Траки для немецких танков, САУ и гусеничных машин. Трак от танка


Советские траки (каталог-определитель) | SmolBattle

Дополняйте тему фото советских траков от любой гусеничной техники.Пожалуй начну:

Танк Т34

Ранний «гладкий» штампованный трак с приваренным гребнем

Трак "со стрелкой"

"Вафельный" трак, ширина 500мм

Трак выпуска 1941 года

Сборный "половинчатый трак"

Разновидности грунтозацепов (шпор) танка Т-34. Видна «Одноболтовая» шпора, шпоры под 500-мм и 550-мм траки и «универсальная» шпора позднего варианта как под 500-мм трак, так и под 550-мм

Траки танков КВ

Всего на танки линейки КВ было 5 видов: - 700мм ранние - 610 мм для КВ-1с - челябинские 650мм с составными траками с укороченными гребнями хаотично через 5-7 траков - челябинские 650мм с составными траками с полностью срезанными гребнями хаотично через 5-7 траков - 650мм поздние для КВ-85. Применялись на предсерийных и ранних ИС-1

Ранние траки 700 мм

Ещё фото

трак КВ-1С - 610мм

Танки БТ-2, 5, 7 (с цилиндрической башней)Гусеничная цепь состояла из 46 звеньев (траков), 23 плоские и 23 с гребнямиШаг звена - 255 мм, ширина - 260 мм. Каждое звено имели 13 ушков (7 с одной стороны, 6 с другой). 6 ушков траков с гребнями соединялось с 7 шками траков без гребней. Наружняя поверхность звена была гладкая.

Танки БТ-7 (с конической башней)

Гусеничная цепь состояла из 70 звеньев (траков). 35 плоские и 35 с гребнямиШаг звена - 167 мм, ширина - 260 мм. Каждое звено имели 7 ушков (3 с одной стороны, 4 с другой). 3 ушка траков с гребнями соединялось с 4 ушками траков без гребней. Наружняя поверхность звена на месте шарнирных соединений имеет выступы, возвышающиеся над опорной поверхностью (грунтозацепы)

Плавающие танки Т-37, Т-38; тягач Т-20 "Комсомолец"

Траки от Т-30, Т-40, Т-60, Т-70

т-70

Траки от Т-26

Трак от тяжёлого тягача "Ворошиловец"

Трак от трактора Сталинец

СТЗ-5

СХТЗ-НАТИ

203-мм гаубица образца 1931 года (Б-4)

Траки с доп. грунтозацепом. СУ-76

Трактор КД-35

Трак от полугусеничного грузовика ЗИС-33

Траки от тягача "КОМИНТЕРН"

Трелевщик Т40

Трактор ДТ54

Болотные траки к трактору ДТ54

Экскаватор Э-156

Ещё Экскаватор

Трак ДТ-75

1. АТ-Л2. МТ-ЛБ

1.

2.

Бульдозер на базе трактора ДТ-75Б

Трак от Т-44М, потом широко использовался на семействе тягачей АТ-Т и машин на их базе

траки трелёвщика ТДТ-55

Трак от дальнейшей модификации ИСа - Т-10М

 

smolbattle.ru

Траки для немецких танков, САУ и гусеничных машин

Sd.Kfz. 141 PzKpfw III:

Sd.Kfz. 161 PzKpfw IV:

а также:

Sd.Kfz.142 StuG III ausf A:

"Ранний" тип.

Ширина трака - 360 мм

======================================================================

Sd.Kfz. 141 PzKpfw III

Sd.Kfz. 161 PzKpfw IV

и машины на их базе:

Sd.Kfz. 142 StuG III:

Sd.Kfz. 161/3 Flakpanzer IV "Mobelwagen":

Sd Kfz. 162 Jagdpanzer IV/48:

Sd Kfz. 162 Jagdpanzer IV/70:

Sd.Kfz. 164 "Hornisse" ("Nashorn"):

Sd.Kfz. 165 "Hummel":

Sd.Kfz. 166 Sturmpanzer IV "Brummbar"

Sd.Kfz. 167 StuG IV:

Flakpanzerkampfwagen IV "Wirbelwind":

Стандартный "средний" тип.

Ширина трака - 380 мм

======================================================================

Sd.Kfz. 141 PzKpfw III

Sd.Kfz. 161 PzKpfw IV

"Поздние" версии.

Sd.Kfz. 167 StuG IV на поздних гусеницах

Ширина трака - 380 мм

======================================================================

======================================================================

Для улучшения сцепления c обледенелыми дорогами в траки вставлялись дополнительные центральные гребни.

======================================================================

Winterketten, "зимние" гусеницы, разработанные в 1942 году для Восточного фронта:

Ostketten, введённые с весны 1944 года. В отличие от Winterketten, позволяли не снимать боковые экраны:

Сравнение: Winterketten - вверху ,Ostketten - внизу.

 

smolbattle.ru

Определитель советский гусеничных траков - Амуниция и снаряжение

Изначально подборка делалась для себя, для облегчения определения найденных траков, присутствуют самые часто встречающиеся траки. 

Танк Т34:

Ранний «гладкий» штампованный трак с приваренным клыком:

 

 

Трак "со стрелкой":

 

 

"Вафельный" трак, ширина 500мм:

 

 

 

Трак выпуска 1941 года:

 

 

 

Сборный "половинчатый трак":

 

Разновидности грунтозацепов (шпор) танка Т-34. Видна «Одноболтовая» шпора, шпоры под 500-мм и 550-мм траки и «универсальная» шпора позднего варианта как под 500-мм трак, так и под 550-мм:

 

 

Подробная статья о разновидностях траков танка Т-34 на сайте TopWar (ссылка откроется в новом окне)

 

 

 

Траки танков КВ:

Всего на танки линейки КВ было 5 видов:- 700мм ранние- 608мм для КВ-1с- челябинские 650мм с составными траками с укороченными гребнями хаотично через 5-7 траков- челябинские 650мм с составными траками с полностью срезанными гребнями хаотично через 5-7 траков- 650мм поздние для КВ-85. Применялись на предсерийных и ранних ИС-1.

Ранние траки 700мм:

 

 

 

СУ-76:

 

Валентайн(Valentine):

Ходовая часть каждого борта состояла из шести обрезиненных опорных катков, сблокированных по три в две балансирные тележки со специальными пружинами и гидравлическими амортизаторами; ведущего колеса со съемным зубчатым венцом и двумя резиновыми шинами; направляющего колеса с натяжным механизмом и трех обрезиненных поддерживающих роликов. В гусеничной цепи было 103 трака, а их зацепление — цевочным, посередине гусеницы.

 

 

 

Танки БТ-2, 5, 7 (с цилиндрической башней):

Гусеничная цепь состояла из 46 звеньев (траков), 23 плоские и 23 с гребнямиШаг звена - 255 мм, ширина - 260 мм. Каждое звено имели 13 ушков (7 с одной стороны, 6 с другой). 6 ушков траков с гребнями соединялось с 7 шками траков без гребней. Наружняя поверхность звена была гладкая.

Танки БТ-7 (с конической башней)

Гусеничная цепь состояла из 70 звеньев (траков). 35 плоские и 35 с гребнямиШаг звена - 167 мм, ширина - 260 мм. Каждое звено имели 7 ушков (3 с одной стороны, 4 с другой). 3 ушка траков с гребнями соединялось с 4 ушками траков без гребней. Наружняя поверхность звена на месте шарнирных соединений имеет выступы, возвышающиеся над опорной поверхностью (грунтозацепы).

 

Легкий танк Т-70:

 

 

Плавающие танки Т-37, Т-38; тягач Т-20 "Комсомолец":

 

Сам Т-38:

 

 

Тягач СТЗ-5:

 

 

 

Тягач "Коминтерн":

 

 

 

Танкетка Т27:

Выпускалась в 1931—1933 годах.

 

 

 

Бронетранспортер Bren Carrier:

 

Прочие:

M3 Lee:

Трактора и экскаваторы:

Трелевщик Т40:

 

Трактор ДТ54:

 

 

 

 

Болотные траки к трактору ДТ54:

 

 

КД-35:

Высота трака 20см, ширина 27см.

 

Экскаватор Э-156:

Экскаватор:

 

 

xn--80aaxgqbdi.xn--p1ai

Гусеницы танка тигр | Танк "Тигр"

В далеком 1941 году в Германии началась разработка тяжелого танка «Тигр». Изначально, шасси машины предполагалось оснастить гусеницами шириной 520 мм. Но в ходе работ над Panzer VI, вес машины возрос, и стало очевидно, что для лучшего распределения давления 56-тонного танка на грунт, необходимо увеличить ширину гусеничных лент. В итоге ширина гусениц выросла на 205 мм и составила 725 мм.

По системе обозначений Управления вооружений сухо­путных войск, гусеницы получили маркировку Kgs 63/725/130, которая расшифровывается следующим образом:

K – (тип гусениц) гусеницы для быстрого моторизированного транспорта;

g – (материал) литой стальной сплав;

s – (соединение звеньев гусеницы) плавающий штифт;

63 – конструкция;

725 – ширина звена в мм;

130 – шаг звена в мм.

Гигант весом 56 тонн оказывал на грунт давление всего 1,06 кг/см2. Это довольное небольшое давление. Например, для сравнения, значения у других машин составляли:

М4 «Шерман» вес 30,3 т. давление около 1 кг/см2;

Мк VIII «Кромвель» 28 т. давление около 1 кг/см2;

«Пантера»  вес 45 т. давление 0,9 кг/см2;

Т-34/85 вес 33 т. давление 0,8 кг/см2;

Рекордсмен Т-34/76, вес 28,5 т. давление всего 0,68 кг/см2.

Для проверки способности подвижного грунта выдерживать вес танка, в руководящей инструкции для экипажа (Tigerfibel), предлагалось одному члену экипажа взять на спину другого и встать на одной ноге, чтобы увидеть, что земля достаточно твердая и способна выдержать обоих. Если нога начнет «тонуть», то при попытке здесь проехать танк «войдет» в землю и затем увязнет в грязи.

На русском фронте, хороших дорог с твердым покрытием традиционно было мало, поэтому немцы были вынуждены импровизировать и строить бревенчатые дороги. Для прохода одного Тигра диаметр бревен должен был быть не менее 15 см, длина составлять 3,5 м, в противном случае танк ломал бревна.

Гусеницы изготав­ливались из марганцевой стали, обладающей лучшей износостойкостью по сравнению со всеми другими сталями.

Каждая гусеница состояла из 96 звеньев. Вес одного звена равнялся примерно 27 кг. Суммарный вес одной гусеничной ленты достигал 3 тонн. Таким образом, вес гусениц составлял 1/9 часть массы танка.

Полная длина гусеницы равна 12,48 м. Длина гусеницы контактирующей с грунтом составляла 3,605 м.

Обе гусеницы собирались из одних и тех же звеньев, что упрощало производство.

Траки соединялись друг с другом с помощью осей, которые имели с одной стороны увеличенную головку. Ось вставлялась в звенья головкой к раме, а с наружной стороны фиксировалась при помощи штифта. В обязанности механика-водителя входил регулярный осмотр крепежных штифтов. При малейшем намеке на поломку штифты меняли. И это не удивительно, ведь потеря одного штифта могла обернуться поломкой гусеницы. Во время боя такая неприятность обездвиживала танк и делала его легкой целью для противника. Если один штифт не выдерживал, шейка оси могла выскочить из своего посадочного места. Чтобы она оставалась на месте, в верхней части кузова был установлен дефлектор.

Когда танк передвигался, гусеница проходила через дефлектор: если ось слегка выскочила, она скользила по дефлектору и вставала на свое изначальное место, что предотвращало размежевание звеньев.

С установленными стандартными гусеницами, называемыми Marschkette (нем. – маршевые гусеницы или иначе эксплуатационные гусеницы), ширина танка составляла 3547 мм. Это в свою очередь означало, что Тигр не будет соответствовать стандартному Европейскому железнодорожному габариту Berne gauge (англ. – широко используемый термин для обозначения ж/д габарита с размерами:  3150 мм ширина, 3175 боковая высота, 4280 мм высота посередине) и будет выступать за края вагон-платформы. Столкнувшись с этой проблемой, команда разработчиков решила сделать внешние катки съемными и создала дополнительный комплект узких гусениц, называемых Verladekette (нем. –  транспортные гусеницы). Принятые меры позволили вписать машину в требуемый габарит и дали возможность использовать железную дорогу для перевозки танка.

На фотографии только что собранный Тигр выезжает на своих транспортных гусеницах.

На первых произведенных Тиграх боковые крылья по бортам корпуса попросту отсутствовали. Но так как гусеницы Marschkette были шире, чем корпус, они могли набросать приличную кучу грязи на палубу корпуса и увеличить тем самым и без того большую массу танка. Впоследствии были установлены боковые съемные крылья (брызговики).

Передняя и задняя части брызговиков имели навесные крылья, что давало им возможность складываться, благодаря этому Тигр вписывался в требуемую ширину.

На фотографии транспортировочные траки установлены. Внешний ряд катков и крылья демонтированы, передняя откидная крышка сложена.

Поезда исполь­зовали для доставки бронетех­ники к месту боев на расстояния более 100 км, и в особенности танков, которые потребляли много топлива.

На фотографии «Тигр», погруженный на специальную платформу. На танк надеты узкие транспортировочные гусеницы. Более широкие боевые гусеницы находятся под корпусом и частично свернуты.

После разгрузки на танк снова надевали боевые гусеницы. Безусловно, личный состав был хорошо натре­нирован, чтобы быстро проводить эту операцию. Обычно смена гусениц занимала около 25 минут.

Для плавного хода танка необходимо было постоянно следить за натяжением гусеничных лент. В противном случае могла повредиться гусеница, а также возрастала нагрузка на двигатель. При скорости движения танка 45 км/ч, верхняя часть гусеницы движется со скорость 90 км/ч и в случае слабого натяжения при торможении или повороте они будут ударять по ведущему колесу с огромной силой. При правильном натяжении между передним опорным катком и гусеницей оставалось расстояние шириной примерно в четыре пальца.

Эксплуатируя Тигр на Восточном фронте, немцы неожиданно для себя осознали, что гусеницы танка плохо подходят для условий суровой русской зимы. И в декабре 1943 Тигр оснастили новыми гусеницами. До этого на Kgs 63/725/130 поверхность звена, соприкасающаяся с землей, состояла из четырех формованных частей прямоугольной формы.

На новых же звеньях прямоугольные части были заменены шестью небольшими наклонными гребнями. Новые траки обеспечивали лучшее сцепление со льдом и снегом.

На фотографии ниже «Тигр», оснащенный гусеницами поздней модели. Эти гусеницы можно узнать по расположенным на звеньях гребням, которые состоят из трех пар рельефных V-образных зубцов на соприкасающейся с грунтом поверхности.

Два пера на звене, обеспечивали хороший контакт при взаимодействии с ведущим колесом, ленивцем и опорными катками. На каждом звене была ведущая перфорация. Ведущая перфорация представляет собой ряд одинаковых отверстий на гусеничной ленте, расположенных на равном расстоянии друг от друга, предназначенных для перемещения ленты посредством звездочки и стабилизации самой ленты.

metspra.ru

Гусеницы танка "Тигр" - Амуниция и снаряжение

Гусеницы танка "Тигр"

В далеком 1941 году началась разработка тяжелого танка «Тигр». Изначально, шасси танка предполагалось оснастить гусеницами шириной 520 мм. Но в ходе работ над Panzer VI, вес машины возрос, и стало очевидно, что для лучшего распределения давления 56-тонного танка на грунт, необходимо увеличить ширину гусеничных лент. В итоге ширина гусениц выросла на 205 мм и составила 725 мм.

Гусеницы получили маркировку Kgs 63/725/130, по системе обозначений Управления вооружений сухо­путных войск.

 

Расшифровка маркировки:

K – (тип гусениц) гусеницы для быстрого моторизированного транспорта;

g – (материал) литой стальной сплав;

s – (соединение звеньев гусеницы) плавающий штифт;

63 – конструкция;

725 – ширина звена в мм;

130 – шаг звена в мм.

 

Гигант весом 56 тонн оказывал на грунт давление всего 1,06 кг/см2. Это довольное небольшое давление. Например, для сравнения, значения у других машин составляли:

М4 «Шерман» вес 30,3 т. давление около 1 кг/см2;

Мк VIII «Кромвель» 28 т. давление около 1 кг/см2;

«Пантера»  вес 45 т. давление 0,9 кг/см2;

Т-34/85 вес 33 т. давление 0,8 кг/см2;

Рекордсмен Т-34/76, вес 28,5 т. давление всего 0,68 кг/см2.

 

Для проверки способности подвижного грунта выдерживать вес танка, в руководящей инструкции для экипажа (Tigerfibel), предлагалось одному члену экипажа взять на спину другого и встать на одной ноге, чтобы увидеть, что земля достаточно твердая и способна выдержать обоих. Если нога начнет «тонуть», то при попытке здесь проехать танк «войдет» в землю и затем увязнет в грязи.

 

На русском фронте, хороших дорог с твердым покрытием традиционно было мало, поэтому немцы были вынуждены импровизировать и строить бревенчатые дороги. Для прохода одного Тигра диаметр бревен должен был быть не менее 15 см, длина составлять 3,5 м, в противном случае танк ломал бревна.

 

Гусеницы изготав­ливались марганцевой стали, обладающей лучшей износостойкостью по сравнению со всеми другими сталями.

 

Каждая гусеница состояла из 96 звеньев. Вес одного звена равнялся примерно 27 кг. Суммарный вес гусеничной ленты составлял около 3 тонн. Таким образом, вес гусениц составлял 1/9  часть от массы танка.

 

Полная длина гусеницы равна 12,48 м. Длина гусеницы контактирующей с грунтом составляла 3,605 м.

 

 

Обе гусеницы собирались из одних и тех же звеньев, что упрощало производство.

Траки соединялись друг с другом с помощью осей, которые имели с одной стороны увеличенную головку. Ось вставлялась в звенья головкой к раме, а с наружной стороны фиксировалась при помощи штифта. В обязанности механика-водителя входил регулярный осмотр крепежных штифтов. При малейшем намеке на поломку штифты меняли. И это не удивительно, ведь потеря одного штифта могла обернуться поломкой гусеницы. Во время боя такая неприятность обездвиживала танк и делала его легкой целью для противника. Если один штифт не выдерживал, шейка оси могла выскочить из своего посадочного места. Чтобы она оставалась на месте, в верхней части кузова был установлен дефлектор.

 

 

Когда танк передвигался, гусеница проходила через дефлектор: если ось слегка выскочила, она скользила по дефлектору и вставала на свое изначальное место, что предотвращало размежевание звеньев.

 

С установленными стандартными гусеницами, называемыми Marschkette (англ. – маршевые гусеницы; или иначе эксплуатационные гусеницы), ширина Тигра составляла 3547 мм. Это значило, что Тигр не будет соответствовать  Berne gauge   (англ. – широко используемый термин для обозначения железнодорожного габарита с размерами:  3150 мм ширина, 3175 боковая высота, 4280 мм высота посередине) и будет выступать за края вагон-платформы. Столкнувшись с этой проблемой, команда разработчиков сделала внешние катки съемными и создала дополнительный комплект узких гусениц для транспортировки на железнодорожной вагон-платформе, называемых Verladekette (или транспортными гусеницами).

 

На фотографии только что собранный Тигр выезжает на своих транспортных гусеницах:

 

 

На первых произведенных Тиграх боковые крылья по бортам корпуса попросту отсутствовали. Но так как гусеницы Marschkette были шире, чем корпус, они могли набросать приличную кучу грязи на палубу корпуса и увеличить тем самым и без того большую массу танка. Впоследствии были установлены боковые съемные крылья (брызговики).

 

Передняя и задняя части брызговиков имели навесные крылья, что давало им возможность складываться, благодаря этому Тигр вписывался в требуемую ширину.

 

На фотографии Verladekette траки установлены. Внешний ряд катков и крылья демонтированы, передняя откидная крышка сложена.

 

 

Поезда исполь­зовали для доставки бронетех­ники к месту боев на расстояния более 100 км, и в особенности танков, которые потребляли много топлива.

 

На фотографии «Тигр», погруженный на специальную платформу. На танк надеты узкие транспортировочные гусеницы. Более широкие боевые гусеницы находятся под корпусом и частично свернуты.

 

 

После разгрузки на танк снова надевали боевые гусеницы. Безусловно, личный состав был хорошо натре­нирован, чтобы быстро проводить эту операцию. Обычно смена гусениц занимала около 25 минут.

 

Для плавного хода танка необходимо было постоянно следить за натяжением гусеничных лент. В противном случае могла повредиться гусеница, а также возрастала нагрузка на двигатель. При скорости движения танка 45 км/ч, верхняя часть гусеницы движется со скорость 90 км/ч и в случае слабого натяжения при торможении или повороте они будут ударять по ведущему колесу с огромной силой. При правильном натяжении между передним опорным катком и гусеницей оставалось расстояние шириной примерно в четыре пальца.

 

 

 

Эксплуатируя Тигр на Восточном фронте, немцы неожиданно для себя осознали, что гусеницы танка плохо подходят для условий суровой русской зимы. И в декабре 1943 Тигр оснастили новыми гусеницами. До этого на Kgs 63/725/130 поверхность звена, соприкасающаяся с землей, состояла из четырех формованных частей прямоугольной формы.

 

 

На новых же звеньях прямоугольные части были заменены шестью небольшими наклонными гребнями. Новые траки обеспечивали лучшее сцепление со льдом и снегом.

 

 

На фотографии ниже «Тигр», оснащенный гусеницами поздней модели. Эти гусеницы можно узнать по расположенным на звеньях гребням, которые состоят из трех пар рельефных V-образных зубцов на соприкасающейся с грунтом поверхности.

 

 

Два пера на звене, обеспечивали хороший контакт при взаимодействии с ведущим колесом, ленивцем и опорными катками. На каждом звене была ведущая перфорация. Ведущая перфорация представляет собой ряд одинаковых отверстий на гусеничной ленте, расположенных на равном расстоянии друг от друга, предназначенных для перемещения ленты посредством звездочки и стабилизации самой ленты.

 

Чертежи трака:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

гугл ya

xn--80aaxgqbdi.xn--p1ai

Траки танка КВ

 

Траки танка КВ

Источник: Книга конструктор Н.Л. Духов и его школа. 

После войны Танкоград стал легендарным, его биография почти сплошь состоит из победных реляций. А ведь не было, пожалуй, ни одной победы без неудач, и за многие из них по тому, скорому на расправу закону военного времени каждый из нас мог оказаться за колючей проволокой, а то и вообще не сносить головы.

Ахиллесовой пятой танка KB, выпестованного кировцами в Ленинграде, была ходовая часть, и прежде всего "башмаки" - траки, отливавшиеся из низколегированной стали. Выбор такой марки, да еще для литых траков, был грубой ошибкой конструкторов и металловедов. Гигант танк был поставлен на глиняные ноги.

Но вот с фронтов стали поступать известия о поломках траков в боевых условиях. С порванной гусеницей, вращаясь на месте, танк превращался в крупную, хотя и прилично бронированную, мишень и в конце концов погибал. Разрыв обеих гусениц под огнем противника полностью исключал возможность ремонта, смены траков на ходу в боевых условиях. Танк и его экипаж становились обреченными.

Как обычно, Ж. Я. Котин стал объяснять поломку траков изъянами в технологии - плохим качеством литья. Но вот грянул гром. Грянул он в декабре 1941 года во время ожесточенной битвы под Москвой . Точнее, под Мценском , где танкисты полковника Катукова насмерть дрались с танковой армадой Гудериана . В бригаде кроме танков Т-34 были и танки KB нашего Кировского танкового завода на Урале. Бойцы любили наш танк, смелее шли в бой под его прикрытием, ведь мощнее его тогда не было, именовали "уральским мамонтом". И вот в одной из операций, близ станции и деревни Горюны, танкисты группы лейтенанта Лавриненко погибли в бою из-за выхода из строя ходовой части сразу трех машин. Поломки случались и ранее, но все "в розницу", а тут... Очень приметно!

За ходом боев на этом участке фронта напряженно следил сам Верховный Главнокомандующий Сталин - здесь решалась судьба столицы. Ему и доложил полковник Катуков , позже маршал бронетанковых сили, о срыве операции из- за выхода из строя танков KB по техническим причинам. Рапорт с резолюцией Сталина "Почему и кто виноват?" лег на стол наркома танковой промышленности Малышева .\ Тот немедленно вызвал в Москву директора завода Зальцмана , генерального конструктора Котина и главного металлурга.

Известный вопрос "кто виноват?" ставился в очень опасной форме. Виновник мог быть обречен как пособник врага. На предварительном совещании- полудопросе у наркома Котин заявил, что сталь марки 27СГТЛ была принята для траков в результате длительных и успешных полигонных испытаний, проводившихся в Ленинграде накануне войны. Поломки траков, отлитых в Челябинске, очевидно, объясняются плохим качеством отливок и плохой их термической обработкой. Словом, как обычно - "жена Цезаря вне подозрений". Зальцман согласно и сокрушенно подтверждал эту мысль, покачивая головой, как всегда поддерживая своего друга.

Однако нарком, опытный инженер и вдумчивый руководитель, захотел выслушать мнение металлурга, кандидата во вредители. Возражая Котину, он доложил, что поломки траков закономерны, что сталь 27СГТЛ, из которой их отливали, малопригодна для таких тяжеловесов, тем более зимой. Была высказана мысль, что поломки траков могут стать массовыми. Вывод зловещий: использование этой стали в литых траках тяжелого танка может привести к тяжелейшим последствиям. Надо менять марку стали и переводить траки с литья на штамповку...

Конец перепалке положил Малышев:

- Вы за новую марку стали лично ручаетесь? Головой своей ручаетесь?

- Гарантирую надежную работу гусениц из этой стали в любых ситуациях, кроме повреждения от прямого попадания снаряда.

И еще... Малышев звонит помощнику Верховного Главнокомандующего Поскребышеву и уточняет с ним время визита к Сталину...

Дальше все было как во сне! Прием в Кремле был назначен по-сталински - на два часа ночи. Малышев кратко и точно доложил о раскладе мнений и поддержал соображения в пользу перехода на траки из горячекатаной заготовки из новой марки стали, сказав, что сейчас танк KB представляет собой колосс на глиняных ногах. Затем он попросил Сталина дать указание Магнитке приступить к освоению новой марки и поставке ее нашему заводу в виде профильного проката. Сталин слушал, медленно прохаживаясь по кабинету, посасывая потухшую трубку. Затем, остановившись перед Зальцманом, спросил:

- Скажи, как называется твой танк? - Хотя хорошо знал его название.

- Танк KB - "Клим Ворошилов", - ответил бледный как мел Зальцман .

- Тогда что ты здесь делаешь? Иди к Ворошилову и подключай его к делу. Кстати, его сынок, кажется, у тебя работает? ( П. К Ворошилов был на заводе зам. генерального конструктора по танковому производству в СКБ-2 ).

- Да, - подтвердил почти с нескрываемой радостью Зальцман, поняв, что гроза вроде миновала.

- Он - заместитель вот его, Жозефа Яковлевича Котина , генерального конструктора по танкам.

Сталин знал подтянутого молодого генерала. Будучи главным конструктором Кировского завода в Ленинграде, Котин еще в 1940 году демонстрировал перед членами Политбюро танк КВ.

- Ну, вот совместно и нажмите на Магнитку, и немедленно. Не подводите армию и себя. И учтите, что еще раз по такому поводу буду с вами разговаривать, не я, а другие...

Это были последние слова - напутствие и предостережение, которые мы услышали от Сталина. Он отпустил нас легким движением здоровой руки. Малышева же задержал у себя... Проблема была после этого решена без проволочек. (Следует сказать, что ходовая часть и трансмиссия танков, судя по воспоминаниям, доставляла конструкторам-танкоградцам больше всего неприятностей. Я.Е. Гольдштейн описывает очень характерный эпизод, когда злополучие с ходовой частью дошло до самого главного кабинета страны - до самого Главнокомандующего Сталина. Больше всего в "ходовых" ситуациях приходилось разбираться, принимать удар на себя и исправлять положение заместителю главного, а затем и главному конструктору Танкограда Духову .

Когда, к примеру, не во что стало "обувать" танки, не успевали штамповать траки и KB столпились на выходе с завода (срыв поставки на фронт - расстрел ), именно он придумал штамповку полутраков. Расстрельный срыв был ликвидирован.

А случай с постановкой узла с трофейного танка (воспоминания А. И. Белоносова ), когда на докладной с фронта о явном вредительстве - танки выходят из-за этого из строя на поле боя - Сталин рекомендует росписью на ней: "Сволочей надо расстреливать!", "сволочью" оказался главный - Духов . И спасло его лишь чудо по тем временам - следователь оказался толковым и порядочным - разобрался и спас "вредителя"...

Сколько их было, таких "рас-стрельных" ситуаций! Все они в войну под расстрелом ходили, герои Танкограда. Духов же - до смерти Самого и в атомном ведомстве . - Сост.

Ссылки:1. ТАНК КВ - КРЕПКИЙ ОРЕШЕК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

www.famhist.ru