Рев, дым и грязь: геймеры и Interfax.by пересели на танки. Танковый триплекс


Триплекс ТАОН, СУ-14 » Военное обозрение

В сентябре 1931 года государственному союзному предприятию «Спецмаштрест» правительством СССР была поставлена задача по подготовке механических передвижной базы для артиллерии крупного калибра и большой мощности.

История создания

Этой организации необходимо было до начала мая 1932 года доложить в ГРАУ СССР о выполнении проектов двух артиллерийских «триплексов». Первый из них – для корпусной артиллерии, состоял из комплекса 107 мм пушки 1910\1930 гг.,152 мм гаубицы 1909.1930 гг. и 203,2 мм гаубицы, а второй – для артиллерийских соединений особого назначения большой мощности, в которую входили.(130) 152-мм пушка-гаубица, 203,2 мм гаубица и 305 мм мортира.

Проекты были доложены вовремя, в качестве инженерного решения для шасси была использована ходовая часть тяжелого танка, который создавали в то время. Для изготовления «корпусной» версии комплекса правительством было отведено два года, а на комплекс большой мощности не было еще созданного к тому времени необходимого вооружения (отсутствовала 152 мм пушка-гаубица и 305 мм мортира). Поэтому для работы оставался только гаубичный вариант комплекса, снабженный 203,2 мм гаубица Б-4.

Создание СУ-14

1933 год ознаменовался началом проектирования и изготовления «самоходки» повышенной мощности "триплекс ТАОН", которую далее назвали СУ-14.Работы проводились под руководством конструктора П.И.Сячинтова. Первый вариант базы для орудий был готов в конце весны 1934 года, но из-за трансмиссионных дефектов доработка шасси длилась до конца лета 1934 года.

Корпус самоходного орудия был сделан из бронекатанных листов толщиной 10-20 мм, соединенных сваркой и на заклепках. Местоположение механика-водителя находится на левой части борта во фронтальной части самоходки. Он проводил наблюдение через смотровые лючки. Остальные шесть членов расчета располагались в кормовой части на специальных креслах.

Устройство СУ-14

Основной вид вооружения - 203,2 мм гаубица Б-4.обраца 1931 года. с неизмененной верхней люлькой и механизмами подъема и поворота орудия. Для ведения прицельного огня применялась оптическая панорама системы Герца. На самоходке применялось дополнительное вооружение в количестве 3 пулеметов ДТ калибра 7,62 мм, которые могли располагаться на 6 кронштейнах на бортах боевой машины. Один пулемет мог крепиться в зенитном варианте на фронтальной части самоходки. Возимый боекомплект составлял 8 выстрелов раздельно-картузного заряжания и 36 дисков (2268патронов) к пулемету ДТ.Для упрощения процесса заряжания самоходка была оснащена двумя подъемными устройствами грузоподъемностью 200 кгс. Выстрел производился при неподвижной огневой установке, при этом самоходка укреплялась в грунте с помощью сошников, которые были дооборудованы гидроцилиндрами, как с ручным, так и с электрическим приводом. Углы: возвышения орудия от +10 до +60 градусов, поворота - 8 градусов при стационарном положении самоходки. Дальность стрельбы максимальная -18000 метров. Время перевода из походного состояния в боевое положение – до 10 мин. Скорострельность 10 выстрелов за 60 минут.

Боевая машина была оборудована 500-сильным 12-цилиндровым V–образным бензиновым мотором М-17, который снабжен двумя карбюраторами КД-1 типа «Зенит». Двигатель запускался стартером «Сцинтилла», система зажигания оборудована 24-вольтовой системой магнето с пусковым механизмом, который также использовал магнето. Запас хода по топливу составлял 120 км при емкости топливной системы в 861 литр.

Элементы трансмиссии представляли собой 5-ти ступенчатую МКПП, которая была агрегатирована с системой основного и вспомогательных фрикционов. В нее также входила коробка отбора мощности для работы вентиляционной системы и два бортовых редуктора уникальной конструкции. Воздух для охлаждения систем изделия поступал от осевого вентилятора и выходил через решетчатые боковые лючки.

Подвеска боевой машины была пружинной, свечного типа, крепилась к нижним бортам самоходки. Для уменьшения нагрузки на подвеску во время стрельбы она выключалась. Ходовая часть только с одного борта состояла из 8 опорных катков среднего диаметра, 6 поддерживающих катков, направляющего заднего колеса и ведущего переднего колеса с зацепами для гусениц. Все узлы были взяты с шасси тяжелого танка Т-35, который был снабжен наружной амортизацией. Направляющие колеса были сделаны с металлическим бандажом, который зарекомендовал себя лучше, чем резиновый.Электрическая проводка боевой машины выполнена по несложной электрической схеме. Напряжение сети -12 вольт, источники питания - 2 стартерных батареи 6-СТА-1Х емкостью 144 А/ч в последовательном соединении с генератором «Сцинтилла», работающим от напряжения 24 В.

Проведение испытаний СУ-14

Неудачи начались с момента выдвижения на артиллерийский полигон (НИАП). Во время транспортировки изделия лопнуло несколько траков, появились посторонние шумы в КПП, двигатель начинал перегреваться, и поэтому испытательный марш с техникой на 250 км был перенесен на более позднее время.

Артиллерийские стрельбы получили удовлетворительную оценку, хотя были также выявлены серьезные недостатки: при ведении стрельбы палуба (название рабочей площадки СУ) находилась постоянно в движении, вибрировала, удержаться на ней можно было, только если крепко держаться за поручни и перила. Скорострельность не удовлетворяла требованиям, система подъема боеприпасов оказалась ненадежной.

После устранения недостатков полигонные испытания повторились. САУ пришла на полигон доработанной, траки были усилены, система охлаждения была улучшена. На этот раз начались испытания с проверки базы самоходки по дорожным характеристикам. На 34 километре из-за дефекта вышла из строя КПП. На стрельбах при различных углах возвышения и иных дополнительных условиях было выявлено много недоработок, из-за которых прием госкомиссией самоходки в этом виде становился невозможным.

Проведя доработку, в марте 1935 года, опытный образец был представлен к испытаниям. К сожалению, проведенные работы коснулись лишь ходовой части и двигательно-трансмиссионной части (были установлены фрикционы и КПП танка Т-35). Артиллерийский комплекс почти не подвергся изменениям. Были проведены динамические испытания, в ходе которых был получен неплохой результат, хотя поломки преследовали эту модель и на этом этапе. Было установлено, что через отверстия в броне, которые готовились для пулеметов ДТ, ведение огня не представляет тактической возможности. Также невозможно было воспользоваться возимым боекомплектом, укладка которого находилась под креплением орудия «по-походному».

На основании данных, которые были получены в ходе реализации проекта СУ-14, были спроектированы узлы и механизмы новой модификации СУ-14-1, опытный образец которой был собран в начале 1936 года. В своей обновленной конструкции модель имела модернизированную КПП, фрикционы, тормоза и другие доработки, выхлопные трубы вынесены в сторону от механика-водителя, улучшена система крепежа сошников.

Основное орудие осталось прежним - 203,2 мм гаубица Б-4 образца 1931 года. Боекомплект также не претерпел изменений. Предполагалось использование в качестве такого тягача-подвозчика боеприпасов трактора «Коминтерн», который выпускался на ХТЗ. В случае аварийной ситуации два тягача могли доставить САУ в ремонтный орган. Боекомплект пулеметов ДТ снизили по 2196 патронов.

В броневом каркасе видимых изменений не произошло, за исключением уменьшения толщины навесного борта с 10 до 6 мм. Модель получила доработанный форсированный вариант мотора М-17Т, который увеличил скорость 48-тонного изделия до 31,5 км/ч. В подвеске применили более толстые листы рессор и убрали механизм выключения подрессоривания во время стрельбы. Артиллерийские тесты проводились на НИАПе.

В декабре 1936 года для тестирования пушечного варианта корпусного комплекса с завода «Уралмаш» и завода «Баррикады» были привезены 152-мм артиллерийские системы У-30 и БР-2. Тогда же состоялось перевооружение на другие системы, и начались испытания комплексов с новыми орудиями, которые в феврале 1937 года получили положительную оценку. В плановых мероприятиях на 1937 год планировалось изготовление пробной серии из 5 боевых машин СУ-14 БР-2 (со 152мм Бр2), а с 1938 года изделие должно было пойти в «серию».

В то же время к середине 1939 года планировалось изготовление 280мм самоходки СУ-14 Бр5, но о гаубице СУ-14 Б-4 постарались забыть, т.к ее разработчик-ведущий конструктор завода «Большевик» Мандесиев был признан «врагом народа». Вскоре по аналогичной статье был арестован и создатель СУ-14 Сячинтов, и об этой технике на время забыли. Два готовых самоходных орудия были переданы на склад ГРАУ.

В конце 1939 года, во время войны с белофиннами, Красная Армия начала штурм хорошо подготовленного в инженерном отношении оборонительного пояса финской армии, который по фамилии его создателя получил название «линии Маннергейма». Это был прекрасно подготовленный оборонительный комплекс, который был рассчитан на удержании линии обороны даже с применением тяжелой артиллерии. Тут нашим военным специалистам и пришла на память история с тяжелыми САУ. Две эти САУ были извлечены из музейных стоянок и постановлением ГКО СССР отправлены на доработку на завод № 185 (бывший опытный завод Спецмаштреста). Однако в ходе недопоставок необходимых комплектующих и других проволочек две САУ были готовы, когда финская компания уже закончилась.

Но в истории советского тяжелого вооружения этим интересным изделиям удалось оставить след: осенью 1941 года, при обороне Москвы, обе СУ-14 в составе отдельного дивизиона тяжелых артиллерийских орудий особого назначения применялись для нанесения артиллерийских ударов по наступающим частям вермахта.

Вот и сегодня в Кубинке сохранилась СУ-14-1, оснащенная 152 мм орудием Бр-2.

topwar.ru

Отверстие в танке, через которое танкист смотрит на

Архив записей в блогах:

                   Создающий свою собственную политическую организацию имени себя же любимого - «Государственная инициатива Яроша», бывший правосек Дмитрий Ярош, заявил в интервью порталу «Мир», что Украина хоч ...

"Настоящий мужчина должен..."Из 90% женских уст эта фраза вырывается минимум ...

"Главные качества психопата — зашкаливающие хладнокровность, безжалостность, эгоизм, отсутствие эмоций и нацеленность на результат. При этом, считает автор, весь этот набор качеств запросто может помочь добиться успеха, если их направить в нужное русло. Я всегда предполагала, что в ...

Предыстория:Вышел я сегодня с утра из дома, дай думаю в кино съезжу, настроение ...

Напала весенняя хандра. И как-то ничего не хочется. Может потому, что болела и устала от безделия. Может потому, что какое-то время не хватало позитива в книгах и фильмах. Может отходняк после праздников. А возможно виновата весна, которая всё никак не приходит. Хочется тепла, а температ ...

yablor.ru

СУ-5 Триплекс дивизионной артиллерии - aviArmor

Разработчик: КБ завода №185Год начала работ: 1933Год выпуска первого прототипа: 1934Серийно в 1936-1938 гг. строилась только СУ-5-2, летом 1941 г. несколько САУ приняли участие в боях с немецкими войсками.

Параллельно с созданием самоходных орудий большой мощности в СССР начались работы по созданию “малого триплекса” для дивизионной артиллерии, который должен был включать в себя САУ, оснащенный 76,2-мм полковым орудием, 121,9-мм гаубицей и 152,4-мм мортирой. Согласно существовавшей тогда теории, наличие подобного триплекса в полной мере могло покрыть весь спектр задач армии. За разработку всех трёх проектов отвечало КБ завода опытного машиностроения им.Кирова (№185) под руководством С.А.Гинзбурга и П.Н.Сячинтова. Ответственным конструктором был назначен В.Москвин.

В качестве базового шасси был выбран легкий танк Т-26 образца 1933 года, производство которого осуществлялось в Ленинграде. В связи с тем, что существующая танковая компоновка совершенно не подходила для САУ корпус Т-26 был радикально переработан. Отделение управления, вместе с сидением водителя и органами управления, а также элементы трансмиссии по-прежнему находились в носовой части, но моторное отделение переместили к центру корпуса, отделив его от остальных отсеков бронированными перегородками. Здесь был установлен стандартный бензиновый двигатель Т-26 мощностью 90 л.с. с укороченным карданным валом, главный фрикцион, вентилятор, радиатор, масляной и топливный баки, которые разделялись герметичными выгородками. Моторное отделение соединялось специальным карманом с боковыми отверстиями для выброса охлаждающего воздуха. На крыше было вырезано отверстия с бронированными жалюзи для входа охлаждающего воздуха и два люка для доступа к карбюратору, свечам, клапанам и маслофильтру.

Боевое отделение, где находились места для расчета из 4-х человек и орудие, было перемещено в кормовую часть корпуса. Для гашения отдачи при стрельбе на землю опускался специальный сошник, расположенный на корме. Помимо этого, могли использоваться дополнительные бортовые упоры. Вместе с тем, ходовая часть изменений не претерпела. Как и на серийном танке Т-26, применительно на каждый борт, она состояла из следующих компонентов: 8 опорных катков сблокированных в четыре тележки (1-2 и 3-4 тележки имели общую подвеску с амортизацией на листовых рессорах), 4 поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колеса. Самоходные орудия получили общее обозначение СУ-5, но в зависимости от типа устанавливаемого орудия к нему прибавлялся индекс. Соответственно, САУ обозначались как СУ-5-1, СУ-5-2 и СУ-5-3.

Самой легкой, как и следовало ожидать, среди них была СУ-5-1 – она весила всего 10200 кг. На этой САУ монтировалось 76,2-мм полковое орудие образца 1902\1930 гг., защищенное 15-мм лобовым бронещитом. Горизонтальный угол наведения пушки составлял ±15°, вертикальный – от -5° до +60°. Приборы наведения состояли из панорамы Герца и телескопического прицела. При стрельбе с места полик заряжающего опускался. Боекомплект пушки, уложенный непосредственно в машине, состоял всего из восьми выстрелов.

Самоходная установка СУ-5-2 отличалась только 121,9-мм гаубицей обр.1910\1030 гг. (сейчас принято “округление” до 122-мм) и возимым боекомплектом, состоявшим из 4 выстрелов и 6 гильз.

На СУ-5-3 была установлена 152,4-мм мортира НМ обр.1931 г. Из-за больших габаритов артсистемы “тройка” имела более ограниченные углы наведения: ±7° по горизонтали и от -0° до +72° по вертикали. Масса этой САУ составила 10400 кг при том, что возимые боекомплект отсутствовал вовсе.

На совместных заводских испытаниях, проведенных в период с 1 октября по 29 декабря 1935 года, самоходное орудие СУ-5-1 прошло 296 км, СУ-5-2 – 206 км и СУ-5-3 – 189 км. Далее, на артиллерийском полигоне, первый и второй вариант триплекса сделали по 50 выстрелов, “мортирная” самоходка – всего 23.

После завершения испытательного цикла СУ-5-3 была 1 ноября доставлена в Москву для участия в параде в честь 18-летия Октябрьской революции. В то же время, в отчете об испытаниях, были изложены следующие выводы:

“Самоходные установки обладают тактической подвижностью, позволяющей им передвигаться по дорогам и вне дорог. Переход в боевое положение для 76- и 122-мм СУ-5 – немедленно, для 152-мм машины – 2-3- минуты (необходимо ведение стрельбы с упором).Недостатки: мала прочность кронштейна, связывающего люльку с цапфовой обоймой, слабы бандажи опорных колёс.Все выявленные дефекты принципиального значения не имеют и вполне устранимы.”

ем не менее, для серийной постройки была выбрана только СУ-5-2. Что касается остальных машин, то их судьба решилась следующим образом. В вопросе по 76,2-мм самоходке большее предпочтение отдали АТ-1 с пушкой ПС-3 конструкции Сячинтова. Эта артсистема обладала большей мощностью и могла эффективно бороться не только с пехотой и полевыми укреплениями, но и с танками противника, что тоже было немаловажно. В добавок, АТ-1 имел лучшее бронирование боевого отделения при сохраненной компоновке танка Т-26.

С установкой СУ-5-3 всё было намного проще – для налаживания серийного производства просто не нашлось нужного количества 152,4-мм мортир типа НМ. Кроме того, шасси от Т-26 всё-таки посчитали слабоватым для столь тяжелой артсистемы.

Первые 10 изготовленных САУ СУ-5-2 были сданы заказчику к лету 1936 года. Машины с серийными номерами № 003-Г и № 008-Г сразу же отправили для проведения войсковых испытаний стрельбой и пробегом в 7-й механизированный корпус Киевского ВО. Испытательный цикл, целью которого была проверка качества и выявление конструктивных недостатков у машин первой установочной серии выпущенных заводом № 185, проходил в период с 25 июня по 20 июля 1936 г. В отчете об испытаниях было записано следующее:

”Всего сделано по 100 выстрелов из каждой. Поворот орудия на сторону 13°50′. Испытания пробегом (маршрут Петергоф — Луга): № 003 — 988,8 км, № 008 — 1014 км. Максимальная скорость по шоссе — 30 км/ч, по проселку – 18-20 км/ч, запас хода по шоссе — 225 км, по местности -130 км.

Помимо водителя на СУ размещены 4 человека, но в сухую погоду сильная пыль делает пребывание расчета на машине почти невозможным. СУ преодолевала стену высотой 0,9 м, ров шириной до 2,5 м, брод — 1 м, спуск по косогору — 36°.

Заключение:

1. СУ-5-2 войсковые испытания выдержала;

2. СУ-5-2 достаточно подвижны и прочны на походе, имеют достаточную проходимость по местности, устойчивое положение при стрельбе;

3. При внесении изменений и дополнений их желательно принять на вооружение механизированных соединений как артиллерию непосредственной поддержки”.

В ходе испытаний была уточнена и тактико-техническая характеристика СУ-5-2. Масса машины составляла 10 тонн, что приводило к перегрузке и быстрому перегреву двигателя. Угол горизонтального обстрела из 122-мм гаубицы равнялся 28-30°, угол возвышения +60°, склонения 0°. Возимый боекомплект состоял из 4 снарядов и 6 зарядов. Высота линии огня – 1880 мм, скорострельность — 4-5 выстрелов в минуту. Время перехода из походного положения в боевое – 25-30 с. Вместе с тем, боекомплект был увеличен до 6 выстрелов с гильзами.

Несмотря на столь положительные качества дальнейшая судьба СУ-5-2 оказалась достаточно скромной. Следующая партия из 20 самоходок отличалась увеличенным боекомплектом (8 выстрелов), немного сдвинутой выхлопной трубой и дополнительным вентиляционным лючком над местом механика-водителя. Некоторые машины получили частично откидную бронезащиту экипажа из 6-мм бортовых бронелистов. Чтобы снизить нагрузку на ходовую часть подвеску усилили за счет увеличения толщины коренных рессор на 1-1,3 мм. Этот шаг ощутимых результатов не дал, так как для более тяжелой СУ-5-2 требовалась подвеска нового типа. В добавок, самоходка так и не получила более мощный двигатель.

В первом полугодии 1937 года предполагалось выпустить улучшенный вариант СУ-5-2, по результатам испытаний которой можно было доработать серийные машины, однако жизнь распорядилась совершенно иначе. После ареста Сячинтова и многих других конструкторов тема самоходной артиллерии отошла на второй план, а машины и артсистемы, созданные под их руководством, попали в категорию “вредительских”. Тем не менее, самоходные установки СУ-5-2, в отличии от орудий ПС-3, не были сняты с эксплуатации.

О боевом применении СУ-5-2 сведений сохранилось совсем немного. Самоходные установки поступали на вооружение мехкорпусов и отдельных мотобригад в штучном количестве и скорее служили в качестве дополнения для полевой артиллерии. К 1 января 1938 года СУ-5-2 находились в составе следующих соединений: по четыре машины в 5-м мехкорпусе Московского военного округа, 4-й мехбригаде Белорусского военного округа, 11-й мехбригаде Ленинградского военного округа и в 8-й мехбригаде Киевского военного округа, по две машины находились на научно-испытательном артиллерийском полигоне и в 7-м мехкорпусе, пять во 2-й и шесть в 23-й мехбригадах Отдельной Дальневосточной армии (ОДВА) и одна в ремонте на заводе № 174.

Впервые СУ-5-2 приняли участие в боях с японскими войсками в районе озера Хасан. САУ действовали в составе артиллерийских батарей 2 и 3-го танковых батальонов 2-й мехбригады ОДВА в районе высот Заозерная и Безымянная. Несмотря на небольшое количество 122-мм самоходки хорошо проявили себя в боях и были высоко оценены в качестве средств огневой поддержки пехоты и танков. Вот что было записано в отчете о боевых действиях бригады от 31 июля:

“…2-й танковый батальон совместно с частями 40-й стрелковой дивизии имел задачу уничтожить огневые точки противника на высоте Заозерная. Боевой порядок батальона был построен в три эшелона, в атаке участвовало 47 танков. Батарея 2-го танкового батальона (4 СУ-12 и 2 СУ-5) с открытых позиций поддерживали атаку танков…

…3-й танковый батальон выступил в 15.15. Батарея (4 СУ-12 и 2 СУ-5) открыла огонь по противнику и выпустила 248 76-мм и 23 122-мм снаряда”.

Следующим местом боевого использования СУ-5-2 стала Польша, на территорию которой советские войска вошли 17 сентября 1939 года. В ходе “освободительного похода” батарея СУ-5-2 из состава 32-й танковой бригады прошла 350 км марш ни разу не вступив в боевое столкновение с противником. После этого одна СУ-5 была отправлена в капитальный ремонт.

В последний предвоенный год СУ-5-2 практически не эксплуатировались, мирно доживая свой короткий век. Тем не менее, на 1 июня 1941 года в составе РККА всё ещё оставалось 28 САУ этого типа (11 на Дальневосточном фронте, 9 в Киевском и 8 в Западном ОВО), из которых исправными считались только 16. Что-либо сказать об их боевом применении весьма сложно. Точно известна судьба только двух машин, входивших в состав 34-й танковой дивизии 8-го мехкорпуса. В “Акте о потерянных боевых машинах”, составленном в июле 1941 года, указывалось следующее:

“…Т-26 СУ-5 – 2 штуки, 1 (№ 91166) оставлена в г. Грудек-Ягелонский в ожидании ремонта из-за отсутствия экипажа, 1 (№ 916166) находилась на ремонте во Львове (была сдана в марте), судьба неизвестна”.

Остальные 15 машин, по всей видимости, участие в боях принять также не успели в виду технических неисправностей. Впрочем, на одной из немецких трофейных фотографий запечатлена именно CУ-5-2, выведенная из строя на марше. Была ли она уничтожена собственным экипажем или разбита авиаицей противника так и остаётся неизвестным. До настоящего времени ни одного самоходного орудия СУ-5-2 не сохранилось.

Источники:М.Свирин “Броня крепка. История советского танка 1919-1937”, Москва, Яуза\ЭКСМО. 2008

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ САМОХОДНОЙ АРТИЛЛЕРИЙСКОЙ УСТАНОВКИ СУ-5-2 обр.1936 г.

БОЕВАЯ МАССА 10500 кг
ЭКИПАЖ, чел. 5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 4840
Ширина, мм 2440
Высота, мм 2560
Клиренс, мм 380
ВООРУЖЕНИЕ одна 121,9-мм гаубица обр.1910\1930 гг.
БОЕКОМПЛЕКТ 8 выстрелов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел и панорама Герца
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса – 15 ммщит орудия – 15 ммборт корпуса — 10 ммкорма – 10 ммкрыша — 6 ммднище — 6 мм
ДВИГАТЕЛЬ Т-26, карбюраторный, 4-цилиндровый, мощностью 90 л.с. при 2100 об\мин., ёмкость бака 192 литра
ТРАНСМИССИЯ механического типа: главный фрикцион сухого трения, карданный вал, 5-скоростная КПП, бортовые фрикционы, бортовые передачи и ленточные тормоза
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 8 опорных катков, 4 поддерживающих ролика, переднее направляющее и заднее ведущее колесо, мелкозвенчатая гусеница из стальных траков
СКОРОСТЬ 30 км\ч по шоссе15 км\ч по проселку
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 150 км по шоссе170 км по проселку
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. 32°
Высота стенки, м 0,75
Глубина брода, м 0,80
Ширина рва, м 2,00
СРЕДСТВА СВЯЗИ флажковая сигнализация

aviarmor.net

Продолжение триплекса | Альтернативная История

Для начала приведу документ того времени:

"22 марта 1934 года постановлением Совета труда и обороны (СТО) при Совете народных комиссаров (СНК) СССР был утвержден план перевооружения Красной Армии современной артиллерийской техникой. Наряду с обычными образцами орудий предполагалось разработать и целую гамму самоходных артиллерийских систем.

Одной из задач было создание так называемого «малого триплекса» — трех типов различных артиллерийских орудий, установленных на едином шасси. Эти машины предполагалось использовать для огневой поддержки танковых и кавалерийских частей на поле боя. Работы по проектированию таких самоходок начались на заводе опытного машиностроения имени Кирова весной 1934 года. Общее руководство осуществляли П. Сячентов и С. Гинзбург, ответственным конструктором был Москвин. Первые три машины, получившие обозначение СУ-5-1, СУ-5-2 и СУ-5-3, были изготовлены к осени того же года.

Все самоходки имели единое шасси и различались главным образом вооружением:

1. Основным оружием СУ-5-1 являлась 76,2-мм дивизионная пушка обр. 1902/30 гг. (длина ствола 30 калибров) с начальной скоростью осколочного снаряда 338 м/с. Вертикальные углы наведения составляли от —5° до +60°, горизонтальные — в секторе 30° без поворота машины. При стрельбе использовались телескопический прицел и панорама Герца. Максимальная дальность стрельбы составляла 8760 м при угле возвышения 40°, скорострельность — 12 выстр./мин. Стрельба велась с места без сошников при опущенном нолике заряжающего. Возимый боекомплект пушки составлял 8 выстрелов. В августе 1938 года эти самоходки участвовали в боях с японцами у озера Хасан

2. Основным оружием СУ-5-2 являлась 122-мм гаубица обр.1910/30 гг. (длина ствола 12,8 калибров) с измененной конструкцией люльки и начальной скоростью осколочного снаряда 335,3 м/с. Углы наведения по вертикали составляли от 0° до +60°, по горизонтали — в секторе 30° без поворота машины. При стрельбе использовались телескопический прицел и панорама Герца. Максимальная дальность стрельбы составляла 7680 м. Поршневой затвор обеспечивал скорострельность 5—6 выстр./мин. Стрельба велась с места без сошников. При стрельбе полик заряжающего опускался. Перевод орудия из походного положения в боевое не превышал 3 мин. В боекомплект гаубицы входили 4 снаряда и 6 зарядов.

3. Основным оружием СУ-5-3 являлась 152,4-мм дивизионная мортира обр. 1931 г. (длина ствола 9,3 калибров) с начальной скоростью снаряда 250 м/с. Углы вертикального наведения составляли от 0° до +72°, углы наведения по горизонтали — в секторе 12° без поворота машины. При стрельбе использовалась панорама Герца. Максимальная дальность стрельбы составляла 5285 м. Клиновой затвор обеспечивал скорострельность 4-5 выстр./мин. на углах возвышения до 30°, свыше 30° — 1-1,5 выстр./мин. Боекомплект составлял 4 выстрела. При стрельбе использовались два сошника, установленные снаружи кормовой части корпуса.

Для подвоза дополнительно боеприпасов на поле боя предполагалось использовать бронированный подвозчик боеприпасов. Боевая масса СУ-5 составляла 10,2 — 10,35 т, экипаж состоял из пяти человек. В качестве базы использовалась ходовая часть, двигатель и трансмиссия танка Т-26.  Планом на 1936 год предполагалось изготовить партию из 30 СУ-5. Причем военные отдали предпочтение СУ-5-2 со 122-мм гаубицей: от СУ-5-1 отказались в пользу танка АТ-1, а для 152-мм гаубицы на СУ-5-3 оказалась слабоватым базовое шасси.Первые десять серийных СУ-5-2 были собраны к лету 1936 года. Две из них тут же направили в 7-й механизированный корпус для прохождения войсковых испытаний, которые длились с 25 июня по 20 июля 1936 года в районе Луги. Пробег машин составил 988 и 1014 км, каждая из них сделала по 100 выстрелов. Результаты испытаний были следующими: «1. СУ-5-2 войсковые испытания выдержали. 2. СУ-5-2 достаточно подвижны и прочны на походе, имеют достаточную проходимость по местности, устойчивы при стрельбе. 3. При внесении изменений и дополнений самоходные установки желательно принять на вооружение мехсоединений как артиллерию непосредственной поддержки. 4. Как правило, самоходные установки использовать с открытых позиций как артиллерию сопровождения. Основные выявленные недостатки: — увеличить возимый боекомплект до 10 снарядов; — усилить рессоры; — необходимо увеличить мощность двигателя, так как СУ-5 перегружена; — перенести глушитель в другое место; — оборудовать вентиляцией отделение водителя». Часть этих недостатков удалось устранить в ходе изготовления оставшихся 20 СУ-5, но повысить мощность двигателя и усилить подвеску так и не удалось. Предполагалось внести в конструкцию СУ-5 изменения и улучшения по результатам войсковой эксплуатации, а затем начать их серийный выпуск. Но вместо этого в 1937 году все работы по программе «малый триплекс» были свернуты.

Будем исходить из того что работы были продолжены. В первую очередь рассмотрим саму СУ. Мы видим что это своего рода самоходный лафет, способный перевозить расчет и мизерный боекомплект. До той же Су-76 ему еще очень далеко. Поэтому конструкторы (теже) взяли за основу т-46.

Вполне себе такой танк. Но были некоторые проблеммы с двигателем. Точнее подходящего двигателя небыло совсем (поскольку это мое личное мнение, то возможны варианты). Для решения этой миниглобальной проблеммы были закуплены в количестве 30+30 немецкие рядные дизели "Бюссинг NAG 900" и "Дойц F6M517" мощностью 135 и 150 лс соответственно. Данные о них можно прочесть в издании Вернера Освальда "Полный каталог военных автомобилей и танков Германии 1900 - 1982 гг."в таблице на стр 223. После нескольких месяцев проектирования и доводки появилось шасси для новой СУ. В первую очередь, для достижения большей остойчивости, слегка расширили базу и опустили ленивец. Для лучшей установки орудия, дизель расположили в передней части шасси. Тамже расположили радиатор в забронированном кожухе. Оригинально расположили воздухозаборник двигателя, прямо на гусеничной полке. В задней части шасси расположили открытую сверху бронированную рубку с вертикальными боковыми и скошенной передней стенкой. В рубке, на станке находилась качающаяся часть 122-мм гаубицы образца 1910/30 годов. Углы вертикальной и горизонтальной наводки оставили прежними. Возимый боекомплект составил 10 снарядов и зарядов. Остальной боекомплект перевозился грузовыми автомобилями. В отличие от остальных орудий, в возимом боекомплекте использовался только один заряд - №5.

Номенклатура боеприпасов

Тип

Индекс ГАУ

Вес снаряда, кг

Вес ВВ, кг

Начальная скорость, м/с (при полном заряде)

Дальность табличная, м

 

     

 

 

 

Осколочно-фугасные снаряды

Стальная осколочно-фугасная граната

53-ОФ-462

21,76

3,67

364

8910

Осколочная граната сталистого чугуна с привинтной головкой

53-О-462А

21,7

 ?

364

8910

Осколочная граната сталистого чугуна

53-О-460А

 ?

 ?

 ?

 ?

Старая граната

53-Ф-460

 ?

 ?

344

7550

Старая граната

53-Ф-460Н

 ?

 ?

344

7550

Старая граната

53-Ф-460У

 ?

 ?

344

7550

Старая граната

53-Ф-460К

 ?

 ?

344

7550

Шрапнель

Шрапнель с трубкой 45 сек.

53-Ш-460

 ?

 ?

343

7230

Шрапнель с трубкой Т-6

53-Ш-460Т

 ?

 ?

342

7240

Осветительные снаряды

Осветительный

53-С-462

 ?

 ?

340

6800

Агитационные снаряды

Агитационный

53-А-462

 ?

 ?

364

7000

Дымовые снаряды

Дымовой стальной

53-Д-462

 ?

 ?

364

8910

Дымовой сталистого чугуна

53-Д-462А

 ?

 ?

 ?

 ?

Все СУ получили следующие номера. СУ-5М-1 орудие УСВ кал. 76,2. Усилено бронирование стенок рубки и поставлено горизонтальное бронирование до средней части рубки.

СУ-5М-2 орудие 122 мм 1910/30 года. Описано в статье.

СУ-5М-3 орудие 152,4 мм 1909/30 года. Отдельно шло проектирование бронированной машины для подвоза боеприпасов на основе более ранней машины.

В итоге получилась вот такая машина. На рисунке показан еще и многощелевой дульный тормоз

alternathistory.com

Танки, как водить танк, тест-драйв Interfax.by, Министерство обороны, кибер-спорт | Информационно-справочный портал Беларуси

Минобороны не то ведомство, которое с удовольствием устроит вам экскурсию по своим закромам. Оборонка все же дело секретное. Хотите увидеть армию изнутри – добро пожаловать на службу.

Ну, вообще-то, есть еще один вариант. Год от года набирает популярность кибер-спорт, и наряду с классическими шутерами и RPG на лидирующие позиции выходят симуляторы военной техники. Молодежь, в том числе призывного возраста, с удовольствием управляет виртуальными самолетами и танками.

Отличная возможность популяризировать военную службу среди молодежи – и ею пользуются. В условиях растущего интереса к кибер-спорту Минобороны пошло на беспрецедентные меры. На полигон в Печах, что под Борисовом, пригласили команду-победителя республиканских кибер-игр «WCG 2012: Беларусь». Эти люди оказались лучшими водителями виртуальных танков, теперь им (а заодно и корреспондентам портала Interfax.by) дали возможность управлять настоящими машинами. Пройти, так сказать, демоверсию военной службы.

Вот он, Т-72А, слегка модернизированный основной боевой танк СССР. Уже почти 40 лет машины серии 72 бороздят грязь всех бывших стран Варшавского договора, а также Финляндии, Индии и прочих. Сегодня мы далеко не поедем, ограничимся полигоном 72-го объединенного учебного центра. Вашему вниманию – женский и мужской взгляды из триплекса танка.

Наталья Назаренко: Девушка в танке

Вспомните кульминационный момент любого фильма про Отечественную войну, когда главный герой на танке идет в атаку, вокруг шум, гул, все в пыли и одна цель – выжить. Схожие с кинематографическими картины появлялись и в воображении юной танкистки, которой первый и, наверное, последний раз в жизни довелось управлять настоящим танком.

До посещения тренировочного полигона теоретический инструктаж и минимальные практические навыки были получены на тренажерах – имитациях кабин танка. Надев специальный шлем, пригибая голову и ужимаясь всем телом, насколько было возможно, мы опускались в маленькое и узкое пространство кнопок, рычажков, педалей, а также прочих незнакомых лампочек и стрелок. После этого сами себя замуровывали, завинтив входной люк.

«Большой рост для танкиста, поджимай ноги, сгибайся и заводись», – командовал офицер, проводивший инструктаж. Оказывается, допустимый максимум роста механиков-водителей танков – 170 см, что немного, но все же превышало рост обучающейся.

«Заводись!» – настаивал вояка, чем ставил курсанта в полнейший тупик. После не совсем удачной первой попытки военный проявил снисхождение (по всей видимости, здесь сыграл роль женский пол водителя): все подробно еще раз объяснил, наглядно показал – и мы тронулись!

Принцип тренажера такой: на компьютере выставляется трасса, которую испытуемый видит в триплекс (маленькое окошко для глаз в танке, через которое надо смотреть на дорогу) и выполняет маршрут, а кабина в это время повторяет все движения, создавая ощущение реальной езды.

[video]http://www.youtube.com/watch?v=GBetal9r8vI[/video]

Даже тренировочное упражнение впечатлило не на шутку и заставило то и дело вскрикивать на поворотах, при прохождении лесоповала, болота, противотанкового рва и т.д. Но самое интересное было еще впереди.

Два танка на старте – один для последнего перед выездом инструктажа, второй непосредственно для прохождения трассы – ждали нас на полигоне. Погода заметно испортилась, начался небольшой дождь. Если бы не кофе и бутерброды, которыми нас угощали военные, не теплые бушлаты и не веселые истории из армейской жизни, можно было бы запросто замерзнуть.

Глядя со стороны, казалось, что вот так просто, без особой подготовки сесть на танк и поехать невозможно, сложно, страшно, в другой раз и вообще не стоит. Но прошло пять минут, и все уже в защитных комбинезонах и шлемах, еще пять – и подошла твоя очередь взбираться на танк, подключать шлемофон (встроенные в танкистские защитные шапки наушники, через которые командир экипажа направляет водителя) и все-таки ехать!

Решившись преодолеть предложенную трассу, корреспондент Interfax.by оказалась в танковой кабине наедине со всеми вышеописанными кнопками, рычагами, окошками со стрелками и цифрами, со своим страхом и единственным в тот момент утешением – голосом командира экипажа в наушниках.

«Сигнал! Снять тормоз! Сцепление! Передача! Газ! Поехали!» – диктовал подсказчик быстро и четко. Разобравшись кое-как и, наконец, тронувшись, водитель вдруг обнаружил, что в уже известный триплекс вообще ничего не видно – разве что просветы кое-где. О дороге и правильном направлении сначала и мысли не было. Однако секунд через 30 зрение адаптировалось, сердцебиение успокоилось, а руки хоть немного стали выполнять приказы спасительного голоса в наушниках.  

И вот ты едешь! А точнее, кажется, что, как в каком-нибудь фильме, несешься и летишь по ямам и болотам вслепую, навстречу победе! Не над врагом, а над самим собой, своими предубеждениями и страхами. «Левее! Правее! Газуй!» – командует голос, и ты уже даже с удовольствием дергаешь рычаги, выжимаешь педали и переключаешь передачи (хотя страшно по-прежнему).

К концу трассы глаза уже научились кое-что различать, и новобранец, наконец, сумел распознать заветные финишные столбы.

Вылезала из танка с полным ощущением своего геройства, тем более что встречали и фотографировали абсолютно все – разве что цветы не дарили.

Танки не женское дело, но ощущения от них незабываемые – и только позитивные! Фактически, управлять настоящим танком даже в первый раз не сложнее, чем обычным автомобилем. Небольшая физическая подготовка, инструктаж, шлемофон, вся смелость, собранная в кулак, – и вы ведете 40-тонный танк к своей победе!

Юрий Костузик: Краткий курс счастливой службы

Правила проезда перекрестка для танка, как известно, очень просты: нужно выехать к перекрестку, убедиться в отсутствии других танков и не спеша пересечь перекресток. Важно лишь не заглохнуть: танк – машина тонкой организации и требует внимательного к себе отношения. Заглохнете – пеняйте на себя: завести танк новичку гораздо сложнее, чем его вести.

Зачем вам, спрашивается, все это знать? Ну, а вдруг когда-нибудь окажетесь в ситуации, где эти знания смогут принести реальную пользу. Например, в танковых войсках. Или, скажем, начнется Армагеддон, а под боком очень кстати окажется свободный танк. На этот случай – наш алгоритм действий.

Шаг первый. Лекция 

Краткая лекция изобилует таким количеством непонятных аббревиатур и числовых показателей, что теряются даже бывалые журналисты. А геймеры скучают: как завести танк, им, вероятно, хорошо известно.

Следом идет первый практический этап – нас по очереди сажают на место механика-водителя в специальном муляже. Муляж – скелет от обычной 72-ки, обшивки нет, зато наличествуют все рычаги, датчики и кнопки (так говорит преподаватель, но проверить его слова невозможно – никто из нас точно не знает, сколько кнопок и прочего должно быть в танке).

В теории все выглядит несложно. Принцип напоминает управление легковым автомобилем с «механикой», только здесь передачи как вверх, так и вниз нужно включать пошагово, не пропуская ни одной. Т.е. нельзя, например, с 4-й сразу врубить нейтралку – танк таких приемов не понимает. Сцепление – третья – сцепление – вторая – и так далее.

Шаг второй. Тренажеры 

Тренажер снаружи очень мало напоминает танк. Честно говоря, он, скорее,  походит на металлическую коробку. Но стоит залезть внутрь – и мы оказываемся на уже знакомом месте механика-водителя (кстати, будете залезать в танк – ноги старайтесь ставить по бокам кресла, вам все-таки в нем еще сидеть).

Добрейшей души гражданский преподаватель (но явно из отставных офицеров) проводит довольно популярный ликбез, сопровождая инструкции милыми сердцу любого срочника наставлениями: «Танковый шлем нужен для того, чтобы солдат своей головой не вывел из строя дорогостоящую аппаратуру».

Задраиваем люк – для этого нужны две руки (механика любопытна, но проста), заводим.

Заводим? Как бы не так. В автомобиле все просто: поворачиваешь ключ в замке зажигания – и поехал. Чтобы завести танк, сперва необходимо подать звуковой сигнал и снять машину с тормоза. После этого нужно нажать на кнопку МЗН – маслозакачивающего насоса. Одновременно тянем рычажок – что-то вроде ключа зажигания в автомобиле. Смотрим на тахометр (ну, наконец-то, знакомое слово) – стрелка на 800 оборотах. Включаем первую передачу, отпускаем сцепление – поехали.

Чудо из чудес! В триплекс (это танковый перископ, специальный смотровой прибор, заменяющий ветровое стекло) видно, как пейзаж вокруг нас приходит в движение! Мы едем и не верим своим глазам!

Ладно, верим, это всего лишь тренажер, пусть и максимально приближенный к настоящему танку. Его даже трясет так же, как танк. Проезжаем по виртуальным тропам, натыкаемся на виртуальные танковые ежи, глохнем – все, приехали, урок окончен.

Шаг третий. Полигон 

Ну, вот и все, момент истины. Сейчас станет известно, научились ли мы чему-нибудь на тренажерах.

А на полигоне, между тем, ноябрь во всем великолепии: снег с дождем, ветер, грязь – любимая погода всякого уважающего себя водителя-механика. Стало быть, и наша тоже.

Земля вдруг начинает дрожать. Долго дрожит, минуты полторы. И тут, как в анекдоте, на поле из-за угла выезжают две 72-ки – с ревом и грязью из-под гусениц. Красота, прямо как в фильмах о войне.

Одна машина становится чуть поодаль, она здесь для того, чтобы начинающие танкисты последний раз перед поездкой напомнили себе, для чего здесь все эти кнопки и рычаги.

Новички по очереди заползают в люк, сидят там какое-то время с умным видом, кивают и вылезают обратно.

Для тех, кто в танке 

Все, отступать некуда, за нами – Печи. Храбрясь, ныряем в люк. Танк уже заведен – ждем сигнала командира экипажа, чтобы ехать.

Шлемофон оживает (ну, то есть оживает одно его ухо): «Снимай с тормоза». Легко сказать. Тут не то что тормоз – имя свое забудешь. Так, где же этот рычаг? Стоп, а педаль когда нажимать? Ай, что-нибудь будет.

«Сцепление – первая». Готово. Мы едем – это видно в малюсенький триплекс! «Вторая». Есть – танк понемногу разгоняется. «Третья». Включаем – и на километрах 30 в час скатываемся в огромную лужу. Если раньше хоть что-то было видно, то теперь водитель едет исключительно на слух, руководствуясь указаниями из шлемофона – триплекс качественно замазан грязью.

А указания тем временем становятся более резкими: «Вернись на дорогу! В колею!». Через какое-то время голос умолкает. Варианта два: либо все же удалось вернуться в колею, либо отключилась связь. О втором думать совершенно не хочется – будем надеяться на лучшее.

«Левее! Левее! Не газуй! Нейтралка! Тормози!». Пока мы надеялись на лучшее, танк с нашей помощью добрался до финиша. Тест-драйв завершен.

Послевкусие

В условиях бездорожья, как убедились корреспонденты портала Interfax.by, танком управлять не сложнее, чем легковым автомобилем на пустой учебной площадке. Не больше и не меньше.

Мы уезжаем с полигона, грязные, мокрые и с улыбками до ушей – кто бы мог подумать, что танк способен доставлять такое немудрящее детское удовольствие.

 

И все же есть кое-что, вносящее легкий диссонанс в эту милитаристскую идиллию. В голове навязчиво крутится мысль: покататься на танке один день – это круто. Два дня – все еще интересно. Три – куда ни шло. Но ездить в этой махине полтора года срочки, а в случае кадровых офицеров всю жизнь – это сущий ад. Вероятно, так и закаляется сталь.

[video]http://www.youtube.com/watch?v=5H0Yq-Wrx8I[/video]

Мы благодарим Министерство обороны за мастер-класс по вождению танков.

[album]96452[/album]

www.interfax.by

Что такое триплекс: случайность и лобовое стекло

Автомобильные стекла отличаются от обычных тем, что будучи разбитыми, не причиняют существенного вреда человеку – их осколки получаются неопасными. Достигается это  одним из двух путей. Более простой – сделать стекло закаленным, чтобы оно крошилось на мелкие части, не могущие причинить серьезные раны. Кроме того, закаленное стекло получается в несколько раз более прочным, чем обычное. Такие стекла получили в автомобилестроении широкое распространение, отечественное народное название их – сталинит. Но как лобовое стекло они неидеальны, по причине того, что даже при локальном повреждении выходит из строя целиком все стекло, тут же рассыпающееся на множество осколков. Причем – с  отягчающим обстоятельством – мгновенной потерей прозрачности.Поэтому со второй половины ХХ века для лобового стекла стали все чаще применять триплекс. Что такое триплекс? Буквально говоря, это тройное стекло. Лобовое стекло этого типа состоит из двух слоев стекла, скрепленных между собой прослойкой из пленки-полимера. Когда такое стекло разбивается, осколки не разлетаются и не рассыпаются, а остаются приклеенными к пленке промежуточного  слоя – и поэтому они не опасны окружающим. Стекло-триплекс не столь прочное, как закаленное, но даже будучи разбитым, оно остается в проеме кузова, и нарушает обзор лишь в той зоне, которая подверглась повреждению.

Интересно, что запатентовавший триплекс в 1909 году французский химик Эдуард Бенедиктус сделал открытие случайно. Он уронил с верхней полки  стеллажа большую колбу, в которой ранее содержался коллодий – раствор коллоксилина. Колба потрескалась, но сохранила форму, что вызвало неподдельный интерес ученого. Оказалось, высохшее вещество образовало на стекле колбы пленку, которая удержала осколки вместе, не дав им разлететься по комнате. Развив эту идею, Бенедиктус создал новый тип стекла, причем сразу адресовал его именно автомобилестроителям.

Вы спросите, причем тут упомянутые в начале танкисты? Именно на танках и бронемашинах впервые появились многослойные стекла, которые совершенно справедливо называли триплексами. Правда, цель их применения несколько иная – не столько уберечь экипаж от ранения осколками стекла, сколько не пропустить вражескую пулю. Именно многослойные клееные стекла (как из плексигласа, так и из непосредственно стекла) служили бронестеклом на танках и самолетах на протяжении ХХ века. Даже сегодня, когда смотровые щели танков оборудованы перископическими устройствами наблюдения, их по традиции называют  триплексами.

www.autocentre.ua

Семейство альтернативной довоенной бронетехники СССР Часть 3

Часть 1Часть 2

«23 июня 1941 г. Прочел в газетах сообщение с фронтов о том, что происходят гигантские танковые сражения. Участвует от 4000 танков одновременно. Хотя мы вступили в войну с порядочным запасом танков, но если так дело пойдет, то этих запасов будет мало. Очевидно, наши расчеты по потребности танков оказались заниженными. Надо раздувать дело с выпуском танков вовсю.

Написал записку т. Сталину, в которой предлагаю ряд крупных машиностроительных заводов срочно перестроить на производство танков. Сегодня вызвал т. Сталин, говорил по моей записке. В общем одобрил, сказал подготовить конкретные предложения.

25 июня 1941г. Часть моих предложений по переводу заводов на производство танков приняты. Вышли решения Государственного комитета обороны. Характерно то, что постановления… № 1 и № 2 вышли по танкам. История когда-нибудь отметит этот факт».нарком среднего машиностроения В. А. Малышев

Мобилизационные машины семейства бронетехники на базе универсального шасси образца 1933 года

Сообщения с фронта живописали орды танков, которых поддерживали армады пикирующих бомбардировщиков. Несмотря на то, что до начала Великой Отечественной войны в системе автобронетанкового вооружения было сделано очень многое, опын начального этапа  войны показал, что необходимо было еще большее усиление зенитного и противотанкового вооружения РККА.

В условиях, когда заводы усиливали выпуск бронетехники на базе универсального шасси образца 1938 года, резервы приходилось изыскивать, используя для этого старые запасы. Прибывавшая на ремзаводы для восстановления старая техника получала новое вооружение и дополнительное бронирование.

1 Модернизированные танки образца 1933/41 года

Вооружение модернизированного танка на базе танка поддержки механизированных соединений состоит из одного пулемета в передней пулеметной башне уменьшенной высоты и размещенных в основной башне 76,2-мм пушки Ф-34 и двух 7,62-мм пулеметов.

Экипаж танка – 5 человек.

Рис. 18 Модернизированный танк образца 1933/41 года с 76,2-мм пушкой Ф-34 на базе танка поддержки механизированных соединений образца 1933 года

2 Противотанковые САУ-истребители

Противотанковые САУ-истребители представляют собой переделку машин на базе универсального шасси 1933 года (основной танк механизированных соединений, штурмовая САУ НПП, САУ триплекса) путем установки тумбы с 95-мм дивизионной пушкой образца 1937 года. Также на ряде машин устанавливались пулеметные башенки пониженной высоты, оснащенные двумя 7,62-мм пулеметами.

Экипаж противотанковой САУ-истребителя – 5 человек.

Рис. 19 Противотанковая САУ-истребитель с 95-мм дивизионной пушкой образца 1937 года. Данный образец САУ получил башенку с двумя пулеметами

3 Легкая зенитная САУ

Легкая зенитная САУ представляет собой переделку машин на базе универсального шасси 1933 года путем установки четырех 12,7-мм пулеметами ДШК. 

Экипаж легкой зенитной САУ – 4 человека.

Рис. 20 Легкая зенитная САУ с четырьмя 12,7-мм пулеметами ДШК. Данная зенитная САУ изготовлена на базе штурмовой САУ НПП образца 1933 года

Этот вариант модернизации не стал массовым, так как четыре 12,7-мм пулемета ДШК были слишком легким вооружением для данного шасси и для них более подходил обычный грузовик.

Модернизация машин семейства бронетехники на базе универсального шасси образца 1937-40 годов

Помимо изыскания внутренних резервов продолжались работы по совершенствованию машин семейства на базе универсального шасси образца 1937-40 годов.

1 Линейный танк

В 1941 году линейный танк получил новую 76,2-мм пушку Ф-34.

В 1942 году в связи с массовым применением противником танков PzKpfW III J1 с 50-мм пушкой KwK 39 L/60 и противотанковых пушек PaK 38 возникла необходимость добронирования лобовых частей линейных танков (маска пушки и близкие к вертикальным участки лба корпуса) до 75 мм.

В габаритах имеющегося корпуса увеличение лобового бронирования вело к возрастанию массы танка и как следствие нагрузки на двигатель. Для компенсации роста массы машины пришлось отказаться от передней пулеметной точки и стрелка. Экипаж танка был сокращен до четырех человек.

Рис. 21 Линейный танк образца 1942 года с пушкой Ф-34 и увеличенным бронированием

В 1943 году после захвата под Ленинградом тяжелого танка PzKpfW-VI H Tiger встал вопрос об увеличении бронирования танка (маска пушки и близкие к вертикальным участки лба корпуса) до 90 мм.

Рост бронирования линейного танка в свою очередь потребовал серьезной модернизации шасси. Инженеры-танкостроители буквально «вылизали» конструкцию танка, изыскав ее последние резервы: 

  • • была уменьшена длина корпуса;
  • • новый форсированный до 350 л.с. двигатель был установлен с небольшим наклоном, что позволило опустить пол боевого отделения;
  • • была уменьшена высота башни.

Вооружение также было усилено: танк получил новую пушку с баллистикой дивизионной пушки образца 1937 года. Помимо бронирования и вооружения была изменена оптика и конструкция люков.

В результате получился танк с увеличенными защищенностью, вооружением и с меньшей заметностью.

Рис. 22 Линейный танк образца 1943 года с 95-мм пушкой

2 Штурмовые танк и САУ

Осенью 1941 года в связи с трудностями военного времени и необходимостью насыщения войск массовым средством усиления 

«для борьбы со скоплениями живой силы, средними и тяжелыми танками, а также укреплениями противника»

вместо выпуска штурмовых танков было решено организовать производство более простых и дешевых штурмовых САУ.

Вооружение штурмовой САУ состоит из 122-мм гаубицы с баллистикой гаубицы образца 1909/1937 года и двух 7,62-мм пулеметов, размещенных в башенке на крыше рубки.

Бронирование корпуса САУ: лоб– 75 мм*, борт 40 мм (30мм борт + 10 мм экраны).Бронирование рубки САУ: лоб – 75 мм*, борта – 40 мм, крыша – 15 мм.* – в 1943 году стали выпускаться САУ с увеличенным до 90 мм бронированием лба рубки и близких к вертикальным участкам корпуса

Весной 1942 года после преодоления кризиса осени 1941 года – зимы 1942 года в СССР вновь вернулись к производству штурмовых танков для механизированных соединений. Выпуск штурмовых САУ продолжился для насыщений частей непосредственной поддержки, действовавших совместно с общевойсковыми соединениями.

Штурмовой танк представляет собой линейный танк образца 1942 года с установленными во вращающейся башне 122-мм гаубицей с баллистикой гаубицы образца 1909/1937 года и спаренной 20-мм пушкой ТНШ. 

Для самообороны от появившихся тяжелых танков противника штурмовой танк получил кумулятивный снаряд с бронепробиваемостью 120-160 мм.

С 1943 году штурмовые танки стали выпускать на модернизированном шасси линейного танка.

Рис. 23 Штурмовая САУ образца 1941 года с 122-мм гаубицейРис. 24 Штурмовой танк образца 1942 года с 122-мм гаубицей

3 Противотанковая САУ-истребитель

Для борьбы с новыми тяжелыми танками противника в 1943 году была создана противотанковая САУ-истребитель. Данная САУ представляет собой корпус штурмовой САУ с установленной в карданной рамке 95-мм дивизионной пушкой образца 1937 года.

Вооружение противотанковой САУ-истребителя состоит из 95-мм пушки и двух 7,62-м пулеметов, размещенных в башенке на крыше рубки. 

Бронирование корпуса САУ: лоб – 90 мм, борт 40 мм (30 мм борт + 10 мм экраны).Бронирование рубки САУ: лоб – 90 мм, борта – 40 мм, крыша – 15 мм.

Экипаж САУ – 5 человек.

Рис. 25 Противотанковая САУ-истребитель с установкой 95-мм пушки в рамке

4 Зенитная САУ

После начала производства 25-мм автоматических пушек 72-К в 1941 году была разработана средняя зенитная САУ с вооружением из двух пушек данного типа.

Экипаж зенитной САУ – 6 человек.

Рис. 26 Средняя зенитная САУ с двумя 25-мм автоматическими зенитными пушками 72-К образца 1940 года

Опытные машины на базе универсального шасси образца 1938-40 годов

Параллельно с совершенствованием машин семейства на базе универсального шасси образца 1937-40 годов шла разработка опытных машин, которые по тем или иным причинам не пошли в серийное производство.

1 Противотанковая САУ-истребитель

В 1943 году был предложен вариант противотанковой САУ-истребителя на базе САУ триплекса с 95-мм дивизионной пушкой. От своего прародителя данная САУ отличалась более мощным бронированием лба рубки и бронированными крышей и задним листом. Установка вооружения оставалась прежней – тумбовой. Передняя пулеметная башенка была удалена.

Вооружение: 95-мм дивизионная пушка образца 1937 года.

Бронирование корпуса САУ: лоб– 45 мм, борт 40 мм (30мм борт + 10 мм экраны).Бронирование рубки САУ: лоб – 45 мм, борта – 15 мм, крыша – 15 мм. 

Экипаж противотанковой САУ-истребителя –5 человека.

Несмотря на большую степень унификации с САУ триплекса с 95-мм дивизионной пушкой образца 1937 года данная машина в серийное производство не пошла, поскольку к этому времени в войсках уже была лучше бронированная и менее заметная противотанковая САУ на базе штурмовой САУ.

2 Триплекс САУ

Триплекс САУ представляет собой три самоходные артиллерийские установки, различающиеся между собой вооружением, размещенным в башне:

  • • 95-мм пушка образца 1937 года;
  • • 122-мм гаубица с баллистикой гаубицы М-30 образца 1938 года;
  • • 152-мм гаубица с баллистикой гаубицы М-10 образца 1938 года.

Дополнительным вооружением САУ дуплекса являются сдвоенные пулеметы, установленные над обрешеткой открытой крыши башни.

Бронирование бортов башни – 15 мм.

Экипаж САУ – 5 человек.

Вследствие увеличенной отдачи САУ триплекса оснащены упорами, расположенными в задней части шасси.

Рис. 27а Триплекс САУ с 95-мм пушкой с баллистикой пушки образца 1937 года

Рис. 27б Триплекс САУ с 122-мм гаубицей с баллистикой гаубицы М-30 образца 1938 года

Рис. 27в Триплекс САУ с 152-мм гаубицей с баллистикой гаубицы М-10 образца 1938 года

Башенные САУ триплекса не пошли в серийное производство по причине большей стоимости, не оправдывавшей усложнения конструкции САУ. Кроме того, в серийном производстве уже находились штурмовые САУ-истребители 95-мм пушкой.

источники цитат и вдохновения:

alternathistory.com