Ленд-лиз для ВМФ СССР. Тральщики ссср


СССР — Всё о Второй мировой

Тральщик типа «Ударник»

Тральщики «Клюз» (ТЩ №54/ТЩ №56) и «Ударник» (ТЩ №53/ТЩ №57) были построены на Путиловском заводе г. Петрограда и приняты в строй в 1917 г. В 1937 г. корабли были перевооружены. «Клюз» погиб в 1941 г., а «Ударник» — в 1942 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 190 т., полное – 210 т.; длина – 43,7 м, ширина – 6,1 м; осадка – 2,5 м; скорость – 12 узл.; энергетические установки – 2 паровых машины и 2 паровых котла; мощность – 350 л.с.; запас топлива – 18 т. нефти; дальность плавания – 1,1 тыс. миль; экипаж – 37 человек. Вооружение: 1х1 – 76-мм орудие; 1х1 – 47-мм зенитное орудие; 2х1 – 7,62-мм пулемета; 36 мин.

Тральщик «Т-891» (Патрон)

Тральщик «Т-890» (Пламя)

Тральщики «Патрон» и «Пламя» были построены на британской верфи «Smiths Dock» по заказу России и приняты в строй в 1914 г. «Патрон» погиб в 1941г, а «Пламя» разоружен в 1947 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 500 т., полное – 613т.; длина – 44,4 м, ширина – 7,5 м; осадка – 4, м; скорость – 12 узл.; энергетические установки – паровая машина и паровой котел; мощность – 600 л.с.; запас топлива – 100 т. угля; ;дальность плавания – 3 тыс. миль; экипаж – 44 человека. Вооружение: 1х1 – 76-мм орудие; 1х1 – 37-мм зенитное орудие; 2х1 – 7,62-мм пулемета; 45 мин.

Тральщик «Т-204» (Фугас)

Тральщик «Т-401» (Трал)

Серия тральщиков проекта №3 состояла из 8 единиц («Заряд», «Буй», «Патрон», «Фугас», «Трал», «Минреп», «Груз», «Щит»), построенная на заводах №190 и №201 и принятая в строй в 1936-1938 гг. Тральщики «Трал» и «Щит» были списаны в 1955 и 1956 г. Остальные корабли погибли в 1941-1943 гг. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 428 т., полное – 445 т.; длина – 62 м, ширина – 7,2 м; осадка – 2 м; скорость – 18,5 узл.; энергетические установки – 2 дизельных двигателя; мощность – 2,9 тыс. л.с.; запас топлива – 62 т. соляра; ;дальность плавания – 2,9 тыс. миль; экипаж – 42 человека. Вооружение: 1х1 – 100-мм орудие; 1х1 – 45-мм зенитное орудие; 2х1 – 12,7-мм пулемета; 20 глубинных бомб; 31 мина.

Тральщик «Т-1» (Стрела)

Тральщик «Т-3» (Подсекатель)

Тральщик «Т-405» (Взрыватель)

Тральщик «Т-411» (Защитник)

Серия тральщиков проекта №53 состояла из 10 единиц (Стрела», «Трос», «Подсекатель», «Проводник», «Веха», «Чека», «Взрыватель», «Искатель», «Мина», «Защитник») построенная на заводах №190 и №201 и принятая в строй в 1938 г. Тральщики «Взрыватель» и «Защитник» погибли в 1942 и 1943 г. Остальные корабли были списаны в 1950-1956 гг. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 410 т., полное – 503 т.; длина – 62 м, ширина – 7,2 м; осадка – 2,3 м; скорость – 17,8 узл.; энергетические установки – 2 дизельных двигателя; мощность – 2,5 тыс. л.с.; запас топлива – 60 т. соляра; ;дальность плавания – 3,4 тыс. миль; экипаж – 70 человек. Вооружение: 1х1 – 100-мм орудия; 1х1 – 45-мм и 1х20-мм зенитное орудие; 4х1 – 12,7-мм пулемета; 20 глубинных бомб; 28 мин.

Тральщик «Т-205» (Гафель)

Тральщик «Т-207» (Шпиль)

Серия тральщиков проекта №53-У состояла из 15 единиц («Гафель», «Верп», «Шпиль», «Шкив», «Кнехт», «Гак», «Рым», «Штаг», «Крамол», «Бугель», «T-215», «T-216», «Контр-адмирал Юрковский», «T-218», «Контр-адмирал Хорошхин») построенная на заводах №363 и №370 и принятая в строй в 1939-1944 гг. Тральщики «Верп», «Шкив», «Кнехт», «Штаг», «Крамол», «Бугель» и «T-216» погибли в 1941 г. Остальные корабли были списаны в 1955-1961 гг. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 417 т., полное – 480 т.; длина – 62 м, ширина – 7,4 м; осадка – 2,2 м; скорость – 18,2 узл.; энергетические установки – 2 дизельных двигателя; мощность – 2,9 тыс. л.с.; запас топлива – 62 т. соляра; ;дальность плавания – 2,8 тыс. миль; экипаж – 70 человек. Вооружение: 1х1 – 100-мм орудие; 1х1 – 45-мм и 1х20-мм зенитное орудие; 4х1 – 12,7-мм пулемета; 31 мин.

Тральщик проекта № 58

Серия тральщиков проекта №58 состояла из 7 единиц («Параван», «Капсюль», «Якорь», «Гарпун», «Взрыв», «T-412», «T-413») построенная на верфях №201 и принятая в строй в 1938-1941 гг. Тральщики «Взрыв» и «T-413» погибли в период войны. Остальные корабли были списаны в 1950-1956 гг. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 406 т., полное – 459 т.; длина – 62 м, ширина – 7,4 м; осадка – 2,2 м; скорость – 18,5 узл.; энергетические установки – 2 дизельных двигателя; мощность – 2,8 тыс. л.с.; запас топлива – 62 т. соляра; дальность плавания – 3,3 тыс. миль; экипаж – 47 человек. Вооружение: 1х1 – 100-мм орудие; 1х1 – 45-мм орудие; 4х1 – 12,7-мм пулемета; 2 бомбосбрасывателя; 28 мин; 20 глубинных бомб.

Тральщик «Т-250» (Владимир Полухин)

Из серии морских тральщиков проекта №59 в период войны было построено два корабля «Владимир Полухин» и «Василий Громов», введенные в строй в 1942 и 1943 гг. Корабли были построены на заводах №363 и №370. Списаны в 1956-1957 гг. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 690 т., полное – 879 т.; длина – 79 м, ширина – 8,1 м; осадка – 2,5 м; скорость – 22,4 узл.; энергетические установки – 2 паротурбинные установки и 2 паровых котла; мощность – 8 тыс. л.с.; запас топлива – 190 т. нефти; дальность плавания – 2 тыс. миль; экипаж – 125 человек. Вооружение: 2х1 – 100-мм орудия; 1х1 – 45-мм орудие; 3х1 – 37-мм и 2х1 – 20-мм зенитных автомата; 4х1 – 12,7-мм пулемета; бомбосбрасыватель; 20 мин; 20 глубинных бомб.

Тральщики серии М-1

Тральщик «Т-363»

В состав первой серии «М-1» тральщиков проекта № 253-Л входило 34 единицы («Т-351» — «Т-364», «Т-370» – «Т-389») построенные на Ленинградских заводах №189, №190, №370 и принятых в строй в 1943-1944 гг. В период войны 6 кораблей погибло, остальные были списаны в 1953-1957 гг. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 113 т., полное – 127 т.; длина – 38 м, ширина – 5,7 м; осадка – 1,4 м; скорость – 14 узл.; энергетические установки – 3 дизельных двигателя; мощность – 690 л.с.; запас топлива – 10 т. соляра; дальность плавания – 2,5 тыс. миль; экипаж – 21 человек. Вооружение: 2х1 – 45-мм орудия; 2х1 – 12,7-мм пулемета; 2 бомбосбрасывателя; 12 мин.

Тральщик «Т-471»

В состав первой серии «М-2» тральщиков проекта № 253-Л входило 58 единицы, построенные на Ленинградских заводах №189, №190, №370 и принятых в строй в 1945 г. Корабли были списаны в 1950-1956 гг. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 128 т., полное – 143 т.; длина – 38 м, ширина – 5,7 м; осадка – 1,4 м; скорость – 12,5 узл.; энергетические установки – 3 дизельных двигателя; мощность – 480 л.с.; запас топлива – 12 т. соляра; дальность плавания – 3,1 тыс. миль; экипаж – 21 человек. Вооружение: 2х1 – 45-мм орудия; 2х2 – 12,7-мм пулемета; 2 бомбосбрасывателя; 12 мин.

Тральщик «Т-879» (Ролик)

Тральщик «Т-888» (Кит)

Тральщик «Т-883» (Двина)

Тральщик «Т-899» (Колгуевец)

Серия тральщиков типа «РТ» состояла из 28 близких по ТТХ и архитектуре кораблей переоборудованных из рыболовных траулеров. Корабли были построены в 1928-1939 гг. и мобилизованы в состав Северного или Балтийского флота в 1941 г. В период войны 7 кораблей погибло, остальные после войны были разоружены. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 1 – 1,5 тыс. т.; длина – 48 — 57 м, ширина – 9 м; осадка – 4,5 – 5 м; скорость – 9 — 12 узл.; энергетические установки – паровая машина и паровой двигатель; мощность – 650 – 700 л.с.; дальность плавания – 4 – 6 тыс. миль; экипаж – 43 – 54 человека. Вооружение: 2х1 – 76–мм или 2х1 – 45-мм орудия и 1х1- 37-мм орудие; 2х1 – 20-мм зенитных автомата или 2-3х1 –7,62-мм пулемета; 2 бомбомета.

Тральщик «Т-11» (Пластун)

Тральщик «Т-12» (Ара)

Тральщик «Т-13» (Гагара)

Тральщик «Т-14» (Баклан)

Серия рыболовных траулеров треста «Главдальвостокрыбпром» состоявшая из 6 судов («Пластун», «Ара», «Гагара», «Баклан», «Сокол», «Терек»), построенных в 1929 – 1933 гг. была мобилизована в 1933-1938 гг. и в 1935-1939 гг. перестроена в тральщики с обозначением №11 — №17. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 1.1 – 1,3 тыс. т.; длина – 50 — 54 м, ширина – 8 — 9 м; осадка – 4 – 5 м; скорость – 8,5 — 10 узл.; энергетические установки – паровая машина и паровой котел; мощность – 650 — 770 л.с.; дальность плавания –2 — 3,8 тыс. миль; экипаж – 50 — 60 человек. Вооружение: 1х1 – 102-мм или 76-мм орудие и/или 2х1- 45-мм орудия; 3-5х1 – 7,62-мм пулемета; 40-70 мин.

Тральщик «Т-486» (Советская Россия)

Тральщик «Т-492» (Белобережье)

Тральщик «Т-495» (Егурча)

Серия тральщиков типа «Советская Россия» состояла из 13 единиц бывших грузовых шаланд и грузовых шхун: «Советская Россия», «Кизилташ», «Хаджибей», «Конка», «Сиваш», «Валерий Чкалов», «Хоста», «Белобережье», «Сары-Камыши», «Егурча», «Маныч». Они были построены в 1880 –1922 гг. и мобилизованы в 1941 г. В период войны погибло 5 кораблей, остальные были разоружены в 1944 — 1946 гг. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 0,3 – 1,4 т.; длина – 43 – 74 м, ширина – 8 – 10 м; осадка – 2,4 — 3,8 м; скорость – 6 — 8 узл.; энергетические установки – 1-2 паровых машины; мощность – 230 – 700 л.с.; дальность плавания 0.5 – 1,7 тыс. миль; экипаж – 40 — 44 человека. Вооружение: 3-4х1 – 45-мм орудия; 1х2 — 20-мм зенитных автомата; 2х1 – 12,7–мм пулемета; 50 мин.

Тральщик «Джалита»

Корабль был построен в 1916-1925 г. в качестве посыльного судна. В 1927 г. перестроен в тральщик. В 1929 и 1933 гг. прошел капитальный ремонт. Погиб корабль в 1943 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 400 т.; длина – 40,5 м, ширина – 6,2 м; осадка – 2,9 м; скорость – 7 узл.; энергетические установки – паровая машина и паровой котел; мощность – 300 л.с.; дальность плавания 300 миль; экипаж – 40 человек. Вооружение: 1х1 — 45-мм орудие; 6 мин.

Тральщик «Доротея»

Каботажный пароход был построен в 1898 г. В 1924 г. переоборудован в тральщик. Прошел капитальный ремонт в 1925 и 1930 — 1932 гг. В 1944 г. переклассифицирован в самоходную плавбазу, а в 1945 г. — в опытовое судно. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 500 т.; длина – 46,2 м, ширина – 6,5 м; осадка – 4 м; скорость – 8 узл.; энергетические установки – паровая машина и паровой котел; мощность – 400 л.с.; дальность плавания — 550 миль; экипаж – 40 человек. Вооружение: 2х1 — 45-мм орудия; 6 мин.

Тральщик Т-504 «Работник»

Серия тральщиков типа «Пионер» состояла из 8 переоборудованных грузовых теплоходов Азовского пароходства: «Пионер», «Земляк», «Батрак (Работница/Тракторист), «Работник», «Местком», «Делегат», «Райкомвод», «Судком». Корабли были построены в 1929 – 1930 гг. и мобилизованы в 1941 г. В период войны 3 корабля погибло, остальные были разоружены в 1944 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 2 — т.; длина – 74 м, ширина – 10 м; осадка – 3 м; скорость – 10 узл.; энергетические установки – 2 дизельных двигателя; мощность – 750 л.с.; дальность плавания 3.5 – 3,9 тыс. миль; экипаж – 50 человек. Вооружение: 2х1 — 76-мм и 1-2х1 – 45-мм орудия; 1х2 — 20-мм зенитный автомат; 2х1 – 7,62 –мм пулемета; 120 мин.

Тральщик «Т-503» (Байкал)

Тральщик «Т-487» (Очаковский канал)

Серия тральщиков типа «Хенкин» состояла из 5 единиц бывших буксирных пароходов, мобилизованных в 1941 г. («Байкал», «Геленджик», «Каховка», «Очаковский канал», «Хенкин») построенных в 1890 – 1935 гг. Все они погибли в 1941-1943 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 200 — 345 т.; длина – 31 — 35 м, ширина – 6 — 6,7 м; осадка – 3,5 – 3,7 м; скорость – 8 — 12 узл.; энергетические установки – паровая машина; мощность – 350 – 450 л.с.; дальность плавания 1,0 — 1,5 тыс. миль. Вооружение: 1х1 – 45-мм орудие; 2х1 – 7,62–мм пулемета.

Тральщик «Т-514» (Ост)

Тральщики «Норд» и «Ост» были построены, как пассажирские теплоходы в 1931-1932 гг. и были мобилизованы в 1941 г. Тральщик «Ост» погиб в 1943 г., а «Норд» разоружен в 1946 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 285 т.; длина – 37,6 м, ширина – 6,6 м; осадка – 2,9 м; скорость – 8 — 12 узл.; энергетические установки – дизельный двигатель; мощность – 375 л.с.; дальность плавания 1 тыс. миль. Вооружение: 2х1 – 45-мм орудия; 2х1 – 12,7–мм пулемета.

Тральщик «№39» (Петрозаводск)

Тральщик «КЛ-41» (Видлица)

Тральщик «МБ-14» (Одесса)

Серия тральщиков типа «Москва» состояла из 35 единиц («Аунус», «Балмашев», «Барометр», «Белуга», «Боевой», «Вал», «Волнорез», «Зарница», «Заряд», «Желябов», «Емельян Пугачев», «Инженер», «Краб», «Ляпидевский», «Лайне», «Москва», «Олонка», «Озерной», «Осетр», «Мороз», «Молотов», «Моряк №1», «Норек», «Петрозаводск», «Пярну», «Сиговец», «Сом», «Север», «Степан Разин», «Радуга», «Тосмар», «Тюлень», «Шуя») бывших буксирных пароходов, ледокольных буксиров, посыльных и гидрографических судов, близких по ТТХ и мобилизованных в 1941 г.

Корабли были построены в 1870 — 1938 гг. В период войны погибло 11 кораблей, остальные были разоружены в 1944 — 1945 гг. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 140 — 488 т.; длина – 22 — 47 м, ширина – 4,8 — 11 м; осадка – 1,6 — 4 м; скорость – 8 — 12 узл.; энергетические установки – 1-2 паровые машины и 2 паровых котла; мощность – 200 — 750 л.с.; дальность плавания 0,2 – 1,3 тыс. миль; экипаж – 30 — 38 человек. Вооружение: 1-2х1 – 45-мм или 1х1 – 75-мм орудия; 2х1 – 7,62–мм или 12,7-мм пулемета.

Корпус тральщика «Ижорец №8»

Тральщик «Ижорец №47»

Тральщик «Ижорец №53»

Тральщик «Ижорец №84»

Тральщик «Ижорец № 129»

Серия тральщиков типа «Ижорец» состояла из 37 единиц («№35», «№37», «№41», «№42», «№43», «№44», «№45», «№46», «№47», «№48», «№59», «№63», «№65», «№80», «№81», «Т-81», «№82», «Т-82», «№83», «№84», «№85», «№86», «№87», «№88», «№89», «№93», «№94», «№103», «№104», «№121», «№124», «№125», «№126», «№127», «№128», «№129», «№175», «№176», «№179», «УК-4») бывших буксирных пароходов мобилизованных в 1941 г. Корабли были построены в 1935 — 1939 гг. В период войны погибло 16 кораблей, остальные были разоружены в 1944-1945 гг. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 140 -150 т.; длина – 23 – 35 м, ширина – 5,5 – 6 м; осадка – 2 – 2,3 м; скорость – 8 — 9 узл.; энергетические установки – паровая машина и паровой котел; мощность – 200 — л.с.; запас топлива – 20 т. угля; дальность плавания 0,6 тыс. миль; экипаж – 30 человек. Вооружение: 1х1 – 45-мм орудие; 2х1 – 7,62–мм пулемета; 6 глубинных бомб.

Тральщик «№75» (Орджоникидзе)

Тральщик «№72» (Дзержинский)

В 1941 г. 4 буксирных парохода Беломорско-Онежского пароходства («Дзержинский», «Менжинский», «Сергей Киров», «Орджоникидзе»), построенных в 1934 г. были переоборудованы в тральщики «№72, №73, №74 и №75 соответственно. Корабли №73 и №74 погибли в 1941 г, остальные разоружены в 1944 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 460 — 470 т.; длина – 38 м, ширина – 7,6 м; осадка – 2,3 – 2,6 м; скорость – 8 — 9 узл.; энергетические установки – паровая машина и паровой котел; мощность – 450 л.с.; дальность плавания 0,6 — 1,3 тыс. миль; экипаж – 48 человек. Вооружение: 1-2х1 – 45-мм; орудия 2х1 – 7,62–мм или 1х1 – 12,7-мм пулемета.

Тральщик типа «Могучий»

В 1942 г. 5 речных колесных буксирных пароходов Северного речного пароходства («Оборона», «Плеханов», «Лименда», «Нацфлот», «Могучий») было преобразовано в тральщики Беломорской флотилии под обозначением РТЩ №429, РТЩ №430, РТЩ №431, РТЩ №432 и РТЩ №433 соответственно. Корабли были построены в 1931 г. Тральщики разоружены в 1944 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 200 т.; длина – 38 м, ширина – 6 м; осадка – 0,8 м; скорость – 6 — 7 узл.; энергетические установки – паровая машина и паровой котел; мощность – 450 л.с.; дальность плавания — 0,6 тыс. миль; экипаж – 26 человек. Вооружение: 2х1 – 45-мм орудия; 2х1 – 7,62–мм пулемета.

Тральщик «РТЩ-56» (Журавлев)

Серия тральщиков типа «Ленинград» состояла из 15 единиц бывших речных колесных буксирных пароходов: «Бабушкин», «Байдуков», «Беляков», «Данилин», «Журавлев», «Кузнецк», «Ленинград», «Мазурук», «Папанин», «Сталинград», «Фрунзе», «Харьков», «Черненко», «Чкалов», «Юмашев». Они были построены в 1932-1938 гг. и мобилизованы в 1935-1941 г. Корабли были разоружены в 1943 — 1945 гг. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 195 — 290 т.; длина – 47 — 49 м, ширина –13 — 15 м; осадка – 1 — 1,5 м; скорость – 7 — 8 узл.; энергетические установки – паровая машина и паровой котел; мощность – 200 — 300 л.с.; дальность плавания — 0,9 тыс. миль; экипаж – 47 человек. Вооружение: 1х1 – 45-мм оружие; 2х1 – 7,62–мм пулемета, 40 — 50 мин.

Тральщик «№15» (Патрокл)

Тральщик «№15» (Патрокл)

Серия тральщиков типа «Босфор» состояла из 15 единиц бывших буксирных пароходов:. «Патрокл», «Т-18», «Т-19», «Диомид», «Т-22», «Т-23», «Т-24», «Беляков», «Чкалов», «Туча», «Гроза», «Полярник», «Ударник», «Щорс», «Чапаев». Они были построены в 1921-1938 гг. и мобилизованы в 1932-1941 г. Корабли были разоружены в 1994 — 1945 гг. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 180 — 480 т.; длина – 29 – 41 м, ширина – 5,4 — 7,6 м; осадка – 2,6 — 4,6 м; скорость – 8 — 9 узл.; энергетические установки – паровая машина и паровой котел; мощность – 400 — 750 л.с.; дальность плавания — 0,4 – 2 тыс. миль; экипаж – 37 — 50 человек. Вооружение: 1х1 – 75-мм или 2х1 – 45-мм орудия; 4х1 – 7,62–мм зенитных пулемета; 6 мин.

wwii.space

Тральщики проекта 254 — Википедия Переиздание // WIKI 2

Морские тральщики проекта 254 типа Т-43T43 class minesweeper Project 254Морской тральщик «Дзик» в составе ВМС ПольшиПроектСтранаИзготовителиОператорыГоды постройкиВ строюОсновные характеристикиВодоизмещениеДлинаШиринаОсадкаБронированиеДвигателиМощностьДвижительСкорость ходаДальность плаванияАвтономность плаванияЭкипажВооружениеРадиолокационное вооружениеАртиллерияРакетное вооружениеПротиволодочное вооружениеМинно-торпедное вооружение Изображения на Викискладе
  • Западное ПКБ (оно же ЦКБ-363)
1948
выведен из состава флота
500 т (стандартное)569 т (полное)
58 м (54 м по КВЛ)
8,5 м (8,4 м по КВЛ)
2,1 м
гомогенное из судостроительной стали Ст.4с (8 мм на рубке)
2 дизеля типа 9Д или 9Д-8, 3 дизель-генератора
2000 или 2200 л.с.
2 вала и 2 гребных винта
14 узлов (максимальная)10 узлов (экономическая)
3800 миль (при скорости 10 узлов)
7 суток
65 человек (7 офицеров)
ГАС «Тамир-10»РЛС общего обнаружения «Риф»РЛС госопознавания «Факел-МО/МЗ» или «Нихром» (Square Head, High Pole A)
2 x 2 37-мм В-112 x 2 12,7-мм пулемёты 2М-1
размагничивающее устройство
2 x бомбомёты БМБ-1, 10 глубинных бомб ББ-1, 2 бомбосбрасывателя
10 мин КБ-3 или 16 мин образца 1908/1939 гг.контактный морской трал МТ-1/МТ-1П, 2 x неконтактный акустический трал БАТ-2соленоидный электро-магнитный трал ТЭМ-52цепной охранитель ЦОК-1-40

Тральщики проекта 254 — морские тральщики, состоявшие на службе в ВМФ СССР и военно-морских силах различных стран. Всего было построено 295 тральщиков данного вида.

Проекты по обновлению тральщиков

В ходе Великой Отечественной войны в ВМФ СССР из тральщиков уцелели только корабли проектов 3, 53, 53-У и 58, которые считались безнадёжно устаревшими по тем временам. Также в Красном флоте были рейдовые тральщики проекта 253-Л и катерные тральщики с неконтактными тралами. Вследствие недостаточно большой эффективности в 1946 году в СССР начались работы по созданию новых тральщиков всех классов, и предпочтительным вариантом считался вариант тральщика, эффективного в борьбе с неконтактными минами. Задачами для морских тральщиков нового поколения считались определение границ минных заграждений и их уничтожение, разведывательное и контрольное траление, прокладка фарватеров в минных полях, проводка за тралами кораблей и судов, а также участие в постановке минных заграждений.

Первым послевоенным морским тральщиком стал корабль проекта 254, изначально проектировавшийся как базовый тральщик. Разработка судна велась с 1943 года в трёх ЦКБ под номерами 51, 17 и 50. Только в 1946 году ТТЗ на его проектирование получило ЦКБ-363, главным конструктором был назначен Г. М. Вераксо, главным наблюдающим от ВМФ стал капитан 1 ранга В. С. Авдеев. В том же году и был завершён проект, который предусматривал поточно-позиционный метод сборки корпуса из насыщенных секций и блоков с применением сварки. Это был первый корабль отечественного ВМФ, выполненный полностью сварным.

Описание корабля

Общий вид и структура

Основным материалом корпуса была судостроительная сталь марки Ст.4с; также применялась для накладных листов под компасы маломагнитная сталь марки ЭИ-269. Ходовая рубка выполнялась из гомогенной брони толщиной 8 мм. На всём протяжении корпус набирался по продольной системе набора. Корабли также имели второе дно, форштевень с ледовым усилением, бортовые кили в качестве стабилизаторов качки пассивного типа. Корпус был разделён на десять водонепроницаемых отсеков. Стандартное водоизмещение достигало 500 т, а полное — 569 т.

Оборудование

В целях защиты от неконтактных мин на тральщике было установлено размагничивающее устройство из трёх обмоток — основной, курсовой горизонтальной и курсовой батоксовой, секционированных для обеспечения необходимой регулировки. Оно защищало от магнитных и индукционных мин, а также обеспечивало компенсацию всех составляющих магнитного поля корабля в пределах ± 2000 нТ (±20 мЭ) во всех точках горизонтальной плоскости на глубине до 6 м от КВЛ. Для обнаружения якорных мин корабль имел ГАС активного типа «Тамир-10».

Вооружение

Корабль был вооружён двумя спаренными 37-мм артустановками В-11 открытого типа: одна была на баке, вторая на надстройке в корме. Также у него были две спаренные 12,7-мм пулемётные установки 2М-1, два бомбомёта типа БМБ-1 и два бомбосбрасывателя. Для защиты от кораблей противника и подлодок корабль мог устанавливать мины: 10 мин типа КБ-3 или 16 мин образца 1908/1939 годов при помощи минных путей и скатов. В состав противоминного вооружения входили несколько тралов: контактный типа МТ-1, неконтактные акустические БАТ-2 (две штуки) и соленоидный электромагнитный ТЭМ-52, а также цепной охранитель ЦОК-1-40. Корабль был оснащён типовым на то время радиотехническим оборудованием.

Ходовые качества

Главная энергетическая установка состояла из двух дизелей типа 9Д мощность 2 тысячи л. с. и давала скорость до 14 узлов. При трале МТ-1 скорость снижалась до 8,3 узлов. Экономический ход был при 10 узлах и давал дальность плавания до 3800 миль.

Модификации

Было построено три модификации: 254-К, 254-М и 254-А. На данные корабли ставились дополнительно артиллерийские установки ЗиФ-17 (класс А), 2М-3 (класс М), а также тралы М-2 (класс К), МТ-1Д и ТЭМ-52М (оба — классы М и А). Корабли классов 254-М и 254-А были немного больше в размерах. Дополнительным радиотехническим вооружением служили РЛС «Линь», «Линь-М», «Тамир-11» и «Рым-К».

Строительство

Корабли строились на Средне-Невском судостроительном заводе в Ленинграде (№ 363) и в Керчи на судостроительном заводе «Залив» (№ 532). Головной корабль Т-43 был сдан флоту в 1948 году в Ленинграде. Всего до начала 1960-х годов было построено 295 кораблей. Это был самый массовый тральщик в мире. На западе ему было присвоено кодовое обозначение T-43 class (по названию головного корабля). Большинство поставлялось на экспорт, но в основном это были корабли типа 254-К: по два отправились в Алжир, Албанию, Китай, Ирак и Сирию, три ушли в Болгарию, шесть в Индонезию и 7 в Египет (из них в строю пять судов находятся и по сей день: «Gharbeya», «Daqahleya», «Bahareya», «Sinai», «Assuit»). Ещё 12 кораблей строились в Польше, а в Китае было построено по той же лицензии 40 судов.

Наши дни

Вскоре корабли стали постепенно выходить из состава флотов. Много из них было переоборудовано в водолазные или спасательные суда, а затем некоторые превращались в плавучие казармы или учебные суда (20 ещё стали кораблями воздушного наблюдения). Последние тральщики вышли из состава флота ВМС России в конце девяностых годов.

Ссылки

Эта страница в последний раз была отредактирована 16 января 2018 в 19:22.

wiki2.org

Тральщики — Всё о Второй мировой

Тральщик — корабль специального назначения, задачей которого является поиск, обнаружение и уничтожение морских мин и проводка кораблей (судов) через минные заграждения.

По водоизмещению тральщики подразделяются на морские (водоизмещение 660—1300 т.), базовые (до 600 т.), рейдовые (до 250 т.), речные (до 100 т.). По принципу действия делятся на собственно тральщики и тральщики-искатели мин.

Морской (эскадренный) тральщик — класс боевых кораблей водоизмещением от 600 до 1300 т., предназначенных для поиска, обнаружения, траления на глубинах моря от 25 до 150 метров и уничтожения морских якорных и донных мин, а также для проводки кораблей (судов) через минные заграждения в ближней и дальней морской зоне. Тральщики этого типа были быстроходными (для следования совместно с флотом или его отдельными соединениями), мореходными (для работы в море во время шторма) и обладающие большим запасом хода (для траления в районах, удаленных от мест их базирования). Они обладали акустической и электромагнитной малозаметностью. Кроме того, могли использоваться для постановки активных или оборонительных минных заграждений. Главным оружием морских тральщиков служили различные виды тралов, поисковые аппараты и пловцы-минеры. Для защиты от кораблей противника и авиации, а также для уничтожения мин, тральщики оснащались артиллерийскими системами и глубинными бомбами.

Базовый тральщик — класс боевых кораблей водоизмещением до 600 тонн, предназначенных для поиска, траления и уничтожения мин в базах, прибрежных районах и ближней морской зоне (50 миль), а также проводки кораблей (судов) через минные заграждения и постановки минных заграждений. Кроме этого, тральщики применялись для охраны водного района и подразделялись на собственно тральщики и тральщики-искатели мин. Базовые тральщики вооружались различными видами корабельных тралов, специальными поисковыми аппаратами, шнуровыми зарядами и размагничивающими устройствами, а для защиты — орудиями и пулемётами.

Рейдовый тральщик — класс боевых кораблей водоизмещением до 250 тонн, предназначенных для поиска, траления и уничтожения морских мин на рейдах и районах рассредоточенного базирования с глубинами дна до 80 метров, а также постановки минных заграждений в прибрежных зонах. Существовали собственно тральщики и тральщики-искатели мин. Оружием рейдовых тральщиков являлись различные виды тралов, специальные поисковые аппараты, шнуровые заряды и размагничивающие устройства, а для защиты — орудия и пулемёты.

Речной (катерный) тральщик — боевой корабль водоизмещением до 100 т. предназначенный для поиска и уничтожения мин небольшого углубления на внутренних водных путях (реках, озёрах, каналах и водохранилищах), а также на рейдах и в гаванях. Он оснащался катерными (облегченными) тралами для использования на малых глубинах. Катер вооружался зенитными крупнокалиберными пулеметами, стрелковыми пулеметами, глубинными бомбами или минами.

Основным вооружением собственно тральщиков являлись различные типы тралов. Контактные тралы представляют собой, как правило, прочные цепи с рядом укреплённых на них ножей и отводителем-заглубителем на конце. С их помощью подрезались минрепы мин, всплывающие мины расстреливались. Акустические тралы предназначены для подрыва мин с акустическими взрывателями, имитировали акустическую картину прохождения крупного корабля. Электромагнитные (соленоидные) — аналогично акустическим, имитировали электромагнитное излучение цели.

В соответствии с этим на тральщик налагались требования по акустической и электромагнитной малозаметности. Для этого корпус тральщика выполнялся из немагнитных материалов (дерево, пластик), ограничивались размеры и осадка, устанавливались размагничивающие устройства, применялось демпфирование и звукоизоляция механизмов, некавитирующие гребные винты. Применялись также и профилактические меры — периодически, или перед тралением, замерялись физические поля корабля (прежде всего акустическое и магнитное), проводилось их снижение. Кроме того, тральщик использовался в режимах, минимизирующих наведенные поля, в частности малые хода, для снижения шумности и динамического давления.

Появление тральщиков-искателей мин было вызвано усовершенствованием взрывателей мин, отчего снизилась надежность вытравливания. Поэтому было предложено логическое развитие боевого траления: не пользоваться тралами, а искать и уничтожать мины подрывными зарядами. Основным оружием здесь являлись поисковые аппараты или пловцы-минеры.

В годы войны ряд самолётов бомбардировочной авиации Великобритании был переоборудован в тральщики. Сходным модификациям подверглись и самолёты Германии. Для борьбы с магнитными минами они оснащались большими токопроводящими кольцами и отдельными двигателями с генераторами для создания мощного магнитного поля. Недостатками таких систем, кроме усложненного пилотирования, было то, что при излишне чувствительных взрывателях мин они могли детонировать прямо под самолетом, который был вынужден лететь над самой поверхностью воды. Кроме того, так могли быть уничтожены лишь мины на небольшой глубине.

В войне принимали участие корабли, как специальной постройки, так и переоборудованные гражданские и военные суда других видов. Так более 1 тыс. тральщиков было построено в Великобритании на базе траулеров, дрифтеров и китобойных судов. Половина тральщиков СССР состояла из переоборудованных траулеров, грузовых и буксирных теплоходов. В период войны тральщики собственной постройки различных типов использовали 23 страны.

Ориентировочное количество тральщиков использовавшихся в войне в разрезе стран и видов (без трофейных и переданных/полученных)

Страны Виды тральщиков/погибшие Всего
Морские Базовые Рейдовые Речные
1 2 3 4 5 6
Австралия 54/3 54/3
Аргентина 15 15
Болгария 17/1 17/1
Бразилия 3 2 5
Великобритания 296/41 1033/219 436/40 1765/300
Германия 216/100 34/18 329/159 45/23 624/300
Греция 4/3 10 14/3
Дания 6/2 10/1 16/3
Италия 2/1 37/21 3 42/22
Латвия 3/2 3/2
Литва 1/1 1/1
Нидерланды 8/5 20/20 26/8 54/33
Норвегия 2 6 8
Польша 6/4 6/4
Румыния 1/1 1/1
СССР 42/10 44/18 244/45 29/1 359/74
США 284/33 476/20 72 832/53
Турция 3 2 5
Финляндия 7 4/2 25/2 36/4
Франция 86/56 86/56
Швеция 14 5/1 24 43/1
Эстония 1/1 1/1
Япония 37/31 22/11 59/42
ИТОГО 929/218 1656/290 1279/359 182/37 4046/904

Кроме вышеприведенных данных, США передали Великобритании 22 морских и 152 рейдовых тральщика, Греции – 7 базовых и 5 рейдовых тральщика, Испании – 1 морской тральщик, СССР – 34 морских и 43 рейдовых, Франции – 31, а Норвегии – 4 рейдовых тральщика. Великобританией передано Бельгии – 9 тральщиков, Греции – 7 базовых и 5 рейдовых тральщика, СССР – 12 тральщиков, Франции – 14. Германия передала Румынии – 4 рейдовых тральщика. Кроме тральщиков, в Германии служили 114 прорывателей заграждений. Германия использовала 41 трофейный тральщик, Италия — 11, СССР – 13, Япония – 12.

wwii.space

Ленд-лиз для ВМФ СССР / История / Независимая газета

Такие американские тральщики типа YMS поставлялись Советскому Союзу по ленд-лизу в годы Великой Отечественной войны. Фото из архива автора
После окончания Второй мировой войны в угоду политической конъюнктуре долгие годы существовала (да и отчасти продолжает существовать) определенная предвзятость в оценке союзнической помощи в годы войны. Немногочисленные, в основном журнальные и газетные статьи, имевшие, как правило, фрагментарный характер, давали необъективную оценку полученным Советским Союзом по ленд-лизу военной технике и материалам. При этом не оговаривалось, что некоторых доставленных весьма необходимых видов техники и вооружений вообще не было в Советской Армии и Военно-морском флоте (радиолокации, гидролокации, неконтактных тралов, многоствольных бомбометов и др.), отдельные же виды военной продукции, полученные по ленд-лизу, превышали по объему аналогичные, изготовленные советской промышленностью, или составляли большой удельный вес.

В частности это относится к автомобилям и тягачам (см. НВО #31, 1999 г.), а также к паровозам и вагонам. В составе советских ВВС, действовавших на фронтах Великой Отечественной войны, находилось более 15% самолетов, полученных от союзников по ленд-лизу.

Ощутимо пополнился импортными кораблями и судами, различным вооружением и техникой советский флот. Так, в результате ленд-лизовских поставок количество сторожевых кораблей на Тихоокеанском флоте в 1945 г. по сравнению с началом войны увеличилось в 4-5 раз. Число тральщиков в составе ВМФ СССР увеличилось вдвое. Северный флот, на котором в июне 1941 г. было всего два торпедных катера, к 1945 г. пополнился 47 американскими катерами типа "Воспер" (А-1), "Хиггинс" (А-2) и ЭЛКО (А-3). Из США в 1943-1945 гг. поступило 43 десантных судна специальной постройки, которых советский флот фактически не имел, хотя потребность в них была велика (более 100 десантных операций разного масштаба провел флот в годы войны).

К сожалению, основная масса кораблей по ленд-лизу прибыла в СССР лишь в 1944-1945 гг., на завершающем этапе войны.

Количество

Первые предложения союзников о поставке кораблей и катеров относятся к сентябрю 1941 г., когда глава советской военной миссии в Великобритании контр-адмирал Николай Харламов в письме начальнику управления кораблестроения ВМФ инженеру-контр-адмиралу Николаю Исаченкову сообщил, что "фирма "Канадиан пауэрс бот компани" предлагает изготовить для СССР 100 торпедных катеров, по 25 катеров ежемесячно. Это предложение стало предпосылкой для заказа и поставки в Советский Союз 202 торпедных катеров.

По английской лицензии американскими фирмами "Аннаполис яхт ярд" и "Хершов" в Бристоле и Комдене строились катера типа "Воспер" конструктора Скотт-Пейна. Они отправлялись в СССР в собранном виде. Фирма "Электрик бот компани" (ЭЛКО), не имевшая права продавать Советскому Союзу готовые катера, поставляла полные комплекты частей корпусов и механизмов, а также технические средства и необходимую документацию. В СССР на судостроительном заводе с участием американских специалистов производилась сборка катеров. Торпедные катера типа "Хиггинс" строились в Новом Орлеане. В Советском Союзе торпедные аппараты на этих катерах заменялись отечественными.

Тактико-технические данные трех типов американских торпедных катеров были весьма близки: водоизмещение - 45-50 т, скорость полного хода - 36-39 узлов, дальность плавания - 420-450 миль; торпедное вооружение - два аппарата 533-мм калибра, артиллерийское - 20-мм зенитный автомат типа "Эрликон". Экипаж катера составлял 11-14 человек (по штату ВМФ СССР).

В Советский Союз торпедные катера доставлялись морем на транспортных судах.

На торговых судах в СССР было доставлено 60 деревянных сторожевых катеров типа "RPC" и "РТС" водоизмещением 27 т. У американцев они использовались для спасения экипажей самолетов, сбитых в прибрежных районах моря. В советском флоте их отнесли к малым охотникам типа "МО-1", хотя гидроакустической аппаратуры для поиска подводных лодок они не имели.

Большие охотники типа "SC" (по советской классификации типа БО-2) строились на 26 верфях США. Корпус охотника деревянный. Водоизмещение - 126 т, скорость полного хода - 17 узлов. Артиллерийское вооружение включало 40-мм пушку типа "Бофорс" и три 20-мм автомата типа "Эрликон". Имелась радиолокационная и гидролокационная техника.

Для таких небольших кораблей длительный переход через штормовую Северную Атлантику был весьма нелегким и опасным делом. Тем не менее принятые советскими экипажами большие охотники своим ходом преодолевали океан, показывая образцы морской выучки и стойкости. Всего ВМФ СССР получил 78 больших охотников (СФ-36, ТОФ-32, БФ-4, ЧФ-6). На Черное и Балтийское моря корабли доставлялись по внутренним водным путям.

Поставка тральщиков, которые особенно нужны были флоту, началась с кораблей типа "АМ" ("амики"), строившихся на верфях Тампа, Вильяметте, Мадисонвилла и Лорейна. Тральщики имели стальной корпус. Водоизмещение - 914 т, скорость полного хода - 13,5 узлов, дальность плавания - 7000 миль. Главным вооружением корабля являлся электромагнитный трал типа "LL" (ЛЛ), которых практически не было в советском флоте, а также два акустических трала и контактный подсекающий типа "Оропеза". Противолодочный комплекс включал два бомбосбрасывателя, два бомбомета и гидролокационную станцию. Тральщик был оснащен радиолокационной аппаратурой.

Из 34 полученных по ленд-лизу тральщиков типа "АМ" в состав Северного флота вошло 10, в состав Тихоокеанского - 24.

По ленд-лизу было получено 43 тральщика типа "YMS" (УМС). Они имели деревянный корпус, были маломагнитными и малошумными, оснащались комплектами новейших для того времени контактных и неконтактных тралов, радиолокационной и гидроакустической аппаратурой. Их водоизмещение - 345 т, скорость полного хода - около 13 узлов, дальность плавания - 2030 миль. Артиллерийское вооружение включало одну 76,2-мм пушку и два 20-мм автомата.

Основная масса кораблей, предназначенных для Тихоокеанского флота, передавалась американцами советским морякам на военно-морской базе Колд-Бей (юго-западная оконечность полуострова Аляска). Общее руководство обучением экипажей и передачей кораблей возглавлял командир военно-морского отряда "3294" (подразделение "Хула-2") капитан Вильям Максвелл. С рядом технических устройств, прежде всего с радаром и гидролокатором, а также с автоматизированной системой управления электромагнитного трала советские моряки знакомились впервые. Обучение велось в учебных кабинетах на берегу, а затем непосредственно на кораблях. Всего в Колд-Бее было подготовлено 12 400 офицеров и матросов советского флота.

В приемке от американцев одного из таких тральщиков "YMS-287" (Т-611) в Колд-Бее участвовал автор этих строк, которому довелось в течение четырех лет служить на корабле сначала командиром артиллерийской и минно-торпедной боевой части, (БЧ-2-3) а затем штурманом (БЧ-1), являвшимся одновременно на таких тральщиках помощником командира.

Англия передала Советскому Союзу в 1942-1944 гг. 10 тральщиков типа "MMS" (ММС) водоизмещением 260 т, оборудованных электромагнитным и акустическим тралами. Приемка кораблей осуществлялась в Мурманске и Архангельске.

В состав Тихоокеанского флота вошли переданные по ленд-лизу от США 28 фрегатов типа "PF" или "Такома" (по советской классификации типа "ЭК" - эскортные или сторожевые корабли). Это были довольно крупные корабли. Их водоизмещение около 2300 т, скорость полного хода более 19 узлов. Фрегат был вооружен тремя 76,2-мм орудиями, двумя 40-мм пушками "Бофорс" и девятью 20-мм автоматами "Эрликон". На палубе размещались два бомбосбрасывателя и девять бомбометов. Имелась гидролокационная станция и несколько радиолокационных установок. Экипаж состоял из 195 человек.

Качество

О качестве кораблей, поступивших по ленд-лизу, и их роли в боевых операциях советского флота можно судить из письма вице-адмирала Елисеева в наркомат внешней торговли СССР от 5 июня 1945 г.: "Необходимо отметить, что поступившие от союзников корабли в значительной мере обеспечили деятельность флота. Тральщики, охотники за подводными лодками и торпедные катера успешно действовали в соответствии со своим назначением".

За счет поставок из США особенно пополнился Тихоокеанский флот. Это диктовалось обязательством СССР, данным на Ялтинской конференции трех держав, вступить в войну с Японией не позже трех месяцев после победы над Германией. С весны 1944 г. до сентября 1945 г. советскими командами на военно-морской базе Колд-Бей было принято 215 кораблей общей стоимостью 228 млн. долл. (в ценах 1946 г.).

Принятые там корабли несколькими группами переходили в Петропавловск-Камчатский, а оттуда - к местам постоянного базирования. Многие из них приняли участие в боевых действиях против Японии. Несколько импортных кораблей, отличившихся в боях, стали гвардейскими.

Авиация ВМФ за годы войны получила по ленд-лизу от США и Великобритании 2158 боевых самолетов различных типов. От отечественной промышленности за этот период в морскую авиацию поступило 6877 самолетов. Доля импорта составила таким образом 31,3%.

Кроме кораблей и самолетов ВМФ СССР получил от союзников много другой техники и запасных частей. Так, из Англии для советского флота было отправлено 555 радиолокационных станций различного назначения, а из США - 641. Поставки радиолокационной техники являли собой особенно ощутимую помощь: в начале войны корабельный состав флота имел единственную радиолокационную станцию, установленную на черноморском крейсере "Молотов".

Англия передала Советскому Союзу для флота 329 гидролокаторов типа "Асдик". "Полученные нами ультраакустические приборы (гидролокаторы. - В.К.) резко отличались в лучшую сторону от подобных наших станций" - так оценивал эту технику заместитель начальника Управления связи ВМФ СССР инженер-капитан 1 ранга Гусев.

Союзники снабдили советский флот большим количеством судовых моторов и генераторов. Ими были оснащены более одной трети всех боевых катеров флота.

Освоение советским флотом принятых от союзников кораблей и образцов военно-морской техники в определенной - а в ряде случаев значительной - мере помогло нашим конструкторам внести существенные коррективы в уже созданные и еще разрабатываемые проекты кораблей.

Изучение американских катеров позволило создать отечественный катер проекта 201, отличавшийся высокой мореходностью, эффективной системой управления, хорошей обитаемостью и лучшим вооружением.

Новые советские тральщики стали оснащаться электромагнитными тралами, по параметрам близкими к американским и английским тралам типа "LL". На тральщиках появились гидролокаторы, которые можно было использовать как для поиска подводных лодок, так и для обнаружения мин. На вооружение противолодочных кораблей поступили многоствольные бомбометные установки по типу бомбометов "Хеджехог".

По опыту союзников в ВМФ СССР внедрена для внутриэскадренной связи надежная и удобная радиостанция УКВ-диапазона типа американской "MN". Она позволяла вести переговоры командирам и вахтенным офицерам кораблей, идущих в походном ордере, не прибегая к помощи радиста.

С учетом опыта американцев в ВМФ СССР в первые же послевоенные годы были разработаны тренировочные комплексы для отработки противолодочных команд (например, комплекс "Атака"). На них командир корабля, вахтенный офицер и гидроакустик вырабатывали навыки поиска ПЛ, поддержания с ней гидроакустического контакта, ее атаки и уничтожения. При этом создавались условия, весьма близкие к реальным.

Имели место и другие новшества, появившиеся на советских кораблях в результате изучения и освоения вооружения и техники, полученных от союзников по ленд-лизу.

Безусловно, решающую роль в победе над Германией сыграла военная продукция отечественной промышленности. В то же время нельзя необъективно принижать и значение союзнической помощи СССР по ленд-лизу, в том числе и для советского флота.

nvo.ng.ru

Тральщики проекта 254 — википедия фото

Тральщики проекта 254 — морские тральщики, состоявшие на службе в ВМФ СССР и военно-морских силах различных стран. Всего было построено 295 тральщиков данного вида.

Тральщики проекта 254Морские тральщики проекта 254 типа Т-43T43 class minesweeper Project 254

Морской тральщик «Дзик» в составе ВМС Польши

ПроектСтранаИзготовителиОператорыГоды постройкиВ строюОсновные характеристикиВодоизмещениеДлинаШиринаОсадкаБронированиеДвигателиМощностьДвижительСкорость ходаДальность плаванияАвтономность плаванияЭкипажВооружениеРадиолокационное вооружениеАртиллерияРакетное вооружениеПротиволодочное вооружениеМинно-торпедное вооружение Изображения на Викискладе
  • Западное ПКБ (оно же ЦКБ-363)
1948
выведен из состава флота
500 т (стандартное)569 т (полное)
58 м (54 м по КВЛ)
8,5 м (8,4 м по КВЛ)
2,1 м
гомогенное из судостроительной стали Ст.4с (8 мм на рубке)
2 дизеля типа 9Д или 9Д-8, 3 дизель-генератора
2000 или 2200 л.с.
2 вала и 2 гребных винта
14 узлов (максимальная)10 узлов (экономическая)
3800 миль (при скорости 10 узлов)
7 суток
65 человек (7 офицеров)
ГАС «Тамир-10»РЛС общего обнаружения «Риф»РЛС госопознавания «Факел-МО/МЗ» или «Нихром» (Square Head, High Pole A)
2 x 2 37-мм В-112 x 2 12,7-мм пулемёты 2М-1
размагничивающее устройство
2 x бомбомёты БМБ-1, 10 глубинных бомб ББ-1, 2 бомбосбрасывателя
10 мин КБ-3 или 16 мин образца 1908/1939 гг.контактный морской трал МТ-1/МТ-1П, 2 x неконтактный акустический трал БАТ-2соленоидный электро-магнитный трал ТЭМ-52цепной охранитель ЦОК-1-40

Проекты по обновлению тральщиков

В ходе Великой Отечественной войны в ВМФ СССР из тральщиков уцелели только корабли проектов 3, 53, 53-У и 58, которые считались безнадёжно устаревшими по тем временам. Также в Красном флоте были рейдовые тральщики проекта 253-Л и катерные тральщики с неконтактными тралами. Вследствие недостаточно большой эффективности в 1946 году в СССР начались работы по созданию новых тральщиков всех классов, и предпочтительным вариантом считался вариант тральщика, эффективного в борьбе с неконтактными минами. Задачами для морских тральщиков нового поколения считались определение границ минных заграждений и их уничтожение, разведывательное и контрольное траление, прокладка фарватеров в минных полях, проводка за тралами кораблей и судов, а также участие в постановке минных заграждений.

Первым послевоенным морским тральщиком стал корабль проекта 254, изначально проектировавшийся как базовый тральщик. Разработка судна велась с 1943 года в трёх ЦКБ под номерами 51, 17 и 50. Только в 1946 году ТТЗ на его проектирование получило ЦКБ-363, главным конструктором был назначен Г. М. Вераксо, главным наблюдающим от ВМФ стал капитан 1 ранга В. С. Авдеев. В том же году и был завершён проект, который предусматривал поточно-позиционный метод сборки корпуса из насыщенных секций и блоков с применением сварки. Это был первый корабль отечественного ВМФ, выполненный полностью сварным.

Описание корабля

Общий вид и структура

Основным материалом корпуса была судостроительная сталь марки Ст.4с; также применялась для накладных листов под компасы маломагнитная сталь марки ЭИ-269. Ходовая рубка выполнялась из гомогенной брони толщиной 8 мм. На всём протяжении корпус набирался по продольной системе набора. Корабли также имели второе дно, форштевень с ледовым усилением, бортовые кили в качестве стабилизаторов качки пассивного типа. Корпус был разделён на десять водонепроницаемых отсеков. Стандартное водоизмещение достигало 500 т, а полное — 569 т.

Оборудование

В целях защиты от неконтактных мин на тральщике было установлено размагничивающее устройство из трёх обмоток — основной, курсовой горизонтальной и курсовой батоксовой, секционированных для обеспечения необходимой регулировки. Оно защищало от магнитных и индукционных мин, а также обеспечивало компенсацию всех составляющих магнитного поля корабля в пределах ± 2000 нТ (±20 мЭ) во всех точках горизонтальной плоскости на глубине до 6 м от КВЛ. Для обнаружения якорных мин корабль имел ГАС активного типа «Тамир-10».

Вооружение

Корабль был вооружён двумя спаренными 37-мм артустановками В-11 открытого типа: одна была на баке, вторая на надстройке в корме. Также у него были две спаренные 12,7-мм пулемётные установки 2М-1, два бомбомёта типа БМБ-1 и два бомбосбрасывателя. Для защиты от кораблей противника и подлодок корабль мог устанавливать мины: 10 мин типа КБ-3 или 16 мин образца 1908/1939 годов при помощи минных путей и скатов. В состав противоминного вооружения входили несколько тралов: контактный типа МТ-1, неконтактные акустические БАТ-2 (две штуки) и соленоидный электромагнитный ТЭМ-52, а также цепной охранитель ЦОК-1-40. Корабль был оснащён типовым на то время радиотехническим оборудованием.

Ходовые качества

Главная энергетическая установка состояла из двух дизелей типа 9Д мощность 2 тысячи л. с. и давала скорость до 14 узлов. При трале МТ-1 скорость снижалась до 8,3 узлов. Экономический ход был при 10 узлах и давал дальность плавания до 3800 миль.

Модификации

Было построено три модификации: 254-К, 254-М и 254-А. На данные корабли ставились дополнительно артиллерийские установки ЗиФ-17 (класс А), 2М-3 (класс М), а также тралы М-2 (класс К), МТ-1Д и ТЭМ-52М (оба — классы М и А). Корабли классов 254-М и 254-А были немного больше в размерах. Дополнительным радиотехническим вооружением служили РЛС «Линь», «Линь-М», «Тамир-11» и «Рым-К».

Строительство

Корабли строились на Средне-Невском судостроительном заводе в Ленинграде (№ 363) и в Керчи на судостроительном заводе «Залив» (№ 532). Головной корабль Т-43 был сдан флоту в 1948 году в Ленинграде. Всего до начала 1960-х годов было построено 295 кораблей. Это был самый массовый тральщик в мире. На западе ему было присвоено кодовое обозначение T-43 class (по названию головного корабля). Большинство поставлялось на экспорт, но в основном это были корабли типа 254-К: по два отправились в Алжир, Албанию, Китай, Ирак и Сирию, три ушли в Болгарию, шесть в Индонезию и 7 в Египет (из них в строю пять судов находятся и по сей день: «Gharbeya», «Daqahleya», «Bahareya», «Sinai», «Assuit»). Ещё 12 кораблей строились в Польше, а в Китае было построено по той же лицензии 40 судов.

Наши дни

Вскоре корабли стали постепенно выходить из состава флотов. Много из них было переоборудовано в водолазные или спасательные суда, а затем некоторые превращались в плавучие казармы или учебные суда (20 ещё стали кораблями воздушного наблюдения). Последние тральщики вышли из состава флота ВМС России в конце девяностых годов.

Ссылки

org-wikipediya.ru

Тральщики проекта 254 - это... Что такое Тральщики проекта 254?

Тральщики проекта 254 Морские тральщики проекта 254 типа Т-43T43 class minesweeper Project 254

Морской тральщик «Дзик» в составе ВМС Польши

Проект Страна Изготовители Операторы Годы постройки В строю Основные характеристики Водоизмещение Длина Ширина Осадка Бронирование Двигатели Мощность Движитель Скорость хода Дальность плавания Автономность плавания Экипаж Вооружение Радиолокационное вооружение Артиллерия Ракетное вооружение Противолодочное вооружение Минно-торпедное вооружение
 СССР
Западное ПКБ (оно же ЦКБ-363)
ВМС СССР
1948
выведен из состава флота
500 т (стандартное)569 т (полное)
58 м (54 м по КВЛ)
8,5 м (8,4 м по КВЛ)
2,1 м
гомогенное из судостроительной стальи Ст.4с (8 мм на рубке)
2 дизеля типа 9Д или 9Д-8, 3 дизель-генератора
2000 или 2200 л.с.
2 вала и 2 гребных винта
14 узлов (максимальная)10 узлов (экономическая)
3800 миль (при скорости 10 узлов)
7 суток
65 солдат (7 офицеров)
ГАС «Тамир-10»РЛС общего обнаружения «Риф»РЛС госопознавания «Факел-МО/МЗ» или «Нихром» (Square Head, High Pole A)
2 x 2 37-мм В-112 x 2 12,7-мм пулемёты 2М-1
размагничивающее устройство
2 x бомбомёты БМБ-1, 10 глубинных бомб ББ-1, 2 бомбосбрасывателя
10 мин КБ-3 или 16 мин образца 1908/1939 гг.контактный морской трал МТ-1/МТ-1П, 2 x неконтактный акустический трал БАТ-2соленоидный электро-магнитный трал ТЭМ-52цепной охранитель ЦОК-1-40

Тральщики проекта 254 — морские тральщики, состоявшие на службе в ВМФ СССР и военно-морских силах различных стран. Всего было построено 295 тральщиков данного вида.

Проекты по обновлению тральщиков

В ходе Великой Отечественной войны в ВМФ СССР из тральщиков уцелели только корабли проектов 3, 53, 53-У и 58, которые считались безнадёжно устаревшими по тем временам. Также в Красном флоте были рейдовые тральщики проекта 253-Л и катерные тральщики с неконтактными тралами. Вследствие недостаточно большой эффективности в 1946 году в СССР начались работы по созданию новых тральщиков всех классов, и предпочтительным вариантом считался вариант тральщика, эффективного в борьбе с неконтактными минами. Задачами для морских тральщиков нового поколения считались определение границ минных заграждений и их уничтожение, разведывательное и контрольное траление, прокладка фарватеров в минных полях, проводка за тралами кораблей и судов, а также участие в постановке минных заграждений.

Первым послевоенным морским тральщиком стал корабль проекта 254, изначально проектировавшийся как базовый тральщик. Разработка судна велась с 1943 года в трёх ЦКБ под номерами 51, 17 и 50. Только в 1946 году ТТЗ на его проектирование получило ЦКБ-363, главным конструктором был назначен Г.М.Вераксо, главным наблюдающим от ВМФ стал капитан 1 ранга В.С.Авдеев. В том же году и был завершён проект, который предусматривал поточно-позиционный метод сборки корпуса из насыщенных секций и блоков с применением сварки. Это был первый корабль отечественного ВМФ, выполненный полностью сварным.

Описание корабля

Общий вид и структура

Основным материалом корпуса была судостроительная сталь марки Ст.4с; также применялась для накладных листов под компасы маломагнитная сталь марки ЭИ-269. Ходовая рубка выполнялась из гомогенной брони толщиной 8 мм. На всём протяжении корпус набирался по продольной системе набора. Корабли также имели второе дно, форштевень с ледовым усилением, бортовые кили в качестве стабилизаторов качки пассивного типа. Корпус был разделён на десять водонепроницаемых отсеков. Стандартное водоизмещение достигало 500 т, а полное – 569 т.

Оборудование

В целях защиты от неконтактных мин на тральщике было установлено размагничивающее устройство из трёх обмоток – основной, курсовой горизонтальной и курсовой батоксовой, секционированных для обеспечения необходимой регулировки. Оно защищало от магнитных и индукционных мин, а также обеспечивало компенсацию всех составляющих магнитного поля корабля в пределах ± 2000 нТ (±20 мЭ) во всех точках горизонтальной плоскости на глубине до 6 м от КВЛ. Для обнаружения якорных мин корабль имел ГАС активного типа «Тамир-10».

Вооружение

Корабль был вооружён двумя спаренными 37-мм артустановками В-11 открытого типа: одна была на баке, вторая на надстройке в корме. Также у него были две спаренные 12,7-мм пулемётные установки 2М-1, два бомбомёта типа БМБ-1 и два бомбосбрасывателя. Для защиты от кораблей противника и подлодок корабль мог устанавливать мины: 10 мин типа КБ-3 или 16 мин образца 1908/1939 годов при помощи минных путей и скатов. В состав противоминного вооружения входили несколько тралов: контактный типа МТ-1, неконтактные акустические БАТ-2 (две штуки) и соленоидный электромагнитный ТЭМ-52, а также цепной охранитель ЦОК-1-40. Корабль был оснащён типовым на то время радиотехническим оборудованием.

Ходовые качества

Главная энергетическая установка состояла из двух дизелей типа 9Д мощность 2 тысячи л.с. и давала скорость до 14 узлов. При трале МТ-1 скорость снижалась до 8,3 узлов. Экономический ход был при 10 узлах и давал дальность плавания до 3800 миль (10 суток автономного плавания).

Модификации

Было построено три модификации: 254-К, 254-М и 254-А. На данные корабли ставились дополнительно артиллерийские установки ЗиФ-17 (класс А), 2М-3 (класс М), а также тралы М-2 (класс К), МТ-1Д и ТЭМ-52М (оба — классы М и А). Корабли классов 254-М и 254-А были немного больше в размерах. Дополнительным радиотехническим вооружением служили РЛС «Линь», «Линь-М», «Тамир-11» и «Рым-К».

Строительство

Корабли строились на Средне-Невском ССЗ в Ленинграде (№363) и в Керчи на ССЗ «Залив» (№532). Головной корабль Т-43 был сдан флоту в 1948 году в Ленинграде. Всего до начала 1960-х годов было построено 295 кораблей. Это был самый массовый тральщик в мире. На западе ему было присвоено кодовое обозначение T-43 class (по названию головного корабля). Большинство поставлялось на экспорт, но в основном это были корабли типа 254-К: по два отправились в Алжир, Албанию, Китай, Ирак и Сирию, три ушли в Болгарию, шесть в Индонезию и 7 в Египет (из них в строю пять судов находятся и по сей день: «Gharbeya», «Daqahleya», «Bahareya», «Sinai», «Assuit»). Ещё 12 кораблей строились в Польше, а в Китае было построено по той же лицензии 40 судов.

Наши дни

Вскоре корабли стали постепенно выходить из состава флотов. Много из них было переоборудовано в водолазные или спасательные суда, а затем некоторые превращались в плавучие казармы или учебные суда (20 ещё стали кораблями воздушного наблюдения). Последние тральщики вышли из состава флота ВМС России в конце девяностых годов.

Ссылки

dic.academic.ru

Августовской ночью 1941 года базовый тральщик (БТЩ) “Патрон” принимал в Ораниенбаумском порту необычный груз. Портовый кран одну за другой бережно опускал на палубу большие авиационные бомбы — всего 30 штук массой по 500 и 1 000 кг. Кораблю предстояло выполнить особое задание...

В августе советские бомбардировщики совершили ряд налетов на Бер- лин. Поднимались они с одного из Моонзундских островов — Эзеля (Сааремаа). Полеты проходили успешно, но вскоре стал ощущаться недостаток боеприпасов, доставить которые можно было только морем. На роль “бомбовозов” лучше всех подходили БТЩ типа “Фугас”. Именно они могли принять на борт достаточное количество бомб и быстро дойти до цели благодаря своей высокой скорости хода. К тому же они обладали солидным вооружением, чтобы противостоять атакам авиации и катеров противника. И маленькие корабли с честью выполнили поставленную задачу, хотя походы совершались в труднейших условиях. Достаточно сказать, что только “Патрон” за один день 25 августа выдержал 17 воздушных налетов. Моряки уклонились от 300 сброшенных бомб, сбили один и повредили другой “Юнкерс” и доставили груз на остров. Всего бомбы для Берлина (более 100 т) перевозили 7 БТЩ.

Таким образом тральщики типа “Фугас” (проект 53) еще раз доказали свою универсальность. Спроектированные в годы первой пятилетки, корабли получились, что называется, “с листа”. Головной Т-401 “Трал” был спущен на воду в 1934 году; его испытания прошли весьма успешно, не выявив серьезных просчетов, что позволило быстро развернуть серийное изготовление крайне необходимых нашему флоту тральщиков.

Первоначальное назначение “Фугасов” — проводка за тралами подводных лодок и быстроходных конвоев. Поэтому большое значение было уделено скоростным и мореходным качествам новых кораблей. Несмотря на малые размеры, БТЩ проекта 53 вполне удовлетворяли этим требованиям. Свою высокую мореходность они доказали в 1939 году, когда для усиления Тихоокеанского флота 8 кораблей совершили переход с Балтики и Черного моря во Владивосток. Кстати, они стали первыми советскими военными кораблями, посетившими порты Америки.

К началу Великой Отечественной войны в строю находились 38 “Фугасов” (17—на Балтике, 13—на Черном море, 8— на Дальнем Востоке). Сразу же им пришлось включиться в самую разнообразную деятельность — перевозить войска и технику, высаживать десанты, ставить и вытраливать мины, нести дозор, участвовать в набеговых операциях и даже работать ледоколами! В 1943 году борта балтийских БТЩ одели в ледовый пояс, гребные винты заменили на специальные, и тральщики прекрасно проявили себя при проводке во льдах транспортов на Ораниенбаумский плацдарм. Базовые тральщики вступали в схватки с превосходящими силами врага, защищая доверенные суда. Например, 14 июля 1941 года БТЩ-215 один проводил за тралами конвой из 20 судов в Таллинн. Для появившихся 6 вражеских торпедных катеров такая цель казалась легкой добычей, но прицельный огонь артиллерии тральщика заставил выпустить все 12 торпед издалека, и ни одна из них в цель не попала.

Тральщики типа “Фугас” обладали удивительной живучестью. Так, в июне 1942 года в Севастополе БТЩ “Гарпун” попал под массированный налет авиации и получил три попадания. Взрывами были разбиты все орудия, пулеметы, мачта, в бортах образовались многочисленные пробоины. Однако корабль не затонул, и его решено было направить в Туапсе на ремонт. Перед выходом импровизированными средствами заделали пробоины, срезали остатки мачты и разбитых надстроек, пополнили экипаж. Безоружный корабль, способный развивать только средний ход, вышел в море. Единственным навигационным прибором на нем был компас из шлюпки, а приказания с мостика в машинное отделение передавались по цепочке матросов, так как телеграф не действовал. 19 июня “Гарпун” заметили с немецкого самолета, и вскоре налетели “юнкерсы”. Противовоздушную оборону корабля держал электрик Тихонов. Он сидел на палубе и стрелял из единственной уцелевшей винтовки. Несмотря на новые повреждения от близких разрывов бомб, “Гарпун” упрямо шел вперед и через день прибыл в Туапсе.

Вообще на Черном море благодаря менее напряженной минной обстановке тральщикам типа “Фугас” с наибольшим эффектом удалось проявить свои универсальные возможности. Неудивительно, что черноморские БТЩ “Арсений Раскин”, “Трал”, “Щит”, “Мина” стали Краснознаменными, а “Защитник” — гвардейским. На Балтике звания гвардейского был удостоен “Гафель”.

Однако при всех своих достоинствах. корабли типа “Фугас” имели ряд недостатков: слабое зенитное вооружение, отсутствие гидроакустической станции и довольно большую осадку. И если первые два минуса могли быть исправлены (к примеру, в годы войны почти на все БТЩ установили дополнительно по два-три 37-мм автомата, а на балтийские — еще и 20-мм эрликоны), то путей уменьшения осадки не было. Это влекло за собой значительную вероятность подрыва на мине, особенно на Балтике, где малое колебание уровня приливов и отливов позволяло ставить мины с минимальным углублением. В 1941 году здесь погибло 10 БТЩ, причем все исключительно на минах.

Большая довоенная программа строительства океанского флота потребовала и сил, обеспечивавших его боевую деятельность. В соответствии с ней в Ленинграде в 1939—1940 годах заложили большую серию новых эскадренных тральщиков типа “Владимир Полухин” с турбинной установкой. Они предназначались для проводки кораблей эскадры — в первую очередь линкоров и крейсеров, поэтому и требовалась высокая скорость. После начала войны стало ясно, что всю серию достроить не удастся, и 12 кораблей в различной стадии готовности перевели осенью 1941 года на Волгу. Работы продолжались только на двух головных тральщиках. В начале 1942 года, еще находясь у причала Петрозавода, “Владимир Полухин” открыл огонь по немецким самолетам (то есть корабль начал воевать раньше, чем плавать). В сентябре 1942 года он перешел в Кронштадт и провел государственные испытания артиллерии главного калибра, стреляя по немецким огневым точкам прямо от стенки кронштадтского Морского завода. 7 ноября 1942 года корабль вошел в состав КБФ.

В декабре следующего года вступил в строй и второй тральщик — “Василий Громов”. После их появления в море немецкие подводники получили специальный приказ — “охотиться за новыми советскими миноносцами”, оставшийся, однако, невыполненным.

Два новых тральщика, хотя и эскадренных, не могли существенно изменить положение на Балтийском флоте, где обстановка требовала как минимум сотни противоминных кораблей. (Достаточно сказать, что из примерно 70 тысяч мин, выставленных противником на всех наших морских театрах, более 42 тысяч приходилось на Балтику.) Поэтому в мае 1942 года было утверждено задание на мелкосидящий тральщик проекта 253. В начале 1943 года в Ленинград поступили чертежи нового корабля (водоизмещение 91,2 т, длина 31,7 м, ширина 5 м, осадка 1,29 м). Судостроители города существенно переработали проект с целью упрощения технологии. Обводы корпуса сделали спрямленными, сталь взяли более низкосортную, но бронирование рубки (8 мм) сохранили. Тральное вооружение включало параван-трал, тралы Шульца, электромагнитный КЭМТ-2 и акустический. В итоге всех переделок получился в значительной степени новый корабль, названный малый тральщик МТ-1 проекта 253-Л. В апреле 1943 года Военный совет Ленинградского фронта, которому был оперативно подчинен флот, утвердил программу строительства 12 МТ-1 (или как их чаще называли — “стотонников”). Первые два корабля были построены в удивительно короткий срок — за 4 месяца и 20 дней. Испытания головного Т-351 показали, что его скорость больше проектной — 14 узлов. “Стотонник” оказался способным продолжать траление при волнении моря до 6 баллов. Вместе с тем выясвились и недочеты, которые устранили в кораблях следующих серий МТ-2 и МТ-3. Хорошая технологичность конструкции позволила быстро развернуть строительство кораблей на судостроительных заводах города. До окончания войны вошли в строй 39 “стотонников”, а до конца 1945 года их число, пополнилось еще на 53. Кроме того, в корпусах МТ-1 было создано несколько барж для перевозки бензина по Ладоге.

“Стотонники” вошли в состав тральных сил Юго-Западного морского оборонительного района, очищали от мин подходы к портам, фарватеры. В частности, с их помощью разминированы рейды Гданьска и Гдыни, Померанская бухта, территориальные воды восточной зоны Германии.

Малые тральщики выполнили свою миссию, но они появились в составе флота только в 1944 году. В самый же тяжелый начальный период войны противоминных кораблей катастрофически не хватало. Поэтому были подвергнуты мобилизации многие подходящие суда — особенно буксиры и рыболовные траулеры.

На Севере и Тихом океане (то есть в районах с суровыми климатическими условиями) успешно применялись траулеры, предназначенные для открытых морей. Все они имели примерно одинаковые характеристики: водоизмещение около 1000 т, мощность паровой машины 700—800 л. с., скорость хода 9—10 узлов. Наиболее широко переоборудование шло на Севере; всего же тральщиками и сторожевыми кораблями стали 47 единиц. С кораблей снимали лишнее оборудование, устанавливали вооружение, капитанские мостики оснащались средствами связи, новыми прожекторами. Экипажи на них в основном оставались прежними (добавлялись лишь связист и специалист по артиллерии). Вооружение было типовым—две 45-мм пушки и два пулемета Максим, но на части кораблей установили старые орудия систем Канэ и Лендера. Тралы — контактные: Шульца и змейковый. Весной 1942 года на многих кораблях установили тихоходные охранители от мин ТОК-1, восемь единиц получили акустические тралы.

Основным противником тральщиков была авиация. Так, ТЩ-41 (бывший РТ-84 “Гольфстрим”) за полтора года войны “расстрелял” три орудийных ствола своего 45-мм орудия, а каждый рассчитан на 3 тысячи выстрелов! К середине 1943 года на 10 ТЩ установили по два 20-мм автомата, 16 оснастили более совершенным английским контактным тралом “Оропеза”; 9 из них — еще и акустическим тралом “Конго”. В 1944 году ТЩ-61 и ТЩ-64 получили и электромагнитные тралы. Правда, масштабы чисто тральной работы на Севере были меньше, чем на Балтике, но и здесь бывшие траулеры проявили себя достойно. В октябре 1942 года Т-887 (РТ-46 “Лосось”) в проливе Югорский Шар вместе с английскими тральщиками участвовал в уничтожении минного заграждения из акустических мин, выставленного немецкой подлодкой U-592. Экипаж этого корабля отлично выполнял все задания командования и 31 мая 1943 года единственным из всех мобилизованных тральщиков был удостоен ордена Красного Знамени.

Среди переоборудованных судов на Балтике и Черном море большинство составляли буксиры. Наиболее распространенными были бывшие буксиры типа “Ижорец” — более 100 единиц. Первые два “Ижорца” (№ 22 и № 83) вышли на траление кронштадтских фарватеров уже 1 июля 1941 года, а к 1 августа в боевом строю их было уже 59. Основными их недостатками являлись малая живучесть, так как корабль терял плавучесть при затоплении любого из отсеков, и низкая скорость с тралом (3,5—5 узлов). “Ижорцы” понесли ощутимые потери, но в целом оправдали себя. Из 200 судов, проведенных ими в 1941 году, подорвались всего 7.

Из других мобилизованных буксиров наиболее удачными оказались суда типа “Дзержинский” (460 т, 400 л. с., 7,8 узла). Они настолько хорошо зарекомендовали себя, что продолжали “носить военную форму” до 1946-го, а некоторые и до 1947 года.

На реках, озерах и в прибрежной зоне широко применялись катера-тральщики (КТ). Их в составе ВМФ СССР насчитывалось около 1 200. Часть их была специальной постройки—типа “Рыбинец” (Р), “Ярославец” (Я5 и Я6), “Катер малый” (КМ II, IV, 15, 17), “Катер легкого типа” (КЛТ), а остальные представляли собой мобилизованные рыболовецкие мотоботы, сейнеры, шхуны, баркасы, дрифтеры и даже... речные трамваи.

Катера спецпостройки имели водоизмещение 12—16 т, скорость 6—10 узлов без трала и вооружались 1—2 пулеметами Максим или ДШК.

Катерные тральщики за годы войны выполнили множество заданий. Так, КТ Волжской военной флотилии (в основном бывшие речные трамваи) перебросили 28 сентября 1942 года на правый берег Волги большую часть 13-й гвардейской стрелковой дивизии, солдаты которой остановили опаснейший прорыв немцев.

Однажды в 1943 году с КТ-57 заметили, как упал в воду наш самолет-истребитель. Тральщик спас летчика и отметил место аварии. На следующий день катера затралили ЛА-5, отбуксировали его на мелкое место, откуда его подняли на поверхность.

В июле—сентябре 1944 года катерные тральщики вели боевое траление Гогландской минной позиции. Немцы старались поставить новые мины. В августе наши КТ-707 и КТ-711 выставили буй не у кромки, а прямо посередине минного поля. Это сбило с толку немцев, и 18 августа на свое минное поле попала флотилия из 4 новых миноносцев, шедшая на минную постановку. Три из них взорвались и затонули. 107 моряков во главе с командиром флотилии были взяты в плен и доставлены в Кронштадт.

Советские тральщики закончили войну гораздо позже, чем все остальные корабли Советского ВМФ. Еще долгие годы наши “пахари” моря очищали от мин Балтику, Днепр, Дунай, Амур, Сунгари и многие другие акватории.

П. БОЖЕНКО

hobbyport.ru