Титановая «Барракуда»: ядерный ликвидатор американских авианосцев. Торпеда барракуда


Барракуда (торпеда) Вики

У этого термина существуют и другие значения, см. Барракуда.

Суперкавитационная торпеда (происхождение от немецкого слова superkavitierender Unterwasserlaufkörper) — это высокоскоростная торпеда немецкого производства. Ранее она носила название «Барракуда». Суперкавитационная торпеда Барракуда была разработана фирмой Diehl BGT Defence и предназначена для поражения или уничтожения подводных целей. Впервые представлена в 2005 году.

В основе действия торпеды положен тот же принцип, что и в советской торпеде «Шквал» (принята на вооружение ВМФ в 1977 г.), а именно создание кавитационного пузыря и движение в нём. Как и все подобные НИОКР на Западе, основана на конструкции вышеупомянутой советской подводной ракеты «Шквал». Конструкторская документация, похищенная шпионом Эдмондом Поупом, попала в руки разработчиков в США и Западной Европе в 1990-е годы, после распада СССР[1].

Суперкавитационная торпеда Барракуда способна развивать скорость более 400 км/час. Скорость движения напрямую зависит от плотности воды, в которой перемещается торпеда. Конструкция суперкавитацинной торпеды «Барракуда» включает в себя следующие части:

  • твердотопливный ракетный двигатель;
  • инерционное измерительное устройство;
  • автопилот;
  • конический наконечник.

Инерционное измерительное устройство и автопилот выполняют функции стабилизации торпеды.

В настоящее время около десятка опытных образцов подводной ракеты были изготовлены и успешно испытаны. Суперкавитационную торпеду Барракуда можно использовать как с подводных лодок, так и с надводных кораблей.

Максимальная скорость до 400 км/ч (в зависимости от плотности воды[источник не указан 627 дней])

Недостатки[ | код]

Из-за огромной скорости (200 узлов) торпеда производит сильный шум и вибрации, что демаскирует подлодку. Малая дальность пуска демаскирует подлодку, что негативно сказывается на живучести. Максимальная глубина хода не позволяет поражать подлодки на больших глубинах. Удельный импульс прямоточного гидрореактивного двигателя в 2,5-3 раза выше, чем у известных ракетных двигателей, что может вызвать поломку сонара подлодки. Согласно немецким источникам, является управляемой (в отличие от "Шквала").

См. также[ | код]

Примечания[ | код]

Ссылки[ | код]

ru.wikibedia.ru

Реактивная торпеда "Шквал"

Торпедное оружие – это основное средство защиты и нападения подводных лодок, также они остаются главным инструментом борьбы с подводной угрозой.

Первые образцы торпед появились во второй половине XIX столетия, именно благодаря этому оружию Первая мировая война стала «звездным часом» для подводных лодок. Торпеды непрерывно совершенствовались, становились все быстрее, «умнее» и смертоноснее. Но принципиально в их конструкции мало что изменилось: большинство торпед – это самодвижущийся подводный аппарат цилиндрической формы, который движется за счет гребных винтов.

Несколько десятков лет торпеды были практически единственным оружием подводных лодок, ситуация изменилась только во второй половине XX века, когда субмарины превратились в плавучие стартовые площадки для баллистических и крылатых ракет.

В этом материале пойдет речь о весьма необычной ракето-торпеде «Шквал», которая стоит на вооружении ВМС России.

Немного истории

Согласно отечественной историографии, проект первой торпеды был разработан российским конструктором Александровским в 1865 году. Однако он был признан преждевременным и в России воплощен не был.

Первую действующую торпеду создал англичанин Роберт Уайтхед в 1866 году, а в 1877 – это оружие было впервые использовано в боевых условиях. В следующие десятилетия торпедное оружие активно развивается, появляется даже особый класс кораблей – миноносцы, основным вооружением которых становятся торпеды.

Торпеды активно использовались в ходе Русско-японской войны 1905 года, большая часть российских кораблей в Цусимском сражении была потоплена японскими миноносцами.

Первые торпеды работали на сжатом воздухе или имели парогазовую силовую установку, что делало их использование менее эффективным. Такая торпеда оставляла за собой хорошо заметный след из пузырьков газа, что давало атакованному кораблю возможность увернуться от нее.

После Первой мировой войны начались разработки торпеды с электродвигателем, но сделать ее оказалось весьма непросто. Воплотить эту идею в жизнь смогли только в Германии перед началом следующей мировой войны.

Современные торпеды представляют серьезную угрозу для любого надводного корабля и подводной лодки. Они развивают скорость до 60-70 узлов, могут поражать цели на расстоянии более ста километров, наводятся с помощью гидролокатора или используя физические характеристики судна. Также широко распространены торпеды, которые наводятся по специальному оптоволокну с надводного судна или подлодки.

Во времена холодной войны флот США и их союзников благодаря ЗРК и палубной авиации отличался превосходной системой ПВО, поразить их с воздуха было очень трудно. Поэтому в СССР огромное количество ресурсов было брошено на постройку подводных лодок и разработку торпедного оружия.

Следует отметить, что торпеды гораздо опаснее для надводного корабля, чем противокорабельные ракеты. Во-первых, боевая часть торпеды гораздо больше, чем любой противокорабельной ракеты, а во-вторых, вся энергия взрыва торпеды направлена на разрушение корпуса корабля, так как вода является несжимаемой средой. Если после попадания ПКР матросы обычно занимаются тушением пожаров и борьбой за живучесть корабля, то после торпедной атаки они заняты поиском спасательных жилетов и плотов.

Кроме того, торпеды не зависят от погодных условий, им не страшен штормовой ветер и сильное волнение. Они гораздо менее заметны, чем ракеты, торпеду сложнее уничтожить, против нее не выставишь помехи. Корабли класса «корвет» или «эсминец» обычная торпеда может просто разорвать на несколько частей.

Еще следует отметить тот факт, запуск ПКР с борта подводной лодки представляет для нее смертельную опасность. С высокой долей вероятности после этого подлодка будет обнаружена авиацией противника и уничтожена.

В 60-х годах прошлого столетия в СССР началась разработка необычной торпеды «Шквал», которая кардинально отличалась от любых аналогов. Разработкой этого проекта занималась НИИ №24 (ГНПП «Регион»). Через год начались испытания на озере Иссык-Куль, доработка изделия заняла более десяти лет.

В 1977 году ракето-торпеду приняли на вооружение, сначала она имела ядерную боевую часть мощностью 150 кт, затем торпеда получила боеголовку с обычным взрывчатым веществом. Она и сегодня находится на вооружении российских ВМС.

В России был произведен экспортный вариант – «Шквал-Э». Ее стоимость 6 млн долларов.

Есть информация о создании новой, более совершенной модификации реактивной торпеды, которая имеет больший радиус действия и более мощную боевую часть. Следует отметить, что информации о «Шквале» довольно мало, многие сведения до сих пор являются секретными.

Еще нужно сказать, что мнения об этой торпеде (вернее, об эффективности ее применения) весьма разнятся. В прессе обычно говорят о «Шквале», как о супер-оружии, но многие эксперты не поддерживают эту точку зрения, считая «Шквал» бесполезным в реальных боевых условиях.

Впервые общественность узнала о существовании в России уникальной скоростной торпеды после шпионского скандала, связанного с гражданином США Эдмундом Поупом, который якобы хотел вывести из России чертежи этого оружия. Основным уникальным отличием «Шквала» от других торпед является ее немыслимая скорость: она способна развивать под водой более 200 узлов. Достигнуть таких показателей в водной среде, которая имеет высокую плотность весьма непросто.

Изюминкой «Шквала» является его двигатель: если обычная торпеда движется вперед за счет вращения винтов, то «Шквал» в качестве силовой установки использует реактивный двигатель. Однако для развития такой немыслимой скорости под водой недостаточно и реактивного движителя. Для достижения таких скоростных показателей «Шквал» использует эффект суперкавитации, во время движения вокруг торпеды возникает воздушный пузырь, который значительно уменьшает сопротивление внешней среды.

Описание устройства

«Шквал» имеет реактивный двигатель, он состоит из стартового ускорителя, который разгоняет торпеду, и маршевого двигателя, что доставляет ее до цели.

Маршевый двигатель торпеды — гидрореактивный прямоточный, для своей работы он использует металлы, реагирующие с водой (магний, литий, алюминий), а в качестве окислителя – забортную воду.

При достижении торпедой скорости 80 м/с около ее носовой части начинает образовываться воздушный кавитационный пузырь, что значительно снижает гидродинамическое сопротивление. Но одной скорости мало: на носу «Шквала» находится специальное устройство – кавитатор, через который происходит дополнительный наддув газов от специального газогенератора. Именно так образовывается кавитационная каверна, которая обволакивает корпус торпеды целиком.

«Шквал» не имеет головки самонаведения (ГСН), координаты цели вводят непосредственно перед запуском. Повороты торпеды осуществляются за счет рулей и отклонения головки кавитатора.

Преимущества и недостатки

Без сомнения, ракето-торпеда «Шквал» — это уникальное техническое изделие, над созданием которого работали специалисты различных областей знаний. Для ее создания понадобилось создавать новые материалы, конструировать двигатель, работающий на других принципах, изучать явление кавитации в применении к реактивному движению. Но является ли оружие со столько революционными характеристиками эффективным?

Основным преимуществом «Шквала» является ее потрясающая скорость, но она и основная причина его недостатков.

К ним можно отнести следующие:

высокий уровень шума; кавитационный пузырь делает невозможным управление торпедой и ее самонаведение; малая дальность торпеды: на старых модификациях до 7 км, на новых ее увеличили до 13 км; недостаточная максимальная глубина погружения торпеды (не более 30 м), это делает ее неэффективной для уничтожения подлодок; низкая точность. Как можно увидеть из вышеперечисленного, «Шквал» имеет большое количество ограничений, которые делают его эффективное использование затруднительным. Подойти к противнику на 7-13 км для подводной лодки крайне сложно. Запуск торпеды, которая издает «адский» шум, практически гарантировано выдаст месторасположение субмарины и поставит ее на грань уничтожения.

В настоящее время торпедное оружие ведущих морских держав развивается несколько по иному пути. Разрабатываются торпеды с дистанционным управлением (по кабелю) с всё большей дальностью и точностью стрельбы. Кроме того, конструкторы работают над снижением шумности торпедного оружия.

Эту концепцию можно сравнить с использованием снайперской винтовкой на поле боя, когда один точный выстрел с большой дистанции решает все.

Зарубежные аналоги

При упоминании торпеды «Шквал» всегда подчеркивается, что такое оружие есть только у России. Долгое время так оно и было. Но в 2005 году представители немецкой компании Diehl BGT Defence заявили о создании новой суперкавитационной торпеды «Барракуды».

По словам разработчиков, ее скорость настолько высока, что обгоняет собственные звуковые волны, распространяющиеся в воде. Поэтому обнаружить ее очень сложно. Кроме того, «Барракуда» оснащена новейшей системой самонаведения, а движением торпеды можно управлять (в отличие от российской торпеды). Информации об этой торпеде в открытых источниках недостаточно.

Ренат Исмаилов

www.militarytimes.ru

Германская торпедо-ракета Barracuda « Энциклопедия безопасности

Явление суперкавитации заинтересовывало ученых уже издавна. В Русском Союзе была сотворена подводная ракета "Шквал", развивающая скорость в 360 км/ч (некие источники говорят, что она способна достигать скорости в 480 км/ч). Южноамериканская организация DARPA с 2007-го года финансирует проект сотворения мини субмарины, способной развивать в подводном положении скорость в 100 узлов, используя для этого эффект суперкавитации. Научно-исследовательский центр подводной войны NUWC (Naval Undersea Warfare Center) в рамках программки SUPERCAV вот уже более 10 лет проводит исследования для сотворения скоростной суперкавитирующей подводной ракеты, способной развивать скорость более 200 узлов. Координацией разработки суперкавитационного орудия в США занимается Управления военно-морских исследовательских работ (Of?ce of Naval Research) в Арлингтоне, штат Вирджиния. Их усилия ориентированы на разработку 2-ух классов суперкавитационных технологий: снарядов и торпед.

Сначала двухтысячных годов финансирование исследования суперкавитации на Западе было достаточно умеренным и составляло всего порядка $50 миллионов. Но невзирая на это перечень потенциального суперкавитационного орудия, смотрится очень убедительно. Он содержит в себе подводные противоминные пули, самонаводящиеся торпеды, подводные лодки, катера. Перечень государств занимающихся исследовательскими работами в этой области также очень ограничен. В нем, непременно, лидирует Наша родина, дальше идут Украина (НИИ Гидродинамики в Киеве), Франция (в рамках программки Action Concertee Cavitation провела даже несколько испытаний ракет Шквал приобретенных из Рф), Германия и США. Китай и Иран занимаются копированием русских технологий (сообщается, что Китай заполучил 40 торпед Шквал в Казахстане).

Принцип практически полного исключения контакта с водой применяемый на судах на воздушной подушке сейчас употребляется и под водой. Движение в воде на скорости более 180 км в час приводит к образованию кавитационного пузыря, вполне защищающего движущееся тело от контакта с водой и снижающий сопротивление воды. Это явление получило заглавие суперкавитации (развитой кавитации).

Южноамериканский ученый Леонард Гринэр (Leonard Greiner) опубликовал сборник статей об технологии суперкавитации в 1967-ом году. Книжка Гринэра отыскала собственный путь через "металлический занавес" и использовалась русскими учеными как собственного рода Библия для разработки торпед. По последней мере, так говорится в журнальчике "Wunderwelten Wissen", описывающим историю разработки Barracuda. Русский ученый, инженер Миша Меркулов начал заниматься темой суперкавитации сначала 60-х годов в Институте гидродинамики (НИИ-24) в Киеве. Невзирая на сверхсекретность проекта, информация о нем дошла до Вашингтона. Но, по воззрению американских военных, в то время создание орудия с внедрением суперкавитации являлось на техническом уровне очень сложным, они не были заинтересованы в этом проекте и были полностью убеждены, что русский проект обречен на беду. Тем временем в течение практически 20 лет Меркулов и его коллеги работали над созданием нового орудия, и в конце 70-х годов смогли показать управлению партии макет ракеты "Шквал".

Меркулову удалось в первый раз в мире преодолеть скорость звука под водой и сделать реальный эталон подводной ракеты, способной развивать скорость в 200 узлов. К недочетам "Шквала" необходимо отнести невозможность управлять ракетой на линии движения её движения, но этот недочет с лихвой компенсировался установкой на "Шквал" ядерной боевой части мощностью в 150 кт в тротиловом эквиваленте. Дополнительным недочетом является относительно малый радиус деяния ракеты связанный с необходимостью огромного расхода энергии для сотворения суперкавитации. Все же западные спецслужбы не один раз пробовали получить информацию о русском суперкавитационном оружии. 5-ого апреля 2000-го года за попытку заполучить секреты Шквала ФСБ был арестован южноамериканский предприниматель Эдмунд Поп (Edmond Pope). Ему угрожало 20 лет кутузки, но в конечном итоге, проведя в Лефортово только 8 месяцев, он был освобожден по указу В. Путина "из гуманитарных суждений" (он мучился от рака костей).

Германские ученые впритирку занялись исследованием явления суперкавитации в конце 1970-х годов. В конце 80-х годов компания Diehl BTG Defence начала разработку первого макета подводной ракеты Barracuda. Десятилетие спустя Diehl Defence провела удачные тесты Barracuda (не путать с торпедами Barracuda Мк50 и Barracuda GWS.63) на полигоне WTD 52 (Bundeswehr Technical Center for Protective and Special Technologies) в Oberjettenberg. Ракета была сотворена германскими компаниями Diehl BGT Defence и Altas Elektronik в рамках демонстрационной программки суперкавитационных подводных ракет, созданных для защиты от имеющихся и многообещающих торпед и для поражения подводных лодок.

Barracuda вооружена твердотопливным ракетным движком, инерционной системой навигации, блоком самонаведения, поворотным носом конусообразной формы. Ракетный движок обеспечивает Barracuda подводной скоростью в 800 км/ч (по заявлению разработчиков). Отличительной особенностью ракеты Barracuda является управление по данным инерциальной системы сделанной с внедрением волоконно-оптических гироскопов и автоматической системы самонаведения, антенная решётка которой расположена в коническом обтекателе, также выполняющем роль управляющего устройства ракеты. Во время подводного движения Barracuda находится в воздушном пузыре (так именуемом кавитационном пузыре), что существенно уменьшает сопротивление воды и позволяет развивать высшую скорость. На сегодня были сделаны и испытаны несколько опытнейших образцов подводной ракеты. Во время этих испытаний они удачно показали "постоянные прямые и изогнутые траектории перемещения". Подразумевается оснастить Barracuda как подводные лодки, так и надводные корабли.

Подводная ракета Barracuda в первый раз была представлена 17-20 мая 2005-го года на выставке IMDEX в Сингапуре. Очевидно, разработчики хвастатают, что Barracuda по своим способностям не имеет для себя равных в мире, и что они как минимум на 10 лет обогнали собственных американских коллег. На этой выставке они не запамятовали вновь упомянуть, что новенькая германская подводная ракета Barracuda резвее, маневреннее и поточнее "Шквала" и, благодаря уникальной системе самонаведения, она способна перехватывать "Шквал" и другие высокоскоростные торпеды. По неподтвержденным данным, общая масса Barracuda составляет 110 кг, длина 2300 мм, калибр 160 мм, масса ВВ 10 кг, дальность хода 1000 м, при наибольшей скорости хода время полной циркуляции составляет 3.6 секунды, поперечник циркуляции 120 м.

В статье германского журнальчика Europaeische Sicherheitit, описывающей создание Барракуды южноамериканский военный эксперт Роберт Кулинский (Robert Kulinsky) отмечает: "Мы находимся сейчас там, где когда-то были авиационные конструкторы после первого полета братьев Райт … на фронтальном крае будущей революции". По воззрению создателей журнальчика, "Шквал", являющийся первым современным вооружением с внедрением технологий суперкавитации, может быть, является наикрупнейшим прорывом в подводной войне с момента изобретения самой подводной лодки. Также, по воззрению профессионалов, "Шквалу" совершенно нет необходимости нести какую-либо боеголовку, потому что кинетической энергии торпеды возможно окажется довольно для того, чтоб потопить подводную лодку. Если 1-ая версия "Шквала" была неуправляемой, то подразумевается, что "Шквал-2" имеет еще огромную скорость (оптимисты говорят, что порядка 720 км/ч), существенно огромную дальность, и самое главное она является управляемой.

survincity.ru

Барракуда (торпеда) - Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Барракуда.

Суперкавитационная торпеда (происхождение от немецкого слова superkavitierender Unterwasserlaufkörper) — это высокоскоростная торпеда немецкого производства. Ранее она носила название «Барракуда». Суперкавитационная торпеда Барракуда была разработана фирмой Diehl BGT Defence и предназначена для поражения или уничтожения подводных целей. Впервые представлена в 2005 году.

В основе действия торпеды положен тот же принцип, что и в советской торпеде «Шквал» (принята на вооружение ВМФ в 1977 г.), а именно создание кавитационного пузыря и движение в нём. Как и все подобные НИОКР на Западе основана на конструкции вышеупомянутой советской подводной ракеты «Шквал». Конструкторская документация, похищенная шпионом Эдмондом Поупом попала в руки разработчиков в США и Западной Европе в 90-е годы, после распада СССР[1].

Суперкавитационная торпеда Барракуда способна развивать скорость более 400 км/час. Скорость движения напрямую зависит от плотности воды, в которой перемещается торпеда. Конструкция суперкавитацинной торпеды «Барракуда» включает в себя следующие части:

  • твердотопливный ракетный двигатель;
  • инерционное измерительное устройство;
  • автопилот;
  • конический наконечник.

Инерционное измерительное устройство и автопилот выполняют функции стабилизации торпеды.

В настоящее время около десятка опытных образцов подводной ракеты были изготовлены и успешно испытаны. Суперкавитационную торпеду Барракуда можно использовать как с подводных лодок, так и с надводных кораблей.

ТТХ[ | ]

Максимальная скорость до 400 км/ч (в зависимости от плотности воды[источник не указан 221 день])

Недостатки[ | ]

Из-за огромной скорости (200 узлов) торпеда производит сильный шум и вибрации, что демаскирует подлодку. Малая дальность пуска демаскирует подлодку, что негативно сказывается на живучести. Максимальная глубина хода не позволяет поражать подлодки на больших глубинах. Удельный импульс прямоточного гидрореактивного двигателя в 2,5-3 раза выше, чем у известных ракетных двигателей, что может вызвать поломку сонара подлодки. Согласно немецким источникам является управляемой (в отличие от Шквал (скоростная подводная ракета)).

См. также[ | ]

Примечания[ | ]

Ссылки[ | ]

encyclopaedia.bid

Немецкая торпедо-ракета Barracuda

Немецкая торпедо-ракета Barracuda Явление суперкавитации интересовало ученых уже давно. В Советском Союзе была создана подводная ракета Шквал развивающая скорость в 360 км/ч (некоторые источники утверждают что она способна достигать скорости в 480 км/ч). Американская организация DARPA с 2007-го года финансирует проект создания мини субмарины способной развивать в подводном положении скорость в 100 узлов используя для этого эффект суперкавитации. Научно исследовательский центр подводной войны NUWC (Naval Undersea Warfare Center) в рамках программы SUPERCAV вот уже более 10 лет проводит исследования для создания высокоскоростной суперкавитирующей подводной ракеты способной развивать скорость более 200 узлов. Координацией разработки суперкавитационного оружия в США занимается Управления военно-морских исследований (Office of Naval Research) в Арлингтоне, штат Вирджиния. Их усилия направлены на разработку двух классов суперкавитационных технологий: снарядов и торпед. В начале двухтысячных годов финансирование исследования суперкавитации на Западе было довольно скромным и составляло всего порядка $50 миллионов. Но не смотря на это список потенциального суперкавитационного оружия выглядит весьма внушительно. Он включает в себя подводные противоминные пули, самонаводящиеся торпеды, подводные лодки, катера. Список стран занимающихся исследованиями в этой области также очень ограничен. В нем безусловно лидирует Россия, далее идут Украина (НИИ Гидродинамики в Киеве), Франция (в рамках программы Action Concertée Cavitation провела даже несколько испытаний ракет Шквал полученных из России), Германия и США. Китай и Иран занимаются копированием российских технологий (сообщается, что Китай приобрел 40 торпед Шквал в Казахстане). Принцип почти полного исключения контакта с водой используемый на судах на воздушной подушке теперь используется и под водой. Движение в воде на скорости более 180 километров в час приводит к образованию кавитационного пузыря полностью защищающего движущееся тело от контакта с водой и снижающий сопротивление воды. Это явление получило название суперкавитации (развитой кавитации). Американский ученый Леонард Гринэр (Leonard Greiner) опубликовал сборник статей об технологии суперкавитации в 1967-ом году.Книга Гринэра нашла свой путь через «железный занавес» и использовалась советскими учеными как своего рода «Библия для разработки торпед». По крайней мере так говорится в журнале «Wunderwelten Wissen» описывающим историю разработки Barracuda. Советский ученый, инженер Михаил Меркулов начал заниматься темой суперкавитации в начале 60-х годов в Институте гидродинамики (НИИ-24) в Киеве. Несмотря на сверх секретность проекта информация о нем дошла до Вашингтона. Однако по мнению американских военных в то время создание оружия с использованием суперкавитации являлось технически чрезвычайно сложным, они не были заинтересованы в этом проекте и были абсолютно убеждены, что советский проект обречен на неудачу. Тем временем в течение почти двадцати лет Меркулов и его коллеги работали над созданием нового оружия и в конце 70-х годов он смог продемонстрировать руководству партии прототип ракеты Шквал. Меркулову удалось впервые в мире преодолеть скорость звука под водой и создать реальный образец подводной ракеты способной развивать скорость в 200 узлов. К недостаткам Шквала нужно отнести не возможность управлять ракетой на траектории её движения, но этот недостаток с лихвой компенсировался установкой на Шквал ядерной боевой части мощностью в 150 кт в тротиловом эквиваленте. Дополнительным недостатком является относительно малый радиус действия ракеты связанный с необходимостью большого расхода энергии для создания суперкавитации. Тем не менее западные спецслужбы не однократно пытались получить информацию о российском суперкавитационном оружии. Пятого апреля 2000-го года за попытку заполучить секреты Шквала ФСБ был арестован американский бизнесмен Эдмунд Поп (Edmond Pope). Ему грозило 20 лет тюрьмы, но в итоге проведя в Лефортово лишь 8 месяцев он был освобожден по указу В. Путина «из гуманитарных соображений» (он страдал от рака костей). Немецкие ученые вплотную занялись исследованием явления суперкавитации в конце 1970-х годов. В конце 80-х годов компания Diehl BTG Defence начала разработку первого прототипа подводной ракеты Barracuda. Десятилетие спустя Diehl Defence провела успешные испытания Barracuda (не путать с торпедами Barracuda Мк50 и Barracuda GWS.63) на полигоне WTD 52 (Bundeswehr Technical Center for Protective and Special Technologies) в Oberjettenberg. Ракета была создана немецкими компаниями Diehl BGT Defence и Altas Elektronik в рамках демонстрационной программы суперкавитационных подводных ракет предназначенных для защиты от существующих и перспективных торпед и для поражения подводных лодок. Barracuda оснащена твердотопливным ракетным двигателем, инерционный системой навигации, блоком самонаведения, поворотным носом конусообразной формы. Ракетный двигатель обеспечивает Barracuda подводной скоростью в 800 км/ч (по заявлению разработчиков). Отличительной особенностью ракеты Barracuda является управление по данным инерциальной системы созданной с использованием волоконно-оптических гироскопов и автоматической системы самонаведения, антенная решётка которой размещена в коническом обтекателе также выполняющим роль рулевого устройства ракеты. Во время подводного движения Barracuda находится в воздушном пузыре (так называемом кавитационном пузыре), что значительно уменьшает сопротивление воды и позволяет развивать высокую скорость. На сегодняшний день были изготовлены и испытаны несколько опытных образцов подводной ракеты. Во время этих испытаний они успешно продемонстрировали «стабильные прямые и изогнутые траектории движения». Предполагается оснастить Barracuda как подводные лодки, так и надводные корабли. Подводная ракета Barracuda впервые была представлена 17-20 мая 2005-го года на выставке IMDEX в Сингапуре. Разумеется разработчики хвастатают, что Barracuda по своим возможностям не имеет себе равных в мире и что они как минимум на 10 лет опередили своих американских коллег. Не этой выставке они не забыли вновь упомянуть, что новая немецкая подводная ракета Barracuda быстрее, маневреннее и точнее Шквала и следовательно благодаря уникальной системе самонаведения он способна перехватывать Шквал и другие высокоскоростные торпеды. По не подтвержденным данным общая масса Barracuda составляет 110 кг, длина 2300 мм, калибр 160 мм, масса ВВ 10 кг, дальность хода 1000 м, при максимальной скорости хода время полной циркуляции составляет 3.6 секунды, диаметр циркуляции 120 м. В статье немецкого журнала Europaeische Sicherheitit описывающей создание Барракуды американский военный эксперт Роберт Кулинский (Robert Kulinsky) отмечает: «Мы находимся сегодня там, где когда-то были авиационные конструкторы после первого полета братьев Райт… на переднем крае грядущей революции». По мнению авторов журнала Шквал являющийся первым современным вооружением с использованием технологий суперкавитации возможно является крупнейшим прорывом в подводной войне с момента изобретения самой подводной лодки. Так же по мнению экспертов Шквалу совсем нет необходимости нести какую либо боеголовку так как кинетической энергии торпеды может оказаться достаточно для того чтобы потопить подводную лодку. Если первая версия Шквала была не управляемой, то предполагается, что Шквал 2 имеет гораздо большую скорость (оптимисты утверждают, что порядка 720 км/ч), значительно большую дальность и самое главное она является управляемой. Об этом сообщает сегодня Военное обозрение . Суперкавитация, Ракета, Скорость, Шквал, ВОДА

www.postsovet.ru

Титановая «Барракуда»: ядерный ликвидатор американских авианосцев

Вот, чего действительно боялись американцы. Настоящий кошмар НАТО, который доносится отголоском со времен Холодной войны.

Неспроста в начале 1980-х новые подводные лодки проекта 945 назвали «Барракудами», ведь для этого нужно было быть абсолютно «уверенным» в подобном наименовании таких судов. Построенные практически к концу периода Холодной войны, когда СССР начал производить действительно тихие атомные подводные лодки, АПЛ проекта 945 (по классификации НАТО Sierra-I) считались мощнейшими среди всех остальных в российском флоте. Это была первая в своем роде русская субмарина, способная нести 40 торпед, что в два раза превышало нагрузку подлодки проекта 671 РТМ «Щука» (по кодификации НАТО Victor III). Вооружение этой легендарной подводной лодки проекта 945 представляет собой целый набор торпедных аппаратов: 2x650 мм с запасом в 12 единиц торпед и ракето-торпед (тяжелые реактивные торпеды с ядерными зарядами 65-73 для поражения авианосцев вероятного противника, западная разведка считала даже что аппаратов для запуска целых четыре на этой подводной лодке) и 4x533 мм с запасом в 28 торпед и ракето-торпед.

Будучи редким проектом, его часто сравнивают с подлодками проекта 971 «Щука-Б». Разработанные примерно в то же время, но конкурирующим бюро, подлодки типа «Щука-Б» были оснащены дешевым стальным корпусом, в сравнении с «Барракудой», корпус которой был титановым. Только русские занимались инвестициями в титаново-корпусные подводные лодки. Титан, как оказалось, был намного прочнее для данной толщины металла. У «Барракуды» титановый корпус был сделан таким образом, что это повлияло в лучшую сторону, причем как на скорость, так и на погружение — подводная скорость перемещения составляла почти 36 узлов, а предельная глубина погружения до 550 м. В конечном итоге, это была подлодка с передовым преимуществом в плане производительности в сравнении с той же самой «Щука-Б».

Только вот класс «Барракуд» оказался не таким успешным в сравнении с «Щуками-Б», что в итоге сказалось на развитии потенциала целого проекта 945. Титановый корпус было чрезвычайно трудно построить, особенно в тех условиях, когда все проектирующиеся подлодки должны были строиться на одной и той же верфи. А размер этой самой верфи ограничивал максимальные размеры подводного судна, что позволяет сделать вывод о большем внутреннем пространстве как минимум в отношении «Щук-Б».

Далее попала под удар и малозаметность, несмотря на то, что «Барракуда» являлась весьма скрытной по сравнению с существующими поколениями. Ограничение вышеупомянутого пространства в итоге сказалось на использовании гидролокатора, которым оказался гидроакустический комплекс МГК-500 «Скат». На тех же «Щуках-Б» был установлен новейший МГК-540 «Скат-3». Последующие подводные лодки проекта 945А «Кондор» уже были оснащены МГК-540 «Скат-3». Однако на них присутствовали всего лишь шесть торпедных аппаратов 6x533 мм с запасом в 40 торпед и ракето-торпед. По окончанию Холодной войны было построено всего четыре подлодки, две «Барракуды» проекта 945 и две субмарины проекта 945А «Кондор».

В последние годы Холодной войны, гонка этих русских подлодок с НАТОвскими напоминала больше игру «в кошки-мышки». Хотя западные субмарины обладали рядом преимуществ, эпоха периода, когда можно было легко отследить советские подлодки, подошла к концу. К тому моменту западная разведка начала активно сравнивать их с имеющимися типами в НАТО.

Эта «игра» не закончилась развалом Советского Союза в декабре 1991 года. Спустя пару месяцев после окончания холодной войны, в 20:16 по местному времени 11 февраля 1992 года, подводная лодка проекта «Лос-Анджелес» USS Baton Rouge (SSN-689, «Батон-Руж») столкнулась в Баренцевом море с русской атомной многоцелевой подводной лодкой Б-276 «Кострома». Последняя как раз имела прямое отношение к проекту 945 «Барракуда». Существует мнение, что столкновение было инициировано экипажем «Костромы» преднамеренно, чтобы избавиться от американского преследования. Тем не менее, оба подводных судна получили определенные повреждения. Русская подлодка была на тот момент отремонтирована и снова введена в эксплуатацию в течение нескольких месяцев, а старенькую USS Baton Rouge решили использовать дальше. Правда хватило ее лишь на пару лет.

Корпусный элемент, который снимают с рубки «Костромы», является своего рода спасательной капсулой, которая позволяет экипажу всплыть в случае чрезвычайной ситуации на глубине. Более поздние версии российских субмарин, начиная с проекта 945А «Кондор», были оснащены более длинной рубкой, которая вмещала до двух таких спасательных камер.

Источник фото: sergeev.ws

Носовая часть была оснащена с полностью убирающимися обтекаемыми крышками, которые были закрыты во время неиспользования вооружения. То же самое касается отверстий для забора воды, крышки которых складывались, когда субмарина была погружена в воду. Это, в свою очередь, заметно улучшало движение и уменьшало вероятность обнаружения вражескими гидролокаторами. Подводное судно было также покрыто толстым слоем резиновой плитки, которая также «поглощала» сонары противника. Эта «плитка» часто отходила от корпуса либо изнашивалась, а ее замену производили редко, ввиду чего оставались характерные следы.

Источник фото: hsbaodi.com

Как остальные субмарины третьего поколения и подводные лодки проекта 971 «Щука-Б», «Барракуды» и «Кондоры» были оснащены коммуникационными буями, представляющие собой некое подобие буксира «на» и «под» судном. Таким образом, можно было обеспечить связь без приведения подлодки на поверхность.

Не оставили без внимания западную разведку и трубообразные элементы, расположенные прямо перед системой охлаждения реактора. На тот момент шпионы считали, что это своего рода двигатели. Удивляло их принципиально то, в каком месте относительно корпуса они были расположены.

Источник фото: forum.sub-driver.com

Детали гребного винта, как и сам винт, были также сделаны из титана, чтобы избежать возможной коррозии, вызванной разнородными металлами. Шестилопастный винт  отличался от тех, которые в основном были установлены на большинстве российских подлодок на тот момент. Не исключено, что как раз таки из-за оборудования, доступного для работы с титаном.

Источник фото: forum.sub-driver.com

На примере этой удивительной субмарины можно сделать вывод, что «варварский» подход советских инженеров к проектированию советского оружия не более чем миф. «Барракуда» стала не только уникальным смертоносным оружием, но и настоящим символом превосходства советской конструкторской школы над своими «цивилизованными» заморскими коллегами.

Читайте iReactor в Яндексе

inforeactor.ru

Торпедоносец Фэйри "Барракуда"

Палубный разведчик, торпедоносец и пикирующий бомбардировщик Фэйри "Барракуда" был одномоторным цельнометаллическим свободнонесущим монопланом с убирающимся шасси. Под руководством М. Лобеля спроектирован в конструкторском бюро фирмы "Фэйри авиэйшн". 7 декабря 1940 года совершил первый полет опытный образец Fairey Barracuda. С мая 1942 года производился серийно на заводе "Фэйри" в Стокпорте. Позже к серийному выпуск присоединились заводы "Блэкберн" в Бро, "Боултон-Пол" в Уолверхэмптоне и "Уэстленд" в Йеовиле, где за период второй мировой войны построили 2572 самолета. Если учитывать послевоенное производство, то было создано в общей сложности 2602 Fairey Barracuda.

На фото Фэйри "Барракуда"
Нажмите на фотографию самолета для увеличения

Во время Второй мировой войны выпускались следующие модификации этого самолета:

  • "Барракуда" I с мотором "Мерлин" 30 и трехлопастным винтом;
  • "Барракуда" II с мотором "Мерлин" 32 и четырехлопастным винтом, на части машин установлены РЛС с антеннами на крыльях;
  • "Барракуда" III, самолет ПЛО с новой РЛС (антенна под обтекателем в хвостовой части).

Экипаж самолета состоял из 3 человек. Вооружение включало 2 пулемета, бомбы до 816 кг или одна торпеда наружно под фюзеляжем. Крыло при хранении на корабле складывалось вверх.

Технические характеристики самолета в различных источниках несколько отличаются, ниже в таблице это видно. Палубный торпедоносец - пикирующий бомбардировщик Fairey Barracuda Mk II с экипажем из трех человек. Силовая установка: один V-образный ПД Rolls-Royce Merlin 32 мощностью 1640 л. с. Максимальная скорость на высоте 535 м составляла - 367 км/ч; крейсерская скорость на 1525 м - 311 км/ч; набор высоты 1525 м осуществлялся за 6 мин; практический потолок 5060 м; дальность с торпедным вооружением 1101 км. Масса самолета: пустого 4241 кг; максимальная взлетная - 6396 кг. Размах крыла 14,99 м; длина 12,12 м; высота 4,60 м; площадь крыла 34,09 м2. Вооружение: два 7,7-мм пулемета для обороны задней полусферы (в задней части кабины), а также до 907 кг вооружений на одном подфюзеляжном и шести подкрыльевых узлах подвески - как правило одна 457-мм торпеда Mk XIIA (713 кг), или 726-кг бомба, или 680-кг мина под фюзеляжем, либо три 227-кг бомбы под фюзеляжем и на внутренних подкрыльевых узлах подвески, либо четыре 204-кг глубинные бомбы Mk VIII или 120-кг Mk XI на внутренних подкрыльевых узлах подвески, либо шесть 113-кг бомб на всех подкрыльевых узлах подвески.

Барракуда Mk.III появилась по причине того, что производство локаторов ASV Mk.II и Mk.IIN было завершено и начат выпуск Mk.X сантиметрового диапазона. Однако ее обтекатель, размещенный под хвостом фюзеляжа, сказывался на поведении самолета. На режиме поиска и слежения, когда от самолета требовалось идти "по ниточке", чтобы точно засечь на локаторе слабый сигнал от подводной лодки, хвост начинало водить из стороны в сторону. Этому способствовал и недостаток мощности мотора. Серийное производство самолетов "Барракуда" III было начато в 1944 году практически без предварительных испытаний. В модификациях I - III, как уже говорилось в начале статьи, были созданы 2572 Барракуды, которые воевали в Европе и на Тихом океане как базовый и палубный самолет флота.

Фэйри "Барракуда" Mk.II, основные характеристики
Экипаж, чел 3
Длина, м 12,18
Высота, м 4,58
Размах крыла, м  
полетный 14,50
на стоянке авианосца 5,56
Площадь крыла, м2 37,62
Масса, кг  
пустого самолета 4445
нормальная взлетная 5715
максимальная взлетная 6386
Тип двигателя 1 ПД Rolls-Royce Merlin 32
Мощность, л.с. 1 х 1640
Максимальная скорость, км/ч  
у земли 257
на высоте 338
Крейсерская скорость, км/ч 311
Практическая дальность, км 1165
Дальность с максимальной нагрузкой, км 732
Практический потолок, м 6585
Вооружение два 7,7-мм пулемета до 3х 227-кг бомб или 1х 680-кг торпеда

Барракуда с сентября 1942 года официально находились на вооружении британской морской авиации, с января 1943 года выполнял задачи в строевых частях. "Барракуда" I эксплуатировались лишь в учебных и экспериментальных целях.

В июне 1943 года торпедоносцы "Барракуда" II впервые были погружены на авианосец. В Средиземном море "барракуды" начали использоваться с палуб авианосцев с ноября 1943 года, совершив первые боевые вылеты во время десанта в Салерно в качестве бомбардировщиков. С авианосцев "Викториэс" и "Фьюриэс" в апреле-августе 1944 года Fairey Barracuda принимали участие в серии атак на линкор "Тирпиц" в Альтен-фьорде в Норвегии. Они смогли нанести кораблю ряд серьезных повреждений. Эти самолеты действовали с авианосцев и береговых баз против судов противника у побережья Германии и Норвегии.

Немецкий линкор "Тирпиц" (Tirpitz) под атакой английской авиации.Фотография "кликабельна".

На Тихоокеанском театре боевых действий "барракуды" стали эксплуатироваться с весны 1944 года, совершая налеты с авианосцев на объекты на о. Суматра. В конце второй мировой войны самолеты Fairey Barracuda применялись также для целей ПЛО. В октябре 1947 года самолеты Фэйри "Барракуда" были сняты с производства, но на авианосцах несли службу до начала 1946 года. В качестве учебных и вспомогательных служили до мая 1953 года в английской морской авиации.

После второй мировой войны

Прототипом самолета Барракуда Mk.IV стал переделанный под Грифон серийный Барракуда Mk.II номер Р9976, взлетевший впервые 11 ноября 1944 года с Гриффоном VII, потом с Грифоном VIII такой же мощности - 1850 л.с. Однако фирме показалось выгоднее сразу развернуть работы над совершенно новой машиной Spearfish - среднепланом с мотором Бристоль Центавр 58 (Bristol Centaurus) мощностью 2320 л.с. Но по ряду обстоятельств пришлось в ускоренном темпе готовить новую модификацию Барракуды на основе опыта с Mk.IV. Вслед за прототипом Mk.IV фирма переделала еще шесть самолетов из более ранних серийных образцов, среди которых был РМ940. Они были названы Mk.V, однако первым самолетом с Грифоном 37 стала машина RK530, испытания которой провели после окончания второй мировой войны - 22 ноября 1945 г.

Барракуда Mk.V с двигателем Грифон 37 в 2020 л.с. была уже по сути новым самолетом: усилили фюзеляж, увеличили крыло, киль, емкость баков и боевую нагрузку - с 735 до 908 кг. Спаренный пулемет 7,7-мм Виккерс К сняли и оставили самолет без защиты с хвоста, так как в конце войны было эффективным истребительное прикрытие. Как и у ранних модификаций, вооружение размещалось на пяти бомбодержателях. Четыре крыльевых могли нести бомбы до 227 кг каждый, а фюзеляжный - до 908 кг. Наиболее часто это были две бомбы по 227 кг. Под передней кромкой левой консоли располагался небольшой съемный обтекатель с противолодочной РЛС ASH.

Источники:

  • Владимир Котельников. Ангар. Хищные рыбы на королевской службе.
  • Максим Волощук. "Барракуда".
  • Владимир Котельников. Морские самолеты палубного и берегового базирования 1939-1945.
  • Дениэл Дж.Марч "Английские военные самолеты Второй Мировой войны".
  • Бомбардировщики 1939-1945 гг. Авиаколлекция.
  • Brown, J. David. Fairey Barracuda Mks. I-V.
< Назад Вперед >
 

pro-samolet.ru