Японское холодное оружие (видео): сай, тонфа. Тонфа размеры


Как сделать нунтяку и тонфа

Несмотря на уже давно прошедшее время с момента выхода старых-престарых (но таких милых в своей бестолковости) американских фильмов про ниндзя, где понятия всего японского будо (как-то: катаны, нунтяку, ниндзя, самураи и сюрикены, etc.) перемешались в одну вязкую, однообразную субстанцию, выражение "ниндзя с нунчаками" до сих пор порой принимает осмысленный образ, в противоположность разумному мнению, где то же выражение воспринимается разве что в шутку. Тем не менее, нунчаки - классическое оружие японского будзюцу и умение работать ими отличает многих мастеров БИ вне зависимости от их "родных" школ. О том, к сделать нунтяку и тонфа, и написан нижеследующий материал.

.

И нунтяку, и тонфа - это ударные виды вооружения, возникшие на японских островах в среде крестьян, лишенных возможности носить "настоящее" оружие. Отсюда и их достаточно необычный внешний вид: нунтяку применялся для обмолота зерновых культура, а тонфа была всего лишь ручкой от жерновов ручной мельницы.

Основным материалом изготовления нунтяку и тонфы является дерево. Выбирайте твердые породы дерева и избегайте хвои! Более подробная информация о выборе древесины находится в статье о боккэнах. И для тренировочных тонфа и для нунтяку вам потребуются бруски толщиной хотя бы четыре сантиметра (минимум). Теперь чуть более подробно о каждом виде оружия.

  1. Нунтяку.
  • Длина оружия определяется анатомическими особенностями своего будущего владельца. Измерьте расстояние от сгиба локтя до середины ладони - так вы получите необходимую длину палок.
  • Обточите и ошкурьте бруски до состояния (примерного) ровных цилиндров. Так же можно сделать и шести-, и восьмигранные палки для нунчак.
  • Просверлите сквозные отверстия для веревки в полутора-двух сантиметрах от торца боевых частей.
  • Длина веревки должна быть такой, чтобы вы могли свободно связать боевые части на расстояние чуть большее, чем ширина вашей ладони. Лучше, если веревка будет двойная.
  • Проденьте веревку в отверстия и закрепите узлом так, чтобы она выходила ровно по центру торца.
  • Готово!

Самые примитивные нунтяку делались (и с успехом производятся до сих пор) любителями восьмидесятых и девяностых лет прошлого века из ножек для табурета. Следовать ли их достойному примеру - выбор каждого, но старайтесь не зашоривать себя строгими предписаниями. Если уж попалась хорошая табуретка - почему и не сделать из неё аж целую пару нунтяку? Или если вы не любитель веревок, но располагаете обрывком хорошей прочной цепи, то ей вполне можно заменить соединяющий шнур. Гибкость - вот что отличало ниндзя в вопросах не только рукопашного или вооруженного боя, но и в решении насущных вопросов.

Так, например, другой способ изготовление тренировочных нунчак - из рулонов бумаги. Все элементарно - сворачиваете бумагу, обматываете скотчем/изолетной или проливаете клеем - пожалуйста. Но думать об этом как о реальном оружии явно не стоит.

  1. Тонфа
  • Размеры - индивидуальны. Длина бруска = расстояние от середины ладони до локтя + длина ладони + ширина ладони с небольшим запасом. Длина рукояти = ширина ладони + ширина трех пальцев + запас на крепление к бруску.
  • Брусок необходимо обточить и ошкурить. Цилиндрическая форма для тонфа необязательна, т.к попадаются и прямоугольные варианты. Классика же кобудо - прямоугольная форма в области крепления рукояти, и цилиндрическая на концах бруска. В идеале в месте установки рукояти должен находится сучок (т.к. волокна дереве будут его огибать и вам не придется излишне ослаблять тонфу лишними разрезами).
  • Рукоять обработайте так, чтобы её было удобно держать  в руке, с утолщением на верхнем конце (чтобы не выскользнула). Нижней части придайте форму квадрата или шестиугольника.
  • Высверлите и обработайте отверстие в бруске для установки рукояти так, чтобы оно имело форму прямоугльника или шестиугольника - чтобы рукоять, обработанная таким же образом не проворачивалась.
  • Закрепите (или вбейте) рукоять в брусок, залейте клеем и вбейте пару гвоздей/клиньев - так рукоять плотно пригонится к бруску.
  • Лакировка и пропитка - по желанию.

Вообще тонфу часто путают с полицейской дубинкой, но наша отечественная дубинка имеет очень мало общего с классикой японского оружия. Резина слишком плохо скользит в руке и поэтому практически единственное назначение боковой рукояти российского демократизатора - удерживать за поясом основной "ударный инструмент".

И нунтяку и тонфа являются холодным оружием, не забывайте об этом. Поэтому старайтесь держать тренировочное оружие только в местах ваших занятий (например, в зале). Любая же транспортировка их до тренировки должна проводиться в чехлах.

mitsumono.ru

Деревянная Или Резиновая Палка Для Рукопашного Боя, Какие Размеры и Вес, История Создания, Применение Полицией, Считается ли Оружием

Тонфа – это разновидность холодного оружия ударно-раздробляющего действия, которое в настоящее время широко используется правоохранительными и силовыми структурами многих стран мира.

Эта странная (только на первый взгляд) штуковина начинала свой боевой путь в качестве сельскохозяйственного инвентаря, попутно с этим она помогала крестьянам с японского острова Окинава защищать свою жизнь и имущество в суровые времена Средневековья. Хотя, вероятнее всего, что и Окинава не является родиной тонфы, подобные дубины весьма распространены по всей Юго-Восточной Азии.

Тонфа имеет предельно простую и незамысловатую конструкцию: это деревянная палка круглого или квадратного сечения длиною 50-60 см с перпендикулярной ручкой, сделанной также из дерева. Рукоять имеет массивное навершие и устанавливается на расстоянии примерно трети (иногда четверти) длины от одного из концов. Также можно добавить, что единого стандарта изготовления тонфы не существовало. Размеры оружия чаще всего подбирали по руке человека. За несколько столетий тонфа не претерпела практически никаких изменений.

Конструкция этого нехитрого, но весьма эффективного оружия прижилась не только на Окинаве, но и остальной Японии. Причем настолько, что техника владения дубинкой тонфу (тонфа-дзюцу) стала неотъемлемой частью сначала окинавского, а затем и японского кобудо.

В России тонфа относится к холодному оружию, так что применение ее даже для самообороны запрещено. За это вы можете заработать реальный тюремный срок.

История оружия тонфа

Считается, что история тонфы на Окинаве началась в XV столетии. Существует распространённая легенда о том, что запрет крестьянам носить любое холодное оружие привел к тому, что они стали применять для самообороны, а также борьбы с японскими захватчиками различный сельскохозяйственный инвентарь и безобидные бытовые предметы. Так появилось кобудо – традиционное боевое искусство работы с холодным оружием. Причем в перечень этого оружия, кроме тонфы, входил еще целый ряд довольно безобидных на первый взгляд предметов: посох, серп, сай, деревянное весло и тяпка. Ну а дальше окинавские крестьяне стали создавать подпольные организации, которые боролись с гнетом японских завоевателей.

Все в этой истории хорошо и красиво, вот только закрадываются определенные сомнения относительно ее реальности. Чтобы создать боевое искусство высокого уровня, – к которому, несомненно, принадлежит кобудо, – необходим целый ряд условий. В первую очередь необходимо наличие целой группы людей, обладающих средствами и свободным временем, и готовых посвятить себя воинским упражнениям. Предположить, что окинавские крестьяне днем пахали землю, а ночью упорно тренировались, может только тот, кто никогда ничего на этой самой земле не делал. Не менее абсурдным кажется и то допущение, что крестьяне могли на равных сражаться с самураями – профессиональными воинами, всю жизнь посвятившими войне и воинским упражнениям. Скорее всего, у истоков возникновения кобудо стояла окинавская воинская элита.

Нет согласия у историков и относительно происхождения самой тонфы. Считается, что этот предмет был ручкой для мельницы, с помощью которой мололи зерно. Существует и другая версия, согласно которой тонфа пришла на Окинаву из Китая, где использовалась в качестве костыля для увечных.

Так или иначе, японцы быстро оценили новое оружие, особенно эффективное в ближнем бою. Японские мастера кобудо разработали собственную технику использования тонфы. Именно они начали практиковать парное использование тонфы. Настоящий мастер тонфа-дзюцу в бою может успешно противостоять любому рубящему или колющему оружию.

Если говорить о дубинках вообще, то это оружие можно назвать самым старым и заслуженным в арсенале органов правопорядка. В Британии полицейские получили деревянные дубинки в середине XIX века, в России это случилось в его конце. В Японии дубинки стали использоваться полицейскими в двадцатых годах прошлого столетия.

После победы во Второй мировой войне американцы познакомились с многочисленными японскими боевыми искусствами, а в 1971 году американец Лон Андерсон запатентовал новую полицейскую дубинку, которая как две капли воды была похожа на тонфу. Сам изобретатель, правда, всегда рассказывал, что его оружие было навеяно воспоминаниями об «отломанной ножке стула с перекладиной». Однако именно в это время в США наблюдался настоящий бум восточных единоборств и разнообразного оружия из Юго-Восточной Азии, что заставляет сомневаться в подобных утверждениях автора знаменитой резиновой полицейской дубинки.

Тонфа для полиции получила название Prosecutor PR-24 и была стандартизирована. Новая полицейская дубинка имела длину 60 см, диаметр – 3 см, а общий вес примерно 600-800 гр, в зависимости от материала, из которого она была сделана. Несмотря на то что самой известной является резиновая дубинка, ее также изготавливают из поликарбонатов, эпоксидной смолы, алюминия. Первые партии Prosecutor PR-24 стали поступать на вооружение американской полиции в 1974 году.

Американским полицейским сразу же понравилось новое оружие. С его помощью можно эффективно контролировать ситуацию без использования огнестрельного оружия. Тонфой можно было не только эффективно обороняться, но и провести залом преступника или же болевой прием против него. При более внимательном рассмотрении стало очевидным, что это простое и неказистое на вид оружие скрывает огромный потенциал.

Очень быстро из Америки полицейская тонфа распространилась по всему миру, в настоящее время подобная резиновая дубинка стала одним из самых узнаваемых видов полицейского оружия. Резиновая дубинка принята на вооружение и российской полиции.

В 1989 году в США появилась полицейская «дубльтонфа», она получила наименование AKD-48. Это оружие имело две рукояти, расположенные на разных концах палки и направленные в противоположные стороны и больше подходило для проведения захватов, болевых приемов, бросков.

Техника работы с тонфой

Тонфа – это оружие, которое позволяет бойцу использовать во время схватки очень широкий спектр ударов, блоков, захватов и других технических приемов. Обычно тонфу берут за рукоять, так чтобы длинный конец палки находился параллельно предплечью, а короткий выходил из-за кулака.

Длинный конец дубинки позволяет парировать любые удары противника, нанесенные как конечностями, так и холодным оружием. При этом предплечьем можно наносить мощные маховые или толчковые удары. Последние наиболее эффективны, они нанесятся короткой частью тонфы, которая как бы является продолжением кулака бойца. Однако для них годится и длинная часть оружия, которую можно выбрасывать вперед вместе с локтем. Нередко тонфы используют в паре.

Вращая оружие вокруг рукояти, зажатой в ладони, можно проводить целый ряд сильнейших маховых ударов.

Кроме того, с помощью тонфы можно весьма легко подцепить конечность противника и лишить его равновесия.

Для сотрудников американских правоохранительных органов была разработана специальная техника для работы с новой дубинкой. Зоны человеческого тела, которые можно поразить тонфой получили свою классификацию. Так, например, удары по конечностям весьма эффективны и позволяют обездвижить подозреваемого, но при этом они наносят временный и минимальный ущерб и просто выводят человека из строя на некоторое время. А лицо, спина и грудь – это зоны, удары по которым могут привести к серьезным травмам, поэтому бить по ним рекомендуется только в крайних случаях.

В настоящее время в мире существует большое количество различных школ боевых искусств, которые обучают владению тонфой. Они сильно отличаются. Часть из них ближе к японской и окинавской классике, в таких школах тщательно изучают и отрабатывают различные ката и получают пояса разных цветов. Другие школы больше ориентируются на современность и практическую сторону использования этого оружия.

militaryarms.ru

ТОНФА | Боевые тренажеры

Тонфа - орудие кобудо, представляет собой слегка видоизмененный рычаг от ручной мельницы, с помощью которой рис размалывали в муку. Ни раньше, ни сейчас не существовало какого-то одного, официально принятого вида тонфы. Несколько чаще других в классической технике используется вариант с прямоугольным сечением. Как и многие другие виды орудий, тонфа подбирается по руке человека. Тонфа - орудие парное, поэтому в комплекте желательно приобретать 2 тонфы. Технические характеристики: Длина палки - 55 - 60 см (длина тонфы должна закрывать локоть) Длина рукояти - 12 см Материал - дуб, граб. Стоимость такого тренажера примерно 700руб (160грн).

Заказать Тонфу: - www.budo-maneken.narod.ru - www.abudo.ru

Чем покрыть оружие?

1. Покрыть оружие морилкой и лаком. Сразу оговорюсь: лаком оружие лучше не покрывать, но - если Вы не предполагаете в дальнейшем работу с этим оружием, то вполне можно. Лаком можно покрывать танто. Если Вы всё же решили использовать лак, выбирайте кислотно- и щелочно- устойчивый. Такой лак хорошо держит "едкость потных рук" при активной работе с оружием. Количество слоёв лака зависит от используемого лака. Есть такие виды, которые позволяют наносить всего лишь один слой. Не забывайте дать дереву как следует просохнуть после обработки лаком. Морилку (если Вы решили изменить цвет дерева) по дереву лучше использовать "не водную"... такие морилки как правило имеют спиртовую основу. Их достоинством является то, что при нанесении колора на дерево, ворс не поднимается. Водные морилки поднимают ворс и после высушивания оружия приходится опять работать наждачной бумагой. После лаковой обработки, оружие не помешало бы отполировать: Есть специальные восковые политуры которые не трудно приобрести в соответствующем магазине. После обработки такой политурой оружие становится глянцевым и гладким.

Достоинства этого способа: - не очень трудоёмкий способ.Недостатки: - если лак выбран неудачно: лак ложится плохо и приходится заново циклевать оружие и проводить повторную обработку древесины... низкое качество лака не позволяет работать с оружием: оружие липнет к рукам, стирается с оружия от воздействия на него пота.

2. Покрытие оружия воском. Вам понадобятся: - толстая суконка или тонкий войлок (размером чуть больше вашей руки) - ВОСКОВАЯ свеча (стеарин или парафин лучше не использовать) Зажигаете свечу и капаете воском на суконку (небольшим кругом). Затушив свечу берёте суконку в ладонь и обхватываете ею ваше отполированное оружие. Далее активными движениями вверх и вниз втираете воск в поверхность древесины. По началу эти движения будут трудны, будет отваливаться воск..., но по мере разогрева воска о дерево движения будут идти намного легче. Периодически добавляйте на суконку воск со свечи. Таким образом обрабатываете всю поверхность оружия. После покрытия оружия воском протрите оружие чистой суконкой. Этим вы удалите излишки воска и отполируете оружие.

Достоинства этого способа: - после такой обработки оружие становится практически водонепроницаемым.Недостатки: - весьма трудоёмкий способ;

3. Вымачивание оружия в масле. Для осуществления обработки оружия по этому способу Вам понадобится Льняное или Тунговое (датское) масло. Именно МАСЛО а не олифа!!! Подготовьте такую ёмкость, чтобы в неё входило ваше оружие и заливаете его маслом. Масло должно полностью покрывать оружие. Как вариант вы можете склеить пакет по размерам оружия и налив в пакет масло, погружаете туда Вашу заготовку. Я делал пакет при помощи утюга (склеивал им боковые поверхности пакета, чтобы не было течи). Оружие должно вымачиваться несколько дней (от 3-4х и выше). Оружие необходимо периодически поворачивать. По прошествии необходимого кол-ва дней, оружие вынимается и вытирается чистой суконкой насухо. Этой же суконкой происходит полировка оружия.

Достоинства этого способа: - после такой обработки оружие становится водонепроницаемым; - за счёт кристаллизации масла при высыхании вес оружия увеличивается.Недостатки: - весьма трудоёмкий способ;

Примечание: Вы можете произвести пропитку маслом и таким способом: Возьмите мягкую ткань и пропитайте её маслом. Втирайте масло в оружие. Возможно, что вам потребуется повторить эту процедуру несколько раз, чтобы полностью покрыть оружие и убедиться в том, что масло впитывается в древесину. Покройте оружие маслом, подождите 5-10 минут, а потом сотрите избытки масла и дайте оружию высохнуть. Для тех, у кого есть немного больше времени и кто хочет "довести" оружие до совершенства, рекомендуется использовать для "полировки" оружия мелкую крошку из твёрдой древесины (типа древесины грецкого ореха), чтобы сделать поверхность древесины гладкой, как стекло.

Из какого дерева изготавливать?

 

АКАЦИЯ БЕЛАЯ (Robinia pseudoacacia) - Locust. Считается самой твердой из лиственных пород нашей страны. Эта порода завезена в Европу из Северной Америки. Произрастает на Украине, Кавказе, Крыму и в Средней Азии. Белая акация - ядровая порода с очень узкой заболонью желтоватого цвета, резко отграниченной от зеленовато-серого или желтовато-серого ядра. Ранняя зона годичных слоев занята кольцом крупных сосудов. Мелкие сосуды в поздней зоне образуют группы в виде точек, черточек или коротких извилистых линий,; сосуды закупорены тиллами. Годичные слои хорошо видны на всех разрезах. Сердцевинные лучи узкие, но заметные. Древесина белой акации обладает красивым цветом и текстурой, высокой твердостью, прочностью и стойкостью против гниения. По физико-механическим свойствам она стоит значительно выше дуба и ясеня. Древесина не трескается и не коробится, имеет большое сопротивление трению, очень упруга и прекрасно полируется. На воздухе и под воздействием света она со временем заметно темнеет, отчего текстура становится выразительнее и ярче. У себя на родине древесина белой акации имеет большое применение; у нас в стране она используется в машиностроении (деревянные винты), для изготовления паркета, мебели, колодок строгальных инструментов. Твердость по Бринелю: 7,1.

 

АМАРАНТ.  (Peltogyne. )Происхождение - Центральная Америка. Произрастает в Бразилии (район Амазонки), Панаме, Гвиане, Суринаме и некоторых других местах Южной Америки. Дерево очень мощное, в высоту достигает 25 м при толщине ствола до 0,8 м. Древесина рассеянно-сосудистая красновато-фиолетового цвета с крупной выразительной текстурой. В контакте с воздухом становится темнее. Годичные кольца хорошо заметными в виде темно-коричневых полос и черточек на радиальном разрезе. Твердое, плотное, но гибкое дерево. Амарант очень трудно поддается распиливанию и лакировке. Используется преимущественно для производства дорогой мебели. Плотность: 800 - 950 кг/куб.м. Твердость: высокая, около 5,0.  

 БУК - Fagus. Произрастает преимущественно бук восточный (F. orientalis) - Oriental beech (на Кавказе и в Крыму), а также бук лесной, или европейский, (F. sylvatica) - European beech. Для произрастания бука наиболее благоприятны содержащие кальций гористые местности, с рыхлыми и плодородными почвами. При оптимальных условиях медленно растущий бук достигает высоты 40-45 метров и 150 см в диаметре. Продолжительность жизни бука может достигать до 600 лет, но обычно уже 120-летние стволы имеют много гнили и их древесина мало куда пригодна. Стволы древесины прямые, хорошо сформированные, и при произрастании в лесных массивах могут быть без сучков до 18 метров по высоте. Под воздействием солнечного освещения светлая древесина бука темнеет. Сердцевидные лучи очень широкие, при их разрезе выглядят как темные блестящие пятна и придают дереву своеобразный внешний вид. Древесина светлая, с красновато-желтым или сероватым опенком. Хорошо обрабатывается режущим инструментом и шлифуется. Бук быстро реагирует на изменение влажности и в этом отношении является "капризной" породой. Древесина бука хорошо поддается специальной тепловой обработке, выравнивающей его окраску и сдвигающей ее в сторону более красных тонов (так называемый "дымчатый бук"). Текстура древесины бука отличается красотой и высокими декоративными качествами, особенно в тангенциальном и радиальном разрезах. Бук по прочности и твердости мало уступает дубу, но он более подвержен гниению из-за высокой гигроскопичности. Поэтому изделия из бука нельзя содержать в среде с повышенной влажностью. Такое явление называют “дыханием” древесины, чтобы избежать его, температура и влажность в помещении не должны колебаться в больших пределах. Гигроскопичность древесины бука положительно сказывается при ее отделке и сушке. Процесс сушки древесины происходит намного быстрее, чем у других пород, а трещин при этом получается значительно меньше. Бук легко колется, пилится и обрабатывается ручным инструментом, полируется с трудом. Бук, обработанный паром, легко изгибается, данная особенность используется в мебельной промышленности при изготовлении венских стульев. Бук великолепный материал для внутренних отделочных работ, из него хорошо изготавливать ступени лестниц, полы, паркет, панели и мебель. Используется в лесохимии. Путем сухой перегонки древесины получают уксусную кислоту и креозот. Плотность: 650 кг/км3. Твердость: 3,8.

 

ГРАБ - Carpinus betulus, семейства березовых. Наиболее широко распространен в Европе, Малой Азии и Иране, произрастает также на Кавказе, в Карпатах, в Крыму, юго-западных и западных районах СНГ.. Граб называют еще белым буком. Он имеет твердую, прочную и плотную древесину беловато-серого цвета. Текстура граба не отличается яркостью, как, например, у ясеня; на ровно матовом фоне его древесины разбросаны светлые точки. Нередко эта порода имеет косослойное строение древесины, поэтому граб колется с трудом. Заболонь не имеет большого различия в переходе к ядру. Для избежания деформаций и трещинообразования требует продолжительной и осторожной сушки. После просушивания граб почти не подвержен короблению; его твердость становится выше, чем дуба. Режущим инструментом обрабатывается с трудом. Применение граба в столярном деле разнообразно, хотя и не такое широкое, как дуба, ясеня или бука; используется в мозаичном деле. Граб хорошо отделывается и травится. Плотность: около 750 кг/м3. Твердость: около 3,5.  

ГРУША - Pirus communis, семейство розовых. Распространена во всей Европе, особенно в Центральной и Южной. Произрастает в диком состоянии в средней и южной полосах европейской части России, в Крыму и на Кавказе. Безъядровая порода с древесиной розовато-желтовато-белого или буровато-красного цвета. У старых деревьев она обычно темнее, чем у молодых. Сосуды очень мелкие, годичные слои и сердцевинные лучи едва видны. Древесина плотная, твердая, хорошо обрабатывается, мало растрескивается. Чтобы повысить твердость, грушевую древесину помещают в воду и выдерживают продолжительное время, после чего долго сушат в тени. После просушивания она приобретает буроватый оттенок. В мебельном производстве грушу часто тонируют в черный цвет. Благодаря плотной структуре, древесина хорошо полируется и дает превосходный материал для самых мелких профилей в резьбе. При сушке груша почти не коробится и не растрескивается, но подвержена червоточине. Текстура тонкая, поры и рисунок годовых колец выражены слабо. Используется для изготовления мебели, музыкальных инструментов, чертежных принадлежностей и других целей. Плотность: 700 - 750 кг/м3. Твердость: средняя.

 

ДУБ - Quercus sp.pl., семейство буковых. Наиболее распространен дуб черешчатый, или летний (Q. robur), который занимает 95% площади дубовых лесов. Дуб - признанный символ вечности - использовался в течение многих столетий в строительной отрасли. Широко распространен в Европе, Азии и Америке, является традиционной для России породой. Дуб растет практически по всей Европе, как на севере, так и на юге. В Финляндии ареал природного произрастания дуба Аландские острова и прибрежные районы Южной Финляндии. Дуб также растет на Кавказе и в некоторых районах Турции. Дуб легко достигает возраста более 1000 лет. Деревья вырастают до 18-30 метров и в диаметре 120-180 см. Ствол дуба, произрастающего в лесу прямой и без сучков до высоты 15 метров. Отличается большим разнообразием, т.к. насчитывает в общей сложности около 200 разновидностей. Северные деревья, растущие на плохой почве, имеют лучшую древесину, по сравнению с древесиной южных деревьев. Заболонь дуба светло-желтая. Зрелая древесина имеет опенки от светло-коричневой до желтовато-коричневой с красивой текстурой на срезе. Она прочная, долговечная, устойчива к внешним воздействиям. Со временем дуб немного темнеет, что придает оттенок благородной старины. Древесина дуба высыхает сравнительно медленно, при ускоренной сушке склонна к трещинообразованию. Для придания древесине дуба более высоких декоративных качеств, ее часто подвергают морению или травлению. Под морением дуба понимают многолетнее выдерживание его в воде, от чего древесина приобретает шелковистую темно-фиолетовую окраску. Морение увеличивает твердость древесины, но при этом повышается ее хрупкость. Дубовую кору и опилки применяют для пропитки других пород древесины, что меняет их естественную окраску. Для этого деревянные заготовки выдерживают в отваре из смеси дробленой коры и стружки ствола дуба, насыщая их дубильными веществами. При выборе метода отделки дубового изделия нужно учитывать, что эта древесина плохо принимает спиртовые лаки и политуру. Политуру практически не принимает из-за высокой пористости. Повышенная твердость древесины дуба затрудняет забивку в нее гвоздей и завинчивание шурупов. Поэтому лучше всего выполнять предварительное сверление во избежание раскалывания досок. Дубовые элементы лестницы хорошо склеиваются между собой. Древесина дуба находит многообразное применение: в виде паркета, строганого шпона для отделки изделий, в мебельной промышленности, машиностроении, в тарном (бочки для вина и пива) и дубильно-экстрактном производствах. Резные массивные двери из дуба, покрытые прозрачными атмосферостойкими лаками, часто украшают здания, особенно административные. Окрашивать дуб нецелесообразно, для этой цели надо использовать более доступную древесину. При работе с дубом следует учитывать, что он очень чувствителен к растительному маслу (подсолнечному, льняному, натуральной олифе и др.) — на его поверхности от масла часто появляются пятна. Древесину дуба необходимо покрывать прозрачными быстросохнущими атмосферостойкими лаками. С широкими годовыми кольцами, твердый и тяжелый дуб лучше всего подходит для мест, от которых требуется сильная износостойкость. Его древесина подходит как для наружного, так и внутреннего применения, например для изготовления мостов, причалов. С тонкими годовыми кольцами, легкий и мягкий дуб, хорош для внутренней отделки, мебельной промышленности, деревянной скульптуры, токарных работ. Плотность: в среднем около 700 кг/м3. Твердость: 3,7 - 3,9.

 

ЖЕЛЕЗНОЕ ДЕРЕВО, или парротия персидская, (Parrotia persica) - Iron wood. Произрастает около Ленкорани (южное побережье Каспийского моря). Безъядровая порода с древесиной бледно-розового цвета, со временем приобретает коричневатые оттенки. Годичные слои плохо заметны. Сердцевинные лучи можно различить только на радиальном разрезе. Древесина очень прочная и твердая, по свойствам напоминает самшит. Используется в местных условиях как конструкционный и поделочный материал.  

 

КИЗИЛ. Представляет собой высокий кустарник или дерево иногда 8-метровой высоты и 50 см в диаметре. Раньше древесина  шла на изготовление пуговиц, деталей часовых механизмов, зубцов мельничных колес, челноков ткацких станков, ружейных шомполов. А стрелы и копья, изготовленные из кизиловой древесины, не знали износа.

 

КРАСНОЕ ДЕРЕВО. Самые распространенные и самые известные из всех тропических деревьев, присутствующих на российском рынке. Под названием "красное дерево" продаются разнообразные и разносемейные породы, имеющие общий цвет и, отчасти, строение древесины. Обрабатываются они легко, и хотя имеют довольно мягкую древесину, относятся к весьма популярным столярным материалам. Причина этого заключается не столько в их замечательной красоте, сколько значительном сопротивлении атмосферным влияниям и практически неизменяемым форме и размерам. В свежесрубленном состоянии древесина красного дерева имеет желтовато-красный цвет, но с течением времени, под воздействием воздуха и света, темнеет, постепенно принимая коричнево-красный или малиново-красный цвет с отчетливо выделяющимися светлыми и темными прожилками. Различают красное дерево: гладкое, полосатое, узорчатое, огненное, крапленое, узловатое и т.д. Для обозначения всех, так называемых, красных пород древесины часто применяется название "махагони". Махагони и часто употребляемое понятие "меранти" это не одно и то же. Меранти - это древесина из группы пород, распространенных в юго-восточной Азии. Область применения. Высококачественная мебель, внутренняя отделка параходных кают. В виде шпона при отделке мебели, паркетном производстве.

 

МЕРБАУ - (Intsia palembanica). Произрастает в Юго-Восточной Азии (Малазия, Индонезия, Филиппины). Африканская порода, очень близкая по свойствам к мербау, - дуссия. Мербау достигает в высоту до 45 метров и при благоприятных условиях произрастания диаметр может достигать 2 метров. На открытых поверхностях ствол короткий с ветвистой кроной. Ствол до 15 метров без сучков. Основной тон окраски мербау - коричневый, от светлого до темно-коричневого, местами с вкраплениями желтых прожилок. Древесина очень твердая, устойчивая к воздействию влаги, мало рассыхается. Благодаря этим свойствам мербау используется, в частности устройства палуб и отделки помещений на морских судах и яхтах. В паркетных полах как по своим свойствам, так и эстетически мербау очень хорошо сочетается с дубом. В процессе эксплуатации мербау темнеет (особенно более светлые участки), в результате чего окрас древесины в целом выравнивается. Плотность: 840 кг/м3. Твердость: 4,1

 

ПАДУК (Африканский падук)- Pterocarpus soyauxii. Произрастает в Камеруне, Испанской Гвинее, Заире Нигерии и Анголе. Зрелая древесина кораллово-красная, но постепенно темнеет. Структура древесины прямоволокнистая, поэтому она легко обрабатывается. Падук очень устойчив к механическим нагрузкам (давлению) и внешним воздействиям. Высыхает легко, но требует медленной сушки. Плотность: 750 кг/куб.м. Твердость: 3,8.  

ПАЛИСАНДР - Dalbergia latifolia, Dalbergia javanica.Палисандр - название разных пород, имеющих сходную по цвету и строению древесину. Наиболее часто это название применяется для древесины дальбергии черной (Dallbergia nigra) - Rio rosewood. произрастающей в Бразилии, и розового дерева (D. latifolia) - Indian rosewood (в Юго-Восточной Азии). Это ядровая рассеяннососудистая лиственная порода с крупными сосудами. Дерево очень крупное, достигает 25м в высоту и 1,5м в диаметре. Заболонь и спелая древесина резко отличаются. Заболонь узкая, серовато-белая, иногда с розоватым оттенком. Спелая древесина - очень темная (темно-коричневая) с более светлыми продольными прожилками, может иметь едва уловимый фиолетовый или сиреневый оттенок. На срезе видны выходы многочисленных пор (каналов) в виде мелких черных точек или черточек. Отличается высокой твердостью и прочностью, но при этом хорошо поддается механической обработке, шлифовке и полировке. Применяется для изготовления ценных музыкальных инструментов (пианино), художественной мебели, наборного паркета, токарных изделий и т.п. Сушка палисандра связана со значительными трудностями, т.к. при ускорении этого процесса возникает интенсивное трещинообразование. Плотность: до 1000 кг/куб.м.

 

 

 

ЯСЕНЬ  - Fraxinus excelsior, семейство масличных. Произрастает преимущественно в центральной части Европы, хотя имеются американские и японские разновидности ясеня. Наибольшее распространение в средней и южной полосе европейской части СНГ имеет ясень обыкновенный (F. excelsior) - European ash; ясень манчжурский (F. mandschurica) - Japanese ash (на Дальнем Востоке). Древесина ясеня очень плотная, твёрдая (тяжёлая), ядровая. Ядро светло-бурое, постепенно переходит в широкую желтовато-белую заболонь. В поперечном разрезе заметны светлые непрерывные волнистые линии, идущие вдоль колец. Древесина ясеня прочная на раскол, но при сушке трескается. Однако удачно высушенный ясень в поделках стоек к растрескиванию. Применяется преимущественно в производстве спортивного инвентаря, в столярном, мебельном и паркетном производствах при изготовлении шпона; в вагоно-, судостроении, а также в мебельном производстве при изготовлении шпона. Из ясеня изготавливают лестничные перила и рукоятки для инструментов. Кора растущего ясеня тёмно-серая, с продольными трещинами.Характерные видовые признаки ясеня: семечки с языкообразными крылышками пучками свисают среди ветвей, что особенно заметно с наступлением зимы; листья непарноперистые из 9-13 продолговатых листочков; чёрные почки зимой.Произрастает в средней и южной полосе европейской части СНГ, на Кавказе, в Крыму. Лучший возраст для использования 80-100 лет. Плотность: в среднем около 700 кг/куб.м. Твердость: 4,0 - 4,1. 

Так же Тонфу можно изготавливать из металла.

 

Джеки Чан с Тонфой в фильме Sity Hunter.

 

   

Работа с Тонфой.

   

Подборка фильмов с поединками с Тонфой (без звука).

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.Вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

< Изготовление нунчаку Кувшины для захвата >
 

www.sport-baza.ru

Kobudo

Kobudo - исскуство работы с традиционным японским холодным оружием

Бо (Шест длиной 180см)

ЯРИ - копьё, НАГИНАТА - алебарда

ДЗЁ - палка(120 см.)

КАМА - серп

САЙ - трезубец

НУНТЯКУ - видоизменённый цеп для молотьбы риса

ХОДЗЁ - верёвка

КУСАРИ - длинная цепь с грузами на концах

ТЕССЕН - веер

СЮРИКЕН - метательное оружие

Тамбо

Тонфа-дзюцу

Тонфа представляет собой слегка видоизмененный рычаг от ручной мельницы, с помощью которой рис размалывали в муку. Ни раньше, ни сейчас не существовало какого-то одного, официально принятого вида тонфы. Пожалуй, чаще других в классической технике используется вариант с прямоугольным сечением. В отличие от описанных выше видов оружия, имеющих фиксированные размеры, этот подбирается индивидуально по руке человека.

В соответствии с приведенной выше классификацией, тонфа относится к крестьянскому оружию, парному, ударно-раздробляющего действия. Оригинальная конструкция, необычная техника применения и высокая эффективность в ближнем бою снискали этому оружию широкую славу не только в Японии, но и за рубежом. Не случайно один из видов тонфы официально принят на вооружение полиции США и других стран. Правда, в некоторых регионах, например у нас в стране, тонфа изготавливается из сырой резины и теряет качества, необходимые для работы с ней.

Хотя тонфа и классифицируется как оружие парное, но она может использоваться и в одиночном варианте. В любом случае техника применения основывается на блокировке ударов и нанесении ответных с использованием вращения предмета вокруг рукоятки. Это позволяет во много раз увеличить силу воздействия, хотя и создает определенные сложности при разучивании и закреплении навыка. Вне зависимости оттого, каким концом, коротким или длинным, выполняется удар, требуется соблюдение соосности расположения тонфы и предплечья. В противном случае она просто провернется в руке.

Для тонфа-дзюцу характерны два прямо противоположенных действия. С одной стороны, необходимо, чтобы тонфа легко вращалась в руке для увеличения силы удара (или блока), с другой стороны - требуется ее жесткая фиксация. Как тут не вспомнить о навыке расслабления и закрепощения, который вырабатывается практикой бо-дзюцу. Именно он-то как раз и необходим в данном случае!

Любое оружие - это своего рода палка о двух концах. С его помощью можно защитить себя от нападения, а можно получить травму. Причем зачастую довольно серьезную. Конечно, оружие оружию рознь. Одно более опасно для того, кто его использует, другое - менее. В этом плане тонфа относится к категории опасных предметов.

Практика показывает, что чаще всего при использовании тонфы новичками страдают их локтевые суставы. Происходит это по двум причинам. Первая, это неправильный индивидуальный подбор предмета. Но если неверная длина самой тонфы не играет большой роли, то неправильно подобранная высота рукоятки может сыграть роковую роль.

Слишком высокая рукоятка затрудняет удержание предмета в плоскости, параллельной предплечью, во время вращения и фиксации при ударе или блоке. Слишком низкая рукоятка не позволит манипулировать предметом с достаточной скоростью. И в том и в другом случае тонфа будет задевать за локоть.

Этот вид оружия относится также к разряду оборонительного. Подобная особенность изначально была заложена в самой природе возникновения техники тонфа-дзюцу.

Естественно, что среди крестьян тоже находились такие, кто промысел на большой дороге предпочитал тяжелому труду, по колено в воде, под палящим солнцем на рисовых полях. В семье, как говорится, не без урода. В основном же это были мирные люди, не хотевшие никому зла и не желающие, чтобы кто-либо трогал их. Но их трогали, и они защищались всеми доступными им средствами. Поэтому, даже сегодня в технике работы с тонфой четко прослеживается оборонительная тактика.

Тонфа позволяет работать против большинства видов оружия кобудо. В истории известны случаи, когда с ее помощью успешно защищались от метательного оружия, стрел, ножей, сюрикенов. Однако классическим сочетанием все же является работа против бо.

Вполне понятно, что любой энтузиаст, изучающий технику работы с оружием, стремится как можно быстрее от базовой техники перейти к разучиванию парной работы против другого оружия. Делать этого нельзя, не овладев предметом настолько, чтобы он полностью подчинялся хозяину, а не двигался по одному ему ведомой траектории. В противном случае попытки работать против другого оружия приведут к обоюдным травмам.

Что касается конкретно тонфа-дзюцу, то разучивание этой техники начинается не с блоков и ударов, а с вращения предмета вокруг оси рукоятки. На первый взгляд ничего сложного в этом нет. Но это впечатление обманчиво. Мало того что надо умудриться не попасть по своему же локтю, для традиционной техники вовсе небезразлично то, как выполняется само вращение. По своей траектории движение руки должно почти полностью соответствовать движению, выполняемому во время прямого удара (цуки). Такое движение не так заметно нападающему, как движение руки по кругу. Но вместе с тем оно затрудняет и придание необходимого вращательного импульса тонфе.

Импульс создается за счет движения кисти. Очень важно, чтобы в конечной точке этого движения рука мгновенно расслаблялась, давая возможность оружию провернуться вокруг оси рукоятки. На начальном этапе достаточно, чтобы тонфа делала полный оборот в 360 градусов и возвращалась в исходное положение. Дальше надо переходить к отработке навыка остановки и надежной фиксации предмета после его поворота на 180 градусов. Это, конечно, гораздо сложнее, но совершенно необходимо для правильной постановки ударной техники.

Следующим этапом является разучивание перехвата тонфы, при котором удержание производится уже не за рукоятку, а за основное тело предмета. Это открывает новые возможности использования данного оружия и применения "вилки", образованной перпендикулярно стоящей рукояткой для осуществления блоков и болевых удержаний. Коварство подобного перехвата заключается в том, что стоит только на мгновение потерять контроль над предметом, как он тут же вылетает из рук. И только вслед за этим можно начинать разучивание основных блоков и ударов применяемых в тонфа-дзюцу.  

nkarate.narod.ru

Японское холодное оружие (видео): сай, тонфа

Сегодняшний рассказ ещё о нескольких японских клинках, шестах и палках. На этот раз речь пойдёт о клинке сае, шесте танбо и палке тонфе.

Клинок сай

Представляет собою металлический трезубец с небольшой рукоятью, относящийся к холодному оружию. Клинок круглый или многогранный, остриё может быть затуплено. Гарда загибается параллельно центральному клинку. Именно такая конструкция рукояти позволяет захватывать оружие противника. Вес такого трезубца может достигать 1,2 кг, длина 60 см. Рукоять, обычно, покрыта шершавой кожей и также может использоваться для нанесения ударов. Баланс меж рукоятью и клинком очень важен: идеально сбалансированое оружие обеспечивает максимально эффективную работу и скорость.

Существуют несколько версий происхождения сая. По одной, самой распространённой, он как оружие произошёл от инструмента для рыхления земли и посадки риса. По другой версии, саи попали на Окинаву вместе с буддистскими монахами, которые изначально использовали такие трезубцы, как оружие для защиты. По этой версии сай также являлся ритуальным оружием, так как его форма повторяет формы человеческого тела.

В отличии от своего предшественника, современный сай не имеет острых заточенных лезвий. Он относится к парному оружию. Также существует похожи на него клинок дзитте, иногда считающийся его разновидностью.

Шест танбо

Это короткий деревянный боевой шест. Обычно используется как парное оружие в различных видах боевых искусств. Он производится из твёрдых не колких пород дерева. Длина танбо от 50 до 60 см. Ширина около 2 см. Техника боя танбо-дзютсу, коренным образом отличается от шеста и посоха. Это оружие боя на ближней дистанции и для эффективной работы такими палками боец должен иметь хорошую скорость и реакцию.

Работа с этим шестом весьма похожа на работу с филиппинскими ротанговыми палками. Характерной особенностью искусства боя танбо, являются тычковые и секущие удары ребром палки.

Палка тонфа

Это палка длинной около 50 см с ручкой, стоящей перпендикулярно основной части. Тонфа традиционное оружие крестьян острова Окинава. Прототипом тонфы является рукоять небольшой рисовой мельницы. Главное правило изготовления тонфы — идеальная балансировка рукояти и ударной части в зависимости от размера предплечья. От этого зависит скорость вращения и сила удара. Идеальный размер тонфы расстояние от кисти до локтя плюс 5-10 см. Если тонфа выбрана неверно, работа будет малоэффективной, а риск травмировать локтевой сустав существенно возрастёт.

Форма ударной части тонфы может быть любой: цилиндрической, квадратного или трапецивидного сечения. Традиционно это оружие изготавливается из японского дуба, а также других твёрдых пород дерева. Чаще всего тонфа используется как парное оружие.

Искусство владения тонфой, тонфа-дзютсу, требует от бойца силы, гибкости, равновесия и хорошей концентрации. Тонфа должна легко вращаться в руке, так как такая подвижность обеспечивает максимальную силу удара. В то же время, при выполнении блоков, требуется жёсткая фиксация тонфы в руке. Тонфа является праобразом дубинки для полиции (в нашей стране, больше известной как «изделие ДР», дубина резиновая, получившая распространение в эпоху ельцинской разрухи и потому в народе именуемая демократизатор, прим.вред.). Такие дубинки используются силовыми структурами многих стран мира.

——————

P.S. Как сделать бумажную тонфу за 5 минут?

Автор материала: Колесников А.В.

xodoki.net

Тонфа - это... Что такое Тонфа?

Тонфа

То́нфа (туй-фа, тонгва, тон-фа) — традиционное холодное оружие ударно-раздробляющего действия жителей острова Окинава. Его прототипом послужила рукоять для небольшой рисовой мельницы. Часто используется в парном варианте. Тонфа — прообраз современной полицейской дубинки с поперечной рукоятью.

История

Мнения о происхождении тонфы часто расходятся, но в основном эксперты считают, что этот вид оружия родом из Китая или Индонезии[1]. Тонфа используется как в Юго-Восточной Азии, так и в китайских боевых искусствах и, вероятно, была принесена на Окинаву из-за их влияния.

Китайцы считают, что тонфа была создана на основе костыля. На Окинаве считают, что причиной её создания послужили ограничения на использование оружия в период после гражданской войны во времена правления Shō Shin (англ.). Считается, что эти ограничения благоприятствовали нетрадиционному применению сельскохозяйственных инструментов в качестве оружия самообороны. В данном контексте утверждают, что тонфа была разработана на основе деревянной ручки жернова, распространённого сельскохозяйственного инструмента[1].

В современности тонфа стала основой полицейской дубинки и её боевое применение изменилось.

Конструкция

Тонфа состоит из двух частей: палки, длиной 50-60 сантиметров, и ручки, перпендикулярной основной части.

Использование в силовых структурах

Оригинальная конструкция, необычная техника применения и высокая эффективность в ближнем бою снискали этому оружию широкую славу не только в Японии, но и за рубежом. Один из видов полицейской дубинки (резиновой палки) в форме тонфы официально принят на вооружение полиции в США и России.

См. также

Литература

Fumio Demura Tonfa, karate weapon of self-defense. — Ohara Publications, Inc., 1982. — 144 p. — ISBN 0897500806

Ссылки

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 15 мая 2011.

Примечания

dic.academic.ru

Тонфа

Деревянные тонфы

Когда-то это была деревянная рукоять жернова. Сейчас мы знаем этот предмет как один из символов милицейского или полицейского беспредела. Но во времена средневековой Японии это оружие имело название тонфа, и было очень распространено на территории Азии. 

В 15-м веке ситуация с оружием для простых жителей Окинавы чем-то напоминала ту, которая сложилась в Украине. Оружие могли иметь только избранные, остальные же должны были работать и платить налоги. После захвата Окинавы японцами ситуация не стала лучше, скорее наоборот.

Тогда население Окинавы стало работать над созданием отрядов самообороны. Без оружия такие отряды не имели смысла, а взять его было негде. Тогда мудрые люди поняли, что оружие повсюду, и начали использовать для этого разнообразнейшие предметы, которые были под рукой, к примеру тонфу – деревянную рукоять жернова.

Боец с тонфами

Конструктивно тонфа состоит из двух деревянных частей, которые расположены перпендикулярно друг к другу. Большая (круглая или квадратная в сечении) имеет длину 50-60 см, меньшая – около 15 см. На расстоянии четверти длины в большую часть встроена меньшая, как правило, круглая в сечении.

Тонфу держат за ручку в кулаке, таким образом, чтобы более длинная часть закрывала руку и частично выступала перед кулаком. Основой боя с помощью тонфы являются тычковые удары и защита от атаки предплечьем. Также, перехватив тонфу соответствующим образом, ней можно отбить удар копьем, топором или другим оружием.

Кроме того, тонфы, как правило, использовали в паре. Одна тонфа прекрасно блокировала атаку, другой же можно было атаковать противника в ближнем бою. Таким образом, крестьяне, вроде бы не имея оружия, могли неплохо противодействовать вооруженным бандам, которые занимались сбором налогов.

Современная тонфа

Скорее всего, мы бы не знали про тонфу почти ничего, если бы в 1971 году американец Лон Андерсон не адаптировал бой с помощью этого оружия к потребностям американских полицейских. Уже в 1974 году была изготовлена первая партия нового полицейского вооружения под названием Prosecutor PR-24. Вскоре уже стало тяжело представить себе полицейского без этого оружия.

Полиция с тонфами

Техника использования тонфы достаточно непростая, ударов и блоков в ней хватает. Нельзя сказать, что овладеть тонфа-дзюцу просто, но вполне возможно в сжатые сроки в более-менее достаточном объеме. Для полиции это почти идеальное оружие, которое не выглядит слишком опасным, но, при этом, может гарантировать безопасность силовиков в конфликтных ситуациях без применения огнестрельного оружия.

Tonfa Basic Techniques

zbroya.info