Транспортно-заряжающая машина 5Т92 комплекса ПРО А-135. Транспортно заряжающая машина


Боевые и транспортно-заряжающие машины. Автомобили Советской Армии 1946-1991

Боевые и транспортно-заряжающие машины

Во время боевых действий в Афганистане на грузовиках «Урал-4320», иногда оборудованных импровизированными системами локального бронирования, монтировали зенитные пулеметы, легкие пушки и переносные ракетные комплексы. Как и для машин 375-й серии, их основным назначением стала установка наиболее известных систем залпового огня БМ-21 «Град» (2Б5) прежнего образца, которые чаще всего просто переставляли на новое шасси на военно-ремонтной базе в Ржеве. При этом наиболее существенной доработкой шасси 4320 было перемещение глушителя из-под радиатора в правую часть машины под ящик с принадлежностями. С 1987 года сверху на пакетах монтировали специальные теплозащитные экраны, предохранявшие их от перегрева на солнце. Самым же важным предназначением автомобиля «Урал-4320» являлось создание на его базе модернизированных и новых ракетных комплексов, средств доставки вооружения и заряжания других ракетных систем. С изменением военной политики СССР во второй половине 1980-х годов большинство из них до серийного производства не дошло и в войсках широко не применялось.

Система залпового огня БМ-21 «Град», переставленная на доработанное шасси «Урал-4320». 1992 год.

В 1986 году на Мотовилихинских заводах была завершена разработка модернизированной 40-ствольной системы залпового огня БМ-21-1 «Град» (2Б17), в которой предусматривалось применение артиллерийской части, состоявшей из двух 20-ствольных пакетов направляющих, заключенных в транспортно-пусковые контейнеры (ТПК) одноразового применения, выполненные из композитных материалов. Таким образом, ускоренная перезарядка системы осуществлялась не посредством установки каждой ракеты вручную, а путем замены контейнеров, масса которых в заряженном состоянии составляла по 1770 кг. При этом время заряжания сокращалось до 5 минут, но полная масса установки возрастала до 14 т. В качестве транспортных машин 9Т254М к этой системе применяли тентованные бортовые грузовики 43202 с двумя модернизированными трубчатыми стеллажами 9Ф37М для хранения и перевозки 40 запасных реактивных снарядов разных типов. Во времена разоружения СССР в серийное производство этот вариант не пошел, а его поэтапная модернизация продолжается до сих пор. При сохранении прежнего одного пакета направляющих на нем монтируют модернизированную систему управления огнем с навигационной системой и бортовым компьютером, а также применяются новые реактивные снаряды, позволяющие повысить дальность стрельбы до 35 км.

Пусковая установка ДП-62 береговой системы залпового огня БМ-21ПД «Дамба».

БМ-21ПД «Дамба» – береговая 40-ствольная противодиверсионная реактивная система залпового огня калибра 122,4 мм для поражения надводных и подводных целей. Создавалась в ГНПП «Сплав» в 1980-е годы с использованием серийной системы БМ-21 «Град», приспособленной для охраны государственных морских границ и защиты военно-морских баз и побережья от действий сверхмалых подводных лодок и борьбы с боевыми пловцами-диверсантами. В ней применялась пусковая установка ДП-62 на шасси «Урал-4320» с одним пакетом направляющих для пуска более мощных неуправляемых реактивных фугасных снарядов ПРС-60 массой по 75,3 кг, содержавших 20 кг взрывчатого вещества, что обеспечивало поражение противника на дальностях от 300 м до 5 км и на глубине до 200 м. Боевая масса машины – 14 260 кг. В комплекс «Дамба» входила транспортная машина 95ТМ на базе серийного грузовика «Урал» со стеллажами для 40 снарядов. 9К59 «Прима» – новая 50-ствольная система залпового огня калибра 122,4 мм на шасси «Урал-4320», принятая на вооружение в 1988 году. Пусковая установка 9А51 была разработана тульским ГНПП «Сплав» для замены 40-ствольной системы БМ-21, от которой отличалась одним пакетом из 50 направляющих в коробчатом кожухе, системами наведения и типами снарядов. Артиллерийская часть размещалась на поворотном столе с гидравлическим приводом механизмов наведения, новой электротехнической аппаратурой, ультракоротковолновой радиостанцией и средствами пожаротушения. Вместе с использованием прежних реактивных снарядов от системы «Град» на ней применялись новые более эффективные неуправляемые осколочно-фугасные снаряды 9М53Ф и дымовые 9М43. Дальность стрельбы достигала 21 км, но площадь поражения была в 7 – 8 раз больше, чем у машины БМ-21. Продолжительность одного залпа составляла 30 с. Боевая масса пусковой установки – 13,9 т, максимальная скорость – 85 км/ч, запас хода – 1040 км. Для работы с ней была разработана транспортно-заряжающая машина 9Т232М на базе «Урал-4320» с механизированным процессом перезарядки, продолжавшимся не более 10 минут. Появившаяся в разгар тотального разоружения Советской Армии эта уникальная система не выпускалась и дальнейшего развития не получила.

Общее количество выпущенных систем залпового огня «Град» оценивается в 10 – 12 тыс. экземпляров. На 1994 год в Российской Армии находилось 4,5 тыс. таких установок, за рубежом – еще 3,5 тыс. боевых машин серии БМ-21.

С 1986 года две машины на шасси «Урал-4320» входили в состав гусеничного зенитно-ракетного комплекса 9К331 «Тор», затем – «Тор-М1». Для длительного хранения и перевозки двух пакетов из четырех ракетных модулей 9М334 применялась транспортная машина 9Т245, доставлявшая одновременно 16 ракет. Она представляла собой обычный бортовой грузовик со специальными емкостями на платформе с тентом. Для перевозки двух модулей 9М334 и их перегрузки на пусковую установку использовалась транспортно-заряжающая машина 9Т244 с цельнометаллическим безбортовым кузовом, поворотным гидрокраном заднего расположения и двумя гидравлическими домкратами. Время ее перевода из походного положения в боевое – 10 минут. Боевая масса полностью оснащенных машин составляла 14,0 и 15,1 т соответственно, запас хода – по 600 км. Впоследствии они служили также в составе комплекса «Тор-М2Э».

В типовых кузовах К-4320 размещалась машина дежурных сил БМДС-3 для охраны объектов РВСН, а в специальных кузовах располагались командные пункты с полезной площадью до 11 м2. На автомобилях «Урал-4320» устанавливали полевые кухни, походные типографии, оснащение многоцелевых пожарных автомобилей, роторные снегоочистители и другую технику многоцелевого и военного назначения. Этот грузовик послужил также основой перспективной трехосной гаммы «Урал-4322» нового армейского семейства «Суша», принятой на вооружение и выпущенной ограниченной серией.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

tech.wikireading.ru

Транспортно-заряжающая машина

Изобретение относится к военной технике и может быть использовано в транспортно-заряжающих машинах (ТЗМ). ТЗМ для боевых машин с комбинированным пушечным и ракетным вооружением содержит многоосное колесное шасси с продольными балками и автомобильным краном-манипулятором, платформу в виде плоского основания с ложементами для укладки ракет в транспортно-пусковых контейнерах (ТПК), магазинами для размещения патронных коробок, такелажными приспособлениями в виде грузозахватных устройств для ТПК и патронных коробок. Ложементы состоят из попарно размещенных задних с кронштейнами в виде прямоугольной полой сварной конструкции и передних стеллажей, выполненных в виде разъемных диафрагм и надетых на стойку. Расстояние между передним и задним стеллажами зависит от расстояния от центра переднего стеллажа до крайней передней точки ТПК, расстояния от центра переднего стеллажа до центра масс ТПК, расстояния от центра масс ТПК до центра заднего стеллажа. Количество размещаемых на платформе ТЗМ боекомплектов зависит от грузоподъемности шасси, массы надстройки автомобиля с грузом без учета массы перевозимого боекомплекта, массы одного патрона, массы одного патронного звена, массы одной ракеты в ТПК, количества патронов, патронных звеньев, ракет в ТПК в одном боекомплекте. Изобретение позволяет обеспечить оптимальное размещение в ТЗМ боекомплектов различного типа вооружения, сохранность ракет при транспортировке в ТПК, снизить перегрузки на ракету в ТПК. 3 з.п. ф-лы, 5 ил.

 

Изобретение относится к военной технике, а именно к транспортно-заряжающим машинам (ТЗМ), и может быть использовано при разработке машин, предназначенных для заряжания боевых машин (БМ), оснащенных комбинированными системами вооружения - ракетным и пушечным.

Для обеспечения пуска, а также для уменьшения вероятности механического повреждения в процессе хранения, транспортирования и заряжания ракеты размещают в транспортно-пусковых контейнерах (ТПК). Однако при неправильном размещении ТПК в ТЗМ при транспортировании по пересеченной местности на ракету будут воздействовать передающиеся от шасси перегрузки, связанные с резонансными явлениями, приводящие к деформации и механическим повреждениям корпуса ракеты.

Для решения поставленной задачи целесообразно использовать специальное транспортное средство, которое должно содержать оптимальный набор боекомплектов для различных типов вооружения, позволяющий произвести заряжание пушечных и ракетных систем каждой боевой машины полным боекомплектом с одновременным обеспечением заряжания максимального количества БМ, тем самым обеспечив максимальную эффективность использования специального транспортного средства. При этом размещение ТПК в ТЗМ должно обеспечивать сохранность размещаемой в нем ракеты после доставки к месту заряжания БМ.

Таким образом, актуальным является выбор параметров и компоновки ТЗМ, обеспечивающих:

- размещение в ТЗМ оптимального количества боекомплекта для различных типов вооружения, позволяющее произвести заряжание пушечных и ракетных систем максимального количества БМ полным боекомплектом с любого борта ТЗМ;

- обеспечение целостности корпуса размещаемой в ТПК ракеты после воздействия перегрузок, возникающих в процессе транспортирования с помощью ТЗМ.

Известна ТЗМ реактивной системы залпового огня, содержащая многоосное колесное шасси с размещенными на нем стеллажами для укладки реактивных снарядов, конструкция которых обеспечивает транспортирование реактивных снарядов без деформации корпуса и составных частей реактивных снарядов (Патент РФ №2176371, F41F 3/00). Недостаток данной ТЗМ - конструкция применима для транспортирования только реактивных снарядов без ТПК и не обеспечивает заряжание БМ, оснащенных кроме ракетного еще и пушечным вооружением.

Известна транспортно-заряжающая машина 2Ф77М ЗСУ 2С6 (Энциклопедия XXI век. Оружие и технологии России. Том 9. Противовоздушная и противоракетная оборона. М.: Издательский дом «Оружие и технологии», 2004, с. 482-483), содержащая трехосное шасси с размещенными на ней ложементами для укладки ракет в ТПК длиной до 3000 мм и магазинами для размещения коробок с патронами, принятая авторами за прототип. Данная ТЗМ обеспечивает транспортирование двух боекомплектов патронных коробок с патронами в лентах для заряжания двух БМ и одного боекомплекта ракет в ТПК для заряжания одной БМ. Ложементы установлены вдоль бортов ТЗМ, а патронные коробки размещены за кабиной ТЗМ. Защита ТПК в ложементах от продольного перемещения и вращения вокруг собственной оси в процессе транспортирования происходит за счет стягивания цепями фиксирующих ТПК колодок ложементов.

Недостаток конструкции - невозможность заряжания одной ТЗМ двух и более БМ полным боекомплектом патронных коробок с лентами и ТПК с ракетами, увеличение передающихся от шасси перегрузок, воздействующих на ракету в ТПК, при увеличении длины ТПК свыше 3000 мм за счет увеличения свеса носовой части ракеты в ТПК, которые могут привести к ее деформированию, отсутствие надежного крепления ТПК с ракетами, препятствующего продольному перемещению и вращению ТПК в колодках ложементов при увеличении массы ТПК свыше 80 кг. Задачами предлагаемого изобретения являются:

- обеспечение оптимального размещения в ТЗМ боекомплектов различного типа вооружения, позволяющее произвести заряжание двух и более БМ полным боекомплектом патронных коробок с лентами и ТПК с ракетами;

- снижение передающихся от шасси перегрузок, воздействующих на ракету в ТПК, при увеличении длины ТПК свыше 3000 мм;

- обеспечение сохранности ракет при их транспортировании в ТПК на ТЗМ, в том числе и по пересеченной местности, за счет более надежного крепления ТПК в ложементах, препятствующего продольному перемещению и вращению ТПК, при увеличении массы ТПК свыше 80 кг.

Поставленные задачи решаются транспортно-заряжающей машиной (ТЗМ) для боевых машин, оснащенных комбинированным вооружением -пушечным и ракетным, содержащей многоосное колесное шасси с автомобильным краном-манипулятором и платформой с размещенными на ней ложементами для укладки ракет в транспортно-пусковых контейнерах (ТПК), магазинами для размещения патронных коробок, такелажными приспособлениями в виде грузозахватных устройств для ТПК и патронных коробок. Новым является то, что платформа выполнена в виде плоского основания, закрепленного на продольных балках, установленных на шасси, на заднем свесе которых размещен автомобильный кран-манипулятор, ложементы для укладок ракет в ТПК установлены на задней части основания и состоят из попарно размещенных вдоль боковых бортов ТЗМ стеллажей, выполненных в виде разъемных диафрагм, надетых на стойку, при этом для исключения продольного перемещения и вращения ТПК задние стеллажи снабжены кронштейнами, установленными возле каждого отверстия для ТПК.

Расстояние между передним и задним стеллажами выбрано из условия:

а - расстояние от центра переднего стеллажа до крайней передней точки ТПК, мм;

b - расстояние от центра переднего стеллажа до центра масс ТПК, мм;

с - расстояние от центра масс ТПК до центра заднего стеллажа, мм.

Кронштейны могут быть выполнены в виде прямоугольной полой сварной конструкции, обеспечивающей охват своей внутренней частью крепежных элементов транспортно-пускового контейнера.

Количество размещаемых на платформе ТЗМ боекомплектов, включающих ракеты в ТПК и патронные коробки, предназначенные для полного снаряжения одной боевой машины, определяется соотношением:

N - количество боекомплектов, шт.;

G - грузоподъемность шасси, кг;

g - масса надстройки автомобиля с грузом без учета массы перевозимого боекомплекта, кг;

mпатр - масса одного патрона, кг;

mзвен - масса одного патронного звена, кг;

mp - масса одной ракеты в ТПК, кг;

n1, n2, n3 - количество патронов, патронных звеньев, ракет в одном боекомплекте боевой машины соответственно, шт.

Предложенное техническое решение поясняется графическими материалами, где на фиг. 1 изображена расчетная схема для определения оптимального размещения ТПК в стеллажах ложементов, где 1 - центр переднего стеллажа, 2 - центр масс ТПК, 3 - центр заднего стеллажа, L -общая длина ТПК, на фиг. 2 - общий вид ТЗМ, вид сбоку, на фиг. 3 - общий вид ТЗМ, вид сверху, на фиг. 4 - крепление бугеля ТПК в кронштейне заднего стеллажа ложементов, на фиг. 5 - задний стеллаж ложементов, общий вид.

Транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) для боевых машин, оснащенных комбинированным вооружением - пушечным и ракетным, состоит из четырехосного колесного шасси (4) с автомобильным краном-манипулятором (5), платформой (6) с размещенными на ней ложементами (7) для укладки ракет в транспортно-пусковых контейнерах (ТПК) (8), магазинами для размещения патронных коробок (9), такелажными приспособлениями в виде грузозахватных устройств для ТПК (10) и патронных коробок (11). Платформа закреплена на продольных балках (12), установленных на шасси, на заднем свесе которых размещен автомобильный кран-манипулятор (5), ложементы состоят из попарно размещенных вдоль каждого борта ТЗМ стеллажей, выполненных в виде разъемных диафрагм (13), надетых на стойку (14), задние стеллажи возле каждого отверстия для ТПК снабжены кронштейнами (15), фиксирующими бугели (16) ТПК.

Выбранное в соответствии с формулой расстояние между передним и задним ложементами позволяет обеспечить целостность размещаемой в ТПК ракеты после воздействия перегрузок, возникающих в процессе транспортирования с помощью ТЗМ.

Вышеописанная ТЗМ работает следующим образом. При занятой боевой позиции БМ ТЗМ подъезжает к любому борту или сзади БМ. Расчет ТЗМ для удобства заряжания откидывает боковые площадки и задний борт ТЗМ. Снимает поочередно с расположенных вдоль бортов крепления стеллажей, высвобождая ТПК с ракетами, и производит разблокировку коробок с патронами, расположенными за кабиной шасси. С помощью устройства грузозахватного для патронных коробок расчетом ТЗМ осуществляется захват пары патронных коробок и их перенос в БМ с помощью крана-манипулятора автомобильного. Расчет БМ, находящийся в башне, производит отцепку устройства грузозахватного для патронных коробок и заряжание зенитных автоматов. Крановщик ТЗМ с помощью крана-манипулятора автомобильного осуществляет манипуляции по переносу отстыкованного устройства грузозахватного для заряжания патронных коробок на платформу ТЗМ для захвата следующей пары патронных коробок и повторения операций по загрузке патронных коробок в БМ до полного заполнения башни БМ боекомплектом.

Заряжание БМ ТПК с ракетами производится следующим образом. Устройством грузозахватным для ТПК производят захват ТПК с ракетой. С помощью крана-манипулятора автомобильного осуществляется перенос ТПК с ракетой к направляющим боевой машины. После стыковки устройства грузозахватного с направляющей БМ расчет БМ вручную осуществляет досылку ТПК в направляющие БМ и отстыковывает устройство грузозахватное для ТПК, а с помощью крана-манипулятора автомобильного осуществляет перенос устройства грузозахватного к следующему ТПК, размещенному на ложементах ТЗМ. Операции повторяются до полного заряжания всех направляющих БМ ТПК с ракетами.

Таким образом, предложенное техническое решение позволило обеспечить размещение в ТЗМ двух и более боекомплектов для заряжания БМ, снизить перегрузки, воздействующие на ракету в ТПК, обеспечить сохранность ракет при увеличении массы ТПК с ракетой при транспортировании на ТЗМ, в том числе и по пересеченной местности.

1. Транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) для боевых машин, оснащенных комбинированным вооружением - пушечным и ракетным, содержащая многоосное колесное шасси с автомобильным краном-манипулятором и платформой с размещенными на ней вдоль боковых бортов ложементами для укладки ракет в транспортно-пусковых контейнерах (ТПК), магазинами для размещения патронных коробок, такелажными приспособлениями в виде грузозахватных устройств для ТПК и патронных коробок, отличающаяся тем, что платформа выполнена в виде плоского основания, закрепленного на продольных балках, установленных на шасси, на заднем свесе которых размещен автомобильный кран-манипулятор, ложементы для укладок ракет в ТПК установлены на задней части основания и состоят из попарно размещенных вдоль боковых бортов ТЗМ стеллажей, выполненных в виде разъемных диафрагм, надетых на стойку, при этом для исключения продольного перемещения и вращения ТПК задние стеллажи снабжены кронштейнами, установленными возле каждого отверстия для ТПК.

2. Транспортно-заряжающая машина по п. 1, отличающаяся тем, что расстояние между передним и задним стеллажами выбрано из условия: гдеa - расстояние от центра переднего стеллажа до крайней передней точки ТПК, мм;b - расстояние от центра переднего стеллажа до центра масс ТПК, мм;c - расстояние от центра масс ТПК до центра заднего стеллажа, мм.

3. Транспортно-заряжающая машина по п. 1, отличающаяся тем, что кронштейны выполнены в виде прямоугольной полой сварной конструкции, обеспечивающей охват своей внутренней частью крепежных элементов транспортно-пускового контейнера.

4. Транспортно-заряжающая машина по п. 1, отличающаяся тем, что количество размещаемых на платформе ТЗМ боекомплектов, включающих ракеты в ТПК и патронные коробки, предназначенные для полного снаряжения одной боевой машины, определяется соотношением: гдеN - количество боекомплектов, шт.;G - грузоподъемность шасси, кг;g - масса надстройки автомобиля с грузом без учета массы перевозимого боекомплекта, кг;mпатр - масса одного патрона, кг;mзвен - масса одного патронного звена, кг;mр - масса одной ракеты в ТПК, кг;n1, n2, n3 - количество патронов, патронных звеньев, ракет в ТПК в одном боекомплекте боевой машины соответственно, шт.

www.findpatent.ru

Пусковые установки и транспортно-заряжающие машины

Пусковые установки и транспортно-заряжающие машины

Появление бортовых грузовиков КрАЗ-255Б и особенно тяжелых автопоездов с седельными тягачами КрАЗ-255В немедленно привело к созданию на их базе целого семейства новых пусковых ракетных установок и средств для транспортировки и заряжания зенитных ракетных систем С-200, С-300 и других.

В 1969 – 1990 годах в составе зенитно-ракетного комплекса С-200 для перегрузки и перевозки головных частей ракет или проведения мелких погрузочно-разгрузочных операций находилась транспортно-установочная машина 9Т55, представлявшая собой бортовой грузовик КрАЗ-255Б/Б1, оборудованный мощным гидрокраном с двухсекционной шарнирной стрелой и специальной оснасткой кузова. В 1979 году на шасси КрАЗ-255Б1 была создана транспортная машина 9Т229 для хранения и перевозки восьми ракет или шести контейнеров с управляемыми ракетами и комплектом технологического оборудования 9Т319. Она входила в состав самоходного зенитного ракетного комплекса средней дальности 9К37 «Бук» на гусеничном шасси ММЗ, принятого на вооружение войск ПВО в 1980 году. Впоследствии эта машина применялась и в комплексе «Бук-М1». С 1979 года доработанный автомобиль КрАЗ-255Б1 являлся базой транспортно-заряжающей машины (ТЗМ) 5Т99 зенитно-ракетных комплексов серии С-300П. Она оснащалась четырьмя гидравлическими опорами и металлической поворотной платформой с перегрузочным гидрокраном и использовалась для перезаряжания полуприцепных пусковых установок 5П851 и 5П85 комплексов С-300ПТ и С-300ПС соответственно, принятых на вооружение в начале 1980-х годов. В армиях социалистических стран кузова КрАЗ-255Б приспосабливали для транспортировки на специальных ложементах авиационных или морских ракет.

Транспортно-установочная машина 9Т55 на грузовике КрАЗ-255Б1 ракетного комплекса С-200. 1983 год.

Наиболее важную роль в организации советской системы ПВО сыграли седельные тягачи КрАЗ-255В, применявшиеся с 1967 года для буксировки тяжелых двухосных полуприцепов с оборудованием транспортных машин и ТЗМ, входивших в состав первых перевозимых комплексов зенитной ракетной системы С-200. Она служила для обнаружения, перехвата и поражения сразу шести целей противника, находившихся на расстоянии 180 – 400 км и высоте до 40 км. В комплексе С-200 «Ангара» использовалась транспортная (транспортно-перегрузочная) машина 5Т83, ранее работавшая с тягачом МАЗ-502В и теперь приспособленная к доставке новых ракет 5В21В (В-860ПВ) для поражения целей, перемещавшихся со скоростью 1100 км/ч. В системе С-200В («Вега») повышенной точности состояла модернизированная машина 5Т83М, снабженная электроприводом рабочих механизмов и перевозившая новые ракеты 5В28М для поражения воздушных объектов, летящих со скоростью 2300 км/ч. Для них использовали низкорамные открытые полуприцепы МАЗ-938Б (2-ПП-13) с полезной нагрузкой 13 т и всеми односкатными колесами, выпускавшиеся серийно с 1969 года. Они снабжались регулируемой монтажной площадкой длиной более 9 м с ложементом, на котором крепилась одна собранная двухступенчатая ракета с четырьмя твердотопливными ускорителями. Ее перегрузка на ТЗМ производилась при помощи автокрана К-162М или вилочных автопогрузчиков «4051» Львовского завода. Непосредственное заряжание пусковых установок осуществлялось с полуприцепных ТЗМ 5Т82 и 5Т82М, оснащенных системами безопасности и электроприводом основных узлов. Полуприцепы МАЗ-938Б с тягачами КрАЗ-255В/В1 составляли транспортные машины (автопоезда) 5Т53 и 5Т53М, применявшиеся не только для доставки двух ракет в контейнерах на предстартовую позицию для их окончательной сборки, но и для установки специального оборудования, которое сверху накрывалось складным чехлом. Например, в комплексе С-200В автопоезд 5Т53М служил для перевозки пусковой установки 5П72В с новой системой автоматики. С 1983 года эти же наборы наземной техники обработки ракет использовались в модернизированном экспортном варианте С-200ВЭ («Вега-Э») с измененным составом оборудования и ракетой 5В28Э (В-880Э), а с 1985 года – в новом комплексе С-200Д («Дубна») с дальностью стрельбы 400 км. Серийно систему С-200 и обслуживавшие ее средства выпускали до 1990 года, причем в 1980-е годы для буксировки транспортных и заряжающих машин использовался уже седельный тягач КрАЗ-260В.

Тягач КрАЗ-255В1 с транспортно-заряжающей машиной 5Т82М комплекса С-200ВЕ. 1985 год.

С 1979 года в составе зенитно-ракетного комплекса С-300П состояла транспортная машина 5П58, включавшая тягач КрАЗ-255В1 и полуприцеп для транспортировки ракетных контейнеров. Первая полуприцепная пусковая установка 5П58Т этого комплекса также появилась в 1979 году, а с 1981 года выпускались пусковые системы 5П851/851А нового зенитно-ракетного комплекса С-300ПТ-1А на двухосных полуприцепах с тягачами КрАЗ-255В1. С 1982 года они использовались и в составе автопоездов 5Т58-2 с полуприцепами для транспортировки пакетов с ракетами системы С-300ПС, а с 1993 года буксировали транспортную машину 5Т58Е комплекса С-300ПМ. С начала 1980-х годов «ракетные» функции тягачей 255-й серии постепенно перешли к автомобилям КрАЗ-260В.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

tech.wikireading.ru

Транспортно-заряжающая машина 5Т92 комплекса ПРО А-135 » Военное обозрение

21 июня на выставочной площадке подмосковного парка «Патриот» появился новый экспонат. Доставка в парк новых образцов вооружения и военной техники не является новостью, однако на этот раз речь идет о пополнении выставки уникальным образцом, который ранее не был доступен широкой общественности. Все желающие теперь могут посетить парк и среди прочей современной и исторической военной техники увидеть транспортно-заряжающую машину 5Т92 из состава комплекса противоракетной обороны А-135.

На выставочной площадке появилась машина на базе специального многоосного шасси с системами транспортировки и загрузки ракетного вооружения, используемого комплексом противоракетной обороны. Так, на соответствующих креплениях подъемного устройства музейной машины 5Т92 располагается макет транспортно-пускового контейнера управляемой ракеты 53Т6. Сама ракета пока не может демонстрироваться всем желающим. Ранее публиковались фотоснимки и видеозаписи пусков этих изделий, однако нормальные изображения ракет пока остаются под грифом секретности.

Транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) 5Т92 разрабатывалась в рамках создания комплекса противоракетной обороны А-135. В состав этого комплекса должен был войти широкий круг разнообразных изделий различного назначения. Основными элементами системы должны были стать радиолокационные станции, пункты управления и стрельбовые комплексы. Кроме того, в составе А-135 должны были эксплуатироваться различные вспомогательные системы, транспортные машины и т.д. Одним из таких дополнительных средств и должна была стать ТЗМ 5Т92. Также был разработан еще один вариант транспортной машины. Эта техника должна была использоваться для перевозки и загрузки в пусковые установки противоракет различных типов.

ТЗМ 5Т92 в парке "Патриот". Фото Saidpvo.livejournal.com

ТЗМ 5Т92 создавалась для работы с транспортно-пусковыми контейнерами противоракет типа 53Т6. Задачей этой техники является прием контейнера с ракетой-перехватчиком у транспортной машины и дальнейшее его помещение в пусковую установку шахтного типа. Все подобные операции осуществляются машиной 5Т92 самостоятельно, при помощи штатных средств. После завершения загрузки в пусковую установку ТПК с ракетой готовы к применению по прямому назначению.

Основой для транспортно-заряжающей машины противоракетного комплекса стало полноприводное четырехосное шасси МАЗ-543/МАЗ-7310 (выставочный образец 5Т92 построен на базе МАЗ-543М с иной компоновкой передней части и одной кабиной вместо двух), также используемое в качестве основы для специальной техники различного назначения. Шасси оснащается двигателем мощностью 525 л.с., что позволяет ему перевозить нагрузку весом до 20 т и двигаться со скоростью до 55 км/ч. При помощи колесной ходовой части с независимой торсионной подвеской обеспечивается высокая проходимость с возможностью движения как по шоссе, так и по пересеченной местности.

Ввиду необходимости использования в качестве основы для специальной техники шасси семейства МАЗ-7310 получило соответствующую компоновку. Так, в передней части машины помещается корпус с двигательным отсеком и кабиной экипажа. В зависимости от модификации могут использоваться две кабины, размещенные по бокам от двигателя, либо только одна, помещенная слева. Позади корпуса помещается рама с различными агрегатами, включая трансмиссию и колесную ходовую часть. Характерной чертой шасси является использование гидромеханической передачи, позволившей оптимизировать конструкцию трансмиссии. Оси ходовой части располагаются с разным расстоянием друг от друга. В увеличенном промежутке между второй и третьей осями располагаются топливные баки.

На базовом шасси ТЗМ монтируется специальная платформа с набором необходимого оборудования. У бортов этой платформы располагается набор ящиков для размещения ряда узлов и агрегатов. Кроме того, между первой и второй, а также позади четвертой оси крепятся гидравлические домкраты-аутригеры, предназначенные для удержания машины в правильном положении во время выполнения операций по перегрузке контейнеров с ракетами.

Центральная часть платформы предназначается для установки подъемного устройства, необходимого для перевозки и установки ТПК в пусковую установку. Это устройство выполнено в виде подъемной стрелы с гидравлическими приводами, оснащенной рамой с системами для работы с ТПК ракет. В транспортном положении рама подъемного устройства укладывается вдоль корпуса, выходя за габарит машины. При этом передняя/верхняя часть рамы находится между кабин (в случае с двухкабинным шасси) или справа от единственного отсека для экипажа.

Процесс загрузки ТПК в пусковую установку. Фото Rbase.new-factoria.ru

На раме подъемного устройства находятся крепления для удержания контейнера ракеты в необходимом положении. Крепления для контейнера размещаются на подвижных основаниях и могут перемещаться вдоль рамы при выполнении загрузки контейнера в шахту или извлечении пустого изделия из пусковой установки. Перемещение креплений и контейнера производится при помощи системы тросов и лебедки.

Транспортно-пусковой контейнер противоракеты 53Т6 представляет собой цилиндрическое изделие с торцевыми крышками в форме усеченных конусов. На внешней поверхности контейнера имеется набор креплений для перевозки на ТЗМ и в пусковой установке. Также предусматривается набор различных разъемов для соединения систем ракеты с аппаратурой управления, установленной в пусковой шахте.

Эксплуатация ТЗМ 5Т92 выглядит следующим образом. Машина своим ходом прибывает на указанную стартовую площадку, где будет осуществляться перезарядка пусковой установки. При этом специальное оборудование машины в штатном порядке не используется для перевозки контейнера с ракетой. Изделие 53Т6 предлагается перевозить с использованием отдельной транспортной типа 5Т93.

Транспортная машина 5Т93, предназначенная для использования вместе с 5Т92, строится на аналогичном шасси, имеет схожий состав оборудования, однако заметно отличается от транспортно-заряжающей. Так, верхняя рама транспортной машины не имеет подъемных механизмов и может находиться только в одном положении. На раме предусматриваются крепления для контейнера и механизмы для его перемещения. Также используется система горизонтирования в виде четырех гидравлических опор. Для работы в любое время года машина 5Т93 оснащается системой термостатирования, необходимой для подержания требуемых условий внутри транспортно-пускового контейнера. При помощи этого оборудования ракета до момента перегрузки на ТЗМ остается в оптимальном микроклимате.

После прибытия обеих специальных машин на пусковую площадку осуществляется перегрузка ТПК ракеты. ТЗМ занимает нужное положение возле пусковой шахты, позволяющее загрузить ракету. Затем перед ней становится транспортная машина 5Т93. Во избежание смещений техники и сохранения требуемого ее положения обе машины используют домкраты-аутригеры. Перегрузка контейнера производится при помощи собственных тросовых устройств транспортной машины. По завершении перегрузки транспортно-заряжающая машина может приступить к загрузке контейнера в пусковую шахту.

При помощи гидравлических приводов производится подъем стрелы с контейнером ракеты в вертикальное положение. После этого нижний торец ТПК должен оказаться строго над внутренним каналом пусковой установки. Затем механизмы транспортно-заряжающей машины по соответствующей команде начинают подачу ТПК вниз, помещая его в пусковую шахту. После завершения загрузки расчету следует произвести соединение различных разъемов и подключить ракету к системам, отвечающим за управление ее работой, поддержание требуемых условий и т.д. Экипаж ТЗМ 5Т92, в свою очередь, должен перевести подъемное устройство в транспортное положение, поднять опоры и может убывать с позиции.

[center]Контейнер с ракетой в шахте, рама ТЗМ еще не убрана. Фото Rbase.new-factoria.ru

Выгрузка пустого транспортно-пускового контейнера из шахты производится схожим образом, но в обратном порядке. Прибыв на место и вывесившись на опорах, 5Т92 поднимает раму в вертикальное положение, ухватывает отработанный контейнер и поднимает его, извлекая из пусковой установки, после чего появляется возможность поместить в шахту новую ракету.

Насколько известно, ракета-перехватчик 53Т6 (раннее название проекта – ПРС-1) создавалась в ОКБ «Новатор» с целью расширения боевых возможностей комплекса противоракетной обороны А-135. Это изделие предлагалось включить в ближний атмосферный эшелон системы ПРО. Также создавалась ракета большой дальности 51Т6 с иными характеристиками. Работы по созданию ракеты нового типа и всех необходимых вспомогательных систем стартовали в начале семидесятых годов. К концу десятилетия удалось завершить разработку всех основных систем нового комплекса А-135, а также начать подготовку к их испытаниям.

Первый бросковый запуск ракеты 53Т6 состоялся в конце лета 1979 года. В этих испытаниях применялась шахтная пусковая установка, предлагаемая для развертывания в боевом варианте комплекса. Кроме того, для загрузки ТПК с ракетой в пусковую установку должна была использоваться транспортно-заряжающая машина 5Т92. Испытания и доводка изделия 53Т6 продолжались до весны 1984 года. Вместе с опытными ракетами, вероятно, применялись и ТЗМ с требуемым оборудованием.

В первой половине восьмидесятых годов в Московской области велось строительство всех основных объектов будущего комплекса противоракетной обороны А-135. К середине десятилетия большая часть объектов была достроена, после чего началась подготовка к развертыванию систем. В 1989 году стартовало серийное производство ракет 53Т6. Эти изделия поставлялись в части, занятые в ПРО Москвы, где использовались совместно с недавно построенными пусковыми установками и техникой вспомогательного назначения.

Параллельно со строительством объектов в Подмосковье проводились испытания на полигоне Сары-Шаган. С 1982 по 1990 годы на этой площадке было выполнено 22 запуска ракет 53Т6. Эти тестовые пуски проводились в ходе трех этапов испытаний и государственных испытаний. Кроме того, ракеты этого типа получали неядерные боевые части в рамках программы «Самолет-М». Подобная модификация противоракеты так же проверялась на полигоне Сары-Шаган. Все этапы испытаний проводились с применением ряда различных систем и образцов техники. Среди прочих в этих работах участвовали транспортно-заряжающие машины 5Т92.

[center]Транспортная машина 5Т93 с контейнером ракеты. Фото Rbase.new-factoria.ru

11 февраля 1991 года началась опытная эксплуатация комплекса А-135 с боевым дежурством. Радиолокационные средства системы приступили к слежению за обстановкой, а стрельбовые комплексы получили необходимое количество ракет, предназначенных для перехвата обнаруженных целей. Ракеты 53Т6, по имеющимся данным, были развернуты в пяти пусковых районах. Подобные объекты получали 12 или 16 шахтных пусковых установок и могли держать на дежурстве соответствующее количество противоракет. В распоряжении каждой части, отвечавшей за эксплуатацию стартовых площадок, имелось некоторое количество транспортных и транспортно-заряжающих машин.

1 декабря 1995 года началось полноценное боевое дежурство комплекса А-135. В следующем году систему противоракетной обороны официально приняли на вооружение. К этому времени все элементы комплекса, включая вспомогательную технику, уже были освоены личным составом и опробованы во время дежурства или в ходе учебных мероприятий.

В 2006 году было решено снять с дежурства и с вооружения противоракеты 51Т6, вследствие чего единственным оружием комплекса А-135 остались изделия 53Т6. В общей сложности на тот момент можно было развернуть до 68 ракет этого типа. Вскоре начали появляться отрывочные сведения о возможной модернизации комплекса ПРО и создании улучшенного варианта ракеты 53Т6. Известно, что по результатам государственных испытаний ракеты была установлена возможность ее дальнейшего улучшения. Расчеты показывали, что при помощи дальнейшего совершенствования ее конструкции имеется возможность увеличения дальности перехвата в 2,5 раза и высоты – в 3 раза.

Комплекс противоракетной обороны А-135 продолжает оставаться на вооружении и обеспечивать защиту Москвы и центрального промышленного района. Основным вооружением комплекса на данный момент являются ракеты 53Т6. Эти изделия транспортируются и эксплуатируются вместе со специальным контейнером, в значительной мере упрощающим их эксплуатацию. В развернутом состоянии в пяти стрельбовых комплексах может находиться до 68 ракет. За время испытаний и боевого дежурства в общей сложности было выполнено порядка полусотни запусков.

В ходе всех испытательных и учебных запусков применялось значительное количество вспомогательной техники различных типов того или иного назначения. Важную роль в этих мероприятиях играли транспортные машины 5Т93 и транспортно-заряжающие 5Т92. Сохранение на вооружении ракет 53Т6, а также их возможная модернизация (без серьезного изменения габаритов и веса) позволят продолжать эксплуатацию соответствующей вспомогательной техники. Таким образом, в обозримом будущем на вооружении Воздушно-космических сил будут оставаться не только радиолокационные станции ПРО, системы управления и противоракеты, но и транспортные, а также транспортно-заряжающие машины.

До недавнего времени широкая общественность могла увидеть ТЗМ 5Т92 и ТПК ракеты 53Т6 из состава комплекса ПРО А-135 только на фотографиях. Теперь у всех желающих появилась возможность лично увидеть образец подобной техники, а также внимательно рассмотреть его со всех сторон и тщательно изучить конструкцию. Уникальный образец специальной вспомогательной техники, по-видимому, ранее использовавшийся военными, теперь присутствует в экспозиции парка «Патриот».

По материалам сайтов:http://rbase.new-factoria.ru/http://patriotp.ru/http://pvo.guns.ru/http://saidpvo.livejournal.com/

Фотообзор музейной транспортно-заряжающей машины:http://saidpvo.livejournal.com/517534.html

topwar.ru

Сибирский «Солнцепек»

     Главный конструктор проекта системы ТОС-1А – Александр Михайлович Шамраев, изготовитель – ОАО «Омсктрансмаш».

Особенности конструкции В состав ТОС-1А входят:

– боевая машина БМ-1 на шасси танка типа Т-72 – 1 машина; – транспортно-заряжающая машина ТЗМ-Т на шасси танка типа Т-72 – 2 машины; – боекомплект НУРС «Солнцепек» – 72 штуки (на БМ-1- 24 НУРС, на двух ТЗМ-Т – 48 НУРС).

В качестве боеприпасов используются НУРС в термобарическом или зажигательном снаряжении.

Боевая машина БМ-1, передвигаясь в боевых порядках своих войск, за счет высокотемпературного поля и избыточного давления, создаваемого залпом НУРС в термобарическом или зажигательном снаряжении, высокой точности залповой стрельбы по площадной цели обеспечивает:

– огневую поддержку пехоты и танков в различных видах наступательного и оборонительного боя; – поражение живой силы противника на открытых и в укрытых огневых позициях; – поражение площадных целей типа взводный опорный пункт, рота в наступлении, огневые позиции артиллерийских и минометных батарей, колонн машин на марше; – вывод из строя легкобронированной техники; – поджог и разрушение сооружений.

Состав боевой машины БМ-1: пусковая установка (ПУ) и танковое шасси.

В свою очередь, в состав ПУ входят:

– качающаяся часть (КЧ) с 24 направляющими пусковыми трубами; – бронированная поворотная платформа с кабиной для размещения членов экипажа, специального оборудования системы управления огнем (СУО), средств связи и установки КЧ.

Вооружение БМ-1 состоит из пусковой установки с 24 направляющими трубами калибром 220 мм и длиной 3725 мм для пуска НУРС. Пакет направляющих труб смонтирован в бронированной качающейся части (КЧ), обеспечивающей противопульную защиту боекомплекта.

Система управления огнем предназначена для поиска цели, измерения дальности, автоматического расчета углов возвышения КЧ и бокового разворота ПУ с учетом дальности, крена-дифферента БМ-1, температур воздуха и заряда, атмосферного давления, скорости и направления ветра на активном и пассивном участках траектории полета НУРС.

Стрельба БМ-1 производится «с места» (с остановки), без выхода экипажа из БМ-1, при любых погодных условиях и времени суток, с открытых огневых позиций (ОП) по видимой цели прямым визированием на цель или с закрытых боевых позиций (ЗОП) с использованием топопривязки огневой позиции и цели.

Наведение ПУ на цель производится с помощью силовых приводов наведения:

– в горизонтальной плоскости – автоматизированное, от пульта управления СПН; – в вертикальной плоскости – автоматическое, по расчетным установкам; – приведение качающейся части ПУ в походное положение – автоматическое.

Способ производства выстрела – автоматизированный, с помощью аппаратуры стрельбы, обеспечивающей установку парных или одиночных сходов, полного или частичного залпа.

Шасси БМ оснащено оборудованием для преодоления брода глубиной до 1,2 м, оборудованием для самоокапывания, в качестве которого используется передний аутригер (доработанный отвал) и системой постановки завес для маскировки БМ-1 типа 902Г.

НУРС представляет собой неуправляемый реактивный снаряд калибра 220 мм, длиной 3725 мм, массой 217 кг, летящий на цель после разгона твердотопливным маршевым двигателем по баллистической траектории. Головная часть НУРС снаряжена специальной термобарической смесью.

При срабатывании взрывателя НУРС на площади цели центральный разрывной заряд разрушает оболочку головной части и разбрасывает термобарическую смесь в приземном слое воздуха, при этом одновременно происходит воспламенение смеси, переходящей в объемный взрыв. Процесс горение–взрыв создает мощную ударную волну и высокотемпературный импульс, что наносит поражение живой силе и технике противника.

Количество НУРС в залпе при парных сходах – от 2 до 24, при одиночных сходах – от 1 до 24. Темп схода – 0,5 сек., длительность полного залпа – 6 сек.

Основные тактико-технические характеристики боевой машины БМ-1:

– минимальная дальность стрельбы – 400–600 м; – максимальная дальность стрельбы – до 6000 м; – боекомплект НУРС – 24 штуки; – время готовности БМ-1 к открытию огня экипажем на максимальную дальность по видимой цели с момента остановки – 90 сек.; – длительность полного залпа при парных сходах – 6 сек.; – площадь поражения полным боекомплектом в залпе БМ-1 на максимальную дальность: уничтожение открытой и расположенной в открытых окопах живой силы и вывод из строя – до 40 000 кв. м, временный вывод из боевого состояния живой силы – до 70 000 кв. м.

Транспортно-заряжающая машина Транспортно-заряжающая машина ТЗМ-Т предназначена для транспортирования боекомплекта НУРС, заряжания, разряжания боевой машины БМ-1 и при необходимости хранения боекомплекта. 

     В состав ТЗМ-Т входят:

– танковое шасси, оснащенное штатными узлами и агрегатами, силовой установкой, трансмиссией, ходовой частью, электрооборудованием, автоматическими системами защиты от ОМП, ППО, термодымовой аппаратурой;

– специальное оборудование в составе:

– крановая установка грузоподъемностью 1000 кг с электрогидравлическим приводом; – выносной пульт управления крановой установкой; – специальное оборудование для заряжания; – ложементы для укладки НУРС; – съемная противопульная бронезащита боекомлекта НУРС.

Основные ТТХ транспортно-заряжающей машины ТЗМ-Т:

– возимый боекомплект для БМ-1 – 24 НУРС; – время заряжания БМ-1 боекомлектом – 24 мин.; – экипаж – 3 чел.

Для обеспечения связи на БМ-1 и ТЗМ-Т используются УКВ средства связи типа Р-163 или Р-168, обеспечивающие дальность связи не менее 20 км. Для внутренней связи используется аппаратура Р-174 или АВСКУ-Е.

В БМ-1 и ТЗМ-Т предусмотрены места для размещения личного оружия – автоматов АКС-74, боекомплекта к ним, а также место для пулемета РПКС-74 с боекомплектом и ручных гранат типа Ф-1, РПГ-26.

Проходимость по дорожным условиям, по запасу хода по топливу БМ-1 и ТЗМ-Т – на уровне танка Т-72.

Боевая эффективность

По боевой эффективности БМ-1 системы ТОС-1А превосходит отечественные и зарубежные аналоги. Высокая точность расчета и автоматизированная отработка пусковой установкой углов стрельбы, малое техническое рассеивание НУРС при залповой стрельбе позволяет многократными, перекрывающими друг друга ударными и тепловыми импульсами на площади цели плотно накрыть живую силу и технику противника. 

Танковое шасси, обеспечивая тактическую подвижность и бронезащищенность экипажа на уровне танка, позволяет одиночной БМ-1 или подразделению в условиях возникновения встречного боя оперативно выдвинуться на выгодную огневую позицию, произвести через 90 сек. залп без выхода экипажа и при огневом противодействии противника выйти из зоны обстрела за время до 50 сек. Максимальное время полета НУРС составляет 35 сек.

В процессе эксплуатации системы ТОС-1 и ТОС-1А принимали участие в боевых действиях в Афганистане и локальных конфликтах в СКВО, зарекомендовав себя как эффективное оружие, не имеющее аналогов для применения в равнинных и горных условиях.

ТОС-1А по примененным техническим решениям, решаемым боевым задачам и боевой эффективности является уникальной разработкой и не имеет аналогов в мире. Все существующие в настоящее время системы залпового огня разрабатывались для применения в составе подразделений второго эшелона и не могут быть применены для боя в непосредственном контакте с противником вследствие своей уязвимости. Только БМ-1, имея бронирование на уровне танка и минимальную дальность стрельбы 600 м, может выполнять стоящие боевые задачи на передовой линии обороны в очень короткий промежуток времени, оставаясь практически неуязвимой.

Анализ боевой эффективности БМ-1 показывает, что огневая мощь системы в пределах дальности ведения огня превосходит все состоящие на вооружении Российской армии артиллерийские системы, применяющие обычные боеприпасы. Следует также отметить, что система ТОС-1А защищена 34 объектами интеллектуальной собственности.

Конструктивные особенности БМ-1, позволяющие вести прицельную стрельбу по видимым и наиболее опасным целям на дальностях от 0,4 до 6 км, также обеспечивают преимущества перед системами РСЗО «Град», «Ураган», «Смерч», MLRS (США), LAPS (ФРГ) и RAFAL (Франция), минимальная дальность стрельбы которых составляет от 9 до 20 км (ведение стрельбы на поражение осуществляется батареей, дивизионом с корректировкой огня) не только по поражающим факторам, но и по расходу боеприпасов на аналогичные цели.

Однако, несмотря на свои возможности и преимущества по сравнению с другими РСЗО, в настоящее время ТОС-1А нуждается в модернизации. ОАО «Омсктрансмаш» в инициативном порядке обозначило перспективы дальнейшего совершенствования системы, разработав конструкторскую документацию БМ-1 и ТЗМ-Т на шасси танка Т-90С, а также ТЗМ на базе автомобиля КамАЗ-63501» семейства «Мустанг».

interpolit.ru

Тяжёлая огнемётная система ТОС-1А | Ракетная техника

В состав системы ТОС-1А входят:

  • боевая машина БМ-1 с пусковой установкой на шасси танка - 1 ед;
  • транспортно-заряжающая машина ТЗМ-Т на шасси танка - 2 ед.
  • неуправляемые реактивные снаряды (НУРС) калибра 220мм (см. ]]>схему]]>, ]]>фото1]]>, ]]>фото2]]>, ]]>фото3]]>).

Боевая машина БМ-1 представляет собой реактивную систему залпового огня на танковом шасси и имеет в составе следующие составные части:

  • доработанное шасси танка типа Т-72А;
  • поворотную платформу с качающейся частью;
  • систему управления огнём (СУО), в которую входят:
    • прибор прицеливания
    • дальномер;
    • специализированный вычислительный комплекс;
    • электрогидравлические приводы;
    • аппаратура стрельбы;
  • средства связи;
  • дневные и ночные приборы наблюдения;
  • систему защиты от оружия массового поражения;
  • противопожарное оборудование;
  • системы маскировки;
  • оборудование для самоокапывания;
  • вооружение и боеприпасы;
  • вспомогательное оборудование;
  • гидросистему вспомогательного оборудования;
  • табельное имущество и ЗИП.

]]>]]>

Боевая машина (БМ) служит для размещения НУРС и их пуска по назначенным целям. БМ оснащена поворотной платформой с качающейся частью в состав которой входит пакет из 24 трубчатых направляющих (см.]]>фото]]>) для реактивных снарядов, а также силовые следящими приводами и система управления огнём, размещённая на шасси основного боевого танка Т-72А. Пакет направляющих смонтирован в бронированной качающейся части, которая обеспечивает защиту боекомплекта от бронебойной пули Б-32 калибром 7,62 мм с расстояния не менее 620 м. Наведение качающейся части ПУ на цель в горизонтальной и вертикальной плоскостях производится силовыми следящими приводами с использованием лазерного дальномера и баллистического вычислителя. В зависимости от обстановки, огонь по целям может производиться одиночными и парными выстрелами из двух стволов. Управление пусками НУРС - автоматическое, темп схода НУРС - 0.5с. Длительность полного залпа при парных пусках - 6с, при одиночных пусках - 12с. Время готовности к открытию огня по видимой цели с момента остановки боевой машины - 90с. Экипаж машины 3 человека: командир, наводчик, механик-водитель.

Стрельба ведется неуправляемыми реактивными снарядами калибра 220мм двух типов. Снаряды предназначены для доставки термобарической смеси к цели, приведения её в действие и создания избыточного давления и теплового поля на площади цели. НУРС обеспечивают поражение целей на дальности до 6000 м. Снаряд МО.1.01.04 имеет длину 3300мм и вес 173кг. Снаряд МО.1.01.04М имеет длину 3700мм и вес 217кг. НУРС состоят из головной части термобарического или зажигательного действия, взрывателя и твердотопливного реактивного двигателя.

Система управления огнем включает оптический прицел, лазерный перископический дальномер 1Д14, датчик крена-дифферента ПБ2.329.04 (электрический, маятникового типа) и специализированный электронный цифровой вычислительный комплекс с датчиковой аппаратурой МО.1.01.01.03М2. С помощью лазерного дальномера расстояния до цели определяются с точностью до 10м. Эти данные автоматически вводятся в баллистический вычислитель, рассчитывающий необходимый угол возвышения пусковой установки. Угол крена и дифферента пакета направляющих фиксируется автоматически и учитывается вычислителем.

Вспомогательное вооружение БМ-1: пулемет РПКС-74 (боезапас 1440 патронов), автомат АКС-74 (боезапас 300 патронов), три противотанковых гранаты РПГ-26 и 10 ручных гранат Ф-1.

Силовой привод наведения пусковой установки в горизонтальной плоскости - электромеханический, в вертикальной плоскости - электрогидравлический. Для обеспечения точности стрельбы БМ-1 оснащена аутригерами (см.]]>фото]]>) и гидрофрикционными стопорами (ГФС). Управление аутригерами и ГФС - дистанционное, электрогидравлическое.

Командирский прибор ТКН-ЗА - комбинированный (дневной и ночной), электронно-оптический, бинокулярный, перископический.

Приборы наблюдения: ТНПО-160 - дневной, призменный, обогреваемый, со встроенным регулятором температуры (1шт.), ТНПА-65 - дневной, призменный, необогреваемый (3шт.), ТВНЕ-4Б - ночной, перископический, электронно-оптический, обогреваемый (1шт.), ТНПО-168В - дневной, однократный, обогреваемый, призменный с регулятором температуры (1шт.), ТНП-165А - дневной, призменный, необогреваемый (1шт.), ТНП-350Б - дневной, призменный, необогреваемый (1шт.). Прибор ориентирования - гироскопический курсоуказатель гирополукомпас ГПК-59.

Силовая установка - В-84МС максимальная мощность (п=2000об/мин) при работе на дизельном топливе 840л.с. Силовая передача - механическая. Основная система пуска воздушная, дополнительная - электрическая. Система электроснабжения - постоянного тока,однопроводная. Напряжение бортовой сети - 27 +1В, аккумуляторные батареи - стартерные, свинцово-кислотные 6СТЭН-140М (4 штуки) Общая емкость батарей - 280Ач.

Стартер-генераторная установка постоянного тока СГ-10-1С. Номинальная мощность генераторного режима 10кВт, номинальное напряжение - 26,5-28,5В. Номинальная мощность стартерного режима 19кВт, номинальное напряжение - 48В. Реле-регулятор Р-10ТМУ - бесконтактный с погоднонаправленной регулировкой.

Оборудование для самоокапывания - встроенное бульдозерное.

В качестве средства маскировки БМ-1 оснащается 4 пусковыми установками системы пуска дымовых гранат 902Г с дальностью стрельбы до 100м и термической дымовой аппаратурой, создающей дымовую непросматриваемую завесу длиной 250-400м.

Система защиты от оружия массового поражения - коллективная, обеспечивающая защиту экипажа от поражающих факторов ядерного взрыва и отравляющих веществ герметизацией обитаемого отделения. Датчик системы - прибор радиационной и химической разведки ГО-27, для создания избыточного давления и очистки воздуха, поступающего в обитаемое отделение от пыли, радиоактивных веществ используется фильтровентиляционная установка (ФВУ). Способ управления исполнительными устройствами - автоматический и полуавтоматический.

Средства связи - приемопередающая, ультракоротковолновая, с 10-ю заранее подготовленными частотами (ЗПЧ) Р-163-50У, Диапазон рабочих частот 30025 - 79975кГц. Радиус действия с однотипными радиостанциями в условиях средне-пересеченной местности -20км. Аппаратура внутренней связи и коммутации Р-174 на 4 абонентов для БМ-1 и на 3 для ТЗМ.

Противопожарная система - автоматическая, трехкратного действия. Аппаратура управления ЗЭЦ11-3 с автоматическим и поуавтоматическим управлением исполнительными устройствами.

]]>]]>

Транспортно-заряжающая машина ТЗМ-Т предназначена для транспортировки НУРС, заряжания и разряжания пусковой установки (см. ]]>фото]]>) . Представляет собой комплект погрузочно-разгрузочных устройств, размещенных на гусеничной базе. ТЗМ-Т представляет собой боевое транспортное средство и включает в себя основные составные части:

  • доработанное шасси танка типа Т-72А;
  • кран-манипулятор;
  • гидропривод крана-манипулятора;
  • съёмную бронезащиту боекомплекта;
  • оборудование для механизма заряжания;
  • специальное оборудование для укладки НУРС;
  • средства связи;
  • дневные и ночные приборы наблюдения;
  • систему защиты от оружия массового поражения;
  • противопожарное оборудование;
  • вооружение и боеприпасы;
  • табельное имущество и ЗИП.

Экипаж - 3 человека (командир, оператор,механик-водитель).

Вооружение: пулемёт РПКС-74 (боезапас 1440 патронов), два автомата АКС-74 (боезапас - 600 патронов), 5 Противотанковых гранат РПГ-26, 10 ручных гранат Ф-1.

Приборы наблюдения: ТНПО-160 дневной, призменный, обогреваемый со встроенным регулятором температуры (4шт.), ТВНЕ-4Б ночной, перископический, электронно-оптический, обогреваемый (1шт.), ТНПО-168В дневной, однократный, обогреваемый, призменный с регулятором температуры (1шт.), ТНПА-65 дневной, призменный,необогреваемый (2шт.) Прибор ориентирования - гироскопический курсоуказатель гирополукомпас ГПК-59.

]]>]]>

Средства связи - приемопередающая, ультракоротковолновая, с 10-ю заранее подготовленными частотами (ЗПЧ) Р-163-50У, Диапазон рабочих частот 30025 - 79975кГц. Радиус действия с однотипными радиостанциями в условиях средне-пересеченной местности -20км. Аппаратура внутренней связи и коммутации Р-174 на 4 абонентов для БМ-1 и на 3 для ТЗМ.

Специальное оборудование - гидравлическая двухрежимная крановая установка грузоподъемностью 1000кг. Управление краном - дистанционное, электрогидравлическое. Время заряжания ТЗМ - 24мин.Защита боекомплекта - броневая, съёмная.

Силовая установка, системы электроснабжения, пожаротушения и защиты от оружия массового поражения транспортно-заряжающей машины ТЗМ-Т аналогичны БМ-1.

В качестве средства маскировки ТЗМ-Т оснащается термической дымовой аппаратурой, создающей дымовую непросматриваемую завесу длиной 250-400м.

Оборудование для самоокапывания - встроенное бульдозерное.

Комплект поставки системы ТОС-1А:

  • Боевая машина БМ-1 (изд.634Б) - 1шт,
  • Комплект ЗИП одиночный БМ-1 (634Б ЗИ-0)-1шт,
  • Комплект ЗИП групповой БМ-1 (634Б ЗИ-1) - 1шт. на 5 ед.,
  • Транспортно-заряжающая машина ТЗМ-Т (изд.563) - 2шт.,
  • Комплект ЗИП одиночный ТЗМ-Т (563 ЗИ-0) - 1шт.

Количество комплектов неуправляемых реактивных снарядов (МО.101.04, МО.1.01.04М) - по заявке заказчика.

rbase.new-factoria.ru

Как работает огнеметная система «Солнцепек»

Эта тяжелая огнеметная система состоит на вооружении войск радиационной, химической и биологической защиты Российской Армии с апреля 2001 года. Специализация ТОС-1А «Солнцепек» — поражение живой силы противника, открытых и закрытых огневых позиций в различных видах наступательного и оборонительного боя, вывод из строя бронированной техники.

Наибольший эффект от ее неуправляемых реактивных снарядов в термобарическом снаряжении достигается в горных условиях: из-за взаимного наложения воздушных ударных волн и их многократного отражения от окружающих скал, разрушения грунта и каменных завалов. Боеприпас создает облако взрывоопасной смеси и затем подрывает его, заставляя весь кислород в облаке вступать в эту реакцию. После мгновенной детонации давление резко поднимается, а потом падает ниже атмосферного примерно на 160 мм ртутного столба. Таким образом даже если противнику удалось выжить после взрыва, то перепад давления приводит к его гарантированной смерти от разрыва внутренних органов. Высокая точность залповой стрельбы огнеметной системы обеспечивается прямым прицеливанием пусковой установки и автоматизированным наведением на цель, которая может находиться на расстоянии до 6 км.

Скажите, как его зовут?

ТОС-1А «Солнцепек» — это модификация ТОС-1 «Буратино», тяжелой огнеметной системы залпового огня на базе танка Т-72. ТОС-1 разрабатывалась в период с 1971 по 1979 годы. Первые опытные образцы на шасси Т-72 были изготовлены в ОАО «Конструкторское бюро транспортного машиностроения» в Омске. Комплекс включал в себя боевую машину (БМ) — пусковую установку с пакетом из 30 направляющих на шасси танка Т-72 и транспортно-заряжающую машину (ТЗМ) на шасси КрАЗ-255Б. В 1980 году машина успешно прошла государственные испытания и была рекомендована для принятия на вооружение Советской Армией.

Система «Буратино» предназначалась для вывода из строя легкобронированной и автомобильной техники, поджога и разрушения сооружений и зданий, уничтожения живой силы противника осколками и ударной волной, создаваемыми при массированном применении неуправляемых реактивных снарядов в термобарическом и дымозажигательном снаряжении.

Значительная масса пакета направляющих труб со снарядами потребовала наличия шасси высокой грузоподъемности, а небольшая дальность стрельбы (от 400 до 4500 метров) — определенного уровня защиты всей боевой машины, что утяжелило ее до 46 тонн. Пакет из 30 направляющих для неуправляемых реактивных снарядов (НУРС) монтировался на поворотной платформе пусковой установки. Все действия по наведению установки на цель экипаж производил, не выходя из машины — с помощью прицела и электроприводов. Траектория полета снарядов к цели требовала точного учета условий стрельбы и создания специальной системы управления огнем, которая состояла из оптического прицела, лазерного дальномера, датчика крена и электронного баллистического вычислителя.

От «Буратино» к «Солнцепеку»

В 2001 году система «Буратино» была модернизирована и получила название ТОС-1А «Солнцепек». Отличительными особенностями новинки стали: уменьшенное до 24 количество снарядов, увеличенная до 6 километров дальность стрельбы, замененное шасси КрАЗа на модернизированную гусеничную базу танка Т-72А.

В состав системы ТОС-1А «Солнцепек» входят:

— боевая машина БМ-1 («Объект 634Б») с пусковой установкой на шасси Т-72А; — транспортно-заряжающая машина ТЗМ-Т («Объект 563») на шасси Т-72А; — НУРС МО.1.01.04 или МО.1.01.04М калибра 220 мм.

Огонь, батарея!

Машина БМ-1 представляет собой реактивную систему залпового огня. Она оснащена дизельной силовой установкой В-84МС мощностью 840 л.с. при 2000 об./мин. на шасси Т-72А, поворотной платформой с качающейся частью, в состав которой входит пакет из 24 трубчатых направляющих для реактивных снарядов, электроприводами и системой управления огнем. Пакет направляющих смонтирован в бронированной качающейся части, которая обеспечивает защиту боекомплекта от бронебойной пули Б-32 калибром 7,62 мм с расстояния не менее 620 метров. Наведение качающейся части пусковой установки на цель в горизонтальной и вертикальной плоскостях производится электрогидравлическими приводами с использованием лазерного дальномера и баллистического вычислителя.

Vitaly V. Kuzmin БМ-1.

В зависимости от обстановки, огонь по целям может производиться одиночными и парными выстрелами из двух стволов. Управление пусками НУРС автоматическое, длительность полного залпа при парных пусках — 6 секунд, при одиночных — 12 секунд, а время готовности к открытию огня по видимой цели с момента остановки боевой машины — 90 секунд. Экипаж машины состоит из трех человек: водителя-механика, наводчика и командира.

Стрельба ведется неуправляемыми реактивными снарядами калибра 220 мм. Снаряды предназначены для доставки термобарической смеси, приведения ее в действие и создания избыточного давления и теплового поля на площади цели. Снаряд МО.1.01.04 имеет длину 3300 мм и вес 173 кг, а МО.1.01.04М немного длиннее и тяжелее — 3700 мм и 217 кг соответственно. НУРС состоят из головной части термобарического или зажигательного действия, взрывателя и твердотопливного реактивного двигателя.

Система управления огнем включает в себя оптический прицел, лазерный перископический дальномер 1Д14, датчик крена-дифферента ПБ2.329.04 (электрический, маятникового типа) и специализированный электронный цифровой вычислительный комплекс МО.1.01.01.03М2. С помощью лазерного дальномера расстояние до цели определяется с точностью до 10 метров. Эти данные автоматически вводятся в баллистический вычислитель, рассчитывающий необходимый угол возвышения пусковой установки. Угол крена и дифферента фиксируется автоматически и учитывается вычислителем.

Вспомогательное вооружение БМ-1: пулемет РПКС-74 (боезапас 1440 патронов), автомат АКС-74 (боезапас 300 патронов), три противотанковых гранаты РПГ-26 и десять ручных гранат Ф-1.

Силовой привод наведения пусковой установки в горизонтальной плоскости — электромеханический, в вертикальной плоскости — электрогидравлический. Для обеспечения точности стрельбы БМ-1 оснащена аутригерами и гидрофрикционными стопорами с дистанционным электрогидравлическим управлением. Командирский прибор ТКН-ЗА — комбинированный (дневной и ночной) электронно-оптический, бинокулярный, перископический. Остальные приборы наблюдения — как призменные, так и телескопические, а прибор ориентирования — гироскопический курсоуказатель гирополукомпас ГПК-59.

БМ-1 оснащена встроенным бульдозерным оборудованием для самоокапывания, четырьмя установками системы пуска дымовых гранат 902 Г с дальностью стрельбы до 100 метров и термической дымовой аппаратурой, создающей непросматриваемую завесу протяженностью до 400 метров. Система защиты от оружия массового поражения обеспечивает защиту экипажа от отравляющих веществ герметизацией кабины. Фильтровентиляционная установка с прибором радиационной и химической разведки ГО-27 очищают воздух, поступающий в отсек экипажа, от пыли и радиоактивных веществ. Средний радиус действия связи с однотипными радиостанциями — около 20 км. Противопожарная система — автоматическая, трехкратного действия.

Встать на зарядку

Транспортно-заряжающая машина ТЗМ-Т предназначена для транспортировки НУРС, заряжания и разряжания пусковой установки. Vitaly V. Kuzmin ТЗМ-Т. ТЗМ-Т представляет собой комплект погрузочно-разгрузочных устройств, размещенных на гусеничной базе. Экипаж машины также состоит из трех человек: водителя-механика, оператора и командира. Они вооружены пулеметом РПКС-74 (боезапас 1440 патронов), двумя автоматами АКС-74 (боезапас 600 патронов), пятью противотанковыми гранатами РПГ-26 и десятью ручными гранатами Ф-1. Грузоподъемность гидравлической двухрежимной крановой установки — 1000 кг. Время зарядки установки дистанционно управляемым электрогидравлическим краном — 24 минуты. Защита боекомплекта — броневая, съемная. Силовая установка, системы электроснабжения, пожаротушения и защиты от оружия массового поражения транспортно-заряжающей машины ТЗМ-Т аналогичны БМ-1.

Солнечный удар

Сегодня ТОС-1А состоят на вооружении 1-й мобильной бригады Войск радиационной, химической и биологической защиты (не менее четырех единиц БМ-1 и одна единица ТЗМ-Т), 28-й отдельной бригады РХБЗ в городе Камышин Волгоградской области (не менее двух единиц БМ-1 и одна единица ТЗМ-Т), а также 70-го отдельного огнеметного батальона в поселке Раздольное Приморского края (не менее двух единиц БМ-1).

В период с декабря 1988 года по февраль 1989 года два комплекса ТОС-1 «Буратино» принимали участие в боевых действиях в Чарикарской долине и на Южном Саланге (Афганистан) в ходе операции «Тайфун». Тактика применения заключалась во внезапном огневом поражении противника, быстром выводе боевых машин из-под возможного ответного обстрела и уходе в пункты постоянной дислокации советских войск. Эффект от применения термобарических боеприпасов в горах превзошел все ожидания. Во время боя за село Комсомольское (Чеченская республика) в 2000 году ТОС-1 вели огонь по позициям боевиков.

ТОС-1А «Солнцепек» поставляется на экспорт в Азербайджан (6 единиц БМ-1 на шасси Т-90 поставлены в 2013 году и еще 6 единиц будут поставлены в 2014 году), Казахстан (3 единицы БМ-1 поставлены в 2011 году) и Ирак (несколько единиц будут поставлены до конца 2014 года).

Тактико-технические характеристики

ТОС-1А «Солнцепек»

Калибр, мм: 220 Количество направляющих труб, шт: 24 Дальность стрельбы, м: — минимальная: 400 — максимальная: 6000 Площадь поражения при стрельбе на максимальную дальность, кв.м.: 40000

Боевая машина БМ-1

Масса БМ-1 в боевом снаряжении, т: 44,3 Основные размеры, мм: — длина по задним аутригерам: 7240 — ширина по съемным щиткам: 3580 — высота по деталям на крыше качающейся части: 3073 — Клиренс по основному днищу: 470 Скорость движения по шоссе, км/ч: 60 Запас хода, км: 550 Преодолеваемые препятствия: — максимальный угол подъема, град.: 30 — максимальный угол крена, град.: 25 — ширина рва, м: 2,6 — высота стенки, м: 0,85 — глубина брода, м: 1,2

Транспортно-заряжающая машина ТЗМ-Т

Масса ТЗМ-Т с комплектом НУРС, т: 39 Основные размеры, мм: — длина: 7000 — ширина по съемным щиткам: 3580 — высота: 3050 — Клиренс по основному днищу: 477 Количество возимых для БМ-1 боеприпасов, шт: 24 Возимый запас топлива для БМ-1, л.: 400

www.popmech.ru