Зенитный ракетный комплекс 9К330 «Тор». Тор 9


Боевая машина «Тор» 9А330

Боевая машина "Тор"

9А330 входит в состав зенитной ракетной системы "Тор" (9К330, SA-15, Gauntlet). Боевая машина 9А330 предназначена для борьбы со всеми типами высокоскоростных, маневрирующих пилотируемых и беспилотных воздушных целей, в том числе и высокоточным оружием, действующих на предельно малых, малых и средних высотах в любых условиях радиоэлектронной и метеорологической обстановки днем и ночью.

В состав боевой машины "Тор" 9А330 входят:

  1. Станция обнаружения целей;
  2. Станция наведения;
  3. Цифровая вычислительная система;
  4. Зенитные управляемые ракеты в антенно-пусковом устройстве;
  5. Аппаратура систем стартовой автоматики, навигации, функционального контроля и др.)

Боевая машина "Тор" 9А330 представляет собой автономную одноканальную по цели огневую единицу, способную самостоятельно обнаруживать различные типы воздушных целей в движении и поражать их ракетами с короткой остановки во всех видах боевых действий и при расположении на месте в различных погодно-климатических и физико-географических условиях.

Зона поражения БМ 9А330 при скорости цели 300 (700) м/с, ограничивается границами:

  • 1,5-12 (1,5-5) км по дальности;
  • 0,001-6 (0,05-4) км по высоте и до 6 (4) км по курсовому параметру.
  • При этом эффективность поражения типовых целей одной ЗУР с учетом случайных факторов составляет:
  • 0,3-0,77 для самолетов;
  • 0,5-0,88 для вертолетов;
  • 0,4-0,55 для дистанционно пилотируемых летательных аппаратов.

Время реакции при расположении БМ на месте и в движении составляет 8-12 секунд.

Время перевода в боевое (походное) положение не превышает 3 минут.

Время полного заряжания восемью ЗУР при помощи транспортно-заряжающей машины - 18 минут.

БМ 9А330 защищена от активных, пассивных помех и противорадиолокационных ракет (ПРР). Эффективный и надежный комплекс радиоэлектронного оборудования с высокой степенью автоматизации боевой работы, обеспечивает автоматическую оценку степени угрозы со стороны воздушного противника, выбор приоритетных целей и их обстрел.

Боевая машина может транспортироваться всеми видами транспорта, в том числе и воздушным. Единое антенно-пусковое устройство (АПУ) с круговым вращением по азимуту обеспечивает быстрый разворот башни с вооружением в направлении цели, захват ее на автосопровождение станцией наведения и осуществляет вертикальный старт ЗУР, что снижает перегрузки ракеты при ее склонении в направлении цели и запуске маршевого двигателя.

В качестве шасси боевой машины используется гусеничная машина ГМ-355 большой грузоподъемности и повышенной проходимости, унифицированное с шасси зенитного пушечно-ракетного комплекса "Тунгуска".

Установленный на нем V-образный, 12-цилиндровый, быстроходный, многотопливный дизельный двигатель B-46-2C1 обеспечивает перемещение БМ по среднепересеченной местности со скоростью, обеспечивающей непрерывное прикрытие войск от ударов с воздуха во всех видах современного высокоманевренного боя.

Станция обнаружения целей (СОЦ) -

Когерентно-импульсная РЛС сантиметрового диапазона волн, способная обнаруживать цели с вероятностью 0,6-0,8 на дальностях:

  • самолета - 25-27 км;
  • ДПЛА - 9-15 км;
  • вертолета на земле с вращающимися винтами - 6-7 км;
  • вертолета зависшего в воздухе - 13-20 км;
  • вертолета осуществляющего "подскок" с земли на высоту 20 м - 12 км.

Станция наведения (СН) - когерентно-импульсная РЛС сантиметрового диапазона волн с малоэлементной фазированной антенной решеткой (ФАР) и электронным управлением луча диаграммы направленности по угловым координатам.

Станция служит для поиска целей в секторе до 70 по азимуту и углу места, их точного автосопровождения моноимпульсным методом по трем координатам с вероятностью 0,5 (0,8) на дальности до 23 (20) км, обеспечения пуска одной или двух (с интервалом 4 с) ЗУР и передачи им команд наведения. Поиск целей и передача команд на борт ЗУР осуществляется общим передатчиком станции через ФАР, обеспечивающей одновременное измерение координат одной цели и двух наводимых на нее ЗУР.

При разрешающей способности СН не хуже одного градуса по угловым координатам и 100 м по дальности, среднеквадратические ошибки автосопровождения самолета-истребителя не превышают 0,3 д.у. по азимуту и углу места, 7 м по дальности и 30 м/с по скорости. Среднеквадратические ошибки сопровождения ЗУР по угловым координатам аналогичны вышеуказанным, а по дальности - не превышают 2,5 м. Станция наведения имеет высокую степень защиты от пассивных и активных помех.

Цифровая вычислительная система (ЦВС)

(ЦВМ типа 9С483М1 и цифровые быстродействующие спецвычислители) служит для обработки радиолокационной информации и выработки управляющих сигналов. Она обеспечивает высокий уровень автоматизации процессов боевой работы всех систем БМ при минимальных временных затратах и требуемой точности в простой и сложной обстановке.

Зенитная управляемая ракета 9М330

Твердотопливная одноступенчатая ракета вертикального старта, выполненная по аэродинамической схеме "утка" с командной системой наведения и газодинамическим склонением после пуска. Для наведения на цель и ее поражения, ракета оснащена автопилотом, радиоблоком, системами питания, боевой частью осколочно-фугасного типа с активным радиовзрывателем и предохранительно-исполнительным механизмом. На внешней поверхности корпуса ракеты размещены антенны радиовзрывателя и радиоблока, а также пороховое катапультирующее устройство. Рули крылья в транспортном положении складываются (левые и правые консоли навстречу друг другу), раскрываются и фиксируются после старта. Загрузка ракет в БМ осуществляется транспортно-заряжающей машины комплекса.

Стартуют ракеты непосредственно из ракетного отсека АПУ БМ, в котором они размещаются по 4 ЗУР с каждой стороны башни. Пороховая катапульта выбрасывает ЗУР вверх на высоту 16-21 м со скоростью 25 м/с, где она склоняется в направлении цели газодинамической системой на заданный угол, величина и направление которых вводятся в автопилот ракеты по данным станции наведения перед стартом ракеты.

Твердотопливный двигатель начинает работу после склонения ракеты и обеспечивает ее полет по траектории с максимальной скоростью до 850 м/с и перегрузками до 30 единиц.

Осколочно-фугасная БЧ с предохранительно-исполнительным механизмом и активным адаптируемым радиовзрывателем поражает цель тяжелыми высокоэнергетическими поражающими элементами большой разрушительной силы, образующихся при ее подрыве. Радиовзрыватель инициирует подрыв БЧ с учетом скорости и высоты полета поражаемой цели, определяет конфигурацию осколочного поля и направление его движения для достижения максимальной вероятности поражения цели.

При стрельбе по целям, летящим на высотах 10-40 м, радиовзрыватель срабатывает только по сигналу от цели. В случаях, когда станция наведения не захватила ракету, нарушен процесс ее нормального наведения или не сработает радиовзрыватель - у цели ракета самоликвидируется.

Командное наведение ЗУР начинается с дальности 250 м и заканчивается в момент встречи с целью.

Масса ЗУР 9М330 (БЧ) не превышает 165 (14,8) кг при общей длине и диаметре ее корпуса 2898 мм и 235 мм соответственно.

Учебно-действующая зенитная управляемая ракета 9М330УД отличается от боевой ракеты 9М330 тем, что все взрывоопасные компоненты:

  1. боевая часть,
  2. топливный заряд двигательной установки,
  3. твердотопливный заряд турбогенераторного источника бортового питания,
  4. все пиротехнические устройства демонтированы и заменены массо-габаритными макетами.

Учебно-действующая зенитная управляемая ракета 9М330 позволяет отрабатывать все вопросы боевой работы, кроме процедур необратимого пускового цикла.

ru.uos.ua

"Top9 Crew" – всемирно известная брейк-команда, признанный лидер международного танцпола, с легкостью собирающий кубки и грамоты со всевозможных конкурсов. Сегодня о "Тор9 Crew" знают не только в России, но и во всем мире, члены команды успели стать легендой, перешагнув звание чемпионов break-dance стиля, а также став героями театральных подмостков.

Группа "Top9 Crew" была сформирована в 2001 году по инициативе Masta B.K. ("Jam Style & Da Boogie Crew", "Klinch Master", "Triatlon", "Top9 Crew"). Поводом для создания группы послужил отборочный тур на крупнейший международный чемпионат "Battle Of The Year". Таким образом, был содан коллектив, в который вошли девять лучших бибоев Санкт-Петербурга — Masta B.K. ("Jam Style & Da Boogie Crew", "Klinch Master", "Triatlon"), Wolt ("Klinch Master", "Triatlon"), Бешеный ("Klinch Master", "Triatlon"), Alex-A ("Klinch Master", "Triatlon"), Симпсон ("Реактив"), Резкий ("Реактив"), Скоч ("Реактив"), Disco-T ("Реактив"), Tony Rock. С самого начала существования коллектива название "Top9 Crew" оправдало себя, и началось триумфальное шествие группы к вершинам мирового брейкинга. В 2002 году к "Top9 Crew" присоединились ещё 2 бибоя — это Комар и Косто. С этого момента по 2004 год количество участников группы насчитывало одиннадцать человек. Но к концу 2003 году группу покинули Бешенный и Alex-A, а в 2005 году из коллектива ушел Скоч. На смену покинувшим группу участникам пришли два украинских бибоя — Робин и Flying Buddha, а в 2006 году из коллектива выбыл отец-основатель Masta B.K.. Таким образом, количество участников снова остановилось на девяти. Такой состав остается и по сей день. В настоящее время коллектив "Top9 Crew" является многократным чемпионом мира, бесспорным лидером на Breaking сцене в России и входит в число десяти сильнейших команд планеты.

За время своего существования коллектив добился признания в мире Breaking благодаря своему неповторимому командному стилю, ярким и взрывным шоу и высочайшему мастерству исполнения Breaking. В арсенале команды имеются шоу на любой вкус: это и веселые шуточные номера, изобилующие сложными трюками, и серьезные театральные постановки — спектакли, номинанты Национальной Театральной премии “Золотая Маска”. Продолжительность шоу-программ варьируется от 1 минуты до 1 часа. Опыт работы на любых мероприятиях - от корпоративных вечеринок, клубов, показов мод, выступлений с известными артистами, крупных опенэйров, спортивных площадок до театральных фестивалей.

Группа "Top9 Crew" сотрудничала с такими личностями и компаниями, как:

  • Dolphin
  • "Triatlon"
  • театр "Балтийский Дом"
  • Богдан Титомир
  • Александр Емельяненко
  • Олег Газманов
  • "Royal Shakespeare Company"
  • company "Zarbat"
  • "Olmeca Vibe Team"
  • DJ Hobot
  • и многими другими.

"Top9 Crew" находится в постоянном развитии и не останавливается на достигнутых результатах.

top9crew.ru

Самоходный зенитный ракетный комплекс 9К330 "Тор"

Комплекс 9К330 «Тор» был принят на вооружение Советской армии в 1986 г. Он предназначался для обеспечения защиты первых эшелонов танковых и мотострелковых дивизий от ударов крылатых ракет, дистанционно-пилотируемых летательных аппаратов, пилотируемых самолетов и боевых вертолетов.

Комплекс автономный, для повышения его мобильности на боевой машине 9А330 размещены: зенитные управляемые ракеты 9М330, пусковое устройство, станция обнаружения целей, станция наведения, аппаратура стартовой автоматики, специальная ЭВМ, а также аппаратура навигации и топопривязки, система функционального контроля боевой машины, система автономного электропитания и жизнеобеспечения. В качестве базы при создании боевой машины 9А330 использовано гусеничное шасси ГМ-355 Минского тракторного завода, проходимость которого по пересеченной местности сопоставима с проходимостью современных танков и БМП. В состав комплекса входят также транспортно-заряжающая машина 9Т231, транспортная машина 9Т245 и необходимые средства контроля, обслуживания и ремонта боевых средств ЗРК.

Одноступенчатая зенитная управляемая ракета 9М330 выполнена по аэродинамической схеме «утка» и имеет следующие весогабаритные характеристики: масса ракеты — 165 кг, масса боевой части— 14,8 кг, длина ракеты — 2898 мм, наибольший диаметр корпуса — 235 мм, размах крыла— 650 мм. Ее конструкция во многом обусловлена новой схемой пуска: восемь ракет находятся в пусковом устройстве боевой машины без транспортных контейнеров и запускаются вертикально с помощью пороховых катапульт. Поэтому ракета имеет складные рули и крылья, которые раскрываются и фиксируются в полетном положении после старта.

Время реакции комплекса составляет 8—12 с. Вероятность поражения одной ракетой самолета равна 0,30—0,77, вертолета — 0,50—0,88, дистанционно-пилотируемого летательного аппарата — 0,85—0,955.

Как это случалось со многими образцами советской военной техники, работы по модернизации ЗРК 9К330 «Тор» были начаты сразу же после принятия его на вооружение. В результате был создан ЗРК 9К331 «Тор-М1», проходивший испытания с марта по декабрь 1989 г. и принятый на вооружение в 1991 г.

Входящая в состав этого комплекса боевая машина 9К331 имеет новую двухпроцессорную вычислительную систему. В станции обнаружения целей использована новая трехканальная система обработки сигналов. Существенно усовершенствована и станция наведения. Комплекс ведет стрельбу ракетой 9М331, которая унифицирована с ЗУР 9М330 «Тор», однако имеет боевую часть с большим поражающим действием. Пуск ракеты производится не с восьмизарядной пусковой установки, а из двух алюминиевых четырехместных транспортно-пусковых контейнеров 9Я281. Каждый контейнер с четырьмя ракетами 9М331 образует ракетный модуль 9М334 массой 936 кг.

Транспортирование модулей осуществляется транспортными и транспортно-заряжающими машинами. Транспортная машина перевозит два пакета из четырех модулей, транспортно-заряжающая — два пакета из двух модулей и имеет крановое оборудование для загрузки модулей в боевую машину. Время заряжания боевой машины двумя модулями составляет 25 мин.

Зона поражения ЗРК 9К331 «Тор-М1» примерно такая же, как и у ЗРК 9К330 «Тор», однако он может вести стрельбу одновременно по двум целям. Время реакции сокращено до 7,4 с при стрельбе с позиции и до 9,7 с при стрельбе с короткой остановкои после движения.

Вероятность поражения одной ракетой самолета типа F-15 составляет 0,45—0,80, вертолета — 0,62—0,75, дистанционно-пилотируемого летательного аппарата—0,93—0,97.

В настоящее время ведутся работы по созданию самоходного варианта комплекса «Тор-М1ТА» на колесном шасси, буксируемого варианта «Тор-М1Б» на двух прицепах, а также стационарного варианта «Тор-М1ТС». В связи с тем, что командование армии стремится использовать в образцах военной техники комплектующие только российского производства, ведутся работы по замене шасси ГМ-355 Минского тракторного завода на шасси ГМ-5955 Мытищинского машиностроительного завода.

ЗРК 9К330 «Тор» вооружались зенитные ракетные полки мотострелковых и танковых дивизий Советской армии. Полк состоял из командного пункта полка (пункт управления ПУ-12М), четырех зенитных ракетных батарей и подразделений обеспечения и обслуживания. В составе батарей имелось четыре боевые машины 9А330 и батарейный командирский пункт (пункт управления ПУ-12М). В полках, вооруженных ЗРК 9К331 «Тор-М1», пункты управления ПУ-12М заменены унифицированными батарейными командирскими пунктами 9С727 «Ранжир».

    2316      

warfor.me

9К330 "ТОР" Зенитно-ракетный комплекс

9К330 "ТОР" Зенитно-ракетный комплекс
SA-15 Gaunlet Air defense system
Основной производитель:    Россия      Имя:   9К330 Тор Тип:    Зенитно-ракетный комплекс Год принятия на вооружение:   1986   
Работы по созданию дивизионного автономного самоходного зенитного ракетного комплекса "Тор" (9К330) начались в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 4 февраля 1975 г. в кооперации, в основном сложившейся при разработке ЗРК "Оса" и продолжались до 1983 года. Как и при создании ЗРК "Оса" и "Оса-М", в параллель с разработкой ЗРК для Сухопутных войск были развернуты работы и по частично унифицированному с ним корабельному комплексу "Кинжал".

За полтора десятилетия, прошедшие от начала разработки комплекса "Оса" изменились как задачи, стоящие перед войсковыми ЗРК, так и возможности их решения.

Помимо решения традиционной задачи борьбы с пилотируемой авиацией, войсковые ЗРК должны были обеспечить поражение и авиационных средств поражения - ракет "воздух-земля", планирующих авиабомб типа "Уоллай", а также крылатых ракет типа ASALM и ALCM, дистанционно-пилотируемых летательных аппаратов (ДПЛА) типа BGM-34. Эффективное решение этих задач требовало автоматизации всего процесса боевой работы, применения более совершенных радиолокационных средств.

Изменившиеся воззрения на характер возможных боевых действий сняли обязательность выполнения требования по возможности форсирования войсковыми зенитными комплексами водных преград вплавь, но определили потребность в обеспечении для боевых машин этих ЗРК одинаковой скорости движения и степени проходимости с танками и БМП прикрываемых частей. В сочетании с необходимостью увеличения боекомплекта ЗУР это обусловило переход дивизионного ЗРК с колесного на более тяжелое гусеничное шасси.

Отработанная при создании зенитно-ракетных систем С-300 схема вертикального пуска ракет позволила реализовать аналогичное техническое решение в ЗРК "Тор", вертикально разместив восемь ЗУР по оси башни боевой машины, защитив их от неблагоприятных погодных воздействий и от поражения осколками снарядов и бомб.

Головным разработчиком ЗРК "Тор" был определен НИЭМИ МРП (бывший НИИ-20 ГКРЭ). Главным конструктором комплекса в целом был назначен В.П. Ефремов, а боевой машины 9А330 этого ЗРК - И.М. Дризе. ЗУР 9М330 для комплекса "Тор" разрабатывало МКБ "Факел" МАП (бывшее ОКБ-2 ГКАТ) во главе П.Д. Грушиным. В разработке боевых машин и ЗУР, средств технического обеспечения и обслуживания принимали участие и другие организации промышленности.

 Комплекс:

9К330 "ТОР"  SA-15 Gaunlet

Тор-М1

 Ракета

9М330

9М331

 Зона поражения, км
 - по дальности

1,5..12

1,5..12

 - по высоте

0,01..6

0,01..6

 - по параметру

6

6

 Верояность поражения истребителя одной ЗУР

0,26..0,75

0,45..0,8

 Время реакции, с :
 - с позиции

8,7

7,4

 - с короткой остановки

10,7

9,7

 Макс. скорость поражаемых целей, м/с

700

700

 Скорость полета ЗУР, м/с

700..800

700..800

 Масса ракеты, кг

165

165

 Масса БЧ, кг

14,5

14,5

 Время развертывания (свертывания), мин.

3

3

 Число целевых каналов

1

2

 Число ЗУР на боевой машине

8

8

 Год принятия на вооружение

1986

1991

 Экипаж, чел

4

 Запас хода, км

500

500

 Дальность обнаружения цели:
 - Дальность обнаружения цели км

1,5..12

1,5..12

 - при автосопровождении

10

10

 Масса ракеты, кг

165

165

 Масса боевой части, кг

14,5

14,5

Таб : "Технические характеристики комплекса"

Модификации :

  • Тор
  • Тор-М1
  • Тор-М2Э

Испытания ЗРК "Тор" проходил с декабря 1983 г. по декабрь 1984 г. на Эмбенском полигоне под руководством комиссии, которую возглавлял Р.С. Асадулин.Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 19 марта 1986 г. ЗРК был принят на вооружение. Серийное производство боевой машины 9А330 было организовано на Ижевском электромеханическом заводе МРП, ЗУР 9М330 - на Кировском машиностроительном заводе им. XX партсъезда МАП, гусеничных шасси - на Минском тракторном заводе МСХМ. Комплекс обеспечивал поражение цели, летящей со скоростью 300 м/ с на высотах от 0,01 до 6 км, в диапазоне дальностей от 1,5 до 12 км при параметре до 6 км. При скорости цели 700 м/с максимальная дальность поражения уменьшалась до 5 км, диапазон высот поражения сужался до 0,05 до 4 км, а параметр не превышал 4 км. Эффективность поражения самолетов одной ЗУР составляла 0,30-0,77, вертолетов -0,50-0,88, ДПЛА - 0,85-0,955. Время реакции комплекса равнялось 8...12 с, перевода в боеготовное и походное положения - 3 мин, заряжания боевой машины с помощью ТЗМ - не более 18 мин. Организационно ЗРК "Тор" сводились в зенитные ракетные полки дивизий. Полки состояли из командного пункта полка, четырех зенитных ракетных батарей (по 4 боевых машины 9А330 и батарейному командирскому пункту в каждой), подразделений обеспечения и обслуживания.

В качестве батарейного командирского пункта временно использовались пункты управления ПУ-12М, а в качестве КП полка - ПУ-12М или машина сбора и обработки информации МП25 и машина боевого управления МП22, разработанные в составе средств автоматизированной системы управления войсками (АСУВ) фронта и входившие также в комплект средств автоматизированного пункта управления начальника ПВО дивизии. С КП полка сопрягалась РЛС обнаружения П-19 или 9С18 ("Купол") из состава радиолокационной роты полка. Основным видом боевой работы ЗРК "Тор" была автономная работа батарей, но не исключалось централизованное и смешанное управление этими батареями начальником ПВО дивизии и командиром зенитно-ракетного полка.

Источники:

1. Зенитные ракетные комплексы ПВО СВ. Техника и вооружения №5-6.99 2. АРМС-ТАСС3. Russian Missile Systems - www.wonderland.org.nz4. Вестник ПВО5. Информационная система Ракетная техника
 

military-informer.narod.ru

Зенитный ракетный комплекс 9К330 «Тор»

Войсковой комплекс ближней ПВО/ПРО, предназначенный, в первую очередь, для обороны от авиационных средств поражения и беспилотников.

ЗРК предназначен для решения задач противовоздушной и противоракетной обороны в ближней зоне. Создавался как войсковое средство ПВО для зенитно-ракетных полков дивизий, однако может использоваться и как средство объектовой ПВО ближней зоны.

Основным назначением комплекса являлись не только традиционные задачи войсковой ПВО ближней зоны, но главным образом — борьба с современными авиационными средствами поражения: тактическими ракетами «воздух-земля», управляемыми авиабомбами, крылатыми ракетами, а также беспилотниками.

Создание комплекса было запущено в 1972 году в рамках НИР с одноименным названием. По итогам работы в феврале 1975 года было выдано техническое задание на проектирование, продолжавшееся до 1983 года. С декабря 1983 по декабрь 1984 года проходил испытания. 19 марта 1986 года комплекс принят на вооружение сухопутных войск.

Разработчик — Научно-исследовательский электромеханический институт (НИЭМИ, ныне в составе Концерна ВКО «Алмаз-Антей»). Главный конструктор Вениамин Ефремов.

Боевая машина 9А330 с ракетами 9М330 ЗРК 9К330 «Тор», Артиллерийский музей Санкт-Петербурга. Фото: One half 3544

Боевая машина комплекса 9А330 создавалась на гусеничном шасси повышенной проходимости, унифицированном с шасси боевой машины 2С6 войскового зенитного пушечно-ракетного комплекса 2К22 «Тунгуска». На машине полной массой 32 тонны размещались станция обнаружения целей, станция наведения, электронная счетно-решающая аппаратура, а также система вертикального пуска на восемь зенитных ракет, выстреливаемых с помощью пороховой катапульты.

Станция обнаружения целей обнаруживала самолеты типа «истребитель» в диапазоне высот 30… 6000 м на дальности 25…27 км с вероятностью не менее 0,8. Авиацонные средства поражения обнаруживались на дальности 9…15 км с вероятностью не менее 0,7. Находившиеся на нулевой высоте (у земли) вертолеты с вращавшимися винтами обнаруживались на дальности до 6…7 км с вероятностью 0,4−0,7, зависавшие в воздухе — с расстояния 13…20 км с вероятностью 0,6−0,8.

Твердотопливная зенитная ракета комплекса 9М330 массой 165 кг и массой осколочно-фугасной боевой части 14,5 кг развивает максимальную скорость 700−800 м/с. Длина ракеты 2,9 метра, диаметр 235 мм.

Наведение ракет радиокомандное. Станция наведения имеет один целевой канал, обеспечивающий одновременное наведение двух ракет на одну цель.

Твердотопливная ЗУР 9М330. Фото: Виталий Кузьмин

Зона поражения цели, идущей со скоростью 300 м/с: по дальности 1,5…12 км, по высоте 10…6000 метров. Зона поражения цели, идущей со скоростью 700 м/с: по дальности до 5 км, по высоте 50…4000 метров. Эффективность поражения цели типа «истребитель» одной ракетой колебалась от 0,30 до 0,77, типа «вертолет» от 0,5 до 0,88, типа «беспилотник» от 0,85 до 0,955.

Время реакции комплекса составляло 8…12 секунд, перевод из походного состояния в боеготовое — 3 минуты, зарядка полного боекомплекта при помощи транспортно-заряжающей машины — не более 18 минут.

Развитием «Тора» стали комплексы 9К331 «Тор-М1» (1991 год), «Тор-М1−2У», 9К332 «Тор-М2» с вариантами. Морской версией «Тора» стал комплекс 3К95 «Кинжал».

defendingrussia.ru