями обладает сам комплекс Бук-М1 и его отдельный компонент СОУ 9А310М1.

Что такое ЗРК Бук-М1?

Комплекс Бук-М1 представляет из себя самоходный ЗРК комплекс предназначенный для борьбы с маневренными воздушными целями на малых и средних высотах от 30 метров до 12-18 километров.

Так же стоит помнить о том что когда в Интернете дается описание характеристик комплекса Бук-М1, имеется ввиду описание комплекса в целом. В целом комплекс состоит из четырех видов самоходных установок, каждая из которых выполняет свою роль в составе этого комплекса, что в совокупности и дает описанные в ТТХ Бук-М1 возможности по поражению воздушных целей.

В состав комплекса входят:
Командный пункт КП 9С470М1. Основная задача: получение и обработка информации поступающей от СОЦ, распределение целей между СОУ и отдача команды на поражение.
Станция обнаружения и сопровождения целей СОЦ 9С18М1 «Купол». Основная задача: обнаружение и сопровождение целей, с передачей данных на КП (командный пункт).
Несколько самоходных огневых установок СОУ 9А310М1. Основная задача: поражение обнаруженных воздушных целей. По официальной версии, именно одна из таких установок и была захвачена ополченцами ДНР.
Пуско-заряжающая установка ПЗУ 9А39М1. Основная задача: перевозка ЗУР и перезарядка самоходных огневых установок СОУ. ПЗУ, так же как и СОУ, может запускать ракеты установленные на пусковой платформе, но не оборудована собственной РЛС.

Для полностью эффективной работы комплекса Бук-М1 по одиночной цели достаточно минимум трех из этих машин. 1 КП, 1 СОЦ и 1 СОУ. Проведя простую аналогию: КП это голова, СОЦ это глаза и уши, СОУ это руки, получаем примерную картину того что могла сделать одиночная самоходная огневая установка.

Поэтому просто посмотрев в Интернете описание возможностей ЗРК Бук-М1, можно легко ошибиться. Приняв ТТХ всего комплекса за ТТХ его отдельного компонента.

Так же не стоит путать понятия максимальной дальности обнаружения и максимальной дальности поражения целей. Так, например, максимальная высота обнаружения целей СОЦ - составляет 35 км. В то же время, максимальная высота эффективного поражения целей составляет 18 км, что обусловлено ограниченными возможностями дальности и высоты полета используемых в комплексе Бук-М1 зенитных управляемых ракет.

Может ли СОУ 9А310М1 сбивать цели самостоятельно

Самоходные огневые установки, входящие в состав комплекса Бук-М1, действительно оборудованы собственными бортовыми РЛС, и способны захватывать сопровождать и поражать цели самостоятельно.

Но так как они изначально рассчитывались не на автономную работу, а на работу в составе полного комплекса, их собственные возможности намного скромнее.

СОЦ купол способна обнаруживать и сопровождать цели идущие на высоте до 35 км., по азимуту 360 градусов и по углу местности 40 градусов.

Бортовая РЛС СОУ 9А310М1 способна обнаруживать и сопровождать цели по азимуту 120 градусов и по углу места: 7 градусов, с перемещением по углу места от -10 до +80. Проще говоря, самостоятельно СОУ 9А310М1 может обнаруживать и поражать цели идущие на малых и средних высотах до 6000 м. На таких высотах обычно и летают боевые цели несущие угрозу для наземной силы и техники.

Из этого следует что для того чтобы поразить цель, подобную Боингу-777, идущую на высоте 10000 м. и не являющуюся потенциальной угрозой, нужно было специально перевести бортовую РЛС СОУ в режим вертикального сканирования по углу местности на больших высотах, и развернуть в направлении с которого должен был прилететь Малазийский Boeing-777.

При скорости Боинга 900 км./ч. у боевого расчета СОУ будет около минуты на то чтобы захватить и поразить цель которая идет на такой высоте и скорости, до того как она выйдет из зоны поражения.

Следовательно, для успешного поражения, цель нужно было ждать, как минимум, специально.

ЗУР 9М38М1 и ее возможности

Для поражения воздушных целей, в комплексе Бук-М1 используются осколочно-фугасные зенитные управляемые ракеты 9М38М1, класса земля воздух.

Tехнические характеристики зенитной управляемой ракеты: Максимальная дальность пуска 32 км.Скорость полёта 2988 км./ч.Запас хода 15 секунд.Зона пролета (поражения): 17 м Масса боевой части ракеты: 70 кг Длина ракеты: 5550 мм Масса ракеты: 690 кг

Исходя из данных максимальной высоты поражения целей 18-20 км., и запаса хода ракеты 15 секунд, можно сказать что Боинг-777 идущий на высоте 10 километров со скоростью 900 км./ч. является целью близкой к максимально возможным способностям ЗУР по поражению целей. Всё таки не стоит забывать что комплекс предназначен для прикрытия наземной силы и техники от атак с воздуха, а это цели идущие на малых и средних высотах до 6000 метров. Потому как высоты 10000 метров, никакая боевая авиация не способна наносить прицельные удары, или производить сколь нибуть точное бомбометание. Поэтому все его компоненты, включая ЗУР, заточены на работу на этих высотах.

Если ЗУР будет преследовать цель убегающую на скорости 900 км./ч при этом тратя ресурс топлива на набор высоты, есть риск что ракете просто не хвати топлива, и на набор высоты и на преследование цели.

Значит запуск ракеты должен быть произведен на опережение цели, чтобы в момент захвата цели головкой самонаведения ЗУР, ракете потребовалось минимум времени на преследование и поражение цели.

Следовательно, комплексом должны были управлять опытные профессионалы, а не любители самоучки из ополчения. Возможно что любители, без должной подготовки, вообще не смогут управлять этим комплексом и его системами обнаружения, захвата и наведения.

Ну а опытные профессионалы, ни как не могли бы перепутать Боинг-777, идущий на скорости 900 км./ч. на высоте 10000 метров с грузовым АН-26, максимальная скорость которого составляет 540 км./ч.

Таким образом, получается что сбивать они его должны были целенаправленно. А профессионалы могли бы появиться в рядах ополченцев, для управления трофейным комплексом, только из России. А значит и подчинялись бы они непосредственно Российскому командованию.

Предполагать что Российское военное командование, специально отдало приказ о уничтожении пассажирского самолета, над территорией контролируемой ДНР, в такой неподходящий момент, по меньшей мере очень глупо. Потому что всем понятно, кого сразу же в этом крушении обвинят, и что России это крушение ни как не выгодно ни с какой точки зрения. А значит специально его сбивать никто бы не стал.

Что в итоге?

Если Boeing-777 Малазийских Авиалиний действительно был сбит автономно работающей СОУ 9А310М1, то это значит:

1. Экипаж установки должен был быть заранее осведомлен о том по какому азимуту и на какой высоте придет цель. Косвенно, в пользу того что самолет подали под обстрел, могут свидетельствовать слухи о том что курс самолета был намеренно изменен диспетчером эропорта.

2. Боинг-777 является целью идущей на скорости и высоте близкой к предельным значениям ЗУР, а значит для успешного поражения цели, запуском должен заниматься опытный экипаж.

3. Опытный экипаж не мог перепутать принципиально разные по ТТХ самолеты и сбить не ту цель.

4. Опытный экипаж не мог быть набран из ополченцев, он мог быть предоставлен только Российскими вооруженными силами и им же подчиняться. Российские вооруженные силы, в контексте общей международной и политической обстановки вокруг событий в Украине, не стали бы сбивать пассажирский самолет намеренно, так как само это событие работает не на пользу а против России.

Исходя из всего этого, можно практически полностью исключить версию того что самолет был сбит случайно, при помощи автономно работающей СОУ, под управлением ополченцев самоучек.

Если же предположить что это было сделано специально, то получается что Российские вооруженные силы сами себе враги, вступили в сговор с Украинскими диспетчерами, заслали в Донецк опытный экипаж и устроили засаду на пассажирский самолет, скорректировав его курс и предупредив экипаж о высоте и азимуте цели. Прекрасно при этом осознавая, против кого это событие сработает и кого во всём обвинят.

Что же тогда случилось на самом деле?

Что произошло на самом деле, на основе имеющегося на данный момент материала, сказать не возможно.

Единственные кто могли сбить Боинг-777 случайно, это Украинские силы ПВО, имевшие в тот момент в своем распоряжении полный комплекс Бук-М1, включая КП и СОЦ.

Так же самолет мог быть сбит намеренно, как непосредственно при помощи ЗРК Бук-М1, так и при помощи истребителя. О чем косвенно свидетельствуют рассказы очевидцев, якобы видевшие второй самолет и видевшие истребители вздетавшие с базы и уходившие в направлении Донецка.

Следуя элементарной логике, можно сделать вывод что намеренно сбить пассажирский Боинг-777 могли только те комы это будет выгодно.

Кто заинтересован в эскалации конфликта на востоке Украины, кто сразу же попытался извлечь из этого выгоду и поспешно обвинил во всём Россию, мы все прекрасно знаем.

Другие статьи по теме:

В Украине упал Боинг-777 с двигателем от Boeing-737?

Нелепые обвинения в подлоге катастрофы Боинг-777 в Украине.

Поддельные фото с места крушения боинга 777 в Украине

Маленькие двигатели от Boeing-737 на Боинг-777?

На (в) Украине упал Боинг 777 ? Да не смешите - мне щекотно. Там упала авиасвалка с грузовика и трупы с морга ....

Разоблачение команды фальсификаторов работающих по делу 9M-MRD

Малазийский Boeing-777 был сбит по приказу из Харькова

При полном или частичном копировании матерала с сайта http://vesvladivostok.ru обязательна активная, не закрытая от индексации поисковыми системами ссылка.

vesvladivostok.ru