Танк Т-90 — последний советский и первый российский. Толщина брони танка т 72


Т-72: царь-танк » Военное обозрение

Долго думал над созданием этой статьи, и все же надумал. По моему мнению, Т-72 — лучший танк в мире. Как вы уже знаете, западные эксперты считают иначе: "мол, ваша банка устарела и не сравнится с нашим произведением искусства под названием Абрамс". Но так ли это? Сейчас разберемся.

Т-72 создавался как глубокая модификация Т-64, а Т-64 был настоящим прорывом в мировом танкостроении, соответственно, Т-72 опередил на многие годы всех своих противников.

Конструкция Т-72 классическая, то есть низкий силуэт и, соответственно, его не так легко обнаружить. Броня (лобовая) имеет рациональные углы наклона и имеет достаточную толщину в 205 мм. Лоб башни от 305 мм до 410 мм, к тому же она имеет форму полусферы, что в разы увеличивает шанс рикошета. Борта и корма также защищены хорошо. У Абрамса с этим дела обстоят не так хорошо, очень неравномерно распределена толщина брони: корпус — лоб 1 метр, борта и корма не более 50 мм; совсем нерационально, правда? Электроника и оптика на данный момент на Т-72 в ТВ стоит неплохая, я бы даже сказал, не уступающая западным образцам. Вот так вот о нашем бойце сказано на бумаге.

Но бой — это совсем другое. И свое боевое крещение танк прошел удачно. Кстати, существует неопровержимое доказательство прямого столкновения Т-72 и Абрамса. Дело было в Ливане в далеком 1982 году. По рассказу советского военного советника, он и сирийские танкисты обкатывали только что привезенные из СССР семьдесятдвойки в районе Южного Ливана незадолго до агрессии Израиля против этой страны (операция «Мир Галилее»).

Колонна, двигаясь по дороге, огибала большой холм, и когда первый танк, в котором находился рассказчик, начал выходить из-за холма, то совершенно неожиданно он обнаружил на удалении примерно 800 метров три неизвестных танка, которые не были похожи на израильские. Эти танки также двигались в колонне и, обнаружив сирийские машины, быстро начали перестраиваться в линию для атаки. Первыми открыли огонь неизвестные машины, попадание в башню получил третий наш танк, который только что вышел из-за холма. Снаряд танк не пробил, однако из-за сильного динамического удара машина заглохла. Экипаж при этом получил контузию средней степени. Второй танк противника, произведя почти сразу с первым выстрел, поразил средний в колонне танк Т-72 в кормовое отделение, выведя из строя двигатель.

Видя столь агрессивное поведение незнакомцев, рассказчик, будучи командиром танка, отдал приказ открыть огонь по крайнему правому танку и после его поражения — по среднему. Здесь советник отметил высокую выучку сирийского наводчика, который не допустил ни одного промедления во время прицеливания и ведения огня. Решено было использовать БПС. Произведя с интервалом примерно 7 секунд два выстрела, добились двух попаданий, причем оба — в башни. Оставшийся целым третий танк, отойдя за два подбитых, постарался эвакуировать раненых и убитых. Однако сделать полностью этого не смог, так как Т-72 открыл огонь из спаренного пулемета. Забрав раненых, неизвестный танк быстро ретировался.

Подъехав к подбитым машинам и убедившись, что никто там не опасен, экипаж, выбравшись наружу, осмотрел танки. Сомнения, что это были не израильские танки, подтвердились, так как они не были похожи ни на "Центурион", ни на М60, ни тем более на только что появившийся «Меркаву», его фотографии советник видел и поэтому спутать он не мог. Форма у двух убитых танкистов также не была похожа на израильскую. Хотели взять один танк на буксир, однако, посчитав остатки топлива (надо было буксировать и свой танк), решили добраться до части и доложить начальству о местоположении вражеской машины, после чего принять меры к эвакуации.

Контуженный экипаж, придя в себя, смог завести танк, и колонна выдвинулась в обратный путь. Однако запланированное время на маршрут по техническим причинам увеличилось втрое, и танки прибыли домой только ночью. Доложив по форме о случившемся, решили сразу утром выслать разведку. Однако сомнений в том, что что-нибудь останется, было много, которые на следующее утро и подтвердились. В том квадрате, где произошел бой, подбитых танков не было, однако было много следов от колесных машин, видимо тягачей, которые и эвакуировали танки.

Впоследствии при сравнении фотографий по опознаванию танков, с которыми произошло столкновение, в нем был опознан, на удивление многих, американский М1 «Абрамс». Видимо, он проходил испытание в Израиле с целью ознакомления израильских специалистов с танком, но для чего нужно было начинать бой, если танк секретный, никто так и не понял. Некоторые предполагали, что имея более скоростной танк и, как полагали экипажи «Абрамсов», более надёжное бронирование, они хотели навязать бой на выгодных для них дистанциях и по возможности взять трофей, ведь Т-72 ни у американцев, ни у израильтян на тот период не было. Исход этого поединка остался за сирийцами, что подняло в них на более высокий уровень оценку защищенности и эффективности оружия новых советских танков. И заметьте факты о высокой прочности наших танков: попадание в лоб башни не сорвало её и не вызвало взрыв боеукладки, попадание в корму нашего танка не зажгло его как спичку, а просто вывело из строя двигатель, и всё.

Кстати это были Т-72 без ДЗ, так что запас прочности у Т-72 — огромный.

Чеченские конфликты — ещё одно испытание для наших танков, там они себя проявили на высоком уровне боевой эффективности, а именно успешно боролись с противотанковыми средствами противника. Т-72 не брали РПГ и ПТУРы мины и гранаты боевиков.

Иракские конфликты. Не самое лучшее применение танков иракской армией привело к их уничтожению. Но американцы утверждают, что они именно Абрамсами уничтожали наши танки. Но вся соль в том, что американцы ещё с времен Второй мировой любят применять авиацию для уничтожения более сильного противника, таким образом, большинство подбитых танков Ирака подбито авиацией. К тому же на этом сказалась низкая боеподготовка личного состава.

Идущая сейчас гражданская война в Сирии показывает, насколько крепки наши танки — вот неопровержимое доказательство.

Боевой опыт Т-72 — самый большой среди всех танков послевоенного поколения, и он незаменим. И это одно из главных его преимуществ над американцем. Ремонтопригодность — ещё один немаловажный фактор. Т-72 легко и быстро починить в большинстве случаев без ремонтбригады, а попробуй-ка починить газотурбинник Абрамса вчетвером (экипаж Абрамса — 4 человека) — нет, не получится. Наш — дешев в производстве, и он численно превосходит американский. Про автомат заряжания я скажу коротко: эта вещь улучшила выживаемость личного состава в целом, т. к. экипаж уменьшился на человека. Ну вот, пожалуй, я привел достаточно аргументов в пользу нашего танка. Следующим шагом в танкостроении будет боевая платформа Армата, но это уже совсем другая история…

topwar.ru

вес, тактико технические характеристики (ТТХ), толщина брони, транспортировка, экипаж, расход топлива

После краха Советского Союза вряд ли кто-либо всерьёз ожидал, что Россия сможет всего через пару лет представить миру новый основной боевой танк. Тем не менее, это произошло, и вот уже более двух десятилетий танк Т-90 является звездой, темой для горячих обсуждений, как среди экспертов, так и между любителями.

Источники с пропагандистской ориентацией сразу же поспешили объявить его превосходящим по всем параметрам возможных конкурентов. Скептики провозглашали Т-90 заведомо устаревшим. Масла в огонь подливало и фактическое отсутствие этой боевой машины в войсках, и обещание конструкторов с конкурирующих заводов предоставить более совершенные образцы (проект “Чёрный орёл”). Теперь, когда опыт эксплуатации накоплен, уже можно делать выводы о том, кто был прав.

Содержание статьи

Краткая история создания

Парк бронетанковой техники советских войск в восьмидесятые годы отличался разнообразием. В строю одновременно стояли: первенец советских ОБТ Т-64, удешевлённый и более технологичный конкурент Т-72, представитель нового поколения Т-80 с газотурбинным двигателем, и его дизельный “родственник” Т-80УД, и это только основные.

Помимо них, в строю оставались и модернизированные “старички” Т-55 и Т-62.

Наиболее современным и эффективным считался Т-80 — в то же время оказавшийся дорогим и сложным в производстве и эксплуатации. В 1988 году стартовали работы по доведению до нужной эффективности надёжного и безотказного Т-72.

Весной 1991 года экспериментальный “Объект 188” рекомендовали к принятию на вооружение.

Предполагалось назвать его “Т-72БУ”, но в советскую армию он так и не попал. Он стал новейшей машиной уже российской армии, и окрещён был — Т-90.

Смену названия связывают с желанием президента РФ Б.Ельцина иметь полностью новый танк. Возможно и то, что после войны с Ираком в 1991 репутация Т-72 была серьёзно подмочена, и новое обозначение могло помочь продавать технику на экспорт.

Устройство танка

Корпус Т-90 сварен из листов брони, башня ранних образцов- литая. Длина корпуса (без пушки) составляет 6.8 м. У поздних модификаций башни стали сварные. Лобовая броня корпуса (верхняя деталь) выполнена из комбинированной брони, установлена под наклоном в 680. Борта толщиной 70-80 мм — вертикальные, без наклона. Это выше, чем у большинства аналогов (хотя от попадания бронебойного снаряда защищает одинаково плохо).

Борта закрыты резинотканевыми экранами, частично — блоками динамической защиты. Для дополнительной защиты возможна установка противокумулятивных решёток, широко распространившихся в последнее десятилетие.

В конструкции башни Т-90 комбинированная броня применена для защиты лобовой проекции, частично — бортов и крыши.

Высота достигает 2.2 метра, а весит Т-90 около 46 тонн.

На Т-90 установили систему активной защиты “Штора”. Если его облучается лазером наведения, то “Штора” оповещает об этом экипаж и отстреливает аэрозольные гранаты. Получившаяся дымовая завеса не только маскирует танк визуально, но и рассеивает луч лазера.

Первая динамическая защита, появившаяся на Т-90 имела обозначение “Контакт-5”. От тандемных зарядов она не защищала и не работала на повышение стойкости против бронебойных снарядов. Новейшая модель комплекса защиты “Реликт”, которую получили Т-90АМ, снижает бронепробиваемость снарядов противника на 40% и защищает от тяжёлых ПТУР с тандемным зарядом. Кроме того, модернизированные блоки для системы “Контакт” поднимают её эффективность почти до “реликтового” уровня.

Негативно на живучести сказывается плотная компоновка — баки с горючим приходится размещать в боевом отсеке. Впрочем, на поздних модификациях их изолировали от экипажа стальными переборками. Уязвим остаётся автомат заряжания — он находится за слабозащищённым бортом прямо под экипажем. Можно сказать, что командир и оператор вооружения сидят на выстрелах.

Размещение экипажа неизменно со времён появления Т-64. Место механика-водителя расположено впереди по центру корпуса. Наводчик находится в левой половине башни, а командир танка – справа от пушки.

Силовая установка досталась Т-90 в наследство от Т-72.

Это многотопливный 12-цилиндровый дизель В-84МС объёмом 38,8 литров, развивающий 840 л.с. У модификации Т-90А мотор заменён на усовершенствованный вариант В-92, базирующийся на том же блоке. Его мощность доходит до 1000 л. с. Трансмиссия 7-ступенчатая, включает в себя отдельные планетарные коробки передач. Для облегчения управления применены гидравлические приводы. Подвеска у Т-90 торсионная, амортизаторы гидравлические.

Вооружение Т-90

Главный калибр танка — “традиционная” для советских, а затем и российских машин пушка “Рапира” калибра 125мм. Т-90 получил её вариант 2А46М-5, кучность стрельбы которой (по сравнению со старыми версиями) увеличена на 15-20%.Стабилизатор орудия — двухплоскостной.

Автомат заряжания карусельного типа “достался” от Т-72, но теперь может управляться с места командира. В “карусели” размещены 22 выстрела, остальные (общим количеством до 43) — в укладках в корпусе. Экипаж своими силами либо заряжает ими собственно пушку, либо может осуществить перезарядку автомата заряжания.

Для поражения вражеской бронетехники Т-90 использует бронебойные подкалиберные снаряды, например, 3БМ46 с урановым сердечником. Прицельная дальность при стрельбе такими снарядами составляет до 3000 м. Система заряжания танка Т-90С была переработана и позволяет использовать новейшие снаряды повышенного удлинения, такие, как 3БМ60. Для повышения эффективности поражения пехоты в укрытиях разрабатывался осколочный снаряд с возможностью подрыва в воздухе и готовыми поражающими элементами.

Альтернативой подкалиберным “болванкам” может выступать кумулятивный снаряд 3БК31, тройная боевая часть которого может преодолевать двойную динамическую защиту.Через ствол орудия Т-90 может запускать управляемые ракеты. ПТУР 9М119М «Инвар» с лазерным наведением имеет тандемную кумулятивную БЧ с бронепробиваемостью (по нормали) до 700 мм. Боекомплект может дополняться ракетами с фугасными и термобарическими зарядами. Ракеты позволят поразить движущуюся цель на дистанциях до 5000 м.

С пушкой, как и на предыдущих танках, спарен пулемёт ПКТ калибра 7.62мм.

Его боезапас составляют восемь 250-патронных лент, практическая скорострельность — до 250 выстрелов в минуту. Машины первых выпусков в качестве зенитной установки имели дистанционно управляемый крупнокалиберный пулемёт НСВТ. Позже его заменили на схожий внешне, но отличающийся по конструкции пулемёт КОРД.

Электронное оборудование

Система управления огнём “Иртыш” досталась ранним танкам от предшественника — Т-80. Но уже доработанный танк Т-90А получил новую систему управления огнем (СУО) 1А42. В неё входят прицельно-дальномерный прибор наведения (сочетающий лазерный дальномер с прицелом) и автоматический электронный баллистический вычислитель 1В528-1.

Наблюдательный прибор Т01-К04 даёт возможность вести огонь не только из зенитного пулемёта, но и основного орудия. Ночью он может работать как в пассивном, и активном (с подсветкой цели ИК-прожектором) режиме.

На последующих сериях СУО модернизировалась, а модификации танка АМ(СМ) получили новейшую систему “Калина”. Этот многофункциональный комплекс объединяет в себе не только прицелы и вычислители — он встраивает танк в электронную систему управления батальоном, повышая эффективность взаимодействия с прочей бронетехникой и пехотой.

Тепловизоры ранних машин относились к ранним моделям и значительно уступали аналогичным зарубежным.

На поздних сериях (и некоторых экспортных версиях) устанавливали тепловизоры французского производства. Для связи служит радиостанция Р-163-50У, работающая в УКВ-диапазоне. Командирские модели получали, в дополнение, коротковолновую радиостанцией с дальностью действия до 50 км.

Тактико-технические характеристики

В таблице приводятся технические характеристики Т-90А, как самой распространённой модели, и его ближайших аналогов и конкурентов.

 Т-90АM1A2 SEPLeopard 2A6MAMX-56 LeclercChallenger 2
Длина/Ширина, мм9530/37809828/36536670/37009871/295311570/3520
Боевая масса, т46,56368,554,662,5
Экипаж, человек34434
Основное вооружение, боекомплект125мм гладкоствольная пушка 2А46М-5, 43 выстрела120мм гладкоствольная пушка M256, 42 выстрела120мм гладкоствольная пушка Rh-120, 42 выстрела120мм гладкоствольная пушка CN-120 26, 40 выстрелов120 нарезная пушка L30E4, 52 выстрела
Автомат заряжанияЕсть--Есть-
Вспомогательное вооружение1 x 7.62 мм пулемёт ПКТ, 1 х 12.7 мм пулемёт КОРД1 x 7.62 мм пулемёт ПКТ, 1 х 12.7 мм пулемёт КОРД2 x 7.62 мм пулемёта MG31 x 7.62 мм пулемёт AANF1, 1 х 12.7 мм пулемёт M2HB2 x 7.62 мм пулемёта L94 и L37
Управляемое вооружениеРефлекс-М----
ПодвескаТорсионнаяТорсионнаяТорсионнаяГидропневматическаяГидропневматическая
Тип двигателя12-цилиндровый дизель В-92С2Газотурбинный AGT-150012-цилиндровый дизель MB 8738-цилиндровый дизель V8X 150012-цилиндровый дизель CV-12
Мощность силовой установки, л. с.10001500150015001200
Максимальная скорость, км/ч7067727256
Запас хода, км (по шоссе)550425550550400

Согласно цифрам, российский танк равен конкурентам по скорости хода и его запасу. В плане стратегической мобильности превосходит за счёт меньшего веса и габаритов, облегчающих транспортировку. Возможно, что более совершенный автомат заряжания “Леклерк” может дать ему некоторые преимущества в бою за счёт высокой скорострельности.

Стоит упомянуть и то, что систему заряжания Т-90 пришлось дорабатывать для возможности применения новых снарядов (большей длины), ограничивая боевые возможности ранних танков.

Достоинством российских танков (не только Т-90) считают наличие штатного осколочного снаряда.

У большинства западных конкурентов “многоцелевым” боеприпасом считается кумулятивно-осколочный снаряд, а британцы до сих пор используют бронебойно-фугасные. С другой стороны, американцы разработали для “Абрамс” и картечные, и бетонобойные снаряды.

Управляемое вооружение по-прежнему широкого распространения не имеет (можно назвать разве что израильские ракеты LAHAT). В то же время, до сих пор не известны случаи, когда танку пришлось применять ПТУР в бою.

Модификации

За линейными танками Т-90 последовал командирский вариант — Т-90К, оснащённый дополнительной радиостанцией и системой навигации. С 2004 года начались поставки Т-90А с более мощным двигателем, усиленной бронёй и улучшенными тепловизорами. В 2006 году и у этого танка появился командирский вариант Т-90АК, тоже с более мощным радионавигационным оборудованием.

Проект “Прорыв” привёл к появлению серьёзно переработанных танков Т-90. Башня модификации Т-90АМ получила отсек для размещения дополнительного боекомплекта, Среди других изменений — штурвал вместо рычагов управление и трансмиссия, автоматически переключающая передачи.

А версия Т-90М получила новую пушку 2А82 и другую компоновку — топливные баки и боекомплект перенесли, чтобы повысить живучесть.

Отдельно стоит упомянуть танки, созданные специально для экспорта. Т-90С и Т-90СК были в целом аналогичны оригинальному Т-90, но прожекторы системы “Штора” на них не устанавливались. Специально для Алжира производились модели Т-90СА и Т-90СКА. Доработанный для лицензионной сборки в Индии Т-90 получил даже имя собственное “Бишма”.

Новейший танк для экспортных поставок получил индекс Т-90СМ, и соответствует по своим данным танку Т-90АМ. Шасси Т-90 применяли для постройки инженерной техники: артиллерийских “самоходок” и РСЗО. Отдельного упоминания заслуживает оригинальная “Боевая машина огневой поддержки”, прикрывающая танки в бою.

Применение в боях и след в истории танкостроения

Есть заявления о Т-90, участвовавших в первой кампании в Чечне, но документальных подтверждений этому нет. А вот его участие в сирийском конфликте — факт. В Сирии применяются танки Т-90 российской армии.

За более чем два года были потеряны лишь 2 танка, и еще 2 выведены из строя.

Получило известность видео, запечатлевшее Т-90, оставшийся целым после попадания в его башню ракеты TOW. А вот опубликованное фото Т-90 с оторванной башней доказывает, что боеукладка остаётся его уязвимой зоной.

Пожалуй, правильно будет сказать, что Т-90 сам является “следом в истории танкостроения”. Следом, который оставили идеи, впервые материализованные в Т-64. Т-90 вобрал в себя всё лучшее от предшественников — безотказность Т-72, техническую “продвинутость” Т-80.

Танк Т-90 стал лучшей и наиболее мощной машиной в этой лестнице развития. И одновременно ознаменовал её завершение, когда был разработан полностью новый танк Т-14. При этом по своим боевым качествам Т-90 продолжает удерживаться на высоком уровне, и скорое снятие с вооружения ему не грозит.

Очень просто ругать Т-90, называя его “всего лишь модернизацией Т-72”. Но ведь и “Абрамс” и “Леопард” — совсем не новые танки, а модификации “самих себя” 30-летней давности.

Ирония: если бы за танком сохранилось обозначение Т-72БУ, никто бы и не заявлял, что старую машину выдают за новую.

Конечно, для контрпартизанских войн Т-90 не предназначался, но, во-первых, ни один из его конкурентов (за исключением, разве что, “Меркава”) тоже для этих целей не задумывался. Во-вторых, в Сирии Т-90 показывает себя достойно. А преемственность конструкции и обеспечила возможность выпуска танка в тяжёлые для страны годы. На сегодняшний день он среди лучших образцов танков, и это бесспорно.

Видео

warbook.club

Про комбинированную броню советских танков (Т-64, Т-72, Т-80)

Статья про обстрел ВЛД 80-105-20, СТБ и эффективность распределения толщин брони

При рассмотрении кривых противоснарядной стойкости двухпреградной и трехслойной брони в указанных выше условиях обстрела (оперенный сплошной подкалиберный снаряд калибра 115 мм , угол обстрела 60-70°, диапазон ударных скоростей 1000-1600 м/с) установлено, что достижение уровня стойкости однослойной броне­вой преграды и его превышение имеют место только в том случае, если толщина тыль­ного броневого листа трехслойной преграды выбрана достаточно большой (более 35- 40 мм по нормали). При меньшей толщине, помимо неоптимальных значений стойкости, наблюдается также значительный упругий и остаточный прогиб тыльного листа даже в случае кондиционного поражения преграды.Вес трехслойной брони, необходимый для достижения уровня стойкости эквива­лентной по весу стальной брони, снижается при уменьшении толщины лицевой броне­вой плиты до 100- 130 мм (по направлению обстрела) и соответствующем увеличе­нии толщины тыльной брони.

+

Бронирование современных отечественных танков

Защищенность танков второго послевоенного поколения Т-64 (Т-64А), «Чифтейн Мк5Р» и М60

Динамическая защита (CCCР, РФ)

Универсальная динамическая защита "Нож" (ХСЧКВ)ДИНАМИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА КАК ОНА РАБОТАЕТ И КАК ЕЕ ПОРАЗИТЬ

andrei-bt.livejournal.com

Испытано в США. Бронезащита башни основного боевого танка Т-72Б

Основной боевой танк Т-72Б, первоначально известный в НАТО под обозначением M1988, представляет собой значительный шаг вперед в области бронезащиты советских танков. Хотя Т-72Б имел такое же вооружение, что и составлявшие «первое поколение» основные боевые танки Т-64Б, Т-72А и Т-80Б, в его конструкцию было внесено столько улучшений, что мы вправе рассмотреть его (вместе с Т-80У) в качестве представителя нового «класса» советских танков. Т-72Б был больше чем просто Т-72: он поднял бронезащиту советских танков на новый уровень – уровень, приближающийся к недоступному.

В годы холодной войны сухопутные войска США использовали временные несекретные обозначения для идентификации новых или ожидаемых советских танков. Например, обозначение NST (Next Soviet Tank) относилось к основному боевому танку, который, как было известно, должен был прийти на смену Т-64. Этим новым танком оказался Т-80Б. Как только это было подтверждено, обозначение NST было сразу же снято. В дополнение к NST отслеживалась разработка другого советского танка, который стал известен под обозначением FST (Future Soviet Tank). Когда стал доступен больший объем информации по FST, то было установлено, что к разработкам по теме FST имели отношение три танка. Вследствие этого было принято решение расширить «FST2 до трех обозначений: FST-1, FST-2, и FST-3. В то время как FST-2 и FST-3 остаются загадкой и по сей день, подробная информация по FST-1, наконец, увидела свет. Как оказалось, на самом деле FST-1 не относился ни к одному танку и был связан с уровнем технологий, заложенных в конструкцию Т-72Б.

До появления Т-72Б было известно, что передняя часть башни многих советских основных боевых танков была защищена комбинированной броней. В годы холодной войны отслеживание различных усовершенствований в конструкции брони путем наблюдения за малейшими изменениями в форме башен советских танков стало для американской армии и НАТО что-то вроде угадайки[1]. Вызовом для интеллектуальных усилий был тот факт, что композитные материалы размещались в двух больших полостях (по одной с каждой стороны танкового орудия) внутри литой башни. Если посмотреть в профиль, то композитные материалы представляли собой центральный слой из трехслойного – сталь-композит-сталь – массива брони. Вместе с развитием танков совершенствовалась и композитная броня в полостях их башен. Хотя в зависимости от типа танка конструкция комбинированной брони изменялась, в них было что-то общее.

Возможно самой важной общей характеристикой был примененный советскими конструкторами механизм защиты от противотанковых кумулятивных снарядов. По данным советских источников композиционный материал фактически поглощал энергию, а кумулятивная струя должна была пробиваться сквозь материалы, плотно установленные внутри полостей брони. Поскольку переданная энергия распределялась в полости, то композиционный материал будет вынужден срикошетировать назад – на путь кумулятивной струи снаряда противника. Результатом «активного разрушающего воздействия» этого движения в полости брони был срыв атаки.

Как только Т-72Б был впервые представлен, наблюдатели знали, что этот новый вариант Т-72 знаменует значительные изменения в конструкции броневой защиты советских танков. Фактически конструкция перепроектированной башни Т-72Б включала в себя бронирование лобовой части большей толщины, дав танку прозвище «Super Dolly Parton». Что интересно, данное прозвище оказалось весьма проницательным, поскольку более ранний Т-72А также из-за формы передней части своей башни был известен в американской армии как «Dolly Parton». У увиденного впервые Т-72Б бронирование башни было более толстым и представляло собой нечто новое.

В отличие от своих предшественников башня Т-72Б была оснащена двумя полостями, которые проходили сквозь ее крышу и которые легко угадывались в виде сверху. Полости были покрыты броневыми плитами, вставленными ниже верхней части башни и оставлявшими в ее крыше два больших хорошо видимых углубления. Эта новая конструкция не только позволила Советскому Союзу устанавливать в предназначенные на экспорт модели ухудшенный вариант броневой конструкции, но а также модернизировать танки, заменяя на новые устаревшие варианты броневых конструкций. В целом устанавливаемая в полости новая версия бронезащиты представляла собой существенное изменение по сравнению с предыдущими вариантами защиты советских танков.

После нескольких лет спекуляций и догадок тайна, окружавшая конструкцию передней части башни Т-72Б, была, наконец, раскрыта, когда сухопутные силы США на расположенном в Абердине, штат Мэриленд, полигоне провели серию испытаний реального танка Т-72Б. Проведенное во время испытания удаление броневых плит, покрывавших две башенные полости, подтвердило, что советские конструкторы разработали и неожиданно представили то, что сегодня многим известно под наименованием «специальная броня». По своим конструкции и применению специальная броня является более совершенной, чем применявшаяся на более ранних советских танках композитная броня. Фактически выяснилось, что разработка специальной брони была связана с конструктивными ограничениями советских танков времен холодной войны. Это удивительное утверждение было откровением. В Советском Союзе усовершенствовали тип специальной брони и включили ее в конструкцию башни танка не двигаясь в сторону больших ящикообразных конструкций, характерных для основных боевых танков США и НАТО.

Приведенные в данной статье фотографии (публикуются впервые) весьма подробно показывают особенности бронезащиты передней части башни танка Т-72Б. В каждой полости находились серия из девятнадцати или двадцати специальных бронеплит, каждая из которых представляла собой склеенные между собой три пластины. Каждая из бронеплит состояла из:

  • • тяжелой броневой пластины толщиной 21 мм;
  • • слоя резины толщиной 6 мм;
  • • тонкой металлической пластины толщиной 3 мм.

Для обеспечения желательного интервала между специальными бронеплитами тяжелые броневые пластины сваривались с тремя разделителями толщиной по 22 мм. После этого в каждую выемку между внутренней стенкой полости и серией специальных бронеплит (отделяла выемки от внутренней части башни) устанавливалась тяжелая броневая пластина толщиной 45 мм. В процессе производства каждая бронеплита устанавливалась отдельно начиная с задней части полости и заканчивая у передней части. Затем в передней части полости устанавливались металлические «клиновые» пластины для плотного соединения специальных бронеплит и последующей сварки на месте. Общий вес этой специальной броневой конструкции (обе полости) составлял 1723 фунтов (782 кг).

До изучения специальной брони Т-72Б было множество спекуляций относительно ее конструкции, ориентированной на различные возможности. Одна из наиболее популярных теорий утверждала, что в двух полостях башни Т-72Б была использована применявшаяся на более ранних танках накладная динамическая защита (т.н. BDD «Brow» – «брови Ильича»). Известная как «металло-полимерный блок» советская накладная динамическая защита была разработана в 1983 году в качестве части программы усовершенствования основного боевого танка Т-55. Хотя имевшаяся информация подтверждала, что и накладная динамическая защита и специальная броня Т-72Б могут быть классифицированы как неэнергетическая реактивная броня (Non-Energetic Reactive Armor – NERA) [2] и что механизм поражения в обоих типах защиты был схож, их конструкции были весьма различны. В отличие от накладной динамической защиты и более ранних вариантов советской композитной брони специальная броня Т-72Б явно не требовала ограничения количества материалов внутри полостей для их успешного функционирования. Напротив, помещенная в «ограниченное пространство» советская специальная броня могла функционировать должным образом. Интервал в 22 мм между бронеплитами специальной брони Т-72Б обеспечивал внутри полостей необходимое пространство для перемещения пластин или «вспучивания» при отражении атаки. Это движение вызывалось реакцией специальных бронеплит на энергию проникших в полости башни атакующего снаряда или кумулятивной струи. Физический эффект специальной брони заключался в том, что движение специальных бронеплит имело на атакующий объект разрушительное воздействие. Дополнительно следует учесть, что девятнадцать или двадцать специальных бронеплит были расположены относительно центральной линии пушки танка под углом 54º или 55º. Данное расположение специальных бронеплит подразумевало, что назначение полостей в передней части башни Т-72Б была замена ограничивавших перемещение композитных материалов на сдерживающую специальную броню.

В годы, последовавшие за операцией «Буря в пустыне», многие основывали свои анализы на предположении, что различные варианты танка Т-72 примерно равны между собой. Удивительно появление советской специальной брони на Т-72Б является неожиданным отрезвляющим примером. Установленная на Т-72Б специальная броня обеспечивает уровень защиты, приближающийся к уровню современных американских и натовских танков; уровень, который как мы полагали, является недоступным. В то время как в настоящий момент будущее современных российских танков является неопределенным ясно одно: специальная броня не является для русских чем-то новым и Т-72Б представляет собой базовый уровень для дальнейшего развития созданной еще в годы холодной войны специальной брони.

танк Т-72Б1 – вариант Т-72Б не оснащенный ракетным вооружением – на параде в Москве (обратите внимание на видимые углубления в крыше башни над полостями для специальной брони)пустые полости башни танка Т-72Б (обратите внимание на  размеры и форму полостей, а также угол их отклонения относительно центральной линии и их внутренние стенки)бронепластина, закрывавшая левую полость башни Т-72Б (крупным планом показаны пластина и углубление)бронепластина, закрывавшая правую полость башни Т-72Б (крупным планом показаны пластина и углубление)специальная броневая конструкция в полости в левой части башни танка Т-72Бспециальная броневая конструкция удалена из полости в левой части башни танка Т-72Б и размещена на земле (обратите внимание на «переднюю часть» специальной броневой конструкции в правой части снимка; тяжелая броневая пластина толщиной 45 мм расположена позади броневой конструкции)специальная броневая конструкция в левой (слева) и правой (справа) полостях танки Т-72Б; (обратите внимание на установленные в полости специальные трехслойные бронеплиты и разделители) 

  1. дословно shell game – игра в наперстки
  2. в СССР и затем в России этот вид защиты, часто называемый «реактивной броней», использовался в бронировании танков еще в конце 60-х годов и известен в литературе как «вспучивающиеся или отражающие листы»

источники:

alternathistory.com