Малые боевые корабли и катера. Торпедные катера ссср второй мировой войны


Малые боевые корабли и катера — Всё о Второй мировой

Малые боевые корабли и катера являлись одной из наиболее многочисленных и разнообразных составляющих военных флотов стран, участвующих в войне. В нее входили суда, как строго целевого назначения, так и многофункциональные, как мелкие по размеру, так и достигающие 100 м. в длину. Одни корабли и катера действовали в прибрежных водах или реках, другие в морях с запасом хода более 1 000 миль. Некоторые катера к месту действия доставлялись автомобильным и железнодорожным транспортом, а иные на палубах крупных кораблей. Ряд судов строились по специальным военным проектам, под другие приспосабливались гражданские конструкторские разработки. Превалирующее количество кораблей и катеров имели деревянные корпуса, но многие оснащались стальными и даже дюралевыми. Также применялось бронирование палубы, бортов, рубки и башен. Разнообразными были и силовые установки судов – от автомобильных до авиационных двигателей, что обеспечивало и разную скорость хода – от 7-10 до 45-50 узлов час. Вооружение кораблей и катеров всецело зависело от их функционального назначения.

К основным видам судов этой категории относятся: торпедные и сторожевые катера, катерные тральщики, бронекатера, противолодочные и артиллерийские катера. Их совокупность определялась понятием «москитный флот», вышедшим с Первой Мировой войны и предназначавшегося для боевых действий одновременно большими группами. Операции с участием «москитного флота», в частности, десантные, применялись Великобританией, Германией, Италией и СССР. Краткое описание типов малых боевых кораблей и катеров выглядит следующим образом.

Самыми многочисленными судами среди малых боевых кораблей были торпедные катера — быстроходные маломерные боевые корабли, основным оружием которых является торпеда. К началу войны все еще господствовало представление о крупных артиллерийских кораблях как основе флота. Торпедные катера в основных флотах морских держав были представлены слабо. Несмотря на очень высокую скорость (около 50 узлов) и сравнительную дешевизну изготовления, реданные катера, преобладавшие в довоенное время, имели очень низкую мореходность и не могли действовать при волнении более 3-4 баллов. Размещение торпед в кормовых желобах не обеспечивало достаточной точности их наведения. Фактически катер мог попасть торпедой в достаточно крупный надводный корабль с расстояния не более полумили. Поэтому торпедные катера считались оружием слабых государств, предназначенным лишь для защиты прибрежных вод и закрытых акваторий. Например, к началу войны в составе британского флота числились 54 торпедных катера, германский флот имел 20 судов. С началом войны строительство катеров резко возросло.

Ориентировочное количество основных видов торпедных катеров собственной постройки использовавшихся в войне в разрезе стран (без трофейных и переданных/полученных)

Страна Всего Потери Страна Всего Потери
Болгария 7 1 США 782 69
Великобритания 315 49 Турция 8
Германия 249 112 Таиланд 12
Греция 2 2 Финляндия 37 11
Италия 136 100 Швеция 19 2
Нидерланды 46 23 Югославия 8 2
СССР 447 117 Япония 394 52

Часть стран, не располагающая судостроительными мощностями или технологиями заказывала катера для своих флотов на крупных верфях Великобритании («British Power Вoats», «Vosper», «Thornycroft»), Германии («F.Lurssen»), Италии (SVAN), США («Elco», «Higgins»). Так Великобритания продала Греции 2 катера, Ирландии — 6, Польше – 1, Румынии – 3, Таиланду — 17, «Филиппинам – 5, Финляндии и Швеции – по 4, Югославии – 2. Германия продала Испании 6 катеров, Китаю – 1, Югославии – 8. Италия продала Турции – 3 катера, Швеции — 4, Финляндии – 11. США – продали Нидерландам – 13 катеров.

Кроме того, Великобритания и США передавали суда своим союзникам по договорам ленд-лиза. Подобные передачи судов осуществляла Италия и Германия. Так Великобритания передала Канаде 4 катера, Нидерландам – 11, Норвегии – 28, Польше – 7, Франции – 8. США передали Великобритании – 104 катера, СССР – 198, Югославии – 8. Германия передала Болгарии 4 катера, Испании – 4, Румынии – 6. Италия передала Германии – 7 катеров, Испании — 3, Финляндии – 4.

Воюющие стороны успешно использовали трофейные суда: сдавшиеся в плен; захваченные, как в полной исправности, так и восстановленные впоследствии; недостроенные; поднятые после затопления экипажами. Так Великобритания использовала 2 катера, Германия — 47, Италия – 6, CCCР – 16, Финляндия – 4, Япония – 39.

Особенности в строении и оснащении торпедных катеров ведущих стран-строителей, можно охарактеризовать таким образом.

В Германии главное внимание было уделено мореходности, дальности хода и эффективности оружия торпедных катеров. Их строили сравнительно больших размеров и высокой дальности хода, с возможностью ночных дальних рейдов и торпедных атак с большой дистанции. Катера получили обозначение «Schnellboote» (S—type) и выпускались 10-ю сериями, включая прототип и экспериментальные образцы. Первый катер нового типа «S-1» был построен в 1930 году, а массовое производство началось в 1940 г. и продолжалось до конца войны (последний катер «S-709»). Каждая последующая серия, как правило, была более совершенной по сравнению с предыдущей. Большой радиус действия при хорошей мореходности позволял использовать катера практически в качестве миноносцев. Их функциями были нападения на большие корабли, проникновение в гавани и базы и нанесение ударов по находящимся там силам, проведение атак на торговые суда, следовавших морскими трассами и рейды на распложенные вдоль побережья объекты. Наряду с этими задачами торпедные катера могли использоваться для ведения оборонительных действий — атака подводных лодок и сопровождение прибрежных конвоев, ведение разведки и операции по разминированию вражеских минных полей. За время войны они потопили 109 транспортов противника общей вместимостью 233 тыс. брт., а также 11 эсминцев, норвежский миноносец, подводную лодку, 5 тральщиков, 22 вооруженных траулера, 12 десантных кораблей, 12 вспомогательных судов и 35 различных катеров. Сильная сторона этих катеров, обеспечивающая высокую мореходность, оказалась и одной из причин их гибели. Килевая форма корпуса и значительная осадка не позволяли проходить минные поля, что не представляло опасности для малых или реданных катеров.

Торпедные катера Великобритании военного времени постройки имели увеличенный тоннаж и прочную обшивку корпуса, однако из-за отсуттвия необходимых двигателей, скорость их хода оставалась низкой. Кроме того катера имели ненадежные рулевые устройства и гребные винты со слишком тонкими лопастями. Эффективность торпедных атак составляла 24%. При этом, за все время войны каждый катер в среднем принимал участие в 2-х боевых операциях.

Италия пыталась строить свои катера по образцах германского «Schnellboote» первых серий. Однако катера получились мало скоростными и слабо вооруженными. Дооворужение их глубинными бомбами превратило в охотников, которые лишь внешним видом напоминали немецкие. Кроме полноценных торпедных катеров, в Италии фирмой «Baglietto» было построено около 200 вспомогательных, маломерных катеров, не показавших ощутимых результатов их применения.

В США к началу войны торпедное катеростроение находилось на уровне экспериментальных разработок. На базе 70-футового катера английской фирмы «British Power Вoats», фирма «ELCO» осуществляя постоянную их доработку, произвела выпуск судов тремя сериями в общем количестве 385 единиц. В дальнейшем к их выпуску подключились фирмы «Higgins Industries» и «Huckins». Катера отличались маневренностью, автономностью и выдерживали 6-бальный шторм. В тоже время бугельная конструкция торпедных аппаратов была непригодной для использования в Заполярье, а гребные винты быстро изнашивались. Для Великобритании и СССР в США строились 72-футовые катера по проекту английской фирмы «Vosper», однако по своим характеристикам они существенно уступали прототипу.

Основу торпедных катеров СССР составляли два типа довоенной разработки: «Г-5» — для прибрежного действия и «Д-3» — для средних расстояний. Глиссирующий катер «Г-5», строившийся, как правило, с дюралевым корпусом, обладал высокой скоростью и маневренностью. Однако плохая мореходность и живучесть, малый радиус действия нивелировали его лучшие качества Так, катер мог произвести торпедный залп при волнении до 2 балов, а держаться в море до 3 балов. При скорости свыше 30 узлов огонь пулеметов был бесполезным, а пуск торпед происходил на скорости не менее 17 узлов. Коррозия «сжирала» дюралюминий буквально на глазах, поэтому катера приходилось сразу по возвращении с задания поднимать на стенку. Несмотря на это, катера строились до средины 1944 г. В отличие от «Г-5», реданный катер «Д-3» имел прочную конструкцию деревянного корпуса. Его вооружали торпедными аппаратами бортового сбрасывания, позволявшими произвести торпедный залп даже в случае потери катером хода. На палубе можно было разметить взвод десантников. Катера обладали достаточной живучестью, маневренностью и выдерживали шторм до 6 балов. В конце войны, в развитие катера «Г-5» началось строительство катеров типа «Комсомолец» с улучшенной мореходностью. Он выдерживал шторм в 4 бала, имел подобие киля, бронированную рубку и трубчатые торпедные аппараты. Вместе с тем, живучесть катера оставляла желать лучшего.

Торпедные катера типа «В» являлись основой москитного флота Японии. Они обладали низкой скоростью и слабым вооружением. По техническим характеристикам американские катера превосходили их более чем в два раза. В результате эффективность их действий на войне была крайне низкой. Например, в боях за Филиппины японским катерам удалось потопить один-единственный небольшой транспортный корабль.

Боевые действия «москитного флота» показали высокую эффективность универсальных, многоцелевых катеров. Однако специальное их строительство осуществляли лишь Великобритания и Германия. Остальные страны постоянно модернизируя и перевооружая имеющиеся суда (тральщики, торпедные и сторожевые катера), приближали их к универсальности. Многоцелевые катера имели деревянный корпус и использовались в зависимости от поставленной задачи и ситуации как артиллерийские, торпедные, спасательные суда, минные заградители, охотники или тральщики.

Великобритания по специальным проектам построила 587 катеров, из которых погибло 79. Еще 170 катеров было построено по лицензиям другими странами. Германия выпустила 610 катеров на базе технической документации рыболовного сейнера, из которых 199 погибло. Катер получил обозначение «KFK» ( Kriegsfischkutter — «военный рыболовный катер» ) и выгодно отличался от других судов по критерию «стоимость/эффективность». Он строился как различными предприятиями Германии, так и в других странах, в т.ч. в нейтральной Швеции.

Артиллерийские катера предназначались для борьбы с катерами противника и поддержки десанта. Разновидностями артиллерийских катеров являлись бронекатера и катера вооруженные реактивными пусковыми установками (минометные).

Появление специальных артиллерийских катеров в Великобритании было связано с необходимостью борьбы с германским «москитным» флотом. Всего за годы войны было построено 289 суден. Другие страны для этих целей использовали сторожевые катера или патрульные корабли.

Бронекатера в войне использовала Венгрия, СССР и Румыния. К началу войны Венгрия имела 11 речных бронекатеров, 10 из которых было построено в период Первой Мировой войны. СССР использовал 279 речных бронекатеров, основу которых составляли катера проекта 1124 и 1125. Они вооружались башнями от танка Т-34 со штатными 76-мм пушками. В СССР также строились морские бронекатера с мощным артиллерийским вооружением и средней дальностью хода. Несмотря на малую скорость, недостаточный угол возвышения танковых орудий, отсутствие приборов управления огнем, они имели повышенную живучесть и обеспечивали надежную защиту экипажа.

На вооружении Румынии состояло 5 речных бронекатеров, два из которых времен Первой Мировой войны использовались в качестве тральщиков, два – перестроены из чехословацких минных заградителей, один – трофейный советский проекта 1124.

Во второй половине войны в Германии, Великобритании, СССР и США на катера устанавливали реактивные пусковые установки в качестве дополнительного вооружения. Кроме того, в СССР было построено 43 специальные минометные катера. Наибольшее применение эти катера получили в войне с Японией при высадке десантов.

Сторожевые катера занимают заметное место среди малых боевых кораблей. Они представляли собой маломерные боевые корабли, как правило, с артиллерийским вооружением и предназначены для несение дозорной (патрульной) службы в прибрежной зоне, борьбы с катерами противника. Сторожевые катера строили многие страны, имеющие выход к морям или располагавшие крупными реками. Вместе с тем, некоторые страны (Германия, Италия, США) для этих целей использовали другие типы судов.

Ориентировочное количество основных видов сторожевых катеров собственной постройки использовавшихся в войне в разрезе стран (без трофейных и переданных/полученных)

Страна Всего Потери Страна Всего Потери
Болгария 4 США 30
Великобритания 494 56 Румыния 4 1
Иран 3 Турция 13 2
Испания 19 Финляндия 20 5
Литва 4 1 Эстония 10
СССР 238 38 Япония 165 15

Страны, занимающие ведущие места в области судостроения, активно продавали сторожевые катера заказчикам. Так, в период войны Великобритания поставила Франции 42 катера, Греции – 23, Турции – 16, Колумбии – 4. Италия продала Албании – 4 катера, а Канада – Кубе – 3. США по договорам ленд-лиза передали Венесуэле – 3 катера, Доминиканской Республике – 10, Колумбии – 2, Кубе – 7, Парагваю – 6. В СССР использовалось 15 трофейных сторожевых катеров, в Финляндии — 1.

Характеризуя особенности строения наиболее массовых выпусков катеров в разрезе стран-производителей следует отметить следующее. Британский катер типа «HDML» строился на многих верфях и в зависимости от предполагаемого места службы получал соответствующее оснащение. Он обладал надежными двигателями, хорошей мореходностью и маневренностью. Массовое строительство советских катеров базировалось на приспособлении разработок разъездных и служебных катеров. Они оснащались маломощными, в основном, автомобильными двигателями и соответственно имели низкую скорость и в отличие от британских катеров не имели артиллерийского вооружения. Японские катера строились на базе торпедных, имели мощные двигатели, как минимум – малокалиберные пушки, бомбометы. К концу войны многие были оснащены торпедными аппаратами и нередко переклассифицировались в торпедные катера.

Противолодочные катера строились Великобританией и Италией. Великобритания построила 40 катеров, из которых погибло 17, Италия – 138, погибло – 94. Обе страны строили катера в корпусах торпедных катеров, с мощными двигателями и достаточным запасом глубинных бомб. Кроме того, итальянские катера дополнительно оснащались торпедными аппаратами. В СССР противолодочные катера классифицировались как малые охотники, в США, Франции и Японии – как охотники.

Катера-тральщики (катерные тральщики) массово использовались во всех крупных флотах и предназначались для поиска и уничтожения мин и проводки кораблей через минно-опасные районы в гаванях, на рейдах, реках и озёрах. Тральщики оборудовались различными вариантами тралов (контактные, акустические, электромагнитные и др.), имели малую осадку и корпус из дерева для малого магнитного сопротивления, оснащались оборонным вооружением. Водоизмещение катера, как правило, не превышало 150 т., а длина – 50 м.

Ориентировочное количество основных видов катерных тральщиков собственной постройки использовавшихся в войне в разрезе стран (без трофейных и переданных/полученных)

Страна Всего Потери Страна Всего Потери
Болгария 17 1 Турция 5
Великобритания 403 35 Финляндия 16 1
Германия 373 168 Эстония 1
СССР 313 37

Большинство стран не строили катерные тральщики, а при необходимости оснащали тралами имеющиеся вспомогательные суда или боевые катера, также покупали катера-тральщики.

В период войны Великобритания передала Бельгии и Греции по одному катеру, Индии – 5, Нидерландам – 14, Норвегии – 2, СССР – 19, Франции – 7. Германия использовала 34 трофейных катера, СССР- 24.

Среди особенностей катеров специальной постройки следует отметить следующее. Великобритания строила катера большого водоизмещения со значительной осадкой, которые применялись для обезвреживания акустических и магнитных мин. Основное количество германских моторных тральщиков несмотря на то, что создавались для работы в мелководных районах, обладали высокой мореходностью и могли работать при волнении до 6 балов. Кроме того они могли принимать на борт глубинные бомбы или мины. Также эти катера использовали и в качестве спасательных судов. Незначительное количество маломерных катеров классифицировалось как речные тральщики. В СССР катерные тральщики строились на базе корпусов сторожевых, разъездных и служебных катеров. Их преобразование заключалось в установке трального оснащения и стреловых, а иногда и зенитных пулеметов.

ТТХ основных видов малых боевых кораблей и катеров детально изложены ниже.

wwii.space

«Шнелльботы». Германские торпедные катера Второй мировой войны

Upper Paleolithic by Zdenek Burian

Zdenek Burian : Reconstruction of Upper Paleolithic daily life

Cro-Magnons, early modern humans or Homo sapiens sapiens (50 000 - 10 000 years before present). Reconstruction of Upper Paleolithic daily life by Zdenek Burian, an influential 20th century palaeo-artist, painter and book illustrator from Czechoslovakia. The images represent an artistic rendition of the ideas used to circulate in the middle of 20th century: what was it like for European early modern humans or Cro-Magnons to live during the last Ice Ages (from about 40 000 to 12 000 years before present). Some of the concepts are put in doubt today, some are still retaining their value.

Сквозь ад русской революции. Воспоминания гардемарина. 1914–1919

Николай Реден : Сквозь ад русской революции. Воспоминания гардемарина. 1914-1919

Интереснейшие воспоминания человека очень неординарной судьбы. Одно простое перечисление основных событий юности и молодости Николая Редена впечатляет: начало Великой Войны и «побег» из гимназии на фронт, Февральская революция, Петроград 17-го года, большевистский переворот, участие в тайной офицерской организации, арест и бегство, нелегальный переход в Финляндию, приезд в Эстонию и участие в боях в составе Северо-Западной Армии. Николай Реден остается с армией до трагического финала похода на Петроград, потом интернирование армии в Эстонии, плавание в Данию на «Китобое», встречи с вдовствующей императрицей и наконец эмиграция в Соединенные Штаты. Там для Николая начинается новый, американский этап его жизни. Николаю Редену пришлось пройти через невероятные испытания, увидеть жизнь медвежьих углов России, узнать тюрьму и оценить всю прелесть воли. Когда разразилась революция, юный гардемарин оказался в своей стране во враждебном окружении. Он перешел границу с Финляндией, воевал в составе Белой армии в Эстонии. После разгрома белых с группой молодых флотских офицеров на похищенном корабле он совершил переход в Копенгаген. Не раз пришлось юноше побывать на грани жизни и смерти. Судьба хранила Редена, ему удалось, пройдя множество испытаний, найти новую родину и не забыть о своей принадлежности к народу страны с трагической, но великой историей.

The voyage of the Beagle

Charles Darwin, 1839

Preface I have stated in the preface to the first Edition of this work, and in the Zoology of the Voyage of the Beagle, that it was in consequence of a wish expressed by Captain Fitz Roy, of having some scientific person on board, accompanied by an offer from him of giving up part of his own accommodations, that I volunteered my services, which received, through the kindness of the hydrographer, Captain Beaufort, the sanction of the Lords of the Admiralty. As I feel that the opportunities which I enjoyed of studying the Natural History of the different countries we visited, have been wholly due to Captain Fitz Roy, I hope I may here be permitted to repeat my expression of gratitude to him; and to add that, during the five years we were together, I received from him the most cordial friendship and steady assistance. Both to Captain Fitz Roy and to all the Officers of the Beagle [1] I shall ever feel most thankful for the undeviating kindness with which I was treated during our long voyage. This volume contains, in the form of a Journal, a history of our voyage, and a sketch of those observations in Natural History and Geology, which I think will possess some interest for the general reader. I have in this edition largely condensed and corrected some parts, and have added a little to others, in order to render the volume more fitted for popular reading; but I trust that naturalists will remember, that they must refer for details to the larger publications which comprise the scientific results of the Expedition.

Воспоминания кавказского офицера

Торнау Ф.Ф.: Москва, Дружба народов, 1996

Торнау Федор Федорович (1810-1890) — барон, Генерального штаба полковник. Представитель рода, происходившего из Померании и ведшего начало с половины XV века, учился в Благородном пансионе при Царскосельском лицее, после чего поступил на военную службу и участвовал в войне 1828 г. против турок, в "польской кампании" 1831, в сражениях на Кавказе и др. В течение двух лет Торнау находился в плену у кабардинцев. С 1856 (по 1873) служил русским военным агентом в Вене и состоял членом военно-ученого комитета. Известен Торнау также как автор ряда мемуарных произведений ("Воспоминания кавказского офицера", "Воспоминания о кампании 1829 года в европейской Турции", "От Вены до Карлсбада" и т.д.). Сведения о Торнау имеются в "Энциклопедическом словаре" Ф.Брокгауза и И.Ефрона (т.33-а, 1901, стр.639), в журнале "Русская старина" (1890, книга седьмая), в книге Д.Языкова "Обзор жизни и трудов русских писателей и писательниц" (вып.10, М., 1907, стр.76). Данный вариант воспоминаний Ф.Ф. Торнау — журнальный, весьма усечёный. Что касается книги полностью, то первое издание — Ф. Ф. Торнау "Воспоминания кавказского офицера". — М., 1865; последнее — Ф.Ф. Торнау. Воспоминания кавказского офицера. — М.: АИРО-ХХ, 2000 (368 с.).

Сквозь ад русской революции. Воспоминания гардемарина. 1914–1919

Николай Реден : Сквозь ад русской революции. Воспоминания гардемарина. 1914-1919

Интереснейшие воспоминания человека очень неординарной судьбы. Одно простое перечисление основных событий юности и молодости Николая Редена впечатляет: начало Великой Войны и «побег» из гимназии на фронт, Февральская революция, Петроград 17-го года, большевистский переворот, участие в тайной офицерской организации, арест и бегство, нелегальный переход в Финляндию, приезд в Эстонию и участие в боях в составе Северо-Западной Армии. Николай Реден остается с армией до трагического финала похода на Петроград, потом интернирование армии в Эстонии, плавание в Данию на «Китобое», встречи с вдовствующей императрицей и наконец эмиграция в Соединенные Штаты. Там для Николая начинается новый, американский этап его жизни. Николаю Редену пришлось пройти через невероятные испытания, увидеть жизнь медвежьих углов России, узнать тюрьму и оценить всю прелесть воли. Когда разразилась революция, юный гардемарин оказался в своей стране во враждебном окружении. Он перешел границу с Финляндией, воевал в составе Белой армии в Эстонии. После разгрома белых с группой молодых флотских офицеров на похищенном корабле он совершил переход в Копенгаген. Не раз пришлось юноше побывать на грани жизни и смерти. Судьба хранила Редена, ему удалось, пройдя множество испытаний, найти новую родину и не забыть о своей принадлежности к народу страны с трагической, но великой историей.

Upper Paleolithic by Zdenek Burian

Zdenek Burian : Reconstruction of Upper Paleolithic daily life

Cro-Magnons, early modern humans or Homo sapiens sapiens (50 000 - 10 000 years before present). Reconstruction of Upper Paleolithic daily life by Zdenek Burian, an influential 20th century palaeo-artist, painter and book illustrator from Czechoslovakia. The images represent an artistic rendition of the ideas used to circulate in the middle of 20th century: what was it like for European early modern humans or Cro-Magnons to live during the last Ice Ages (from about 40 000 to 12 000 years before present). Some of the concepts are put in doubt today, some are still retaining their value.

Словопрение высокороднейшего юноши Пипина с Альбином Схоластиком

Алкуин. Около 790 (?) года.

1. Пипин. Что такое буква? - Алкуин. Страж истории. 2. Пипин. Что такое слово? - Алкуин. Изменник души. 3. Пипин. Кто рождает слово? - Алкуин. Язык. 4. Пипин. Что такое язык? - Алкуин. Бич воздуха. 5. Пипин. Что такое воздух? - Алкуин. Хранитель жизни. 6. Пипин. Что такое жизнь? - Алкуин. Счастливым радость, несчастным горе, ожидание смерти. 7. Пипин. Что такое смерть? - Алкуин. Неизбежный исход, неизвестный путь, живущих рыдание, завещаний исполнение, хищник человеков. 8. Пипин. Что такое человек? -Алкуин. Раб смерти, мимоидущий путник, гость в своем доме. 9. Пипин. На что похож человек? - Алкуин. На плод. 10. Пипин. Как помещен человек? - Алкуин. Как лампада на ветру. 11. Пипин. Как он окружен? - Алкуин. Шестью стенами. 12. Пипин. Какими? - Алкуин. Сверху, снизу, спереди, сзади, справа и слева. 13. Пипин. Сколько у него спутников? - Алкуин. Четыре. 14. Пипин. Какие? - Алкуин. Жар, холод, сухость, влажность. 15. Пипин. Сколько с ним происходит перемен? - Алкуин. Шесть. 16. Пипин. Какие именно? - Алкуин. Голод и насыщение, покой и труд, бодрствование и сон. 17. Пипин. Что такое сон? - Алкуин. Образ смерти. 18. Пипин. Что составляет свободу человека? - Алкуин. Невинность. 19. Пипин. Что такое голова? - Алкуин.

Обращение к абхазскому народу

Гамсахурдия З. 12 марта 1991

Дорогие соотечественники! Братство абхазов и грузин восходит к незапамятным временам. Наше общее колхское происхождение, генетическое родство между нашими народами и языками, общность истории, общность культуры обязывает нас сегодня серьезно призадуматься над дальнейшими судьбами наших народов. Мы всегда жили на одной земле, деля друг с другом и горе, и радость. У нас в течение столетий было общее царство, мы молились в одном храме и сражались с общими врагами на одном поле битвы. Представители древнейших абхазских фамилий и сегодня не отличают друг от друга абхазов и грузин. Абхазские князя Шервашидзе называли себя не только абхазскими, но и грузинскими князями, грузинский язык наравне с абхазским являлся родным языком для них, как и для абхазских писателей того времени. Нас связывали между собой культура "Вепхисткаосани" и древнейшие грузинские храмы, украшенные грузинскими надписями, те, что и сегодня стоят в Абхазии, покоряя зрителя своей красотой. Нас соединил мост царицы Тамар на реке Беслети близ Сухуми, и нине хранящий старинную грузинскую надпись, Бедиа и Мокви, Лихны, Амбра, Бичвинта и многие другие памятники – свидетели нашего братства, нашого единения. Абхаз в сознании грузина всегда бил символом возвышенного, рыцарского благородства. Об этом свидетельствуют поэма Акакия Церетели "Наставник" и многие другие шедевры грузинской литературы. Мы гордимся тем, что именно грузинский писатель Константинэ Гамсахурдиа прославил на весь мир абхазскую культуру и быт, доблесть и силу духа абхазского народа в своем романе "Похищение луны".

Très Riches Heures du Duc de Berry

Limbourg brothers. Très Riches Heures du Duc de Berry. Delights and labours of the months. 15th century.

The «Très Riches Heures du Duc de Berry» is an illuminated manuscript created for John, Duke of Berry mostly in the first quarter of the 15th century by the Limbourg brothers. Although not finished before the death of both the customer and the artists. So later it was also worked on probably by Barthélemy d'Eyck. The manuscript was brought to its present state by Jean Colombe in 1485-1489. The most famous part of it is known as «Delights and labours of the months». It consists of 12 miniatures depicting months of the year and the corresponding everyday activities, most of them with castles in the background.

The Effects of a Global Thermonuclear War

Wm. Robert Johnston: Last updated 18 August 2003

4th edition: escalation in 1988 By Wm. Robert Johnston. Last updated 18 August 2003. Introduction The following is an approximate description of the effects of a global nuclear war. For the purposes of illustration it is assumed that a war resulted in mid-1988 from military conflict between the Warsaw Pact and NATO. This is in some ways a worst-case scenario (total numbers of strategic warheads deployed by the superpowers peaked about this time; the scenario implies a greater level of military readiness; and impact on global climate and crop yields are greatest for a war in August). Some details, such as the time of attack, the events leading to war, and the winds affecting fallout patterns, are only meant to be illustrative. This applies also to the global geopolitical aftermath, which represents the author's efforts at intelligent speculation. There is much public misconception concerning the physical effects of nuclear war--some of it motivated by politics. Certainly the predictions described here are uncertain: for example, casualty figures in the U.S. are accurate perhaps to within 30% for the first few days, but the number of survivors in the U.S. after one year could differ from these figures by as much as a factor of four. Nonetheless, there is no reasonable basis for expecting results radically different from this description--for example, there is no scientific basis for expecting the extinction of the human species. Note that the most severe predictions concerning nuclear winter have now been evaluated and discounted by most of the scientific community. Sources supplying the basis for this description include the U.S.

Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик

Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик. 30 декабря 1922 года

Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика (РСФСР), Украинская Социалистическая Советская Республика (УССР), Белорусская Социалистическая Советская Республика (БССР) и Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (ЗСФСР - Грузия, Азербейджан и Армения) заключают настоящий Союзный договор об объединении в одно союзное государство - «Союз Советских Социалистических Республик» - на следующих основаниях. 1.

О русском крестьянстве

Горький, М.: Берлин, Издательство И.П.Ладыжникова, 1922

Люди, которых я привык уважать, спрашивают: что я думаю о России? Мне очень тяжело все, что я думаю о моей стране, точнee говоря, о русском народe, о крестьянстве, большинстве его. Для меня было бы легче не отвечать на вопрос, но - я слишком много пережил и знаю для того, чтоб иметь право на молчание. Однако прошу понять, что я никого не осуждаю, не оправдываю, - я просто рассказываю, в какие формы сложилась масса моих впечатлений. Мнение не есть осуждениe, и если мои мнения окажутся ошибочными, - это меня не огорчит. В сущности своей всякий народ - стихия анархическая; народ хочет как можно больше есть и возможно меньше работать, хочет иметь все права и не иметь никаких обязанностей. Атмосфера бесправия, в которой издревле привык жить народ, убеждает его в законности бесправия, в зоологической естественности анархизма. Это особенно плотно приложимо к массе русского крестьянства, испытавшего болee грубый и длительный гнет рабства, чем другие народы Европы. Русский крестьянин сотни лет мечтает о каком-то государстве без права влияния на волю личности, на свободу ее действий, - о государстве без власти над человеком. В несбыточной надежде достичь равенства всех при неограниченной свободe каждого народ русский пытался организовать такое государство в форме казачества, Запорожской Сечи. Еще до сего дня в темной душе русского сектанта не умерло представление о каком-то сказочном «Опоньском царстве», оно существует гдe-то «на краю земли», и в нем люди живут безмятежно, не зная «антихристовой суеты», города, мучительно истязуемого судорогами творчества культуры.

www.proistoria.org

Военное дело - Торпедный катер

История

Первые достоверные сведения о минных атаках относятся к войне за независимость американских колоний 1776—1783 гг. Вооруженные минами гребные суда были применены колонистами в 1776 г против британского линейного корабля «Игл» (англ. HMS Eagle), а также англичанами в начале 1803—1805 гг, во время Наполеоновских войн, в попытке уничтожить флотилию вторжения. В первом случае мина конструкции американского изобретателя Бушнелла буксировалась и вручную крепилась к кораблю-цели. Во втором, пускалась по течению в сторону цели с дистанции 1÷2 каб. За вторым случаем применения стоят изобретения американца Роберта Фултона.

Более строго, родоначальниками торпедных катеров являются русские минные катера «Чесма» и «Синоп» под командованием С. О. Макарова, тогда лейтенанта, впервые успешно применившие самодвижущуюся мину Уайтхеда 14 января 1878 г. во время Русско-турецкой войны, против турецкого парохода «Интибах».

Торпедный катер 76YA постройки Yarrow, 1886

Первые торпедные катера имели водоизмещение 30÷100 т, скорость хода 12÷18 уз, вооружение 1÷2 торпеды калибра 7 дюймов (180 мм). Артиллерийское вооружение было легким (0,5÷1,1 дюйма) или отсутствовало полностью.

Опыт применения в первых конфликтах (1878—1905) выявил преимущества нового класса — большую ударную мощь при очень скромных затратах, а также недостатки — высокую уязвимость, малый запас торпед, малую дальность хода и недостаточную мореходность, как и невысокие характеристики самих торпед. Стремление преодолеть недостатки привело к разработке тактики применения торпедных катеров: групповые атаки, ночью или при ограниченной видимости, вблизи берегов или в стесненных водах (проливы, узкости), залповая стрельба торпедами, затем уклонение от противника на максимальной скорости.

То же стремление повело к двум расходящимся путям развития класса:

1.Увеличение размеров и водоизмещения с целью вооружить корабли более мощными и дальноходными, и соответственно более тяжелыми торпедами, увеличить их число, усилить артиллерийское вооружение, увеличить дальность и мореходность, а позднее — применить частичное бронирование и конструктивную защиту.

2.Упор на скорость и маневренность, как основные боевые характеристики и как лучшую защиту от противодействия противника. При этом катера строились небольшими, максимально облегченными, ограниченных размеров.

Первый путь привел к выделению нового класса кораблей — эскадренных миноносцев. В России этот путь отразился в терминах минный катер, миноноска, миноносец — все они применялись к минно-торпедным боевым кораблям. На Западе все они назывались общим термином англ. Torpedo Boat.

Второй — к появлению характерных черт собственно торпедных катеров, которые сохранились вплоть до их вытеснения ракетными катерами: небольшое водоизмещение (до 300 т), небольшое число торпед (2÷4) в однотрубных торпедных аппаратах калибром до 21" (533 мм), высокая скорость (30÷50 уз), динамический принцип поддержания, легкое вспомогательное вооружение (12,7 ÷ 40 мм), отсутствие конструктивной защиты.

Первое успешное применение катеров такого типа состоялось во время Первой мировой войны, 7 апреля 1917 г. Это были английские катера фирмы «Торникрофт» (англ. Thornycroft). В литературе они упоминаются как «40-футовый катер» (англ. 40-ft Coastal Motor Boat; 40-ft CMB). Четыре СМВ в районе Остенде атаковали отряд немецких эсминцев и потопили один из них.

Их же, и следующий тип, «55-футовые катера» (англ. 55-ft CMB), применили 17 июня 1919 г против Балтийского флота Советской России. На Большом Кронштадтском рейде был потоплен стоящий на якоре крейсер «Олег». Затем 18 августа в Средней гавани был потоплен старый крейсер «Память Азова» (во время первой мировой использовавшийся в качестве плавбазы для подводных лодок), поврежден линкор «Андрей Первозванный». Из семи нападавших три катера было потоплено огнем эсминца «Гавриил». Британское Адмиралтейство сообщало: во время налёта английских торпедных катеров 18 августа 1919 года были потоплены линкоры «Петропавловск», «Андрей Первозванный» и миноносец, повреждён крейсер, «сильнейшая морская крепость мира была разгромлена небольшим количеством отлично дисциплинированных и бесстрашных британцев» В плен попали английские офицеры. Один из пленённых офицеров говорил: «Англичане будут очень удивлены, узнав о таких больших потерях в катерах при Кронштадтской операции. Действие русской артиллерии блестяще». «Гавриил» на тот момент поставил рекорд по количеству уничтоженных артогнем торпедных катеров (3 из 7). 15 сентября «Петропавловск» указан в числе действующих кораблей ДОТа (действующий отряд кораблей Балтийского моря), за столь краткий срок серьёзные повреждения исправить невозможно.

voinanet.ucoz.ru