ПЕСЕННЫЕ ТОНИЧЕСКИЕ СТИХИ. Тонический стих


тонический стих - это... Что такое тонический стих?

 тонический стих ТОНИ´ЧЕСКИЙ СТИХ (от греч. τόνος — ударение) — 1) в первоначальном значении у В. Тредиаковского, который ввел этот термин в русскую поэтику (то´нический стих), — стих, основанный на правильном чередовании словесных ударений в определенных местах стопы (константный ритм), в отличие от предшествующей (в России) системы стихосложения, где в основу стиха было положено равносложие строк, но без соблюдения правильного чередования ударных слогов; эта система стихосложения названа была после Тредиаковского силлабической.

2) Т. с., или чисто тонический, как называет его В. Жирмунский, — стих, организованный не равносложием строк, а определенным количеством ударных слов в стихе, причем количество слогов от ударения до ударения остается произвольным.

3) Некоторые русские теоретики называют Т. с. вообще русский стих, различая в нем формы — силлаботоническую, чисто тоническую и т. д.

Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия. Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская. 1966.

  • толгау
  • тоническое стихосложение

Смотреть что такое "тонический стих" в других словарях:

  • тонический стих — См. акцентный стих …   Словарь литературоведческих терминов

  • Тонический стих — …   Википедия

  • тонический стих — см. тоническое стихосложение …   Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • Силлабо-тонический стих — см. Стихосложение. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 …   Литературная энциклопедия

  • Силлабо-тонический стих — …   Википедия

  • ТОНИЧЕСКИЙ — (греч. tonikos, от tonos тон, напряжение, сила). 1) в музыке: основной. 2) тонические средства лекарства, подкрепляются организм. 3) тонический размер стихов, основанный на слогоударении. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка …   Словарь иностранных слов русского языка

  • СТИХ — 1. СТИХ, стихла. прош. вр. от стихнуть. 2. СТИХ1, стиха, муж. (греч. stichos). 1. Ритмическая единица ритмизованной, стихотворной речи, содержащая определенное число стоп, строка (лит.). Силлабический стих. Тонический стих. Александрийский стих… …   Толковый словарь Ушакова

  • СТИХ — 1. СТИХ, стихла. прош. вр. от стихнуть. 2. СТИХ1, стиха, муж. (греч. stichos). 1. Ритмическая единица ритмизованной, стихотворной речи, содержащая определенное число стоп, строка (лит.). Силлабический стих. Тонический стих. Александрийский стих… …   Толковый словарь Ушакова

  • стих — 1. СТИХ, стихла. прош. вр. от стихнуть. 2. СТИХ1, стиха, муж. (греч. stichos). 1. Ритмическая единица ритмизованной, стихотворной речи, содержащая определенное число стоп, строка (лит.). Силлабический стих. Тонический стих. Александрийский стих… …   Толковый словарь Ушакова

  • СТИХ — 1. СТИХ, стихла. прош. вр. от стихнуть. 2. СТИХ1, стиха, муж. (греч. stichos). 1. Ритмическая единица ритмизованной, стихотворной речи, содержащая определенное число стоп, строка (лит.). Силлабический стих. Тонический стих. Александрийский стих… …   Толковый словарь Ушакова

poetique.academic.ru

Тоническая система стихосложения. Основные определения.

 

Тоническое стихосложение в нашей стране предшествовало появлению силлабо-тонического. Его особенность состоит в том, что ритмообразующим фактором является определённое (равное или периодически повторяющееся) количество ударений в каждой строке стихотворения.

В Европе тоническое стихосложение зародилось в кельтской и древнегерманской литературе, происходило это в период раннего Средневековья. В данном стиле написаны многочисленные героические эпосы, поэмы, рыцарские романы. Распространение этой формы написания стихов обуславливалось тем фактом, что она лучше всего подходила к особенностям языка, произношению и употреблению отдельных слов, в которых ударение могло падать на разный слог.

В тоническом стихосложении, в зависимости от количества ударений в каждой строке, выделяются определенные размеры тоники – трехударный стих, четырехударный стих и так далее. Еще одна очень важная классификация, применяемая в данном стиле, зависит от величины межударного интервала, то есть, от количества безударных слогов. На его основании выделяют тактовик, дольник, акцентный стих и верлибр.

Тактовик – это форма тонического стихосложения, при которой межударный интервал равнялся одному, двум или трем слогам. В таком стиле часто писали российские поэты первой половины двадцатого века. Пример тактовика можно увидеть в стихотворении А.А. Блока «Из газет»:

Встала в сияньи. Крестила детей.И дети увидели радостный сон.Положила, до полу клонясь головой,Последний земной поклон.

Дольник в тоническом стихосложении имел межударный интервал от одного до двух слогов. Этот стиль был любим такими авторами, как А.А. Блок, В.В. Маяковский, С.А. Есенин и так далее. Интересный дольник есть у А.А. Ахматовой:

Так беспомощно грудь холодела,Но шаги мои были легки.Я на правую руку наделаПерчатку с левой руки.

Акцентный стих является одной из наиболее интересных и свободных форм в тоническом стихосложении. Он подразумевает межударный интервал от нуля до шести слогов. Такие стихи очень похожи на разговорную речь, но, при этом, имеют свой, своеобразный ритм. Акцентным стихом часто писал В.В. Маяковский:

Ну, это совершенно невыносимо!Весь как есть искусан злобой.Злюсь не так, как могли бы вы:как собака лицо луны гололобой -                взял бы                   и все обвыл.

Верлибр в тоническом стихосложении применялся довольно редко, он очень близок к прозе, так как при его написании не обязательно использование метра и рифмы, но при этом есть признак и поэзии – деление произведения на отдельные строки. В двадцатом веке верлибр был широко распространен в Европе и Америке, российские поэты обращались к нему не так часто, но все же можно найти такие произведения:

Она пришла с мороза, Раскрасневшаяся,Наполнила комнатуАроматом воздуха и духов…

Эти строки из стихотворения А.А. Блока в доступной форме дают понять, что такое верлибр.

Очевидно, что тоническое стихосложение в России существенно потеряло свою популярность после изобретения силлабо-тоники, но, несмотря на это, все же многие авторы периодически обращались к данной форме поэзии.

litera.su

ПЕСЕННЫЕ ТОНИЧЕСКИЕ СТИХИ

Поиск Лекций

В русской поэзии исторически наиболее ранней систе­мой стихосложения была система песенно-тони-ч е с к а я, возникшая и развившаяся с очень давних вре­мен в устном народном творчестве. Это те особенности стиха, которые можно найти в народном песенном эпо­се — былинах, исторических песнях, народной обрядо­вой поэзии, а также в так называемых «протяжных» лири­ческих народных песнях.

Внутреннюю ритмическую организованность таких сти­хов очень трудно понять, если ограничиться чтением этих стихов в рукописном или печатном тексте, не слушая их песенного исполнения, хорового или сольного. Только в устном исполнении такие стихи обнаруживают присущую им своеобразную систему ритмической акцентации, не свойственную никакой другой стиховой системе.

Своеобразие ритма песенно-тонических стихов порож­дается следующей осрбенностью их устного исполнения. В нем вокальная, музыкально-голосовая (лат. vox — голос) мелодия песни со свойственным ей соотношением и расстановкой собственно ритмических акцентов всецело подчиняет себе речевую мелодию стихов, вытекающую из количества и расстановки обычных словных ударений. Вокальная мелодия песни как бы не считается со словны-ми ударениями речи и навязывает ей свои, необычные для нее акценты.

Отсюда вытекают два свойства ритма песенно-тони-ческих стихов. Первое — при исполнении песни на неко­торых самостоятельных по значению словах обычные словные ударения не ставятся, если они не совпадают с акцентами самой вокальной мелодии. Второе — в клаузу­ле стихов константный акцент всегда получает последний слог стиха, обычно (хотя и не всегда) не имеющий рече­вого, слоеного ударения. В этих случаях песенно-тониче-

ские стихи имеют как бы двойную константу: первую, более сильную, — на третьем, четвертом (а иногда и далее от конца стиха) слоге, со словным ударением, вторую, более слабую, — на последнем слоге стиха, обычно неударном1.

Из этого следует, что при графическом анализе ритма песенно-тонических стихов в их корпусе достаточно учи­тывать только словные (а не слоговые) акценты, а в клау­зулах — и слоговые.

Вот пример из былины «Алеша Попович и Тугарин»:

Из славного Ростова красна города, Как два ясные сокола вылётывалй, Выезжали два могучие богатыря, Что по имени Алёшенька Попович млад А со молодым Екймом Ивановичем. Они ездят, богатыри, плечо о плечо...

Первое из указанных свойств ритма такого типа прояв­ляется в том, что в первом стихе цитированного отрывка былины не поставлено словное ударение на слове «красна», в третьем стихе — на слове «два». Второе свойство выра­жено тем, что в клаузулах всех стихов, кроме четвертого и шестого, поставлены слабые константные акценты на последних слогах, которые, при наличии словных ударе­ний на других слогах тех же слов, не должны нести на себе таких ударений («города», «вылётывалй», «богйты-ря», «Ивановичем» и т. д.). Словные ударения на послед­нем слоге в четвертом и шестом стихах («млад», «плечо») только подчеркивают этот общий ритмический строй песни.

В результате каждый стих былины получает по четыре ритмических акцента и все стихи становятся поэтому соразмерными друг другу, подчиняясь единому и строгому вокальному ритмическому движению. В этом песенном рит­ме особенно выделяются константные акценты каждого сти­ха, подкрепленные ритмической паузой после него. Выде­ляемые ими слоги в пении несколько растягиваются, во­кально удлиняются. Особенно эстетическое очарование вызывает вокальное удлинение последнего слога большин­ства стихов. Песенные тонические стихи не имеют рифмы; это — «белые» стихи.

Таков ритмический строй песенно-тонического стихо­сложения, показанный на примере четырехударно-

1 См. об этом подробнее: Жирмунский В. М. Введение в метрику. Л., 1925.

г о стиха былины. Вот подобный же пример из «протяж­ной» лирической сольной песни:

Уж ты мать моя, матушка, Мати, бела лебёдушка! Ты на что меня хорошу родила, Чёрнобрбву, приглядчивую? Мне нельзя к обедне сходить, Нельзя богу помолйтися, Добрым людям поклонйтися...

В этом тексте нет самостоятельных слов с пропущенными слоеными ударениями. Зато в четвертом стихе длинное слово «черноброву» получает два ритмических ударения, а в предпоследнем стихе слово «нельзя» меняет место Уда­рения. Во всем остальном ритмический строй этой песни такоз же, как и в приведенном выше отрывке из бы­лины.

Песенно-тонические стихи бывают и менее длинны­ми — не четырех-, а трех- и даже двухударные. Вот при­мер свадебной трехударной тонической песни, в ко­торой выдаваемая замуж девушка обращается к своей красной девичьей ленте («красоте»):

Ты прости-ка, краса девичья! Я на век с тобой расстйнуся, Молодёхонька наплачуся, Отпущу тебя я, крйсота,

Отпущу тебя со ленточками, Во поля, в луга широкие, Во леса, в боры дремучие, На быстры реки текучие...

И здесь в корпусе стихов есть слова, теряющие свои ударе­ния («краса», «с тобой», «тебя», «в луга», «в боры», «ре­ки»), и во всех клаузулах стихов слова получают двойной константный акцент. Общий принцип стихосложения остается тем же, что и в четырехударных стихах.

Правда, он несколько варьируется в более быстрых по темпу и более коротких, двухударных песнях. Вот пример из песни-колядки:

Напала пороши Снегу беленького. Как по этой по порбше Гуси-лебеди летели.

Колядбвщичкй Недорбсточки, Красны девушки Сочили, искали

Иванова двора.

А Иванов двор

Ни близко, ни далеко

На семи столбах...

Эта песня плясового ритма, в некоторых местах (в 3— 4 стихах) ее ритм напоминает четырехстопный хорей1 частушек. Но в целом ее ритм — песенно-тонический, с характерными для него двойными константами (стихи 2-й и 5-й), с пропуском некоторых словных ударений (стихи 2-й и 4-й) и двойными ударениями (стихи 5— 7-й). Весь ритмический строй песни чувствуется только при ее устном, вокальном исполнении или при специаль­ном скандировании ее.

Песенно-тонические стихи в их устном исполнении веками жили в народном творчестве; их и сейчас еще поют в русской деревне2.

В литературе такие стихи появлялись только тогда, когда поэты создавали свои произведения в стихотворных традициях народного творчества. Такова у Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Но такие обращения к традиции народного тонического стиха в русской литера­турной поэзии очень редки. У истоков своего историческо­го развития эта поэзия в силу определенных культурных влияний восприняла другую систему стихосложения, по существу своему не соответствующую просодии нацио­нального русского языка. Это была силлабическая стихотворная система.

1 Хорей — одна из стоп силлабо-тонического стихосложения, со­стоящая из одного ударного и одного неударного слогов.

2 Но называть только эту систему стихосложения «народной», какэто нередко делается, неправильно, так как в русском устном народ­ном творчестве существуют и другие стиховые системы. Такова хотя быистема песенного силлабо-тонического стиха, издавнаразвивающаяся в народных плясовых песнях и основанная на внут­реннем членении каждого стиха на четыре хореические стопы. На­пример:

Ах, вы / сени, / мо и / сени, Сени/новы /е мо / и,

Сени / новы /ё кле/ новые, Рё шёт / ча ты / ё!

В этой записи акценты над некоторыми слогами поставлены в скобки. Они требуются общим хореическим ритмом стихов, но они по­падают на неударные слоги поэтической речи и поэтому, несмотря на песенность стихов, в исполнении незаметны. Они могут прозвучать только при специальном скандировании. Из такого типа стихов в даль­нейшем выросли современные частушки.

Л

СИЛЛАБИЧЕСКИЕ СТИХИ

Силлабические, или слоговые (гр. syllabos — слог), стихи имеют свою особенную внутреннюю ритмическую организованность, резко отличающуюся по своему прин­ципу от организации песенно-тонических стихов. Если в тонической системе ритмическая соразмерность стихов создается равным количеством песенных акцентов в каж­дом стихе, то в силлабической системе стихосложения она определяется равным количеством слогов в каж­дом стихе.

Для эстетического осознания равенства слогов в сил­лабических стихах необходимо, чтобы все слоги в стихе обладали хотя бы относительным акустическим (гр. akusti-kos — слуховой) равенством, чтобы они звучали более или менее одинаково ясно. Поэтому силлабический принцип стихосложения развился преимущественно в поэ­зии тех народов, в языке которых ударные и неударные гласные в словах обладают относительным равенством звучности, подкрепляемым постоянным местом словных ударений. Таков среди романских языков французский с обилием сильных носовых гласных звуков и постоянным ударением на последнем слоге; среди языков сла­вянских — польский с сильной артикуляцией всех, даже неударных гласных звуков среди окружающих их скоплений звуков согласных и обязательным ударением на пред­последнем слоге. Совсем иная просодия в русском язы­ке: в нем неударные гласные звуки «редуцируются», заметно ослабляются акустически в своей определенности, а словное ударение не имеет постоянного места. Поэтому-то силлаби­ческая система стихосложения по своим особенностям не соответствовала просодии русского языка.

Тем не менее она была усвоена русскими поэтами вто­рой половины XVII в., прежде всего Симеоном Полоцким, ученым монахом, до того жившим и учившимся в Киеве и усвоившим там традиции латино-польской стиховедче­ской теории и творческой практики. Позднее, в 20—30-х го­дах XVIII в., уже на основе светского миросозерцания Петровской эпохи силлабическими «виршами» (польское слово от лат. versus — стих) пользовался Антиох Кантемир в своих сатирах.

Так как слова польского языка всегда имеют ударение на предпоследнем слоге, в польских силлабических сти­хах клаузула (а отсюда и рифма) всегда женская. А корпус этих стихов, тяготея к внутренней сим-

метричности, складывается из четного количества слогов. Каждый стих в польской силлабике, таким образом, состоит из нечетного количества слогов — из 7, 9, а чаще из 11 и 13 (тринадцатисложные стихи нуждались в цезуре) — с обязательным константным акцентом на предпоследнем слоге стиха. В таком ритмическом строе­нии силлабические стихи были усвоены и в русской поэзии. Вот пример из первой сатиры Кантемира:

Наука оббдрана,/в лоскутах обшита, Изо всех почти домбв/с ругательством сбита, Знаться с нею не хотят./бегут ее дружбы, Как страдавши на море/корабельной службы. Всё кричат: никакой плод/ не видим с науки..

Стихи здесь несоразмерны друг другу ни по количеству акцентов вокальной мелодии (ее нет), ни по количеству словных ударений. Их в первом стихе — 4, во втором — 5 и далее — 5, 4, 6. Стихи соразмерны количеством сло­гов: их 13 в каждом, безразлично ударных или неударных; в каждом стихе после седьмого слога стоит цезура. При этом расположение ударных слогов среди неударных произвольно и в каждом стихе различно: в первом ко­личество неударных слогов между ударными — 1, 2, 4, 1; во втором — 2, 1, 1, 1, 2; в третьем —1,3, 1, 2 и т. д. Значит, в силлабических стихах, как и в песенно-тони­ческих, нет членения на стопы. Силлабические стихи не стоповые.

В силлабической стиховой системе не реализовались, таким образом, все декламационно-ритмические (не песен-но-ритмические) возможности, которые открывали перед литературной поэзией особенности просодии русского языка. По этим особенностям своего языка (редукция неударных гласных, подвижность слоеного ударения) русская поэзия естественно тяготела к стоповой системе стихосложения — системе силлабо-тонической.

И это довольно скоро обнаружилось. В середине 30-х го­дов XVIII в. В. К. Тредиаковский сделал первую попытку • перевести русскую поэзию на стоповую систему. Он про­должал вслед за Кантемиром писать тринадцатисложные стихи, но он ритмически расчленял их тринадцать слогов на хореи, сохраняя тем самым по-прежнему во всех сти­хах женскую клаузулу (и рифму). Но 13 на 2 без остатка не делится, и Тредиаковский предложил такой выход из возникшего затруднения: он стал усекать в каждом стихе, в четвертом его хорее, второй, безударный слог, сохраняя тем самым цезуру (теперь обязательно мужскую) после

7-го слога. Например:

Мысль тотчас одну с ума/гонит прочь другая, Разум от меня бежйт./страсть же мучит злая...

и т.д. («Элегия И»)

Это было робкой попыткой Тредиаковского осуществить реформу русского стихосложения, в которой он пытался по-новому использовать в литературном стихе хореический ритм русских народных плясовых песен, но шел на комп­ромисс с польской силлабической системой.

Непоследовательность такой попытки была преодолена М. В. Ломоносовым (в 1739 г.), который и теоретически доказал (66, 254—266), и показал на практике полную возможность применять в русской литературной поэзии все (или почти все) основные размеры (стопы) с и л-л а б о-тонического стиха. С тех пор эта система стихосложения стала основной для русской поэзии и оста­ется таковой до нашего времени.

poisk-ru.ru

тонический стих - это... Что такое тонический стих?

 тонический стих

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению. От аллегории до ямба. — М.: Флинта, Наука. Н.Ю. Русова. 2004.

  • тоническая система стихосложения
  • тоническое стихосложение

Смотреть что такое "тонический стих" в других словарях:

  • тонический стих — ТОНИ´ЧЕСКИЙ СТИХ (от греч. τόνος ударение) 1) в первоначальном значении у В. Тредиаковского, который ввел этот термин в русскую поэтику (то´нический стих), стих, основанный на правильном чередовании словесных ударений в определенных местах стопы… …   Поэтический словарь

  • тонический стих — См. акцентный стих …   Словарь литературоведческих терминов

  • Тонический стих — …   Википедия

  • Силлабо-тонический стих — см. Стихосложение. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 …   Литературная энциклопедия

  • Силлабо-тонический стих — …   Википедия

  • ТОНИЧЕСКИЙ — (греч. tonikos, от tonos тон, напряжение, сила). 1) в музыке: основной. 2) тонические средства лекарства, подкрепляются организм. 3) тонический размер стихов, основанный на слогоударении. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка …   Словарь иностранных слов русского языка

  • СТИХ — 1. СТИХ, стихла. прош. вр. от стихнуть. 2. СТИХ1, стиха, муж. (греч. stichos). 1. Ритмическая единица ритмизованной, стихотворной речи, содержащая определенное число стоп, строка (лит.). Силлабический стих. Тонический стих. Александрийский стих… …   Толковый словарь Ушакова

  • СТИХ — 1. СТИХ, стихла. прош. вр. от стихнуть. 2. СТИХ1, стиха, муж. (греч. stichos). 1. Ритмическая единица ритмизованной, стихотворной речи, содержащая определенное число стоп, строка (лит.). Силлабический стих. Тонический стих. Александрийский стих… …   Толковый словарь Ушакова

  • стих — 1. СТИХ, стихла. прош. вр. от стихнуть. 2. СТИХ1, стиха, муж. (греч. stichos). 1. Ритмическая единица ритмизованной, стихотворной речи, содержащая определенное число стоп, строка (лит.). Силлабический стих. Тонический стих. Александрийский стих… …   Толковый словарь Ушакова

  • СТИХ — 1. СТИХ, стихла. прош. вр. от стихнуть. 2. СТИХ1, стиха, муж. (греч. stichos). 1. Ритмическая единица ритмизованной, стихотворной речи, содержащая определенное число стоп, строка (лит.). Силлабический стих. Тонический стих. Александрийский стих… …   Толковый словарь Ушакова

literaturologiya.academic.ru

Тонический стих - это... Что такое Тонический стих?

 Тонический стих

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Тонино Делли Колли
  • Тонкая Голубая Линия (сериал)

Смотреть что такое "Тонический стих" в других словарях:

  • тонический стих — ТОНИ´ЧЕСКИЙ СТИХ (от греч. τόνος ударение) 1) в первоначальном значении у В. Тредиаковского, который ввел этот термин в русскую поэтику (то´нический стих), стих, основанный на правильном чередовании словесных ударений в определенных местах стопы… …   Поэтический словарь

  • тонический стих — См. акцентный стих …   Словарь литературоведческих терминов

  • тонический стих — см. тоническое стихосложение …   Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • Силлабо-тонический стих — см. Стихосложение. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 …   Литературная энциклопедия

  • Силлабо-тонический стих — …   Википедия

  • ТОНИЧЕСКИЙ — (греч. tonikos, от tonos тон, напряжение, сила). 1) в музыке: основной. 2) тонические средства лекарства, подкрепляются организм. 3) тонический размер стихов, основанный на слогоударении. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка …   Словарь иностранных слов русского языка

  • СТИХ — 1. СТИХ, стихла. прош. вр. от стихнуть. 2. СТИХ1, стиха, муж. (греч. stichos). 1. Ритмическая единица ритмизованной, стихотворной речи, содержащая определенное число стоп, строка (лит.). Силлабический стих. Тонический стих. Александрийский стих… …   Толковый словарь Ушакова

  • СТИХ — 1. СТИХ, стихла. прош. вр. от стихнуть. 2. СТИХ1, стиха, муж. (греч. stichos). 1. Ритмическая единица ритмизованной, стихотворной речи, содержащая определенное число стоп, строка (лит.). Силлабический стих. Тонический стих. Александрийский стих… …   Толковый словарь Ушакова

  • стих — 1. СТИХ, стихла. прош. вр. от стихнуть. 2. СТИХ1, стиха, муж. (греч. stichos). 1. Ритмическая единица ритмизованной, стихотворной речи, содержащая определенное число стоп, строка (лит.). Силлабический стих. Тонический стих. Александрийский стих… …   Толковый словарь Ушакова

  • СТИХ — 1. СТИХ, стихла. прош. вр. от стихнуть. 2. СТИХ1, стиха, муж. (греч. stichos). 1. Ритмическая единица ритмизованной, стихотворной речи, содержащая определенное число стоп, строка (лит.). Силлабический стих. Тонический стих. Александрийский стих… …   Толковый словарь Ушакова

dic.academic.ru

Тоническая система стихосложения - Документ

Тоническая система стихосложения

Русская народная поэзия была тонической (от греческого «ударение»): ее ритм основывался на повторении одинакового количества ударений в большинстве строк. При этом она была лишена рифмы:

Весом та чара полтора пуда,

Мерой-то чара полтора ведра.

Литературный тонический стих сложился к ХХ веку. Его виды:

Дольник1 - стих, делящийся не на одинаковые стопы, а на схожие фрагменты, с одним ударением в каждом.

Настоящую нежность не спутаешь - - / - - / - - / - -

Ни с чем, и она тиха - / - - / - /

Ты напрасно бережно кутаешь - - / - / - - / - -

Мне плечи и грудь в меха - / - - / - /

Как видим, интервалы между ударными слогами в дольнике = 1-2 слогам.

Если же в колебании мы увидим 1-3 безударных слога между ударными, - перед нами другая форма – тактовик:

Спокойно трубку докурил до конца, - / - / - - - / - - /

Спокойно улыбку стер с лица… - / - - / - / - /

Еще более «раскованный» вариант тонического стиха – акцентный стих: в нем между ударениями может стоять до 4 безударных слогов или встречаться нулевые интервалы!

БородАтые чУйки с голОдными глазАми - - / - - / - - / - - - / -

ХрИпло предлагАют «животрепЕщущих докторОв» / - - - / - - - - / - - - - /

Самый раскованный стих тоники – верлибр (франц. «свободный стих»), где нет ни рифмы, ни размера, а ритм создается благодаря паузам и членению на строки. Известнейший американский автор верлибров - Уолт Уитмен:

Приснился мне город, который нельзя одолеть, хотя бы

напали на него все страны вселенной,

Мне мнилось, что это был город Друзей, какого еще никогда

не бывало.

И превыше всего в этом городе крепкая ценилась любовь,

И каждый час она сказывалась в каждом поступке жителей

этого города.

В каждом их слове и взгляде.

Другие формы стихотворений, которые нельзя путать с верлибром, свободным стихом:

Вольный стих – как и в свободном стихе, количество стоп здесь произвольно, строфы как таковые могут отсутствовать, однако для вольного стиха часто обязательна рифма:

Позвольте... видите ль... сначала

Цветистый луг; и я искала

Траву

Какую-то, не вспомню наяву

В примере первая и вторая строки – 4-хстопные, третья – 1-стопная, а в последней уже 5 стоп! Именно такая структура помогла автору выразить: 1, 2 - раздумье, 3 - припоминание, 4 - пояснение. И это все в 4 строках и, заметьте, с соблюдением рифмы.

Очень часто вольный стих встречается в баснях (вспомните крыловское «Вороне как-то Бог послал кусочек сыра»), в комедиях и драмах (вольный стих удобен для передачи разговорной речи).

Смешанный стих - особенная разновидность вольного стиха, которая отличается тем, что у него чередуются строки различных размеров:

Давно в любви отрады мало:

Без отзыва вздохи, без радости слезы;

Что было сладко - горько стало,

Осыпались розы, рассеялись грезы...

В примере ямбические 4-хстопные строки чередуются с 4-хстопными же стопами амфибрахия. Но так как один размер 2-хсложный, а второй – 2-хсложный, то общее количество стоп разнится.

Белый стих – эта разновидность стиха отказывается только от рифмы. Метрическая организация остается неизменной - при прочтении одноразмерных стихов с рифмой и без, дискомфорта от перехода не ощущается. Белым стихом написаны многие сказания и авторские стилизации под них. Для иллюстрации - - отрывок из сказки Г. Апановича:

Наступило красно утро

В середине где-то марта,

А по тропочке средь леса

Добрый молодец идет.

Он ходил в далеки страны,

Повидал немало дива

И теперь спешит вот к дому

Через десять целых лет.

Соловьишка песнь выводит,

Счет годам ведет кукушка,

Ну а думы все Еремы

К родной горнице летят...

Стихи в прозе - промежуточная художественная форма между свободным стихом и прозой, произведение поэтическое по содержанию и прозаическое по форме. Как правило, в стихах в прозе есть размер. Сейчас такие стихи подзабылись, а ведь еще М.Лермонтов писал: «Синие горы Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю о вас да о небе. Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновенье гордился он ею!».

Мастером стихотворений в прозе был И.С. Тургенев.

1 Предшественником русского дольника был античный логаэд: один стих такого произведения состоял из самых разных стоп, однако все последующие строки-стихи строились точно по схеме первого.

refdb.ru

тонический стих - это... Что такое тонический стих?

 тонический стих

Словарь литературоведческих терминов. С.П. Белокурова. 2005.

  • тип
  • тоническое стихосложение

Смотреть что такое "тонический стих" в других словарях:

  • тонический стих — ТОНИ´ЧЕСКИЙ СТИХ (от греч. τόνος ударение) 1) в первоначальном значении у В. Тредиаковского, который ввел этот термин в русскую поэтику (то´нический стих), стих, основанный на правильном чередовании словесных ударений в определенных местах стопы… …   Поэтический словарь

  • Тонический стих — …   Википедия

  • тонический стих — см. тоническое стихосложение …   Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • Силлабо-тонический стих — см. Стихосложение. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 …   Литературная энциклопедия

  • Силлабо-тонический стих — …   Википедия

  • ТОНИЧЕСКИЙ — (греч. tonikos, от tonos тон, напряжение, сила). 1) в музыке: основной. 2) тонические средства лекарства, подкрепляются организм. 3) тонический размер стихов, основанный на слогоударении. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка …   Словарь иностранных слов русского языка

  • СТИХ — 1. СТИХ, стихла. прош. вр. от стихнуть. 2. СТИХ1, стиха, муж. (греч. stichos). 1. Ритмическая единица ритмизованной, стихотворной речи, содержащая определенное число стоп, строка (лит.). Силлабический стих. Тонический стих. Александрийский стих… …   Толковый словарь Ушакова

  • СТИХ — 1. СТИХ, стихла. прош. вр. от стихнуть. 2. СТИХ1, стиха, муж. (греч. stichos). 1. Ритмическая единица ритмизованной, стихотворной речи, содержащая определенное число стоп, строка (лит.). Силлабический стих. Тонический стих. Александрийский стих… …   Толковый словарь Ушакова

  • стих — 1. СТИХ, стихла. прош. вр. от стихнуть. 2. СТИХ1, стиха, муж. (греч. stichos). 1. Ритмическая единица ритмизованной, стихотворной речи, содержащая определенное число стоп, строка (лит.). Силлабический стих. Тонический стих. Александрийский стих… …   Толковый словарь Ушакова

  • СТИХ — 1. СТИХ, стихла. прош. вр. от стихнуть. 2. СТИХ1, стиха, муж. (греч. stichos). 1. Ритмическая единица ритмизованной, стихотворной речи, содержащая определенное число стоп, строка (лит.). Силлабический стих. Тонический стих. Александрийский стих… …   Толковый словарь Ушакова

literary_criticism.academic.ru