Круиз смерти. Крушение «Адмирала Нахимова» стало «советским Титаником». Теплоход адмирал нахимов


Пассажирский теплоход Адмирал Нахимов

Корабли же неотвратимо сближались, и между ними оставалась всего 1 миля.

Вахтенный офицер лайнера, крича дал команду, отвернуть от курса, но всего на 5 градусов, а затем на 10 градусов, нарушая при этом правила судовождения: «...судоводитель, увидев прямо по курсу препятствие должен резко изменить курс с максимально большим углом». В этот момент капитан предчувствуя неладное, отшвырнул книгу и появился на капитанском мостике. В это же самое время и капитан сухогруза, отрывая взгляд от экрана САРП (системы автоматизированной радиолокационной прокладки курса) начал стремительно бледнеть. Чудновский крикнул в трубку Ткачеву: «Дайте полный назад» и капитан, повинуясь эмоциям, отдал такую команду. Но грузовое судно продолжало двигаться по инерции со скоростью 10 узлов, так как под действием сил гидродинамики руль сухогруза оказался бесполезен. Столкновение было неизбежно. Прозвучало два глухих удара.

В первые 2-3 минуты коридоры парохода были пусты. Лишь те пассажиры, которые в момент столкновения находились на палубах правого борта, ощутили на себе силу удара в полной мере. Но даже сбитые с ног и кричащие от ужаса все еще не понимали и не осознавали до конца всей тяжести случившегося.

Не понимал этого и капитан Марков, поэтому и не нажал кнопку общего сигнала тревоги. Тем самым лишил многих пассажиров и членов своей команды дополнительных шансов на спасение. Свет в помещениях погас окончательно.

Не проявил мужества и капитан сухогруза - Виктор Ткаченко.

Что лайнер «Адмирал Нахимов» обречен, стало ясно спустя 3 минуты и капитанам и пассажирам. Народ побежал в попытке спастись с тонущего корабля. Люди стали прыгать за борт кто находился на верхних палубах. С нижних палуб пассажиры пытались пробраться наверх.

Столкновение кораблей произошло в 23 часа 12 минут в 2 милях от мыса Дообский, а в 23:20 пароход затонул, спустя каких-то 8 минут.

По коридорам метались в поисках выхода обезумившие от страха люди. Они бежали к ограждениям и падали вниз, разбиваясь о вздыбленный борт.

Чудновский, закрывшись в своей каюте, ушел на дно вместе с кораблем. Ему хватило 8 минут, чтобы выдвинуть против себя обвинения, вынести приговор и самому же исполнить. Пассажирский лайнер «Адмирал Нахимов» затонул на глубине 47 м, утянув за собой сотни людей не успевших покинуть корабль. Всплыть на поверхность кому-то еще удавалось, а вот вынырнуть из воды, пробившись сквозь месиво тел, вылившейся литры мазута, краски, масла и сделать живительный глоток воздуха на это хватало сил лишь не многим.

В ту страшную ночь перемешалось все: подлость, трудность, самый настоящий героизм и самопожертвование. Стюардессы отдавали свои спасательные жилеты прекрасно понимая, что тем самым обрекали себя на гибель и они погибали. Люди тонули один за другим. Тонули даже те, кто был в спасательных жилетах, потому что одевал их неправильно - обратной стороной в итоге они оказывались лицом вниз. У кого-то сдавали нервы, начиная отчаянно барахтаться в воде, они бессмысленно растрачивали силы и в итоге также уходили ко дну. Кто-то тонул, захлебнувшись краской и мазутом.

fishki.net

Катастрофа пассажирского парохода "Адмирал Нахимов" 31 августа 1986 года

31 августа 1986 года в порту Новороссийска сухогруз "Петр Васев" протаранил пароход "Адмирал Нахимов", в результате в борту "Нахимова" образовалась пробоина размером около 90 квадратных метров. На борту круизного судна в тот момент находились 1243 человека, из них 423 погибли.

Приписанный к Одессе "Адмирал Нахимов" был построен в 1925 году в Германии и назывался тогда "Берлин". До 1939 года он совершал регулярные рейсы через Атлантический океан. С начала Второй мировой войны находился в составе военно-морских сил Германии в качестве госпитального судна. В 1945 году в устье реки Свине он подорвался на мине и затонул на глубине 13 метров. В 1946 году пароход перешел Советскому Союзу в счет военных репараций и был переименован в "Адмирал Нахимов". В 1949-1957 годах судно прошло капитальный ремонт в ГДР. С 1957 года корабль находился на балансе Черноморского морского пароходства и совершал круизные рейсы вдоль берегов Черного моря. С конца 1970-х годов его эксплуатация ограничилась круизами по Крымско-Кавказской линии между портами Одесса, Ялта, Новороссийск, Сочи, Сухуми, Батуми, так как пароход не отвечал требованиям Конвенции СОЛАС-1974 по безопасности мореплавания.

Свой последний плановый ремонт и классификацию "Адмирал Нахимов" прошел в январе-апреле 1985 года в Варне (Болгария), и тогда ему был определен срок службы до 30 ноября 1986 года.

Длина корабля составляла 174 метра, ширина — 21 метр и высота борта — около 12 метров. На судне имелись два плавательных бассейна, кинозал, танцевальные площадки, библиотека, музыкальный и дамский салоны, ресторан, детская столовая и др.

31 августа 1986 года в соответствии с планом круиза в 14 часов пароход "Адмирал Нахимов" пришел в Новороссийск, где оставался до 22 часов. За время стоянки пассажиры судна имели возможность погулять по городу, познакомиться с местными достопримечательностями. Из-за жаркой погоды в каютах были открыты иллюминаторы, так как с вентиляцией на корабле, было не очень хорошо, особенно на нижних палубах.

В 22.00 судно под командованием капитана дальнего плавания Вадима Маркова отошло от причала Новороссийска и последовало к выходу из Цемесской бухты, в северо-западной части которой располагается город. Пароход направлялся на юг, вдоль побережья Черного моря, в город-курорт Сочи. На борту находились 346 членов экипажа и 897 (по учету выданных путевок) пассажиров.

В это же время в Цемесскую бухту входил грузовой теплоход-сухогруз "Петр Васев" (большего водоизмещения), на борту которого было около 30 тысяч тонн ячменя из Канады. Судно было построено в Японии в 1981 году и оборудовано самыми современными навигационными приборами и техническими средствами судовождения. Командовал сухогрузом (балкером) капитан Виктор Ткаченко.

Суда сближались на пересекавшихся курсах. По всем международным морским правилам первым путь уступает тот, кто находится слева, т.е. пароход "Адмирал Нахимов". В этой ситуации пароходу "Адмирал Нахимов" достаточно было повернуть на 25-30 градусов вправо, и суда свободно разошлись бы левыми бортами. Но в этот раз береговой пост регулирования судов решил иначе. Диспетчеры предложили капитану сухогруза Виктору Ткаченко пропустить пассажирское судно, на что он согласился. После чего оба корабля вышли на связь друг с другом и уточнили детали маневра. На расстоянии 2,5 мили (4,6 километра) друг от друга вахтенный парохода еще раз уточнил очередность прохода курса, на что получил положительный ответ от вахтенного на сухогрузе.

Оба судна сближались. Когда между ними оставалось 1,5 мили (2,8 километра), вахтенный на пароходе еще несколько раз запросил по радио подтверждение о том, что сухогруз уступает им дорогу. На что был получен положительный ответ.

Капитан сухогруза Виктор Ткаченко действительно не видел повода для беспокойства, так как он не наблюдал за окружающей обстановкой, а полностью положился на систему автоматической радиолокационной прокладки, которая не показала опасного сближения.

В 23.05 капитан Ткаченко, после очередного обращения с парохода "Адмирал Нахимов" уступить дорогу, наконец дал команду уменьшить ход, а затем "полный назад", но грузовое судно продолжало двигаться по инерции вперед. В это время вахтенный офицер на пароходе дважды давал команду отвернуть от курса по пять градусов, а затем "полный назад".

В 23.12 произошло столкновение судов под углом, близким к прямому, когда они находились на расстоянии четырех километров от берегов мыса Дооб. "Петр Васев" врезался бульбом — подводной частью носа — в правый борт пассажирского парохода, удар пришелся между машинным и котельным отделениями. Как уже потом выяснили эксперты, образовалась пробоина размером девять на десять метров. Наскочив на "Адмирала Нахимова", балкер на несколько секунд завис на нем носом и лишь затем только грузно попятился назад. Потом специалисты подсчитали: не хватило всего шести секунд, чтобы два судна свободно разошлись.

После расцепления "Адмирал Нахимов" ушел вперед по инерции и начал резко крениться на правый борт из-за поступающих огромных масс забортной воды. Через минуту на пароходе погасло все освещение. Примерно через 1-2 минуты второму механику парохода удалось запустить аварийный дизель-генератор. Свет снова загорелся, но аварийное освещение работало примерно две минуты, после чего свет погас уже окончательно.

После удара пароход прошел по инерции на юго-восток еще 900 метров, постепенно ложась на правый борт и погружаясь. Все это время на палубе парохода матросы спускали шлюпки и сбрасывали плоты, благодаря которым спасли свои жизни сотни людей. Через 7-8 минут после столкновения "Адмирал Нахимов" затонул, затягивая за собой множество людей, не успевших отплыть подальше, а также тех, кто не успел выбраться из лабиринта многочисленных проходов, трапов, дверей парохода. Погибли и те члены экипажа, кто ушел в нижние палубы помочь пассажирам, жившим там, найти свои спасательные жилеты, надеть их и выйти на открытую палубу.

Судно легло на дно Цемесской бухты на правый борт на глубину 47 метров.

Через пять минут после погружения парохода "Адмирал Нахимов", сухогруз "Петр Васев", получивший повреждения, начал двигаться к месту катастрофы, но через некоторое время прекратил движения, опасаясь раздавить людей, находившихся в воде. С него был спущен мотобот, который отправился к месту катастрофы. К сухогрузу стали подплывать люди с утонувшего парохода. С него не смогли спустить трап, а по веревочным лестницам (штормтрапам) и канатам не у всех хватило сил взобраться на борт судна.

В район аварии из Новороссийска для оказания помощи пострадавшим были отправлены катера, суда, боты и лодки. Первым на место гибели "парохода "Адмирал Нахимов" подошел лоцманский катер ЛК-90, команда которого спасла 80 человек. Подошедший военный пограничный катер спас 146 пассажиров, другой катер — 86 человек. В результате спасательных работ из воды были спасены 820 человек. В корпусе затонувшего корабля и на грунте в районе катастрофы остались 344 человека, из них 279 погибших вскоре были подняты водолазами. Наибольшая нагрузка выпала на 98 военных водолазов, которым для работы отвели кормовую часть парохода. Гражданскими водолазами велась работа в носовой части парохода. При выполнении подводных работ погибли два водолаза.

Затонувший пароход постепенно погружался в ил и к 18 сентября ушел в него на 1,5 метра. Работать в отсеках парохода стало чрезвычайно опасно и поэтому 19 сентября последовало распоряжение о прекращении водолазных работ, связанных с поиском погибших.

Всего в этой катастрофе погибли 423 человека. Для спасательных работ было привлечено около 60 плавающих средств, 18 вертолетов и самолетов, 223 водолаза.

По заключению специалистов, причиной трагедии стали неверные действия капитанов обоих судов. Они остались живы и были приговорены к 15 годам заключения. Капитан "Петра Васева" Ткаченко был досрочно освобожден в 1992 году, позднее эмигрировал в Израиль и трагически погиб в 2003 году. Капитан "Адмирала Нахимова" Марков также вышел на свободу в 1992 году и продолжил работу капитаном-наставником на судах Черноморского пароходства. Умер в мае 2007 года после тяжелой болезни.

Теплоход "Петр Васев" в 1986 году был переименован в "Подольск". Затем судно несколько раз меняло своего владельца и имя на борту. Последнее название — "JIAJIAXIN 1" (флаг Панама). Списан 24 сентября 2012 года, разделан на металлолом в Бангладеш.

Пароход "Адмирал Нахимов" по сей день покоится на дне моря. Территория радиусом в 500 метров официально объявлена местом захоронения. Здесь запрещено бросать якорь.

На высоком откосе мыса Дооб Цемесской бухты, самом ближайшем от места гибели "Адмирала Нахимова", вблизи маяка, в 1987 году был сооружен памятник, дань памяти всем 423 погибшим пассажирам и членам экипажа. Площадка, выбранная для памятника, возвышается над уровнем моря примерно на сотню метров. В хорошую погоду с нее видно обширный участок моря, а также место гибели "Нахимова".

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

ria.ru

Круиз смерти. Крушение «Адмирала Нахимова» стало «советским Титаником» | История | Общество

Гибель парохода «Титаник» после столкновения с айсбергом в 1912 году на десятилетия вперёд стала символом всех крупных морских катастроф, произошедших в мирное время. К концу XX столетия у людей вновь стала появляться иллюзия, что трагедии подобного рода ушли в историю. Расплата за подобные заблуждения всегда получается жестокой.

31 августа 1986 года в Цемесской бухте близ Новороссийска произошла катастрофа, которую впоследствии стали называть «советским Титаником». Но, в отличие от истории 1912 года, в данном случае не было никакого айсберга — крушение явилось исключительно делом человеческих рук.

Трофейный «Берлин»

Советский круизный пароход «Адмирал Нахимов» был спущен на воду в марте 1925 года в немецком Лоббендорфе, получив название «Берлин». В первые годы своего существования «Берлин» совершал рейсы из Германии в Нью-Йорк. К концу 1930-х годов трансатлантические рейсы стали невыгодными, и судно перевели на круизы по Средиземному морю.

С началом Второй мировой войны «Берлин» был переоборудован в госпитальное судно и в таком качестве использовался вплоть до 1945 года. В январе 1945 года он подорвался на мине близ порта Свинемюнде и затонул на небольшой глубине. В 1947 году судно было поднято советскими водолазами и отправлено на частичный ремонт в доки Кронштадтского порта. Ставший трофеем пароход получил новое название — «Адмирал Нахимов», после чего отправился на Родину, в Германию. В ГДР пароход подвегся капитальному ремонту и в 1957 году вошёл в состав Черноморского морского пароходства. «Берлин», 1920-е годы. «Берлин», 1920-е годы. Фото: Commons.wikimedia.org

Престижный отдых и специальные операции

«Адмирал Нахимов» стал в СССР символом престижного круизного отдыха, доселе незнакомого советским гражданам. Впрочем, иногда он использовался и в других целях. Так, во время Карибского кризиса на его борту перебрасывали на Кубу советских военнослужащих, а в 1979 году — кубинских военнослужащих для выполнения секретной миссии в Африке.

В истории «Адмирала Нахимова» были и рейсы с паломниками в Саудовскую Аравию, и плавание с участниками Всемирного фестиваля молодёжи и студентов. Пароход обладал исключительной репутацией — за почти три десятка лет его эксплуатации в СССР с его участием не было зафиксировано ни одного серьёзного происшествия.

Время, однако, давало о себе знать — в 1980-х годах «Адмирал Нахимов» сменил дальние рейсы на круизы по Чёрному морю. Круизы эти пользовались бешеным успехом у неизбалованных жителей СССР.

Прогулочная палуба «Адмирала Нахимова» в 1957 году. Прогулочная палуба «Адмирала Нахимова» в 1957 году. Фото: Commons.wikimedia.org

Рейс Одесса – Батуми – Одесса

29 августа 1986 года «Адмирал Нахимов» выходил в очередной рейс по маршруту Одесса – Батуми – Одесса с заходами в Ялту, Новороссийск и Сочи. Завершиться круиз должен был 5 сентября. Покинув Одессу, пароход благополучно добрался до Ялты, а затем в 14:00 31 августа прибыл в Новороссийск. В 22:00 лайнер должен был покинуть порт и взять курс на Сочи. На его борту находилось 1243 человека: 346 членов экипажа и 897 пассажиров.

Капитаном «Адмирала Нахимова» с 1984 года являлся Вадим Марков, опытный моряк, имевший за плечами работу на линиях загранплавания. Свой корабль капитан Марков знал отлично, да и никаких опасностей выход из порта не сулил.

Согласно сообщению поста регулирования движения судов (ПРДС), в этот момент к порту Новороссийска подходил единственный корабль — сухогруз «Пётр Васёв», вёзший канадский ячмень. Командовал сухогрузом капитан Виктор Ткаченко, который сообщил, что пропустит выходящий из бухты пароход.

«Пётр Васёв» идёт навстречу

С задержкой в 10 минут от расписания «Адмирал Нахимов» отшвартовался и устремился к выходу из порта. Пароход прошёл ворота порта, вышел на курс 154,2 и стал следовать по направлению к буям Пенайских банок, которые находились на выходе из бухты.

На борту царило спокойствие. Часть пассажиров отправилась спать, кто-то собирался на киносеанс, молодёжь была на дискотеке в музыкальном салоне, часть людей находилась в барах.

В это время капитан Ткаченко ещё раз подтвердил, что «Пётр Васёв» пропустит «Адмирала Нахимова». Ту же информацию по радиосвязи Ткаченко передал второму помощнику капитана «Адмирала Нахимова» Александру Чудновскому, который в 23:00 принял вахту у капитана Маркова. Ткаченко и Чудновский договорились о том, что суда разойдутся правыми бортами. Капитан Ткаченко ориентировался на показания САРП — системы автоматизированной радиолокационной прокладки курса. Данные этого устройства говорили о том, что суда благополучно разойдутся.

Но находившийся на «Адмирале Нахимове» Чудновский, наблюдавший за ситуацией визуально, уже примерно в 23:05 обнаружил, что суда идут на опасное сближение. Вахтенный снова связался с Ткаченко, уточнив: «Пётр Васёв» точно пропускает пароход? Капитан Ткаченко подтвердил: да, всё в порядке.

Петр Васев «Пётр Васёв». Фото: Commons.wikimedia.org

«Работать немедленно назад!»

Тем временем и на «Петре Васёве» были те, кто видел, что ситуация развивается в опасном направлении. Помощник капитана Зубюк обращал внимание Ткаченко на то, что пеленг на «Адмирала Нахимова» практически не меняется, что говорит о возникшей угрозе столкновения. При этом Зубюк указывал на огни парохода, говорившие о том, что суда приближаются к столкновению.

Капитан Ткаченко ещё несколько минут с необъяснимым упрямством смотрел только на прибор. И лишь затем, наконец посмотрев туда, куда указывал Зубюк, с ужасом понял — «Пётр Васёв» на большой скорости летит прямо на «Адмирала Нахимова».

Капитан Ткаченко стал отдавать команды в машинное отделение — «средний вперёд», «малый вперёд». Эти полумеры уже не помогали, и последней командой Ткаченко стала: «Стоп, полный назад!». Однако тяжёлый сухогруз не может изменить направление движения моментально. «Пётр Васёв» продолжал идти на «Адмирала Нахимова». На пароходе вахтенный помощник капитана Александр Чудновский передал по радио на сухогруз: «Работать немедленно назад!». Рулевому «Адмирала Нахимова» была отдана команда: «Лево на борт!».

«Нахимов» ушёл на дно за 8 минут

Это не помогло — в 23:12 произошло столкновение. «Пётр Васёв» на скорости 5 узлов вошёл под углом 110° в середину правого борта парохода. В подводной части балкер вошёл своей выступающей частью, бульбом, в корпус «Адмирала Нахимова» на несколько метров в районе переборки между машинным и котельным отделением. «Адмирал Нахимов» продолжал по инерции двигаться вперёд, разворачивая сухогруз и тем самым увеличивая размер пробоины в правом борту, которая в итоге составила около 80 квадратных метров.

Огромная пробоина привела к стремительному затоплению парохода. Всего за 30 секунд водой было заполнено машинное отделение. Корабль стал валиться на правый борт. Аварийное освещение, включившееся взамен отключившегося основного, проработало всего две минуты. Многие люди были заблокированы в каютах внутри гибнущего судна. Всё, что успели члены команды, — спустить на воду надувные плоты. Через 8 минут после столкновения, в 23:20, «Адмирал Нахимов» ушёл под воду, оставив на поверхности сотни борющихся за жизнь людей. Среди них не было помощника капитана Александра Чудновского. Моряк, понимая, что судно гибнет, вынес себе смертный приговор — спустившись в свою каюту, он заперся в ней и вместе с «Адмиралом Нахимовым» ушёл на дно.

Гибнущих людей спасали более 60 судов

Первым к месту катастрофы подошёл небольшой лоцманский катер ЛК-90, направлявшийся к «Петру Васёву» для проводки его к причалу. «Адмирал Нахимов» затонул на глазах членов экипажа катера.

В 23:35 ЛК-90 приступил к спасению людей. На борт маленького судёнышка подняли 118 человек, что значительно больше допустимой нагрузки. Потом спасённых стали передавать на другие подошедшие корабли. В это время капитан порта Новороссийск Попов отдал приказ всем плавсредствам следовать в район катастрофы для спасения людей. Буксиры, малые и рейдовые катера, катера погранвойск, «кометы» на подводных крыльях — всего 64 судна приняли участие в спасательной операции.

Работать приходилось в сложных условиях — сильный ветер, волны до двух метров. Но моряки делали всё возможное и невозможное. Курсанты Новороссийского высшего инженерно-морского училища, поднятые по тревоге, выходили в море на яликах, сами рискуя погибнуть.

В спасательной операции участвовала и команда сухогруза «Пётр Васёв», поднявшая на борт 36 человек. Из 1243 человек, находившихся на борту, погибли 423: 359 пассажиров и 64 члена экипажа. Среди погибших было 23 ребёнка.

Кто виноват?

Из Москвы прибыла большая правительственная комиссия во главе с первым зампредом Совета министров СССР Гейдаром Алиевым, а вместе с ней и многочисленная следственная группа.

Под суд в итоге пошли оба капитана — Виктор Ткаченко и Вадим Марков получили по 15 лет лишения свободы. Маркову, чудом уцелевшему в катастрофе, поставили в вину отсутствие на мостике. В момент катастрофы капитан находился в каюте начальника управления КГБ по Одесской области генерал-майора Крикунова, куда был приглашён на ужин. В отличие от Маркова, генерал Крикунов погиб вместе с семьёй.

За тридцать лет в катастрофе «Адмирала Нахимова» кого и чего только ни обвиняли — и аномальную зону, и советский строй, и ветхость судна, и диверсантов… История про обычный «человеческий фактор» многим резала слух. «Адмирал Нахимов» забрал ещё две человеческие жизни уже после крушения — два водолаза погибли, поднимая тела жертв на поверхность. После этого работы на судне были прекращены, и тела 64 человек так и остались внутри корпуса «Адмирала Нахимова».

Капитан «Петра Васёва» уехал в Израиль и погиб в кораблекрушении.

В 1992 году, после распада СССР, президенты России и Украины помиловали осуждённых капитанов.

Вадим Марков после освобождения вернулся в Одессу, работал в Черноморском пароходстве капитаном-наставником. Из-за преследований со стороны родственников погибших его семье несколько раз приходилось менять место жительства. В 2007 году капитан «Адмирала Нахимова» скончался от рака.

Капитан «Петра Васёва» Виктор Ткаченко, взяв фамилию жены — Тальор, переехал на постоянное место жительства в Израиль, надеясь, что там история гибели «Адмирала Нахимова» перестанет мешать ему жить. В 2003 году яхта, которой управлял Виктор Тальор, потерпела крушение у берегов Ньюфаундленда. Обломки яхты и останки людей нашли на побережье Канады.

Район Цемесской бухты, где на глубине 47 метров лежит «Адмирал Нахимов», официально является местом захоронения жертв катастрофы. Постановка на якорь, погружения водолазов и подводных аппаратов, а также любые действия, нарушающие покой места захоронения, в указанном районе запрещены.

www.aif.ru

15 фактов о трагической гибели теплохода «Адмирал Нахимов»

После него теплоход должен был отправиться на списание. Судьба распорядилась иначе…

Шестипалубный лайнер затонул в Цемесской бухте за считанные минуты после столкновения с сухогрузом «Петр Васев». Погибли 423 человека.

«Вечерняя Москва» вспоминает 15 трагических фактов о трагедии, которая произошла 27 лет назад.

1. Первое имя корабля - «Берлин». Он был построен в 20-х годах начала прошлого века в Германии. Во время Великой Отечественной войны был переоборудован под плавучий госпиталь. В войну «Берлин» дважды тонул, два года пролежал на морском дне. Его подняли в 1947 году, именно в таком - полузатопленном - виде он и достался СССР. После полного восстановления, завершившегося в 1957 году, он продолжил свою карьеру под гордым именем «Адмирал Нахимов».

2. Это был один из флагманов Черноморского морского пароходства. Водоизмещение — 23 360 тонн, длина — 174 метра, ширина — 21 метр, скорость — 16 узлов. На борту свободно размещались больше тысячи пассажиров, которым предлагались высококлассные - по советским, естественно, меркам - сервис и комфорт. Теплоход можно было бы назвать символом красивой жизни: роскошные интерьеры, просторные каюты, большой кинозал и – невероятно –бассейн. На борту «Нахимова» снимались фильмы, например, знаменитый «Дамы приглашают кавалеров».

3. Неприятно, но факт: большинство команды «Нахимова» составляли «штрафники» — невыездные, либо лишенные заграничной визы за ту или иную провинность. Кто-то «попался» на контрабанде колготок, чья-то голова полетела за «аморалку», кого-то выгнали из партии. Сейчас все эти прегрешения кажутся, по большей части, мелочами, но в 1986 году все было иначе. «Штрафником» был и капитан судна Вадим Марков, попавшийся на махинациях с валютой во время работы на прежнем судне и фактически отправленный на «Нахимов» на «исправление». По неподтвержденным данным, на борт пускали зайцев. И потому до сих пор неизвестно, сколько неучтенных пассажиров могло быть на борту парохода в его последнем рейсе. Судите сами: в официальном списке туристов числилось 897 человек и 346 членов экипажа. Итого 1243 человека. Но общее количество спасенных и погибших, по данным береговых учетных списков, составило 1259. Следовательно, уже как минимум 16 человек находились на «Нахимове» нелегально!

4. Сухогруз «Петр Васёв» врезался так называемым бульбом — подводной частью носа — в правый борт пассажирского парохода. Удар пришелся между машинным и котельным отделениями. В момент удара двигатель «Васёва» работал на «полный назад», но такая махина по инерции продолжала идти вперед. Часть людей, которые барахтались в воде, порубило винтами. Потом специалисты подсчитали: не хватило всего шести секунд, чтобы два судна свободно разошлись. «Адмиралу Нахимову» фактически оторвало днище – он получил пробоину в 80 кв. метров. Вода заполняла трюм и палубы со скоростью 29 000 кубометров в минуту, моментально превратив трюм с каютами команды в братскую могилу. Судно ушло под воду всего за 7 минут.

5. Мистика: утонуло столько людей во время аварии, а капитан «Нахимова» Марков остался жив. Ведь он даже не умел плавать! Но Марков каким-то чудом спасся. Никто не помнит, ни в какой момент он оставил судно, ни как оказался на берегу почти в сухой одежде… Говорят, что он сел в спасательную шлюпку одним из первых. Судьба капитанов — Маркова и Ткаченко — была фактически предрешена, и суд, проходивший в ДК железнодорожников в Одессе, являлся лишь пустой формальностью. Обоих приговорили к 15 годам тюрьмы. Впрочем, Советский Союз вскоре развалился, и через 6 лет произошла амнистия. Маркова после этого даже назначили капитаном-наставником в пароходство, что многие восприняли как издевательство. Из бывших членов команды он ни с кем не общался. Умер в 2007 году от тяжелой болезни. А Виктор Ткаченко, поменявший после выхода на свободу фамилию и уехавший на постоянное место жительство в Израиль, погиб в 2003 году. Ирония судьбы - при крушении яхты у берегов Канады.

6. Удивительно, но «Петр Васев» обошелся лишь вмятинами корпуса в носовой части. В заключении группы экспертов подчеркивалось, что не произошло даже «подмочки груза». А вот теплоход «Петр Васев» после ремонта в 1986 году в Ильичевске был переименован в «Подольск», потом ходил под флагом Мальты и назывался «Myroessa». Сейчас списан, разделан на металлолом в Бангладеш.

7. После катастрофы выяснилось, что на теплоходе катастрофически не хватило шлюпок. Которые были - старые, проржавевшие, отодрать многие из них никто не смог. Теплоход так и затонул с намертво прибитыми к его стенам шлюпками.

8. Дайверы неоднократно опускались на дно, чтобы исследовать погибший теплоход. Там, на дне моря, до сих пор сохранилась библиотека, в шкафах висят вещи пассажиров. Страшный факт - почти в каждой каюте на столах до сих пор лежат книги о «Титанике»: их продавали на лотке перед трапом.

9. 10 сентября, работая в помещениях затонувшего судна, погиб военный водолаз. 19 сентября не смог самостоятельно выбраться второй водолаз. После этого поисковые работы было решено прекратить. 64 человека навсегда остались под водой.

10. Детей до 16 лет на «Нахимове» было 32. Спаслось только десять. Остальные погибли в закрытых каютах. Родители даже не имели возможности добежать к своим детям. Кроме того, на теплоходе погибли и две юные супружеские пары, которые отправились в свадебное путешествие.

11. Ужасное совпадение, но минимум четыре из семи кораблей, ранее носившие имя Нахимова, терпели крушения! В 1897 году грузовой пароход «Нахимов» затонул у берегов Турции. Во время Цусимского сражения в 1905 году японцы потопили броненосный крейсер «Адмирал Нахимов». Советский лёгкий крейсер «Червона Украина» (оригинальное название — «Адмирал Нахимов») был потоплен в 1941 году.

12. На последнем рейсе «Адмирала Нахимова» должны были плыть знаменитые артисты Лев Лещенко и Владимир Винокур. По счастливому стечению обстоятельств, они просто опоздали на рейс…

13. Помощник капитана Андрея Чудновского, который был у штурвала во время трагедии, сам подписал себе смертный приговор. Закрывшись в своей каюте, он ушел на дно вместе с «Нахимовым».

14. Район крушения «Адмирала Нахимова» в радиусе 500 метров официально является местом захоронения жертв катастрофы. Здесь запрещены постановка на якорь, погружение водолазов и подводных аппаратов, а также любые другие действия, нарушающие покой этого места. Экологической и навигационной опасности лежащее на дне судно не представляет. В 1987 году на мысе Дооб, самом ближайшем от места гибели «Адмирала Нахимова» был установлен памятный знак в память погибшего парохода и его пассажиров. Ежегодно сюда приезжают родственники погибших из всех уголков бывшего СССР, чтобы возложить венок на братскую могилу.

15. Гриф секретности с уголовного дела до сих пор не снят.

vm.ru

Теплоход « Адмирал Нахимов »

Бессменным капитаном парохода «Адмирал Нахимов» в течение 22 лет — с 1957-го по 1979 годы — был хорошо известный в Черноморском пароходстве капитан Николай Антонович Соболев.

Редакция газеты "Юг" Материалы об этой катастрофе см. на сайте: http://nakhimov.narod.ru

ТАЙНУ ГИБЕЛИ "АДМИРАЛ НАХИМОВ" УНЕС С СОБОЙ

-------------------------------------------------------------------------- Вечером 31 августа 1986 года "Адмирал Нахимов" был единственным судном, выходившим из Новороссийского порта, а океанский балкер "Петр Васев" - единственным, в него входившим. Суда должны были разойтись на подходе к акватории порта. Море было тихим, видимость стопроцентная. Судоводители дважды оговорили по радиотелефону условия расхождения - никаких проблем не было. Кто бы мог подумать, что через 42 минуты суда столкнутся, не сумев разойтись в районе Дообского маяка, а спустя еще 7-8 минут девятипалубный гигант затонет, увлекая за собой многочисленных пассажиров и членов экипажа. (Для справки: "Титаник" держался на плаву более четырех часов!).

Известно, что именно урок "Титаника", глубоко осмысленный судостроительной наукой, дал толчок конструктивному решению: резделять корпус судна определенным числом поперечных водонепроницаемых переборок.

Подводная часть носа "Петра Васева" - от грузовой ватерлинии до днища - представляла собой мощный многометровый таран. Именно носовой бульб, как полагают специалисты, сыграл роковую роль в гибели "Нахимова". Движения по инерции балкера водоизмещением в 40 тысяч тонн оказалось достаточно, чтобы пробить борт пассажирского судна, образовав в нем пробоину длиной более 80 метров. В момент столкновения "Нахимов" двигался со скоростью 10 узлов, то есть примерно 5 метров в секунду. Бульб, воткнувшись в борт, стал взрезать его, как консервный нож металлическую банку. Сквозь образовавшееся "отверстие" начала поступать вода, которая заполнила один отсек, второй, третий...

За 80 минут спасли 800 человек (!)

15-й причал Новороссийского морского порта до сих пор называют похоронным. Именно здесь в сентябрьские дни 1986-го установили пять железнодорожных рефрижераторных вагонов. Сюда доставляли обнаруженные в море тела, круглосуточно приходили родственники, близкие, друзья погибших.

- Днем 1 сентября на Новороссийский судоремонтный завод поступил спецзаказ на изготовление полутора сотен металлических гробов, - вспоминает Олег Медведев, в прошлом мэр Новороссийска и председатель комиссии по ликвидации последствий катастрофы. - К тому времени официальное число жертв было значительно меньше: за первые сутки после кораблекрушения у береговой черты подобрали 79 тел. Остальных еще предстояло найти в помещениях огромного затопленного судна.

- После вечернего обследования рейда наш погранкатер № 624 встал на базу в боевой готовности, - рассказывает мичман Александр Гусев, который первым прибыл на место гибели "Нахимова" и спас 146 человек (хотя по инструкции на борт катера типа "Гриф" не положено принимать более 12 человек). - В 23.15 к нам в кубрик прибежал оперативный дежурный и закричал: "Нахимов" подает "SOS!". Боевая тревога!". Команда катера снялась за семь минут. На полном ходу мы выскочили на рейд и буквально за 15 минут дошли до траверза Дооба. Включили два прожектора: повсюду в воде были видны человеческие головы и мигающие лампочки на спасательных жилетах... Поначалу, опасаясь задеть их корабельными винтами, боялись подходить близко, а потом...

Когда подняли первых пятерых, катер дал крен. Тогда я скомандовал рулевому перевести их на левый борт. Затем стали поднимать всех, кто к нам подплывал: загрузились до предела, палуба сравнялась с поверхностью моря. На скорости около 8 узлов кое-как дошли до морвокзала. Не дотянула до берега лишь одна старушка... Когда пришли на место во второй раз, на поверхности моря спиной кверху плавали только утопленники. Здесь же "Кометы" проносились. Я искал живых, а их, оказалось, буксиры подобрали.

...Еще один катер, под командованием мичмана Михаила Леденева, принял на борт более 90 человек. Больше взять не мог: "лишнее" место на корабле занимали пушка и резервный генератор. Профессиональные спасатели прибыли на место катастрофы спустя четыре часа, но истинные моряки ждать их не стали. На свой страх и риск вышли в море и курсанты Новороссийского высшего инженерного морского училища (НВИМУ).

- Курсанты кричали, что они сейчас выйдут на берег и вплавь доберутся до "Нахимова", - вспоминает Борис Свиркунов, в тот период замначальника НВИМУ. - Затем они сели на небольшие весельные лодки и устремились к месту ЧП. Быстро добрались туда, стали помогать людям.

Вся операция по спасению длилась 80 минут. За это время удалось спасти 800 человек. Судно ушло под воду с креном в 50 градусов, погребя под собой тех, кто не отплыл от лайнера, не успел выбраться из многочисленных проходов и кают. Когда спасать было уже некого, за работу принялись водолазы. Проникая в коридоры судна, которые после наклона корпуса парохода превратились в узкие тоннели, водолазы проползали по ним десятки метров, тащили на себе кабели, светильники и инструменты. Они находили и поднимали тела погибших.

Чтобы спастись, нужно было лишь толкнуть дверь

Через 18 суток поиска число жертв, которых смерть настигла на пароходе, достигло уже 280 человек. Надо ли говорить о том, какие нагрузки испытывали водолазы, работавшие круглосуточно?

- За каждую ходку мы находили 13-15 тел, - рассказал водолаз третьего класса Анатолий Литовских. - Больше всего тел мы находили в коридорах, у выходов на палубу: кому-то, чтобы спастись, оставалось лишь дверь толкнуть и выскочить, но... Мы открывали двери, ведущие на главную палубу, а там по 15-20 трупов перед каждой дверью.

...На берегу тела фотографировали, фиксировали украшения, которые в подобной ситуации служили опознавательными знаками. Мародерства не было. Если же чего-то все-таки недоставало, ущерб возмещался автоматически - так распорядилось могущественное Политбюро ЦК КПСС и откомандированный им на место трагедии Гейдар Алиев.

Водолазам, поднимавшим на поверхность тела с "Нахимова", кажется, что они прошли все круги ада. Нервы у всех были уже на пределе. Рассказывают, что во время обследования под водой каюты один из водолазов увидел, как из иллюминатора выглядывает матрос: видимо, спасаясь, он зацепился за что-то и застрял. Глаза его так и остались открытыми, а руки - то поднимались, то опускались, "дирижируемые" подводным течением. "Это напоминало движения живого человека, жесты которого означали: "Уходите!" - вспоминает тот случай Анатолий Литовских.

И действительно, на девятнадцатые сутки после кораблекрушения все водолазные работы были свернуты. Согласно официальной версии, работы прекратили, поскольку затонувшее судно "ушло" в грунт на полтора метра: все помещения по правому борту заполнились илом и стали недоступны. По неофициальной - больше не выдерживала психика водолазов. Во время поисковых работ на "Нахимове" погибли мичманы Юрий Полищук и Сергей Шардаков, и после этого водолазы Черноморского флота отказались рисковать жизнью ради тех, кого спасать было уже бесполезно.

"Я еще принесу жилеты, я успею"

На дне моря в помещениях "Адмирала Нахимова" так и остались навечно десятки пассажиров и членов экипажа, которых не обнаружили ни среди погибших, ни среди спасенных. Потому точное количество жертв катастрофы до сих пор неизвестно.

- Мой Юра с отличием окончил специальное морское ПТУ и попал на "Нахимов" кондитером, - вспоминает Маргарита Ставрова, возглавляющая сегодня благотворительный фонд "Матери моря". - После трагедии я несколько раз слышала, что он жив, что его спасли. Воспроизводили даже "картинку": будто подняли его, седого, с полной потерей памяти, но живого. Я никогда не верила в чудеса, но здесь... Я верю и жду Юрку.

- В ту страшную ночь моя дочь отдала свой спасательный жилет одной из пассажирок, - говорит мать бортпроводницы Веры Федорчук. - Мне рассказали, что дочь бросилась в глубь тонущего судна, спасая людей. Лишь на пятые сутки водолазы подняли ее тело - в руках она держала ключи от рабочего помещения... Ей всегда будет только 28 лет, и спасшиеся люди всегда будут помнить ее последние слова: "Я еще принесу жилеты, я успею".

- О повседневных нуждах и проблемах родственников тех, кто погиб и пропал без вести на "Нахимове", чиновники забыли, похоже, на следующий день после формальных траурных мероприятий 1986 года, - с горечью констатирует Маргарита Ставрова. - Им нет дела до того, что совсем старенький, 1914 года рождения, Павел Масловец сам воспитывал двух внуков - детей сына, погибшего на "Нахимове". Другой старичок, Андрей Гаврютин, остался одиноким и прозябает в нищете. У него мошенническим путем отобрали квартиру, сейчас отыскать беднягу невозможно...

Прокурорское начальство "советовало" приговорить капитанов к смертной казни

Материалы следствия по гибели парохода "Адмирал Нахимов" составили почти шестьдесят томов, было допрошено 1200 потерпевших, изучены сотни различных документов. Виновность капитанов В. Маркова и В. Ткаченко была доказана. Однако в ходе следствия возникали и сложности.

- Председатель правительственной комиссии член Политбюро ЦК КПСС Гейдар Алиев, не дожидаясь окончания следствия, объявил, что как минимум один из капитанов будет расстрелян, - вспоминал старший следователь по особо важным делам Генеральной прокуратуры Советского Союза государственный советник юстиции 3-го класса Борис Уваров, который вел это уголовное дело (Борис Иванович - весьма заметная фигура в правоохранительных органах того времени. Именно он принял к производству громкое дело об убийстве популярного телеведущего директора ОРТ Влада Листьева. За год до этого резонансного преступления, от расследования которого "неудобного" следователя все же отстранили, рабочая группа Уварова раскрыла убийство депутата российской Госдумы Андрея Айздердзиса. Борис Иванович принимал участие в расследовании причин аварии на Чернобыльской АЭС). - Вот после этого я и ощутил на себе давление со стороны власти. Прокурорское начальство стало мне настоятельно "советовать", чтобы я вменил капитанам статью 102 УК "Смертная казнь".

Но совершенные капитанами нарушения "вписывались" лишь в статью 85 УК, предусматривавшую срок за преступную халатность, а не смерть.

Главной причиной катастрофы, по мнению Бориса Уварова, стало нарушение правил эксплуатации судна. В частности, выход в рейс с незадраенными клинкерными дверями водонепроницаемых перегородок. Экспертиза доказала, что в противном случае "Нахимов" тонул бы не менее нескольких часов и большинство пассажиров удалось бы спасти.

...Ежегодно 31 августа в Одессу и Новороссийск со всех концов бывшего СССР приезжают родные и близкие тех, кто погиб на "Нахимове".

Поистине в истории все происходит дважды - сначала как трагедия, затем как фарс. Сегодня любой желающий может за 70-80 долларов заказать у предприимчивых аквалангистов подводную экскурсию к затонувшему "Нахимову"...

ДОЛГ СКОРБИ

Исполняется 16 лет со дня трагической гибели "Адмирала Нахимова". К сожалению, традицию ежегодно поминать погибших на "Адмирале Нахимове" поддерживают не местные чиновники, а несколько женщин - матерей моряков и пассажиров, погибших шестнадцать лет назад.

В этом году они снова побывали в Новороссийске, где отслужили службу Божью в память о погибших. В Одессе подобные акции памяти проводит Черноморский христианский центр "Миссия для мореплавателей". 28 августа священник УПЦ Киевского патриархата отец Александр Смеричинский отслужил у памятника погибшим морякам панихиду в память членов экипажа и пассажиров "Адмирала Нахимова".

Скорбные акции состоятся вечером 31 августа и утром 1 сентября на территории Одесского морвокзала. Тут будет установлена памятная доска. Панихиду отслужат и в экуменической часовне Святого архистратига Михаила. Именно этой панихидой начнутся акции памяти погибших в техногенных катастрофах, природных катаклизмах и в террористических актах. Акции завершатся экуменической панихидой 11 сентября.

По словам президента Черноморского христианского центра "Миссия для мореплавателей" Александра Сорокина: "Гибель "Адмирала Нахимова" - крупнейшая катастрофа на Черном море. В день гибели "Адмирала Нахимова" в Одессе скорбели все. Эту трагедию одесситы восприняли как свою собственную".

Черноморский христианский центр "Миссия для мореплавателей" призвал власти не забывать о трагедии "Адмирала Нахимова" и сделать все, чтобы память о погибших была увековечена...

Игорь СТОЛЯРОВ Редакция газеты "Юг"

НЕСБЫВШЕЕСЯ ПРОРОЧЕСТВО ВАНГИ

31 августа 2007г будет отмечаться двадцать первая годовщина гибели пассажирского лайнера «Адмирал Нахимов». Есть еще памятная дата, связанная с этим судном. В этом году исполняется 50 лет, как теплоход «Нахимов» прибыл на Черное море. Он являлся флагманом Черноморского морского пароходства до тех пор, пока не вступил в строй теплоход «Максим Горький». Об этом рассказал директор музея К.Паустовского Виктор Глушаков, который в свое время являлся членом экипажа «Нахимова». Известие о гибели судна он получил, находясь далеко в Атлантическом океане.

Памяти всех погибших при кораблекрушении посвящена выставка «Русский «Титаник»: трагедия ХХ столетия», открывающаяся сегодня в выставочном зале «Золотой ангел». Там представлены документы и фотографии по истории лайнера, схема столкновения, предметы с «Нахимова»». Материалы для экспозиции предоставили: благотворительный фонд «Нахимовец», музей К.Паустовского, музей морского флота.

Одним из самых интересных экспонатов стал единственный в мире макет лайнера, который изготовил архитектор из Новосибирска Сергей Моржаков. Перевезли его сначала в Новороссийск, а затем в Одессу организаторы данной выставки, члены БФ «Нахимовец», люди, потерявшие в ту роковую ночь своих детей, родителей, братьев и сестер, друзей. Напомню: в кораблекрушении погибли четыреста двадцать пять человек. Для шестидесяти пяти из них затонувшее судно стало последним приютом.

На пресс-конференции, предшествующей открытию выставки, директор БФ «Нахимовец» Наталия Рождественская рассказала, как собирались свидетельства людей, причастных к этой трагедии, в которой еще много «белых пятен». Загадке гибели «Адмирала Нахимова» посвящен фильм киевского режиссера-документалиста Федора Лебедева, который смогли посмотреть все участники пресс-конференции. Много необъяснимого в этой истории. Тогдашний глава государства Михаил Горбачев, находясь в те дни на Кубани, не счел нужным прибыть на место трагедии. Не был объявлен траур в стране. Всю вину за произошедшее свалили на капитанов двух судов. Отрицала гибель не найденных на месте трагедии шестидесяти пяти человек знаменитая предсказательница Ванга, уверяла, что все они живы. Автор картины считает, что точку в этой трагедии ставить рано, а значит, у истории фильма должно быть продолжение.

Стало уже традицией в последние дни лета совершать рейс скорби и памяти из Одессы в Новороссийск на место гибели «Нахимова», проводить траурную панихиду у памятника погибшим на мысе Дооб. Эти поездки в Одессе организуют благотворительная организация «Матери моря» и БФ «Нахимовец», сохраняющие память о катастрофе. Известие об организации экспедиции к месту трагедии с целью поднятия якоря с судна «Адмирал Нахимов» было воспринято ими негативно.

Как сообщил один из руководителей Украинского государственного департамента морского и речного транспорта, якорь поднимут одесские подводники для увековечения памяти судна «Адмирал Нахимов» и других судов, которые погибли или пропали без вести в Черном море. С этой целью будет создан мемориальный комплекс «Музей якорей затонувших судов» на морвокзале Одесского морского торгового порта, где якорь с «Нахимова» станет центральным экспонатом.

Наталия Рождественская сообщила журналистам, что подъем имущества с затонувшего в результате крушения судна противоречит существующим законодательным нормам. Район нахождения затонувшего судна объявлен местом захоронения жертв ката¬строфы, и любые действия, нарушающие их покой в указанном районе, запрещаются. Проведение подводной экспедиции к месту гибели пассажирского теплохода противоречит и российскому законодательству. Об этом в письме сообщили представители Министерства транспорта РФ. Члены благотворительного фонда категорически не согласны с тем, что поднятие якорей затонувших судов является старой морской традицией, и предпринимают усилия, чтобы покой мертвых не был потревожен.

Наталья БРЖЕСТОВСКАЯ. Редакция газеты "Юг"

odesskiy.com

Последний рейс «Адмирала Нахимова». История страшного кораблекрушения | ДОСУГ И ОТДЫХ

31 августа 1986 года круизный лайнер «Адмирал Нахимов» прибыл в Новороссийск из Ялты четко по расписанию в 14.00. Согласно регламенту ему  предстояло здесь находиться до самого вечера. В 22.00, взяв пассажиров на борт, пароход должен был отчалить от берега. Исходя из количества проданных путевок, на борту находились 897 пассажиров и 346 членов экипажа - всего 1243 человека. Следующая плановая остановка предполагалась рано утром в Сочи.

Пароход не прибыл

«Моя супруга на тот момент работала экскурсоводом, и 1 сентября у нее с утра была запланирована прогулка по Сочи с отдыхающими с парохода «Адмирал Нахимов», - рассказывает Игорь Сизов, журналист, писатель. - Однако в назначенное время туристы не явились. Она стала выяснять, что случилось, и оказалось, что круизный лайнер в порт не заходил. Через какое-то время стало известно, что «Нахимов» затонул близ Новороссийска. Я быстренько оформил «командировку» и на  морской комете отправился в город-герой».

Корабль, ставший впоследствии «Адмиралом Нахимовым», был построен в 20-х годах прошлого века в Германии и получил имя «Берлин». В свой первый рейс он отправился из Бремерхафена в Нью-Йорк 26 сентября 1925 года. До Второй мировой в основном использовался как трансатлантический лайнер. Во время войны был переоборудован под плавучий госпиталь, а в конце ее затонул на мелководье в устье реки Свине. В полузатопленном виде он и достался победителям. После восстановления, завершившегося в 1957 году, он продолжил свою карьеру под именем «Адмирал Нахимов».

Казалось, город погрузился в траур. Море в одночасье опустело - отдыхающие перестали купаться. Школьникам, которые 1 сентября все-таки отправились в школу, больше всего запомнились вертолеты, которых в небе было несметное количество.  Шли спасательные работы, почти сразу на место крушения прибыл первый заместитель председателя Совета министров СССР, генерал-майор КГБ Гейдар Алиев. Стали вырисовываться подробности.

Модель теплохода «Адмирал Нахимов». Фото: Commons.wikimedia.org

Теплоход вышел из порта с задержкой в 10 минут. Причиной стало то, что на борт с опозданием явился один из пассажиров - начальник управления КГБ по Одесской области, генерал-майор Крикунов с семьей.

Договорились. Но не разошлись

«Адмирал Нахимов». Фото: Commons.wikimedia.org

 

Согласно открытым документам, «во время разворота судна в акватории порта, капитан парохода В. Г. Марков запросил у поста регулирования движения судов (ПРДС) информацию об обстановке на створах и на рейде. Пост ответил, что на пути судна и на рейде движения в настоящее время нет. Единственное судно, которое подходит со стороны Босфора, - это сухогруз «Петр Васев», следующий в порт под выгрузку канадского ячменя. «Петр Васев» предупрежден о выходе пассажирского парохода и обещал пропустить «Адмирала Нахимова» на выходе из бухты. Постепенно набирая обороты,  пароход шел со средней скоростью около 9 узлов.

В это же время к порту Новороссийск на скорости 11,5 узла приближался сухогруз «Петр Васев». В 21 час 30 минут (по судовому времени) на мостик сухогруза поднялся капитан Виктор Ткаченко, принял управление судном на себя  и подтвердил, что уступит дорогу «Адмиралу Нахимову». Судоводители обоих судов вели между собой переговоры и договорились разойтись на выходе правыми бортами. Между тем, как позже выяснилось, на капитанском мостике «Адмирала Нахимова» в тот момент находился второй помощник Чудновский, рулевой Смирнов и впередсмотрящий Вышаренко. Сам капитан Марков, который по всем правилам судовождения должен был во время расхождения судов находится на мостике, почему-то отсутствовал.

Ко дну

Позже Геннадий Царев, пожарный матрос с «Нахимова», расскажет:

«Мы постепенно сближались, наш помощник говорил: «Что же вы делаете? Мы же идем на столкновение». Капитан «Васева» в ответ уверял, мол, не волнуйтесь, разойдемся. Наш помощник начал делать самостоятельные отвороты, никого не предупреждая. Потом опять говорит в эфир: «Мы же идем на столкновение». Затем сделал еще один поворот и в результате повернул «Нахимова» боком к «Васеву».

Ошибочными посчитали и действия руководства «Петра Васева», которые полностью доверились средствам автоматической радиолокации и не обратили внимание на приближающееся  море огней. Японский прибор оказался с дефектом и мог искажать расстояние до сотни метров. 

В итоге, несмотря на переговоры, а также предупреждения диспетчеров, что суда движутся пересекающимися курсами, произошло столкновение. В 23 часа 12 минут «Петр Васев» подводной частью носа врезался в правый борт пассажирского парохода. Эксперты потом установили, что образовалась пробоина размером 9 на 10 метров. «Нахимов» ушел ко дну в течение 7 минут…

Вести с моря

Найти людей, которые в момент катастрофы находились на самом судне, к сожалению, не удалось. Из воспоминаний Сергея Данченко из Геленджика:

«Адмирал Нахимов» был один из флагманов Черноморского морского пароходства. Водоизмещение - 23 360 тонн, длина - 174 метра, ширина - 21 метр, скорость - 16 узлов. На борту свободно размещались 1050 пассажиров, которым предлагались высококлассные, по советским, естественно, меркам, сервис и комфорт. В носовой части прогулочной палубы располагался просторный, отделанный полированным деревом салон. Его украшали картины и отлитые из бронзы барельефы полководцев.

«Я был в составе отряда милиции.  Мы охраняли тела погибших, которые находились в ж/д рефрижераторах. Несли службу в ночное время с 20.00 до 8.00 4 - 24 сентября 1986 года на 15 причале Новороссийского порта. Примерно около полуночи рыболовный сейнер «Михаил Корницкий» доставлял тела с места затопления «Адмирала Нахимов». Следственная группа распределяла детей, женщин и мужчин по отдельным вагонам-рефрижераторам. Мы непосредственно отвечали за вагоны, принимали тела - на них могли быть кроме одежды, другие личные вещи и драгоценности. Было важно, чтобы родственники  могли их по ним опознать».

Прогулочная палуба теплохода в 1957 году. Фото: Commons.wikimedia.org

«На протяжении почти двух месяцев, пока шли спасательные работы. в Доме моряка ежевечерне отчитывались о проделанной работе, - рассказывает Игорь Сизов. - Здесь же собирались родственники погибших, приехавшие в Новороссийск со всей страны. Они по фотографиям обнаруженных трупов пытались найти близких. Каждый раз со своего места поднималась женщина и задавала один и тот же вопрос: «Мы с мужем стояли вместе на палубе. Я спаслась и нахожусь здесь вместе с вами. Ответьте, где мой муж?» Было понятно, что она не может прийти в себя после случившегося, но помочь ей, увы, никто не мог. Ни среди спасенных, ни среди обнаруженных тел мужчины не было».

Искать родственников, находившихся на затонувшем лайнере, приехали почти со всех концов страны. В гостиницах не хватало мест. Они были забиты, ведь начинался бархатный сезон. Но! Отдыхающие с большим сочувствием и пониманием относились к случившемуся. Они без разговоров и, что важно, уговоров, собирали чемоданы и переезжали в соседние курортные города.

«Первое время на причале ежедневно толпилось около 1000 человек, - продолжает Сизов. – Конечно же, все они ждали вестей с моря. Обезумевшие от горя родители, дети… все надеялись, что их родные найдутся. Особенно запомнился один мужчина, приехавший из Одессы. Он  никак не мог поверить в случившееся. Несколько дней назад сын с невесткой попросили его присмотреть за внуками - мальчишками трех  и пяти лет. Сами отправились в романтическое путешествие. Так были счастливы, что им достались путевки, мечтали о красивом отдыхе, обещали малышам привезти подарки. Те каждый день интересовались  у деда: «Когда пойдем на пристань папу с мамой встречать?» И тут как гром среди ясного неба - известие о крушении прохода… «Как я без них поеду домой, что скажу внукам?» - причитал  он.

Но больше всего запомнился журналисту другой случай.

Как всегда, на причале толпились люди и  высматривали спасательную шлюпку. Вдруг подъехал  Гейдар Алиев и, чеканя шаг, прошел к берегу, к которому в этот момент причалила лодка.  В толпе пронесся шепот: «Капитанов привезли»… И тут все как один стали стучать каблуками по бетону и скандировать: «Кровь… Вся кровь на них». Зрелище было жуткое. Если бы в этот момент им попались капитаны, люди запросто могли устроить самосуд. Но, конечно же, этого не допустили.

Живыми с парохода «Адмирал Нахимов» вернулись  820 человек, погибли 423. Оба капитана, допустившие столкновение, были осуждены на 15 лет, спустя 6 лет их помиловали.

www.kuban.aif.ru

Небывалая трагедия в море или судьба лайнера «Адмирал Нахимов» (пароход «Berlin»)

 

На глубине 47 м в Цемесской бухте Черного моря не слышен шум винтов проходящих мимо кораблей. Здесь всегда тихо, холодно и темно как в самой настоящей могиле, но это и есть одна огромная могила длиной в 174 метра, в которой до сих пор покоятся останки пассажиров парохода с гордым именем «Адмирал Нахимов».

 

Именно так называлась когда то эта огромная и уже никому не нужная груда железа, погубившая 24 года назад 423 человеческих жизни. Сейчас тут лежат лишь те, кого так и не удалось отыскать и поднять на поверхность - 64 человека. Мужчины, женщины, дети, старики. Все они обречены остаться в этой пучине вместе с кораблем, невольно ставшим одновременно и их убийцей и надгробным памятником, над которым никогда не будет выбита дата их смерти - ночь с 31 августа на 1 сентября 1986 года 23 часа 20 минут.

Сегодня мало кто знает, что пароход «Адмирал Нахимов», когда-то носил совсем другое имя и ходил под другим флагом. Судно было построено на немецких верфях в Лоббендорфе 25 марта 1925 года, и тут же стал гордостью Германии, получив соответствующее название «Berlin». В течение 14 лет пароход исправно служил сугубо мирным целям - перевозя пассажиров и грузы в Нью-Йорк и обратно. С началом второй мировой войны судно было переоборудовано в военный госпиталь, и в этом новом для себя качестве 31 января 1945 года пароход идет ко дну, подорвавшись на мине в Поморской бухте Балтийского моря.

 

пароход «Berlin»

 

 

В ночь 31 декабря 1946 года на 1 января 1947 года пароход «Berlin» поднимают на поверхность, но раздается взрыв фугаса и корабль тонет во второй раз.

17 сентября 1947 года его поднимают снова, проводят восстановительные работы и в 1957 году судно вновь выходит в плавание, но уже под флагом СССР и под другим именем «Адмирал Нахимов». Выходит что к 1986 году судну пошел седьмой десяток, но тем не менее его продолжали рекламировать как современный лайнер. Перед началом киносеансов в кинотеатрах страны прокручивали ролик об отдыхе на борту корабля, благодаря которому множество любителей морских путешествий буквально штурмовали туристические агентства в надежде приобрести путевку на пароход «Адмирал Нахимов». Немудрено, что путевки заканчивались за полгода до начала летнего сезона. На свадьбу молодоженам вручить такой подарок тоже считалось прекрасным подарком.

 

пассажирский лайнер «Адмирал Нахимов» фото

 

 

 

лайнер «Адмирал Нахимов» в порту Ялта

 

на борту "современного" парохода

 

 

 

В порт Новороссийск пассажирский лайнер «Адмирал Нахимов» прибыл 31 августа 1986 года ровно в 14:00, строго по расписанию. Позади, остались порты Одесса, Ялта. Впереди ждали - Сочи, Батуми и возвращение в Одессу, где и должен был закончиться этот круиз, последний в сезоне.

Пароход «Адмирал Нахимов» был набит до отказа. Вместе с командой в каютах разместились 1243 человека. Пассажирский лайнер пришвартовался напротив входа в Морвокзал. До отхода в Сочи было целых 6 часов. Оставаться в каютах было, по меньшей мере, глупо.

Ровно в 22:00 к лайнеру подошел буксир. Был убран трап. Едва корабль начал движение, как раздалась команда «СТОП». Из подъехавших четырех автомобилей «Волга» черного цвета вышел импозантный мужчина в форме с женой и двумя детьми.

Через 10 минут пассажирское судно продолжило маневр. Это был генерал-майор Крикунов - начальник управления КГБ по Одессе и Одесской области. Как ни странно это прозвучит, но именно этот человек невольно стал одним из первых и одним из последних звеньев той самой роковой цепочки событий, которые уже через один час закончатся небывалой трагедией. Можно только догадываться, что чувствовал Вадим Марков капитан парохода «Адмирал Нахимов» скомандовав «СТОП». Ведь он задержал корабль непросто ради генерала КГБ, он это сделал ради человека, из-за которого два года назад рухнула его карьера.

Сияя огнями лайнер «Адмирал Нахимов» покинул Новороссийск. На корабле зазвучала музыка, начались танцы. В этот последний летний вечер город беззаботно отмечал наступление осени. Также беззаботно и весело проводили время пассажиры лайнера.

 

катастрофа в море

Еще в порту капитану сообщили, что к Новороссийску со стороны Босфора приближается другое судно «Петр Васев» с грузом зерна на борту и по всем расчетам выходило, что у мыса Дообский курсы обоих кораблей должны пересечься. По всем международным морским правилам первым путь уступает тот, кто находится слева, т. е. лайнер «Адмирал Нахимов», но в этот раз береговой пост регулирования судов решил иначе. Диспетчеры предложили Виктору Ткаченко, капитану сухогруза «Петр Васев» пропустить пассажирский лайнер «Адмирал Нахимов» на что он согласился. После чего оба корабля вышли на связь друг с другом и уточнили детали маневра. На расстоянии 2,5 мили друг от друга вахтенный лайнера еще раз уточнил очередность прохода курса, на что получил положительный ответ от вахтенного на сухогрузе.

Оба судна сближались. На капитанском мостике вахту нес второй помощник капитана Чудновский, когда Вадим Марков вдруг развернулся и не сказав ни слова покинул мостик, отправившись в свою каюту. Почему капитан в такой критический момент оставляет Чудновского, к тому же уже начинавшего паниковать в одиночку управлять судном, для этого нужно вспомнить историю появления Маркова на корабле. Сюда он был направлен в наказание, когда он прибыл из Лондона. На партийном собрании в Черноморском пароходстве его подвергли серьезной критике, одним из выступавших и был Чудновский. Марков этого не забыл и мстил ему при каждом удобном случае.

Веселье на корабле не прекращалось. Однако вскоре подул легкий норд-ост и народ с палуб постепенно стал перебираться в кинозал. К этому времени между лайнером «Адмирал Нахимов» и сухогрузом «Петр Васев» оставалось 1,5 мили. Вахтенный на пароходе уже несколько раз запросил по радио: «Так вы уступаете нам дорогу или нет», на что был получен ответ в несколько грубой форме «Чего вы морочите голову. Мы вам уступаем дорогу, идите себе спокойно». Капитан сухогруза Виктор Ткаченко, действительно не видел абсолютно никакого повода для беспокойства. Он стоял у включенного радиолокационного прибора, и не отрываясь смотрел на экран. Невероятно, он так ни разу и не поднял головы, чтобы взглянуть на то, что твориться у него прямо по курсу и при этом не обращал ни какого внимания на неоднократные доклады третьего помощника, который в отличие от Ткаченко собственными глазами видел приближающейся пароход «Адмирал Нахимов» освещенный всеми огнями.

Между тем пассажиры по-прежнему веселились. Марков у себя в каюте с увлечением читал книгу Стивена Кинга, не зная о том, что через считанные минуты он сам окажется одним из участников уже не выдуманного, а реального ужаса.

Корабли же неотвратимо сближались, и между ними оставалась всего 1 миля.

Вахтенный офицер лайнера, крича дал команду, отвернуть от курса, но всего на 5 градусов, а затем на 10 градусов, нарушая при этом правила судовождения: «...судоводитель, увидев прямо по курсу препятствие должен резко изменить курс с максимально большим углом». В этот момент капитан предчувствуя неладное, отшвырнул книгу и появился на капитанском мостике. В это же самое время и капитан сухогруза, отрывая взгляд от экрана САРП (системы автоматизированной радиолокационной прокладки курса) начал стремительно бледнеть. Чудновский крикнул в трубку Ткачеву: «Дайте полный назад» и капитан, повинуясь эмоциям, отдал такую команду. Но грузовое судно продолжало двигаться по инерции со скоростью 10 узлов, так как под действием сил гидродинамики руль сухогруза оказался бесполезен. Столкновение было неизбежно. Прозвучало два глухих удара.

В первые 2-3 минуты коридоры парохода были пусты. Лишь те пассажиры, которые в момент столкновения находились на палубах правого борта, ощутили на себе силу удара в полной мере. Но даже сбитые с ног и кричащие от ужаса все еще не понимали и не осознавали до конца всей тяжести случившегося.

Не понимал этого и капитан Марков, поэтому и не нажал кнопку общего сигнала тревоги. Тем самым лишил многих пассажиров и членов своей команды дополнительных шансов на спасение. Свет в помещениях погас окончательно.

Не проявил мужества и капитан сухогруза - Виктор Ткаченко.

Что лайнер «Адмирал Нахимов» обречен, стало ясно спустя 3 минуты и капитанам и пассажирам. Народ побежал в попытке спастись с тонущего корабля. Люди стали прыгать за борт кто находился на верхних палубах. С нижних палуб пассажиры пытались пробраться наверх.

Столкновение кораблей произошло в 23 часа 12 минут в 2 милях от мыса Дообский, а в 23:20 пароход затонул, спустя каких-то 8 минут.

По коридорам метались в поисках выхода обезумившие от страха люди. Они бежали к ограждениям и падали вниз, разбиваясь о вздыбленный борт.

Чудновский, закрывшись в своей каюте, ушел на дно вместе с кораблем. Ему хватило 8 минут, чтобы выдвинуть против себя обвинения, вынести приговор и самому же исполнить. Пассажирский лайнер «Адмирал Нахимов» затонул на глубине 47 м, утянув за собой сотни людей не успевших покинуть корабль. Всплыть на поверхность кому-то еще удавалось, а вот вынырнуть из воды, пробившись сквозь месиво тел, вылившейся литры мазута, краски, масла и сделать живительный глоток воздуха на это хватало сил лишь не многим.

В ту страшную ночь перемешалось все: подлость, трудность, самый настоящий героизм и самопожертвование. Стюардессы отдавали свои спасательные жилеты прекрасно понимая, что тем самым обрекали себя на гибель и они погибали. Люди тонули один за другим. Тонули даже те, кто был в спасательных жилетах, потому что одевал их неправильно - обратной стороной в итоге они оказывались лицом вниз. У кого-то сдавали нервы, начиная отчаянно барахтаться в воде, они бессмысленно растрачивали силы и в итоге также уходили ко дну. Кто-то тонул, захлебнувшись краской и мазутом.

 

Благодаря умелым действиям боцмана В. Г. Лободы и курсантам мореходной школы, проходившие морскую практику на судне, было спасено несколько десятков человек. Они выбрасывали за борт спасательные плоты и жилеты. Пассажиры, которые еще оставались на плаву в надежде смотрели на огни Новороссийска, откуда не могло не прийти спасение, больше им надеяться не что и не на кого.

В порту Новороссийск его капитан Георгий Попов не побоялся подобно Маркову обвинению в паникерстве и приказал всем судам, находившимся в ту ночь на рейде и в порту немедленно следовать в район катастрофы. Кстати, он даже не догадывался, что корабль уже затонул, об этом он узнал спустя 40 минут, а Ткаченко понадобилось целых 40 минут, чтобы собраться с духом, и наконец, сказать правду и ту частичную. Людей спасали буквально за секунду до гибели, выхватывая обмякшие тела уже из-под воды практически с того света. В ту ночь подняли из воды 820 человек. Спасенных могло быть больше, если бы с сухогруза спустили трап.

Всех спасенных людей привозили к причалу Морвокзала, также ярко освещенному как и несколько часов назад, когда здесь стоял готовый к отплытию белоснежный лайнер «Адмирал Нахимов», только вместо веселой музыки теперь всюду звучали крики и плач. Люди метались по причалу, вглядывались в лица друг друга, пытаясь отыскать мужа, жену, детей, но такое счастье выпадало не многим.

Первая информация о гибели парохода «Адмирал Нахимов» прозвучала только в дневном выпуске «Новостей», сообщать стране еще не пришедшей в себя после Чернобыльской катастрофы не рискнули. О том что в этой катастрофе было множество жертв страна догадалась, когда в газете «Правда» от имени правительства, наконец, появились официальные соболезнования родственникам и близким погибших. Это случилось только через 5 дней.

Последнего спасенного пассажира доставили в 18:00 1 сентября. На этом спасательный этап операции был завершен. Настало время следующего - самого горестного и тяжкого - поиск погибших.

 

официальные и неофициальные версии затопления лайнера «Адмирал Нахимов»

Официальной версией быстрого затопления корабля стали открытые клинкетные двери, которые отделяют друг от друга отсеки. Но собственное расследование катастрофы, которая привела к многочисленным жертвам, провел Давид Чапкис, проходивший практику на лайнере «Адмирал Нахимов». Он уверен, что в любой катастрофе существует множество причин, которые в совокупности приводят к трагическим последствиям.

 

сухогруз «Петр Васев»

Во-первых, выступ сухогруза - мощный бульб мог протаранить намного более двух отсеков. Дело в том, что в 1912 году когда затонул легендарный лайнер «Титаник» был принят закон, который действует до сих пор, как закон не подлежащий обсуждению. Каждое судно при строительстве должно иметь двухотсечный стандарт, что значит - оставаться на плаву при затоплении двух отсеков. Именно так был построен в Германии пароход «Berlin», но когда спустя 30 лет он превратился в пассажирский лайнер «Адмирал Нахимов», он стал одноотсечным, т. е. находиться наплаву при затоплении только одного отсека. И такое судно продолжало регулярно осуществлять рейсы из года в год.

Во-вторых, на нижних палубах парохода были настежь открыты все 90 иллюминаторов в момент столкновения. В то время в Новороссийске температура воздуха была на много выше 30 градусов по Цельсию, естественно в каютах было нечем дышать, особенно на нижних палубах. Это значит, что система вентиляции не справлялась. Причины, по которой вентиляция работала плохо, шокирует. Когда пароход «Адмирал Нахимов» был подвержен модернизации в 1957 году, его функцией была перевозка заключенных на Дальнем Востоке. Кто-то из высокого ранга чиновников, сэкономив материальные средства, сказал, что для их транспортировки серьезная вентиляция не нужна и деньги выделены не были. Если бы все это можно было исключить судно могло находиться на плаву около суток, следовательно, всех пассажиров можно было спасти.

Причин, из-за которых пароход стремительно затонуло, можно назвать множество и каждая из них взятая в отдельности могла привезти к катастрофе. Однако во время судебного процесса в марте 1987 года о конструктивных недостатках судна разговора не было. Не был назван и ни один из тех с чьего молчаливого согласия пароход «Адмирал Нахимов» несмотря ни на что продолжал упорно эксплуатироваться. Именно для того чтобы отвести от чиновников удар, виновными сделали только капитанов. Обоих капитанов приговорили к 15 лет лишения свободы.

 

схема столкновения лайнера «Адмирал Нахимов» и сухогруза «Пётр Васёв»

Были и другие версии гибели. Несколько выше было сказано, что рейс был задержан из-за генерал-майора Крикунова. Так вот если бы ни это опоздание, курсы кораблей никогда бы не пересеклись.

Прошло уже 24 года, но вопросы, на которых нет точных ответов продолжают звучать.

 

координаты затонувшего корабля - 44°35'N,  37°52'E

 

так выглядит пароход «Адмирал Нахимов» спустя 20 лет

Уже больше двадцати лет лайнер «Адмирал Нахимов» лежит на дне Черного моря не далеко от мыса Дообский. Ему суждено навечно остаться здесь и безропотно ждать, пока соленая морская вода окончательно не превратит его в прах.

У сухогрузного судна «Петр Васев» сложилась иная судьба. Сразу после катастрофы кто-то написал на нем крупными буквами черной краской «УБИЙЦА». Через неделю надпись стерли, а после ремонта исчезло и само название корабля. Из «Петра Васева» он превратился сначала в «Подольск», затем в «An An» и «Myroessa», а сейчас ходит под флагом Мальты с наименованием «Orbit», изредка появляясь в Новороссийском порту.

 

бывший сухогруз «Петр Васев» фото

 

сухогруз «Подольск»

 

сухогруз «Orbit»

Каждый год 31 августа на место катастрофы приезжают те, кто выжил, и те кто навсегда потерял своих близких. Их объединяет одно: боль утрат и рвущие душу воспоминания, от которых негде укрыться и некуда спрятаться.

 

вечная память погибшим

 

памятный мемориал на мысе Дооб, Кабардинка, Российская Федерация

На этом месте, где нашли свою смерть 423 человека, уже ничто не напоминает о трагедии, и только бывшие пассажиры, которые ежегодно приезжают суда слышат одно и то же - крики гибнущих людей умоляющих о помощи и снова видят тонущий корабль с гордым именем на борту «Адмирал Нахимов».

 

 

Технические данные парохода «Адмирал Нахимов»:Длина - 174,3 м;Ширина - 21,1 м;Водоизмещение - 9000 тонн;Мощность механизмов - 12000 л.с.;Скорость - 16 узлов;

korabley.net