Зенитный ракетный комплекс 9К330 «Тор» (Россия). Тор ттх


Самоходный зенитный ракетный комплекс 9К330 «Тор»

Описание

Работы по созданию дивизионного автономного самоходного зенитного ракетного комплекса «Тор» (9К330) начались в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 4 февраля 1975 года и продолжались воснм лет вплоть до 1983 года. Одновременно с разработкой ЗРК для Сухопутных войск были развернуты работы и по частично унифицированному с ним корабельному комплексу «Кинжал».

Помимо решения традиционной задачи борьбы с пилотируемой авиацией, войсковые ЗРК должны были обеспечить поражение и авиационных средств поражения — ракет «воздух-земля», планирующих авиабомб типа «Уоллай», а также крылатых ракет типа ASALM и ALCM, дистанционно-пилотируемых летательных аппаратов (ДПЛА) типа BGM-34. Эффективное решение этих задач требовало автоматизации всего процесса боевой работы, применения более совершенных радиолокационных средств.

Изменившиеся воззрения на характер возможных боевых действий сняли обязательность выполнения требования по возможности форсирования войсковыми зенитными комплексами водных преград вплавь, но определили потребность в обеспечении для боевых машин этих ЗРК одинаковой скорости движения и степени проходимости с танками и БМП прикрываемых частей. В сочетании с необходимостью увеличения боекомплекта ЗУР это обусловило переход дивизионного ЗРК с колесного на более тяжелое гусеничное шасси.

Отработанная при создании зенитно-ракетных систем С-300 схема вертикального пуска ракет позволила реализовать аналогичное техническое решение в ЗРК «Тор», вертикально разместив восемь ЗУР по оси башни боевой машины, защитив их от неблагоприятных погодных воздействий и от поражения осколками снарядов и бомб.

Головным разработчиком ЗРК «Тор» был определен НИЭМИ МРП (бывший НИИ-20 ГКРЭ). Главным конструктором комплекса в целом был назначен В. П. Ефремов, а боевой машины 9А330 этого ЗРК — И. М. Дризе. ЗУР 9М330 для комплекса « Тор» разрабатывало МКБ «Факел» МАП (бывшее ОКБ-2 ГКАТ) во главе П. Д. Грушиным.

Боевая машина 9А330 имела в своем составе:

  • станцию обнаружения целей (СОЦ) с системами опознавания их государственной принадлежности и стабилизации основания антенны;
  • станцию наведения (СН), с одним целевым каналом, двумя ракетными каналами и каналом координатора захвата ЗУР;
  • специальную ЭВМ;
  • пусковое устройство, обеспечивавшее вертикальный поочередный старт восьми ЗУР, находящихся на боевой машине,
  • аппаратуру различных систем стартовой автоматики, системы навигации и топопривязки, документирования процесса боевой работы, системы функционального контроля боевой машины, автономного электропитания (на базе газотурбинного электрогенератора) и жизнеобеспечения.

Ракеты находятся в пусковом устройстве боевой машины без транспортных контейнеров и запускаются вертикально с помощью пороховых катапульт. Пусковое и антенное устройства боевой машины конструктивно были объединены в антенно-пусковое устройство, вращающееся относительно вертикальной оси.

Все указанные технические средства располагались на самоходном гусеничном шасси высокой проходимости разработки Минского тракторного завода ГМ-355, унифицированном с шасси зенитного пушечно-ракетного комплекса «Тунгуска». Масса боевой машины с восемью ЗУР и боевым расчетом из 4 человек составляла 32т.

Твердотопливная ЗУР 9М330 выполнена по схеме «утка» и оснащена устройством, обеспечивающим газодинамическое склонение. В ракете были применены складные крылья, которые раскрывались и фиксировались в полетные положения после старта ЗУР. В транспортном положении левые и правые консоли складывались навстречу друг другу. Ракета была оборудована активным радиовзрывателем, автопилотом с приводами рулей, радиоблоком, боевой частью осколочно-фугасного типа с предохранительно-исполнительным механизмом, системой электропитания, системой газопитания рулевых приводов на марше и газодинамических рулей на стартовом участке. На внешней поверхности корпуса ракеты размещались антенны радиовзрывателя и радиоблока, а также устанавливалось пороховое катапультирующее устройство. Загрузка ракет в боевую машину осуществлялась с помощью транспортно-заряжающей машины комплекса.

При старте ракета выбрасывалась катапультой вертикально со скоростью около 25 м/с. Склонение ЗУР на заданный угол, величина и направление которого вводилась перед стартом в автопилот со станции наведения, осуществлялось до запуска двигателя ракеты в результате истечения продуктов сгорания специального газогенератора через четыре двухсопловых блока газораспределителя, установленного у основания аэродинамического руля. Газоходы, ведущие к противоположно направленным соплам, перекрываются в зависимости от угла поворота руля. Объединение аэродинамического руля и газораспределителя в единый блок позволило исключить применение специального привода для системы склонения. Газодинамическое устройство заклоняет ракету в нужном направлении, а затем перед включением твердотопливного двигателя, приостанавливает ее поворот.

Запуск двигателя ЗУР осуществлялся на высоте 16–21 м от земли (либо по истечении заданной односекундной задержки от старта, либо по достижении угла отклонения оси ракеты от вертикали 50°). Таким образом весь импульс РДТТ расходуется на придание ракете скорости в направлении цели. После запуска начинался набор скорости ракеты, которая на дальности 1,5 км составляла 700–800 м/с. Процесс командного наведения начинался с дальности 250 м. В связи с широким разбросом линейных размеров (от 3–4 до 20–30 м) и параметров движения целей (от 10 до 6000 м по высоте и от 0 до 700 м/с по скорости) для оптимального накрытия высоколетящих целей осколками БЧ со станции наведения на борт ЗУР выдавались значения задержки срабатывания радиовзрывателя, зависящие от скорости сближения ракеты с целью. На малых высотах обеспечивались селекция подстилающей поверхности и срабатывание радиовзрывателя только от цели.

Станция обнаружения целей являлась когерентно-импульсной РЛС кругового обзора сантиметрового диапазона волн с частотным управлением лучом по углу места. Луч (парциал) шириной 4° по углу места и 1,5° по азимуту мог занимать восемь положений в угломестной плоскости, перекрывая сектор в 32°. Мог производиться одновременный обзор по углу места в трех парциалах. Очередность обзора по парциалам устанавливалась специальной программой ЭВМ.

Основной режим работы предусматривал темп обзора зоны обнаружения за 3 с, причем нижняя часть зоны просматривалась дважды. В случае необходимости можно было обеспечить обзор пространства в трех выбранных парциалах с темпом 1 с. Отметки с координатами до 24 обнаруженных целей завязывались в трассы (до десяти трасс). На индикаторе командира высвечивались цели в виде точек с характеризующими величину и направление скорости ее движения векторами, рядом с которыми отображались формуляры, содержащие номер трассы, номер цели по степени опасности (по минимальному времени вхождения в зону поражения), номер парциала, в котором находилась цель, и признак производимой операции (поиск, сопровождение и т. д.). При работе в сильных пассивных помехах для станции обнаружения целей была предусмотрена возможность бланкирования сигналов из забитого помехами направления и участка расстояния до цели. В случае необходимости имелась возможность ввести в ЭВМ координаты цели из сектора бланкирования для выработки целеуказания путем ручной накладки маркера на прикрытую помехами цель и ручного скалывания отметки.

Разрешающая способность станции обнаружения целей была не хуже 1,5°-2° по азимуту, 4° по углу места и 200 м по дальности. Максимальные ошибки определения координат цели составляли не более половины указанных величин разрешающей способности.

При средней мощности передатчика 1,5 кВт и коэффициенте шума приемника 2–3, станция обнаружения целей обеспечивала обнаружение самолетов типа F-15, летящих на высотах от 30 до 6000 м, на дальностях 25–27 км с вероятностью не менее 0,8 (беспилотных средств воздушного нападения — на дальностях 9–15 км с вероятностью не менее 0,7). Находившиеся на земле вертолеты с вращавшимися винтами обнаруживались на дальности 6–7 км с вероятностью 0,4–0,7, зависавшие в воздухе — в 13–20 км с вероятностью 0,6–0,8, а осуществлявшие подскок с земли на высоту 20 м — 12 км с вероятностью не менее 0,6.

Коэффициент подавления отраженных от местных предметов сигналов в цифровом канале приемки системы станции обнаружения целей превышал 44 дБ, в аналоговые каналах — 40 дБ.

Защита от противорадиолокационных ракет обеспечивалась их обнаружением и поражением своим ЗУР.

Станция наведения представляла собой когерентно-импульсную РЛС сантиметрового диапазона вод с малоэлементной фазированной aнтенной решеткой (ФАР), формировавшей луч шириной 1° по азимуту и по углу места и обеспечивавшей электронное сканирование луча в соответствующих плоскостях. Станция обеспечивала поиск цели в секторе 3° по азимуту и 7° по углу места, автосопровождение одной цели по трем координатам моноимпульсным методом, пуск одной или двух ЗУР (с интервалом 4с) и их наведение.

Передача на борт ЗУР команд осуществлялась единым передатчиком станции через ФАР. Эта же антенна обеспечивала за счет электронного сканирования луча одновременное измерение координат цели и двух наводимых на нее ЗУР. Частота обращения луча к каждом объекту составляла 40 Гц.

Разрешающая способность станции наведения была не хуже 1 м азимуту и по углу места, 100 м по дальности. Среднеквадратические ошибки автосопровождения истребителя составляли не более 0,3 д. у. по азимуту и по углу места, 7 м по дальности и 30 м/с по скорости. Среднеквадратические ошибки сопровождения ЗУР по азимуту и по углу места были того же порядка, по дальности — не более 2,5 м. При средней мощности передатчика 0,6 кВт и чувствительное приемника 4х10Е-13 Вт станция наведения обеспечивала дальность перехода на автосопровождение истребителя, равную 23 км с вероятностью 0,5 и 20 км с вероятностью 0,8.

Испытания ЗРК «Тор» проходил с декабря 1983 года по декабрь 1984 года на Эмбенском полигоне под руководством комиссии, которую возглавлял Р. С. Асадулин. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 19 марта 1986 года ЗРК был принят на вооружение.

Серийное производство боевой машины 9А330 было организовано на Ижевском электромеханическом заводе МРП, ЗУР 9М330 — на Кировском машиностроительном заводе им. XX партсъезда МАП, гусеничных шасси — на Минском тракторном заводе МСХМ.

Комплекс обеспечивал поражение цели, летящей со скоростью 300 м/ с на высотах от 0,01 до 6 км, в диапазоне дальностей от 1,5 до 12 км при параметре до 6 км. При скорости цели 700 м/с максимальная дальность поражения уменьшалась до 5 км, диапазон высот поражения сужался до 0,05 до 4 км, а параметр не превышал 4 км.

Эффективность поражения самолетов одной ЗУР составляла 0,30–0,77, вертолетов –0,50–0,88, ДПЛА — 0,85–0,955.

Время реакции комплекса равнялось 8...12 с, перевода в боеготовное и походное положения — 3 мин, заряжания боевой машины с помощью ТЗМ — не более 18 мин.

Организационно ЗРК «Тор» сводились в зенитные ракетные полки дивизий. Полки состояли из командного пункта полка, четырех зенитных ракетных батарей (по 4 боевых машины 9А330 и батарейному командирскому пункту в каждой), подразделений обеспечения и обслуживания.

В качестве батарейного командирского пункта временно использовались пункты управления ПУ-12М, а в качестве КП полка — ПУ-12М или машина сбора и обработки информации МП25 и машина боевого управления МП22, разработанные в составе средств автоматизированной системы управления войсками (АСУВ) фронта и входившие также в комплект средств автоматизированного пункта управления начальника ПВО дивизии. С КП полка сопрягалась РЛС обнаружения П-19 или 9С18 («Купол») из состава радиолокационной роты полка.

Основным видом боевой работы ЗРК «Тор» была автономная работа батарей, но не исключалось централизованное и смешанное управление этими батареями начальником ПВО дивизии и командиром зенитно-ракетного полка.

war-arms.info

ЗРК «Тор-М2КМ» в модульном исполнении

Новейшая разработка ОАО «Концерн ПВО «Алмаз – Антей» и входящего в него ОАО «Ижевский электромеханический завод «Купол» – ЗРК «Тор-М2КМ» с боевыми и техническими средствами в модульном исполнении. Он обладает высокой надежностью и эффективностью в борьбе с активно маневрирующими воздушными целями, управляемыми и планирующими авиационными бомбами, противорадиолокационными, управляемыми и крылатыми ракетами, беспилотными летательными аппаратами, самолетами и вертолетами.

Комплекс оснащен современными вычислительными средствами и РЛС, позволяющими обнаруживать до 144 отметок целей, одновременно сопровождать до 20 (в режиме «звено») наиболее опасных целей и обеспечивать одновременное поражение четырех из них.

Автомобиль Тата с автономным боевым модулем комплекса «Тор-М2КМ» на марше

«Тор-М2КМ» – модульный комплекс, который обеспечивает размещение автономного боевого модуля (АБМ) и технических средств на любых автомобильных шасси, полуприцепах, прицепах, других платформах соответствующей грузоподъемности, а также в стационарном варианте. АБМ, в котором размещены вся специальная аппаратура, вычислительный комплекс, радиолокационные и оптические средства, ракетное вооружение, операторский отсек, система автономного и дополнительного электропитания с собственным запасом топлива, системами жизнеобеспечения, вентиляции и кондиционирования, устанавливается на автомобильное шасси и другие платформы при помощи трех специальных быстросъемных кронштейнов.

Конструкция кронштейнов позволяет быстро производить перестановку АБМ с одной платформы на другую, что занимает не более 10 минут и осуществляется обычным 25-тонным краном. Существует лишь одно ограничение – технические характеристики платформ должны соответствовать следующим требованиям: грузоподъемность – не менее 20 т, ширина – не менее 2500 мм и длина – не менее 7100 мм.

Для технических средств – транспортно-заряжающей машины, мастерской техобслуживания, группового комплекта ЗИП, батарейного командного пункта – достаточно грузоподъемности 5-8 т, ширины –2500 мми длины –6000 мм.

Пуск зенитной ракеты комплекса «Тор-М2КМ» с автономного боевого модуля, размещенного на базе автомобиля Тата индийского производства

АБМ не связан с платформой ни механическими или гидравлическими приводами, ни энергетическими системами. У него имеется собственный источник питания в виде газотурбинного агрегата (ГТД), который обеспечивает выработку электроэнергии требуемых параметров и мощности. Время выхода на рабочий режим ГТД составляет не более 60 секунд. Общее время приведения АБМ в боевую готовность – не более 3 минут.

В качестве дополнительного источника электропитания в модуле впервые применен электростатический преобразователь, который преобразует электроэнергию трехфазного напряжения 380 В и частотой 50 Гц, поступающую от любого внешнего источника, в электроэнергию трехфазного напряжения 220 В и частотой 400 Гц.

ЗРК «Тор-М2КМ», размещенный на серийном автомобильном шасси индийской компании Тата Motors, был показан на Международном авиасалоне МАКС-2013. Тем самым мы продемонстрировали, что «Купол» разработал и изготовил зенитный ракетный комплекс, боевые и технические средства которого могут размещаться на любых автомобильных шасси и других платформах по желанию заказчика.

Предусмотрена также возможность размещения АБМ на крышах зданий и сооружений, на труднодоступных площадках, прицепах, полуприцепах, на железнодорожных платформах и даже на малотоннажных судах. Это позволяет значительно расширить функциональность комплекса, обеспечить противовоздушную оборону различных воинских соединений, кораблей и судов разных видов и родов вооруженных сил, важнейших государственных, военных и промышленных объектов, крупных городов (мегаполисов), обеспечить надежную защиту от воздушных террористов крупных международных спортивных мероприятий, например, Олимпийских игр или чемпионатов мира по футболу.

Автономный боевой модуль ЗРК «Тор-М2КМ» в полностью снаряженном состоянии весит не более 15 т, что обеспечивает его транспортировку на внешней подвеске тяжелого транспортного вертолета Ми-26Т или его зарубежных аналогов. Таким образом, АБМ может быть доставлен и установлен в самых труднодоступных местах: на господствующих высотах, крышах зданий и сооружений, где обеспечит надежную защиту объектов от любых средств воздушного нападения, вошедших в 15-километровую зону поражения комплекса.

Весь процесс боевой работы ЗРК «Тор-М2КМ» полностью автоматизирован, человек лишь выбирает для уничтожения 1 (первую) из 10 целей, предложенных ему машиной, которая берется машиной на автосопровождение, остальные 3 цели, находящиеся в секторе 30°, машина находит автоматически и тоже берет на автосопровождение, уже без участия человека. По готовности пуска ЗУР командир четыре раза нажимает кнопку «Пуск».

Четыре зенитные управляемые ракеты (ЗУР) автоматически наводятся на четыре сопровождаемые цели. В точках встречи ракет и целей производится подрыв боевых частей ракеты. Таким образом, все четыре воздушные цели оказываются поражены. После поражения первой цели освобождаются целевой и ракетный каналы, машина автоматически осуществляет поиск следующей цели, автоматически берет ее на сопровождение и по готовности пуска ЗУР командир нажимает кнопку «Пуск». Этот процесс повторяется по мере освобождения целевых и ракетных каналов автоматически до тех пор, пока в воздухе будут цели, а в АБМ – ракеты.

Боевое снаряжение ЗУР содержит осколки сложной геометрической формы, изготовленные из специального высокоплотного сплава (вольфрам-никель-железо), что обеспечивает высочайшую пробивную способность осколка и практически полностью исключает возможность рикошета. Малые ошибки в точке встречи, адаптация радиовзрывателя к типу воздушной цели в сочетании со специальным боевым снаряжением ЗУР обеспечивают комплексу высокую вероятность поражения всех типов воздушных целей. Вероятность поражения одной ракетой одной цели составляет не ниже 0,98.

Зенитный ракетный модуль обеспечивает транспортировку, хранение и пуск четырех ЗУР. В каждом АБМ находится по два зенитных ракетных модуля. Транспортно-заряжающий модуль, средства технического обслуживания и ремонта, групповой комплект ЗИП и тренажер комплекса, размещенные в унифицированных кузовах-контейнерах, могут быть установлены на автомобильное шасси, аналогичное шасси АБМ, или на любые автомобильные шасси, полуприцепы и прицепы по желанию заказчика.

ЗРК «Тор-М2КМ» оснащен навигационной системой ГЛОНАСС/GPS, разработанной российской компанией «Навис». Она не только с очень высокой точностью определяет местоположение комплекса, но и обеспечивает измерение угловых параметров АБМ в разных плоскостях. От расчета при этом не требуется наличие геодезических навыков, которые были необходимы при использовании приборов предыдущего поколения. Безусловно, применение нового оборудования и расширение функциональных задач потребовало внесения определенных изменений и в программное обеспечение АБМ.

В октябре-ноябре2013 г. на полигоне Министерства обороны РФ Капустин Яр прошли испытания ЗРК «Тор-М2КМ» с боевыми и техническими средствами в модульном исполнении, размещенными на автомобильном шасси автомобиля Тата индийского производства. В ходе испытаний были полностью подтверждены все заявленные тактико-технические характеристики, в частности, боевые возможности комплекса по поражению целей на дальней границе зоны поражения15 км, летящих со скоростью 700 м/с, а также целей, летящих с курсовым параметром более6 кмна дальности12 км.

Была подтверждена всепогодность, всесуточность комплекса и его ходовые качества. Кроме того, в процессе испытаний было проверено взаимодействие в группировке, состоящей из АБМ, транспортно-заряжающего модуля 9Т244К, РЛС дежурного режима «Каста-2Е2» и унифицированного батарейного командного пункта «Ранжир-МК». ЗРК «Тор-М2КМ» с честью выдержал все испытания.

Вариант размещения модуля комплекса «Тор-М2КМ» на корвете

В настоящее время ОАО «ИЭМЗ «Купол» совместно с ОАО «Северное ПКБ» и ОАО «Зеленодольское ПКБ», входящих в состав ОАО «Объединенная судостроительная корпорация», при участии НИИ кораблестроения и вооружения ВМФ РФ проводятся работы по размещению ЗРК «Тор-М2КМ» (ЗРК «М-Тор») на различных кораблях российского флота.

Использование на кораблях новейшего зенитного ракетного комплекса малой дальности ЗРК «Тор-М2КМ» (ЗРК «М-Тор») позволит значительно повысить обороноспособность как одиночных кораблей, так и их группировок от ударов высокоточного оружия: противокорабельных ракет, крылатых ракет различного типа, противорадиолокационных ракет, управляемых авиационных бомб, а также вертолетов и самолетов палубной и тактической авиации противника.

/Вячеслав Карташов, oborona.ru/

army-news.ru

«Универсальный боец» ЗРК «Тор-М2У» | Армейский вестник

В конце августа по инициативе Министерства обороны Российской Федерации в одном из испытательных центров ВМФ прошли испытания зенитного ракетного комплекса малой дальности «Тор-М2У» на морском побережье. Суть испытаний состояла в подтверждении возможностей боевой машины 9А331МУ по обнаружению, сопровождению и обстрелу низколетящих целей над водной поверхностью.

Нужно отметить, что проведенным стрельбам предшествовала большая подготовительная работа. Отрабатывалось обнаружение целей различного типа: самолеты, вертолеты, имитаторы высокоточного оружия. Работы проводились на различных высотах полета целей и курсовых параметрах, на встречных и догонных курсах.

Во время испытаний значительный период времени был уделен работе с малоразмерными и летящими на предельно низких высотах над морской поверхностью воздушными целями, наиболее сложными как в обнаружении, так и в сопровождении и уничтожении. Причем ряд залетов целей был осуществлен с выполнением различных маневров, такими как «кабрирование» и «змейка» для самолетов и «зависание» – для вертолетов; для высокоточного оружия применялся определенный элемент пикирования.

Апогеем проведенных тренировок стали боевые стрельбы. Несмотря на сложность создания реальной мишенной обстановки, ЗРК «Тор-М2У» были проведены боевые пуски как по ряду одиночных целей, так и по групповым мишеням, в различное время суток, на разных высотах и курсовых направлениях. Задачи пусков были выполнены в полном объеме, все цели уничтожены.

Каждый этап боевой работы фиксировался как офицерами испытательного центра, так и специалистами предприятий, при этом использовались внешние системы и устройства фото и видеофиксации, а также аппаратура внутристанционных измерений боевой машины. Полученные результаты будут подвергнуты тщательному анализу, что в последующем при необходимости позволит провести ряд конструктивных улучшений, направленных на повышение качества, надежности и боевых возможностей комплекса.

Подразделение «Торов» может создать для всех типов летательных аппаратов непреодолимую «стену» длиной в несколько сот километров.

Как известно, зенитные ракетные комплексы семейства «Тор» являются средствами войскового ПВО сухопутных войск и предназначены в первую очередь для прикрытия частей и подразделений во всех видах современного боя, на марше, а также важных государственных и военных объектов и мест дисклокации воинских подразделений.

Проведенные стрельбы в очередной раз подтвердили тот факт, что зенитный ракетный комплекс малой дальности семейства «Тор» одинаково эффективно может работать как на внутриконтинентальных театрах военных действий, так и на морских побережьях. Результат работы в любом случае стопроцентный.

Важно отметить, что к испытаниям привлекалась боевая машина 9А331МУ, серийно изготовленная в текущем календарном году в рамках исполнения государственного оборонного заказа и планируемая к поставке в Вооруженные силы Российской Федерации в ближайшие месяцы.

Напомним, что в сентябре текущего года подразделения противовоздушной обороны Восточного военного округа (ВВО) на Курильских островах заступили на боевое дежурство. До этого личный состав частей в течение полугода нес опытно-боевое дежурство по охране воздушных рубежей России, в ходе которого военные отработали развертывание системы ПВО в островной зоне, взаимодействие с пунктами управления и подразделениями радиотехнических войск в зоне ответственности и смену стартовых позиций в зависимости от обстановки.

«Торы» заступили на боевое дежурство на смену устаревшим комплексам «Стрела». Проведенные на морском побережье испытания подтвердили, что размещенные на Курильских островах зенитные ракетные комплексы «Тор-М2У» в полной мере соответствуют заявленным тактико-техническим характеристикам и способны обеспечить защиту государственных границ России от любых средств воздушного нападения.

Отметим, что Курильская гряда – очень сложная местность с точки зрения климатических условий и рельефа, удаленности и сложности эксплуатации. Несмотря на это, сам факт принятия решения Министерством обороны Российской Федерации о начале несения ЗРК «Тор-М2У» боевого дежурства в таких сложных условиях говорит о высоком доверии к комплексу в вопросах качества и надежности поставленной техники и об удовлетворенности теми тактико-техническими характеристиками, которые постоянно подтверждаются комплексом.

Ракетные стрельбы зенитный ракетный комплекс «Тор-М2У» прошел успешно.

Именно эксплуатация зенитного ракетного комплекса в различных условиях стала одним из решающих факторов при проведении его испытания по обстрелу воздушных целей на ходу. В начале осени на полигоне «Капустин Яр» «Тор» стал первым среди ЗРК своего класса, осуществившим стрельбу в движении. Успешный опыт позволил получить исходные данные для уточненного проектирования этого режима. Теперь на их основании появляется возможность формировать общие программы, которые позволят движение в различных ситуациях работы комплекса. Испытания проводились применительно к гусеничным машинам. Что касается других модификаций, то они будут рассматриваться отдельно.

Сложность данного режима работы заключается в том, что для стрельбы в движении надо сформировать искусственную горизонтальную плоскость для отсчета всех координат. Это, в свою очередь, требует создания довольно сложных программ и соответственно сложных датчиков, которые передают данные о состоянии самохода при движении. Несмотря на все сложности, преимущества, которые получает «Тор» благодаря возможности поражать цели прямо на марше, очевидны.

Использование ЗРК в Сухопутных войсках по прямому назначению состоит в сопровождении и обеспечении защиты войсковых соединений, поэтому командный расчет БМ имеет возможность оперативно отслеживать и обеспечивать оборону войск. С другой стороны, при движении резко возрастает неуязвимость самого «Тора», поскольку наводящиеся по координатам ракеты противника, предназначенные для уничтожения средств ПВО, получают определенные трудности в слежении за комплексом при его движении.

ЗРК семейства «Тор» эксплуатируются не только в восточном регионе нашей страны, они длительное время и с большим успехом состоят на вооружении ряда войсковых частей, дислоцированных как в западном, южном, так и центральном регионах России. Боевые машины работают в условиях воздействия низких температур, жары, значительной запыленности и высокой влажности. Накопленный за годы производства и эксплуатации опыт позволил создать «универсального бойца», способного не просто выживать в любых условиях, но и в полной мере выполнять свою боевую задачу, нанося противнику максимальный урон, действуя в открытом бою или из засады.

/Олег Владыкин, nvo.ng.ru/

army-news.ru

Военное обозрение: ЗРК «Тор» собираются отправить в море - Свободная Пресса

Генеральный директор Ижевского электромеханического завода «Купол» Фанил Зиятдинов рассказал журналистам о целом ряде проектов, которые сейчас реализует предприятие, входящее в концерн «Алмаз-Антей». Наиболее интересный из них — создание на базе сухопутного ЗРК «Тор» корабельной модификации, которая должна потеснить устаревшие средства ПВО, обслуживающие ВМФ.

Ижевский завод был создан в 1957 году для выполнения заказов Министерства обороны. Его специализация — производство средств ПВО ближнего действия. В начале 70-х годов «Купол» запускает серийное производство зенитно-ракетных комплексов «Оса». Данный ЗРК был разработан в Научно-исследовательском электротехническом институте (НИЭИ), расположенном в Москве. НИЭИ, как и «Купол», ныне входит в концерн «Алмаз-Антей». Между этими двумя предприятиями существует давние научно-производственные связи. Связи до такой степени тесные и прочные, что ижевский завод вполне можно считать производственной базой московского института.

«Оса» практически полностью загрузила производственные мощности завода «Купол» на долгие годы. Вскоре появилась модификация «Оса-АК», а затем — «Оса-АКМ». Всего было выпущено более 1200 этих ЗРК, которые не только поставлялись в строевые части Советской армии, но и экспортировались в ряд стран, входивших в круг политических интересов Советского Союза.

В начале 80-х годов в Ижевске было налажено производство ЗРК «Тор». По мере появления новой элементной базы и продвижению вперед инженерной мысли он также начал обзаводиться более совершенными модификациями, отвечающими вызовам нового времени, не стоящего на месте.

В настоящее время завод «Купол» производит сухопутные ЗРК «Тор» последней модификации — «Тор-М2У». Они начали поступать в строевые части совсем недавно — в 2012 году, а серийное производство было развернуто в прошлом году. Генеральный директор «Купола» сообщает, что в скором времени завод приступит к производству морской модификации комплекса, который должен заменить на кораблях ВМФ ЗРК ближнего действия «Кинжал» и зенитный ракетно-артиллерийский комплекс (ЗРАК) «Кортик». Они были приняты на вооружение ВМФ синхронно — в 1989 году.

В настоящий момент НИЭИ проводит соответствующую ОКР, которая должна завершиться в 2017—2018 году. Соответственно, серийное производство начнется с годовым смещением, то есть не позднее 2019 года.

Сухопутный комплекс «Тор-М2У», который дорабатывается до морской модификации, включает в себя боевую машину на гусеничном ходу, транспортно-заряжающую машину и машину технического обслуживания — обе на колесном ходу.

Главное отличие последней модификации от предыдущих состоит в том, что ее ракеты способны уничтожать малозаметные воздушные цели, построенные по стелс-технологии. Также в ней используется более совершенная ракета разработки КБ «Факел» 9М331. Также увеличена степень защиты от помех, создаваемых средствами радиоэлектронной борьбы противника.

Комплекс способен работать в полностью автоматическом режиме без вмешательства операторов. РЛС обнаружения кругового обзора сканирует воздушное пространство. В случае обнаружения объектов аппаратура «свой-чужой» выявляет представляемую ими угрозу. Начинает работать РЛС сопровождения сантиметрового диапазона, оснащенная фазированной антенной решеткой. Поскольку отклонение луча происходит не механическим, а электронным способом, то есть практически мгновенно, реакция на цель сведена к минимуму.

При обнаружении цели максимальная ошибка по дальности не превышает 200 метров. У РЛС сопровождения и наведения ракеты на цель ошибка существенно меньше — 7 метров по дальности и 30 м/с при определении скорости цели. Наведение ракеты на цель осуществляется радиокомандным способом. При этом взрыватель может срабатывать как при контакте целью, так и в неконтактном режиме, когда боевая часть взрывается при подлете к цели.

Ракета, используемая в ЗРК «Тор-М2У» выдерживает перегрузки в 30g и способна поражать цели, маневрирующие с ускорением в 12g.

Количество обнаруживаемых целей может достигать 48-и. Одновременно сопровождаются 8 целей, обстреливаются 4.

Сравнивая «Тор-М2У» с корабельным ЗРК «Кинжал», может показаться, что они несущественно отличаются друг от друга. Такое ощущение возникает в связи с тем, что зенитная управляемая ракета для них была сделана одной фирмой — расположенным в подмосковных Химках КБ «Факел». Да и ракета одна: 9М330. Но так было до того, как появился «Тор-М2У», у которого ракета более «свежая» — 9М331. Однако не ракетой единой жив ЗРК. У этих двух комплексов разные разработчики — «Кинжал» спроектировали в НПО «Альтаир». Соответственно, отличаются и характеристики, и идеология разработок. К тому же последняя модификация «Тора» использует более современные компоненты, которых просто не существовало в 80-е годы, когда создавался «Кинжал».

При этом боезапас у «Кинжала» существенно больше. Это предопределено тем, что комплекс устанавливается на большие корабли с водоизмещением более 1000 тонн. И они способны принимать на борт более 10 «торовских» модулей, каждый из которых содержит по 8 ракет. Например, на авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов» 24 таких модуля. Вполне понятно, что и морская модификация «Тора» будет комплектоваться достаточным количеством ЗУР, поскольку в дальнем походе ждать подвоза боеприпасов на транспортно-заряжающей машине не приходится.

ЗРАК «Кортик» был разработан знаменитым тульским КБ приборостроения, которое достигло впечатляющих результатов в области боевых артиллерийских модулей. Поэтому комплекс получился не вполне «симметричным» — два шестиствольных зенитных автомата калибра 30 мм, способные делать 10 тыс. выстрелов в минуту, являются более совершенными в инженерном отношении, чем зенитная ракета, имеющая высотный показатель, как у переносного ЗРК.

В связи с чем замена ЗРАК «Кортик» новым комплексом, создаваемым в НИЭИ, представляется абсолютно логичной. И здесь перспективные планы завода «Купол» вполне реалистичны. Что же касается замены ЗРК «Кинжал», то тактико-техническая разница между двумя комплексами не столь велика. Поэтому при принятии соответствующего решения будут браться в расчет не только технические факторы, но и экономические. А экономика в нынешней ситуации, когда сокращены бюджетные расходы на оборонно-промышленный комплекс, — штука серьезная. За финансирование работ приходится сражаться отчаянно. В том числе и с конкурентами. И это уже не только экономика, но и политика, и дипломатия, и интриги.

Приводимые ниже характеристики ЗРК «Тор-М2У» являются гипотетическими в отношении разрабатываемой корабельной модификации. В новой разработке они могут отличаться от характеристик сухопутного комплекса.

ТТХ ЗРК «Тор-М2У», «Кинжал» и ЗРАК «Кортик»

Минимальная дальность поражения цели ракетой, км: 1 — 1,5 — 1,5

Максимальная дальность поражения цели ракетой, км: 15 — 12 — 8

Минимальная дальность поражения цели артиллерией, км: н — н — 0,5

Максимальная дальность поражения цели артиллерией, км: н — н — 4

Минимальная высота поражения цели ракетой, м: 10 — 10 — 5

Максимальная высота поражения цели ракетой, м: 10000 — 6000 — 3500

Минимальная высота поражения цели артиллерией, м: н — н — 5

Максимальная высота поражения цели артиллерией, м: н — н — 3000

Количество обнаруживаемых целей: 48 — н/д — н/д

Количество одновременно сопровождаемых целей: 8 — 8 — н/д

Количество одновременно обстреливаемых целей: 4 — 4 — 1

Время реакции на цель, с: 4,8 — 8 — 8

Максимальная скорость поражаемых целей, м/с: 700 — н/д — н/д

Максимальное ускорение маневрирования целей, g: 12 — н/д — н/д

Скорость полета ракеты, м/с: 800 — н/д — н/д

Максимальная перегрузка ракеты, g: 30 — н/д — н/д

Минимальная ЭПР цели, кв.м.: 0,05 — н/д — н/д.

svpressa.ru

Зенитный ракетный комплекс 9К330 «Тор» (Россия)

Зенитный ракетный комплекс 9К330 «Тор» предназначен для прикрытия войск в подвижных видах боя и на марше от ударов пилотируемых средств воздушного нападения (самолеты тактической авиации и вертолеты) и высокоточного оружия (авиационные ракеты, управляемые авиабомбы, противорадиолокационные ракеты, дистанционно пилотируемые летательные аппараты). ЗРК 9К330 «Тор» разработан Научно-исследовательским электромеханическим институтом Министерства радиопромышленности СССР, в настоящее время ОАО НПО «Антей». Головным разработчиком ЗУР 9М330 для этого комплекса было Машиностроительное конструкторское бюро «Факел» Министерства авиационной промышленности СССР, в настоящее время входящее в концерн ПВО «Алмаз-Антей».

Зенитный ракетный комплекс 9К330 «Тор» принят на вооружение войск ПВО Сухопутных войск в 1986 году. За рубежом комплекс получил наименования: SA-15 (по терминологии США) и SA-15 Gauntlet (но терминологии НАТО). Через три года на вооружение кораблей поступил частично унифицированный с ЗРК «Тор» корабельный комплекс «Кинжал».

Боевые средства ЗРК 9К330 «Тор», обеспечивающие обнаружение, опознавание и поражение воздушной цели, размещены на гусеничном шасси высокой проходимости. В состав боевой машины комплекса (9А330) входят:— станция обнаружения воздушных целей с системой опознавания государственной принадлежности цели по признаку «свой—чужой»;— станция наведения, обеспечивающая наведение двух ЗУР на одну цель;— пусковое устройство, обеспечивающее вертикальный поочередный старт восьми ЗУР, находящихся на боевой машине:— другие средства и системы, обеспечивающие процесс боевой работы комплекса (система навигации и топопривязки, средства контроля работы аппаратуры, система электропитания и жизнеобеспечения).

Масса боевой машины с восемью ЗУР и боевым расчетом из четырех человек составляет 32 тонны. Кроме перечисленных выше средств, на гусеничном шасси боевой машины установлен газотурбинный и дублирующий агрегаты питания. Запас хода по топливу - 500 км. скорость по шоссе - не менее 65 км/час, по грунтовым дорогам и бездорожью - не менее 35 и 15 км/час соответственно.

РЛС обнаружения боевой машины обеспечивает обнаружение и обработку до 48 воздушных целей, из которых 10 определяются в качестве приоритетных по степени опасности (то есть выстраиваются в приоритетный ряд). На индикаторе командира боевой машины воздушные цели высвечиваются в виде точек со стрелками. Направление и величина этих стрелок характеризуют величину скорости движения цели и её ориентацию. Рядом с символами целей высвечиваются формуляры, содержащие основные сведения о них: приоритетность цели по степени опасности (по минимальному времени до её вхождения в зону поражения), номер парциала (луча РЛС по углу места), в котором находится цель, признак проводимой операции (поиск цели, сопровождение). РЛС обеспечивает обнаружение самолета-истребителя, летящего на высотах 30—6000 метров на дальности 25-27 км, вертолётов — на дальностях 13-20 км (в том числе зависших в воздухе).

РЛС наведения оснащена мало-элементной фазированной решеткой, формирующей луч шириной один градус по азимуту и углу места. Станция обеспечивает поиск цели в секторе три градуса по азимуту и семь — по углу места, автосопровождение одной воздушной цели, пуск одной-двух ЗУР с интервалом 4 секунды и их наведение. РЛС наведения комплекса обеспечивает дальность взятия на автосопровождение цели типа истребитель, равную 20-23 км. В качестве дублирующего средства для сопровождения воздушных целей используется телевизионно-оптический визир.

ЗУР комплекса (9М330) - твердотопливная, одноступенчатая. Стартовая масса ЗУР — 165 кг. масса боевой части — 14.5 кг длина ракеты — 2.898 мм, диаметр корпуса — 235 мм, размах крыла — 650 мм. При старте ракета выбрасывалась катапультой вертикально со скоростью около 25 с. Запуск двигателя осуществлялся на высоте 16—20 метров от земли. После запуска начинается набор скорости ЗУР, которая на дальности 1,5 км составляла 700-800 м/с. Командное наведение осуществлялось с дапьности 250 метров и заканчивалось в момент встречи ракеты с целью.

Ракета оснашена бесконтактным радиоазрывателем и осколочно-фугасной боевой частью с осколками высокой энергии. Высокий уровень располагаемых перегрузок (до 30 единиц), большая скорость полета ЗУР обеспечивают поражение высокоскоростных маневрирующих воздушных целей (от высокоточного оружия до бронированых самолетов). В ЗРК «Тор» реализован вертикальный старт ЗУР, что обеспечивает возможность отражать атаки средств воздушною нападения, действующих с любых направлений, без соответствующего разворота пускового устройства боевой машины. ЗУР поставляются в войска в полностью снаряженном состоянии и не требуют технического обслуживания в течение десяти лет.

Ракета состоит из двух частей: носовой и кормовой, В носовой части размешены бортовое оборудование и боевое снаряжение ЗУР. В кормовой части — ракетный двигатель твердого топлива и крыльевой 6лок, вращающийся на подшипнике. Носовая часть ракеты состоит из пяти отсеков:— радиопрозрачный обтекатель и передатчик антенны передатчика радиовзрывателя;— отсек управления, состоящий из четырех рулей, четырех рулевых машинок и источника энергии — газогенератора:— аппаратный отсек, включающий электрокоммутирующее оборудование, боевое снаряжение ЗУР и предохранительно-исполнительный механизм. По бортам отсека установлены приемная антенна радиовзрывателя и приемопередаюшая антенна блока радиоуправления;- однокамерный двухрежимный ракетный твердотопливный двигатель. Корпус двигательной установки изготовлен из высокопрочной стали;- крыльевой блок, состоящий из четырех консолей крыльев. Консоли крыльев складываются для обеспечения минимальных размеров транспортно-пускового контейнера, в котором находится ЗУР. При выходе из контейнера в момент запуска двигательной установки они раскрываются с помощью торсионов.

Необходимо отметить, что управление стрельбой ЗУР и всеми процессами боевой работы ЗРК «Тор» осуществляется с помощью быстродействующей ЭВМ. Процесс боевой работы (от обнаружения воздушной цели до ее поражения) автоматизирован, что обеспечивает комплексу минимальное время реакции, то есть время от обнаружения воздушной цели до схода ЗУР с направляющих пусковой установки (что не превышает десяти секунд). В этом плане комплекс «Тор» можно рассматривать как автоматизированный робот, обеспечивающий поражение воздушных целей.

Для поддержания необходимой боевой готовности технических средств ЗРК и оценки состояния аппаратуры в комплексе предусмотрена система встроенного контроля функционирования аппаратуры ЗРК. Она автоматически определяет правильность функционирования всех средств боевой машины, степень их готовности. В случае отказа осуществляется поиск отказавшего элемента.

Расчет боевой машины ЗРК 9К330 «Тор» состоит из четырех человек; командир, операторы и механик-водитель. Предусмотрена зашита экипажа от средств массового поражения. Внутри рабочего отсека башни боевой машины созданы нормальные условия обитаемости. Для подготовки операторов ЗРК «Тор» разработан специальный тренажер.

Организационно зенитные ракетные комплексы 9К330 «Тор» сводятся в зенитные ракетные полки. Такие полки состоят из командного пункта полка, четырех зенитных ракетных батарей (по четыре боевые машины 9А330 и батарейному командирскому пункту в каждой), подразделений обслуживания и обеспечения. В качестве батарейного командирского пункта используется пункт управления ПУ-12М или машина сбора и обработки информации из состава средств системы автоматизированного управления войсками фронта.

Тактико-технические характеристики 9К330 «Тор»: Боевая масса, т 32 (на базе БМ 9А330)Экипаж, чел. 4 База, мм 5055 Клиренс, мм 450 Вооружение Дальность стрельбы, км 1..12 Другое вооружение 8 х ЗУР 3М330 Вероятность поражения истребителя одной ЗУР 0,26..0,75 Максимальная скорость поражаемых целей (вдогон/навстречу) м/с 700 Скорость полета ЗУР, м/с 700..800 Масса ракеты, кг 165 Масса боевой части, кг 14,5 Длина ракеты, мм 2898 Диаметр корпуса ракеты, мм 235 Размах крыльев, мм 650 Число целевых каналов 1 Мощность двигателя, л. с. 840 Скорость по шоссе, км/ч 65 Запас хода по шоссе, км 500 Удельное давление на грунт, кг/см? не более 0,8 Преодолеваемый подъём, град. 35 Преодолеваемый ров, м 2,0 Преодолеваемый брод, м 1,0

www.dogswar.ru

Тор (ЗРК) — Вікіпедія

Матеріал з Вікіпедії — вільної енциклопедії.

Перейти до навігації Перейти до пошуку 9K330 «Тор» Тип: Походження: Історія служби Термін використання Використання у Історія виробництва: Конструктор Розроблено Виробник Виготовлено Вартість Варіанти Характеристики Маса Тип і модель двигуна Швидкість Потужність двигуна Запас ходу Основне озброєння Довжина Ширина Висота Обслуга
9K330 (вигляд ззаду)
тактичний зенітний ракетний комплекс
 СРСР,  Росія
1986-нині
Див. оператори
Алмаз-Антей: Antey design bureau (головний розробник) MKB Fakel (розробник ракети) MNIIRE Altair (розробник морської версії)
1975
IEMZ KupolMetrowagonmash (GM chassis designer),MZKT (wheeled chassis designer)
1983
близько US$ 25 млн
Тор, Тор-М1, Тор-М2, Тор-М1-2У
34 т
V-12 дизельний
65 км/год
618 кВ (830 к.с.)
500 км
9М330, 9М331
7.5 м
3.3 м
5.1 м (радар піднято)
3

uk.wikipedia.org

Мировая премьера ЗРК «ТОР-М2КМ» на шасси «ТАТА»

Ижевский электромеханический завод «Купол» представит на Международной выставке сухопутных и военно-морских вооружений «ДЕФЭКСПО ИНДИЯ-2014» (6−9 февраля, Дели) уникальный экспонат — натурный образец боевой машины ЗРК «ТОР-М2КМ» в модульном исполнении на колесном шасси «ТАТА» индийского производства.

Испытания ЗРК «Тор-М2КМ» с боевыми и техническими средствами в модульном исполнении, размещенными на автомобильном шасси «ТАТА" проходили осенью 2013 года на полигоне Капустин Яр. В процессе испытаний были проведены успешные боевые пуски ЗУР по мишеням «Саман», слаживание группировки, состоящей из автономного боевого модуля, РЛС «Каста-2Е2» и УБКП «Ранжир». 

Зенитный ракетный комплекс «ТОР-М2КМ» с боевыми и техническими средствами в модульном исполнении — новейшая разработка ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» и ОАО «Ижевский электромеханический завод «Купол». Комплекс обладает высокой надежностью и эффективностью в борьбе с активно маневрирующими воздушными целями, управляемыми и планирующими авиационными бомбами, противорадиолокационными, управляемыми и крылатыми ракетами, беспилотными летательными аппаратами, самолетами и вертолетами.

«ТОР-М2КМ» оснащен современными вычислительными средствами и современными РЛС, позволяющими обнаруживать и обрабатывать до 48 целей, одновременно сопровождать до 10 наиболее опасных целей и обеспечивать одновременное поражение из них четырех целей.

В модульном варианте предусмотрена возможность размещения автономного боевого модуля на крышах зданий и сооружений, на труднодоступных площадках, прицепах, полуприцепах, на железнодорожных платформах и даже на малотоннажных судах, способных выдерживать нагрузку более 20 тонн. Конструкция модуля обеспечивает транспортировку на внешней подвеске вертолета МИ-26Т и аналогов.

Автономный тренажер командира и оператора выполнен в виде унифицированного контейнера и предназначен для обучения и тренировки расчета боевой машины работе по обнаружению, захвату, сопровождению и поражению целей в помеховой и беспомеховой обстановке, а также для контроля качества работы расчета. Тренажер может размещаться на автомобильном шасси, полуприцепе соответствующей грузоподъемности или в стационарном варианте.

Тактико-технические характеристики АБМ ЗРК «Тор-М2КМ»

Зона обнаружения:

по дальности, км по азимуту, град.

по углу места, град.

32

360

0−32, 32−64

Минимальная ЭПР* целей, м2

0,1

Количество одновременно обнаруживаемых целей

48

Количество одновременно сопровождаемых трасс приоритетных целей

10+4 ПН**

Применен электронно-оптический визир как дублирующий канал сопровождения целей

Зона поражения, м:

максимальная дальность

максимальная высота

курсовой параметр

минимальная дальность

минимальная высота

до 15 000

до 10 000

до 8000

1000

10

Максимальная скорость цели, м/с

700

Количество одновременно обстреливаемых целей

до 4

Количество ракет на АБМ, шт.

8

Время реакции, с 5−10

Минимальный интервал между пусками ракет, с 3−4

Время заряжания АБМ ракетами, мин.

до 18

Потребляемая мощность, кВт

до 65

Габариты АБМ (длина x ширина x высота), мм не более 7500 x 2550 x 3080

Полная масса АБМ, т не более 15

Время развертывания (свертывания), мин.

3

Расчет АБМ, чел.

2

*ЭПР — эффективная площадь рассеяния

**ПН — помеховое направление

По материалам ОАО «Ижевский электромеханический завод «Купол»

www.popmech.ru